Икона божией матери «всех скорбящих радость», россия, город москва, улица большая ордынка, церковь иконы божией матери «всех скорбящих радость»

На главную

Цикл документальных фильмов “Праздники” продолжит рассказ митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) о Сретении Господнем. Когда-то давно праведному Симеону было обещано, что он не покинет этот мир до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя. И старец действительно держал Богомладенца на своих руках.

Как происходит встреча человека с Богом сегодня? Почему праздник Сретения Господня входит в число главных событий церковного года? И почему именно на Сретение стали отмечать День православной молодежи?

Стихотворение Иосифа Бродского читает священник Александр Шмеман.
Музыка митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева)

Обратите внимание

10 февраля 2019 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

3 февраля 2019 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили митрополит Старозагорский Киприан (Болгарская Православная Церковь), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), священноэконом Цветан Иванов, протоиерей Живко Желев, клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Барган.

19 января 2019 года, в праздник Святого Богоявления − Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

За Литургией архипастырю сослужили клирики храма.

18 января 2019 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении иерарх вознес молитву о мире на Украине.

13 января 2019 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, день Отдания праздника Рождества Христова и день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Иерарху сослужили заместители председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков), заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей игумен Феофан (Лукьянов), сотрудник ОВЦС протоиерей Александр Макаров, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, заведующий Службой переводов ОВЦС священник Арсений Черникин, сотрудники Отдела в священном сане, клирики храма.

В ночь на 7 января 2019 года, в праздник Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве.

Великое повечерие и утреня были совершены вечером 6 января.

Важно

Архипастырю сослужили клирики храма. Пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

6 января 2019 года, в Неделю перед Рождеством Христовым и Рождественский сочельник, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и Великую вечерню в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении Владыка вознес молитву о мире на Украине.

Источник: http://ordynka.com/

Достопримечательности и святыни Храма Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

В Москве в храмы не всегда приходят за душевным спокойствием, сюда несут ноги и тех, кто зачитывался мыслями гениальных поэтов или заслушивался сочинениями именитых композиторов.

С храмом Иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (по простому, храмом Радость Всех Скорбящих) навсегда сплелись истории Третьяковки, Анны Ахматовой, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова.

Это если не считать архитекторов, так и не сумевших закончить его оформление..

Контакты. Как добираться

  • Искать в Москве храм, посвященный знаменитой иконе, нужно по адресу: ул. Большая Ордынка, 20.
  • Телефон для справок: + 7 (495) 951-60-34.

Добираться от станции метро «Третьяковская» совсем недалеко.

Собираясь навестить это религиозное место, предстоит себе напомнить, что здесь находятся православные святыни.

  1. Поэтому тщательно подобранная скромная одежда очень кстати, как и отсутствие косметики у женщин.
  2. Разговоры, телефон, фотосъемка исключаются, желательно только молчаливое наблюдение за проводящимися службами.
  3. Так как храм действующий, чтобы не задевать чьи-то чувства, лучше приходить к началу богослужений или между ними, если хочется послушать рассказ экскурсовода.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых, среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.икона мученика Вонифатия

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Фото храма иконы «Всех Скорбящих Радость»

Желтизна небольшой однокупольной церкви с лепниной выделяет ее из ряда новостроев.
Трёхъярусная звонница вновь зазвучала, дождавшись своих голосистых колоколов.

Интерьер Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.
Уникальный подсвечник в приделе Варлаама Хутынского церкви Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Завершение окна барабана церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве.

Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.

Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/vsex-skorbyashhix-radost-na-bolshoj-ordynke.html

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Москворецкое благочиние Московской городской епархии

История

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей.

Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г.

состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "федоровская"

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе.

Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Совет

 Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году.

В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.

), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Престолы

Главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 18.00,в воскресные и праздничные дни — Литургия в 7 и 10 час., накануне — всенощное бдение в 18 час., по четвергам — в 11.

Обратите внимание

30 водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении от глазных болезней; по субботам — в 15.

30 молебен у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» об исцелении людей, подверженных недугу алкоголизма и наркомании.

Внебогослужебная деятельность

Храм открыт в течение всего дня. При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. В настоящее время чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера № 20 и пансионата № 6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.

***

Настоятель — митрополит Волоколамский Иларион.

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:109017, ул. Б. Ордынка, 20Телефон:(495) 951-60-34Web-сайт:http://ordynka.comE-mail:info@ordynka.comНастоятель:Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/254743.html

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах –

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле.

Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях.

Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов. Но наиболеее известны два типа – с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода “с грошиками”).

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности.

Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение.

Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины.

Важно

Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно.

Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона.

Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость», еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу “Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.

Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.

Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут.

Совет

Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону.

Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора.

Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске.

При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад.

На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Читайте также:  Печеные баклажаны по-грузински

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками» 

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода.

На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился.

Обратите внимание

Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской).

Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы.

Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета).

С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й 
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й 
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость» 
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы.

Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит.

Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1144338

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке известен с конца XVI века. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 году состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1783 году церковь была перестроена архитектором Васиоием Баженовым. Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным). Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1836 году. Архитектор О.И. Бове. Великое освящение храма совершил святитель Филарет Московский. Главный престол освящен в честь Преображения Господня, боковые приделы – иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1932 году. Мученическую кончину претерпел последний настоятель храма – протоиерей Константин Любомудров.В 1948 году приход вновь получает юридическую регистрацию. Приходу передается бывшее здание храма.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». Иконы преподобного Варлаама Хутынского, мученика Лонгина сотника, апостола Андрея Первозванного, святителя ФиларетаМосковского с мощами этих святых угодников Божиих. Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно: Литургия в 8:00 ч., вечерня в 18:00 ч. В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия в 7:00 ч. и поздняя – в 10:00 ч. Ежедневно: молебен пред иконой Богородицы «Всех скорбящих Радость» после Литургии.

Четверг: молебен у чтимой иконы мч. Лонгина сотника в 11:30 ч. Суббота: молебен мч. Вонифатию в 15:30 ч. Воскресенье: вечерня с акафистом Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой «Всех скорбящих Радость» в 18:00 ч.

ДУХОВЕНСТВО

Митрополит Волоколамский ИЛАРИОН (Алфеев), настоятель Родился 24 июля 1966 года.Образование: Московские Духовные Семинария и Академия.19 июня 1987 года пострижен в монашество. 21 июня 1987 года рукоположен в сан диакона. 19 августа 1987 года рукоположен в сан иеромонаха.14 января 2002 года рукоположен в сан епископа.
Игумен ФИЛАРЕТ (Тамбовский Максим Львович), штатный клирик прихода храма. Родился 15 апреля 1974 года.Образование: Московская Духовная Семинария, Киевская Духовная Академия.25 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона.21 юля 1997 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Димитрий Александрович АГЕЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился 4 августа 1976 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Аспирантура Московской Духовной Академии, Православный Свято-Сергиевский Богословский Институт в Париже.9 сентября 2007 года рукоположен в сан диакона.21 сентября 2007 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Евгений Федорович ТРЕМАСКИН, штатный клирик прихода храма. Родился 26 января 1942 года.Образование: Московский инженерно-экономический институт.10 декабря 1976 года рукоположен в сан диакона.30 декабря 1984 года рукоположен в сан пресвитера.
Иеромонах ИОАНН (Копейкин Игорь Муратович), штатный клирик прихода храма. Родился 25 октября 1986 года.Образование: Пензенское Духовное училище, Московская Духовная Семинария, Университет города Фрибурга.29 марта 2010 года рукоположен в сан диакона.
Священник Алексий Викторович ДИКАРЕВ, сверхштатный клирик прихода храма. Родился 11 января 1971 года.Образование: Санкт-петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургская Духовная Семинария, Санкт-Петербургская Духовная Академия.7 апреля 2010 года рукоположен в сан диакона17 июля 2013 года рукоположен в сан пресвитера.
Иерей Александр Сергеевич КАРЗАН, штатный клирик прихода храма. Родился 4 июня 1987 года.Образование: Коломенская духовная Семинария.27 ноября 2011 года рукоположен в сан диакона.2015 год рукоположен в сан пресвитера
Протодиакон Алексий Юрьевич ТРУНИН, штатный клирик прихода храма. Родился 10 августа 1974 года.Образование: Московская Духовная семинария.2 мая 1994 года рукоположен в сан диакона.
Протодиакон Вячеслав Тимофеевич НЕДОСЕКИН, заштатный клирик прихода храма. Родился 28 июля 1946 года.Образование: Средне-техническое (техникум).6 ноября 1990 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Евгений Васильевич МАЛЫШЕВ, заштатный клирик прихода храма. Родился 18 июля 1945 года.Образование: Военная академия связи.22 мая 2002 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Владимир Анатольевич СОШНИКОВ, штатный клирик прихода храма. Родился 1 августа 1988 года.Образование: Сретенская Духовная Семинария.15 мая 2011 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Роман Григорьевич ИВАНУСА, штатный клирик прихода храма.Образование:
Диакон Феодор Иванович ШУЛЬГА, сверхштатный клирик прихода храма. Родился 9 апреля 1974 года.Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная академия, Университет г. Фрибурга.5 февраля 2012 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до ст. метро “Третьяковская”, из выхода из метро налево 30 метров.

На базе приходского хора был возрожден Московский Синодальный хор. При храме действуют детская воскресная школа, общедоступная библиотека и молодежный клуб, проводятся катехизаторские беседы для взрослых.

На базе прихода осуществляет свою деятельность Благотворительный фонд «Старый свет» (помощь людям страдающим алкогольной, наркотической зависимостями и их родственникам), а также центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.Хомякова.

Два раза в год совершается чин присоединения к православной Церкви лиц, от нее отпавших и уклонившихся в различные секты и нехристианские культы.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/moskvoreckoe/ordynka.com.htm

Москва. Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” на Большой Ордынке

Статью добавил(а): Юлия,  4 декабря 2005

Иначе называется по главному престолу – Преображенская церковь на Б.Ордынке (или “в Ордынцах”).

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

Важно

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.

Статью добавил(а): Игорь Демин,  12 октября 2008

Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде).

Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой.

Читайте также:  Апостол тит критский

Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний – полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола – пилястрами композитного ордера.

Совет

По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами.

Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава.

Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений – лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров.

А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  21 сентября 2014

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г.

Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

Обратите внимание

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И.

Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом.

Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году.

В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России.

Важно

В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В.

Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  6 февраля 2018

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И.

Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.

Говоря о “баженовских элементах”, следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами.

Этой “округлости” трапезной соответствует и колокольня – “совершенная по форме”, как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу.

В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников “своего” – московского – ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном – охристо-белом – одеянии. Между тем такая разновидность колера – не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями.

Совет

То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя “только красными” храмами – свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, – бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви.

Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже “скудновато”. Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана – фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами.

Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

“Круглый главный храм орнаментирован великолепно, – сообщал путеводитель “Прогулки по Москве”, вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, – двери его (со двора) совсем “светские” по характеру украшения… Внутри храма необычайное богатство…

Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, по одному из которых ныне зовётся весь храм.

По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное.

Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину – изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII – начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок”.

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма “галерейным”. Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери “Всех скорбящих Радость” и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость” на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют “великим регентом ХХ столетия”). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял “Литургию Иоанна Златоуста” П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде – ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали “убрать колокольный звон”. Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №89, 2014 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02244

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector