Свято-Успенская Почаевская лавра, Почаев
В городе Почаев Тернопольской области находится известная Свято-Успенская Почаевская лавра.
Это крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.
Почаевская лавра – известная православная святыня, которая ежегодно собирает тысячи паломников со всего мира.
История Почаевской лавры
Основание монастыря
Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Место своего уединения назвали в память о реке Почайне – притоке Днепра, на берегу которой некогда стоял их монастырь.
Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала струиться целебная вода. С увеличением числа прихожан возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня).
Центр духовной жизни на Руси
Так постепенно с конца 16 столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери.
C 1713 по 1831 года Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм лавры – Свято-Успенский (1771–1791), трапезная, монашеские кельи. В 1833 году обитель получила статус лавры.
Во времена Советского Союза
Советский период тяжело отразился на истории Почаевской лавры. Были отобраны все здания. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъема к Святым воротам, власть быстро устроила музей атеизма. Много ценных вещей и книг перешло туда. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу.
Независимая Украина
5 августа 1990 года Свято-Успенская Почаевская лавра отметила 750-летие со дня основания. С 1997 года она имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчиняется юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского патриархата).
Архитектура Успенского собора лавры
В 1771 году, по проекту архитектора Готфрида Гофмана, начинается строительство величественного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в стиле позднего барокко с католическими элементами.
Две башни под углом к главной оси украшают фасад сооружения. Собор расположен в центре монастырского комплекса, его золотые купола возвышаются в солнечных лучах над близлежащими белоснежными сооружениями.
Над центральным входом находится икона Успения Божией Матери.
Собор возвышается над землей на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54 м, а ширина – 40 м. Внутри архитекторы придали храму крестообразную форму. Он расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя.
Расписывал храм в начале 19 века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его.
Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
Как добраться
Добраться к Свято-Успенской Почаевской лавре можно на поезде в направлении Львова и Ужгорода, выйти нужно на станции Радивилов. Отсюда на маршрутке вы доедите до Почаева (расстояние составляет 25 км). Можно выйти в Тернополе, далее так же добраться до города. С железнодорожного вокзала Киева отправляются автобусы прямо до лавры.
Вам также может быть интересно
Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/2394_holy-dormition-pochaiv-lavra.htm
Свято-Успенская Почаевская лавра
Предания гласят, что Успенская Почаевская лавра была основана монахами-беглецами, спасшимися от татаро-монгольского нашествия. Сегодня это второй по значимости храмовый комплекс после Киево-Печерской лавры.
История Почаевской лавры
Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание».
Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена.
Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси.
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Основание обители
В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.
В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии.
Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского.
Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.
Период войн и разорения
Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.
Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры
Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру.
В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место.
Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.
В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.
Как возникло название обители
Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.
Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.
Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.
Архитектурные памятники и храмы
На территории Успенско-Почаевской лавры представлены храмы, являющиеся достоянием и сточки зрения архитектуры, среди них:
- Собор Успения Пресвятой Богородицы (выстроенный в два придела, один из которых посвящен Николаю Чудотворцу, второй — Александру Невскому).
- Пещерный храм преподобного Иова Почаевского.
- Собор Святой Троицы.
- Похвальная церковь.
- Собор Преображения Господня.
- Часовни Почаевской чудотворной иконы Богоматери и Рождества Христова.
Интерьер собора в честь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни
К самым известным святыням Лавры относят:
- Лик Божьей матери Почаевской.
- Целебный источник на месте явления Богородицы.
- Отпечаток стопы Пресвятой Богоматери.
- Мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
Расписание богослужений
Богослужения в Успенско-Почаевской лавре начинаются ежедневно с 5 утра и завершаются в 17.00. По вторникам читается акафист преподобному Иову, а в субботу — соборный акафист Божьей матери, по завершении вечернего богослужения.
По воскресным дням и праздникам проводятся с 17.00 всенощные службы и праздничные литургии.
По понедельникам и четвергам проводится соборование.
Богослужение в Почаевской лавре
За все время существования обители сменилось довольно много настоятелей. Одним из самых известных для нашего времени настоятелем Лавры является патриарх Алексий II, возглавляющий обитель с 1990 года.
Как добраться
Свято-Успенская Почаевская лавра находится в Украине по адресу: Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, д. 8.
Карта-схема лавры
Для посетителей Успенской Почаевской лавры существует специальная карта, в соответствии с которой обычно проходят экскурсии по обители. Карта-схема представляет собой наиболее важные объекты, перечисленные в определенной последовательности:
- Успенский храм.
- Церковь, посвященная преподобному Иову Почаевскому.
- Собор Святой Троицы.
- Главная колокольня.
- Похвальная церковь.
- Духовная семинария.
- Святые врата.
- Часовня, посвященная чудотворной иконе Почаевской Божией Матери.
- Алтарь для летнего времени.
- Часовня Рождества Христова.
- Иконная и свечная лавка.
- Проход до колодца святого Иова и сам колодец.
- Храм преподобного Иова.
- Странноприимная.
- Подземные переходы на стоянку, территорию Лавры.
- Дорога к автостанции, на Радылов, на Тернополь, на монастырское кладбище, на Кременец.
Внимание! Следуя данной карте, легко ориентироваться на довольно-таки большой территории Свято-Успенской Почаевской лавры и не пропустить важные ее достопримечательности и святые места.
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/uspenskaya-pochaevskaya-lavra.html
Почаевская лавра
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Почаевская Успенская лавра — действующий мужской монастырь в западноукраинском городе Почаев, духовный центр православного народа Западной Руси. Лавра притягивает к себе паломников особым положением в православном мире: считается, что этот древний монастырь пребывает под покровительством Богоматери.
Здесь же находятся святые реликвии лавры: отпечаток стопы Пресвятой Девы, явившейся монахам, и Почаевская чудотворная икона Божьей Матери.Об основании лавры можно судить по разрозненным монастырским хроникам и преданиям.
Более точных сведений не сохранилось, что неудивительно: за свою историю лавра многократно подвергалась разграблению и разрушению, и подлинные документы погибли в огне.Однако и предания, и монастырские записи сходятся в одном: монахи — основатели нового монастыря появились здесь в XIII в. Они были беженцами из Киево-Печерской лавры. В 1240 г.
Киев разграбили и разрушили монголо-татары, и братия отправилась на запад в поисках пристанища. Обрели они его на покрытом густым лесом холме.По преданию, тогда же им было явление Богоматери, благословившей их и оставившей на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода.
Когда известие об этом событии распространилось по округе, сюда устремились паломники, желавшие узреть чудо. Многие оставались здесь, пополняя ряды монашеской братии.Так как монахов стало много, а святыню требовалось содержать в сохранности, решено было учредить монастырь.
Сначала появилась деревянная церковь у подножия горы (сейчас здесь часовня), затем была построена каменная Свято-Успенская церковь, впоследствии ставшая собором.В 1527 г. монастырь впервые упоминается в летописях, а с конца XVI в. он становится центром духовной жизни западных земель Руси. Способствовали этому дары местной помещицы Анны Гойской: в 1597 г.
она отдала монастырю большие земельные угодья и чудотворный образ Божьей Матери, ставшей еще одной реликвией будущей лавры.Идя в ногу со временем, в начале XVII в. монастырь открывает собственную типографию для издания православной литературы, а также школу для обучения местных детей грамоте.Продолжается строительство: в 1649 г.
на вершине появляется церковь в честь Святой Троицы, также впоследствии ставшая собором.В 1667 г. монастырь оказался на территории Речи Посполитой, был передан монашескому ордену василиан (униатскому ордену св. Василия Великого, основанному в Польше в XVII в.), — и стала греко-католической. Во время польского восстания 1830-1831 гг.
василиане помогали бунтовщикам, за что император Николай I приказал униатов изгнать и передать монастырь в ведомство православного исповедания. Примерно тогда же, в 1833 г., монастырь и был впервые назван лаврой.Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. лавра вновь оказалась на территории Польши, с 1939 г.
— на территории СССР, в составе Украинской ССР, в наши дни — на территории Украины.Планировка Почаевской лавры обусловлена рельефом. На вершине холма, образующей плато, расположены основные постройки: Успенский собор, колокольня, собор Св. Троицы. На территорию лавры ведут три входа: Святые и Экономические врата, а также туннель.
Лавра не только объект паломничества, но и образовательный центр, действующий с перерывами с 1925 г.Все строения лавры, именуемые «слагаемыми веры», сохранены для потомков монастырской братией, оберегавшей постройки даже в самые лихие времена.Почаевская лавра — крупнейший православный храмовый комплекс на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. С 1997 г.
лавра обрела статус ставропигии и стала канонически прямо подчиняться митрополиту Киевскому и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).Строения лавры обладают значительной исторической и архитектурной ценностью, в особенности два ее собора и колокольня.
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Готфрида Гофмана был построен на месте нескольких старых ветхих церквушек. Собор объединяет в себе два стиля — барокко и рококо, вид его весьма величественный и довольно непривычный. Это понял сам русский император Николай I: уловив в каменном сооружении скрытый дух непокорности, в 1842 г.
он назвал Успенский собор произведением дерзкой архитектуры. Посетивший монастырь в 1859 г. император Александр II, напротив, остался в восторге от храма и пожертвовал ему новый громадный иконостас. Российский император Николай II продолжил традицию делать богатые дары лавре: передал собору паникадило и назвал окружающую лавру местность украинской Швейцарией.
Впоследствии были воздвигнуты еще два придела: во имя Святого Николая Чудотворца (1842 г.) и в честь Святого Александра Невского (1859 г.).В этом же храме находится и след правой стопы Богородицы на плотном известковом туфе, за небольшой латунной оградой, у первой колонны, источающий святую целебную воду.
Паломники эту воду пьют и уносят с собой, надеясь на избавление от душевных и телесных мук.Вторая лаврская святыня — чудотворная икона Богородицы, подаренная в 1559 г. греческим митрополитом Неофитом благодетельнице монастыря Анне Гойской, — установлена над Царскими вратами.Совершенно особую миссию должен был нести большой Троицкий собор, построенный в начале XX в.
по проекту знаменитого во всем мире архитектора Алексея Щусева (1873-1949 гг.). Задуманный и построенный в нарочито древнерусском (неорусском) стиле, собор призван был стать наглядной проповедью православия в западном крае России. Западный вход в храм украшен мозаичным изображением Почаевской иконы Божьей Матери. Троицкий собор украшен живописной мозаикой Николая Рериха «Спас Нерукотворный»: эта работа считается одной из первых по значимости в ряду многих работ Рериха, посвященных образу Христа.Пещерная церковь Преподобного Иова действительно устроена в земле, и, чтобы попасть в нее, надо сойти по крутой лестнице и пройти длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников Руси.Свято-Варваринская церковь была освящена в 1887 г. как Трапезная церковь и служит столовой для монастырской братии и по сей день.
Самые почитаемые праздники Почаевской лавры — день Почаевской Божьей Матери (5 августа), день памяти преподобного Иова (10 сентября), день памяти преподобного Амфилохия (12 мая).
Общая информация
Местонахождение: Восточная Европа, Западная Украина.Административная принадлежность: Почаевский городской совет, Кременецкий район, Тернопольская область, Украина.
Дата основания: 1240 г.
Первое письменное упоминание: 1527 г.
Конфессиональная принадлежность: Украинская православная церковь (Московского патриархата).
Ближайшие крупные города: Львов — 729 038 чел. (2014 г.), Тернополь — 217 110 чел. (2014 г.).
Языки: украинский, русский.
Этнический состав: украинцы, русские.
Денежная единица: украинская гривна.
Река: Иква.
Цифры
Успенский собор: высота — 56 м, длина — 54 м, ширина — 40 м; размеры иконостаса: длина — 25 м, высота — 21 м.
Колокольня: высота — 65 м.
Удаленность: 64 км на север от Тернополя, 140 км на восток от Львова.
Климат и погода
Умеренно континентальный.
Нежаркое и влажное лето, мягкая зима.
Средняя температура января: -5,7°С.
Средняя температура июля: +18,3°С.
Среднегодовое количество осадков: 600-680 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.■ Природные: источник Святой Анны, Божья гора, Чертов камень.
■ Культовые: Пещерная церковь (1774 г.), Успенский собор (1771-1782 гг.), церковь Преподобных Антония и Феодосия (1858 г.), Свято-Варваринская церковь (1887 г.), Троицкий собор (1906-1912 гг.), Свято-Духовский монастырь-скит.
■ Архитектурные: кельи (1771-1780 гг.), Архиерейский дом (1825 г.), надвратный корпус (1835 г.), колокольня (1861-1869 гг.).
■ Святыни: след стопы Божьей Матери с источником целебной воды, Почаевская икона Божьей Матери, мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме (в честь него же), мощи преподобного Амфилохия Почаевского (там же).
■ Исторические: руины оборонного доминиканского монастыря (XIII в.).
■ Свято-Успенская Почаевская лавра — один из пяти православных монастырей на территории исторической Руси, удостоенных титула лавры, одна из трех украинских лавр, четвертая по времени получения титула после Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (Киев), Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Подмосковье, Сергиев Посад) и Свято-Троицкой Апександро-Невской лавры (Санкт-Петербург).
■ Источник Святой Анны, что неподалеку от Почаева, связан с легендой об иконе, которую в древние времена на опушке леса нашли пастухи. Икону Святой Анны торжественно перенесли в храм, однако наутро она неведомым образом вернулась обратно. Тогда ей оказали больший почет и с молебном перенесли в церковь опять. Но наутро икона снова оказалась на выбранном ею месте в лесу.
И вот тогда специально для нее построили часовню, а рядом вдруг забил чудотворный источник, известный целебными свойствами.■ Согласно распространенной версии, название лавры произошло от «Лочайны» — бывшего правого притока Днепра, протекавшего в Киеве у Киево-Печерской лавры. Считается, что монахи, основавшие Почаевскую лавру, дали ей название в честь днепровского притока.
Название же самой Почайны идет от древнеславянского «почаина» — «вода, влага».■ Наследники помещицы Анны Гойской не могли смириться с потерей богатых земель и еще долго предъявляли претензии на завещанные монастырю имения.В 1623 г. один из них, некто Андрей Фирлей, разграбил монастырь, отнял чудотворную икону и перенес ее в местечко Козин. Только в 1644 г.
, по решению трибунала, икона была возвращена монастырю.■ Зная о своеобразных взглядах художника Николая Рериха на религию, митрополит Евлогий, восхищенный его работой для Троицкого собора, заявил: «Насколько он [Рерих] православный, мне неизвестно, но что он последователь Христа — это я знаю!»■ В 1618 г.
в типографии Почаевской лавры был напечатан знаменитый трактат «Зерцало богословия» Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого (ум. 1646 г.), одного из самых известных восточнославянских богословов, философа и проповедника.■ С 1959 г. до последних лет советской власти в Почаевской лавре работал Музей атеизма.
■ Успенский собор расписан как каноническими изображениями святых, так и картинами на тему истории лавры. Например, здесь помещена картина, изображающая чудесное исцеление в 1597 г. Филиппа, слепорожденного брата Анны Гойской.
Источник: http://geosfera.org/evropa/ukraina/1916-pochaevskaya-lavra.html
Почаев
В 20 км от города Кременец Тернопольской области, по трассе Кременец-Львов, находится известная во всем православном мире Свято-Успенская Почаевская лавра, ее основание по традиции относят к XIII в., когда после нашествия хана Батыя на Киев Печерские монахи потянулись на Волынь.
Поселившись здесь, назвали это место Почаевом, в память о реке Почайне, на которой князь Владимир в 988 г. начал крещение Руси. Тогда же, в 1240 г., произошло чудо появления Божьей Матери в огненном столпе. Сегодня об этом событии напоминает нам целебный источник, начавший вытекать из скалы после того, как Богородица на мгновение прикоснулась к ней стопой.
В 1597 г. владелица Почаева Анна Гойска подарила монахам икону Богородицы, которую она получила в подарок от греческого митрополита Неофита. В начале XVIII в. монастырь переходит в руки униатских монахов василиан.
На этот период приходится строительство Успенского собора (архитектор Готфрид Гофман, 1771-1783 гг). Храм в стиле позднего барокко был построен на средства Николая Потоцкого.
Почувствовав чудотворную силу Почаевской иконы Божией Матери, граф перешел из латинского в греческий обряд и стал главным благодетелем монастыря.
В 1795 г., в результате разделения Польши, Западная Волынь отошла к Российской империи. После поражения польского восстания 1830-1831 гг. Почаевский монастырь вернули православным. В 1833 г. он получил статус лавры.
Во время революции 1917-1920 гг. город несколько раз переходил из рук в руки, но монастырь пережил все эти испытания. Большая угроза нависла над монастырем в начале 60-х годов XX века., когда Советская власть начала принимать меры, направленные на его закрытие, но и это тяжелое время тоже прошло. Сегодня лавра принадлежит Украинской православной церкви.
Колокола Почаевской лавры слышны на многие километры. Колокольня построена в 1861-1871 гг. по проекту архитектора Раструханова. По народному поверью, прикоснувшись к колоколу, можно получить от него целебную силу.
Расположенный поблизости Троицкий собор построен в 1911 г. по проекту академика А. В. Щусева. Над входами – мозаика по эскизам Н. Рериха. (Кстати, мозаики по эскизам Н.Рериха можно осмотреть также в с. Пархомовка, что в Володарском районе Киевской области.)
С верхней террасы лавры открывается прекрасный вид на городок. Близость святого места, великолепная природа не раз вдохновляли писателей и художников, способствовали развитию талантов. С Почаевом связано немало славных имен и событий. Здесь в разные времена побывали Ф. Прокопович, В. Григорович-Барский, Г. Сковорода.
Путешествуя по Волыни 1845 г., его посетил украинский историк и писатель Н. Костомаров. А через тридцать лет здесь побывал общественный деятель, ученый М. Драгоманов. В 1846 г. по поручению Археографической комиссии в Почаеве был Т. Шевченко. В городе родились талантливые украинские художники: И. Хворостецкий, А. Якимчук, А.
Шатковский.
Находясь на территории Кременецкого района, вы можете посетить еще одно святое и благодатное место – источник Праведной Анны (село Онишковцы, Ровенской области, в 12 км от Кременца).
Источник Праведной Анны – место паломничества христиан с целью духовного и физического исцеления. Температура целебной воды является постоянной +9 oС. В 1991 году освящена новая церковь в честь праведной Анны.
Каждый день, из года в год, к святому источнику прибывают люди из многих регионов Украины, чтобы поклониться святыне, пьют и омываются благодатной водой.
Наша страничка в Фейсбуке: Цікава Україна. Лайкните, чтобы отслеживать новое на сайте.
Источник: http://interestingukraine.kiev.ua/ternopolskaya-oblast/pochaev/
Почаевская Лавра
?varandej (varandej) wrote,
2011-12-01 23:23:00varandej
varandej
2011-12-01 23:23:00Categories:
- религия
- путешествия
Что такое “лавра” и чем она отличается от обычного монастыря, я честно говоря так и не разобрался, но от сотен других православных монастырей Лавры отличаются примерно в той же степени, как Москва, Петербург, Киев от других городов.. Всего в России и Украине 5 православных лавр: Киево-Печерская (с 1051 года) в Киеве, Троицке-Сергиева (с 1744) в Подмосковье, Александро-Невская (с 1791 года) в Петербурге, Почаевская (с 1833) в Западной Украине и Святогорская (с 2004 года) в Восточной. Три первых Лавры я видел ещё достаточно давно, в Святогорске побывал в мае-2011, а в ноябре наконец достиг и Почаева. И сказать, что Почаевская Лавра впечатляет – не сказать ничего! Крошечный Почаев (8,3 тыс. жителей) весь помещается у её подножья, и ещё неизвестно, что в этой Лавре впечатляет больше – архитектура или общий колорит. Не так много мест я посещал, где мне хотелось фотографировать людей – и Почаев одно из них.
…По легенде, монастырь на Почаевской горе основали в 1240 году монахи, бежавшие из разрушенного Киева, а место им указала огненная фигура Богородицы.
Но достоверно православный монастырь здесь известен с 1527 года, а расцвет начался на рубеже 16-17 веков: в 1597 году помещица Анна Гойская завещала обители большие земельные угодья и чудотворную икону Богоматери, которую ей в 1559 году подарил митрополит Неофит, будущий Патриарх Константинопольский, а в 1604 игуменом был избран Иов (в миру Иоанн Железо) – праведник и аскет, сподвижник уже знакомого нам Константина-Василия Острожского, редактор и куратор “Острожской Библии” Иваноа Фёдорова. Это было не случайно: по Речи Посполитой стремительно распространялась новая конфессия – греко-католичество, у нас более известное как “униатство”, и Почаевский монастырь стал крупнейшим оплотом традиционного православия в Западной Руси. Почаевская икона в 1624-44 годах покидала обитель – у Анны Гойской нашёлся наследник-лютеранин Андрей Фирль.
Иов Почаевский умер в 1651 году, прожив ровно 100 лет, но сделанного им монастырю хватило ещё на полвека. В 1675 году монастырь каким-то чудом обошло турецкое войско.
А в 1713 году “оплот православия” наконец принял унию (о степени добровольности судить не берусь, мнения диаметрально противоположны, аргумент – очевидность), после чего точно так же остался одним из главных монастырей Западной Руси, начав к тому же строиться в камне.
Наконец, в 1830 году униатство на территории России было ликвидировано с правом перехода как в православие, так и в католичество (при этом “по умолчанию” униатов записывали православными, и как можно быстрее), и некогда крупнейший монастырь греко-католического мира в 1833 году стал четвёртой Лаврой российской церкви.
С тех пор Лавра ни разу не закрывалась, в 1939-42 годах архимандрит Николай (Ярушевич) присоединил к РПЦ православные епархии на новопокорённых землях, а архимандрит Алексий (Громадский) провозгласил Украинскую Автокефальную Церковь, тогда ещё в московской юрисдикции.
Закрыть монастырь особенно интенсивно пытались при Хрущове и позже, причём в основном мирным средствами, и к 1980 годами таки почти добили – но только “почти”. Ныне обитель вполне оправдывает роль Лавры.Стоящие на горе соборы и башни с золотыми куполами становятся видны за несколько километров от города, и буквально нависают над ним.
Компактная и высокая Почаевская Лавра уступает Киево-Печерской и Троице-Сергиевой размером, количеством зданий, историей – но едва ли не превосходит их зрелищностью. А теперь представьте, как действовал такой вид на паломника давних эпох, пришедшего сюда пешком из глухой деревни:
Первое моё впечатление от Почаева выглядело так: толпа паломниц, штурмующая рейсовый ПАЗик, на котором я приехал из Кременца, и очень красивая придорожная часовня-новостройка.
На главной улице, огибающей Лавру, смешались повозки и комфортабельные автобусы:Мимо семинарии с “русском стиле” к воротам Лавры ведёт самая настоящая улица:Здесь же – единственный в городе квартал уездных домиков, очевидно входивших в инфраструктуру Лавры сто лет назад:Чуть выше – настоящий базар, где соседствуют иконы и сувениры типа плетёных корзин, а уж торговля платками для паломниц здесь в промышленных масштабах:
У подножья – внезапный памятник “борцам за волю”, над которым флаг и воззвание националистов. Как и в 17 веке, Почаевская Лавра – оплот “московского” православия в чужой земле, и я хорошо помню разговор с греко-католическим священником в Бучаче, который долго мне рассказывал, как это несправедливо – что Почаевская Лавра до сих пор не возвращена греко-католикам, но вот через несколько лет непременно… Случайно ли административные переделы ХХ века привели к тому, что расположенный в изначально православной и дружественной Волыни Почаев оказался “московским” форпостом в самой что ни на есть Галичине.
Я на территорию Лавры решил зайти позже: прибыв в незнакомый город, я обычно первым дело стараюсь попасть на автовокзал, чтобы купить билет дальше. В принципе, просто не стоило слезать с автобуса прямо у Лавры – а так пришлось идти около километра под ее стеной.
После восхождения на кременецкую гору Бона я не чувствовал ничего, кроме холода, мечтал лишь о тёплой еде (а адекватное кафе найти не удалось) – и всё же сделал по дороге кадров 15 – настолько поражает масштаб лаврских зданий, нависающих над тобой.
Фотографии, конечно, не передают этого величия – но просто представьте, что высота этой горы 70 метров.Слева направо – Успенский собор (1771-83), вписанная в склон церковь Святой Варварвы (1888) и колокольня (1869-71) высотой 65 метров, явно роднящая эту лавру с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской.
Левее – Архиерейский дом в стиле классицизма (1825), также вписанный в склон – наверное, самая поздняя из “униатских” построек Лавры:
Успенский собор – напротив, самая ранняя из сохранившихся.
Это классическая униатская базилика с алтарём на север, к тому же являющаяся образцом “виленского барокко” – этот стиль, отличающейся чрезвычайно сложной пластикой фасадов, является архитектурной “визиткой” Белоруссии, а Успенский собор, один из двух таких храмов на Украине (вместе с монастырём в уже упомянутом Бучаче), считается едва ли не лучшим его образцом. Почему был выбран именно этот стиль – судить не берусь, возможно дело в фундаторе, крайне эксцентричном магнате Николае Потоцком, построившем крупнейший греко-католический собор даже невзирая на то, что сам был римо-католиком.
Обратите внимание на “стилобат” – под собором монастрыские пещеры, скалистый склон горы просто “упакован” в одно из зданий. А между тем, белёную стену Лавры сменяется за башенкой-“ладьёй” краснокирпичная:Мы вышли к Большой Лаврской промзоне – иначе назвать эту часть монастыря у меня язык не повернётся.
Напротив этих ворот – довольно крупный, и неожиданно пустынный автовокзал. Легко уехать в Броды и Кременец, по 1-2 рейса в день почти во все крупные города Западной Украины. Через Броды мне показалось удобнее всего выбираться во Львов.
Над крышами лаврских складов и фабрик хорошо видны Успенский собор, корпус над церковью Иова Почаевского, огромные жилые корпуса и строящийся Преображенский собор – краны добавляют индустриальности. Направившись вдоль кирпичный стены, я увидел ещё одни ворота, из которых периодически выезжали повозки.
Мне стало интересно, что там, и я заглянул:Включил ультразум только затем, чтобы приблизить табличку – но в кадр попал и крестьянин, судя по выражению лица, заметивший мой фотоаппарат. Ладно, надеюсь, этот кадр ему ничем не навредит, по крайней мере в содержании ничего компрометирующего не вижу.
“Млин”, если кто не в курсе – это мельница, здесь селяне сбывают зерно:Подъём к задним воротам Лавры над промзоной, которую украшает церковь Всех Святых:Вот так, с чёрного хода, я вошёл в Почаевскую Лавру, и первым, что я увидел, стал строящийся Преображенский собор:Который обещает стать очень красивым храмом – только неизбежно подмяв под себя другие соборы:Как видите, работают на стройке не басурмане какие-нибудь, а сами монахи, возможно при поддержке местных жителей:
Войдя в Лавру с чёрного хода, я не увидел вот этот стенд с правилами поведения, стоящий у главных ворот. Одно правило, догадайтесь какое, я интенсивно нарушал, так как соборы аналогичным пунктом не снабжены. В этом же кадре казаки – как и в Святогорске, здесь они выполняют роль охраны, да и в Сергиевом Посаде, вроде бы, они есть. Причём во всех трёх лаврах обмундирование казаков заметно отличается – здесь их облик самый прогрессивный:
На следующей площади – паломническая гостиница, и обычно тут страшная толчея, но я каким-то образом ухитрился снять кадр без людей. Только старушка, судя по всему местная, ищет какие-нибудь отходы богатых туристов.
Паломническая гостиница огромна, думаю, два её корпуса по вместимости не уступят иному “Туристу” иил “Центральной” в областных центрах, сзади к ней примыкает автостоянка. Внутрь не заходил (почему-то), а на входе приметил табличку, запрещающу паломникам выходить из гостиницы в Лавру после 22 часов.
А странная “башня” перед гостиничным фасадом – ещё один технический памятник. Если в обычных монастырях бывают надколодезные часовни, то в Почаевской Лавре – часовня-водонапорная башня! Слева – церковь Похвалы Богородице (1860), справа – краешек колокольни:Вид с того же места в другую сторону.
Один из кадров, где я попытался “поймать” и людей вполне даёт представление о контингенте: вот явные туристки, вполне возможно проездом из Киева во Львов, любуются архитектурными красотами, а рядом двое молодых людей с монахом беседуют о вере.Впечатляют и две часовенки.
Первая – безымянная часовня для богослужений на октрытом воздухе (в неё, видимо, помещают алтарь или раку с мощами Иова Почаевского):А вторая часовня носит посвящение Двухтысячелетия Рождества Христова, что намекает на время её постройки и простенькое “убранство”, сфотографированное через оконце – судя по всему, часовня вообще не предназначена для того, чтобы заходить вовнутрь.Здесь же колокол, судя по всему новый. Мне удалось найти несколько новостей о визите в Лавре патриарха Кирилла, который среди прочего освятил 6-тонный колокол – видимо, вот этот:Общий вид этой части Лавры со “стилабата” Успенского собора:Вообще, ходить по главной площади Лавры действительно интересно, просто смотреть на людей. Я был наслышан о том, что здесь неадекватно строгие порядки, всякого рода кликушество (например, на тему ИНН), у всех в глазах деньги… И был порядком удивлён, когда этого не заметил. Мне кажется, такие огромные монастыри с сотнями монахов и тысячами паломников в принципе содержат все грани современного православия, и каждый увидит здесь то, что хочет увидеть: кто-то – одухотворённых святых отцов, наставляющих мирян на путь истинный; кто-то – сребролюбие и мракобесие, желание нажиться и ещё чего-нибудь, чего “нет у греко-католиков, КП и Автокефалии”. В том-то и дело, что всего тут хватает, и места вроде Почаевской Лавры одинаково годны и для того, чтобы убедиться в абсолютно превосходстве Московского патриархата над всеми остальными, и для того, чтобы убидеться в абсолютном превосходстве над Московским патриархатом всех остальных. И даже чтобы убедиться, что у всех четырёх конфессий своя правда, и все споры о том, кто лучше – дело пустое…Единственное, что мне однозначно в Лавре не понравилось – это невероятное обилие попрошаек. Столько, сколько здесь, я их кажется не видел во всех остальных монастырях, вместе взятых. Причём если внутри Лавры это набожного вида старушки, собирающие деньги на какие-то конкретные нужды, то за воротами – в основном довольно стрёмного вида бомжи.Ещё одна деталь:
Поднимаемся на стиллобат, к подножью Успенского собора – он пугающе огромен. Когда чуть менее года назад я писал, что костёл Франциска Ксаверия в Гродно – самый величественный собор Западной Руси, мне просто в голову не приходило, что в Почаеве может быть такое! Храмов такого масштаба нет даже во Львове, по впечатлениям (как по цифрам – не знаю) даже Латинский собор немного меньше… Но Успенский собор не только огромен, но и действительно очень красив. Особенно обратите внимание на башни, поставленные под углом в 45 градусов к фасаду собора.
Вид с площадки перед собором. Уже знакомая церковь Святой Варвары, монастырские огороды на склоне и райончик у входа вдалеке:Почаев – в сущности, даже не город, а просто лаврская слободка. В этом смысле он ещё менее самодостаточен, чем Святогорск, совмещающий свою Лавру с курортом.
Ещё один вид лаврской промзоны:
Успенский собор окружает каре жилых корпусов с домовыми церквями, построенных одновременно с храмом, между которыми есть дворик с собственной надколодезной часовней – но туда, если я не ошибаюсь, вход открыт только самим монахам.
А окна прямо в склоне холма – ни что иное, как подземная церковь Иова Почаевского, вход в которую под тем барочным фасадом:
Коридор, которому и принадлежат окна – слева толща горы, справа виды наружу. На лавочках о чём-то беседуют паломницы. Зал церкви Иова Почаевского также вытянут вдоль горы, и серебряная рака святого стоит в скальном гроте с почти не обработанными сводами.
Но самый интересный храм Лавры, на мой взгляд – не гигантский Успенский собор и не подземная церковь Иова, а относительно небольшой Троицкий собор, до этого мелькавший на некоторых моих кадрах.
Его построил в 1905-11 годах Алексей Щусев, и здесь этот гений русского стиля превзошёл сам себя!
Чем же, спросите вы? Как минимум – самой идеей: православной Лавре был остро необходим ДРЕВНИЙ собор, переживший нашествие монголов.
А где взять такой собор в монастыре, сложившемся в 16 веке и вплоть до 18 века сплошь деревянном? И Щусев не просто построил церковь, стилизованную под Древнюю Русь, а ещё и изобразил в её облике многовековую эволюцию домонгольского храма, не раз разрушавшегося, восстанавливашегося, горевшего, передававшегося от одной конфессии к другой – но каким-то чудом пережившего все эти перепитии. Лестничная башня у фасада, контрфорсы, мелкие детали… Какие исторические события могли бы стоять хотя бы за ассиметрией его апсиды?
Вид почти от главного входа (левее края кадра), на переднем плане трёхглавая часовенка в честь 400-летия Перенесения Почаевской иконы в монастырь:Южный портал делал Рерих:И за что мне нравятся постройки Щусева – за то, что он даже не пытался скрыть, что это работа эпохи модерна.
В этом, на мой взгляд, в первую очередь заключается его гениальность: понимая с первого взгялда, что перед тобой всего лишь начало ХХ века, щусевским стилизациям ВЕРИШЬ:Восточный портал делал художник Нерадовский по эскизу самого Щусева:Северный портал послабее, и судя по всему – современный:Вид от “рериховского” портала на Архиерейский дворец и ворота:Покидаю Лавру через Никольскую надвратную церковь (1835):Здесь тоже столптворение – паломники, туристы, монахи, миряне, бомжи-попрошайки и сборщицы податей:Улица спускается к уже упомянутой семинарии, откуда прямая дорога ведёт на кладбищенский скит. Справа – одна из самых необычных часовен православного мира, сделанная в стволе усохшей липы, посаженной ещё в 1595 году Иовом Почаевским:По дороге ещё одна церковь-новостройка:За церковью – мирское кладбище, а на нём мемориал, который я мечтал увидеть в Западной Украине хоть где-нибудь – рядом одинаково ухоженные памятники красноармейцам и “борцам за волю”:
Вокруг церкви – огромное, действительно огромное монашеское кладбище: ведь даже в 1960-е годы, когда положение Лавры было особенно трудным, в ней оставалось более 30 монахов, в среднем же постоянно их здесь было около трёхсот.Жаль только, что погода подвела…
Из Почаева, как уже говорилось, с пересадкой в Бродах я уехал во Львов, где меня ждали друзья. Но по традиции буду придерживаться географического, а не хронологического порядка в повествовании, и в следующих трёх частях отправимся в Луцк, столицу Волыни.
А в целом, логика расположения 5 лавр мне так до конца и не ясна.
Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Александро-Невская – понятно: три главных города, Киевская Русь – Московская Русь – Российская империя. С Почаевской в общем тоже понятно – преемствеенность от греко-католиков. Святогорская – честно говоря, единственный вариант, который приходит в голову – идеология, поддержка восточных сил в 2004 году.
И к тому же – почему ни одной лавры нет в Белоруссии (как вариант – Жировичский монастырь)? В общем, может кто объяснит?
P.S.Любые оскорбления в адрес любой конфессии (хоть УПЦ МП, хоть УПЦ КП, хоть УАПЦ, хоть УГЦК) будуь пресекаться быстро и безжалостно, особенно рьяные провокаторы – баниться. Да и просто очередного срача на 200 комментариев мне не надо.
ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.Луцк. Замок.Луцк. Старый город.Луцк. Новый город.Владимир-Волынский.Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Немного Галиции
Источник: https://varandej.livejournal.com/419926.html
Почаевская лавра – история, фото, адрес
Почаевская лавра является древнейшим православным монастырем на территории Украины. Он располагается в городе Почаеве Кременецкого района Тернопольской области. По своей масштабности и значимости Почаевская лавра уступает только Киево-Печерской.
Когда именно был основан Почаевский монастырь достименно неизвестно. Существует легенда, согласно которой, основания храма связано с событиями 1240 году, когда хан Батый захватил и разгромил Киев. Монахи Киево-Печерской лавры спаслись бегством. Они нашли убежище на Волыни, а точнее – на высокой Почаевской горе, где и поселились.
С небес к ним сошла Пресвятая Дева Мария в огненной кочках и благословила их. В том месте, где Богородица ступила на землю, остался след – отпечаток правой стопы, и появился источник с целебной водой, не иссяк до сих пор.
В знак чудесного явлениях Девы Марии монахи у подножия Почаевской горы основали Свято-Успенскую церковь, сначала деревянную, а позже каменную.
https://www.youtube.com/watch?v=XhDcwt6IVR0
Почаевская икона Божьей Матери – это настоящее сокровище Успенского собора. С ней связано большое количество чудес в разные времена. Она исцеляла больных, возвращала зрение слепым, а в 1675 году, например, почаевская икона помогла преодолеть осаду многотысячной турецко-татарского войска.
Икону Богородицы Почаевская лавра получила в дар от местной помещицы Анны Гойской в 1597 году.
Эта женщина делала щедрые пожертвования на процветания храма и способствовала строительству каменного монастыря, особенно после того, как чудотворная икона исцелила ее брата, слепого от рождения.
Эту икону Гойской подарил константинопольский митрополит Неофит, который гостил у нее несколько дней, будучи проездом в Почаеве в 1559 году.
После провозглашения Люблинской унии начинаются притеснения православной веры, навязывание чужих вероисповеданий. Почаевская лавра становится оплотом православия, сердцем духовной жизни в Западной Украине.
Одним из выдающихся деятелей лавры, ее настоятелем был Иов Почаевский, прославившийся чудесами исцеления. Он способствовал активному строительству и укреплению монастыря.
При нем были построены оборонительные стены вокруг Почаевской лавры, шесть церквей, собор святой Троицы, монашеские кельи и хозяйственные постройки; начали работать школа и типография. Иов прожил около ста лет.
Его нетленные мощи были канонизированы и праздник почитаются.
Архитектурный ансамбль Почаевской лавры поражает своей красотой и величием. В центральной части расположена колокольня, достигающее в высоту 65 метров. На монастырской территории расположено два собора.
Большой Успенский собор является настоящей украшениями Почаевской лавры. Сводился он в 1771 – 1783 годах на месте деревянного храма, а проектировал его архитектор Готфрид Гофман.
Собор объединяет в себе два стиля – барокко и рококо. Пилястры, декоративные вазы, богатая лепнина на фасаде только подчеркивают его великолепие.
Ниже Успенского собора расположен храм Иова Почаевского, или Пещерная церковь.
Троицкий собор был построен значительно позже чем Успенский – в течение 1906-1912 годов, по проекту архитектора Алексея Щусева (кстати, одна из его знаменитых работ – Мавзолей Ленина).
Выполнен он в неорусском стиле и украшен живописной мозаикой Николая Рериха «Спас Нерукотворный».
Святых воротах, ведущих в храм, изображено явление Пресвятой Девы Марии, который оставил отпечаток стопы на земле.
Десятки тысяч людей приезжают сюда, чтобы увидеть эту душераздирающую красоту.
Кто-то просто посмотреть, походить святым местом, насладиться красотой отделки храмов, а большинство посетителей лавры приезжают именно чтобы помолиться и число паломников здесь весьма и весьма велико.
Почаевская лавра – одна из самых знаменитых святынь Украины, а поэтому ее посещает большое количество иностранцев, не говоря уже о паломников из разных уголков Украины.
Источник: http://bigukraine.com/ru/content/pochaevskaya-lavra
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Біжать у Почаїв стежки і дороги,
Там Божії дзвони гудуть,
До нашого Бога, єдиного Бога,
Народи, як води, пливуть.
Именно в этих словах известной церковной песни выражается вся любовь и почитание Свято-Успенской Почаевской Лавры, которая на протяжении многих столетий была и остается самым большим монастырем и православным форпостом на Западной Украине.
За свою историю, обитель пережила немало драматических событий: турецкая осада, войны, борьба конфессий, советский атеизм и современное неспокойствие – все это способствовало усилению молитвенного подвига насельников монастыря, закаливанию и укреплению самого монастыря.
Почаевский монастырь расположился в Кременецких горах на Тернопольщине. Свет его белых стен и сияние золотых куполов видны за десятки километров от Почаева – городка, который вырос благодаря монастырю.
Явление Божией Матери на Почаевское горе
По преданию, на горе, где ныне стоит монастырь, в 1240 году произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы в огненном пламени. В то время Киевская Русь страдала от нападения и разорения татаро-монгол, которые тогда разрушили и Киево-Печерскую Лавру. Некоторым монахом удалось убежать, и они нашли прибежище в районе будущего Почаева.
Двое монахов, молившихся на горе, увидели это чудесное явление. Его также увидели и находящиеся неподалеку пастухи. После появления Богородицы на камне, где Она стояла, остался отпечаток стопы, как бы расплавленный след. Из камня забил целебный источник, которые вместе со отпечатком стопы существуют и сегодня, и находятся под сводами Успенского собора.
Основание монастыря
Относительно основания есть несколько версий. Одна из них рассказывает, что монастырь основали афонские монахи в начале XIII века еще до ординского нашествия на Русь.
Однако, согласно самой распространенной версии обитель была основана Киево-Печерскими монахами после выше описанного явления Богородицы на Почаевской горе. Рядом с камнем и источником они построили небольшую Успенскую церковь. Со временем монастырь расстроился и число братии увеличилось.
При этом нужно отметить, что первое зафиксированное письменное упоминание о монастыре датируется 1527 годом и находится в грамоте польского короля Сигизмунда I.
Чудотворная Почаевская икона
В верхней части царских врат иконостаса Успенского собора находится одна из главных святынь монастыря – чудотворная Почаевская икона Богородицы, чей звездоподобный киот сияет разноцветными драгоценными камнями.
Этот образ был привезен на Волынь греческим митрополитом Неофитом. Монастырю в конце XVI в. ее подарила покровительница Почаевской обители Анна Гойская, после удивительного исцеления слепого от рождения брата дворянки.
Этот образ уже болем четырех столетий является сосредоточением духовной жизни как в монастыре, так и в регионе. Это не музейная реликвия, и не памятник искусства, а одна из наиболее почитаемых святынь мирового православия, у которой каждый по своей вере получает духовную, душевную или телесную помощь.
Одно из чудес современности произошло с 6-летним мальчиком Юрием, потерявшим после серьезной болезни слух. Болезнь поддавалась лечению, однако оно должно было быть долгим.
В больницу к больному его бабушка принесла небольшой образок Почаевской икону, который оставался у кровати Юры. Наутро врачи сообщили родителям, что ребенка выписывают. Мальчик выздоровел, однако скоро снова случились проблемы со слухом.
Тогда как раз в город привезли чудотворную Почаевскую икону. Пройдясь крестным ходом с иконой и приложившись к ней, Юра снова выздоровел.
На значительные праздники святыню спускают на специальных лентах к богомольцам, чтобы они могли приложиться в ней.
Турецкая осада
Одновременно чудесное и историческое событие произошло в 1675 году. Османские войска хана Нурредина окружили Почаевский монастырь со всех сторон. Понятно, в обители не было своих войск, да и постройки не представляли для завоевателей какой-то непреодолимой преграды. Тогда монахи вместе с прихожанами стали усердно молится.
На следующее утро, когда турецкие завоеватели готовились к штурму, над монастырем явилась Пресвятая Богородица в ярком свете и окружении ангелов. Напуганное войско стало стрелять в Божью Матери из луков, однако стрелы возвращались обратно и поражали стрелявших. В паническом состоянии турки стали убегать, убивая на пути друг друга. Часть пленили защитники монастыря.
Некоторые из нападавших приняли христианство и остались жить в обители.
Период унии
Чуть более 100 лет – с начала XVIII столетия и до 1831-32 годов монастырь был греко-католическим в ведении ордена Василиан. В этот период было построено ряд сооружений, среди которых и Успенский собор.
После разделения Польши в 1795 году, когда земли отошли Российской империи, обитель не сразу вернулась в православие. Возвращению монастыря поспособствовало участие василиан в польском восстании 1830-31 годах.
После этого, царским указом они были выселены из Почаевской обители, в которую вернулись православные монахи. Еще одним императорским указом в 1833 году монастырю был присвоен статус лавры.
Монах-граф
Известно, что после одного знакового события в жизни графа Николая Потоцкого, он принял монашество в Почаевском монастыре. А случилось это так. Однажды проезжая мимо стен обители, графская карета перевернулась.
Разгневанный хозяин решил застрелить кучера. Слуга повернулся в сторону монастыря и стал молиться, и пистолет Потоцкого трижды дал осечку.
Удивленный чудом, граф посвятил свою жизнь монастырю, в частности, способствовал возведению Успенского монастыря, а незадолго до смерти принял монашество.
Советское время
В отличии от центральной и юго-восточной Украины, в западные регионы советская власть пришла накануне Второй Мировой войны.
Коммунисты не закрыли Почаевскую лавру ,как было с множеством монастырей и храмов, однако, изъяли типографию, мельницу, иконописную мастерскую, свечной завод, поля, леса и сады, принадлежавшие обители.
Лишившись почти всего имущества, Лавра продолжала жить и в советское время не закрывалась. Хотя и претерпела немало. Например, во время одно из волн гонений на Церковь в 1960-х годах, был арестован наместник монастыря архимандрит Алипий.
Одним из факторов, почему монастырь не закрыли, является его расположение в отдаленной от областного центра местности. Радостным событием в жизни монастыря в этот период стала пасхальная служба в 1975 году, которую совершил Румынский Патриарх Юстиниан.
Святые Иов и Амфилохий Почаевские
Самыми известными монахами Почаевской лавры являются преподобные Иов и Амфилохий. К их мощам, как и другим святыням обители, ежедневно приезжают поклониться сотни и тысячи верующих.
Преподобный Иов был уроженцем Галичины и пришел в Почаевский монастырь в начале ХVII века. Он поселился в отдельной пещере рядом с монастырем. Он мог неделями молиться в своей пещере, не выходя из нее. Вскоре монахи выбрали его настоятелем.
Он вместе со всеми работал в монастырском саду, укреплял рядом расположенные плотины. Много сделал для укрепления православия в период католической экспансии. Преподобный Иов прожил более 100 лет и умер в 1651 году.
Его пещера сегодня является одной из лаврских святынь.
Преподобный Амфилохий практически наш современник – он жил в XX веке и умер в 1971 году. Еще при жизни монах был известен далеко за пределами обители благодаря дару исцеления. Он бескорыстно помогал воинам УПА, родным партийных деятелей, тысячам простых людей, несмотря на гонения и времена советского атеизма. Самое известное его чудо – воскрешение маленькой девочки.
Целебные источники
Источник от стопы Богородицы находится внутри Успенского собора. О нем мы рассказывали в одной из публикаций (ссылка). В том же материале мы писали еще об одном источнике, в честь святой Анны, находится в нескольких километрах от лавры, и хотя не относится к нему, однако все паломники посещают его на пути в или из монастыря.
Современная жизнь
После обретения Украиной независимости монастырь перестал испытывать давление со стороны властей. Лавра открыла неподалеку скит, семинарию, привела в порядок храмы, корпуса и территорию, построила новые гостиницы для паломников. В 2009-2013 годах был построен новый собор в честь Преображения Господня, который стал самым большим монастырским храмом и одним из самых больших в Украине.
Интересные факты
- Тарас Шевченко, пораженный величием и красотой Лавры, написал этюды с видами Почаевской лавры;
- «Украинской Швейцарией» назвал пейзажи Почаева император Николай II
- Лаврская колокольня третья по высоте в Украине – 65 м;
- за год лавру посещают около 1500000 человек;
- Один из монастырских храмов, в честь Святой Троицы, построен архитектором Щусевым – автором мавзолея Ленина. Мозаики этого храма созданы по эскизам художника Рериха, позже отлученного от Церкви
Свято-Успенская Почаевская Лавра обновлено: Июнь 7, 2016 автором: Миша Герасименко
Источник: http://weloveua.com/svyato-uspenskaya-pochaevskaya-lavra-2/