Польская православная церковь

Польская православная церковь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор

Польская Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Епархии Польской Православной Церкви по состоянию на 2007 г. Работа пользователя Albertus

Епархии

См. также Епископат Польской Православной Церкви; Исторические епархии Польской Православной Церкви

Исторический очерк

Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ.

С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке — Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм.

После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

Обратите внимание

За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе.

Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой.

Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха.

Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи.

В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века.

С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована «широкая поместная автономия.

» В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви.

Важно

Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви.

Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским.

В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

Предстоятели

[5]

Статистика

  • 1931 — По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские) [6]

Источник: https://drevo-info.ru/articles/20.html

Польская Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в.

, когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г.

в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г.

Совет

была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г.

Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Социальная и благотворительная деятельность

В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным. 

В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г.

, специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г.

, занимается паломнической и благотворительной деятельностью).

Страна:ПольшаГород:ВаршаваАдрес:Al. Solidarności 52, 03-402 Warszawa — PolandТелефон:(022) 619-08-86Факс:(022) 619-08-86Web-сайт:www.orthodox.plПредстоятель:Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши (Грыцуняк Михаил)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html

Польская православная церковь

/ Ориг.: Polski Autokefaliczny Kosciol Prawoslawny

Польская православная церковь (ПАПЦ; польское Polski Autokefaliczny Kosciol Prawoslawny) — польская автокефальная православная церковь.

Од­на из ав­то­ке­фаль­ных по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей. Ка­но­ническая тер­ри­то­рия — Рес­пуб­ли­ка Поль­ша.

На тер­ри­то­рию современной Поль­ши хри­сти­ан­ст­во ста­ло про­ни­кать ещё до официального его при­ня­тия в 966 году при князе Меш­ко I. Наи­бо­лее изу­че­но про­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва с за­па­да, ме­нее — с юга, свя­зан­ное с мис­си­ей свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия.

Обратите внимание

Пер­вые пра­во­слав­ные епар­хии поя­ви­лись в Поль­ше вско­ре по­сле раз­де­ле­ния церк­вей (1054). Круп­ней­шие пра­во­слав­ные цен­тры — го­ро­да Холм (Хелм) и Пе­ре­мышль (Пше­мысль), до­ны­не со­хра­няю­щие пра­во­слав­ное на­сле­дие.

По­сле за­клю­че­ния Бре­ст­ской унии 1596 года в Холм­ской и Пе­ре­мышль­ской пра­во­слав­ных епар­хи­ях, вхо­див­ших в со­став Ки­ев­ской ми­тро­по­лии в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, в те­че­ние по­сле­дую­ще­го сто­ле­тия про­дол­жа­лась борь­ба про­тив­ни­ков и сто­рон­ни­ков унии, за­кон­чив­шая­ся по­бе­дой по­след­них при ак­тив­ной государственной под­держ­ке. По­сле раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той (в конце XVIII века) в зем­лях, ото­шед­ших к Российской им­пе­рии, по­сте­пен­но бы­ла вос­ста­нов­ле­на пра­во­слав­ная жизнь, в том числе и на час­ти зе­мель современной Поль­ши, на ко­то­рых к то­му вре­ме­ни ос­та­ва­лись лишь еди­нич­ные об­щи­ны пра­во­слав­ных и Свя­то-Онуф­ри­ев­ский Яб­ло­чин­ский монастырь (ос­но­ван в конце XV века). В 1840 году соз­да­на Вар­шав­ская епар­хия Русской церк­ви, в 1905 году из неё вы­де­ле­на Холм­ская и Люб­лин­ская епар­хия. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны с тер­ри­то­рии современной Поль­ши в глубь Российской им­пе­рии бы­ло эва­куи­ро­ва­но прак­ти­че­ски всё пра­во­слав­ное на­се­ле­ние, вклю­чая сель­ских жи­те­лей, пре­об­ла­даю­щая часть эва­куи­ро­ван­ных воз­вра­ти­лась на ро­ди­ну к началу 1920-х годов.

В со­став воз­ник­шей в 1918 году не­за­ви­си­мой Поль­ши в те­че­ние не­сколь­ких по­сле­дую­щих лет во­шли боль­шие тер­ри­то­рии современной Бе­ло­рус­сии, Лит­вы и Ук­раи­ны с пра­во­слав­ным на­се­ле­ни­ем (5 миллионов человек).

Это за­ста­ви­ло польские вла­сти в ус­ло­ви­ях слож­ной гео­по­ли­тической об­ста­нов­ки пред­при­ни­мать уси­лия по ор­га­ни­за­ции ППЦ, не­за­ви­си­мой от Русской церк­ви. 13.11.1924 года пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Гри­го­рий VII под­пи­сал то­мос о со­зда­нии в Поль­ше ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рую РПЦ не при­зна­ла.

Дея­тель­ность пред­стоя­те­ля ППЦ митрополита Вар­шав­ско­го и Во­лын­ско­го и всея Поль­ши Дио­ни­сия (Ва­ле­дин­ско­го) про­хо­ди­ла в ус­ло­ви­ях на­си­лия со сто­ро­ны государственных вла­стей, ка­то­лической Церк­ви и ка­то­лической об­ще­ст­вен­но­сти вплоть до мас­со­во­го за­хва­та, за­кры­тия и раз­ру­ше­ния со­тен церк­вей.

По­сле на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны митрополит Дио­ни­сий, при­звав­ший пра­во­слав­ных гра­ж­дан Поль­ши к со­про­тив­ле­нию германским за­хват­чи­кам, был от­стра­нён германской ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей от управ­ле­ния Цер­ко­вью.

С вхо­ж­де­ни­ем в 1939 году в со­став СССР тер­ри­то­рий Западной Бе­ло­рус­сии и Западной Ук­раи­ны рас­по­ло­жен­ные на них епар­хии ППЦ пе­ре­шли в юрис­дик­цию РПЦ, в со­ста­ве ППЦ ос­та­лись лишь при­хо­ды на тер­ри­то­рии так называемого ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­ва, об­ра­зо­ван­но­го германской ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии Поль­ши.

В сентябре 1940 года, по­сле под­пи­са­ния дек­ла­ра­ции о ло­яль­но­сти, митрополит Дио­ни­сий стал пред­стоя­те­лем Ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церк­ви в ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­ве, соз­дан­ной по во­ле германских вла­стей и про­су­ще­ст­во­вав­шей до 1944 года. По­сле окон­ча­ния вой­ны ППЦ по­пол­ни­лась при­хо­да­ми на пе­ре­дан­ных Поль­ше зем­лях.

Вла­сти Поль­ши по­сле­до­ва­тель­но стре­ми­лись к сме­ще­нию митрополита Дио­ни­сия с долж­но­сти пред­стоя­те­ля; вес­ной 1948 года он был от­стра­нён от управ­ле­ния Цер­ко­вью, ко­то­рая ста­ла воз­глав­лять­ся создан­ной Временной кол­ле­ги­ей, ру­ко­во­ди­мой ар­хи­епископом Ти­мо­фе­ем (Шрёт­те­ром).

Важно

Ле­том 1948 года польский пра­во­слав­ный епи­ско­пат об­ра­тил­ся к РПЦ с прось­бой о соз­да­нии на тер­ри­то­рии Поль­ши ка­но­нической ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной Церк­ви, 22.6.1948 года был под­пи­сан «Акт о вос­со­еди­не­нии Поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви с РПЦ и о да­ро­ва­нии ей ав­то­ке­фа­лии».

При этом Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат про­дол­жал счи­тать ав­то­ке­фа­лию 1924 года за­кон­ной и при­зна­вать власть вы­слан­но­го государственными вла­стя­ми из Вар­ша­вы митрополита Дио­ни­сия (фак­ти­че­ски до его смер­ти в 1960 году; в даль­ней­шем во­прос о при­зна­нии со сто­ро­ны Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та пред­стоя­те­лей польской Церк­ви офи­ци­аль­но ни од­ной из сто­рон не об­су­ж­дал­ся, де-фак­то имя пред­стоя­те­ля ППЦ сто­ит в кон­стан­ти­но­поль­ском дип­ти­хе). В конце 1948 года ППЦ со­стоя­ла из 3 епар­хий, в 1951 году ут­вер­жде­на но­вая административная струк­ту­ра, вклю­чав­шая 4 епар­хии, к ко­то­рым в 1980-е годы при­ба­ви­лись ещё 2.

Читайте также:  Смольный собор воскресения христова в петербурге, россия, город санкт-петербург

На начало XXI века в со­ста­ве ППЦ 6 епар­хий и Пра­во­слав­ный ор­ди­на­ри­ат Вой­ска Поль­ско­го в Рес­пуб­ли­ке Поль­ша, а так­же епар­хия в Бра­зи­лии.

Об­щее ко­ли­че­ст­во (2012) ве­рую­щих бо­лее 500 тысяч человек, свыше 250 при­хо­дов, 13 мо­на­сты­рей (11 — в Поль­ше, 2 — в Бра­зи­лии), в том числе став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской Свя­то-Ону­ф­ри­ев­ский Яб­ло­чин­ский монастырь, муж­ской Суп­расль­ский Бла­го­ве­щен­ский монастырь, жен­ский Мар­фо-Ма­ри­ин­ский монастырь на святой Го­ре Гра­бар­ке.

По­ми­мо под­го­тов­ки кад­ров выс­шей ква­ли­фи­ка­ции за ру­бе­жом, в том числе в Рос­сии, ППЦ го­то­вит свя­щен­ни­ков и ре­ген­тов в собственных учеб­ных за­ве­де­ни­ях, пре­ж­де все­го в Вар­шав­ской пра­во­слав­ной ду­хов­ной се­ми­на­рии, Хри­сти­ан­ской тео­ло­гической ака­де­мии в Вар­ша­ве.

Важ­ны­ми на­учно-об­ра­зо­вательными цен­тра­ми ППЦ яв­ля­ют­ся ка­фед­ра пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия в университете в Бе­ло­сто­ке, а так­же Ико­но­гра­фическая шко­ла в Бельск-Под­ляс­ки. Боль­шое зна­че­ние в жиз­ни ППЦ име­ет дея­тель­ность пра­во­слав­ных братств, в том числе мо­ло­дёж­ных.

Основной язык бо­го­слу­же­ния цер­ков­но­сла­вян­ский, ре­же поль­ский, в Бра­зи­лии — пор­ту­галь­ский. Ис­поль­зу­ет­ся Юли­ан­ский ка­лен­дарь, ре­же Но­во­юли­ан­ский ка­лен­дарь. Выс­ший ор­ган цер­ков­но­го управ­ле­ния — Со­бор епи­ско­пов. Пред­стоя­тель ППЦ с 1998 — митрополит Вар­шав­ский и всея Поль­ши Сав­ва (Гры­цу­няк). ППЦ — член Польского эку­ме­нического со­ве­та (с 1946), Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей (с 1961), Кон­фе­рен­ции ев­ропейских церк­вей.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Sosna Grzegorz, ks., Troc-Sosna Antonina, m. Hierarchia i kler Ko9s­ci9ola Prawoslawnego w granicach II Rzeczy­pos­politej i Polski powojennej w XIX-XX wieku. Bialystok, 2012
  • Mironowicz A. Ko9sci9ol pra­woslawny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku. Bialystok, 2005
  • Ла­бын­цев Ю.А., Ща­вин­ская Л.Л. Бе­ло­рус­ско-ук­ра­ин­ско-рус­ская пра­во­слав­ная книж­ность меж­во­ен­ной Поль­ши. М., 1999
  • Papierzy9nska-Turek M. Miёdzy tradycjа a rzeczywisto9sciа: Pa9nstwo wobec prawoslawia 1918–1939. Warsz., 1989
  • Сви­тич А.К. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Поль­ше и ее ав­то­ке­фа­лия. Бу­энос-Ай­рес, 1959

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/polskaia_pravoslavnaia_tsierkov

История Поместных Православных Церквей, Глава 8 — читать, скачать — профессор Константин Ефимович Скурат

Юрисдикция Польской Православной Церкви распространяется на православных, проживающих в Польше и, частично, в Португалии, Бразилии и Италии.

Польша-государство в центральной части Европы. С севера берега ее омываются Балтийским морем и граничат с Россией, на востоке она граничит с Литвой, Беларусью и Украиной, на юге — со Словакией и Чехией, на западе — с Германией. Поляки составляют 98 — 99% населения. В Польше проживают также белорусы, немцы, евреи, словаки, чехи, литовцы, украинцы, русские.

Площадь — 312.700 кв. км.

Население — 37.900.000 (на 1989 г.).

Столица Варшава — 1.700.000.

Сколько раз за последние годы католические прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железною метлою православный восток для того, чтобы воцарилась единая католическая Церковь»… Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза.

И, внимая этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д'Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропагандой, дважды (в 1926 и 1928 годах), ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческой церковью» и «конкордат» с марксовым Интернационалом, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнусные статьи (Ярославского-Губельмана), именующие мученическую православную патриаршую Церковь (дословно) «сифилитической» и «развратной»… И я понял тогда же, что «конкордат» Ватикана с Третьим Интернационалом не осуществился не потому, что Ватикан «отверг» и «осудил» такое соглашение, а потому что его не захотели сами коммунисты. Я понял разгром православных соборов, церквей и приходов в Польше, творившийся католиками в тридцатых годах текущего века… Я понял наконец истинный смысл «католических молитв о спасении России»: как первоначальной, краткой, так и той, которая была составлена в 1926 году папою Бенедиктом XV и за чтение которой у них даруется (по объявлению) «триста дней индульгенции»… Ватикан годами снаряжается в поход на Россию». -Так писал накануне Второй мировой войны Иван Александрович Ильин (†1954), выдающийся русский философ, религиозный мыслитель, профессор Московского университета, в 1922 г. выехавший из России446.

Данной цитатой предваряется история Польской Православной Церкви по той простой причине, что в ней бросается яркий свет на понимание фактов, подлежащих описанию.

Совет

распространение христианства на польских землях; епархии в Галицком и Волынском княжествах; усиление католической пропаганды в XIV в. (брак королевы Ядвиги с князем Ягайло. Городельский сейм)

Христианство проникало в районы, входящие в нынешнюю Польшу, с трех сторон: с юго-запада — из Моравского княжества, с запада — из Германской империи, и с востока — из Киевской Руси.

До объединения в Центральной Европе отдельных славянских племен в единое Польское государство под властью Мешко I (Мечислава) здесь существовали небольшие княжества (например, Вислян, Полян), куда христианство проникало в разное время. Так, в IX столетии оно пришло в княжество Вислян.

Начало благовестил христианской веры на этой территории связывается с просветительной деятельностью апостолов-славян святых братьев Кирилла и Мефодия. С миссионерской целью в 863 г. они прибыли из Константинополя в Моравию.

Утверждая христианство в Моравии посредством перевода священных и богослужебных книг на славянский язык, святые братья, как об этом еще будет сказано в очерке о Чехо-Словацкой Православной Церкви, направили слово благовестия в соседние славянские страны.

Эта деятельность особенно усилилась с того дня, когда святой Мефодий был поставлен архиепископом всей Великой Моравии. Естественно, что польские земли как сопредельные Великой Моравии были одними из первых, на которые должна была обратиться спасительная миссия сего святого мужа.

Со времени же расширения Велико-Моравского княжества при Святополке (870-894), когда в его состав вошли коренные польские районы-Силезия, Краков, Малая Польша и следовательно сделались частью Велеградской или, как иногда называют славянские историки, «Мефодиевской» епархии, влияние святого Мефодия стало здесь непосредственным и постоянным.

Необходимо отметить, что позднейшие польские исследователи не отрицают, что миссионерская деятельность святых братьев и затем их учеников, если не прямо, то косвенно, но простиралась на польские земли.

Обратите внимание

Вопрос ставится лишь о том, что конкретно принесла эта деятельность и насколько твердо упрочен был здесь славянский церковный обряд. Решить это в какой-то мере помогают проводимые в последнее время археологические работы, и прежде всего в районе Кракова.

Памятники прошлого свидетельствуют, что в XII веке в городе Кракове и его окрестностях еще сохранялся древний славянский обряд. Одним из таких памятников служит храм святого Креста «на Клепаре», построенный в византийском стиле еще до крещения князя Мешко I.

Согласно свидетельству летописца Чарницкого, приведенному в холмском греко-униатском месяцеслове на 1866 год, в этом храме еще в XIII столетии совершались богослужения на славянском языке447.

Когда в 908 году Моравское государство пало под оружием венгров, многие христиане покинули родные края и бежали в Польшу. Таким образом, они становились миссионерами того обряда, который был принят ими от славянских первоучителей.

Как говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, некоторые из моравских христиан избрали для своего пребывания «места самые глухие и уединенные и начали проводить жизнь пустынную. Судя по сему, это должны быть монахи.

Таким образом, самые неприступные для обыкновенных проповедников места Польши начали озаряться светом веры, тем более благоприятным для слабого зрения бедных язычников, что он являлся не с блеском и громом оружия, как за сто лет на Эльбе, по распоряжению Карла Великого, а в тихом отражении нравов христианских, в жизни богоугодной и делах милосердия. Другие из христиан-пришельцев пошли в новом отечестве своем другим путем: отличаясь успехами в промыслах, торговле и воинских делах, они обратили на себя всеобщее внимание и получили доступ к самому двору княжескому»448.

В 966 году принял крещение польский князь Мешко I. Тогда же состоялось и крещение народа. Считается, что Мешко, первой женой которого была чешская княжна Домбровка, принял христианство греко-славянского обряда. Только позднее, когда он вступил в брак с принцессой из саксонского дома, начало усиливаться немецко-латинское влияние.

Ко времени крещения Руси в 988 году в состав Киевского княжества входили и земли по западной стороне Буга, заселенные славянами в таких известных городах (ныне польские), как Хелм, Перемышль и др. В этих краях христианство усиливало свое влияние одновременно с распространением его в других частях Руси. Ясно, что оно было восточного направления.

Когда в XI веке происходило деление Руси на удельные княжества, на западной территории Руси возникли два княжества — Галицкое и Волынское, которые в конце XII столетия были объединены в одно — Галицко-Волынское. Своего могущества оно достигло в XIII веке при князе Данииле Романовиче, заботами которого в г.

Холме, столице княжества, была учреждена православная епископская кафедра. В том же столетии была открыта епископская кафедра и в г. Перемышле.

Важно

Папа Иннокентий IV пытался установить контакты с Даниилом Романовичем, в надежде получить доступ в Галицко-Волынское княжество для католических миссионеров предлагал ему королевскую корону, но попытки Римского предстоятеля не увенчались успехом.

Положение изменилось во второй половине XIV века, когда Галицкие и Холмские земли были присоединены к Польше.

«Прииде король Краковский, — замечает летописец, — со многою силою и взяша лестию землю Волынскую и Галицкую и много зла христианам сотвориша, а церкви святыя претвориша на латинское богомерзкое служение»449.

С этих дней «в городах украинское население, исповедовавшее православие, подвергалось всякого рода ограничениям, стеснявшим его торговую и ремесленную деятельность. Оно было отстранено от участия в магистрате и цехах. Польская шляхта поддерживала католическую пропаганду в деревне.

Католическая агрессия не имела, однако, успеха ни среди мещанства в городе, ни в деревне. Мещанство и крестьянство заняли враждебную позицию в отношении католичества. Для крестьян и мещан католическая агрессия была одним из видов угнетения»450.

Со вступлением в 1386 году в брак польской королевы Ядвиги с великим князем литовским Ягайло было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества в единое государство.

Городельский сейм 1413 года закрепил союз Польши и Литвы.

Оба эти события явились поворотным пунктом в истории Литвы — они отрывали ее от усвоенных восточных (византийских) традиций и вводили ее в течение латинской цивилизации.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/8

Православные храмы в Польше

На территории Польши проживает немало людей православного вероисповедания, поэтому во время церковных праздников (и не только) они часто задаются вопросом, есть ли в их городе православные храмы, куда можно сходить на богослужение, послушать молитвы на родном языке, либо просто посетить святое место, которое навевает спокойствие, умиротворение и мысли о доме. Чтобы немного облегчить поиск, «Польша Сегодня» подготовила для вас список самых популярных среди прихожан православных храмов в Польше.

Православная церковь Марии Магдалины в Белостоке

В Белостоке половина населения является представителями Православной церкви, поэтому неудивительно, что самые старинные и известные храмы находятся именно здесь.

Православная церковь Марии Магдалины – одна из самых старых из сохранившихся до наших дней церквей в Белостоке. Храм был основан гетманом Яном Клеменсом Браницким в 1758 г. Интересным яляется то, что в 1966 г.

она была внесена в реестр памятников архитектуры Польши.

Собор Николая Чудотворца в Белостоке

Собор Николая Чудотворца в Белостоке — один из самых красивых и знаменитых  в Белостоке. Храм был построен в 1843–1846 гг. Главной святыней Собора являются нетленные мощи мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 г. из собора в белорусском городе Гродно.

Православная Церковь Веры, Надежды, Любви и их матери Софии в Сосновце

Совет

Православная церковь святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии является административным центром одного из двух православных приходов, охватывающих территорию нынешнего Силезского воеводства. Храм был построен в 1888-1889 гг.. и стилизирован по византийскому образцу. Примечательно, что в церкви также находится, более чем столетний иконостас.

Спасо-Преображенский собор в Люблине

Спасо-Преображенский собор в Люблине – один из старейших православных храмов на территории Польши. Был возведен в 1607-1633 гг. Собор является главным в Люблинско-Холмской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви и резиденцией Преображенского благочиния Люблина. В феврале 1960 г. Спасо-Преображенский собор был также внесен в реестр памятников Польши.

Читайте также:  Мученики павел и иулиания птолемаидские

Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве

Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины был построен в столице Польши в 1869 г. На сегодняшний день в колокольне храма находится 9 колоколов, вылитых в Германии, а основным элементом интерьера является позолоченный иконостас. В 1921 г.

церковь была переименована в кафедральный собор, а после получения автокефалии в 1925 г., храм стал главной святыней Польской православной церкви. В 1926 г.

в храме разместили Ченстоховскую икону Божией Матери, которая более известна, как «Черная мадонна», поскольку именно эта икона считается главной святыней та территории Польши.

Источник: https://poland2day.com/pravoslavnye-hramy-v-polshe/

Православная Польша

Польский князь, Мешко Первый
На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия.

С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии. В 966 году польский князь Мешко I принимает христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что ещё до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле.
Князь Даниил ГалицкийВ XIII веке при князе Даниила Романовича Галицко-Волынское княжество достигает своего могущества. В его столице — Холме — стараниями князя была основана православная епископская кафедра.

Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV век род Галицко-Волынских князей по мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владение Литовского князя Любарта, который исповедовал православие, но с Галицией было иначе.

Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии перешёл в католичество. Став Галицким князем он, по установкам папы Римского, притесняет православных.
После смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий.

В середине XIV века  православное население подвергалось различного рода дискриминациям, осложнялась возможность торговой и ремесленной деятельности. После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества.

Одним из условий брака был переход  Литовского князя в католичество.Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия, а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор.

На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям.

Обратите внимание

До конца XVI век века большая  часть Православного духовенства Польши во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского Папы. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви.

  Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский.

Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие.

Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.

Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда.

После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши.

В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита.

Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии. В 1922 году при поддержке государственной власти Собор православных епископов в Польше, который состоялся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной церкви в Польше. За были митрополит Георгий (Ярошевский), и его сторонники , против — пророссийские архиреи . 8 февраля 1923 года в жизни Польской православной церкви произошло чрезвычайное событие — русский националист архимандрит Изумруд (Латишенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстранённый от должности и запрещённый в священнослужении митрополитом Георгием (Ярошевский), выстрелом из револьвера убил митрополита. Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий (Велединский).27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Вселенским Константинопольским патриархатом.

Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов, святынь, церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви.

Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы.

В это время был разрушен собор в честь святого Александра Невского в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892—1912 годах, вмещал до 3000 верующих)..

В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти униатского митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд униатского духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году).

Важно

Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому галицкое униатское духовенство должно получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши.

Обратите внимание

Сразу же после издания инструкции начались террор и насилие над православным населением с целью обращения его в католичество. В 1938 году в Холмщине и на Подляшье храмы стали не только закрывать, но и разрушать, а православное население подвергать преследованиям.

Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными, лишёнными средств к существованию. Православные храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить.

Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли..

1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией.

На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939—1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия.

Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь Польши терпела притеснения со стороны Советского государства. Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство. В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации.

Немцы же на своей территории  стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы.

На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата — Украинская автономная православная церкоь.

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года.

Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шреттер),
с 1951 до 1998 года — митрополит Макарий.
В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская.

  К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская.

Обратите внимание

Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Польша насчитывает так же 410 церквей, 259 священнослужителей и ок. 600 000 верующих. 

Возглавляет Церковь митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк).Православные епископы служат в городах: Варшава, Белосток, Гданьск, Лодзь, Пшемышл, Вроцлав, Люблин, а так же в местах: Супралы, Горлица, Семятычск.

В Польской Православной Церкви есть свои святые. Это уже упомянутый Святой мученик Младенец Гавриил Белостокский, мощи его находятся в Белостоке. Польская Церковь канонизировала так же своих священномучеников, мощи которых так же есть в других городах.

В Польше есть сильно почитаемые православные чудотворные иконы Богородицы.

Это Супральская икона, которая находится в Супральской мужской лавре.
Это Люблинская икона находящаяся в Кафедральном соборе Люблина.

Святыми местами является монастырь на Святой горе Грабарка, на которую совершается восхождения на коленях и при этом люди несут на себе кресты чтобы их там оставить и ночью при свечах помолиться.

Монастырь Зверки, на родине святого младенца Гавриила.

Конечно нельзя не упоминуть Ченстоховскую икону Богородицы, не смотря на то, что она в католическом монастыре, но она так же и Православная святыня для всех православных.

Православная Церковь в Польше перенесла большую и тяжёлую историю. Она существует в самостоятельности (Автокефалии) не зависимо от других Церквей и всех Патриархатов. При этом, в Католической стране, Польская Православная Церковь имеет не только свои сильные традиции, но и святые места с великими святынями.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/118212.html

Польская православная церковь запретила своим священникам контакты с Киевским патриархатом

ВАРШАВА, 16 ноября. /ТАСС/. Польская автокефальная православная церковь запретила своим священникам вступать в контакты с представителями непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата. Об этом сообщается в пятницу на официальном сайте польской церкви в документе, подготовленном по итогам заседания Собора епископов.

Читайте также:  Святитель амвросий медиоланский

«Святой собор епископов запрещает духовным лицам Польской автокефальной православной церкви вступать в литургические и молитвенные контакты со «священниками» так называемого «Киевского патриархата» и так называемой «Автокефальной церкви», которые в текущей деятельности сделали много зла», — говорится в сообщении.

Собор епископов в целом назвал происходящее в духовной жизни Украины «тревожным» и «ударяющим в сбалансированное существование православия в Польше».

Польская церковь призывает всех руководителей православных церквей собраться вместе, чтобы в духе взаимного уважения «довести до спокойного решения вопросов разделения православия на украинской земле».

Как считают в Варшаве, лишенные священного сана лица не могут быть лидерами в деле установления мира в Украинской православной церкви.

«Их действия приводят к еще большему хаосу и беспорядку», — констатируется в итоговом документе собора.

«Только соблюдение догматических и канонических норм Церкви и сохранение вековых традиций защитят православие от сложных экклезиальных последствий в международном масштабе, — уверены польские епископы. — Польская православная церковь возносит горячие молитвы за единство святого православия и мир в Украинской православной церкви».

Конфликт

Константинопольский патриархат на заседании синода, которое состоялось 9-11 октября, подтвердил решение о том, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, и отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата.

Также было принято решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. Кроме того, было объявлено о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата.

Синод РПЦ признал невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом в ответ на подтверждение решения о предоставлении автокефалии церкви Украины и отмене решения 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата.

Православие в Польше

Точных данных о числе православных в Польше, где более 95% жителей считают себя католиками, нет. Польская автокефальная церковь оценивает численность своих последователей в 450-500 тыс. прихожан. Главное статистическое управление республики называет другие цифры — в последней переписи населения 10 лет назад о своей принадлежности к православию заявили 156 тыс. человек.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5801782

Польская православная церковь назвала происходящее в Украине путаницей и скандалом

Савва (митрополит Варшавский) — в центре.

И запретила своим священникам общаться с представителями Киевского патриархата.

Польская православная церковь негативно оценила происходящее в Украине. В заявлении, опубликованном 16 ноября по итогам заседания Собора епископов, говорится:

— В связи с нынешней церковной ситуацией в Украине. Принята резолюция № 341 с.7.

I. «Святой Архиерейский Собор получает тревожные новости из церковной жизни в Украине, которые часто затрагивают жизнь Православия в Польше.

Учитывая вышеизложенное, а также беспокойство Православных Поместных Церквей, в результате нестабильности церковной жизни в Украине, которая разрушительно влияет на всю церковную жизнь православия, Архиерейский Собор, ради блага Святой Православной Церкви, поддерживает позицию, выраженную в Постановлении от 9 мая 2018 года № 340 и повторяет свой призыв принять решение о встрече всех глав православных церквей, чтобы сойтись в духе евангельской любви, смирении и понимании, сохраняя догматическую и каноническую доктрину. Взаимное уважение ведет к мирному решению вопроса о разделенном православии на украинской земле.

Совет

Лица, лишенные епископских рукоположений, не могут быть лидерами в установлении мира в Православной Церкви Украины. Их действия вызывают еще большую путаницу и скандал.

Только соблюдение догматических и канонических норм Церкви и сохранение старых традиций защитит православие от сложных церковных последствий в международном масштабе.

Польская Автокефальная Православная Церковь возвышается с горячими молитвами за единство Святой Православной Церкви и мир Украинской Православной Церкви.

II. Святейший Архиерейский Собор запрещает священникам Польской Автокефальной Православной Церкви вступать в литургические и молитвенные контакты с «духовенством» так называемого Киевского Патриархата и так называемой «Автокефальной православной церкви», которая в прошлом совершила много зла».

Православие в Польше

По разным данным 90-95% населения Польши исповедуют католицизм. Доля православных – чуть более 1 процента. Это, опять же по разным данным, 200-500 тысяч человек.

Автокефалию от Константинопольской православной церкви Польская православная церковь получила в 1924 году.

Однако считается, что в современной форме она была учреждена в 1948 году и была подчинена Московскому патриархату.

22 июня 1948 года на заседании Священного Синода было вручено постановление Синода, «согласно которому Русская Церковь благословляет Польскую Церковь на самостоятельное существование».

Ранее против предоставления Томоса Украине высказались Белорусская и Сербская православные церкви.

Читайте также

Патриарх Варфоломей объяснил, почему решил предоставить автокефалию украинской церкви

Источник: https://kp.ua/politics/622871-polskaia-pravoslavnaia-tserkov-nazvala-proyskhodiaschee-v-ukrayne-putanytsei-y-skandalom

Польская православная церковь (стр. 2 из 2)

Действительно, в середине сентября в Варшаву прибыли представители Церквей Константинопольской и Румынской, а 17 сентября в их присутствии, а также при наличии всего епископата Польши, представителей епархий, варшавской паствы и членов правительства в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса. Автокефалию Православной Церкви в Польше признали в то время все поместные и автономные Церкви, исключая только Русскую Православною Церковь.

Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, признававший в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римокатолики в 1930 году выступили с судебным иском о возврате православных храмов, святынь, церковного имущества, якобы когда-то принадлежавшего Католической Церкви.

Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни, как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, древнейшие храмы.

Основанием к таким претензиям католики выдвигали то положение, что упомянутые церковные объекты когда-то принадлежали униатам, но правительством Российской Империи были переданы православным. И вот теперь, когда в Польше провозглашена свобода исповедания, все должно занять свои прежние места.

Обратите внимание

Оправдывая, таким образом, свои действия, они забывали, что прежде всего сама уния насаждалась насильственно, что она была навязана украинскому и белорусскому народам, что Почаевская обитель была основана и начала свое существование как православная, и прочие исторические факты.

В это время был разрушен величественный собор во имя святого Александра Невского в Варшаве, расписанный В. М. Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892 – 1912 гг., вмещал до 3000 человек паствы).Вскоре Польшу наводнили иезуиты и представители другие католическмх орденов.

Ксендзы стали поучать в своих проповедях, что лучше быть «поганином» (язычником), чем схизматиком (православным). Такими путями Рим сразу же начал подготавливать почву для введения неоунии.

Одновременно под давлением правительства происходила полонизация духовного образования, делопроизводства и богослужения.

К моменту провозглашения автокефалии Православной Церкви в Польше, здесь действовали две духовных семинарии — в Вильно и в Кременце и несколько духовных мужских и женских училищ.

В феврале 1925 года было открыто высшее духовное учебное заведение – Православный Богословский факультет при Варшавском университете.

По указанию польского правительства во всех духовных учебных заведениях была введена новая система образования, сводившаяся к воспитанию будущих пастырей исключительно на началах польской культуры и римско-католического конфессионализма.

Все прошлое, в том числе и события, связанные с унией XVI – XVII веков, – преподносилось в понимании католическом. Язык преподавания, даже в быту студентов стал польский. В борьбе против введения польского языка в преподавании Закона Божия дальше других держались православные в Полесье, но и там вынуждены были уступить нажиму полонизации.

Важно

В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную Церковь. В этом году в связи с исполнившимся 300 – летием со дня смерти униатского митрополита Вельямина Рутского в г. Львове собрался съезд униатского духовенства.

Почетным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (скончался в 1944 г.). Одним из важнейших вопросов, которыми занимался съезд, было уяснение направления деятельности униатов.

Решено, было что для украинского народа наиболее отвечающей его жизни формой церковности является его уния с Римом, почему галицкое униатское духовенство должно получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польше.

Продолжением намеченной униатским съездом программы явилось опубликование 25 мая 1937 года новой инструкции по осуществлению „восточного обряда”.

В инструкции обращалось внимание на то, что Ватикан придает большое значение „возвращению православных к вере отцов”, а между тем работа в этом направлении идет медленно и малоуспешно. Вывод был ясен: необходимо усилить униатскую или прямо католическую пропаганду. Сразу же после издания инструкции начались террор и насилие над православным населением с целью обращения его в католичество.

Грозные для Православия события произошли в 1938 году на Холмщине и на Подлясье, где храмы стали не только закрывать, но и разрушать, а православное население подвергать всевозможным притеснениям. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов.

Свыше 200 священнослужителей и причетников оказались безработными, лишенными средств к существованию. В польской печати не говорилось, разумеется, о подобных бесчинствах, но за некоторое время до отмеченных событий на Холмщине и Подлясье была проведена соответствующая подготовка.

Так, в польских газетах появились сообщения, что на Холмщине и в некоторых других местах имеется много православных храмов, построенных царским русским правительством с намерением русифицировать край. Эти храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому требовалось их разрушение.

Совет

Никакие протесты православных, даже выступления на заседаниях сейма с речами о насилиях в отношении Православной Церкви, не принимались во внимание.

Тщетно Митрополит Дионисий обращался к властям о заступничестве, посылая телеграммы министру юстиции как Генеральному прокурору Польши, маршалу, премьер – министру, президенту республики, умоляя дать распоряжение во имя справедливости и христианской любви прекратить разрушение Божиих храмов. Ничто не приносило результатов.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией.

На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал–губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939 – 1941 гг. вошли в состав Минской епархии.

Здесь, как повсюду в СССР, Православная Церковь испытывала притеснения со стороны государства.

Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной Церкви, а в месте и с ними духовенство. В духовной жизни наступило изменение во время германской оккупации.

Оккупанты стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в связи с этим разрешали открывать закрытые раньше храмы в пределах Белорусской Православной Церкви. Дело в том, что под влиянием немецких властей в 1941 г.

на землях Белоруссии и Украины была основана автокефальная церковь, которую не признавал Московская Патриархия.

Обратите внимание

Полную автокефалию Польская Православная Церковь получила после Второй мировой войны. Ее автокефалия была признана определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 июня 1948 г. Первым предстоятелем автокефальной Церкви был архиепископ Тимофей, с 1951-го по 1998 г. – митрополит Макарий. В 1949 г.

были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко–Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г.

была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. – Люблинско-Холмская.

Под покровительством Польской Православной Церкви в каноническом и молитвенном общении находится Португальская Православная Церковь, которую возглавляет Высокопреосвященнейший Иоанн, Архиепископ Лиссабонский, Митрополит всея Португалии.

Сегодня Польская Православная Церковь насчитывает шесть епархий, более 250 приходов, 410 церквей, 259 священнослужителей и 600 тысяч верующих. В настоящее время Польскую Церковь возглавляет митрополит Савва.

Источник: http://MirZnanii.com/a/317609-2/polskaya-pravoslavnaya-tserkov-2

Ссылка на основную публикацию