Петров пост. богослужение

Традиции и правила Петрова поста – Православный журнал “Фома”

Петров пост — один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. Мы расскажем о правилах и народных традициях Петрова поста.

Как поститься в Петров пост

Начало Петрова поста — всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты.

И длиться он может от 8 до 42 дней. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским.

В этом году Петров пост начинается 4 июня.

Петров пост — не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.
Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания —  с вашим лечащим врачом.

Обратите внимание

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах.

Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Материал по теме

Петров пост: календарь питания

Как правильно провести Петров пост? Какую меру поста рекомендует нам Церковь? И как она меняется в разные дни поста?

Петров пост — что можно есть?

Петров пост — нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.

Чтобы трапеза была не во вред здоровью и при этом, действительно, постной, можно активно использовать в блюдах овощи, грибы, ягоды и фрукты. Существует огромное разнообразие блюд для Петрова поста.

Пост и беременность

О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:

Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма во имя Александра Невского при МГИМО.

Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но освобождаются от постов духовных.

Что я имею в виду — например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться.

Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником.

Как правильно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

На сайте “Фомы” можно подробно прочесть, каковы общие правила. Однако каждому человеку нужно определить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Важно

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Как исповедоваться и причащаться в пост? 

Рассуждает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:

Каждый из нас должен сам решить для себя вопрос, как часто исповедоваться и причащаться в пост. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащения, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий.

Это молитва, покаяние, исправление себя. Именно поэтому исповедь в дни поста должна быть такой же серьезной и искренней, как в великие христианские праздники.

Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.

Материал по теме

Петров пост по дням

Петров пост — один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Подробно о каждом дне Петрова поста – в нашем материале.

Летний пост

Летом у православных христиан два поста — Петров и Успенский.

Петров пост называется так в честь святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру. Этот пост еще называют Апостольским.

Начало Петрова поста — всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней Петров пост всегда 12 июля.

Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Успенский пост — самый короткий из церковных многодневных постов. Православные христиане постятся с 14 до 27 августа и готовятся к двум праздникам —  Преображения Господня и Успения Божией Матери.

Петров пост — традиции

Православный люд на Руси постился по церковному Уставу, поэтому много традиций Петрова поста было связано с кулинарией.

В среду и пятницу готовили летние постные блюда — окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд.

А в праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги — рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым.

Петров пост — избранные рецепты

Грибная икра

Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси.

Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку.

Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить.

Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут.

За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.

Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.

Грибы соленые – 70 г, сушеные – 20 г, масло растительное -15 г, лук репчатый – 10 г, лук зеленый – 20 г, уксус трехпроцентный – 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.

Постный гороховый суп

С вечера залейте горох холодной водой и , оставьте для набухания и приготовьте лапшу.

Для лапши: полстакана муки нужно хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.

Сварите набухший горох, не сливая воду, до полуготовности, добавьте поджаренный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, лапшу, перец, соль и варите, пока картофель и лапша не будут готовы.

Горох – 50 г, картофель -100 г, лук репчатый – 20 г, вода – 300 г, масло для обжарки лука -10 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.

Постные голубцы

Мелко нарезанный лук пожарьте в растительном масле, добавьте измельченные отварные сухие грибы. Добавьте в сковороду вымытое пшено, продолжайте жарить, пока крупа не впитает масло.

Голубцы можно готовить как из свежей, так и из квашеной капусты.

Если вы хотите приготовить голубцы из квашеной капусты, то возьмите целый качан, отделите листья, вырежьте у каждого толстую среднюю жилу, в каждый лист положите обжаренную крупу, сверните рулетом.

Совет

Если у вас свежая капуста, то качан надо сначала отварить целиком, а затем аккуратно снимать с него листья, также удаляя с середины толстые жилы.

Уложите сформированные голубцы рядами в кастрюлю. Сверху положите листья капусты.
Залейте голубцы овощным бульоном, добавьте немного томатного соуса и, поместив в разогретую духовку, тушите около часа.  

Рыбник

500 г рыбного филе, луковица, 2-3 картофелины, 2-3 столовые ложки масла, соль, перец по вкусу.

Сделайте постное тесто, раскатайте его на две лепешки.

Лепешка, которая будет использована для нижнего слоя пирога, должна быть несколько тоньше верхней.

Уложите раскатанную лепешку на смазанную маслом форму, на лепешку уложите слой тонко нарезанного сырого картофеля, обсыпанные солью и перцем крупные куски рыбного филе, сверху – тонко нарезанный сырой лук.

Все полейте маслом и накройте второй лепешкой. Края лепешек соедините и подогните книзу.

Поставьте готовый рыбник в теплое место на двадцать минут, перед тем, как поставить рыбник в духовку, проколите верх в нескольких местах.

Выпекайте в духовке, разогретой до температуры 200-220°С.

Фото Alexxx Malev/www.fliсkr.com

Источник: https://foma.ru/tradiczii-i-pravila-petrova-posta.html

Петров пост

с 27 июня по 11 июля

«Мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы обратились к Богу Живому, Который сотворил небо и землю» (Деян. 14,15)

Петров пост, или Апостольский пост, установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру.

Продолжительность поста зависит от даты Пасхи: пост начинается через неделю после Пятидесятницы и длится до дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петров пост нестрогий, на трапезе разрешается рыба.

Позади остались восемь недель празднества. Оком души мы зрели Голгофу, светоносное Воскресение Христово и спогребались и совоскресали с Ним.

Были свидетелями Его славного Вознесения – и, может быть, впервые осознали,  что и нам, грешным и недостойным, в этом Вознесении даровано высокое обетование.

Обратите внимание

Таинственно и непостижимо для ума, соприсутствия в Сионское горнице, мы удостоились пришествия Духа Святого, обновившего и озарившего Нетварным Божественным светом грешное и несовершенное наше естество.

После таких великих и благодатных дней, соделавшись храмами Святого Духа, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить низким порокам, чтобы душа наша  и то, что мы обрели за это время таким трудом, не было осквернено ничем нечестивым. Потому Святая Церковь и призывает нас по примеру святых апостолов Петра и Павла к посту и молитве в эти дни, к внутреннему духовному деланию.

И Петров пост  установлен, как и для выражения чувства благодарности за ниспослание Утешителя, так и в честь апостолов Петра и Павла, потому что через них мы сподобились многих благ, и они явились для нас делателями и учителями поста, послушания.

Воспоминая этих апостолов, мы можем почерпнуть для себя урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного.

Разве не вероятным кажется нам, что отрекшийся от Христа затем соделался незыблемым камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви Божией? Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжелы наши грехи, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.

Потому что апостолы были люди подобострастные нам, такие же, как и мы. Но верой, любовью и усердием к Богу, терпением и понуждением себя от всякого греха и беззакония, они угодили Богу и достигли вечного покоя и блаженства. И нас приглашают они следовать за собой, молясь  день и ночь Богу о спасении всех нас. Они призывают нас прилепиться всем сердцем к Богу и святым Его.

Рыбак Петр закинул во глубины оскверненного грехом мира спасительный невод и повлек неисчислимое множество душ в светозарное Царствие Небесное. Делатель шатров Петр раскинул над Вселенной шатер благовествования. Однако путь апостолов Петра и Павла к сиянию святости не был изначально прост и прям.  Это был путь человеческий и ноги последователей кровоточили на этом пути.

Святые апостолы мужественно шествовали путем Христовым, перенося унижения и осмеяния, бедствия и заточения и, наконец, запечатлели свое служение мученической кончиной и воссели на Небесах в лучезарных венцах.

Важно

Да, апостолы, по пришествии Пятидесятницы, приняв Святого Духа и постившись сорок дней, просветили Светлом Христовым всю Вселенную. Мы не дерзнем даже думать о таких подвигах, но в меру отпущенных нам сил и способностей понесем этот свет хотя бы нашим близким, озарим им хотя бы маленький уголок огромного внешнего мира.

Пусть же пример святых апостолов удерживает нас от отчаяния в немощах и падениях наших.

как нужно жить во время Петрова поста

Прежде всего, Петровым постом надо чаще ходить  в храм и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения, но каждый может бывать хотя бы на некоторых из них. В первую очередь – это субботние и воскресные службы.

В течение поста необходимо, чтобы хотя бы один день был посвящен Таинству Исповеди и Причастия.

Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.

Мы должны через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе; молитвой изгоняется из нас все недоброе.

Пост, как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной составляющей. Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к нему…

Что можно есть в Петров пост

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу.

При этом понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла).

Совет

Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбу.

Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

Смысл Петрова поста

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями.

В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу.

Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, — истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, — соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

Беседы с батюшкой. Петров пост. Эфир от 16 июня 2014г

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. 

Протоиерей Димитрий Смирнов

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой воровство, третий подлость, четвертый предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно. Далее…

Источник: http://matronamosckov.cerkov.ru/2014/06/13/petrov-post/

Архиерейское богослужение. Заговенье на Петров пост

Заговенье – день, с которого прекращается употребление скоромной пищи перед продолжительным постом в русской православной традиции. Как правило, заговенье бывает перед одним из четырёх главных православных постов.

В первое воскресенье после Троицы празднуется заговенье на Петров пост.

В день Всех Святых епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир совершил Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Белогорщь Унечского благочиния.

Его Преосвященству сослужили секретарь Клинцовского епархиального Управления протоиерей Василий Воликов, благочинный Унечского церковного округа протоиерей Андрей Пусько, настоятель Покровского храма иерей Андрей Потёмкин и благочинный Почепского благочиния протоиерей Ростислав Козак, которому в этот день была вручена советником губернатора Брянской области по делам религий Сергеем Афанасьевичем Гавриковым почетная грамота.

Дьяконское служение возглавил иеродиакон Анатолий (Карпухин). Церковные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Олеси Потемкиной.
Петров пост всегда начинается в понедельник, через неделю после праздника Святой Троицы.

Эта дата каждый год меняется и зависит от времени празднования Пасхи. А завершается Петров пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста варьируется от восьми до сорока двух дней.

В этом году заговенье на Петров пост совпало с однолетием со дня освящения Покровского храма, возведённого в Белогорщи по инициативе и при финансовой поддержке семьи почётного гражданина Унечского района Виктора Михайловича Тимощенко.

В этот чудесный солнечный день все дороги вели многочисленных прихожан в эту, как отметил правящий архиерей, «жемчужину Клинцовской епархии». Колокольный перезвон разливался по округе, напоминая об историческом событии. Сердца прихожан переполняла необъяснимая радость, отступала мирская суета, все мысли направлялись к небу.

Обратите внимание

Особая атмосфера смирения и торжественности окружала это святое место. Прихожане с радостью прошли вокруг храма крестным ходом, поздравляя друг друга.
В своем архипастырском слове владыка Владимир рассказал о дне памяти Всех Святых и поблагодарил тех, чьими трудами и молитвами развивается церковная жизнь в Унечском районе, пожелал всем мира, добра и благополучия.

«Сегодня день Всех Святых. В этот день мы вспоминаем тех, кто просиял в своей святости и кого Сам Господь удостоил этого великого звания. Если бы наш календарь вместил только тех Святых, которые напечатаны в нем, беда была бы для всех нас. Их гораздо больше в десятки, сотни, тысячи раз – всех Святых.

Многие из них пребывали в безызвестности, десятки тысяч монашествующих уходили в пустыни и там отдавали свою душу Вседержителю. Огромное количество людей служило обществу в больницах, тюрьмах, беззаветно служили Церкви при храмах, были среди убогих и среди богатых, знатных и незнатных.

Их имена знает только Сам Господь.

В день Всех Святых для всех вас еще один праздник – годовщина освящения вашего прекрасного храма. Я выражаю благодарность и признательность всем храмоздателям.

Великолепный храм, который вызывает большую радость и духовный подъем. В нем хорошо и легко молиться. Желаю, чтобы стены храма пополнялись верующими всех весей, чтобы как можно больше было молодых людей. Призываю вас к молитвенному единству и соборности».

По окончании богослужения для прихожан на храмовой территории были организованы чаепитие и праздничный концерт артистов художественной самодеятельности Павловского сельского поселения под руководством заслуженного работника культуры России Надежды Ивановны Ермаковой.

Прихожане долго не хотели расходиться. Утешало всех одно: двери храма всегда открыты для тех, кто ищет Бога и желает найти утешение под благодатным покровом святой милости и любви.  

Изображения к материалу

Новости → Визит Владыки Александра в Унечу

Видеоархив → Праздник Благовещения Богородицы в городе Унеча

Новости → Архиерейское богослужение в день памяти Святителя Николая

Новости → Архиерейское богослужение в Унече

Новости → Праздник воина и защитника. Поздравления в Свято-Никольском храме г. Унечи

27 июня 2016

Источник: http://eparhia-klintsy.ru/novosti/arhiereiskoe-bogosluzhenie-zagovene-na-p.html

Петров пост

Через 7 дней после праздника Троицы начинается Петров пост. Установление Церковью Петрова поста может показаться странным.

Действительно, только что прошли восемь недель после Пасхи, напоминающие о самых радостных для христиан днях – Светлом Христовом Воскресении, сорокадневном пребывании Воскресшего Христа на земле, Вознесении Его на небеса и, наконец, о сошествии Святого Духа, которое положило начало христианской Церкви. Казалось бы, что бремя греха снято Страстями Спасителя, скорбь и страдание остались далеко позади вместе с днями Великого Поста.

Петров пост как память о мучениках

После Пятидесятницы лишь радость должна наполнять сердце. Но представление о том, что пребывание в Церкви – это одна только радость, очень ошибочно. Ведь Сам Иисус Христос сказал, что для спасения необходимо несение креста. Быть в Церкви – это значит возложить на себя тяготы и лишения за Истину, разделить боль своих близких.

И христианская община понесла свой крест почти сразу же после рождения. Страшные испытания обрушились на нее. Множество мучеников явила она из своей среды. Первым из них был архидиакон Стефан, которого иудейский совет осудил к побитию камнями. Первого епископа Иерусалима – главу Иерусалимской Церкви – св.

Важно

Иакова, брата Господня, сбросили с крыши, затем, как и св. Стефана, забросали камнями. Много тысяч христиан по приказу императора Нерона было сожжено, распято, растерзано дикими зверями. Кровью мучеников утверждалось христианство на земле. Среди этих жертв – первоверховные апостолы Петр и Павел.

Оба они были казнены в Риме за проповедь слова Божия: апостол Павел – усечением главы, а апостол Петр – распятием на кресте.

Камо грядеши

Предание сохранило один эпизод, связанный с кончиной апостола Петра.

Во времена нероновских гонений, чувствуя неминуемую опасность, христиане упросили его уйти из Рима и этим сохранить себе жизнь. Петр согласился, но когда вышел за город, ему явился Сам Христос, идущий навстречу. Пораженный этим явлением, Петр спросил: “Камо грядеши (т. е.

куда идешь), Господи?” На что Господь ответил ему: “Иду в Рим, чтобы Меня снова распяли”. И апостол Петр устыдился своего малодушия и, вернувшись, добровольно отдал себя в руки мучителей. В истории Церкви, как правило, за периодами торжества следуют периоды тяжких испытаний.

Так, ее торжество при императоре Константине сменяется временем гонений от еретиков – ариан.

Символично, что вскоре за крещением Руси святым Владимиром мученической кончиной прославились его сыновья Борис и Глеб – первые русские святые. И об этих великих страданиях напоминает Петровский пост, предваряющий день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Не напрасно заговенье на него (последний день, когда можно есть скоромную пищу) приходится на воскресение Всех Святых, а первое воскресение посвящается Всем Святым, в земле Российской просиявшим.

Битва с главным врагом. Пост для воспитания воли

Но Петровский пост – это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности.

Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Из Библии известно, что еще при сотворении мира Бог предназначил для пищи плоды деревьев и семена трав.

И Иисус Христос никогда не воспрещал людям вкушать от благ земных. Сам Он чудесным образом накормил пять тысяч человек, пришедших к Нему, претворил воду в вино ради радости собравшихся на свадьбу в Кане Галилейской и даже в священную субботу – день покоя – не препятствовал Своим ученикам сорвать горсть колосьев для утоления голода.

Совет

Также апостол Павел, разъясняя отношение к еде, пишет: “Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога” (Рим. 14, 6).

Но для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему.

Какую волю должны были иметь первые мученики, чтобы пройти через все искушения и отдать свою жизнь за Христа. Ведь одно лишь слово отречения могло остановить их мучителей. Многие святые раздавали все свое богатое имение неимущим, а святые бессребреники безвозмездно помогали всем нуждающимся, хотя сами жили в нищете.

Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности своему духу.

Медицинская целесообразность Петрова поста

Петров пост целесообразен и с медицинской точки зрения. Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо, жирная пища плохо усваивается организмом. Исключение из рациона продуктов животного происхождения приносит только пользу.

Продолжительность Петровского поста

Продолжительность Петрова поста может быть различной в зависимости от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный – 6 недель.

В течение его в среды и пятницы полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам, четвергам – с постным маслом (разрешение елея), по субботам и воскресеньям к этому еще добавляется рыба.

Кроме того, вкушение рыбы разрешается в дни памяти некоторых святых, если они отмечаются в понедельник, вторник или четверг. В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие.

К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня), святитель Иона, митрополит Московский (28 июня), апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля). Рыбу едят еще в день престольного праздника (если он попадает на Петров пост) и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля), на какой бы день недели они ни приходились.

Источник: http://www.iakovlevskoe.ru/circle/323-peter

Петров пост

В понедельник 8 июня начался Петров пост, продлится он до 12 июля. Петров пост установлен в память первоверховных апостолов Петра и Павла, которые постились, подготавливая себя для Евангельской проповеди.

Петров пост не такой строгий как Великий пост. Кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу. На время поста из рациона исключаются продукты животного происхождения: мясо, сливочное масло, молоко, яйца, творог, сыр. О мере поста лучшего всего проконсультироваться со священником в храме.

Как правильно провести Петров пост?

Прежде всего, Петровым постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями.

Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь – это субботние и воскресные службы.

В течение поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения.

Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Главное – стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего. Первая ассоциация с постом – еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями.

Особое пристрастие к еде – это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). Поэтому самый эффективный способ борьбы – избавиться от корня, причины.

«Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончит не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», – писал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Постное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная составляющая поста – исповедь и причастие. В этих таинствах человек очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.

Обратите внимание

Как прекрасно сказал о посте вселенский учитель и святитель Василий Великий: «При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.

Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла…».

Петров пост целесообразен и с медицинской точки зрения. Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо, жирная пища плохо усваивается организмом. Исключение из рациона продуктов животного происхождения приносит только пользу.

Раньше, в старину готовили рыбные пироги – ведь Россия была богата рыбой. Но наиболее используемым продуктом в Петров пост является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.

Сердечно поздравляем всех Вас, дорогие братия и сестры, со вступлением в Петров пост. Желаем, чтобы прошли мы его поприще в кротости, в трудах молитвы и покаяния, подражая примеру всех святых, от века Богу угодивших.


Источник: http://hrammaxim.ru/index.php/video/46-2010-05-14-06-16-22/1146-2013-07-01-14-38-30

Петров пост – зачем он нужен среди лета

Из года в год накануне и во время Петрова поста православные христиане ведут ожесточенный спор: а нужен ли он вообще? Ведь исторически пост после Пятидесятницы держали только те, кто не соблюдали Великий пост. С другой стороны, Церковь же по каким-то причинам его усвоила – стоит ли менять то, что с такой любовью было принято поколениями до нас?

Дискуссия эта столь же бесконечна, сколь и бесполезна, потому что все останутся, как говорится, при своем. А самое главное – никаких реформ в этом отношении Церковь проводить, очевидно, не собирается, так что в наших православных календарях числа после Дня Всех святых и до 11 июля включительно будут помечены строгим: «День постный».

Но пусть голодные братья и сестры не спешат тяжело вздыхать. Пост – это не только и не столько изменение рациона питания.

Тоже, вроде бы, тысячу раз высказанная истина, но именно «неаскетичный» (лето, зелень, первые ягоды, да еще и рыбу можно – ну какая тут аскетика, просто легкое снижение холестерина) Апостольский пост может стать отличным упражнением для ее усвоения. Тем более – в его связи с давно прошедшим Великим постом.

Хотя на первый взгляд кажется, что Апостольский пост – как раз исключительно «пищевое» явление – нет особенных, отличающихся от будничных, богослужений, мало святоотеческих советов на этот период…

Что же можно сделать за эту «почти-четыредесятницу» полезного для души? Кроме нормальных христианских дел – накормить голодного, навестить больного – к этому мы призваны во все дни года. Очевидно, мы можем вспомнить подвиг самих апостолов – почитать Деяния и послания апостолов.

А еще – доделать то, что не успели, но очень хотели сделать, или до чего никак не доходили руки, или что казалось не слишком важным – в Великий пост.

Важно

Ведь в конце зимы и весной, в самый разгар рабочего периода (далеко и до всех светских праздников, кроме 8 марта, и до летних отпусков), мы не успеваем очень многого.

Ну, например – во дни Петрова поста есть время не спеша разобраться со смыслом Великопостных богослужений. А у кого-то ведь не получалось даже их посетить – дети, работа, неотложные дела… Петров пост – способ если не наверстать, то восполнить частицу потерянного.

Если каждый год вы мучаетесь от непонимания Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского и никак не можете себя заставить сесть и прочитать его по-русски и с комментариями – самое время! Например, с помощью серии этих текстов.

Если праздник Торжества Православия кажется вам бесконечно далеким, потому что вы помните повод для его установления (VII Вселенский собор, догмат об иконопочитании), но совершенно не представляете себе, что происходило между соборами, как вспыхивали те или иные ереси и споры – почему бы не почитать по нескольку страничек в день из «Вселенских соборов» А. В. Карташева?

Антон Владимирович читал лекции в Свято-Сергиевском институте в Париже, не только ставшем центральной богословской школой русской эмиграции, но и задававшем темы и тенденции в мировом богословии.

Язык большинства «парижан» достаточно понятен даже «начинающему богослову», а уж тем более – язык Карташева, который читал лекции по истории Церкви, как говорили современники, как приключенческий роман.

Может быть кто-то из нас еще не прочитал «Лествицу», автора которой мы вспоминаем в четвертое воскресенье Великого поста? Или прочитав, ужаснулся (чтение и вправду не для слабонервных – мирянину может стать дурно уже на первой ступени, «слове об отречении от мира»)? Что ж, посидеть над самим текстом и для понимания – хотя бы над статьей об Иоанне Лествичнике в «Православной энциклопедии» тихим летним вечером – не самое скучное времяпрепровождение.

А как насчет главного богослужения – Божественной Литургии и Таинства Евхаристии? Уже написано море литературы – от преподобного Максима Исповедника до отца Александра Шмемана! Может быть, стоит пуститься в плавание – ну хотя бы в небольшой «круиз», почитать что-то?..

Читать, узнавать, расширять свой кругозор – для этого подойдет любое время.

Но вот тут-то и прячется самый простой ответ на вопрос – зачем же Церковь оставила ничем, казалось бы, необъяснимый летний пост, некогда существовавший только для тех, кто не постился перед Пасхой? Наверное, затем, чтобы мы об этом чудесном периоде не забывали. Чтобы не теряли, а постоянно открывали в нем новые и новые сокровища.

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Православие и мир.Ru

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/24573

Петров пост

Экология познания. Познавательно: У нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или Петров пост, подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла, который празднуется 12 июля.

Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье попытаемся разобраться в причинах этого явления.

Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или Петров пост, подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла, который празднуется 12 июля.

Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»?

Совет

Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост».

Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было.

Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах.

Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?».

А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное».

Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

Других также не радует перспектива очередного поста, приходящего иногда, по нашему невежеству, как незваный гость. Но нам все-таки хочется соблюдать святые традиции Церкви и богослужебный календарь. Несмотря на это мы хотим знать – «зачем?». «Зачем, прости Господи (ответ от кого-либо меньшего нас не удовлетворит), нужен этот Апостольский пост? Для чего?!»

Ответ, в некотором смысле, ничем не отличается от ответа относительно любого другого поста или духовной практики. Это путь Православия. Сначала мы готовимся, а затем празднуем. Сначала мы освобождаем себя, а затем Господь наполняет нас.

Классическими средствами христианской духовной жизни являются молитва, пост и милостыня. Полных остановок в духовной жизни не бывает. Иногда мы лишь замедляем темп и наслаждаемся такими большими праздниками, как Пасха, Пятидесятница и Рождество. Это наш путь, и теперь, когда Пятидесятница уже позади и наступило так называемое «обычное время», пора двигаться дальше.

Шенуда III

Здесь нам поможет патриарх Коптской церкви Шенуда III:

«Апостольский пост в Новом Завете: когда Господа Иисуса Христа спросили, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Апостолы постились вместе и не скрывали этого, и Господь принял их пост.

Вот примеры апостольского поста: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их (Деяния 13:2-3) [«Совместная молитва и пост», Шенуда III].

Обратите внимание

Все предельно ясно, не правда ли? С одной стороны, поститься они начали после Вознесения Господа в ожидании великого Дара Духа Божьего.

С другой стороны, Апостольская церковь постилась и после Пятидесятницы для того, чтобы «разбудить» в себе все тот же Дух. Сегодня вся Церковь призвана жить делом и жизнью апостолов: объединить весь мир в Господе и вторить песнопениям Пятидесятницы.

Если сам Христос предсказал такой пост и апостолы постились, готовясь выйти на служение, почему мы не можем поститься?

Разве не в этом, в конце концов, заключается смысл времени после Пятидесятницы? Разве не поэтому мы опускаемся на колени во время коленопреклонённых молитв на всенощной в Духов день, в понедельник после Дня Святой Троицы?

Если уж на то пошло, то, я думаю, что объяснения требует не необходимость поста в эти недели после Троицы, а нежелание поститься. Первые христиане и церковь видели смысл в посте. Апостольский пост возвращает нас обратно в колею, к правильному следованию за Христом.

Богослов протестантской евангелической церкви из Сингапура Симон Ченг тоже может кое-что сказать о христианской миссии:

«В чем заключается миссия Троицы? Ответ на этот вопрос: Евхаристия. В конечном итоге, все восстанавливается через общение с триединым Богом. Евхаристия, а не миссионерская деятельность, является конечной целью.

Если мы будем смотреть на Евхаристию как на средоточие жизни в церкви, у нас появится место и для миссионерской деятельности. Это видно на примере древнего богослужения, которое включало в себя четыре элемента: собрание, проповедь Слова, совершение Евхаристии и выход в мир. Последний элемент и есть миссионерская деятельность…»

Такой взгляд полностью согласуется с учением Православной церкви. Поэтому День всех святых берет свое начало от истоков Святой Пятидесятницы. И потому Апостольский пост идет сразу за Днем всех святых.

Важно

Миссионерская деятельность начинается с общения с живым Богом и требует полного доверия Богу, которое точно выражается в посте и молитве. Ченг православен в своем понимании связи между миссионерской деятельностью и общением со Святой Троицей. Это видно из его слов о Православной литургии:

«Если вы попадете на православное богослужение, вас поразит, как тщательно продумана заключительная часть службы. Это не просто отпуст, это полные молитвы и ектеньи, готовящие нас к выходу обратно в мир».

Возможно, ни вы, ни я реально не понимаем, что же мы делаем каждое воскресенье и нам нужен мудрый богослов, который в буквальном смысле переориентирует нас в нашей православной вере и жизни.

Вместе с Петровым постом мы выходим в мир, чтобы свидетельствовать о единстве с живым Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом! Этот пост напрямую связан с жизнью в Духе в нашем путешествии в мире, где мы целиком и полностью зависим от Бога, празднуем, служим и участвуем в жизни Святой Троицы.

Источник: https://econet.ru/articles/122491-petrov-post

Начался Петров пост

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон.

Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий.

— За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением.

Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований…

нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Совет

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть… По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви.

Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались.

Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Обратите внимание

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания.

Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память.

Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Важно

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный.

Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень.

По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Совет

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3).

Обратите внимание

Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни.

Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме.

Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Источник: https://xpam-xpicta.ru/vazhnye-novosti-pravoslaviya/8110-nachalsya-petrov-post.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector