Мученик платон анкирский

Страдание святого мученика Платона

Святой Мученик Платон Анкирский.

18 ноября по ст.ст. / 1 декабря по н.ст

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха1, происходил из страны Галатийский, из города Анкиры2, от христианских родителей, и был воспитан в благочестии. Еще до своего совершеннолетия он достиг преуспеяния в добродетелях.

Находясь в юношеском возрасте, он уже был зрел разумом. Среди безбожных идолопоклонников он дерзновенно проповедовал Христа, Предвечного Бога, и учил пребывавших в заблуждении язычников, чтобы они познали истину и обратились от бесовского заблуждения к Богу.

За сие он был взят неверными и приведен на суд к областеначальнику Агриппину.

Агриппин в это время находился в храме Зевса и там сел судить исповедника Христова. Взглянув на него, он сказал:

— Весь мир чтит своих богов, — ты один заблуждаешься и отвращаешься от них!

Святой отвечал:

— Вы заблудились, оставив Бога, создавшего небо и землю, и все красоты их, и покланяетесь камню и тленному дереву, делу рук человеческих.

Агриппин сказал:

— Юность твоя делает тебя дерзким и бесчинным. Скажи мне свое имя, как зовут тебя и из какого ты города?

Святый отвечал:

— Родители назвали меня Платоном; я — от чрева матери моей раб Христов, гражданин же — этого города; ныне за благочестие предстою на неправедном твоем суде и жду незаслуженной смерти, которую пламенно желаю принять за Господа моего; делай же то, что намерен делать.

— Не должно тебе, Платон, — возразил областеначальник, — учить о Распятом и даже имя Его иметь в уме своем, так как царская власть повелевает предавать тяжкой смерти исповедающих Его, а отрицающихся — удостаивать великих почестей: посему советую тебе подчиниться царскому повелению, и тогда ты получишь возможность избежать смертной гибели.

Святой Платон отвечал:

— Я повинуюсь моему Царю — Богу, за Него и воинствую, смерть же временную охотно приемлю, чтобы быть наследником вечного Царства.

— Подумай, Платон, — сказал на это областеначальник,- что лучше для тебя: оставаться ли в живых, или подвергнуться тяжкой смерти?

Платон отвечал:

— Господь промыслит о том, что мне полезнее.

— Разве не знаешь, — возразил областеначальник, — непреложных царских законов, повелевающих, чтобы христиане или приносили жертвы богам, или подвергались смерти? Как же ты смеешь нарушать царские законы и совращать других?

Святый отвечал:

— Я знаю уставы Бога моего и делаю, что повелевают Его святые и животворные заповеди, а они повелевают, отвергнув бесовские жертвы, служить Единому Истинному Богу. Ему Единому я и служу, а ваших богов презираю. Но ты, согласно царскому повелению, подвергай меня мучениям, как хочешь, — вам уже привычно мучить христиан, а христианам — страдать за Христа.

Обратите внимание

Областеначальник Агриппин, отличавшейся зверским нравом, увидав, что святой не покоряется его безбожной воле и противоречит, в страшном гневе повелел разложить его нагим на земле и приставил двенадцать воинов попеременно бить святого. И били его по всему телу беспощадно долгое время, так что бившие воины очень устали, но святой страдалец не устал терпеть и исповедывать имя Господа своего Иисуса Христа.

Потом, когда воины прекратили побои, областеначальник, как бы щадя его, начал ласково говорить ему:

— По дружески советую я тебе, Платон: уклонись от смерти к жизни.

Мученик отвечал:

— Хорошо учишь ты меня, Агриппин, чтобы я уклонился от смерти к жизни, я и сам бегаю от вечной смерти и ищу бессмертной жизни.

Агриппин на это с гневом сказал святому:

— Скажи мне, несчастный, сколько смертей?

Святый отвечал:

— Две смерти: одна временная, а другая вечная; также и жизни — две: одна маловременная, а другая бесконечная.

— Оставь свои басни, — возразил областеначальник, — и поклонись богам, чтобы избавиться тебе лютого мучения.

Святой отвечал:

— Ни огонь, ни раны, ни ярость зверей, ни лишение членов (тела) не разлучат меня с Богом Живым, ибо не нынешний век я возлюбил, но Христа моего, за меня умершего и воскресшего.

Тогда областеначальник повелел отвести святого Платона в темницу. Когда его вели, за ним следовал народ, смотря на страдание его, как на какое-либо зрелище. Среди народа было множество и христиан. Приблизившись к темнице, твердый и великий духом, мученик Христов, Платон обратился к народу и, повелев ему замолчать, начал говорить громким голосом:

— Мужи, любящие истину, знайте, что я предпринял сей подвиг страдания не по иной какой причине, как ради Бога создавшего небо и землю и всё, что в них. Как рабов Христовых, я умоляю вас не смущаться тем, что происходить теперь, ибо «много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20).

Приидите же и прибегнем все вместе к тихой пристани и к Камню, о Коем великий Апостол говорит: «Камень же был Христос» (1Кор.10:4). И да не изнемогаем в бедах, коим подвергаемся за веру Христову, памятуя, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).

Сказав сие, мученик вошел в темницу и, преклонив колена на землю, обратился к Богу с следующей молитвой:

— Господи Иисусе Христе, Создатель и Промыслитель всех, дарующий рабам Своим терпение и победу, сподоби и меня, смиренного и непотребного раба Твоего, до конца достойно претерпеть за имя Твое святое, и пошли Ангела Твоего, чтобы он избавил меня от льстивого и всезлобного змия — Агриппина, да познают все, что не боги те, коих создает рука человеческая, но Ты — Единый Истинный Бог, долготерпеливый и многомилостивый, препрославленный во веки. Аминь.

По прошествии семи дней, мучитель снова воссел на судилище в храме Зевса и повелел привести святого мученика. Сначала он разложил пред ним разные орудия пытки: медные котлы, сапоги с гвоздями, раскаленные ядра, острые прутья, железные рогатки, колеса и многие другие, надеясь устрашить ими доблестного воина Христова. Потом начал говорить ему:

— Возлюбленный Платон! видя твою юность и благородство твоих родителей и щадя красоту твоего тела, прежде чем начну снова мучить тебя, советую тебе: вкуси от жертвы богов наших и будь в единении с нами, зная хорошо, что никто из противящихся мне, не останется жив, и, напротив, никто, повинующийся мне, не лишился чести и даров, мною обещанных. Я же, прекрасный Платон, если пожелаешь послушаться меня, как отца, дающего тебе добрый совет, отдам тебе в жены единственную дочь моего брата со многим богатством и назову тебя своим сыном.

Читайте также:  Равноапостольная елена

Но блаженный Платон, насмехаясь над ним, сказал:

— Бедный и человеконенавистный сын диавола и слуга сатаны! Если бы я решился связать себя житейскими прелестями и если бы захотел взять себе жену, то разве не нашел бы лучшей, чем дочь брата твоего! Поистине я взял бы лучше вместо нее рабыню. И так захочу ли я взять ее теперь, когда, оставляя мир, соединяюсь со Христом?

Тогда мучитель, прийдя в ярость, повелел положить святого на медном одре, а под одр подложить множество углей и разжигать их, поливая на огонь масло, воск и смолу, и опалять тело мученика, а сверху бить тонким прутом, дабы и биением, и палением усилить его муки. После таких продолжительных мучений, Агриппин сказал святому мученику:

— Несчастный, смилуйся, наконец, над самим собою! И если не хочешь поклониться богам, то скажи только эти слова: велик бог Аполлон, — и я тотчас же перестану мучить тебя, и пойдешь с миром в дом свой.

Но святой на это отвечал:

— Да не будет, чтобы я пощадил тело свое, а душе приготовил геенну огненную.

По прошествии трех часов, в продолжение коих Платон был предаваем таким мучениям, он был снят с одра, но тело его оказалось целым, здоровым и не имеющим даже следа от ран и от огня, как будто он вышел из бани. При сем, от тела его исходило сильное благоухание, так что все, находившиеся тут, удивлялись и говорили:

— Воистину велик Бог христианский!

Областеначальник же сказал святому:

— Если не хочешь принести жертвы богам нашим, то, по крайней мере, отвергнись только Христа твоего, — и я отпущу тебя.

Но святой отвечал:

— Безумный и безбожный, как говоришь ты, чтобы я отвергся Спасителя моего? Неужели хочешь, чтобы я уподобился тебе, нечестивец ? Разве не довольно для тебя твоей погибели? но ты хочешь вовлечь в нее еще и других, принадлежащих к числу воинов Христовых! Отступи от меня, беззаконник. Я верую Богу моему, что Он не оставит меня и не даст мне пасть так же, как пал ты.

Важно

Тогда Агриппин встал с своего престола и сам сталь мучить святого. Он разжег железные круги, подложил под его плечи и опалял его ребра. Потом положил на грудь мученика два сильно раскаленных железных круга, — и показался дым из ноздрей его, ибо сила огня проникала даже до его внутренностей. Многие думали, что он уже умер. Но, спустя немного времени, он сказал мучителю:

— Ничтожны мучительства твои, лютый кровопийца!

Потом, возведши вверх свой взор, святой произнес:

«Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6)3, «Не удаляйся от меня, Господи, ибо скорбь близка» (Пс.21:12), «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» (Пс.

78:10). Даруй мне, Иисусе Христе, рабу Твоему, освободившись совсем от мучительств противника, с дерзновением предстать пред Страшным Твоим Судом, окончив этот добрый подвиг: ибо Тебе на всяком месте владычества Твоего подобает слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков.

И когда он произнес: «аминь», поколебался храм, и все устрашились. Несмотря на то, жестоковыйные не хотели познать силу Божию.

Потом мучитель повелел, изрезав кожу святого Платона на ремни, сдирать ее. Но святой, сорвав один, отвисший от тела его, ремень, бросил его в лице Агриппину с словами:

— Бесчеловечный и свирепейший всех зверей! как ты, не желая познать Бога, создавшего нас по образу Своему, не питаешь жалости хотя к такой же самой плоти, какою облечен и сам ты, и находишь наслаждение при виде раздробления моих членов ? Но предавай меня еще более лютым мукам, дабы как твое бесчеловечие, так и мое терпение всем были видны, ибо я радостно терплю все это ради Христа моего, чтобы, благодатию Его, обрести себе покой в будущем веке.

— О, до какой степени ты безумен, — возразил Агриппин, что не щадишь даже своего тела, несмотря на то, что внутренности твои уже выходят сквозь рёбра, а ты всё еще не перестаешь хулить богов и возбуждать меня к гневу?

Потом Агриппин повелел повесить святого на дереве и бить тело его до тех пор, пока нетронутая еще плоть не отпала совсем от костей и не вылилась почти вся кровь.

А святое лице мученика он так истерзал железными рогатками, что не оставалось даже и следов человеческого образа, но одни только обнаженные кости.

Но святой Платон, имея свободный язык, укорял за жестокость мучителя и проклинал идолов и идолопоклонников.

Тогда мучитель сказал:

— Платон! Если бы ты не был так упорен и непокорен, то уподобился бы тому премудрому Платону, главе философов4, который составил божественные учения.

Но святой отвечал:

— Хотя я и одного имени с Платоном, но не одного направления. Имя же не может соединить тех, коих разделяют верования. Посему ни я тому Платону, ни Платон мне не подобен, кроме одного имени.

Я учусь и учу той философии, которая — Христова, а он учитель той философии, которая есть безумие пред Богом, ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1:19; ср. Ис. 29:14).

Учения же, принадлежавшие Платону, которые ты называешь божественными, суть ложные басни, посредством хитрых слов развращающие умы бесхитростных простецов.

Когда святой перестал говорить, умолк и Агриппин, ибо он не знал, что еще возразить ему и что сделать с ним, и дивился великому его терпению и смелым ответам. Он приказал отвести его в темницу и не дозволять никому из знакомых его приходить к нему.

Совет

Но, чтобы святой мученик не умер, мучитель велел каждый день давать ему немного хлеба и воды. Не знал он, несчастный, что «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:3).

Но Христов мученик не принимал ничего из рук идолопоклонников и оставался без пищи и пития восемнадцать дней, так что на нем исполнились слова Писания: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Надеялся он, что Тот, Кто пропитал Даниила среди львов во рве (Дан. гл.

6), пропитает и его в темнице нетленною пищею. Стражи же, видя, что он не принимает ни хлеба, ни воды, сказали ему:

— Ешь, человече, и пей, чтобы не умереть тебе, и нам не впасть бы в беду из за тебя.

Читайте также:  Преподобный димитрий прилуцкий

Но блаженный отвечал:

— Не думайте, братия, что я умру, если не принимаю вашей пищи; вы питаетесь хлебом, я же питаюсь Словом Божиим, пребывающим во веки, — вас насыщают мяса, меня же насыщают святые молитвы, — вас веселят вина, меня же увеселяет Христос, лоза истинная.

После того областеначальник Агриппин, видя, что ничем не может отвратить Платона от Христа, осудил его на усечение мечем. Мученик выведен быль из города. Испросив себе час на молитву, он поднял кверху руки свои и сказал:

— Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что святым Твоим именем Ты защитил меня, раба Твоего, от прельщения вражеского и даровал мне благодать достойно совершить течение подъятого ради Тебя подвига. И ныне молю Тебя, — приими в мире душу мою, ибо Ты благословен во веки. Аминь.

Потом, преклонив святую главу свою, сказал воину, который должен быль усекнуть его:

— Делай, друже, что тебе повелено. — И тот час же был усечен. Так подвизался святой мученик Платон и умер за Христа, дабы жить и царствовать с Ним во веки5.

Кондак, глас 3:

Святая твоя память вселенную веселит, созывающи верныя вся в пречестный храм твой, идеже ныне радостию совокупльшеся, поем в песнех и светлостех. Сего ради Платоне, вопием ти: языческаго нашествия избави град твой, святе.

________________________________________________________________________

1 Память святого Антиоха совершается церковью 16 июля.

2 Галатия — небольшая гористая, но плодородная область Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией, в центре Малоазийского полуострова. Христианство здесь было насаждено св.

Павлом, который основал и благоустроил церковь Галатийскую и впоследствии писал к Галатам, которые слушали его, как Ангела Божия (Гал. 4:14), послание.

— Анкира — ныне Ангора — один яз главных городов Галатии.

Обратите внимание

3 Сии пророческие слова во всей полноте своей относятся к спасительным страданиям Господа нашего Иисуса Христа. Но они по справедливости могут до некоторой степени относиться и к мученикам Христовым, поскольку они своими страданиями приобщаются страданиям Христовым.

4 Философ — с греческого значит: любитель мудрости. Так называются ученые, посвятившие себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира и человека и конечных целях существования мира и т. п. — Платон — знаменитейший и величайший философ древности (конца V и начала VI в., до Р. Хр.), оставивший по себе множество замечательнейших по глубине мыслей сочинений.

5 Мученическая кончина св. Платона последовала около 306 г. — По кончине его, многие, обращавшиеся к нему с молитвою, получили его чудодейственную помощь. Так, на VII вселенском соборе (787 г.) читано было из письма св.

Нила, ученика Иоанна Златоуста, к Илиодору о следующем, чуде св. мученика Платона. Сын одного инока из Галатии взят был в плен внезапно напавшими варварами. Старец со слезами молил соотечественного ему мученика Платона о помощи в сем заключении.

И вот является сыну его всадник на коне, приведший и другого коня, и велит юноше садиться. Юноша, узнал в нем мученика, ибо часто видал его таким на иконе; юноша сел на коня; святой же, доставив его отцу, стал невидим. — В Константинополе император Анастасий I (491-518 г.

) построил во имя сего мученика храм, а император Юстиниан (цар. с 527-565 г.) возобновил его.

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/stradanie-svyatogo-muchenika-platona.html

Святой Мученик Платон Анкирский

Святой мученик Платон — жил в 3-4-ом веке в Галатийском городе Анкир (находящийся на территории современной Турции), во времена правления римского императора Диоклектиана, жесточайшего гонителя христиан и пострадал за христианскую веру.

Платон, с детства воспитанный в духе христианских заповедей, в юношеском возрасте решил посвятить себя христианским проповедям и отправился для этого путешествовать. Весть о красноречивом христианине, обратившим в свою веру многих язычников, вскоре дошла и до правителя Галатии Агрипина.

По его приказу Платон был схвачен и подвергнут пыткам и тюремному заключению, длящемуся 18 дней. В результате Платон, отказавшийся отречься от Христа был обезглавлен слугами Агрипина.

К лику святых был также причислен родной брат Платона, святой мученик Антиох – врачеватель.

Празднование в честь святого Платона Анкирского совершается один раз в год – 1 декабря (18 ноября по старому стилю).

В этот день также чтится память священномученика Романа, потому на Руси этот день издавна называли «Платон и Роман», а также верили в примету что именно по этому дню можно определить насколько суровая будет зима. «Каков Платон и Рома, такова и зима» — гласила народная молва.

Иконы, скульптуры и места поклонения святому мученику Платону Анкирскому

В России одним из немногих мест, связанных со священномучеником Платоном Анкирским, является храм-часовня, построенная в его честь в 2013 году в Иркутской области, в деревне Русская Аларь.

Этот храм был почти полностью построен на деньги Сергея Замотаева – жителя города Якутск, чьи предки были родом из Русской Алари, а прадеда его звали Замотаев Платон.

Именно в честь небесного покровителя своего прадеда, правнук и построил новый храм.

Важно

Еще один храм, освященный в честь Платона Анкирского, есть также в Ивановской области в селе Велизанец.

До наших дней сохранились также ряд фресок с изображением этого святого. Самая старинная из них, написанная примерно в 1318 году, находится в монастыре Грачаница, в сербском Косово, а чуть более поздняя, написанная в 1350 году, сохранилась в Церкви Христа Пантократора в Косовском монастыре Дечани.

Еще одна фреска, с изображением Платона Анкирского, датированная 16-ым веком, сохранилась в Афонском монастыре.

В Москве же старинная икона с его изображением, есть в Московской Духовной Академии, в Церковно-Археологическом кабинете.

Мощи святого мученика Платона Анкирского

Частицы мощей святого мученика Платона Анкирского сохранились в Венеции, в приходе святых Жен-мироносиц Русской Православной Церкви.

Святому мученику Платону, прославившемуся своим красноречием, молятся люди, чья жизнь или обстоятельства связаны с публичными выступлениями. Ему молятся в надежде получить от Бога помощь найти нужные слова, выступая перед публикой, и быть ею правильно понятой. К нему обращаеются также люди, чья жизнь неразрывно связана с духовным просвещением. 

Платон Анкирский является небесным покровителем и Божьим заступником мужчин, носящих его имя.

Святая твоя память вселенную веселит, созывающи верныя вся в пречестный храм твой, идеже ныне, радостию совокупльшеся, поем в песнех и светлостех. Сего ради, Платоне, вопием ти: языческаго нашествия избави град твой, святе.

Тропарь мучеников Платона и Романа

Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

Читайте также:  Праведная иулиания ольшанская

Святой мученик Платон родился в городе Анкире, в Галатии (территория современной Турции) в 3-ем веке, где правил языческий император Агрипин. Родители Платона были благочестивыми христианами, а родной брат — святой врач-мученик Антиох. Родители дали своим детям хорошее образование и с малых лет привили им христианскую веру и любовь к Богу.

Платон ещё в юношеском возрасте оставил родительский дом, чтобы путешествовать и проповедовать по всему свету христианские заповеди.  Во время своих странствий, он много выступал с проповедями перед язычниками и вступал с ними в разговоры, удивляя всех убедительностью своих речей.

Совет

Вскоре молва о красноречивых проповедях Платона дошла до языческого правителя Агрипина, который тотчас приказал схватить и привести юношу к нему на допрос в храм Зевса.

Агрипин также как и многие другие слушатели, был поражен речам Платона, но попытался переубедить его и заставить отказаться от христианской веры. Агрипин также пытался прельстить его приглашением служить при дворе и прославить Платона как философа.

Но непреклонный проповедник лишь ответил Агрипину, что Евангельская мудрость в отличии от философии безгранична и вечна.

Не поддался Платон и на обещание Агрипина отдать ему в жены свою родную дочь, взамен на отречение от Христа.

После такое невиданной наглости, Агрипин приказал своим слугам жестоко избить Платона и бросить в темницу.

Но измученный проповедник, даже по дороге в тюрьму, продолжал громко призывать народ не отрекаться от Христа ни при каких обстоятельствах и следовать всегда и во всем Его заповедям.

Через семь дней заключения в темнице Платона снова попытались заставить отречься от христианской веры, и вновь подвергли его страшным пыткам: мученика бросали в кипящий котел, жгли раскаленным железом, строгали его тело острыми крючьями, но он ко всеобщему великому изумлению, оставался цел и невредим, продолжая прославлять Господа и возносить к нему свои молитвы.

На 18-ый день заточения в темнице, Платона, ничего не евшего все эти дни, снова вывели на допрос к Агрипину. Единственное, о чем его просил языческий правитель – сказать, что бог Аполлон велик.  Но на это Платон лишь ответил: «Не хочу согрешить и словом».

Обратите внимание

В ту же минуту разъяренный Агрипин приказал своим слугам отрубить Платону голову. Но святой проповедник покорно принял от палача смерть, лишь успев вознести к Господу свою молитву. Точный год его смерти неизвестен, предположительно это было в 302-306 годах.

Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyatoy_muchenik_platon_ankirskiy/

1 декабря — память мчч.Платона, Романа диакона и отрока Варула

Сегодня, 1 декабря ( 18 ноября по ст. ст. ) Церковь чтит память святых мучеников Платона ( ок. 302 или 306 г. ), Романа диакона и отрока Варула ( 303 г. )

Святой мученик Платон 

Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености.

За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам.

На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью.

Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья.

Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон».

«Не хочу согрешить и словом», — отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).

*************************************************************************************

Святые мученики Роман диакон и отрок Варул

( на иконе — святой мученик отрок Варул )

Важно

Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.

Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню.

Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной.

Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.

Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям.

Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклнпиад приказал привести мальчика к себе.

На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его.

Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его (+ 303).

Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303).

( взято на портале «Православие.Ру» : http://days.pravoslavie.ru/Days/20121118.htm )

(476)

Источник: http://chram.ortox.ru/2013/12/01/1-dekabrya-pamyat-mchch-platona-romana-diakona-i-otroka-varula/

Ссылка на основную публикацию