Новомученица матрона дивеевская (власова)

Русская линия / Библиотека периодической печати: Преподобноисповедница Матрона (Власова)

Преподобноисповедница Матрона (в миру Матрона Григорьевна Власова) родилась в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Пуза (в 1965 года село Пуза переименовано в Суворово) — довольно большое село, расположенное в 15 км на восток от Дивеева. Поселение возникло раньше чем Дивеево — в середине XVI века.

Местность живописная — село стоит на горе, вблизи лиственный лес, река, много оврагов. Основным занятием сельчан во все времена здесь было хлебопашество. Кроме того, пузинцы на протяжении веков славились своим умением кроить и шить одежду. В селе даже было своё начальное училище, в котором обучались крестьянские дети.

Жители села отличались набожностью и благочестием. Недаром преподобноисповедница Матрона — уже пятая из числа мучеников за Христа из этого села.

Обратите внимание

Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году причислены к лику святых мучеников блаженная старица Евдокия и её келейницы Дария, Дария и Мария.

Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в Пузе и освящена в 1847 году. В 1888 году прихожан насчитывалось 2409 человек.

Матрона Власова родилась в 1889 году в крестьянской семье. На день её рождения 6/19 ноября пришлось празднование семи дев-мучениц, пострадавших во время гонений Диоклетиана в Анкире в III веке.

Святые девы были взяты за отказ омыть идолов и преданы страшным мучениям, после которых брошены в озеро с камнями на шее.

Одну из святых мучениц звали Матроной, в честь неё и окрестили будущую дивеевскую инокиню-исповедницу.

Шести лет от роду она осталась без отца и матери и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Монастырский приют для девочек находился под Высочайшим покровительством Императрицы и назывался Церковно-приходская школа и приют имени Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, на его содержание отпускал средства Императорский Двор.

В приюте жили около 60-ти девочек. Сюда принимали сирот начиная с 2-х лет, а по исполнении 14-ти они либо возвращались к родным, либо, если имели стремление к монашеской жизни, ставились на послушание. В свободное от занятий время девочки учились рукоделию и пению. В церковь отроковиц водили парами.

Важно

Девочки были одеты в рясы и бархатные связочки. Ежедневно по очереди по четыре человека дети ходили на монастырское правило, где во время поминовения благотворителей стояли на амвоне на коленях с воздетыми ручками, клали триста поклонов на правиле.

Утром и вечером у детей была общая молитва, а вечером какой-нибудь акафист или 50 раз «Богородице Дево, радуйся…». В корпусе с ними жили сёстры-учительницы, няни для маленьких и старшая. В будни они питались в приюте, а в праздники вместе с сёстрами «в парадах» ходили в монастырскую трапезную.

При приюте имелся свой сад, где дети гуляли и играли в свободное от занятий время.

Была четырёхклассная школа, в которой преподавали сёстры и монастырское духовенство. Матрона Власова закончила в ней три класса. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и она поступила на обучение к живописцам, а потом живопись стала её послушанием.

Кто где работал, там обычно и жил: мастерские и жилые келии находились в одном корпусе. В монастыре была большая живописная мастерская. В ней сёстры не только писали иконы, но и заготовляли доски, золотили и чеканили. У каждой была своя специальность. В последнее время создали отдельную иконописную.

Рисование в дивеевской школе иконописи преподавал палехский художник Павел Парилов.

Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого её закрытия в 1927 году.

21 сентября в монастырь приехал уполномоченный и в тот же день, вызвав игуменью Александру (Траковскую), объявил ей о решении народного суда о выселении монашествующих из монастыря. Перевозить матушек должны были в Кутузовский, Спас-Зеленогорский и Курихинский монастыри.

Совет

Игуменья оповестила сестёр, но ни одна из них не пожелала переселиться в указанные монастыри. Тогда уполномоченным было объявлено, что к 28 сентября все должны покинуть обитель.

С 22 сентября матушки стали разъезжаться. Для этого им выделили около пятисот подвод. Большинство сестёр нашли пристанище в Дивееве и Вертьянове, остальные разбрелись в поисках жилья по соседним сёлам. День ликвидации монастыря совпал с базарным днём.

В Дивеево должно было съехаться более трёх тысяч крестьян из близлежащих селений. Ответственный уполномоченный за ликвидацию монастыря «в целях известной предосторожности» отдал распоряжение о закрытии винной лавки.

В отчёте он писал, что съехавшиеся крестьяне проявляли недовольство, но не ликвидацией монастыря, которую они находили правильной, а тем, что закрыта винная лавка.

Гораздо больше хлопот властям доставили старушки монахини из монастырской богадельни, которых было около сотни. Матушкам было предложено переехать в Понетаевский дом инвалидов, но они все отказались, объясняя свой отказ тем, что там не разрешают иметь на стенах иконы.

Некоторые пришли к уполномоченному с просьбой оставить их на старом месте или же дать им один из монастырских домов, предназначенных на слом. В просьбе им было отказано. Имущество было изъято, часть построек разобрали и вывезли.

Вскоре в стенах монастыря не осталось ни одной сестры.

Инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сёстрами: Марией (Степаковой-Сергеевой), Еленой (Жаворонковой) и Анной (Артёмовой) — поселилась в селе Кузятове Ардатовского района Горьковской области.

В монастыре они раньше были певчими и составляли хороший хор. Сёстры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием. Верующие люди сочувствовали им.

 Часто их навещали крестьянки: заходили спросить совета и даже приносили своих больных детей с просьбой помолиться о них, покропить святой водой из Сарова.

Сёстры вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти.

Обратите внимание

В характеристике, данной инокине Матроне председателем местного сельсовета, говорится, что она «живёт не на трудовые фонды, занимается службой в церкви, лечением больных, систематически идёт против советской власти.

Совместно с другими подругами-монашенками распространяет провокационные слухи о скором падении советской власти, голоде и т. д.»

В апреле месяце 1933 года инокиня Матрона была арестована вместе с проживавшими с нею сёстрами.

Их обвинили в том, что они, «имея классовую ненависть к Советской власти, в организационном порядке систематически вели антисоветскую агитацию, направленную к срыву колхозно-политических кампаний, распространяли провокационные слухи о войне, голоде и падении существующего строя».

В папках следственных уголовных дел матушек хранятся «вещественные доказательства»: бумажные иконки, фотографии блаженных и обязательно стихи — свидетельства «антисоветской пропаганды».

21 мая 1933 года, в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, инокиня Матрона была приговорена к трём годам заключения в концлагере и отправлена в Дмитровский лагерь в Московской области.

После отбытия срока заключения инокиня Матрона поселилась в селе Веригине Арзамасского района Горьковской области. Она устроилась при церкви и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Также жила на то, что ей подавали за чтение псалтири по усопшим.

Правление колхоза села Веригина дало инокине Матроне такую характеристику: «…вела агитацию за религию… о том, что можно свободно проводить всякие религиозные обряды, несмотря на срыв работы в колхозе таковыми, занималась агитацией против колхоза, с оставшимися единомышленниками указывала, что нужно терпеть, как мученики, но не всходить в колхоз».

Важно

10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз. В этот же день в Арзамасском районном отделе НКВД инокиню Матрону вызвали на допрос, где её обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации».

Инокиню Матрону обвинили в проведении «вражеской работы», участии в «контрреволюционной организации церковников села Веригина».

Особенно настойчиво от неё требовали признания своей виновности, якобы подтверждаемой многими «свидетельствами соучастников», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригина отца Иоанна Царевского, назвать «соучастников». Она отвечала: «Виновной я себя не признаю». На этом допрос закончился.

Как выяснилось впоследствии, по этому делу было осуждено тридцать девять человек, в их числе священники и миряне церкви села Веригина и церквей близлежащих сёл, относящихся к Скорятинскому сельсовету.

Всех их коммунистическая власть посчитала виновными в состоянии в придуманной чекистами вражеской организации, хотя единственной виной арестованных была их вера во Христа. Тринадцать человек из них были приговорены к расстрелу, а остальные, в их числе и инокиня Матрона, — к заключению в концлагере.

Через полгода заключения в Горьковской тюрьме инокине Матроне объявили, что она приговорена к десяти годам заключения. Исповедницу этапировали в Казахстан, в Карагандинский лагерь (Карлаг).

Как добиралась матушка до места, нам неизвестно, но уже опубликованы многочисленные воспоминания других заключённых: «Погрузили в товарные вагоны и, как скотину, повезли.

У нас не было ни воды, ни хлеба, и все: мужчины, женщины, старики и дети — вперемежку ехали в этих вагонах, и туалет был там же. Вагоны, как пьяные, качались из стороны в сторону, и уже в дороге люди стали умирать. Через 18 дней нас привезли в Караганду… и всех сгрузили на землю».

«Кто в Казахстане не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет — до гроба не забудет», — говорили бывшие спецпереселенцы и узники Карлага.

Совет

В лагере инокиня Матрона работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало её добросовестную работу и скромное поведение.

Три года спустя инокиня Матрона направила Наркому внутренних дел заявление с просьбой о пересмотре её дела и освобождении, на которое не получила ответа. «За что меня судили и наказали так строго? — писала она.

— За то, что я работала сторожем-уборщицей в церкви, я думаю, что за это карать не могут».

Полностью отбыв срок наказания, инокиня Матрона освободилась из Карагандинского лагеря 10 ноября 1947 года. Вместо паспорта у неё на руках были временное удостоверение и справка об освобождении из заключения. Поселилась матушка в селе Выездном близ Арзамаса.

Здесь была действующая церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери — одна из немногих, сохранившихся в округе, и при ней нашли пристанище некоторые дивеевские сёстры. Главным занятием инокини Матроны по-прежнему было служение в церкви.

Зарабатывала на жизнь она тем, что частным образом на дому выполняла разные мелкие работы: вязала платки, чулки, варежки.

19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали. На этот раз её обвинили в основном по материалам старого дела 1937 года, по которому исповедница уже отбыла десятилетний срок.

Чекисты завели новое уголовное дело, вновь последовали многочисленные допросы, длящиеся часами. Хотя никаких доказательств какой-либо вины Матроны чекистам предъявить не удалось, помощник областного прокурора вынес заключение: «Виновна» и матушка была приговорена к ссылке.

Исповедницу выслали в Казахстан, в село Каменка Луговского района Джамбульской области.

Брат инокини Матроны Андрей Григорьевич Власов в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры в Президиум Верховного Совета РСФСР.

Он просил разрешить Матроне Григорьевне, которой было уже шестьдесят пять лет, переехать к нему в село Пуза.

Удивительно, что день освобождения матушки, 9 октября 1954 года, пришёлся опять на день празднования святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, на сей раз его преставления.

Обратите внимание

Последние годы жизни инокиня Матрона прожила в родном селе Пуза. Брат сделал для неё келью в деревянной пристройке к своему дому. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась.

Храм был закрыт, и службы дивеевскими сёстрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования. Мать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми, вязала платки.

Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы.

Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Благоговейные односельчанки решили похоронить девственную инокиню без участия мужчин: две женщины выкопали яму для погребения слева от могилы ныне прославленных мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Матушки постарались: яму вырыли настолько глубокую, что пришлось делать ступеньки, а то бы и не выбрались.

Преподобноисповедница Матрона прославлена в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 6 октября 2001 года.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре проведены работы по обретению мощей святой Матроны (Власовой).

Утром у могилы Матроны священник Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерей Иоанн Гдешинский совершил молебен на начало работ и прочитал канон и молитву к преподобномученице Матроне.

Её могила располагалась с левой стороны от могил преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских. У могилы молились и местные жители, среди которых были знавшие святую при её жизни.

http://diveevo52.ru/index27.htm

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=76358

Матрона Дивеевская (Власова)

Преподобноисповедница, новомученица.

Матрона Григорьевна Власова родилась 19 ноября 1889 года в селе Пуза (сейчас село Суворово) Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

Имя получила в честь одной из семи дев-мучениц, пострадавших во время гонений Диоклетиана в Анкире в III веке, празднование дня которых пришлось на дату ее рождения.

В 6 лет осталась круглой сиротой, была отдана на воспитание в приют Серафимо-Дивеевского монастыря.

Важно

Окончила четырехклассную приютскую школу за три года. В ходе обучения у девочки обнаружились способности к рисовании и Матрона поступила в обучение к монастырским живописцам. После пострига, который Матрона приняла в этом же монастыре, живопись стала ее послушанием. Также монахиня пела в церковном хоре.

Матрона Власова прожила в Серафимо-Дивеевском монастыре до его закрытия в 1927 году, когда вместе с тремя другими дивеевскими монахинями переехала в село Кузятово Ардатовского района Горьковского края (сейчас – Горьковская область), где прислуживала в церкви, пела в церковном хоре, а на жизнь зарабатывала рукоделием.

В апреле 1933 года инокиня Матрона была арестована вместе с проживавшими с нею монахинями по обвинению в “антисоветской агитации”, а в мае этого года приговорена к 3 годам заключения в концлагерь и отправлена в Дмитровский лагерь в Московской области.

Читайте также:  Успение пресвятой богородицы, двунадесятый

После отбытия срока заключения инокиня Матрона поселилась в селе Веригино Арзамасского района Горьковской области, устроилась при церкви и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Жила на подаяние за чтение псалтири по усопшим.

10 ноября 1937 года инокиня была арестована повторно, по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации». Виновной себя не признала.

Вместе с Матроной было осуждено 39 человек, 13 из них были приговорены к расстрелу, а остальные, в их числе и инокиня Матрона, – к заключению. Через полгода заключения в Горьковской тюрьме инокине инокиня приговорена приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Казахстане.

В лагере работала в больнице уборщицей, начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. Спустя три года после начала отбытия срока направила просьбу о пересмотре дела, но ответа не дождалась.

Совет

В 1947 году после отбытия срока инокиня поселилась в селе Выездном рядом с Арзамасом. В селе работала церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери, где матушка Матрона продолжила служение, зарабатывая на жизнь рукоделием.

19 октября 1949 года инокиня вновь арестована по старому делу 1937 года и приговорена к высылке в Казахстан.

Была освобождена, по ходатайству брата, 9 октября 1954 года и переехала в свое родное село Пуза, где прожила до самой смерти.

Сельский храм к тому времени был закрыт, богослужения, несмотря на запрет, ей и другими монахинями «правились» по домамМать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми, вязала платки. Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы.

Инокиня Матрона скончалась 7 ноября 1963 года.

6 октября 2001 года решением Священного Синода инокиня Матрона (Власова) почитается среди новомучеников и исповедников Российских.

Мощи Матроны Дивеевской обретены в 2007 году.

Источник: http://rublev.com/sviatye/matrona-diveevskaia-vlasova

Новомученики Дивеевские

Кровью исписаны страницы истории Русской Православной Церкви ХХ в. Сотни тысяч людей мученически пострадали за веру во Христа. Это испытание не обошло стороной и Дивеевскую обитель. В лике святых прославлено шесть новомучеников и исповедников Дивеевских из числа сестер и духовенства монастыря.

Батюшка Серафим, которому молились для укрепления в подвиге дивеевские новомученики и исповедники, сам пострадал в ХХ в.: в 1920 г. его мощи были публично вскрыты и переданы в музей атеизма на поругание.

Монастырь в миру

В 1920 г. Дивеевская обитель была преобразована в артель, которая изготовляла вышивки для продажи заграницу, а также полотна и чулки. Но это продолжалось недолго: мастерские Дивеевского монастыря были переданы в ведомство государства, и насельницы не смогли в них трудиться.

Жизнь сестер становилась все сложнее: власти изымали весь выращенный урожай, поэтому Дивеевским матушкам приходилось приобретать на свои средства зерно и картофель для посева.

Позже совхоз, в собственности которого находился Дивеевский монастырь, запретил монашествующим пользоваться водой с водокачки, и сестры ходили пешком на реку. В 1927 г. Дивеевскую обитель окончательно закрыли, отобрав все имущество. С этого момента монастырь начинает существовать в рассеяннии.

Дивеевские сестры жили по частным домам у верующих людей, родственников или в жилье, купленном вскладчину. Часть матушек осталась в Дивееве, другие уехали в окрестные села.

Преподобномученицы Марфа и Пелагия Дивеевские

Некоторых монахинь Господь сподобил пройти по особому, мученическому пути. Марфа и Пелагия (Тестовы) были сестрами, родились в бедной крестьянской семье и обе решили посвятить свою жизнь Господу. В 1901 г.

Обратите внимание

14-ти лет в Дивеевский монастырь ушла младшая сестра Пелагия, вскоре за ней последовала и старшая. После того как ликвидировали монастырь, младшая поселилась в сторожке при церкви села Воробьево Арзамасского района.

20 ноября вместе со священниками была арестована по обвинению в контрреволю- ционной пропаганде. Как написано в житии преподобномученицы Дивеевской, «на допросе инокиня Пелагия вела себя мужественно, давала прямые и ясные ответы, виновной себя не признала».

В итоге на восемь лет была сослана в исправительно-трудовой Карагандинский лагерь (Карлаг). Несмотря на многочисленные тяжелые болезни, новомученица Дивеевская каждый день ходила на общие работы.

«Изнемогая от непосильного труда и жестоких недугов, новомученица Пелагия терпеливо несла свой крест ради Господа. В ее лагерных характеристиках было отмечено: «качество работы хорошее», «нормы выполняет».

Так святые Дивеевские мученицы своею кротостью и смирением, которые они проявляли в тяжелейших условиях, уподоблялись первым хри- стианским мученицам, безропотно страдавшим за Христа». 3 ноября 1944 г. матушка Пелагия скончалась в лагерной больнице от рака.

К лику святых причислена 6 октября 2001 г. как новомученица Дивеевская.

Житие старшей сестры Марфы Дивеевской удивительно похоже на жизнеописание младшей. После разорения обители новомученица Дивеевская жила в сторожке при церкви села Развилье. Арестована была, как и сестра, в 1937 г.

по обвинению во враждебной настроенности к существующему строю и в контрреволюционной агитации. Она была приговорена к 8 годам исправительно- трудовых работ и сослана в Карлаг.

Двум новомученицам так и не довелось там встретиться: лагерь большой, пункты назначения сестер не совпадали. В Карлаге инокиня Марфа тяжело болела, но ни разу не отказалась от выполнения общих работ.

С удивительным смирением святая новомученица Дивеевская принимала все, посланное ей от Господа. Ее исповеднический подвиг продолжался в лагере три года. Она скончалась в 1941 г. и похоронена на лагерном кладбище.

Преподобноисповедница Матрона Дивеевская

Важно

Новомученица Матрона воспитывалась в приюте Дивеевского монастыря с шести лет, когда осиротела. Хорошо рисовала, обучалась в живописной мастерской обители и в дальнейшем подвизалась на иконописном послушании. После разгона Дивеевского монастыря в 1927 г.

инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове. В 1933 г. новомученицу арестовали и отправили на три года в Дмитровский концлагерь в Московской области. Он считался одним из самых тяжелых.

После освобождения матушка Матрона Дивеевская устроилась сторожем и уборщицей при церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Веригине. Второй раз новомученица была арестована 10 ноября 1937 г. по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности.

На допросе отказалась давать показания и не признавала себя виновной. Ее приговорили к заключению в Карлаг. В общей сложности мать Матрона Дивеевская провела в лагерях 17 лет, 10 из которых в Карлаге. По ходатайству брата Андрея новомученицу Матрону освободили из заключения 9 октября 1954 г.

Последние годы жизни она провела в селе Пузо в семье брата. Матушка отошла ко Господу 7 ноября 1963 г. Преподобноисповедница Матрона была причислена к лику святых 6 октября 2001 г.

Преподобномученица Ксения (Берлина-Браиловская)

Эта святая новомученица Дивеевская была прославлена в Казахстане. Подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре до 1917 г., потом скиталась. Дважды была арестована, отбывала сроки в Карлаге.

После второго ареста новомученицу Ксению Дивеевскую вместе со священниками по ложному обвинению в антисоветской агитации и в нелегальных молениях приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.

Монахиня Ксения Дивеевская приняла мученический венец 15 сентября 1937 г. Была канонизирована в августе 2000 г.

Совет

Священномученики Дивеевские Михаил и Иаков Гусевы

Братья Гусевы — сыновья священника Серафимо-Дивеевского монастыря отца Иоанна Гусева и потомки первого священника обители протоиерея Василия Садовского. Жития братьев-новомучеников Дивеевских похожи между собой. Оба закончили Нижегородскую духовную семинарию и стали священниками: отец Михаил служил в Дивеевском монастыре, а отец Иаков — в Свято- Никольском храме села Елизарьево.

Когда монастырь закрыли, отца Михаила арестовали, но через две недели отпустили. Вскоре будущий новомученик был назначен священником в храме святителя Николая в Кулебаках.

Перед вторым арестом отца Михаила Дивеевского вызывали в НКВД два раза и предлагали отречься от сана, угрожали тюрьмой, но новомученика был непреклонен и отказался. 31 августа 1937 г.

он был арестован и обвинен в организации контрреволюционной церковно-фашистской группы и в вербовке в нее новых членов. Во время допроса отец Михаил Дивеевский категорически отвергал все обвинения.

Перед арестом он оставил супруге записку на прощанье, слова которой сохранились: «Не плачь, не ропщи — тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя…»Новомученик Михаил Гусев был расстрелян накануне дня своего Ангела — Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Старший брат Михаила новомученик Иаков жил в селе Елизарьево. После закрытия обители семья отца Михаила Дивеевского переехала к нему в дом, и братья вместе заботились о гонимых дивеевских сестрах: устраивали жить в дома верующих, помогали продуктами, поддерживали духовно и материально.

Новомученик Иаков Дивеевский постоянно терпел притеснения от властей, в 1930-х гг. был арестован пять раз. Ему выдвигали ложные обвинения в организации развала колхоза, подстрекательстве прихожан и антисоветской агитации. В 1931 г.

конфисковали имущество. Последний раз отца Иакова Дивеевского арестовали 20 ноября 1937 г. прямо в храме и, не разрешив зайти домой, отправили в тюрьму. Во время допросов новомученик не признавал себя виновным и 26 декабря 1937 г. был расстрелян.

Семьи братьев-новомучеников долгое время не знали о судьбе обоих священников, лишь в 1950-х гг. они получили ложные сообщения об их смерти по причине болезни.

Священномученик Михаил Дивеевский был причислен к лику святых 6 октября 2001 г., а священомученик Иаков Дивеевский— 30 июля 2003 г. Дочь новомученика Михаила Мария дожила до прославления своего отца и помогала дивеевским сестрам в написании его жития.

Анна Котова

по материалам журнала Покров №7

Источник: http://www.hramislovo.ru/reading/novomucheniki_diveevskie

В дивееве обретены мощи преподобноисповедницы матроны (власовой) / новости / патриархия.ru

24 сентября 2007 г. 16:27

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре прошли работы, целью которых было обретение мощей святой Матроны (Власовой).

Утром у могилы св. Матроны священник Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерей Иоанн Гдешинский совершил молебен на начало работ и прочитал канон и молитву к преподобноисповеднице Матроне.

Ее могила располагалась с левой стороны от могил преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских (село Суворово ранее называлось Пузо).

Обратите внимание

У могилы молились и местные жители, среди которых были знавшие святую при ее жизни.

Всеми работами руководил археолог Юрий Смирнов. Именно под его руководством в 2004 году были обретены мощи блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских.

«Для нас обретение этих мощей радостно и дорого, так как мощи других дивеевских новомучеников нам недоступны, — рассказала настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). — Преподобноисповедница Матрона трижды находилась в заключении.

Но из последней ссылки была освобождена по ходатайству брата, поэтому последние годы она проживала в родном селе.

Честные мощи преподобноисповедницы Матроны — станут еще одной святыней, которую Господь дал нашей обители, чтобы мы просвещались и укреплялись в исповедании православной веры».

Пока мощи находятся в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины. Однако  после проведения соответствующих работ они будут выставлены для всеобщего поклонения в одном из храмов Дивеевского монастыря.

Преподобноисповедница Матрона (Власова) родилась в 1889 году в селе Пузо Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. В обители Матрона прожила до самого ее закрытия в 1927 году.

Читайте также:  Мученица клавдия амисийская (понтийская)

В 1928 году инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием. В апреле 1933 года их арестовали по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения, она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года ее арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей.

Важно

После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви. 19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном с. Пузо (сейчас с.

Суворово).

В 2001 году инокиня Матрона была прославлена в лике святых.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/298961.html

преподобоисповедница Матрона (Власова) – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Матрона Власова родилась в 1889 году в селе Пуза Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шестилетней она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.

После закрытия монастыря инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района.

Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации.

21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригино Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма.

10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение.

После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном, близ Арзамаса. Главным занятием ее по-прежнему было служение в церкви.

19 октября 1949 года ее вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Власти обвинили мать Матрону в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригино. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М.Г., в следственном деле не имеется».

Совет

Мать Матрону отправили в ссылку в село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Ее брат в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры.

Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном селе Пуза. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась.

Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запрещения и преследования.

Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Ее похоронили на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.

6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Матрону (Власову).

Premium WordPress Themes DownloadDownload Premium WordPress Themes FreeFree Download WordPress ThemesDownload WordPress ThemesPremium WordPress Themes Download

Источник: https://diveevo-monastyr.ru/saints/prepodoboispovednica-matrona-vlasova/

Какие мощи находятся в Дивеево: мощи святой Елены, матушки Александры и схомонахини Марфы

Дивеево богато святынями и молитвенниками, чьи святые останки покоятся в храмах Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Но если о святом преподобном Серафиме Саровском знает вся Россия и весь православный мир, то о местночтимых святых женах Дивеевских ведают немногие.

Мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены – Храм Рождества Богородицы

Об этих монахинях миру поведал покойный святитель новомученик Серафим Чичагов, в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Схимонахиня Александра является первоосновательницей Дивеевской обители. Она была святой удивительной жизни, и именно ей было видение Матери Божией о том, где возводить монастырь, ставший Четвертым уделом Богородицы.

Схимонахиня Марфа поступила в монастырь в 13 лет, еще будучи девочкой. Но батюшка Серафим увидел в ней избранное Богом дитя. Схимонахиня Марфа умерла 19 лет отроду, приняв по особому благословению постриг в схиму.

Обратите внимание

Монахиня Елена Мантурова была родной сестрой помещика Михаила Мантурова, которого б. Серафим любил за сердечную доброту и желание благодетельствовать Дивеевскому монастырю. И когда Михаил Мантуров смертельно заболел, б.

Серафим призвал его сестру, находящуюся в монастыре и спросил, не готова ли она умереть за брата, так как тот еще нужен здесь, для того, чтобы потрудиться Дивеевской обители. И монахиня Елена с великим послушанием ответила: «Благословите, батюшка!».

Вскоре она заболела и слегла, а брат ее пошел на поправку. Так Господу было угодно явить миру чудо любви и послушания.

Все три подвижницы после своей смерти покоились в могильном склепе возле Казанской церкви в Серафимо-Дивеевском монастыре.

А 21 июня 2000г было принято решение причислить святых Дивеевских жен к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

27 сентября состоялось обретение святых мощей первоначальницы схим. Александры, схим. Марфы и монах. Елены. Святые останки были положены в новые гробы и поставлены в храм Рождества Христова. А день прославления был назначен на 22 декабря – день основания Мельничной общины.

22 декабря 2000 года стало для монастыря днем великого торжества и поистине духовного праздника обители. При огромном стечении народа и духовенства в монастыре служили Литургии, пели песнопения и новый тропарь святым женам. И все чувствовали высокий духовный подвиг, благодать которого освящает нам путь и сегодня.

На сегодняшний день мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены покоятся в храме Рождества Богородицы. Это нижний храм, находящийся под храмом Рождества Христова.

Здесь можно поставить свечи, помолиться и приложиться к мощам. Службы здесь совершаются редко, и, как правило, лишь для ограниченного круга монашествующих. Но в этом храме, днем и ночью читается не усыпаемая Псалтырь.

Доступ к мощам открыт с 8 до 17 часов.

Мощи Дивееевских блаженных – Казанская церковь

Есть в христианстве особый подвиг, и некоторыми святыми он почитался выше монашеского. Это юродство. Когда человек совершенно в добром здравии начинает вести себя как «безумный» и говорить притчами, терпеть нищету и поношения от людей Христа ради, а в тайне молиться за всех людей. В народе их звали блаженными.

И Дивеевская обитель сподобилась быть пристанищем не одной, а нескольких блаженных. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» открывает нам истории удивительных Дивеевских подвижниц, Христа ради юродивых Пелагеи (Серебрянниковой, скончалась в 1884 г.), схимонахини Параскевы (Паша Саровская, скончалась 1915 г) и Марии (Фединой, скончалась в 1931г.).

В 2004 году Дивеевские блаженные были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в конце сентября этого же года были обретены их честные останки. Уже во время раскопок старинных склепов, и сразу после поднятия мощей были чудеса исцеления среди самих же рабочих монастыря. Продолжаются чудеса и скорая помощь после молитв блаженным и по нынешний день.

Важно

Мощи Дивеевских блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии находятся в Казанской церкви, которая представляет единый комплекс с церквями Рождества Христова и Рождества Богородицы. В храме служатся церковные службы, молебны и акафисты у мощей блаженных. Есть церковная лавка, где можно купить свечи и подать записочки.

Доступ к мощам открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

Мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой) – Казанская церковь

Преподобноисповедница  Матрона родилась в 1889 году селе Пузо, Нижегородской губернии. Оставшись сиротой, она оказалась на воспитании в Серафимо-Дивеевском монастыре, где у девочки заметили способности к рисованию. Так живопись стала ее послушанием.

После революции в 1927 году власти закрыли Серафимо-Дивеевский монастырь и сестры стали разъезжаться кто куда. Инокиня Матрона поселилась с некоторыми монахинями в селе, где служила при церкви и мирно зарабатывала себе на хлеб рукоделием. Но ареста избежать не удалось.

На долю тихой подвижницы выпал не один арест, а целых три. Первый арест был в 1933 году на три года, второй – в 1937  на десять лет, и последний в 1949. В 1954 году родной брат Матроны писал прошение о помиловании. Из ссылки инокиня возвратилась в село Пузо и до самой своей кончины жила у брата.

Скончалась преподобноисповедница Матрона 7 ноября 1963 года. И была похоронена в выкопанной благочестивыми женщинами яме близ могил суворовских мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии.

В 2001 году в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено и имя преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.

Ее мощи покоятся в казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря, рядом с мощами Дивеевских блаженных. Доступ к ним открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

Татьяна Страхова

Источник: http://mydiveevo.ru/kakie-moshhi-nahodyatsya-v-diveevo-moshhi-svyatoj-eleny-matushki-aleksandry-i-shomonahini-marfy/

Памяти новомучеников будьте достойны

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, как и во множестве современных русских обителей и храмов во всех епархиях Русской Православной Церкви, создан музей Дивеевских новомучеников.

Национальные герои

Святейший Патриарх Кирилл назвал новомучеников нашими национальными героями, а без героев не может существовать народ. «О значении подвига новомучеников говорить надо так, чтобы было слышно всем – не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским», – отметил Предстоятель.

А для молодого поколения важно приобщиться к духовному опыту именно непосредственных предшественников, вдохновиться и укрепиться силой их веры.

Можно и сейчас войти в те же уже восстановленные храмы, где служили новомученики, ходить по улицам, где каждодневно, точно так же, как и мы сейчас, ранее ходили они (только как жаль, что многие из этих улиц до сих пор посвящены не новомученикам, отстоявшим веру и перспективу вечной жизни, а так и носят названия их палачей).

Совет

Но сколько незримых встреч с теми, кто реально унаследовал жизнь вечную и продолжает участвовать в нашей жизни, помогая нам, таят в себе эти наши родные пространства. В музеях новомучеников история зримо конденсируется.

Через судьбы конкретных людей-страдальцев мы постигаем эту сложную эпоху. Они, точно маяки, позволяющие нам не заплутать в эпохе своей.

Михаил Гусев

Покровители сироток

Экспозиция музея начинается с рассказа о семье Гусевых, в которой были воспитаны будущие священномученики – родные братья Иаков и Михаил (память 29 декабря и 20 ноября соответственно).

Они были сыновьями священника Дивеевского монастыря протоиерея Иоанна Гусева и принадлежали роду первого священника обители – протоиерея Василия Садовского, которому преподобный Серафим поручил «дивеевских сирот». Также и ныне ответственность за гонимых сестер легла на плечи его потомков-священнослужителей. В 1927 г.

Читайте также:  Преподобный гавриил ургебадзе

уже никто не спрашивал, что бы значили слова старца Серафима: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются». На праздник Рождества Богородицы безбожники учинили разгон обители, «ликвидировав» это чудо собранных во едино о Христе тысяч подвижниц в недельный срок.

Братья-священники не раз подвергались арестам, допросам, предлагалось им отречься от сана, оговорить себя, – все эти наветы стойко отвергались. В 1937 г.

уже бывшего в заключении отца Михаила расстреляли 20 ноября, накануне дня его Ангела – Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, а отца Иакова именно в этот день смерти брата арестовали прямо в храме и, не позволив даже зайти домой, увезли по крестному пути: были допросы, возможно, пытки; и уже через 10 дней – смертный приговор несломавшемуся. Расстреляли его 29 декабря 1937 г. Всего-то 47-летней отец Михаил горячо любимой супруге оставил записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя» (записка не сохранилась, матушка сразу ее уничтожила, опасаясь ареста). Отцу Иакову с домашними проститься никак не дали. Долгие годы семьи даже не знали о судьбе батюшек. Лишь в 1950-х гг. получили типичные отписки с лживыми диагнозами, от которых якобы те скончались в заточении. В 2003 г. братья-новомученики были прославлены. Посетители музея видят их светлые красивые лица, практически иконописные уже на фотографиях. Со стен музея смотрят счастливые семьи, сейчас уже объединившиеся в обителях вечных. В витринке бережно хранятся книги из личной библиотеки с автографами и фамильными печатями.

Доверенное лицо преподобного, или Кто допишет рукопись священномученика?

Самая большая экспозиция в музее повествует о священномученике Серафиме (Чичаго́ве; память 11 декабря). Будущий священномученник принадлежал к одному из самых знаменитых дворянских родов Костромской губернии.

Спустя несколько лет после встречи в 1878 г. со святым праведным Иоанном Кронштадтским Леонид (мирское имя владыки) принял сан, посетил Саровскую пустынь – место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного.

И тут начались удивительные события.

Иаков Гусев

В Дивееве блаженная старица Паша Саровская, которая в отличие от батюшки Серафима, призванного, по его словам, Господом из сей жизни ранее положенного срока, прожила, напротив, удивительно долго, около 120 лет, вдруг передает молодому священнику лично ему порученный наказ преподобного Серафима составить «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – да еще и так, чтобы самому императору преподнести. Не вхожий к первым лицам государства священник озадачен, однако принимается за дело. Составив труд, решает его опубликовать и, таким образом, заслужить внимание его величества.

Обратите внимание

Овдовев и оставив четырех дочерей на попечение доверенных лиц, летом 1898 г. отец Леонид принимает монашеский постриг с именем Серафим. Он часто бывает в Дивееве.

Чувствуя помощь преподобного, архимандрит Серафим выступает в Святейшем Синоде с предложением о канонизации Саровского чудотворца.

Именно этого ходатая государь и назначит хлопотать по устроению торжеств прославления в Сарове 17–19 июля 1903 г.

Архимандрит Серафим Чичагов

Спустя два года после памятного торжества начался крестный путь архипастырского служения владыки Серафима, завершившийся для него на Бутовском полигоне, куда на расстрел уже 80-летнего старца несли на носилках… Здесь, в Мемориальном центре «Бутово», в музее новомучеников, устроенном в подклете белокаменного храма Воскресения Христова, есть иконы и личные вещи убиенного, а в дивеевском музее одной из святынь является земля с Бутовского полигона, которая хранит в своих недрах святые мощи священномученика Серафима (Чичагова).

По воспоминаниям его внучки Вареньки, впоследствии ставшей игуменией Серафимой, настоятельницей с 1994 по 1999 г. московского Новодевичьего монастыря, воссоздан его кабинет. Атмосфера этой мемориальной комнаты переносит нас в те дни, когда жил владыка, дает ощущение, будто святой только что вышел из-за своего рабочего стола, оставив на нем открытую недописанную рукопись.

Последняя до революции игумения Дивеевского монастыря Александра (Траковская)

В тюрьмах врозь, а к богу вместе

В 1927 г.

началась кампания по ликвидации одного из самых крупнейших на тот момент в России – да, кстати, и сейчас, уже после возрождения, причем не только в нашей стране, но и во всем православном мире – Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (к началу революции в нем подвизалось около 2000 послушниц, монахинь, не говоря уже о трудницах).

Начались обыски и аресты по спискам ОГПУ. Кого не арестовали, оставили без крова и пропитания. Но большинство сестер посадили в тюрьмы и сослали в исправительно-трудовые лагеря. Среди них были две родные сестры – инокини Пелагия и Марфа (Тестовы; память 3 ноября и 26 апреля соответственно). В 1937 г.

Важно

они обе были арестованы и приговорены к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере, куда по этапу их отправили врозь, так что они даже не знали, что находятся в одном лагере и примут смерть в разных его пунктах.

Но и та и другая, несмотря на физические немощи, прославили Господа подвигом смирения, терпения и любви, выполняя, казалось бы, этот подневольный каторжный труд. Но просиять правда Божия может и в этой неправде и грязи, и в неволе можно так явственно обрести единственно дарующего подлинную свободу Христа. Сестрам-инокиням не довелось вернуться из лагеря, там они и скончались, но они вернулись к нам своими святыми именами. В 2001 и 2002 гг. они одна за другой были прославлены в лике преподобномучениц.

Экспозиция в музее Дивеевских новомучеников

В экспозиции находятся таблички с мест захоронения заключенных Карлага, а также личные вещи другой дивеевской сестры, отбывавшей срок в этом лагере, – преподобноисповедницы Матроны (Власовой; память 7 ноября). После закрытия обители инокиню Матрону три раза арестовывали.

В невероятно тяжелых условиях почти 20-летнего заключения инокиня Матрона не только сохранила веру и всецелое упование на Промысл Божий, но и приобрела ту удивительную кротость, которую отмечали впоследствии все знавшие ее.

(Преподобноисповеднице Матроне Дивеевской будет посвящена публикация в ближайшем номере журнала «Покров». – Ред.)

Мученицы страдают за Христа, а грешным пострадать хотя бы за мучениц

Большим почитанием в народе отмечена память Пузовских мучениц – Евдокии Шейковой и ее послушниц-хожалок Дарии Тимолиной, Дарии Сиушинской и Марии (скрывавшей свою фамилию, чтобы ее не отыскала родня; память святых 18 августа).

Родилась Евдокия Шейкова (иногда указывается как Шикова) 11/24 февраля 1856 г. в селе Пузо в крестьянской семье. Рано осиротела, воспитывалась в семье дяди – церковного старосты. С младых лет возлюбила благочестие, любила паломничать, не раз бывала в Саровской и Дивеевской обителях. С юности стала юродствовать: ходила в зимней одежде и летом, кротко принимая все насмешки.

В 20 лет Дуня сильно заболевает и уже не встает с кровати. Зато к ней самой притягиваются девушки, ищущие подвига о Христе.

Вместе молятся, да так, что Дария Сиушинская, например, непрестанно могла молиться Иисусовой молитвой, ежедневно на одном дыхании на ногах проходила всю Псалтирь.

А Дария Тимолина, пришедшая к Дуне вопреки воле родителей и 20 лет не выходившая вообще из ее кельи (причащались все на дому), отличалась подвигами поста.

В залах музея

Евдокия, сподобившаяся еще при жизни от Господа даров прозорливости и исцелений, собрала общинку. Всего было пять послушниц. Три из них – две Дарии и Мария – были убиты вместе с блаженной, а двух других Господь сохранил свидетельствовать о высокой духовной жизни, духовных дарах и последних страданиях Своих угодниц.

При аресте мучениц Дуню садисты-безбожники непрерывно били, таскали за волосы, пытали, сменяя друг друга, в течение суток. А наутро солдат попался хороший! Не бил и просьбу исполнил позвать священника. И батюшка исповедовал и причастил мучениц за два часа перед тем, как их повели на расстрел.

Селяне говорили, как вывели их, а лица у них такие прекрасные были, что невозможно было на них смотреть… Вышли, точно озаренные все светом невечерним, с четками в руках… Храм был напротив, они на него помолились, а безбожники, не выдержав этого, стали их уже при всех бить.

Совет

При их безропотных мучениях Господь касался сердец: так, один мужик неверующий, Иван Анисимов, увидел, что куда ударяют мучениц, туда садится белый голубь: «И бьют-то по голубю, нехристи!.. Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их». Мужчины из сельчан, Петр, Иван и Макар, пытались вступиться за избиваемых, так и их избили плетьми.

А Дуня это увидела и говорит: «Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». А Петр Карасев потом говорил, что боли не чувствовал, когда били его «за Дунюшку».

Пузовским мученицам и дивеевским блаженным эпохи гонений, про коих батюшка Серафим пророчествовал, что блаженные в Дивееве не переведутся, посвящен небольшой уголок музея, где находятся сохранившиеся Евангелие святой мученицы Евдокии, копия выписки из протокола допроса блаженной Марии Ивановны, одежда блаженной Аннушки и их фотографии. Говорят, сейчас юродивых в Дивееве Господь по нынешней нашей греховности нам не открывает. Но дух их присутствует – и здесь, в музее, он явно ощутим.

История продолжается

Как жили дивеевские сестры в советских реалиях? Чтобы это ощутить, соприкоснуться с их все так же освященным молитвой бытом, в музее воссоздан собирательный образ кельи времен гонений. Экспозиция составлена из вещей, принадлежавших гонимым сестрам.

Святой уголок украшают иконы Дивеевского письма, отличающегося мягкими теплыми красками точно озаряющего созерцающих восхода.

Разве не чаяли сестры Света незаходимого даже в те мрачные времена? Один из образов написан преподобноисповедницей Матроной (Власовой).

«Само восстановление обители – диво дивное. Такой труд невозможно было поднять только человеческими силами. Тут Промысл Божий, крестная сила страданий наших предшественников.

Благодаря их мученическому подвигу, крови, пролитой за Христа, после празднования 1000-летия Крещения Руси стали восстанавливаться храмы и обители, и Серафимо-Дивеевский монастырь воскрес из руин, – говорит настоятельница Дивеевского монастыря матушка Сергия (Конкова).

– В основе возрождения обители – мученический и исповеднический подвиг духовенства и сестер Дивеева начала XX века. Нынешний расцвет оплачен ценою их страданий и крови. Этого мы не должны забывать».

Последний зал музея возвращает в дореволюционный период, в реконструированный кабинет последней до революции игумении Александры (Траковской), в котором хранятся ее личные вещи и подарки от горячо любящих детей-сестер.

Когда митрополит Николай (Кутепов) возводил нынешнюю настоятельницу матушку Сергию в сан игумении, он, надевая на нее крест матушки Александры (Траковской), напомнил ей, что в миру они были тезки. «На тебя возлагается крест последней игумении дореволюционного Дивеева, – сказал тогда владыка.

– Смотри, чтобы он не согнул твои колени». История Дивеева продолжается, пишется подвигами тех, кто готов подставить под тяготы друг друга плечо.

Екатерина Зубовская

Источник: http://pokrov.pro/pamyati-novomuchenikov-budte-dostojny/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector