Богородице-рождественский собор, россия, владимирская область, город суздаль, улица кремлевская, суздальский кремль

Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль

Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы.

Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса.

Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором.

Обратите внимание

Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.

Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов.

Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г.

Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами.

Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.

Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой.

Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой.

Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах. Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».

Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.

Важно

Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям.

Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее.

Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари. В 1635 – 1636 гг.

Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора.

По поводу этого возобновления живописи в соборе царь Михаил Феодорович святителю Серапиону писал: «ты богомолецъ нашъ въ писать вновь стеннымъ иконнымъ писмомъ, и во алтаре, и въ верху въ небе, и въ пяти главахъ, и въ папертехъ, и летопись на наше государское имя устроилъ; и мы тебя богомольца за это похваляемъ, что ты учинилъ добро, радея о церковномъ благолепии». Пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора, Суздальских чудотворцев и сделал «со многоразличнымъ тщаниемъ надъ ихъ мощами стенное надписание». Над св. мощами святителя Феодора написано: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суздальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору»; а над мощами святителя Иоанна: «Лета 6882, октября въ 15 день сей святитель Иоаннъ преставися и почи зде». Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным. Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.

Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом.

Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в.

без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды.

Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.

Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.

В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов. В 1815 г.

усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г.  Митрополит Илларион (1682-1708 гг.

) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.

Совет

Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление.

Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален.

Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок.

Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.

По распоряжению митр. Илариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главахъ, кресты на главахъ обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белымъ железомъ.

У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотомъ; на однехъ праздники, а на другихъ чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний видъ собора: В церквт писано стеннымъ письмомъ.

Въ церкви жъ двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебромъ чеканнымъ, по местамъ золочены, росписаны священными картинами изъ истории страданий Спасителя и изъ жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями; изъ нихъ обращаетъ на себя внимание икона препод.

Обратите внимание

Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго въ Предтеченской приходской церкви». Въ описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по немъ красками разными, надъ нимъ шатеръ деревянной писанъ красками жъ, на немъ крестъ железный; место Государское каменное покрыто сукномъ червчатымъ».

Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ». Собор, устроенный митр.

Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Иларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многихъ первопрестольныхъ архиерейскихъ соборныхъ церквей красотою и благолепиемъ преизобиловати видится».

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном. Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав – сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.

Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) – первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви. Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя. В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора.

Читайте также:  Белогорский воскресенский монастырь, россия, воронежская область, подгоренский район, село белогорье, хутор кирпичи

Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г.

им был получен следующий ответ: Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.

В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.

Источник: http://posmotrim.by/article/roghdestvenskiy-sobor.html

Суздальский кремль, Суздаль: фото, достопримечательности, история

Суздальский кремль – сердцевина древнего города, его колыбель и точка отсчета истории Суздаля.

Он хранит за мощными стенами память о важных событиях в истории России, множество тайн и загадок, над разгадками которых трудится не одно поколение историков.

Художественно-историческая ценность кремлевского ансамбля в Суздале признана культурным наследием России и ЮНЕСКО. Центральная Кремлевская улица, словно «машина времени», открывает туристу путь в тысячелетнее прошлое Руси.

Экскурс в историю Суздальского кремля

На возвышенности в излучине реки Камянки, где сегодня во всей красе предстает музейный комплекс «Суздальский Кремль», зарождался в Х столетии город Суздаль.

По описанию из летописей, на стыке XI-XII веков здесь возвели крепостные земляные валы с возвышающимся на них высоким бревенчатым ограждением, завершенным частоколом заостренных деревянных колов.

По периметру крепостной стены находились башни и трое ворот.

Важно

Старинные картинки изображают крепостные стены, окруженные рвами с водой с трех сторон – юга, запада и востока. Вместе с рекой, защищавшей с севера, они преграждали путь врагам. С XIII по XVII столетия за крепостной стеной выросли: собор, здания для резиденций князя и епископа, строения для княжеской дружины и челяди, несколько церквей, колокольня и много хозяйственных построек.

Пожаром 1719 года были уничтожены все деревянные строения кремля, вплоть до крепостных стен. Сбереглись памятники русского зодчества, возведенные из камня, которые сегодня предстают перед современниками во всей красе. Вид сверху Суздальского кремля как на ладони представляет все свои достопримечательности, изумительно вписавшиеся в окружающий ландшафт.

Рождественский собор

Собор Рождества Богородицы, датируемый 1225 годом – древнейшее каменное сооружение на кремлевской территории. Он возведен на фундаменте разрушившегося шестистолпного одноглавого каменного храма, построенного при Владимире Мономахе на исходе XI столетия. Внук Юрия Долгорукого – князь Георгий Всеволодович выстроил каменный пятикупольный храм, посвященный Рождеству Богородицы.

Синие как небеса луковичные главки собора усеяны золотыми звездами. На протяжении веков вид фасада изменялся. Нижняя часть собора, украшенная каменной резьбой, высеченными из камня львиными головами, женскими масками на порталах и вычурными орнаментами сохранилась с XIII века. За аркатурным поясом видна кирпичная кладка XVI столетия.

Фото внутри собора поражают фресками, сохранившимися с XIII века на стенах, вязью растительных орнаментов на дверных проемах, искусной утварью, золотистым ажурным иконостасом с иконами святых.

Южные и западные «златые врата» – настоящее сокровище.

Они обшиты червлеными медными листами с искусными узорами, золочеными росписями, изображающими сцены из Евангелия и сюжеты с деяниями архангела Михаила, покровительствующего княжеским военным походам.

Врата открываются древними массивными ручками в виде колец, вставленными в пастях львиных голов, представляющими историко-художественную ценность.

Рождественский собор интересен некрополем известных личностей Древней Руси – сыновей Юрия Долгорукого, архиереев, князей из династии Шуйских и высокопоставленных бояр.

Соборная колокольня

К Рождественскому собору относится восьмигранная колокольня, завершенная внушительным шатром. Выстроенная из камня в 1635 году звонница долгое время оставалась высочайшим строением города.

Верх восьмигранника привлекает внимание формой арок звона и курантами XVII века.

К концу столетия внутри колокольни обустроили церковь, соединенную галереей и переходами с помещениями епископских покоев.

Сегодня внутри средневековой звонницы представляется возможность увидеть единственную в стране деревянную Иорданскую сень XVII столетия.

Деревянная Никольская церковь

Прекрасно вписался в комплекс Суздальского кремля Никольский деревянный храм 18 века, выстроенный по типу сельской избы и перенесенный из селения Глотово Юрьев-Польского района.

Необычайная церковная конструкция, возведенная из бревен без единого гвоздя, вызывает интерес туристов.

Совет

Фотографии демонстрируют ее стройный облик – четкую пропорциональность срубов, тщательно тесанную остроконечную кровлю и ажурную деревянную луковичку, увенчанную крестом. Церковь с трех сторон опоясывает открытая галерея.

Уникальный образец русского зодчества установлен на площади Архиерейского двора, где прежде стояла деревянная Всехсвятская церковь, сгоревшая от пожара в 18 веке. Сегодня Никольский храм является экспонатом суздальского музея деревянного зодчества. Ее наружный осмотр входит в программу экскурсии по кремлевским достопримечательностям.

Летняя Никольская церковь

Вблизи Никольских ворот, выходящих к реке Каменке, в первой половине XVII века построили летний храм в честь Николая Чудотворца. Одноглавая святыня кубовидной формы завершена шлемовидной главкой с крестом. По нижней части куба углы отделаны полуколонками. В храм ведет триада арок, завершенных фронтонами. Второй четверик отделан шашками продолговатой формы.

От него возвышается восьмигранная колокольня с пилястрами по углам и тремя рядами декоративных углублений фасада – полукруглых и восьмигранных. За ними видны арки колокольни, окруженной поверху карнизом, декорированным поясом бледно-зеленых изразцов. Завершением колокольни служит оригинально вогнутый шатер с круглыми оконцами.

Такую форму шатра суздальские мастера называли дудкой.

Христорождественский храм

Зимняя Христорождественская церковь располагается на восточной стороне Суздальского кремля рядом с Никольской церковью, завершая традиционный для православия комплекс из двух сезонных храмов. Христорождественский храм построили в 1775 году из кирпича. Он представляет собой основное строение с пристроенной пятигранной апсидой, трапезной и притвором.

Покрытием главного храма и трапезной стала двускатная крыша. Ее завершением стал резбленный барабан, увенчанный луковичкой с крестом. Церковные фасады выделяются искусным декором пилястр, карнизов и фризов. Арочные окна украшены декоративными каменными наличниками, а на фронтоне притвора привлекает внимание старинная роспись о рождении Христа.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Успенская церковь XVII века находится возле северных кремлевских ворот, ранее называвшимися Ильинскими. Она возводилась суздальскими князьями на месте сгоревшего деревянного храма двумя этапами, что отразилось на архитектуре.

Нижняя часть представляет четверик с характерными для XVII века оконными наличниками. Верхняя часть – восьмерик, с наличниками на окнах в форме спиралевидных завитков с кружком по центру. Такой декор присущ петровской эпохе – первой половине 18 столетия.

Храм завершает уникальный двухъярусный барабан с объемным куполом зеленого цвета, увенчанным миниатюрной главкой с крестом. Церковные фасады выделяются ярким красным цветом, оттеняемым белыми пилястрами и наличниками, что придает ему праздничный нарядный вид.

Рядом находится восстановленная шатровая колокольня. Глядя, как выглядит архитектурный ансамбль Церкви Успения Пресвятой Богородицы, находим черты стиля Московского барокко, несвойственного Суздалю.

Внутреннее помещение представляет интерес восстановленным пятиярусным иконостасом с современными росписями.

С 2015 года здесь хранятся мощи святого Арсения Суздальского, помогающие исцелению детских болезней.

Архиерейские палаты

Западная сторона Суздальского кремля занята Архиерейским двором с жилыми и подсобными строениями XVII столетия, объединенными крытыми галереями, сетью переходов и потайных лестниц.

Наибольший интерес представляет Крестовая палата, предназначавшаяся в старину для приема высокопоставленных гостей. Ее стены увешаны портретами царей и высшего духовенства. Восхищают искусно выполненные архиерейский трон, изразцовые печи, церковную мебель и утварь.

Чтобы попасть в Крестовые палаты, можно воспользоваться парадным входом, находящимся возле западного портала Рождественского собора.

Обратите внимание

Сегодня в 9 залах Архиерейских палат представлены экспонаты истории Суздаля, размещенные по хронологии от XII века до наших дней. На экскурсии увлекательно рассказывают о том, кто жил в Суздале и кремле.

На Архиерейском дворе притягивает взгляд строение Благовещенской церкви с трапезной, воссозданное в облике XVI столетия.

В храме можно увидеть 56 редких икон XV–XVII столетий и узнать захватывающие истории Владимиро-Суздальских монастырей.

Интересные факты про Суздальский кремль

  • Местность, где возводились постройки кремля, впервые упоминается в летописных источниках, датируемых 1024 годом.
  • Земляные кремлевские валы устояли со времен Владимира Мономаха из-за использования «городни», представляющей внутреннюю конструкцию из дерева, обработанную глиной со всех сторон.
  • Помещение зала в Крестовой палате для приемов гостей высотой 9 метров и площадью более 300 квадратных метров построено без единого столба.
  • На циферблате курантов соборной колокольни нет цифр, а нанесены буквицы по старославянской традиции за исключением буквы «Б», олицетворяющей Бога.
  • Звоном курантов оглашается округа через каждые четверть часа. За работой часов следили работники, именуемые часоводцами.
  • По куполу Рождественского собора рассыпано 365 золотых звезд, символизирующих дни в году.
  • Строительство ансамбля Архиерейских палат продолжалось 5 столетий.
  • Кремлевские исторические объекты стали в 2008 году декорациями для съемки режиссером Лунгиным фильма «Царь».
  • Никольскую деревянную церковь выбрали для съемок эпизода венчания при экранизации повести Пушкина «Метель».

Информация для туристов

Часы работы Суздальского кремля:

  • Открыт с понедельника по пятницу с 9:00 до 19:00, в субботу до 20:00, во вторник и последнюю пятницу месяца закрыт для посещений.
  • Осмотр музейных экспозиций проводится: понедельник, среда – пятница, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в субботний день продолжен до 19:00.

Стоимость посещения музейных экспозиций по Единому билету – 350 рублей, для учащихся, студентов и пенсионеров – 200 рублей. Билеты на прогулку по Суздальскому кремлю стоят 50 рублей для взрослых и для детей – 30 рублей.

Адрес кремля: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская,12.

Источник: https://www.miroworld.ru/suzdalskij-kreml/

Суздальский Кремль — сердце древнего города

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Кремлёвская
Первые упоминания: x век
Протяженность вала: 1400 м.
Координаты: 56°24'58.6″N 40°26'34.7″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Перед туристом, идущим по центральной улице Суздаля — Кремлёвской — белокаменный Кремль открывается во всём своём великолепии. Он сложен из гладкого камня, белоснежного как платье невесты, а его синие купола напоминают девичий кокошник.

Именно на этом месте, где сейчас находится музеефицированный ансамбль «Суздальский Кремль» когда-то, в XII веке, и начинал возводиться Суздаль.

Здесь, в излучине реки Каменки соорудили первые крепостные валы и земляные насыпи, преграждающие путь врагу, построили первый городской собор.

С севера Кремль окружала Каменка, а с востока, юга и запада крепость защищали рвы-канавы, наполненные водой.

Теперь рвы засыпаны землёй, земляные же валы частично уцелели. Некогда на валах возвышались бревенчатые стены, башни и ворота, но все деревянные укрепления сгорели в 1719 году.

Являясь политическим центром города, Суздальский Кремль служил резиденцией князя и епископа и лиц, подчинявшихся им (княжеская дружина и пр.).

В настоящее время в Суздальском Кремле сохранилось несколько церквей и ансамбль архиерейских палат с древним Рождественским собором.

Архитектурный ансамбль Суздальского Кремля

1. Рождественский собор

Собор Рождества Богородицы (1222 — 1225) является композиционным центром Суздальского Кремля и самой древней каменной постройкой города.

Лаврентьевская летопись сообщает, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века. Собор Мономаха представлял собой мощное шестистолпное здание, сложенное из плоского кирпича и увенчанное одной главой.

Фундамент, выстроенный на сваях, уходил в глубину только на 55 — 60 см, что было недостаточно для массивного храма и стало причиной его недолговечности.

В середине XII века князь Юрий Долгорукий, сделавший Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества, решил украсить свой стольный град белокаменными церквями. На месте Мономахова храма Юрий воздвиг из туфа и белого камня новый собор и освятил его во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественский собор

Важно

В 1222 году внук Юрия Долгорукого, Георгий Всеволодович, разобрал обветшавшее здание и отстроил его заново. Внутри стены собора были выложены из плинфы (широкого, плоского кирпича) и облицованы известняковыми плитами.

В 1222 — 1225 годах Рождественский собор украсили великолепной каменной резьбой; сегодня от неё сохранились лишь фрагменты.

Фасад собора, его стены и порталы декорированы резными львами, растительными орнаментами и изображениями женских масок, высеченных в камне.

В 1230–х годах в западном и южном порталах Рождественского собора были установлены «Златые врата», уцелевшие до наших дней.

Читайте также:  Белогорский николаевский монастырь, россия, пермский край, кунгурский район, деревня белая гора

Высокие дверные полотна, выполненные из листов красной меди, расписаны золотом, изображающим евангельские мотивы и деяния ангелов, в особенности архангела Михаила — покровителя князей и их военных предприятий.

Мягко мерцая золотом на бархатисто-чёрном фоне медных пластин, «Златые врата» поражают чудесным узорочьем, в котором гармонично вырисовывается и каждый отдельный сюжет, и каждая изящно написанная фигура.

Архиерейские палаты с трапезной епископской церковью

Ручки «врат» изготовлены в виде львиных масок, держащих в пасти массивные кольца. Та же узорчатость присуща и фресковой росписи собора 1233 года. Фрагменты редчайших фресок XIII века и по сей день покрывают стены храма.

Совет

Они изображают строгие фигуры старцев-аскетов, растительные и геометрические орнаменты.

Рождественский собор был первым городским храмом, предназначенным не только для молитв княжеской семьи, но и рассчитанным на большое число прихожан, поэтому в его убранстве нашли отражение элементы национального русского стиля. В некрополе собора погребены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских, представители известных боярских родов и др.

2-3. Архиерейские палаты с трапезной епископской церковью

В западной части Суздальского Кремля доминирует ансамбль архиерейского двора. Существующие в настоящее время палаты являются частью грандиозного архитектурного комплекса жилых и хозяйственных построек, составляющих в XVII веке епископский дворец.

Соборная колокольня

К древнейшим постройкам архиерейского двора относятся здание первого этажа угольного корпуса палат, сохранившее белокаменную кладку, и трапезная церковь, восстановленная в формах XVI века.

Эта церковь увенчана восьмискатным покрытием с маленькой главкой и окружена арочной галереей и крытым крыльцом с кирпичным шатром.

Парадный вход в палаты, расположенный перед западным порталом Рождественского собора, ведёт в приёмный зал — Крестовую палату.

4. Соборная колокольня

В 1635 году по приказу епископа Серапиона к югу от Рождественского собора воздвигли колокольню. Она представляет собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатром.

В верхней части столпа имелись арки звона, где висели колокола, а в XVII веке были установлены часы. В конце XVII века в колокольне создали церковь, соединив её с покоями епископа с помощью крытой галереи.

В 1967 году на колокольне восстановили куранты, отбивающие каждую минуту, четверть часа и час.

Успенская церковь

Никольская церковь из села Глотово Никольская церковь, построенная в 1766 году в селе Глотово Владимирской области, была перевезена в Суздальский Кремль в 1960 году, на место утраченного храма Всех святых. Подобно русской избе, Никольская церковь срублена топором с применением деревянных гвоздей.

Хорошие пропорции срубов, тёсаные остроконечные кровли и главки, завершённые серебристыми осиновыми «лемехами», придают простой постройке стройность и соразмерность. С трёх сторон храм обнесён открытой галереей.

Возвышаясь на высоком берегу Каменки, в отдалении от кирпичных строений кремля, Никольская церковь гармонично вписывается в окружающий сельский пейзаж.

6. Успенская церковь

При въезде в Кремль с Торговой площади внимание туриста привлекает нарядное, красно-зелёное здание Успенской церкви. В середине XV века на этом месте, в восточной части Кремля располагался княжеский двор великого князя Ивана III, и на этом дворе стояла деревянная Успенская церковь.

Летняя Никольская церковь

Время постройки ныне существующей церкви подлинно неизвестно, но, вероятно, каменный храм был воздвигнут на месте сгоревшего деревянного в 1650 году. Успенская церковь являет собой яркий пример редкого в Суздале стиля «нарышкинского барокко»: четверик на восьмерике изящно украшен и завершён барабаном оригинальной двухъярусной формы, увенчанным небольшой главкой.

8. Летняя Никольская церковь

Помимо деревянной Никольской церкви, привезенной из села Глотово, в юго-восточной части Суздальского Кремля, у крепостного вала есть одноимённый каменный храм. Церковь Святого Николая построена в 1720 — 1739 годах на месте сгоревшего храма.

Находящиеся поблизости Никольские ворота, ведущие к мосту через Каменку, дают основание предполагать, что и до пожара здесь стояла Никольская церковь. Издревле на Руси Николай Чудотворец считался покровителем плавающих и путешествующих.

Летняя Никольская церковь типична для Суздаля: её трёхчастно-осевой ансамбль состоит из одноглавого храма, пристроенной к нему колокольни с шатром-дудкой и соединяющей их трапезной.

Христорождественская церковь

7. Христорождественская церковь

Летняя Никольская церковь имеет парную «зимнюю» церковь Рождества Христова, построенную по образцу так называемых тёплых храмов, предназначенных для зимних богослужений. Трёхчастная Христорождественская церковь, сложенная из кирпича, по форме напоминает жилой дом.

Храмовый ансамбль состоит из основного объёма, к которому пристроены пятигранная апсида, трапезная и притвор. Главный храм и трапезная перекрыты двускатной кровлей, завершённой тонким резным барабаном с луковичной главкой. Побеленные стены церкви декорированы пилястрами, карнизным поясом и фризом.

Арочные окна обрамлены каменными наличниками, а притвор увенчан фронтом с фреской Рождество Христово.

Рейтинг достопримечательности

Суздальский Кремль на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/318-suzdalskiy-kreml

Суздальский Кремль. Рождественский собор

На рубеже XI-XII вв. Владимиром Мономахом сооружается крепость Суздаля, то есть Кремль, укрепленное место в излучине реки Каменки.

С западной стороны естественной преградой становится река, а с восточной, равнинной («приступной»), стороны выкапывается ров (шириной до 30 м, глубиной до 9 м).

 Крепость окружали насыпанные земляные валы (общим периметром до 1400 м) с шедшими по их гребню деревянными стенами. Кремлевские валы и ров сегодня хорошо сохранились и являются древнейшей достопримечательностью Суздаля.

Одновременно со строительством крепости здесь же привезенными из Киева мастерами Владимира Мономаха возводится большой (шестистолпный) одноглавый Успенский собор. Он был сложен из тонкого кирпича – плинфы. Внутренние стены и своды были расписаны лучшими византийскими мастерами.

Однако, несмотря на постоянную заботу властей о его сохранности, он постоянно разрушался (видимо, этому способствовал неглубокий фундамент – всего 55-60 см). Поэтому, в 1148 г. Юрий Долгорукий повелел разобрать собор и построить на этом месте новый, из пористого известняка, легко поддающегося обработке.

Три барабана со шлемовидными куполами придавали храму особую выразительность.

В 1222 г. по распоряжению князя Георгия Всеволодовича, воспитанного на декоративном богатстве Дмитриевского собора во Владимире, была разобрана верхняя часть собора. В 1225 гг. на его месте был возведен новый белокаменный храм в честь Рождества Богородицы, с декорированными рельефами стенами, который, по летописному свидетельству, был еще прекрасней, чем древний собор.

Новый Рождественский собор отличался от предшественника мощным фундаментом, верхняя часть которого была скрыта искусственным холмом. Но были отличия в храме и от его белокаменных современников. Стены изнутри имели слой кирпича-плинфы, и были облицованы с обеих сторон неровными плитами ноздреватого туфа.

Обратите внимание

Из более дорогого тесаного белого камня были выполнены лишь архитектурные детали с рельефными украшениями: аркатурно-колончатый пояс, резные порталы, полуколонки алтарных апсид. Богатое декоративное оформление фасадов утратило связь с логикой внутренней конструкции здания (например, колончатый пояс помещен безотносительно к уровню хор и т.д.

), что также отличало Рождественский собор от архитектурной традиции владимирских белокаменных храмов.

Однако и этот, новый собор не дошел до нас в первозданном виде. После пожара 1445 г. обрушился его верх. Поэтому в 1528-30 гг. его стены разбирают до колончатого пояса и надстраивают из кирпича. Рождественский собор становится пятиглавым. В XVII-XIX вв.

здание претерпевает дальнейшие переделки (растесаны щелевидные окна, сделаны огромные луковичные главы, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей, с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки, фасады покрашены в грязно-красный цвет и т.д.). В 1954-1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек, отреставрирован А.Д. Варгановым и И.А.

Столетовым, приобретя современный вид. Уцелевший от храма XIII в. нижний ярус позволил составить представление о древнем памятнике в целом.

Рождественский собор отличался тем, что его архитектура была тесно связана с его близким расположением к северному валу крепости (на месте, определенном собором Мономаха) и окружающей его территорией Кремля, соответственно, фасады отделывались по-разному.

 Особое внимание зодчие уделяли богатому резному убранству парадного южного фасада и портала, через который горожане шли в храм со стороны площади. Вторым по значению, видимо, был западный фасад и величавый резной портал, обращенный к княжескому дому.

Северный, обращенный к валу фасад был значительно беднее, отделывали его, судя по однообразию резьбы, менее опытные мастера.

После семилетних реставрационных работ в 2005 г. открылась для посещения экспозиция Рождественского собора, по которой можно судить о богатом интерьере древнего храма. Он поражает многими редкими памятниками декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII-XVII вв.

Важно

Особенно выделяются «Златые врата», украшающие южный и западный порталы собора. Созданные древними мастерами в начале  XIII в., врата были подобны гигантской золотой иконе.

 На черных медных пластинах западных врат золотым рисунком изображены евангельские сюжеты, в центре которых – Богородица, как покровительница Владимирской земли. В частности, на вратах находится одно из древнейших изображений праздника Покрова, установленного во Владимире.

Львиные маски, держащие в пасти массивные кольца, служили дверными ручками. На нижних клеймах врат изображены барсы и мифические грифоны, которые как бы сошли с владимиро-суздальских белокаменных рельефов.

К ценным художественным памятникам XVII в. относятся Царские врата иконостаса собора (большие двустворчатые двери жертвенника и дьяконника), три малых выносных фонаря и один большой – в виде пятиглавого храма, большие выносные кресты, украшенные позолоченным серебром, а также две иконы с изображением Иисуса Христа и Богоматери из «местного» ряда иконостаса собора.

В 1991 г. в Рождественском соборе возобновились торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10 сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил Патриарх всея Руси Алексий II.

Рождественский собор XIII в. – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры – входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й вторник месяца – санитарный день.

Вход на территорию Суздальского Кремля:

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 09:00 до 19:00;
  • суббота: с 09:00 до 20:00.

Источник: https://www.tourism33.ru/guide/places/suzdal/rozhdestvensky-sobor/

Суздальский кремль

Самая древняя часть города входит в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

По результатам археологических раскопок было определено, что кремль существует с Х века нашей эры.

Изначально фортификационное сооружение с бревенчатыми стенами и башнями служило обителью для князя, его дружины и епископа с многочисленным окружением. Первозданные сооружения из сосны сгорели дотла при пожаре в 1719 году.

Совет

Этот комплекс формировался на протяжении трех веков, основание относится к XV столетию. Палаты служили жилищем для верховенства суздальских священнослужителей. При Советском союзе здесь был организован музей, функционирующий по сей день. Парадный зал представлен внушительных размеров Крестовой палатой, высота сводов которой – 9 метров.

Внутреннее убранство в европейском стиле – высокие оконные проемы, бесстолпный свод. По всему зданию встречаются печи, выложенные изразцами. Стены украшены иконами и портретами XVIII века царских и духовных лиц. Крестовая палата меблирована столом, стульями, сохранившимися с XVIII столетия.

В центре возвышается кресло архиерея, в шкафах и сундуках хранится канцелярский обиход.

Никольская церковь

На территории кремля возведены две Никольские церкви – одна в западной части, другая в восточной. Оба сооружения относятся к XVIII веку. Никольская летняя церковь располагается в юго-восточной части кремля у одноименных проездных ворот.

Это один из первых храмов Суздаля, построенных после пожара 1719 года, уничтожившего фортификационные укрепления кремля и город. Строение выполнено в строгой манере из камня, покрытого белилами, по периметру строения устроен аркантурный пояс.

Форму венчает луковичный купол, установленный на утонченном барабане. Пик строения – восьмигранная колокольня.

В противоположной части кремля, на западной стороне, расположилась деревянная Никольская церковь, построенная в середине XVIII века в селе Глотово Владимирской области. В 1960 году, по плану развития, туризма церковь была транспортирована в Суздаль, где ее восстановили и отреставрировали.

Западная часть была выбрана в связи с тем, что здесь минимум каменной архитектуры, деревянное строение гармонично вписалось в местный ландшафт. Церковь представляет древнюю русскую архитектуру – рубленную клеть. Над крышей, покрытой деревянными плитками, лемехами, возвышается луковка на коньке.

Богородице-Рождественский собор

Одна из древнейших частей города. За тысячелетие существования храм несколько раз модернизировался, тому способствовало ветшание, атаки армии казанских татар, пожары.

Читайте также:  Икона божией матери «живоносный источник»

Нижняя часть строения, включая аркантурный пояс, сохранилась с XIII века, верхняя относится к XVI. Основание выполнено из белого камня. В интерьере сохранились росписи XIII столетия.

Храм охраняется всемирным фондом ЮНЕСКО и является одним из старейших представителей древнерусского зодчества.

Источник: https://samovar.travel/place/suzdalskiy-kreml/

Рожественский собор в Суздале – режим работы и стоимость билетов 2019, история и описание, официальный сайт

еще фотографии →

Рожественский собор Пресвятой Богородицы – это действующий православный храм, расположенный на территории Суздальского Кремля. Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и принадлежит Владимирской и Суздальской епархии. Рожественский собор прославился своим великолепным убранством, здесь сохранились уникальные Златые ворота, а также старинный иконостас и фрески.

Режим работы Рождественского собора Суздаля 2019

  • В феврале и марте
    • Ежедневно с 10:00 до 18:00
    • По субботам время работы продлено до 19:00
    • 8, 9 и 10 марта время работы продлено до 19:00
    • 26 февраля и 19 марта – санитарные дни (полдня)
  • В апреле
    • Ежедневно с 10:00 до 19:00
    • По субботам время работы продлено до 20:00
    • 23 апреля – санитарный день (полдня)

Стоимость билетов в Рождественский собор Суздаля 2019

  • Единый билет на посещение всех музеев и выставок кремля
    • Взрослые – 350 руб.
    • Школьники, студенты и пенсионеры (граждане РФ и СНГ) – 200 руб.

Из истории

В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.

Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.

В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего храма был заложен новый белокаменный Рождественский собор. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.

В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Рождественский собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.

Рождественский собор – это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в Суздале, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.

Описание

Длина храма составляет 24,5 метра, высота – около 33 метров. Первоначально, когда храм был трехглавым, по его образцу строились другие трехглавые соборы, так, в XIV – XV веках были возведены Успенская церковь в Коломне и Благовещенский храм в Московском Кремле.

Рождественский собор стал первым городским собором в Суздале, то есть он был не княжеским и не монастырским, а предназначался для богослужения большого числа горожан.

Внутреннее убранство

В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.

Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу – лику Христа.

Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.

Роспись храма

Храм был расписан вскоре после постройки, 1230-1233 годах, но из-за пожара и обрушения в 1445 году, а также последующей перестройки от древней росписи уцелели только фрагменты в нижней части стен. После того, как они были расчищены от поздних наслоений, был восстановлен фрагмент древнего шедевра.

Росписи выполнены мастерами Суздаля при епископе Митрофане, предположительно, он сам выбирал темы и сюжеты живописи.

Белокаменная резьба

Как и многие Владимирские храмы, церковь была украшена великолепной белокаменной резьбой, фрагменты которой дошли до нашего времени. На стенах можно видеть самые разные изображения: это женские лики, белокаменные львы и растительный орнамент.

Золотые ворота

Золотые ворота – это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20-30-х годах XVIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.

Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Обратите внимание

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора – царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

Захоронения в Рождественском соборе

В XII веке в храме были похоронены сыновья Юрия Долгорукого – князья Иван и Святослав, брат Александра Невского – Андрей. В XV-XVII веках здесь свое пристанище нашли князья Шуйские и Вольские, Ногтевые и Скопины-Шуйские.

Первоначально в храме было множество гробниц князей и епископов, их число доходило до 40. По этой причине в церкви было темно и тесно. При митрополите Илларионе, возглавлявшем епархию, хоры были разобраны, устроены красивые окна, а многие гробницы были упразднены. Храм стал светлым и просторным.

Рождественский собор Суздаля – официальный сайт

Храм и Суздальский Кремль являются частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

www.vladmuseum.ru

С 1992 года Рождественский собор находится под охраной ЮНЕСКО как Белокаменный памятник Владимира и Суздаля.

Источник: https://TripGuide.ru/page_249.htm

Traveler

Красота русской архитектуры в средние века выражалась в постройке соборов и храмов. Гражданские сооружения были, как правило, невелики, за исключением разве что княжеских палат.

Основывая город люди строили храм, а от храма разрасталось и само поселение.

В 13 веке Богородице-Рождественский собор Суздаля был самым красивым сооружением города, кроме того это было самое высокое здание города, которое господствовало над приземистыми домами горожан.

Этот храм был главным зданием Суздальского кремля. В старину кремль был центром города, но с веками стал окраиной.

До 18 века кремль окружала рубленная стена с башнями, стоявшая на земляном валу. В 1719 году, во время страшного пожара, она сгорела и более не возобновлялась.

Сейчас только по оставшимся земляным валам, поросшими травой, можно определить прежние границы Суздальского кремля.

Сейчас  Богородице-Рождественский собор – это величественное здание увенчанное пятью огромными куполами с позолоченными звездами по синему фону. Но такой вид собор имел не всегда.

Построен храм был при князе киевском Владимире Мономахе в конце 11 века, и первоначально назывался Успенским. Это был шестистолпный крестокупольный , первый каменный храм на северо-востоке Руси.

Важно

Сложен был собор из токого кирпича-плинфы, на розоватом растворе извести – «цемянке». Храм сразу был расписан фресковой живописью.

Но храм быстро обветшал, и в1194 году собору потребовался капитальный ремонт.

По повелению князя Всеволода 3 Большое Гнездо ремонт был произведен, летописец рассказывает: «В лето 6702 (1194) года, месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем… и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов… а иже не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити». Из этой летописной записи видно, что на Руси уже Были свои мастера, и князю уже не нужно было приглашать умельцев из-за рубежа.

#2#

В 1222 году по приказу князя Юрия Всеволодовича суздальцы разобрали старое здание и воздвигли новое из ноздреватого известкового туфа.

Но при возведении новогособора использовались материалы из разобранного древнего здания, местами в нижних частях стен встречаются целые блоки из плинфы старого мономахова собора.

В Лаврентьевской летописи датированной 6733 годом от сотворения мира, или 1255 годом, новая церковь названа «краснейшею первыя», то есть более красивой чем прежняя.

Новую церковь слегка сместили к северу по отношению к старому зданию и немного повернули по оси.

Собор был построен на шести кресчатых столбах с тремя апсидами и тремя притворами, храм был трехглавый, но многие историки с этим не согласны так как нет древних указаний на это.

Стены грубоваты, но по фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Выполнено все было великолепно, и нижняя часть стены дошедшая до наших дней свидетельствует об этом.

#5#

Совет

Храм был задуман как усыпальница князей и епископов. Для погребений предназначались акросолии в притворах и под хорами. Здесь был погребен в 1279 году суздальский князь Юрий Андреевич, но основные захоронения приходятся на 16 – 17 века. В храме покоятся Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские и представители других дворянских семей России.

В 1445 году храм сильно пострадал от пожара, особенно его верхняя часть, и в 1528 -1530 годах собор разбирают до аркатурно колончатого пояса, и надстраивают снова из кирпича. Мастера хотели сохранить внешний вид собора неизменным, но не смотря на их старания здание собора все же претерпело некие изменения.

В 17 веке собор преображается стараниями епископа Серапиона. В 1634 году храм был расписан фресками, а в следующем году к нему был пристроен придел в честь святых Федора и Иоанна.

В 18 веке Рождество-Богородицкий собор снова претерпевает изменения: с северной стороны к нему пристраивают два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1748 году отремонтирована крыша – старая деревянная разобрана и сооружена новая металлическая, а центральный купол позолочен.

#6#

1815 год ознаменовался для церкви пристраиванием к ней придела Рождества Христова, а в 1816 году паперти. В 1895 году отремонтировано отопление собора – в полу была устроена система каналов калориферного отопления.

В 1865 году производится новая роспись шуйским живописцем Быковым, и старая роспись 1634 года записывается новыми фресками. В таком виде храм простоял до 1950 года.

В 20 веке историки стали проявлять интерес к собору, проводились исследования и реставрации. К 1954 году храм освободили от позднейших надстроек, и к 1960 году собор предстал пред людьми в законченном виде. Храм долгое время был закрыт на противоаварийные профилактические работы: в нем укрепляли стены и колонны, реставрировали фрески и камни.

Обратите внимание

Храм до сих пор принадлежит и Русской Церкви и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Рождественский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

1991 год стал для Русской Церкви и Суздальского собора знаменательным: 10 сентября торжественное богослужение в храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

#9#

Сам по себе собор представляет собой некий музей древнерусского искусства.

Интересно центральное паникадило с литым скульптурным изображением Ивана Ивановича Шуйского жертвователя самого светильника в 1606 году, о чем свидетельствует вкладная надпись в самом паникадиле.

Интересен и огромный пятиярусный иконостас с иконами школы Симона Ушакова. Интересны и врата западного и южного входа с золотыми изображениями Евангельских и житийных сцен.

Не смотря на постоянные реставрации собор находится в аварийном состоянии, службы совершаются крайне редко. Так некогда центральный храм Суздаля, одного из крупнейших и могущественнейших городов Руси, приходит в забвение, меняются приоритеты людей, рождаются новые ценности, они поглощают человека и тот полностью окунается в суету, которая забирает всё его время и душевные силы.

Автор Виктор Чугаев специально для www.nice-places.com

Источник: http://www.nice-places.com/articles/russia/gold_ring/635.htm

Ссылка на основную публикацию