Апостол иаков алфеев

Иаков алфеев

[греч. ᾿Ιάκωβος τοῦ ῾Αλφαίου], ап. от 12 (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая). В традиции, отождествляющей его с Иаковом, братом Господним, называется Иаковом Младшим (Minor).

Апостолы Иаков Алфеев, Филипп и Лука. Фрагмент алтарной преграды. 2-я пол. Х в. (Византийский музей, Афины)
Апостолы Иаков Алфеев, Филипп и Лука. Фрагмент алтарной преграды. 2-я пол. Х в. (Византийский музей, Афины)

В НЗ упоминается во всех списках 12 апостолов, причем всегда на 9-м месте (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15; Деян 1. 13). Свт. Кирилл Александрийский называет родиной И. А.

Капернаум (PG. 69. Col. 1156-1157). Судя по тому, что в Мк 2. 14 Матфей мытарь называется Левием Алфеевым, можно предположить, что он был братом И. А., а поскольку о призвании И. А. в Евангелиях ничего не сообщается, то вполне вероятно, что к Иисусу Христу его привел Матфей. Деян 1. 13 сообщают об участии И. А. вместе с другими апостолами в праздновании Пятидесятницы (ср.: Acta Thomae. 1).

Уже с самого раннего времени в церковной письменности делаются попытки отождествить И. А. с др. апостолами, носящими имя Иаков. Так, свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 32, 3 // PG. 57. Col. 380) считал Иакова Зеведеева и И. А. одним лицом. Иногда И. А. отождествляли c Фаддеем и Левием (Hesych. Alex.

Обратите внимание

Lexicon (Latte)); может быть, именно поэтому Феодорит Кирский называл И. А. мытарем (Theodoret. Interpr. in Ps. 67, 7 // PG. 80. Col. 1380). Однако наиболее частым, а для западной традиции (за исключением блж. Иеронима (PL. 23. Col. 180)) общепринятым стало отождествление И. А.

с Иаковом, братом Господним, к-рый хотя и не упоминался в списках апостолов НЗ, но играл важную роль в апостольской общине. На Востоке, вопреки Р. Плотино (Plotino, Cardinali. 1965. P. 403), это мнение разделяли немногие: вероятно, впервые оно встречается в «Очерках» Климента Александрийского (῾Υποτυπώσεις – Euseb. Hist. eccl. II 1.

4), который говорит лишь о 2 Иаковах: Праведном и другом, усеченном мечом. Большинство греч. церковных писателей, упоминавших И. А., умалчивали о его тождестве с др. одноименными апостолами. Предположение Плотино и о первоначальном тождестве И. А. и Иакова, брата Господня (Plotino, Cardinali. 1965. P. 401), и об их разделении только с III в. (ср.

: Canones et Decreta Sacrosanti Oecumenici Concilii Tridentini. R., 1834. Sessio XIV: De extrema unctione, can. 1, 3. P. 80) выглядит совершенно безосновательным.

Апостолы Симон, Фаддей, Иаков Алфеев. Фрагмент иконы «Двенадцать апостолов». 1-я четв. XIV в. (ГМИИ)
Апостолы Симон, Фаддей, Иаков Алфеев. Фрагмент иконы «Двенадцать апостолов». 1-я четв. XIV в. (ГМИИ)

Сведения о дальнейшей судьбе И. А. в церковной письменности крайне скудны. Греч. анонимное Мученичество И. А.

(BHG, N 762z) остается неизданным, но, судя по его размеру – в рукописях (2 листа),- оно содержит самые краткие сведения об апостоле. Никита Давид Пафлагон в своем энкомии И. А. (BHG, N 763; опубликовано в PG. 105. Col.

1516-1517) сообщает о его проповеди и столкновениях с язычниками в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире и смерти на кресте в егип. Острацине.

И. А., из-за смешения с другими Иаковами и Левием Фаддеем, в апостольских списках агиографов (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005) либо не встречается вовсе, либо занимает место даже ниже евангельского девятого: с десятого до четырнадцатого (исключение – восьмое в греч. списке Псевдо-Симеона Логофета). Также имя И. А.

упоминается и в других апокрифических произведениях, перечисляющих апостолов (напр., Const. Ap. 8, 23; Виноградов. 2005). Ввиду скудости прочего агиографического материала сведения об И. А., содержащиеся в апостольских списках, крайне важны. Они сводятся в основном к следующему: он происходит из колена Манассии (сир. список Le уточняет – из Иордании).

Согласно спискам т. н. «2-го сирийского типа» и «византийского типа» (Виноградов. 2005), И. А. принимает смерть в Мармарике (Псевдо-Симеон Логофет уточняет: побит камнями иудеями). Полностью отличные от этой традиции сведения сообщают 2 списка т. н. «1-го сирийского типа»: Lp, Le и, отчасти, армянский – из Cod. Matenadaran 993. Согласно им, И. А.

Важно

проповедовал в Вост. Сирии: Пальмире (Тадморе), Каллинике (Ракке), Киркесии, Маскане и был убит и погребен в Батнане (греч. Батны, ныне Суруч, Турция), где построил храм и основал апостольскую кафедру. По мнению М. ван Эсбрука (Van Esbroeck. 1983), это предание порождено желанием доказать независимость Церкви Саруга. Арм.

список BHO, N 87, равно как и визант. списки, начиная с самых ранних (Turner. 1914), отождествляет И. А. с Иаковом, братом Господним, а BHO, N 91 называет девственником. В греческих списках из кодексов Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 братом И. А. называется Иуда. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. А.

в Кесарии и Мармарике. Списки из кодексов Vat. gr. 1967 и 2156 дают не подтверждаемые другими источниками сведения об И. А.: его отца звали Андроном, а мать – Евтихией; он происходил из Иераполя, был камнерезом и умер с перебитыми голенями. В списке из Комментариев на Евангелие от Луки (в катенах) свт. Кирилла Александрийского имя И. А.

переводится как «сила хождения жизни», а в двух лат.- как «усиливающий учение» или «обходящий учение» (Capelle. 1926).

В Зап. Церкви память И. А. (отождествляемого с Иаковом, ап. от 70, сщмч.) совместно с ап. Филиппом отмечалась 1 мая (день освящения базилики в честь 12 апостолов на пл. Венеции в Риме). В 1956 г. римский папа Пий XII перенес день памяти И. А. на 11 мая.

Глава И. А. хранится в соборе ап. Марка в Венеции, частица мощей – в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в к-рую была вставлена лобовая кость И. А. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свт. Филарета, митр. Московского.

Ист.: SynCP. Col. 121, 206, 781; Capelle B. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. Vol. 38. P. 5-15; Leloir L. Écrits apocryphes sur les apôtres. Turnhout, 1986. (CCSA; Vol. 3); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 312; Van Esbroeck M. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P.

109-199.Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 313, 349; Т. 3. С. 419; Turner C. H. Primitive Edition of the Apostolic Constitutions and Canons: an Early List of Apostles and Disciples // JThSt. 1914. Vol. 15. P. 53-65; Plotino R., Cardinali A. Giaccomo Minore // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 401-411; Böhm B.

Jakobus Minor // LCI. 1974. Bd. 7. Sp. 47-51; Van Esbroeck M. Deux listes d'apôtres conservées en syriaque // OCA. 1983. Vol. 221. P. 15-24; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 206; Auber R. Jaques le Mineur // DHGE. T. 26. Col. 603-604; Виноградов А. Ю. Апостольские списки – «забытая» страница христ. лит-ры // БТ. 2005.

Т. 40. С. 128-147.

В греч. Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (1-я пол. XVIII в.) описание облика И. А. («молод, с остроконечною бородою») дано в числе апостолов от 70 с пояснением: «Он из числа двенадцати апостолов». В рус. иконописных подлинниках (XVIII в.) сводной редакции И. А.

указано изображать под 30 июня в Соборе 12 апостолов напротив ап. Андрея: «…рус, брада Козмина (св. Космы Бессребреника.- Ред.), риза багор с белилом, испод лазорь» (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 111) и в день памяти святого под 9 окт.

, причем уподобления облика святого разнятся: «…брада менши Василиевы Кесарийского, риза вохра с белилом, испод лазорь» (Там же. С. 37), «…подобием рус, брада проста, доле Матфея евангелиста, риза апостольская вохра с белил, испод лазорь» (цит. по: Филимонов.

Иконописный подлинник. С. 168).

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.

) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А.

входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой.

Совет

Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов – икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А.

представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд.

Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации).

Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч.

Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И.

бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А.

на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели И. А., отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl.

56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия.

Обратите внимание

Изображения И. А. в памятниках зап. искусства даже в рамках визант. влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним: напр., в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140) И. А. представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой).

Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографииИ.

всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее – с атрибутами мученичества.

В Др. Руси центром особого почитания И. А. был Вел. Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV – нач. XV в., ГТГ). Образ И. А.

присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку (РГАДА. Ф. МИД. № 159. Л. 6); из б-ки свящ.

Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий мон-рь (РНБ ОР. F.IV.683. Л. 1 об.), и из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде (РНБ. Соф. 1197. Л. 5)). И. А. изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским. И. А.

Читайте также:  Преснушки с картофелем или ягодами

, зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его – омофор, на покровенной левой руке – книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Вел. Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г.

, согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона (Опись Новгорода 1617 г. / Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 2. С. 329).

В рус. искусстве позднего средневековья образ И. А. встречается на иконах из деисусного чина (нач. XVII в., Национальный музей, Стокгольм); как небесный покровитель заказчика представлен на иконе «Богоматерь Печерская, со св. Евфимией, Иаковом Алфеевым, прп. Мартином и Иоанном воином» (XVII в., частное собрание).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 156; Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. Tav. 240.2, 255; Medea A. Gli affreschi nelle cripte eremitiche pugliesi. R., 1939. T. 2. Fig. 31; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. № 41. С. 104; Миjовић. Менолог. С. 193, 194, 234, 263, 347, 363, 378; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Ил. 512, 513. С. 165; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: [Cat.] / Ed.: H. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Cat. 9. P. 43; LCI. Bd. 7. Sp. 47-51; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 171, 208. Рис. 80. Табл. XIX, XXIII; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 259.Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей История Древней Церкви (I – III вв.) Святые неразделенной Церкви Новозаветные персоналии Иконография святых апостолов Апостолы от 12-ти Иаков Алфеев, апостол от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая)АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)ВАРФОЛОМЕЙ ап. от 12 (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня – в Соборе 12 апостолов)ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ († 44), ап. от 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля)АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)АПОСТОЛЫ ближайшие ученики Иисуса ХристаАРИСТАРХ апостол от 70-тиВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна КрестителяЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта)ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.)КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. – в Соборе ап. от 70)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/200309.html

Апостол Иаков Алфеев

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем.

Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).

И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем [1]. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках [2], он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.

Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте [3].

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Важно

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

Примечания:

[1] Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

[2] По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

[3] Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р.

Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/apostol-iakov-alfeev.html

Апостол Иаков

Современные толкователи и церковные историки с трудом могут проследить за всем жизненным путем Апостола Иакова Алфеева. Вся проблема в путанице. Ведь среди двенадцати первых последователей Господа были:

  • Иаков — Апостол из 70 учеников, который стал первым епископом Иерусалима. Его еще часто называют Иаковом Младшим;
  • Иаков Заведеев — брат Иоанна Богослова.

В прошлом многие авторы путали некоторые обстоятельства из жизни святых. Это привело к нестыковкам в исторических сведениях. Поэтому поговорим о классической версии истории Алфеева.

Житие Апостола Иакова

Апостол Алфеев происходил из далекого галилейского города Капернаума. До встречи с Христом он был мытарем.

В те времена это была довольно хорошая должность, так как мытари занимались сбором податей для Рима. Должность была очень оплачиваемой, но многие люди ненавидели мытарей, особенно израильтяне.

Все потому-что они считали этих людей грабителями и предателями, которые просто обкрадывают свой народ.

К сожалению, нам не известно, как Алфеев впервые встретился с Иисусом Христом. Но есть предположения, что их познакомил брат Апостол Матвей. В Евангелиях значится, что Святой Апостол Иаков был девятым из двенадцати Апостолом. После вознесения Иисуса, он принял дар Святого духа и начал проповедовать. Сначала он ходил по Иудее, а потом отправился в Эдессу.

Послание Апостола Иакова

Святой всегда ревностно направлял на истинный путь заблудших людей. Он говорил, что существует только один путь к спасению. Также он:

  • Молился об исцелении тяжелобольных;
  • Обращал неверных к Христу;
  • Обличал безбожие;
  • Изгонял бесов и освобождал бесноватых;
  • Сокрушал языческих идолов;
  • Творил множество чудес.

Он побывал во многих странах и всегда нес слово Божье. Посол Алфеев проповедовал больше всего в Палестине и в Египте, в таких городах: Елевферополь, Газа, Иудея, Эдесса. В последней стране наступила его мученическая смерть. 9 октября в Православной церкви отмечается чествование Апостола Иакова. В этот день язычники пригвоздили его к кресту.

Незадолго до своей смерти Святой Проповедник написал Соборное послание, которое было адресовано широкому кругу христиан. Главной мыслью этого послания была идея о том, что вера без дела умрет.

Совет

С помощью этого послания Святой пытался утешить иудеев, которые обратились к вере. Он хотел их предостеречь в том, что с помощью одной только веры можно спасти человечество.

Он говорил, что истинная вера должна сопровождаться добрыми делами. Иначе она не приведет к спасению.

Молитва иконе Апостола Иакова

Православная Церковь помнит одну из самых первых заповедей Святого Алфеева: «Молитесь друг за друга. Молитва исцелит вас. Усиленная молитва праведного верующего христианина многое может». Поэтому смело обращайтесь к праведным святым за молитвенной поддержкой с помощью молитвы или акафиста. Каждый получит по своей вере!

Молитвенные слова такие:

Текст акафиста Апостолу Иакову Алфееву, одному из двенадцати Послов и последователей Господа:

Кондак 1

Икос 1

Кондак 2

Икос 2

Кондак 3

Икос 3

Кондак 4

Икос 4

Кондак 5

Икос 5

Кондак 6

Икос 6

Кондак 7

Икос 7

Кондак 8

Икос 8

Кондак 9

Икос 9

Кондак 10

Икос 10

Кондак 11

Икос 11

Кондак 12

Икос 12

Кондак 13

Сей Кондак читается трижды. Затем 1-й Икос “Ангелов Творец…» и 1-й Кондак «Апостолу Христову…».

Господь всегда с Вами!

Обязательно к прочтению:  Cвятой Агапит Печерский: житие и молитвы

Смотрите видео об апостоле Иакове:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/apostol-iakov/

Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф. 10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем[1]. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках[2], он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте[3].И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.Кондак, глас 2:Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.______________________________________________________1. Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.2. По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).3. Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса — нынешняя Орфа — древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.
Читайте также:  Апостол тит критский

Источник: https://3rm.info/publications/16794-zhitie-svyatogo-apostola-iakova-alfeeva.html

Апостол Иаков Алфеев (день памяти 22 октября)

Святой апостол Иаков происходил из галилейского города Капернаума. Он был сыном Алфея  и братом святого апостола и евангелиста Матфея, бывшего прежде мытарем. Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, Иаков, услышав его, сам последовал за Господом.

Господь причислил его, как достойного, к лику 12 апостолов.Ни у одного евангелиста имя Иакова Алфеева больше в евангелие не упоминается , а потому о его жизни мы практически ни чего не знаем. Кроме того среди 12 учеников Христа, имя Иаков носили три апостола, плюс был ещё один апостол Иаков из числа 70.

А потому в некоторых источниках происходит такая колоссальная путаница эпизодов жизни четырёх апостолов Иаковов, что порой трудно понять о ком вообще это написано.По преданиям можно только сказать, что апостол Иаков приняв с другими апостолами дар Святого Духа в день Пятидесятницы,   пошел с проповедью слова Божия к язычникам.

Ревностно наставлял он заблудших на путь спасения. Как огонь попаляющий и пожирающий, была божественная ревность, объявшая святого апостола Иакова. Он неустрашимо обличал безбожие, сокрушал идолов, разорял идольские капища. Вдохновенно проповедовал он учение Христово, исцелял недужных и бесноватых и творил различные чудеса.

Множество неверных обратил он ко Христу. Его ревностными апостольскими трудами слово Божие быстро распространялось и укреплялось в тех странах, где он проповедовал.

Святой Иаков получил от новообращенных наименование «божественного семени», потому что, посевая в сердцах людских слово Божие, он насаждал веру и взращивал благочестие.

Главными местами его проповеднических трудов были города Газа и Елевферополь с их окрестностями. Обойдя многие страны и усердно сея везде семя слова Божия, святой апостол пришел в Египет, в тамошний город Острацын, лежавший на берегу моря, на границе с Палестиной. Здесь он проповедовал имя Христово.

Озлобленные язычники схватили святого Иакова и пригвоздили ко кресту. Так, страдальчески, отошел он из этой жизни в Жизнь Вечную. День его преставления, 22 октября, Святая Церковь посвящает празднованию его памяти.

Мощи апостола Иакова Алфеева находятся в Риме в католическом  храме 12 апостолов. В этом же храме пребывают мощи апостолов Филиппа , Апостола от 70-и Иакова, Апостола Иакова браат Господня (часть мощей), мучеников Мариана Диакона, Диоросия, Евтропия, Хрисанфа и Дария, мощи святых мучениц  Евгении и Клавдии; «Греческая» икона Божией Матери.Эта церковь первоначально была посвящена св. Иакову Алфеев и св. Филиппу (позднее всем 12 апостолам) и служила церковью знатной римской династии семьи Колонна. Возможно построена в 560 году при папе Пелагии I по случаю освобождения Рима от остготов и победой над арианской ересью. Справа от главного алтаря – могилы графа Жиро де Каприе и кардинала Раффаэле Риарио, вероятно, работы самого Микеланджело. А рядом с первой часовней находится рака, в которой хранится сердце Марии Клементины Собеской, внучки польского короля Яна III Собеского (ее могила расположена в Соборе Святого Петра). В храме находится могила Папы Клемента XIV в неоклассическом стиле  .

Однако в Риме находятся не целые мощи святого апостола Иакова Алфеева. Частица мощей святого апостола покоится в Бари, в церкви святого Николая.  А его глава пребывает в Винеции в соборе святого апостола и евангелиста Марка,

Частица мощей от главы святого апостола так же находится  на Афоне в греческом православном монастыре Эсфигмен.

Это один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Монастырь освещён в честь Вознесения Господня.

Судьба этого монастыря очень многострадальна.

В начале 1960-х годов, когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это монахи монастыря Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме.

С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).

архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени.

По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть».

Обратите внимание

Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия».

К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него”.

Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) Раскольниками   , что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.

В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь . В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь,  а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.

Кроме главы апостола Иакова Алфеева в

обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.

В церкви Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в которую была вставлена лобовая кость апостола Иакова. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свтятителя Филарета, митрополита Московского.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/225260.html

Апостол Иаков Алфеев, один из двенадцати Святых Апостолов Иисуса

Апостол Иаков Алфеев, сын Алфея, был также известен как Иаков меньший. Апостол Иаков Зеведеев, брат Апостола Ионанна, другой святой, с которым иногда путают его.

Третий Святой Апостол Иаков Алфеев появляется в Новом Завете. Он был братом Господа, руководителем Иерусалимской церкви и автором книги Иакова.

Важно

Святой Иаков Алфеев назван в списке из 12 учеников, всегда появляется девятым в порядке.

Апостол Матфей (называемый Левием, сборщиком налогов, прежде чем стать последователем Христа) также идентифицирован в Марка 2:14 как сын Алфея, но ученые сомневаются, что он и Иаков были братьями. Никогда в Евангелиях ученики связаны.

Апостол Иаков Алфеев, роль святого в списке апостолов Иисуса

Название «Иаков меньший» помогает отличить его от Апостола Иакова, сына Зеведеева, который был частью внутреннего круга Иисуса из трех человек и первого ученика, который был замучен. Апостол Иаков меньший, возможно, был моложе или меньше по росту, чем сын Зеведея, так как греческое слово «меньше», микрос, передает оба значения.

Хотя это утверждают ученые, некоторые считают, что Иаков меньший был учеником, который впервые засвидетельствовал воскресшего Христа в 1 Коринфянам 15:7

Помимо этого, Писание больше ничего не раскрывает о Иакове меньшем.

Святой Апостол Иаков Алфеев был выбран Иисусом Христом, чтобы быть его учеником.

Он присутствовал с 11 апостолами в горнице в Иерусалиме, после того как Христос вознесся на небо. Возможно, он был первым учеником, который увидел воскресшего Спасителя.

Хотя его достижения остаются неизвестными нам сегодня, Иаков Алфеев, возможно, просто был омрачен более видными апостолами. Тем не менее, быть названным среди двенадцати было немалым достижением.

Как и другие ученики, Иаков оставил Господа во время испытания и распятия.

В то время как Иаков Алфеев младший является одним из наименее известных из 12, мы не можем игнорировать тот факт, что каждый из этих людей пожертвовал всем, чтобы следовать за Господом. В Евангелии от Луки 18:28 их представитель Петр сказал: «мы оставили все, чтобы следовать за вами!».

Они отказались от семьи, друзей, домов, работы и всего знакомого, чтобы ответить на призыв Христа.

Эти простые люди, которые делали необыкновенные вещи для Бога, подавали нам пример. Они сформировали фундамент христианской церкви, положив начало движению, которое неуклонно распространялось по всему лицу земли. Сегодня мы являемся частью этого движения.

Насколько нам известно, Апостол Иаков Алфеев был невоспетым героем веры. Очевидно, он не искал признания или славы, ибо не получил славы или похвалы за свое служение Христу. Возможно, крупица истины, которую мы можем извлечь из совершенно неясной жизни Иакова, отражена в этом Псалме:

Premium WordPress Themes DownloadDownload WordPress ThemesDownload Nulled WordPress ThemesDownload Premium WordPress Themes Freeudemy course download free

Источник: https://demon-angel.ru/svyatyie/apostol-iakov-alfeev/

Икона Иакова

Чудотворный образ, написанный в честь святого апостола Иакова, последователя Иисуса Христа, обладает несокрушимой силой. В мире нет ни одной похожей святыни, способной вразумить и направить человека на путь истинный так, как делает это икона Иакова.

Иакова часто называют Братом Господним, и это не случайно. Апостол прожил светлую и праведную жизнь, которая является примером для всех верующих людей.

Он смог впустить в свое сердце Христа и помочь Ему спасти грешников ценой собственной жизни. Икона Иакова — знаменитый лик святого апостола, известный также как Алфеев.

Христиане свято почитают образ великого мученика, вознося к нему свои благодарственные молитвы и просьбы о счастливой жизни в вере и праведности.

История знаменитой иконы

В Священном Писании сказано, что Апостол Иаков был девятым из двенадцати учеников Христа. Нигде не сказано, как именно святой встретился с Иисусом, но известно, что до их встречи мученик работал сборщиком податей с жителей галилейского города Капернаум.

Работа была прибыльной, но простолюдины ненавидели сборщиков, считая, что они грабят свой народ, отбирая последнее. Когда на своем жизненном пути Иаков встретился со Спасителем, он постиг истину и отказался от работы, недостойной праведного человека, и впустил в свое сердце Господа.

После вознесения в Царствие Господнее Иисус даровал Иакову силу Святого Духа, чтобы тот продолжал свершать деяния чудодейственные, помогая людям.

Совет

С того времени нес проповедь свою последователь Христа по Иерусалиму, а затем отправился странствовать по всему миру. Апостол просвещал жителей городов, знакомя их с истинной верой, помогая открыть свои сердца для Господа.

Земная жизнь Иакова была закончена в Египте, куда святой прибыл, чтобы познакомить местных жителей с подлинной верой, проповедуя слово Божие. Язычники отказались принимать учение святого Апостола. Разозлившись, они приговорили Иакова к казни и распяли на кресте. Последователь Иисуса не отрекся от Него в минуты мучения. Он достойно принял смерть за свою веру.

Христиане искренне чтят пророка, предаваясь молитвам перед Его чудотворным образом, прося о поддержке и помощи в трудные минуты жизни.

Где находятся мощи и образ апостола Иакова

В нашей стране образ святого мученика Иакова хранится в Московской церкви Ризоположения на Донской. В иконе также располагается частица мощей Апостола Алфеева, а именно Его лобная кость.

Большая часть мощей мученика располагается в Римской Церкви Двенадцати Апостолов.

Также часть нетленных останков Иакова хранится в Италии, в Храме Святого Николая, а Его голова — в Венеции, в соборе Сан-Марко.

Описание иконы Иакова

На святыне написан лик святого Апостола Иакова Алфеева. Мученик изображен по пояс, в одеянии священника, плечи покрыты скромным омофором. В правой руке последователь Христа держит Библию. Другая рука жестом указывает на Священное Писание, призывая христиан узреть единственное Писание, где изложено Слово Божие.

В чем помогает чудотворный образ

Наставить на путь истинный людей, которые потеряли дорогу к праведности, — это первое, о чем молятся православные люди перед иконой Апостола Алфеева.

Также Иаков уберегает христиан от злых деяний безбожников, исцеляет страдающих от тяжелых болезней и помогает изгнать демонов из человеческих душ.

Брат Господень славится многими чудодейственными деяниями и способен помочь при любых трудностях, если молитва к Нему будет искренней.

Дни празднования

Каждый год 9 октября православная церковь воздает почести великому мученику Иакову. В храмах проводится служба в память об Апостоле. В этот день Он был распят на кресте и отправился в Царство Господа.

Читайте также:  Mолитва по соглашению

Молитва апостолу перед его иконой

«О почтеннейший апостол Иаков. К тебе возносим наши молитвы. Ты преданный слуга Божий, прошедший путь свой земной в верности к Христу. Мы просим Тебя, великий праведник. Наставь на путь праведный людей, кто сбился с дороги, ведущей к Иисусу.

 Помоги наполнить сердца любовью к Господу, поддержи и не оставь в минуты трудные! Будь рядом и не позволь демону забраться в души наши! Исцели от болезней души и тела. Лишь Ты способен помочь нам, о святейший мученик. Не покидай нас, ибо прославим мы имя Твое. Да восхвалим Тебя, Апостол Иаков.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Молитесь от всего сердца, уповая на святые силы. Путь праведного человека сложен, но это единственная и истинная дорога. Впустив в сердце свое Бога, не отрекайтесь от него, будьте верны вере своей до конца.

Все трудности ниспосланы нам свыше за грехи наши, но их можно преодолеть, ответив за свои поступки и очистив свою душу перед Всевышним.

Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», …

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам …

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-iakova/

Апостол Иаков — послание, храм, мощи

После того, как воскресший Господь вознесся на небо, его ученики остались на земле. Они должны были выполнить великое поручение Бога — распространить Евангельскую весь по всей земле. Одним из них был апостол Иаков, который в Писании называется братом Христа. Он сумел достойно исполнить волю Божию, стал почитаться как святой во всех христианских церквях.

Жизнеописание

Традиционные деноминации считают, что Иаков был сыном святого Иосифа, который был женат до того, как принял Марию, затем овдовел. От этого брака осталось несколько детей. Поэтому Иаков именуется братом Господа по плоти. Также есть мнение, что это был просто двоюродный брат Христа.

Из Евангельских текстов можно сделать вывод, что во время земной жизни апостол Иаков не считал Иисуса Мессией. Поэтому логично предположить, что он обратился уже после Его крестной смерти. Христос являлся своему брату после Воскресения, о чем повествует Павел.

В священном писании

Не каждый апостол после себя оставил письменные труды — по крайней мере, дошли до нас не все из них.

Послание апостола Иакова сегодня входит в канонический Новый Завет, оно называется «соборным», то есть адресованным всему христианскому миру.

Ведь многие книги апостолов писались определенной аудитории, с учетом культурных и религиозных различий. В одно время ошибочно приписывалось Иакову Алфееву.

Некоторые темы, которые затронуты в этой части Нового Завета:

  • Почему нужно соблюдать заповеди.
  •  О терпении искушений.
  •  О том, что надо говорить с осторожностью.
  •  Как молиться.

Богослужение

Чаще всего православных храмах проводится служба Иоанна Златоуста. Но несколько раз в год служится литургия апостола Иакова, которая имеет ряд существенных отличий.

Миряне причащаются раздельно Телу и Крови Христовой. Так происходило Таинство до 6 Собора. Сначала верующий принимал частицу хлеба, потом отпивал вина из Чаши.

  • Тайные молитвы, которые обычно произносятся шепотом, читаются священниками вслух.
  • Дьякон во время прошений стоит лицом к прихожанам.
  • Проскомидия не совершается.
  • К обычным чтениям добавляется Ветхий Завет.
  • Вместо «Херувимской» хор поет «Да молчит всякая плоть».

Существуют и другие отличия, которые многих смущают. Поэтому, вероятно, соприсутствовать на древнем чине Литургии, которую служили еще в апостольские времена, можно лишь в дни памяти святого, и далеко не в каждом храме.

Чинопоследование было окончательно составлено к 4 в., в современной редакции стало использоваться в Греции с 19 в. В 1930-х годах данная версия Литургии получила распространение и в РПЦЗ, откуда со временем перешла в РПЦ. Широкого применения, однако, не имеет.

Конец земной жизни и почитание

По велению Господа, Иаков остался в Иерусалиме, чтобы руководить тамошней общиной. Возглавлял апостольский Собор в 49 г. Его упоминают историки И. Флавий и Е. Кесарийский.

Могила святого находилась возле Храма в Иерусалиме, но сегодня от нее ничего не осталось. Мощи Апостола Иакова хранятся в разных городах христианского мира. Частица их была привезена и в Россию, хранилась в Новгороде. Там же было построено два храма во имя Апостола Иакова. Его именем часто называли детей в среде простонародья.

Обратите внимание

На иконах изображается в виде старца с длинными волосами, может быть в как в архиерейском облачении, так и в красном плаще. В руках держит либо свиток, либо книгу.

Святой апостол Иаков является примером того, как надо стоять в вере. Он много времени проводил в молитве, старался исполнить все, что заповедал Господь. И свою смерть встретил во время проповеди, защищая веру в Господа Иисуса Христа. Святой апостол Иаков, моли Бога о нас.

Молитва апостолу Иакову, брату Господню

Апостол Иаков — послание, храм, мощи was last modified: Июнь 7th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Апостол Иаков — послание,…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/apostol-iakov-poslanie-xram-moshhi/

Канон святому апостолу Иакову Алфееву

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́кѡ по сꙋ́хꙋ пѣшеше́ствовавъ і҆и҃ль по бе́зднѣ стопа́ми, гони́телѧ фараѡ́на ви́дѧ потоплѧ́ема, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь, пои́мъ, вопїѧ́ше.

Рꙋ́кꙋ мѝ, да́ждь бг҃ови́дче и҆ ᲂу҆ч҃ничѐ хрⷭ҇то́въ і҆а́кѡве, честны́й тво́й пра́здникъ похвали́ти ᲂу҆стреми́вшꙋсѧ, и҆ свѣ́тъ се́рдцꙋ моемꙋ̀ твои́ми моли́твами возсїѧ́й.

Стрꙋѧ́ми бжⷭ҇твенныѧ мꙋ́дрости напое́нъ, рѣка̀ и҆сте́клъ, є҆сѝ ѿ раѧ̀ сла́дости, и҆ земно́е лицѐ тече́ньми благоче́стїѧ и҆́стиннѡ ꙗ҆́вѣ напои́лъ є҆сѝ.

Свѧще́ннѣйшемꙋ ли́кꙋ ᲂу҆ч҃ни̑къ хрⷭ҇то́выхъ счета́лсѧ є҆сѝ і҆а́кѡве, и҆сполнѧ́ѧ число̀ двонадесѧ́тныхъ: съ ни́миже влⷣцѣ предстоѧ̀, на́съ помина́й.

Бг҃оро́диченъ: Тѧ̀, пречⷭ҇таѧ дв҃о, нб҃о простры́й гдⷭ҇ь, и҆ зе́млю ѡ҆снова́вый, не́бо земно́е на́мъ ꙗ҆ви́лъ є҆́сть, и҆зъ тебє̀ проше́дъ пло́тїю.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Нѣ́сть свѧ́тъ, ꙗ҆́коже ты̀, гдⷭ҇и бж҃е мо́й, вознесы́й ро́гъ вѣ́рныхъ твои́хъ, бл҃же, и҆ ᲂу҆тверди́вый на́съ на ка́мени и҆сповѣ́данїѧ твоегѡ̀.

Бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а ꙗ҆́вѣ прїе́мъ зарю̀, во тмѣ̀ сꙋ́щымъ ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́тро показа́лсѧ є҆сѝ свѣ́тло, сл҃нца мы́сленнагѡ возвѣща́ѧ всѣ̑мъ ꙗ҆вле́нїе.

Нога̀ твоѧ̀ ста̀ ꙗ҆́вственнѡ въ пра́вости, бл҃же́нне, ᲂу҆ цр҃ѧ̀ пра́вагѡ же и҆ бл҃га́гѡ ликꙋ́ющи бг҃олѣ́пнѡ, и҆ ше́ствꙋющи стезю̀ нбⷭ҇нꙋю.

Сн҃а безнача́льна бж҃їѧ, всѧ̑ творѧ́щаго бжⷭ҇твенною вла́стїю, неле́стна тайноꙋчи́телѧ, зна́нїѧ и҆́стины тѧ̀ наꙋча́юща и҆мѣ́лъ є҆сѝ і҆а́кѡве.

Бг҃оро́диченъ: Марі́е, всѣ́хъ наде́ждо на тѧ̀ надѣ́ющихсѧ, ро́ждши сло́во воплоще́нное на́съ ра́ди, разли́чныхъ мѧ̀ напа́стей и҆ бѣ́дъ пречⷭ҇таѧ, и҆зба́ви.

Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.

Мꙋ́дрость и҆́стиннѡ ᲂу҆ч҃телѧ и҆мѣ́въ, тѧ̀ наꙋча́ющꙋю сꙋ́щымъ па́че ᲂу҆ма̀, мꙋ́дрость ѡ҆б̾юро́дилъ є҆сѝ є҆́ллинскꙋю, бг҃одꙋхнове́нне: и҆ ꙗ҆зы́кѡмъ бы́лъ є҆сѝ свѣти́льникъ бжⷭ҇твенный, благоче́стїѧ словесы̀ направлѧ́ѧ безꙋ̑мныѧ. тѣ́мъ и҆зба́вленнїи тобо́ю ѿ пре́лести, досто́йнѡ пое́мъ тѧ̀, и҆ вѣ́рнѡ ᲂу҆блажа́емъ, бг҃оглаго́ливе і҆а́кѡве: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе пода́ти чтꙋ́щымъ любо́вїю свѧтꙋ́ю па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: Сл҃нца ѻ҆́блаче разꙋ́мнагѡ, бжⷭ҇твеннагѡ свѣ́та свѣти́льниче златокова́нный, нескве́рнаѧ, небла́знаѧ, всенепоро́чнаѧ влⷣчце, ѡ҆мраче́ннꙋю дꙋ́шꙋ мою̀ ѡ҆слѣпле́нїемъ страсте́й, безстра́стїѧ заре́ю просвѣтѝ, молю́сѧ: и҆ ѡ҆скверне́нное моѐ се́рдце ѡ҆мы́й потѡ́ки ᲂу҆миле́нїѧ, покаѧ́нїѧ же слеза́ми, и҆ ѿ тимѣ́нїѧ мѧ̀ ѡ҆чи́сти дѣ́лъ мои́хъ, да любо́вїю зовꙋ́ ти: бцⷣе приснодв҃о, молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, прегрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе пода́ти мѝ, тебе́ бо и҆мѣ́ю наде́ждꙋ ра́бъ тво́й.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Хрⷭ҇то́съ, моѧ̀ си́ла, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, честна́ѧ цр҃ковь бг҃олѣ́пнѡ пое́тъ, взыва́ющи ѿ смы́сла чи́ста, ѡ҆ гдⷭ҇ѣ пра́зднꙋющи.

Важно

Са́мъ тѧ̀ гдⷭ҇ь є҆ди́нъ ст҃ы́й, честно́мꙋ ли́кꙋ ᲂу҆ч҃никѡ́въ, блаже́нне, сочета̀, честно́е и҆ свѣ́тлое житїѧ̀ твоегѡ̀ прови́дѣвый.

Чꙋде́съ и҆спо́лненъ бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а бы́въ бг҃опроповѣ́дниче, чꙋдотвори́ши бо недꙋ́ги ѿгонѧ́ѧ, и҆ лꙋка́вства дꙋхѡ́въ человѣ́ки свободи́лъ є҆сѝ.

Бжⷭ҇твенное сїѧ́нїе наше́дшее се́рдцꙋ твоемꙋ̀, бл҃же́нне, бг҃освѣ́тло сїѐ содѣ́ла, и҆ прїѧ́тно па́че ᲂу҆ма̀ дарова́нїй сотворѝ.

Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннымъ твои́мъ ржⷭ҇тво́мъ, дв҃о, всечⷭ҇таѧ а҆́гг҃льстїи чи́ни, и҆ земны́хъ собо́ри совокꙋпи́шасѧ: миронача́льника бо, хрⷭ҇та̀, и҆ сп҃са всѣ́хъ родила̀ є҆сѝ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Бж҃їимъ свѣ́томъ твои́мъ, бл҃же, ᲂу҆́тренюющихъ тѝ дꙋ́шы любо́вїю ѡ҆зарѝ, молю́сѧ, тѧ̀ вѣ́дѣти, сло́ве бж҃їй, и҆́стиннаго бг҃а, ѿ мра́ка грѣхо́внагѡ взыва́юща.

Сл҃нцꙋ, бл҃же́нне, ᲂу҆́мномꙋ, собесѣ́дникъ бы́въ, лꙋчы̀ ты̀ ѿтꙋ́дꙋ прїе́млѧ, є҆́же по сꙋществꙋ̀ пе́рвый то́й є҆́сть, вторы́й по благода́ти бы́лъ є҆сѝ, сла́вне.

Оу҆́мъ чистѣ́йшїй и҆мѣ́въ, свѣ́тло же и҆ чи́сто се́рдце ты̀ стѧжа́въ, вопло́щшагосѧ бг҃а ви́дѣлъ є҆сѝ, непостижи́маго ра́зꙋмомъ.

Оу҆стꙋпа́етъ тѝ, ᲂу҆ч҃ничѐ, всѧ́ко прⷪ҇ро́чество, и҆ всѧ́ко законоположе́нїе, пребога́те: тѣ́ми бо дре́вле проповѣ́даемаго, самови́днѡ сподо́билсѧ є҆сѝ, блаже́нне, ви́дѣти.

Бг҃оро́диченъ: Сѐ, дв҃о, прⷪ҇ро́чески и҆мѣ́ла є҆сѝ во чре́вѣ твое́мъ, сꙋ́щаго надъ всѣ́ми влⷣкꙋ и҆ гдⷭ҇а, и҆ неизрече́ннѡ сего̀, чⷭ҇таѧ, родила̀ є҆сѝ, дв҃а по ржⷭ҇твѣ̀ нетлѣ́нна пребы́вши.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Жите́йское мо́ре воздвиза́емое зрѧ̀ напа́стей бꙋ́рею, къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ твоемꙋ̀ прите́къ, вопїю́ ти: возведѝ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й, многоми́лостиве.

Но́ги твоѧ̑ кра̑сныѧ, ми́ръ неле́стнѡ, ꙗ҆́кѡ благовѣствꙋ́юще ми́ръ сꙋ́щѡ преесте́ственный, и҆ ᲂу҆́мъ преимꙋ́щїй, ᲂу҆ч҃ничѐ хрⷭ҇то́въ всече́стне.

Разꙋмѣ́ти та́инство, и҆ проповѣ́дати стра́шное бж҃їѧ воплоще́нїѧ сподо́билсѧ є҆сѝ, і҆а́кѡве, перводѣ́льныѧ лꙋчы̀ прїе́мый ѿ самагѡ̀ высоча́йшагѡ, приснопа́мѧтне.

Совет

Неизрече́ннагѡ свѣ́та сїѧ́ѧ свѣ́тлостьми досто́йнѡ, верхо́вный хрⷭ҇то́въ а҆пⷭ҇ле, прилѣ́жнѡ моли́сѧ ѡ҆ творѧ́щихъ па́мѧть твою̀, сла́вне, пречестнꙋ́ю.

Бг҃оро́диченъ: Всѣ́ми влады́чествꙋюща тва́рьми, ꙗ҆́кѡ бг҃а бл҃га́го ро́ждши, согрѣше́нїй мои́хъ, пречⷭ҇таѧ, стрꙋ́пы до конца̀ потребѝ, бл҃гоꙋтро́бна содѣва́ющи ро́ждшагосѧ и҆зъ тебє̀.

Конда́къ, гла́съ в҃.

Тве́рдѡ мꙋ́дрости догма́ты въ дꙋ́шы благочести́выхъ вложи́вшаго, похвала́ми да ᲂу҆блажи́мъ, ꙗ҆́кѡ бг҃овѣща́телѧ всѝ і҆а́кѡва: престо́лꙋ бо сла́вы влⷣчню предстоѧ̀, и҆ со всѣ́ми а҆́гг҃лы ра́дꙋетсѧ, молѧ̀ непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.

І҆́косъ.

Ꙗ҆́кѡ ᲂу҆ч҃ни́къ хрⷭ҇то́въ и҆ дрꙋ́гъ, невеще́ствєннымъ ликѡ́мъ спребыва́ѧй при́снѡ, и҆ свѣ́томъ ѡ҆зарѧ́емь невече́рнѧгѡ свѣтодаѧ́нїѧ, ᲂу҆ма̀ моегѡ̀ тмꙋ̀ разрѣшѝ, всебл҃же́нне: ꙗ҆́кѡ да твою̀ свѣтоно́снꙋю па́мѧть воспою̀, ю҆́же пое́тъ всѧ̀ тва́рь благоче́стнѡ пра́зднꙋющи дне́сь: всѣ́хъ бо вѣ́рныхъ наста́вникъ и҆ свѣти́льникъ бы́лъ є҆сѝ, і҆а́кѡве, молѧ̀ непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Ѻ҆́троцы въ вавѷлѡ́нѣ пе́щнагѡ пла́мене не ᲂу҆боѧ́шасѧ, но посредѣ̀ пла́мене вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Свѣ́тлостьми и҆ сїѧ́ньми дх҃а просвѣще́ннаго, ꙗ҆зы̑къ мно́жество, сѣ́мѧ бжⷭ҇твенное тѧ̀ и҆менꙋ́етъ зовꙋ́щи: бл҃гослове́нъ є҆сѝ гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Мꙋ́дростїю ᲂу҆кра́шенъ бг҃одарова́нною тѝ, разори́лъ є҆сѝ мїрскꙋ́ю мꙋ́дрость, бг҃омꙋ́дреннѡ зовы́й а҆пⷭ҇ле: бл҃гослове́нъ є҆сѝ гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Во всю̀ зе́млю и҆зы́де вѣща́нїе твоѐ, а҆пⷭ҇ле і҆а́кѡве, є҆́же возвѣсти́лъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ гро́мъ, всѣ̑мъ страна́мъ, премꙋ́дре, воплоще́нное сло́во, досто́йнѡ проповѣ́даѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ст҃ы́хъ ст҃ѣ́йши, дв҃о мт҃и, ты̀ была̀ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ ро́ждши бг҃а несказа́ннѡ, є҆го́же воспѣва́юще, непреста́ннѡ зове́мъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: За зако́ны ѻ҆ч҃єскїѧ бл҃же́ннїи въ вавѷлѡ́нѣ ю҆́ношы предбѣ́дствꙋюще, царю́ющагѡ ѡ҆плева́ша повелѣ́нїе безꙋ́мное, и҆ совокꙋ́плени, и҆́мже не свари́шасѧ, ѻ҆гне́мъ, держа́вствꙋющемꙋ досто́йнꙋю воспѣва́хꙋ пѣ́снь: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Свѧщенноꙋчени́къ нбⷭ҇нымъ наꙋче́нъ и҆́стиннѡ, бл҃же́нне, та́инствѡмъ, проше́лъ є҆сѝ всю̀ вселе́ннꙋю, а҆пⷭ҇ле, проповѣ́даѧ велегла́снѡ сло́во вѣ́ры хрⷭ҇то́вы, и҆ наꙋча́ѧ неизрече́нною бл҃года́тїю: гдⷭ҇а воспѣва́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бога́тъ бы́лъ є҆сѝ и҆ бл҃же́нъ, сподо́бленъ всѧ́кагѡ блаже́нства, ꙗ҆́кѡ собесѣ́дникъ и҆ соѻбита́тель бы́въ влⷣцѣ, и҆ коне́чное и҆́стиннѡ жре́бїемъ до́брѣ ѡ҆бога́щсѧ, и҆ сло́вꙋ свеселѧ́сѧ воспѣва́ше: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Обратите внимание

За мі́ръ моли́твенникъ и҆зѧ́щнѣйшїй ко сп҃сꙋ ста́ни, бл҃же́нне а҆пⷭ҇ле, просѧ̀ свы́ше бога́тнаго ми́ра цр҃квамъ, и҆ хва́лѧщымъ тѧ̀ вѣ́рнѡ прегрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе, и҆ дꙋша́мъ спасе́нїе вопїю́щымъ: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: Ты̀ спасе́нїѧ всѣ̑мъ хода́таица, бг҃омт҃и, ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ, є҆ди́на всепѣ́таѧ, сп҃са ро́ждши бж҃їѧ бг҃а сло́ва, и҆зба́вльшаго на́съ дре́внїѧ клѧ́твы, и҆ бл҃гослове́нїе дарова́вшаго, вѣ́рою зовꙋ́щымъ: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Не рыда́й менѐ, мт҃и, зрѧ́щи во гро́бѣ, є҆го́же во чре́вѣ безъ сѣ́мене зачала̀ є҆сѝ сн҃а: воста́нꙋ бо и҆ просла́влюсѧ, и҆ вознесꙋ̀ со сла́вою непреста́ннѡ ꙗ҆́кѡ бг҃ъ, вѣ́рою и҆ любо́вїю тѧ̀ велича́ющыѧ.

Ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ мі́рꙋ ꙗ҆́коже мо́лнїѧ претека́ѧ, во тмѣ̀ дре́вле и҆ сѣ́ни невѣ́дѣнїѧ сѣдѧ́щыѧ, влекі́й ко свѣ́тꙋ незаходи́момꙋ вопло́щшагѡсѧ є҆диноро́днагѡ сн҃а, є҆го́же самови́децъ и҆ дѣ́йственный слꙋга̀ бы́лъ є҆сѝ, блаже́нне: є҆го́же велича́емъ.

Бꙋ́рное, бл҃же́нне, ѿ нб҃сѐ носи́мое дыха́нїе прїе́мъ, и҆ ѧ҆зы́комъ ѻ҆гнедохнове́ннымъ ѡ҆бога́щсѧ, пожига́еши ꙗ҆́кѡ те́рнїе безбо́жнꙋю мїрскꙋ́ю мꙋ́дрость, свѣща́тельными зарѧ́ми проповѣ́данїѧ хрⷭ҇то́ва сїѧ́ѧ, и҆ мра́къ разорѧ́ѧ бг҃облаже́нне.

Прїимѝ, бг҃огла́се а҆пⷭ҇ле і҆а́кѡве, моле́бнꙋю пѣ́снь, ю҆́же тѝ прино́симъ, твою̀ пра́зднꙋюще пречестнꙋ́ю и҆ пресвѣ́тлꙋю па́мѧть: и҆зба́ви ѿ грѣхѡ́въ рабы̑ твоѧ̑, верхо́вный хрⷭ҇то́въ а҆пⷭ҇ле, прилѣ́жнѡ молѧ́сѧ, да досто́йнѡ тѧ̀ велича́емъ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ неискꙋсомꙋ́жнѡ во чре́вѣ твое́мъ прїе́мши сло́во, пребыла̀ є҆сѝ нетлѣ́нна, пречⷭ҇таѧ дв҃о, и҆ ро́ждши на́мъ є҆мманꙋ́ила, сꙋ́щаго вкꙋ́пѣ бг҃а и҆ чл҃вѣ́ка. сего̀ сꙋгꙋ́ба є҆стество́мъ вѣ́дꙋще, тѧ̀ велича́емъ.

Свѣти́ленъ.

Не ꙗ҆́кѡ сы́на а҆лфе́ева, но ꙗ҆́кѡ ᲂу҆ч҃ника̀ сло́ва, разꙋмѣ́емъ тѧ̀, і҆а́кѡве а҆пⷭ҇лѡвъ сла́во: и҆́бо бжⷭ҇твенное сїѧ́нїе ꙗ҆́вственнѡ прїѧ́лъ є҆сѝ, и҆ бл҃года́ть чꙋде́съ, ѿгонѧ́ти недꙋ́ги ѿ человѣ̑къ, вѣ́рою соверша́ющихъ всесвѧще́ннꙋю па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ и҆мꙋ́щи бл҃гоꙋтро́бїе и҆ ми́лость вели́кꙋю, бцⷣе дв҃о, при́зри, пренепоро́чнаѧ, на моѐ смире́нїе, и҆ стра́стнꙋю бꙋ́рю и҆ печа́лей нахождє́нїѧ разженѝ, чⷭ҇таѧ, и҆ ѻ҆гнѧ̀ гее́нскагѡ и҆зба́ви мѧ̀ твои́ми моли́твами.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-apostolu-iakovu-alfeevu/

Ссылка на основную публикацию