Часовня иверской иконы божией матери у воскресенских ворот, россия, город москва

Елена Лебедева. Часовня Иверской иконы Божией Матери / Православие.Ru

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы – поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.

По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения.

Обратите внимание

Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо – икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам.

Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.

Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь.

Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота.

Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: “Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей…

” Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -“Вратарница”).

Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы…

В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители.

Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы.

Важно

Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.

Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня.

Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название – Триумфальные.

Еще назывались они Курятными – по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота.

Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново.

Совет

Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах “добрым письмом” были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св.

Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный “город” – Китай. Это была русская традиция: ворота – вход и выход из города – осеняли наверху иконами.

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую – в документах ее помещение называли “деревянным чуланом” при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный “приделок”.

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была “благолепно украшена”: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли “отрадным перепутьем для всех верующих”.

Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди – вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений.

Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты – перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом.

Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия.

Обратите внимание

Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской.

Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло “из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек”. Петр одолел шведов – своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу – запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона.

Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. “Кто там еще едет в коробе!” – огрызнулись они.

Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина “за потворство холопам”.

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

Важно

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: “Виноват перед Богом и государыней.

Простите меня, православные!” Из толпы ответили ему тогда: “Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата…” (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.

)

Только однажды Иверская покинула Москву – в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется “Аллилуйя” На смуглые поля. Я в грудь тебя целую,

Читайте также:  Преподобный серафим вырицкий

Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием “комсомольское рождество”. Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи “правильного” мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде “комсомольских святок” с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде.

Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие “праздника”.

Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий – Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза.

Совет

В центре процессии “комсомольский поп” Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел “акафист Марксу” с восклицаниями “Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!” Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную “атрибутику” под песнопения “комсомольского хора”:

Всех богов на землю сдернем! Визжите, черти, веселей! Станцуем карманьолу! Всех богов на карнавал! Буянит в вышней роще

Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на “комсомольской пасхе”, напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: “вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!”

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего – нового социалистического “вратарника”. В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота – освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Источник: https://pravoslavie.ru/209.html

Воскресенские ворота и Иверская часовня

Парадный вход на Красную площадь – Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней. Каждый человек, прежде чем войти на главную площадь страны, останавливает свой взор на Воскресенских воротах с парой арок и высоких башен, увенчанных двуглавыми орлами – символами царской власти.

Это место испокон веков считалось началом Москвы. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Сюда в первую очередь приходили москвичи после возвращения в город. Перед Воскресенскими воротами находится сегодня бронзовый знак нулевого километра Москвы.

На него, по современной московской традиции, кидают через левое плечо монетки на счастье.

Обратите внимание

Китайгородская стена – длиной две с половиной тысячи метров и с двенадцатью башнями – была построена в 1530-х годах по приказу матери царя Ивана Грозного Елены Глинской. Это было первоклассное фортификационное сооружение средневековой Москвы.

Руководил строительством итальянский архитектор и инженер Петрок Малый – строитель церкви Вознесения в великокняжеском селе Коломенском. Через Воскресенские ворота можно было попасть из торгового Китай-города на мост через реку Неглинную. Поэтому первоначальное их название – Неглинненские ворота.

В XVII веке над воротами возвели дополнительное сооружение с двумя стройными башнями.

В 1648 году по просьбе митрополита (будущего патриарха) Никона афонские монахи привезли в Москву копию Иверской иконы Божией Матери, почитаемой во всем христианском мире.

Встречать монахов к Воскресенским воротам Китайгородской стены пришел царь Алексей Михайлович с семьей, патриарх Иосиф, бояре и весь честной народ московский. На месте встречи в 1681 году была установлена деревянная Иверская часовня. Иверская икона стала одной из главных московских святынь.

Москвичи называли это икону просто «Матушкой» и даже придумали пословицу «Кто «Матушку» не видал – тот в Москве не бывал». А Воскресенские ворота вскоре стали иначе называть Иверским.

По древнему обычаю российские цари и царицы, приезжая в Москву, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. Поклониться чудотворной иконе приходили даже неверующие жители Москвы и иноземцы, которые говорили, что «эта Мадонна творит чудеса».

В 1746 году деревянная часовня стала каменной, а еще несколько десятилетий спустя ее перестроил знаменитый московский архитектор М.Ф. Казаков. После поражения Наполеона в 1812 году Иверскую часовню стали воспринимать как памятник в честь победы России над Францией. На самом верху установили позолоченного ангела с крестом.

Голубой купол часовни усыпали звездами, как небесный свод.

После революции в 1923 году возле Иверской часовни провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ряженые, изображавшие священников и монахов, пели «акафист Марксу». В 1929 году Иверскую часовню разобрали.

Важно

На одной из фотографий того времени видно, что вместо святыни была установлена скульптура рабочего. В 1931 году года снесли и Воскресенские ворота. Официальная причина – освобождение проезда для тяжелой военной техники, участвовавшей в ежегодных парадах на Красной площади.

После окончания советского режима, в 1990-е годы, ворота и часовня были восстановлены в формах XVIII века архитектором-реставратором О.И. Журиным.

Воскресенские ворота с Иверской часовней упоминаются в произведениях многих известных писателей: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой и даже англичанина Г. Уэллса. После восстановления они возвратили себе звание одной из известных достопримечательностей столицы.

На Афоне современными монахами Иверского монастыря был сделан новый список Иверской иконы, которую, как и триста пятьдесят лет назад, привезли в Москву. Двуглавые орлы на башнях Воскресенских ворот перекликаются с орлами, венчающими Исторический музей.

Здесь вообще все сооружения великолепно сочетаются друг с другом, в каком бы веке они не были построены.

Источник: https://moscowsteps.com/voskres-vorota-iversk-chasovnya

Иверская часовня в Москве – Православный журнал “Фома”

В  XVII веке будущий Патриарх Никон – в то время он был архимандритом Новоспасского монастыря – обратился к архимандриту Иверского афонского монастыря Пахомию (он прибыл тогда в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворного Иверского образа.

И вот через год этот список, который написал афонский инок Иамвлих, прибыл в Москву в сопровождении афонских монахов.13/26 октября 1648 года святыню торжественно встречали царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством жителей Первопрестольной.

В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Позднее воздвигли из дерева первую Иверскую часовню. А в 1791 году на этом уже намоленном месте Матвей Казаков построил часовню из камня.

Сложилась такая благочестивая традиция: в Иверскую часовню шли молиться перед тем, как войти в Кремль.

Часовня Иверской Божией Матери.
Архитектор Матвей Казаков, 1791 г. Фото начала XX века

Совет

Шли, въезжая в Москву, цари и царицы, люди из знатных дворянских семей, занимающие высокие посты в государстве Российском. Нескончаемым потоком приходили к святыне и простые верующие люди. Помолившись, все получали здесь и помощь, и благословение Царицы Небесной.Иверский образ прославился множеством чудес и исцелений, которые записывались в часовне в особую книгу.

Во время нашествия Наполеона многие жители бежали из Москвы. Чудотворная Иверская икона была вывезена тогда во Владимир управлявшим Московской епархией архиепископом Августином. Иверская часовня после разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

Место снесенной
Иверской часовни, 1929 г.

В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. По сей день неизвестно, где находится чудотворный образ из Иверской часовни. А второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы, с которым ходили по домам и приходским храмам, пребывает ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1994 году правительство Москвы приступило к воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте по проекту архитектора О.И. Журина.

В 1995 году иеромонахом Ксенофонтова монастыря на Афоне иконописцем Лукой для часовни был написан новый список со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы».

Этот список доставил в Москву 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, самолет греческих ВВС. На аэродроме был выстроен почетный караул. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство, множество верующих.

Восстановленная в 1995 году Иверская часовня.

И вот под звон колоколов и пение тропаря икону в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей внесли в Богоявленский кафедральный собор для всеобщего поклонения.

В течение всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался акафист.

26 октября крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора на Красной площади через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, которую освятил Святейший Патриарх Алексий II.

И вновь после этого праздничного дня нескончаемым потоком идут и идут к святыне верующие люди. Среди них и паломники из разных стран.

Источник: https://foma.ru/iverskaya-chasovnya-v-moskve.html

Иверское сердце Москвы

Думая о далеком путешествии к святым местам, не забудьте про святыню в самом сердце русской столицы. В Иверскую часовню веками приходят с любыми проблемами и получают помощь – от успешной сдачи экзамена до исцеления болезни.

Точный список чудотворной Иверской иконы был впервые привезен с Афона в Москву по просьбе царя Алексея Михайловича в 1648 году. После поклонения образ оказался в недавно построенном Святоозерском монастыре на Валдае.

Через некоторое время валдайские монахи сделали копию со списка и отправили его в Москву. Долгое время икона находилась на открытом воздухе, доступная для всенародного поклонения. Однако со временем краски на ней стали тускнеть и осыпаться.

Читайте также:  Преподобный георгий (мхеидзе), архимандрит

Для защиты образа от непогоды была сделана небольшая деревянная часовня, в которой постоянно служили святоозерские иноки.

Обратите внимание

Современный вид часовня приобрела после 1812 года, когда она стала памятником победы над Наполеоном и была украшена итальянским художником Пьетро Гонзаго. В 19 веке Иверская часовня была самой почитаемой святыней Москвы.

Даже зимой, в самый лютый мороз все мужчины проходили около нее с непокрытой головой в знак своего уважения к святости места. Этому обычаю следовали и некоторые из иностранцев, даже католики и лютеране.

Например, у итальянцев, долго живших в Москве, сложился настоящий культ часовни и ее иконы.

В 1929 году часовня была полностью разрушена. Восстановление началось в 1994 году, когда афонские монахи решили сделать еще один список с Иверской иконы Божией Матери и передать его в Москву.

История совершила круг и через триста пятьдесят лет после царя Алексея Михайловича и патриарха Никона монахи-святогорцы опять привезли образ Иверской Богоматери в Россию.

Его установили на прежнем месте, во вновь отстроенной часовне.

К Иверской иконе всегда приходили как к заступнице и советчице, в момент совершения сложного жизненного выбора, за помощью и защитой. В прошлом веке часовню называли “отрадным перепутьем для всех верующих”. Сейчас там постоянно служится молебен с акафистом Богородице.

Перед часовней, по контрасту, ходят торговцы, размахивая “русскими” ушанками с красной звездой, сделанными в Китае, и странные женщины собирают монетки, которые туристы бросают на “пуп земли”. Две разных мира рядом.

При взгляде на них отчетливо понимаешь, что настоящая Россия – здесь, в часовне, которую Цветаева назвала “червонным Иверским сердцем” Москвы.

Икона “Богоматерь Иверская”

Важно

Иверская часовня до революции

Иверская часовня до революции
Воскресенский мост и Воскресенские ворота в конце XVIII веке на картине Фёдора Алексеева.
“Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке”. А.Васнецов, 1926 г.
Вид на Воскресенские ворота Китай-города и Кремль со стороны Тверской улицы.

Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева, 1800-1802 гг.
Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева, 1800 г.
Фото 1880-х гг.
Фото 1895-1896 гг., B. Avanzo. Иверская часовня.
Воскресенские ворота в 1900-х годах.
Фото кон.1900-х – нач.1910-х гг.

Фредерик де Ханен, 1912 год, “У Иверской часовни”.

Иверская часовня, Ложкин А.В., нач. XX века.

Подробнее о чудотворных иконах Афона вы можете прочитать здесь.

Узнать историю создания образа “Богоматерь Иверская” можно тут.

Источник: https://cyrillitsa.ru/posts/265-k-iverskoy.html

Икона Божией Матери «Иверская»

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая!

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!

Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная.

Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

Иверский монастырь. Храм, где хранится главная святыня обители — Иверская икона

История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом.

…Прошло 800 лет, и заветная святыня оказалось бережно хранимой у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, что в Малой Азии. В те времена (IXв.) в Византии правил жестокий иконоборец – император Феофил. По его приказанию Божественные лики тщательно разыскивались, их изымали из Храмов, отбирали у жителей, обыскивая их дома. Народ видел страшное зрелище – в кострах полыхали иконы.

Посланные императором повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а впоследствии принял иночество).

Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания. Благочестивая женщина пустила ее в море и икона в вертикальном положении поплыла по волнам. Сын благочестивой вдовы впоследствии ушел на Афон, где провел в иноческих подвигах. От него афонские иноки узнали об иконе, которую его мать пустила на воду.

Это предание сохранилось между старцами.

Спустя много лет святая икона явилась «в столпе огненном» на морне вблизи Иверской обители. В это время в Иверском монастыре жил святой старец Гавриил-Пещерник («Спелеотис»).

Богоматерь явилась ему во сне и повелела возвестить настоятелям и братии, что Она желает дать им Свою икону в помощь и заступление, повелев старцу без боязни подойти к иконе по воде.

Преподобный Гавриил с верой прошел прямо по воде, взял икону и вынес ее на берег.

Иноки внесли ее в обитель и поставили в алтарь. На следующий день иконы на месте не оказалось. После долгих поисков ее нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако на утро икона опять оказалась над вратами.

Так повторялось несколько раз. После этого над вратами обители был построен храм, в котором святая икона пребывает до сих пор.

По имени обители она называется Иверской, а по месту пребывания ее над вратами – Вратарницей («Портаитисса»).

Монастырь Иверон

Совет

Иверский монастырь расположен на северо-восточном побережье Святой Горы, с северо-запада окружен горами, покрытыми лесом. От столицы Афона Карей примерно час пешего пути.

Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая Вратарница, которую весьма почитают в России.

Монастырь обнесен высокими стенами и расположен на берегу пристани, называемой в древности Климентовою пристанью, к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью. При входе в обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери именуемой «Вратарница» («Портаитисса»). Сейчас икона помещена в специальный киот.

Иверский монастырь основан в конце X века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря. Строителями его были царственные иноки Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии (Грузии) и происходившие из грузинской династии Багратионов.

С самого начала монастырь назвали Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, однако в 1357 году этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии).

В 1259 году от латинян Иверская обитель потерпела сильные бедствия; была разорена, часть иноков пленили, многие были убиты. После такого погрома монастырь не скоро оправился. В 1285 году было снова нападение латинян, а в 1306 году монастырь потерпел страшные разорения от каталанцев. До конца XVI столетия монастырь находился в упадке.

В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.

Возрождение монастыря в полной силе осуществлялось на протяжении XVII столетия. К XIX веку вследствие политических переворотов на востоке грузин осталось очень мало и управление монастырем окончательно перешло в руки греков.

Обратите внимание

Главный Соборный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Основанный в X веке, Собор почти весь расписан поздней живописью, но сохранились фрески и XVI века. В западной стене внутреннего притвора находится гробница с мощами ктиторов монастыря.

Кроме Соборного храма в монастыре находятся еще три малые церкви: Богородицы «Вратарницы» («Портаитиссы»), св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Собора св. Архангелов и пятнадцать параклисов.

Из монастырских святынь находятся части хламиды, губы и трости через которые был поруган Господь иудеями; часть животворящего древа Креста Господня и частицы мощей святых: Феодора Стратилата, Михаила Синадского, великомученика Пантелеймона, мученицы Фотинии, Евпраксии и Параскевы, великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоустого, бессребренников Космы и Дамиана, апостола Петра, евангелиста Луки, апостола Варфоломея, Афанасия Великого и многих других.

Иверский монастырь занимает 3-е место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с 1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году.

В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами – в ските и кельях.

Иверская икона – покровительница Москвы. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится в Иверском монастыре на Афоне.

Вот как эта чудотворная икона попала в Москву. Архимандрит Иверской обители Пахомий поехал в Москву собирать приношения в пользу афонских обителей. Вернувшись, благодарный Пахомий велел собрать всю свою братию.

С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу.

Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону. Иноки, в помощь ему, дважды в неделю совершали всенощные и Литургии. Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника.

В Москве икону торжественно встречали Патриарх Иосиф, царь Алексей Михайлович со всем семейством, духовенство, бояре и народ. Затем эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.

Иверская часовня у Воскресенских ворот. Фото 1900 г

В память встречи Иверской иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был написан еще один список, получивший наименование Московского. Вскоре от него начали совершаться чудеса, и в часовне была заведена рукописная книга для их записи.

Насколько сильно почитали святую икону жители Москвы и всей России, приезжавшие в столицу, можно было видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися. Кроме общих молебнов, почти непрерывно служились молебны заказные.

Читайте также:  Святитель кирилл иерусалимский

Едва ли тогда в Москве можно было найти человека, который в течение своей жизни не прибегал бы с молитвой к святой иконе и не находил бы в этой молитве надежды и утешения.

Иверская часовня у Воскресенских ворот. Фото 1910 г

В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. А в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни.

В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией Матери, написанная специально для этого случая.

Святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Божия Матерь.

Важно

Для Москвы с чудотворной иконы Божией матери, явившейся по преданию в Иверском монастыре Св. горы Афон, было сделано три списка. Список 1615 г. заказал патриарх Никон для своего Иверского монастыря на Валдае.

Список 1648 г. поместили в Новодевичий монастырь. Третий список был привезен в 1669 г. для Никольского греческого монастыря. Его и поместили в выстроенную в 1666г.

деревянную часовню у Неглиненских ворот при входе на Красную площадь.

Иверская икона в Иверской часовне

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

6 мая 2012 года Новодевичьему женскому монастырю передали древнейший список Иверской иконы Божией Матери из запасников Исторического музея. В церемонии передачи иконы принял участие президент РФ Владимир Путин.

Вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Владимир Путин принял участие в Крестном ходе, во время которого икона была пронесена духовенством Московской епархии от врат монастыря в Смоленский собор, где перед ней совершили молебен.

Тысячи верующих пришли в Новодевичий монастырь, чтобы стать свидетелями возвращения Иверской иконы. Чудотворный образ, три века пребывавший в обители, с послереволюционных времен находился в запасниках Государственного исторического музея.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой Седмицы.

Тропарь, глас 4:
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

_______________________________________________________
Иверская икона Божией Матери

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (4758) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/10/26/ikona-bozhiej-materi-iverskaya/

Иверская икона Божией Матери

Дорогие братья и сестры!

13 (26) октября Русская Православная Церковь торжественно чтит образ Пречистой и Преблагословенной, Славной Владычицы Нашей Богородицы и приснодевы Марии «Иверская» (греч.: Πορταΐτισσα — Портаитисса («Вратарница», «Привратница»))

«Иверская» Божия Матерь принадлежит к иконописному типу Одигитрия и пользуется особым почитанием на Святой Руси. В этот день в 1648 г.

список с афонского образа был торжественно встречен в Москве и перенесен в Новодевичий монастырь, где пребывал на протяжении трех с половиной столетий до его закрытия в 1922 г.

В последующие годы икона хранилась в фондах Государственного исторического музея и лишь в мае 2012 г. была возвращена Церкви.

История создания списка с образа «Иверской» Божией Матери восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон (будущий Патриарх) обратился с просьбой даровать святыню Московскому царству. В ответ гость обещал сделать для российского государя точный её список. Уже через год список был доставлен в Москву вместе с грамотами царю Алексею Михайловичу.

Совет

Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и Патриархом, духовенство, бояре и множество народа.

В 1656 г. стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 г.

в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера.

Позже, когда почитание святыни в народе стало повсеместным, каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской иконе. Даже сложилась пословица: «Кто „Матушку“ не видал — тот в Москве не бывал».

Кондратьев И.К. в книге «Седая старина Москвы. Исторический обзор и полный указатель ея достопамятностей» (1893 г.) пишет: «Главнейшей достопамятностью и бесценным украшением Воскресенских ворот является, несомненно, чудотворная икона Иверской Божьей Матери… Редкий приходящий в город не зайдет в часовню для поклонения святой иконе.

Отправляется ли кто в дорогу, приезжает ли в Москву, приступает ли к важному делу — всякий считает священной обязанностью просить благословения у Заступницы рода христианского. В скорби, в беде — каждый москвич молит о Её заступничестве, в радости — он спешит благодарить Заступницу.

Все болящие, терпящие разные неправды и напасти призывают святыню в свои дома для молитвословия, для освящения жилищ своих и для уврачевания недугов».

Благодаря Иверской часовне укрепился обычай вступать на Красную площадь и в Кремль через Воскресенские ворота. Ему следовали, приезжая в Москву на коронацию, все императоры, вплоть до императора Николая II.

Обратите внимание

В страшный период богоборчества Иверскую часовню разобрали (1929 г.). В 1931 г. снесли и Воскресенские ворота. В середине 90-х гг. прошлого столетия Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены.

Подчеркнем, что даже в период кровавых гонений на Церковь поклонение Иверской иконе продолжалось и после октябрьского переворота, вплоть до закрытия и сноса святыни.

Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс в своей книге-воспоминаний «Россия во мгле» свидетельствует: «…Особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют её каменные стены».

Поэтесса Марина Цветаева называла Иверскую святыню «червонным иверским сердцем» Москвы:

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит,

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льется «Аллилуйя»

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля

1916 г.

Осип Мандельштам вторит: 

На розвальнях, уложенных соломой,

Едва прикрытые рогожей роковой,

От Воробьёвых гор до церковки знакомой

Мы ехали огромною Москвой

1916 г.

Поэт серебряного века Борис Садовский в стихотворении «У Иверской» писал:

Светлая тайна под древнею сению

В кротком величии облака темного.

Внемли, Пречистая Дева, молению,

Пламенной скорби скитальца бездомного.

В жарких слезах я припал у подножия

Трона земного Небесной Царицы.

Дева Мария, Избранница Божия,

Душу мою изведи из темницы.

 

Многие русские писатели в своих книгах упоминают Иверскую часовню: И.А. Бунин («Воспоминания», «Чистый понедельник»); И.С. Шмелёв («Богомолье»); А.И. Солженицын («Красное колесо»). В романе Л.Н.

Толстого «Война и мир» Пьер Безухов «…как только он увидал — проехал по городу — эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, увидал эту площадь Кремлевскую с незаезженным снегом…, — он почувствовал себя дома, в тихом пристанище».

По свидетельству книгоиздателя И.Д. Сытина, Антон Павлович Чехов, приезжая в Москву, всегда останавливался в гостинице «Большая Московская» в номере пять, который выходил окнами на Иверскую часовню.

В ночной тишине он часто подолгу смотрел на толпу народа, стекавшуюся к часовне в полночь, к общему молебну Богоматери.

Важно

Не случайно, что в романе «Палата номер 6» уставшего от работы доктора Андрея Ефимовича повезли на отдых в Москву, где первым делом отвели поклониться Иверской иконе.

Александр Вертинский в книге «Дорогой длинною» писал: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла её икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцелённые от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий.

С неё начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской. Там всегда было жарко и душно. Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе.

Я помню, как перед большими событиями, экзаменами, например, или в ожидании денег от родителей я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

Иверская икона практически ни когда не покидала пределов Первопрестольной. Однако существует предание, что доставленный с Афона в 1648 г. список был украден Наполеоном и чудесным образом его отыскали в Париже русские эмигранты. Об этом в своих воспоминаниях свидетельствует монахиня Силуана (Соболева Н.А.) (+1980):

В 1930 г. один из православных увидел в парижской антикварной лавке икону Иверской Божией Матери, похожую на ту, которая была вывезена наполеоновскими войсками в 1812 г. Цена образа была чрезвычайно высокая — 25 000 франков. Стали искать деньги для ее выкупа и нашли часть суммы в качестве задатка.

Икону забрали и стали собирать средства на её окончательную покупку. Однако их собрать не удалось и святыня вновь оказалась выставленной на продажу. К решению проблемы подключился владыка Вениамин (Федченков), которому удалось забрать икону под «честное слово» выплатить её полную стоимость в течение некоторого времени.

«Однако мысль „где взять деньги?“ неотступно преследовала его.

Всю ночь епископ Вениамин не мог успокоиться. Владыка горячо молился о вразумлении, и в тонком сне ему явилась Сама Божия Матерь, сказав: „Как ты можешь сомневаться?“. На следующий день за богослужением во время евхаристического канона он обратился ко Господу с мольбой о помощи в приобретении иконы и вдруг услышал внутренним слухом: „Где твоя вера?“.

Совет

На сердце владыки стало спокойно, пришла уверенность, что икона останется в храме». После этого епископ Вениамин произнес вдохновенную проповедь, в которой говорил о важности Иверской иконы в истории России и благодатной помощи, подаваемой по молитвам к Божией Матери верующим. Был назначен сбор средств для выкупа святыни.

Деньги клали все, и многие приносили последнее, что имели.

Одна пожилая женщина «…принесла довольно крупную сумму: долгие годы она откладывала свое жалование „на похороны“, и вот, услышав о чудотворной иконе, она пожертвовала все накопленные деньги, решив, что уже как-нибудь её похоронят (Необходимо сказать несколько слов о том, что похороны её явились свидетельством того, как Божия Матерь почтила её.

Для погребения отвели лучшее место, которое было доступно русским в Париже. После отпевания в Трехсвятительском храме тысячи русских людей пошли провожать её в последний путь. Когда гроб с телом усопшей опустили в могилу, каждый из провожавших снял с груди мешочек с хранившейся там святыней — русской землей и бросил горсть её в могилу.

Людей было так много, что весь гроб покрылся родной землей).

Эта жертва стала основной, к ней прибавились пожертвования других прихожан. Эмигранты бедствовали, голодали, но многие отказывались даже от необходимого и вносили свою лепту». К сожалению, собранных средств все равно оказалось недостаточно.

«И тогда епископ Вениамин разослал письма своим близким в разные города Франции с просьбой ссудить его квартирными деньгами, которые каждый из них откладывал в течение трех месяцев (плата вносилась на три месяца вперед, а просрочка грозила выселением).

Квартирные деньги были для русских эмигрантов неприкосновенными — и вот их-то попросил владыка, обещая вернуть в нужный срок. Замечательно, что никто не ответил отказом и никого из тех, кто прислал деньги, не согнали с квартиры.

К указанному сроку необходимая сумма задатка была собрана. Владыка сам отдал деньги антиквару, который был поражен, что деньги удалось собрать. Это было явным чудом Божиим».

С течение времени была собрана нужная сумма и икона благополучно была выкуплена, в который раз став свидетельством милости Божией к верующим людям.

«Завершим статью призывом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (обращенным к православной пастве в день торжественного возвращения святого образа в Новодевичий монастырь (06.05.2012)) о горячей молитве перед «Иверской» иконой Божией Матери «…о стране нашей, о народе нашем, о Церкви нашей. И дай Бог, чтобы непреткновенно, поступательно развивалось Отчество наше, восходя от силы к силе»

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/iverskaya-ikona-bozhiey-materi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector