Блаженный андрей тотемский

Житие блаженного андрея тотемского, христа ради юродивого

(память 10/23 октября)

Блаженный Андрей родился в июне 1638 г. в крестьянской семье Усть-Тол­шемского прихода, верст на 50 отстоящего от города Тотьмы (уездный го­род Вологодской губернии). Крестьяне-родители не могли дать сыну обра­зования, которого тогда и не было на Руси, не дали даже простой грамотности, слабо распространенной в тогдашней деревне среди крестьян.

Но несомненно, они воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь, строго соблюдать посты — научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой.

Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь, не далеко отстоящую от села Усть-Толшемского. И церковь сделалась единственной школой для блаженного отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце.

Обратите внимание

Благочестивым отроком овладела мысль о необходимости служить одному Богу; все думы и делания мальчика направлялись к тому, чтобы служение Ему поставить единственной задачей жизни и найти средства осуществить эту задачу. В храме он услыхал, что мир весь во зле лежит (1 Ин.

5, 19), и потому покинул мир; услыхал еще, что ис­тин­ный слуга и последователь Христа должен оставить отца и матерь (Мф. 19, 29), и потому ушел из родительского дома в пустынные места, жил там, как птица, не заботясь о пище, думая только о Боге и об угождении Ему. Мирская жизнь уже не стесняла теперь блаженного, и он свободно предался молитве.

Уход из дома родителей был первой жертвой святого Андрея Богу, и с это­го начались его подвиги. Неизвестно, сколько времени пробыл в уединении бла­женный, но когда он возвратился, то не застал уже в живых своих родителей. С их смертью порвалась последняя связь его с миром: ничто теперь не привя­зывало блаженного к родному селу, и он решился навсегда оставить родину.

Он ушел в Галичский Воскресенский монастырь. Давно этот монастырь славился благочестивой жизнью своих иноков, и блаженный Андрей хотел под руковод­ством опытных старцев продолжать там свои подвиги. Он пришел в монастырь и, не открывая своего звания, поселился у одного инока. Нелицемерное смирение пришельца и строгое благочестие обратило на него внимание братии.

Долго присматривался к блаженному Андрею инок, у которого он поселился, и когда уверился в его искреннем благочестии и терпении, сказал о блаженном настоя­телю. Настоятелем монастыря был в то время Стефан.

Часто беседуя с молодым послушником, настоятель увидел в нем избранника Божия и понял, что для отрока мало подвигов в тиши монастырской келлии, что он в состоянии вы­пол­нить подвиги более трудные, и благословил его безмолвствовать.

Казалось бы, блаженный Андрей достиг теперь полной возможности слу­жить единому Богу и совершенно ушел от мира. В тишине монастыря ничто не ме­шало ему предаваться молитве и размышлению о Боге; но блаженный не удовлетворился этим и стремился к большему.

По совету своего настоятеля он принял на себя подвиг юродства о Христе — едва ли не самый трудный из всех видов христианского подвижничества. С непрестанной молитвой на ус­тах, с постоянной думой о Боге блаженный стал обходить окрестные города и обители для поклонения святыням.

Важно

Босой, в ветхой разодранной одежде ходил он зимой и летом, не имея, где главы приклонить. Пищей блаженного были хлеб и вода, да и тех он принимал лишь постольку, чтобы не помереть с голода.

Окончив свое путешествие по обителям, блаженный снова возвращался в Воскресенский монастырь, где находил всегда приют и духовное руководство со стороны благочестивого настоятеля. Стефан, как и прежде, часто беседовал с ним, укреплял его в трудном подвиге, наставлял с терпением переносить случавшиеся скорби.

В этих беседах блаженный Андрей находил поддержку и укрепление к совершению новых подвигов. Так жил он то в монастыре, то в хождениях по обителям до кончины Стефана Галичского. После смерти лю­бимого настоятеля уже ничто не привязывало блаженного Андрея к Воскресен­скому монастырю, и он ушел оттуда.

Необыкновенная жизнь блаженного обратила на себя внимание народа. Стали догадываться о его богоугодной жизни, и молва о человеке Божием на­ча­ла распространяться по окрестностям. Но это также побуждало подвижни­ка оставить Галич.

Избегая славы людской, Блаженный Андрей ушел оттуда в Тоть­му и поселился близ церкви в честь Воскресения Христова, на берегу ре­ки Сухоны. В Тотьме никто его не знал, и потому с большим удобством он продолжал здесь свои великие подвиги.

Ночи блаженный Андрей проводил в молитве, а днем, как юродивый, бегал по городу, собирая милостыню. Самому блаженному нужно было очень мало, лишь бы не помереть с голода, поэтому большую часть получаемых подаяний он разделял с другими нищими.

Одеждой блаженного Андрея было разодранное рубище, которое только прикрывало его тело, не защищая от дождя и мороза. Обуви он никогда не носил: ходил босым и зиму, и лето.

Подвиг юродства труден главным образом еще тем, что неразумные люди подвергают Христа ради юродивых, как безумных, насмешкам и оскорб­лениям, поруганию и побоям; это пришлось испытать и блаженному Андрею. Но он терпел все, потому что, думая постоянно только о Боге, к Нему направляя все силы своего духа, блаженный забывал себя, ни во что вменяя голод, холод, обиды, насмешки и побои — всякие горести и скорби своей многотрудной жизни.

И не напрасны были подвиги блаженного Андрея. В награду за них он получил от Господа обильные дары духовные. Уже при жизни своей святой проявил великую силу чудотворений, и многие больные получили исцеле­ние по его молитвам.

Шел раз блаженный Андрей на праздник святого архидиакона Стефана (27 декабря) в свое родное село Усть-Толшемское. Стоял декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженном была, по обыкновению, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу.

Сибирские инородцы, кочевавшие в то время на реке Сухоне, встретили его на дороге и, видя босого, полуодетого человека, стоявшего по колена в снегу, догадались, что это блаженный Андрей.

Совет

По слуху знали они о том, что в Тотьме есть угодник Божий, слыхали о его подвигах, о чудесах, через него совершавшихся, и потому узнали блаженного. Их старшина Ажбакай, во святом крещении названный Авраамием, страдал в это время глазами и, зная о чудесах блаженного Андрея, начал просить его о своем ис­це­лении.

В награду за исцеление Ажбакай обещал много денег. Но блаженный ничего не взял и побежал, не ответив ни слова на его просьбу. Тогда старшина инородцев потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление.

Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к бла­женному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым.

На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так за­спо­рив однажды, беспрестанно сквернословили.

Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свай­кою.

Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого маль­чика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер.

10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами. Кончина его была мирной и непостыдной. Предузнав заранее день своей смерти, блаженный приготовился к ней.

Призвав своего друга — пономаря Воскресенской церкви Иоанна Иаковлева, он отдал ему свое посмертное завещание и потом встал на молитву. Долго молился он о царствующем граде, о городах русских, о всем мире православном, и усердна была предсмертная молитва святого.

Обратите внимание

Окончив молитву, блаженный просил себе прощения, затем попросил пригласить священника для исповеди.

Когда священник окончил исповедь и причастил блаженного Андрея Святых Таин, подвижник начал склоняться как бы ко сну и, подозвав к себе Иоанна Иаковлева, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом: приготовь все нужное для моего погребения».

С глубокой скорбью зажег Иоанн лампаду перед образом и покурил в ком­нате фимиамом. Видя, что блаженный начал кончаться, он со слезами поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Возвратившись снова, он на­шел блаженного Андрея уже умершим и комнату — наполненной благо­уханием.

Кончина блаженного Андрея последовала 10 октября 1673 г. Весть о ней скоро разнеслась по окрестным городам и селениям, и множество народа собралось ко гробу подвижника. Все увидели ясное, спокойное лицо блаженного, поняли действие на нем Божественной благодати и прославили Бога.

Многие вспомнили тогда чудесные явления им блаженного Андрея, полученные исцеления по его молитвам, вспомнили сказанные им слова, на которые прежде не обращали внимание и которые сбылись в свое время.

Вспомнив все это, знавшие блаженного убедились, что среди них жил угодник Божий, истинный человек Божий, и с великим почетом похоронили его тело под колокольней Воскресенской церкви.

Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы бла­жен­ного, и земля эта, по молитвам его, возвращала им здоровье.

Жители города Тоть­мы видели эти чудеса, и среди них с каждым годом росло глубокое благого­вение к памяти почившего святого. Это побудило их просить о постройки церк­ви над гробом блаженного. 20 октября 1707 г. архиепископ Великоустюж­ский Иосиф дал на это разрешение, и церковь была построена.

Так как блаженный Андрей не был причислен тогда к лику святых, то церковь была построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стра­тилата (память 19 августа/1 сентября).

Важно

В настоящее время мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного чтится местно.

Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые.

Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон бла­женному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли.

Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его ру­ках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении.

Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление.

Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Хрис­това, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова».

Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой.

«Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспом­нив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и под­нял с постели совершенно здоровой.

Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказа­ние святого, и скот его, действительно, не пострадал.

Так прославил Господь Своего смиренного угодника.

Источник: http://www.saints.ru/a/23okt.blzh.Andrei_Totemskii

Блаженный Андре́й Тотемский, Христа ради юродивый

Бла­жен­ный Ан­дрей То­тем­ский ро­дил­ся в 1638 го­ду в се­ле Усть-То­тем­ском и уже в от­ро­че­стве оста­вил мир. По бла­го­сло­ве­нию Сте­фа­на, игу­ме­на Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря в Га­ли­че, Ан­дрей при­нял на се­бя труд­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди.

Бла­жен­ный по­се­лил­ся в го­ро­де Тотьме на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны у церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Зи­мой и ле­том он хо­дил бо­сой, в рва­ной одеж­де, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой и то в та­ком ма­лом ко­ли­че­стве, чтобы толь­ко не уме­реть с го­ло­да, и мо­лил­ся день и ночь.

Ес­ли ему что-ни­будь по­да­ва­ли, он всё раз­да­вал ни­щим. За свои по­дви­ги и тру­ды бла­жен­ный Ан­дрей удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды зи­мой к юро­ди­во­му явил­ся сле­пой по име­ни Ажи­бо­кай, пред­ла­гая ему боль­шую сум­му де­нег и про­ся ис­це­ле­ния, но юро­ди­вый убе­жал.

То­гда Ажи­бо­кай вы­мыл гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял бла­жен­ный, и тут же про­зрел. Бла­жен­но­му Ан­дрею бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны. Он ис­по­ве­дал­ся, при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин и мир­но ото­шел к Бо­гу.

Читайте также:  Блаженная матрона московская

Над его мо­ги­лой бы­ла воз­двиг­ну­та ко­ло­коль­ня хра­ма свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та (па­мять 19 ав­гу­ста), имя ко­то­ро­го он но­сил. У гро­ба бла­жен­но­го за­сви­де­тель­ство­ва­ны мно­гие ис­це­ле­ния.

Полное житие блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого

Бла­жен­ный Ан­дрей ро­дил­ся в июне 1638 г. в кре­стьян­ской се­мье Усть-Тол­шем­ско­го при­хо­да, верст на 50 от­сто­я­ще­го от го­ро­да Тотьмы (уезд­ный го­род Во­ло­год­ской гу­бер­нии).

Кре­стьяне-ро­ди­те­ли не мог­ли дать сы­ну об­ра­зо­ва­ния, ко­то­ро­го то­гда и не бы­ло на Ру­си, не да­ли да­же про­стой гра­мот­но­сти, сла­бо рас­про­стра­нен­ной в то­гдаш­ней де­ревне сре­ди кре­стьян.

Но несо­мнен­но, они вос­пи­та­ли в нем дет­ски чи­стую ве­ру в Бо­га, твер­дую и неиз­мен­ную; при­учи­ли сы­на бо­ять­ся Бо­га, мо­лить­ся Ему и Его угод­ни­кам, хо­дить в цер­ковь, стро­го со­блю­дать по­сты – на­учи­ли все­му то­му, в чем са­ми по­ла­га­ли сущ­ность ве­ры Хри­сто­вой.

Совет

Во все вос­крес­ные и празд­нич­ные дни ро­ди­те­ли бла­жен­но­го Ан­дрея по­сы­ла­ли его в при­ход­скую цер­ковь, неда­ле­ко от­сто­я­щую от се­ла Усть-Тол­шем­ско­го. И цер­ковь сде­ла­лась един­ствен­ной шко­лой для бла­жен­но­го от­ро­ка.

Здесь он ско­ро при­об­рел пер­вые по­зна­ния о Бо­ге, и лю­бовь к Нему проч­но, на всю жизнь утвер­ди­лась в его дет­ском серд­це.

Бла­го­че­сти­вым от­ро­ком овла­де­ла мысль о необ­хо­ди­мо­сти слу­жить од­но­му Бо­гу; все ду­мы и де­ла­ния маль­чи­ка на­прав­ля­лись к то­му, чтобы слу­же­ние Ему по­ста­вить един­ствен­ной за­да­чей жиз­ни и най­ти сред­ства осу­ще­ствить эту за­да­чу. В хра­ме он услы­хал, что мир весь во зле ле­жит (1Ин.5,19), и по­то­му по­ки­нул мир; услы­хал еще, что ис­тин­ный слу­га и по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен оста­вить от­ца и ма­терь (Мф.19,29), и по­то­му ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в пу­стын­ные ме­ста, жил там, как пти­ца, не за­бо­тясь о пи­ще, ду­мая толь­ко о Бо­ге и об уго­жде­нии Ему. Мир­ская жизнь уже не стес­ня­ла те­перь бла­жен­но­го, и он сво­бод­но пре­дал­ся мо­лит­ве.

Уход из до­ма ро­ди­те­лей был пер­вой жерт­вой свя­то­го Ан­дрея Бо­гу, и с это­го на­ча­лись его по­дви­ги. Неиз­вест­но, сколь­ко вре­ме­ни про­был в уеди­не­нии бла­жен­ный, но ко­гда он воз­вра­тил­ся, то не за­стал уже в жи­вых сво­их ро­ди­те­лей.

С их смер­тью по­рва­лась по­след­няя связь его с ми­ром: ни­что те­перь не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го к род­но­му се­лу, и он ре­шил­ся на­все­гда оста­вить ро­ди­ну. Он ушел в Га­лич­ский Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь.

Дав­но этот мо­на­стырь сла­вил­ся бла­го­че­сти­вой жиз­нью сво­их ино­ков, и бла­жен­ный Ан­дрей хо­тел под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев про­дол­жать там свои по­дви­ги. Он при­шел в мо­на­стырь и, не от­кры­вая сво­е­го зва­ния, по­се­лил­ся у од­но­го ино­ка.

Нели­це­мер­ное сми­ре­ние при­шель­ца и стро­гое бла­го­че­стие об­ра­ти­ло на него вни­ма­ние бра­тии. Дол­го при­смат­ри­вал­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею инок, у ко­то­ро­го он по­се­лил­ся, и ко­гда уве­рил­ся в его ис­крен­нем бла­го­че­стии и тер­пе­нии, ска­зал о бла­жен­ном на­стоя­те­лю.

На­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был в то вре­мя Сте­фан. Ча­сто бе­се­дуя с мо­ло­дым по­слуш­ни­ком, на­сто­я­тель уви­дел в нем из­бран­ни­ка Бо­жия и по­нял, что для от­ро­ка ма­ло по­дви­гов в ти­ши мо­на­стыр­ской кел­лии, что он в со­сто­я­нии вы­пол­нить по­дви­ги бо­лее труд­ные, и бла­го­сло­вил его без­молв­ство­вать.

Обратите внимание

Ка­за­лось бы, бла­жен­ный Ан­дрей до­стиг те­перь пол­ной воз­мож­но­сти слу­жить еди­но­му Бо­гу и со­вер­шен­но ушел от ми­ра. В ти­шине мо­на­сты­ря ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­ве и раз­мыш­ле­нию о Бо­ге; но бла­жен­ный не удо­вле­тво­рил­ся этим и стре­мил­ся к боль­ше­му.

По со­ве­ту сво­е­го на­сто­я­те­ля он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства о Хри­сте – ед­ва ли не са­мый труд­ный из всех ви­дов хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. С непре­стан­ной мо­лит­вой на ус­тах, с по­сто­ян­ной ду­мой о Бо­ге бла­жен­ный стал об­хо­дить окрест­ные го­ро­да и оби­те­ли для по­кло­не­ния свя­ты­ням.

Бо­сой, в вет­хой разо­дран­ной одеж­де, хо­дил он зи­мой и ле­том, не имея, где гла­вы при­к­ло­нить. Пи­щей бла­жен­но­го бы­ли хлеб и во­да, да и тех он при­ни­мал лишь по­столь­ку, чтобы не по­ме­реть с го­ло­да.

Окон­чив свое пу­те­ше­ствие по оби­те­лям, бла­жен­ный сно­ва воз­вра­щал­ся в Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь, где на­хо­дил все­гда при­ют и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство со сто­ро­ны бла­го­че­сти­во­го на­сто­я­те­ля. Сте­фан, как и преж­де, ча­сто бе­се­до­вал с ним, укреп­лял его в труд­ном по­дви­ге, на­став­лял с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сить слу­чав­ши­е­ся скор­би.

В этих бе­се­дах бла­жен­ный Ан­дрей на­хо­дил под­держ­ку и укреп­ле­ние к со­вер­ше­нию но­вых по­дви­гов. Так жил он то в мо­на­сты­ре, то в хож­де­ни­ях по оби­те­лям, до кон­чи­ны Сте­фа­на Га­лич­ско­го. По­сле смер­ти лю­би­мо­го на­сто­я­те­ля уже ни­что не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го Ан­дрея к Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, и он ушел от­ту­да.

Необык­но­вен­ная жизнь бла­жен­но­го об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние на­ро­да. Ста­ли до­га­ды­вать­ся о его бо­го­угод­ной жиз­ни, и мол­ва о че­ло­ве­ке Бо­жи­ем на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по окрест­но­стям. Но это так­же по­буж­да­ло по­движ­ни­ка оста­вить Га­лич.

Из­бе­гая сла­вы люд­ской, бла­жен­ный Ан­дрей ушел от­ту­да в Тоть­му и по­се­лил­ся близ церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны. В Тотьме ни­кто его не знал, и по­то­му с боль­шим удоб­ством он про­дол­жал здесь свои ве­ли­кие по­дви­ги.

Но­чи бла­жен­ный Ан­дрей про­во­дил в мо­лит­ве, а днем как юро­ди­вый бе­гал по го­ро­ду, со­би­рая ми­ло­сты­ню. Са­мо­му бла­жен­но­му нуж­но бы­ло очень ма­ло, лишь бы не по­ме­реть с го­ло­да, по­это­му боль­шую часть по­лу­ча­е­мых по­да­я­ний он раз­де­лял с дру­ги­ми ни­щи­ми.

Важно

Одеж­дой бла­жен­но­го Ан­дрея бы­ло разо­дран­ное ру­би­ще, ко­то­рое толь­ко при­кры­ва­ло его те­ло, не за­щи­щая от до­ждя и мо­ро­за. Обу­ви он ни­ко­гда не но­сил: хо­дил бо­сым и зи­му, и ле­то.

По­двиг юрод­ства тру­ден глав­ным об­ра­зом еще тем, что нера­зум­ные лю­ди под­вер­га­ют Хри­ста ра­ди юро­ди­вых, как безум­ных, на­смеш­кам и оскорб­ле­ни­ям, по­ру­га­нию и по­бо­ям; это при­шлось ис­пы­тать и бла­жен­но­му Ан­дрею. Но он тер­пел все, по­то­му что, ду­мая по­сто­ян­но толь­ко о Бо­ге, к Нему на­прав­ляя все си­лы сво­е­го ду­ха, бла­жен­ный за­бы­вал се­бя, ни во что вме­няя го­лод, хо­лод, оби­ды, на­смеш­ки и по­бои – вся­кие го­ре­сти и скор­би сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни.

И не на­прас­ны бы­ли по­дви­ги бла­жен­но­го Ан­дрея. В на­гра­ду за них он по­лу­чил от Гос­по­да обиль­ные да­ры ду­хов­ные. Уже при жиз­ни сво­ей свя­той про­явил ве­ли­кую си­лу чу­до­тво­ре­ний, и мно­гие боль­ные по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по его мо­лит­вам.

Шел раз бла­жен­ный Ан­дрей на празд­ник свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на (27 де­каб­ря) в свое род­ное се­ло Усть-Тол­шем­ское. Сто­ял де­кабрь, са­мое хо­лод­ное вре­мя зи­мы, а на бла­жен­ном бы­ла, по обык­но­ве­нию, вет­хая разо­дран­ная одеж­да, ед­ва при­кры­вав­шая на­го­ту.

Си­бир­ские ино­род­цы, ко­че­вав­шие в то вре­мя на ре­ке Су­хоне, встре­ти­ли его на до­ро­ге и, ви­дя бо­со­го, по­лу­оде­то­го че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го по ко­ле­на в сне­гу, до­га­да­лись, что это бла­жен­ный Ан­дрей.

По слу­ху зна­ли они о том, что в Тотьме есть угод­ник Бо­жий, слы­ха­ли о его по­дви­гах, о чу­де­сах, через него со­вер­шав­ших­ся, и по­то­му узна­ли бла­жен­но­го. Их стар­ши­на Аж­ба­кай, во Свя­том Кре­ще­нии на­зван­ный Ав­ра­ами­ем, стра­дал в это вре­мя гла­за­ми и, зная о чу­де­сах бла­жен­но­го Ан­дрея, на­чал про­сить его о сво­ем ис­це­ле­нии.

В на­гра­ду за ис­це­ле­ние Аж­ба­кай обе­щал мно­го де­нег. Но бла­жен­ный ни­че­го не взял и по­бе­жал, не от­ве­тив ни сло­ва на его прось­бу. То­гда стар­ши­на ино­род­цев по­тер гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял юро­ди­вый, и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

То­тем­ский во­е­во­да Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Рти­щев дол­го стра­дал силь­ны­ми го­лов­ны­ми бо­ля­ми.

Совет

Не по­лу­чая ни­от­ку­да по­мо­щи, во­е­во­да об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею и, при­звав его в свой дом, про­сил его по­мо­лить­ся.

Бла­жен­ный ве­лел во­е­во­де при­ло­жить­ся к об­ра­зу Спа­си­те­ля, на­хо­див­ше­му­ся в его ком­на­те, и ко­гда он при­ло­жил­ся к свя­той иконе, то по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым.

На бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны в Тотьме обык­но­вен­но со­би­ра­лись го­род­ские де­ти и иг­ра­ли в свай­ку. Во вре­мя иг­ры они ча­сто спо­ри­ли меж­ду со­бою и, так за­спо­рив од­на­жды, бес­пре­стан­но сквер­но­сло­ви­ли.

Бла­жен­ный Ан­дрей слы­шал это из сво­ей хи­жи­ны и, не по­тер­пя их сквер­но­сло­вия, по­гнал де­тей прочь. Де­ти по­бе­жа­ли от него, но один из них об­ру­гал свя­то­го и уда­рил же­лез­ной свай­кою.

Гос­подь со­хра­нил бла­жен­но­го от уда­ра без вре­да, но дерз­ко­го маль­чи­ка немед­лен­но на­ка­зал. Тут же с кри­ком упал он на зем­лю и ско­ро умер.

10 лет бла­жен­ный Ан­дрей юрод­ство­вал Хри­ста ра­ди. Скон­чал­ся он в мо­ло­дых го­дах, все­го 35 лет от ро­ду, ве­ро­ят­но, ис­то­щив свое те­ло тя­же­лы­ми по­дви­га­ми. Кон­чи­на его бы­ла мир­ной и непо­стыд­ной. Пре­дузнав за­ра­нее день сво­ей смер­ти, бла­жен­ный при­го­то­вил­ся к ней.

При­звав сво­е­го дру­га – по­но­ма­ря Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоан­на Иа­ко­вле­ва, он от­дал ему свое по­смерт­ное за­ве­ща­ние и по­том встал на мо­лит­ву. Дол­го мо­лил­ся он о цар­ству­ю­щем гра­де, о го­ро­дах рус­ских, о всем ми­ре пра­во­слав­ном, и усерд­на бы­ла пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го.

Окон­чив мо­лит­ву, бла­жен­ный про­сил се­бе про­ще­ния, за­тем по­про­сил при­гла­сить свя­щен­ни­ка для ис­по­ве­ди.

Обратите внимание

Ко­гда свя­щен­ник окон­чил ис­по­ведь и при­ча­стил бла­жен­но­го Ан­дрея Свя­тых Та­ин, по­движ­ник на­чал скло­нять­ся как бы ко сну и, по­до­звав к се­бе Иоан­на Иа­ко­вле­ва, ска­зал: «Брат, при­шло вре­мя раз­лу­че­ния ду­ши с те­лом: при­го­товь все нуж­ное для мо­е­го по­гре­бе­ния».

С глу­бо­кой скор­бью за­жег Иоанн лам­па­ду пе­ред об­ра­зом и по­ку­рил в ком­на­те фимиа­мом. Ви­дя, что бла­жен­ный на­чал кон­чать­ся, он со сле­за­ми по­це­ло­вал ру­ку уми­ра­ю­ще­го и нена­дол­го вы­шел из ком­на­ты. Воз­вра­тив­шись сно­ва, он на­шел бла­жен­но­го Ан­дрея уже умер­шим и ком­на­ту – на­пол­нен­ной бла­го­уха­ни­ем.

Кон­чи­на бла­жен­но­го Ан­дрея по­сле­до­ва­ла 10 ок­тяб­ря 1673 г. Весть о ней ско­ро раз­нес­лась по окрест­ным го­ро­дам и се­ле­ни­ям, и мно­же­ство на­ро­да со­бра­лось ко гро­бу по­движ­ни­ка. Все уви­де­ли яс­ное, спо­кой­ное ли­цо бла­жен­но­го, по­ня­ли дей­ствие на нем Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти и про­сла­ви­ли Бо­га.

Мно­гие вспом­ни­ли то­гда чу­дес­ные яв­ле­ния им бла­жен­но­го Ан­дрея, по­лу­чен­ные ис­це­ле­ния по его мо­лит­вам, вспом­ни­ли ска­зан­ные им сло­ва, на ко­то­рые преж­де не об­ра­ща­ли вни­ма­ние и ко­то­рые сбы­лись в свое вре­мя.

Вспом­нив все это, знав­шие бла­жен­но­го убе­ди­лись, что сре­ди них жил угод­ник Бо­жий, ис­тин­ный че­ло­век Бо­жий, и с ве­ли­ким по­че­том по­хо­ро­ни­ли его те­ло под ко­ло­коль­ней Вос­кре­сен­ской церк­ви.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны бла­жен­но­го Ан­дрея Гос­подь про­сла­вил его да­ром чу­до­тво­ре­ний. Ме­сто по­гре­бе­ния его сде­ла­лось ис­точ­ни­ком ис­це­ле­ний, и мно­го боль­ных при­хо­ди­ло ту­да за по­мо­щью. Боль­ные бра­ли зем­лю с мо­ги­лы бла­жен­но­го, и зем­ля эта по мо­лит­вам его воз­вра­ща­ла им здо­ро­вье.

Жи­те­ли го­ро­да Тоть­мы ви­де­ли эти чу­де­са, и сре­ди них с каж­дым го­дом рос­ло глу­бо­кое бла­го­го­ве­ние к па­мя­ти по­чив­ше­го свя­то­го. Это по­бу­ди­ло их про­сить о по­строй­ки церк­ви над гро­бом бла­жен­но­го. 20 ок­тяб­ря 1707 г. ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко­устюж­ский Иосиф дал на это раз­ре­ше­ние, и цер­ковь бы­ла по­стро­е­на.

Так как бла­жен­ный Ан­дрей не был при­чис­лен то­гда к ли­ку свя­тых, то цер­ковь бы­ла по­стро­е­на не во имя его, а во имя его Ан­ге­ла, свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та (па­мять 19 ав­гу­ста/1 сен­тяб­ря).

Важно

В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи бла­жен­но­го Ан­дрея по­чи­ва­ют под спу­дом в ка­мен­ной Успен­ской церк­ви го­ро­да Тотьмы, у ле­во­го кли­ро­са. Па­мять бла­жен­но­го чтит­ся мест­но.

Из по­смерт­ных чу­дес бла­жен­но­го Ан­дрея рас­ска­жем лишь неко­то­рые.

Жи­тель Тотьмы Си­ме­он Бо­ло­нин пол­го­да был бо­лен; во вре­мя бо­лез­ни у него от­ня­лась но­га и он был не в си­лах хо­дить. Ча­сто мо­лил­ся Си­ме­он бла­жен­но­му Ан­дрею, про­ся по­мо­щи, и вот раз он ви­дит во сне, буд­то он в церк­ви и мо­лит­ся бла­жен­но­му око­ло его гро­ба, а на гро­бе сто­ит ча­ша, пол­ная зем­ли.

Вдруг из гро­ба по­слы­шал­ся го­лос: «Си­ме­он, возь­ми из ча­ши обе­и­ми ру­ка­ми и пе­ре­сы­пай с ру­ки на ру­ку». Ко­гда боль­ной ис­пол­нил это, то зем­ля в его ру­ках сде­ла­лась му­кою, и он стал про­сить бла­жен­но­го Ан­дрея об ис­це­ле­нии.

Проснув­шись, Си­ме­он по­чув­ство­вал неко­то­рое об­лег­че­ние от бо­лез­ни и мог прид­ти в цер­ковь ко гро­бу чу­до­твор­ца, где и по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние.

Кре­стьян­ка То­тем­ско­го уез­да Пе­ла­гия Пу­до­ва дол­го стра­да­ла ли­хо­рад­кой.

Од­на­жды ве­че­ром явил­ся ей бла­жен­ный Ан­дрей, по­до­шел к ее по­сте­ли и ска­зал: «Обе­щай­ся схо­дить к бла­жен­но­му Ан­дрею, что на Тотьме, у Вос­кре­се­ния Хрис­то­ва, близ ре­ки Су­хо­ны; при­ло­жись ко гро­бу его и бу­дешь здо­ро­ва».

Об­ра­до­ван­ная жен­щи­на со сле­за­ми на­ча­ла мо­лить­ся свя­то­му, по­чув­ство­ва­ла се­бя здо­ро­вой, но по­за­бы­ла свое обе­ща­ние. Через два дня она опять сде­ла­лась боль­ной ху­же преж­не­го и сно­ва во сне явил­ся ей бла­жен­ный Ан­дрей, на этот раз с Еван­ге­ли­ем в ру­ках.

«Что же ты не при­шла по­мо­лить­ся бла­жен­но­му?» – ска­зал свя­той. «Свят­че Бо­жий, про­сти ме­ня, греш­ную», – от­ве­ти­ла кре­стьян­ка, вспом­нив свое обе­ща­ние. Свя­той дал ей при­ло­жить­ся к Еван­ге­лию, взял ее за ру­ку и под­нял с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вой.

Бла­жен­ный Ан­дрей со­хра­нил скот кре­стья­ни­на То­тем­ско­го уез­да Ма­кисма Руч­ко­ва.

Совет

Во вре­мя скот­ско­го па­де­жа, сви­реп­ство­вав­ше­го в этой де­ревне, свя­той явил­ся это­му кре­стья­ни­ну и ска­зал: «Раб Бо­жий, по­мо­лись бла­жен­но­му Ан­дрею То­тем­ско­му и скот бу­дет цел».

Об­ра­до­ван­ный кре­стья­нин ис­пол­нил при­ка­за­ние свя­то­го, и скот его дей­стви­тель­но не по­стра­дал.

Так про­сла­вил Гос­подь Сво­е­го сми­рен­но­го угод­ни­ка.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-andrej-totemskij

* Блаженный Андрей Тотемский *

*

Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый Тотьма, Свято-Успенская церковь мозаичная икона на стене церквиисточник:Клуб туризма “Радуга”

*

Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый
Блаженный Андрей Тотемский
Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский

(1673 г.) Блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого (1673).

Ὁ Ἅγιος Ἀνδρέας ὁ διὰ Χριστὸν Σαλός ἐκ Τότμα (Ρῶσος)

*

память 10 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых

*

Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами (фрагмент). Фёдор Никоновский. Икона. Россия. Около 1790 г. 143 х 60. Из села Голоустного на Байкале. С 1974 г. в Иркутском областном художественном музее.
Читайте также:  Апостол и евангелист марк

*

Святой Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Родился в 1638 г. в благочестивой крестьянской семье Усть-Толщемского прихода (в 50 верстах от г. Тотьмы). С юных лет святым овладела мысль служить одному Богу, поэтому, оставив мир, он ушел в Галичский Воскресенский монастырь, где принял на себя подвиг юродства. Избегая славы человеческой, блаженный Андрей удалился из монастыря в г. Тотьму, где продолжил свои великие подвиги. Ночи святой проводил в молитве, а днем как юродивый бегал по городу, собирая милостыню. Одеждой блаженного было разодранное рубище, а обуви он никогда не носил. Много насмешек, оскорблений и побоев пришлось испытать святому, но он все терпел, постоянно думая только о Боге и ни во что вменяя все горести и скорби своей многотрудной жизни.      В награду за свои подвиги святой получил от Господа великую силу чудотворений и исцеления болезней. Однажды старшина сибирских инородцев, страдавший болезнью глаз, потер глаза снегом, на котором стоял босой блаженный Андрей, и получил исцеление.      Десять лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради и мирно скончался 10 октября 1673 г. У гроба святого совершалось много чудес. Больные брали землю с его могилы, и эта земля по молитвам св. Андрея возвращала им здоровье. 20 октября 1707 г. над гробом блаженного Андрея была построена церковь в честь его небесного покровителя — св. мученика Андрея Стратилата. *

==============

Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

 ==============
Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый

память 10 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых

Андрей Тотемский (июнь 1638, с. Усть-Толшемское тотемского у. (ныне с. Красное) – 10 окт. 1673, Тотьма), Христа ради юрод. Житие  Андрея Тотемского было составлено, видимо, в 1-й трети XVIII в. (самый ранний из известных списков – РНБ. Колоб. № 189. Л. 1-8об., 40-е гг. XVIII в.). (Указание Н. П. Барсукова и А. Н. Власова на то, что житиеАндрея Тотемского написано в 1745 г.

ивановским игум. Иосифом, основано на неверном истолковании слов П. М. Строева о том, что один из списков жития написан (т. е. переписан) этим игуменом.) Известно нескольких списков жития нач. XIX в.: Вологодский областной краеведческий музей. № 4364; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 1225,- эти списки содержат также чудеса, тропарь, кондак и молитву святому.

Андрея Тотемского родился в крестьянской семье. После смерти родителей, вдохновленный евангельской проповедью, ушел из дома и отправился в солигаличский в честь Воскресения Господня монастырь, где вскоре получил благословение от игум. Стефана на подвиг безмолствования и юродства. Некоторое время Андрей Тотемский странствовал по святым местам, затем вернулся в Солигалич.

После смерти своего наставника игум. Стефана Андрей Тотемский ушел в Тотьму и жил при ц. Воскресения Христова, избегая славы от людей. Однажды зимойАндрей Тотемский пошел в родное село на праздник св. архидиак. Стефана (27 дек.). По дороге ему встретились сибирские инородцы, кочевавшие по р. Сухоне.

Увидев человека, в сильный мороз одетого в рубище и босого, они поняли, что встретились с юродивым, о чудесах которого слышали. Предводитель кочевников Ажбакай (в крещении Авраамий) попросил Андрея Тотемского исцелить его от болезни глаз, обещая хорошо заплатить. Святой убежал, Ажбакай потер глаза снегом, на котором стоял Андрей Тотемскийи и почувствовал, что болезнь прошла.

Другое чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал Андрея Тотемского в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресв.

Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая впоследсвии находилась в местном ряду иконостаса Воскресенской церкви, о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в. Андрей Тотемский умер в возрасте 35 лет, пребыв в юродстве 10 лет, и был погребен под колокольней Воскресенской церкви. В повествовании об основании Троицкой Дедовской пустыни, приводимом еп.

Обратите внимание

Амвросием (Орнатским), говорится о том, что перед смертью Андрей Тотемский предсказал создание Дедовской пустыни пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву. Место погребения Андрея Тотемского почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из которых датировано 20 декабря 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп.

Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом Андрея Тотемского. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата – святого, тезоименного  Андрея Тотемского, и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского, относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в.

мощи  Андрея Тотемского почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная библиотека им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея). Изображение  Андрея Тотемского.

было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского, находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском монастыре. Местная канонизация  Андрея Тотемского подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т.

В службе Собора Вологодских святых  Андрей Тотемский упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени. Источники: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского // Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-ХХ вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464.

http://iconsv.ru/

* ===========================

Тропарь блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Тотемскому

Тропарь, глас 4:

     Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее, в посте и бдении пребывая, тягость зноя летняго понесл еси, и мразы зимния терпя, темже и ныне, приходящим с верою к тебе, исцеление неоскудно подаеши, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

     Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание

     Ублажаем тя, святый праведный Андрее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. * ================================

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_1404.html

Блаженный Андрей Тотемский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Октябрь 22nd 2010 –

Святой преподобный Андрей Тотемский, Христа ради Юродивый Тотьма, Свято-Успенская церковь мозаичная икона на стене церкви

источник:Клуб туризма «Радуга»

Память 10/23 октября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых

Святой праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приходе Устье-Толшемском, расположенном в 50 верстах от города Тотьмы.

До десятилетнего возраста он воспитывался в доме своих родителей — крестьян.

В период царствования Михаила Фёдоровича, когда народ только ещё начинал поправляться после бедствия и разорения от самозванцев, воспитание детей проходило в среде простого народа, так как ни учителей, ни училищ ещё не было.

Всё тогдашнее образование ограничивалось изучением азбуки, часослова и псалтири, умением написать своё имя и приложить руку, но и оно было долей только не многих счастливцев, сыновей богатых родителей, а небогатые родители Андрея не могли дать ему и этого.

Набожные, но мало понимавшие сущность православной веры они учили сына только бояться Бога, класть поклоны перед святыми иконами, соблюдать посты и ходить по праздникам в церковь.

Мальчик, с большим вниманием слушал в церкви чтение и пение. Скоро он приобрёл понимание о Боге, и его сердце возгорелось истинной любовью к Нему.

Где бы он ни находился, чтобы ни делал мысль об угождении Богу, глубоко запавшая в душу отрока, не оставляла его никогда.

Тайно оставив дом своих родителей, он ушёл в пустые места, не думая о том, чем будет питаться, и, радуясь тому, что предался молитве и богомыслию.

Важно

Когда блаженный отрок, по окончании своих пустынных подвигов, возвратился домой, он уже не застал своих родителей в живых.

Совершенно свободный, ни от кого не зависимый и никем не сдерживаемый, он решил навсегда оставить родину и отправиться в Галич, где тогда располагался Воскресенский монастырь.

Придя в обитель, он поселился у одного инока, никому не открывал своего происхождения и постоянно пребывал в посте и молитве. Благочестивый старец долго присматривался к жизни своего юного послушника и, убедившись в его нелицемерном смирении, сказал блаженному Стефану Галичскому, о том, что юноша способен к иноческой жизни и достоин принятия в число монастырской братии.

Казалось, что для отрока, искавшего спасения души, ничего не могло быть лучше, как пребывание в обители, вдали от соблазнов мира и приучение с юных лет к иноческим подвигам под руководством опытного наставника. Но блаженный Стефан, благословил его безмолвствовать и дал ему совет принять на себя иго юродства Христа ради. Послушный юноша последовал совету настоятеля и стал юродом.

Как бы лишённый рассудка, он зимой и летом ходил босой, в ветхой и разодранной одежде, которая едва прикрывала его тело, пищей его были только хлеб и вода и то в таком малом количестве, чтобы только быть живым и не умереть с голода.

Каждый год он обходил окрестные города и обители для поклонения святыне и опять возвращался в Воскресенский монастырь, но где бы он ни находился, в монастыре или в пути в сердце и на устах его была непрестанная молитва.

Игумен Стефан часто наедине беседовал с ним, наставляя и укрепляя его в трудном подвиге юродства, он убеждал его с любовью и терпением переносить случавшиеся скорби и обиды.

После преставления игумена Стефана, Андрей оставил Галич и, перешёл в город Тотьму, поселился на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь он служил Господу, продолжая свой подвиг юродства.

Совет

Днём он ходил и бегал по городу то там, то здесь как юродивый, а ночи проводил в молитве; если добрые люди давали ему милостыню как странному и нищему, то он тайно раздавал её другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды.

Идя прискорбным путём, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что ещё при жизни многим являлся во сне и подавал исцеления больным.

Предвидя близость своей кончины, блаженный в последний день своей жизни призвал пономаря Воскресенской церкви Иоанна Яковлева, которого любил и сделал ему некоторые тайные поручения и наставления относительно спасения его души. Потом он усердно и долго молился о царствующем граде, о граде Тотьме, обо всём мире и просил у всех себе прощения, а пономарь, упав ему в ноги, просил у него прощения себе.

Простившись со всеми и благословив своего друга, блаженный Андрей просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его святым Тайнами, причастившись, начал склоняться как бы во сне, но тотчас же воспрянул и, подозвав к себе Иоанна, просил приготовить всё необходимое для его погребения. Иоанн вышел ненадолго, а когда вернулся, то нашёл его умершим с крестообразно сложенными на груди руками, а комнату наполненною благоуханием.

Весть о кончине блаженного Андрея в тот же день разнеслась по всему городу и ближайшим к нему соседям, на другой день собралось всё духовенство с великим множеством народа.

Тогда многие рассказывали о чудесных явлениях им блаженного во сне, о полученных от него исцелениях, вспоминали слышанные ими наставления и слова юродивого, которые он говорил как бы не с ума, но которые сбылись в своё время.

С великой честью и слезами погребли тело блаженного у церкви Воскресения Христова под колокольней, как он сам завещал.

Десять лет блаженный Андрей шёл трудным и прискорбным путём самопроизвольного мученичества, путём юродства. Блаженная кончина его последовала 10 Октября 1673 года, тезоименитство его было 19 Августа, а всего жития 35 лет и 4 месяца.

Благодать Божья, обнаружившаяся в блаженном Андрее ещё при жизни, не переставала действовать и от его гроба.

После погребения блаженного под колокольней Воскресенской церкви открылся источник исцелений, даже земля, принесённая с его могилы, прогоняла болезни и возвращала здоровье, вследствие чего с каждым годом возрастало в народе благоговение к памяти блаженного Андрея.

Это побудило прихожан Воскресенской церкви построить над его гробом (через 34 года после кончины блаженного) вместо колокольни церковь.

Обратите внимание

Так как чудеса и мощи блаженного Андрея не были освидетельствованы высшей церковной властью, и он не был причислен к лику святых, церковь хотели поставить если не в его имя, то хотя бы в честь ангела его мученика Андрея Стратилата. По их прошению архиепископ великоустюжский и тотемский Иосиф дал 20 Октября 1707 года благословенную грамоту и приказал построить церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата над гробом трудника Христова Андрея юродивого. Память его совершается 10 Октября, в день его преставления.

Читайте также:  Архангельский собор московского кремля, россия, город москва, кремль

Из чудес, во множестве совершавшихся по преставлении святого, современниками записаны и дошли до нас следующие.

Тотемский гражданин Симеон Болонин был полгода нездоров, во время болезни отнялась у него нога, поэтому он не мог никуда выходить из дома.

Раз видит во сне, будто он стоит в церкви и молится блаженному Андрею перед его гробом, а на гробе стоит большая чаша, полная земли, и слышит он от гроба голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку», — когда он стал пересыпать в руках землю, она превратилась в муку.

Он припал после того к гробу блаженного Андрея, прося у него исцеления, и затем проснулся, чувствуя облегчение болезни, так что на другой день мог придти к гробу святого, он тотчас же стал совершенно здоровым.

На Вотче крестьянин Кирилл Фёдоров Мальцев три месяца был в расслаблении и не мог поднести руки к устам.

Святой Андрей, явившись ему во сне, подошёл к его постели и сказал: «Кирилл хочешь ли быть здоровым?» Когда Кирилл ответил ему: «охота встать человек Божий», тогда святой Андрей, взяв больного за руку, поднял его и велел сходить приложиться к его гробу. Пробудившись Кирилл нашёл себя совершенно здоровым.

Тотемской окологородной волости, деревни Чернякова крестьянка Анна Петрова, жена Наумова, шесть месяцев была в столь сильном расслаблении, что лежала как мёртвая, не имея силы пошевелить ни руками, ни ногами, ни глазами повести, ни принять пищи и питья, никого из семьи она не узнавала. Семья её стала молиться о ней блаженному Андрею и принесли от гроба его земли, положили в воду и влили ей в уста. Через час после того Анна лежала как мёртвая, потом поднялась и села на своей постели, прославляя блаженного, с того времени она стала совершенно здоровой.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/blazhennye-zhitie-svyatyx/blazhennyj-andrej-totemskij.html

Блаженый Андрей Тотемский

Святой праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приходе Устье-Тотемском, находившемся верстах в 50 от города Тотьмы. До десятилетнего возраста он воспитывался в доме своих родителей-крестьян.Недалеко от их селения находилась приходская церковь, и родители Андрея посылали его к богослужению во все воскресные и праздничные дни.

Даровитый мальчик скоро приобрел достаточное понятие о Боге, и его непорочное детское сердце возгорелось любовью к Нему. Услышав в церкви, что нельзя служить Богу и миру, блаженный отрок возненавидел мир и из любви к Богу решился отказаться от ласк отца и матери и пожертвовал своей любовью к ним.

С этой целью, тайно оставив дом своих родителей, он ушел в пустые места, не думая много о том, как и чем будет питаться. В тишине уединения со всем жаром юного сердца он предался молитве и богомолию.Когда блаженный отрок по окончании своих пустынных подвигов возвратился домой, он уже не застал своих родителей в живых.

Важно

Он решился навсегда оставить родину и отправиться в Галич, наслышавшись о богоугодной жизни иноков тамошнего Воскресенского монастыря, Прибыв в обитель, он поселился у одного инока, никому не открывая своего происхождения и постоянно пребывая в посте и молитве.

Игумен монастыря блаженный Стефан Галичский, часто беседуя с молодым послушником, дал ему совет принять на себя иго юродства Христа ради. Послушный юноша последовал совету настоятеля и сделался юродом. Как бы лишенный рассудка, он зимой и летом стал ходить босой, в одежде ветхой и раздранной, питаясь только хлебом и водой.

Каждый год он обходил окрестные города и обители для поклонения святыне и опять возвращаясь в Воскресенский монастырь. И где бы он ни находился, в сердце и на устах его была непрестанная молитва и сладчайшее имя Иисусово. Игумен Стефан часто наедине беседовал с ним, наставляя и укрепляя его в трудном подвиге юродства.

Он убеждал его с любовью и терпением переносить случавшиеся скорби и обиды.По преставлении игумена Стефана, когда Андрея уже ничто не привязывало к монастырю, он оставил Галич и придя в Тотьму поселился на берегу Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь не знаемый никем, он тайно служил Господу, продолжая свой подвиг юродства.

Днем он ходил по городу как юродивый, а ночи проводил в молитве. Если добрые люди давали ему милостыню, то он тайно раздавал ее другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды, блаженный Андрей благодушно терпел мороз и перемены погоды.

Идя таким тесным, прискорбным путем, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что еще при жизни обнаружил в себе благодать Божию, многим являлся во сне и подавал исцеления больным.И не напрасны были подвиги блаженного Андрея. В награду за них он получил от Господа обильные дары духовные.

Уже при жизни своей святой проявил великую силу чудотворений, и многие больные получили исцеление по его молитвам.Шел раз блаженный Андрей на праздник святого архидиакона Стефана (27 декабря) в свое родное село Усть-Толшемское. Стоял декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженном была, по обыкновению, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу.

Сибирские инородцы, кочевавшие в то время на реке Сухоне, встретили его на дороге и, видя босого, полуодетого человека, стоявшего по колена в снегу, догадались, что это блаженный Андрей. По слуху знали они о том, что в Тотьме есть угодник Божий, слыхали о его подвигах, о чудесах, через него совершавшихся, и потому узнали блаженного.

Совет

Их старшина Ажбакай, во святом крещении названный Авраамием, страдал в это время глазами и, зная о чудесах блаженного Андрея, начал просить его о своем исцелении. В награду за исцеление Ажбакай обещал много денег. Но блаженный ничего не взял и побежал, не ответив ни слова на его просьбу. Тогда старшина инородцев потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление.

Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к блаженному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым.

На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так заспорив однажды, беспрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свайкою.

Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого маль¬чика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер.10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами.

Как необыкновенна была жизнь блаженного Андрея, исполненная трудов и лишений, оскорблений и поруганий, так необыкновенна была и блаженная кончина его—безболезненная и мирная.

Предвидя близость ее, блаженный в последний день своей жизни призвал пономаря Воскресенской церкви Иоанна Яковлева, которого любил и удостаивал своей дружбы, и сделал ему некоторые тайные поручения и наставления относительно спасения его души.

Затем усердно и долго молился о царствующем граде, о граде Тотьме и о всем мире и просил у всех себе прощения, а пономарь, упав ему в ноги, просил у него прощения себе.Простившись со всеми и благословив своего друга, блаженный Андрей просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святых Тайн.

Причастившись, он начал склоняться как бы ко сну, но тотчас же воспрянул и, подозвав к себе Иоанна, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом, приготовь все нужное для моего погребения».Иоанн со слезами зажег свечу пред образом и покурил в комнате фимиамом, а блаженный Андрей, оградив себя крестным знамением, начал кончаться.

Тогда Иоанн, не зная, что ему делать, поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Когда же возвратился то нашел его умершим с крестообразно сложенными на груди руками, а комнату, наполненную благоуханием.Весть о кончине блаженного Андрея в тот же день разнеслась по всему городу и ближайшим к нему селениям.

На другой день собралось все духовенство со множеством народа и все, видя лицо блаженного светлым и спокойным, пришли в умиление и прославили Бога. С великой честью и слезами погребли тело блаженного у церкви Воскресения Христова под колокольней, как он сам завещал.Блаженная кончина его последовала 10 октября 1673 года, тезоименитство его было 19 августа.

Благодать Божия, обнаружившаяся в блаженном Андрее еще при жизни, не переставала действовать и от его гроба. После погребения блаженного под колокольней Воскресенской церкви открылся как бы источник исцелений, даже земля, принесенная с его могилы, прогоняла болезни и возвращала здоровье.

Это побудило прихожан Воскресенской церкви построить (чрез 34 года по кончине блаженного) вместо колокольни церковь над его гробом в честь ангела его—Андрея Стратилата.

Обратите внимание

По их прошению, архиепископ Великоустюжский и Тотемский Иосиф дал 20 октября 1707 года благословенную грамоту и приказал построить церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата над гробом труженика Христова Андрея юродивого. Память его совершается 10 октября в день его преставления.Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые.

Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку».

Когда больной исполнил это, то земля в его ру¬ках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление.Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой.

Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и под¬нял с постели совершенно здоровой.Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его, действительно, не пострадал.Так прославил Господь Своего смиренного угодника.Блаженный Андрей Тотемский родился в 1863 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради.Блаженный поселился в городе Тотьме, на берегу реки Сухоны, у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой, и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он все раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений.Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел.

Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Тайн и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления.

Тропарь
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Мария ПронинаАвтор-составитель01.08.2011

Источник: https://blagovest.cofe.ru/Svyatyie-Blazhennyie/Blazhenyiy-Andrey-Totemskiy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector