Ферапонтов монастырь, россия, вологодская область, кирилловский район, село ферапонтово

Ферапонтово

Село Ферапонтово расположено в Кирилловском районе Вологодской области на берегу двух живописных озер — Ферапонтовское и Паское (иногда встречаются названия Спасское, Слободское).  На основании источников, датированных второй половиной XVII века, ранее поселение называлось подмонастырской слободой.

Ферапонтово

Озера соединены незамерзающей речушкой Паской, участком длиною всего 500 метров. Свое начало река берет из озера Пятницкого, также расположенного неподалеку.

Река Паска

В селе имеется средняя школа, детский сад, медпункт, библиотека, несколько магазинов и маленькая гостиница на 30 мест с одноименным названием. В летнее время номера в гостинице необходимо резервировать заранее.

Библиотека

Школа

Детский сад

Медпункт

Напротив этих зданий расположен мемориал павшим воинам — участникам Великой Отечественной войны:

Мемориал

Обратите внимание

Несмотря на незначительные размеры поселения, Ферапонтово известно далеко за пределами края. Такую славу оно получило благодаря соседству с Ферапонтов-Белозерским Богородице-Рождественским Мартиниановым монастырем с его стенописью кисти Дионисия — известного древнерусского иконописца, продолжателя традиций А. Рублева.

Село располагается на противоположном от монастыря берегу озера. С него открывается великолепный вид на весь архитектурный ансамбль.

Монастырь на берегу озера

Уникальности монастырю добавляет и открывшийся в 1974 г. Музей фресок Дионисия. В 1502 году художник с сыновьями создал их за 34 дня в виде иконостаса и стенописи Рождественского собора. Время создания фресок точно установлено, благодаря сохранившейся среди них надписи.

Полная сохранность росписей представляет огромную историческую ценность, что сделало имя Дионисия всемирно известным.

Раньше, чтобы избежать повреждений, осмотр фресок допускался только в определенные дни, когда погодные условия характеризуются нормальной температурой и влажностью (в июне-августе).

На данный момент Собор Рождества Богородицы открыт для посещения круглый год, благодаря новой системе отопления.

Улица Молодёжная

Дом в селе Ферапонтово

Ферапонтово находится в 18 километрах от Кириллова и 120 от Вологды. Добраться до населенного пункта возможно несколькими способами. Ниже приведена карта со схемой проезда.

  • Автобусный маршрут. Для этого подходят автобусы из Кириллова, курсирующие 2 раза в неделю (время в пути – 30 мин). Альтернативным вариантом могут служить маршруты автобусов, останавливающихся на повороте на Липин Бор (из Вологды и Череповца), они ходят 2-3 раза в день. От этого поворота нужно пройти пешком в сторону села еще 2 км.
  • Железнодорожный транспорт. Им удобно добираться ночью из Москвы в Вологду или из Санкт-Петербурга до Череповца либо Вологды. Далее лучше воспользоваться автобусным сообщением.
  • Водный путь. Посредством каналов и озер Северо-Двинской системы село связано с Волго-Балтийским водным путем. Путешествие будет насыщено созерцанием живописных видов и знакомством с особенностями здешних водных объектов.
  • Личный автотранспорт. Является наиболее удобным способом организации поездки в Ферапонтово. Из Вологды – на север по трассе Р5, из Череповца – в северном направлении по трассе Р6 через Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.

Источник: https://parkrusever.ru/ferapontovo.html

Русский Север. Ферапонтово. Ферапонтов монастырь зимой

?Сегодня же снова пройдемся по зиме. Куда же без неё?Ферапонтово, пожалуй, было изюминкой и кульминацией этого небольшого путешествия. Да, даже не само Ферапонтово, а все-таки монастырь. Так будет честнее.Разумного объяснения тому, что мы столько раз проезжали мимо, но чтобы здесь побывать пришлось ехать специально, у меня нет.

А ведь от трассы Вологда – Медвежьегорск всего-навсего 2 километра. Сколько раз мы проезжали мимо, мне сходу сосчитать не удалось, но, пожалуй, с добрый десяток-то было.Наступил 2019 год, и мы наконец-то здесь побывали.

В день приезда мы немного осмотрели Горицкий монастырь и поднялись на гору Мауру. Об этом я уже рассказал.

К обеду мы заселились в гостевой дом в Кириллове, а потом до вечера бесцельно бродили по огромному Кирилло-Белозерскому монастырю. Обещанное солнце так и не пробилось сквозь серые тучи. С началом сумерек у меня внезапно появилась мысль доехать до Ферапонтово. Ехать недалеко, шанс успеть на синий час был. Неизвестно было лишь одно, есть ли подсветка.

На синий час едва ли успели, но все-таки успели, я считаю. Действовать нужно было быстро, а точек для съемки я толком и не знал. Но из памяти удалось извлечь несколько ракурсов, а тропинки к ним уже были протоптаны. О чем говорить, если сюда не только туристы и паломники ездят, но и фототуры водят?Решили заглянуть на территорию монастыря.

Важно

Заглянули как раз под закрытие. Что ж, каких-то супершедевров не вышло, но прокатились вечером не зря.Вернулись обратно в базовый Кириллов. Прежде, чем отправиться отдыхать в номер мы решили где-нибудь поужинать. Заехали в кафе “Перекресток”, но оно было в этот день закрыто на юбилей (или что-то подобное).

Ничего не оставалось, пришлось бесцеремонно завалиться в ресторан (по версии Яндекс карт) “Пир горой”. На деле же этот ресторан оказался столовой с классической раздачей, а вечерами – кафе-баром. Мы успели попасть на столовую.Остаток вечера провели в номере и рано легли спать. День был длинным и насыщенным.Утром выглянул в окно, там было по-прежнему серо и пасмурно.

Ожидать рассвета было глупо и мы не стали торопиться.На этот день основной точкой был Ферапонтов монастырь. Вчерашняя вечерняя разведка наметила вектор передвижений.Когда-то этот мост через р. Паску был сложен из бревен, сейчас деревянными остались только настил и перила, а несущие конструкции уже железобетонные.

Перед мостом установлен знак движение запрещено, но перед монастырем все равно полно машин.Рассчитывать на то, что днем и в выходной день удастся увидеть монастырь таким, как на первом снимке не стоит. Вероятнее всего будет что-то подобное.А теперь настало время исторической информации.

Нельзя же не упомянуть об этом?

Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом. Ферапонт пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель.

 Число монахов росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже – трапезную.Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

Читайте также:  Преподобный авраамий ростовский

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.В 1904 году монастырь стараниями игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

© wiki
С исторической справкой закончим, пожалуй.
А теперь настало время запустить в небо квадрокоптер.Хоть с фотографической точки зрения с погодой нам не сильно везло, но в плане полетов было все хорошо. Осадков не было и ветер был слабый. Все-таки в сложных метеоусловиях летать такое себе удовольствие, да и риск возрастает многократно.Вид на монастырь со стороны Монастырского озера.А это уже вид со стороны села Ферапонтово. Село Ферапонтово входит в ассоциацию “Самые красивые деревни России”.Тот самый мост и незамерзающая Паска. Река эта вытекает из Монастырского озера и впадает в соседнее Спасское озеро. Длина речки чуть больше 500 метров.По сравнению с массивным Кирилло-Белозерским монастырем, компактный Ферапонтов монастырь смотрится изящным.Да и в существующий ландшафт вписан очень гармонично.Наверное, подобные ракурсы есть у всех новичков. Вообще, надо будет на эту тему отдельный пост забабахать как-нибудь.
Аккумулятор высажен, запасных пока нет. Поэтому спускаемся с небес на землю.Здание администрации музея было щедро увешано сосульками. Что-то с утеплением чердачного перекрытия у них не в порядке явно.Подходим ближе.Знаменитые живописные сосны на берегу озера.Вид в обратную сторону, на озеро.Церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта.Они же, но с угла.Заходим на территорию монастыря.Слева направо: трапезный корпус, на заднем плане церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, на переднем плане галерея с колокольней, затем собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Мартиниана.Все компактно и очень живописно.Любоваться фресками Дионисия мы почему-то не захотели. Решили просто погулять по территории и внимательно осмотреться.Удивительно, но с какой стороны не посмотри – все время красиво.К трапезному корпуса явно раньше что-то было пристроено.Выходим через восточные ворота. На этом осмотр решено было заканчивать.Низкое январское солнце уже потихоньку клонилось к горизонту.Последний взгляд на монастырь и пора собираться дальше. Прежде, чем отправиться домой мы решили заехать в Цыпино. Но это уже совсем другая история.А на сегодня всё.

Спасибо за внимание.

Источник: https://travel-russia.livejournal.com/678381.html

Ферапонтов монастырь

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области.

В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени.

Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска.

Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки.

Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыряСобор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора.

Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы.

Совет

Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства.

Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Читайте также:  Молитвы святителю николаю чудотворцу - для путешествующих

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.

Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель.

Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп.

Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV.

Обратите внимание

Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной.

Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи.

Важно

В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство:156.

Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год.

Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение:156. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в.

, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Известные деятели

  • Ферапонт Белозерский — основатель и 1-й игумен монастыря.
  • Мартиниан Белозерский — строитель, 2-й игумен монастыря.
  • Галактион Белозерский — блаженный, юродивый — местночтимый святой.
  • Дионисий — иконописец, расписавший стены и создавший иконостас собора Рождества Богородицы.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/vologodskaya-oblast/ferapontov-monastyr

Ферапонтов монастырь Вологодская обл

Обретение мощей преподобного Мартиниана произошло тридцать лет спустя после его кончины. Тогда, в 1512 году, в Ферапонтовом монастыре умер живший здесь на покое архиепископ Ростовский Иоасаф.

Принимая во внимание знатность его происхождения, его труды на благо обители, а также и то, что владыка был одним из ближайших учеников прп.

Мартиниана, игумен решил похоронить его на почетном месте, вблизи преподобного.

Сотворив молитву, иноки стали копать землю над гробом прп. Мартиниана. Когда они вынули из земли его гроб и открыли, оказалось, что тело угодника Божия не подверглось тлению.

Читайте также:  Молитвы о помощи в житейских делах, о благословении божием над домом - о семье и браке

Сохранилась и одежда, в которой святого погребли. Сам гроб при этом был окружен водой (то же самое явление поразило некогда присутствовавших при обретении мощей преподобного Сергия Радонежского).

Вот что говорит об этом автор Жития прп. Мартиниана:

Игумен приказал спустить воду из раки, что и было сделано. Летописец указывает:

Через воду эту, как говорится в Житии, многие люди получили исцеления. Дальше агиограф говорит, что иноки впоследствии очень сожалели, что мало набрали «воды от преподобного». Описание же ей давалось такое:

«И ощути лехкость безмерную…»

Мощи прп. Мартинина стали неиссякаемым источником помощи недужным и скорбящим. Сохранилось множество записей о «чюдесах», происходивших возле мощей подвижника. Особенно трогательна одна из них, об исцелении прокаженного юноши Стефана, «псковитина родом». Вот что сообщает летописец о его бедственном положении:

Заболев, молодой человек стал ходить по монастырям и святыням, «но обшед многа места и не обрете никоея же пользы» Болезнь тем временем усугублялась, и Стефан понял, что заниматься своей мирской профессией он уже не сможет.

Найдя где-то иноческое платье, страдалец надел его и пришел в Кирилло-Белозерский монастырь, прося, «дабы его причли стаду Христову».

Игумен же не принял юношу по причине проказы, и он, прожив три недели в странноприимном доме, ушел из Кирилло-Белозерской обители в Ферапонтов монастырь.

Совет

В Ферапонтовом монастыре Стефана приняли за монаха, глядя на его одежду («яко иноческая носяща»), и поселили в одной из келий. Около трех месяцев он жил здесь, и за это время его болезнь сделала зловещие успехи:

Даже клиросное послушание, назначенное ему, несчастный Стефан уже исполнял с трудом — не мог творить поклонов, а крестился только левой рукой. Днем и ночью пребывал он в страхе, что вот-вот его выгонят из монастыря.

В такой-то скорби пришел он однажды к гробу преподобного Мартиниана и стал молиться о своем исцелении, обещая до конца жизни подвизаться в Ферапонтовом монастыре.

Помолившись усердно, он сознался келарю и старцам (игумен в то время находился в отъезде «потреб ради монастырских»), что обманул их — оделся в монашеское платье, не будучи иноком. Теперь же Стефан со слезами умолял совершить над ним постриг.

Келарь сжалился над несчастным юношей и повелел постричь его с именем Сергия.

На другой день новопострижен-ный инок Сергий вновь пошел ко гробу прп. Мартиниана:

Ночью, заснув, Сергий увидел, что некто пришел к нему и сказал: «Востани и молися!» Сначала юноша так испугался, что ничего не понял, а потом вдруг почувствовал необычайную легкость в больной руке. Вот как описывает это летописец:

— к радости Сергия, удивлению прочих иноков и вящей славе прп. Мартиниана.

Ризы ветхие

Кроме мощей преподобного Мартиниана, в Ферапонтовом монастыре хранятся его риза и фелонь.

Изготовленные из простой материи, они ничем, кроме покроя, не напоминают более поздних, богато украшенных священнических облачений и дают наглядное представление о скромности их «носителя», а равно и о скудном быте монастыря в его древнейшую эпоху. Подризник и фелонь преподобного представлены в экспозиции музея, расположенной в трапезной Благовещенской церкви.

Там же присутствуют и многие другие предметы, связанные с историей Ферапонтовой обители — иконы, документы, богослужебная и обиходная утварь. Среди ценнейших предметов — 9 антиминсов XV—XVII веков из собора Рождества Богородицы и житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских, написанная ферапонтовским монахом Феодосием в 1732 году.

Источник: http://posmotrim.by/article/ferapontov-monastyr1.html

Культурно-историческое наследие села

Россия / Вологодская область / Кирилловский район

Ферапонтово — село в Кирилловском районе Вологодской области, административный центр Ферапонтовского сельского поселения и Ферапонтовского сельсовета.

По переписи 2002 года население — 398 человек (175 мужчин, 223 женщины).

В селе Ферапонтово расположен Ферапонтов монастырь — памятник архитектуры федерального значения, внесённый в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Село возникло вокруг Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря, основанного в 1398 г. на невысоком холме между озерами Бородаевское и Пасское преподобным Ферапонтом Белозерским, который пришел в эти края вместе с Кириллом Белозерским из московского Симонова монастыря.

Обратите внимание

Расцвет обители приходится на XV—XVI века, в Смутное время наступил ее упадок, в 1798 году обитель была закрыта. В 1903 по указу Священного Синода монастырь был возобновлен, но уже не в виде мужского, как первоначально, а как женский.

Въезд в монастырь оформлен Святыми воротами с двумя шатровыми надвратными церквами Богоявления и Ферапонта (1649).

Внутри композиционно доминирует одноглавый (первоначально двуглавый) собор Рождества Богородицы (1490; расписан Дионисием и его сыновьями), соединенный галереей с колокольней (XVII в.

), трапезной палатой и Благовещенской церковью со звонницей (1530−1534); к собору примыкает храм Мартиниана (1649), каменные Святые ворота. Монастырь является филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Из художественных ценностей монастыря особо примечательны росписи соборного интерьера, исполненные Дионисием вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием (1502) и дошедшие до нас практически в первозданном виде.

В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе со своей женой Еленой Глинской во время своей известной поездки по северным монастырям, когда государева чета молилась о даровании наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году. Он был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь.

Закрытый после Октябрьской революции, с 1924 года монастырь существовал как музей. С 1989 вновь проводятся службы в надвратных церквах.

Монастырь очень живописно расположен между двумя озерами (вход с берега Бородаевского озера) и виден издалека со всех сторон. В двух километрах на юг от монастыря находится Цыпина Гора (высота 204 метра) – самая высокая точка не только в ближайшей округе, но и во всем национальном природном парке «Русский Север».

Гора видна даже с акватории Зауломского озера, а с ее вершины открывается красивая панорама окружающей живописной местности.

Важно

В 1968 году Цыпина гора получила статус ландшафтного памятника природы, интересного не только с точки зрения рельефа, но и из-за ботанического разнообразия: на ее вершине и склонах было обнаружено более 200 видов растений.

Источник: http://nasledie-sela.ru/places/VOL/611/u/2809/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector