Апостол от 70-ти Марк Евангелист, епископ
Пресла́вних апо́стол Петра́ и Па́вла сора́тниче, струя́ми бла́года́ти Госпо́дней напои́вши оби́льне концы́ ми́ра, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, при́зри ны́не на ны́, чту́щия усе́рдно па́мять твою́! Укрепи́ сердца́ на́ша Тро́ическою ве́рою, испо́лни на́с ду́ха прему́дрости, научи́ ра́зуму, обрати́ во ученико́в свои́х, да непреста́нно пое́м бла́года́рственная тебе́, во умиле́нии зову́ще:
Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
И́кос 1
Ми́ра созда́телю, Христо́с Бо́г, па́дшее во тьму́ челове́чество, све́том нетле́нным просвеща́ти жела́я, тя́, блаже́нне апо́столе Ма́рко, из до́ма ма́тери твоея́ Мари́и во гра́де Иерусали́ме на служе́ние Себе́ призва́, на де́лание спасе́ния на́шего во мно́ги зе́мли иуде́ом и е́ллином Христа́ распя́таго, Бо́жию си́лу и Бо́жию прему́дрость пропове́дати посла́в. Те́мже и мы́, све́том уче́ния твоего́ озаря́еми, се́рдцем и усты́ к тебе́ си́це вопие́м:
Ра́дуйся, из евре́йска коле́на Леви́ина роди́выйся:
ра́дуйся, от пле́мени свя́ще́нническаго Бо́гом избра́нный.
Ра́дуйся, в до́ме ма́тери своея́ Мари́и, апо́стольском прибе́жище, Све́т узре́вый:
ра́дуйся, евре́йски Иоа́нном нарече́нный, лати́нское и́мя Ма́рк во сла́ву Бо́га просвети́вый.
Ра́дуйся, обы́чаи роди́тельския почита́вый:
ра́дуйся, измла́да и́стинную простоту́ возлюби́вый.
Ра́дуйся, от ю́ности украше́нный доброде́тельми:
ра́дуйся, к ве́ре и упова́нию на Бо́га на́с призва́вый.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 2
В собо́рныя труды́ созыва́юще иерусали́млян ве́рующих и апо́стол Бо́жиих, до́м ма́тери твоея́, свя́ты́й апо́столе, тебе́ ковче́гом духоно́сным и назида́тельным ста́л, оба́че и мы́ собо́рность Це́ркви Госпо́дней почита́ем, усе́рдно поя́: Аллилу́иа.
И́кос 2
Ра́зум боже́ственный и́мам, при жи́зни земно́й в це́ркви гра́да Госпо́дня сугу́бо чти́мый, тво́й дя́дя Варна́ва, апо́столе Ма́рко, му́ж до́брый и испо́лненный Ду́ха Свята́го и ве́ры, Тро́ическим про́мыслом к апо́столу Па́влу в до́ме ма́тернем тебя́ прибли́зивый, за таково́е и мы́ с благогове́нием умиле́нно вопие́м сицева́я:
Ра́дуйся, апо́столу Варна́ве по пло́ти и о Бо́зе сро́дниче:
ра́дуйся, в до́ме ма́тернем первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла сре́тивый.
Ра́дуйся, первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла учениче́ ста́в усе́рдный:
ра́дуйся, Ду́ха Свята́го обогати́выйся от апо́стол первоверхо́вных.
Ра́дуйся, я́ко са́м ста́л еси́ обита́лищем Пресвята́го Ду́ха:
ра́дуйся, украше́ние целому́дрия.
Ра́дуйся, от Го́спода жре́бий апо́стольства улучи́вый:
ра́дуйся, благове́стия трубо́, основа́ния ве́тхаго ми́ра сокруши́вый.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 3
Си́лою свы́ше укрепле́ннии, в пе́рвый пу́ть из Антиохи́и к иуде́ом и волхво́м с апо́столы Па́влом и Варна́вою по́слани Го́сподем бы́сте, тебе́, святы́й апо́столе и евангели́сте, с собо́ю взя́вше, на́м же укажи́ стезю́ ко Го́споду, вопию́щих: Аллилу́иа.
И́кос 3
Иму́ще прему́дрость ше́ствовати за ста́ршими апо́столы, ты́ святи́телю Ма́рко, о́стров Ки́пр с восто́ка на за́пад проше́д пропове́да, те́м у́бо и на́ша ду́ши, омраче́нныя мра́ком страсте́й ко све́ту Госпо́дню просвети́, да восхва́лим ти́ та́ко:
Ра́дуйся, свиде́телем ста́в пораже́ния слепото́ю волхва́ Вариису́са по сло́ву апо́стола Па́вла:
ра́дуйся, в ма́лую А́зию из Ки́пра со апо́столы Па́влом и Варна́вою проше́ствовавый.
Ра́дуйся, дерза́ющий Про́мысл Бо́жий исполня́ти, из Перги́и во Иерусали́м возврати́выйся:
ра́дуйся, во свято́м гра́де ко апо́столу Петру́ присоедини́выйся.
Ра́дуйся, со апо́столом Петро́м в Ри́м от до́ма ма́терняго ше́ствовати вознаме́ривыйся:
ра́дуйся, Це́рковь Правосла́вную во гра́де Ри́ме апо́столу Петру́ соде́йствующе, утверди́вый.
Ра́дуйся, напои́вый зе́млю ри́мскую струя́ми боже́ственных веща́ний:
ра́дуйся, мно́жество язы́чников ри́мских во́инами христо́выми утверди́вый.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 4
Сладча́йшаго Учи́теля ты́ па́че все́х бла́г земны́х возлю́бил еси́, что́ устреми́лся возвести́ти его́ о ше́ствии Иу́ды со стра́жники, наготу́ пло́ти своея́ успе́в покры́ти то́лько покрыва́лом, научи́ и на́с чрез все́ житие́ ко Спаси́телю свои́ стопы́ устремля́ти, вопия́ше Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 4
Слы́шаша, богому́дре Ма́рко, бли́жнии и да́льнии ри́мляне из у́ст твои́х о Го́споде, ре́вностно возжела́ли в письмена́х обрести́ сло́во Бо́жие, мы́ же к и́х мольба́м благода́рственно вопие́м ти́:
Ра́дуйся, в дни́ разли́чны от апо́стола Петра́ слы́шанное во Ева́нгелие изложи́вый:
ра́дуйся, Ева́нгелие тобо́ю пи́санное, второ́й кни́гой Заве́та Госпо́днего яви́ся.
Ра́дуйся, чудеса́ми Боже́ственными во Ева́нгелие си́лу Тро́ицы Свято́й показа́вый:
ра́дуйся, явле́нием Иоа́нна Крести́теля благовествова́ние о Го́споде нача́вый.
Ра́дуйся, про́поведь из пусты́ни иуде́йской в пусты́ню все́й земли́ принесы́й:
ра́дуйся, я́ко рыка́ющему льву́ гла́с вопию́щаго в пусты́ни уподо́бивый.
Ра́дуйся, са́м со льво́м в Це́ркви Христо́вой показу́емый:
ра́дуйся, непоколеби́мый сто́лпе, тве́рдо содержа́вый су́щих в ве́ре.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 5
Сверши́вше труды́ апо́стольские в Ри́ме, исполня́я смире́нно чрез апо́стола Петра́ во́лю Госпо́дню дарова́ти ины́м зе́млем сло́во Бо́жие, апо́столе Христо́в Ма́рко, научи́ смире́нию и послуша́нию на́с гре́шных, пою́щих: Аллилу́иа.
И́кос 5
Не и́щуще сла́вы себе́, но ре́вностно благовеству́яй во сла́ву Христо́ву, святы́й апо́столе Ма́рко, дерзну́вый во гра́д импера́торов войти́. Тебе́ мы́, многогре́шнии, хвалу́ воспева́ем:
Ра́дуйся, из Ри́ма в Аквиле́ю для про́поведи сло́ва Бо́жия прише́дый:
ра́дуйся, во гра́де, возлю́бленнем импера́торами, о Христе́ распя́том бла́говествова́вый.
Ра́дуйся, Аквиле́ю, зла́том с Ри́мом ра́вной, нетле́нным зла́том сло́ва Бо́жия озари́вый:
ра́дуйся, во́ды мо́ря Адриати́ческаго вода́ми Иорда́нскими утверди́вый.
Ра́дуйся, сокро́вищами духо́вными бога́тства Аквиле́и посрами́вый:
ра́дуйся, в гра́де се́м Це́рковь Христо́ву основа́вый.
Ра́дуйся, все́м се́рдцем Иису́са, Сы́на Бо́жия возлюби́вый:
ра́дуйся, с усе́рдием Свято́й Тро́ице зе́мно послужи́вый.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 6
Боготе́чной звезде́ подо́бен бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, с ра́достию во иуде́йский и язы́ческий египет Ева́нгелие Христо́во поне́сший, научи́л еси́ неве́рных ве́ровати в Тро́ицу Единосу́щную и ку́пно с тобо́ю воспева́ти: Аллилу́иа.
И́кос 6
Подо́бно Моисе́ю, не́когда возвести́вшему сыно́м Изра́илевым избавле́ние от и́га Фарао́нова, ты́ из апо́стол пе́рвым, евангели́сте Ма́рко, во Еги́пте возвести́л свобо́ду от ра́бства диа́вола, мы́ же, чту́щи па́мять твою́, умиле́нно пое́м:
Ра́дуйся, вели́кое мно́жество же́н и муже́й иуде́йских во Еги́пте ко Христу́ приведы́й:
ра́дуйся, зе́рна Ева́нгелия в угото́ванную зако́ном Моисе́овым зе́млю всади́вый.
Ра́дуйся, утвержде́ние ве́ры Христо́вой:
ра́дуйся, сто́лпе Це́ркви Бо́жия.
Ра́дуйся, в Александри́и еги́петской Це́рковь Христо́ву возведы́й:
ра́дуйся, насади́телю и́стиннаго богопочита́ния.
Ра́дуйся, свети́ло ве́ры Правосла́вныя:
ра́дуйся, всего́ ро́да Христиа́нскаго украше́ние.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 7
Узре́л еси́, апо́столе Ма́рко, во о́бразе Челове́честем Влады́ку ми́ра и Сы́на Бо́жия, от первоверхо́вных апо́стол открове́ние о Го́споде возлюби́в. Сего́ ра́ди и мы́, испове́данию твоему́ вня́вше, пое́м та́ко: Аллилу́иа.
И́кос 7
Ра́зум неуразуме́нный вразумля́я о Святе́й Тро́ице, побо́рниче испове́дания Правосла́вныя ве́ры, святы́й апо́столе Ма́рко, из Антиохи́и со святы́ми Па́влом и Варна́вою ше́ствовати во вторы́й пу́ть с про́поведию Христо́вой вознаме́ривыйся. Сего́ ра́ди ве́рнии научи́шася воспева́ти тебе́:
Ра́дуйся, про́мыслу Бо́жию на тебе́ по исхо́де из Антиохи́и сверши́вшемуся:
ра́дуйся, ше́ствовати да́лее ку́пно, отка́з апо́стола Па́вла получи́вый.
Ра́дуйся, с дя́дею свои́м апо́столом Варна́вою в Ки́пр возврати́выйся:
ра́дуйся, в се́ни до́ма роди́тельскаго от стра́нствий до вре́мени почива́вый.
Ра́дуйся, богоозаре́нный испове́дниче неизрече́нныя Боже́ственныя сла́вы:
ра́дуйся, ми́р веща́нием воплоти́вшагося Бо́жия сло́ва озари́вый.
Ра́дуйся, мре́жею бла́года́ти на́с из суе́т ми́ра любо́вию возводя́щий:
ра́дуйся, уче́ний небе́сных бла́говеща́нный сказа́телю.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 8
Та́йнам Ца́рствия Бо́жия науче́нный, па́ки во Еги́пте благовеству́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ сре́тивый, омраче́нныя грехми́ ду́ши на́ша просвети́, да воспря́нем е́же пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 8
Ве́сь огне́м Боже́ственныя любве́ испо́лненный, в терпе́нии стяжа́в Ду́х Святы́й, Бо́гом води́мый десни́цею свое́ю Ева́нгелие Госпо́дне напису́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ в Вавило́не для трудо́в но́вых сре́тивый, мы́ же, любо́вию твое́ю побежда́еми, дерза́ем зва́ти тебе́ такова́я:
Ра́дуйся, апо́столу Петру́ усе́рдно подража́вый:
ра́дуйся, со апо́столом Петро́м Це́рковь Христо́ву в Вавило́не еги́петстем созда́вый.
Ра́дуйся, апо́столе Пе́тре, в хра́ме то́м пе́рвое посла́ние к малази́йцем сотвори́вый:
ра́дуйся, апо́столе Ма́рко, дру́же врата́ря ра́йскаго, отве́тшаго Спа́су, ты́ еси́ Христо́с, Сы́н Бо́га Жива́го.
Ра́дуйся, собра́том ста́в апо́столу, ключи́ Ца́рствия Небе́снаго стяжа́вшаго:
ра́дуйся, Христо́во Ева́нгелие в себе́ воплоти́вый.
Ра́дуйся, ко све́ту та́йн Бо́жиих приница́ющий:
ра́дуйся, сло́ва Бо́жия усе́рдный изъясни́телю.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 9
Си́лою свы́ше осене́нный, апо́столе Ма́рко, гони́телей свято́й ве́ры не устраши́выйся, благове́стническия труды́ заточе́ннаго во у́зы в Ри́ме апо́стола Па́вла раздели́вый, ве́ру Христо́ву велегла́сно прославля́я, те́мже поя́ху Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 9
Вити́я многовеща́нныя не довле́ют изглаго́лати чистоту́ духо́вную, ю́же име́л ты́, апо́столе Ма́рко, и на́с научи́ ве́ре кре́пцей, с любо́вию зову́щих ти́:
Ра́дуйся, Па́влом, во дни́ заточе́ния, колосса́ем о тебе́ писа́вшим, я́ко о свое́м уте́шителе:
ра́дуйся, и́мже сотру́дником свои́м для Ца́рствия Бо́жия нарече́нный.
Ра́дуйся, указа́ние ше́ствовати из Ри́ма в Ма́лую А́зию испо́лнивый:
ра́дуйся, во фриги́йский гра́д Коло́ссы прише́дый.
Ра́дуйся, лжеучи́телем, прельща́вшим колосси́йских христиа́н, противоде́йственниче:
ра́дуйся, иуде́ев и е́ллинов просвети́телю.
Ра́дуйся, тридне́внаго сме́рти и воскре́сния Божества́ бла́говести́телю:
ра́дуйся, кро́тости и воздержа́ния учите́лю.
Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 10
Спасти́ хотя́ ро́д челове́ческий, са́м благове́стником на стезя́х Бо́жиих ста́вый, в приле́жнем послуша́нии апо́столу Па́влу ве́рен до конца́ бы́вый, поя́ Тро́ице Пресвяте́й: Аллилу́иа.
И́кос 10
Царя́ Небе́снаго, Его́же славосло́вят херуви́мы и серафи́мы, житие́м, ве́рою и любо́вию всеусе́рднейший служи́тель бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, первоверхо́вным апо́столом Па́влом пред кончи́ною его́ во у́зах бы́л призва́нный, Того́ ра́ди ра́достно зове́м ти́:
Ра́дуйся, посла́ние апо́стола Па́вла к Тимофе́ю испо́лнивый:
ра́дуйся, со апо́столом Тимофе́ем из Ма́лой А́зии в Ри́м на по́мощь Па́влу поспеши́вый.
Ра́дуйся, свиде́телем му́ченической кончи́ны обои́х учи́телей свои́х яви́выйся:
ра́дуйся, вели́каго апо́стола Па́вла, ри́мскаго граждани́на, усекнове́нным узре́вый.
Ра́дуйся, первоверхо́внаго апо́стола Петра́, ра́спята на кресте́ созерца́вый:
ра́дуйся, пло́ть свою́ ко страда́нием за Христа́ угото́вавый.
Ра́дуйся, сле́зы за грехи́ на́ша пред Го́сподем пролия́вый:
ра́дуйся, учи́телей свои́х в Ца́рствии Бо́жием сре́тивый.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 11
Пе́ние Пресвяте́й Тро́ице с первоверхо́вными апо́столы возда́л еси́, апо́столе Ма́рко, сло́вом, умо́м и живы́м всего́ себе́ в же́ртву принесе́нием: подража́я бо распя́тому за ны́ непоро́чному А́гнцу Христу́, положи́л еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́ во́лею. Те́мже благода́рни су́ще, пое́м ди́вному во святы́х: Аллилу́иа.
И́кос 11
До после́дняго часа́ своего́ науча́ти любви́ Госпо́дней и сло́ва Бо́жия устремле́нный, апо́столе Ма́рко, па́ки во Еги́пет по́сле убие́ния учи́телей свои́х стопы́ напра́вивый, просвеща́еши бо сердца́ ве́рных и к ра́зуму Боже́ственному вся́ наставля́еши, поуча́я и на́с ве́село взыва́ти:
Ра́дуйся, во Еги́пет воздви́гнутый тобо́ю хра́м благоустра́ивать напра́вивыйся:
ра́дуйся, в Александри́и средото́чие гре́ческаго уче́ния в зна́тнем книгохрани́лище во сла́ву Христо́ву употреби́вый.
Ра́дуйся, иуде́ев, увле́кшихся гре́честей уче́ностию, к зна́нием христиа́нским приведы́й:
ра́дуйся, христиа́нское учи́лище в Александри́и основа́вый.
Ра́дуйся, учи́лище сие́, знамени́тыми учи́тельми и отца́ми Це́ркви просла́вивший:
ра́дуйся, в забо́те о слу́жбе церко́вней чи́н Боже́ственныя Литурги́и соста́вивый.
Ра́дуйся, из Александри́и пропове́дать Христа́ в А́фрику, Ли́вию и ины́м язы́ком пу́ть предприя́вый:
ра́дуйся, во Еги́пте про́поведи твои́ вро́вень с мле́ком ма́тери христиа́не употреби́ша.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 12
Благода́ть Бо́жия соблюда́ше тя́, апо́столе Ма́рко, а́ки Пе́тр и Па́вел Ева́нгелие возвеща́л еси́, сло́вом Христо́вым ве́рныя утеша́я. И та́ко упа́сл еси́ Це́рковь да́же до дне́, егда́ язы́чники злы́я в хра́м ворва́вшеся с наме́рением погуби́ти тя́, неуста́нно взыва́л ко Го́споду: Аллилу́иа.
И́кос 12
Пою́ще многотру́дныя по́двиги за Христа́, всехва́льный апо́столе Ма́рко, хва́лим ева́нгельския труды́ твоя́, ублажа́ем му́ченическую кончи́ну, почита́ем свяще́нную па́мять твою́ и в похвалу́ сицева́я тебе́ зове́м:
Ра́дуйся, пе́рвый епи́скопе це́ркви Александри́йстей:
ра́дуйся, Александри́и первому́чеником явле́нный.
Ра́дуйся, е́ллинское божество́ се́раписа Свято́ю Па́схою разруши́вый:
ра́дуйся, в Пра́здник Христо́вой Па́схи е́ллинами уму́ченный.
Ра́дуйся, а́нгелом Госпо́дним в темни́це на по́двиг укрепле́нный:
ра́дуйся, исте́рзанный, всле́д за а́нгелом от Самого́ Го́спода утеше́ние прия́вый.
Ра́дуйся, во вторы́й де́нь лю́тою толпо́ю доро́гами гра́да влаче́нный, ду́х от му́к испусти́вый:
ра́дуйся, я́ко те́ло твое́ не да́л еси́ Госпо́дь огне́м сожещи́, громо́м с мо́лнией злора́дных е́ллинов вразумля́я, и христиа́ном пречи́стую пло́ть погреба́ти бла́гослови́вый.
Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.
Конда́к 13
О всехва́льный благове́стниче апо́столе и евангели́сте Ма́рко! Внемли́ у́бо воздыха́нию серде́ц на́ших, моля́щихся тебе́, учите́лю и архипа́стырю, мно́го бо мо́жет моли́тва святы́х апо́стол пред Бо́гом: научи́ на́с потщи́теся и па́мятовати о небе́снем зва́нии и христиа́нстей кончи́не жи́зни на́шея, привлецы́ ны́ ко сла́дости ева́нгельския и́стины, свяжи́ у́зами любве́ Христо́вы, да мы́ вси́, отве́ргшеся нече́стия и мирски́х похоте́й, вни́дем в ра́дость Го́спода на́шего, пою́ще Ему́ с тобо́ю и со все́ми апо́столы: Аллилу́иа.
Се́й конда́к глаго́ли три́жды, та́же и́кос 1-й и конда́к 1-й.
Моли́тва свято́му апо́столу и евангели́сту Ма́рку
О пресла́вный апо́столе и ева́нгели́сте Ма́рко, ду́шу за Христа́ преда́вый и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобри́вый! При́зри на на́с, ча́д Госпо́дних многогре́шных, все́х зде́ ны́не предстоя́щих и моля́щихся (имена), моли́твы и воздыха́ния сердца́ми сокруше́нными ны́не принося́щих.
Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися во́лком хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся.
О, всехва́льный апо́столе и ева́нгели́сте Ма́рко! Просвети́ на́с све́том Свята́го Ева́нгелия Госпо́дня, вразуми́ истреби́ти не́мощи на́ша, помоги́ не отлуча́тися от Го́спода Спа́са на́шего, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да вразуми́т сло́вом Свои́м и рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших истреби́т, и да сподо́бит со все́ми святы́ми апо́столы во блаже́нном Ца́рствии воспева́ти Пресвяту́ю и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в! Ами́нь.
Источник: https://azbyka.ru/days/saint/839/group
Евангелист Марк : краткая биография
Марк (ивр. מרקוס, греч. Μάρκος) — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.
Жизнеописание
Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.
Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51—52).
Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.
Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть.
Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.
Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 [23] апреля 68 года (по другой версии — 63 года).
Евангелие от Марка
Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал».
Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки.
Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки.
Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.
По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».
Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр.
Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4).
Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно.
Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).
Собор Святого Марка в Венеции
Собор Святого Марка в Венеции
Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей.
Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город.
Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре.
Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.
Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)
Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио.
Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики.
Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.
Дни памяти, почитание и покровительство
- В православной церкви: 25 апреля (8 мая), 4 (17) января, в дни Собора Апостолов от семидесяти: 27 сентября (10 октября) и 30 октября (12 ноября).
- В католической церкви: 25 апреля.
- 31 января в Венеции (день перенесения мощей)
- В протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.
В традиции Коптской церкви именуется «Боговидцем» (Theorimos).
Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.
Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/evangelist-mark
25 апреля. Святой Марк, апостол и евангелист. Праздник
Марк – один из четырех евангелистов, т.е. людей, с чьим именем Церковь связывает авторство канонического Евангелия.
Автора Евангелия «от Марка» принято отождествлять с известным в ранней Церкви Иоанном Марком, племянником (согласно другим переводам, двоюродным братом) апостола Варнавы, сподвижника апостола Павла (Кол 4,10).
Иоанн Марк упоминается несколько раз в Книге Деяний, а также в Посланиях апостолов Петра и Павла.
Имя «Марк» – латинского происхождения, но его носитель был иудеем (Кол 4,10 называет его «обрезанным»), на что указывает и еврейское имя «Иоанн».
Согласно Деян 13,5, Иоанн Марк сопровождал Варнаву и Павла в их первом миссионерском путешествии (конец 40-х годов I столетия), но преждевременно вернулся в Иерусалим, вероятно, не выдержав трудностей пути.
Отрицательное отношение апостола Павла к Марку стало причиной его разделения с Варнавой (Деян 15,37-39), но затем Павел и Марк примирились: Апостол язычников упоминает Марка среди своих ближайших сотрудников (Кол 4,10; Флм 24; 2 Тим 4,11).
Находясь в Риме, Марк сотрудничал и с апостолом Петром, который называет его «возлюбленным сыном» (1 Петр 5,3).
Из Книги Деяний можно извлечь некоторые сведения о семье Марка. Он был сыном богатой вдовы, проживавшей в Иерусалиме, в доме которой проходили собрания местной общины христиан (ср. Деян 12,2).
Древнее предание утверждает даже, что именно в этом доме и находилась «Сионская горница», где имела место Тайная Вечеря Иисуса с учениками, а Дух Святой снизошел на апостолов в день Пятидесятницы.
Как житель Иерусалима и современник описанных в Евангелиях событий, Марк вполне мог быть лично знаком с Иисусом Христом, хотя и не входил при Его земной жизни в круг Его ближайших учеников.
Некоторые церковные авторы идентифицируют Марка с юношей, бежавшим от стражи в ночь ареста Иисуса в Гефсимании и оставившим в руках преследователей покрывало, в которое он был закутан (ср. Мк 14,50-51). Характерно, что об этом эпизоде упоминает только Евангелие от Марка.
Церковное предание сообщает, что после гибели апостолов Петра и Павла при императоре Нероне Марк отправился в Александрию Египетскую. Древняя Александрийская Церковь считает его своим основателем и первым епископом.
Здесь же он принял мученическую смерть от рук язычников 25 апреля 68 (по другим данным, 63) года. В 825 г. мощи святого Марка были перенесены из Александрии в Венецию, покровителем которой он ныне и является.
Иконографический символ евангелиста Марка – крылатый лев.
Располагающееся в новозаветном каноне вторым Евангелие, носящее имя Марка, признавалось древними церковными авторами и Отцами Церкви отражением проповедей апостола Петра. По одним сведениям Марк записывал главные моменты бесед Первоверховного апостола, а потом соединил эти записи в одну книгу, не всегда строго следуя хронологическому порядку.
По другим свидетельствам, после казни апостола Петра Марк по просьбе римской общины составил резюме его рассказов и поучений.
Современная библейская наука склонна считать, что Евангелие, связываемое с именем Марка, было составлено на основании нескольких письменных и устных источников, являющихся носителями раннехристианской традиции об Иисусе.
Оно легло в основу двух других Евангелий, называемых «синоптическими» – от Матфея и от Луки.
Евангелие от Марка, вероятно, изначально предназначалось для новообращенных христиан из язычников, причем подразумевалось, что ему должна сопутствовать более подробная и содержащая разъяснения устная катехеза.
В нем практически отсутствуют ссылки на Ветхий Завет, столь любимые иудеями генеалогии, указания на значимость Моисеева закона и т.д. С другой стороны, в нем содержатся пояснения иудейских обычаев и понятий, как если бы они были незнакомы той аудитории, для которой писался текст.
Центральной темой Евангелия от Марка является так называемая «мессианская тайна» или «тайна Иисуса».
Автор сам не дает однозначного ответа на формулируемый в тексте самый главный вопрос: «Кто есть Сей?», но рядом тонких намеков побуждает читателя самому сделать вывод: Иисус – Некто больший, чем просто пророк, праведник или даже ожидаемый иудеями Мессия. Уж не Сам ли Он Непостижимый Бог, парадоксальным образом пришедший к нам в материальной оболочке конкретной человеческой личности?
Из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»:
Святой Марк был одним из первых христиан в Иерусалиме. С юных лет он находился в обществе Матери Иисуса и Его Апостолов и знал их очень хорошо. Мама Марка была одной из тех женщин, которые оказывали Иисусу материальную поддержку.
Кроме того, Марк был двоюродным братом Варнавы, одного из величайших деятелей ранней Церкви, возглавившим ее проповедь языческому миру. Марк сопровождал Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия (ср. Деян 13,5-13).
Однако, после проповеди на Кипре, Марк, по-видимому не выдержав трудностей путешествия, оставил спутников и вернулся в Иерусалим (Деян 13,13). Непостоянство Марка пришлось не по вкусу апостолу Павлу, и когда, планируя очередную поездку, Варнава вновь наметил в спутники Марка, Павел решительно этому воспротивился.
Разногласия между апостолами оказались столь существенными, что их совместной работе пришел конец: отныне они совершали свои миссионерские путешествия по отдельности. Причиной же всему был Марк.
Спустя десять лет мы находим Марка в Риме, помогающим апостолу Петру. Апостол Петр называет его своим сыном (1 Петр 5,13), подчеркивая тем самым продолжительный, близкий и сердечный характер сложившихся между ними отношений.
Марк работает у Первоверховного Апостола переводчиком, и это обстоятельство отразится на написанном чуть позднее Евангелии. В нем Марк не приводит длинных речей Наставника, зато красочно и живо описывает некоторые события из Его жизни.
Он воссоздает атмосферу маленьких селений на берегу Геннисаретского озера с такой степенью реалистичности, что становятся почти явственно слышимыми голоса их жителей, шум толпы, окружающей Иисуса, восклицания свидетелей Его чудес, реплики апостолов… Таким образом мы становимся непосредственными свидетелями евангельских событий или даже их участниками. Евангелист, с помощью указанных приемов, создает яркий, трогательный и очень привлекательный образ Иисуса. Он передает нам и ощущения апостолов, постоянно находящихся рядом со своим Учителем. Иначе говоря, Марк передает чувства Петра, о которых тот с большим воодушевлением свидетельствовал. Эти чувства не остыли с годами, напротив, они стали глубже, осознаннее, приобрели еще более пронзительный и нежный характер. Можно с полным правом утверждать, что труд Марка – это отражение проповеди святого апостола Петра.
Святой Иероним утверждает, что «Марк, ученик и переводчик Петра, написал Евангелие по просьбе братьев, проживавших в Риме, на основании услышанного им от Апостола. Сам Петр утвердил прочитанное ему вслух Евангелие своим авторитетом и предписал читать его в Церкви».
Точно воспроизвести учение Петра – это и было главное дело Марка, цель всей его жизни.
Какое же великое значение оно имело для всех последующих столетий! Как же мы должны быть благодарны Евангелисту за ту любовь, с какой он делал свою работу, за ту верность, с какой он следовал внушениям Святого Духа! Кроме того, сегодняшний праздник – это еще один повод проанализировать, насколько внимательно и охотно мы читаем Евангелие – Слово Божие, непосредственно обращенное к каждому из нас. Делаем ли мы это ежедневно? Не ведем ли себя порой подобно блудному сыну? Взываем ли к Господу словами слепого нищего Вартимея: «Господи, чтобы мне прозреть!», или словами прокаженного: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» Ощущаем ли на себе взгляд Иисуса, приглашающего нас последовать за Собой, и, по примеру Его учеников, возлюбить даже тех людей, которые нам не слишком симпатичны?
Источник: https://sib-catholic.ru/25-aprelya-svyatoy-mark-apostol-i-evangelist-prazdnik/
Святой апостол и евангелист Марк
Празднование в честь святого евангелиста Марка совершается в Православной Церкви 8 мая по новому стилю.
Житие апостола Марка
О евангелисте Марке известно, что он был родом из Иерусалима и приходился племянником апостолу Варнаве, который являлся апостолом от семидесяти. Его первоначально звали Иоанн, затем Иоанн-Марк.
Известно, что мать апостола Марка Мария была христианкой, и в их доме, который примыкал к Гефсиманскому саду, часто собирались последователи Спасителя. В своем Евангелии Марк рассказывает о неком юноше, который в ночь перед распятием следовал за Христом (Мк. 14, 51-52). В нем церковное Предание видит самого евангелиста.
После Воскресения Христова Марк начал апостольскую проповедь и позже основал Церковь в Египте, став первым Александрийским епископом. Апостол Марк много путешествовал с проповедью христианства, посещая Ливию, некоторые области Африки и Рим.
Его считают сподвижником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также святого апостола Варнавы. В Александрии проповедь и служение святого Марка вызвали недовольство языческого населения, которое потребовало заключения епископа в темницу и суда над ним, но ночью епископу явился Христос, ободряя его.
Когда утром апостола повели на место суда, он скончался по дороге. Когда святой евангелист умирал, из его уст звучала молитва к Богу: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Евангелие от Марка
Хотя авторство второго Евангелия не указано в самой книге, церковное Предание считает его писателем апостола Марка. Точное время и место написания неизвестны, однако можно предположить, что это Евангелие было написано в период между 60 и 70 годами в Риме. Возможно также, что Марк писал свое Евангелие со слов апостола Петра, поскольку был его учеником.
Свое Евангелие он написал, обращаясь к христианам из язычников, поскольку в повествовании даются объяснения иудейских обычаев, географии Палестины, а также редко встречаются ссылки на ветхозаветные писания, в отличие от других Евангелий.
Языком, на котором изначально было написано второе Евангелие, является греческий, однако в тексте встречаются также латинизмы, которых нет в других евангельских повествованиях. В современной библеистике существует мнение, что Евангелие от Марка было написано первым и послужило евангелистам Матфею и Луке источником для написания их Евангелий.
Евангелие от Марка является самым коротким из всех четырех Евангелий, в котором содержится всего шестнадцать глав. Рассказ о жизни и проповеди Христа в повествовании Марка во многом совпадает с Евангелиями от Матфея и Луки, однако евангелист приводит несколько притч и эпизодов, которые встречаются только в его книге.
Так, апостол Марк повествует об исцелении глухого косноязычного (7:31-37), а также слепого в Вифсаиде (8:22 – 26) и две притчи о посевах и всходах (4:26) и об ожидании хозяина дома (13:34).
Похищение мощей апостола Марка
Апостол Марк был погребен в Александрии, где был епископом, и его мощи находились там до IX века. Однако в 828 году мощи были перевезены в Венецию.
Рассказывают, что итальянские купцы, услышав о гонениях, начавшихся в Александрии со стороны мусульманского правительства, решили спасти мощи святого Марка от поругания. По преданию, они спрятали их в большую корзину, накрыв сверху тушами свиней.
Когда мусульмане, проверяя товары в корабле, увидели свинину, то, боясь оскверниться, не пожелали прикоснуться к корзине. Таким образом, мощи святого апостола были перевезены в Европу.
В родном городе купцов, Венеции, был построен большой собор, в котором поместили святыню, а апостол Марк стал считаться покровителем города. Кроме того, святой Марк является покровителем египетских христиан.
Иконописные изображения апостола Марка
Существуют различные иконографические изображения евангелиста Марка. Чаще всего его изображают сидящим за столом и пишущим свое Евангелие. Распространены также оплечные образы, на которых святой держит в руках свиток или книгу.Иногда на иконах за спиной апостола Марка изображается лев, как царственное животное, потому что в своем Евангелии он делает акцент на могуществе и царском достоинстве Христа.
Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.
Величаем тя, / апостоле Христов Марко / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.
Молитва:
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/569-svyatoj-apostol-i-evangelist-mark
Апостол и евангелист Марк и его евангелие
Три года назад, Господь сподобил меня побывать в Венеции (Италия) и поклониться мощам святого, который написал одно из четырёх Евангелией (в книги Библия), и сегодня, 8 мая, Православная Церковь празднует память этого святого, это апостол и евангелист, Марк!Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12).
По имени Иоанн он был известен в Палестине, а Марком (Маркус), апостола так звали в Риме. Апостол и Евангелист Марк не был непосредственно учеником Иисуса Христа и потому его называют апостол от 70-ти. Апостолами от 70-ти называли учеников апостолов от 12-ти, а чаще всего учеников апостолов Петра и Павла.
Евангелист Марк, былне только учеником апостола Петра, но ещё и племянником апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он, будучи молодым юношей следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал нагим от схвативших его воинов (Мк.
14, 51-52). Таким образом, евангелист Марк непосредственно имел возможность видеть Господа своими глазами. А потому . После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Есть такое предание, что евангелист Марк, был молодым, хорошо образованным человеком и умел писать письма, чего не умел будучи простым рыбаком апостол Пётр. А потому апостол Пётр особенно дорожил евангелистом Марком и держал его при себе, как своего личного писаря.
По существующему преданию, апостол и евангелист Марк, научил писать и апостола Петра. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, в Александрию, где основал Церковь.
Таким образом, апостол и евангелист Марк, можно сказать стал первым епископом Александрии и первым главой Александрийской Церкви, от которого берётся исчесления Александрийских Патриархов.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии.
Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, как о своем духовном сыне и даже назвал его своим сыном. (1 Пет. 5, 13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там в Риме он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).
Говоря о самом Евангелие от Марка, то оно отличается от других евангелий.
Вполне возможно, что когда апостол Марк писал о юноше в Гефсиманском Саду и о Страстях Господних, апостол писал о своих личных переживаниях и воспоминаниях, которые , опять же возможно, он мог видеть, пережить и даже явиться их свидетелем и участником.
Но так как Марк был как бы писарем апостола Петра, то и многое из земной жизни Господа он знал именно от Петра и составлял Евангелие по словам апостола Петра. Его Евангелие наполнено такими мелкими подробностями, которые о жизни Христа мог знать только такой близкий человек, как Пётр.
К тому же у Марка пропущены все моменты евангельские, когда Петра хвалили и наоборот Марк подчёркивает в своём Евангелие Петровы ошибки, что опять же свойственно тому, что апостол Пётр вот так как бы скромно и самокритично рассказывал апостолу Марку те события участником которых он сам был.
Марк записывал всё услышанное от Петра и апостол Пётр позволял Марку это делать и не только позволял, но даже просил записанное потом читать в христианской общине Римлян, чтобы римляне принявшие христианство знали о Христе. Так до нас и дошло это Евангелие, в подлинности которого не усомнился ни один церковный богослов.
Есть в самом деле мнение, что апостол Марк писал своё Евангелие для читателей не знакомых с еврейскими обычаями и культурой, писал не для евреев, а скорее для тех же римлян и писано Евангелие было не на еврейском, а на греческом языке. Потому что в его Евангелии очень мало цитат на ветхий завет и почти не вспоминаются пророчества о Мессии. А то и понятно, ведь Римляне были язычниками и еврейские книги и Библейский Ветхий завет они не читали и знать не могли, а потому апостол Марк и не ссылался на него, как другие Евангелисты.
Апостол Марк не пишет ни о какой родословности Христа, что опять же язычникам Римляном и не было интереса к родословности Сына Божьего. К тому же, апостол Марк в своём труде показывал Христа, ни как “Царственного Давидова отпрыска”, а как “Слугу и Отростка Иеговы” .
Если бы Евангелие не писалось бы для людей далёких от Ветхого завета и евреев, то апостол Марк не разьяснял бы так подробно некоторые еврейские выражения или местоположения географических названий. Всё это говорит, что Евангелие от Марка писалось для тех людей, которые не были со всем этим знакомы.
Это Евангелие предназначалось для Римских Христиан вышедших из язычества.
Ещё одна особенность этого Евангелия, оно как бы написано не до конца или оборвано. И тут есть склонность богословов считать, что в первые века христианства последняя страница Евангелия от Марка была утеряна и с ней утерен и текст последней страницы.
А возможно и сам апостол Марк в те дни угроз и гонений, оставил и не смог закончить свой письменный труд. Может быть ему помешала даже смерть. Есть и такое мнение, что концовка Евангелия скомкана и написана уже не Марком, а неизвестным другим писателем, чтобы не оставить труд Марка не завершённым.
Сегодня уже ни кто не узнает всей правды в этом вопросе.
У Марка Христос показан мало-говорящим, а больше делающим. Передано меньше слов Христа, но больше его чудес. Марк показывает победное шествие Христа в мир, ему доставляет радость описывать Христа, о котором ему рассказывал апостол Пётр. И рассказать это удалось очень простонародным языком.Богословы говорят, что у Марка нарушена хронологическая последовательность евангельских событий, но для апостола это было не главное, ведь он писал по рассказам Петра.У Марка есть то, чего нет в других Евангелиях. Это и исцеление глухонемого и слепого, Свидетельства Христа о Боге Отце, о Иоанне Крестителе, о семье, учениках, врагах, язычниках, нечистых духах. Апостол Марк передаёт слова Христа о природе, болезни, смерти, субботе, сатане… Всего этого мы не найдём ни у кого другого.Вместе с тем у евангелиста Марка нет ни слова о событиях Рождества Христова, что описано у всех других евангелистов.
Евангелие от Марка отличается живостью рассказа. Читатель как бы пропитывается теми событиями и становится их соучастником. Живо и просто написан текст самого Евангелия от Марка. И через весь текст проходит слово “тотчас“.
Марк подчёркивает этим постоянную готовность Иисуса Христа служить людям. Так же показана божественная кротость Христа.
Главная мысль марка переданная через Евангелие, это то, что Иисус Христос пришёл в этот мир к людям, как Слуга и тотчас готов смиренно придти нам на помощь.
Богословы даже указали главный смысл всего Евангелия через одно евангельское предложение :” Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”. (Евангелие от Марка, 10 глава, 45 стих) .
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие.
Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 8 мая.В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в (католическом) храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).
Из православного песнопения (Тропарь)
У верховнаго Петра научився, / апостол Христов был еси / и, яко солнце, странам возсиял еси, / Александриом удобрение быв, блаженне: / тобою Египет от прелести свободися, / евангельским твоим учением просвещ вся, / яко свет, столп церковный. / Сего ради твою память чтуще, светло празднуем, / Марко, Богогласе, / моли тобою благовестимаго Бога / да согрешений оставление подаст душам нашим.
Источник: https://filaretuos.livejournal.com/185707.html
Апостол МАРК ЕВАНГЕЛИСТ
Апостол МАРК ЕВАНГЕЛИСТ
Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.)
Родился 7 октября 11 года нашей эры в Иерусалиме. Племянник (согласно другим переводам – двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол.4:10). С рождения страдал параличом ног. Он целыми днями неподвижно лежал в своей постели. Обычно Иисусу было достаточно одного прикосновения, чтобы избавить человека от недуга.
Но в этом особо тяжелом случае Христос в течение недели лечил мальчика молитвами и возложением рук. И произошло чудо – постепенно у больного стало нарастать мясо на усохших ногах, и через некоторое время мальчик, хромая, стал передвигаться. Через полгода Марк мог ходить. Отец ребенка был безмерно благодарен Иисусу, у него был лишь один сын и наследник, кроме трех дочерей.
Став верным последователем Иисуса, Марк всегда был готов помочь Учителю, о чем бы тот ни попросил. Именно в доме отца Марка и состоялась знаменитая Тайная вечеря, после которой Иисус был арестован в Гефсиманском саду. В Библии Марк Евангелист упоминается как Иоанн по имени Марк. Именно в его доме собирались первые христиане после распятия Иисуса.
Марк некоторое время ходил с Иисусом, присутствовал при распятии и воскрешении. Днем накануне Пасхи все евреи должны были приготовить к праздничному столу жертвенного ягненка, которого полагалось съесть после наступления ночи.
В четверг, 4 апреля, когда закололи пасхального ягненка, Иисус послал двух учеников – Петра и Иоанна – и сказал им: – Пойдите в город, и встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним. Они действительно встретили человека, несшего кувшин, это был отец мальчика, которого Иисус когда-то исцелил от недуга. Мальчика звали Марком.
Это тот самый Марк, который впоследствии напишет одно из Евангелий. Пасхальная вечеря должна была пройти в доме его отца.
Собравшись на вечерю, Учитель и ученики первым делом вымыли себе ноги. Они это делали ежедневно, так как постоянно ходили босиком.
Иисус говорил, что земля-природа – это мать, которая питает своих детей живительной силой, и поэтому человек, который ходит босиком, получает силу от земли через ступни ног. Иисус всегда соблюдал правила чистоты и приучил к этому своих сподвижников. В Библии описывается, что Иисус, желая преподать ученикам урок смирения и послушания, своими руками омыл каждому из них ноги.
На самом деле ничего этого не было, каждый мыл свои ноги самостоятельно. При этом ученики, обливая друг друга водой, весело подшучивали друг над другом. Они не сидели с благочестивыми, постными лицами, как это иногда изображается на картинах и фресках. Все апостолы были молодыми, здоровыми ребятами, из которых энергия била ключом, собираясь вместе за одним столом, они вели интересные разговоры и обменивались остротами. Эти вечерние застолья вовсе не походили на тоскливые заседания скучных святош. Пасхальная вечеря не стала исключением.
Пасхальная вечеря
В этот вечер за столом сидели не тринадцать человек, как считается обычно, а пятнадцать. Иисус, двенадцать апостолов и хозяин дома со своим сыном. На правах хозяев двое последних сидели на почетных местах возле Иисуса – по левую сторону Марк Евангелист, по правую – его отец. Ученики часто спорили между собой, кто будет сидеть возле Учителя.
Сам Иисус особо никого не выделял из общей массы, и каждый из апостолов в равной мере мог претендовать на место возле него. Чтобы ученики не спорили из-за мест за столом, Иисус придумал круглый стол. Теперь никто из апостолов не сидел на углах, и все были довольны.
Несколько столетий спустя идея с круглым столом была повторена легендарным королем Артуром, который подобным образом усаживал своих верных рыцарей. Они так и назывались – рыцари Круглого стола. На самом деле круглый стол был придуман не королем Артуром, как это всегда считалось, а самим Иисусом Христом.
В Библии встречается такое загадочное выражение (Ин 13, 23): «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». Как только не пытались трактовать слова «возлежал у груди», какие только версии не выдвигались! В действительности эта фраза означает: «лежал рядом, наклоня голову в сторону Иисуса».
Иногда, когда ученики усаживались в круг возле костра, лежа на боку, кто-нибудь своей головой обязательно оказывался ближе других к груди Иисуса. На Пасхальной вечере все сидели именно за круглым столом.
Согласно обычаю, на столе находились маца – пресный хлеб, приправа из горьких трав и вареный ягненок, которого нужно было съесть, не сломав ни одной косточки. На стол также были поданы и другие кушанья – красное виноградное вино, домашний сыр, луковицы, вареные яйца и даже пироги с яблоками.
Иисус не соблюдал строгие иудейские правила, которые подробно предписывали, как именно должна проходить пасхальная трапеза – седер. Он считал, что не стоит обращать внимание на разные мелочи – главное, чтобы человек в душе был верен Богу, и этого будет достаточно. За столом прислуживали две женщины – жена Марка и его мать.
Готовить пищу помогала служанка, но она к гостям не выходила. После казни Христа много скитался по миру – был в Индии, Риме, Египте. По характеру Марк был очень мягким человеком, добрым и немногословным, щедрым, с уважением относился к старшим, к малым детям, к женщинам.
Проповеди Иисуса он понял буквально и все старался делать так, как говорил Сын Божий. Марк написал свое Евангелие в 49 году в Индии на древнеарамейском языке, на основе рассказов апостола Петра и своих детских воспоминаний о последних годах жизни Иисуса. Умер в возрасте почти восьмидесяти трех лет, 25 сентября 94 года. Его забили насмерть в городе Александрии в Египте. Там находится его могила.
Евангелие от Марка, переведенное и написанное рукой Нила Сорского, находится в библиотеке Ивана Грозного.
Евангелие – это повествование о жизни Иисуса Христа. В Библии в Новом Завете содержится четыре таких рассказа – их авторами считаются Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На сегодняшний день ученые и богословы не могут со стопроцентной уверенностью сказать, кто именно написал эти Евангелия. Оригиналы Евангелий до сегодняшнего дня не сохранились. Нет рукописей, нет кусочков кожи или листков пергамента, на которых рукой Матфея, Иоанна, Марка или Луки была бы написана история жизни Иисуса Христа. Все, что имеется в мире на сегодняшний день, – это рукописи с переводами и копиями Евангелий, сделанные неизвестно когда неизвестно кем. Единого мнения по поводу возраста этих рукописей у исследователей нет, но даже по самым смелым предположениям, эти письмена созданы спустя сотни лет после жизни Иисуса. Насколько эти рукописи соответствуют правде, сколько в них внесено исправлений и искажений, никому не известно. Ученые только могут спорить о том, насколько тот или иной эпизод из Нового Завета соответствует правде жизни, согласовывается с законами логики и укладывается в наши сегодняшние представления о той эпохе. То, что в Евангелиях далеко не каждое слово правдиво, видно сразу при первом же прочтении Нового Завета. Матфей, Марк, Лука, Иоанн во многом противоречат друг другу, в поступках действующих лиц много непонятного и нелогичного. Из множества существовавших тогда рукописей об Иисусе были выбраны четыре – от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. После соответствующей обработки эти Евангелия были объявлены каноническими, то есть официально признанными Церковью. Все другие Евангелия были объявлены не соответствующими истине – их стали называть апокрифами. Император Константин приказал изготовить 50 экземпляров исправленного Священного Писания и бесплатно передать их руководителям христианских общин. Это был весьма дорогостоящий подарок, потому что в то время книги на телячьей коже стоили немалые суммы.
Все остальные рукописи, противоречащие императорским Евангелиям, подлежали уничтожению.
Дни памяти
В православной церкви: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 17 января (4 января по старому стилю). В католической церкви: 25 апреля. 31 января в Венеции (день перенесения мощей).
Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола. В протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.
СОБОР СВЯТОГО МАРКА
Собор Святого Марка
Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей.
Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город.
Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: телоевангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре.
Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаикипресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста – крылатый лев.
Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 годуего братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 годупри доже Доменико Контарини.
В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожаДоменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.
Под престолом находятся мощи св. Апостола и Евангелиста Марка
Марка просят о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.
Молитва СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАРКУ
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 3
Апостоле святый и евангелисте Марко, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 3
У верховнаго Петра научився, апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, Александриом удобрение быв, блаженне; тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся яко свет, столп церковный. Сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко Богогласе, моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.
КОНДАК, ГЛАС 2
С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси, апостоле, и, языки вся уловив, Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие.
ИКОС
Верховнаго апостола ученик быв, с ним Христа, Сына Божия, проповедал еси, на камени истины утвердив лестию колеблющияся. На немже и мене утвердив, души моея исправи стопы, яко да вражиих сетей избавлься, непреткновенно славлю тя: ты бо всех просветил еси, Марко мудре, Божественное проповедав Евангелие.
Святость.
Православные Святые и Апостолы.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться.
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/mark_evangelist/30-1-0-803