Апостол варфоломей (нафанаил)

Со святыми ко спасению: святой варфоломей (нафанаил)

24 августа ПРАЗДНИК СВ. ФАРФОЛОМЕЯ, АПОСТОЛА

Св. Варфоломей — один из 12-ти Апостолов, которых избрал Христос из числа многих других учеников.

В Евангелии при перечислении Апостолов встречается два имени: Варфоломей и Нафанаил, при этом синоптики Матфей, Лука и Марк употребляют первое из них, то­гда как Иоанн Евангелист — второе. Однако согласно библейской критике и тради­ции, речь идёт об одном и том же человеке.

Иоанн пишет о Нафанаиле как об Апо­столе (Ин 1,35-51; 21,2), кроме того, ясно подчёркивает, что его связывала дружба с Апостолом Филиппом, а синоптики неизменно помещают Варфоломея рядом с Фи­липпом в списке Апостолов (Мф 10,3; Мк 3,18; Лк 6,14).

Более того, они упоминают­ся с употреблением союза «и»: «Филипп и Варфоломей».

Обратите внимание

Арамейское слово «Варфоломей» означает «сын Фоломея (Фалмая)». Это имя несколько раз встречается в Библии (Ис Нав 15,14; 2 Цар 3,3).

«Нафанаил» — еврейское имя, и значит оно «Бог дал», что соответствует греческому «Теодорос», латинскому «Деусдедит» или славянскому «Богдан». Это имя встречается в Свя­щенном Писании значительно чаще (Числ 1,8; 2,5; 7,18; 10,15; 1 Кор 2,14; 1 Пар 2,14; 15,24; 24,6 и т.

д.). Если Варфоломей и Нафанаил это одно и то же лицо, то его полное имя звучало бы как «Нафанаил бар Фалмай» («Нафанаил сын Фалмая»).

Синоптики упоминают Варфоломея только в списке Апостолов. Св. Иоанн сообщает, что он происходил из Каны Галилейской и подробно описывает его встречу с Иису­сом, которой сам был очевидцем (Ин 1,35-51).

Привёл Нафанаила к Иисусу Филипп, его друг и будущий Апостол, и потому неудивительно, что в списке Апостолов он всегда фигурирует рядом с Нафанаилом.

Некоторые считают, что свадьба в Кане Га­лилейской, где присутствовал Иисус со Своей Матерью и учениками и где по прось­бе Пресвятой Девы Он совершил Своё первое чудо — превратил воду в вино, была свадьбой именно Нафанаила.

Из описания первой встречи Нафанаила с Иисусом вытекает, что он был не слиш­ком хорошо настроен по отношению к жителям Назарета, но когда услыхал слова Иисуса и понял, что для Иисуса открыты глубины его сердца, сразу и решительно в Него уверовал.

Это свидетельствует о великой праведности его сердца и открытости воздействию благодати Божией. С тех пор он навсегда остался с Иисусом. Св.

Иоанн Евангелист упоминает о нём ещё раз: он принимал участие в чудесном лове рыбы после воскресения Христова (Ин 21,2-6).

Важно

В христианской традиции сохранилось не много сведений о св. Варфоломее. О дру­гих Апостолах известно значительно больше, тогда как личность св. Варфоломея осталась в тени. Первый историк Церкви Евсевий Кесарийский пишет, что ок. 200 г. философ Пантен обнаружил в Индии Евангелие от св. Матфея, и высказывает при этом убеждение, что принёс его туда св. Варфоломей. Сходную версию приводит св.

Иероним. Однако св. Руфин, и Моисей из Хорезма придерживаются мнения, что св. Варфоломей проповедовал учение Христа в Эфиопии. Псевдо-Иероним же утвер­ждает, что св. Варфоломей проповедовал на Аравийском полуострове. Другие счи­тают, что св. Варфоломей трудился среди парфян и в Месопотамии. Такое разно­мыслие свидетельствует, как мало нам известно о судьбе Апостола после Вознесе­ния Господня.

Из апокрифов сохранились так наз «Евангелие от Варфоломея» и «Апокалипсис Варфоломея». Сохранился также обширный апокриф «Мученичество Апостола Вар­фоломея». Согласно этому тексту, Варфоломей возвещал Еввангелие в Армении.

Там ему удалось обратить царского брата Полимния. По приказу царя Армении Астиага был схвачен и казнен в городе Альбанополоисе, или Альбе Армянской, который отождествляют с нынешним Баку. Согласно св. Исидору Севильскому (+ 636), с него при этом содрали кожу.

Приблизительной датой смерти Апостола считается 70 г.

Уже сразу после смерти св. Варфоломей почитался, как мученик за Христа, и его ре­ликвии были сохранены от уничтожения. Ок. 410 г. местный епископ перенёс их из Альбанополиса в иной город, откуда они в конце концов попали в Месопотамию. Самое позднее в 507 г. оттуда их перенесли в Анастасиополис во Фригии.

Из-за угрозы от язычников в 580 г. их перенесли на Липарийские о-ва, а в 838 г. в Бене­вент. В настоящее время находятся под главным алтарём тамошнего кафедрально­го собора.

Часть этих реликвий в царствование императора Оттона III была перене­сена в Рим, где в их честь императором была воздвигнута базилика на Тиберийском острове.

Культ св. Варфоломея датируется с V в. Греки справляют его праздник 11 июня (24 августа Перенесение Мощей), ар­мяне 8 декабря и 25 февраля, эфиопы 18 июля и 20 ноября. В Римской Церкви с VIII в. праздник Апостола справляется 24 августа. Уже в VI в.

Совет

на острове Эолии был воз­двигнут первый храм в его честь. Пиза, Венеция, Пистоя и Фолиньо выстроили по­свящённые ему святилища. В Польше почитание св. Варфоломея некогда было очень распространённым — в его честь было воздвигнуто более 150 храмов. Святи­лища св.

Варфоломея привлекали к себе многочисленных паломников.

В иконографии св. Варфоломей изображается в длинной тунике, препоясанный поя­сом, порой с анатомической точностью, как мускулистый мужчина. Бывает изобра­жен с содранной кожей. Атрибутами его являются книга, нож как орудие казни, сви­ток.

Источник: ILG

Соборная молитва дня (Collecta)

Róbora in nobis, Dómine, fidem, qua Fílio tuo beátus Bartholomæus apóstolus sincéro ánimo adhæsit, et præsta, ut, ipso deprecánte, Ecclésia tua cunctis géntibus salútis fiat sacraméntum. Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum, qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,

Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Укрепи в нас, Господи, веру, которой к Сыну Твоему блаженный Варфоломей Апостол душою искреннею прилепился, и даруй, да, его молитвами, Церковь Твоя для всех народов стала таинством спасения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,

Бог во все веки веков. Аминь.

Евангельское чтение (Ин 1,45-51)

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Мои­сей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и по­с­мо­три.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтя­нин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?

Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

_____________________

«Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства», — говорит о Нафанаи­ле-Варфоломее Сам Господь (Ин 1,27). Не много есть на свете персонажей, кто бы удостоился такой высокой чести.

Нам он, однако, известен главным образом благодаря «Варфоломеевской ночи».

Обратите внимание

То, что всем известна именно эта ночь, а не то, как сильно и долго перед этим гугеноты донимали католиков, доказывает, что мы живём в мире, в котором если гугеноты и не выиграли, то Католическая Церковь определённо проиграла — и это благодаря как раз таким ночам. Усвоим же, что даже самые успешные кровопроли­тия не могут пойти на пользу Церкви. Единственное кровопролитие, дозволенное христианам — проливать свою собственную кровь.

Святой Варфоломей Апостол, моли Бога о нас!

Источник: http://salvemus.com/?p=3973

Апостол Варфоломей (Нафана́ил)

Святой апостол Варфоломей был один из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков (Деян.1:13, 2:1-4), святому Варфоломею выпал жребий вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию.

Туда они оба и отправились – то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии[1].

В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого.

Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя Слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божиею оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.

В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь[2], они проповедовали там Христа.

Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна[3], для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн.

Святой Филипп прежде всего вместе с своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой умертвили ее.

Важно

После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания Слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.

Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных Слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет.

Святые апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех стекавшихся к ним вере во Христа Иисуса.

Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось. Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная при смерти.

Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное – от укушения змеи и душевное – от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа.

Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, – что и было исполнено.

Читайте также:  Апостол филипп

Собралось множество народа – и святых апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу.

После этого, начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!».Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Так же поступили и со святым Варфоломеем, – и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступени ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых – и верующие, и язычники – пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с дерева тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа[4]. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь святого апостола, произросла в три дня виноградная лоза в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его.После погребения апостола Филиппа святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию[5] и здесь среди успешного благовествования Слова Божия мирно преставилась ко Господу[6]. А святой апостол Варфоломей отправился в индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время, трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя болящих Его именем. Посветив своей проповедью многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собой, и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном, философом христианским[7]. Из Индии святой Варфоломей отправился в Великую Армению[8]. При его появлении здесь идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном уже приближении апостола; и ради этого многие обращались ко Христу.У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, устами которой бес взывал: «Варфоломей, и отсюда гонишь ты нас!» Царь, услышав об этом, приказал немедленно найти Варфоломея; и когда апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной (ср. Мф.5:3), ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно к царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом». Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял Крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелившейся дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, Святое Крещение.При виде этого идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане[9] распял его на кресте головой вниз. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвещать Слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Этого не мог слышать мучитель и велел с апостола содрать кожу, святой же, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкал, поучая всех о Боге и вознося славословия Ему. Наконец, мучитель повелел вместе с кожей усечь и главу святого Варфоломея. Тогда умолкли его богоглаголивые уста, тело же, когда была отнята от него голова, осталось висеть на кресте, имея ноги, обращенные кверху, как бы показывая тем шествие апостола к небу. Так скончался апостол Христов Варфоломей, после многих болезней и трудов перейдя в безболезненный покой, в радость Господа своего[10]. Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении. И подавались от мощей апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались ко Христовой Церкви.Спустя довольно продолжительное время жестокие гонители, овладевшие той страной, помраченные идолобесием, слыша от других и сами видя чудеса, совершавшиеся от мощей святого, не желая познать Божию силу, взяли те святые мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Оловянная же рака, плывя по воде подобно легкой ладье, пристала к острову Липару[11]. Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне о том, что к их острову приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Увидав мощи святого апостола, епископ и все пришедшие сильно удивились, как оловянная рака не потонула в воде, но легче лодки проплыла столь далекий морской путь. И все прославили Бога, творящего столь дивные и чудные дела Свои. Взяв раку со святыми мощами, они с великой радостью перенесли ее с псалмопениями в свою церковь[12].Не подобает умолчать и о следующем, находящемся в житии преподобного Иосифа Песнописца[13], сказании о святом апостоле Варфоломее.Будучи однажды в Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему добродетельного мужа часть мощей святого апостола Варфоломея. Принеся ее в свою обитель, находившуюся близ Константинополя и построив там особую церковь во имя святого апостола Варфоломея, Иосиф с честью положил в ней часть святых мощей его. Питая великую любовь и веру к святому апостолу, он часто сподоблялся видеть его в сновидениях и желал посему украсить праздник святого апостола хвалебными песнопениями; однако он не решался сделать этого, сомневаясь, будет ли угодно это дело святому апостолу, и усердно молил Бога и апостола Божия открыть ему это и даровать премудрость свыше для создания достойных святого Варфоломея хвалебных стихов. С постом и слезами молился преподобный Иосиф сорок дней, и когда приблизился день памяти апостола, в навечерие празднества увидел он, что в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в белые ризы, и открыл алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный Иосиф подошел ближе, святой апостол взял с престола Святое Евангелие и положил его на грудь Иосифу со словами: «Да благословит тебя Десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную». Так сказал святой апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный Иосиф, ощутив в себе благодать премудрости, исполнился неизреченной радости и благодарения. С того времени начал он писать церковные гимны и каноны, которыми украсил праздник не только святого апостола Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же почтил он многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсил он Святую Церковь песнопениями, за что и получил наименование песнописца. За все сие Христу Спасителю нашему слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Некоторые думают, что Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом, которого Филипп привел ко Христу (Ин.1:45). Именно считают, что имя этого апостола Христова было Нафанаил, по прозванию же, или лучше сказать – по отцу он назывался Варфоломей, то есть сын Фоломеев.

Ибо слово «вар» с еврейского переводится сын, как и в другом месте Христос Господь сказал апостолу Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин» (Мф.16:17), то есть сын Ионин. И слепец Иерихонский назывался Вартимей, то есть сын Тимеев.

Так толкуют и о Варфоломее, что он по отцу назывался Варфоломей – сын Фоломеев; ибо Фоломей у евреев было имя древнее и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варфоломея, полагают, было Нафанаил. Предполагают же это на таком основании.

Совет

Прежде всего, в Евангелии нигде не говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо него имя Нафанаил.

Затем, первые три евангелиста: Матвей, Марк и Лука, повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн, повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и, говоря о ловлении рыб при явлении воскресшего Спасителя, называет Нафанаила в числе лиц, близких к апостолам, – именно, он говорит: «были вместе Симон Петр, и Фома, и Нафанаил, и сыновья Зеведеевы» (Ин.21:2). Но иные толкователи с этим не согласны и согласно с Прологом полагают, что Симон Зилот – одно лицо с Нафанаилом, а некоторые полагают, что Нафанаил – один из числа 70 учеников Христовых.

Читайте также:  Богоявленский собор (томск), россия, город томск

Примечания

[1] Лидия и Мизия – северо-западные области Малой Азии.

[2] Город Иераполь (с греч. священный город) – находился в малоазийской области Фригии. Иераполь некогда имел епископа, присутствовавшего на 1 Вселенском соборе в 325 г. В настоящее время здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.

[3] Ехидна – ядовитая змея, величиною более сажени, уязвление ее очень опасно и в большинстве случаев оканчивается скорой смертью.

[4] Память св. апостола Филиппа (из 12) празднуется 14 ноября.

[5] Ликаония – одна из серединных областей Малой Азии, на границе с Фригией.

[6] Память святой Мариамны празднуется 17 февраля.

[7] Пантен (жил во III веке) – один из знаменитых учителей александрийской школы, в которой получили христианское просвещение многие из отцов Церкви.

[8] Великая Армения – горная страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата, она называлась Великой Арменией в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 г. по Р. Х. – в состав Римской империи.

[9] Альбан (или Албанополь, также Абарнополь) – город на западном берегу Каспийского моря – нынешний Баку.

[10] Святой апостол Варфоломей скончался в 71 г. по Р. Х.

[11] Липара – один из эолийских островов между Италией и Сицилией.

[12] При императоре Анастасии, около 508 г., мощи св. апостола Варфоломея перенесены были из Альбана в город Дары (в Месопотамии). Когда в 574 г. персы овладели этим городом, то некоторые из дарских христиан взяли св.

мощи апостола и удалились с ними к берегам Черного моря, где были застигнуты врагами, которые бросили честные мощи в море; но они не потонули, а приплыли чудесно на остров Липару.

Впоследствии остров был взят арабами, которые рассеяли мощи апостола Варфоломея, но они чудесным образом были собраны воедино; св. Варфоломей явился одному монаху и указал место, где найти их. После этого мощи св.

апостола были перенесены в неаполитанский город Беневент (в IX веке), откуда их перенесли (по крайней мере часть св. мощей) в X столетии в Рим. Перенесение мощей св. апостола на остров Липару вспоминается Церковью 25 августа.

[13] Преподобный Иосиф Песнописец жил в IX веке; память его празднуется Церковью 4 апреля.

Источник: https://elitsy.ru/profile/115919/724964/

Филипп и Варфоломей (Нафанаил) | Славянское братство

Апостол Филипп

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Симоном, и был призван вскоре после них, а затем привёл к Иисусу Нафанаила. Еще трижды Иоанн упоминает о Филиппе На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды.

Именно его спрашивал Иисус, где достать хлеба для великого множества народа. Вместе с Андреем он привел к Иисусу неких эллинов, положив тем самым начало проповеди среди неевреев.

Другие евангелисты ничего не говорят отдельно о Филиппе – видимо, Иоанн знал о нем больше, возможно, в силу личного знакомства.

Обратите внимание

Особенно интересен третий из упомянутых им эпизодов. На Тайной вечери Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Другим апостолам хотелось устанавливать Царство Божие, садится по обе стороны от Учителя-Царя, наказывать зло и устанавливать торжество справедливости и добродетели.

Филиппу было довольно малого: пережить некий уникальный мистический опыт, узреть Невидимого Бога.

Но Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Оказалось, ему уже было дано всё, чего он хотел – а он этого как-то и не заметил.

Предание рассказывает, что Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем в  Скифии и Фригии. В 80-х годах он был распят вниз головой в Иераполе Фригийском (нынешняя Турция), рядом со знаменитыми источниками, названными сегодня Памук-Кале.

Апостол Варфоломей (Нафанаил)

Евангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: “Из Назарета может ли быть что доброе?” Филипп говорит ему: “Пойди и посмотри”.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Нафанаил говорит Ему: “Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: “Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”.  Нафанаил отвечал Ему: “Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”».

Все это очень похоже на призвание других апостолов: так Андрей привел к Иисусу своего брата Симона. И судя по мгновенной реакции Нафанаила, он поверил в Иисуса и последовал за ним.

Этот самый Нафанаил, как сообщает Иоанн, происходил из города Каны, где Иисус некогда превратил воду в вино, он был с апостолами Петром, Фомой, и Зеведеевыми сыновьями, когда Иисус явился им на Галилейском озере уже после Воскресения.

Но среди апостолов не было человека по имени Нафанаил! Или все-таки был? Судя по всему, да. Рядом с именем Филиппа в списке апостолов стоит Варфоломей, а ведь это не совсем имя – это отчество.

Бар-Толмай на арамейском означает «сын Толмая».

Собственное имя у него вполне могло быть Нафанаил (на древнееврейском оно означало «Бог дал»), иначе трудно объяснить появление этого человека в Евангелии от Иоанна и только в нем.

А что означает этот странный разговор Иисуса с Нафанаилом-Варфоломеем, при чем тут смоковница? Это дерево было символом мессианского века, когда, по ветхозаветным пророчествам, каждый будет «сидеть под своей смоковницей».

Важно

Конечно, Нафанаил мог просто отдыхать в тени дерева в жаркий полдень, но похоже, что Иисус сказал здесь образно о чем-то очень важном для Своего собеседника. Он ожидал пришествия Мессии, наступления Царства, и когда услышал, что Мессия-таки объявился в городке под названием Назарет, тут неподалеку – рассердился на такую ерунду.

В этом захолустье, среди римлян и язычников – и вдруг Мессия? Но Иисус произнес слова, прозвучавшие для Нафанаила паролем – и он отбросил все сомнения.

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, в том же Иераполе. Рассказывают и о его поездках в Армению и Индию.

Он был распят вниз головой в городе Альбаны или Албанополе где-то на Кавказе, но ни в предании, ни среди современных ученых нет единого мнения о точном месте расположения этого города. Его мощи не раз переносили с места на место, с IX в.

они покоятся в итальянском городе Бенвенто, а частицы их сегодня можно найти в разных местах.

Источник: https://28july.ru/content/filipp-i-varfolomey-nafanail

24 августа. Святой апостол Варфоломей. Праздник

«Варфоломей» – скорее не имя, а отчество: арамейское «бар Фалмай», т.е. «сын Фалмая (Птоломея)». Традиция отождествляет его с упомянутым в Евангелии от Иоанна Нафанаилом родом из Каны Галилейской. Там же сообщается, что Нафанаил дружил с Филиппом, ставшим учеником Господа раньше него.

Именно Филипп привел Нафанаила к Иисусу, а Тот благожелательно отозвался о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства! По позднейшему преданию этот Апостол проповедовал в Малой Азии, Индии и Армении, где и принял мученическую кончину.

В Армянской Апостольской Церкви почитается как ее основатель, к которому возводится апостольская преемственность ее иерархии.

Филипп из Каны Галилейской поспешил рассказать своему другу Нафанаилу о потрясшей его до глубины души встрече с Необычайным Человеком, завершив свой рассказ следующими словами: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин 1,45).

Совет

Нафанаил, как и всякий набожный еврей, прекрасно знал, что Мессия должен был прийти из града Давидова – Вифлеема. Об этом в свое время возвестил пророк Михей: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле (Мих 5,2).

Наверное, по этой причине Нафанаил ответил другу с оттенком пренебрежения: из Назарета может ли быть что доброе? А Филипп, не пускаясь в долгие объяснения, предложил приятелю лично встретиться с Учителем. Пойди и посмотри, — сказал он ему. Филипп, подобно нам, прекрасно знал, что Иисус не обманет ничьих ожиданий.

В сущности, это Господь призвал Нафанаила через Филиппа, как раньше Он призвал Петра через его брата Андрея. Именно так действует Божественное Провидение, избирающее нас и руководящее нами с помощью других людей.

Нафанаил, этот искренний и прямодушный человек, пошел вместе с Филиппом к Иисусу, и… – буквально остолбенел! В одно мгновенье Учитель заручился его доверием, причем раз и навсегда! Иисус, заметив Нафанаила, приближавшегося к Нему в обществе Филиппа, дал ему следующую характеристику: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Это – очень серьезная похвала. Нафанаил, со своей стороны, был весьма удивлен. Почему Ты знаешь меня? – спросил он. Ответ Господа кажется нам таинственным, но самому Нафанаилу он был вполне понятен: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил прекрасно понял, что именно хотел сказать ему Иисус. Услышанные слова напомнили ему о каком-то событии, может быть, о принятом перед лицом Божиим решении. Вот почему он тут же исповедал свою веру в Иисуса как в Мессию и Сына Божия: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. А Иисус ответил: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И, желая подтвердить сказанное и продемонстрировать его высокую значимость, торжественным образом процитировал Книгу пророка Даниила (ср. Дан 7,13): истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Одобрение по адресу Нафанаила свидетельствует о том, как высоко Господь ценит искренних людей. Учитель замечает по поводу Своего нового ученика, что в нем нет лукавства. Иначе говоря, Нафанаила нельзя упрекнуть в двуличии. У него нет как бы двух сердец, или двух копилок в сердце – одной для истины, а другой для лжи.

Искренность – это непременное условие следования за Христом, Которому противна любая фальшь. Отнюдь не случайно Иисус, очень снисходительный по отношению ко многим человеческим слабостям, крайне резко обличает фарисеев за их лицемерие.

Неудивительно, поэтому, что встреча с искренним Нафанаилом доставила Ему огромное удовольствие.

С искренностью обычно бывает связана еще одна добродетель, которую мы находим и у апостола Варфоломея. Речь идет о прямодушии. Им запечатлены сердца тех, кто подлинно ищет Бога.

Добродетели прямодушия противостоят наигранность в словах и поступках, стремление быть в центре внимания, напускная требовательность, высокомерие, хвастливость. Все эти недостатки затрудняют нам общение со Христом, как и подражание Ему. Они же способны парализовать все наши усилия по привлечению ко Христу других людей.

Прямодушный человек не станет замыкаться в себе. Во всех обстоятельствах – благоприятных или неблагоприятных – он непосредственно обратится к Богу. Родственные искренности прямодушие и естественность – это человеческие добродетели, помогающие воспринять учение Христа.

Читайте также:  Преснушки с картофелем или ягодами

И наоборот: всё запутанное, усложненное становится непреодолимой преградой, которая часто мешает слышать голос Господа.
Так попросим же святого Варфоломея заступиться за нас перед Иисусом. Пусть и нам будут присущи столь свойственные ему и столь симпатичные Богу добродетели.

Из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»

Источник: https://sib-catholic.ru/24-avgusta-svyatoy-apostol-varfolomey-prazdnik/

Житие апостола Варфоломея (Нафанаила)

Свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей (из чис­ла 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых) был ро­дом из Ка­ны Га­ли­лей­ской. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ему и апо­сто­лу Филип­пу (па­мять 14 но­яб­ря) вы­пал жре­бий про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Си­рии и Ма­лой Азии.

Бла­го­вест­вуя, они то рас­хо­ди­лись по раз­ным го­ро­дам, то схо­ди­лись вновь. Свя­то­му апо­сто­лу Филип­пу со­пут­ство­ва­ла сест­ра, де­ва Ма­ри­ам­на. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии, они пе­ре­нес­ли мно­го скор­бей и на­па­стей, их по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­клю­ча­ли в тем­ни­цы.

В од­ном из се­ле­ний они встре­ти­лись с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и вме­сте от­пра­ви­лись во Фри­гию. В го­ро­де Иера­по­ле си­лой сво­их мо­литв они уни­что­жи­ли гро­мад­ную ехид­ну, ко­то­рой языч­ни­ки по­кло­ня­лись как бо­же­ству.

Обратите внимание

Свя­тые апо­сто­лы Вар­фо­ло­мей и Филипп с сест­рой свою про­по­ведь под­твер­жда­ли мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.

В Иера­по­ле жил че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший 40 лет сле­пым. Ко­гда он по­лу­чил ис­це­ле­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Мол­ва об этом раз­нес­лась по го­ро­ду, и к до­му, где жи­ли апо­сто­лы, стек­лось мно­же­ство на­ро­да.

Боль­ные и бес­но­ва­тые осво­бож­да­лись от сво­их неду­гов, мно­гие кре­сти­лись. На­чаль­ник го­ро­да при­ка­зал схва­тить про­по­вед­ни­ков и бро­сить в тем­ни­цу, а дом Ста­хия сжечь.

На су­де язы­че­ские жре­цы вы­сту­пи­ли с жа­ло­бой, что чу­же­стран­цы от­вра­ща­ют на­род от по­кло­не­ния оте­че­ствен­ным бо­гам. Счи­тая, что вол­шеб­ная си­ла за­клю­ча­ет­ся в одеж­де апо­сто­лов, пра­ви­тель при­ка­зал со­рвать её.

Де­ва Ма­ри­ам­на пред­ста­ла в их гла­зах, как ог­нен­ный фа­кел, и ни­кто не смел кос­нуть­ся ее. Свя­тых при­го­во­ри­ли к рас­пя­тию. Апо­стол Филипп был воз­не­сен на крест вниз го­ло­вой. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­ша­я­ся зем­ля по­гло­ти­ла пра­ви­те­ля го­ро­да, жре­цов и мно­же­ство на­ро­да.

Про­чие ис­пу­га­лись и бро­си­лись сни­мать апо­сто­лов с кре­ста. Так как апо­стол Вар­фо­ло­мей был под­ве­шен невы­со­ко, то его сня­ли ско­ро. Апо­стол же Филипп умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.

Бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, Ма­ри­ам­на по­шла в Ли­ка­о­нию, где мир­но скон­ча­лась (па­мять ее 17 фев­ра­ля). Апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ин­дию, там пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на мест­ный язык Еван­ге­лие от Мат­фея и об­ра­тил ко Хри­сту мно­го языч­ни­ков.

Он по­се­тил так­же Ве­ли­кую Ар­ме­нию (стра­на меж­ду ре­кой Ку­рой и вер­хо­вья­ми рек Тиг­ра и Ев­фра­та), где со­тво­рил мно­гие чу­де­са и ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь ца­ря По­ли­мия. В бла­го­дар­ность царь по­слал апо­сто­лу да­ры, но тот от­ка­зал­ся при­нять их, ска­зав, что ищет толь­ко спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских.

Важно

То­гда По­ли­мий с ца­ри­цей, ис­це­лен­ной ца­рев­ной и мно­ги­ми при­бли­жен­ны­ми при­ня­ли Кре­ще­ние. Их при­ме­ру по­сле­до­ва­ли жи­те­ли де­ся­ти го­ро­дов Ве­ли­кой Ар­ме­нии. По про­ис­кам язы­че­ских жре­цов брат ца­ря Асти­аг схва­тил апо­сто­ла в го­ро­де Аль­бане (ныне го­род Ба­ку) и рас­пял вниз го­ло­вой.

Но он и с кре­ста не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать лю­дям бла­гую весть о Хри­сте Спа­си­те­ле. То­гда по при­ка­зу Астиа­га со­дра­ли с апо­сто­ла ко­жу и от­сек­ли гла­ву. Ве­ру­ю­щие по­ло­жи­ли его остан­ки в оло­вян­ную ра­ку и по­греб­ли. Око­ло 508 го­да свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пе­ре­нес­ли в Ме­со­по­та­мию, в го­род Да­ры.

Ко­гда в 574 го­ду го­ро­дом за­вла­де­ли пер­сы, хри­сти­ане взя­ли мо­щи апо­сто­ла и уда­ли­лись к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. Но так как их на­стиг­ли вра­ги, они бы­ли вы­нуж­де­ны опу­стить ра­ку в мо­ре. Си­лою Бо­жи­ей ра­ка чу­дес­но при­плы­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру.

В IX ве­ке, по­сле взя­тия ост­ро­ва ара­ба­ми, свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в неа­по­ли­тан­ский го­род Бе­не­вент, а в Х ве­ке часть их пе­ре­не­се­на в Рим.

О свя­том апо­сто­ле Вар­фо­ло­мее упо­ми­на­ет­ся в жи­тии Иоси­фа пес­но­пис­ца († 883, па­мять 4 ап­ре­ля).

По­лу­чив от од­но­го че­ло­ве­ка часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, пре­по­доб­ный Иосиф при­нес их в свою оби­тель близ Кон­стан­ти­но­по­ля и по­стро­ил во имя апо­сто­ла цер­ковь, в ко­то­рой по­ло­жил часть его мо­щей.

Пре­по­доб­ный Иосиф го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить в честь свя­то­го хва­леб­ные пес­но­пе­ния и усерд­но мо­лил Бо­га да­ро­вать ему спо­соб­ность к со­став­ле­нию их. В день па­мя­ти апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пре­по­доб­ный Иосиф уви­дел его в ал­та­ре.

Тот по­до­звал Иоси­фа, взял с пре­сто­ла Свя­тое Еван­ге­лие и воз­ло­жил ему на грудь со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь, пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную».

С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Иосиф на­чал пи­сать гим­ны и ка­но­ны и укра­сил ими не толь­ко празд­ник апо­сто­ла, но и дни па­мя­ти мно­гих дру­гих свя­тых, со­ста­вив око­ло 300 ка­но­нов. Свя­ти­те­ли Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и неко­то­рые дру­гие учи­те­ли Церк­ви счи­та­ют апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея за од­но ли­цо с На­фа­наи­лом (Ин.1:45-51, 21:2).

7 сен­тяб­ря (25 ав­гу­ста ст.ст.) – пе­ре­не­се­ние мо­щей

Пе­ре­не­се­ние мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло в кон­це VI ве­ка. Его апо­столь­ская де­я­тель­ность и му­че­ни­че­ская кон­чи­на вос­по­ми­на­ют­ся Цер­ко­вью 11 июня. Апо­стол Вар­фо­ло­мей по­стра­дал за Хри­ста в Ал­бане Ар­мян­ской (ныне Ба­ку) в 71 го­ду, где и на­хо­ди­лись его свя­тые мо­щи.

От мо­щей свя­то­го апо­сто­ла про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, и мно­го невер­ных об­ра­ща­лось ко Хри­сту. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии (491–518) мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ли при­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный го­род Ана­ста­си­у­поль (или Да­ру) и на­хо­ди­лись там до кон­ца VI ве­ка.

Ко­гда го­род Ана­ста­си­у­поль был за­хва­чен пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем, хри­сти­ане, взяв ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, бе­жа­ли с ним к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. На­стиг­шие их жре­цы бро­си­ли ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея в мо­ре.

Совет

Вме­сте с ним бы­ли бро­ше­ны в мо­ре еще 4 ков­че­га с мо­ща­ми свя­тых му­че­ни­ков Па­пи­а­на, Лу­ки­а­на, Гри­го­рия и Ака­кия. Си­лою Бо­жи­ей ков­че­ги не по­то­ну­ли в мор­ской пу­чине, но со­вер­ши­ли чу­дес­ное пла­ва­ние по мо­рям и до­стиг­ли Ита­лии.

Ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея при­стал к бе­ре­гу у ост­ро­ва Ли­па­ры, а осталь­ные ков­че­ги про­дол­жа­ли свой путь и при­ста­ли к бе­ре­гу в раз­ных ме­стах Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми му­че­ни­ка Па­пи­а­на оста­но­вил­ся в Си­ци­лии, му­че­ни­ка Лу­ки­а­на – в Мес­сине, му­че­ни­ка Гри­го­рия – в Ка­лаб­рии и му­че­ни­ка Ака­кия – в Ас­ку­лу­се.

О при­бы­тии свя­тых мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло от­кро­ве­ние епи­ско­пу ост­ро­ва Ли­па­ры Ага­фо­ну, ко­то­рый вы­шел с кли­ром к бе­ре­гу мо­ря, взял ков­чег из во­ды и тор­же­ствен­но пе­ре­нес в цер­ковь. От мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея ис­тек­ло ми­ро, по­да­вав­шее ис­це­ле­ние от раз­лич­ных бо­лез­ней.

В церк­ви ост­ро­ва Ли­па­ры свя­тые мо­щи оста­ва­лись до се­ре­ди­ны IХ ве­ка. Ко­гда ост­ров был за­хва­чен языч­ни­ка­ми, хри­сти­ан­ские куп­цы взя­ли свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея и пе­ре­вез­ли в го­род Бе­не­вент, где их при­ня­ли с ве­ли­кой че­стью и по­ло­жи­ли в глав­ной церк­ви го­ро­да.

Источник: http://hramprimorsk.ru/publ/zhitie_svjatykh/apostoly/zhitie_apostola_varfolomeja_nafanaila/17-1-0-151

Апостол Варфоломей – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Дни памяти:  Апрель 22,  Июнь 11,  Июнь 30 (12 ап.),  Август 25 (Перенесение мощей)

Нафанаил апостол

Ап. Иоанн Богослов

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна.

Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству.

Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

Апостол Варфоломей

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились.

Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её.

Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста.

Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Варфоломей апостол от 70-ти

Обратите внимание

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников.

Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих.

Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе.

Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря.

Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

Кирилл Александрийский

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей.

Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре.

Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: “Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную”. С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Важно

Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/apostol-varfolomej.html

Ссылка на основную публикацию