Белогорский воскресенский монастырь, россия, воронежская область, подгоренский район, село белогорье, хутор кирпичи

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь

Статью добавил(а): Анна,  20 июля 2006

Белогорье – одна из святынь Воронежской епархии, которая долгое время находилась в запустении. Эта обитель находится в 4 км от г.Павловска, на склоне меловой гряды, протянувшейся по правому берегу Дона.

Подъем к пещерам крут и тернист, почти недоступное место. Сами пещеры огромны, белогорский комплекс – самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России. Они имеют три яруса и спускаются в глубину на 70 м.

В нижнем ярусе пещер есть коридор, который раньше, как гласит предание, позволял проникнуть на левый берег Дона. Общая протяженность пещер ранее составляла 2 км 200 м, в настоящее время сохранились незасыпанными около 900 м. Перед началом революции 1917 г. в монастыре числилось 42 человека.

Обратите внимание

Однако вскоре монастырь был закрыт, земля конфискована, а к 1931 г. разрушены все наземные постройки, осквернено монастырское кладбище. Несмотря на это по большим праздникам сюда продолжали стекаться верущие из местных жителей для молитвы.

Особенно много народа собиралось на 12 сентября – престольный праздник – день памяти благоверного князя Александра Невского. С начала 1990-х годов в пещерной церкви вновь по престольным праздникам стали служить молебны.

По благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия начались восстановительные работы.  В 2003 г. Белогорский Воскресенский мужской монастырь вновь стал действующим. Пока в монастыре всего 4 монаха и 1 послушник, и на каждом – очень большая нагрузка.

Живут насельники обители в хуторе Кирпичи, в километре от монастыря, первая келья на территории обители лишь готовится к постройке. Недалеко от монастыря находятся два святых источника, освящённые в честь иконы Божьей Матери “Семистрельная” и в честь благоверного князя Александра Невского.

По благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия начато обустройство источника в честь князя Александра. Завезён гранитный булыжник, начато строительство купели. Много работы и на территории обители, в пещерах – закопчённые, изрезанные надписями стены ждут очищения. В 2004 г.

пещерный Александро-Невский храм был в запустении, иконостас отсутствовал. В настоящее время храм благоустроен: стены очищены, привезены иконы и церковная утварь. Кроме того из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей св. блгв. кн. Александра.

Так восстанавливающаяся обитель обрела святыню. На престольный праздник 12 сентября 2005 г. на службе в пещерном храме было 150-200 человек – местных и приезжих (из Павловска, Богучара, Острогожска, Каменки, Ростова-на-Дону, Москвы). Наземных построек пока в монастыре нет, но на вершине горы огорожена территория, где раньше, до 1931 г.

, красовался Воскресенский собор. Его кресты были далеко видны с реки, а звон монастырских колоколов долетал даже до Павловска. Сейчас же здесь – груды завезённого для строительства кирпича да таблички “Не ходить – территория храма”. От монастырского кладбища осталась лишь одна могила, в которой покоится И.А.

Тищенко – один из соработников Марии Шерстюковой, которая и положила начало сложной системе белогорских пещер. В возрождении святыни братии стараются помочь местные жители, прихожане Михаило-Архангельского храма в Острогожске.

http://vskr.narod.ru/plm3.html

Статью добавил(а): Александр Богданов,  18 марта 2007

Белгородский Воскресенский монастырь, общежительный, в 30 верстах от железнодорожной станции Подгорной и в 93 верстах от города Острожска. Основан в 1882 году над Белгородскими пещерами.

При входе в них находится церковь во имя святого Александра Невского, а поверх горы стоят еще две церкви, в одной из которых находится чтимая икона Богоматери, именуемая «Мария обрете благодать».

Важно

Пещеры эти в длину более 2 верст; они вырыты трудами одной благочистивой старицы, Марии Шарстюковой, скончавшейся и погребенной здесь в 1822 году. При монастыре школа с обучением ремеслам.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Елена Воробьева и Лариса Кригер,  8 января 2009

Еще один комплекс пещерных и наземных монастырских построек существовал в Х1Х веке неподалеку от слободы Белогорье, у х.Кирпичи, на высоком правом берегу р.Дон (ныне Подгоренский район). Начало работ по устройству здесь пещерного храма было положено в 1796 г.

казачкой Марией Шерсюковой, которой помогали местные крестьяне. На сооружение пещер местные власти накладывали запрет вплоть до 1817 г., когда Александр I одобрил деятельность Шесюковой и выделил на устройство пещерного храма Александра Невского денежные средства.

С этого года строительство пещерных храмов и наземных построек велось под надзором губернских архитекторов.

К концу ХIХ в. длина пещер уже составляла около 2,2 км. Особо примечательны были несколько помещений, оформленых рельефным декором, вырезанным в меловых стенах. К 1860-м гг. сложились объективные условия для открытия при Белогорских пещерах монастыря: большой приток верующих, пожертвованные пахотные земли, леса, сады. В 1864 г.

было подано прошение, а в 1866 г. монастырь был создан. Но официальное открытие монастыря состоялось лишь в 1882 г. Святой Синод Указом от 20.12.1882 г. утвердил учреждение мужского Белогорского Воскресенского монастыря с обязательным условием устройства при монастыре благотворительного учреждения.

Выполнением этого условия стало открытие в 1885 г. школы-приюта с ремесленными классами, в котором воспитывалось до 30 мальчиков. Наземный комплекс построек монастыря располагался на высоком холме, над пещерами, и складывался начиная с 1860-х гг. В конце ХIХ в.

здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня (над могилами Шесюковой и Тищенко), колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 гг. здесь строится новый Воскресенский собор.

Совет

Территория монастыря занимала 18 десятин земли, монастырю также принадлежало 213 десятин пахотной земли и леса. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 г.

земли монастыря были национализированы, в 1922 г. монастырь официально закрыт. В 1920-30-е гг. наземные постройки монастыря были проданы Белогорским волисплкомом под снос.

Во время Великой Отечественной войны Белогорские пещеры во избежании скопления партизан взрывались оккупантами. К сегодняшнему дню от Белогорского Воскресенского монастыря сохранилась лишь часть (около 800 м) пещерного храмового комплекса с многочисленными сводчатыми коридорами, молельнями, часовнями, кельями. Наземные постройки монастыря не сохранились.

Л.В. Кригер

Статью добавил(а): Вадим кр,  27 мая 2016

Белогорский Воскресенский монастырь находится в Подгоренском районе неподалеку села Белогорье.Известно, что в начале 1796 года казачка Мария Шерсюкова и местные крестьяне начали здесь обустройство пещерного храма. Изначально сооружение этих церквей было запрещено местными властями.

И только в 1817 году Александр I выдал разрешение на эти работы и взял на себя их финансирование. С этого момента процесс строительства пещерных храмов, а также различных наземных построек стали контролировать губернские архитекторы.

К началу 1860 года приток верующих в Белогорские пещеры стал настолько большим, что было принято решение об открытии здесь монастыря. Официальной датой создания Белогорского мужского Воскресенского монастыря стал 1866 год.

Над пещерами были сооружены наземные постройки монастыря: церковь Вознесения Христова, церковь Вознесения Господня, колокольня, школа-приют, гостиница, хозяйственные постройки. Во владениях монастыря было 18 десятин земли.

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть Белогорского Воскресенского монастыря – около 800 метров пещерно храмового комплекса. Что касается наземных построек, все они уже разрушены.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/belogorskiy-voskresenskiy.html

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  15 мая 2017

Церковь в Воскресенском Белогорском монастыре – деревянная, обложенная кирпичом, внутри и снаружи оштукатурена, построена в 1866 г. на пещерной горе, среди монастыря. В каменном нижнем этаже под церковью помещается просфорня и несколько келий.

Обратите внимание

Иконостас писан в Москве, но не отличается художественностью кисти, одноярусный; местные иконы: Воскресения Христова, св. Митрофана, по левую сторону царских врат – Божией Матери и св. Тихона, на южных дверях – архангела Михаила, на северных – архидиакона Стефана.

Церковь эта маловместительна, богослужение совершается в ней только летом. Эта церковь, по отстройке нового храма в честь Воскресения Христова, будет уничтожена.

Для монастырского соборного храма составлен уже план: церковь будет о 5-ти главах, величественной архитектуры и будет на середине монастыря, на верху пещерной горы.

Начало Белогорским пещерам было положено в 1796 г. Первая церковь в Белогорском монастыре была устроена в 1820 г. в честь св. Александра Невского.

Сначала в пещерной церкви служил причт Троицкой церкви слободки Белогорья, а затем в 1820 г. по просьбе пещерокопательницы Марии Кон. Шерстюковой к пещерной церкви был определен особый причт.

Из священников этого времени были известны: Диом. Андреевский, Илья Мишин, Руднев и др.

Еще при жизни Марии близ Белогорских пещер поселились 6 девиц казачек из Казанской станицы земли войска Донского, но так как не предполагалось при пещерах устройства общины или монастыря, они были возвращены в дома своих родных, и они были единственные женщины, выражавшие желание навсегда поселиться при пещерах, но высказанная ими мысль об общежитии в Белогорских пещерах нашла себе сочувствие в жителях слободы Белогорья и г. Павловска, тем более, что находились самоотверженные подвижники, обрекавшие себя на продолжение Белогорских пещер. Из них особенно замечательны: благочестивый старец Иван Алексеевич Тищенко из слободы Расковой; он пришел в пещеры еще при жизни Марии и начал копать свои особые пещеры, но с мыслью соединить их с прежде бывшими, он скончался и погребен в усыпальнице близ гроба Марии и наравне с нею свято чтится поклонниками белогорских пещер; Андрей Николаевич Васильченко, более известный под именем Антония, он, кроме трудов в пещерокопании, до смерти проходил в должности старосты пещерного храма, в усыпальнице имеется его портрет, равно как и его брата И. Н. Васильченко, проходившего также в должности церковного старосты…

Белогорские пещеры находились в заведовании благочинных. До прибытия на Воронежскую кафедру преосвящ. Серафима в 1865 г. не угасала мысль об учреждении в пещерах монастыря. В 1866 г. составлена была комиссия об устроении при пещерах обители и изыскании средств на содержание ее.

Важно

Белогорские жители пожертвовали 18 дес. земли и рыбную ловлю на реке Дон. В том же году к Белогорским пещерам был приставлен для изыскания средств устроить обитель иеродиакон Митроф. монастыря Иероним. Помещик Подольский, по внушению о. Иеронима, пожертвовал будущему монастырю 120 дес.

, помещица Морозова – 93 дес.

С прибытием монашествующей братии увеличились денежные средства, так что о. Иероним имел средства устроить трапезную Воскресенскую церковь, двухэтажную гостиницу, его преемник о. Авраамий построил другую, довольно поместительную церковь в честь Вознесения Господня, но сначала была поставлена в 1869 г. часовня, а затем в 1874 г. построена и освящена Вознесенская церковь.

Вследствие несчастного события, имевшего место в Белогорских пещерах, о. Авраамий был устранен от заведования вновь устроенною обителью и на его место с 1879 г. был переведен духовник ставленников и крестов.

иеромонах Митрофановского монастыря о. Петр. При нем, по указу св. Синода в декабре 1882 г.

, Высочайше повелено при Белогорских пещерах устроить мужской общежительный монастырь с наименованием его Воскресенским Белогорским.

В Белогорских пещерах особенно свято чтится икона Божией Матери, именуемая «Мария благую часть избра». Она находится за правым клиросом Вознесенской теплой церкви.

Перенесена икона из пещерного храма, где, находясь около 20 лет, не потускнела и сохранила свой прежний вид. По преданию, она перенесена лет 40 тому назад странницею из Киева…

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой «державная»

Эта икона свято чтится богомольцами и считается чудотворною. На иконе серебряная позлащенная риза.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=04290

Воскресенский Белогорский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Она скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах.

Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Среди тех продолжателей дела Марии были Иоанн Алексеевич Тищенко,  уроженец Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпин из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии.

Совет

Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Какое-то время копал пещеры Иаков Безмолвник (проходил подвиг молчальничества и тайно носил вериги).

Рядом с монастырем подвизался старец Петр (Еремеенко) и странник Павел Илясов.

Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В 1875 году настоятелем монастыря был назначен  иеромонах Петр (Васильев).

При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое.

15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь.

Монастырь владел крупными участками земли, хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел, было налажено большое производство и продажа свечей; действовали два наземных храма – Воскресенский и Вознесенский, а также пещерный храм св. Александра Невского; двух- , трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти, был устроен приют для детей сирот. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников – около семидесяти человек. Количество паломников составляло от трехсот человек в

Достопримечательностью обители являются меловые пещеры, протяженность которых до революции превышала два километра (нижний уровень датируется VIII в. и идентичен древнеримским катакомбам).

Обратите внимание

Воскресенский собор был построен в неовизантийском стиле Воронежским губернским архитектором Афанасьевым и расписан известным мастером Щукиным в 1916 году.

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, большая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь.

В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1931 году был взорван Воскресенский  собор.

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. С 2004 года началось восстановление монастыря. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря

В 2014 году был построен деревянный наземный храм святителя Спиридона Тримифунтского, а в 2015 году  – на глубине около 45 метров от вершины горы устроен нижний пещерный храм Святого Духа.

С 27 сентября 2016 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря является иеромонах Илия (Ждамиров).

Распорядок дня в монастыре: подъем за полчаса до службы; 6-00 утренние монашеские правила (7-30 в воскресные, двунадесятые и великие праздники); трапеза; послушания (отдых с 13-00 до 14-00); 17-20 вечерняя трапеза; 18-00 вечерняя служба; личное время; 23-00 отбой.

Монастырь испытывает большую нужду в материальной помощи.

В монастыре ведется строительство братских корпусов и планируется закладка Воскресенского храма.

Реквизиты монастыря:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Юр. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Факт. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-он, с. Белогорье, хут. Кирпичи, ул. Ал. Невского, д. 1

тел./факс: 8(47394)52-600; сот.: 8-920-469-47-47; сайт: www.belmon.ru; e-mail: vbm-post@yandex.ru

Банк получателя: Центрально-Черноземный банк СБ РФ г. Воронеж,

ИНН 3624005326, КПП 362401001, БИК 042007681,

р/с 40703810113000000522, к/с 30101810600000000681, ОГРН 1167700053443, ОКПО 00587301

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-belogorskiy-monastyr/

Белогорье (пещеры, монастырь)

Костомарово, пещеры, монастырьПещера рядом с хутором Индычий (недалеко от с. Пески)Андреевская пещера, ГороховкаМеловые горы, Урыв-Покровка

Белогорье – самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России. Белогорские пещеры расположены на трех уровнях. Общая глубина около 70 метров.

Существует легенда, что в южном нижнем “этаже” пещер есть ход-коридор, который проходит под рекой на левый берег Дона. Общая протяженность пещер раньше составляла около 2,2 км, а к настоящему времени незасыпанными остались где то 900 м. Местные служители, а также сами служители монастыря расчищают заваленные проходы самостоятельно.

Кстати, когда мы там были, батюшка как раз занимался расчисткой проходов, и мы напросились помочь )).

После революции 1917 года земля была конфискова на властями, а сам монастырь закрыли. В начале сороковых годов были разрушены практически все надземные постройки.

Но местные жители не могли оставить святое место без внимания – по большим праздникам они собирались на земле монастыря для молитвы. В начале девяностых началось восстановление пещерного монастыря.

И уже в 2003 году Белогорский Воскресенский мужской монастырь вновь стал действующим. 

У подножия гор протекает река Дон. В принципе можно найти место для ночлега в палатках, можно искупаться. Пляж песчаный. Иногда присутствуют местные рыбаки.

Как проехать на машине:

Со стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо – на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, – после поворота до Белогорья – 7 км.

Важно

От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км. По какой дороге лучше подниматься на гору к пещерам лучше поинтересоваться у местных.

  • Природа
  • Отдых с палатками
  • Автотуризм
  • Историко-культурное
  • Пещеры

Водяная мельница в селе КолодежноеКостомарово, пещеры, монастырьКостомаровский подземный монастырьАндреевская пещера, ГороховкаПлавающий палаточный лагерь (средний Дон)Пруд Таловский, Воронежская областьМеловые горы, Урыв-ПокровкаСтолетний меловой бор в урочище Мордва, Воронежская областьПещера у села Семейки, Воронежская областьВетряная мельница, хутор СтупиноПещера у села Колыбелка. Разбейкинские пещерыКалачеевская пещера, Воронежская областьМельница в КолодежномБогучарский историко-краеведческий музейДивногорье, музей-заповедникХреновской конный завод, Воронежская областьПещера около поселка МечеткаПещера у села НовохарьковкаПещера рядом с хутором Индычий (недалеко от с. Пески)Галиевская пещера, Богучар

Источник: https://kamaran.ru/voronezhskaya-oblast/podgorenskij/belogore-30

Воскресенский Белогорский мужской монастырь, Россия, Воронежская область, хутор Кирпичи – отзыв

Недавно я писала про меловые храмы Костомаровского Спасского женского монастыря, теперь отзыв о Воскресенском Белогороском мужском монастыре.

Он тоже вырублен в меловых горах.

Находится монастырь на склонах реки Дон, недалеко от хутора Кирпичи, Подгоренского района, Воронежской области.

Нашу поездку туда нельзя назвать насыщенной и удачной, так как сейчас в Белогорском Воскресенском мужском монастыре идет непрекращающаяся стройка.Мы, как туристы, не были особенно интересны. Никаких охранников, которые бы следили за нашим пристойным видом, как в Костомаровском Спасском женском монастыре.

Мы сами ходили по территории монастыря, по его наземной части.

Делаю на этом акцент. Потому что смотреть на наземной части монастыря почти что нечего.

ВСЕ самое главное скрыто под землей.

сделала коллаж. Так было до реставрационных работ

современный вид Храма Александра Невского.

Вход в лабиринт пещер через Храм Святого Александра Невского.

Там тоже идет стройка.

Если присмотритесь, то кирпичи именные. На них мелом написаны имена людей, их купивших. При желании каждый может добавить в кладку свой кирпич, заплатив условную цену.

К сожалению, храм оказался закрыт.

Чтобы организовать экскурсию, надо специально вызывать по телефону служащего монастыря.

Муж уже было собрался звонить по телефону, но тут наша решимость продолжать экскурсии по Белогорью поубавилась.

Пока мы стояли на меловых склонах к реке Дон, нас в прямом смысле слова сожрали комары.

обратите внимание на правый верхний угол

Хотя я пять лет прожила на Дальнем Востоке, где комаров в квартире после работы фумигатора сметала веником на совок, но тут я совсем не ожидала такого их количества.

Количество комаров поближе.

Такое ощущение, что все голодающие комары наконец-то нашли источник пищи.

Стоять было невозможно. Мы подумали, что экскурсия по святым местам превратится в непонятно что. Нам будут рассказывать о духовном, а мы будем озверело чесаться, махать ветками и бить комаров.

Поэтому мы решили, что к такой поездке надо приготовиться, запастись репеллентами и москитными сетками. Что рекомендую сделать и Вам, если решитесь на путешествие в Белогорье.

Мы еще немного погуляли по территории монастыря и поехали обратно в Воронеж.

Я рекомендую Воскресенский Белогорский мужской монастырь.

Путешествую много. Заходите в гости.

Наши магнитики со всех путешествий.

Источник: https://irecommend.ru/content/prodolzhaem-puteshestvie-po-melovym-khramam

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь

В Белогорский монастырь мы собрались спонтанно. Накануне вечером еще ничего не предвещало поездки. Поэтому абсолютно неожиданно для самих себя утром в машине сидели совершенно незнакомые люди, одна из которых вообще не говорила по-русски.

По пути мы все успешно познакомились, и в какой-то момент стало казаться, что мы знаем друг друга много лет. Дорога в Белогорье оказалась очень живописной  и всячески настраивала на лирический лад. Созерцание бескрайних полей и малахитовых холмов по обеим сторонам дороги способствовало  душевному умиротворению.

  Наверное, дорога готовила нас к тому месту, куда мы направлялись.

В монастыре нас ждал душевный прием. Нас угостили вкуснейшей монастырской похлебкой (наверняка рецепт пришел из глубины веков) и напоили чаем, после чего наш гид Сергей повел нас осматривать главную достопримечательность монастыря – пещерный храм Александра Невского.

Совет

Храм почти аскетичен, чистые белые стены, строгие линии, никаких архитектурных излишеств. Словно огромный айсберг,  храм скрывает под собой свою главную тайну – хитросплетение коридоров и келий, ведущих на много метров под землю.

Спускаясь  метр за метром вниз, проникаешься уважением к людям, которые смогли из каменной глыбы вытесать себе прибежище для уединения и молитвенного подвига. Некоторые кельи сохранили на своих стенах элементы резьбы, части колонн, сводчатые потолки.

Часть келий предусматривалось отапливать  –  в случае, если пожалуют монаршие особы – в стенах сохранились устройства дымоходов и ниши для печей. Пещеры еще до сих пор находятся на реставрации – из двух километров коридоров сумели найти и очистить от завалов чуть более 900 метров.

Монахи и энтузиасты, помогавшие им, вывезли тонны камней, мусора, очистили стены от копоти и надписей, восстановили иконы, вырубленные прямо в стенах. Монахи могут много интересного поведать о храме, об истории возникновения пещер и о легендах, связанных с ними, но лучше приезжайте и сами услышите все  это от них.

Еще до основания самостоятельной обители, в 1875 году, настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. Это был энергичный, строгий и вместе с тем расположенный к людям человек и хороший хозяин.

При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось и расцвело крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков — сирот и многое другое. Ходатайства о создании на месте Белогорских пещер самостоятельного монастыря получили ход. И в 1882 году указом Синода монастырь был учрежден.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение» серафимо-понетаевская

Уже сложились все формально необходимые условия: были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма — Вознесенский и Воскресенский — и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти.

География паломников значительно расширилась, а число составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни.

Но главное — постепенно собиралась братия, которая, следуя традициям, заложенным жителями Белогорских пещер, находила в обители особый дух подвижничества.

И как место это из глубин пещерных лабиринтов просвещалось трудами и молитвами, так и душа, стремившаяся сюда, очищалась и просвещалась живительными силами глубокого покаяния, обретая первозданную красоту.

Обратите внимание

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а сотрудников — около семидесяти человек.

Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра.

Тогда же трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт колодец глубиною более восьмидесяти и диаметром более трех метров. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадежное предприятие.

Представление о жизни Белогорской обители в первые ее годы дает книга Николая Креховецкого «Белогорские пещеры», выпущенная в 1878 году: «… Весна. День будничный. Заря: чуть брезжится свет. Взойдите и осмотрите в эту пору, что делается вокруг пещер. На горе там и сям, в разных положениях, в разных костюмах, покоятся странники-богомольцы.

Не вместились они в пещерных гостиницах. Покоятся на открытом воздухе, отдыхая после долгого пути. Есть из далеких стран. Вот группа: мужчины и женщины. На них не наша обувь, не наш покров. Значит, не здешней губернии. По чертам лица, по одежде видно, что все эти поклонники из войска Донского. Их немало: вот еще точно такая же группа, еще и еще.

Должно быть слава про Белогорские пещеры разнеслась по всему войску Донскому. Вот и другие группы — и черты лица не те, и покров не тот. Обувь сбита, лица загорелые: знать не близок им был путь. Там видны наши лица, наш покров. Тут малороссы, здесь великороссы. Спуститесь взором к Дону: стоят несколько барок.

В путь пора: стоят, однако, дожидаются чего-то.

Вокруг тихое, светлое, радостное пробуждение. В воздухе какая-то прозрачная, живительная свежесть. В душе какой-то невыразимый восторг. Сама собою родится бесконечная любовь к жизни, природе, к Творцу.

Осматриваешься вокруг, остановишься вниманием на этих странниках-тружениках и думаешь: ” Боже Милосердный! Как чудно, как невыразимо прекрасны творения рук твоих! Можно ли не вдохновляться, не преклоняться пред их красотою и величием?». И однако житейские заботы совершенно извращают человека.

Важно

Там, посреди постоянных хлопот он ко всему присматривается, со всем свыкается: и видит, да не замечает ничего, ничем не воодушевляется. Здесь, вдали от мира, от житейской суеты, совсем иное дело. Ваш ум ничем не занят, пред вами во всей красоте предстоит природа.

Смотрите, дивитесь, и век вам не надивиться! Оглянитесь снова к странникам. Спят тихим, спокойным, но глубоким сном. Что влекло этих тружеников-богомольцев? Ужель одно праздное любопытство, ужель все эти люди — тунеядцы, бегающие от труда, как привык их легкомысленно обзывать нынешний век? Нет, тысячу раз нет.

Это не праздность и не уклонение от труда. Напротив, это искание труда, жажда подвигов не из-за материальных выгод, а из-за внутренней потребности духовной жизни. Нынешний век, век материи, век экономических расчетов, не в силах понять, осмыслить всех потребностей внутренней духовной жизни. По себе он измеряет всех.

Но есть лица, которые не поддаются общему духу времени. Хотите видеть такие лица? вот они, пред вами. Они рады, что в среде их открывалось святое место уединения, и все спешат сюда. Зачем? Ответ будет в описании самих их действий.

Звук колокола к утрене. Все приподнялись, засуетились и стали убираться. Каждый спешит стать поближе к пещерному входу, чтобы при службе занять поудобнее место. Отворились пещерные двери, прибыли служащие и начали отправлять утреннее богослужение. Напев не тот, что прежде.

Поклонники заметно радостно поражены. Все с возбужденным вниманием вслушались в пение. Протяжное, умилительное, так и разливает духовно сладостное ощущение. Чтение тоже не прежнее. Протяжное, не заметно пропусков, не видно поспешности. Вся служба шла в строгом, благословейном порядке.

Кончилась утреня, отдых.

Время отдыха между утренею и обеденею проходит в разных душеспасительных занятиях: там идет беседа о подвигах Марии и Иоанна, здесь — чтение какой-нибудь душеспасительной книги, в храме служатся молебны. Наконец снова слышен звук колокола — призыв к обедне.

Совет

С еще большею радостию спешит народ отслушать в пещерном храме Литургию. Кончилось все утреннее богослужение. Пещерные подвижники пошли по своим кельям.

Каждый принялся за свое дневное занятие: кто стал собираться по домам, кто в сопровождении пещерного жильца отправляется осматривать пещерные ходы.

Урочный час обеда. Звук колокола — призыв в трапезу. Туда же направился весь народ. В трапезе расставлены накрытые столы. В стороне от столов возвышение. Дивится простой народ: не знает, к чему и зачем оно приготовлено. Собрался весь народ, прибыл в трапезу отец иеромонах, благословил трапезу, и все сели за столы.

В это время очередной чтец подходит к отцу иеромонаху, принимает благословение, идет к возвышению и начинается чтение святых отец. Как приятно был поражен слух благочестивых поклонников этим чтением. «Боже! Какое спасение! — думают они в своей простоте. — У нас не вспомнишь про Господа за столом, не перекрестившись берешься за кусок.

Здесь-то какая благодать! Слава Тебе, Господи! Сподобил Господь увидать!»

Кончилась и трапеза. Небольшой отдых. Снова те же затем дневные занятия. Кто желает потомить себя — отправляется в пещеры и роет. Затем вечернее богослужение. Длится оно час, и два. После вечерни — обычное прощание служащего с братиею и всеми предстоящими.

Наконец вечерняя трапеза, снова по призыву колокола, и тем завершается каждый день пещерной жизни. Эта продолжительность молитвы, этот пещерный порядок в каждом занятии необыкновенно поражают всех поклонников.

Все они уходят, вознося искреннюю молитву за то, что Господь сподобил их побывать в пещерах…»

Адрес:

Источник: http://www.matrenki.com/article/belogore-belogorskiy-voskresenskiy-monastyr

Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Под селом Белогорье Воронежской области располагается одна из самых любопытных достопримечательностей региона – уникальный монастырь, практически полностью состоящий из красивейшей меловой скалы.

На сегодняшний день он является одним из трех пещерных монастырей Воронежской области, до сих пор проводящих церковные службы и обряды. Строения этого комплекса поражают своей монументальностью и величием, а узкие внутренние пещеры нагоняют на посетителей одновременно страх и неприкрытое восхищение.

Обязательно загляните сюда во время визита в Воронежскую область и исследуйте старинные проходы монастыря самостоятельно.

История

Воскресенский монастырь под селом Белогорье был основан в 1866 году, и тогда же здесь были построены несколько церквей, колокольня и хозяйственные постройки.

Однако все свидетельства указывают на то, что пещерный комплекс под монастырем гораздо старше монастырских построек, хоть на сегодняшний день и не сохранилось никаких свидетельств о первых «пещерокопателях».

Обратите внимание

Известно лишь, что к концу 19 века общая длина пещерных коридоров под Белогорским монастырем доходила до 2,2 километров, благодаря чему этот комплекс является одним из самых больших в России.

К сожалению, до наших времен не дошли оригинальные наземные постройки монастыря, и мы можем лишь догадываться об их первоначальном виде. Однако с 2003 по 2013 год здесь проводилась масштабная реставрация, после которой двери подземного монастыря наконец открылись для всех посетителей.

Особенности

Сегодня Белогорский Воскресенский монастырь – это многоуровневая система меловых пещер с запутанными ходами и множеством опрятных келий. Посетителям комплекса наверняка покажется увлекательной экскурсия по основным помещениям комплекса, в которых находятся редкие иконы и даже мощи святого благоверного князя Александра Невского.

Кроме того, в стенах монастыря постоянно проводятся службы и церковные обряды. Обязательно загляните сюда во время одной из таких служб и прочувствуйте всю необычность этого действа в меловой пещере.

Как добраться

Белогорский Воскресенский монастырь находится в 4 километрах от села Белогорье, невдалеке от города Павловск. Из Воронежа досюда необходимо будет проехать около 160 километров, постоянно двигаясь по федеральной трассе М-4.

При этом в 15 км от Павловска необходимо будет повернуть направо, в сторону Россоши, и проехать около 7 км до села Белогорье. Далее необходимо свернуть налево и проехать еще около 4 км до хутора Кирпичи.

Также сюда можно доехать по железной дороге: для этого доберитесь до станции «Подгорное» и пересядьте в рейсовый автобус до Павловска. Далее нужно выйти на остановке в селе Белогорье и преодолеть несколько километров до монастыря пешком.

Адрес: Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи, улица Александра Невского, дом 1

Архитектура

Населенные пункты

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку (1)

Источник: https://strekoza.travel/place-voskresenskij-belogorskij-muzhskoj-monastyr

Белогорский Воронежский мужской монастырь

а второй день нашего тура «Воронеж-Дивногорье-Белогорье на Дону» мы поднялись с рассветом, чтобы отправиться в Белогорский мужской монастырь — этот пещерный монастырь расположен в 150 километрах от Воронежа: село Белогорье, хутор Кирпичи. Многоуровневая система прокопанных в меловых скалах рукотворных тоннелей протяженностью более двух километров (сейчас для посещения доступна лишь половина белогорских подземных ходов) позволяет спуститься более чем на 40 метров вглубь горы.

Экскурсии проводят насельники монастыря, зачастую это подростки, обучающиеся в здешней воскресной школе. Выдали проводницу и нам — юную девушку Ксению из соседнего села.

Все мы приобрели по церковной свече — у меня был с собою фонарик, но я рассудила, что не следует смешивать холодный свет электрического фонаря с естественным, мягким свечным огнем, — и через пещерную церковь Александра Невского вереницей начали неспешное движение вниз по меловым коридорам…

Ксения рассказывала нам историю создания Белогорского Воскресенского монастыря, и история показалась мне интересной. Его основательницей стала Мария Шерстюкова, которая пришла на гору в 1790-х годах, решившись изменить свою жизнь.

Важно

Судьба ее до той поры не была ни легкой, ни благонравной — родившаяся в 1740 году в уездном городе Бирюче Воронежской губернии в семье казака, Мария была в молодости известна как безумица и блудница.

В своей беседе с губернатором, сохранившейся в архивах, она рассказывала, будто бы причиной тому стало проклятие — «злые золовки испортили ее и мужа, так что они лет десять были как в исступлении, тосковали, кричали, бегали по лесам босые и в рубищах, даже зимою, и находили успокоение в одном пьянстве».

Затем муж ее умер, и Мария предалась еще большей нетрезвости и разврату, и ради заработка прибегала к шарлатанству — и тут встретилась ей в лесу старица, которая умыла ее родниковой водой и наказала шесть недель не выходить из дома и воздерживаться от вина.

Мария послушалась, затем отправилась в Киево-Печерскую лавру, где лаврский иеромонах заповедал ей на всю жизнь «пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих, и занятия богоугодными делами и трудами» — и так как сам некогда был бельцом (человеком, готовившимся к поступлению в монашество, но ещё не принявшим обета), в Белогорье и знал о меловых горах над рекой Доном, то посоветовал ей найти в этой горе уединенное место и выкопать там пещеру для молитв и покаяния.

Решившись на этот подвиг, Мария вернулась в Белогорье, взяла обет молчания и строгого воздержания — и начала железной киркой копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона.

Читайте также:  Акафист архангелу михаилу

Первое время местные жители и власти пытались прогнать ее оттуда: прежняя репутация Марии вызывала множество злых пересудов и сплетен, будто бы та роет норы для распутных оргий; и даже благочинный протоиерей Яковлев, специально приехав в Белогорье, уговаривал её не рыть и не соблазнять более суеверную чернь.

Подвижница не спорила, но крестилась и продолжала свою работу — на счастье, остановить ее силой люди тоже боялись, опасаясь дурного глаза. За первые два года она прокопала пещеру на 17 метров.

В начале XIX века последовал указ Александра I о том, чтобы тщательно расследовать намерения Марии. На место была выслана специальная комиссия, которая изучила ее историю и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы.

Совет

После этого преследования наконец были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св.

Александру Невскому, в честь которого был крещен император Александр I.

Постепенно у нее стали появляться помощники: такие же заблудшие люди, искавшие в тяжелом физическом труде пробуждения души, или монахи-подвижники, которые присоединялись к ее труду, оставаясь у пещер кто на несколько дней, кто на несколько месяцев, помогая копать пещеры, вынося нарубленный мел и сбрасывая его с горы вниз к реке Дону. После смерти Марии в возрасте 82 лет (почти четверть века она провела в пещерокопательстве и похоронена была там же, рядом со своим творением, в специально устроенном склепе) ее дело подхватили уже сотни добровольцев. В 1819 году состоялось освящение храма.

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников. Возникла необходимость в саде, огороде, пасеке. Рядом с пещерами были сложены бревенчатые постройки хозяйственного и жилого назначения, возведена каменная колокольня.

На пожертвования благотворителей вырос целый городок, затем была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

Жизнь в пещерах обрела монастырские черты — и в 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит.

Здесь был основан приют для мальчиков-сирот, монастырское хозяйство продолжало расширяться — и развитие монастырских земель длилось, пока не грянула революция.

А затем в мае 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы. Большей части насельников пришлось под страхом смерти покинуть монастырь.

Останки Марии были выкопаны и вывешены на фанерном щите на показательном суде советской власти.

Обратите внимание

Обитель закрыли, сооружения разобрали на стройматериалы. Храмы были взорваны, церковная утварь и святыни подверглись расхищению, а последние иноки — репрессиям 37-го.

За годы советской власти память о монастыре была почти стерта, пещеры рушились и загаживались проходимцами, которые, скрываясь там или просто прячась для досуга, жгли в коридорах костры, вследствие чего белые меловые стены покрылись густой копотью. Бросали мусор, выцарапывали в саже надписи.

Вот так келейные стены выглядели в начале 2000-х.Вновь восстановлением монастыря местные жители, богомольцы, историки, краеведы, педагоги, дети, неравнодушные люди занялись в 2003 году. Они начали расчищать завалы, входы и площадки, отмывать и сглаживать стены, восстанавливать кельи.

В 2005 году удалось произвести предварительную реставрацию храма и помещений пещерной системы, а в 2006 году в храме уже регулярно совершались богослужения. Официально монастырь возрождён 2 октября 2013 года решением Священного Синода; часть братии проживает сейчас на хуторе Кирпичи, между Белогорьем и монастырём.

В восстановлении монастыря принимает участие множество людей: с миру по нитке, за 100 рублей можно купить кирпич, написав на нем свое имя, — а потом эти имена благотворителей смотрят на нас со свежевозведенных стен.

После посещения пещерного храма хорошо выйти на поверхность, в летнюю воронежскую жару (в пещерах всегда +8), глянуть вниз с горы в открывающиеся зеленые просторы.

Можно спуститься по крутой лесенке к Дону, но это займет некоторое время — и будьте готовы к тому, что для того. чтобы вернуться, придется одолеть непростой подъем! Зато возможность прикоснуться к донской воде — разве же она того не стоит?

Остается только пожелать монастырю дальнейшего восстановления: пусть найдутся для этого и силы, и деньги, и рабочие руки — и пусть подвижничество XVIII-XIX веков продлится деяниями века XXI.

Источник: http://club.silver-ring.ru/posts/549-belogorskii-voronezhskii-muzhskoi-monastyr.html

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь. / Воронежская область / agentika.com

Белогорье – одна из святынь Воронежской епархии, которая долгое время находилась в запустении. Эта обитель находится в 4 км от г.Павловска, на склоне меловой гряды, протянувшейся по правому берегу Дона. Подъем к пещерам крут и тернист, почти недоступное место.

Сами пещеры огромны, белогорский комплекс – самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России. Они имеют три яруса и спускаются в глубину на 70 м. В нижнем ярусе пещер есть коридор, который раньше, как гласит предание, позволял проникнуть на левый берег Дона.

Общая протяженность пещер ранее составляла 2 км 200 м, в настоящее время сохранились незасыпанными около 900 м. Перед началом революции 1917 г. в монастыре числилось 42 человека. Однако вскоре монастырь был закрыт, земля конфискована, а к 1931 г. разрушены все наземные постройки, осквернено монастырское кладбище.

  В настоящее время  пещерный Александро-Невский храм благоустроен: стены очищены, привезены иконы и церковная утварь. Кроме того из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей св. блгв. кн. Александра.

Можно добраться на общественном транспорте

На автотранспортеСо стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо – на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, – после поворота до Белогорья – 7 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.Со стороны Острогожска, Россоши (т. е. по трассе Воронеж–Луганск) – доезжаем до поселка Подгоренский и далее, проехав через весь поселок к цементному заводу, поворачиваем в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм. 

На пассажирском транспорте

На любом автобусе – до г. Павловска, здесь пересадка на автобусы в направлении Россоши, Ольховатки, Подгорного до села Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км. 

На поезде, электричке

Доезжаем до ст. Подгорное (поселок Подгоренский Воронежской области), пересаживаемся на любой автобус до г. Павловска и выходим, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

в Александро-Невском пещерном храме совершаются с апреля по октябрь ежедневно. С октября по апрель богослужения совершаются на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье, (ул. Коминтерна, д. 33а.)
6,30-18,00

  • Адрес : Подгоренский район, с. Белогорье, хутор Кирпичи
  • Координаты GPS : 50.471008,40.036454
  • Интересные страницы:
  • Телефон : тел.: 8 (47394) 52-321, сот.: 8-920-469-47-47
  • E-mail : vbm-post@yandex.ru

Екатерина Печникова

Источник: https://agentika.com/ru/encyclopedia/7fb2179a-05dc-439b-8d3a-fb9339e1c66e/places/root/aca02fe7-a511-4fb4-bee4-c6ff59574fd9

Белогорский Воскресенский монастырь в городе Белогорье

Воскресе́нский Белого́рский монасты́рь — пещерный мужской монастырь Воронежская и Борисоглебская епархия – Россошанской и Острогожской епархии Воронежской митрополии Русской православной церкви. Находится в 4 километрах от села Белогорье Подгоренского района Воронежской области.

Монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь.

Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св.

Важно

Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

Alexey Kulnev @ Foursquare

При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.

Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Denis Khomenko @ Foursquare

С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных.

Глеб Антонов @ Foursquare

Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся.

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит.

Хлебников Тимур @ Foursquare

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек.

Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году.

Vkontakte User @ Vkontakte

Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие.

Совет

После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.

Vkontakte User @ Vkontakte

Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров.

Vkontakte User @ Vkontakte

Возрождение монастыря

В 2003 году предпринято первое усилие к возрождению обители. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки.

12 сентября 2004 года, на престольный праздник, перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, была совершена первая Божественная литургия. Следом за планировкой восстановительных мероприятий началась активная расчистка стен. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и помещений пещерной системы.

Vkontakte User @ Vkontakte

В октябре 2005 года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, а в 2006 году в храме уже регулярно совершались богослужения.

Небольшая часть братии в наше время проживала на хуторе Кирпичи, между Белогорьем и монастырём.

Официально возрождён 2 октября 2013 года решением Священного Синода Русской православной Церкви.

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

  • Монастырь на сайте Воронежско-Борисоглебской Епархии

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Belogorskiy-Voskresenskiy-monastyr-22277

Ссылка на основную публикацию