Икона божией матери «вертоград заключенный»

икона Божией Матери «ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ»

икона Богородицы «ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ»

 местночтимая

_______________________________________________ 

Слово вертоград в переводе с церковнославянского означает сад.

Основой для названия послужили слова из Библии: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Книга Песнь Песней, глава 4, стихи 12-15).

Эта икона Божией Матери XVII века символизирует собой сад Небесного Иерусалима.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Вертоград заключенный» молятся за близких умерших, о душевном умиротворении после невзгод.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Вертоград заключенный»
Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Богородице, Пренепорочная Владычице, Небесная Царице, Мати Царя вышних сил, Творца небесе и земли, едина радости Ходатаице всему миру, рождшая Господа нашего Иисуса Христа, земным всем Спасителя!Вопию Ти припадая: приими молебное сие пение благодарственное от недостойнаго раба Твоего и от скверных устен моих, не презри мене,  Всегосподованная Царице. Ибо никтоже прететекаяй к Тебе посрамлен бысть, или кто призываяй Тя не услышан от Тебе изыде; яко вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противни дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего, ведуще Тя Матерь Божию. Кто паки надежду возложивый на Тя погибе? Точию отметающиися покланятися образу Твоему написанному, егоже вся силы небесныя чтут, вся же колена земная, христианский род и всяк возраст верных, славословяще покланяемся, Пречистая, благоговейно почитающе. Не имамы бо инаго Бога, разве Сына Твоего, со Отцем присно и Духом Святым, во Единем Божестве, от всея твари славимаго и покланяемаго, и Тебе по Господе Бозе Госпожу Богородицу исповедуем, истиннаго Бога нашего Матерь, и любезно вси почитаем, Госпоже. Милостива убо нам Сына Твоего сотвори, паче же покажи на мне обычное Твое милосердие, можеши бо, елика хощеши: умоли о мне, яко удалихся от Него за безчисленная и скверная беззакония моя, и толико прогневах благосердие Его, и огорчих человеколюбную Его благость и многое милосердие и милость, яко несмь достоин от Него помилован быти, аще не Ты умилостивиши Его о мне, Госпоже Царице и Богомати, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаю, теплей Помощнице и скорей Заступнице, не имам бо иныя разве Тебе к Нему Ходатаицы. Ей, Царице, моя Владычице, Пречистая Госпоже Богородице, несть ми инаго высочайшаго на земли и на небеси, якоже Ты по Господе Бозе моем Иисусе Христе, и на Тя всю мою надежду имам, Пречистая Дево. Темже на Твой пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадая, покланяюся Тебе с Превечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисус Христом, боголепно почитая, и молебная пения и молитвы принося Ти, ужасаюся, и трепещу за недостоинство мое, и вопию Ти: помилуй мя, Мати Божия, и покажи на мне убозем древния милости Твоя. Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифскаго воеводы зверообразнаго, лукаваго вепря, предстателя бесов, онаго прегордаго кагана*, и разсвирепеющим морем тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на град Твой; и паки, с небесе одождением горящих камык, тьмы кораблей в мори бреющем развари еси; и ныне, едина Богомати, едина Ты таяжде сущи, яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившия, и царствующую душу мою в нем стрелою беззакония уязвившия, и всего мя мечми любодействия изсекшия, и греховным копием прободшия; ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися. Но к Тебе Матери Господа моего рыданием слез зову: предстани ми в помощь скоро, да не до конца погибну, исхити мя из руки тех, и извлецы мя из греховнаго рова, возстави паки душевный мой град, и ума владыку в нем воцари, и над всеми чувствы укрепи, неприступна и страшна врагом покажи; да вси уведят, яко Тобою содержимь есмь. Спасающи спаси, Владычице Дево, душу мою, якоже Твой град иногда, на Тя уповающий, спасла еси, на славу и заступление верным, на посрамление же нечестивым, и во веки на безконечное их мучение, на величие же и похвалу от рода в роды правоверному христианскому роду. Темже Твою помощь проповедую велегласно, и онаго Твоего великаго заступления страшное воеводство воспоминая, Тебе Взбранной Воеводе победительная восписую раб Твой, Богородице, и молебное сие акафистово приношу благодарение: приими е, и принеси Твоему Сыну и Богу, и о мне, Царице, с небесными вои и с лики святых всех, Ему предложи. В день же судный не забуди мене, и недостойнаго моего моления, и веры моея, яже к Тебе, и все упование мое возложенное на Тя воспомяни. Утеши оскорбленнаго мене, и телесное облегчи озлобление, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством. Да путь маловременнаго сего жития добре и непреткновенно возмогу прейти, и вечная оная благая получу, и славословлю Твое твердое заступление, яко багословена еси, с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.* Каган — наименование хазарского князя (от хазар).ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте: 

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики. 

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ – Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Источник: http://www.deva-maria.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D150:ikona-bozhiei-materi-vertograd-zakluchenny%26catid%3D30:ikona%26Itemid%3D3

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ»)

Перед иконами Пресвятой Богородицы

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Вертоград заключенный» молятся за близких умерших, о душевном умиротворении после невзгод.

Эта икона Божией Матери XVII века символизирует собой сад Небесного Иерусалима.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Вертоград заключенный»

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Богородице, Пренепорочная Владычице, Небесная Царице, Мати Царя вышних сил, Творца небесе и земли, едина радости Ходатаице всему миру, рождшая Господа нашего Иисуса Христа, земным всем Спасителя!

Вопию Ти припадая: приими молебное сие пение благодарственное от недостойнаго раба Твоего и от скверных устен моих, не презри мене, Всегосподованная Царице.

Читайте также:  Икона божией матери «живоносный источник»

Ибо никтоже прететекаяй к Тебе посрамлен бысть, или кто призываяй Тя не услышан от Тебе изыде; яко вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противни дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего, ведуще Тя Матерь Божию.

Обратите внимание

Кто паки надежду возложивый на Тя погибе? Точию отметающиися покланятися образу Твоему написанному, егоже вся силы небесныя чтут, вся же колена земная, христианский род и всяк возраст верных, славословяще покланяемся, Пречистая, благоговейно почитающе.

Не имамы бо инаго Бога, разве Сына Твоего, со Отцем присно и Духом Святым, во Единем Божестве, от всея твари славимаго и покланяемаго, и Тебе по Господе Бозе Госпожу Богородицу исповедуем, истиннаго Бога нашего Матерь, и любезно вси почитаем, Госпоже.

Милостива убо нам Сына Твоего сотвори, паче же покажи на мне обычное Твое милосердие, можеши бо, елика хощеши: умоли о мне, яко удалихся от Него за безчисленная и скверная беззакония моя, и толико прогневах благосердие Его, и огорчих человеколюбную Его благость и многое милосердие и милость, яко несмь достоин от Него помилован быти, аще не Ты умилостивиши Его о мне, Госпоже Царице и Богомати, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаю, теплей Помощнице и скорей Заступнице, не имам бо иныя разве Тебе к Нему Ходатаицы. Ей, Царице, моя Владычице, Пречистая Госпоже Богородице, несть ми инаго высочайшаго на земли и на небеси, якоже Ты по Господе Бозе моем Иисусе Христе, и на Тя всю мою надежду имам, Пречистая Дево. Темже на Твой пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадая, покланяюся Тебе с Превечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисус Христом, боголепно почитая, и молебная пения и молитвы принося Ти, ужасаюся, и трепещу за недостоинство мое, и вопию Ти: помилуй мя, Мати Божия, и покажи на мне убозем древния милости Твоя. Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифскаго воеводы зверообразнаго, лукаваго вепря, предстателя бесов, онаго прегордаго кагана*, и разсвирепеющим морем тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на град Твой; и паки, с небесе одождением горящих камык, тьмы кораблей в мори бреющем развари еси; и ныне, едина Богомати, едина Ты таяжде сущи, яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившия, и царствующую душу мою в нем стрелою беззакония уязвившия, и всего мя мечми любодействия изсекшия, и греховным копием прободшия; ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися. Но к Тебе Матери Господа моего рыданием слез зову: предстани ми в помощь скоро, да не до конца погибну, исхити мя из руки тех, и извлецы мя из греховнаго рова, возстави паки душевный мой град, и ума владыку в нем воцари, и над всеми чувствы укрепи, неприступна и страшна врагом покажи; да вси уведят, яко Тобою содержимь есмь. Спасающи спаси, Владычице Дево, душу мою, якоже Твой град иногда, на Тя уповающий, спасла еси, на славу и заступление верным, на посрамление же нечестивым, и во веки на безконечное их мучение, на величие же и похвалу от рода в роды правоверному христианскому роду. Темже Твою помощь проповедую велегласно, и онаго Твоего великаго заступления страшное воеводство воспоминая, Тебе Взбранной Воеводе победительная восписую раб Твой, Богородице, и молебное сие акафистово приношу благодарение: приими е, и принеси Твоему Сыну и Богу, и о мне, Царице, с небесными вои и с лики святых всех, Ему предложи. В день же судный не забуди мене, и недостойнаго моего моления, и веры моея, яже к Тебе, и все упование мое возложенное на Тя воспомяни. Утеши оскорбленнаго мене, и телесное облегчи озлобление, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством. Да путь маловременнаго сего жития добре и непреткновенно возмогу прейти, и вечная оная благая получу, и славословлю Твое твердое заступление, яко багословена еси, с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

* Каган — наименование хазарского князя (от хазар).

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Слово вертоград в переводе с церковнославянского означает сад.

Основой для названия послужили слова из Библии: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Книга Песнь Песней, глава 4, стихи 12-15).

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter           ↑

Источник: https://theprayerbook.info/3806-molitva-bozhiey-materi-pered-eya-ikonoy-ikona-bozhiey-materi-vertograd-zaklyuchennyy.html

Икона «Вертоград заключенный»

Икона «Вертоград заключенный» кисти известного иконописца Оружейной палаты второй половины XVII века Никиты Павловца была создана приблизительно в 1670 году.

Это произведение иконописной живописи хранится сегодня в Государственной Третьяковской галерее и занимает особенное место в истории иконописи.

«Вертоград заключенный» — уникальный шедевр, и его неповторимость заключается в особенном художественном стиле искусства иконографии, который на сегодняшний день очень мало исследован.

Образ имеет особое значение, которое переоценить невозможно. По сути, в настоящее время это единственная известная икона Божьей Матери «Вертоград заключенный», которая празднуется (по старому стилю) 14 марта в соответствии с церковным календарем.

Есть вероятность, что икона неоднократно повторялась, но ни одно из ее повторений — списков — не сохранилось до наших дней. Чудотворные иконы «Вертоград заключенный» упоминаются в сочинениях Е. Поселянина, С. Моховикова и Д.

Ровинского, однако ни один из авторов не приводит их описания, которые позволили бы утверждать или, по крайней мере, предполагать, что имела место определенная традиция иконописи.

Композиция иконы «Вертоград заключенный» основана на библейской Песни песней. Западноевропейская литература связывала образы сада и невесты из Песни песней с Богоматерью. На основании таких представлений появлялись латинские аллегории сада, которые встречались в XIII–XIV веках, как правило, в праздничных, связанных с почитанием Девы Марии, проповедях.

Многие литературные памятники свидетельствуют о том, насколько популярной являлась тема вертограда — огражденного сада, который связан непосредственно с понятием «сада Марии» и Богородичной символикой. Происхождение этой темы в живописи Западной Европы доселе неизвестно, но особую популярность она приобретает с начала XV века.

Вероятно, композиция иконы «Вертоград заключенный» и ее суть опираются на западноевропейские художественные образцы, однако ни один из авторов не копирует картину Страшного суда, которая тоже носит название «Вертоград заключенный». Икона Павловца — это новое и уникальное явление, аналогов которому в древнерусском художественном искусстве не существует.

На иконе «Вертоград заключенный» Богоматерь, облаченная в царственные одеяния из тяжелой парчи, украшенные золотыми цветами, стоит в саду, держа на руках Младенца. Над ее головой — корона, которую удерживают два летающих ангела. Такое «коронование» говорит о некоем заимствовании с образцов западного искусства.

Важно

Сад изображен в форме четырехугольника, его огораживает золотая балюстрада. В самом саду высажены травы и ряды цветов, преимущественно гвоздики и тюльпаны. Такие же цветы размещаются в вазах, стоящих рядом с водоемом и в углах ограды.

Читайте также:  Архангельский собор московского кремля, россия, город москва, кремль

Рай изображен художником-иконописцем в соответствии с его впечатлениями от настоящих садов той эпохи, которые принадлежали боярам или царям. Мастер стремился передать ощущение ухоженности, упорядоченности, благоустроенности райского сада, который отгорожен от «дикого» ландшафта с холмами.

Примечательно, что ограда, окружающая сад, не замыкается, а ограждает его с трех сторон. С четвертой стороны функцию ограды выполняет водоем.

«Заключенный вертоград», не имея конкретного источника, изображает рай при помощи сложного аллегорического языка. Однако это произведение является не аллегорической картиной, а прежде всего великой православной иконой.

Источник: http://www.ikona-kiot.ru/ikona/bm-vertograd.html

Вертоград

Вертумн и Помона

ВЕРТОГРАД традиционное название сада в древней Руси. Древнерусское наименование Райского сада.

Но так как любой сад символически ассоциировался с Райским садом, то и название «вертоград» распространялось на все сады,  а садовника, соответственно, называли вертоградарем.

  • «Посмотри в свой вертоград: в нем нарцисс уж распустился». А. Майков.
  • Видел я страны чуждые и красоты земель отдаленных; видел весну цветнее, видел лето блистательнее, видел осень обильнее благословениями полей и вертоградов, нежли в стране нашей; но нигде не видал я старцев почтеннее, мужей величественнее, юношей любезнее и дев прекраснее, как в земле Славеновой… В. Т. Нарежный, «Славенские вечера», 1809 г.
  • Катерина Дементьевна с юношеских лет посвятила свою особу возделыванию вертограда добродетелей, к которым, как дама, оскорбленная судьбой, питала чрезмерную склонность. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1857 г.
  • «На этом месте Иисус Христос, по воскресении своем, явился Марии Магдалине в виде Ветроградаря. (Россия в мемуарах. Н. Н. Шипов. История моей жизни и моих странствий.
Вертумн

Во многих словарях приводится определение этимологии слова «Вертоград», как заимствованного из старославянского, и являющегося калькой готского слова aurtigards – «сад, огород»; где – врьтъ соответствует готскому aurti, gards – славянскому градъ (см. огород). Это определение в корне неверно и более того уводит нас от понимания символики и глубинного смысла данного понятия.

И если вторая половина слова – «град», вполне понятна и является синонимом слову «город»  (от слова «городить», отсюда – «огород») – в древней Руси так называлось место окруженное оградой. Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения ограды – вала или стены.

То вот первая половина слова – «верто», посвящена древнеиталийскому богу времён года и их различных даров, богу изменения плодов до их созревания – Вертумну.

В римской мифологии Вертумн бог всяких перемен во временах года, течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов. Жена его была Помона, богиня плодов и плодовых деревьев.

Его имя происходило от латинского слова «verto» – поворачиваться, поэтому Вертумна стали называть богом всяческих превращении. Этот бог посылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.

Вертумн и Помона

Таким образом «Вертоград», это град бога Вертумна, место его обитания, цветущий и изобильный сад в котором постоянно происходят различные изменения и превращения. Это место опекаемое переменчивым Вертумном и изобильной Помоной.

Вертумн изображался в разных видах, но преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии – празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены).

Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Икона «Вертоград заключенный» – икона Богородицы работы иконописца Оружейной палаты Никиты Павловца, написанная в 1670-х годах. Образ Богородицы «Вертоград заключенный» основан на популярной в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus.

Hortus conclusus (закрытый сад) – латинское выражение, восходящее к цитате из библейской Песни Песней (глава 4, стихи 12-15) «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».

Hortus conclusus

В изобразительном искусстве иконографический тип hortus conclusus представляет собой изображение Девы с младенцем в прекрасном саду, огороженном высоким забором, подчас в окружении святых жён и ангелов. В этих, как правило, небольших картинах радости жизни соединяются с глубоким символическим содержанием.

Эта икона символизирует собой сад Небесного Иерусалима.

Вертоградами иногда называли еще и небольшие плодовые садики создававшиеся в усадьбах, как правило, недалеко от главного дома. Эти садики так же называли «личный рай», так как, как правило, они не имели утилитарного хозяйственного значения, а употреблялись для отдыха, и несли символическую нагрузку, заставляя владельца задумываться о Рае утраченном.Дмитрий Ойнас, 2009

Источник: https://ojkumena-od.blogspot.com/2013/09/blog-post_3091.html

14 (27) марта 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2016-03-27 08:01:00filin_dimitry
filin_dimitry
2016-03-27 08:01:00Продолжение…

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери

(икона Божьей Матери Феодоровская со сказаниями)

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата.

Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.

Совет

Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 – 1238 гг. татарами.

Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела.

Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.Василий Ярославич был “мизинным”, то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича.

В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 – 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями.

Читайте также:  Акафист покрову пресвятой богородицы

Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов.

В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор.

Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия.

Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского “княжеского строения”.

Обратите внимание

Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена.

Собор принял новую редакцию Кормчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал “Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме“. Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4Днесь светло красуется преименитый град Кострома/ и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/ приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/ спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/ по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Икона Богородицы «Вертоград заключенный»

Слово вертоград в переводе с церковнославянского означает сад.

Основой для названия послужили слова из Библии: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».

(Книга Песнь Песней, глава 4, стихи 12-15).Эта икона XVII века символизирует собой сад Небесного Иерусалима.

Икона Богородицы Умиление Себежская (Опочецкая)

Издревле считалась покровительницей стрельцов псковской крепости Себеж. Когда Себеж по договору перешёл Польше, стрельцы ушли в Опочку (крепость в Псковской области) и унесли с собой Себежскую икону Божией Матери.

Была она поставлена в Преображенском соборе Опочки, и в 1634 году на первой седмице Великого поста и в июле от неё были знамения: из очей проистекали слёзы. Сохранились письменные свидетельства о многочисленных исцелениях от иконы.

В Преображенском храме Опочки икона, которую местные жители стали называть Опочецкой, хранилась до 1917 года. После революции чудотворный образ бесследно исчез.

Где сейчас древняя икона Себежская (Опочецкая) – неизвестно, но в храмах городов Себеж и Опочка находятся сделанные по её образцу списки (копии). На полях Себежской иконы Божией Матери изображён архидиакон Стефан, которого себежские стрельцы избрали своим покровителем, и праведный Симеон Богоприимец.

Важно

Местночтимое празднование 27 марта (14 марта по старому стилю).В дореволюционных изданиях сообщается об иконе Себежская из деревни Липки Смоленской губернии, но, возможно, речь идёт о совсем другом образе.

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Себежския, нарицаемыя «Умиление»

глас 8

Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/842218.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector