Покаяние (исповедь)

Таинство Покаяния

Покаяние — это то чувство, которое в разной степени знакомо каждому человеку. Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». В христианстве покаяние означает осознание человеком  своих прегрешений перед Богом.

В жизни человека покаяние проявляется в весьма разных формах. Это и слова «прошу прощения», «извините», и определенные жесты. Все это служит для выражения человеком сожаления о совершенной ошибке или о причиненном окружающим людям зле.

Покаяние необходимо человеку, чтобы очистить свою совесть, примириться с людьми, которых вольно или невольно обидели.  

Грехи и раскаяние

Более всего мы бываем виновны перед Господом, когда совершаем тот или иной грех, тем самым нарушая данные Им Заповеди. Каждый грех становится преградой в наших отношениях с Богом и требует своего искупления. Как известно, человек имеет свободную волю, то есть сам выбирает свой жизненный путь, может творить добрые дела или совершать греховные поступки.

Нередко человек перекладывает вину за свои грехи на диавола, придумывая себе такое оправдание, как «бес попутал». Однако диавол не может заставить согрешить. Он действует хитростью, например, соблазняя человека мнимой выгодой греховного дела. Если человек не устоял и нарушил Божию заповедь, значит, он тем самым отверг Господню волю и исполнил волю диавола.

 

Часто случается, что человек, впадающий в некие прегрешения, самостоятельно не может избавиться от того или иного греха, сколько бы раз не собирался изменить свою жизнь. Диавол каждый раз находит способ подтолкнуть человека к греху. Единственным способом вырваться из власти греха является Таинство покаяния, которое возвращает человеку милость Божию и Его помощь.

Обратите внимание

Диавол, видя кающегося человека, теряет над ним свою власть и оказывается посрамленным. Именно поэтому сатана всячески пытается помешать человеку прийти к покаянию, воздвигая на его пути множество препятствий и отговорок.

Так, многие люди считают, что им каяться, по сути, и не в чем, а периодически возникающее чувство вины за совершенные проступки люди рассматривают как нечто ненормальное, стараясь поскорее его в себе «заглушить».

Кроме этого, нередко человек стремится сваливать вину за совершенные им грехи на окружающую действительность, мол, «жизнь такая, общество такое, а мы как бы и не причем». Еще страшней бывает, когда люди не осознают того, что им придется держать ответ перед Богом за свои дела. Необходимо помнить, что никто из верующих и неверующих не избежит правосудия Божия.

Люди, обольщенные диаволом, считают, что еще успеют сходить в церковь, успеют покаяться, но вот проходят годы — и человек умирает без покаяния. Хотя, казалось бы, он обещался Христу в таинстве крещения, не отвергал покаяние, как таковое, осознавал, что должен дать Богу ответ за каждое свое дело и помышление, но по научению сатаны все откладывал.

Святые Отцы говорят, что в любом грехе, даже совершенном невольно, есть вина человека. Человек всегда имеет возможность избежать греха, но пренебрегает ей. Каждый грех — преступление перед Богом. Но Господь милостив и ждет, что каждый грешник вновь обратится к Нему, покается и приложит все силы для исправления своего жизненного пути.
 

Покаяние необходимо для примирения с Господом

Чтобы примирить грешника с Богом, наставить его на путь добродетельной жизни, облегчить его душу, отягченную грехами, Церковь издревле содержит таинство покаяния. Это таинство помогает человеку вырваться из греховного плена и приблизиться к Богу. Регулярное покаяние помогает христианину проводить свою жизнь в согласии с волей Господа и своей совестью.

Приход каждого человека на исповедь должен быть осознанным. Изложение Чина исповеди с древности содержало разного рода поучения и наставления, которые обращены к кающимся. Эти поучения должны помочь христианину осознать свои грехи, раскаяться в них и приняться за исправление своей духовной жизни. Человек должен регулярно участвовать в Таинстве покаяния.

Фактически участие в Таинстве исповеди является подтверждением принадлежности человека к Христовой Церкви. Тот, кто не участвует в Таинстве покаяния, можно сказать, исключает себя из Церкви Божией. По христианскому обычаю, исповедники приходят на покаяние четыре раза в год: в Рождественский, Великий, Петров и Успенский посты.

Важно

Участие в Таинстве исповеди должно быть хотя бы ежегодным. Во всяком случае возможность прийти на исповедь не должна быть упущена в Великий пост. При серьезных затрудняющих обстоятельствах считается простительным не бывать на исповеди до трех лет.

Благочестивая жизнь, духовные труды становятся малополезными в том случае, если человек подолгу не исповедуется, а уже тем более, если никогда не бывал на исповеди.  

Покаяние врачует грех

Чтобы покаяние имело пользу, необходимо осознать, насколько тяжки и многочисленны наши грехи. Также нужно понять, что является причиной греха. Любой поступок — следствие неких внутренних причин.

Подчас внутренние причины греха — греховные страсти, которые человек не видит, не осознает и которые как раз и приводят его к грехам. Все множество грехов может быть сведено к перечню греховных страстей, таких как: гордость, блуд, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние.

Нужно различать грехи и греховные страсти. Как поясняет авва Дорофей:

Так, воровство происходит от сребролюбия, леность и пьянство — от чревоугодия, убийство и всякая жестокость — от ненависти или гнева и т.д.

У каждой страсти есть противоположность — добродетель, которой и врачуется страсть.

Например, гордость врачуется смиренномудрием и самоуничижением, гнев — кротостью и  милосердием, сребролюбие — милосердием и милостыней, малодушие — терпением, тщеславие — самоуничижением и т.д.
 

Святые Отцы проповедовали покаяние

Для того, что лучше находить в себе духовные пороки и исправлять их, необходимо чаще обращаться к Священному Писанию. Именно чтение духовной литературы позволяет увидеть свои дурные помыслы, оценить себя с высоты Божественной истины. Святители Иоанн Златоуст (ок.

347-407 гг.) и Кирил Александрийский (376-444 гг.), преподобные Макарий Египетский (ок. 300-391 гг.), авва Дорофей (505-565 или 620 гг.), Иоанн Лествичник (525-595 (605) или 579-649 гг.

) и многие, многие другие святые отцы оставили нам в назидание множество душеспасительных поучений.

Святые Отцы советуют всегда хранить память о своей смерти и будущем суде Божиим, иметь страх Божий в своей душе, стараться посещать храм, творить молитвенное правило дома, непрестанно иметь в душе молитву, ощущать присутствие Господа всегда, быть внимательным к самому себе и своим поступкам, уделять время на чтение душеполезных книг, иметь духовного отца и регулярно приходить на исповедь, избегать общества безнравственных людей, постоянно трудиться, не позволять себе чрезмерный отдых, учиться любви Божией.

Источник: http://ruvera.ru/pokayanie

26. О Таинстве Покаяния (Исповеди) — Православное образование

26.1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На Исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.

26.2. Зачем надо исповедоваться?

– Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Исповедь есть баня, омывающая душу от грехов.

26.3. Как подготовиться к первой Исповеди?

– При подготовке к Исповеди необходимо испытать свою совесть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и помышлением за все время после Крещения. Человек должен все это продумать и осознать, в чем он согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви, и раскаяться. При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время Исповеди.

При подготовке к Исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые.

26.4. Что должен знать желающий, прежде чем приступить к Исповеди?

– К Исповеди должно приступать, предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа прощения своих прегрешений. Не следует впадать в уныние от осознания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме неисповеданных, нераскаянных.

Важно осознавать свою ответственность перед Богом, иметь в сердце сокрушение и самоукорение. Если какой-то грех особо мучает совесть, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время

Совет

К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.

26.5. Как побороть стыд на Исповеди?

– Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд поможет понимание, что Церковь – врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.

26.6. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») – это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды – через покаяние – к перемене.

Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни. Покаяние – это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание.

Покаяние – это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией.

Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу.

Осознание этого – величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.

Святитель Феофан Затворник определяет Покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха.

Обратите внимание

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле-священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобождение) от грехов и прощение от Самого Бога.

26.7. C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой Исповеди. Начиная с 5–6 лет приводить их к священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.

26.8. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

26.9. Что такое грех, как его уничтожить?

– Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является враг человеческого рода, диавол.

Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаянием при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в таинствах Церкви.

26.10. Какая разница между грехом и страстью?

– Страсть – это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними – в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.

26.11. Какие грехи называются смертными?

– Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Читайте также:  Преподобному ефрему сирину - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству Покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!» (святитель Игнатий Брянчанинов).

26.12. Неужели все люди грешники?

– «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом.

Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8–9).

Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое.

26.13. Почему грех Адама и Евы называется первородным?

– Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) – Адам (праотец) и Ева (праматерь) – от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.

26.14. Почему все многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их грехопадение?

– Грехопадение первых людей повредило их духовную и телесную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же поврежденную природу, легко склоняемую к греху.

«Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).

В святоотеческом понимании грех – болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвах.

В таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смертью на Кресте искупил грех Адама.

26.15. Что необходимо для прощения грехов?

– Для прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

26.16. Все ли грехи Бог прощает?

– Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше.

26.17. Как узнать, прощен ли грех?

– Если священник прочитал разрешительную молитву, грех прощен.

Важно

Но грехи, как правило, имеют свойство оставлять после себя последствия. «Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него, то оставляет после себя след и печать поражения, нанесенного человеку» («Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное», святитель Игнатий Брянчанинов).

26.18. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

26.19. Можно ли на Исповеди говорить не все грехи?

– Перед совершением таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою.

Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним.

Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратковременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.

26.20. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А неисповеданные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.

26.21. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

– Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник – только свидетель, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное таинство Исповеди происходит законным образом.

Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди – не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

26.22. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила священнослужитель может быть лишен сана.

26.23. Нужен ли пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила – необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.

26.24. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

26.25. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.

Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.

26.26. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для готовящихся же причаститься Святых Христовых Таин Исповедь накануне или в день Причащения – благочестивая традиция Церкви.

26.27. Что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.

26.28. Что такое епитимия?

– Епитимия (в переводе с греческого «наказание») – это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.

Это может быть совершение поклонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося.

Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Источник: https://pravobraz.ru/26-o-tainstve-pokayaniya-ispovedi/

Покаяние — что это такое?

Почему в православии так много говорят о покаянии? Исповедь и покаяние — это разные вещи? В чем между ними различие и как правильно каяться? Рассказываем.

Покаяние — неотъемлемая часть духовной жизни

Под покаянием в Церкви понимают две вещи:

  1. сам процесс покаяния: в виде молитвы или просто состояния души
  2. и следующее за этим внутреннее перерождение души — очищение ее от греха.

В обеих своих формах покаяние — это действительно неотъемлемая часть духовной жизни православного человека.

Неотъемлемых сторон вообще много: и участие в богослужениях, и Церковные таинства, и молитва, и соблюдение заповедей… Но о покаянии священники и святые говорят особо — потому что это то делание человека, которое не имеет внешне описываемых правил и о нем можно «легко забыть», соблюдая при этом все остальные правила.

Можно читать каждый вечер и утро молитвы, но не иметь в душе покаяния.

Можно ходить на исповедь, и не иметь на самом деле покаяния.

Можно помогать вообще всем ближним, и тоже — не иметь покаяния.

Иногда монахи и святые даже специально в своих молитвах просили у Бога покаяния — настолько в суете жизни это состояние легко упустить.

Совет

Полноценная духовная жизнь человека без покаяния невозможна, потому что покаяние очищает душу. Чистая же душа способна полнее воспринять Благодать Духа Святого. А именно стяжание благодати Духа Святого — это главная цель православного христианина на земле…

«Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил один из самых почитаемых русских святых преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Серафим Саровский.

Что такое покаяние?

Покаяние нельзя путать с самобичеванием — при том, что все тексты молитв на первый взгляд только и говорят о том, что человек плохой, грешный, неугодный и так далее.

Однако за этими словами в молитвах лежит совершенно иное мироощущение нежели бестолковое бичевание себя: скрывается за ними напоминание об объективном «статусе» человека — на фоне безначального, бессмертного, необъятного, непостижимого и дающего жизнь и Любовь Господа.

В основе духовной жизни — благодарность и любовь к Богу. В конце дня — или недели, — мы вспоминаем, как прожили это время. Мы вспоминаем, как обманывали, как повышали голос, как хитрили или пытались поступить нечестно. И мы говорим: «Господи, прости, что вместо преумножения любви в мире, я делал все то, что делал». Это не самобичевание — это диалог с Богом.

В зависимости от характера человека, от его положения в мире, от его уровня духовной жизни или степени проблем, которые ставит перед ним жизнь, он сожалеет о разных вещах, у него разные грехи и разная степень понимания греха. Однако общее всегда одно — это отдавание отчета, что ты живешь не свято, а хотел бы — свято, потому что каждый человек создается, чтобы стать святым.

Именно в этом отличие покаяния от самобичевания. Самобичевание — это взгляд назад и самокопание. А покаяние — это взгляд в будущее и искреннее желание и решимость (пускай только в данный момент) жить иначе.

И тогда наступает момент — у кого-то он случается быстрее, кому-то нужно больше времени, — когда решимость перерождается в действительно состоявшийся факт: человек начинает жить по новому и уже не живет по-старому, его душа, словно, обновлена. Грех прощен, покаяние свершилось.

Такое покаяние может происходить в отношении самых разных вещей: начиная от каких-то привычек (например, сигареты, когда уходит тяга к ним) и заканчивая целым образом жизни или мировоззрением — когда человек обновляет всю картину своего земного существования (например, перестает быть вором и блудником, а начинает ходить в храм и устраивает благополучную семью).

Как правильно каяться?

Как правильно каяться? На этот вопрос не может быть однозначного ответа, потому что при всех общих законах, по которым проистекает духовная жизнь человека, душа каждого индивидуальна и каждый человек нуждается в своем собственном совете. Святые писали целые книги о покаянии!

Точнее всего в духовных вопросах может направить только духовник — священник, у которого исповедовался не один раз. Который знает твою жизнь, твои слабости и твои нужды.

Например, если человек глубоко унывает или склонен к самобичеванию и депрессивным состояниям (если он на самом деле к ним склонен!), то священник, скорее, посоветует в молитве и покаянии акцентировать свое внимание не на сделанных проступках, а на мыслях о Любви Христовой и радости в сопребывании с Ним.

Обратите внимание

А человеку, допустим, легкомысленному или уверенному, что у него вообще порядок во всем — наоборот, может порекомендовать сосредоточиться как раз на нарочитом поиске в своей жизни грехов, потому что такова природа человека: либо погружаться в уныние с головой, либо не замечать в глазу и «бревна».

Читайте также:  Преподобная олимпиада арзамасская и киевская (стригалёва)

Однако в любом случае покаяние так или иначе связано с искренним диалогом души с Богом — и вообще с искренностью души. А также с решимостью новой жизни. А также — с молитвой.

Невозможно вести диалог с Богом, читая при этом книжку или листая ленту социальных сетей. Невозможно каяться, катаясь на карусели или поедая пирожное в кафе. Невозможно каяться, разговаривая с соседями или переписываясь в чате.

Именно поэтому в Православной Церкви существуют молитвы, которые собраны в молитвословы, и молитвенные правила — которые помогают человеку сосредоточиться на жизни своей души.

Именно поэтому в православной Церкви есть посты — как помощь человеку еще более сосредоточиться на внутренней жизни: не только во время утренних и вечерних молитв, но и в течение нескольких дней.

Дней, когда человек полностью фокусируется на внутреннем мире — стараясь отсечь всё внешнее, лишнее.

Исповедь и покаяние: в чем различие?

Мы уже писали выше, что Таинство исповеди и покаяние — это не одно и тоже.

Исповедь — это прощение грехов. Покаяние — это очищение души не только от греха, но и от его последствий. Исповедь не избавляет человека от последствий греха — например, от укоренившихся привычек. Именно поэтому одной исповедью покаяние не ограничивается.

Допустим, у нас есть привычка сквернословить. На исповеди мы получили прощение грехов, — (грех прощен), — но привычка осталась и человек продолжает ругаться, сам, порой, того не замечая.

Всякий грех пускает в человеке корень, поэтому исповедь — это не событие, после которого должно следовать самоуспокоение и забытье о себе самом.

Важно

Исповедь — это великое Таинство и Богом данный помощник нам в нашем главном делании — покаянии. Это помощник, в этом нашем искреннем желании обрести в себе человека Нового, человека святого.

Стать им, искоренив в себе всякий грех и стяжав в молитвах к Господу нашему Иисусу Христу оживотворяющую Благодать Духа Святого!

Покаяние может быть без исповеди?

Покаяние — это неотъемлемая часть духовной жизни, но не единственная неотъемлемая часть. Покаяние и исповедь идут рядом и одно без другого теряет силу. Исповедь без покаяния может привести к самоуспокоенности и равнодушию в жизни, а исповедь саму превратить в некий формальный ритуал.

Покаяние без исповеди приводит к другой крайности — покаянию без конца и какого-либо результата: вращению колеса на одном месте, которое само себя закапывает. Например, все больше будет риск, что духовную жизнь человек начнет подменять психологией и именно в нее будет погружаться все дальше и дальше — оказавшись в итоге в запутанном лабиринте.

Человек, оставшись без Таинств (будь то исповедь или причастие), — как бы он при этом ни был искренен и «правилен» в своем общении с Богом, — на деле все равно остается наедине с собой, поскольку лишен Церковного общения.

Церковь во всем своем величии и во всей своей видимой и невидимой силе является обителью Духа Святого и тем недостающим звеном, которое помогает человеческой природе сделать последний, решающий (или первый, вдохновляющий!) шаг к природе вечной. Той природе, которая когда-то была утеряна Адамом и Евой в Раю, и той, которую каждый из нас сейчас Благодатию Духа Святого, а также Церковной и праведной жизнью во Христе достоин получить.

Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/pokayanie-chto-eto-v-pravoslavii/

Исповедь и покаяние в древности и сегодня

Можем ли мы сказать, что в древней церкви единственным таинством покаяния была исповедь за всю жизнь?

Священник Георгий Кочетков: Об исповеди за всю жизнь в древней церкви вряд ли можно говорить. Было предкрещальное покаяние, которое чаще всего не было исповедью, то есть перечислением и признанием своих грехов.

Иногда крестившиеся исповедовали свои главные грехи.

Помните, как об этом говорится в Деяниях апостолов: «Из занимавшихся колдовством довольно многие снесли в кучу свои книги и жгли перед всеми» (Деян 19:19)? То есть они каялись, конечно, но это было все-таки предкрещальное покаяние, а не исповедь.

А со временем появилась исповедь для верных, то есть уже крещеных людей?

Священник Георгий Кочетков: Сначала в церкви было только первое покаяние, когда человек кается в своей греховности до крещения. Первое покаяние обязательно перед крещением и неповторимо, потому что может происходить только один раз в жизни человека, если, конечно, он взрослым принимает крещение сознательно.

Со временем появилось второе таинство покаяния – возможность каяться в смертных грехах, совершенных после крещения, и возвращаться в церковь. Второй век был веком споров на эту тему.

Это был очень серьезный вопрос – можно ли принимать в церковь тех, кто смертно согрешил после крещения и за это отлучен от церкви. И церковь решила все-таки принимать грешников так, как показал это апостол Павел.

Он хоть сначала и «предал сатане» коринфского грешника (1 Кор 5:5) , но потом, увидев искренность покаяния человека и общины, вернул этого человека в церковь и похвалил за ревность общину. Второе покаяние – в своих смертных грехах – требуется обязательно перед представителем церкви.

Оно связано со смертными грехами и, кстати, не может касаться маленьких детей. Это покаяние в этических смертных грехах, в серьезном нарушении заповедей, причем основоположных.

А аскетические смертные грехи уже не отлучают от церкви. Если ты будешь каяться, допустим, в смертном грехе гордости или в чревоугодии, или в гневе, тебя никто от церкви и от причастия не отлучит. В аскетических смертных и не смертных грехах, как и в этических не смертных, каются в третьем таинстве покаяния.

Оно возникло еще позже: идея совершенствования по принципу «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» плюс опыт монашеского, старческого руководства соединились и превратились в третье таинство – таинство личного совершенствования, которое сейчас мы называем таинством покаяния, правда, часто путая третий тип покаяния со вторым. Здесь не требуется никаких особых таинственных знаков или особой разрешительной молитвы. Об этом хорошо сказано у Симеона Нового Богослова: третье покаяние – исповедание, раскрытие помыслов, поэтому оно может совершаться перед старцем, который может не быть в сане, или перед старицей, просто духовно опытным и духоносным человеком.

Совет

Тут надо сказать, что таинство третьего покаяния и не очень-то таинство, потому что оно не требуется ото всех в обязательном порядке и не требует присутствия всей церкви.

Церковь может понимать его как таинство, как обычно бывает сейчас, а может и не понимать его как таинство, как это было прежде, а проводить просто некую душеспасительную работу, осуществлять духовничество, так сказать, духоводчество, и все.

В связанной с этим православной аскетической литературе очень много глубинной психологии. И это как раз относится к таинству третьего покаяния.

Так в истории церкви получилось три таинства покаяния, совершенно разных по своему смыслу и значению. Это описывается у меня в таинствоводстве. Правда, про первое покаяние в церкви сейчас почти забыли.

А все–таки как люди воспринимают сегодня исповедь? И есть ли разница в восприятии исповеди у церковных и нецерковных людей?

Священник Георгий Кочетков:Сегодня ее воспринимают часто вообще психотерапевтически. Кому-то можно прийти на исповедь просто для того, чтобы облегчить душу– уж как человек это понимает. Каждый ведь судит по-своему: кто-то психотерапевтически относится к исповеди, кто–то просто эгоистически, индивидуалистически, а церковно редко кто понимает это таинство покаяния.

Многие не видят никакой разницы между таинствами второго и третьего покаяния, тем более что наш современный чин таинства покаяния тоже сложился так, что в нем огромная, большая и наиболее древняя и важная часть, вся относится к таинству второго покаяния, а есть моменты, которые относятся к таинству третьего покаяния. Например, наша нынешняя «разрешительная молитва» на самом деле не есть таинственная молитва. Это просто объявление о происходящем в церкви и прошение о том, чтобы Господь простил. И все. В нашу церковную традицию эта молитва пришла лишь после митр. Петра (Могилы). У греков ее нет. Ее и вообще может не быть, тогда завершающей разрешительной молитвой будет та, в которой есть слова: «Примири и соедини его со святой Твоей церковью». Но соединение с церковью возможно только после отлучения от нее, а отлучение в свою очередь может быть вызвано только смертным грехом, значит это элемент таинства второго покаяния.

Понимаете, здесь все так смешалось, так перепуталось, что неудивительно, что и священники, и миряне подчас вообще не понимают, о каком таинстве покаяния идет речь. Им это, вообще говоря, бывает уже все равно.

Главное, человек покаялся, открыл свою душу, назвал грехи, в помыслах ли, в словах или делах, а нарушаются ли заповеди, связанные со смертными грехами или не смертными, или какие это грехи: этические, аскетические, мистические, – это все равно! Что накопилось на душе – то и говори.

Но это свидетельствует о разрушении общинности, и как следствие, о нечуткости церковных служителей.

Вот многие считают, что таинство покаяния – чуть ли не самое главное, как, например, сегодня говорилось на конференции. Но тогда надо себя спросить: какое это таинство покаяния – первое, второе или третье? В этом вся суть. Надо разобраться с таинством покаяния.

И наша церковь должна разбираться и корректировать свое учение о таинстве покаяния в связи с тем материалом, который накопился в ее истории.

Он накапливался постепенно, далеко не сразу, о чем я уже сказал: первоначально в церкви было только таинство первого покаяния, и только оно считалось покаянием.

Обратите внимание

Священник, который принимает исповедь, должен понимать, о чем идет речь. Если он принимает исповедь, то он сразу должен понять, каким чином это лучше делать, а это зависит от того, в чем кается человек. Здесь можно использовать различные чины молитвы, и последствия этого человека должны быть соответствующие.

Сегодня на пастырском круглом столе во время конференции говорили о том, что у людей не хватает доверия к священникам и к церкви. Что, на Ваш взгляд, люди должны знать для того, чтобы хотя бы минимум доверия у них появился?

Священник Георгий Кочетков: Они должны понимать, что священник – настоящий представитель церкви, что он верующий, честный человек и что он сохранит тайну исповеди.

И еще, что он духовно старший и поступает в своих рекомендациях на исповеди по любви, по вере и в надежде на помощь Божью и исправление жизни.

Нужно просто знать о священнике, что он не своевольничает, а именно представляет церковь.

И конечно, духовника можно выбирать. Мне очень нравится старая русская пословица, которая осуждает тех, у кого «что ни поп, то батька». Помните такую пословицу? Ведь не всякий поп может быть тебе отцом, настоящим батькой.

И не случайно в греческой церкви до сих пор не всякий священник может принимать исповедь. Для этого нужно иметь особую грамоту, особое благословение архиерея.

Правда, там не обязательна каждый раз и исповедь перед причастием, поэтому нагрузка таких духовников значительно меньше.

В наше время далеко не у всех людей есть возможность исповедоваться за всю жизнь после длительного оглашения, то есть участвовать в первом покаянии. Часто люди приходят на исповедь с какими–то утилитарными целями, а не в поисках Христа. Как Вы считаете, что людям нужно знать об исповеди, как к ней готовиться, чтобы исповедь была глубокой, чтобы был результат?

Священник Георгий Кочетков: Исповедь – это очищение и облегчение совести, это, вообще говоря, возможность сверить свою жизнь с волей Божьей. Но поскольку покаяние начинается с разных уровней, с разных этажей духовной жизни, постольку человек и должен понимать, какое покаяние у него происходит: на уровне первого таинства покаяния, второго или третьего.

Нужно просто очистить свою совесть, нужно быть абсолютно честным, нужно знать заповеди, знать, где начинается грех и где он кончается, где можно сказать, что грех уже грех, а где можно сказать, что нет, это просто немощь человеческая. Надо уметь различать немощи и грехи. Ну, и так далее, здесь очень много надо знать и понимать.

Читайте также:  Пророк аггей

Готовясь к таинству покаяния, нужно подумать о том, что ты предстоишь пред Богом, ты открываешь Ему свою совесть; и в зависимости от того, какая у тебя норма, по отношению к чему ты себя определяешь, так и надо будет каяться.

Важно

Точка отсчета, от которой ты отталкиваешься, может быть очень разной: или ты был еще неверующим и вообще не шел за Богом; или ты шел за Ним, но так упал, что вляпался в смертные грехи и не можешь никак встать; или ты просто несовершенен и у тебя много согрешений, ты каждый день и каждый час согрешаешь словом, делом или помышлением и теперь стараешься наиболее беспокоящие тебя вещи убрать из жизни и очистить свою совесть благодатью Божьей. В любом случае ты пришел каяться Богу и делаешь это в церкви. А церковь старается тебе помочь и тебя поднять.

Источник: https://psmb.ru/a/ispoved-i-pokayanie-v-drevnosti-i-segodnya.html

Исповедь. Таинство покаяния

Автор статьи: Георгий Великанов

Историк, катехизатор, алтарник. Погиб 25 января 2018 года, спасая упавшего на рельсы бездомного.

Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Следовательно, покаяние – начало, основа и стержень всей христианской жизни.

А в чем надо каяться и что такое «грех»? По учению Церкви, грех – это прежде всего «генетическая» болезнь духа, передающаяся каждому человеку с момента грехопадения Адама и Евы (Быт. 3). Болезнь проявляется в каждом из нас в форме дурных поступков, слов и мыслей.

Христос взял на Себя грехи всего человечества, каждого из нас, и пригвоздил их ко Кресту (Послание к Колоссянам, гл. 2, ст. 14). Прощение Божие дано каждому из нас раз и навсегда, но для того, чтобы оно реально изменило нашу жизнь, необходимо наше личное покаяние.

Что такое покаяние

Слово «покаяние» на иврите (оригинальном языке Библии) означает «поворот, обращение к Богу»; на греческом – «перемена ума, образа мыслей»; русский же эквивалент, однокоренной со словом «окаянный», по-видимому, подчеркивает те чувства, которые испытывает кающийся: горечь от сознания своей греховности, «окаянства».

Действительно, все эти три аспекта являются частью покаянного процесса. Покаяние – это обращение к Богу, сопровождающееся переоценкой своего прошлого в свете Слова Божия – заповедей и всего того, что Господь открывает нам через Священное Писание, Предание и опыт Церкви.

Каяться – значит осознавать, что твоя жизнь, мысли, слова и поступки идут вразрез с Евангелием и встают стеной между тобой и Богом.

В раннехристианской Церкви покаяние осознавалось как часть подготовки к Крещению: человек оставлял свою прежнюю, греховную жизнь (1 Кор 6:9-11), отрекался от нее (см.

отречение от сатаны в чинопоследовании таинства Крещения) и в крещальной купели умирал для греха (Рим 6:3-4).

В случае тяжких грехов, совершенных христианином: убийства, прелюбодеяния и отречения от веры – допускалось повторное публичное покаяние перед всей церковной общиной, – оно-то и называлось исповедью. Такая исповедь могла совершаться лишь однажды в жизни.

Исповедь в древности

Однако существовала и другая практика исповеди, по сути аналогичная современной – о ней говорит апостол Иаков в своем послании: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Послание Иакова, гл. 5, ст. 16). Все мы несем на себе последствия наших грехов, ошибок, заблуждений и просто полученных в жизни душевных травм.

Господь – хочет и может все это исцелить! Но Он так устроил, что исцеление греховных и жизненных ран, как и любое другое действие Святого Духа, приходит к нам не только через личное общение с Ним. Совершенно особенным образом это происходит через взаимное общение христиан между собой (ср. Деяния святых апостолов, гл. 2, ст. 42) и молитву друг о друге.

Именно поэтому в древности исповедовались публично: своим грехом я наношу рану не только самому себе, но и всему «телу Церкви», с которым связан «всякими взаимно скрепляющими связями» (Послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 16).

Совет

Через грех я потерял единство и общение с Богом и людьми – точно также и исцеление от греха приходит через восстановление этого двойного общения.

По этой же причине в молитвах, которые священник читает перед исповедью, Церковь сравнивается с больницей – «врачебницей», в полном соответствии со словами Господа Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф 9:12). Больными и грешниками являемся мы все, только не все мы это осознаем.

Исповедь в наши дни

В наши дни исповедь совершается в присутствии священника, роль которого двояка. С одной стороны, священник является для нас представителем церковной общины, которую духовно, а порой очень наглядно и ощутимо ранил наш грех.

С другой стороны, пастырь во время исповеди молится вместе с кающимся и объявляет ему прощение от Господа: прощение, уже дарованное нам окончательно и навсегда на Кресте, но принимаемое нами в акте личного покаяния через таинство исповеди.

Итак, на исповедь мы приходим ко Христу и к нашим братьям и сестрам в лице священника. Не стоит бояться или стесняться вскрывать свои душевные раны перед Богом в присутствии пастыря.

Во-первых, священника не удивишь – все, что мы можем ему сказать, он уже, скорее всего, много раз слышал от других людей: грех однообразен.

А во-вторых, нормальный, адекватный священнослужитель, хоть сколько-нибудь верный своему долгу, никогда не осудит кающегося: наоборот, он будет сочувствовать и сострадать нам, зная, что и сам «обложен немощью» (Евр 5:2).

Многие люди свидетельствуют, что после глубокой и искренней исповеди ощущают легкость и радость – результат исцеляющего действия Святого Духа. Впрочем, в своей оценке «качества» исповеди ориентироваться на чувства и ощущения не стоит: Господь может их дать, а может и не дать по Ему одному ведомым причинам.

В Русской Православной Церкви, согласно наиболее распространенной практике, таинство исповеди обязательно предшествует причастию (так бывало и в древности) и в таком случае служит подготовкой к нему.

Обратите внимание

Это особенно важно в начале христианского пути: мы не можем подойти к Чаше Евхаристии, имея за плечами тяжкие нераскаянные или просто неосознанные грехи. Существуют специальные пособия для подготовки к исповеди: классикой стал труд архим.

Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», размышления об исповеди митр. Антония Сурожского. Однако незаменимым здесь является само Священное Писание – Библия.

Проверив себя хотя бы по 10 основным заповедям Ветхого Завета (Книга Исход, 20 глава), мы уже наверняка найдем какую-то пищу для размышлений; если же попытаться применить к себе, например, «Нагорную проповедь» Спасителя (Евангелие от Матфея, главы 5-7), то видишь уже необъятное поле для покаяния, внутренней работы над собой и молитвы. В таком случае никогда не возникнет вопроса «в чем мне каяться?», равно как и породившего этот вопрос чувства духовного и душевного благополучия. Кроме того, всегда можно посоветоваться с самим священником, как и в чем исповедоваться, является ли то или иное действие или жизненная ситуация грехом и почему.

Как и Причастие, исповедь должна быть регулярной. Для того чтобы она стала таковой и вызывала соответствующие изменения в жизни и душе, необходимо находиться в русле церковной жизни: участвовать в богослужениях, ежедневно молиться и читать Библию. Иначе не будет понимания, к Кому и ради чего ты пришел на исповедь.

Существует искушение, подстерегающее людей, уже вставших на путь регулярной исповеди: когда кажется, что все бесполезно – сколько ни исповедуйся, никак не можешь преодолеть какой-либо грех или страсть.

Чувство стыда и замешательства может усиливаться навязанным извне стереотипом, согласно которому верующие – это люди, которым «все сходит с рук»: согрешат – покаются – батюшка простит – и снова можно грешить. По этому поводу замечательный пастырь, о.

Александр Ельчанинов (1881-1934)  писал: «Не бывает случая, чтобы, при наличии доброго желания исправиться, последовательные исповеди и св. Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен.

Но дело в том, что — прежде всего — мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше Возросшая строгость к себе, усилившая зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали Часто бывает, что грех-то остался, но частые исповеди и причащение Св. Тайн расшатали и ослабили его корни».

Источник: https://blog.predanie.ru/article/ispoved-tainstvo-pokayaniya/

Покаяние (исповедь) | Спасский собор Вятская митрополия

Покаяние (исповедь) — это Таинство, в котором христианин при исповедании своих грехов Богу перед священником исцеляется благодатью Божией, обретает в душе своей радость и мир с Богом, с окружающими и с самим собой.

В Спасском соборе исповедь совершается за каждым вечерним богослужением, которое длится с 17.00 до 18.30. Для людей пожилых, немощных, больных, для детей и для мам, которые приходят в храм с детьми исповедь может совершаться и с утра, но только до начала богослужения: с 7.30 до 8.00 в будние дни и с 7.00 до 10.00 в воскресные.

Для исповеди необходимо только свечу и желание избавиться от своих грехов.

Как правильно подготовиться к исповеди.

Грехом называется нарушение заповедей Божиих, законов жизни, данных нам Богом. И в то же время грех есть нарушение естественных потребностей человека, извращение жизни, потеря внутренней гармонии. Грех умерщвляет душу, разрушает её, что приводит в свою очередь к разрушению физического здоровья человека, самой личности его, семьи, всей жизни.

Для исцеления души требуется искреннее раскаяние в своих грехах пред Богом, твёрдое намерение исправить свою жизнь, примирение со всеми ближними и устная исповедь пред священником.

Важно

Необходимо помнить о том, что на исповеди нужно раскаиваться в перечисляемых грехах, а не просто пересказывать свою жизнь. При желании свои грехи, в которых собираетесь раскаиваться на исповеди, можно записать на бумажке.

Исповедь грехов по 20 мытарствам блаженной Феодоры.

Сие, находя в своей душе, должны исповедовать священнику.

Согрешил, честный отче:

  1. Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, насмешки, обзывание, хохот, пение страстных песен, сварливость, гнусности, подстрекательство, кощунство, поминание имени Божия всуе, хамство.
  2. Ложь: лесть, подхалимство, подлость, трусость, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, брезгливость, утаивание грехов на исповеди, скрытность.
  3. Клевета: оскорбления, осуждения, обиды, ябедничество, жалобы, святотатство, содействие грехам других, нахальство, циничность, угрозы, недоверие, сомнения.
  4. Чревоугодие: объядение, опивство, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, курение, наркомания, токсикомания, игромания и прочие.
  5. Лень: небрежение, самооправдание, упрямство, невнимание, забвение, многоспанье, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, беспечность, халтура, тунеядство, строптивость, необязательность, хладность и теплохладность о духовном.
  6. Воровство: хищения, кражи, авантюры, аферы, пособничество, плагиат, мошенничество.
  7. Сребролюбие: скупость, корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, ростовщичество, спекуляции, взятки.
  8. Лихоимство: присвоение чужого, вымогательство, грабеж, разбой, неотдача долгов, ухищрения.
  9. Неправда: обман, лукавство, кривда, обвес, подкуп, соучастие, неправедный суд, подозрения.
  10. Зависть: в материальных благах, досада, хотения.
  11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, презрение, бессовестность, богохульство, невежество.
  12. Памятозлобие: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы, обесчещение кого-либо или соучастие в этом.
  13. Гнев: ненависть, ярость, раздражительность, озлобленность, вспыльчивость, ссоры, склоки, истерики, скандал, одержимость, беспощадность, вероломство.
  14. Убийство (мыслию, словом и делом): покушение, применение, изготовление всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборт (соучастие), удары, пинки, толчки, драки.
  15. Чародейство: волхвование, наговоры, призывание бесов, обаяние, очарование, гадания, ворожба, вера в астрологию, гороскопы и другие суеверия, колдовство, целительство (экстрасенсорика), знахарство, ведьмовство, шаманство, обращение к «бабкам».
  16. Блуд: соитие до брака или вне брака, секс, сожительство, сладострастные воззрения, блудные мечтания, фантазии, упоения, услаждения, сладострастие, осквернения в постели, нечистые слова, шутки, соблазн на блуд, нарушение обетов безбрачия, падения.
  17. Прелюбодеяние: супружеская измена, сладострастные воззрения.
  18. Содомский грех: блудные извращения, гомосексуализм, лесбиянство, малакия (рукоблудие), самоудовлетворение, кровосмешение, совращение малолетних, насилие, мазохизм, самоистязания.
  19. Ересь: отступничество от православной веры, неверие, сомнения в вере, суемудрие, искажение веры, нехождение в Церковь, раскол, неприятие церковных правил, сектантство.
  20. Немилосердие: жестокосердие, жестокость, нечувствие, безжалостность, гонение немощных, окаменение, очерствление, незаботливость о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, бесчеловечность, бессердечность.

Источник: https://spassobor.ru/pokayanie-ispoved/

Ссылка на основную публикацию