Мученики сергий и вакх

День памяти мучеников Сергия и Вакха

20 октября в день памяти мучеников Сергия и Вакха в церкви святого Апостола Петра в Венеции у их мощей настоятелем прихода святых Жен-Мироносиц священником Алексием Ястребовым был совершен ставший уже традиционным молебен.

Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 — 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане.

Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.

Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Обратите внимание

Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского завания, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и убеждал поклониться языческим богам. Но святые были непреклонны.

Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям».

Святые мученики ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок.

300 г.) (по материалам поратала www.days.ru).

Имена святых Сергия и Вакха имеют особое значение для Русской Церкви – именно в честь святого мученика Сергия принял имя в монашестве юный Варфоломей, будущий «игумен всея Руси», великий русский святой преподобный Сергий Радонежский чудотворец. Именно в этот день в 1342 он был пострижен в монашество игуменом Митрофаном в своей убогой церковке на Маковце.

Имена не даются случайно – они усвояются промыслительно ради премудрого замысла Творца. Конечно, это «совпадение» имен знаменует собой родство душ и устремлений обоих Сергиев – мученика и преподобного, людей, разделенных во времени более чем тысячей лет, но соединенных приобщением к Царствию Небесному.

Не будь святого мученика Сергия, не было бы и преподобного Сергия Радонежского – хотя бы с тем самым дорогим и близким нам именем.

Церковь святого апостола Петра в Венеции некогда была кафедральным собором города и местопребыванием венецианского епископа. Напомним, что епископу Венеции усвоен титул патриарха. До сих пор католическая епархия Венеции имеет статус патриархата, а епископ имеет титул «кардинал-патриарх».

Этот факт объясняется близостью областей северо-востока Италии к Византии и православной традиции. С древних времен венецианцы стремились иметь в своем городе мощи святых угодников и другие святыни христианского Востока. В 829 году сюда были привезены мощи святого апостола Марка, который стал покровителем этой морской республики.

Важно

Во времена Крестовых походов Венеция стала обладательницей большого количества святынь, многие из которых по сей день находятся в церквах города.

В церкви святого Петра, кроме мощей святых Сергия и Вакха, почивают также мощи других мучеников: Флорентия и Маркеллина, Иоанна Александрийского, сподвижника и сомученика святого бессребреника Кира (31 января и 28 июня) и мученицы Аврелианы. В церкви почитается также древняя (XII века) икона Пресвятой Богородицы «Страстная».

Члены венецианского прихода Русской Православной Церкви во имя святых Жен-Мироносиц притекают с молитвой к мощам святых угодников, которых множество почивает в Венеции, а в дни их памяти, по договоренности с католическими церковными властями, совершают молебны у их мощей. Молебны совершаются также и для паломнических групп, которые все чаще посещают Венецию.

Вот и в этот раз святым Сергию и Вакху молились не только члены прихода святых Жен-Мироносиц: поклониться мощам приехала группа верующих из Москвы, во главе с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем университетского храма святой мученицы Татьяны.

Напомним, что в Венеции пребывают около тридцати мощей святых древней Церкви – мучеников, святителей, преподобных, праведных. Почти все они известны и почитаемы в Русской Православной Церкви.

Среди наиболее почитаемых святых назовем мощи св.прав.Захарии, отца Иоанна Предтечи, преподобного Павла Фивейского, двух патриархов Константинопольских – Евтихия и Германа, двух патриархов Александрийских – Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, вмчч.

Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святителя и чудотворца Николая Мирликийского, значительная часть мощей которого пребывает в Венеции на острове Лидо, мощи святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, св.апостола, первомученика и архидиакона Стефана, св.

апостолов и евангелистов Марка и Луки (в Падуе) и многих других весьма почитаемых в Русской Церкви.

Источник: http://pravoslavie.it/den-pamyati-muchenikov-sergiya-i-vakxa/

Мученики Сергий и Вакх

Память святых мучеников Сергия и Вакха совершается в Православной Церкви 20 октября по новому стилю.Святые Сергий и Вакх несли воинское служение при императоре Максимиане, время правления которого проходило в конце третьего — начале четвертого века.

Языческий правитель не догадывался о том, что угодники Божии являются христианами, поэтому дал им назначение на высокие должности в войске. В скором времени после повышения по службе появились люди, страдающие недугом зависти, которые сообщили языческому правителю о том, что его военные начальники Сергий и Вакх не совершают жертвоприношения языческим идолам.

Властитель был приверженцем язычества, а отказ от поклонения идолам считался государственным преступлением, за которое могло быть наказание в виде смертной казни. Сергий и Вакх знали об этом, но сохранение верности Господу для них было дороже временного жизненного благополучия.

Для того, чтобы проверить, насколько верными были доносы на этих военных начальников, Максимиан отдал повеление, чтобы святые Сергий и Вакх совершили поклонение языческим истуканам. Мученики смело отстаивали верность своих убеждений и твердо высказали свою христианскую позицию.

Святые угодники говорили, что не могут поклоняться бездушным идолам, а нужно воздавать всякую честь Единому Богу, сотворившему все на небе и на земле.Для того, чтобы наказать неверных языческому вероучению воинов, император Максимиан отдал распоряжение снять с провинившихся знаки их воинского достоинства, одеть их в женские наряды, а на шеи повесить металлические обручи.

Совет

В таком виде угодников Божиих водили по центральным улицам города, чтобы его жители могли высмеять этих людей и их отказ от послушания императору. После этого правитель стал беседовать с воинами Сергием и Вакхом, ласково призывая их отказаться от своих христианских убеждений и поклониться идолам.

Видя твердость упования святых воинов на Бога, властитель распорядился отправить мучеников к правителю Антиоху, который правил восточной частью Сирии и отличался своим особо злобным отношением к христианам.

Как оказалось, правитель Антиох стал занимать такое высокое положение в обществе благодаря помощи святых Сергия и Вакха, поэтому он стал дружески их упрашивать совершить языческое жертвоприношение, чтобы избежать положенного по закону смертного наказания. Угодники Божии не боялись смертной казни, пояснив, что жизнью для них является Господь Иисус Христос, а смерть за Господа они понимают как приобретение. Услышав такие речи от воинов, Антиох пришел в ярость: он отдал повеление, чтобы Вакха избили до смерти специальными бичами, а Сергия в металлических сапогах с острыми гвоздями внутри отвели в другой город, где усекли мечом.Кончина угодников Божиих последовала около 300 года.

Святые мученики Сергий и Вакх показали искренность своей веры даже перед лицом смерти. Их мужество проявилось не только в доблестном военном служении земному правителю, но воссияло негасимым лучом в Царствии Небесном.

Они несли свои должностные обязанности с великим усердием до того момента, пока их исполнение не вступило в противоречие со служением Единому Истинному Богу.

Пример жития святых мучеников Сергия и Вакха служит ярким подтверждением тому, что между достижением благополучия во временной земной жизни и наследием Небесного Царствия с Господом христианин всегда должен выбирать служение Господу, даже если это требует нанесения ущерба своему здоровью и лишения жизни. От христианина требуется ответственное исполнение своих обязанностей перед земными властями настолько, насколько это не препятствует служению Господу.

Тропарь, глас 5:

Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак, глас 2:

Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.

Величание:

Величаем вас, страстотерпцы Христовы и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/941-mucheniki-sergij-i-vakkh

* Мученики Сергий и Вакх *

*

Святые мученики Сергий и ВакхВизантия. XIII век. 95 х 62 см. Египет, монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).

*

Мученики Сергий и Вакх Римлянины

(290-303 гг.)

Мученики Сергий и Вакх Святые мученики Сергий и Вакх

Οἱ Ἅγιοι Σέργιος καὶ Βάκχος

*

Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Византия. XIII век. 95 х 62. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).

*

Вакх Римлянин Афон, монастырь Протат, 1295 г.Мануил Панселинос.

=============
Мученики Сергий и Вакх Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 — 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением. Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются. Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).

http://iconsv.ru/

*

============

Мч. Вакх. Мануил Панселинос. Фреска. Афон (Протат). 1295 г.

 ============
Οἱ Ἅγιοι Σέργιος καὶ Βάκχος
Εορταζόμενο όνομα:     Σέργιος
Ὑπηρετοῦσαν στὶς στρατιωτικὲς τάξεις τοῦ αὐτοκράτορα Μαξιμιανοῦ. Τοὺς διέκρινε μεγάλη ἀνδρεία στὰ πεδία τῶν μαχῶν, ἀλλὰ καὶ σωφροσύνη στὴν καθημερινή τους ζωή. Γι’ αὐτὸ καὶ ὁ αὐτοκράτορας τοὺς ἀπένειμε τὰ ἀξιώματα τοῦ πριμικηρίου καὶ τοῦ σεκουνδουκηρίου, ἀντίστοιχα. Ὅταν ὅμως ἔμαθε ὅτι οἱ δυὸ ἐπίλεκτοι στρατιῶτες του ἦταν χριστιανοί, δὲν ἤθελε μὲ κανένα τρόπο νὰ τὸ πιστέψει. Γιὰ νὰ πεισθεῖ λοιπὸν χειροπιαστά, ὀργάνωσε τελετὲς μὲ θυσίες σὲ εἰδωλολατρικὸ ναὸ καὶ κάλεσε νὰ παραστοῦν σ’ αὐτὲς οἱ Σέργιος καὶ Βάκχος. Οἱ δυὸ χριστιανοὶ στρατιῶτες ἀρνήθηκαν καὶ ὁμολόγησαν τὸν Χριστὸ μὲ θαρραλέο φρόνημα. Ἐξοργισμένος τότε ὁ αὐτοκράτορας, διέταξε καὶ τοὺς ἀφαίρεσαν τὰ διάσημα τῶν ἀξιωμάτων τους. Ἔπειτα, ἀφοῦ τοὺς ἐνέπαιξαν καὶ τοὺς διαπόμπευσαν μὲ διάφορους τρόπους, τοὺς ἔστειλαν σὲ ἕνα σκληρὸ δοῦκα τῆς Ἀνατολῆς, τὸν Ἀντίοχο. Αὐτὸς μὲ πρωτοφανὴ ὠμότητα μαστίγωσε μέχρι θανάτου τὸ Βάκχο. Στὸν δὲ Σέργιο, ἐπειδὴ κάποτε τὸν εἶχε εὐεργετήσει , πρότεινε, ἀφοῦ ἀρνηθεῖ τὸν Χριστό, νὰ τοῦ χαρίσει τὴν ζωή. Ἡ γενναία ἀπάντηση τοῦ Σεργίου ἦταν τὰ λόγια του Ἀπ. Παύλου: «Ἐμοὶ τὸ ζῆν Χριστὸς καὶ τὸ ἀποθανεὶν κέρδος». Σὲ μένα, εἶπε ὁ Σέργιος, ζωὴ εἶναι ὁ Χριστός. Ἀλλὰ καὶ τὸ νὰ πεθάνω εἶναι κέρδος, διότι ἔτσι θὰ ἑνωθῶ πλήρως μὲ τὸ Χριστό. Τότε, ὁ Ἀντίοχος ἀμέσως ἔδωσε διαταγὴ καὶ τὸν ἀποκεφάλισαν. *

Читайте также:  Святитель иоанн тобольский

==============

Мученики Сергий и Вакх. Энкаустическая икона. VI или VII век. Монастырь святой Екатерины на Синае. Привезена епископом Порфирием (Успенским) в Киев.Находится в Музее Западного и Восточного искусства.

 ===============
Тропарь мученикам Сергию и Вакху

Тропарь, глас 5:

     Удобрение Христовых страстотерпец, и очи Христовы Церкве, очи просветите душ наших, Сергие многострадальне, и Вакхе преславне, молитеся ко Господу, яко да убежим тьмы греховныя, и света явимся общницы невечерняго, молитвами вашими, святии.

Кондак, глас 2:

     Разум на враги мужески вооруживше, всю тех лесть разрушисте и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии, единомысленно вопиюще: добро и красно, еже быти с Богом.
Величание
     Величаем вас, страстотерпцы святии Сергие и Вакхе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

*

Икона святых Сергия и ВакхаИконостас монастыря Хиландар, Афон, XVII — XVIII век

 *

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τοῦ λίθου σφραγισθέντος.

Τριάδος τῆς Ἁγίας ὁπλῖται τροπαιοῦχοι, ἡ λαμπρὰ δυὰς τῶν Μαρτύρων, ὡράθητε ἐν ἄθλοις, Σέργιος ὁ θεῖος ἀριστεύς, καὶ Βάκχος ὁ γενναῖος ἀθλητής· διὰ τοῦτο δοξασθέντες περιφανῶς, προΐστασθε τῶν βοώντων· δόξα τῷ ἐνισχύσαντι ὑμᾶς, δόξα τῷ στεφανώσαντι, δόξα τῷ ἐνεργοῦντι δι’ ὑμῶν, πᾶσιν ἰάματα.

Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.

Τοὺς γενναίους Μάρτυρας, καὶ ἀδελφοὺς ἐν τῇ πίστει, συνελθόντες στέψωμεν, ἐν ἱεραῖς εὐφημίαις, Σέργιον, τὸν τῆς Τριάδος στερρὸν ὁπλίτην, Βάκχον τε, τὸν ἐν βασάνοις συγκαρτεροῦντα, τὸν Χριστὸν θεολογοῦντας, τὸν ἀθλοθέτην καὶ Ποιητὴν τοῦ παντός.

Μεγαλυνάριον.

Χαίροις τῶν Μαρτύρων ἡ ξυνωρίς, Σέργιος ὁ θεῖος, καὶ ὁ Βάκχος ὁ εὐκλεής, οἱ τὸν Θεῖον Λόγον, δοξάσαντες ἐν ἄθλοις, ᾦ νῦν συνδοξασθέντες, ἡμᾶς φρουρήσατε. *

==============================

Сергий РимскийГреция, Хосиос Лукас. XI век
Сергий Римский Афон, Монастырь Ставроникита. Фреска церкви свт. Николая. 1546 год.Феофан Критский и Симеон.
Мч. Сергий. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.
Вакх Римлянин Афон, Монастырь Ставроникита, фреска церкви свт. Николая. 1546 год.Феофан Критский и Симеон.

Мч. Вакх. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Мчч. Сергий и Вакх. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.

Мучение свв. Сергия и Вакха Афон, монастырь Дионисиат,   1547 г.иаонописец:   Тзортзи (Зорзис) Фука.

Святые мученики Сергий и ВакхМинология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_20.html

Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле (Малая Айя-София). Сергий и Вакх. Часть 1

Всего 54 фото

Церковь Святых Сергия и Вакха — одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале в Равенне (центрический храм) и собора Святой Софии (купольная базилика) (отсюда и второе название — «Малая Айя-София»).

По всей видимости Церковь Святых Сергия и Вакха является работой тех же мастеров построивших и Айя-Софию — Исидора Милетского и Антемия Тралльского.

По другой версии над храмом работал архитектор Антхемиус из Траллеса, который был больше известен как математик и автор книги о сжигание зеркала «Paradoxographia».

Храм посвящён святым мученикам Сергию и Вакху, поражает не менее сильно чем сама знаменитая Айя-София и это не преувеличение. Церковь будто родная младшая сестра Собора Святой Софии. Она не так величественна из-за своих относительно скромных размеров, но искренне впечатляет и удивляет «живой» доброй чистой глубокой светлой энергетикой.

Обратите внимание

Тебя захватывает волна удивления и радостное понимание что ты находишься в одном из древнейших и удивительных мест византийского Константинополя. И это самое понимание приходит без каких-либо предварительных пояснений для себя.

Добирался я, кстати, сюда намеренно и с любопытством — не сверяясь с путеводителем и нашел интуитивно Малую Айя-Софию легко и непринужденно.

Поскольку сама церковь меня так увлекла, я сделал большое количество фотографий как внешне, так и во внутреннем объеме храма. Так что о церкви Сергия и Вакха будет два поста.

Один о внешнем облике церкви, истории ее создания, святых Сергии и Вакхе и вторая — внутренние её пространства оставившие сильнейшие впечатления.

Несмотря на то что знаменитых золотых византийских мозаик в церкви не сохранилось — их можно вполне себе представить если побывать в церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хора которая относится примерно к тому же периоду что и Малая Айя-София. Так что это погружение в историю православной Византии оказалось очень даже богатым на впечатления, что я и постараюсь передать.

Церковь (сейчас работающая мечеть) расположена в историческом центра Стамбула в районе Султанахмет почти у берега Мраморного моря. Добраться до Малой Айя-Софии, можно не прилагая особых усилий, нужно тоько желание.

Мы сейчас на одном из самых знаковых достопримечательностей Стамбула — исторической площади Султанахмет или месте нахождения знаменитого Константинопольского Ипподрома.

02.От Площади Ипподром в южной его части миновав Египетский обелиск, Обелиск Константина обходим слева Университет Мармара, что пристроился на бывшей закругленной южной части основы Ипподрома – сфенде – месте зрительских трибун, некогда расположенных полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки.03.
Университет Мармара и Обелиск Константина на площади Султанахмет

Сейчас мы обойдем это здание слева и начнем спускаться по узким улочкам к Мраморному морю. Справа у нас вскоре появятся впечатляющие руины сфенды. Это все что осталось от некогда знаменитого Константинопольского Ипподрома.

04.
Осмотрев сфенду, далее берем левее, спускаемся к морю по узким стамбульским улочкам…05….и через 3-4 минуты мы уже на месте – у церкви Святых мучеников Сергия и Вакха.06.В этом районе некогда располагались самые фешенебельные дворцы Города, в том числе дома Пульхерии и семейства Фок, а также так называемый дом Дария (по легенде, его владелец был одним из восьми патрициев, которых Константин Великий перевез с собой из Рима). Ничего из этих строений уже давным-давно нет. О величии стоявших здесь дворцов свидетельствуют многочисленные местные подземные цистерны, питавшие их водой (а собственная вода признак богатства). Ни в одну из них сейчас публичного доступа нет.07.О церкви святых Сергия и Вакха упоминали многие русские паломники, в том числе Антоний Новгородец: “За подгорием же есть церковь святых мученик Сергия и Вакха: и главы их тут лежат, и рука Сергиева и кровь его”. Александр Дьякон привязывается к другому ориентиру: “Близ Костянтинова дворца царева есть монастырь святаго Сергия и Вакха”.08.09.Итак. первая часть моего рассказа окончена. Теперь перейдем ко второй где также внимательно и с пристрастием осмотрим внутренние пространства этой древнейшей интереснейшей вызывающей удивительные ощущения константинопольской церкви.Источники:Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.© Vladimir d’Ar, 2018

Часть вторая. Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле (Малая Айя-София). Внутренние пространства.

Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/139503.html

Святые мученики Сергий и Вакх

Автор – Галина Козельская

Сегодня, 20 октября, Церковь чтит память мучеников Сергия и Вакха, пострадавших за имя Господа Иисуса Христа в начале IV века н.э. при императоре Максимиане.

Подробно житие этих двух мучеников, живших в Римской империи, описывает Димитрий Ростовский, русский святитель, отличавшийся большой любовью к книжному наследию христиан.

Благодаря его трудам до нас дошло и житие этих двух мучеников, и можно сказать, что оно в какой-то степени необычно.

Сергий и Вакх состояли на службе у римского императора и довольно долго занимали высокие служебные посты.

Да, как истинные христиане, несмотря на то, что жили они в языческой стране и служили языческому императору, они честно выполняли свою работу военачальников и воевод, во всём были честны и не уклонялись от выполнения своих служебных обязанностей.

Возможно, именно это трудолюбие и вызвало зависть недоброжелателей, которые донесли Максимиану, что двое его высокопоставленных чиновников не приносят жертв языческим идолам.

Важно

Император был уверен, что это ложные наветы, и двое его верных слуг никак не могут быть государственными преступниками. Ведь не быть язычником в Римской Империи было равносильно быть предателем Родины.

Когда будущие мученики смело подтвердили свою веру в Единого Истинного Бога, Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны.

Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! – сказал он святым, – будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение.

Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом.

Твёрдость, честность и непреклонность отличали Сергия и Вакха. Они честно послужили Господу и государственной службой, и исповеданием своей веры в испытаниях, и своим мученичеством. И именно поэтому мы чтим их сегодня, как наших верных молитвенников и заступников перед Престолом Божиим.

Источник: http://hram-olgi.ru/svyatye-mucheniki-sergij-i-vakh/

Святым мученикам Сергию и Вакху

Му́ченицы Твои́, Го́споди, во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего: иму́ще бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́ша, сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. Те́х моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Или́ се́й, гла́с 5:

Удобре́ние Христо́вых страстоте́рпец и о́чи Христо́вы Це́ркве, о́чи просвети́те ду́ш на́ших, Се́ргие многострада́льне и Ва́кхе пресла́вне: моли́теся ко Го́споду, я́ко да убежи́м тмы́ грехо́вныя и све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго моли́твами ва́шими, святи́и.

Кано́н святы́х. Гла́с 1

Пе́снь 1

Ирмос: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.

Се́ргие, уго́дниче Христо́в, смоле́бника прии́м и спомо́щника Ва́кха приснопа́мятнаго, с ни́мже стра́сти богому́дренно соверши́л еси́, сло́во мне́ му́дрости, ва́с пою́щу, да́руйте.

На недви́жимем Христо́вы ка́мени ве́ры, святи́и му́ченицы, положи́вше основа́ние, на тве́рдем степе́ни утвержде́ни, забра́ло и столпи́ благоче́стия яви́стеся.

Совет

Глаго́лом ве́ровавше Христо́вым и к Нему́ неукло́нно взира́юще, все́ оплева́сте преходя́щее благосла́вие, святи́и, сла́вы же присносу́щныя уя́звени бы́сте раче́нием.

Ро́да, и оте́чества, и че́сти Христа́ ра́ди обнажи́вшеся, веселя́стеся, и, оде́яни в женоле́пное одея́ние, мужему́дренно нетле́ния оде́ждею све́тло облеко́стеся.

Богородичен: Ми́лостива бы́ти ве́рным и благоуве́тлива, Богома́ти, умоли́ Сло́ва, Его́же родила́ еси́ теле́сно, к на́м прише́дшаго: Тя́ бо предста́тельницу и спасе́ние стяжа́хом.

Пе́снь 3

Ирмос: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Еди́н Ве́дый, я́ко Бо́г, вся́ пре́жде бытия́, к Нему́ ва́ша ны́не ви́дев предложе́ния, му́дрости сло́вом, и боже́ственнаго зна́ния, и тве́рдаго смы́сла оби́льно испо́лни, я́ко Своя́ во́ини, блаже́ннии.

Зако́нно уго́дницы Христу́ пострада́ти изво́ливше, тле́ющую сла́ву и теку́щую, и ми́ра всего́, и мироде́ржца по́мыслом богому́дрым страстоте́рпцы му́ченицы возненави́десте, любо́вию Зижди́теля.

Пречи́стыми ума́ приложе́нии Го́споду предстоя́ще, и от та́мо су́щия зари́ исполня́еми, и неизрече́ннаго блаже́нства я́ве наслажда́ющеся, ва́с чту́щия от напа́стей, страстоте́рпцы, изба́вите.

Богородичен: Сме́ртию держи́мь пе́рвее Ада́м, ны́не изба́вися Твои́м Рождество́м, Еди́на Богоневе́сто: Жи́знь бо и́стинно Ипоста́сную, соедине́ну пло́ти, Чи́стая, по Ипоста́си па́че естества́ и сло́ва родила́ еси́.

Седа́лен, гла́с 8

Мучениколю́бцы, прииди́те, разу́мныя би́серы Госпо́дни и страстоте́рпцы Се́ргия почти́м и Ва́кха святы́я, я́ко вра́жию ле́сть му́жески попра́вшия и и́дольскую всю́ кре́пость разори́вшия, те́мже досто́йно с небесе́ венцы́ побе́ды прие́мше, со Ангелы лику́ют. К ни́мже вси́ возопие́м: моли́те Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.

Читайте также:  Петров пост. богослужение

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

В напа́сти многоплете́нныя впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержи́мь безчи́сленных согреше́ний мои́х, и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости.

Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ Воплоще́нному безсе́менно моли́ся приле́жно о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно моля́щих Ти ся, Богоро́дице Пречи́стая, моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.

Обратите внимание

КрестоБогородичен:

Агнца, и Па́стыря, и Изба́вителя Агница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмос: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.

Свети́ла два́ от за́пада возсия́вша, проти́вно зе́млю тогда́ держа́щу нечести́вому, творя́ща ше́ствие, к Твоему́ же восто́ку приидо́ша светоно́сному, Христе́, и спаси́тельному.

Ни о́гнь, ни ме́чь, ни гоне́ния, ниже́ ра́ны благочести́ваго ра́зума о Бо́зе разлучи́ ва́с, жи́знь бо преоби́десте конча́емую, Его́ ра́ди, достосла́внии, и прия́сте блаже́нную сла́дость и неги́блющую.

Свети́льницы и́стинно неле́стнии тве́рдь Це́ркве Христо́вы озаря́ют све́том Боже́ственнаго сия́ния и ду́ши благочести́вых возвеселя́ют, чуде́с зари́ испуща́юще.

Ва́кх боже́ственный и преизя́щный Се́ргий, ле́тным премене́нием благоче́стия рачи́тели и мучениколю́бцы духо́вно на пи́ршество призыва́ют, до́блести своя́ предлага́юще.

Богородичен: Ору́жие, две́ри Еде́мския храня́щее, уступа́ет ны́не ве́рным и прие́млет све́тло честно́ю кро́вию из Твоего́ чре́ва Ро́ждшагося, Всенепоро́чная, зна́менаныя ви́дящее и благода́тию.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.

Прогна́вше ле́сть и́стины ору́жием, и мучи́телей ра́ны кре́пко претерпе́вше, и победи́теле бы́сте, от Христа́ венча́вшеся, и ны́не досто́йно веселите́ся.

Укрепля́еми непобеди́мою си́лою и благода́тию Тро́ицы, дво́ица му́ченик низложи́ тмы́ кня́зя и тому́ порабоще́ныя, те́м че́стно ублажа́ются.

Важно

Терпе́нием, и душе́вным му́жеством, и кре́постию по́мысла дво́ица му́ченик сла́вная превзы́де всю́ гони́телей го́рькую я́рость и со Ангелы водворя́ется.

Богородичен: Возсия́ла еси́, Богома́ти, я́ко у́тро, Со́лнце незаходи́мое, соедине́ное пло́тию по Ипоста́си, на руку́ нося́щи, и́стинныя пра́вды: те́м Тя́ вси́ прославля́ем.

Пе́снь 6

Ирмос: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш, Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.

Целе́ний исто́чники му́ченик мо́щи бога́тно источа́ют: почерпе́м усе́рдно, у́бо ве́рнии, и страстоте́рпцы ублажи́м, сла́внаго Се́ргия и Ва́кха приснослову́щаго.

Ненави́дяще беззако́нных совселе́ния и пре́лесть упраздня́юще, небе́сное ше́ствие благостоя́нно, Се́ргий и Ва́кх ше́ствоваху и ко Христо́ву достиго́ша приста́нищу невла́емому.

Отверза́ются страстоно́сцем му́чеником врата́ небе́сная, благогове́юще стра́сти честне́й, подо́бней Бо́га на́шего благода́тней и прогоня́ющей де́монския полки́.

Богородичен: Истинно Тя́, Ма́терь Бо́жию, Пречи́стая, му́дрствующе, возвеща́ем: Безнача́льнаго бо Сы́на Единоро́днаго, пре́жде ве́к возсия́вшаго из Отца́, несказа́нно, Де́во, родила́ еси́.

Конда́к, гла́с 2

Ра́зум на враги́ му́жески вооружи́вше, всю́ те́х ле́сть разруши́сте, и, побе́ду свы́ше прии́мше, му́ченицы всехва́льнии, единомы́сленно вопию́ще: добро́ и красно́ е́же бы́ти с Бо́гом.

Икос:

На небесе́х, Христе́, живу́ще Се́ргий же и Ва́кх и Боже́ственнаго све́та от Тебе́ исполня́еми, мене́, во тме́ неве́дения ходя́щаго, предвари́ ско́ро и страсте́й исхити́, еди́не Безсме́ртне, оде́жду мне́ покая́ния низпосла́в, я́ко да све́тлым умо́м светоно́сный си́х пра́здник воспою́ и возопию́, веселя́ся: добро́ и красно́ е́же бы́ти с Бо́гом.

Пе́снь 7

Ирмос: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

Ра́дуйся, дво́ице страстоте́рпцев сла́вная; ра́дуйся, победи́вшая све́тло мучи́тельская преще́ния; ра́дуйся, соверши́вшая тече́ние блаже́нное; ра́дуйся, пи́ще, всегда́ вну́трь пребыва́ющая; ра́дуйся, я́сне предстоя́щая Бо́гу, богоблаже́нная.

Всесве́тлии на земли́ ходя́ще, де́монская очеса́ и ли́ца гони́телей, му́ченицы, омрачи́сте све́том благода́ти и заря́ми страда́ния, хва́льнаго воспева́юще Бо́га и пресла́внаго.

Совет

Хра́ми Бо́га бы́вше одушевле́ннии Живу́щаго и, живу́ще, страда́льцы, си́лою Бо́жиею укрепля́еми и́стинно, полки́ победи́сте враго́в, всеблаже́ннии, кре́пкаго во бране́х Бо́га пе́сньми восхваля́юще.

Богородичен: Пречи́стый Ты́ хра́м была́ еси́ и пресвяты́й киво́т, прие́мши Творца́ неопи́саннаго и непостижи́маго, во утро́бе Твое́й вмести́вши, Единоро́днаго Бо́га Сло́ва, Благослове́нная Всечи́стая Влады́чице.

Пе́снь 8

Ирмос: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Иже росо́ю дре́вле отроко́м пла́мень Прохлади́вый, стоя́щия в по́двизех укрепи́ Твоя́ му́ченики, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Ядови́тая и душевре́дная ласка́ния мучи́тельская у́мно страстоте́рпцы отрази́ша, Христу́ вопию́ще и глаго́люще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Действи́тельны храни́тели на́м, Се́ргия и Ва́кха, и́стинно вене́чники, Христо́с показа́, храня́щия и пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Напра́ви мою́, Влады́ко Христе́, моли́твами му́ченик стезю́ доброде́телей и удо́бно Тебе́ взыва́ти сподо́би: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богородичен: Блажу́ Тя́, и́стинную Бо́га на́шего Ма́терь, — ра́дуйся, — со Ангелом принося́ Ти́, Чи́стая, Всенепоро́чная Влады́чице, — Тя́ бо непреста́нно вся́ дела́ Госпо́дня пою́т и превозно́сят во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмос: Образ чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Всего́ Христа́ стяжа́ли есте́, ми́р бо ве́сь Того́ ра́ди оста́вили есте́, и ны́не, му́ченицы, в небе́сных водворя́етеся, ли́ки вы́шних си́л и муже́й блаже́нных ви́дяще све́тлости.

Дае́ши сопряже́ние всеизря́днейшее похвале́ния любо́вию Тебе́ принося́щим, благода́ть свы́ше и прегреше́ний оставле́ние, моля́щи еди́наго Милосе́рдаго, к Нему́же тща́шеся, низоре́вностных небрегли́ есте́.

Обратите внимание

Заре́ю Трисия́ннаго Божества́ просвеще́ни, непобеди́мии му́ченицы, многобо́жное преле́стное безбо́жие и мучи́телей стра́х отри́нуша, и ны́не нетле́нныя наслажда́ются сла́дости ра́йския.

Тече́ние до́брое соверши́вше, благочести́ву же ве́ру сохрани́ти потща́вшеся, недви́жимое прия́ти сподо́бистеся Ца́рствие, пресла́внии му́ченицы, венце́м добро́ты и благоле́пия увязе́ни.

Богородичен: О, па́че ума́ чуде́с Твои́х! Бо́жие бо Сло́во, пло́ть бы́вшее, еди́на родила́ еси́ преесте́ственно, Ма́ти Де́во, вся́ческая Боже́ственным хоте́нием содержа́щаго му́дре и окормля́юща.

Свети́лен

Светоза́рную дво́ицу страстоте́рпец, Се́ргия и Ва́кха, похва́лим: ра́н бо стремле́ния претерпе́ша и горды́ню низложи́ша всезло́бнаго мучи́теля Тро́ическою си́лою.

Богородичен:

Херуви́м яви́ся сла́внейши и серафи́м показа́ся вы́шши, я́ко Бо́га ро́ждши воплоще́нна, земны́м же показа́вша стези́ пра́выя наступа́ти, ко спасе́нию приводя́щия.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_oktabr/kan_20octabr_vakh.html

Святые мученики Сергий и Вакх | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Октябрь 19th 2010 —

Память 7/20 октября

Святые мученики Сергий и Вакх , – Римляне по происхождению, – были знатными сановниками и первыми из вельмож при дворе царя Максимиана. Царь очень любил и уважал их за благоразумные советы на собраниях, за их храбрость на войне и за их верность в службе.

И редко кто мог обратиться к царю с просьбою иначе, как только чрез этих его вернейших советников: они были в такой милости у него, как никто иной.

Однако Сергий и Вакх искали милости не столько у царя земного, сколько у Царя Небесного: потому что они веровали в Господа нашего Иисуса Христа, старались угодить Ему своею жизнью и усердно служили Ему.

Но из-за страха пред царем, они до времени скрывали свою веру во Христа, ибо Максимиан относился к христианам с безмерною ненавистью и неукротимою яростью. Недолго свет веры Христовой однако сокрыть в них был под спудом, и скоро для всех открылся явно.

Некоторые, завидуя их высокому положению и царской к ним любви, и желая навлечь на них ненависть и гнев царя, донесли ему, что Сергий и Вакх – христиане и что они отказываются от поклонения идолам.

Максимиан не хотел верить, чтобы люди, пользовавшиеся таким его расположением, не согласны были с ним в почитании богов, – и стыдился спросить их об этом или обличить, не зная еще того достоверно.

Однако он решил испытать их следующим образом.

Однажды он назначил в честь своих богов празднество и отправился со всеми князьями и сановниками, с воинами и слугами, окруженный всем своим царским величием, – в храм главного бога Зевса, чтобы принести ему там торжественную жертву. При этом он внимательно наблюдал, – войдут ли с ним в идольский храм его любимые вельможи, Сергий и Вакх.

Важно

Но когда царь вошел в храм, рабы Христовы остались вне его и не вошли с царем в мерзкое капище; остановившись вдалеке, они молились истинному Богу, прося Его, – да просветит Он слепоту омраченных очей нечестивого того народа и да прославит чрез них пресвятое Имя Свое.

Царь же, видя, что Сергий и Вакх не вошли с ним на торжество, послал слуг взять их и силою привести во храм.

Когда святые были введены на это богопротивное собрание, Максимиан приказал, чтобы они вместе с ним поклонились идолам, принесли жертву и вкусили бы от идоложертвенных приношений.

Но Сергий и Вакх не хотели исполнить сего царского приказания.

– Мы имеем, – говорили они, Бога на небе, Бога не ложного и не бесчувственного, как бесчувственны ваши идолы, но истинного и живого, содержащего в Своей власти весь мир, и Ему покланяемся.

И они начали обличать царя за его зловерие, что он честь, подобающую Единому Богу, воздает идолам – слепым, глухим и немым.

Тогда царь, разгневавшись, велел снять с них все отличия их высокого сана: и воинские пояса, и золотые гривны, и перстни, и все одежды и для поругания одеть их в женскую нижнюю одежду, и возложить на шеи их железные обручи.

В этом виде святых стали водить по городу, – дабы, таким образом, столь славные и знатные вельможи римские всем народом были поруганы и осмеяны за почитание Единого истинного Бога и поношение ложных языческих богов, или, лучше сказать – самих бесов, коим не захотели принести жертвы сии рабы Божии, уже принесшие себя в жертву Христу.

По окончании богопротивных жертвоприношений, Максимиан возвратился в свои палаты и, сжалившись над Сергием и Вакхом, так как очень их любил, призвал их к себе и сказал:

– Любезные и верные мои друзья! Зачем вы задумали обесчестить наших богов, и опечалить царя своего, который столь милостив и благосклонен к вам? Зачем и на себя навлекли такое бесчестие? Хотя я вас и очень люблю, однако не могу терпеть поругания над моими богами и должен буду предать вас мукам, даже вопреки своему желанию.

Посему прошу вас, друзья мои, оставьте вы этого Сына Тектонова, Коего евреи как злодея повесили на кресте со злодеями, и не увлекайтесь христианскими баснями и волхвованиями; обратитесь снова к нашим великим богам, и я вам окажу еще большую честь и еще большую милость мою к вам, и будете вы пользоваться моею любовью и нераздельно со мною наслаждаться всеми благами моего царства.

Совет

Но Сергий и Вакх, не желая ради царской любви отпасть от любви Божией и ради временных благ лишиться вечных, не послушались царя.

Исполненные благодати Духа Святого, они дерзновенно и убедительно стали доказывать царю все бессилие его ложных богов, смело исповедовали пред ним могущество и Божество Иисуса Христа и советовали царю самому познать сию небесную истину.

Нечестивый царь, сердце коего было ожесточено, разум же ослеплен, не принял их доброго совета и, напротив, воспламенился еще большим гневом и яростью. По любви своей к ним, не желая сам предать их мукам, он отослал их к восточному игемону Антиоху.

Этот человек был жестоким гонителем и мучителем христиан; игемонского сана он достиг чрез ходатайство Сергия и Вакха пред царем и после того был отправлен на Восток. К сему игемону теперь и были отправлены святые.

Царь думал, что они устрашатся его лютости, молва о которой разнеслась по всей империи, и в то же время постыдятся быть во власти того, кто прежде был почти рабом их и, таким образом, из-за страха и стыда отрекутся от Христа. Но если бы сего и не случилось, то царю, во всяком случае более было желательно, чтобы они были замучены в дальней местности, чем у него на глазах.

Читайте также:  Спасо-евфимиев монастырь, россия, владимирская область, город суздаль, улица ленина

И вот святых в оковах повели из Рима. По прошествии целого дня пути, воины, сопровождавшие их, остановились на ночлег в гостинице. Здесь, в полночь, когда воины, которые их вели, крепко спали, Сергий и Вакх встали на молитву и начали просить у Бога силы – мужественно претерпеть все предстоявшие им страдания.

Когда они молились, им явился Ангел Господень, осиявая их небесным светом и укрепляя следующими словами:

– Дерзайте, рабы Христовы, и как добрые воины вооружитесь на диавола: вы его скоро победите.

После сих слов Ангел стал невидим.

Сергий и Вакх, исполнившись неизреченной радости, стали воссылать хвалу Господу, благоволившему посетить рабов Своих таким ангельским явлением.

Обратите внимание

В продолжение всего своего далекого пути на Восток святые мученики проводили время в молитве и псалмопении, и таким образом вооружались еще более на невидимых духов злобы. Пройдя многие города и селения, они, наконец, дошли до восточного города Варвалиссо, где в то время находился игемон Антиох, которому воины и отдали приведенных узников, – вместе с царскою грамотою такого содержания:

– Максимиан, вечный царь, Антиоху, игемону страны Восточной.

– Радуйся! Боги наши не допускают ни одному человеку, а особенно поборникам и слугам царства нашего быть людьми злочестивыми и не участвующими в жертвоприношениях им; по сему мы осудили Сергия и Вакха и, как последователей злочестивой христианской веры, сочли их заслуживающими смертной казни.

Но так как они недостойны принять наказание от самого царя, то мы прислали их к тебе.

Если они, раскаявшись, послушают нас и принесут жертву богам, то окажи им снисходительность и освободи от назначенных мук; при сем обещай, что и мы будем к ним милостивы, и что каждый из них получит прежнее свое достоинство и заслужит от нас благосклонность большую прежней. Если же они не будут повиноваться и останутся в прежней злочестивой вере, то предай их заслуженным мукам и осуди на смерть чрез усекновение мечем. В надеже долгой жизни – будь здрав.

Прочтя царскую грамоту, Антиох приказал заключить Сергия и Вакха до утра под стражу. Утром же, войдя в преторию, он сел на судейском месте и, поставив пред собою святых мучеников, стал так говорить им:

– Отцы и благодетели мои, исходатайствовавшие мне сей сан, виновники настоящей моей славы, – как изменилось ваше положение! Ныне я сижу пред вами как судья, вы же, связанные узники, стоите предо мною, – вы, которым я прежде предстоял как слуга.

Молю вас, не причиняйте себе такого зла, послушайте царя и принесите жертву богам, – и вы снова получите ваш прежний сан и снова будете почтены славою; если же вы сего не сделаете, то я, вопреки даже своей воле, должен буду муками принудить вас к исполнению сего царского повеления: вед, вы сами слышали, что мне приказывает царь в своем послании.

Посему, господа мои, будьте милосерды сами к себе, а также и ко мне, ибо я вовсе не желал бы для вас, благодетелей моих, быть жестоким мучителем.

Святые отвечали ему:

– Напрасно ты хочешь речью своею прельстить нас: для ищущих небесной жизни – и честь, и бесчестие, и жизнь, и смерть – решительно безразличны: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Филип.1:21)…

И многое другое говорили Сергий и Вакх, укоряя и обличая идолослужение и безбожие нечестивых. После сего Антиох, разгневавшись, повелел посадить святого Сергия в темницу, а Вакха, обнаживши и разложивши на земле, бить беспощадно.

Святого били по всему телу столь долгое время, что даже слуги, бившие его, изнемогая от усталости, чередовались друг с другом. От этих побоев тело св. мученика как бы отпало от костей, и кровь из него лилась как вода. Среди таких мучений святой Вакх предал душу свою в руце Господу.

Важно

Тело Христова страдальца Антиох повелел вынести из города и бросить его где-нибудь подальше на съедение зверям и птицам.

Но Господь сохранил кости его: некоторые из христиан, скрывавшихся из-за страха к идолослужителям вне города, в пещерах и оврагах, ночью вышли из своих убежищ, взяли тело святого и с честью погребли его в одной из тех пещер, в коей прятались сами.

Сергий, сидя в темнице и услыхав о кончине друга своего, сильно опечалился и долго скорбел о разлуке с ним.

– Увы мне, брать мой Вакх, – повторял он неоднократно,– теперь нам с тобой нельзя уже воспеть: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1): оставил ты меня одного.

В то время, как святой Сергий так сетовал, в следующую же ночь явился ему во сне святой Вакх, с ликом ангельским, в блиставшей небесным светом одежде.

Он сталь утешать его, возвещая ему об уготованном для них на небе воздаянии, и укрепил его к предстоявшему вскоре мученическому подвигу, за который он получить у Христа Господа великую милость и дерзновение.

После сего явления, Сергий исполнился радости и в веселии сердца стал воспевать Господа.

Вскоре игемон, отправляясь в другой город, называемый Сура, приказал вести за собою и Сергия. Там, сев на судейском месте, он стал так говорить святому:

– Нечестивый человек, по имени Вакх, не захотел принести жертвы богам и согласился лучше умереть насильственною смертью, нежели почтить их, – и вот он принял казнь, достойную по делам своим.

Но ты, Сергий, зачем прельщаешься сим безбожным учением и подвергаешь себя столь великому злоключению? Благодетель мой, не предавай себя мучению! Я стыжусь твоих прежних ко мне благодеяний и твоего сана: ведь, ты стоишь предо мною как осужденный, а я, сидя, произвожу над тобою суд: некогда человек незначительный, я ныне, благодаря твоему ходатайству пред царем, превознесен великим саном и теперь уже выше тебя; ты же, испросивший у царя так много и столь многим добра, теперь сам себе желаешь зла. Молю тебя, – послушай моего совета, – исполни царское повеление, принеси жертву богам, – и ты будешь возведен в прежний сан и удостоен прежней славы.

Святой Сергий отвечал ему:

– Временная честь и слава – суетны, за временным же бесчестием следует вечная слава, и для меня это земное бесчестие – ничто, а временной славы я не ищу, ибо надеюсь быть удостоенным от Спасителя моего истинной и вечной чести в небесной славе.

Совет

Ты вспоминаешь мои прежние к тебе благодеяния, – что я у земного царя исходатайствовал тебе столь великий сан; теперь же говорю тебе, – послушай меня и, познав истину, отвергнись своих ложных богов и поклонись вместе со мною Небесному Богу и Царю веков, и я обещаю исходатайствовать у Него для тебя еще более благ, нежели у Максимиана.

Тогда Антиох, убедившись, что не в силах отвратить его от Христа и заставить подчиниться царской воле, сказал:

– Ты заставляешь меня, Сергий, забыть все твои благодеяния и предать тебя лютым мукам.

Сергий отвечал:

– Делай, что хочешь: я имею помощником Христа, Который некогда сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; вот и ты теперь имеешь власть над моим телом, чтобы терзать его, но над душой моей не имеешь власти ни ты, ни отец твой – сатана.

После сего Антиох, разгневавшись, произнес:

– Я вижу, что мое долготерпение делает тебя только еще более дерзким, – и повелел обуть его в железные сапоги, с острыми и длинными гвоздями на подошве, кои пронзали ноги святого. В такой обуви Антиох велел гнать Сергия пред своею колесницею, сам же он поехал в город Тетрапиргий, откуда должен был отправиться в город Розафу.

Претерпевая такие страдания, святой на пути воспевал: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс.39:2-3).

Когда они пришли в город Тетрапиргий, который отстоял от Суры в двадцати верстах, мученика повели в темницу. На дороге к ней он воспевал: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им» (Пс.40:10-11).

Ночью в темнице, когда мученик молился, явился ему ангел Господень, и исцелил раны его. На другой день, Антиох приказал вывести из темницы свят Сергия, думая, что от боли он не может и ступить ногами. Увидев же еще издали, что он идет, как совершенно здоровый человек, нисколько даже не хромая, мучитель ужаснулся и сказал:

– Воистину сей человек – волхв, ибо как можно после таких мук ходить не хромая? А он как будто даже никогда и не страдал ногами.

После сего Антиох велел обуть мученика в те же сапоги и вести пред собою до Розафы, а до него от города Суры было расстояния 70 стадий.

Здесь, взойдя на судилище, Антиох стал принуждать святого Сергия к поклонению идолам; но не мог отторгнуть его от исповедания Христа, и осудил мученика на смерть. Когда святого привели за город, на место казни, он испросил себе время для молитвы.

Во время молитвы он услышал голос с неба, призывавший его в горние обители, и, с радостью преклонив под меч свою голову, скончался. Тело его на том же месте было погребено христианами.

Обратите внимание

Спустя немного времени христиане города Суры уговорились тайно взять из Розафы тело святого и перенести в свой город. Когда же они ночью подходили к гробнице, от гроба показался огненный столб, высотою своею достигавший до самого неба.

Некоторые из воинов, живших в Розафе, видя в полночь огненный столп, освещавший весь их город, пошли вооруженными к тому месту и увидели Сурских граждан объятых ужасом при виде сего огненного явления. Вскоре явление чудесного столпа исчезло.

После того Сурские граждане поняли, что святой Сергий не хочет оставлять того места, где пролил кровь свою и положил за Христа душу свою; в честь мученика они поставили только на том месте чудную, каменную гробницу. По распространении христианства, в городе Розафе был выстроен во имя святого мученика Сергия храм.

Пятнадцать епископов окрестных городов, собравшись, торжественно перенесли в новосозданную церковь нетленные и благоухающие мощи святого мученика и постановили праздновать память его 7 октября, в день его кончины. На том и на другом месте, – и в церкви, при мощах мученика Сергия, и там, где он скончался и был погребен, – многие бесноватые и болящие получали исцеление от своих недугов.

Достойно замечания, что каждый год, в день памяти святого, дикие звери, как бы соблюдая какой-либо закон, выходили из окрестных пустынь и собирались на том месте, где сначала был погребен святой мученик.

В это время их дикий нрав сменялся кротостию агнцев: они не нападали ни на людей, ни на скот, но, спокойно обходя св. место, снова возвращались в свои пустыни.

Так прославил Бог угодника Своего, что не только людям, но и зверям как бы внушал праздновать память его.

Молитвами святого Сергия да укротит Господь и ярость врагов наших, как некогда укротил лютость сих диких зверей, – во славу Свою во веки. – Аминь.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/mucheniki-zhitie-svyatyx/svyatye-mucheniki-sergij-i-vakx.html

Ссылка на основную публикацию