Апостол тит критский

Апостол от 70-ти Тит Критский, епископ

Пе́снь 1

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Припев: Святы́й апо́столе Ти́те, моли́ Бо́га о на́с.

Вся́кими дарова́ньми обогати́вши тя́ благода́ть Ду́ха, пропове́дника боже́ственна апо́стола, в концы́ пропове́дающа, посла́ Сло́ва воплоще́ние, Ти́те пресла́вне.

Зарю́ боже́ственныя благода́ти прие́мь, облиста́л еси́, я́ко со́лнце, прему́дре, су́щим во тме́ душа́м, я́же просвети́л еси́, изыма́я неве́дения, пре́лести рабо́ты избавля́я, блаже́нне.

Сы́й испо́лнен даро́в духо́вных, Па́вел прему́дрый на тя́ рукоположе́ние возлага́ет и служи́теля, и боже́ственна ученика́, и ве́ры пропове́дника устроя́ет, Ти́те пречу́дне.

Богоро́дичен: Избавля́я мирски́я концы́ пре́лести, возсия́ от Твоего́ чре́ва Госпо́дь, Богоневе́сто, Его́же моли́ всегда́ спасти́ ве́рою Тя́, Де́во, чту́щия.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Не му́дростию объюро́ди то́й внима́ющия, но ра́зумом и́стины ослепле́ние, блаже́нне, ду́ш отгна́л еси́, притека́ющих к тебе́.

Олядене́вшую безбо́жия те́рнием бразду́, всенасле́дие язы́к, серпо́м боже́ственным очи́стил еси́, ра́зума се́мена насе́яв.

Еди́но пропове́дая в Тре́х Ли́цах Божество́, отгна́л еси́ мглу́ многобо́жия, блаже́нне, к боже́ственному ра́зуму приводя́ концы́.

Богоро́дичен: Святе́йшу а́нгелов и всея́ тва́ри вы́шшу, из Тебе́ пло́тию Роди́выйся Тя́ соде́ла, те́мже Тя́, я́ко Влады́чицу все́х, почита́ем.

Седа́лен, гла́с 8

Я́коже звезда́ с со́лнцем, ходи́л еси́, пресла́вне Ти́те, с Па́влом, я́ве зе́млю просвети́сте и тму́ разори́сте, в Кри́тстем же о́строве заше́д, блаже́нне, сме́ртию, все́м незаходи́мы оста́вил еси́, я́ко зари́, богому́дре, твоя́ боле́зни и словеса́, и́миже просве́щшеся, благоче́стно тя́ чти́м и согла́сно вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко Всенепоро́чная Неве́сто Творцу́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище и бесо́м игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, Светоно́сная, Нетле́нная, отжени́ о́блак страсте́й и Вы́шняго прича́стия сподо́би и Све́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.

Крестобогоро́дичен: А́гнца и Па́стыря и Изба́вителя, А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние, ве́рою пою́щим Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный, Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

От сокро́вищ неистощи́мых поче́рп, всему́дре, жа́дныя ра́зумы бога́тства и́стиннаго насы́тил еси́ и умерщвле́нная сердца́ оживи́л еси́, неразу́мия отгоня́я мглу́, всесла́вне.

Па́влова тя́ мре́жа промышле́нием благода́ти уловля́ет, Ти́те, хотя́ща усе́рдно по́слежде твое́ю у́дицею сло́ва язы́ки премно́гия извлещи́ от ле́стныя глубины́ ко благоче́стию.

Сла́вному, я́коже а́гня, боже́ственному Па́влу после́дуя, тя́жкия от среды́ во́лки, богогла́се, отгна́л еси́, и́дольския же хра́мы на зе́млю низве́ргл еси́ и хра́мы Бо́гу земноро́дныя сотвори́л еси́.

Богоро́дичен: Свята́я Богоро́дица, се́нь нескве́рная, Све́та две́рь, трапе́за и ру́чка всезлата́я, несеко́мая гора́ и присе́нная, я́ко вмести́вшая Соде́теля, ублажа́ется.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Смердя́щую уста́вил еси́ зло́бы я́зву язы́ком, блаже́нне, ду́ш, сла́дкою со́лию боже́ственных слове́с твои́х, я́коже вра́чь изря́ден и я́ко благода́ти служи́тель.

Па́вла веле́нием повину́яся кро́тко, с ни́м поднебе́сную обхо́диши, прему́дре, сло́во ра́зума благовеству́я, богопропове́дниче всече́стне.

Равноде́тельна, Единопресто́льна Сло́ва Отцу́ науча́я, я́коже му́др, богогла́се, повину́л еси́ суему́дрыя и́дольскую всю́ ле́сть отри́нути.

Богоро́дичен: Чи́стую чи́стым почти́м умо́м, добро́ту Иа́ковлю, Боже́ственными дея́ньми удобря́еми, благоче́стно воспое́м, я́ко Ма́терь Бо́га на́шего.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Па́вел, ми́ра невече́рнее со́лнце, тя́, я́коже зарю́, испуща́ет светолу́чну, блаже́нне, я́же во тме́ неразу́мия седя́щая сердца́ просвеща́юща.

Во́д живото́чных сы́й испо́лнен, струя́ми Боже́ственных уче́ний пото́ки, блаже́нне, неразу́мия потопля́еши, напоя́я язы́ков совокупле́ния.

Богоро́дичен: Пою́т ро́ди родо́в Тя́, Всепе́тая: препе́тое бо Сло́во Бо́жие родила́ еси́ па́че сло́ва, Его́же сла́вят и челове́честии и а́нгельстии чи́ни.

Конда́к, гла́с 2

Па́влов яви́вся собесе́дник, апо́столе, с ни́м на́м сло́во предвозвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти, тайноглаго́льниче Ти́те приснопа́мятне. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: не преста́й моля́ся о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Спасы́й во огни́ авраа́мския Твоя́ о́троки и халде́и уби́в, я́же Пра́вда пра́ведно уловля́ше, препе́тый Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Еди́но Божество́ пе́ти, Еди́но Госпо́дьство чти́ти Ти́т науча́я челове́ки, многобо́жнаго неи́стовства измени́ благоче́стно взыва́ющия: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Умерщвле́нныя душе́ю, безду́шную чту́щия ве́щь, умерщвле́ннаго на́с ра́ди Животода́вца Бо́га позна́ша, тобо́ю наказу́еми, учениче́ и тайновеща́телю неизрече́нных.

Я́ко и́стины служи́тель, лжи́ отгони́тель яви́лся еси́ и, я́ко Па́влов учени́к, гоне́ния и беды́ претерпе́л еси́, с ни́м поя́, сла́вне: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Испещре́на доброде́тельми, Всецарю́ предста́ла еси́ одесну́ю, от Твои́х воплоще́на крове́й, Безневе́стная, приле́жно моля́щи изба́витися на́м от вся́кия ну́жды.

Пе́снь 8

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Кропле́нием крове́й твои́х угасе́ о́гнь пре́лести чужди́й, неду́зи отгна́шася, де́мони исчезо́ша к Бо́гу мольбо́ю твое́ю, Ти́те апо́столе. Те́м тя́, я́ко уго́дника боже́ственна Всецаря́ Христа́, восхваля́ем.

Ве́сь Бо́гу освяще́н и Боже́ственными укра́шен, Ти́те, благода́тьми, сло́во спаси́тельное все́м уясни́л еси́, безслове́сия, всему́дре, на́с изба́вльшее, ве́рою и́стинною благосло́вящих и превознося́щих Христа́ во ве́ки.

Све́та чисте́йшее прия́телище бы́в, просвети́л еси́ подсо́лнечную Боже́ственными сия́ньми, Ти́те досточу́дне, и омрачи́л еси́ сопротивле́ния беззако́ннующих вра́г, Го́спода поя́ и превознося́ во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Ору́жие, дре́вле обраща́емое, плещи́, Де́во, ны́не мне́ дае́т, я́ко Сло́во родила́ еси́, пло́тию обложе́но и во двою́ естеству́ разумева́емо, Его́же трепе́щут а́нгельстии чи́ни и славосло́вят земни́и во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Всю́ твою́ ко Изба́вителю нося́ и любо́вь и наде́жду, влече́т спу́тника Па́вел, с тобо́ю свяще́нное Ева́нгелие язы́ком пропове́дуя, апо́столе. Те́мже с ни́м тя́ почита́ем.

Неду́ги отго́ниши ве́рных, де́моны прогоня́еши Боже́ственною благода́тию. Кри́т, вели́кий гра́д, первопресто́льника тя́ стяжа́ боже́ственна, свети́льника же и зарю́ небе́сную, Ти́те богому́дре и достохва́льне.

Я́ко со́лнце, возсия́ на́м па́мять твоя́, заря́ми духо́вными всесве́тло укра́шена, о́блаки ду́ш отгоня́щи, ю́же ве́рою творя́щия на́с сохраня́й, Ти́те всеблаже́нне и достохва́льне.

Богоро́дичен: Плени́цы прегреше́ний мои́х, Чи́стая, разреши́ хода́тайством Твои́м, Всенепоро́чная, разори́ тму́ души́ моея́, бу́рю страсте́й мои́х ути́ши, всу́е борю́щия мя́ сокруши́ и спаси́ мя, Влады́чице Присноде́во.

Свети́лен

Све́та прия́телища, непреме́нныя зари́ невече́рняго дне́, светолу́чныя мо́лнии, Варфоломе́я и Ти́та, ве́рнии, сла́вим вси́.

Богоро́дичен: Кре́пким Твои́м покро́вом от наве́та вра́жия на́с, Чи́стая, Твоя́ рабы́, сохрани́ вся́ невре́дны: Тя́ бо и́мамы еди́ну прибе́жище в напа́стех.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-tit-apostol

Святой апостол от 70-ти Тит, епископ Гортинский. Аудио / Православие.Ru

Память 25 августа / 7 сентября

Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Язычник изначала, Тит[1] был обращен в христианство святым апостолом Павлом, который называет его «истинным сыном по общей вере» (Тит 1: 4). Несколько лет спустя, около 49 года, они вновь встретились в Антиохии.

Павел взял его и Варнаву с собой в Иерусалим, чтобы отчитаться перед апостолами в своей миссионерской деятельности среди язычников.

Будучи убеждены доводами Павла об освобождении от предписаний Закона, члены этого первого Собора не стали настаивать на обрезании Тита.

Апостол Тит, епископ Критский

С этого времени он сопровождает апостола в миссионерских путешествиях и становится одним из его наиболее близких сотрудников. Именно Тита Павел послал в Коринф отнести Первое послание и объяснить, как следует организовать сбор пожертвований для братий в Иерусалиме.

После того как Тит покинул город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, серьезные разногласия разделили христиан Коринфа. Павел, находившийся в Ефесе (ок. 55 г.), вручил тогда Титу послание, написанное «от великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2: 4), чтобы исправить эти нестроения.

Святой Тит был принят со страхом и трепетом как носитель апостольской власти. Восстановив благочиние и любовь, он вновь присоединился к учителю в Македонии, чтобы с радостью рассказать о послушании, выказанном коринфянами (см.: 2 Кор. 7: 15).

Обратите внимание

И вновь Павел отправляет Тита в этот город вместе с двумя спутниками, поручив передать коринфянам его Второе послание и принять плоды их пожертвований.

Тит находился со святым апостолом Павлом в Риме во время его первого заключения и сопровождал во время обратного путешествия на Восток. Причалив к острову Крит, они вместе проповедовали Благую Весть во многих городах.

Павел, который должен был продолжать плавание, оставил Тита завершать устройство новой Церкви (ок. 63 г.) и для этого поставить в каждом городе епископа (см.: Тит 1: 5–7). Тит встретил сильное сопротивление, особенно со стороны иудеев, и написал Павлу.

Тот в своем ответе побуждает Тита учить всему, что находится в соответствии «со здравым учением» (Тит 2: 1), и своим поведением показывать пример, а «в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное», чтобы его противники, распространители «иудейских басен… отвращающиеся от истины», не могли ничего сказать об учениках Христовых худого, будучи исполнены замешательства (см.: Тит 2: 7–8 и 1: 14).

Это письмо извещало его, чтобы он был готов присоединиться к Павлу в Никополе (см.: Тит 3: 12). Оттуда около 65 года Тит был послан с новым поручением в Далмацию (см.: 2 Тим. 4: 10).

После мученической кончины апостола Павла Тит вернулся на Крит, которым управлял мудро и по-пастырски усердно до глубокой старости. Святой апостол Тит почил в мире, и его тело было положено в главном храме города Гортины, где находилась его кафедра. Там он почитался в течение многих веков как защитник Критской Церкви.

Когда остров был освобожден от арабских захватчиков, столица была перенесена в Кандию, и там был построен новый собор во имя святого Тита.

Эта церковь оставалась главным местом паломничества на Крите на протяжении всего владычества венецианцев (1210–1669). Изгнанные с острова турками, они забрали с собой главу апостола Тита и положили в церкви Сан-Марко.

Эта драгоценная реликвия была возвращена Критской Церкви 12 мая 1966 года.

Важно

Согласно другому церковному преданию, апостол Тит был далеким потомком критского царя Миноса и с юности выказывал живой интерес к языческим наукам. Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему: «Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного».

Опасаясь, однако, как бы этот голос не исходил от бесов, чтобы ввергнуть его в наваждение, он продолжил изучать языческие науки. По прошествии девяти лет ему было новое видение, во время которого он получил повеление прочитать иудейские книги. Тит открыл книгу Исаии и увидел следующие слова: «Обновляйтеся ко мне, острови. Израиль спасается от Господа спасением вечным» (Ис.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой «державная»

45: 16–17).

Проконсул и правитель Крита, который приходился Титу дядей, слышал, как превозносят чудеса, совершаемые Иисусом в Иерусалиме и по всей Палестине.

Тогда он решил, посовещавшись со знатью острова, послать в эти края своего племянника, чтобы получить более полные сведения об этом.

Прибыв в Иерусалим, Тит увидел Господа и чудеса, которые Он совершал, и стал свидетелем Его животворящих Страстей, Его Воскресения и Его Вознесения. Он был даже, по преданию, в числе учеников, на которых сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.

Тита рукоположили в пресвитера апостолы и послали с поручением вместе с апостолом Павлом. Они вместе пришли в Антиохию, затем в область Селевкии и оттуда на Кипр.

С Саламина они отправились в Пергу в Памфилии, Антиохию Писидийскую и Иконию (см.: Деян.

Совет

13: 4–6, 13–14, 51), затем продолжили проповедь в Листре и Дервии, претерпевая во время всех миссионерских путешествий преследования и дурное обращение.

Прибыв на Крит, они были приняты правителем острова Рустиллом, который был шурином Тита. Тот попытался убедить их не проповедовать против языческих богов, но безуспешно. Немного времени спустя святой Павел воскресил молитвой только что умершего сына магистрата. С этого времени Рустилл оказывал почести миссионерам, проявлял к ним уважение и разрешил распространять на острове Благую Весть.

Но через три месяца Рустилла вызвали в Рим и назначили консулом. Тогда иудеи стали досаждать зародившейся христианской общине пустыми лживыми речами, не дерзая, однако, выступать впрямую против апостолов, которые находились под защитой высокопоставленного лица.

Покинув остров Крит, чтобы отправиться в Ефес, где обратилось большое число язычников, Павел послал Тита, Тимофея и Ераста в Коринф. Тит помогал великому апостолу вплоть до его смерти.

Затем он принимал участие в утверждении миссионерской деятельности в Греции и в Колоссах, после чего отправился на родину для продолжения проповеди Евангелия. Тит был принят жителями Крита с ликованием, но вскоре узнал, что они сохранили языческие обычаи.

Тогда апостол поверг статую Артемиды на землю именем Иисуса Христа. Перед лицом этого чуда более пяти сотен язычников вскричали: «Велик Бог, Которого проповедует Тит!» – и уверовали во Христа.

Святой Тит, установив местопребывание епископской кафедры в Гортине, поставил девять новых епископов для главных городов Крита. Он утверждал истинную веру как словом, так и чудесами.

Когда апостолу исполнилось 94 года, подошел его смертный час. Жилище епископа внезапно заполнило благовонное облако, и множество ангелов появились помочь ему.

С лицом, сияющим как солнце, святой Тит предал дух Богу, произнеся такие слова: «Господи, я хранил веру и утвердил народ Твой в страхе Твоем.

Обратите внимание

Прими ныне дух мой!» Когда его тело, в белом облачении, несли к погребению, языческие храмы обрушились. Впоследствии у его могилы исцелилось множество одержимых.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источник: https://pravoslavie.ru/55926.html

ТИТ, АПОСТОЛ – Древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Ап. Тит, еп. Критский

Тит (I в.), апостол от 70, епископ Критский

Память 25 августа, 2 мая – память перенесения честной главы апостола из Венеции на Крит в 1966 г. (Греч. [1]) и в Соборе семидесяти апостолов

Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов.

Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников.

Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец. За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи.

В 20-летнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает.

После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии.

Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.

Важно

Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него.

Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян.

2, 11).

Честная глава святого апостола Тита от 70-ти. Собор св. апостола Тита. Ираклион. Остров Крит.

Святой Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником.

Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского.

Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит 1-3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу.

После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Крита – Гортину.

Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам.

Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился.

В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих.

Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Мощи и почитание

Перенесение честной главы ап. Тита из Венеции на Крит в 1966 г. Фреска (Крит)

Почитание святого Тита можно проследить с IV века. Днём его памяти стало 25 августа. В VI веке на месте упокоения критского апостола в Гортине была воздвигнута деревянная базилика освященная в его имя, куда были положены его мощи.

При опустошении острова арабами в 823 или 824 году базилика была разрушена, а из мощей святого благочестивые христиане смогли сберечь лишь главу. После освобождения Крита в 961 году в Хандаке (ныне Ираклион) был воздвигнут новый митрополичий собор, где с тех пор почивала глава апостола.

При изгнании венецианцев с Крита в 1669 году, они забрали реликвию с собой и положили её в Венецианском соборе святого Марка. После почти десяти лет переговоров с 1957 по 1966 год, православным удалось убедить римо-католиков вернуть святыню. Торжественное возвращение состоялось 15 мая 1966 года.

В то время сотни верующих собрались в порт Ираклиона почтить прибытие мощей, после чего архиепископ Критский Евгений возглавил торжественную литургию в Титовском соборе [2].

Молитвословия

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Па́влов яви́вся собесе́дник, апо́столе,/ с ним нам сло́во предвозвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Ти́те приснопа́мятне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Использованные материалы

[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.

synaxarion.gr/gr/sid/3192/sxsaintinfo.aspx

[2]  “St. Titus”, The Orthodox Messenger (Glenelg SA, Australia), v. 8(7/8), July/Aug 1997, http://www.orthodoxchristian.info/pages/titus.htm. Память об этом событии вошла в месяцеслов Греческих Церквей: см.

ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.

synaxarion.gr/gr/sid/3192/sxsaintinfo.aspx

Источник: https://drevo-info.ru/articles/11286.html

7 сентября — память апостола Тита, епископа Критского. | Информационный портал Hohlev.ru

После третьей Пасхи в Иерусалиме, в последний год своей земной жизни Иисус избрал «семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:1-2).

Большинство имен этих избранников евангелисты не сообщают — они известны только из Священного Предания. Исключение составляют  лишь первые семь дьяконов, избранные двенадцатью апостолами (Деян. 6:1-6), и те, кто упомянуты в апостольских посланиях. Среди этих последних — апостол Тит.

Уроженец Крита из знатной семьи, он с юности увлекался поэзией и философией и, подобно членам общины ессеев-терапевтов в Александрии, описанной Филоном Александрийским в трактате «О созерцательной жизни», жил добродетельно, искоренял пороки и страсти, хранил девственность и занимался науками, пока в 21 год ему не попала в руки ни библейская Книга пророка Исаии, перевернувшая его представления об окружающем мире, где мнимая успешность опирается на самопревозношение, гордость и тщеславие и обречена рассыпаться в прах — как процветающие и самоуверенные вавилоняне перед лицом гнева Божия «погибнут, как солома пред огнем», и не останется от них даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер.

Совет

А тут еще до Крита дошел слух о появившемся в Палестине великом пророке и творимых им чудесах, и родной дядя Тита, правитель острова, послал его туда удостовериться во всем самому.

В Иерусалиме Тит увидел Христа, слушал Его проповедь, уверовал в Него, был свидетелем Его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения, а в день Пятидесятницы, стоя в народе, слышал, как 12 апостолов после сошествия Святого Духа говорили на разных языкая, в том числе и на его родном (Деян. 2:11).

Крещение Тит принял от апостола Павла и в 49 году уже сопровождал его и апостола Варнаву на Иерусалимский собор (Гал. 2:1). Он был с апостолом Павлом в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных церквей и, наконец, был им рукоположен во епископа Критского.

Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил своему ученику личное послание об избрании пастырей и об обязанностях пастырского служения, а, когда Павла увезли на суд в Рим, Тит, бросился за учителем и был с ним до самой его казни. Потом вернулся на Крит и до глубокой старости — скончался он, по преданию, в возрасте 94 лет — трудился, создавая на родном острове и в соседних странах христианские общины. По преданию, перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Мощи апостола Тита долгое время хранились в кафедральном соборе Гортины, одного из древнейших и самых крупных городов Крита в эпоху античности, но после набега на остров сарацин в 823 году уцелела лишь глава святого.

Читайте также:  Икона божией матери «о тебе радуется...»

После освобождения Крита в 961 году, когда в Хандаке (ныне Ираклион) был построен митрополичий собор, святыню перенесли туда. Там она и пребывала до 1669 года, когда венецианцы, покидая остров, забрали ее с собой.

Без малого 300 лет она находилась в венецианском соборе святого Марка, и только после десятилетних переговоров в 1966 году католики согласились вернуть ее православным киприотам.

Источник: https://ria.ru/religion_holydays/20180906/1527446237.html

Источник: http://hohlev.ru/obshhestvo/7-sentyabrya-pamyat-apostola-tita-episkopa-kritskogo

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Святитель Дмитрий Ростовский

Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных – язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия.

Тит и сам первоначально служил тому же нечестию и выказал в юных годах большую ревность в изучении наук еллинских: он с усердием изучал сочинения древних философов и стихотворцев, как например Гомера и прочих.

Несмотря на это Тит проводил жизнь незлобивую и целомудренную; хотя он и не знал Бога истинного, однако соблюдал в непорочности девственную чистоту тела своего, как впоследствии свидетельствовал о нем святой Игнатий Богоносец(1) в своем послании к филадельфийцам, называя Тита девственником; Того Самого Бога, Коего Тит не знал верою, он чтил добрыми делами своими, и был Ему угоден.

Когда Титу исполнилось двадцать лет от рождения, он услышал голос, нисходивший к нему с неба и говоривший:

– Тит! Тебе следует уйти отсюда и спасти твою душу, ибо учение еллинское не ведет ко спасению.

После того, как Тит услышал этот голос, он восхотел слышать его и во второй раз; ибо он знал, что иногда бывают гласы и внушения от идолов. Теперь Тит уже не хотел веровать в идолов, так как начал познавать обольщение бесовское (коему поддаются все, поклоняющиеся идолам); и прожил там еще один год.

Потом было ему во сне повеление от Бога – прочесть еврейские книги; и после того сонного видения Тит начал искать книги еврейские.

Найдя книгу святого пророка Исаии(2), Тит раскрыл ее и остановился на главе сорок первой, которая начинается так: “Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы” (Ис.41:1).

Обратите внимание

Читая главу эту, Тит встретил в ней некоторые слова, которые, как ему казалось, Сам Бог изрекал сердцу его, именно: “ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою”; не прельщайся, “ибо Я Бог твой” (41:9-10).

И еще: “Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою” (41:13). В конце же главы прочитал об идольском обольщении, – именно: “не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их” (Ис.41:28-29).

Эти и другие слова книги пророческой были для Тита как бы ключом, открывшим двери ума его к познанию единого истинного Бога и вместе с тем к уразумению идольского обольщения и заблуждения языческого; и того времени Тит воспламенился сердцем к Богу, Коего почитали евреи.

В это время на острове Крите (где проживал Тит) распространился слух о Христе, – Боге, явившемся во плоти, проживавшем среди людей в Иерусалиме и совершавшем дивные и несказанные чудеса; ибо слава о Нем проходила по всем концам земли.

Анфипат(3) Крита, приходившийся Титу дядей по матери, посоветовавшись с именитыми мужами, послал в Иерусалим своего племянника, сего благоразумного и любознательного Тита с тем, чтобы он хорошенько выслушал и уразумел то, что говорилось из уст Христовых, и побеседовал с Ним; таким образом, Тит мог возвестить самым подробным образом своим соотечественникам всё то, что сам узнал бы о Христе.

Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес, совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в воскресении Его. После же вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на Апостолов в виде языков огненных, так что Апостолы начали говорить на разных языках, Тит слышал беседу Апостолов, говоривших и по-критски, и весьма изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: “пришельцы критяне (среди них был и Тит) и аравитяне”, удивляясь, друг другу говорили: “слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих” (Деян.2:10-11). Впоследствии Тит пересказал обо всём этом в отечестве своем Крите.

Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском; когда дверь веры была открыта и для язычников (Деян.14:27) и были крещены сотник Корнилий, а потом и прочие еллины, тогда и Тит, происходя от язычников необрезанных, принял крещение от святого Апостола Павла, ранее называвшегося Савлом.

Хотя Тит и уверовал во Христа, но, пока не крестился, Апостолы не принимали его в первенствующую церковь, так как вообще не принимали необрезанных; Тит же не хотел исполнять ветхозаветного обряда обрезания; однако иудеи, уверовавшие во Христа, требовали первоначально от всех язычников исполнения сего обряда, говоря, что без обрезания никто не может получить спасения, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: “если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись” (Деян.15:1). Таковые роптали и на святого первоверховного Апостола Петра за крещение сотника Корнилия и вступили в спор с ним (Апостолом Петром), говоря ему, что он пошел в дом мужей необрезанных и ел с ними. Когда же святые Апостолы на соборе рассмотрели это вопрос, то постановили не принуждать язычников обрезываться; тогда и Тит блаженный пришел ко крещению, так как никто не принуждал его к обрезанию, о чем упоминает и Апостол Павел в послании к Галатам, говоря: “но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться” (Гал.2:3).

Важно

После крещения Тит был уполномочен прочими главными Апостолами к служению апостольскому и сопричтен к числу семидесяти меньших Апостолов; Тит послан был вместе с Апостолом Павлом, на проповедь Слова Божия, к язычникам; и Тит постоянно следовал за Павлом святым и не только как ученик за учителем, но и как сын, следующий за возлюбленным отцом.

Ибо Павел называет его своим сыном, как это можно видеть из послания его к Титу: “Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость” (Тит.1:4).

Ходил же святой Тит иногда вместе с Апостолом Павлом, иногда же был посылаем им проповедовать самостоятельно; так, например, он был послан Павлом в Далмацию, о чем упоминает Павел в послании к Тимофею, говоря: “Тит в Далматию” (2Тим.4:10), т.е. был послан мною на проповедь Евангелия в города далматские.

Иногда святой Апостол Павел посылал Тита со своими апостольскими посланиями, как например к Коринфянам, коим он говорит: “я упросил Тита и послал с ним одного из братьев” (2Кор.12:18). Говорит еще: “мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил” (2Кор.8:8). И еще: “благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам” (2Кор.

8:16).

Несомненно, Павел питал к Титу великую любовь духовную о Христе, так как он называет его то сыном, то братом своим, а когда он замедлил, уйдя от Павла, то сей последний скорбел о нем, говоря о себе: “придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита” (2Кор.2:12-13). И насколько великий Апостол скорбел без Тита, настолько утешался его присутствием, ибо говорит: “Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита” (2Кор.7:6). И еще говорит: “обрадованы мы радостью Тита” (2Кор.7:13).

Проходя по многим странам с благовестием имени Христова святые Апостолы пришли в Крит, отечество Тита.

Анфипатом же тогда в Крите был Рустил, муж сестры Тита; услыхав проповедь апостольскую о Христе Боге, он первоначально посмеялся ей; но когда умерший его сын, воскрешен был Апостолом Павлом, то Рустил уверовал во Христа и принял святое крещение со всем домом своим; вместе с тем приняли святую веру и крещение и многие из числа прочих неверных, обитавших на острове том. Святой же Павел поставил блаженного Тита епископам острова Крита и прочих близлежащих островов и, поручив ему новопросвещенных христиан, оставил его там; сам же отравился в другие страны проповедовать имя Христово язычникам. Придя в Никополь, святой Павел написал послание Титу, в коем поучал его благому управлению (паствой): “для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал” (Тит.1:5). Объясняя эти слова апостольские, святой Златоуст говорит: “Тит был более искусным из числа всех, бывших с Павлом; ибо, если бы он не был искусным, Павел не поручил бы ему всего острова, не повелел бы окончит недоконченное, не подчинил бы суду его епископов, если бы не надеялся на сего мужа (Тита)”.

Когда Павел задержался в Никополе, то снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: “когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму” (Тит.3:12). И пришел к нему святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит.

Совет

После этого святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всём этом, прошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителя.

Тит пробыл в Риме до кончины святого Апостола Павла; по усечении честной главы Апостола (что было сделано по приказанию Нерона(4)), Тит предал погребению честное тело Апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу еллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая веру их чудесами.

Следует заметить, что на острове том был идол почитаемой язычниками богини Дианы(5); на поклонение сему идолу приходило много еллинов, которые приносили также и жертвы.

Однажды святой Тит пришел на то место собрания нечестивых и начал говорить им слово Божие, увещевая их обратиться к истинному Богу, познав обольщение идольское. Но так как народ не слушал слов его, то святой Тит помолился Богу, и тотчас идол тот упал и рассыпался в прах.

Тогда все, бывшие там, пришли в ужас, и уверовало во Христа в день тот пятьсот человек.

Точно также, когда, по приказанию императора римского, на острове Крите строился большой храм идольский в честь мерзкого бога Зевса(6), – и уже заканчивался постройкой, – Апостол Христов Тит, проходя мимо того места, помолился Богу истинному, и внезапно храм тот упал и разрушился до основания. Видя такое чудо, многие еллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя господа Иисуса Христа, Бога истинного.

Читайте также:  Апостол варфоломей (нафанаил)

Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры святой, Апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лицо его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом миру, того и смерть была почтена осиянием света от господа нашего Иисуса Христа(7).

Кондак, глас 2:

Павлов явився собеседник, Апостоле, с сим нам слово предвозвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Тите приснопамятне. Сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Сноски:

1 Память его 29 января и 20 декабря.

Обратите внимание

2 Исаия – величайший из ветхозаветных пророков; происходил из царского рода, жил и пророчествовал в Иерусалиме, во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Пророчества Исаии, относящиеся к Иисусу Христу, настолько ясны и определенны, что пророка Исаию называют “ветхозаветным евангелистом”. – Память его 9 мая.

3 Т.е. правитель.

4 Император Нерон царствовал с 54 г. по 68 г.

5Диана считалась у древних греков богинею охоты и вообще покровительницею природы.

6 Зевс считался у греков главным божеством, – родоначальником всех прочих людей и богов.

7 Честные мощи святого Апостола Тита почивали в кафедральной церкви в Гортине. После опустошения острова сарацинами в 823 году от мощей его осталась здесь одна глава, которая и была принесена в Венецию в храм св. Марка. Но, по другим известиям, глава Апостола хранится в самом острове Крите, в храме его имени.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=106032

Апо­стол от 70-ти Тит был уро­же­нец ост­ро­ва Кри­та, сын знат­ных языч­ни­ков. В мо­ло­дых го­дах он вни­ма­тель­но изу­чал эл­лин­скую фило­со­фию и древ­них по­этов. За­ни­ма­ясь на­у­ка­ми, Тит про­во­дил жизнь доб­ро­де­тель­ную, не пре­да­ва­ясь по­ро­кам и стра­стям, свой­ствен­ным боль­шин­ству языч­ни­ков.

Он со­блю­дал дев­ствен­ность, как за­сви­де­тель­ство­вал о нем свя­щен­но­му­че­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец (па­мять 20 де­каб­ря). За та­кую жизнь Гос­подь не оста­вил его без Сво­ей по­мо­щи.

В два­дца­ти­лет­нем воз­расте свя­той Тит во сне услы­шал го­лос, вну­шав­ший ему оста­вить эл­лин­скую пре­муд­рость, не да­ю­щую ду­ше спа­се­ния, но ис­кать той, ко­то­рая спа­са­ет.

По­сле это­го сна свя­той Тит ждал еще один год, не бу­дет ли ему еще по­доб­но­го ве­ле­ния и, дей­стви­тель­но, ему бы­ло ука­за­но озна­ко­мить­ся с уче­ни­ем Бо­жи­их про­ро­ков. Пер­вое, что ему до­ве­лось про­чи­тать, бы­ла Кни­га про­ро­ка Ис­а­ии. От­крыв ее на 47 гла­ве, он был по­ра­жен сло­ва­ми, ска­зан­ны­ми как бы про его соб­ствен­ное ду­хов­ное со­сто­я­ние.

Ко­гда до Кри­та до­шел слух о по­явив­шем­ся в Па­ле­стине Ве­ли­ком Про­ро­ке и о чу­де­сах, тво­ри­мых Им, пра­ви­тель ост­ро­ва Кри­та, род­ной дя­дя Ти­та, по­слал его ту­да.

Этот Про­рок был Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, во­пло­тив­ший­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии и при­шед­ший в мир для ис­куп­ле­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го от тя­го­тев­ше­го над ним пер­во­род­но­го гре­ха. Свя­той Тит в Иеру­са­ли­ме уви­дел Гос­по­да; слу­шал Его про­по­ведь и уве­ро­вал в Него.

Он был сви­де­те­лем Крест­ных стра­да­ний и смер­ти Спа­си­те­ля, Его слав­но­го Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния на Небо. В день Пя­ти­де­сят­ни­цы бу­ду­щий апо­стол слы­шал, стоя в на­ро­де, как 12 апо­сто­лов по­сле со­ше­ствия на них Свя­то­го Ду­ха го­во­ри­ли раз­ны­ми язы­ка­ми, в том чис­ле на язы­ке кри­тян (Деян.

2:11). Свя­той Тит при­нял Кре­ще­ние от апо­сто­ла Пав­ла и сде­лал­ся его бли­жай­шим уче­ни­ком. Он со­про­вож­дал апо­сто­ла Пав­ла в его мис­си­о­нер­ских пу­те­ше­стви­ях, неод­но­крат­но вы­пол­нял его по­ру­че­ния, ка­са­ю­щи­е­ся но­во­устро­ен­ных Церк­вей, и был с ним в Иеру­са­ли­ме.

Важно

Свя­той Тит был при­чис­лен к 70-ти апо­сто­лам и ру­ко­по­ло­жен апо­сто­лом Пав­лом во епи­ско­па Крит­ско­го. Око­ло 65 го­да, неза­дол­го до вто­ро­го за­то­че­ния, апо­стол Па­вел на­пра­вил пас­тыр­ское по­сла­ние сво­е­му из­бран­ни­ку (Тит.1-3).

Ко­гда апо­стол Па­вел как уз­ник был при­ве­зен в Рим на суд ке­са­ря, свя­той Тит оста­вил вре­мен­но свою крит­скую паст­ву и по­шел в Рим по­слу­жить сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла апо­стол Тит вер­нул­ся в глав­ный го­род Кри­та – Гор­ти­ну.

Апо­стол Тит муд­ро управ­лял сво­ей паст­вой и тру­дил­ся над про­све­ще­ни­ем языч­ни­ков све­том ве­ры Хри­сто­вой. Ему был дан от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний.

Во вре­мя од­но­го из язы­че­ских празд­ни­ков в честь бо­ги­ни Ди­а­ны Тит про­по­ве­до­вал со­брав­шим­ся во мно­же­стве языч­ни­кам. Ко­гда он уви­дел, что они его не слу­ша­ют, он по­мо­лил­ся Гос­по­ду, чтобы Сам Гос­подь по­ка­зал за­блуж­да­ю­щим­ся лю­дям ни­что­же­ство идо­лов.

По мо­лит­ве апо­сто­ла Ти­та идол Ди­а­ны на гла­зах у всех упал и раз­бил­ся. В дру­гой раз апо­стол Тит мо­лил­ся, чтобы Гос­подь не до­пу­стил окон­ча­ния по­строй­ки воз­дви­гав­ше­го­ся язы­че­ско­го хра­ма в честь Зев­са, и он раз­ру­шил­ся.

Та­ки­ми чу­де­са­ми апо­стол Тит при­вел к ве­ре во Хри­ста мно­гих. Про­све­тив све­том ве­ры и окрест­ные стра­ны, апо­стол Тит мир­но скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 94-х лет.

Пе­ред смер­тью его ли­цо про­си­я­ло как солн­це.        https://azbyka.ru/days/sv-tit-apostol

Источник: http://www.planetadeti.lt/apostol-ot-70-ti-tit-kritskij-episkop/

Православный церковный праздник 7 сентября

Сегодня 7 сентября (25 августа по старому стилю) – Церковный, Православный праздник сегодня :

* Апостола Варфоломея (перенесение мощей, VI). * Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).
Святителей Варсиса (378) и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийского, исповедника (кон.

IV); Иоанна Каппадокийца, Патриарха Константинопольского (520); Епифания, Патриарха Константинопольского (535); Мины, патриарха Константинопольского (552). Святой Синклитикии.

Преподобномученика Моисея (1931); священномученика Владимира (Мещанского) протоиерея, Тверского (1938).

Апостол Тит

Один из 70-и апостолов Тит — был ученик апостола Павла, первый епископ Крита. Родился и умер на острове Крит. К Титу обращено Послание к Титу, входящее в состав Нового Завета. Тит был язычником по рождению, как сообщает Павел в Послании к Галатам (Гал.2:3).

Совет

Имя Titus — распространённое римское имя, означающее «благородный», «достойный уважения». Точная дата его обращения в христианство неизвестна, однако в 49 г. он уже сопровождал Павла и Варнаву на Иерусалимский собор (Гал.2:1).

Как известно, на этом соборе разгорелись споры об обязательности соблюдения Моисеева закона для обращённых в христианство язычников. Апостол Павел, твёрдо стоявший на позиции необязательности его исполнения, подчёркивает, что апостолы не настаивали на том, чтобы подвергнуть Тита обрезанию (Гал.2:3).

Во время последующих апостольских путешествий по Греции Тит исполнял поручения Павла, утверждая в вере местные церкви (2 Кор. 8,6; 8,16; 12,18). После освобождения от первых римских уз Павел поставляет самых испытанных учеников епископами — Тимофея в Эфесе, а Тита — на Крите.

Последние сведения, приведённые о нём в Новом Завете содержаться во Втором послании к Тимофею, где Павел пишет, что Тит посетил его в Риме в заключении, а затем отправился с проповедью в Далмацию. Согласно церковному преданию, Тит был критским епископом до смерти в 107 году.

Апостол Варфоломей. Празднуется перенесение мощей святого апостола Варфоломея из Дары на остров Динару в VI в.

Апостол Нафаяаил иначе называется Варфоломей, то есть сын (вар значит сын) Фоломея. Он был из числа 12 апостолов.

Когда апостол Филипп привел его к Иисусу Христу, то Христос сказал о нем окружающим: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» — «Почему Ты знаешь меня?» – с удивлением спросил тогда Нафанаил Господа. «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя», – сказал Господь.

Что было там с Нафанаилом, неизвестно, вероятно, что-нибудь тайное и необыкновенное, так что он тотчас уверовал во Христа и воскликнул: «Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» (Ин. 1:47-50). Нафанаилу выпал жребий проповедовать вместе с Филиппом в восточных странах. После смерти Филиппа он проповедовал в Индии и Армении.

В Индии перевел на туземный язык Евангелие от Матфея. В Армении исцелил царскую дочь. Царь послал Нафанаилу за это множество подарков, но он отослал все подарки обратно царю, сказав: «Я ищу не вещей, а душ человеческих». Тогда крестился царь со всем семейством, множеством вельмож и народа.

Обратите внимание

В городе Албане, ныне Баку, идольские жрецы возбудили против Нафанаила народ, и его распяли. С радостью перенося страдания за Христа Спасителя, апостол со креста поучал народ. Тогда мучители содрали с него кожу и отсекли голову. Мощи св. Нафанаила в Риме.

Исповедники Варсис и Евлогий были епископами Едесскими, Протоген – епископом Карийским; они потерпели гонение и много бедствий от ариан при императоре Валенте в IV в. Этот император был заражен ересью Ария, который учил, что Сын Божий ниже Бога Отца.

Православные много страдали от ариан и других подобных еретиков: православных епископов, пресвитеров и сановных лиц лишали должностей, ссылали в заточение, а на их места ставили еретиков, прочих же предавали разным мучениям. Так, Валент, не терпя Варсиса, бывшего епископом в г.

Едессе, в Малой Азии, как человека, преданного православию, лишил кафедры и заточил сначала на остров Арант; но когда стало приходить сюда много народа и слушать православное его учение, то заточил очень далеко – в г. Фенон, где он и скончался.

На место его Валент поставил арианина Лупуса, но никто из православных – ни клирики, ни миряне – не хотел иметь общения с ним. Тогда Валент отправил в ссылку епископа Евлогия и пресвитера Протогена, а также еще 80 человек. Евлогий и Протоген были сосланы в Фиваиду, в г.

Антиною, где они обратили многих ко Христу своим учением и чудесами. Со смертью Валента, когда вступил на престол Феодосии Великий, он возвратил всех сосланных арианами. Тогда он поставил Евлогия епископом Едессы, а Протоген был рукоположен в епископы г. Карий в Месопотамии.

Святитель Мина

Святитель Мина был патриархом Константинопольским, жил в VI в. Сначала он был пресвитером и надзирателем над странноприимным домом св. Сампсона (память 27 июля). В сане патриарха Мина перенес немало скорбей от папы Василия по случаю споров о монофизитской ереси, против которой был III Вселенский собор. При Мине был освящен знаменитый храм св.

Софии, созданный имп. Юстинианом. При нем же было следующее весьма поразительное чудо в Константинополе. Один еврейский мальчик, зайдя в храм с христианскими детьми, причастился Святых Тайн вместе с ними. Отец, узнав об этом, страшно рассердился на сына и бросил его в раскаленную печь, в которой делалось стекло. Мать не знала этого и три дня искала сына.

На четвертый день она услышала голос сына из печи и вынула его оттуда живым. Отрок рассказывал, что он не сгорел потому, что одна пресветлая Жена часто приходила к нему, остужала огонь и приносила пищу и воду. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу, дошла до патриарха и царя.

Мать и отрок приняли крещение, а упорный отец был казнен как человекоубийца.

« предыдущий праздник :: 7 сентября :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники …

Источник: http://pro-everyday.ru/index.php?id=pravoslavn/9/7

Ссылка на основную публикацию