Мученик аникита, фотий и другие

Святые мученики Фотий и Аникита. Аудио / Православие.Ru

Память 12/25 августа

Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Эти святые и славные мученики жили в Никомидии в царствование Диоклетиана (ок. 304). Император издал эдикт, предписывающий всем гражданам в знак послушания властям приносить жертвы идолам. Эдикт угрожал христианам различными пытками и высылкой на окраины империи. Это сильно обеспокоило население столицы Востока.

Многие христиане из страха перед пытками отреклись от единого Бога и подчинились. Но те, в чьих сердцах глубоко укоренилась вера, мужественно противостояли угрозам, вооружившись победным крестным знамением, громко исповедовали имя Христово и шли на муки.

Гонение распространялось на различные города империи, и его жертвы были неисчислимы.

Обратите внимание

По прошествии двух лет Диоклетиан сам направился из Фессалоник в Никомидию, чтобы проверить, как исполняются его эдикты. Он собрал сенат в присутствии войска и приказал выставить катапульты, колеса, решетки и другие орудия пыток, один вид которых вызывал у присутствующих содрогание.

Затем император обратился с речью к присутствующим, и устрашенный народ не ответил ни слова. Тогда один из членов сената, комит Аникита, известный высокой образованностью и мудростью, вышел из толпы и, подойдя к императору, смело обратился к нему.

Он посмеялся над пустыми угрозами, к которым гонитель вынужден был прибегать для защиты бессильных идолов, неспособных защитить себя. Потом он обвинил императора в том, что тот воюет против Бога Живого и вынуждает людей, которые созданы были по Его образу и подобию, поклоняться истуканам, выбитым из камня и вырезанным из дерева.

Аникита сказал, что только Христос является истинным Господом неба и земли и через Него дается власть царям и правителям, потому что Он украсил небо звездами, а землю – растениями и животными, которые служат человеку и призывают его славить Бога.

Разгневанный дерзкими речами, Диоклетиан обвинил Аникиту в оскорблении богов. Но святой спросил императора, за какие дела надо почитать идолов, которые никак не могут называться богами, потому что их необходимо высекать и украшать.

Потом он исповедал свою веру в Бога, Единого в трех лицах Отца, Сына и Святого Духа, Который дает христианам благодать для победы над князем мира сего.

Увидев, что народ поддерживает Аникиту, гонитель хотел совершить массовое убийство, но военачальник Плакида отговорил его, напомнив, что правитель должен отличаться великодушием.

Тогда Диоклетиан приказал бичевать святого воловьими жилами до тех пор, пока не стали видны его внутренности.

Важно

Но достойный своего имени, которое означает «непобедимый», Аникита неизменно продолжал исповедовать Христа своим Спасителем. По приказу императора на него выпустили огромного льва, напугавшего всех грозным рычанием.

Но подойдя к святому, хищник неожиданно остановился и, став кротким как ягненок, осторожно стер лапой пот с его лица.

По молитве святого в Никомидии началось ужасное землетрясение, опрокинувшее огромную статую Геракла, которая рассыпалась на мелкие куски и разрушила северную часть города. Под обломками зданий погибло множество язычников.

Император, ожесточившись в своем заблуждении, приписал катастрофу гневу богов и приказал немедленно отрубить голову святому мученику.

Однако у воина Вивина, которому это было поручено, перестали двигаться руки, и он не смог ударить святого мечом.

Тогда приговор изменили и мученика крестообразно привязали к колесу, подвешенному над костром. С переломанными членами и обожженной плотью, святой Аникита еще больше приблизился к Богу в молитве, которая была жарче, чем все огни на земле, и по прошению мученика огонь сжег его путы и погас.

Император повелел бросить Аникиту в котел с кипятком – ангел Божий явился и спас его. В этот момент племянник святого, Фотий, подбежал к нему, чтобы вместе возблагодарить Бога за помощь, которую Он всегда оказывает Своим служителям.

Он насмехался над идолами и заявлял о своей готовности умереть вместе с дядей, чтобы получить воздаяние на небесах. По знаку императора один из воинов бросился на него, но тотчас ослеп и собственным мечом нанес себе смертельную рану.

Совет

После этого обоих святых заковали в тяжелые цепи и бросили в темницу. Там они встретили святого Лукиана Антиохийского и его учеников, которых привезли в Никомидию с Востока на суд.

Мученики тепло приветствовали друг друга, и Лукиан призвал их оставаться твердыми в исповедании единого истинного Бога и не бояться угроз мучителя, который имеет власть лишь над телом, но бессилен против твердости души.

Он сказал: «Сама земля вопиет к Богу, орошенная кровью мучеников! Исповедуя Христа, вы войдете в Царство Небесное».

Разлученные с Лукианом, Аникита и Фотий через три дня вновь были вызваны на допрос к императору, который попытался сломить их притворным сочувствием и обещанием богатства и почестей.

Но святые в один голос отвечали: «Да погибнут твои почести и обещания вместе с тобой!» В гневе Диоклетиан приказал жечь их внутренности факелами, а потом побить камнями на арене.

После того как они чудесным образом остались невредимыми, их влачили по дороге, привязав к хвостам диких лошадей. Потом их раны посыпали солью и заключили мучеников в темницу.

Аникиту и Фотия продержали в тюрьме более трех лет. По всей империи в это время продолжались гонения. Наконец император вспомнил о них и после допроса, на котором мученики показали себя несгибаемыми, приказал бросить их в котел Антониевых бань.

Три дня под ним разжигали огонь, но по молитве святых мрамор раскололся и вода из бань хлынула и погасила огонь. После многих мук, послуживших к их славе, святые Аникита и Фотий отошли ко Господу, сожженные заживо. Их тела держали на решетке три часа, но даже волосы их не обгорели.

Когда огонь погас, христиане, воспользовавшись безразличием воинов, забрали честные мощи, чтобы сохранить.

Обратите внимание

Спустя многие годы, когда гонение прекратилось, место, где спрятали святыню, было открыто хорепископу Дукитию. Он перенес их в константинопольскую церковь в квартале Воания, построенную в их честь. Там от святых мощей произошли многочисленные исцеления.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источник: https://pravoslavie.ru/55563.html

Мученики Аникита и Фотий

Память святых мучеников Аникиты и Фотия совершается в Православной Церкви 25 августа по новому стилю.Святые мученики Аникита и Фотий жили во второй половине третьего – начале четвертого века в Никомидии. Святой Аникита занимал должность военного сановника при императоре Диоклитиане.

Искренние христианские убеждения не позволили ему быть равнодушным, когда языческий правитель на центральной площади города приказал поставить инструменты и приспособления, с помощью которых осуществляли пытки над последователями Господа Иисуса Христа и лишали их жизни.

Святой Аникита смело высказал императору свое возмущение его политикой по отношению к христианам и конкретно этим поступком.Как и следовало ожидать, Диоклитиан был в ярости, услышав дерзновенные речи своего военного сановника.В раздражении правитель отдал повеление предать святого Аникиту злостным мучениям, после чего отправить страдальца к голодным хищникам на расправу.

Избив военного сановника до полусмерти, императорские слуги бросили его на съедения ко льву.Но тут произошло чудо: царь зверей стал вести себя словно кроткий котенок, облизывая раны страдальца и лаская его.

Это чудо свидетельствует о том, что, когда в человеке его дух властвует над телом, то природа, также страдающая в результате грехопадения людей, восстанавливает свои первозданные функции. Из Священного Писания и Предания Церкви известно, что до нарушения Божией заповеди первыми людьми в раю не было хищников, а все животные ели растения, и были ручными.

Грехи людей на протяжении всей истории существования человечества вызывали природные катаклизмы, чему есть много свидетельств в Библейском повествовании.После того, как святой Аникита остался жить и лев не причинил ему никакого вреда, в небе загремел гром и затряслась земля.

Землетрясение было настолько сильным, что от него развалилось языческое капище, посвященное Геркулесу, разрушилась городская стена и погребла под своими развалинами большое количество язычников. Тогда палач по приказу Диоклитиана попытался обезглавить святого мученика мечом, но внезапно сам потерял сознание.

Важно

Затем злобный правитель повелел устроить колесование и распалить пламя, однако и эта казнь не удалась: колесо остановило свой ход, а пламя само потухло. Следующей жестокой попыткой лишить святого Аникиту жизни было кипящее олово. Однако, как только мученик попал в котел, олово чудом перестало кипеть и не нанесло ущерба здоровью мученика.

Таким образом, Господь проявлял особую милость к своему угоднику, чтобы видевшие эти чудеса язычники обратили свои сердца к Единому Богу, а христиане еще больше утвердились в своих убеждениях.

Святой Фотий, который являлся племянником святого Аникиты, воодушевившись чудесами и стойкостью своего дяди, с дерзновением воскликнул, обращаясь к императору: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!» За эти слова святого Фотия тут же схватили и занесли меч над его головой. Но орудие, вместо того, чтобы поразить того, на кого оно было направлено, отсекло голову самому палачу.

Это чудо подтверждает истинность Библейских слов о том, что тот, кто копает другому яму, попадает в нее сам. Грех убийства христианских исповедников лежит не только на правителе, который отдавал жестокие приказы, но и на тех, кто приводил их в исполнение.

Это можно сравнить с тем, как многие современные беременные женщины просят медиков помочь им лишить жизни их ребенка, который развивается в утробе, через искусственное прерывание беременности, и они исполняют этот приговор.Святого Аникиту с его племянником посадили в тюрьму на трехдневный срок, после истечения которого сам правитель стал их упрашивать отдать честь языческим божествам, обещая при этом славу и богатые дары. В ответ Диоклитиан услышал резкий отказ, так как исповедники заботились не об устройстве временной быстротекущей жизни, а о своей вечной участи, угождению Богу, Который дает жизнь всем своим созданиям и достоин всякой чести, славы и хвалы.Правитель, распаляемый чувством злобы, повелел святых мучеников привязать за ноги к диким лошадям, чтобы те быстро тянули страдальцев по земле. Но, несмотря на то, что животные устремились вперед с большой скоростью, угодники Божии оставались целыми

Следующим испытанием была раскаленная баня: при попадании в ее стены святых мучеников здание распалось на части.

Когда слуги императора распалили печь внушительных размеров, чтобы устрашить угодников Божиих и расправиться с ними, тогда большое количество христиан сами признались в своих убеждениях перед императором и множеством людей, вступили в пламя и передали свои души Господу, воспевая молитвы Творцу.

Удивительным образом тела святых Аникиты и Фотия уцелели и после пребывания в огненной печи, причем их волосы также остались не поврежденными.Многие язычники, ставшие свидетелями дивных явлений, изменили свои прежние убеждения, обратились ко Господу и приняли Святое Крещение.Чудные дела эти случились в 305 году.

Тропарь, глас 4:

Совет

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак, глас 2:

Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

Величание:

Величаем вас, / страстотерпцы святии, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Молитва:

Святии мученицы Фотие и Аникито! Призрите с небеснаго чертога на требующих вашея помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/813-mucheniki-anikita-i-fotij

25 АВГУСТА — ДЕНЬ МУЧЕНИКОВ ФОТИЯ И АНИКИТЫ И МНОГИХ С НИМИ

Христианские святые все без исключения становились настоящими помощниками обычным верующим как при своей земной жизни, так и уже после смерти. Они исцеляли тяжкие физические болезни и душевные недуги, предрекали народу грядущие испытания, обладая даром прозорливости и т.д.

Однако немногие из угодников Божьих существовали в непринужденной атмосфере добра и любви к ним социума. Огромное количество святых подвергалось в свое время настоящим гонениям, зафиксированным на страницах истории. Таковой была судьба и мучеников Фотия и Аникиты, а также их единомышленников.

Праздник, посвященный этим святым, Церковь постановила отмечать 25 августа.

Подвиг и страдания святого Аникиты.

В период с 284 по 305 гг. н.э. Римской империей управлял царь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Эпоха его властвования была отмечена особой жестокостью по отношению к христианам. Нечестивый император являлся язычником и желал, чтобы все его подданные поклонялись, как и он, бездушным истуканам.

С этой целью Диоклетиан организовал открытое гонение на приверженцев веры во Христа. По его приказу в центре города были выставлены на всеобщее обозрение пыточные орудия и дикие звери – таким образом царь хотел вызвать страх в христианах.

Одновременно с этим он разослал во все концы своих владений указы с повелением гнать верующих в Бога единого, мучить их и предавать смерти.

В то время в Никомидии проживал благородный и весьма богатый военный сановник по имени Аникита. Он истинно верил в Христа.

Узнав о намерениях и замыслах императора, Аникита смело явился к царю и рассказал тому все об Иисусе, что знал сам, а также изрек множество порицаний в адрес языческих божков.

Обратите внимание

В конце речи сановник добавил, что никакие муки не устрашат последователей Мессии и ничто не способно сломить их веры.

Услышав сие, император страшно разгневался. Он приказал палачам отрезать язык Аниките, однако это никак не повлияло на способность сановника говорить: тот продолжал свою боговдохновенную проповедь. Тогда Диоклетиан повелел бить христианина воловьими жилами до тех пор, пока у того не обнажатся кости.

Святой же Аникита мужественно терпел нечеловеческие страдания и неустанно проповедовал народу, смотревшему на мучения угодника Божия, о Христе. Царь, находясь вне себя от ярости распорядился, чтобы сановника бросили на съедение диким зверям.

Читайте также:  Мученица ирина египетская

На Аникиту буквально натравили громадного льва, но животное, приблизившись к святому, сделаюсь кротким, будто ягненок. Оно ласкалось к мученику и даже отерло пот со лба святого своей лапой. Аникита же возблагодарил Господа за оказанную ему милость.

Он произнес следующее: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты избавил меня от зубов этого зверя! Молю Тебя, Владыко, и в предлежащем мне подвиге простри Свою десницу в помощь рабу Твоему, чтобы я мог победить ярость мучителя и удостоиться от Тебя мученического венца».

По окончании сей молитвы началось страшное землетрясение. В результате святилище Геркулеса и идол, стоящий в нем, а также часть городской стены с грохотом обвалились. Жертвами несчастья стали многие язычники. После произошедшего Диоклетиан понял, что это случилось «по вине» Аникиты, и повелел отсечь святому голову.

Однако воин, приступивший к выполнению приказа, вдруг ощутил странную, необъяснимую слабость в руках своих. Не только меч, но и сам палач упал на землю совершенно обездвиженный. Тогда по приказу императора Аникиту привязали к колесу, последнее поместили между острых прутьев из металла, а внизу зажгли огонь. Диоклетиан желал, чтобы сановник погиб от данной пытки.

Важно

А святой Аникита снова со всей пылкостью сердца обратился к Богу. Он молился так: «Господи Иисусе Христе, ради предстоящих освободи меня от мучений, чтобы смотрящие на меня, видя твою скорую помощь, могли мужественно стать против мучителя и принять от Тебя мученический венец».

Нетрудно догадаться, что после этих слов веревки, коими был привязан святой к пыточному орудию, развязались, само колесо остановилось, огонь погас.

Диоклетиан же не унимался: он задался целью убить Аникиту во чтобы то ни стало. Император повелел наполнить огромный котел расплавленным оловом и бросить туда мученика. Так и сделали. Но тут рядом с Аникитой возник Ангел Господень и, как только угодник Божий коснулся олова, расплавленный металл застыл наподобие льда.

Мучения святого Фотия.

В толпе, присутствующей на безуспешной казни слуги Господня Аникиты, был и его родственник. Звали этого человека Фотием. Упомянутый субъект, увидев неуязвимость военного сановника, предаваемого жесточайшим мукам, сам уверовал в непоколебимую мощь и силу Христа.

Он набрался храбрости, вышел на непосредственное место казни, подошел к страдальцу и с чувством обнял мученика. Потом поцеловал святого, назвал отцом и возблагодарил за собственное спасение. Данный поступок нельзя было расценить иначе, как готовность Фотия претерпеть за Христа муки, подобные тем, что терпел Аникита.

Новоиспеченный христианин обратился после к императору с таким словами: «Постыдись, идолопоклонник! Боги твои ничто».

Диоклетиан, пребывая во гневе, приказал одному из своих воинов убить Фотия мечом. Но когда тот приблизился к сроднику Аникиты и поднял обнаженный меч, готовый ударить им христианина, по промыслу Господню острый клинок обрушился на самого палача, от чего последний тотчас умер. Аникиту и его единомышленника после случившегося заковали в цепи и бросили в темницу.

Прошло три дня. Узников привели к императору и тот обратился к несчастным с предложением: «Если послушаетесь меня и принесете жертву богам, то я возвеличу вас и обогащу».

Ответ же ему был таков: «Честь твоя и богатство твое пусть останутся с тобою на твою погибель».

Совет

Это послужило толчком к организации новых пыток над святыми. Однако все мучения угодники Божии переносили смиренно и даже с радостью. Их били железными крючьями, опаляли огнем, поливали раны уксусом с солью, сажали в каменную баню без воды и еды. Все тщетно: в каждой ситуации Бог помогал святым, и те в итоге оказывались целыми и невредимыми.

Смерть мучеников Фотия и Аникиты.

Окончательно разозлившись, посрамленный царь приказал своим людям устроить огромную печь, в которой могло бы поместиться множество народу. Таким образом он намеревался сжечь заживо не только Аникиту и Фотия, но всех христиан, каких только сможет обнаружить.

Верующие же в единого Бога, прознав о планах Диоклетиана, стали сами приходить к царю с семьями и сообщать с радостью о том, что верят они в Христа и только в него. В итоге в печь вошли сначала Аникита и Фотий, а затем и масса последователей Иисуса.

Все они воздевали руки к небу и уже из огня обращались к Богу с благодарностью.

В момент молитвы своей мученики отошли в Царствие Небесное – кроме подвижников Фотия и Аникиты.

Они оставались живыми и невредимыми в раскаленной печи целых три часа, а после, совершив завершающую молитву, также почили с миром.

Когда люди Диоклетиана извлекли тела мучеников, оказалось, что последние совсем не пострадали от огня – даже волосы не опалило пламя. Благодаря увиденному многие язычники обратились в веру Христову.

Спустя многие годы после прекращения гонений место, где находилась святыня, было открыто епископу Дукитию, который перенес их в построенную в их честь церковь в квартале Воания города Константинополя. Здесь от святых мощей мучеников Фотия и Аникиты произошли многочисленные исцеления.

И сегодня им молятся в болезнях.

В кондаке им отмечается, что Божественные мученики “недуги разрешают”.

И святые Фотий и Аникита помогают страждующим по вере их, как и много лет назад.

Молитва святым мученикам Фотию и Аниките:

,,Святии мученицы Фотие и Аникито! Призрите с небеснаго чертога на требующих вашея помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Тропарь святым мученикам Фотию и Аниките Тропарь, глас 1

,,Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся».

ИН Тропарь, глас 4

,,Мученицы Твои, Господи, Фотий и Аникита, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.»

Кондак, глас 8

,,Светильницы светлии явльшеся, Божественнии мученицы, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе, и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.»

ИН Кондак, глас 2

,,Божественныя, вернии, и храбрыя ублажим супруги Христовы славныя, и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию и суща рачители, Фотия и Аникиту, и песньми и хвалами венчаем.»

Источник →

Источник: http://regeneratione.ru/pravoslavie/voprosy-i-otvety/25-avgusta-den-muchenikov-fotija-i-anikity-i-mnogih-s-nimi/

Мученики Аникита и Фотий Никомидийские. Православный календарь на 25 августа

25 Августа 2018 00:16 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

25 августа (12 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Двенадцатый день Успенского поста.

Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память множества святых, значительная часть которых приняли мученическую кончину в годы советских антицерковных гонений.

Далее коротко расскажем об этих угодниках Божиих.

***

Мученики Аникита и Фотий Никомидийские и многие иже с ними пострадавшие. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь из Никомидии (Никомедии), принявшие мученические венцы в годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана, царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова.

Аникита был видным военным сановником, принявшим христианство, а Фотий — его племянником. Первый не побоялся смело обличить нечестивого императора за казни христиан, а также утешать святых страдальцев. Диоклетиан приказал бросить Аникиту львам, но дикие звери не тронули святого, и в то же время началось землетрясение и рухнуло капище, посвященное Геркулесу.

Другие попытки умертвить святого также не увенчались успехом, вплоть до того, что застыло расплавленное олово, в котором его хотели сварить. Племянник мученика Аникиты Фотий присутствовал при этом и приветствовал его, смело бросив в лицо Диоклетиану: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!». После этого мучеников долго пытались казнить, но также безуспешно.

Наконец, святых Аникиту и Фотия и многих других христиан бросили в огромную печь, где они отошли ко Господу с молитвою на устах. При этом тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня, даже их волосы остались целы. Увидев это чудо, многие язычники уверовали во Христа. Это произошло в 305 году от Рождества Христова.

***

Священномученик Александр, епископ Команский. Святой III века от Рождества Христова удивительной судьбы. С юных лет он посвятил себя Христу и Его Церкви, избрав подвиг мнимого безумия — юродства. Согласно житию, он торговал углем, и его лицо было всегда черным от угольной пыли, отчего многие относились к нему с презрением.

Обратите внимание

Когда в неокесарийских Команах скончался епископ, многие предлагали избрать новым архиереем знатного христианина, многие — ученого, многие — красноречивого, но святитель Григорий Неокесарийский указал, что главными у епископа должны быть чистое сердце и святая жизнь. Многие начали насмехаться, мол, эти добродетели есть и у угольщика Александра.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/mucheniki-anikita-i-fotij-nikomidijskie-pravoslavnyj-kalendar-na-25-avgusta_154243

Святые мученики Фотий и Аникита – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Память 12 августа

В Никомидии, городе Вифинской области [1], нечестивый царь Диоклитиан (284-305) поднял открытое гонение на христиан; среди города, по его приказанию, были выставлены орудия для мучений: мечи, сечки, рожны, железные ногти, сковороды, колеса, котлы и другие бесчеловечные изобретения подобного рода; были приготовлены и звери; всем этим Диоклитиан хотел устрашить призывающих имя Христово. Во все концы римского царства он разослал грозные указы, которыми повсюду повелевалось гнать христиан, – мучить и убивать их, при этом на Единородного Сына Божия изрекались многие хулы.

В это время в Никомидии жил один благородный и знатный комит, по имени Аникита.

Исполнившись ревностию по Боге, он явился к царю и безбоязненно исповедовал Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия, – святой Аникита красноречиво поведал царю о безначальном рождестве Сына Божия и Его воплощении, по исполнении лет, для нашего спасения; в то же время он порицал заблуждение идолопоклонников, называя богов языческих глухими и бесчувственными; и, наконец, обратился к царю с такими словами:

– Твои мучения, царь, приготовленные христианам и объявленные им, нисколько нас не устрашают: для нас муки – ничто, и мы никогда не поклонимся бездушным идолам.

Царь, полный гнева и ярости, не в силах был выслушивать боговдохновенную проповедь святого Аникиты и приказал ему тотчас же обрезать язык, но он и после этого говорил ясно, славя Христа Бога; затем его были воловьими жилами так жестоко и так долго, что обнажились кости.

Но святой Аникита, – точно не он, а кто другой подвергался мучениям, – мужественно переносил страдания и громко проповедовал смотревшему на него народу, что Христос есть единый истинный Бог.

После этого царь велел отдать святого Аникиту на съедение зверям: был выпущен громадный лев, который, с грозным ревом приблизившись к мученику, неожиданно сделался смирнее ягненка: он ласкался ко святому и пот, выступивший от мучений на его челе и щеках, отер, как губою, лапою. А святой Аникита громко взывал:

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты избавил меня от зубов этого зверя! Молю Тебя, Владыко, и в предлежащем мне подвиге протри Свою десницу в помощь рабу Твоему, чтобы я мог победить ярость мучителя и удостоиться от Тебя мученического венца.

После этой молитвы святого началось землетрясение, причем капище Геркулеса вместе с его идолом и часть городской стены обвалились, и многие из язычников погибли под их развалинами.

Тогда Диоклитиан приказал отсечь мечом главу святого мученика, но когда воин поднял меч, чтобы исполнить повеление царя, тотчас руки его ослабели, а сам он упал на землю и был недвижим точно бесчувственный.

Важно

Видя это, Диоклитиан приказал привязать святого Аникиту к колесу, находящемуся среди острых железных прутьев, подложить огонь и вращать колесо: он желал, чтобы святой мученик умер разрезаемый на части железом и обжигаемый огнем. Но святой Аникита, привязанный к колесу, так молился:

– Господи Иисусе Христе, ради предстоящих освободи меня от мучений, чтобы смотрящие на меня, видя твою скорую помощь, могли мужественно стать против мучителя и принять от Тебя мученический венец.

И тотчас узы святого Аникиты развязались; колесо остановилось, и огонь погас. Тогда мучитель велел наполнить котел оловом, расплавить последний и бросить туда святого мученика. Все видели ангела Господня, который вместе со святым Аникитою входил в котел, и едва только мученик прикоснулся к котлу, олово остыло и сделалось как лед.

Сродник святого Аникиты, по имени Фотий, видя его подвиги и силу Христа, сохраняющего раба Своего, отложил всякую боязнь; выйдя из среды народа на самое место казни, он подошел к святому мученику и с любовью обнял его и поцеловал, называя отцом и ходатаем своего спасения; этим поступком Фотий ясно показал, что он готов претерпеть за Христа какие угодно мучения; обратившись затем к царю, Фотий сказал:

– Постыдись, идолопоклонник! боги твои ничто.

Тогда Диоклитиан с гневом вскричал воинам:

– Убейте его мечом!

Но когда один из воинов поднял обнаженный меч, чтобы им ударить мученика, силою Божиею руки его обратились на себя самого, так что ударив себя по коленам, он упал на землю и умер. После этого святого Аникиту и Фотия заковали в железные цепи, и обоих вместе бросили в тюрьму. Спустя три дня Диоклитиан призвал их к себе и сказал:

– Если послушаетесь меня и принесете жертву богам, то я возвеличу вас и обогащу.

– Честь твоя и богатство твое, – отвечали святые, – пусть останутся с тобою на твою погибель.

В ярости мучитель приказал сначала повесить их на дыбе и строгать тело железными ногтями, опаляя огнем раны, а потом – быть камнями. Но все этим муки святые переносили с радостью и благодарили Бога, так как не чувствовали никакой боли: Господь ради славы Своего Святого имени соблюдал их невредимыми.

Читайте также:  Ризоположенский монастырь, россия, владимирская область, город суздаль, улица ленина

Затем они были привязаны за ноги к диким коням, которые и влачили их.

Но и таким мучением Диоклитиан ничего не достиг: Господь опять сохранил их без вреда, – святые мученики, будучи влачимы, точно находясь в колеснице, славили непобедимую силу Господню и укрепляли друг друга; дикие же кони внезапно остановились; ноги святых освободились от привязи, и они встали совершенно здоровыми.

Мучитель опять приказал подвергнуть их жестокому биению, поливая раны уксусом, смешанным с солью; потом они опять были ввергнуты в темницу, где провели три года. Затем святые были выведены для новых мучений. По приказанию Диоклитиана три дня разжигали народную каменную баню, в которую потом затворили святых мучеников.

Но святые Аникита и Фотий помолились Богу, баня расселась; забил ключ воды, доставлявший им прохладу. Когда сторожа на третий день открыли баню, то увидели, что святые ходят в ней невредимы, воспевая хвалу Богу; об этом было доложено царю. Последний, как бы не веря известию, пошел сам убедиться в его справедливости. Святые, увидев царя, сказали ему:

– Вот мы, мучитель, во всех муках явились победителями, а ты побежден и посрамлен.

Совет

Царь возвратился домой со стыдом; он приказал взять мучеников и держать в оковах до тех пор, пока придумает, как их погубить. По его приказанию была устроена громадная пучь, укрепленная на четырех железных столбах; в ней могло поместиться множество людей.

Как некогда Навуходоносор (Дан., гл. 3) он приказал раскалить эту печь, намереваясь сжечь в ней не только двух святых мучеников, но и всех христиан, каких только найдет.

Христиане же, не ожидая когда их язычники станут ввергать в печь, сами вместе с женами и детьми направились к ней, восклицая:

– Мы христиане и почитаем единого Бога!

Сначала в печь вошли святые мученики Аникита и Фотий, а за ними и всё множество собравшихся христиан с молитвою и воздетыми к небу руками направилось в огонь. Из пламени христиане взывали:

– Благодарим Тебя, Отче и Боже всесильный, что Ты верою в Единородного Твоего Сына и Господа нашего Иисуса Христа собрал нас для мученического венца; молимся Тебе, Милосердый, простри с высоты руки Твои и приими души наши в вечный покой, который Ты уготовал Твоим исповедникам.

Во время этой молитвы они почили о Господе. Святые еж Аникита и Фотий пробыли живыми в печи той в течение трех часов, а затем, помолившись, предали души свои в руки Божии.

Когда слуги извлекли железом тела святых Аникиты и Фотия, то увидели, что они настолько не пострадали от огня, что даже волосы были целы.

И многие из язычников уверовали во Христа Бога нашего, Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь [2].

  1. В Малой Азии ^
  2. Поминаемые здесь мученики пострадали в 305 или 306 году ^

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/svjatye-mucheniki-fotij-i-anikita.html

Канон святым мученикам Фотию и Аниките Никомидийским

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Боле́зни те́ла, прехва́льнии, претерпе́вше, тверде́йшим по́мыслом ве́ры, к неболе́зненней жи́зни, ра́дующеся, преста́вистеся, о на́с при́сно моля́щеся.

Боже́ственными огра́ждся, Аники́то, ору́жии ве́ры, к боре́нию безпло́тных вра́г тве́рдо отлучи́лся еси́ и те́х во́инства Боже́ственною си́лою потреби́л еси́.

Вити́йское глумле́ние, сла́вне, и у́м неиску́сен е́ллинский, ра́зумом Боже́ственным просвеща́емь, посрами́л еси́, и себе́ сама́го, Аники́то, всего́ к страда́нию отда́л еси́.

Богоро́дичен: Де́ва и пре́жде рождества́, Чи́стая, и по рождестве́ я́ко вои́стинну яви́лася еси́, Бо́га бо па́че сло́ва родила́ еси́, святы́я му́ченики страда́вшия венча́вшаго.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Обратите внимание

Победи́в со Христо́м ополче́ния вра́жия, вене́ц побе́дный прия́л еси́, му́чениче страстоте́рпче Аники́то.

Неради́ша о пло́ти я́ко тле́ющей Христо́вы му́ченицы и лю́тая муче́ния ра́зумом тве́рдым претерпе́ша.

Во́д животво́рных испо́лнени, му́тныя то́ки пре́лести, му́дрии му́ченицы, тече́нии кро́вными уста́висте.

Богоро́дичен: Всели́ся во утро́бу Твою́ живы́й на небесе́х Госпо́дь и от на́с вся́ку пре́лесть, Богоро́дице, отгна́л е́сть.

Седа́лен, гла́с 4.

Низло́жше вра́жия возноше́ния терпе́нием лю́тых му́к, страстоте́рпцы, на небесе́х живете́ ны́не, ра́дующеся, Фо́тие сла́вный и Аники́то блаже́нне. Те́мже ублажа́етеся во ве́ки веко́в, о на́с моля́щеся Христу́, творя́щих ва́шу па́мять.

Сла́ва, и ны́не: Боже́ственныя Твоея́ сла́вы сия́ние, я́коже можа́ху, показа́л еси́, Сло́ве Бо́жий, ученико́м Твои́м, на Фаво́рстей горе́ преобразу́ющийся. и́миже просвети́хомся и мы́, пою́щии Тя́, еди́не неизме́нне и безсме́ртне Го́споди, Тебе́ бо ве́рою вопие́м: сла́ва, Христе́, Ца́рствию Твоему́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Распала́еми любо́вию Бо́жиею, усе́рдно пла́мень огня́ проидо́сте, пребы́вше росо́ю неопа́льна духо́вною, непобеди́мии му́ченицы, боже́ственнии моли́твенницы о душа́х на́ших.

Отве́ргшеся те́ла, разли́чными о́бразы страда́льцы стру́жеми, все́м бо умо́м к Бо́гу взира́ху, си́м подаю́щему терпе́ние ве́ры ра́ди.

Кре́пцы, я́ко столпи́ благоче́стия, сте́ны вра́жия низложи́сте и гра́да Боже́ственнаго, му́ченицы, гра́ждане бы́сте, вопию́ще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Дрема́нием не воздрема́сте злоче́стия, но бо́дростию боже́ственною, му́ченицы, спя́щия всегда́ в сме́рти к све́ту наста́висте богоразу́мия благода́тию.

Богоро́дичен: Я́ко красна́ породила́ еси́ Кра́снаго, Де́во Ма́ти Чи́стая, красны́ показа́вшаго му́ченика, тве́рдо пострада́вшия и безбо́жие потре́бльшия.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Ты́, Го́споди мо́й, Све́т в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения, ве́рою воспева́ющия Тя́.

Важно

Премно́гими ра́нами умерщвле́но те́ло твое́, Аники́то, живо́т тебе́ нестаре́емый, преблаже́нне, преподо́бно исхода́таи.

Потребле́ние огню́ жгу́щему бы́л еси́, о Фо́тие, Боже́ственнаго сия́ния соприча́стниче, и дне́ незаходи́маго ча́до при́сное!

Теку́щих тле́ние до конца́ отри́нуша, возжеле́вше пребыва́ющая кра́сная, единоду́шно, му́ченицы сла́внии.

Богоро́дичен: Кто́ мо́жет сказа́ти Твое́ та́инство, о Влады́чице Богоро́дице? Па́че ума́ бо и сло́ва, Бо́га неизрече́нно родила́ еси́.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею Кро́вию.

Возвы́шен бы́л еси́, не ми́лостивно на дре́ве стру́жем, умерщвле́ния дебельство́ отмета́я, в боже́ственную оде́жду с небесе́ одева́емь, му́чениче Аники́то.

Расто́ргше у́зы пре́лести, святи́и, внегда́ свя́зани бы́сте кре́пко, терпе́нием же и пожда́нием, боже́ственными у́жи, предста́теля тмы́ удави́сте.

Яви́стеся я́ко вели́цыи свети́льницы, просвеща́юще луча́ми исцеле́ний и заря́ми боже́ственных по́двиг всю́ тва́рь, страда́льцы Христо́вы предо́блии.

Богоро́дичен: Зако́нных породила́ еси́ кроме́, Всенепоро́чная, и́стиннаго Законополо́жника, Его́же моли́ зако́ном греха́ побежда́емую ду́шу мою́ уще́дрити и спасти́ мя.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Стра́нен по́двиг проше́дше, стра́нни яви́стеся вои́стинну мудрова́ний, сла́внии, плотски́х, а́нгелом согра́ждане, снасле́дницы же Христу́, великоимени́тии му́ченицы.

Терпе́нием же и пожда́нием победи́сте все́х враго́в безбо́жныя наве́ты и, све́тлы боле́зньми бы́вше, к сия́нию незаходи́мому преста́вистеся, пресла́внии.

Совет

Хра́м Тро́ицы Пребоже́ственныя бы́вше, столпы́ и хра́мы низложи́ша му́жески безбо́жных, прехва́льнии, и к небе́сному хра́му преста́вистеся, ра́дующеся.

Богоро́дичен: Я́ко простра́ннейши небе́с, Чи́стая, прия́ла еси́ Сло́ва, ника́коже вме́стна па́че ума́, те́сным ходя́щия путе́м, Пренепоро́чная, к простра́нству вводя́ща Боже́ственныя жи́зни.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л льво́в зия́ния в ро́ве затче́, о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Тве́рд у́м, му́дрии, показу́юще, звере́й стремле́ния не убоя́стеся, вре́ния коно́б не ужасо́стеся, ни удо́в отсече́ния, ни мучи́телей преще́ния, вопию́ще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Исцеля́ете стра́сти ве́рных, изобрази́вше стра́сть блаже́нную ва́шими страстьми́, святи́и, и отъе́млете неду́ги, и отгоня́ете лю́тыя ду́хи, вопию́ще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Дво́ица страда́лец предо́брая Тро́ицу Несозда́нную испове́да, и тмосла́вных погуби́ супоста́т вои́стинну по́лк, и тма́м мы́сленных совокупи́ся, пою́ще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Свята́я Де́во, Я́же Бо́га Пресвята́го поро́ждши, венча́вшаго благода́тию святы́я Своя́ му́ченики, спаси́, освяти́ на́с, усе́рдно пою́щих: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Се́ све́тлый, и светоно́сный, и испо́лнен благода́ти де́нь возсия́ Фо́тия боже́ственнаго и Аники́ты, вся́ просвеща́я в не́м пра́зднующия светоза́рная си́х страда́ния.

Яви́стеся, я́ко у́глие, всю́ ве́щь зло́бы попаля́юще, яви́стеся, я́ко честни́и а́гнцы, во́льне закала́еми и А́гнцу, взе́млющему грехи́, приводи́ми.

Ра́ны ва́ша, страстоно́сцы, страда́ния и боле́зни, и па́че ума́ терпе́ние, и по́двиги, и кончи́ну пресла́вно сла́вяще, дне́сь вси́ возра́дуемся.

Процвето́ша во удо́лиях преподо́бно му́ченических, я́коже ши́пок, преудо́бреннии страда́льцы, и сердца́ благоуха́ют благочести́вых ду́хом, смра́д пре́лести отгоня́юще.

Богоро́дичен: Просвети́ на́с, ро́ждшая Све́т непристу́пный, Де́во, испо́лни на́с весе́лия, и ра́дости, и боже́ственнаго ра́зума, чи́стым се́рдцем Тя́ богому́дренно велича́ющия.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatym-muchenikam-fotiyu-i-anikite-nikomidijskim/

Святые мученики Фотий и Аникита

Cвятитель Димитрий Ростовский

Память 25 августа  

В Никомидии, городе Вифинской области*, нечестивый царь Диоклетиан (284—305) поднял открытое гонение на христиан; среди города, по его приказанию, были выставлены орудия для мучений: мечи, сечки, рожны, железные ногти, сковороды, колеса, котлы и другие бесчеловечные изобретения подобного рода; были приготовлены и звери; всем этим Диоклетиан хотел устрашить призывающих имя Христово. Во все концы римского царства он разослал грозные указы, которыми повсюду повелевалось гнать христиан, — мучить и убивать их, при этом на Единородного Сына Божия изрекались многие хулы.

В это время в Никомидии жил один благородный и знатный комит, по имени Аникита.

Исполнившись ревностию по Боге, он явился к царю и безбоязненно исповедовал Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия, — святой Аникита красноречиво поведал царю о безначальном рождестве Сына Божия и Его воплощении, по исполнении лет, для нашего спасения; в то же время он порицал заблуждение идолопоклонников, называя богов языческих глухими и бесчувственными; и, наконец, обратился к царю с такими словами:

   Царь, полный гнева и ярости, не в силах был выслушивать боговдохновенную проповедь святого Аникиты и приказал ему тотчас же обрезать язык, но он и после этого говорил ясно, славя Христа Бога; затем его били воловьими жилами так жестоко и так долго, что обнажились кости.

Обратите внимание

Но святой Аникита, — точно не он, а кто другой подвергался мучениям, — мужественно переносил страдания и громко проповедовал смотревшему на него народу, что Христос есть единый истинный Бог.

После этого царь велел отдать святого Аникиту на съедение зверям: был выпущен громадный лев, который, с грозным ревом приблизившись к мученику, неожиданно сделался смирнее ягненка: он ласкался ко святому и пот, выступивший от мучений на его челе и щеках, отер, как губою, лапою. А святой Аникита громко взывал:

   После этой молитвы святого началось землетрясение, причем капище Геркулеса вместе с его идолом и часть городской стены обвалились, и многие из язычников погибли под их развалинами.

Тогда Диоклетиан приказал отсечь мечом главу святого мученика, но когда воин поднял меч, чтобы исполнить повеление царя, тотчас руки его ослабели, а сам он упал на землю и был недвижим точно бесчувственный.

Видя это, Диоклетиан приказал привязать святого Аникиту к колесу, находящемуся среди острых железных прутьев, подложить огонь и вращать колесо: он желал, чтобы святой мученик умер разрезаемый на части железом и обжигаемый огнем. Но святой Аникита, привязанный к колесу, так молился:

   И тотчас узы святого Аникиты развязались; колесо остановилось, и огонь погас. Тогда мучитель велел наполнить котел оловом, расплавить последний и бросить туда святого мученика. Все видели ангела Господня, который вместе со святым Аникитою входил в котел, и едва только мученик прикоснулся к котлу, олово остыло и сделалось как лед.

   Сродник святого Аникиты, по имени Фотий, видя его подвиги и силу Христа, сохраняющего раба Своего, отложил всякую боязнь; выйдя из среды народа на самое место казни, он подошел к святому мученику и с любовью обнял его и поцеловал, называя отцом и ходатаем своего спасения; этим поступком Фотий ясно показал, что он готов претерпеть за Христа какие угодно мучения; обратившись затем к царю, Фотий сказал:

   Тогда Диоклетиан с гневом вскричал воинам:

   Но когда один из воинов поднял обнаженный меч, чтобы им ударить мученика, силою Божиею руки его обратились на себя самого, так что ударив себя по коленам, он упал на землю и умер. После этого святого Аникиту и Фотия заковали в железные цепи, и обоих вместе бросили в тюрьму. Спустя три дня Диоклетиан призвал их к себе и сказал:

Важно

Диоклетиан – гонитель христиан В ярости мучитель приказал сначала повесить их на дыбе и строгать тело железными ногтями, опаляя огнем раны, а потом – бить камнями. Но все эти муки святые переносили с радостью и благодарили Бога, так как не чувствовали никакой боли: Господь ради славы Своего Святого имени соблюдал их невредимыми.

Затем они были привязаны за ноги к диким коням, которые и влачили их. Но и таким мучением Диоклетиан ничего не достиг: Господь опять сохранил их без вреда, — святые мученики, будучи влачимы, точно находясь в колеснице, славили непобедимую силу Господню и укрепляли друг друга; дикие же кони внезапно остановились; ноги святых освободились от привязи, и они встали совершенно здоровыми.

Мучитель опять приказал подвергнуть их жестокому биению, поливая раны уксусом, смешанным с солью; потом они опять были ввергнуты в темницу, где провели три года. Затем святые были выведены для новых мучений. По приказанию Диоклетиана три дня разжигали народную каменную баню, в которую потом затворили святых мучеников.

Но святые Аникита и Фотий помолились Богу, баня расселась; забил ключ воды, доставлявший им прохладу. Когда сторожа на третий день открыли баню, то увидели, что святые ходят в ней невредимы, воспевая хвалу Богу; об этом было доложено царю. Последний, как бы не веря известию, пошел сам убедиться в его справедливости.

Святые, увидев царя, сказали ему:

   Царь возвратился домой со стыдом; он приказал взять мучеников и держать в оковах до тех пор, пока придумает, как их погубить. По его приказанию была устроена громадная печь, укрепленная на четырех железных столбах; в ней могло поместиться множество людей. Как некогда Навуходоносор (Дан., гл.

3) он приказал раскалить эту печь, намереваясь сжечь в ней не только двух святых мучеников, но и всех христиан, каких только найдет. Христиане же, не ожидая когда их язычники станут ввергать в печь, сами вместе с женами и детьми направились к ней, восклицая:

   Сначала в печь вошли святые мученики Аникита и Фотий, а за ними и всё множество собравшихся христиан с молитвою и воздетыми к небу руками направилось в огонь. Из пламени христиане взывали:

   Во время этой молитвы они почили о Господе. Святые же Аникита и Фотий пробыли живыми в печи той в течение трех часов, а затем, помолившись, предали души свои в руки Божии.

Когда слуги извлекли железом тела святых Аникиты и Фотия, то увидели, что они настолько не пострадали от огня, что даже волосы были целы.

В Малой Азии.

Поминаемые здесь мученики пострадали в 305 или 306 году.

Тропарь мучеников Фотия и Аникиты

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

Источник: http://www.uspensk.ru/svyatye-mucheniki-fotij-i-anikita/

Детская православная хрестоматия – Мученики Аникита и Фотий и многие с ними

ПодробностиКатегория: Библия и библейские истории

День памяти 25 августа

Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Военный сановник Аникита с твердостью обличал императора Диоклетиана, установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклетиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям.

Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств.

Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.

Племянник мученика – святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги – ничто!» Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклетиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу».

Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!» Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась.

Наконец, Диоклетиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!» Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.

Преподобный Феодосий Печерский

Память 16 мая, 27 августа, 10 сентября и 15 сентября

Преподобный Феодосий в XI веке стал основателем первого общежительного монастыря, в котором воссияло святостью множество подвижников. В истории Русской Церкви преподобный Феодосий назван «отцом русского монашества».
Вся юность Феодосия прошла в Курске, где его отец был управителем посадника – княжеского наместника.

Семилетний отрок сам упросил родителей отдать его в обучение чтению священных книг. Вскоре он уже начал читать, так что все удивлялись его разуму. Узнав о житии великих подвижников монашества, Феодосий горячо захотел подражать им. Богатый отрок стал ходить в рубище, поститься. В 14 лет, после смерти отца он решил приступить к исполнению своей заветной мечты – отречься от мира.

Любившая сына мать, которая хотела видеть его продолжателем отцовских занятий, всеми средствами старалась отклонить его от аскетических упражнений. Однажды юноша, увлеченный рассказами странников о святых местах Палестины, ушел с ними из дома. Но вскоре мать нагнала его, вернула домой и заковала ноги сына в оковы, чтоб не убежал.

Обратите внимание

В другой раз, увидев, что Феодосий носит вериги, сильно избила его. В Курске того времени, когда жил Феодосий, о монахах еще и не слышали…

Тогда юноша решил бежать из дома во что бы то ни стало. Он слышал, что в Киеве есть какие-то монастыри. Не зная дороги, добрался туда, следуя за купеческим обозом. Киевские монастыри в те времена были далеки от совершенства и юношу в нищей одежде нигде не приняли.

Услышав о высокой духовной жизни преподобного Антония, жившего с некоторыми отшельниками в пещерах, он пришел к нему. Здесь его постригли в монашество. Феодосий превосходил всех своими подвигами, так как он был очень крепкого телосложения. Он всем служил, носил воду, таскал дрова, молол вручную муку.

Видя такое усердие, преподобный Антоний назначил еще очень молодого Феодосия игуменом пещерной обители. Когда мать, наконец, отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, Феодосий убедил ее остаться в Киеве и так же, как и он, принять монашество.

Слава о подвигах молодого игумена и его учителя преподобного Антония привлекла множество иноков в обитель, их число возросло до ста. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору на берегу Днепра, в которой были изрыты пещеры. На этой горе Феодосий построил новый храм и кельи, а вокруг поставил частокол, перевел монахов из пещер наверх.

Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Она существует и сейчас и называется Киево-Печерская лавра. Преподобный Феодосий впервые на Руси ввел и монастырский устав, доставленный из Константинополя, где монашеская жизнь была в полном расцвете.

По уставу все имущество и трапеза братии сделались общими, а воля игумена – законом для каждого монаха. Феодосий к себе был строже, чем к другим: обычно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла, ночи проходили у него без сна в молитве, отдыхал только сидя.

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, всегда являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Важно

Князья, особенно Великий князь Киевский Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе уважаемого всеми игумена.

Нововведения преподобного Феодосия, строгая жизнь его монахов стали причиной того, что вскоре Киево-Печерский монастырь приобрел большое влияние на общественную жизнь. Многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских иноков, или были ими основаны.

Незадолго до кончины преподобный Феодосий начал строить Великую Печерскую каменную церковь Успения Богородицы. Желая узнать, какое место угодно будет Богу для постройки церкви, святой старец молился, чтобы везде была роса, а на том месте, где следует быть церкви, росы не было.

На следующую ночь просил обратного: чтобы на месте церкви была роса, а вокруг ее не было бы, – и все исполнилось по его желанию. На том месте, где указано быть церкви, рос кустарник; он был истреблен огнем, низведенным с неба силой молитв Феодосия. Богатые люди жертвовали вклады, целые волости и села на создание Успенской церкви.

Преподобный Феодосий мирно скончался в 1074 году и был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными учеником великого старца Нестором Летописцем, он же написал его житие, которое всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Преподобный Феодосий был третьим канонизированным русским святым – после святых князей Бориса и Глеба. Он стал тем идеалом святого, которому на Руси оставались верны многие века.Брат пришел к авве Пимену и при некоторых тут бывших хвалил одного брата за то, что он ненавидит зло. «А что значит ненавидеть зло?» – спросил у него авва Пимен. Брат смутился и не нашел что ответить. Потом встал, поклонился старцу и говорит: «Скажи мне, что есть ненависть к злу?» Старец отвечал: «Ненависть к злу – это если кто возненавидел свои грехи, а ближнего своего почитает праведным» («Луг духовный»).

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец

Дни памяти 8 октября и 18 июля Великий русский святой Сергий Радонежский был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. Варфоломей (так назвали при крещении) был отмечен Богом еще до рождения: в церкви праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца в ее утробе.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери. В другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В отрочестве Варфоломей никак не мог научиться читать и усердно молился, чтобы Господь дал разумение.

И вот однажды кроткий, тихий и послушный отрок встретил в поле незнакомого старца-монаха, который благословил его и дал просфору. Варфоломей съел ее и стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда еще более окрепло его желание служить только Богу. После смерти родителей Варфоломей, оставив наследство брату, ушел в дремучий лес и построил себе хижину.

Приняв монашеский постриг с именем Сергий, он два года подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько скорбей перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские нападения. Он приручил даже дикого медведя, которому отдавал порой последний свой хлеб.Слава о подвигах святого распространилась быстро.

И отовсюду приходили к нему иноки, желавшие жить под его руководством. Срубили первую церковь и освятили ее в честь Святой Троицы. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием.

Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось.

Не без труда иноки умолили его принять игуменство над обителью. Так был основан Троицкий монастырь преподобного Сергия – впоследствии знаменитая Троице-Сергиева лавра, летопись которой приближается к семисотлетнему юбилею.Преподобный Сергий в XIV веке положил на Руси начало жизни пустынников.

Совет

Об этом узнал даже Константинопольский патриарх Филофей, который прислал русскому святому свое благословение, крест и грамоту. Многие его ученики основали потом подобные монастыри по всей Святой Руси, так что святого Сергия называли «игуменом земли Русской».

Святитель Алексий, митрополит Московский, любил преподобного Сергия, как друга, поручал ему мирить враждовавших князей и возлагал на него важные полномочия. Радонежский игумен был доверенным лицом Московского князя Димитрия Донского и крестным отцом его сыновей.Русская земля тяжко страдала от татарского ига.

Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Радонежский игумен благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию.

Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.При жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворений. Известно, что он воскресил умершего отрока. Слава о совершенных им чудесах привлекала в Троицкий монастырь множество больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест.

Все почитали преподобного Сергия наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился посещения Божией Матери, Которая явилась в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать его святой обители.Проведя жизнь в великом воздержании и трудах, чудотворец Сергий дожил до семидесяти восьми лет и скончался 8 октября 1392 года. Святые мощи его и доныне пребывают в Троицкой лавре.

Преподобный Нестор Летописец

Память 9 ноября и 11 октября

Любое событие, которое не закреплено писанием, забывается. Вскоре после основания древнейшего русского Киево-Печерского монастыря Господь явил в нем и первого летописца нашего отечества преподобного Нестора. В семнадцать лет поступил он в Клево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря преподобный Феодосий Печерский.

В Печерском монастыре было тогда много монахов, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Однако чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев.

О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты – затворника, святителя Новгородского. В 1091 году печерский игумен Иоанн поручил святому Нестору ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия. Никто не знал, где именно они покоятся.

Обратите внимание

Поиски эти по молитве преподобного Нестора сопровождались знамениями и чудесами и увенчались успехом.Основным послушанием Нестора в монастыре стало книжное дело, а главным подвигом его жизни было составление «Повести временных лет» – записей первоначальной истории Руси до 1111 года. Преподобный Нестор родился в середине XI века в Киеве.

Это было нелегкое время для Руси: ее терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители.

Мало кто понимал, уцелеет ли вообще Русь? Начало – не есть ли и конец ее истории? Но преподобный Нестор предвидел великое будущее своего народа, который находился только в младенческом возрасте. Наблюдая происходящее и используя множество различных источников, первый летописец сумел написать историю Руси как составную часть истории всемирной.

В своей летописи преподобный Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о призвании на княжение Рюрика, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе, о первых русских князьях и о возникновении первых русских городов, об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром и о Крещении Руси. Помимо «Повести временных лет» преподобный Нестор написал житие первых русских святых – Бориса и Глеба, житие преподобного Феодосия Печерского – основоположника монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и многое другое.«Великая бывает польза от учения книжного… – пишет преподобный Нестор, – ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание…»

Преподобный Нестор подвизался в монастыре более сорока лет, пережил и жестокое разорение родной обители от врагов. Но его завещание печерским инокам-летописцам было – продолжать великий труд русского летописания. И действительно, последующие летописцы «Повесть временных лет» принимали за образец изложения, она почти целиком вносилась в последующие летописные своды.

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/legend/detskajapravoslavnajahrestomatija?start=8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector