Положение пояса пресвятой богородицы во влахернском храме, малый/средний

Празднование положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме (395-408)

Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского императора Василия II (95-1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине.

При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе.

Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Обратите внимание

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399-453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла».

В следующем веке Патриарх Тимофей I (511-518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св.

Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

 

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой.

Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907-912), Никифор Каллист (XIV в.).

Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери. 

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886-912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы.

О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением.

Важно

И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

 

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло свое отражение в иконографии.

Свт.

Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907-912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905-959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В 1028 году византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (1028-1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027-1072).

Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть.

Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св.

великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372-1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св.

Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

Совет

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин.

Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн.

Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска».

При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Серапионовой палате хранится кусочек ризы Пресвятой Богородицы. Он лежит в специально сделанном для его сохранения ковчеге и доступен для поклонения всем приходящим в Серапионову палату.

огоро́дице Присноде́во,/ челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи,/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

естна́го по́яса Твоего́ положе́ние/ пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм/ и приле́жно взыва́ет Ти:/ ра́дуйся, Де́во,// христиа́н похвало́.

Источник: 

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/polozhenie-chestnogo-poyasa-presvyatoy-bogoroditsy-v-konstantinopolskom-vlakhernskom-khrame-395-408

Положение пояса Божией Матери во Влахерне — Нью-Йоркское благочиние

13 сентября Церковь вспоминает событие, связанное с большой христианской святыней — поясом Пресвятой Богородицы. Стоит отметить, что поскольку Божья Матерь была взята на небо после Успения, то соответственно и нет Ее мощей. Поэтому такие святыни как ризы и пояс Богоматери очень сильно ценятся и почитаются верующими .

Иисус Христос, проповедуя Царство Небесное, одновременно исцелял людей от духовных и физических недугов. Чудеса исцеления совершали также Его ученики и апостолы. И не только в силу их прямого действия люди становились здоровыми.

Для примера можно вспомнить отрывок книги Деяний Апостольских, из которой известно, что даже тень апостола Петра исцеляла людей. Первые христиане сохраняли части одежды святых апостолов, платки, от которых совершались чудеса.

Эта благочестивая традиция глубоко укоренилась в христианстве. В Церкви почитаются не только мощи святых, но и уважительно относятся к предметам, которые им принадлежали при жизни.

Обратите внимание

Такой подход основывается на христианском учении о материи, как творении Божием. Святые своей благочестивой жизнью открывали простор для действия Святого Духа не только в душе, но и вокруг себя.

Таким образом, материальные предметы пронизываются благодатью Божией и все, кто с верой прикасается к ним, получают помощь.

В конце IX — начале Х-го века Византией правил император Лев Мудрый, названный еще философом. Его супруга Зоя страдала тяжелой душевной болезнью. Однажды ей во сне было открыто, что она исцелится, как только прикоснется к поясу Божией Матери.

Узнав о видении, правитель обратился к Патриарху, который сняв печать с ковчега, открыл его. Оказалось, что хранившаяся святыня была целой и неповрежденной временем. Патриарх возложил пояс на императрицу, и она исцелилась.

После этого, в знак благодарности за оказанное благодеяние был отслужен молебен, а святыню снова поместили в ковчег и запечатали.

С тех пор сначала Греческая, а затем и Русская Церковь ежегодно вспоминает это событие, отмечая день, установленный в честь великой святыни.

По преданию, шерстяной пояс сплела Сама Божья Матерь. После Ее Успения он хранился иерусалимскими христианами, пока император Аркадий (+408)не перенес его в Царьград. Пояс был положен в особый ящик, который скрепили императорской печатью, и положили во Влахернской церкви.

Влахерны — это некогда пригород Константинополя. В седьмом веке, когда расширяли пределы столицы, этот район был включен в территории города. Там размещался императорский дворец и известная церковь Богородицы, где произошло явление Богоматери преподобному Андрею, положенное в основу праздника Покрова.

На императорской печати, скрепляющей ларец с поясом,  стояла дата — 31 августа (13 сентября по новому стилю). Именно в этот день совершалось чествование святыни. После упомянутого исцеления императрицы Зои праздник стал еще более торжественным.

После завоевания Константинополя турками в 1453 году, пояс Богородицы не был утерян — его разделили на несколько частей. Одну часть святыни привезли в монастырь Ватопед на Афоне. Эта часть в 2011 году была доставлена в Россию, где посетила ряд городов. Тогда к святыне молитвенно поклонилось более 3 миллионов человек.

Важно

Часть пояса попала в Грузию и была положена в специально возведенной церкви в Зугдиди, а еще одна находится в кипрской обители Троодитисса. Часть пояса хранится в соборном храме итальянского городе Прата, куда вероятно была доставлена после I крестового похода.

Положение пояса Божией Матери во Влахерне обновлено: Сентябрь 12, 2016 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/prazdniki/polozhenie-poyasa-bozhiej-materi-vo-vlaherne/

Положение Пояса Богородицы в Халкопратии

Пояс и Риза Пресвятой ДевыСвой чудотворный и благодатный Пояс Пречистая Богоотроковица сплела Своими руками. С малых лет, во время спасительного чревоношения и до блаженного Успения, Она носила его на Себе.

Перед Успением Божией Матери к Ее смертному одру прибыли все апостолы, кроме святого Фомы, Промыслом Божиим попавшего в Иерусалим только через три дня после того, как Богородица была уже погребена в Гефсимании.

Желая утешить апостола Фому и во исполнение его желания поклониться Богоприемному телу, апостолы открыли гроб, но священнейшего тела не нашли, поскольку Богородица воскресла и с телом была вознесена на небо.

Иерусалимское предание, особенно утвердившееся на Афоне, говорит, что когда апостол Фома вышел из погребальной пещеры Божией Матери, то, для утешения его в скорби, Она благоволила ниспослать ему с неба Пояс от Своей ризы. Драгоценный подарок Фома забрал с собой, а после его смерти часть Пояса возвратилась в Иерусалим и сохранялась здесь у благочестивых христиан.

Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского императора Василия II (958-1025 гг.), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408 гг.

) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесен в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе, в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда.

Читайте также:  Молитвы господу иисусу христу на все случаи

Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе, и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог (севернее Халкопратии). Оба эти храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399-453 гг.). Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, ее она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке патриарх Тимофей I (511-518 гг.) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Святого Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Чудо святого Пояса

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф святой Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Но однажды тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886-912 гг.) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. По сей причине царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице.

После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву.

Тотчас царь упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением.

Совет

И как только патриарх распростер его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили честный пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью.

Евфимий, духовник императора, ставший позднее Константинопольским патриархом (907-912 гг.), составил Слово в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного Пояса, а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело еще большую торжественность.

После смерти мужа, императора Льва, в 912 году, Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своем малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905-959 гг.). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре святой Евфимии. История сохранила для нас ее образ на византийских монетах того времени.

Святой Пояс в ВатопедеСуществует предание, согласно которому Пояс Богородицы был разделен на части, которые со временем оказались в разных странах. Византийские императоры часть Пояса брали с собой в военные походы, в одном из которых одну такую святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь святой великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372-1389 гг.), благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне, подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса Ватопедскому монастырю.Согласно афонскому преданию, самую большую частицу Святого Пояса подарил Ватопедской обители византийский император Иоанн VI Кантакузин (1347-1354), духовным отцом которого являлся подвизавшийся в Ватопеде преподобный Савва, Христа ради юродивый. Из любви к своему старцу, император подарил монастырю, наряду с другими святынями, и эту реликвию.Честной Пояс сплетен из верблюжьего волоса, но на нем видны и золотые узоры, поскольку императрица Зоя в знак благодарности за ее чудесное исцеление вышила весь Пояс золотой ниткой.Пребывая в обители, Честной Пояс прославился таким множеством чудес, что со временем имя его отождествилось с именем Ватопеда, а ватопедских монахов прозвали «Агиазонитес», что значит «Святопоясники».Неисчислимы чудеса, совершаемые Святым Поясом благодатью Богоматери, Которая освятила его ношением на Своем Пренепорочном теле. Пояс останавливает пожары и эпидемии смертельных болезней, исцеляет людей от телесных и душевных заболеваний.

Вот один рассказ из книги «Чудеса Святого Пояса». В 1864 году в Константинополе, бывшем к тому времени уже четыре столетия под турецким владычеством, свирепствовала эпидемия холеры.

Как только корабль, на борту которого находился ковчег со Святым Поясом подошел к порту, эпидемия прекратилась. Это невероятное чудо привлекло к себе внимание султана, который попросил принести Честной Пояс во дворец, дабы к нему приложиться.

Во время пребывания Святого Пояса в Константинополе греческий житель Галаты попросил перенести святыню в свой дом по причине тяжелой болезни сына. Однако к тому времени, когда Святой Пояс принесли, сын уже умер. Тем не менее, прибывшие с ковчегом отцы не отчаялись.

Напротив, они попросили увидеть умершего, и как только на него был возложен Честной Пояс, умерший воскрес.

Праздник Положения Честного Пояса Пресвятой БогородицыДревний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: икона Божией Матери «Одигитрия», написанная, по преданию, евангелистом Лукой и хранившаяся в монастыре Одигион («Путеводитель»), давшем название образу; Риза (мафорий) Девы Марии во Влахернах и Пояс Богородицы в Халкопратии.

В текстах стихир и канонов богослужения праздника Положения Честного Пояса Церковь призывает своих чад, собравшихся на праздник в «присносветел храм», где «сокровище положися, Богоотроковицы пояс честный», воспеть величие Богородицы и множество Ее чудес, приступить к святыне, получить духовное «просвещение и очищение» и возопить «благодарным сердцем: Пресвятая, благословим тя, Дево, спасаемые Рождеством Твоим» (то есть рожденным от Тебя Сыном Божиим Иисусом Христом).«Богородице, пояса Твоего, праздник стяжали, веселящеся, – поет Церковь, – яко граду Твоему (Константинополю, а теперь Москве и всей России – В.Н.) днесь дати благоизволила священное препоясание, хранилище некрадомое, дар честен, неотъемлемое богатство, исцелений реку, исполненную дарований духовных».В вечерней стихире говорится: «Рака, содержащая, Богородице, пояс Твой, кивот освящения рабам Твоим, и священное ограждение, и слава, и похвала, и исцелений источник…». А в другом песнопении Церковь воздает славу Пречистой Деве такими словами: «Яко венцем пресветлым, Пречистая Богородице, поясом Твоим святым, Церковь Божия обложися, и светится радующися днесь, тайно ликовствует, Владычице, вопиюще Тебе: радуйся, диадема честная и венец Божественной славы; радуйся, едина славы исполнение и вечное веселие; радуйся, к Тебе притекающим пристанище и предстательнице и спасение наше».Среди множества прошений, благодарений и славословий этого праздника можно выделить несколько основных тем. Во-первых, Богородица и Ее Пояс прославляются за помощь и защиту города (и всей страны) от различных бед и врагов. Этому посвящены песнопения, кратко выражающие суть праздника – его тропарь и кондак. Так в кондаке сказано: «Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный держава граду Твоему необорима и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево». О том же говорится и в других песнопениях праздника: «Подала еси граду Твоему пояс Твой, Преславная, твердое ограждение, сего объемлющ от всякия беды божественными действами, и непоборим от врагов соблюдающ». Цари «Твоим поясом, Пречистая, светло обложении… страшны врагам борющим присно познаваются…». Не только цари, но и все мы, прибегая к Божией помощи через посред-ство святыни, «тли избавляемся, и бед и напастей».Второй весьма важный аспект наших молитв к Богородице это наша борьба со грехом в себе. Верующие просят Богородицу помочь им в борьбе не только с внешними, но и с нашими внутренними врагами – мучающими нас греховными страстями: «Препояши силою нас, Дево, пояса Твоего, на врагов укрепляющи, страсти покоряющи присно мучающие и борющие, и победительное нам безстрастие присно подающи, чисто славити Тя, и Сыну Твоему вопити прилежно: Иисусе всесильне, спаси всех, яко благоутробен»! От соприкосновения со святыней у человека «обновляется сердце», он «препоясуется силою непобедимою на страсти нечистыя» и пребывает невредимым «от враг безплотных». Поэтому каждый христианин просит Пречистую очистить его от «ложной любви страстей», оградить от врага рода человеческого, «всегда искушающаго грехов тяготою», освободить от уныния, пленения и греха.Христиане также просят Богородицу исцелить их от болезней и верят, что «благочестно приступающие» к святыне, некогда опоясывавшей Ее святое нетленное тело, получат освобождение от «недуг и скорбей»; что Честный Пояс Пречистой Девы – «источник исцелений неистощаемый» – «источает благодатию» «исцеления верным»; что от него «труждающымся во многих болезнех покой совершен приходит». И самое главное, о чем мы просим и за что прославляем Богородицу – это подаваемые нам через Нее Богом духовные дары: освящение, просвещение ума Божественным светом, обожение. Мы освящаемся, «верою прикасающеся, и страхом честно облобызающе» Пояс, которым «препоясала ложесна, Непорочная, Бога заченшая». Любовь к нам Богородицы возводит нас «от земли к небеси».Особенно ярко и емко об этом сказано в икосе кондака: «Твоим мя просвети светом, Де-во Богородице, и разруши мою тьму во уме лежащую люте, яко да чисто Тебе приступлю Чистей, земныя (т.е. христиан) обожившей: воспою Твой… божественный пояс, светлейший солнца, его же мир сей имать яко тверд покров и надежду, побеждающ советы врагов беззаконных, и сих коварства разоряющ, и всегда сохраняющ Твоя рабы. Радуйся, Дево, христиан похвало».В праздничных песнопениях говорится, что по Своей неизреченной любви Богородица оставила нам Свой Пояс как «покров, помощь и источник священия». Однако для того, чтобы люди, склонные к поклонению материальным предметам и сотворению себе кумиров из сомнительных авторитетов, не впали в фетишизм, воздавая честь и поклонение «вещи», святые творцы православного богослужения написали тропарь, разъясняющий нам, что все благодеяния, получаемые нами от этой святыни, на самом деле совершаются Богом и Его благодатию, подаваемой нам лишь через посредство вещественных предметов: «Недугующих исцеление, поползнувшихся утверждение, и унывающих благодушие божественно, кормило плавающих, заблудших обращение, последующая честному Твоему поясу, Чистая Дево, божественная благодать воистину есть…».

Благодать «последует» Честному Поясу, поскольку нам, существам несовершенным и двусоставным, имеющим невидимую, неосязаемую душу и твердую плоть, часто необходимо вещественное пособие, видимый знак присутствия и действия в мире благодати Божией.

Обратите внимание

И потому благодать невидимо присутствует и подается нам через честные мощи святых угодников Божиих, через иконы Спасителя, Богородицы и святых, через вещи, принадлежавшие им в их земной жизни.

И если мы это понимаем, то можем непогрешительно воспеть песнь Богоотроковице и Ее Честному Поясу словами праздничной стихиры: «Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе давидскую песнь Отроковице… воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой… яко бо палату красну Сию украсив, и причте Ю граду Твоему, Владыко, строити и покрывати от супостатных поган, державною силою Твоею, молитвами Ея».

Источник: http://raoc.info/151-polozhenie-pojasa-bogorodicy-v-halkopratii.html

13 сентября — праздник Положения честнаго пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне

Праздник был установлен в честь двукратного торжественного положения честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинополе.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.

Согласно преданию, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение.

Из Святой Земли честной пояс Богородицы был принесен в Константинополь при императоре Аркадии, на рубеже IV и V веков. Пояс был помещён в золотой ларец, запечатанный императорской печатью и поставлен в Халкопратийском храме во имя Пресвятой Богородицы.

В царствование императора Льва Мудрого, в начале X века, его супруга Зоя была мучима нечистым духом. По этой причине царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице.

Тогда императрице Зое было Божественное видение, знаменовавшее, что она получит исцеление, как только на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Она поведала об этом видении мужу, и император упросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, который оказался в целости и нисколько не поврежденным от времени.

Читайте также:  Преподобный антоний печерский

По повелению императора патриарх распростер пояс над больной, и она тотчас освободилась от демонского мучения и получила совершенное исцеление.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Его Матерь и, отслужив торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, честной пояс положили обратно в ковчег, запечатав царской печатью, поместили в Константинопольском Влахернском храме. Тогда же и было установлено празднование в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного пояса.

Честной пояс Пресвятой Богородицы

После захвата Константинополя турками святыня покинула город и оказалась разделена на части. Части святыни продолжали славиться многочисленными чудесами.

Важно

На начало XXI века часть хранилась на Кипре, в монастыре Троодитисса, часть — в Грузии, часть — в Трирском монастыре.

Однако, наиболее прославившаяся часть оказалась в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.

В монастыре Ватопед святыня хранится с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых её благословением, многочисленны с давних времен. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны.

Так, в 1871-1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители.

Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.

Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детей, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.

Честной пояс Пресвятой Богородицы стал главной и наиболее любимой святыней Ватопедского монастыря, монахов этой обители даже прозвали на Афоне «агиазонитами» (т.е. «святопоясниками»). Главным чествованием пояса в Ватопеде является праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, к которому в обитель стекается много паломников.

По традиции святыня ежегодно исходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Несмотря на просьбы, монахи не вывозили святыню за пределы Греции вплоть до исторического посещения России 20 октября — 28 ноября 2011 года.

Совет

В то время ковчег со святыней объехал 15 главных городов России, где везде к нему выстраивались многотысячные, длиной в километры, очереди верующих. В общей сложности честному поясу Богородицы в эти дни поклонилось около 3 миллионов человек, в те же дни начали фиксироваться чудесные события.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это беспрецедентное за многие десятилетия всенародное поклонение святыне в России «чудом сохранения веры».

Пояс Божией Матери в реликварии в Хомском храме

В 1953 году был обретен так называемый Хомский пояс Пресвятой Богородицы. Это тонкий пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, этот пояс сплетен Божией Матерью и, по ее Успении, дан ею апостолу Фоме.

Так как, апостол не успел к погребению Божией Матери, будучи в это время далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.

Весной 1953 года в монастыре в Мардине, Турция, был обнаружен старинный манускрипт на арамейском, согласно которому пояс находился под алтарем Хомской церкви Пояса Богородицы. Вскоре в присутствии высшего духовенства местных православных и антихалкидонтиских общин, при большом стечении верующих, была обретена святыня.

На небольшой глубине нашлась могильная плита с надписью по-арамейски: «Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова,» а под плитой — мраморный куб с серебряным ковчегом, в которой обретался свернутый пояс. Анализ, проведенный учеными, показал, что находка пролежала в земле около тысячи лет.

С тех пор пояс сберегался в Хомском храме Пояса Божией Матери.

К реликвии потянулись паломники и страждущие. Чудеса начались почти сразу, и включали множество исцелений.

Постепенно при храме образовался целый «музей» оставленных за ненадобностью костылей и протезов.

От части пояса, обретенной в Хомсе, в 1982 году отделили небольшой отрезок, и перенесли в индийскую провинцию Маланкар, где также происходят чудесные исцеления по вере притекающих к реликвии.

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Обратите внимание

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Ин. тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 5

Яко некрадомо богатство,/ пояс Твой честный Присноблаженная,/ и благих подание имуще,/ Обитель Ватопедская взывает Ти,/ препояши со благоговением,/ притекающия ны к нему,/ силою его божественною,/ и крепость льстиваго врага разруши,// спасение верным Чистая.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 6

Богоприемное Твое чрево Богородице,/ объемший пояс Твой честный,/ держава стаду Твоему необорима,/ и сокровище есть благих неоскудно,// едина рождшая Приснодево.

Ин. кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Источник: http://www.uspensk.ru/13-sentyabrya-prazdnik-polozheniya-chestnago-poyasa-presvyatoj-bogorodicy-vo-vlaxerne/

Положение честного пояся Пресвятой Богородицы — Сайт Строим храм

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.

Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху.

Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

  Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J.

The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171–187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение «Град Твой, Богородице», встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

 

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.

) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь.

Важно

На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность. 

В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св.

Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Части пояса Пресвятой Богородицы есть также в Трирском монастыре и в Грузии.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением.

В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.

: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133–135). Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.

), спустя неделю после церковного новолетия), а заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса.
 

Источник: http://vsetsaritsa.ru/cover/Polozhenie_chestnogo_poyasa_Presvyatoy_Bogoroditsy.php 

Источник: http://www.stroimhram.ru/polozhenie-chestnogo-poyasya-presvyatoj-bogoroditsy/

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

31 августа/13 сентября Православная Церковь празднует Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Пояс Божией Матери – одна из величайших святынь христианства.

Он является для нас, христиан, особой милостью Пресвятой Божией Матери. Незадолго до Успения Пресвятой Богородицы Пояс и Риза Ее были переданы двум благочестивым иерусалимским женщинам.

До этого Сама Пресвятая Божия Матерь отдала свои Пояс и Ризу апостолу Фоме.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед, на Афоне

Существуют разные мнения про то, где находилась эта священная для всех реликвия. По одной из версии пояс был перенесен в Константинополь уже при Аркадии (император Восточной Римской Империи, 395-408 гг.).

Его поместили в чудесный ларец и положили в одном из Богородичных Храмов – Халкопратийскую церковь. Существует другое мнение, что Пояс находился в другом Храме – Влахернском. Тогда как во Влахернском Храме хранилась Риза Божией Матери.

Возможно, Святыни переносились из одного Храма в другой для совершения Богослужений. В связи с этим и могла возникнуть путаница.
Пять веков Пояс хранился нетронутым, раку с ним не открывали.

Но однажды, жене императора Льва VI Мудрого, Зое Карбонопсине, было откровение, что избавиться от мучения нечистым духом она сможет, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы.

Она рассказала о своем видении мужу. Император попросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы.

Открыв раку с Поясом, все удивились – он лежал нетронутым, неповрежденным от времени, словно его только-только сюда положили, словно не было этих пяти веков. Пояс был запечатан золотой печатью императора Аркадия.

На ней было указаны год Положения Пояса в Царьграде, и точная дата этого события – 31 августа.

Тогда Пояс Пресвятой Богородицы распростерли над женой императора, и она тот час же избавилась от мучительства нечистого духа. Евфимий, который и полагал Пояс Пречистой Богородицы над женой императора Зое, составил Слово в честь праздника нового обретения Пояса.

Совет

Император и императрица и все присутствующие вознесли хвалу Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. Зоя в благодарность избавления от недуга вышила Пояс золотыми нитями.

Чудесный Пояс Богородицы вновь положили в раку, и праздник Положения Пояса стал еще более торжественным.

Зоя Карбонопсина

После падения Константинополя, святыня покинула город на время. Это произошло в 1204 году, а в 1453 году она покинула город окончательно. Но не исчезла. Части этой древней и чудесной Святыни теперь хранятся в Монастыре Ватопед на Святой горе Афон. И не зря. Афон считается уделом Божией Матери.

Читайте также:  Мученик памфил кесарийский

Также части Святого Пояса положены и в монастыре Троодитисса на Кипре. Множество исцелений происходит от этих Святынь. Так, освящаемые на частях Пояса Пресвятой Богородицы пояски раздаются верующим женщинам. Многие женщины, которые не могли зачать, благодаря молитвам Божией Матери чудесным образом становятся матерями.

Также исцеляются и многие болезни.

Предстательство Божией Матери всегда ощущается как безусловная любовь, духовное облегчение и услада сердцу. Тогда становится мир на душе и покойно и тихо на сердце, ведь Она – Матерь Божья любит детей своего Сына и Милостью Его нам посылается благодать и Чудеса.

Ватопедский монастырь на святой горе Афон

31 августа/ 13 сентября – это еще и последний день церковного года, который завершается Великим Праздником Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы. 
Мне кажется, совсем не случайным, что начало и конец года в Церкви связан с Богоматерью.

Начало года Празднуется Рождеством Пресвятой Богородицы, и этого своего рода знаменье для нас, грешных, что отныне сможет прийти Спаситель в Мир. Потому что теперь есть Она. Господь избрал ее через много родов праведников, для того, чтобы привести в мир своего Сына. Эта Она – оказалась такой готовой следовать Воле Божией.

Матери Божией свойственно было великое смирение в жизни земной. Она, подательница Света и Жизни Вечной, была красива и внешне и внутренне.

Какой пример для всех православных девушек? Самый лучший! И по Успении своем Она не оставляет нас своим Заступничеством. Она незримо с нами.

Обратите внимание

Так и Праздник Положения Ее честного пояса напоминает нам о тех событиях далеких лет и о тех чудесах, что рассказывают другу другу прихожане о заступничестве Той, что смогла стать достойной, чтобы вместить в себя Невместимого.

Ее Пояс, как напоминание о ее земной Жизни и Память о том, что Она всегда с нами, и Вознеслась на Небеса, но Помощь от Нее приходит Незамедлительно.

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ И ПРЕЧЕСТНОМУ ПОЯСУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 5
Яко некрадомо богатство, пояс Твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает Ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстиваго врага разруши, спасение верным

Кондак, глас 6
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Источник: https://pdobro.ru/polozhenie-chestnogo-poyasa-presvyatoj-bogorodicy/

Главная страница

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Обратите внимание

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

В Россию прибывает Пояс Пресвятой Богородицы

Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге — 24-27 октября, Норильске — 27-29 октября, Владивостоке — 29 октября-1 ноября, Красноярске — 1-4 ноября, Нижнем Новгороде — 4-6 ноября, Дивееве — 6-7 ноября, Саранске — 7-10 ноября, Самаре — 10-13 ноября, Ростове-на-Дону — 13-16 ноября, Калининграде — 16-19 ноября и Москве — 19-23 ноября.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Богородица отдает пояс апостолу Фоме

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.

В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим.

Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь. Поначалу его поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь.

В царствование Льва VI Мудрого (886-912) его принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об ее исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

Важно

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса.

Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь.

Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Совет

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья.

Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь.

Обратите внимание

Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

22 августа 1827 г. Отец Савва пишет:

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют канон Параклиту – Святому Духу Утешителю.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для «Православие и мир».

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Обратите внимание

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Фотографии предоставлены монастырем Ватопед на Святой горе Афон

20 октября 2011

Источник:

Источник: https://apologet.spb.ru/ru/620.html

Ссылка на основную публикацию