Мученик косма и дамиан аравийские, сирийские

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские | Милосердие.ru

Известны три двоицы святых бессребреников-врачей с именами Космы и Дамиана.

родились от отца язычника и матери Феодотии, благочестивой христианки; они мирно скончались1 были положены на месте называемом Фереман2 , и скончались от руки завистливого своего учителя, который обманом завел их на гору, как бы для собирания врачебных трав, и там побил их камнями3 Третьи же, память которых ныне совершается, были уроженцами Аравийской страны.

Уверовав во Христа, они стали безвозмездно врачевать бесчисленное множество больных, и не какой-либо травой или какими либо другими мироварными врачеваниями, как искусные врачи, но – силою Христовою, ибо проходя по городам и селениям, они проповедовали Христа и именем Его подавали всем болящим исцеления.

Когда они прославились всюду своим учением и чудесами, то были взяты игемоном; сие происходило в царствование злочестивых царей Диоклитиана и Максимиана, гонителей и мучителей христианских.

Обратите внимание

Будучи, приведены в город Киликию, сии святые врачи Косма и Дамиан предстали пред игемоном Лисием. Он стал спрашивать их об их именах, отечестве и вере; после этого, он стал принуждать их принести жертву идолам.

Но так как святые не хотели исполнить сего, и смело проповедовали Христа, то игемон сначала повелел бить их немилосердно и бесчеловечно, а затем связанных бросил в глубину морскую; но святые, силою Божиею, спаслись от потопления, ибо ангел Господень разрешил узы их и вывел здоровыми на сушу. Игемон, увидав сие, повелел привести их к себе и спросил:
– Скажите, каким волшебством вы спаслись из моря? Ибо и я хочу последовать вашему учению.

Они отвечали: – Мы, христиане, никаких волшебств не знаем и не нуждаемся в них: мы имеем силу Христову, которая избавляет нас от всякой беды и спасает всякого человека, призывающего Пресвятое Имя Христово. После сего святые были отведены в темницу.

На другой день их вывели оттуда, и мучитель повелел ввергнуть их в огонь, но они и в огне остались невредимы, ибо огонь потерял свою естественную силу, не прикоснулся к ним и не повредил им. Игемон, сильно удивившись сему, велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их.

Затем слуги, по повелению мучителя, стали бросать в святых камнями, чтобы убить их, но камни отскакивали от их тел, как от стены и попадали в бросающих их и убивали их самих. После сего начали пускать в святых стрелы, но и стрелы, так же как и камни, не повредили тел их и ранили самих же стрелявших.

Наконец, игемон, видя, что страдальцы непобедимы, осудил их на усечение мечом.

И усечены были за Христа святые бессребреники Косма и Дамиан с другими тремя братьями – Леонтием, Анфимом и Евтропием4 все они погребены были вместе.


Картины (1438-1440) кисти Фра Анджелико, находящиеся в алтарной части церкви Сан Марко во Флоренции и изображающие суд Лисия, казнь и погребение Косьмы и Дамиана Аравийских вместе с их братьями. Здесь мы видим пример смешения историй различных пар святых: в сюжете о погребении присутствует верблюд, который приходит на похороны , а не Аравийских бессребренников

Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления. Молитвами их да получим и мы от Христа болезням нашим душевным и телесным исцеление. Аминь.

Житие изложено по Четьям Минеям св.Димитрия Ростовского. См. также на сайте изложение значительно более обширной легенды о них Якоба Форагине (ХIII в.). Легенда, фрагменты которой приводит в своих творениях и архиепископ Иннокентий Херсонский, по преданию, до 1500 года переиздавалась примерно 70 или 90 раз; люди во всей Европе зачитывались ею, как и Священным Писанием.


_______________________________
. Память их совершается 1-го ноября (ст.ст.).
. Фереман находился в Азии, на два дня пути от Амида (по-турецки – Диар-Бекира) и разрушен турками при первых завоеваниях их.
. Они пострадали при императоре Карине в 284 году; память их совершается 1-го июля (ст.ст.).
. Память их празднуется в тот же день, 17-го октября.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/mucheniki-bessrebreniki-kosma-i-damian-aravijskie/

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Бессребреники – люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, к-рым чужды сребролюбие (любовь к деньгам), корыстолюбие.

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

– Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября) – Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)

– Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Наиболее почитаемые были Косма и Дамиан Асийские : близнецы, изучившие медицину в Сирии, жившие в Кирилии, в городке Эгея на берегу залива Александретта.

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Они родились в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, грек и язычник, умер когда они были ещё малыми детьми, но это послужило к их счастию. Воспитанием братьев занималась их мать-христианка — Феодотия.

Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5:5).

Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели.

Важно

А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу.

Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее.

Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами .

Но не только на людей простиралась врачебная сила святых врачей. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели.

Совет

Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров.

Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

По легенде, святых братьев однажды позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, которая несколько лет страдала тяжкой болезнью. Её отказались лечить все врачи из-за её безнадежного состояния.

Она уже чувствовала приближение смерти. Но, по молитве святых Космы и Дамиана, она получила исцеление и стала совершенно здорова.

В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана.

Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа».

Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Обратите внимание

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Чудеса совершенные святыми бессребрениками после смерти

По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес. Вот некоторые из них.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его.

Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников Космы и Дамиана некоторая женщина немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана.

Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в их храме, когда, по обычаю, пели Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое.

Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Важно

Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления.

Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых.

Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать.

Он рассказал всю правду — ему не верили. Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление.

Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах.

Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и на Руси. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во их имя.

Совет

На Руси святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Тропарь, глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2

Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.Ксения созерцательКсения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/1579870857156626798/svyatye-bessrebreniki-i-chudotvortsy-kosma-i-damian-asijskie/

Бессребреники Косма и Дамиан Римские

14 Июля 2016 00:00 / Святой дня

14 июля – память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

Читайте также:  Троицкий собор в петропавловске-камчатском, россия, камчатский край, город петропавловск-камчатский

В самом центре Москвы, в знаменитом Китай-городе есть Старопанский переулок, появившийся на месте средневекового урочища “Старые Паны“.

Еще в XVI столетии здесь была возведена каменная православная церковь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Сегодня этот небольшой храм удивительной красоты является одним из четырех самых древних сохранившихся церквей российской столицы.

В буквальном смысле зажатая между строениями XX века, она чудом уцелела в период богоборческих гонений.

ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТЫХ КОСМЫ И ДАМИАНА РИМСКИХ

“Несмотря на начавшиеся гонения, в 1926-1927 годах церковь святых Космы и Дамиана в Старопанском переулке удалось отреставрировать знаменитому русскому архитектору Дмитрию Сухову. Храм увенчался двухшатровым завершением, была восстановлена древняя форма порталов и наличников.

Однако тогда же в ходе строительства здания “Промбанка” были снесены храмовые колокольня и трапезная. В 1930 году церковь была закрыта, а уже год спустя намеренно обезображена: все плоды трудов реставратора Сухова были уничтожены.

В полуразрушенном здании храма размещались разные советские учреждения, а позже коммерческие фирмы…”

Лишь в 1995 году церковь была возвращена верующим.

Ее восстановили по суховскому проекту и вновь освятили в честь святых Космы и Дамиана Римских, одних из трех пар тезоименитых братьев-целителей III-IV веков от Рождества Христова, в числе которых – Косма и Дамиан Асийские и Косма и Дамиан Аравийские. Чья память также глубоко почитается в Русской Церкви, и которым посвящено немало православных храмов.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КОСМЫ И ДАМИАНА РИМСКИХ

“Святые Косма и Дамиан жили в III веке в Риме в период языческих гонений на христиан. Основным занятием братьев было врачебное дело. Они не брали за свой труд никакой платы, за что были прозваны “бессребрениками”. Врачевание святые сочетали с христианской проповедью, разъясняя, что исцеляют с Божией помощью.

Однажды братьев арестовали и привели к императору Карину, который потребовал от них отречься от Христа. В ответ целители воззвали к Богу, и императора поразила внезапная болезнь, но он тут же публично покаялся и получил исцеление.

Обратите внимание

Погибли Косма и Дамиан от рук другого врачевателя, которого обуяли гордыня и зависть к святым братьям…”

По всей христианской ойкумене святым братьям стали посвящать храмы, в том числе и на Руси. В числе этих святынь – и китайгородская церковь бессребреников Космы и Дамиана Римских, где хранятся чудотворная икона святых братьев и крест-мощевик с частицами их мощей и еженедельно совершаются молебны перед этими святынями.

В беседе с +Царьградом+ клирик храма святых Космы и Даимана Римских протоиерей Андрей Привалов особенно подчеркнул то, что эти подвижники были именно бессребрениками:

“Хотелось бы подчеркнуть особенность святых бессребреников. Их обычно называют “безмездными врачами”.

И уникальность этого подвига в том, что святые, получая сначала и профессию врача, умноженную потом Благодатью Божией врачевать болезни людей, делали это безмездно, то есть по любви к Богу, по любви к людям.

И обычно мы помним только о том, что должны к ним обращаться в наших болезнях. Но мне хотелось бы подчеркнуть, что они являются живым примером того, что можно помогать людям безмездно…”

И сегодня каждый верующий может посетить этот уникальный храм в московском Старопанском переулке и помолиться великим угодникам Божиим – святым братьям-бессребреникам Косме и Дамиану Римским.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/bessrebreniki-kosma-i-damian-rimskie-2_16773

Житие святых Косьмы и Дамиана (краткое трех пар святых)

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Косма и Дамиан Асийские

Косма и Дамиан родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать — Феодотия.

Важно

Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8).

Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану.

Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан.

Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме

Косма и Дамиан — братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283—285).

Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней.

Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины.

Совет

По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые.

Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам.

Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете.

Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа.

Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его.

После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их — Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам.

Обратите внимание

Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству.

Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно.

Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей.

Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.

Вопрос о числе святых и их различении

Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год — 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) — почитает их особыми службами. В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — «иже от Асии», а в июле — «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю:

«Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники».

Важно

Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие.

Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля).

Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии».

Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.

Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Однако, в жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 — 1440 гг.

) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время — верблюда, который приходит на похороны святого Космы Асийского.

Таким образом, здесь мы имеем либо смешение сюжетов (жития Асийских и Аравийских святых), которое отразил художник в своей росписи, либо наоборот, разведение одной истории на несколько самостоятельных в православной традиции.

Традиции почитания святых у славян

Крым

Совет

В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».

Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память о святых бессребрениках Косме и Дамиане жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Восточные славяне. Месяцеслов

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

https://www.youtube.com/watch?v=xyYjSPWS2wI

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»).

Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин.

В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в.

имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении.

Читайте также:  Мученик василий александрин

Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых.

Обратите внимание

Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим.

По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов.

Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество.

Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Источник: http://rodnikovskiy.prihod.ru/2015/02/10/zhitie-svyatih-kosmi-i-damiana-kratkoe-treh-par-svyatih/

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Память святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается в Православной Церкви 14 ноября по новому стилю.

Житие Космы и Дамиана, Асийских чудотворцев

Братья Косма и Дамиан являются раннехристианскими святыми, жившими около IV века. Из жития известно, что хотя они родились и жили в Малой Азии, их отец происходил из Греции. Он умер, когда братья были совсем юными, и потому их воспитанием занималась мать, бывшая христианкой.

Таким образом, Косма и Дамиан с детских лет воспитывались в благочестивой среде. Когда они подросли, то пожелали обучаться врачебному искусству. Обладая талантом в медицине и большой христианской любовью к людям, святые братья скоро прославились как хорошие врачи, которые были способны исцелять самые сложные болезни.

Важно

Отличаясь глубокой верой, Косма и Дамиан совершали лечение больных людей с молитвой к Богу, и это делало их врачебный труд особо успешным. Святые братья заботились не только о телесном, но и о душевном здоровье приходящих к ним людей.

Косма и Дамиан дали благочестивый обет, по которому никогда не брали платы за свое лечение, и благодаря этому они стали называться бессребрениками. Успех в исцелении больных сделал их известными по всей Малой Асии и привлекал к ним большое количество страждущих.

В житии святых бессребреников сохранилось предание о том, как однажды к святым врачам пришла некая женщина по имени Палладия, имевшая тяжелое заболевание. Братья исцелили ее, и в благодарность за оказанную помощь она принесла в дар Дамиану три яйца, прося принять это маленькое приношение во имя Пресвятой Троицы.

На такую просьбу Дамиан не мог отказать и взял дар Палладии. Когда Косма услышал об этом, то весьма опечалился, подумав, что его брат нарушил данный Богу обет и пожелал использовать данный дар чудотворения с корыстной целью. Перед своей смертью он завещал не хоронить Дамиана рядом с ним.

Вскоре после смерти Космы Дамиан также скончался, и люди, погребавшие его, были в недоумении, где должна находиться его могила, поскольку боялись нарушить завещание Космы. Согласно преданию, неожиданно пришел верблюд, который когда-то был исцелен святыми братьями, оказывавшими помощь не только больным людям, но и зверям.

Он, к удивлению окружающих, провозгласил человеческим голосом, что Дамиан не нарушал обета бессребреника, но принял дар Палладии во имя Пресвятой Троицы. Тогда было решено похоронить братьев вместе. Мощи святых были погребены в Месопотамии, в городе Фереман, и от них также совершалось множество исцелений.

Почитание святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Руси

После Крещения Руси началось широкое народное почитание чудотворцев Космы и Дамиана. Благодаря преданию о заговорившем верблюде, рассказанному в житии святых, братьев-чудотворцев стали почитать не только как помощников и целителей людей, но и покровителями животных.

Совет

День памяти святых назывался «Кузьминки», и этот праздник особо отмечался крестьянскими девушками, которые собирались на посиделки, встречая зиму. Считалось, что святые покровительствуют тем, кто собирается вступать в брак, поэтому им девушки молились об удачном замужестве.

Кроме того, кузнецы также почитали святых Косьму и Дамиана своими покровителями, и в этот день считалось грехом проводить работы, связанные с кузнечным делом.В народном календаре существовало множество примет, которые позволяли определить по погоде в день памяти Космы и Дамиана то, будет ли зима снежной, а следующий год урожайным.

Народная любовь к этим святым выразилась в том, что на Руси было построено множество храмов, освященных в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Кроме того, существовало большое количество населенных пунктов, которые также были названы именами святых братьев-целителей.

Тропарь, глас 8:

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2:

Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.

Величание:

Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва:

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/1001-svyatye-bessrebreniki-i-chudotvortsy-kosma-i-damian-asijskie

* Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские *

*

Οἱ Ἅγιοι Κοσμᾶς, Δαμιανός, Λεόντιος, Ἄνθιμος καὶ Εὐπρέπιος οἱ Ἀνάργυροι καὶ οἱ σὺν αυτῶν 1

 *

Святые мученики бессребреники 

Косма и Дамиан Аравийские
Мученики безсребреники Косма и Дамиан, Аравийские

(287 или 303 гг.) Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские (287 или 303).

Οἱ Ἅγιοι Κοσμᾶς, Δαμιανός, Λεόντιος, Ἄνθιμος καὶ Εὐπρέπιος οἱ Ἀνάργυροι καὶ οἱ σὺν αυτῶν 15 Ἀνάργυροι

*

*

Страдание святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских Известны три двоицы святых бессребреников-врачей с именами Космы и Дамиана. Одни из них родились от отца язычника и матери Феодотии, благочестивой христианки; они мирно скончались1 и были положены на месте, называемом Фереман2. Другие жили в Риме и скончались от руки завистливого своего учителя, который обманом завел их на гору, как бы для собирания врачебных трав, и там побил их камнями3. Третьи же, память которых ныне совершается, были уроженцами Аравийской страны. Уверовав во Христа, они стали безвозмездно врачевать бесчисленное множество больных, и не какой-либо травой или какими-либо другими мироварными врачеваниями, как искусные врачи, но — силою Христовою, ибо проходя по городам и селениям, они проповедовали Христа и именем Его подавали всем болящим исцеления.      Когда они прославились всюду своим учением и чудесами, то были взяты игемоном; сие происходило в царствование злочестивых царей Диоклитиана и Максимиана, гонителей и мучителей христианских. Будучи приведены в город Киликию, сии святые врачи Косма и Дамиан предстали перед игемоном Лисием. Он стал спрашивать их об их именах, отечестве и вере; после этого, он стал принуждать их принести жертву идолам. Но так как святые не хотели исполнить сего и смело проповедовали Христа, то игемон сначала повелел бить их немилосердно и бесчеловечно, а затем связанных бросил в глубину морскую; но святые, силою Божиею, спаслись от потопления, ибо ангел Господень разрешил узы их и вывел здоровыми на сушу. Игемон, увидав сие, повелел привести их к себе и спросил:      — Скажите, каким волшебством вы спаслись из моря? Ибо и я хочу последовать вашему учению.      Они отвечали:      — Мы, христиане, никаких волшебств не знаем и не нуждаемся в них: мы имеем силу Христову, которая избавляет нас от всякой беды и спасает всякого человека, призывающего Пресвятое Имя Христово.      После сего святые были отведены в темницу. На другой день их вывели оттуда, и мучитель повелел ввергнуть их в огонь, но они и в огне остались невредимы, ибо огонь потерял свою естественную силу, не прикоснулся к ним и не повредил им. Игемон, сильно удивившись сему, велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их. Затем слуги, по повелению мучителя, стали бросать в святых камнями, чтобы убить их, но камни отскакивали от их тел, как от стены и попадали в бросающих их и убивали их самих. После сего начали пускать в святых стрелы, но и стрелы также, как и камни, не повредили тел их и ранили самих же стрелявших. Наконец, игемон, видя, что страдальцы непобедимы, осудил их на усечение мечом. И усечены были за Христа святые бессребреники Косма и Дамиан с другими тремя братьями — Леонтием, Анфимом и Евтропием4; все они погребены были вместе. Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления. Молитвами их да получим и мы от Христа болезням нашим душевным и телесным исцеление. Аминь. КОТЛОВКА.RU информационный портал http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1 *

==========

 =====================
Οἱ Ἅγιοι Κοσμᾶς, Δαμιανός, Λεόντιος, Ἄνθιμος καὶ Εὐπρέπιος οἱ Ἀνάργυροι καὶ οἱ σὺν αυτῶν 15 Ἀνάργυροι Ἦταν μεταξύ τους κατὰ σάρκα, ἀλλὰ καὶ κατὰ πνεῦμα ἀδέλφια ἀπὸ τὴν Ἀραβία. Εὐσεβεῖς καὶ οἱ πέντε, ἀπὸ τὸν αὐτὸ ἐμπνεόμενοι θεῖο ζῆλο καὶ ἀπὸ τὰ αὐτὰ κινούμενοι φιλάνθρωπο αἰσθήματα, ὄχι μόνο πολλὲς ἀγαθοεργίες εἶχαν ἐπιτελέσει μὲ τὴν ἰατρική τους τέχνη, ἀλλὰ καὶ πολλοὺς εἶχαν ἑλκύσει στὴ χριστιανικὴ πίστη. Καταγγέλθηκαν γι’ αὐτὸ καὶ συνελήφθηκαν μαζὶ μὲ ἄλλους δεκαπέντε ακόμα Ἀναργύρους, κατὰ τὸν ἐπὶ Διοκλητιανοὺ διωγμὸ στὴ Λυκία ἀπὸ τὸν ἡγεμόνα ἐν Αἰγαὶς Λυσία. Μετὰ ἀπὸ πολλὰ βασανιστήρια, ὅλοι ὑπέστησαν τὸν διὰ ἀποκεφαλισμοῦ θάνατο. * ===============

 ================

Молитвы при болезнях ног Чудотворцам Косме и Дамиану

Эти святые угодники Божии еще при жизни своей делали здоровыми хромых и увечных.


Молитва первая

Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! 

Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте.

Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете.

Обратите внимание

Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите, юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют.

На одре болезни лежащим, человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте.

Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воли Христа Бога предают.

В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.

Братию Святаго Храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от иступления ума, от смертоносный язвы, от внезапный смерти, и всемощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго духа, во веки веков. Аминь. **
Молитва 2-я К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклонше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости, избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временном, наипаче же ко спасению вечному належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия, аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. *

=============

Читайте также:  О даровании молитвы
Силуэт кафедрального собора с местными о..Свв. Космы и Дамиана Аравийских

*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Τὴν ὡραιότητα. Τὴν τῶν ἰάσεων, χάριν πλουτήσαντες, πάθη δυσίατα, ταχέως παύετε, καὶ χορηγεῖτε δωρεάν, Ἀνάργυροι τὰς ἰάσεις· φάρμακα γὰρ νέμοντες, ἀληθῶς τὰ σωτήρια, ῥῶσίν τε καὶ λύτρωσιν, τοῖς νοσοῦσι βρεβεύετε, κουφίζοντες τοὺς πίστει βοῶντας· χαῖρε εἰκὰς τῶν Ἀναργύρων.

Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.

Ὡς ἰατῆρες παθημάτων ἑτοιμότατοι Καὶ τῶν ἐν νόσοις συμπαθέστατοι ἀκέστορες, Εἰκοσάριθμε χορεία τῶν Ἀναργύρων, Ἀπὸ πάσης ἀσθενείας καὶ κακώσεως Ἀσινεῖς τε καὶ ἀτρώτους διασώζετε Τοὺς κραυγάζοντας, χαίρετε θεῖοι Ἀνάργυροι.

Μεγαλυνάριον.

Χάριν δεδεγμένοι παρὰ Θεοῦ, δωρεὰν τὰς νόσους, θεραπεύετε τῶν πιστῶν, καὶ τῶν βαρυτάτων, παθῶν λυτροῦσθε θᾶττον, τοὺς ἐπικαλουμένους, ὑμᾶς Ἀνάργυροι. *

============================

СВВ. БЕССЕРЕБРЯННИКИ КОЗЬМА И ДАМИАН с Казанской иконой Божией Матери Россия, первая половина XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 30,1 x 24,9 x 2,5 cм.Частное собрание
16 в.икона из Рязанского кремля
Святые бессеребреники Косма и Дамиан

Святые бессеребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие

Никола с Косьмой и Дамианом

Свв. Косьма и Дамиан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Свв. Косьма и Дамиан. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Οἱ Ἅγιοι Κοσμᾶς, Δαμιανός, Λεόντιος, Ἄνθιμος καὶ Εὐπρέπιος οἱ Ἀνάργυροι καὶ οἱ σὺν αυτῶν 15 Ἀνάργυροι

Бессребреник Косма, священномученик Харалампий и мученик Трифон

Свв. врачи (фрагмент). Икона. Греция. До 2002 года.

Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу. Худ. Лос Балбасес, кон. XVI в. (Университетская библиотека. Лондон)
Казнь Святых Космы и Дамиана (Фра Беато Анджелико, 1438—1440 гг., часть большого алтаря. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия)

Мчч. Косьма, Дамиан и Леонтий, Анфим, Евтропий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Погребение Святых Космы и Дамиана. Худ. Фра Анджелико (1438—1440 гг. Часть большого алтаря. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия)

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_4247.html

Святые Косма и Дамиан Асийские

Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские были прославлены Церковью не только за бескорыстное служение ближним, но и за верность друг другу. Их объединяли общее дело, общая молитва и неоскудевающая любовь.

Братья родились в Асии, провинции Римской империи на западе нынешней Турции. Имени их отца история не сохранила, известно только, что он оставался язычником и ушёл из жизни очень рано. Косма и Дамиан остались на попечении матери, ревностной христианки Феодотии. О ней говорили, что Феодотия надеется только на Бога и жизнь свою посвящает тому, чтобы угодить Господу.

И своих детей Феодотия наставляла в христианской вере. Благодаря матери Косма и Дамиан духовно укреплялись, научились молиться, полюбили церковное богослужение. Со временем Феодотия отдала их на воспитание учителю-христианину.

Под его руководством братья изучали Священное Писание и светские науки, среди которых Косме и Дамиану более всего по сердцу оказалась медицина. Они очень хотели помогать людям, желали хотя бы на время избавить их от страданий.

Важно

Благочестие братьев и их медицинский талант быстро сделали их известными сначала в своей провинции, а затем и на всём Ближнем Востоке. Они обходили город за городом, селение за селением и в каждом находили слепых, хромых и расслабленных.

Братья лечили телесные недуги, не только с помощью лекарств, но и прибегая к силе молитвы. Косма и Дамиан помогали больным, невзирая на их пол, возраст и социальное положение.

Они лечили даже домашних животных, потому что знали: очень часто от коровы или лошади зависит жизнь и здоровье их хозяев.

Братья всё делали вместе: вместе молились, вместе читали Писание, вместе посещали больных. Косму и Дамиана называли врачами-бессребрениками. В самом начале своего служения они договорились, что не будут брать никакой награды за труды, следуя словам Иисуса Христа: «даром получили, даром давайте».

Только однажды им пришлось отступить от этого правила. Богатая вдова по имени Палладия, которая многие годы мучилась от какой-то болезни и которой не помогал ни один врач, обратилась за помощью к Косме и Дамиану. Они посетили вдову, и очень скоро Палладия выздоровела.

В благодарность за исцеление она была готова отдать братьям своё имение или осыпать их золотом. Косма и Дамиан отказывались. Тогда Палладия тайно пришла к Дамиану и уговорила принять от неё скромный подарок. Узнав об этом, Косма огорчился и затаил на брата обиду.

Он даже составил завещание, в котором просил после кончины не погребать его вместе с Дамианом. В ссору братьев вмешался сам Господь.

Он явился Косме во сне и сказал ему: «Для чего ты скорбишь из-за ничтожного подарка? Ведь Дамиан взял его не из-за алчности, а потому что Палладия умоляла его, призывая Меня в свидетели».

Совет

Братья помирились. Они закончили жизнь почти одновременно в селении Фереман, что в нынешней восточной Турции. Жители этого селения положили тела святых в одну гробницу.

В шестнадцатом веке, когда Фереман захватили турки-османы, мощи Космы и Дамиана были перенесены в армянский город Амид.

У могилы братьев происходит много чудес: люди, которые с верой обращаются к Богу и просят исцеления, получают его благодаря заступничеству Космы и Дамиана. И после кончины сыновья Феодотии не разлучаются. Братская любовь навеки соединила их во Христе.

́

(5

Источник: https://radiovera.ru/svyatyie-kosma-i-damian-asiyskie.html

Скольких святых под именами Косма и Дамиан мы знаем?

Три пары. Их жития очень похожи. Все они были врачами безмездными, т. е. из-за своего обета-служения Господу лечили людей и животных бесплатно. Жили святые примерно в одно и то же время – конец III столетия – начало IV. Это время приходилось на разгар Диоклетиановых гонений – самых масштабных в истории христианства эпохи Римской империи.

Первая пара – святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские. Их память приходится на 14 ноября по новому стилю. Они родились в провинции Асия (юго-запад полуострова Малая Азия) не позже IV века, как повествует житие.

Отец их был язычником греком, мать – ревностной христианкой. Овдовев, она наставляла сыновей в жизни законам православной веры. Церковная история сохранила имя этой женщины – Феодотия. Она также прославлена Церковью как святая в лике преподобных.

Ее день памяти вместе с сыновьями – 14 ноября.

Святые Косма и Дамиан, придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни (как повествует святитель Димитрий Ростовский), выучились медицинскому искусству и взяли на себя с Божьей помощью подвиг бесплатного лечения больных. Их стремление к нестяжательному, бессребреническому, а говоря современным языком, нищенскому образу жизни было столь велико, что однажды братья поссорились.

Они лечили некую тяжелобольную женщину Палладию. С Божьей помощью исцелили ее. Она хотела их щедро отблагодарить. Но братья отказывались. Тогда женщина протянула святому Дамиану три яйца и попросила его взять этот малый дар во имя Святой Троицы. Он принял его. Святой Косма сильно разгневался на брата и даже завещал не хоронить их вместе.

Он первый почил о Господе. Его погребли в месопотамском (ныне территория восточной Турции, Сирии и Ирака) местечке Фереман. Позже здесь же умер и Дамиан. Люди, помня завещание брата, были в затруднении, где его хоронить.

Но все произошло по Божьему Промыслу…

Дело в том, что милосердный Господь дал святым врачам и бессребреникам Косме и Дамиану силу лечить не только телесные недуги людей и животных, но также и духовные: беснование, к примеру. Так, они исцелили, мучимого диаволом, верблюда.

Животное пришло на похороны святого Дамиана и заговорило человеческим голосом. Верблюд поведал о  том, что дар от Палладии был принят во славу Божию, а не из-за корысти, поэтому нужно погребать Дамиана рядом с Космой, что и было исполнено.

Обратите внимание

После смерти святые братья продолжали помогать людям. Известно, что они исцелили некоего крестьянина, в рот которого (когда он спал) заползла змея. По молитвам святых она покинула тело мучимого ею человека.

Также была избавлена от козней сатаны жена одного купца. Последний перед отъездом молился о том, чтобы святые Косма и Дамиан защищали ее во время его отлучки.

Следующая пара святых – это мученики Косма и Дамиан Римские. Их день памяти – 14 июля по новому стилю. По происхождению они были римлянами и приняли мученическую кончину немного ранее Диоклетианова гонения – при императоре Карине (283–285 гг.).

Воспитывались родителями-христианами. Как и предыдущие братья, являлись врачами и лечили бесплатно, за что и были прозваны «безмездными врачами». Они любили повторять: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога.

Веруйте в Него – и будете здоровы».

Примечательно то, что они пострадали не от руки римской власти, хотя и были арестованы императором, который позже выпустил их из тюрьмы, так как они исцелили его от болезни, посланной ему Богом в наказание за мучение святых Космы и Дамиана. Братья были умерщвлены по зависти их собственным престарелым учителем. Он завидовал врачебному дару святых, а потому завел братьев в горы, убил их там, а тела бросил в реку.

Третья пара братьев – святые мученики и бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Их день памяти 30 октября по новому стилю. Родом они были из Аравийского полуострова. Лечили бесплатно людей.

Молва об их чудесах и исцелениях дошла до гегемона (правителя) Лисия. Он их вызвал в Киликию (юго-восток Малой Азии).

Узнав, что братья исцеляют людей именем Христа-Спасителя, он предал их мучениям и смерти, так как это был конец III столетия, когда начинались гонения Диоклетиана.

Важно

Косме и Дамиану было приказано принести жертву языческим идолам, но они отказались это делать. Тогда их били и, связав, бросили в море. Ангел Божий невредимыми их вынес на сушу. Это спасение было приписано чародейству. Между мучителем и святыми состоялся следующий диалог:

– Скажите мне, – вопрошал их игемон, – каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.
– Мы христиане, – отвечали мученики, – никаких чарований не знаем, имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.

Позже в них стали бросать камни, стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от них, как от стены. Наконец головы святых братьев усекли мечом. Вместе с ними пострадали святые мученики Леонтий, Анфим и Евтропий.

Память их также 30 октября.

Что еще хочется с Божьей помощью сказать на эту тему? Мы видим, что зачастую болезнь в человеке развивается из-за отступления от заповедей Божиих. Об этом Сам Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии, когда исцеляет расслабленного, которого четверо его друзей принесли к ногам Спасителя.

Он спрашивает у фарисеев: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2:9–12).

Болезнь расслабленного – причина греха. И исцеление от нее приходит после исповеди его Христу и прощения его грехов Им. Часто мы недооцениваем духовную сторону болезни. Мы врачуем тело, забывая прежде всего врачевать душу именем Христовым и Таинствами церковными. Об этом как раз нам и напоминают святые Космы и Дамианы.

И вторая тема, которую здесь хотелось бы поднять, – это бессребреничество. Я не призываю вас, дорогие братья и сестры, стать нищими.

Но желаю быть нищими внутри, не привязываться к богатству, деньгам или предметам сердечно.

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям», – писал святой первоверховный апостол Павел» (1 Тим. 6:10).

Совет

Эта страшная лихорадка обогащения толкала отдельных людей и целые народы на всякое зло, лихоимство и кровопролитные войны. Но в их итоге человек приобретает гору разлагающейся материи и разбитых глиняных черепков, под которыми хоронит собственную душу и мертвит сердце. Он сам закрывает себе путь в рай.

На примере святых братьев-бессребреников мы видим, что Господь именно отрекающимся от рабства деньгам (материи) дарует живительную, животворящую силу, огромную радость духовной жизни, которая воскрешает благодатью Божией наши тела и души.

Не будем об этом забывать, дорогие братья и сестры.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/skolkih-svyatyh-pod-imenami-kosma-i-damian-my-znaem

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector