Храм иконы божией матери “неопалимая купина”, россия, город санкт-петербург

Храм иконы Божией матери «Неопалимая Купина» в г. Сосновый Бор – Святцы

На территории, которую в настоящее время занимает город Сосновый Бор, никогда не было Храма Божия. Ближайшая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы находилась в деревне Коваши, и ее было вполне достаточно для удовлетворения духовных запросов населения нескольких окрестных деревень.

С установлением советской власти эта церковь была разорена, а впоследствии использована, как это часто бывало в те годы, для психиатрической лечебницы. Однако колокол оттуда уцелел, и в настоящее время хранится в соборе Архангела Михаила в городе Ораниенбаум.

(Когда в нашем городе будет построен настоящий Храм, колокол будет ему передан).

Город же Сосновый Бор был построен в начале 1970-х годов, в разгар “эпохи застоя”, прежде всего для работников Ленинградской атомной электростанции и нескольких НИИ. Основным его населением были “молодые специалисты” – люди современного советского образования и воспитания, у которых атеизм был, можно сказать, “в крови”.

Обратите внимание

Поэтому какие-либо религиозные вопросы у жителей города стали возникать лишь в начале 1990-х годов, когда был снят негласный запрет на свободу вероисповедания. И тогда-то, в 1990 году, была организована и официально зарегистрирована первая религиозная община Русской Православной Церкви в городе Сосновый Бор, состоящая всего из 25 человек.

Уже при ее основании решили, что городской Храм будет посвящен иконе Божией Матери “Неопалимая Купина”, Которая избавляет всех с верою к Ней прибегающих от “огненного запаления” – ведь город находится при атомной электростанции, а Чернобыльские события были еще свежи в памяти людей, многие из которых участвовали в ликвидации последствий аварии.

Устав Прихода был утвержден в ноябре 1990 года Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном.

Осенью 1990 года Приходу для общественной молитвы был выделен дом в деревне Ручьи площадью около 50 м2. На средства прихожан он был отремонтирован и приспособлен для Богослужений, и 19 января 1991 года архимандрит Гурий (Кузьмин) освятил его.

3 мая того же года была отслужена первая Божественная Литургия, и с этого времени стали регулярно совершаться воскресные и праздничные Богослужения.

Постепенно молельный дом наполнялся необходимой церковной утварью: что-то давала епархия, а многое приносили и сами прихожане.

Однако, с течением времени Приход рос, и молитвенный дом оказался слишком мал, чтобы вместить всех богомольцев. Решение о строительстве специального здания церкви было принято еще в 1991 году. Строить его определили у городского кладбища, на берегу реки Коваш.

17 сентября 1992 года, в праздник иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн освятил это место. Но, к сожалению, средства, собранные на строительство, обесценились во время финансового кризиса.

Дело создания Храма пришлось пока отложить.

Важно

В нашем молодом городе энергетиков, да и в деревнях Калище, Устье, Ручьи, на месте которых построен наш Сосновый Бор, никогда не было храма. Мечта о строительстве нового храма возникла вместе с появлением в городе православной общины. Уже в 1991 году было принято решение о строительстве типового здания храма, посвященного Пресвятой Богородице, ее иконе “Неопалимая Купина”.

Это решение прихожан благословил ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Трудно решался вопрос с выбором места строительства и проекта здания храма, который бы не только удовлетворил желания верующих прихожан, но и органично вписался в архитектурную схему молодого города.

И только в 1997 году был утвержден проект двухэтажного здания общей площадью более 500 квадратных метров. Это будет двухпрестольный храм с одним из пределов в цокольном этаже. 8 марта 1997 года было совершено освящение места строительства нового храма в центре города и на месте будущего престола воодружен Крест.

26 марта был поднят первый ковш грунта из котлована, затем извлечено еще 9000 кубометров, на дно котлована уложен щебень и произведено бетонирование опорной плиты. Вот пока и все, что удалось построить за четыре года. Работы на строительстве почти не велись из-за отсутствия средств.

Начало строительства было профинансировано крупными организациями города: Ленинградской атомной электростанцией, “Концерном ТИТАН-2” и другими. А далее были поступления только от прихожан и жителей города, которых конечно не достаточно для строительных работ

Благодарим администрацию города, чьими стараниями не угасло наше доброе начинание. Благодарим руководство “Концерна ТИТАН-2” за помощь, оказанную ранее и за то, что оно взялось за нелегкий и ответственный труд продолжения строительства. А также спасибо всем тем, кто эти годы был с нами, оказывая как молитвенную, так и материальную помощь.

Сайт:   http://kupina.sbor.ru

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/sankt-peterburg_i_leningradskaya_oblast/sosnovy-bor/hram_ikony_bozhiey_materi_neopalimaya_kupina_v_g__sosnovyy_bor/

История Прихода (1995-2005)

11 августа 1994 года настоятелем прихода иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» был назначен иерей Стефан Витько. И с этого времени в истории прихода начался новый этап.

27 января 1995 года отцом Стефаном было освящено место строительства часовни в честь святителя Николая Чудотворца, вошедшую в Устьинский мемориальный комплекс «Защитникам Отечества». Сооружение часовни было приурочено к 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Автором проекта часовни выступил главный архитектор города Юрий Тимофеевич Савченко. В проекте часовни отчетливо просматриваются элементы Псковско-Новгородского зодчества.

Часовню построили в течение 3 месяцев, и уже в апреле 1995 года над часовней был водружен крест – символ духовного возрождения. И не случайно в этот пасмурный день момент водружения креста на небе явилась радуга – древний символ завета Бога с человечеством!

8 мая 1995 года часовню святителя Николая Чудотворца освятил благочинный Гатчинского округа, к которому в то время относился наш приход, архимандрит Гурий (Кузьмин). С этого времени в часовне стали совершаться молебны и акафисты, а также панихиды по павшим воинам.

Безусловно, постройка небольшой часовни не могла удовлетворить потребности возросшего прихода. И поэтому когда городская мэрия приняла решение передать приходу деревянное здание бывшей швейной мастерской на окраине города по адресу Соколова 2, решение это было воспринято верующими с огромной радостью и воодушевлением.

«Не беда, что барак нуждается в ремонте – прихожане умеют держать в руках инструменты, – писала городская газета «Маяк», – Каждый день сюда приходят люди и предлагают посильную помощь. Не остались в стороне от благого дела и городские предприятия.

Совет

Шлют своих рабочих и строительные материалы МСУ-12, СМУ-90, СМЗ, УПП, СМУ-7, АОЗТ «Трест».

Так усилиями прихожан, при помощи городских предприятий, это здание вскоре удалось отремонтировать и приспособить его для совершения регулярных богослужений.

4 ноября 1995 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, первый православный храм в городе Сосновый Бор был освящен, и в нем была совершена первая Божественная литургия.

В этот пасмурный снежный день в Санкт-Петербурге провожали в последний путь приснопоминаемого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, который еще в 1990 году благословил начало церковной жизни в нашем городе, а буквально незадолго до своей кончины, благословил о. Стефана проводить это богослужение.

С этого времени церковь во Временном поселке на Соколова 2 стала центром духовной жизни горожан. Люди понесли в храм свои горести и радости, потянулись за словом Божиим, за духовным утешением.

Значительно возросло число крещений и других церковных треб.

И способствовало этому не только более удобное расположение храма и его внутреннее убранство, но и то, что постепенно начали «оттаивать» сердца сосновоборцев от «атеистического льда».

Много усилий было приложено прихожанами для благоукрашения храма как изнутри, так и снаружи. Их трудами и молитвами созидался истинный Дом Божий. Появлялись новые иконы, некоторые из которых были выполнены местными художниками: Н.Е.Певцовым, Н.В.Монастыревым, В.В.Денисовым.

Среди старых икон следует упомянуть чудесно обновившийся образ преподобного Антония Великого: изображение, вначале совсем потемневшее, прояснилось, и лик святого стал отчетливо виден.

Обратите внимание

В феврале 1996 года начала работать приходская библиотека, содержащая как богословские труды, так и литературу по многим вопросам современной жизни Церкви, а также различные периодические издания. Хотя идея создания церковной библиотеки возникла еще в 1991 году, осуществить задуманное оказалось возможным только сейчас. Первым библиотекарем стала Любовь Степановна Содомчук.

По воскресным и праздничным дням храм посещало до 300 человек, и число прихожан все время росло. Церковь во Временном поселке стала тесна для богомольцев. И вновь остро встал вопрос о строительстве нового, более вместительного и красивого храма, отвечающего архитектуре молодого, современного и яркого города, каким являлся Сосновый Бор.

В это время на первый план вышел вопрос о месте расположения будущего храма. С момента освящения места под строительство храма на берегу реки Коваш рядом с городским кладбищем прошло три года.

И за это время в умах сосновоборцев вызрела идея о том, что главный храм города должен находиться в центре. Одними из первых с этим предложением выступили члены сосновоборского отделения движения «Вперед, Россия!». Руководитель этой организации Ю.

 Галатенко опубликовал в газете «Маяк» статью, в которой, в частности, писал: «В православном городе России храм должен стоять не на задворках, а на самом лучшем месте… Как центральная, духовная основа города, а уже во-вторых как элемент архитектуры парковой зоны».

Результатом достаточно острой дискуссии о месте строительства храма в начале 1996 года стало решение о выделении строительной площадки на проспекте Героев, в центральной части города.

Читайте также:  Правило амвросия оптинского, читаемое во время скорби

Естественным образом встал вопрос и об облике будущего храма. Для решения этого вопроса Благотворительным общественным фондом «Возрождение Православия» был проведен конкурс на лучший проект.

Важно

В результате рассмотрения трех проектов конкурсной комиссией при мэрии была поддержана смелая разработка архитектора головного института ВНИПИЭТ Евгения Борисовича Федорова.

Автор проекта посчитал, что традиции XVI-XVII веков не соответствуют архитектуре молодого города, в свое время отмеченного Государственной премией за образность и оригинальность градостроительного решения.

Архитектура храма – пример поиска современного церковного сооружения, отвечающего эпохе, и в то же время соответствующего по внешней символике и внутренней организации канонам православного зодчества.

Своим внешним видом церковь напоминает форму пасхи, и мысленно возносит нас к событиям главного христианского праздника – Воскресения Христова.

В плане пирамидальная конструкция построена на восьмиконечной звезде, являющейся символом Божией Матери.

Начало строительства новой церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» было положено 8 марта 1997 года, когда по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) было освящено место под строительство и водружен крест. Чин освящения возглавил благочинный Ораниенбаумского округа, настоятель Ломоносовского собора Архангела Михаила протоиерей Александр Швец. А сослужили ему клирики Сосновоборского прихода – иерей Стефан Витько и иерей Валерий Волков.

26 марта 1997 года был поднят первый ковш грунта из будущего котлована, и строительство началось. Генеральным подрядчиком строительства выступило ОАО «Управление промышленных предприятий». Первый взнос на строительство Храма – 500 тыс.

рублей в виде векселей был получен от Ленинградской АЭС (директор – Валерий Иванович Лебедев). Затем еще 400 тыс. зачетных рублей передал холдинг «Концерн Титан-2» (Председатель Совета директоров – Григорий Михайлович Нагинский).

Было извлечено 9 тысяч кубометров грунта, на дно котлована уложен щебень и произведено бетонирование опорной плиты.

Совет

К началу 1998 году работы по нулевому циклу, стоившие 2,5 млн. рублей, были завершены. А оплачено было всего лишь 900 тысяч. Дальнейшее строительство остановилось из-за отсутствия финансирования.

Тогда о. Стефан обратился ко всем горожанам через газету: «Низко кланяюсь вам, дорогие братья и сестры, соотечественники, и прошу всех вас помочь в деле строительства Храма кто чем может». Кружки для пожертвования были размещены во многих местах города: вестибюле мэрии, магазинах, на предприятиях, возле строительной площадки будущего храма, в действующей церкви на Соколова 2.

Несмотря на трудности, связанные со строительством нового храма, приходская жизнь продолжала развиваться, охватывая все большее число сосновоборцев. В сентябре 1997 года по инициативе прихода в городе прошла Неделя Православия.

Событие это было поддержано мэрией и рядом общественных организаций и предприятий Соснового Бора.

В их числе – общество «Милосердие», городской совет женщин, управления соцзащиты, музей современного искусства, дом культуры «Строитель», кинотеатр «Современник», редакции газеты «Маяк», предприятие «Калищехлеб», кафе «Росстани» и «Белоснежка», военный госпиталь, казачья община «Воздвиженская».

Как подтверждение возрастающего значения церковной жизни в Сосновом Бору 17 сентября 1997 года – в день празднования иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» – наш город посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), который возглавил праздничное богослужение. Владыка отметил, что впервые за время своего служения, он совершает литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Между тем, прихожане не теряли надежды на продолжение возобновление строительства храма, вознося свои молитву ко Творцу всего сущего. И их чаяния не оказались напрасными.

В 2000 году был заключен новый договор подряда. Генеральным подрядчиком строительства стало ЗАО «Концерн Титан-2». К концу года был погашен долг перед прежним генеральным подрядчиком.

Неоценимую помощь в решении этой проблемы оказала мэрия города Сосновый Бор.

Обратите внимание

Наконец, в августе 2001 года строительные работы были возобновлены. В первую очередь был приведен в порядок фундамент, за три года пришедший в довольно плачевное состояние, и завершен нулевой цикл. К концу года строителями были выполнены работы на сумму более 3 млн. рублей.

Финансирование строительства осуществлялось через благотворительный фонд «Возрождение Православия». Предприятия города выделили на строительство храма около 15 млн. рублей, что составило половину сметной стоимости. Наиболее крупные суммы пожертвовали Концерн Титан-2 и Ленинградская атомная электростанция.

В мае 2001 года клириком храма стал иерей Владимир Флавьянов, а в августе появился и штатный диакон – Леонид Богуславец. Помощь в совершении богослужений и треб оказывал священник Сергий Семенов – настоятель церкви святителя Николая Чудотворца в пос. Вистино Кингисеппского района.

17 сентября 2001 года, в праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», после Божественной Литургии был совершен крестный ход по улицам города от действующего храма во Временном поселке к месту строительства нового.

Торжественное освящение места и закладка камня в основание храма проходила при стечении большого числа жителей города, местного и областного телевидения. Гостями праздничного события стали благочинный Красносельского округа протоиерей Валерий Швецов и настоятель Ломоносовского собора Архангела Михаила протоиерей Александр Швец.

Теплый солнечный день, неожиданно выдавшийся после холодов и дождей, указывал на особое Божие благоволение.

В октябре 2001 года открылось взрослое отделение воскресной школы. Занятия проводились силами священнослужителей прихода – иерея Стефана Витько («Богослужение православной Церкви»), иерея Сергия Семенова («Догматическое богословие»), иерея Владимира Флавьянова («Библейская история») и диакона Леонида Богуславца («История христианской Церкви»)

В апреле 2003 года в Сосновом Бору прошел Пасхальный хоровой фестиваль, посвященный юбилею города. Инициатива его проведения, исходящая от детской музыкально-хоровой школы «Балтика», была активно поддержана приходом.

Для выступления на фестивали были приглашены творческие коллективы из Тверской области – хоровая капелла девушек «Глория» и концертный хор казачьего клуба «Станица», а также вокальный ансамбль «Воскресение» из Санкт-Петербурга.

Значительное место в программе фестиваля было уделено русскому духовному пению.

Важно

Между тем, строительство нового храма шло полным ходом. 30 мая 2003 года был освящен купол храма с крестом и осуществлен его монтаж над зданием храма. Купол и крест изготовлены специалистами ЗАО «Царскосельский завода – София» (г. Пушкин). Купол храма диаметром 6 метров изготовлен из листовой меди и покрыт сусальным золотом. Высота купола – 7 метров, а самого креста – 4 метра

1 ноября 2004 года распоряжением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) в рамках Санкт-Петербургской епархии был образован Сосновоборский благочиннический округ.

Помимо прихода города Сосновый Бор в него вошел ряд приходов, приписных храмов и часовен Ломоносовского и Кингисеппского района Ленинградской области.

На должность благочинного этого округа назначен протоиерей Стефан Витько.

В 2005 году клир храма пополнился новыми священнослужителями. К концу года в приходе служили 4 священника и 2 диакона: настоятель – протоиерей Стефан Витько, иерей Андрей Мунтян, иерей Владимир Гуров, иерей Андрей Мекрюков, диакон Леонид Богуславец и диакон Николай Виноградов.

Прошло немногим больше года, и вот храм построен. На возведение храма было потрачено 52 млн. рублей. Из этих средств 87 % дали предприятия города, а 13 % – жители Соснового Бора.

Из денег предприятий до 60 % приходится на долю Концерна Титан-2, включая его подразделения и деньги, полученные благодаря усилиям Григория Михайловича Нагинского. На втором месте – Ленинградская АЭС, выделившая около 7 млн. рублей. Доля НИТИ – 2 млн. рублей, остальные деньги дали другие предприятия.

Всего в строительстве храма приняли участие 35 организаций. В большей степени в строительстве, кроме уже названных выше, участвовали предприятия «Спецхиммонтаж» и СМУ-12 (ССМУ «Ленатомэнергострой»).

1 января 2006 года, накануне дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, в новом храме во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» состоялось первое богослужение – Всенощное бдение, а 2 января была совершена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил протоиерей Василий Ермаков – настоятель храма Серафима Саровского г. Санкт-Петербург. Помимо приходских священнослужителей в богослужении участвовали клирики Сосновоборского благочиния и храма Серафима Саровского.

Совет

За особый вклад в дело строительства храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» серебряной медалью святого апостола Петра были награждены: член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Григорий Михайлович Нагинский, глава города Сосновый Бор Валерий Иванович Некрасов, глава администрации города Сосновый Бор Дмитрий Витальевич Пуляевский, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Вадим Станиславович Рябов, главный инженер ЗАО «Спецхиммонтаж» Василий Андреевич Слугин и директор ФГУП ССМУ «Ленатомэнергострой» – Роман Нестерович Канюк. Архиерейские награды вручал протоиерей Василий Ермаков.

17 сентября 2006 года, в престольный праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», наш храм посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Читайте также:  Преподобномученик корнилий псково-печерский

Он возглавил Божественную литургию, по окончании которой подарил приходу икону Божией Матери «Неопалимая Купина» письма XVIII-XIX века.

Затем митрополит Владимир лично поблагодарил прихожан за вклад в строительство храма и наградил людей, принявших в этом деле особое участие.

Особую благодарность митрополит Владимир выразил одному из главных благотворителей храма – Григорию Михайловичу Нагинскому. Григорий Михайлович удостоен самой высокой, Патриаршей награды – ордена преподобного Серафима Саровского.

Серебряной медалью святого апостола Петра награждены директор Ленинградской АЭС Валерий Иванович Лебедев и генеральный директор ФГУП НИТИ им. А.П.Александрова Вячеслав Андреевич Василенко.

Архиерейские грамоты были вручены генеральному директору ЗАО «Агентство эксплуатации недвижимости» Владимиру Владимировичу Макарчуку, директору СМУП «ТСП» Георгию Витальевичу Лекареву, частному предпринимателю Сергею Владимировичу Гришину, автору проекта храма Евгению Борисовичу Федорову (ВНИПИЭТ), главному архитектору проекта Михаилу Ильичу Левину (ВНИПИЭТ), благотворителям Сергею Владимировичу и Людмиле Александровне Павловым, С. Жунко и казначею прихода Татьяне Ивановне Прониной.

Источник: https://www.kupina-sbor.ru/o-nashem-khrame/istoriya-prikhoda/30-istoria-prikhoda-1995-2005

Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 2004г

Часовня во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» построена на территории 11 пожарной части отряда пожарной охраны Калининского района Санкт-Петербурга на средства УГПС.

Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 2004г. Сьёмка 20 октября 2012г

Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 2004г. Сьёмка 25 июня 2011г

Часовня освящена 27 июня 2003г. Освящение приурочено к 200-летию профессиональной пожарной охраны, которая была создана в Петербурге в июне 1803 года по указу императора Александра I.

При часовне организован мемориал памяти пожарных – на стенах выбиты имена более 2 тысяч пожарных, погибших при исполнении служебного долга со времен блокады Ленинграда до наших дней.

Над входом в часовню висит мозаичная икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Поместили ее здесь не зря, ведь у этой иконы просят помощи от пожаров, от молнии и об исцелении от различных недугов.

Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 2004г. Сьёмка 20 октября 2012г

Обратите внимание

Выполненные вручную из смальты византийские мозаики с изображениями святых в будущем заполнят все наружные арочные проемы церкви. Их выполняет профессор живописи и рисунка Владимир Хвостик. По словам художника, эта работа требует не только мастерства, но и духовной подготовки – поста, молитв, исповеди и причащения.

Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 2004г. Сьёмка 20 октября 2012г

Образ иконы был привезен в 1930 году из Москвы. У нее очень красивое изображение: в круглой мандорле – поясное изображение Богоматери и Христа, затем нарисована синяя четырехугольная звезда, в которой размещены ангелы.

По краям красного четверика символы евангелистов: Ангел-Матфей, Лев-Марк, Орел-Иоанн, Телец-Лука. А в двухлепестковых облаках нарисованы ангелы и архангелы.

С 16 века эта икона очень почиталась среди жителей России, особенно у крестьян.

С 2006 года и вплоть до настоящего времени ведется перепланировка часовни и возведение на ее месте одноименной церкви.

Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 2004г. Сьёмка 25 июня 2011г

Престольный праздник 17 сентября.

В настоящее время используется как церковь.

В 2012 году закончено строительство отдельно стоящей звонницы.

Храм-часовня входит в мемориальный комплекс МЧС, где на гранитных стенах выбиты две тысячи имен погибших при ликвидации огня в Санкт-Петербурге, начиная с периода блокады до наших дней.

Источник: http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=69

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина́». – ХРАМ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина́» – одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут – услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей.

Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.

Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

Важно

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники – греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина́ — куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове…

По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины. Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму.

Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба.

Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины».

Интерьер часовни Неопалимой Купины

Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина.

Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: «Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день.»

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование.

Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный.

Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ — это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего.

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Совет

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Читайте также:  Святитель николай сербский

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса.

Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M.

Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVI века. Соловецкий монастырь

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы.

Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения.

В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн).

Обратите внимание

Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя.

Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы

Благовещенский собор Московского Кремля

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления».

На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

Церковь Божией Матери иконы Неопалимая Купины. 1882 год

Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился вмосковской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках, разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием.

Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю.

Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана.

Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.

Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Важно

Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о.

Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята.

Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек.

В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».

 Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны.

Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра.

После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами.

Совет

12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Источник: http://spbhram.ru/2015/publ/12854

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector