Кириак палестинский

Преподобный Кириак Палестинский

Пре­по­доб­ный Ки­ри­ак ро­дил­ся в Ко­рин­фе в се­мье пре­сви­те­ра со­бор­ной церк­ви Иоан­на и его су­пру­ги Ев­док­сии. Епи­скоп Ко­ринф­ский Петр, его род­ствен­ник, ви­дя, что Ки­ри­ак рас­тет ти­хим и бла­го­ра­зум­ным от­ро­ком, по­ста­вил его чте­цом в церк­ви.

По­сто­ян­ное чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния про­бу­ди­ло в его ду­ше лю­бовь к Гос­по­ду и стрем­ле­ние к непо­роч­ной, бо­го­угод­ной жиз­ни.

Од­на­жды, ко­гда юно­ше не бы­ло еще 18-ти лет, во вре­мя цер­ков­ной служ­бы он был так глу­бо­ко тро­нут сло­ва­ми Еван­ге­лия: «Аще кто хо­щет по Мне ид­ти, да от­вёр­жет­ся се­бе и воз­мет крест свой и по Мне гря­дет» (Мф.16:24), что тут же, не за­хо­дя до­мой, тай­но ушел на при­стань, сел на ко­рабль и от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим.

Обратите внимание

По­се­тив свя­тые ме­ста, Ки­ри­ак несколь­ко ме­ся­цев про­был в мо­на­сты­ре неда­ле­ко от Си­о­на в по­слу­ша­нии у игу­ме­на ав­вы Евстор­гия и по его бла­го­сло­ве­нию на­пра­вил­ся в пу­стын­ную Лав­ру пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий, про­ви­дя в юно­ше ве­ли­кие Бо­жии да­ро­ва­ния, по­стриг его в ино­че­ский об­раз и на­пра­вил под на­ча­ло пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма (па­мять 4 мар­та), под­ви­зав­ше­го­ся на Иор­дане в оби­те­ли свя­то­го Фео­к­ти­ста.

Свя­той Ге­ра­сим, ви­дя мо­ло­дость Ки­ри­а­ка, ука­зал ему жить в по­сто­ян­ном об­ще­нии с бра­ти­ей.

Мо­ло­дой инок при­леж­но ис­пол­нял мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния, усерд­но мо­лил­ся, ма­ло спал, пи­щу при­ни­мал через день, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой.

В Ве­ли­кий пост свя­той Ге­ра­сим, уда­ля­ясь по обык­но­ве­нию в пу­сты­ню Ру­ва, чтобы воз­вра­тить­ся в оби­тель в Неде­лю ва­ий, стал брать с со­бой и Ки­ри­а­ка. В пол­ном уеди­не­нии по­движ­ни­ки усу­губ­ля­ли свои тру­ды.

Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим каж­дую неде­лю при­ча­щал сво­е­го уче­ни­ка Свя­тых Та­ин. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма 27-лет­ний инок Ки­ри­ак вер­нул­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия, но его то­же уже не бы­ло в жи­вых.

Пре­по­доб­ный Ки­ри­ак ис­про­сил се­бе уеди­нен­ную кел­лию и там под­ви­зал­ся в без­мол­вии, об­ща­ясь лишь с ино­ком Фо­мой.

Но вско­ре Фо­ма был по­слан в Алек­сан­дрию, где его хи­ро­то­ни­са­ли во епи­ско­па, и свя­той Ки­ри­ак в пол­ном без­мол­вии про­вел 10 лет.

В 37-лет­нем воз­расте он был по­свя­щен в сан диа­ко­на.

Ко­гда меж­ду оби­те­ля­ми пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия и пре­по­доб­но­го Фео­к­ти­ста про­изо­шло раз­де­ле­ние, свя­той Ки­ри­ак уда­лил­ся в Су­кий­ский мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ха­ри­то­на (па­мять 28 сен­тяб­ря).

Важно

В этой оби­те­ли вновь по­сту­па­ю­щих ино­ков при­ни­ма­ли как но­во­на­чаль­ных; так же был при­нят и свя­той Ки­ри­ак, ко­то­рый сми­рен­но тру­дил­ся на об­щих мо­на­стыр­ских по­слу­ша­ни­ях.

Через несколь­ко лет пре­по­доб­ный Ки­ри­ак был хи­ро­то­ни­сан во пре­сви­те­ра и на­зна­чен ка­но­нар­хом и тру­дил­ся в этом по­слу­ша­нии 18 лет. В оби­те­ли свя­то­го Ха­ри­то­на пре­по­доб­ный Ки­ри­ак про­вел 30 лет.

Стро­жай­ший пост и со­вер­шен­ное незло­бие вы­де­ля­ли пре­по­доб­но­го Ки­ри­а­ка да­же сре­ди ас­ке­тов – по­движ­ни­ков Лав­ры.

Каж­дую ночь он чи­тал в кел­лии Псал­тирь, пре­ры­вая чте­ние лишь для то­го, чтобы ид­ти в храм к по­лу­нощ­ни­це, спал по­движ­ник очень ма­ло.

Ко­гда пре­по­доб­но­му ис­пол­ни­лось 70 лет, он уда­лил­ся в пу­сты­ню На­ту­фа, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Иоан­на. В пу­стыне от­шель­ни­ки пи­та­лись лишь горь­ки­ми тра­ва­ми, ко­то­рые по мо­лит­ве свя­то­го Ки­ри­а­ка де­ла­лись год­ны­ми в пи­щу.

По про­ше­ствии пя­ти лет о пу­стын­ни­ках узнал один из жи­те­лей и при­вел к ним сво­е­го бес­но­ва­то­го сы­на, и свя­той Ки­ри­ак ис­це­лил его.

С тех пор мно­го лю­дей ста­ло при­хо­дить к пре­по­доб­но­му со сво­и­ми нуж­да­ми, но он ис­кал пол­но­го уеди­не­ния и уда­лил­ся в пу­сты­ню Ру­ва, где про­был еще пять лет.

Од­на­ко и в эту пу­сты­ню к нему при­хо­ди­ли боль­ные и бес­но­ва­тые, и пре­по­доб­ный ис­це­лял их крест­ным зна­ме­ни­ем и мо­лит­вой. На 80-м го­ду жиз­ни пре­по­доб­ный Ки­ри­ак уда­лил­ся в со­кро­вен­ную пу­сты­ню Су­са­ким, где схо­ди­лись рус­ла двух вы­сох­ших рек.

Совет

По пре­да­нию, о Су­са­ки­ме воз­ве­щал свя­той про­рок Да­вид: «Ты ис­су­шил еси ре­ки Ифам­ские» (Пс.73:15). Через семь лет к нему при­шли бра­тия из Су­кий­ско­го мо­на­сты­ря, про­ся его ду­хов­ной по­мо­щи во вре­мя на­сту­пив­ше­го по по­пуще­нию Бо­жию го­ло­да и гу­би­тель­ных бо­лез­ней.

Они умо­ли­ли свя­то­го Ки­ри­а­ка вер­нуть­ся в оби­тель, и пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в пе­ще­ре, где рань­ше под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Ха­ри­тон.

Пре­по­доб­ный Ки­ри­ак ока­зал боль­шую по­мощь Церк­ви в борь­бе с рас­про­стра­нив­шей­ся ере­сью ори­ге­ни­тов, мо­лит­вой и сло­вом об­ра­щал обо­льщен­ных на ис­тин­ный путь, укреп­ляя в ве­ре пра­во­слав­ной.

Со­ста­ви­тель жи­тия пре­по­доб­но­го Ки­ри­а­ка, мо­нах Лав­ры пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ки­рилл, был сви­де­те­лем то­го, как пре­по­доб­ный пред­ска­зал близ­кую смерть ере­се­на­чаль­ни­ков Но­на и Леон­тия, что вско­ре и свер­ши­лось, и ересь пе­ре­ста­ла рас­про­стра­нять­ся.

Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца при­зы­ва­ла пре­по­доб­но­го Ки­ри­а­ка блю­сти в чи­сто­те пра­во­слав­ное уче­ние: явив­шись ему во сне со свя­ты­ми Иоан­ном Пред­те­чей и Иоан­ном Бо­го­сло­вом, Она от­ка­за­лась вой­ти в кел­лию пре­по­доб­но­го, по­то­му что в ней на­хо­ди­лась кни­га со сло­ва­ми ере­ти­ка Несто­рия. «У те­бя в кел­лии – Мой враг», – ска­за­ла Она (па­мять яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­по­доб­но­му Ки­ри­а­ку 8 июня).

На 99-м го­ду жиз­ни пре­по­доб­ный Ки­ри­ак опять уда­лил­ся в Су­са­ким и там жил со сво­им уче­ни­ком Иоан­ном.

В пу­стыне пре­по­доб­но­му Ки­ри­а­ку слу­жил огром­ный лев, ко­то­рый охра­нял его от раз­бой­ни­ков, но не тро­гал при­хо­див­ших бра­тий и ел из рук пре­по­доб­но­го.

Од­на­жды в лет­нюю жа­ру вы­сох­ла вся во­да в яме, ку­да зи­мой пу­стын­ни­ки со­би­ра­ли во­ду, а дру­го­го ис­точ­ни­ка во­ды не бы­ло. Пре­по­доб­ный Ки­ри­ак по­мо­лил­ся, и тут же в пу­стыне про­лил­ся обиль­ный дождь, на­пол­нив­ший яму во­дой.

Обратите внимание

За два го­да до смер­ти пре­по­доб­ный Ки­ри­ак вер­нул­ся в мо­на­стырь и вновь по­се­лил­ся в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Ха­ри­то­на.

До кон­ца жиз­ни пра­вед­ный ста­рец со­хра­нял бод­рость, с усер­ди­ем пел стоя, ни­ко­гда не бы­вал без де­ла: или мо­лил­ся, или ра­бо­тал.

Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ный Ки­ри­ак при­звал бра­тию, бла­го­сло­вил всех и с мо­лит­вой ти­хо ото­шел ко Гос­по­ду, про­жив 109 лет.

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/prepodobnyj-kiriak-palestinskij.html

Канон преподобному Кириаку Палестинскому, отшельнику

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пе́снь возсле́м, лю́дие, чу́дному Бо́гу на́шему, свободи́вшему Изра́иля от рабо́ты, пе́снь побе́дную пою́ще и вопию́ще: пои́м Тебе́, Еди́ному Влады́це.

Сла́ву боже́ственнаго ра́зума, Христе́, пода́ждь ми́ и благода́ть, преподо́бнаго досто́йно Кириа́ка воспе́ти, того́ моли́твами: Ты́ бо еси́ па́че сло́ва Сокро́вище му́дрых уче́ний.

Пе́снь принося́щаго тебе́ ны́не, Кириа́че блаже́нне, благосе́рдно прии́м, боже́ственней причасти́тися мне́ Христа́ умоли́ лучи́ и светозаре́нию и су́що получи́ти спасе́ния.

Си́лою Влады́чнею кре́пко утвержда́емь, Того́же стопа́м, о́тче, после́довав, нача́льники тмы́, Кириа́че всеблаже́нне, победи́л еси́, и к вы́шнему дости́гл еси́ поко́ю.

Ра́вну показа́л еси́ на земли́ к безпло́тным ре́ть, все́ покори́в плотско́е мудрова́ние живоно́сному ду́ху, те́м в небе́сных ны́не лику́еши с ни́ми дво́рех, богоно́сне.

Богоро́дичен: Пе́сньми Пречи́стую Мари́ю, ве́рнии, похва́лим, Богома́терь облагода́тствованную, покро́в боже́ственный, ти́хое приста́нище, все́х ве́рных спасе́ние.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш, Его́же пое́т вся́ тва́рь: не́сть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.

Непреста́нно ше́ствовав жи́зни стезю́, измла́да бо возлюби́л еси́ Творца́ твоего́, преподо́бне, Его́же жажда́я иска́л еси́, еле́ня подо́бяся тече́нию на исто́чники во́д.

На серде́чней досце́ написа́ние твое́ прие́м, богоглаго́ливе, пе́рстом Ду́ха, я́ко одушевле́нная кни́га, де́йственно соблю́л еси́ Христо́вы живи́тельныя за́поведи.

Удержа́в, преподо́бне, в посте́х чре́во, ла́комственная жела́ния и плотску́ю сла́дость ты́ умертви́л еси́, с чистото́ю, о́тче, пожи́в чре́з все́ житие́.

Важно

Веселя́ся, разу́мный Тро́ице хра́м тебе́ сама́го сотвори́л еси́, у́м очища́я, и те́ло, и ду́х, треблаже́нне, и бы́л еси́ прия́телище Трисо́лнечнаго Све́та.

Богоро́дичен: Де́ва родила́ еси́, Неискусобра́чная, и Де́ва пребыла́ еси́, Ма́ти безневе́стная, Богоро́дице Мари́е, Христа́ Бо́га на́шего моли́, спасти́ся на́м.

Конда́к, гла́с 8.

Я́ко побо́рника кре́пкаго и засту́пника чту́щи тя́ свяще́нная ла́вра всегда́, пра́зднует ле́тне па́мяти. Но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от враго́в находя́щих соблюди́ ны, да зове́м: ра́дуйся, о́тче треблаже́нне.

Седа́лен, гла́с 5

Воздержа́нием житие́ твое́ украси́л еси́, и у́ды умертви́в, победи́л еси́ вра́жия прило́ги, о́тче преподо́бне, и пусты́ни насе́льник, свети́льник же ми́ра у́мный, Кириа́че, яви́лся еси́. Те́м моли́ся Го́споду поми́ловати ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Тя́ приста́нище, и сте́ну, и прибе́жище, и наде́жду, и покро́в, и предста́тельницу те́плую обре́тше, ве́рнии, к Тебе́ притека́ем, и вопие́м приле́жно, и взыва́ем ве́рно: поми́луй, Богоро́дице, на Тя́ упова́ющия и от прегреше́ний изба́ви.

Читайте также:  Рождество христово, двунадесятый

Крестобогоро́дичен: Кресто́м Сы́на Твоего́, Богора́дованная, и́дольская ле́сть вся́ упраздни́ся, и де́монская кре́пость попра́ся, сего́ ра́ди, ве́рнии, по до́лгу Тя́ всегда́ пое́м, и благослови́м, и Богоро́дицу и́стинно испове́дающе Тя́, велича́ем.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Ужасе́ся твоего́ со́лнце воздержа́ния и кре́пости, ле́ты мно́гими тя́ гне́вающася не возмо́же отню́д ви́дети, ниже́ во дни́ пи́щи прие́млюща, преподо́бне, благомо́щно песнопою́ща бде́нии непреста́нными: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Зако́ны но́выми и ве́тхим заве́том, му́дре, ра́зумом, блаже́нне, святы́х муже́й поуча́яся, вся́кия доброде́тели ви́д навы́к, му́дрыя пчелы́ нра́ву ревну́я, и сосу́д бы́в избра́нен, вопия́л еси́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Бога́тство сла́дости, хвала́ и ра́дость преподо́бных еси́, Христе́ Бо́же, того́ ра́ди любя́й Тя́ Кириа́к вся́ в ми́ре уте́шная вмени́ уме́ты, те́м и в пусты́нях непроходи́мых любе́зне наслажда́шеся Твоея́ красоты́.

Ве́м дре́вле Ме́ррския сладча́йшия во́ды проро́ка, зе́лий же го́рькую я́дь преложи́в ты́, Кириа́че, в сла́дкое вкуше́ние, дерзнове́ние показу́я я́ве ко Го́споду, и́стинно Своя́ рабы́ Боже́ственною си́лою сла́вящему.

Я́ко учени́к и подража́тель Влады́ки Христа́, ра́бия лу́нствующася сы́на, о́тче, моли́твою исцеля́еши, благода́ть прие́м неду́ги отгоня́ти и де́монския полки́ низлага́ти о́бразом Боже́ственнаго Креста́.

Богоро́дичен: Ты́ ве́рных хвала́ еси́, Безневе́стная, Ты́ предста́тельница, Ты́ и прибе́жище христиа́н, стена́ и приста́нище, к Сы́ну бо Твоему́ мольбы́ но́сиши, Всенепоро́чная, и от бе́д спаса́еши ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тя́ сла́вящия.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́, окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х, пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Совет

От Христа́ прие́мь непобеди́мую благода́ть Ду́ха, низложи́л еси́ у́бо держа́вно лю́таго мироде́ржца, душе́вныя стра́сти удержа́в, Кириа́че, безстра́стия венце́м венча́лся еси́.

Кре́пок яви́лся еси́, боле́зньми поще́ния терпе́в тве́рдо, до ста́рости пребы́в глубоча́йшия неосла́блен, преподо́бне, в пусты́нях, я́ко ца́рских дворо́в в черто́зех, со мно́гим весе́лием живя́.

Всено́щная соверша́я, блаже́нне, бде́ния и к Бо́гу исходя́ не го́рдостно, моли́твою Невеще́ственному бесе́дуеши Уму́ и све́тлыя приима́л еси́, Кириа́че, све́та лучи́, светода́тельне умо́м просвеща́емь.

Светоно́сия испо́лнився и проро́ческаго дарова́ния, преподо́бне, чи́стый тво́й язы́к провозвести́ му́чащаго дре́вле неду́га Ориге́нова, вредоу́мнаго и душетле́ннаго, отню́д соверше́нное истребле́ние.

Богоро́дичен: Разу́мно уве́де проро́ков сосло́вие Твоя́ та́инства: небе́сную бо две́рь Влады́ка Тя́ показа́, Чи́стая, и из Тебе́, Де́во, воплоти́вся, пра́вды су́щим во тме́ возсия́ Со́лнце.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.

Бо́г положе́нием бы́в Христа́ обоже́нием, су́щаго естество́м Бо́га, есте́ственныя ра́ны неможе́ния исправля́л еси́, блаже́нне, неду́жныя исцеля́я, де́монствующияся а́бие леча́ боже́ственною благода́тию.

Избежа́л еси́ к тебе́ приходя́щаго мно́жества наро́да и па́ки стра́шныя пото́ки пости́гл еси́, уклоня́яся, приснопа́мятне, тщи́х похва́л челове́ческих сла́виц.

Я́ко сна́ тле́ннаго ми́ра всю́ сла́ву зря́, Еди́наго Живу́щаго Бо́га лу́чшия сла́вы возлюби́л еси́ прича́стник бы́ти, ея́же, му́дре, пра́ведно сподо́бился еси́.

Богоро́дичен: Я́ко одушевле́нный киво́т, прия́ла еси́ Сло́во Безнача́льное, я́ко свято́е святи́лище, Созда́теля вмести́ла еси́, я́ко престо́л огнеобра́зный, но́сиши Влады́ку, Богома́ти, всея́ тва́ри.

Конда́к, гла́с 2.

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся и непреста́нную моли́тву, я́ко копие́, вручи́в кре́пко, ссе́кл еси́ де́монская ополче́ния, Кириа́че, о́тче на́ш, моли́ся непреста́нно о все́х на́с.

И́кос:

Обратите внимание

Ка́ко восхвалю́ окая́нный а́з твоя́ по́двиги, преподо́бне о́тче? Сле́з же ка́ко пучи́ну отры́гну? Ты́ бо, в житии́ преизя́ществуя, а́нгельский пости́гл еси́ ли́к. Вся́ не́гли воздержа́нием стра́сти умертви́л еси́, му́дре, и пло́ть порабо́тив, покори́л еси́ сию́ ду́ху, моли́тву же име́я, я́ко ме́чь, тмы́ предста́теля низложи́л еси́, моли́ся непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Зако́нов и слове́с богодохнове́нных наслади́ горта́нь поуче́нием па́че ме́да Тво́й ве́рнейший уго́дник: благослове́н еси́, Го́споди, песнопоя́, Бо́же, во ве́ки.

Блаже́нне богоглаго́ливе, приво́диши пою́щия тя́ Христу́, очище́ны от ти́ны страсте́й моли́твами твои́ми, вопию́щия, Кириа́че, и глаго́лющия: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Льво́в избежа́в свире́пства, Дании́л просла́вися, слуги́ же те́х имя́ше повелева́я Кириа́к, зовы́й Тебе́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Всю́ Ду́ха благода́ть всели́, Христе́, рачи́тель бо Твоея́ пречи́стыя добро́ты бы́сть, вседу́шно Кириа́к, зовя́й Тебе́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Тро́ичен: Дея́нию приложи́в виде́ние, Триипоста́сное пропове́дал еси́ Существо́, во Отце́ и Сы́не и Ду́се, зовя́й, Кириа́че богоприя́тне: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богоро́дичен: Угаси́ пла́мень страсте́й мои́х и укроти́ ересе́й бу́рю, Богома́ти: Тя́ бо име́ем предста́тельницу христиа́не и побо́рницу, и Тя́ ве́рою воспева́ем во ве́ки.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́вше, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Тече́ньми сле́з напои́л еси́, блаже́нне, свяще́нную твою́ ду́шу умиле́нием боже́ственным, и многопло́дну показа́л еси́, поя́: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Фесви́тянин дре́вле су́шею пресуши́ ту́чныя ка́пли, ты́ же дождя́ проли́тие на во́зраст жа́твы низве́л еси́, всеблаже́нне, поя́: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Ты́ злосла́вных ле́сть обличи́л еси́, Ориге́на ученико́в бу́ияго и басносло́вца, до́блими по́двиги: благослови́те, поя́, правосла́вно Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Тро́ичен: Тро́ицы Еди́но благоче́стно научи́л еси́, о́тче, Существо́, в тре́х со́лнцех я́ко еди́ну зарю́ же и све́тлость: благослови́те, глаго́ля, правосла́вно Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Ада́ма, Де́во, па́дшаго яви́лася еси́ дщи́, Бо́жия же Ма́ти Обнови́вшаго мое́ существо́, Его́же пое́м, вся́ дела́, я́ко Го́спода и превозно́сим во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от Деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Важно

Верте́п тя́, му́дре, прия́т, прие́мшаго исто́чник благода́тный, чудоде́йствовавша боже́ственнаго дре́вле отца́ Харито́на Моисе́йски, Кириа́че, и стена́ незы́бленна па́стве о́наго бы́л еси́ и храни́тель тверде́йший.

Су́що раче́нием жи́зни кре́ст на ра́мена взе́м, житие́, Кириа́че, поуче́ние положи́л еси́ сме́рти, те́м и ны́не к нестаре́ющейся преста́вился еси́ сла́дости нетле́нней, небе́сным лико́м во све́те при Бо́зе сликовству́еши при́сно.

Облиста́в заре́ю, разже́гся Ду́ха, и яви́лся еси́ превы́шним ликостоя́нием све́тел, но озари́ мо́й у́м, блаже́нне, разу́мным и трисия́нным све́том Божества́, моли́твами твои́ми и от страсте́й мя́ и прегреше́ний спаси́.

Венча́вшеся победи́тельною диади́мою, Харито́не богоглаго́ливе и Кириа́че блаже́нне, и предстоя́ще в высоча́йших Христу́, па́ству свою́ оте́чески от бе́д избавля́юще, ны́не призира́йте пра́зднующую ва́ша па́мяти.

Богоро́дичен: Напрязи́, и благопу́тствуй, и ца́рствуй, Сы́не Богома́тере, исма́ильтянина врага́ покаря́я, ра́тующаго ны́, христолюби́вому во́инству, моли́твами, мо́лимся, Ро́ждшия Тя́ неискусому́жно, я́ко Бо́г и Человеколю́бец.

Свети́лен.

Ду́шу очи́стив, преподо́бне, страсте́й омраче́ния зе́льным посто́м и моли́твою непреста́нною, зерца́ло, о́тче, бы́л еси́ боже́ственных осия́ний, возвожде́ния посыла́я на́м ны́не, свети́льниче мона́хов, Кириа́че богоно́се.

Богоро́дичен: И́стинно Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, Влады́чице, Тобо́ю спа́сшиися, и́бо Бо́га неизрече́нно родила́ еси́, разруши́вшаго Кресто́м сме́рть, к Себе́ же привле́кши преподо́бных собо́ры, с ни́миже Тя́ восхваля́ем, Де́во.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-prepodobnomu-kiriaku-palestinskomu-otshelniku/

Кириак отшельник – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Преподобный Кириак Отшельник

Кириак отшельник (+ 556), преподобный.

Память 29 сентября

Родился в Коринфе в семье пресвитера соборной церкви Иоанна и его супруги Евдоксии. Епископ Коринфский Петр, его родственник, видя, что Кириак растет тихим и благоразумным отроком, поставил его чтецом в церкви.

Постоянное чтение Священного Писания пробудило в его душе любовь к Господу и стремление к непорочной, богоугодной жизни.

Однажды, когда юноше не было еще 18-ти лет, во время церковной службы он был так глубоко тронут словами Евангелия: “Аще кто хощет по Мне идти, да отвёржется себе и возмет крест свой и по Мне грядет” (Мф.

Посетив святые места, Кириак несколько месяцев пробыл в монастыре недалеко от Сиона в послушании у игумена аввы Евсторгия и по его благословению направился в пустынную Лавру преподобного Евфимия Великого.

Преподобный Евфимий, провидя в юноше великие Божий дарования, постриг его в иноческий образ н направил под начало преподобного Герасима, подвизавшегося на Иордане в обители святого Феоктиста. Святой Герасим, видя молодость Кириака, указал ему жить в постоянном общении с братией.

Молодой инок прилежно исполнял монастырские послушания, усердно молился, мало спал, пищу принимал через день, питаясь только хлебом и водой. В Великий пост святой Герасим, удаляясь по обыкновению в пустыню Рува, чтобы возвратиться в обитель в Неделю Ваий, стал брать с собой и Кириака. В полном уединении подвижники усугубляли свои труды.

Преподобный Герасим каждую неделю причащал своего ученика Святых Таин.

После кончины преподобного Герасима 27-летний инок Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия, но его тоже уже не было в живых. Преподобный Кириак испросил себе уединенную келлию и там подвизался в безмолвии, общаясь лишь с иноком Фомой. Но вскоре Фома был послан в Александрию, где его хиротонисали во епископа, и святой Кириак в полном безмолвии провел 10 лет.

В 37-летнем возрасте он был посвящен в сан диакона. Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона. В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях.

Через несколько лет преподобный Кириак был хиротонисан во пресвитера и назначен канонархом и трудился в этом послушании 18 лет. В обители святого Харитона преподобный Кириак провел 30 лет.

Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов – подвижников Лавры.

Обратите внимание

Каждую ночь он читал в келлии Псалтирь, прерывая чтение лишь для того, чтобы идти в храм к полунощнице, спал подвижник очень мало.

Когда преподобному исполнилось 70 лет, он удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горькими травами, которые по молитве святого Кириака делались годными в пищу.

По прошествии пяти лет о пустынниках узнал один из жителей и привел к ним своего бесноватого сына, и святой Кириак исцелил его. С тех пор много людей стало приходить к преподобному со своими нуждами, но он искал полного уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет.

Однако и в эту пустыню к нему приходили больные и бесноватые, и преподобный исцелял их крестным знамением и молитвой.

На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в сокровенную пустыню Сусаким, где сходились русла двух высохших рек. По преданию, о Сусакиме возвещал святой пророк Давид: “Ты иссушил еси реки Ифамские” (Пс. 73, 15).

Через семь лет к нему пришли братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи во время наступившего, по попущению Божию, голода и губительных болезней.

Они умолили святого Кириака вернуться в обитель, и преподобный поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон.

Преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью оригенитов, молитвой и словом обращал обольщенных на истинный путь, укрепляя в вере православной.

Важно

Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться.

Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. “У тебя в келлии – Мой враг”, – сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку – 8 июня).

На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном.

В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного.

Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой.

За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал.

Скончался в 556 году. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец показался еси, Богоносе отче наш Кириаче, / постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная Лавра всегда, / празднует летне памяти, / но, яко имея дерзновение ко Господу, / от врагов находящих соблюди ны, да зовем: / радуйся, отче треблаженне.

Ин кондак, глас той же

Чистотою душевною божественно вооружився / и непрестанную молитву, яко копие вручив, крепко ссекл еси демонская ополчения, / Кириаче отче наш, молися непрестанно о всех нас.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16153.html

* Преподобный Кириак Палестинский, отшельник *

*

Преподобный Кириак Палестинский
Афон, монастырь св. Павла. . 1552 год.

*

Преподобный 

Кириак Палестинский, отшельник

(556 г.) Преподобного Кириака отшельника (556).

Ὁ Ὅσιος Κυριακὸς ὁ Ἀναχωρητὴς

*

Минея – Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

*

Прп. Кириак. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

 =================
Преподобный Кириак, отшельник Преподобный Кириак родился в Коринфе в семье пресвитера соборной церкви Иоанна и его супруги Евдоксии. Епископ Коринфский Петр, его родственник, видя, что Кириак растет тихим и благоразумным отроком, поставил его чтецом в церкви. Постоянное чтение Священного Писания пробудило в его душе любовь к Господу и стремление к непорочной, богоугодной жизни. Однажды, когда юноше не было еще 18-ти лет, во время церковной службы он был так глубоко тронут словами Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвернется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24), что тут же, не заходя домой, тайно ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Посетив святые места, Кириак несколько месяцев пробыл в монастыре недалеко от Сиона в послушании у игумена аввы Евсторгия и по его благословению направился в пустынную Лавру преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Преподобный Евфимий, провидя в юноше великие Божии дарования, постриг его в иноческий образ и направил под начало преподобного Герасима (память 4 марта), подвизавшегося на Иордане в обители святого Феоктиста. Святой Герасим, видя молодость Кириака, указал ему жить в постоянном общении с братией. Молодой инок прилежно исполнял монастырские послушания, усердно молился, мало спал, пищу принимал через день, питаясь только хлебом и водой. В Великий пост святой Герасим, удаляясь по обыкновению в пустыню Рува, чтобы возвратиться в обитель в Неделю Ваий, стал брать с собой и Кириака. В полном уединении подвижники усугубляли свои труды. Преподобный Герасим каждую неделю причащал своего ученика Святых Таин. После кончины преподобного Герасима 27-летний инок Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия, но его тоже уже не было в живых. Преподобный Кириак испросил себе уединенную келлию и там подвизался в безмолвии, общаясь лишь с иноком Фомой. Но вскоре Фома был послан в Александрию, где его хиротонисали во епископа, и святой Кириак в полном безмолвии провел 10 лет. В 37-летнем возрасте он был посвящен в сан диакона. Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона (память 28 сентября). В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях. Через несколько лет преподобный Кириак был хиротонисан во пресвитера и назначен канонархом и трудился в этом послушании 18 лет. В обители святого Харитона преподобный Кириак провел 30 лет. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов – подвижников Лавры. Каждую ночь он читал в келлии Псалтирь, прерывая чтение лишь для того, чтобы идти в храм к полунощнице, спал подвижник очень мало. Когда преподобному исполнилось 70 лет, он удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горькими травами, которые по молитве святого Кириака делались годными в пищу. По прошествии пяти лет о пустынниках узнал один из жителей и привел к ним своего бесноватого сына, и святой Кириак исцелил его. С тех пор много людей стало приходить к преподобному со своими нуждами, но он искал полного уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет. Однако и в эту пустыню к нему приходили больные и бесноватые, и преподобный исцелял их крестным знамением и молитвой. На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в сокровенную пустыню Сусаким, где сходились русла двух высохших рек. По преданию, о Сусакиме возвещал святой пророк Давид: «Ты иссушил еси реки Ифамские» (Пс. 73, 15). Через семь лет к нему пришли братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи во время наступившего, по попущению Божию, голода и губительных болезней. Они умолили святого Кириака вернуться в обитель, и преподобный поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон. Преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью оригенитов, молитвой и словом обращал обольщенных на истинный путь, укрепляя в вере православной. Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться. Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. «У тебя в келлии – Мой враг», – сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку 8 июня). На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет.

Читайте также:  Преподобный никодим святогорец (агиорит)

http://iconsv.ru/

*

==============

Ὁ Ὅσιος Κυριακὸς ὁ Ἀναχωρητὴς

 ==============
Ὁ Ὅσιος Κυριακὸς ὁ Ἀναχωρητὴς

Εορταζόμενο όνομα:     Κυριακὸς, Κυριάκος

Ἦταν ἄνθρωπος ποὺ καλλιεργοῦσε ὑπομονήν καὶ πραότητα. Γι' αὐτὸ καὶ πέτυχε στὴν ἀσκητική του ζωή. Γεννήθηκε στὴν Κόρινθο τὸ 5ο αἰῶνα, ἀπὸ ἱερέα πατέρα, τὸν Ἰωάννη. Τὴν μητέρα του τὴν ἔλεγαν Εὐδοξία καὶ εἶχε ἀδελφὸ τὸν Ἀρχιεπίσκοπο Κορίνθου Πέτρο. Ἀπὸ ἱερατικό, λοιπόν, γένος ὁ Κυριακός, σὲ νεαρὴ ἡλικία πῆγε στὰ Ἱεροσόλυμα καὶ ἀπὸ ἐκεῖ στὴ Λαύρα τοῦ Μεγάλου Εὐθυμίου. Ἐκεῖ, ὁ Μέγας Εὐθύμιος, τὸν ἔκανε μοναχὸ καὶ τὸν ἔστειλε στὸν ἀσκητὴ Γεράσιμο. Ὅταν πέθανε ὁ Γεράσιμος, ὁ Κυριακὸς ἐπέστρεψε στὴν Λαύρα τοῦ Εὐθυμίου, ὅπου μὲ ζῆλο καλλιεργοῦσε τὶς ἀρετές του, ὥσπου κάποια στάση ποὺ ἔγινε στὴ Λαύρα τοῦ Εὐθυμίου τὸν ἀνάγκασε νὰ πάει στὴ Λαύρα τοῦ Σουκᾶ. Ἐκεῖ 40 χρονῶν χειροτονήθηκε πρεσβύτερος καὶ ἀνέλαβε τὴν ἐπιστασία τοῦ Σκευοφυλακίου. Ἐκεῖνο ποὺ τὸν διέκρινε ἀπέναντι στοὺς συμμοναστές του, ἦταν ὁ γαλήνιος τρόπος μὲ τὸν ὁποῖο τοὺς ἀντιμετώπιζε, γι’ αὐτὸ καὶ ἦταν παράδειγμα πρὸς μίμηση ἀπὸ ὅλους. Ἑβδομήντα χρονῶν ὁ Κυριακός, ἔφυγε καὶ ἀπὸ ἐκεῖ καὶ μὲ ὑπομονὴ γύρισε πολλὰ μοναστήρια καὶ σκῆτες, ὅπου ἔζησε μὲ αὐστηρότατη ἄσκηση. Τελικά, πέθανε 107 χρονῶν, καὶ σὲ ὅλους ἔμεινε ἡ ἐνθύμηση τοῦ ἀσκητή, ποὺ ἔδειχνε «πραότητα πρὸς πάντας ἀνθρώπους». Πραότητα, δηλαδή, σ’ ὅλους ἀνεξαίρετα τοὺς ἀνθρώπους. *

=============

Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

 ============
Тропарь преподобному Кириаку отшельнику

Тропарь, глас 1:

     Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец показался еси Богоносе отче наш Кириаче, постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8:

     Яко поборника крепкаго и заступника, чтущи тя священная Лавра всегда, празднует летне памяти, но, яко имея дерзновение ко Господу от врагов находящих соблюди ны, да зовем: радуйся, отче треблаженне.

Ин кондак, глас 8:

     Чистотою душевною божественно вооружився и непрестанную молитву яко копие вручив, крепко ссекл еси демонская ополчения, Кириаче отче наш, молися непрестанно о всех нас.

Величание

     Ублажаем тя, преподобне отче Кириаче, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

*

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI – начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε. Χριστῷ ἠκολούθησας, καταλιπῶν τὰ τῆς γῆς, καὶ βίον ἰσάγγελον, ἐπολιτεύσω σαφῶς, ὡς ἄσαρκος Ὅσιε· σὺ γὰρ ἐν ταῖς ἐρήμοις, προσχωρῶν θείῳ πόθῳ, σκίλλῃ πικρᾷ τὴν πάλαι, πικρὰν γεῦσιν ἀπώσω. Διὸ Κυριακὲ θεοφόρε, ἀξίως δεδόξασαι.

Ἕτερον Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.

Ἀπαλῶν ἐξ ὀνύχων τῷ Χριστῷ ἠκολούθησας, τὴν ἀγγελικὴν πολιτείαν ὁλοτρόπως ἑλόμενος· διὸ ἐν ταῖς ἐρήμοις προσχωρῶν, τῶν θείων ἠξιώθης δωρεῶν, θεραπεύων πᾶσαν νόσον Κυριακέ, τῶν πίστει προσιόντων σοι. Δόξα τῷ σὲ δοξάσαντι Χριστῷ, δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, δόξα τῷ ἐνεργοῦντι διὰ σοῦ, πᾶσιν ἰάματα.


Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.

Ὡς ὑπερμάχῳ κραταιῷ καὶ ἀντιλήπτορι Ἡ σὲ τιμῶσα ἱερὰ Λαύρα ἑκάστοτε Ἑορτάζει τὰ μνημόσυνα ἐτησίως. Ἀλλ’ ὡς ἔχων παρρησίαν πρὸς τὸν Κύριον Ἐξ ἐχθρῶν ἐπεμβαινόντων ἡμᾶς φρούρησον, Ἵνα κράζωμεν, χαίροις Πάτερ τρισόλβιε.

Μεγαλυνάριον.

Ἄστρον ἐκ Κορίνθου ἀναφανείς, ἐν τῇ Παλαιστίνῃ, διαλάμπεις ἀσκητικῶς, καὶ καταπυρσεύεις, Χριστοῦ τὴν Ἐκκλησίαν, Κυριακὲ θεόφρον, τοῖς σοῖς παλαίσμασι. *

================================

Прпп. Кириак Отшельник и Нил Синайский. Фреска монастыря св. Павла. Афон. 1552 г.
Прп. и прп. Кириак. Икона. Греция. XVII (?) в.
Свв. Харитон Исповедние (28 сентября), Кириак Отшельник (29 сентября), Григорий Армянский (30 сентября). Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.
Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Преподобный Кириак Палестинский, отшельник
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
Прп. Кириак. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_9306.html

Ссылка на основную публикацию