Об исполнении правосудия

Функции, цель и задачи правосудия

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие должно быть справедливым и объективным, а выносимые судом решения – обоснованными.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление судом (особый государственный орган);
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость;
  • осуществление в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
  • общеобязательный характер решений и определений суда.

Цель и основные задачи

Цель – это совокупность поставленных задач. Сегодня основные задачи правосудия заключаются в следующем:

  • своевременное и объективное рассмотрение дела;
  • реализация права на судебную защиту нарушенного или оспариваемого права;
  • поддержание законности и минимального уровня правопорядка;
  • формирование уважения к праву;
  • предупреждение совершения правонарушений при помощи применения материальных и процессуальных правовых норм.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Никакие другие органы власти или организация не могут осуществлять полномочия, которые отнесены Конституцией и иными федеральными законами к компетенции суда. Аналогичным образом Конституция не допускает возможности существования специальных или чрезвычайных судов «для скорой расправы».

Замечание 1

Суд является самостоятельным и независимым источником судебном власти – одной из трех ветвей власти в государстве, наряду с исполнительной и законодательной. Существование справедливого суда гарантирует поддержание высокого уровня правовой культуры в стране.

Функции правосудия

Любая функция правосудия выполняется единственным субъектом, то есть судом.

Функцией правосудия по сути является деятельность органов судебной власти как субъектов этой власти, которая протекает в границах судебной системы и представляет из себя совокупность организационных и процессуальных действий, предусмотренных законом и выполняемых судами в специальных формах. Функция правосудия имеет самостоятельное социальное значение для общества.

Основная функция правосудия – это разрешение спора (дела) по существу. В данную деятельность судей как носителей власти может входить:

  • осуществление правосудия (в гражданском, уголовном, административном, арбитражном и конституционном порядке);
  • осуществление контроля за деятельностью и решениями государственных органов и должностных лиц;
  • гарантия исполнения решений суда;
  • разъяснение закона по вопросам имеющейся судебной практики;
  • формирование судейского корпуса и содействие иным органам судебной системы.

Правосудие должно осуществляться в соответствии с правовыми принципами. Иногда такие принципы именуются конституционными.

Принцип правосудия – это мировоззренческая идея, которая лежит в основе деятельности государственных органов юстиции.

Принципы закреплены в разнообразных законодательных актах: Конституции России, законе «О судебной системе РФ», и процессуальных кодексах. Нельзя найти закрепление принципов в подзаконных нормативных актах, так как подобные акты не могут обладать для этого необходимой юридической силой.

Обратите внимание

Разрешение дела по существу может происходить в одной из пяти форм правосудия: гражданском, уголовном, арбитражном, административном или конституционном производстве.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/funkcii_cel_i_zadachi_pravosudiya/

Признаки правосудия: понятие, виды, цели и система принципов

Правосудие – это вид деятельности особых органов государственной власти – судов, которые рассматривают и разбирают гражданские, административные, уголовные и арбитражные дела. Разбирательства и рассмотрения проводятся в процессуальном порядке с неуклонным соблюдением требований настоящего законодательства.

У граждан правосудие ассоциируется с такими понятиями, как объективность и справедливость. Таким образом определение правосудия может звучать и иначе. Правосудие – это вид деятельности судебных органов по обоснованному и справедливому изучению и разрешению гражданских, административных и прочих дел, выполняемый в соответствии с Конституцией РФ и прочими законами.

Признаки правосудия и его принципы будут рассмотрены в данной статье.

Виды деятельности правосудия

Рассмотрев понятие правосудия, нужно подробней изучить его виды деятельности. Правосудие включает в себя следующие виды деятельности:

  • рассмотрение и разрешение гражданских дел;
  • рассмотрение уголовных дел и применение установленных на законодательном уровне наказаний к лицам виновным в совершении преступных деяний или оправдание невиновных.

Помимо судов общей юрисдикции в России работают арбитражные и конституционные суды. Их деятельность тоже связана с выполнением правосудных процессов. Арбитражные судебные органы занимаются рассмотрением и разрешением экономических споров и прочих вопросов, отнесенных к их компетенции. Деятельность Конституционного суда понятием правосудие не охватывается.

Помимо всего вышесказанного к правосудию следует отнести рассмотрение административных дел. Кроме того, согласно действующему законодательству деятельность мировых судий также является правосудием.

Главные признаки правосудия

В соответствии со 118 статьей Конституции РФ правосудие может быть осуществлено исключительно судебным органом. Осуществление правосудия выполняется строго в соответствии с определенными процессуальными нормами, установленными на законодательном уровне. Они прописаны в таких документах как УПК, АПК и ГПК РФ.

По сути принципы правосудия – это мировоззренческие идеи, отличающиеся высокой степенью общности. Ими определяется должное и сущее в построении и работе органов правосудия. Главные признаки правосудия таковы:

  • I признак. Принципы – это мировоззренческие идеи, которые с одной стороны имеют объективный характер, диктуются законами развития общества и природы, а с другой на их понимание, формулирование и интерпретацию оказывает социум;
  • II признак. Принципы являются идеями относительно сущего и должного. Принцип функционирования правосудия должен зиждиться на идеальном варианте структуры или действия. Этого порядка должны придерживаться и законодатели, и практикующие судьи;
  • III признак. Принципы призваны характеризовать организацию и деятельность судебных органов. В принцип заложена идеальная и реальная схема процесса исполнения судебной власти;
  • IV признак. Принципы правосудия должны быть закреплены и проявлены в праве. Принцип может быть материализован в форме конкретной деятельности правосудия через закон. Форма проявления и закрепления в законе может быть разной. Закон может только называть принцип или раскрывать его содержание.

Система принципов правосудия

Каждый отдельно взятый принцип характеризует грани правосудия. В целом принципы правосудия слагаются в систему. Существуют разные виды правосудия, но принципы для них едины. К основным принципам системы правосудия нужно отнести:

  • Соблюдение законов и четкое следование им. Это универсальный принцип, относящийся к каждой сфере правовой деятельности. В данном контексте под понятием закон подразумеваются все правовые акты, из которых состоит нормативная база. Нужно понимать, что иерархия этих актов должна быть соблюдена. Если имеются противоречия, то используется акт, обладающий большей юридической силой;
  • Правосудие может быть осуществлено только судебным органом. Это означает, что ни один другой государственный или общественный орган не вправе решать подобные вопросы;
  • Независимость судей. Простыми словами суд должен принимать решение, опираясь на требования закона, свои внутренние убеждения и совесть. Судьи ограждены от любого давления. Все вышесказанное закреплено с помощью определенных средств: начиная от запрета на вмешательство в деятельность суда и заканчивая высоким материальным обеспечением;
  • Осуществление правосудия по принципу равенства всех граждан перед судом и законом. Этот принцип установлен Конституцией РФ. Он закреплен в 19 статье данного документа. Для суда не должно иметь значение происхождение, религиозные взгляды, социальный статус и прочие обстоятельства;
  • Обеспечение права на судебную защиту. Данный принцип также закреплен Конституцией, а именно 46 статьей. В соответствии с ней каждый гражданин имеет право на защиту прав и свобод. Согласно 47 статье Конституции РФ никто не может быть лишен права на судебную защиту. Таким образом, суд не вправе отказать в рассмотрении какого-либо дела без наличия на то обстоятельств;
  • Возможность участия граждан в судебных разбирательствах. Согласно 32 статье Конституции, граждане России имеют право на участие в правосудии. Ярким примером этому может послужить суд присяжных. Нужно сказать, что в качестве присяжных могут быть приглашены лица старше 25 лет не имеющие судимости. От них не требуется наличие юридической подготовки. Основные требования таковы: бескорыстность и беспристрастие;
  • Открытость судов или принцип гласности. Согласно требованиям Конституции, все судебные разбирательства должны проводиться открыто. Исключением являются случаи, предусмотренные законом. Данный принцип позволяет осуществлять контроль над судебной властью. Открытое рассмотрение – это гарант отсутствия злоупотребления властью и халатности со стороны судей. Исключение принципа гласности регламентировано 241 статье УПП РФ. Судебное заседание может быть проведено в закрытом режиме при наличии следующих обстоятельств: рассмотрение дела в открытом режиме может привести к разглашению государственной тайны, предметом рассмотрения является дело о совершении уголовного преступления лицами, не достигшими 16 лет, имеется вероятность разглашения сведений об интимной жизни, что приведет к унижению чести и достоинства (простыми словами дела об изнасиловании могут быть рассмотрены в закрытом судебном заседании). Помимо всего вышеперечисленного суд может быть закрытым для обеспечения безопасности участников процесса их близких и родственников. Невзирая на то, что суд может быть закрытым приговор полностью или частично оглашается в открытом заседании. В некоторых случаях широкой общественности доступна лишь вводная и революционная части приговора;
  • Защита законных интересов граждан. Главной составной частью данного принципа является презумпция невиновности. Согласно 49 статье Конституции каждый обвиняемый по умолчанию считается невиновным, пока в суде не будет доказано обратное. Данный принцип закреплен во многих законодательных актах: 10 статья УПК РФ (никто не может быть задержан по подозрению в преступлении при отсутствии законных оснований на это. Определение подобной меры-это прерогатива суда), статья 11 УПК РФ (суд, прокурор, дознаватель, следователь обязаны разъяснять участникам судопроизводства их права и обязанности), 12 статья УПК (досмотр жилища подозреваемого может быть осуществлен лишь с его согласия или при наличии соответствующего судебного решения), 13 статья УПК (тайна переписки телефонных и иных переговоров являются правом каждого гражданина. Обратное возможно лишь при наличии соответствующего решения суда), 16 статья УПК (обвиняемый имеет право на защиту профессионального юриста). В некоторых случаях защитник предоставляется бесплатно. Нужно сказать и о том, что человек не должен доказывать свою невиновность. Его вину должен доказывать государственный обвинитель;
  • Равенство сторон или принцип состязательности. Согласно 123 статье Конституции РФ и 15 статье УПК, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции защиты и обвинения не могут быть возложены на один орган. В то же время суд не является органом уголовного процесса. Он не может выступать на одной из сторон.

В дополнении ко всему вышесказанному нужно отметить принцип национального языка судопроизводства. Процесс ведется на русском языке, а также языках республик входящих в состав РФ. В Верховном суде производство ведется только на русском языке. Это также касается военных судов.

Из всего вышесказанного становится понятно, что правосудие – это вид деятельности, на который не имеет право влиять ни одна государственная или общественная структура. Его функционирование основывается на массе различных признаков.

Цели правосудия его предназначение заключаются в полном всестороннем и объективном рассмотрении всех дел, а также реализация конституционных прав граждан на судебную защиту.

В качестве косвенной цели можно выделить формирование доверия и уважительного отношения к органам правосудия.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnoe-pravo/priznaki-pravosudiya.html

Гас «правосудие»: что это такое, официальный сайт, электронное правосудие рф

Автоматизированная платформа «Правосудие»- информационный ресурс, цель которого формирование единого техпортала судебной юрисдикции.

Читайте также:  Преподобный онуфрий великий

Гас правосудие

Гас суд создан для информационного обмена сведений о судопроизводстве между гражданами страны и государственными учреждениями.

Служба в первую очередь контролирует законность выносимых решений судебной коллегией и качество регистрации процессуальных документов. Также платформа сокращает период рассмотрения подсудных дел, повышая эффективность судопроизводства путем экономии времени на передачу и обработку персональных данных заявителей.

Основными целями гас рф правосудие поиск удаленного формата, являются:

  • Проведение объективного анализа в структуре криминалистики;
  • Повысить уровень информационного обмена между судебными подразделениями страны и следственными органами Российской Федерации;
  • Улучшить ресурсное обеспечение работоспособности судов посредством эксплуатации удаленной аналитической поддержки;
  • Повысить порог реагирования судей на подачу процессуальных документов в Судебный Департамент;
  • Сократить сроки подачи информации для административного управления.

Интернет — портал по информационному обмену сведений о судопроизводстве

И так, гас рф правосудие – технический портал, цель которого подать судебную документацию в удаленном доступе.

Официальный сайт

Техподдержка суд рф «Правосудие» – систематизированная автоматическая платформа, содержащая информацию о функциональности судов общей юрисдикции. Работа системы построена на принципе – обмен сведениями и ограничениями на разглашение полученной информации между звеньями общество и правительственные органы.

Регистрация на сайте подразумевает ряд поэтапных действий, во-первых зайти на сайт , во-вторых, войти в личный кабинет, введя сведения с портала государственных услуг и нажать кнопку входа. После авторизации система знакомит пользователя с основными разделами сайта:

  • Федеральные суды общей юрисдикции;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Федеральные арбитражные суды;
  • Мировые судьи;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • Высшая квалификационная и экзаменационная комиссия;
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Регистрация на сайте

Для поиска необходимого дела или документа, либо же сведений о размере выплаты госпошлины пользователь сайта должен заполнить поисковое поле.

Техподдержка

Гас правосудие, официальный сайт оснащен системой технической поддержки, ее главными задачами отмечены: подключение пользователей к удаленным каналам передачи данных, снабдить судебные органы власти автоматизированной технологией.

Жалоба в Верховный суд по гражданскому делу

Техподдержка сайта расширяет возможности пользователей, они предлагают им посетить дистанционное и очное обучение, также семинарские занятия и учебные курсы.

Работоспособность технической поддержки обеспечивает удаленный доступ к электронной библиотеке, повышает уровень первичной обработки документов, предоставляет ресурсное обеспечение веб сервиса во всех сферах судебной практики.

Обратиться за помощью пользователи могут круглосуточно, позвонив по контактному номеру: 8-800-200-21-41 или отправив письмо по e-mail: sudhelp@sudrf.ru.

Подача заявления о сбое в работе системы подразумевает написание следующих сведений:

  • Судебное отделение и его местоположение;
  • ФИО, контактный телефон и электронная почта;
  • Наименование подсистемы программного обеспечения;
  • Опись проблематики.

Дополнительная информация! Задать уточняющие опросы сервисным администраторам  можно в режиме – переслать, с целью открытия полной истории переписки.

Подача иска в электронном виде

Подать исковое заявление в суд через интернет

Чтобы подать документ или заявление онлайн, гас правосудие, предлагает выполнить ряд поэтапных действий:

  • Перейти по ссылке ;
  • Авторизоваться в системе введя регистрационные данные с Портала Государственных услуг;
  • Нажать кнопку – войти;
  • Выбрать раздел в меню – подать обращение;
  • Далее необходимо выбрать вид обращения;
  • Определившись с выбором, система автоматически перекидывает пользователя на страницу формирования заявления;
  • Нажать кнопку – сформировать запрос.

Требования

Гас суд открывает процессуальный разбор дела, если документы заполнены в электронной форме в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT, если текст графический, то его формат должен быть следующим: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF. Размер электронного файла не должен превышать размер 30 мегабайтов, а название документа должно четко его позиционировать и отражать количество листов в документе.

Внимание! Каждый вид документации, а также тексты судебных актов должны быть завизированными лицом, которое указано в тексте дела.

Требования пункта 4.5

Если документы в мировой и арбитражные суды подаются электронным образом через систему Правосудия, то сканирование должно быть выполнено в размере 1 к 1 в черно-белом формате, четко сохраняя реквизиты, подписи, печати и штампы при наличии таковых на документе.

Электронная подпись, ее вариации

Онлайн подпись модернизированный формат замены рукописного визирования документа. Онлайн роспись имеет несколько подвидов:

Второй вид росписи имеет несколько подкатегорий: квалифицированная и неквалифицированная. Чтобы поставить визирование рукой электронно пользователю системы необходимо заполучить ключ. Он изображен не графически, а символически.

Важно! Если вид ключа относится к простому виду, тогда в роли ключа выступает учетные данные с Портала Государственных услуг, то есть при авторизации, вводя логин и пароль, электронные образы документации, автоматически проходят процесс визирования. Электронные документы подписываются только квалифицированной подписью и тем лицом, которое указано в тексте составленной бумаги.

Так, если пользователь завизировал документы УКЭП, он вправе дистанционно подать следующие документы:

  • Заявка на обеспечение искового заявления;
  • Иск о применении мер по защите прав;
  • Иск, содержащий ходатайство о применении мер по предварительной защите прав;
  • Прошение о приостановлении судебного разбирательства.

Технический отказ в приеме, допустимые причины

Система может не принять обращение, если документация не будет соответствовать положению приказа пункта 4.5, ФЗ 220 статьи 12. Например, если районный, мировой или верховный суд не имеют возможности принять документы посредством удаленного доступа, то судебная коллегия пришлет истцу отказ в принятии заявления по причине – технического отказа.

Остановка рассмотрения процесса

Обращение может остаться без движения в том случае, если:

  • Истец не предъявил на заседании оригиналы документов;
  • Предоставить количество копий по числу лиц, принимающее участие в судебном разбирательстве;
  • К иску не были приложены оригинал чека об уплате госпошлины.

Проигнорировав указанные палки для остановки рассмотрения судебного дела, судья вправе приостановить обращение или вовсе не выносить решение на рассматриваемый иск.

Тексты судебных актов

Для размещения текстов судебных актов используется подраздел «Судебное производство и статистика», за выгрузку отвечают ответственные лица.

Для обнародования актов, уполномоченное лицо в автоматизированном формате синхронизирует – интернет портал с подразделом Банк судебных решений.

Если пользователь не прошел идентификацию личности узнать о результатах решения судьи он вправе в текстовом формате в разделах – слушание дел или документы суда.

Важно

Подводя итоги, стоит отметить, что гас рф правосудие поиск не только судебной информации, но и удаленная возможность сдать требуемый пакет документации, не покидая стен родного дома. Вводя данные на портале, пользователь должен осознавать, что преднамеренное введение ложных данных введет его в подсудность и лишению прав свободы.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/gas-pravosudie.html

Право на доступ к правосудию

Автор: Володина Л.М.

Право каждого на свободный доступ к правосудию закреплено в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст.

14 Международного Пакта о гражданских и политических правах и других международно-правовых документах.

В Российской Федерации право каждого на защиту прав и свобод, в том числе и на судебную защиту, закреплено в статьях 45, 46 и 52 Конституции.

Право на судебную защиту, провозглашенное Конституцией, должно быть подкреплено системой обеспечительных средств, позволяющих на деле реализовать комплекс субъективных юридических прав, входящих в содержание одного из основополагающих принципов уголовного правосудия. Система этих средств должна действовать равным образом для каждого вовлеченного в сферу уголовно-процессуальных отношений, безотносительно к тому является ли лицо обвиняемым (подозреваемым), потерпевшим или свидетелем по делу и даже вне зависимости от того, признан ли человек соответствующим участником уголовного процесса или нет. Действие обеспечительного механизма подчинено в первую очередь целевым установкам, заданным законом: от того, как определены эти цели, зависит уровень правового регулирования и его эффективность.

Цель уголовного судопроизводства определена ст. 6 УПК РФ: «уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию».

[1]
Совет

Эффективность любой системы, в том числе и правоохранительной, определяется слаженностью ее взаимодействующих элементов, иначе система «не срабатывает» либо становится малоэффективной.

Правозащитные механизмы должны быть отлажены настолько безупречно, чтобы человек, вовлеченный в орбиту уголовно-процессуальных отношений, не обладая профессиональной подготовкой, знаниями в области юриспруденции, мог ориентироваться в способах и средствах защиты своих прав и законных интересов.

Правоприменитель должен содействовать реализации права на беспрепятственное обращение в суд. В соответствии с толкованием решения Европейского Суда, данным по делу Эйри против Ирландии, выполнение обязательств по Европейской Конвенции требует не только не препятствовать реализации прав, но и совершения определенных позитивных действий, направленных на обеспечение доступа к правосудию.[2]

Право на всеобщность судебной защиты в УПК РФ не закреплено в качестве принципа уголовного судопроизводства.

Справедливость правосудия заключается не только в справедливости принимаемого решения, но и в справедливости процедуры его принятия. Об этом свидетельствует анализ становления уголовного судопроизводства, который рожден собственно потребностью человека найти справедливость,

По делу Моисеев против России от 9 октября 2008 г. Европейский Суд признал нарушением права на справедливое судебное разбирательство процессуальные нарушения, связанные с ограничением юридической помощи обвиняемому.

Суд отметил, что «орган обвинения фактически злоупотреблял своим доминирующим положением, отказываясь удовлетворить ходатайство адвоката заявителя о неограниченном доступе и угрожая ей уголовным преследованием».

Кроме того, Суд отразил в постановлении «очевидное нарушение конфиденциальности отношений адвоката с клиентом», а также ограничения доступа защиты к материалам дела.[3]

Анализируя судебную власть как инструмент самоограничения государства, И.Б. Михайловская пишет: «доступность судебной защиты определяется характером правового регулирования не только порядка обращения в суд, но и всей процедуры рассмотрения дел, а также организационно-техническими факторами, которые влияют на реальную возможность использования права на судебную защиту».[4]

Обратите внимание

Европейский Суд в своих решениях неоднократно подчеркивал обязательность соблюдения процедуры производства по уголовному делу.

Так, по делу Эдвардс и Льюис против Соединенного Королевства от 22 июля 2003 года Суд пришел к выводу о том, что непредоставление стороне защиты со ссылкой на государственные интересы материалов дела для ознакомления является нарушением пункта 1 статьи 6 Конвенции.[5]

Решением Европейского Суда было признано нарушением процедуры неуведомление о времени заседания суда, рассматривавшего дело в надзорном производстве (дело Шаромова против России от 15 января 2009 г.).[6]

Уголовно-процессуальная форма, обеспечивая движение уголовного дела, должна включать не только регламентацию последовательности процессуальных действий, основания, условия, процедуру и сроки их производства, но и жесткую систему контроля законности, обоснованности и своевременности действий и принимаемых в ходе производства по делу решений. Из этого вытекает важнейшее требование международных стандартов — право на законную процедуру рассмотрения и разрешения дела.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. содержится ряд требований, которым должно соответствовать судебное разбирательство, обеспечивающее справедливость судебной защиты. В данный перечень входят:

а) установление на основе исследованных доказательств обстоятельств совершенного преступления, в связи с которым было возбуждено уголовное дело;

Читайте также:  О ненавидящих и обидящих нас

б) правильная правовая оценка события преступления;

в) установление конкретного вреда, причиненного преступлением обществу и отдельным лицам;

г) определение действительной степени вины лица в совершении инкриминируемого ему деяния;

Важно

д) предоставленная обвиняемому и потерпевшему возможность довести до сведения суда свою позицию по существу дела и изложить доводы, которые они считают необходимыми для ее обоснования.[7]

Иначе говоря, Конституционный Суд рассматривает обеспечение справедливости судебной защиты, прежде всего, с точки зрения доказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Кроме того, Суд обращает внимание на правильность правовой оценки события преступления и степени вины, а также на одно из прав обвиняемого и потерпевшего и возможность его реализации. Представляется, что речь должна идти в целом о беспристрастной объективной оценке всех обстоятельств дела.

Что же касается права на доведение до сведения суда своей позиции по существу дела, то, безусловно, — это важнейшее из прав, однако при этом не упоминаются иные, не менее важные права названных участников процесса.

Право на справедливую судебную защиту, безусловно, предполагает право на справедливый приговор.

Справедливость приговора как требование, закрепленное в уголовно-процессуальном законе, означает доказанность всех обстоятельств уголовного дела, установления истины по делу, объективность, беспристрастность оценки обстоятельств дела, соответствие оценки деяния нормам материального права, а также соответствие наказания тяжести преступления. Назначение наказания по справедливости как воздаяние за содеянное зло предполагает соблюдение определенных правил, выражающихся, в частности, в индивидуализации наказания.

Приговор как акт правосудия есть собственно итог справедливой процедуры рассмотрения и разрешения уголовного дела, проведенной в соответствии с требованиями действующего закона.

Безусловно, лицо, заинтересованное в исходе дела, имеет право на исполнение судебного решения. Практика Европейского Суда имеет примеры, связанные с разрешением вопросов, касающихся жалоб на длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных решений.

Несвоевременность исполнения решений суда признается нарушением ст. 6 Конвенции (например, дело Хорнсби против Греции).[8] Право доступа к правосудию должно быть обеспечено исполнением судебного решения, обладающего юридической силой.

Совет

Обязанность обеспечения решения суда лежит на государстве.

Право на судебную защиту как процессуальный институт, на наш взгляд, исходя из анализа судебной практики Европейского Суда по защите прав человека, есть комплекс процессуальных прав, относимых к ряду субъективных юридических прав индивида, включающий:

  • право на беспрепятственное обращение каждого в суд, в том числе — право на обжалование любых незаконных действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих производство по уголовному делу, препятствующих реализации права на доступ к правосудию или незаконно ограничивающих это право;
  • право на эффективное и своевременное расследование уголовного дела;
  • право на рассмотрение дела независимым судом;
  • право на легитимный (законный) состав суда;
  • право на беспристрастное рассмотрение и разрешение уголовного дела;
  • право на рассмотрение и разрешение дела в разумные (установленные законом) сроки;
  • право на законную процедуру рассмотрения и разрешения дела;
  • право на гласную процедуру рассмотрения дела;
  • право на состязательность процесса, обеспечиваемого равенством сторон;
  • право потерпевшего на адекватность средств защиты прав и законных интересов;
  • право на восстановление нарушенных прав и соответствующую компенсацию причиненного вреда;
  • право на пересмотр приговора вышестоящим судом;
  • право на исполнение судебного решения[9]

Право на судебную защиту должно быть обеспечено системой правовых гарантий, направленных на реализацию каждого из названных компонентов, входящих в содержание этого права. Представляется, что обеспечительный механизм должен включать в себя ряд элементов.

Структура механизма должна отражать форму расположения этих элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств. Говоря языком философов: это — «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность».

[10] Таким образом, в содержание этого понятия, во-первых, входит некоторое число элементов и, во-вторых, расположение этих элементов таково, что оно предполагает достаточно устойчивую связь их между собою, чем собственно и определяется целостность структурного образования.

Обеспечение права на справедливую судебную защиту должно быть основано, прежде всего, на четко определенных законом целях и задачах уголовного судопроизводства, поскольку эффективность любого вида деятельности зависит от целевой программы и конкретизации задач как средств ее осуществления.

Право на справедливую судебную защиту должно быть обеспечено также четкостью процедур, представляющих собой порядок производства по уголовному делу, установленный законом.

Единство уголовно-процессуальной формы выступает как гарант справедливости и равных возможностей.

Юридическая сила обеспечительного механизма должна быть обусловлена системой принципов, отражающих потребности общественного развития.

К другим элементам этого механизма следует отнести четкую определенность прав всех участников уголовного процесса, обязанностей властных субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу, и, безусловно, установленные законом в соответствии с требованиями международных стандартов процедуры, обеспечивающие эффективность правосудия.

Обратите внимание

Механизм как система звеньев, направленных на обеспечение права человека на судебную защиту, должен действовать так, чтобы все элементы, определяющие содержание этого права, могли быть реализованы наилучшим образом.

Бесспорно, право на доступ к правосудию существует для каждого, но по воле властных субъектов человек может быть лишен этого права. Правоприменитель должен содействовать реализации права на беспрепятственное обращение в суд.

В соответствии с толкованием решения Европейского Суда, данным по делу Эйри против Ирландии, выполнение обязательств по Европейской Конвенции требует не только не препятствовать реализации прав, но и совершения определенных позитивных действий, направленных на обеспечение доступа к правосудию.[11]

В юридической литературе справедливо ставится вопрос о необходимости закрепления принципа свободы доступа к правосудию в УПК РФ.[12]

Предлагаемая нами норма, закрепляющая принцип свободы доступа к справедливому правосудию, может иметь следующую редакцию:

Статья… Свобода доступа к правосудию

  1. Свобода доступа к правосудию предполагает право каждого на беспрепятственное обращение в суд, право на беспристрастное рассмотрение и разрешение дела независимым судом в установленные законом сроки, право на справедливое решение суда, восстановление нарушенных прав и на полную компенсацию причиненного вреда.
  2. Свобода доступа к правосудию предполагает право на обжалование любого незаконного действия и решения должностных лиц и органов, осуществляющих производство по уголовному делу.
  3. Органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу, обязаны обеспечить право на судебную защиту каждого.
  4. Свобода доступа к правосудию обеспечивается установленной настоящим Кодексом процедурой возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Предлагаемое дополнение системы принципов придало бы закрепленным в главе второй УПК РФ основным началам уголовного судопроизводства большую значимость с точки зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам. С точки зрения внутринациональной значимости названный принцип явился бы дополнительно гарантией обеспечения прав человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства России.

Источники и литература

  1. Ученые по-разному относятся к понятию, содержанию, структуре нормы, содержащейся в ст. 6 УПК РФ. Подробно см. Володина Л.М. Проблемы уголовного судопроизводства: закон, теория, практика. М.:Издат. Группа «Юрист». 2006. С. 6 — 59.
  2. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т.1. М., 2000. С. 45-46.
  3. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2009, № 2.
  4. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби». 2003. С.47-48.
  5. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2009, № 12.
  6. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2009, № 4.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г № 18-П «По делу о проверке конституционных положений ст. 125, 129, 227, 229, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 УПК РФ в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан» // СЗ РФ. 2003, № 51. Ст. 5026.
  8. Хорнсби (Hornsby) против Греции. Решение Европейского Суда по правам человека от 19 марта 1997 г.
  9. Более подробно см. Л.М. Володина, А.Н. Володина. Уголовное судопроизводство: право на справедливую и гласную судебную защиту. М.: Юрлитинформ. 2010.
  10. См.: Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. С. 438.
  11. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т.1. М., 2000. С. 45-46.
  12. Воскобитова Л.А. Процессуальное регулирование доступа граждан к правосудию в уголовном судопроизводстве / Материалы Международной научно-практической конференции «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: год правоприменения». М.: МГЮА.2004. С. 43-46.

Источник: https://advokatsidorov.ru/dostup-k-pravosudiyu.html

ПРАВОСУДИЕ

деятельность государственных органов — судов по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном законом порядке арбитражных, административных гражданских и уголовных дел. Кроме суда, никакие другие органы правосудие осуществлять не могут.

Правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, административными, ювенальными, арбитражными и другими судами. Установленный процессуальным законодательством порядок рассмотрения и разрешения арбитражных, административных, гражданских и уголовных дел должен строго соблюдаться.

Его нарушение может влечь отмену судебных постановлений.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел — об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. Согласно ст.

Важно

118 и 123 Конституции РФ конституционными принципами П. являются: а) осуществление П.

только судом; б) открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); в) заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); г) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Источник: Большой юридический словарь

деятельность специальных государственных органов — судов по разрешению юридических дел: уголовных, гражданских, трудовых, семейных и т.д., направленная на укрепление законности и правопорядка. С помощью Л. защищаются права и свободы человека, интересы всего общества и государства. П. осуществляется исключительно судом.

Создание чрезвычайных судов не допускается. Разбирательство дел во всех судах открытое. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В судопроизводстве возможно участие присяжных заседателей.

Уголовное или гражданское дело после вынесения судом соответствующего акта (приговора, решения, определения) признается решенным. Приговоры судов по уголовным и решения по гражданским делам обладают законной силой, становятся обязательными для исполнения. В процессе осуществления П. претворяются в жизнь важнейшие принципы правового регулирования.

В соответствии со ст. ст. 118 и 123 Конституции РФ П.

в Российской Федерации осуществляется только судом, устанавливается открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Читайте также:  Саввино-сторожевский монастырь, россия, московская область, город звенигород

Одним из демократических, гуманистических принципов П. является принцип презумпции невиновности, заключающийся в том, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом. Особенно велика роль этого принципа при осуществлении правосудия по уголовным делам. Презумпция невиновности (п. 1 ст. 49 Конституции) — важная гарантия неприкосновенности личности, исключения необоснованного обвинении.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Совет

вид государственной деятельности, осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем разрешения уголовных, гражданских и других дел. П.

есть непосредственное осуществление судебной власти, это такой вид государственной деятельности, который предназначен для рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке различных споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением законодательства, прав и интересов граждан и их объединений. П. — самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой установленной законом процессуальной форме гражданских, уголовных и иных дел. Деятельность суда по осуществлению П. направлена на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства. П. характеризуется рядом специфических признаков, отличающих деятельность суда от деятельности иных государственных органов и общественных организаций. Главная особенность П. — его осуществление в судебном порядке. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть (или П.) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе в Российской Федерации» определяют систему судов, действующих в РФ, что исключает возможность образования государственных и общественных органов, наделенных функцией правосудия. П.

осуществляется путем рассмотрения и разрешения судом в судебных заседаниях гражданских дел, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, государства; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и принятия установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, или оправдания невиновных и др.

Рассмотрение и разрешение в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел основано на конституционных принципах П., которое осуществляется в строгом соответствии с законодательством.

Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, а также конституционно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство детально регламентирует порядок, процессуальную форму судебного рассмотрения и разрешения решений, которые выносит суд.

Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суда через фактическое участие в судебном разбирательстве всех участников процесса установить истину по делу и принять законное и обоснованное решение. Суд при осуществлении П. наделяется правом применения государственного принуждения.

Своим решением по гражданскому делу суд обязывает ответчика или истца к исполнению своих обязательств. Определить уголовное наказание виновному также вправе только суд.

(В.Ч.)

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами — судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Сущность П.

Обратите внимание

состоит в рассмотрении отнесенных к компетенции судов правовых конфликтов (экономических споров по вопросам гражданского права, о соответствии законов Конституции РФ), дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях и принятии решений, имеющих общеобязательное значение и подлежащих в необходимых случаях исполнению с применением государственного принуждения.

Конституция РФ устанавливает, что П. в РФ осуществляется только судом (ст. 118). Но П. имеет и ряд других признаков, кроме, признаков органа, его осуществляющего (равно как и понятие судебной деятельности нельзя сводить к функции П.).

Вторым существенным признаком П. является порядок деятельности суда. Процессуальная форма не есть исключительное достояние судопроизводства по уголовным и гражданским делам.

Многие авторы справедливо отмечают, что процессуальная форма присуща всей деятельности по применению правовых норм.

Ее значение в области положительной (а не только правоохранительной) деятельности органов государства по применению диспозиции правовых норм не менее важно, чем в области юрисдикционной деятельности по применению санкций.

Судебная деятельность облечена в специальную процессуальную форму, которая является наиболее развитой, детально регламентированной системой процедурных правил, определяющих порядок деятельности суда и других участников процесса. Эти правила кодифицированы в кодексах об уголовном и гражданском судопроизводстве.

Судебно-правовая реформа 90-х гг. и Конституция РФ существенно расширили представление о П. как функции судебной власти. Конституция РФ в ст. 118 устанавливает: судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Споры специалистов о том, можно ли ставить знак равенства между судопроизводством и П.

, на наш взгляд, могут завершиться положительным ответом, если принять во внимание, что все эти виды судопроизводства (включая арбитражные как часть гражданского судопроизводства) осуществляются судом в специальной процессуальной форме, завершаются общеобязательным решением (постановлением, приговором).

Важно

Судебная реформа последних лет характеризуется еще одним важным достижением — устранены многочисленные ограничения судебной юрисдикции. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» — записано в ст. 46 Конституции РФ.

При этом подчеркивается, что в суд могут быть обжалованы «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц». Такое расширение предмета П. было немыслимо при господстве тоталитарной системы, когда органы П.

оттеснялись партийным и советским аппаратом при решении многих правовых конфликтов.

Источник: Энциклопедия юриста

осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Сущность П., его роль и значение проявляются не только и не столько в том, что оно как ведущее и весьма ответственное направление (функция) правоохранительной деятельности венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г.

однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем: рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Отличительным признаком П. является и то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется Законом.

Совет

Как было отмечено выше, Закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях.

А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможны лишь при неуклонном соблюдении предписаний гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства.

Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все эти и им подобные процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу вопросов, возникших в связи с данным судебным делом.

К отличительным признакам П. относится также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность при этом важно иметь в виду, что органом П.

может быть не всякое учреждение, в наименовании которого имеется слово «суд», а только такое, которое специально уполномочено на отправление П.

Так, третейские суды, суды чести, Международный коммерческий арбитражный суд, Судебная палата по информационным спорам органами правосудия не являются.(К. Г.)

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона: 1) рассматривает и разрешает правовые споры между гражданами, юридическими лицами; устанавливает факты, имеющие юридическое значение (отцовство, недееспособность, признание безвестно отсутствующим или умершим и т.д.

); рассматривает жалобы граждан на незаконные действия и решения органов государственного управления, должностных лиц, государственных служащих, обеспечивает исполнение судебных решений (гражданское судопроизводство); 2) рассматривает уголовные дела и признает лиц виновными в совершении преступлений, назначая уголовные наказания или (при наличии оснований) освобождения от них, либо оправдывает невиновных; выносит определения (постановления) о направлении душевнобольных, совершивших общественно опасные деяния, на принудительное лечение; досрочно освобождает осужденных от уголовного наказания и судимости; рассматривает жалобы граждан на незаконность и необоснованность задержания и ареста; по ходатайствам оперативно-розыскных следственных органов и прокуратуры принимает судебные решения, разрешающие прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с иных каналов связи, арест и осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, вхождение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц (уголовное судопроизводство); 3) рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции (административное судопроизводство); 4) рассматривает правовые споры в сфере экономики, как правило, между юридическими лицами, решает вопросы о ликвидации субъектов хозяйствования, банкротстве и другие (арбитражное судопроизводство); 5) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ по вопросам федерального или совместного ведения; договоров между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами; не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; по жалобам граждан и запросам судов проверяет конституционность законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (конституционное судопроизводство). Конституция РФ (ст. 118) устанавливает, что П. вправе осуществлять только суд в установленных законом процессуальных формах. Это исключает возможность создания или наделения иных государственных или общественных органов функциями П. (в прошлом эту функцию выполняли и другие государственные органы — особые совещания, «тройки» и т.п.). П. — важнейшая форма осуществления судебной власти. П. осуществляется при рассмотрении судами дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке. Исправлять судебные ошибки могут только вышестоящие суды (другие органы власти такими полномочиями не обладают). Суд при осуществлении П. наделен правом применения государственного принуждения. Акты П. после их вступления в законную силу обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами. ИЛ. Петрухин

Источник: Юридическая энциклопедия

Источник: http://determiner.ru/termin/pravosudie.html

Ссылка на основную публикацию