Положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне, малый/средний

Православная Церковь вспоминает положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

15 июля, ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери).

Как гласит предание, приближенные византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474) – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам.

Обратите внимание

Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы.

По ее словам, Пресвятая Богородица пред Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье.

Ковчег с ризой был доставлен в Константинополь, и 1 июля 458 г. святыня, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса.

Читайте также – Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица

С Ризой Пресвятой Богородицы связаны различные чудеса в истории Константинополя.

В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Опасность возрастала с каждым часом. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

Было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя.

Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси.

Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернский храм.

Важно

В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Праздник Ризоположения с древности празднуется и на Руси. В его честь святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Здесь со святыней также связаны многие чудесные и знаменательные события.

Читайте также — Иверская – икона с пронзенным ликом

Так, например, летом 1451 г. к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 г. она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг.

была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в середине XVII века Теремного дворца, храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля в 1918 г.

После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей.

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-vspominaet-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogorodicy-vo-vlaxerne/

Положение Честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне (V)

См. Риза Богородицы

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457–474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам.

В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам.

Совет

На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления.

Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь.

Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней.

Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса.

Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

Обратите внимание

Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери.

Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье», — говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего — святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.

После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов.

Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира».

В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важно

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской «Хроники Феофана» говорит, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено».

Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие.

Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл.

Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ–ХI вв.

киевские князья, «кагана») Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера — святая». «Убедившись, — писал далее Аскольд, — что это — истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости.

Мы же все — друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность.

В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции — списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских.

«Руссы, которые подняли руку против Римской державы, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших».

(Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

Совет

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни.

Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало.

Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя.

Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.

Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев «матерью градам русским» — это дословный перевод греческого выражения «митрополия Русская».

Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой.

Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, — славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии.

Читайте также:  Средне-никольский монастырь, россия, саратовская область, пугачевский район, поселок монастырский

Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней «Азбучной молитвы», «летит ныне славянское племя — к Крещению устремились все».

Обратите внимание

С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая — вскоре после ухода русских войск. (Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский.

Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. — «Христианское чтение», 1882, №№ 9–10).

Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии — Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, «Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах» (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М.

Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. — «Византийский Временник», том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого «Акафиста Пресвятой Богородице», автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия.

Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени «начала прозываться Русская Земля».

Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши.

Важно

Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Важно

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484–1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери.

Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.

Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-polozhenie-chestnoj-rizy-presvjatoj-bogorodicy-vo-vlaherne

Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — праздник Православной церкви, посвященный чтимой святыне — одеянию (ризе) Пресвятой Богородицы.

По преданию, Пресвятая Дева перед Своим блаженным Успением завещала Свое платье одной благочестивой родственнице. Та сохранила одеяние с благоговением и перед смертью передала некой деве, посвятившей себя Богу. Так святыня передавалась из поколения в поколение между благочестивыми жительницами города Назарета. От нее совершались исцеления и другие чудеса.

В 471 году два брата-византийца, приближенных императора, во время паломничества на Святую Землю остановились на ночлег в доме, где хранилась святыня.

Они вывезли одеяние Пресвятой Богородицы в Константинополь.

Сначала святыня хранилась в их домовом храме, однако вскоре по приказу императора ее перенесли в храм, расположенный рядом с императорским дворцом во Влахернах (предместье Константинополя).

Впоследствии в том же храме хранились и другие святыни Пресвятой Богородицы — частицы пояса и омофора (покрывала). Там же произошло чудесное явление — видение Покрова Пресвятой Богородицы преподобному Андрею Юродивому.

Заступничество Пресвятой Богородицы не раз хранило Константинополь от нашествия врагов: аваров, персов, славян. В 860 году столицу Византийской империи осадили войска русского князя Аскольда.

По повелению патриарха, святителя Фотия Константинопольского, Ризу Пресвятой Богородицы вынесли из храма во Влахерне, крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили в воды залива, на берегу которого построен город, а затем перенесли в главную церковь Константинополя — Софийский собор.

По горячим молитвам жителей Константинополя Пресвятая Богородица смягчила сердца славян, и они согласились отступить от города. После этого события и был установлен праздник Положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Совет

Через несколько месяцев в Константинополь прибыли послы князя Аскольда, и был заключен мирный договор. Многие подданные князя Аскольда крестились, а в Киеве была построена первая православная церковь. Это событие историки назвали первым Крещением Руси.

Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне праздновалось на Руси с XII века: в честь этого праздника князь Андрей Боголюбский приказал освятить надвратную церковь в Золотых вратах города Владимира.

Ризоположенская церковь существует и в Московском Кремле: ее основал святитель Иона, митрополит Московский, после того как в 1451 году, прямо под праздник Ризоположения, Москва была чудесно спасена от нашествия татар.

В настоящее время часть Ризы Пресвятой Богородицы хранится в храме Христа Спасителя. Ее принес на Русь из Константинополя святитель Дионисий Суздальский. Долгое время она хранилась в Московском Кремле, после революции святыня оказалась в Музеях Кремля, а в 2008 году ее торжественно передали в храм.

Источник: http://rublev.com/prazdniki/polozhenie-chestnoi-rizy-presviatoi-bogoroditsy-vo-vlakherne

Положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей.

Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2 июля.

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.

В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя.

Совет

Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Обратите внимание

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Греческая икона

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим святыя ризы Твоея / честное положение.

Тропарь

Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13321.html

Храм святителя чудотворца николая на водах — положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне

15 июля празднуем положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

В своей любви к Матери Божией Православная Церковь окружает всё, что связано с Её земной жизнью великим почитанием.

Церковь отмечает два праздника, связанных с одеждами Пречистой Девы: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне (31 августа/13 сентября), в честь чуда исцеления супруги императора Льва Мудрого (886-911) Зои, страдавшей от нечистого духа.

Ризой в древние времена на востоке называли одежду, платье, военные доспехи. Сегодня в разговорной речи это слово почти не употребляется, зато очень распространено в церковной среде.

«Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою», – поется при одевании крещаемого, когда тот, после Крещения, облачается в белую одежду в знак того, что крестившийся облеклся во Христа, сделался чистым, оправдался от всякого греха. Также и богослужебные одеяния священнослужителей называются ризами.

А помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь – ризницей.

Еще одно слово, также обозначающее одежду вообще у древних народов, в том числе и у евреев – хитон – греческое название рубашки, платья.

Омофор или мафорий – также греческие слова, означающее головной покров, большое покрывало, которое носили женщины.

Хитон, или платье Пресвятой Богородицы, омофор или Ее головной покров и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Хитон Пречистой Девы Марии

 

Замечательна история этих величайших святынь всего христианского мира.

Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.

Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.

Хитон Пресвятой Богородицы

В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. Придя в Назарет, город, где произошло Благовeщение, они остановились ночевать в небольшом селении, в доме благочестивой женщины.

Важно

В одной из комнат они почувствовали сильное благоухание ладана, кроме того, на свещнице горело множество свечей. Это было так необычно, что вельможи спросили хозяйку, что это значит? Она рассказала им, что хранит у себя дорогую святыню – ковчег с ризой Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления.

Поведала и о том, как ей досталась эта дорогая святыня, сокрушаясь, что в ее роде уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение.

Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием – дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града – и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь.

Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Константинополь, или, как его называли на Руси, Царьград.

Читайте также:  Преподобномученица великая княгиня елисавета

Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город.

Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории нашей Церкви события 860 года.

Князь Аскольд

Совет

18 июня 860 года более 200 ладей флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

Так изобразили в «Повести временных лет» поход Аскольда на Константинополь

В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма.

Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё.

Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме.

После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии.

Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность древнерусских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Войска русов стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля.

Вскоре посольство русов прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». Важнейшим был пункт о Крещении Руси. В византийских хрониках записано, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено». Аскольд принял святое Крещение с именем Николай.

Крестились и многие из его дружины. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и Киевская митрополия была внесена в особые списки – нотиции – епархий Константинопольского Патриархата.

Обратите внимание

В документах того времени сохранились слова Святого Патриарха Фотия: «Руссы, которые подняли руку против Римской державы, в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших».

(Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

Вот так, удивительным образом праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, одновременно праздником основания Киевской митрополии и Всея Руси.

Благословением Божией Матери и чудом от Её святой ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и призвание русов к вечной жизни.

Вместе с тем 860 год принёс признание Киевской Руси Византией: молодое государство русов вышло на арену истории.

Преподобный Нестор Летописец отмечает, что именно с этого времени «начала прозываться Русская Земля».

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. Святой князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное».

Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля), и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах.

Храм Ризоположения в московском Кремле

Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши.

Важно

Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

.Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени.

Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.

Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии.

Миссионер-католик Джузеппе Мария Дзампа пишет: «Говорят, что в те времена (по взятии Византии турками) в Колхиду приехал один архиепископ, привезя с собою плащаницу, которая, по их словам, принадлежала Богородице… В длину она равна восьми римским ладоням, в ширину – четырем, рукава в одну ладонь и узкий ворот… Материал, из которого она сшита, желтый, местами с набивными цветами, и вышита она иглой…»

Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы.

Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах.

Совет

Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре…

«Та риза должна быть сшита из миткали или светлой бязи… Сама риза цвета сахара… Я, Алексий, спросил о той плащанице Богородицы митрополита Захария, видел ли он ее и правда ли это риза Пресвятой Девы.

Митрополит ответил, что видел ее много раз и что принесена она книгохранителем в те времена, когда были гонения на святые иконы (в Греции). То правда риза Богородицы, и многих страждущих исцелила она».

В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников.

Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце.

По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений.

Исторический музей в Зугдиди; справа: Кафедралоьный собор в честь Влахернской иконы Божией Матери

В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.

Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы.

В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира.

Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.

http://klin-demianovo.ru

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/19-data-articles/base/325-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne

Положение честной ризы Божией Матери во Влахерне

15 июля Православная Церковь празднует светлый праздник, который связан с положением честной Ризы Пресвятой Богородицы в городе Влахерн. Прихожане в этот день посещают церковь, чтобы помолиться Пречистой Деве, и попросить Её покровительства для себя и своих близких. Впервые упоминания о Ризе датируются пятым веком нашей эры, во время правления благочестивого мужа – Льва Великого.

В то время, хорошие друзья императора, братья Гальбий и Кандид, отправились по делам в Палестину. Путь из Константинополя был достаточно долгим, а потому мужчины остановились в поселке, находящийся неподалеку от Назарета. Они обошли несколько домов, но так и не смогли найти себе ночлег, и лишь напоследок их приютила старая еврейка.

Когда паломники вошли внутрь, то были удивлены интерьером жилья. Дело в том, что повсюду были зажжены свечи, а в воздухе витал запах фимиама. Когда брат Гальбий спросил у женщины, зачем ей зажженные свечи, то она ответила, что хранит в доме большое религиозное сокровище, но не будет признаваться, что именно.

Обратите внимание

Братья стали расспрашивать у женщины, что именно находится у неё дома, и впоследствии она призналась. В доме еврейки находилась дорогая святыня для всех христиан – Риза Пресвятой Богородицы. Реликвия обладает огромной целительной силой, а также примечательна большим количеством благодатных чудес.

Читайте также:  Преподобный андрей критский

Святыню подарила женщине Божия Матерь, перед самим Успением, и завещала передавать её из поколения в поколение. Таким образом, честная Риза сохранялась несколько столетий и была в большом почете среди верующих людей.

Через некоторое время правитель Константинополя организовал торжественное перенесение Ризы Пресвятой Богородицы в стены великого города. Десять священнослужителей были отправлены в путешествие на ковчеге, и возвратились через два месяца с драгоценным грузом на борту. В честь этого события была построена большая церковь во Влахерне, прямо возле моря.

Очень много раз с помощью святой Ризы Божией Матери был спасен Влахерн от нашествия жестоких врагов. Также с помощью реликвии несколько раз был защищен Константинополь от нападения аваров в 626 году, от нашествия персов в 677 году, а также была отбита атака арабов – в середине 717 года.

Самый яркий период, когда честная Риза оказала свою помощь христианам, случился летом 860 года. Тогда царь Аскольд уничтожил практически все корабли на берегах Черноморья и Босфора, после чего напал на бухту Золотой Рог, находящийся неподалеку от Константинополя. В то время правил император Михаил, который возвратился в столицу после нападения арабов.

Михаил молился всю ночь, прося у Пресвятой Богородицы заступничества и защиты ни в чем неповинного народа. На следующее утро все священнослужители решили спасать религиозные святыни, в частности и всеми известную Ризу Пресвятой Богородицы. Был совершен молебен, после чего Ризу вынесли на центральную часть города, чтобы все люди помолились перед ней.

Неожиданно, но Аскольд вдруг решил заключить перемирие через несколько дней, и воинственность врагов странным образом исчезла.

Святая Риза сумела спасти и столицу России от нашествия татар. В середине 1451 года татарское войско решило вторгнуться в Россию, под предводительством царя Мазовши.

Благодаря непрестанным молитвам Божией Матери, ночью второго июля в войске неприятеля случилось необъяснимое смятение, и все они быстро покинули пределы страны.

Важно

Сегодня каждый верующий человек должен посетить храм, чтобы стать участником богослужения в честь Пресвятой Богородицы, и помолиться о спасении души родных и близких.

Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/1143-polozhenie-chestnoj-rizy-bozhiej-materi-vo-vlakherne

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

15 июля 2018 года в 7-ю неделю по Пятидесятнице в день  Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в храме в честь святого великомученика Георгия Победоносца в 8:20 был совершен параклис Божией Матери, в 9:00 Божественная Литургия. По окончании службы был совершен молебен святому великомученику Георгию Победоносцу и лития об усопших. Богослужения совершил настоятель храма иерей Григорий Веселов.

По окончании богослужения прихожан угостили чаем с выпечкой, а маленьких прихожан ягодами и фруктами..

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.

В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя.

Совет

Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Источник: https://georgiynn.ru/9-glavnaya/178-polozhenie-chestnoj-rizy-presvyatoj-bogoroditsy-vo-vlakherne

Положению честныя ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы во Влахерне

Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве, ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным рождество́м Твои́м, нетле́нна пребыва́ющи, о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя. Те́мже мо́лим Тя́, ми́р гра́ду Твоему́ дарова́ти, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Други́й кано́н, гла́с 4

Пе́снь 1

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Свеща́ светоявле́нная и незаходи́мая, Пречи́стыя хра́м, я́коже не́бо све́тлое, обре́т честну́ю ри́зу Ея́, вселе́нную дне́сь благода́тей просвеща́ет заря́ми.

Обратите внимание

Кре́пость и утвержде́ния сою́з, Твою́, Пречи́стая, ри́зу боже́ственную вои́стинну стяжа́в, гра́д Тво́й держа́ву непобеди́мую и́мать, те́м и хва́лится о Тебе́.

Дре́вняго я́ко вои́стинну киво́та честне́йшая Твоя́ ра́ка, Богороди́тельнице, яви́ся на земли́, его́же зна́мения нося́щи, но и ве́рных во и́стине позна́ния сохраня́ющи.

Пе́снь 3

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Почита́ем, ве́рнии, я́ко совокупле́ния к Бо́гу сою́з, Чи́стыя дне́сь ри́зы, ве́рно гове́юще.

Исцеле́ния ве́рным многочестна́я на́м дне́сь прече́стно Чи́стыя ри́за источа́ет благода́тию.

Яко роса́ у́тренняя, ра́дость Твоя́ приснотеку́щая пе́щь страсте́й Тя́ воспева́ющих уставля́ет при́сно.

Седа́лен, гла́с 4

Чуде́с ре́ки, Богоро́дице, от всечестны́я Твоея́ ра́ки происходя́щия, я́ко из Еде́ма, напая́ют лице́ земли́, благода́ти пролива́ющия ве́рно Тя́ чту́щим, те́мже Тя́ воспева́ем, и ве́рно восхваля́ем, и благода́рно всегда́ взыва́ем: ра́дуйся, еди́на Наде́жде пою́щих Тя́.

Пе́снь 4

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Яко пречестну́ю тве́рдь, Богоро́дице, Творе́ц и Зижди́тель Тя́ водрузи́вый, я́коже звезда́ми, украси́ Тя Боже́ственными сия́нии, и́миже украша́еши концы́.

Важно

От земли́ на́с возвлачи́т к небеси́, Богороди́тельнице, боже́ственная Твоя́ ри́за, Чи́стая, любо́вию сея́ распале́нных те́пле, те́мже Тя́ сла́вим, я́ко лу́чшаго вину́.

Се́ благода́ть неисчерпа́емая, прииди́те вси́ сокруше́нным се́рдцем, почерпи́те Боже́ственныя то́ки, источа́ющия незави́стно, о празднолю́бцы, от честны́я ра́ки Твоея́, Всепе́тая.

Пе́снь 5

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Ты́, Го́споди, Твою́ Ма́терь возвели́чил еси́, Ты́ возне́сл еси́ над вся́ вла́сти мы́сленныя без сравне́ния сла́ву Ея́.

Благода́ть Бо́жию незави́стно точа́щая Ты́ еси́, Пречи́стая Богоро́дице, от честны́я ра́ки Твоея́ любо́вию покланя́ющимся.

Твое́ю си́лою ве́рнии ца́рие опоясу́ются, Тя́ сою́з, Богоро́дице, Тво́й и́мать гра́д ри́зою Твое́ю почита́ется.

Пе́снь 6

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Всю́ Тя́ па́че естества́ просла́ви Госпо́дь, всю́ украси́в, Отрокови́це, всю́ Тя почте́ па́че сло́ва, Богоро́дице, с по́ясом, ри́зою и боже́ственною ра́кою.

Совет

Кре́пость Тя́ ве́рнии стяжа́вше и похвалу́, одева́ются сла́вою, честно́ю Твое́ю ри́зою, Богороди́тельнице, я́коже пресве́тлое украше́ние и честно́е Тя́ стяжа́вше.

Ви́дети Твою́, Богоро́дице, сла́ву неизрече́нную дре́вле боле́зноваху боже́ственне проро́цы вси́, но в после́дняя дни́ на́м яви́ся и́же ле́т Превы́шший.

Конда́к, гла́с 4

Одея́ние все́м ве́рным нетле́ния, Богоблагода́тная Чи́стая, дарова́ла еси́, свяще́нную ри́зу Твою́, е́юже свяще́нное те́ло Твое́ покрыва́ла еси́, покро́ве все́х челове́ков, ея́же положе́ние пра́зднуем любо́вию и вопие́м со стра́хом Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Икос:

Чи́стое одея́ние и ски́нию Бо́жия Сло́ва, одушевле́нный о́блак и ста́мну ма́нны, Богоро́дицу Мари́ю вси́, спа́сшиися Рождество́м Ея́, ве́рою ублажи́м и честне́й ри́зе прико́снемся, е́юже Влады́ку объе́мши, я́ко Отроча́ носи́ла е́сть, в пло́ть обо́лкшагося, Его́же ра́ди челове́ческое естество́ взя́тся к превысоча́йшей жи́зни и Ца́рствию. Те́мже с ра́достию вопие́м велегла́сно: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Пе́снь 7

Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Ты́, я́коже Со́лнце Пра́вды еди́н сы́й, Бла́же, Боже́ственно украси́л еси́ хра́м Чи́стыя разли́чными Твои́ми дарова́нии, в не́мже возсия́вшия лучи́ испуща́ет от сея́ ри́зы.

Излива́ют чудеса́, Пречи́стая, боже́ственныя ча́ши Твоя́ благода́ть вои́стинну ве́рным, и незави́стно чту́щим Тя́ от Твоея́ ра́ки пролива́ются, я́ко из друга́го Еде́ма, мы́сленныя ре́ки.

От скве́рны вся́кия душе́вныя, чисти́тельна е́сть Тво́я, Всенепоро́чная Де́во, ра́ка, покрыва́ющая честно́е Твое́ те́ло покры́вшею ри́зою.

Ны́не приступи́те с весе́лием вси́, и́же на земли́, прииди́те, ра́ка призыва́ет та́йне, объя́ти Госпожи́ пресла́вную во мне́ сокро́виществованную ри́зу Ея́.

Пе́снь 8

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ангели, Пречи́стая, ны́не сликовству́ют в честне́м хра́ме Твое́м, Чи́стая, и окружа́ют, Влады́чице, честну́ю и святу́ю Твою́ ри́зу любо́вию и ра́достию, мы́ же весе́лием мно́гим покланя́емся, воспева́юще Тя́, сла́ву ро́да на́шего.

Обратите внимание

Же́зл, я́же цве́т жи́зни прозя́бший, Ты́ еси́ все́х ра́дость многочестна́я, Пречи́стая, мирополо́жница Ду́ха, сокро́вище, благи́х, арома́т исто́чник, из него́же ми́ра исцеле́ний источа́ет боже́ственная ра́ка.

Воспева́ют, Пречи́стая, вели́чия Твоя́, Чи́стая, мы́сленная во́инства, пропове́дают вси́ патриа́рси и проро́цы я́сно, и апо́столи сия́, и му́чеников ли́к, и преподо́бных все́ исполне́ние, с ни́миже покланя́ем Ти ся.

Пе́снь 9

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Черто́г пречестны́й се́й, Богороди́тельнице, яви́ся ра́ка Твоя́, честну́ю Твою́ ри́зу, де́вственное же одея́ние и неве́стническое я́ко иму́щи и я́ко жи́зни сокро́вище соблюда́ющи.

Хра́м, изобража́ющий вся́ко небе́сное благоукраше́ние Де́вы, дне́сь, ве́рнии, дости́гше, чуде́с заря́ми, я́коже звезда́ми, сия́ем, и озаря́емся благода́тию.

Имать святы́й Тво́й по́яс и честну́ю Твою́ ри́зу, Богороди́тельнице, Тво́й гра́д, я́ко сте́ну, и уче́ний боже́ственных соедине́ние, и правосла́вных похвалу́, и царе́й победи́тельная.

Пое́м неизрече́нную сла́ву и безчи́сленную Твою́ благода́ть: Ты́ бо еси́ исто́чник прему́дрости, из него́же Сло́во все́м происхо́дит, чту́щим Тя́, Пречи́стая, и велича́ющим Рождество́ Твое́.

Свети́лен

Окрили́вшую Христа́ ри́зу Богоотрокови́цы и Богоро́дицы Мари́и, дне́сь прииди́те, земноро́днии, почти́м пе́сньми, я́ко да благода́тию Сея́ при́сно ублажа́емся.

Сла́ва, и ны́не:

Еди́на и естество́ и вре́мя обнови́ла еси́, Богома́ти: нетле́нно бо Твое́ Рождество́, нетле́нная и ри́за, е́юже гра́д Тво́й покрыва́еши и е́юже ски́петры благоче́стия содержи́ши.

Стихи́ры, гла́с 4

Ра́ка, содержа́щая ри́зу Твою́, Пречи́стая, / киво́т освяще́ния рабо́м Твои́м, / и свяще́нное огражде́ние, / и сла́ва, и похвала́, / и исцеле́ний исто́чник / на вся́к де́нь познава́ется. / Иде́же дне́сь свяще́нно собра́вшеся, / воспева́ем мно́гая Твоя́ вели́чия / и чуде́с пучи́ну.

Се ме́сто пресла́вно, / се до́м присносве́тел, / в не́мже сокро́вище положи́ся — / честна́я ри́за Богоотрокови́цы — благода́тию, / приступи́те, челове́цы, / просвеще́ние и очище́ние из нея́ проявле́нне почерпи́те / и возопи́йте благода́рным се́рдцем: / Пресвята́я Де́во, благослови́м Тя́, / спаса́еми Рождество́м Твои́м.

Свято́е положе́ние ри́зы Твоея́, Влады́чице, / пра́здник стяжа́хом, веселя́щеся, / я́ко гра́ду Твоему́ дне́сь да́тися сподо́била еси́ / свяще́нное одея́ние, / храни́лище некра́домо, / да́р че́стен, / неотъе́млемо бога́тство, / исцеле́ний река́, / испо́лнена дарова́ний духо́вных.

Сла́ва, и ны́не, гла́с 2:

Важно

Смы́сл очи́стивше и у́м, со Ангелы и мы́ торжеству́ем, све́тло начина́юще Дави́дскую пе́снь Отрокови́це, Неве́сте все́х Царя́, Христа́ Бо́га на́шего: воскресни́, Го́споди, — глаго́люще, — в поко́й Тво́й, Ты́ и Киво́т святы́ни Твоея́; я́ко бо пала́ту красну́, Сию́ украси́в и причте́ Ю гра́ду Твоему́, Влады́ко, стро́ити и покрыва́ти от супоста́тных пога́н держа́вною си́лою Твое́ю, моли́твами Ея́.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iul/kan_15iul_riza2.html

Ссылка на основную публикацию