Богоявленский собор (томск), россия, город томск

Богоявленский кафедральный собор города Томска

Наконец, было принято решение о постройке нового каменного двухэтажного храма. Заложен он был в 1777 году чуть западнее старой церкви, ближе к реке Томь. Первый этаж построили всего за несколько лет, уже 23 ноября 1784 года его освятили в честь Богоявления Господня, а вот возведение второго длилось целых 40 лет и завершилось лишь в 1817 году.

В 1804 году в еще не достроенном храме было всенародно объявлено об образовании Томской губернии. Первого томского губернатора Василия Семеновича Хвостова не смутило, что у здания еще фактически нет крыши. Он считал, что такая важная новость должна быть оглашена в главном храме города.

Достроенная же каменная церковь была двухэтажной, четырехпрестольной, с приделами и колокольней. Стиль ее исполнения — сибирское барокко. На нижнем этаже располагались приделы в честь Богоявления Господня и во имя архангела Михаила, на верхнем этаже — Ильинский и Спасский.

Обратите внимание

6 декабря того же года на храмовый праздник Крещения Господня (Богоявления) здесь собрался весь город. Служба была очень торжественной, проводил ее сам епископ и почти все городское духовенство.

Проповедь читал один из самых уважаемых и почтенных священников, а в храме присутствовали главы городской администрации и самоуправления. После проповеди крестным ходом шли на «Иордань». Дорога устилалась соломой, а процессию сопровождал военный оркестр, который обычно исполнял «Будь славен».

Саму «Иордань» организовывали на реке Ушайке: делали прорубь и украшали ее еловыми ветками.

Существовало поверье, что чем раньше зачерпнешь воду из реки после освящения, тем более «действенной» и «святой» она будет. Также вместе с водой простой люд пытался ухватить елки от проруби и даже разбирал солому с дороги.

Продолжали праздник дома: окропляли стены и имущество святой водой, умывались ею же, отпивали несколько глотков, а остатки ставили под образа. Вода эта считалась лечебной, и к ней обращались потом весь год в случае болезни кого-нибудь из домочадцев.

Такие крестные ходы от Богоявленского кафедрального собора города Томска продолжались до 30-х годов XX века и прекратились с закрытием храма.

Храм в послереволюционное время

После революции, в 1920 году, храм национализировали, а 4 ноября 1929 года и вовсе было принято решение о его закрытии. Сохранилось постановление президиума Сибкрайисполкома города Новосибирска от 4 ноября 1929 года: «Принимая во внимание массовые требования трудящихся г.

Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здания на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского окрисполкома и горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить».

Важно

В здании храма открылись курсы «Сибжелдорстроя», в годы Великой Отечественной войны его переоборудовали под нужды эвакуированного в Томск московского завода «Красный богатырь», а с 1947 по 1994 год здесь функционировал Томский завод резиновой обуви.

За эти годы здание храма сильно изменилось. С него сняли колокола, кресты. Разобрали восьмерик с куполом, разрушили завершение колокольни и храмовой части, поменяли форму некоторых окон. Сильно пострадал и внешний декор. Памятник сибирского барокко, бывший кафедральный собор практически потерялся в многочисленных заводских пристройках и цехах.

Возвращение собора верующим

Возвращение Богоявленского кафедрального собора верующим началось в 1994 году, когда из его стен был выселен завод, а сама Богоявленская церковь была передана в бессрочное пользование Русской православной церкви. Но прежде чем начать реставрацию, храм надо было буквально освободить из окружения уродливых заводских построек. Только на то, чтобы убрать тонны кирпича и обломков, у рабочих ушло несколько долгих лет.

На реставрационные работы деньги выделялись из городского бюджета, а также жертвовали частные предприятия. Было решено не просто восстановить храм, а сразу построить рядом учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и необходимые церковно-административные помещения.

Первое богослужение в восстановленном приделе архангела Михаила прошло 8 января 2000 года, в июне 2001 года на колокольню собора подняли 11 колоколов, а освящение всего храма состоялось сразу же после окончания реставрационных работ в январе 2003 года.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/6768/bogoyavlenskii-kafedralnyi-sobor-goroda-tomska

Томский богоявленский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Томский Богоявленский собор, 5 сентября 2012. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Кафедральный собор в честь Богоявления Господня города Томска Томской епархии

Расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе “Пески”.

Деревянная церковь

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.

В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.

15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Томский Богоявленский храм. Рис. конца XIX (?) в.

Каменный храм

Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.

С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).

Совет

18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).

19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.

4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года – одноклассная церковно-приходская школа [1] (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 – 84 человека).

В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года – до 850 книг. [2] На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия.

По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.

Здание Томского Богоявленского храма в советский период

В советский период

В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.

В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.

В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.

С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.

Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:

“Принимая во внимание массовые требования трудящихся г.

Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здание на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского Окрисполкома и Горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить. Поручить ОИК объявить о постановлении верующим и впредь до истечения 2-недельного срока, а при обжаловании до рассмотрения дела ВЦИКом церковь оставить в пользовании верующих”.

Обратите внимание

Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы “Сибжелдорстроя”.

В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода “Красный Богатырь”, который размещался здесь до 1946 года.

В 1947 – 1994 годах [3] здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.

За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

Томский Богоявленский собор

Восстановление храма

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 446 “О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности”, распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22 августа 1995 года № 201 “О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование” Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.

6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.

Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация.

Губернатор области В. М. Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены.

К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь.

Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения.

8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение.

Важно

В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов.

Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января – Ильинского придела на первом этаже, 26 января – Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже.

В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа.

Архитектура

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой – трапезная – колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.

В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента – храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой, поставленной на восьмигранный световой фонарь.

Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром, имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент.

Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры.

По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла, в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов.

Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом.

Совет

Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом.

Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

Статистика

Святыни

  • частица св. мощей вмч. Пантелеимона Целителя в серебрянном ковчежце. Привезена в 2001 году епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии.
  • частицы св. мощей апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мчч. Иоанна воина и Трифона, свтт. Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, прп. Сергия Радонежского и Иова Почаевского, вмчч. Варвары и Анастасии Узорешительницы, блгвв. кнн. Александра Невского и Димитрия Угличского.
  • Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (находится в алтаре собора ).
  • архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского. Принесен в Томск преосвященным Агапитом (Вознесенским), первым Томским архиереем. Более 70-ти лет хранился в запасниках Томского краеведческого музея. 26 мая 2002 года возвращен Церкви.
  • иконы св. мученика Иоанна Воина, св. Василия Блаженного, прп. Афанасия, прп. Серафима Саровского с частицами их св. мощей.
  • почитаемый список образа Божией Матери “Неупиваемая Чаша”. Привезен из Серпуховской Высоцкой обители
  • точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Написана для собора и привезена 14 июня 2003 года.
Читайте также:  Августин блаженный

Настоятели

См. также

Использованные материалы

[1]  Справочная книга по Томской епархии за 1898 – 99 год. – Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 108.

[2]  Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. – Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.; Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе – марте месяцах 1914 г. – Томск: Товарищество “Печатня С.П. Яковлева”. 1914. С. 118.

[3]  По данным сайта Томской епархии – до 1989 года – http://pravoslavie.tomsk.ru/temples/5/

[4]  ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.4, Л.1-4.

[5]  Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии / Сост. Г. Меншагин. – Томск. – Октябрь 1886. С. 3.

[6]  Справочная книга по Томской епархии за 1898 – 99 год. – Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 107.

[7]  Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. – Томск: Типография епархиального братства. 1903. С. 99.

[8]  Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. – Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.

[9]  Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе – марте месяцах 1914 г. – Томск: Товарищество “Печатня С.П. Яковлева”. 1914. С. 118.

[10]  Статья прот. Олега Безруких.

[11]  Никольский П.В., История Воронежской духовной семинарии. – Воронеж: Изд-во ВПДС “Образ жизни”, 2011, сс. 317, 625.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/22911.html

Богоявленский собор в Томске

днемночью
Февраль -6 °C -20 °C
Март -1 °C -10 °C
Апрель +10 °C +1 °C
Май +20 °C +6 °C
Июнь +31 °C +14 °C
Июль +32 °C +15 °C

Фото с wikipedia.org, автор Евгений Чернышов [GFDL]

Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске.

История

Богоявленский собор является одним из древнейших томских храмов. Он берёт своё начало от деревянной церкви, построенной в 1630 году. Позже на месте алтаря старой деревянной церкви в 1858 году построили часовню Иверской иконы Божией Матери.

Существующее каменное двухэтажное здание собора в стиле сибирского барокко было заложено в 1777 году. Нижний этаж каменной церкви был освящён в 1784 году в честь Богоявления Господня.

Вскоре на нижнем этаже был освящён придел Архангела Михаила, а на верхнем — Ильинский и Спасский приделы.

Храм имеет особое значение для томской истории. Именно Богоявленскую церковь выбрал первый томский губернатор В. С. Хвостов, в которой на праздник Преображения Господня 6 августа 1804 году было объявлено открытие Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года — церковно-приходская школа.

При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящён Богоявлению или Крещению Господня, то ежегодно 19 января (по старому стилю 6 января) на Крещение из храма устраивался крестной ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения.

Крестный ход устраивался также в день Пятидесятницы и в праздник Первому Спасу.

Собор для богослужения закрыли в 1930 год и открыли в нём курсы Сибжелдорстроя. В 1936 году в здании разместили вермишелевую фабрику, а в 1942 году сюда был эвакуирован завод «Красный богатырь».

С 1947 по 1994 года здесь размещался Томский завод резиновой обуви. Во второй половине XX века храм сильно пострадал.

Были сняты все купола и кресты, разрушен восьмерик завершения колокольни, пристроены дополнительные сооружения, а на южном фасаде срубили декор и изменили форму оконных проёмов.

Современная жизнь

В 1997 году началось восстановление Богоявленского собора, после возвращения его в 1995 году Русской Православной Церкви. Финансирование работ по восстановлению храма взяла на себя Администрация Томской области. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения.

8 января 2000 года Преосвященным Ростиславом, Епископом Томским и Асиновским, был освящён придел Архангела Михаила.18 января 2003 года состоялось освящение Ильинского придела на нижнем этаже, а 26 января того же года — Богоявленского и Пантелемоновского на верхнем этаже.

При Богоявленском соборе работают воскресная школа, молодёжный клуб и православная община глухих.

Святыни

Главной святыней храма является частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, которая была доставлена из Москвы в 2001 году Преосвященным Ростиславом. Ещё одна святыня — Распятие с частицей того креста, на котором был распят Иисус Христос.

Величайшей святыней храма и всего города стал образ Живоначальной Троицы. Именно иконой Пресвятой Троицы в 1604 году царь Борис Годунов благословил казаков на основание Томской крепости. Эта икона была утрачена в советское время.

Обратите внимание

В преддверии празднования 400-летия города Томска её точная копия написанной Андреем Рублёвым, была поставлена в соборе 14 июня 2003 года. Специалистам научно-реставрационного центра им. Грабаря была заказана эта икона.

Она копировалась в мельчайших подробностях, были видны следы многих реставраций, трещинки и следы от гвоздей, появившиеся на иконе за шесть столетий.

Церковно-исторический музей

В 2008 году при Томской духовной семинарии был открыт церковно-исторический музей. Там представлены уникальная церковная утварь, старинные иконы и старопечатные книги. Отдельный стенд посвящён памяти Святейшего Патриарха Алексия, который стал зачинателем коллекции музея, передав ему несколько ценных экспонатов.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/tomskaya-oblast/tomsk/bogoyavlenskiy-sobor

Богоявленский собор (Томск)

Богоявленский кафедральный собор, выполненный в архитектурном стиле сибирского барокко. Один из старейших православных храмов города Томска. Памятник архитектуры XVIII века. Расположен в историко-культурном районе города «Пески».

История основания Богоявленского храма

В 1604 году по указанию царя Бориса Годунова казаки атамана Гаврилы Писемского из Сургута и казаки из Тобольска под началом Василия Тыркова основали на реке Томь крепость.

А уже в 1633 году на территории Томской крепости была возведена деревянная Богоявленская (Христокрещенская) церковь – будущий Богоявленский собор, имевшая два престола – Крещения Господня и преп.

Михаила Малеина (небесного покровителя Михаила Федоровича – первого русского царя из династии Романовых).

Томск, как и все города Сибири изначально отстраивался в дереве. Поэтому нередки были пожары, которые  наносили ощутимый урон городским деревянным постройкам. От бушевавшего огня разрушались дома, купеческие лавки, церкви.

Богоявленская церковь не была исключением – в первую сотню лет своего существования она часто повреждалась огнем, но каждый раз жители Томска ее восстанавливали. После очередного пожара в 1737 году во вновь открытом для прихожан храме было уже три придела: Богоявления Господня, Архангела Михаила и пророка Илии.

Свидетелем пожара в 1741 году, полностью уничтожившего Богоявленскую церковь, стал естествоиспытатель и путешественник Иоганн Георг Гмелин, исследовавший в то время флору и фауну Сибири и с этой целью находившийся в Томске в составе Великой Северной экспедиции, организованной Петербургской Академией Наук.

Важно

Прихожане вновь отстроили церковь, добавив к трем приделам храма еще один – в честь иконы Богородицы Одигитрии. В апреле 1770 года снова произошел крупный пожар, уничтоживший купеческие лавки и полностью разрушивший Богоявленский храм. Через год новый деревянный храм был освящен как собор Архистратига Михаила, и в нем снова стали проводиться богослужения.

31 декабря 1776 года городские власти вынесли решение о возведении нового храма Богоявления из камня, в нескольких десятках метров от старой разрушающейся церкви – немного к западу от нее и чуть ближе к реке Томь.

А на месте алтаря и престола старой церкви по церковному обычаю был установлен небольшой кирпичный памятник, который в 1858 году убрали и возвели там часовню иконы Божьей Матери Иверской. Впервые собор был заложен в камне в 1777 году и строился он несколько лет только на пожертвования прихожан (постоянного финансирования для возведения собора не было).

Первый этаж собора был построен и освящен 23 ноября 1784 года в честь праздника Богоявления. Верхний придел пророка Илии строился сорок лет и был закончен только в 1817 году. Еще строящийся храм стал для города одной из главных святынь – в 1804 году на праздник Преображения Господня именно в этом соборе первый губернатор Томска В. С.

Хвостов торжественно объявил о создании Томской губернии, центром которой стал город Томск. Строительство храма продолжалось. Елабужские купцы П. В. Михайлов и С. П. Петров помогли богатыми пожертвованиями. Благодаря этому с 1857 года по 1860 год на первом этаже был устроен придел Архистратига Михаила и освящен епископом Томской епархии Парфением.

В 1868 году томский купец Дмитрий Акулов пожертвовал средства для проведения ремонтных работ в приделе пророка Илии. Работы продолжались более тридцати лет. В № 6 за 1899 год «Томских Епархиальных ведомостей» был описан ход отделочных работ. В частности было указано, что отделка иконостаса пророка Илии производилась на пожертвования церковного старосты П. Михайлова.

18 июня 1900 года состоялась торжественная церемония освящения Ильинского придела. В августе 1901 года был освящен придел образа Спаса Нерукотворного на втором этаже Богоявленского собора. После окончательного завершения строительства Богоявленский собор предстал перед прихожанами двухэтажным с четырьмя престолами, приделами и колокольней.

Совет

На первом этаже был расположен Богоявленский придел и придел Архистратига Михаила. На втором этаже находились Спасский и Ильинский приделы.

Наряду с возведением приделов собора строилось и жилье для церковнослужителей. В 1862 году для священника был построен двухэтажный полукаменный дом с амбаром, кухней и баней.

В 1867 году на территории собора возвели двухэтажный угловой дом из дерева с хозяйственными пристройками. В 1886 году для псаломщика выстроили деревянный дом в два этажа с амбаром на два отделения и флигелем. В церковном дворе со стороны площади Ленина (бывшая Базарная площадь) и улицы Карла Маркса (бывшая улица Духовская) построили одноэтажные здания кладовой, караульной, два навеса, а также возвели глухую противопожарную стену (брандмауэр). В августе 1869 года все строения были застрахованы на 8000 тысяч рублей во Втором Российском страховом от огня обществе.

К середине XIX века Богоявленский храм владел несколькими торговыми лавками, расположенными на его территории. В 1853 году купец, золотопромышленник и меценат Николай Стахеев пожертвовал собору деревянные торговые лавки.

В 1859 году на территории храма возле ограды купец Сергей Петров построил каменные торговые лавки, имеющие четыре притвора. В 1884 году на собственные средства причт собора выстроил каменные торговые лавки вдоль проспекта Ленина (бывшая улица Миллионная).

Через два года эти лавки были проданы торговому дому «Петров и Михайлов». При Богоявленском соборе 4 марта 1892 года начало свою деятельность церковно-приходское попечительство о бедных, а 5 октября 1898 года открылся класс церковно-приходской школы.

По сведениям за 1911 год учащихся мальчиков и девочек в школе насчитывалось 87 человек, в 1914 году – 84 человека. В 1911 году в соборной библиотеке хранилось 400 книг, к 1914 году их количество увеличилось вдвое и составило 850 экземпляров.

Согласно сведениям за 1912 год храм посещали 128 прихожан обоих полов. На попечении Богоявленского собора находилась Губернская мужская гимназия. В соборе правил службы священник, ему прислуживали диакон и псаломщик.

Судьба храма в годы Советской власти

Революция 1917 года, повлиявшая на жизнь всей России, не обошла стороной приходскую жизнь Богоявленского храма. Весной 1920 года он был национализирован и по договору перешел в бессрочную аренду зарегистрированной приходской общине на условиях бесплатного пользования.

В 1922 году во время экспроприации икон и церковной утвари в помощь голодающим по обвинению в сокрытии ценностей были арестованы церковнослужители – протоиерей К. Лебедев и церковный староста П. Нестеров.

Обратите внимание

Приход Богоявленского собора, как и приходы многих других храмов, оказался под юрисдикцией Томского Епархиального Обновленческого управления, но благодаря посещению Томска сторонником патриарха Тихона архиепископом Димитрием (Беликовым) приходская община 15 октября 1925 года приняла решение вернуться под начало канонического священноначалия.

До января 1930 года в соборе постоянно проходили богослужения. В день главного соборного праздника – Богоявления или Крещения Господня (6 января) из храма к реке Томь устраивался крестный ход «на Иордань» для совершения обряда водоосвящения.

Крестный ход устраивался и в праздник Преполовения Пятидесятницы, и в день Происхождения (изнесения) древ Креста Господня (Первый Спас).

Решением Сибкрайисполкома г. Новосибирска от 4 ноября 1929 года Богоявленский собор был отдан под культучреждение – клуб транспортников. В истории православного храма произошли перемены.

В его помещениях размещались курсы «Сибжелдорстроя», а с 1942 года по 1946 год соборные здания были переоборудованы под цеха завода «Красный богатырь», эвакуированного из Москвы. С 1947 года по 1994 год на территории храма функционировали цеха завода резиновой обуви.

За все годы советской власти и нахождения на территории Богоявленского собора различных заводов и предприятий строения храма потеряли свой первоначальный вид – с куполов были сорваны кресты, сняты колокола, а колокольня и стены храма были в нескольких местах разрушены.

Пристроенные к западному, восточному и северному фасадам одно- и двухэтажные здания полностью закрыли собой древнюю православную святыню. Южный фасад пострадал больше всего – его декор был полностью уничтожен, а форма оконных проемов изменена.

 

Возрождение собора

В 1995 году Богоявленский собор был передан РПЦ в лице Томского благочиния в бессрочное пользование, а 6 февраля 1997 года экспертная комиссия своим актом включила храм в перечень вновь выявленных памятников истории и культуры. Началась масштабная работа по освобождению соборных строений от заводских пристроек и реставрация зданий на деньги, которые выделила Томская областная администрация.

К восстановлению православного храма были привлечены государственные и частные предприятия Томска и области. Одновременно рядом с Богоявленским собором строились корпуса для учебы и проживания семинаристов Томской духовной семинарии и административные церковные здания.

8 января 2000 года епископ Томский и Асиновский Преосвященный Ростислав (Девятов) освятил придел Архистратига Михаила.

Важно

С этого дня в соборе возобновились ежедневные богослужения. В июне 2001 года на колокольне были установлены 11 колоколов. Приглашенный Владыкой Ростиславом звонарь обучил искусству колокольного звона Томских семинаристов. Для иконостасов второго этажа собора иконописцами Московской духовной академии были написаны иконы по образцу икон Свято-Троицкой Сергиевой Лавры кисти преп. Андрея Рублева.

Читайте также:  Икона божией матери «всецарица» («пантанасса»), греция, афон, монастырь ватопед

К началу 2003 года все реставрационные работы были завершены, и 18 января 2003 года в торжественной обстановке, в присутствии высшего духовенства, городских, областных властей и многочисленных прихожан был освящен Ильинский придел на первом этаже храма, а 26 января – придел Богоявления и великомученика Пантелеймона Целителя на втором этаже.

В 2006 году при Богоявленском соборе открылась воскресная школа.

Святыни Богоявленского храма

Главная святыня храма – частица мощей великомученика Пантелеймона Целителя, привезенная епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии в 2001 году.

Каждую среду после вечерней службы эту святыню в специальном ковчеге выносят из алтаря в центр храма, и перед ней совершается торжественный молебен, после которого каждый желающий может прикоснуться к ковчегу и помолиться об исцелении от болезней и недугов.

В алтаре храма находится Распятие с прикрепленной к нему звездицей, хранящей частичку Креста Господня. Два раза в год – в третье воскресенье Великого Поста (на Крестопоклонной неделе) и в праздник Крестовоздвижения (27 сентября) святыня выносится из алтаря для всеобщего поклонения.

Одной из главных святынь собора является копия образа Живоначальной Троицы. По преданию, именно этой иконой благословил казаков царь Борис Годунов на основание Томской крепости. В годы Советской власти святая реликвия была утеряна.

Московские реставраторы создали ее точную копию с воспроизведением мельчайших трещинок и следов от гвоздей и передали ее собору в июне 2003 года, накануне празднования 400-летия города.

В приделах собора хранятся иконы святых с частичками их мощей: святого Василия Блаженного, преп. Серафима Саровского, преп. Афанасия, священномученика Иоанна Воина.

Еще одна реликвия – архиерейский посох Феодосия Черниговского, привезенный в Томск в 1834 году Преосвященным Агапитом (Вознесенским), возвращенный в собор 26 мая 2002 года.

Особым почитанием у верующих пользуется икона образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», привезенная в Богоявленский собор из Серпуховской обители. Перед святыней молятся об исцелении от пьянства и наркомании.

Богоявленский собор расположен в самом центре Томска, и звон его колоколов, сияние крестов, святые реликвии и торжественные богослужения – главная святыня города, его душа и вера.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/bogoyavlenskii-sobor

Богоявленский кафедральный собор г. Томска / Исторические справки / Патриархия.ru

22 сентября 2013 г. 11:41

Богоявленский собор — один из древнейших в городе Томске. Это самое старинное каменное здание в Томске. На месте, где стоит церковь, в начале XVIII века располагалось древнее кладбище. Храм берет свое начало от небольшой церкви Крещения Господня, построенной в 1633 году. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался.

31 декабря 1776 года было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь).

А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Храм имеет особое значение для истории Томской земли.

Совет

Несмотря на незавершенность строительства именно Богоявленскую приходскую церковь выбрал первый Томский губернатор, действительный статский советник Василий Семенович Хвостов в качестве главного храма города, в котором предстояло в праздник Преображения Господня 6 августа 1804 года всенародно огласить торжественное открытие Томской губернии.

В 1929 году храм был закрыт. Еще некоторое время богослужение в храме продолжалось, но недолго, до января 1930 года. В здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя».

В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный богатырь». С 1947 по 1994 гг. здесь размещались корпуса Томского завода резиновой обуви.

За это время здание храма было практически уничтожено: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

В 1994 году Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви. Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек, которые продолжались несколько лет. Собор буквально был восстановлен из руин.

8 января 2000 года, епископ (ныне — митрополит) Томский и Асиновский Ростислав совершил освящение первого восстановленного придела собора — Архангела Михаила, и после более чем 50-летнего перерыва здесь было совершено первое богослужение. Все реставрационные работы закончились к 2003 году.

Рядом с Богоявленским собором были сооружены учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения. В 2009 году были начаты росписи верхних приделов храма, которые завершились к 2011 году.

В том же году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Томской епархии была передана часть святых мощей святителя Макария (Невского) — его честная десница. Местом постоянного пребывания святыни стал Богоявленский кафедральный собор г. Томска. Перед святыми мощами ежедневно по окончании Божественной литургии совершается краткий молебен святителю Макарию.

Обратите внимание

При соборе осуществляют свою деятельность воскресная школа для детей, воскресная школа для взрослых, православный молодежный клуб.

Святыни собора:

  • десница святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Томского чудотворца;
  • образ Живоначальной Троицы. В 1604 году повелением царя Бориса Годунова казацким головою Писемским и боярским сыном Тырковым основывается город-крепость Томск. В крепости воздвигается первый деревянный храм во имя Святой Троицы. В церкви помещается и икона Троицы, присланная самим Борисом Годуновым в благословение новому городу. Таким образом, город Томск был посвящен Пресвятой Троице. На протяжении веков икона Троицы бережно хранилась томичами и благоговейно почиталась как святыня. Икона была безвозвратно утрачена в годы революции. К празднованию 400-летия Томска было принято решение о восстановлении образа. В качестве образца для копирования была взята прославленная чудотворная икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева. Епископ Ростислав вместе с губернатором Томской области В.М. Крессом обратились с письмом к директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой разрешить работу иконописцам-копиистам со всемирно известным оригиналом иконы. Разрешение было получено. К работе были привлечены специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика Грабаря в Москве, в частности, иконописец-реставратор высшей категории М.Н. Скутте. Икона прибыла в Томск к празднику Святой Троицы в 2003 году.

22 сентября 2013 года Божественную литургию в Богоявленском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3252772.html

Томск. Виды с колокольни Богоявленского собора

Томск. Виды с колокольни Богоявленского собораetceteriniMay 18th, 2013Томск – один из самых симпатичных и интересных городов в Сибири. Раз в году колокольню Богоявленского собора, что в самом центре Томска, открывают для посетителей.

Давайте заберемся туда и посмотрим на виды города.Томск был основан в 1604 году, и скоро будет отмечать свой 410-й день рождения. Город на век старше Санкт-Петербурга и по возрасту превосходит большинство других сибирских городов.

Относительная транспортная изоляция Томска (город находится на удалении от Транссиба) и ориентация на науку и образование, а не на индустриализацию, способствовали сохранению бытового, культурного и архитектурного своеобразия города.

В Томске много интересного, но сегодня мы ограничимся видами с колокольни главного православного храма города.

Богоявленский собор и Губернаторский квартал

Богоявленский собор в Томске был построен в конце XVIII века на месте еще более старой деревянной церкви. В советское время в здание собора располагался завод, колокольня была снесена. Восстановили и вновь открыли собор лишь в начале 2000-х. Нынешний облик Богоявленского собора полностью соответствует историческому.

(1)Рядом с собором – еще одно историческое здание – биржа, построенная в 1806 году. В разнее время здесь размещались склады, торговые лавки, публичная библиотека. Сейчас в Биржевом корпусe располагается филиал Российской академии правосудия.

(2)Центральная часть города, в которой расположен собор, называется Губернаторским кварталом. Свое название он получил недавно – накануне 400-летнего юбилея Томска. Большая часть зданий в квартале – сооружения XVIII-XIX веков, имеющие статус объектов культурного наследия.

Есть и образчики советской архитектуры, и стилизованные под старину современные композиции. Один из таких ансамблей – вековые столбы 400-летия Томска. Четыре столба знаменуют 4 века истории города, а пятый столб в центре несет 4 изображения герба города разных времен.Гербовый столб и вариант герба Томска 1804 года.

(3)Вековой столб XVII века. (4)А этот столб посвящен XX веку. (5)По четырем сторонам каждого из столбов – барельефы, описывающие страницы истории города. (6)Но пора на колокольню. Раз в год по случаю пасхи ее открывают на несколько дней для всех желающих. Со второго этажа вначале нужно подняться в нижний этаж колокольни.

(7)Там разместилась выставка пасхального творчества юных христиан. (8)Бумажные макеты знаменитых соборов сделаны очень качественно. Собор Василия Блаженного. (9)Исаакиевский собор. (10)Михайловский златоверхий собор в Киеве. (11)Храм Христа Спасителя. (12)На колокольню ведет очень узкая и крутая лестница. (13)Вот мы и наверху.

(14)Каждый преодолевший подъем в награду может позвонить в колокола. (15)Пульт управления колоколами состоит из многочисленных веревок и нескольких массивных педалей. (16)

Виды с колокольни

Почувствовать себя звонарем, конечно, любопытно, но самое интересное – открывающиеся с колокольни виды. Для начала оглянемся по сторонам света. Юго-запад. Река Томь, биржа, вековые столбы и здание администрации Томской области.

(17)Вид на юг испорчен задником монументального советского сооружения – областного драматического театра. Справа – здание администрации, слева – старый «Мучной корпус». (18)Юго-восток.

«Мучной корпус» и площадь Ленина с обязательным для каждой областной столицы памятником вождю пролетариата. (19)Северо-восток. Старые и новые жилые и административные кварталы центра города. Вдали – Воскресенская церковь на Воскресенской же горе. (20)Север. (21)Запад.

Духовная семинария при соборе, старинные и современные жилые дома, река Томь. (22)Теперь давайте рассмотрим детали.

Запад

Река Томь – западная граница города. Территории на левом берегу хотя формально и относятся к городу, но на деле там пригороды и дачи. По весне Томь разливается и подтапливает дачи на первой линии. (23-25)Часть правого, «городского» берега тоже затоплена. (26)Доходный дом Швецова. Конец XIX века. Региональный культурный памятник. Ныне – жилой дом. (27)

Юг

Уже знакомый нам Биржевой корпус. (28)Площадь с вековыми столбами и здание областной администрации. (29)Гербовый столб. (30)За зданием администрации на другой стороне притока Томи реки Ушайки – Дом нефти.

Важно

Когда-то там располагались геологические службы, затем – региональная штаб-квартира «ЮКОСа». Сейчас дом отдан арбитражному суду. О нефтяном прошлом здания напоминает шпиль, символизирующий толи нефтяной фонтан, толи искру. Самый длинный луч искры – 3 метра длиной.

(31)Купола церкви Казанской Божией Матери Богородице-Алексиевского мужского монастыря. (32)

Восток

Сразу к востоку от собора – площадь Ленина, а чуть дальше – Воскресенская гора с историческими памятниками.«Мучной корпус» на площади Ленина. Это здание в стиле «модерн» было построено в 1908 году и служило местом торговли мукой. Два шатра по бокам здания в форме завязанных мешков с мукой напоминают о его историческом назначении.

В советские время здесь был магазин «Детский мир». Сейчас «Мучной корпус» – административное здание и региональный памятник архитектуры. За ним – красное здание Большого концертного зала, построенное в середине 1980-х годов. (33)Шатер «Мучного корпуса». (34)Самый человечный человек. (35)За его спиной – часовня Иверской божьей матери.

Здесь с 1633 года стояла деревянная Богоявленская церковь, Когда построили собор, на месте старой церкви возвели часовню, которая, как водится, была разрушена в советское время и восстановлена к 400-летию Томска. (36)Набережная реки Ушайки с симпатичными особняками рубежа XIX – XX веков и новостроем. (37)Небольшой холм еще дальше на восток – Воскресенская гора.

Это – то место, с которого начинался город. На южном мысу Воскресенской горы в 1604 году был построен деревянный острог, военная крепость, призванная защищать новые русские владения в Сибири. Сейчас на этом месте музей истории Томска, памятный камень и воссозданная часть деревянной крепости.

https://www.youtube.com/watch?v=ZRhEcYUzkJQ

Музей истории Томска на Воскресенской горе расположился в здании полицейского управления, построенного в 1859 году (здание слева). А справа – деревянная Спасская башня томского острога. От острога 1604 года, естественно, ничего не сохранилось. Башня вместе с частью крепости была реконструирована к 400-летию Томска.

(38)Деревянная пожарная каланча над зданием музея, воссозданная недавно – отличная обзорная точка. Туда мы тоже поднимемся в следующей серии. (39)Дальше от центра – типичные пейзажи российского города. Жилые многоэтажки, трубы, краны. (40-41)

Север

Католический собор под зеленой куполообразной крышей и телевизионная башня. (42)Воскресенская церковь – один из старейших храмов Томска.

Деревянная церковь на этом месте стояла с 1622 года, а каменная церковь что на фотографии была построена в начале XIX века (43)Вокруг Воскресенской церкви – район старой деревянной архитектуры, которую местами восстанавливают, а местами заменяют новоделом.

(44)Фоном к этому пейзажу скоро станут кубики жилых многоэтажек. (45)Улица Октябрьский взвоз ведет на Воскресенскую гору с северной стороны. (46)Вывески магазинов на проспекте Ленина – главной улице города. (47)Прямо под колокольней – корпуса духовной семинарии.

(48)На одном из зданий семинарии – часы с уникальным циферблатом. На нем – древнерусские цифры, соответствующие буквам церковно-славянского алфавита. (49)Ну и завершает наш круговой обзор уже знакомый вид. (50)Etc…

Еще о городах России:

Шагая по Москве:

Источник: https://etceterini.livejournal.com/36563.html

Томск. Кафедральный собор Богоявления Господня

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск.

Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен.

Позже к храму стали пристраиваться приделы – пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила.

Совет

Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было всенародно объявлено о создании Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года – церковноприходская школа.

Читайте также:  Mолитва по соглашению

При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению (Крещению Господню), его иногда называли Христокрещенским.

Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход “на Иордань” для Великого освящения воды в реке Томи.

В  1930-е годы храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви.

В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения.

В настоящее время собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение. Собор является Кафедральным.

Богоявленский собор в г. Томске – церковь каменная, двухэтажная, во имя Богоявления Господня и св. пророка Илии, с двумя приделами: во имя св. Архистратига Михаила и Нерукотворенного Спаса. Построена в 1784 г.

Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовом помещении: пособия из кортомной платы за торговые лавки 1200 руб., проценты с причтового капитала 380 руб. и доходы от треб. Прихожан муж. пола 29 душ, жен. пола 34.

Обратите внимание

Одноклассная церковно-приходская школа открыта 5 октября 1898 г., помещается в церковной сторожке. Законоучитель – местный протоиерей, учительница О.П. Занудина, получает жалование из средств церкви 300 руб. Попечительство открыто 4 марта 1892 г.

Благочинный протоиерей Иоанн Яковлевич Васильков, штатный диакон И.П. Извеков, псаломщик Н.И. Благовестов, сверхштатный священник В.Я. Макаров.

Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г.

Томск появился на российской карте в 1604 году, когда присланные сюда царём Борисом Годуновым казаки поставили острог на Воскресенской горе с Воскресенской деревянной церковью. Город быстро рос, “сползая” вниз, к реке Томи, где вскоре образовался Нижний посад. Вот здесь-то и построили первый Богоявленский храм.

Случилось это между 1626 и 1633 годами: в перечне томских церквей 1626 года этот храм ещё не значится, а в 1633 году он уже назван. Церковь неоднократно горела – причём дотла.

И снова отстраивалась – с постепенным увеличением количества приделов: если в 1634 году в Богоявленском храме, помимо главного престола, имелся лишь один придел, освящённый во имя преподобного Михаила Малеина, небесного защитника тогдашнего русского царя Михаила Фёдоровича, то последующий деревянный Богоявленский храм, выстроенный на этом месте являлся уже четырёхпрестольным. Сколько раз его возобновляли – неизвестно. Как предполагается, первый “предок” томского собора исчез в огне уже в 1639 или 1643 году: тогдашние пожары, превращавшие деревянный Томск в пепел, зафиксированы в документах. 15 апреля 1770 года церковь в очередной раз сгорела. Её быстро отстроили, но простояла она чуть больше года; в июле 1771 года храм был перестроен – правда освятили его во имя Михаила Архангела. В те времена давно уже шли разговоры о строительстве церкви в камне. Как раз в это время в Томске, уставшем от огненной стихии, понемногу разворачивалось каменное строительство. Окончательное решение созрело к декабрю 1776 года, а заложили первый камень в основании строящегося собора, чуть позже, в 1777 году, причём западнее того места, где прежде стояли деревянные церкви, ближе к реке Томь. Строительство по разным причинам ударными темпами не блистало – нижний этаж был готов лишь спустя семь лет, а 23 ноября 1784 года состоялось освящение вновь выстроенного собора в честь Богоявления Господня. Каменный Богоявленский собор строили ровным счётом 124 года – срок, даже по сибирским меркам ХVIII века, внушительный. Связано это было с тем, что заказчики хотели получить церковь немалых размеров, последовательно пристраивая один за одним к основному объёму приделы. Вообще, строительство Богоявленского собора могло никогда не закончиться, если бы не богатые томские купцы, не жалевшие средства на возведение в самом центре города церкви, которая должна была стать подлинным его украшением. И стала им. А ещё – памятником томскому купечеству.

В 1804 году именно в Богоявленской церкви состоялось событие, ознаменовавшее появление в Российской империи новой административной единицы – Томской губернии. Вот как об этом К.Н.

Евторпов в своём обстоятельном труде ” История Троицкого кафедрального собора в Томске” (Томск, 1904): “Великое торжество открытия Томской губернии 6 августа 1804 года совершено было по распоряжению первого томского губернатора, действительного статского советника Василия Семёновича Хвостова, отцом игуменом не в старом двухвековом соборе, а в приходской Богоявленской церкви”.

Строительство задуманной согласно первоначального проекта Ильинской церкви заняло ни много ни мало сорок с лишним лет – этот придел освятили в 1817 году. Став полноценно двухэтажным, храм большой вместительностью по-прежнему не отличался – площадь основного объёма, в сечении представлявшего собой близкий к квадрату прямоугольник, была невелика.

Важно

С возведением трапезной и колокольни здание вытянулось в длину, превратившись в узкий “корабль”. В 1850-е годы Богоявленский храм принялся раздаваться вширь – на новое строительство деньги предоставили купцы-компаньоны Пётр Васильевич Михайлов и Сергей Петрович Петров.

Вширь – имеется в виду возведение южного придела на первом этаже; выразительный и довольно необычный фасад этого придела, украшенный своеобразными кокошниками, по завершении строительных работ стал в некотором роде парадным, ибо был обращён на Богоявленскую площадь. Строить его начали в 1857 году, а закончили тремя годами позже, в 1860-м.

Последний придел в честь Спаса Нерукотворного образа освятили в 1901 году. На этом строительная история Богоявленского храма завершилась – он принял свой окончательный вид. Добавим, что к тому времени храм оброс жилыми, торговыми и хозяйственными постройками, которые вырастали вокруг него на протяжении всего ХIХ века. Среди них двухэтажный дом священника (1862), двухэтажный дом псаломщика (1886), угловой двухэтажный дом (1867), торговые давки, караульня и пр.

После того как и по всей стране в 1922 году прошла кампания под девизом по “изъятию церковных ценностей на нужды голодающих”, и арест настоятеля протоирея Константина Лебедева, в 1930-х годах произошло закрытие храма, после того как Сибкрайисполком постановил: “Принимая во внимание массовые требования трудящихся г.

Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здания на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского окрисполкома и горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче её под клуб транспортников утвердить…” Клуб в упразднённый храм так и не въехал, а въехали курсы “Сибжелдорстроя”. Впрочем, окончательная “советская” роль храму была суждена не “учебная”, а гораздо более страшная: в 1942 году в нём разместили цеха эвакуированного из Москвы завода “Красный богатырь”, выпускавшего резиновую обувь. Переоборудуя здание под фабричные нужды, с занимаемым помещением особо не церемонились – вскоре оно было совершенно обезображено. Фабричный сюжет продолжился и после войны, когда “Красный богатырь” вернулся в Москву. Его место занял Томский завод резиновой обуви. Испытывая недостаток в площадях, новые хозяева принялись пристраивать к бывшей церкви, в которой собственно церковь опознать уже было невозможно, новые цеха. Казалось, что храм исчез навсегда… Лишь в 1995 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращён Русской Православной Церкви. В 2003 году, накануне празднования 400-летия Томска, в его, вновь воссозданный кафедральный собор, вернулась святыня, принесённая в эти места казаками, которые поставили Томский острог: икона Святой Троицы. Правда, не в первоначальном своём виде, а виде точного списка. В Богоявленском соборе пребывает немало святынь, как то, впрочем, и подобает любому кафедральному собору. Правда, почти все они – обретения новейшего времени.

Богоявленский собор имеет четыре престола. Главный престол освящён в честь Богоявления Господня; он находится на втором этаже, в северной его части; Михаило-Архангельский на первом этаже, с юга; и, наконец, Пантелеймоновский – на втором этаже, тоже с юга. В 2001 году на колокольню Богоявленского собора были подняты одиннадцать колоколов.

Богоявленский собор – храм чрезвычайно интересный. Обычно утверждается, что он представляет собой образец “сибирского барокко”. Это отчётливо заметно с северной стороны – то есть с фасада, сформировавшегося в 1777-1817 годах.

Для Сибири это ещё совершенно “барочное” время, хотя уже в начале ХIХ века барочные формы начинают уступать натиску пришедшего из столицы классицизму. Что является несомненно барочным элементом постройки, так это гранёная апсида.

Совет

Она поднимается примерно на три четверти высоты четверика и снабжена узким гранёным барабаном с главкой, как бы ведущим взгляд от четверика к восьмерику. К сожалению, после постройки рядом с храмом семинарского здания апсиду можно рассмотреть лишь с юга, в узкий проём, оставшийся между собором и новостроем.

Сам же южный фасад разбит пилястрами на семь, даже восемь, если учитывать фрагмент придельной апсиды, прясел. Выглядит это несколько монотонно – впрочем, монотонность оживляется тем, что прясла четверика и трапезной имеют разную ширину. Граница этажей обозначена межэтажным поясом. Восьмерик Богоявленского собора необыкновенно хорош.

Он покоится на четверике с идущим поверху мощным профилированным карнизом и украшен без избыточности, но весьма изящно: тут и пилястры, акцентирующие грани восьмерика, и декоративный пояс под карнизом, и лаконичные наличники окон с “ушами”. Увенчан восьмерик восьмигранным куполом, сверху – ещё один маленький восьмигранник с главкой.

Колокольня – один из двух (наряду с восьмериком) вертикальных акцентов собора. Они почти равнозначны; по высоте колокольня, даже учитывая её узкий “петербургский” шпиль, не слишком превышает восьмерик. Колокольня имеет два яруса, при этом второй ярус, если смотреть с южной, парадной, стороны, закрыт южной пристройкой. В ярусе звона – восемь проёмов с арочными завершениями.

Внутреннее устройство Богоявленского собора, выглядящего снаружи довольно сложной постройкой, весьма ясно и логично – оно полностью отвечает строительным этапам в истории томского соборного храма. Внизу два придела.

В основном четверике, являющемся хронологически первым фрагментом здания и в сечении представляющем собой четырёхугольник, престол освящён во имя Илии Пророка. Помещение перекрыто коробовым сводом, апсида – привычной нам конхой. С трапезной оно соединяется широкой аркой, что визуально делает пространство единым.

Ильинский придел всегда открыт в будничные дни, здесь всегда многолюдно. С южной стороны – Михаило-Архангельский придел, освящённый первым, 8 января 2000 года. Он отделён от Ильинского сплошной стеной с дверным проёмом.

Тут всё просто, без излишеств – невысокий двухъярусный иконостас, минимум утвари, белые стены (такие же они, впрочем, и в Ильинском приделе). На второй этаж ведут лестницы из притвора.

Здесь – тоже два придела, в горизонтальном сечении естественным образом повторяющие нижние приделы, однако они более просторны, особенно левый, он гораздо выше нижнего благодаря открытому изнутри высокому восьмерику осуществляется с использованием традиционных для этого типа храмов тромпов.

Из трапезной, разделённой на две части стеной с аркой, в приделы ведут тоже арки, но они несколько мельче нижних, и поэтому пространство второго этажа представляется более дробным, уютным. Иконостас в центральном приделе – высокий, четырёхъярусный, он поднимается на всю практически высоту четверика.

Особенностью его местного яруса является то, что над диаконскими дверями изображены сибирские святые: слева – святители Иоанн Тобольский, Макарий Томский и Иннокентий Иркутский, справа – праведный Пётр, святой старец Феодор и блаженная Домна Томские. Перекрытие трапезной второго этажа – цилиндрическое. Помещения второго этажа расписаны замечательными фресками. Мастера-иконописцы работали здесь с 2009 по 2011 год и выполнили свою работу очень качественно, с большой ответственностью.

Обратите внимание

Более двадцати лет прошло с того дня, когда Богоявленский храм вернули верующим. Многие сомневались тогда, что ему удастся восстать буквально из пепла. Но это произошло – ныне Богоявленский храм, получивший статус кафедрального собора, является подлинным украшением центральной площади Томска.

Журнал “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №174, 2016 г.

Богоявленский собор, г. Томск, пл. Базарная (современный адрес – пл. Ленина, 7), время постройки: 1777-1784 гг.

Имеет больше четырех престолов: во имя святого пророка Илии; во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь иконы его, именуемой «Нерукотворный Образ»; во имя святого архистратига Михаила. Материал постройки – камень (кирпич), архитектурный стиль – барокко.

Храм построен вместо старой деревянной «Христокрещенской» церкви (упоминалась в 1633 году, на ее месте в середине XIX века была воздвигнута часовня Иверской иконы Божией Матери).

В Богоявленской церкви 6 августа 1804 года было провозглашено образование Томской губернии. Каждый год 6 января из храма в честь престольного праздника устраивался крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения.

В 1892 году при храме открылось церковно-приходское попечительство, в 1898 году – церковно-приходская школа, в которой обучалось 87 человек. В церковной библиотеке имелось до 400 книг. Прихожан обоего пола 128 чел. (в 1910 г.).

На церковной земле находились каменные двухэтажные лавки, сдававшиеся в наем. На эти средства содержался храм и причт.

В 1920 году храм был национализирован и передан по договору в пользование приходской общине. В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы священник Константин Лебедев и староста П.Нестеров.

Важно

После захвата обновленцами в 1922 году церковной власти в Томске храм в течение трех лет находился под их управлением. 15 октября 1925 года община храма приняла решение вернуться в каноническую церковь под начало архиепископа Дмитрия Беликова.

С 1928 года Богоявленский приход находился в юрисдикции Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), сторонники которого по имени инициатора екатеринбургского епископа Григория (Яцковского) в народе назывались «григорианцами».

В 1929 году власти предъявили прихожанам непомерные требования – провести срочный ремонт храма, а 4 ноября 1929 года, несмотря на то, что община насчитывала 215 человек, постановлением Сибирского Крайисполкома Богоявленский храм был закрыт. В здании разместили курсы “Сибжелдорстроя”. В годы Великой Отечественной войны здание закрытого храма передали эвакуированному заводу “Красный богатырь”, преобразованному позже в Томский завод резиновой обуви.

В 1996 году полуразрушенное здание Богоявленского храма было возвращено Русской Православной Церкви. В настоящее время храм отреставрирован и заново освящен. В храме совершаются ежедневные богослужения. Является кафедральным собором Томской епархии.

Справочная книга по Томской епархии на 1909-1910 год. Томск, 1911. С. 147-148. Безруких Олег, протоиерей. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре церковной археологии Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра. 2003. С. 83-84.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03578

Ссылка на основную публикацию