Последование ко святому причащению — до и после исповеди и причастия

Исповедь и причащение: суть исповеди и причащения, пример исповеди. Последование по причащению, молитвы перед исповедью и причащением. Что говорить батюшке на исповеди? Как скачать последование ко святому причащению?

Как тело человека требуется регулярно мыть, так и душу, как утверждает православная церковь, каждому верующему нужно время от времени очищать от грязи. Получить прощение грехов на Исповеди, а затем соединяться с Христом во время Причащения – что может быть важнее и прекраснее для христианина?

В православной церкви установлено семь основополагающих Таинств: Миропомазание, Исповедь (Покаяние), Причащение (Евхаристия), Брак, Крещение, Священство, Елеосвящение (Соборование). Благодаря этим священнодействиям на верующих снисходит Божественная благодать.

Крещение, Покаяние и Евхаристия особенны тем, что, согласно Новому Завету, они установлены Иисусом Христом. Многие люди, считающие себя православными христианами, годами ходят в церковь, усиленно молятся или, например, регулярно ставят свечки.

Обратите внимание

Открыто от них никто не требует участия в Таинствах, разве что в завершительной части Литургии («Литургии верных») некрещеным прихожанам следует, по церковным правилам, покинуть храм.

Но впервые приняв участие в Исповеди и Причащении, человек становится членом церкви во всей полноте этого понятия, встает на путь самосовершенствования и получает Божью помощь для борьбы с грехами и всяким злом в своей жизни.

Подготовка к Причащению

В отличие от Покаяния, Причащение в большинстве случаев требует тщательной подготовки. Во-первых, христиане с 7 лет могут приступать к Евхаристии только после Исповеди, получив разрешение у священника.

В некоторых случаях (например, после совершения особо тяжких грехов) священник может не допустить кающегося к Причастию.

Однако если оба Таинства, в которых собирается принять участие человек, будут происходить на одной службе – в любом случае нужно готовиться к принятию Святых Даров.

Начинается подготовка с говения. Длится евхаристический пост чаще всего неделю или три дня. В этот период принято не потреблять в пищу молочные и мясные продукты, яйца, в дни особенно строгих постов – рыбу.

Для младенцев, беременных, кормящих женщин, а также для страдающих болезнями, предполагающими особый режим приема лекарств пищевой пост по благословению может быть смягчен или вовсе отменен. Также следует избегать развлечений, просмотра телевизора, посещения театра и прослушивания светской музыки, а супругам – воздержаться от физической близости.

Особое внимание нужно уделить сохранению мира с окружающими. «Примирися тя опечалившим»,— такой призыв звучит в молитве перед принятием Святых Христовых Таин. Без соблюдения этого требования приступать к Чаше запрещено.

Причащаться нужно натощак – после полночи накануне запрещено потреблять любую пищу, пить, чистить зубы. Страдающим страстью табакозависимости в этот период также нужно воздержаться от курения.

Таинство и суть Причащения и Исповеди

Являясь церковными Таинствами, то есть особыми священнодействиями, через которые верующим сообщается Божья Благодать, Исповедь и Причащение играют особую роль в жизни каждого православного христианина.
Покаяние – это исповедание грехов перед лицом священника, при котором верующий получает прощение от Бога.

Многих интересует вопрос: а почему нельзя попросить прощение во время молитвы в храме или, например, дома? Зачем наклоняться над Библией и крестом, откровенничать в присутствии батюшки?

Именно этот момент и смущает большинство, ведь рассказывать о своих проступках чужому человеку, казалось бы, так неприятно и стыдно. Но чтобы смыть душевную грязь, нужен источник чистой воды, а им может быть только Церковь.

Через Таинство Исповеди на кающегося изливается Божья благодать.

Это трудно объяснить, но можно явно почувствовать, однажды придя на Покаяние с тяжестью на душе и выйдя из храма с ни с чем не сравнимым ощущением чистоты и легкости.

Важно

Причастие – это принятие Тела и Крови Иисусовых под видом частичек хлеба и вина. Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Иными словами, Евхаристия – это принятие Святых Даров с целью оставления грехов и наследования Жизни Вечной.

Для нецерковного человека или новоначального христианина эти фразы звучат запутанно и не особо понятно. Говоря простым языком, Причастие – это Таинство единения с Христом.

Господь сам установил порядок такого священнодействия, о чем подробно можно прочитать в Библии. Чтобы быть допущенным к Причастию, взрослому человеку нужно быть очищенным путем покаяния.

Впрочем, в некоторых особых случаях возможно принятие Святых Даров без Исповеди (например, после Крещения).

Кстати, Исповедь и Причастие в канонической православной церкви разрешены только для крещеных в ней же людей.

Как часто следует приступать к этим Таинствам? Известно, что в древние времена православные христиане исповедовались очень часто, в некоторых случаях даже ежедневно.

Сегодня духовники рекомендуют для разных людей индивидуальную периодичность Исповеди и Причастия: одним мирянам полезно каяться и приступать к Чаше каждую неделю, другим – раз в месяц или реже. У монахов практикуется наиболее частое Причащение.

Периодичность, как правило, зависит от духовного состояния и потребностей каждого отдельно взятого христианина.

Каноны по Святому Причащению

Для молитвенного настроя на Святое Причащение накануне вечером или (по благословению священника) в дни евхаристического поста нужно прочесть три Канона, обращенных к Иисусу Христу:

Пресвятой Богородице:

Ангелу Хранителю:

Найти их нетрудно — они есть практически в каждом православном молитвослове. Эти правила создают для готовящихся к Евхаристии особое молитвенное настроение, помогают внутренне настроиться на Таинства.

Совет

Кстати, исповедоваться можно и до, и после чтения канонов, ведь они относятся именно к Причастию.

Если верующий по каким-либо причинам собирается приступить к Исповеди без принятия Святых Даров – чтение особых молитвенных правил не требуется.

Правила по Святому Причащению

Последование (правило) ко Святому Причащению – это молитвы и канон, чтение которых обязательно накануне принятия Святых Даров.

Последование также можно найти практически в любом молитвослове для православных. Правило помогает духовно настроиться на Евхаристию, содержит молитвы, которые нужно читать, непосредственно подходя ко Святой Чаше.

Молитвы святых — Симеона Метафраста, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова – напоминают каждому верующему об особой духовной ответственности перед принятием Святых Даров.

Чтобы избежать опасностей недостойного причащения, нужно тщательно готовиться постом и молитвой к Евхаристии и искренне каяться, не утаивая во время Исповеди грехов.

Молитвы по Святому Причащению, на русском

В большинстве молитвословов можно найти молитвы на старославянском языке, написанные русскими буквами. Это довольно удобно в плане чтения, однако не все слова и формулировки бывают понятны даже опытным православным. Молитвы с толкованиями, пояснениями и переводами требуют гораздо больше времени, хотя с точки зрения доходчивости они – один из лучших вариантов.

Сегодня стали особо популярны молитвы ко Святому Причащению на русском языке. Они легко читаются и также просто воспринимаются, позволяют молящемуся понять глубинную суть и смысл каждой фразы.

Молитва перед причащением св. Иоанна Златоуста

Однако и у них есть недостатки. Прежде всего, проблема в том, что службы в большинстве православных храмов проходят на церковнославянском языке.

И все-таки лучше понять смысл молитв в домашней атмосфере, чтобы потом вникать в каждое слово на службе, чем молиться дома на русском и после не понимать большую часть читаемого в храме.

Но главный недостаток — именно церковнославянский является традиционным языком православного богослужения в разных странах, а использование других языков не всегда благословляется.

Причащение утром, причащение вечером

Святейшая Бескровная Жертва – Святое Причастие – возносится во время Божественной Литургии. Эта служба чаше всего происходит утром, поэтому и приступают к Чаше верующие обычно в утренние часы.

Однако существует в церкви и возможность причаститься на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Пост.

В отличие от Причастия утром, вечерняя Евхаристия позволяет провести весь день в молитвенной подготовке к принятию Святых Даров, в строгом посте и с особым настроением.

Как поститься перед Исповедью и Причащению?

Исповедь не требует особого поста, уместна лишь молитвенная подготовка и глубокий самоанализ личности, воспоминание минувших прегрешений. А вот перед Причащением поститься нужно тщательно и осознанно.

Длительность поста перед Евхаристией определяет духовник. Чаще всего это три дня, а вот беременным и кормящим, например, иногда благословляется один день с разрешением принимать, например, все продукты кроме мясных (в том числе и молочные). Степень поста зависит и от состояния здоровья.

Если человек хочет причаститься, например, в Великий Пост и строго его соблюдает – менять рацион за три дня до Евхаристии ему не придется. А вот отказ от пищи и питья после полуночи, если литургия совершается с утра – обязательный и для беременных, и для женщин в период лактации.

Обратите внимание

Исключением могут стать, например, люди, для которых жизненно необходимо выпивать после пробуждения лекарство. Кстати, тем, кого по ночам мучает жажда, священники рекомендуют причащаться в праздничные и воскресные дни в тех храмах, где совершается несколько служб, на самой ранней.

Исповедь: что читать перед Исповедью и Причастием

Перед Исповедью рекомендуется читать дома специальные молитвы, однако это не обязательное требование.

Также не лишним будет ознакомиться с книгами, содержащими перечень возможных грехов, чтобы точно называть священнику собственные проступки.

Ведь грех – это в первую очередь нарушение церковных правил, а не всевозможные проблемы или трудности, которые зачастую перечисляют во время Покаяния прихожане.

В храм нужно прийти вовремя, без опозданий, чтобы услышать произносимую священником на Исповеди молитву. Во время ее прочтения всем прихожанам, готовящимся приступить к Покаянию, нужно по просьбе священника назвать вслух свои имена.

Перед Причастием, кроме трех канонов и Последования, стоит почитать статьи о том, что такое «недостойное принятие Святых Христовых Тайн». Также при подготовке к Евхаристии рекомендуется воздержаться от чтения художественных книг, светских журналов и газет. Свободное время лучше посвятить духовной литературе и посещению богослужений.

Слова при Исповеди священнику, о каких грехах нужно сказать священнику

Существует довольно большой список грехов, и верующим рекомендуется предварительно продумать монолог перед священником или написать на листке бумаги свои прегрешения. В некоторых случаях, при духовной необходимости, священники благословляют прихожанам полную Исповедь по Божьим заповедям и заповедям блаженства.

Во время постов и накануне больших праздников, когда кающихся очень много, в некоторых православных храмах практикуется общая Исповедь.

Важно

Священник называет перед прихожанами список наиболее распространенных грехов, а участвующие в Таинстве повторяют хором слово «каюся».

Затем, подходя благоговейно ко кресту и Евангелию, верующие называют лишь личные грехи, которые не были упомянуты в общем списке.

Каждый прихожанин завершает Исповедь словами покаяния. Затем священник просит назвать имя и читает над верующим разрешительную молитву. Если грехи читались с листка – пастырь, как правило, разрывает его. Чаще всего прихожане забирают такие листки домой и сжигают их.

Какие молитвы читаем перед Исповедью и Причастием

Каждое дело православным христианам рекомендуется начинать с призывания Божественного благословения. Перед исповедью принято читать молитву Преподобного Симеона Нового Богослова, а также краткую молитву – ее простой текст может выучить каждый и произносить, подходя к священнику перед этим Таинством.

Подходя к Чаше, также рекомендуется читать молитвы. Их можно выучить наизусть, все они есть в Последовании.

Сколько дней поститься перед Исповедью?

Непосредственно перед Исповедью поститься не нужно.

То есть если человек совершил какой-то грех, его мучает совесть и есть желание как можно скорее исповедоваться – не нужно ждать несколько дней, можно посетить утреннюю или вечернюю службу в ближайшем храме в наиболее удобное время.

Однако если православный христианин намеревается после Исповеди приступить к Святому Причастию – он должен готовиться и соблюдать евхаристический пост, длина которого может меняться в соответствии с физическим и духовным состоянием.

Примеры Исповеди перед Причастием

Приступая к Исповеди впервые или после длительного перерыва, желательно почитать наставления святых отцов кающимся и познакомиться с примерами Исповедей.

Их можно без проблем найти в интернете и в духовной литературе.

Готовые шаблоны помогают более тщательно проанализировать собственные прегрешения и сделать максимально результативной работу над собой (один из смыслов Покаяния — пробудить в человеке решимость стать лучше).

С каких слов начать исповедь перед батюшкой?

Подходя к священнику с намерением исповедоваться, нужно четко и внятно сказать о своем намерении покаяться в грехах или же сразу начать монолог с перечисления.

Первыми могут быть слова «Преступил(-а) заповеди Божьи…», «Каюсь, что совершил(-а) такие поступки…», «Хочу покаяться…».

Не стоит беспокоиться, что первые слова забудутся, или не удастся подобрать подходящие фразы – опытный священник при надобности поможет христианину, начав Исповедь со своих вопросов.

Иногда, когда прихожанин назвал один грех и замешкался, священник может задавать вопросы, например: «А Вы грешили ленью?» или «Вы завидовали?». Смущаться от такого не нужно – батюшка всего лишь хочет помочь продолжить прервавшуюся Исповедь, и в данном случае требуется просто честно ответить «да» или «нет».

Пример краткой Исповеди

Как правило, для христиан, очень часто приступающих к этому Таинству, достаточно краткой Исповеди. Также лаконично рассказывают о своих грехах многие новоначальные – обычно в начале духовной жизни верующий не может заметить в своей повседневности всех нарушений заповедей Божьих.

Читайте также:  Пророк аввакум

В интернете можно найти множество примеров краткой Исповеди.

Пример списка грехов перед Исповедью

Готовясь к Исповеди или непосредственно участвуя в Таинстве, можно использовать список грехов.  Он помогает более тщательно проанализировать собственную жизнь и упомянуть максимальное число прегрешений. Впрочем, некоторым прихожанам священники рекомендуют не злоупотреблять такими «шпаргалками», а стараться от души рассказывать на Исповеди прежде всего о том, что тяготит и смущает.

Как видно из статьи, Исповедь и Причащение – это не всегда просто и легко. Подготовка к этим Таинствам от христианина требует тщательной работы над собой, самодисциплины, решительности и даже смелости. Но в награду каждый православный верующий получает неоценимые награды – прощение прегрешений и единение с Господом Иисусом Христом.

Источник: https://luckclub.ru/ispoved-i-prichashhenie-sut-ispovedi-i-prichashheniya-primer-ispovedi-posledovanie-po-prichashheniyu-molitvy-pered-ispovedyu-i-prichashheniem-chto-govorit-batyushke-na-ispovedi-kak-skachat-posle

Как правильно подготовиться ко Святому Причащению: читать ли последование ко Причащению и каноны, соблюдать ли особый пост

О должном понимании Устава и традиций  Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, самое главное Таинство в Церкви – это Таинство Евхаристии. Как часто можно приступать к нему? 

– Современный православный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) на вопрос о том, насколько часто нужно причащаться, однажды заметил: «Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое – но всегда с должной подготовкой». Что же в данном случае понимается под должной подготовкой?

Церковное Предание неоднократно говорит нам: сколько бы человек ни готовился, как бы он ни постился, все равно он не станет поистине достойным причастником Тела и Крови Христовых. Именно наш грех делает нас недостойными участниками сего Небесного Таинства.

Но в то же время именно потому, что каждый из нас грешен, мы и должны причащаться как можно чаще, чтобы попытаться победить в себе свой грех.

Совет

Грех, по словам преподобного Исаака Сирина, – это болезнь, и если мы хотим преодолеть в себе ту или иную болезнь, то должны как можно чаще прибегать к лекарствам, а главное лекарство против греха – это Евхаристия.

Священномученик Ириней Лионский так и говорит: Евхаристия – это единственное лекарство Бессмертия, и в зависимости от того, как мы к нему прибегаем, таковым и будет наше бессмертие.

Кроме того, Евхаристия – это наша духовная пища, и потому, если мы хотим жить духовно, то должны как можно чаще питаться ею. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54).

Причастие, по замечанию одного современного богослова, вовсе не награда, предназначенная исключительно для святых, но, прежде всего, – это помощь для грешников. Мы должны стараться причащаться как можно чаще вовсе не потому, что мы такие хорошие и достойны этого, а оттого, что без Причастия духовной жизни нет и быть не может.

Причастие – не то, что мы заслужили, Причастие – это то, что Бог дарует нам по Своей великой любви и милости.

Согласно установившейся в нашей Церкви традиции, участие в Таинстве Евхаристии должно предваряться участием в другом Таинстве – Таинстве Исповеди. Так, еще святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11:17–34).

Мы должны помнить о том, что, приступая к Святым Тайнам, участвуем ни в чем ином, как в Божественной жизни, мы становимся причастны тому, что, по слову одного церковного писателя, является дивным даже для самих Ангелов Божиих.

А потому каждому нужно понимать, насколько велик и значителен наш выбор, следовательно – и наша ответственность  в этом деле.

– Нужен ли особый пост перед Причащением?

– Если мы посмотрим на правила Древней Церкви, то нигде не найдем требований особого (например, трехдневного, как принято это сейчас) поста перед принятием Таинства Евхаристии.

В церковных канонах говорится только о хранении поста в среду и пятницу, в них идет речь о многодневном посте Святой Четыредесятницы (69-е Апостольское правило), но ничего не сказано об особом посте перед Причастием.

Подобная ситуация объясняется тем, что евхаристический пост (от 1 дня – до недели) – это практика более позднего времени: когда люди чаще причащались, например, хотя бы раз в неделю, никто от них не требовал особого поста перед Причастием.

Обратите внимание

Когда же в силу охлаждения духовной ревности христиане перестали часто прибегать к спасительным Таинствам, именно тогда и был введен особый пост перед Евхаристией, чтобы как можно лучше настроить человека (прежде всего духовно) на принятие Тела и Крови Христа.

Относительно уставных предписаний, касающихся участия в Евхаристии, можно указать только некоторые правила Карфагенского и Трулльского Соборов, предписывающих Причащение натощак, а также правило Тимофея Александрийского, который определяет необходимость супружеского воздержания накануне Причащения.

Таким образом, мы видим, что практика трехдневного поста перед Причащением Святым Тайнам Христовым начинается с того времени, когда люди, к сожалению, стали причащаться все реже и реже. В Синодальную эпоху был даже установлен «обязательный минимум» причащения для православных христиан – не менее раза в год.

Данное постановление может свидетельствовать только об одном: неимоверном упадке уровня духовной жизни православных. И если во времена святителя Василия Великого было нормой участвовать в Таинстве Евхаристии 3-4 раза в неделю (как пишет об этом сам святитель), то столь значительное снижение причастников за Литургией просто пугает.

Оно говорит только об одном: о нежелании человека вступить в общение со своим Богом.

– Согласно Уставу, есть  ряд молитв перед Причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому Таинству: последование и три канона. Так ли это? Когда возникла такая традиция?

– Исторически последование ко Причащению в нынешнем его виде сформировалось только в  XIII–XIV веках. До этого же, в трудах тех или иных отцов Церкви, мы можем наблюдать только некоторые его элементы: молитвы, псалмы, каноны.

Подобное явление объясняется, прежде всего, тем, что, как мы уже отметили ранее, в то время, когда христиане приступали к Чаше чаще одного раза в неделю – в особом последовании к Таинству не было необходимости, ведь человек и так старался часто пребывать в молитве как общении с Богом.

И только когда причастие стало более редким в жизни человека, стали появляться особые последования для приготовления к нему.

Так, по замечанию одного церковного исследователя данного вопроса, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты, установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься.

К сожалению, несмотря на то, что современные достижения техники упростили жизнь человека и, казалось бы, высвободили для него таким образом больше свободного времени, мы все же не стремимся посвятить это время «единому на потребу» – духовной жизни.

Важно

Мы все меньше и меньше ходим в храм, все реже и реже стремимся к Святым Таинствам, все меньше и меньше насыщаем свою душу «насущным хлебом» – Святой Евхаристией.

Именно этим и объясняется то, что  перед Причащением мы призываемся к сугубой молитве – особому последованию к Божественному Причащению, исполнение которого нужно, прежде всего, для того, чтобы настроить человека на молитву, подготовить его к принятию величайшего Таинства, Таинства воссоединения с Богом.

– Как уберечься при частом Причащении от привыкания, чтобы не приступать равнодушно? 

– Многие христиане, пытаясь оправдать себя в редком Причащении, объясняют его тем, что якобы боятся свести это Таинство к некому обыденному уровню, боятся, так сказать, «привыкнуть» к нему. Подобный подход, по словам святых отцов, – это только уловка диавола. Святитель Василий Великий говорит: человек никогда не станет более достойным причастником только от того, что будет реже причащаться.

Один современный богослов как-то сказал, что главная проблема Православия – это когда священник выходит с Чашей к людям и обращается к ним: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите», а народ отказывается от Него.

Таким образом, мы наблюдаем следующую ситуацию: Господь становится Человеком, приносит Себя в Жертву за грехи каждого из нас и дает нам возможность обожиться через причащение Его Святым Телу и Крови, а мы – отходим от Него и как бы говорим Ему: «Не сегодня, я не готов, давай в следующий раз!» Христос в Евхаристии преподает нам Самого Себя, а мы вместо того, чтоб радоваться такой возможности, отворачиваемся от Него.

Как можно уберечься от «привыкания к Богу»? Да и нужно ли это делать? Вопрос здесь в другом: каждый из нас должен помнить, к Кому он приступает  в Евхаристии.

Мы не должны бояться привыкнуть  ко Христу, но нам следует бояться профанировать Его Дары.

А для этого каждый из нас перед Причащением повторяет слова молитвы: «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя».

– Откуда взялись Благодарственные молитвы по Святом Причащении?

– Святой апостол Павел в одном из своих Посланий обращается ко всем христианам: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:17–18). Если апостол призывает нас благодарить за все благодеяния Божии к нам, независимо от того, видим мы их или нет, то тем более мы должны благодарить Его за то, что Он дал нам возможность спастись, вырвавшись из власти греха и смерти.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная».

По словам одного христианского писателя, подлинно христианское воспитание заключается вовсе не в том, чтобы научить человека тем или иным истинам; подлинно христианское воспитание – это научить человека говорить «спасибо!» И если мы еще благодарим Бога за Его преизобильную милость и любовь к нам, значит у нас еще есть надежда на то, что мы сможем стать хоть чуточку лучше и ближе к Своему Создателю, ведь, по мысли преподобного Ефрема Сирина, благодарение необходимо вовсе не Богу – Бог и так вседоволен – оно необходимо нам, потому что размягчает наше сердце и делает нашу душу удобопреклонной к переменам в лучшую сторону.

Записала Наталья Горошкова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-pravilno-podgotovitsya-ko-svyatomu-prichashcheniyu-chitat-li-posledovanie-ko

Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастия

Если Вы впервые в жизни готовитесь к исповеди и причастию, для Вас может оказаться полезной беседа отца Павла Гумерова, где он объясняет нам, как осознать в себе грехи, как начать борьбу со страстями, с каким настроением нужно приступать к таинству исповеди. Беседа может послужить добрым ориентиром для любого православного человека.

Батюшка не сразу приступает к разговору о самом таинстве исповеди, но всё, о чем идет речь в начале записи, имеет к ней непосредственное отношение.

Темы беседы:

  • Нужна ли современному мирянину аскетика? Каждый православный христианин призван к борьбе с грехом.
  • Страсти и страдания.
  • Покаяние – основа духовной жизни. Борьба с помыслами.

http://hrampanteleimona.cerkov.ru/files/2013/06/CHAST-1-93f953.mp3 Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 87:12 мин. Размер 125.6 Mb)

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием.

Подготовка эта называется говением.

Совет

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца.

При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Читайте также:  Часовня иверской иконы божией матери у воскресенских ворот, россия, город москва

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Обратите внимание

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить.

Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно.

В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди.

В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей.

В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций.

Важно

Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков.

Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о.

П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша.

Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14).

И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом.

Совет

Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе».

Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож».

«Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов».

– «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»[1].

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их.

В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты.

Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи».

Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей.

Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью.

«Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися.

Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось.

Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Обратите внимание

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше.

Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит.

Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха.

Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить».

Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души.

Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).

И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Важно

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви.

Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо.

Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг.

Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом.

Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв.

И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого.

Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу.

И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”.

Совет

Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)»[2].

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия).

Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш».

Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник: http://world-of-facts.com/molitvy/podgotovka-k-tainstvam-ispovedi-i-prichastiya-xram-v-chest-sv-2

Подготовка и чтение молитв перед исповедью и причастием

Все мы грешны перед Господом нашим, но если верить Библии, каждый заслуживает прощения. К сожалению, сегодня нечасто встретишь честных, правдивых и безгрешных людей. Но это еще не значит, что поздно все исправить.

Исповедавшись и раскаявшись в своих Грехах, действительно можно заслужить прощения. Ведь покаяние и искреннее сожаление о содеянном поможет очистить душу. Вопрос состоит лишь в том, как это правильно сделать?

Раскаянье и исповедь

Как известно, исповедь является таинством, происходящим между грешником и Богом посредством раскаянья перед собой и священнослужителем. Конечно же, как и перед любым другим обрядом, ритуал покаяния требует соответствующей подготовки.

Подготовка к причастию и исповеданию

Для тех, кому ничего не известно ни об исповеди, ни о причастии, рекомендуется ознакомиться с самим принципом данного таинства.

Сама суть исповедования лежит в раскаяньи, так что прежде чем отправиться в церковь, следует хорошенько поразмыслить о своих грехах.

Придётся вспомнить и переосмыслить наиболее страшные и греховные свои злодеяния. К главным грехам, требующим раскаянья, относят:

  • Грехи против Бога (гнев на Господа и его промысел, сомнения в вере…);
  • Грехи против ближнего своего (воровство, прелюбодеяние, убийство…);
  • Грехи против самого себя (уныние, зависть, самолюбие, сквернословие…).
Читайте также:  Сретение господне, двунадесятый

Некоторые священники рекомендуют записать все упомянутое на листе бумаги. Такой лист следует тщательно перечитывать, каждый раз каясь в каждом грехе, и искренне пообещать Богу и самому себе сойти с неправедного пути.

Как только человеку удастся действительно осознать всю неправду своих поступков, раскаяться в них и перестать совершать подобные деяния — можно переходить к следующей части подготовки к исповеди и причастию.

Помимо раскаянья, следует просить о прощении не только у Господа, но и у самого себя. Человек должен примириться с собственными грехами и отпустить их, пообещать себе следовать вере и законам ее, никогда не гневить Бога и самого себя.

Помимо искреннего искупления греховных деяний, просящий Бога о помиловании обязательно должен поверить в отпущение своих грехов и прощение, иначе исповедь не даст должного результата.

Пост перед исповедью

Избавление от грехов подразумевает не только очищение духа от скверны, но и тела от всего отягощающего. Прежде чем приступить к исповеди, следует пройти недельный (в крайнем случаи трехдневный) святой пост.

Следует отказаться от употребления пищи животного происхождения: молочных продуктов, мяса, яиц. Рыбу также нужно исключить из рациона. Строго запрещено употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и табака.

Телесной близости следует избегать. К исповеди нельзя готовиться женщинам во время менструации.

К тому же пост перед таинством подразумевает исключение всех развлечений (компьютерные игры, просмотр телевизора, азартные игры).

Молитвы перед исповедью и причастием

Пост и покаяние в грехах хоть и наиболее важны, но не являются окончательным этапом подготовки к раскаянью. Подготовка к таинству требует чтения молитв.

С тем, какие молитвы читать перед исповедью и причащением, следует изначально ознакомиться, прежде чем приступать к соблюдению поста.

Каждый этап очищения сопровождается определенными молитвами или канонами, которые следует обязательно прочесть с верой в прощение вас Господом.

Молитвой называют личное обращение человека к Богу. Она помогает обратиться к Господу с просьбой об искуплении и прощении греховных действий и мыслей. Искренне раскаявшись и произнеся молитву, люди просят о даровании сил на борьбу с греховными страстями и пороками, а также о милости в простых людских потребностях.

При подготовке к Исповеди и Причастию человек в дни поста обязательно должен читать соответствующие молитвы, при этом читают их и утром, и перед отходом ко сну. Помимо молитв, к ежедневному чтению обязателен хотя бы один из канонов.

Покаянные каноны

Обычная подготовка к причастию для начинающих включает в себя чтение:

  • «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу».
  • «Канон молебный ко Пресвятой Богородице».
  • «Канон Ангелу-Хранителю».
  • «Последование ко Святому Причащению».

Эти каноны следует читать по одному ежедневно, сразу после утреннего чтения молитв.

Перед самим ритуалом причастия следует дополнительно прочесть «Последование ко Святому Причащению» .Что касается утренних и вечерних молитв — можно читать любую покаянную молитву. Также можно читать и «Отче Наш», с глубоким раскаяньем и верой в прощение.

Накануне посещения храма

Вечер накануне исповеди и причастия является одним из наиболее сложных этапов подготовки.

Начиная с полуночи и до самого конца службы в Храме следует отказаться от любой пищи и воды.

К обычному чтению покаянных канонов и молитв следует прочитать покаянные каноны перед исповедью и молитву о покаянии.

Таинство исповеди и причастия

Утром, после чтения канонов и молитв, следует отправиться в Храм для участия в богослужении. Важно помнить, что до окончания Исповедания и Священного Причастия, нельзя ни есть ни пить. Обязательно нужно отстоять всю службу, внимательно слушая и воспринимая каждое слово священнослужителя. Как только служба будет окончена, можно обратиться к батюшке за исповедью.

Богу следует изложить все свои грехи и еще раз раскаяться в них. Именно Богу, ведь священник лишь посредник и дарует прощение исключительно от лица Господа Нашего.

Примирившись с собой и Богом, следует также обязательно поблагодарить его за прощение и попросить сил вести жизнь честную и православную. После того как вы исповедались, можно приступать к причастию.

Источник: https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/podgotovka-i-chtenie-molitv-pered-ispovedyu-i-prichastiem.html

Как готовиться ко Святому Причащению

К та­инс­тву Свя­того При­чаще­ния не­об­хо­димо се­бя под­го­товить мо­лит­вой, пос­том, хрис­ти­анс­ки сми­рен­ным по­веде­ни­ем и наст­ро­ением, а так­же ис­по­ведью.

Мо­лит­ва до­маш­няя и цер­ковная .

Же­ла­ющий дос­той­но при­час­тить­ся Свя­тых Хрис­то­вых Тайн дол­жен по край­ней ме­ре за 2-3 дня мо­лит­венно под­го­товить се­бя к это­му: боль­ше и усерд­нее мо­лить­ся до­ма ут­ром и ве­чером, по­сещать цер­ковные бо­гос­лу­жения. Пе­ред днем При­чаще­ния на­до обя­затель­но быть на ве­чер­ней служ­бе.

До­ма про­честь ка­ноны: по­ка­ян­ный Гос­по­ду Иису­су Хрис­ту, мо­леб­ный ко Прес­вя­той Бо­горо­дице, Ан­ге­лу хра­ните­лю, а так­же Пос­ле­дова­ние ко Свя­тому При­чаще­нию.

Пост . С мо­лит­вой со­еди­ня­ет­ся воз­держа­ние от ско­ром­ной пи­щи – мя­са, яиц, мо­лока и мо­лоч­ных про­дук­тов, при стро­гом пос­те – и от ры­бы. В ос­таль­ной пи­ще на­до соб­лю­дать уме­рен­ность.

Ис­по­ведь . Же­ла­ющий при­час­тить­ся дол­жен, луч­ше все­го на­кану­не, до или пос­ле ве­чер­не­го бо­гос­лу­жения, при­нес­ти иск­рен­нее рас­ка­яние в сво­их гре­хах пе­ред свя­щен­ни­ком, чис­то­сер­дечно раск­ры­вая свою ду­шу и не ута­ивая ни од­но­го гре­ха.

Обратите внимание

Пе­ред ис­по­ведью нуж­но неп­ре­мен­но при­мирить­ся как со сво­ими обид­чи­ками, так и с те­ми, ко­го оби­дел сам, сми­рен­но исп­ро­сить у всех про­щения. На ис­по­веди луч­ше не до­жидать­ся воп­ро­сов свя­щен­ни­ка, а выс­ка­зывать ему все, что есть на со­вес­ти, ни в чем се­бя не оп­равды­вая и не пе­рела­гая ви­ну на дру­гих.

Ни в ко­ем слу­чае нель­зя на ис­по­веди осуж­дать ко­го-ли­бо, или расс­ка­зывать о чу­жих гре­хах.

Ес­ли нет воз­можнос­ти ис­по­ведать­ся ве­чером, нуж­но сде­лать это до на­чала ли­тур­гии, в край­нем слу­чае – до Хе­рувимс­кой пес­ни. Без ис­по­веди ник­то, кро­ме мла­ден­цев до 7 лет, не мо­жет быть до­пущен ко Свя­тому При­чаще­нию.

Есть доб­рый обы­чай – пос­ле ис­по­веди и до Свя­того При­чаще­ния не есть, не пить и не ку­рить. Бе­зус­ловно это зап­ре­ща­ет­ся пос­ле по­луно­чи. К При­час­тию нуж­но при­ходить стро­го на­тощак. К воз­держа­нию от пи­щи и пи­тия пе­ред Свя­тым При­чаще­ни­ем на­до при­учать и де­тей.

Ес­ли не бу­дете есть Пло­ти Сы­на Че­лове­чес­ко­го и пить Кро­ви Его, то не бу­дете иметь в се­бе жиз­ни (Ин. 6, 53). Цер­ковь не да­ет на этот воп­рос од­нознач­но­го от­ве­та.

Хрис­ти­ане пер­вых ве­ков ста­рались прис­ту­пать ко Свя­той Ча­ше ежед­невно.

Свя­той Ва­силий Ве­ликий в од­ном из сво­их пос­ла­ний пред­пи­сывал при­чащать­ся че­тыре ра­за в не­делю, а Иоанн Зла­то­уст на­зывал ук­ло­нение от свя­того При­чаще­ния «де­лом ди­аво­ла».

Со вре­менем нор­мы бла­гочес­тия ме­нялись, и да­леко не всег­да в луч­шую сто­рону.

В XIX ве­ке мно­гие русс­кие хрис­ти­ане счи­тали При­час­тие предс­мер­тным на­путс­тви­ем (из­вест­но, что ког­да тя­жело­боль­но­му им­пе­рато­ру Алек­санд­ру Пер­во­му близ­кие пред­ло­жили при­час­тить­ся, он от­ве­тил: «Не­уже­ли я нас­толь­ко плох?»). Пос­ле русс­кой Гол­го­фы ХХ-го ве­ка сре­ди хрис­ти­ан воз­ро­дилось стрем­ле­ние при­чащать­ся час­то.

Че­лове­ку, зна­юще­му Еван­ге­лие, не на­до объяс­нять, как ве­лика Свя­тыня Те­ла и Кро­ви Хрис­та, по­чему без При­час­тия не­воз­можно Унас­ле­довать жизнь веч­ную (об этом го­ворил Сам Гос­подь в бе­седе в иуде­ями, Еван­ге­лие от Иоан­на, гла­ва 6).

Важно

Но пра­вос­лавные зна­ют и то, что к Ча­ше на­до прис­ту­пать пос­ле тща­тель­ной под­го­тов­ки го­вения, име­ющей целью очис­тить ду­шу.

По­это­му мно­гие ве­ру­ющие при­чаща­ют­ся ред­ко, так как не мо­гут най­ти сил и вре­мени для дли­тель­но­го го­вения, ко­торое тем са­мым прев­ра­ща­ет­ся в са­моцель.

«Ник­то­же дос­то­ин от свя­зав­шихся плотс­ки­ми по­хоть­ми и страсть­ми прис­ту­пити, или приб­ли­жити­ся, или слу­жити Те­бе, Ца­рю Сла­вы», – го­ворить­ся в тай­но­совер­ши­тель­ной мо­лит­ве Ли­тур­гии Иоан­на Зла­то­ус­та.

Сколь­ко бы че­ловек ни го­товил­ся, все рав­но по-нас­то­яще­му он не бу­дет дос­то­ин Бо­жест­вен­ных Тайн.

(Из ска­зан­но­го не сле­ду­ет, что го­веть не нуж­но вов­се, прос­то нель­зя са­мос­то­ятель­но ре­шать воп­рос: мо­гу ли я се­год­ня прис­ту­пить к При­час­тию?)

Цер­ковь пре­дос­тавля­ет ре­шать воп­рос о час­то­те При­чаще­ния свя­щен­ни­кам, ду­хов­ни­кам. Имен­но с ду­хов­ным от­цом и на­до сог­ла­совать, как час­то при­чащать­ся, как дол­го и как стро­го го­веть пе­ред этим. Раз­ные свя­щен­ни­ки бла­гос­ловля­ют по-раз­но­му, но каж­до­му по ме­ре его сил.

Во вся­ком слу­чае, ес­ли че­ловек ис­по­веду­ет Пра­вос­ла­вие, он дол­жен при­чащать­ся хо­тя бы пять раз в го­ду по ра­зу во все мно­год­невные пос­ты, а так­же в день те­зо­име­нитс­тва (име­нин). Ес­ли по мес­ту жи­тель­ства нет хра­ма, то нуж­но во что бы то ни ста­ло изыс­кать воз­можность при­час­тить­ся раз в го­ду, не ре­же – ина­че мож­но от­пасть от Церк­ви.

Лю­дям, стре­мящим­ся во­цер­ко­вить свою жизнь, мно­гие сов­ре­мен­ные пас­ты­ри ре­комен­ду­ют при­чащать­ся от од­но­го до двух раз в ме­сяц. Иног­да ба­тюш­ки бла­гос­ловля­ют и бо­лее час­тое При­чаще­ние, но это ско­рее иск­лю­чение, чем пра­вило.

Ко­неч­но, при­чащать­ся нель­зя для «га­лоч­ки», ра­ди ис­полне­ния оп­ре­делен­ных ко­личест­вен­ных норм. Та­инс­тво Ев­ха­рис­тии долж­но стать для пра­вос­лавно­го хрис­ти­ани­на пот­ребностью ду­ши, без осу­щест­вле­ния ко­торой нель­зя про­жить. Глав­ное – не са­моволь­ни­чать.

 У Свя­той Ча­ши 

Эта ис­то­рия про­изош­ла не так дав­но в од­ном из хра­мов Пе­тер­бурга. За Бо­жест­вен­ной ли­тур­ги­ей в воск­ре­сенье, во вре­мя при­чаще­ния ми­рян, вни­мание мо­лящих­ся прив­лек не­боль­шой свет­ло­воло­сый маль­чу­ган, сто­яв­ший вбли­зи ал­та­ря.

Он вни­матель­но смот­рел на при­част­ни­ков и вре­мя от вре­мени за­ливал­ся звон­ким детс­ким сме­хом. Его одер­ги­вали, пы­тались уре­зонить, но тщет­но. С окон­ча­ни­ем при­чаще­ния прек­ра­тилось и не­обыч­ное по­веде­ние маль­чи­ка.

Удив­ленные до край­нос­ти ро­дите­ли ста­ли расс­пра­шивать, по­чему он сме­ял­ся, и вот что ус­лы­шали в от­вет.

«Ког­да я смот­рел на лю­дей, под­хо­дящих к Ча­ше, то вдруг уви­дел, как к не­кото­рым под­ле­та­ет бе­лый го­лубь.

Толь­ко дя­дя или те­тя отк­ро­ет рот, что­бы прог­ло­тить Да­ры, как го­лубь скле­выва­ет Их с ло­жеч­ки и уле­та­ет.

Они это­го го­лубя не ви­дят, зак­ры­ва­ют рот и от­хо­дят, ду­мая, что при­час­ти­лись, а на са­мом де­ле толь­ко пус­тую ло­жеч­ку по­дер­жа­ли. Мне от это­го ста­ло очень смеш­но».

Совет

Не­веру­юще­му че­лове­ку этот расс­каз ре­бен­ка мо­жет по­казать­ся вы­дум­кой, но пра­вос­лавное серд­це не мо­жет не сод­рогнуть­ся от тре­пета, уяс­нив смысл ви­дения, пос­ланно­го Бо­гом ре­бен­ку. В са­мом де­ле, не страш­но ли осоз­нать, что Гос­подь мно­гих из нас не до­пус­ка­ет до при­чаще­ния, по­тому что в не­дос­той­ном, не­под­го­тов­ленном сос­то­янии под­хо­дим мы ко Свя­той Ча­ше.

«Яду­щий и пи­ющий не­дос­той­но суд се­бе яст и пи­ет»( 1 Кор. 11, 29) – вра­зум­ля­ет нас апос­тол Па­вел.

Ус­та­вом из­давна оп­ре­деле­ны тре­бова­ния, ис­полне­ние ко­торых по­мога­ет при­част­ни­кам дос­той­но при­нять Свя­тые Да­ры.

Это и пост от 1 до 7 дней, и воз­держа­ние от суп­ру­жес­кой бли­зос­ти на это вре­мя и чте­ние мно­гих мо­литв, и по­сеще­ние бо­гос­лу­жений – каж­до­му в ме­ру сил и его ду­хов­но­го опы­та. Обя­затель­но ис­по­ведать­ся пе­ред При­час­ти­ем.

Но вот все ис­полне­но. За­кан­чи­ва­ет­ся ли­тур­гия, и при­част­ник го­тов со­еди­нить­ся со Хрис­том. От­верза­ют­ся Царс­кие вра­та.

«Со стра­хом Бо­жи­им и ве­рою прис­ту­пите…»– про­возг­ла­ша­ет ди­акон. Ве­ра и страх Бо­жий – вот что долж­но за­печат­леть­ся в серд­це каж­до­го, под­хо­дяще­го к Ча­ше. Здесь не мес­то раз­го­ворам и су­ете. А на прак­ти­ке…

Ко­му из нас не при­ходи­лось быть сви­дете­лем дав­ки пе­ред Свя­той Ча­шей! Лю­ди от­талки­ва­ют дру­гих, ста­ра­ют­ся как мож­но рань­ше дос­тигнуть Свя­тых Да­ров, не вни­ма­ют уве­щева­ни­ям свя­щен­ни­ка.

А ведь не­дос­той­ным по­веде­ни­ем пе­ред Ча­шей мож­но во мгно­вение ока пе­речерк­нуть весь кро­пот­ли­вый труд го­вения.

Тог­да и нас не­види­мый го­лубь не до­пус­тит до Свя­тых Да­ров, и не жизнь веч­ную об­ре­тем в та­инс­тве, а осуж­де­ние и Бо­жию ка­ру.

Что­бы это­го не слу­чилось, каж­до­му при­част­ни­ку нуж­но хо­рошо знать и ис­полнять пра­вила под­хо­да к Свя­той Ча­ше, ко­торые ус­та­нови­ла Цер­ковь. Вот они:

– Пе­ред Ча­шей на­до сде­лать зем­ной пок­лон. Ес­ли при­част­ни­ков мно­го, то, что­бы не ме­шать ок­ру­жа­ющим, пок­ло­нить­ся нуж­но за­ранее;

– Ког­да от­верза­ют­ся Царс­кие вра­та, на­до пе­рек­рестить­ся и сло­жить ру­ки крес­то­об­разно на гру­ди, пра­вую ру­ку по­верх ле­вой, и с та­ким сло­жени­ем рук при­чащать­ся; от­хо­дить от Ча­ши нуж­но, не раз­ни­мая рук;

– Под­хо­дить на­до с пра­вой сто­роны хра­ма, а ле­вую ос­тавлять сво­бод­ной;

– Пер­вы­ми при­чаща­ют­ся слу­жите­ли ал­та­ря, за­тем мо­нахи, де­ти и толь­ко по­том все ос­таль­ные. Нуж­но ус­ту­пать ближ­ним до­рогу, ни в ко­ем слу­чае не тол­кать­ся;

– Жен­щи­нам пе­ред При­час­ти­ем нуж­но сте­реть губ­ную по­маду;

– По­дой­дя к Ча­ше, гром­ко и от­четли­во наз­вать свое имя. При­нять Свя­тые Да­ры, раз­же­вать (ес­ли это не­об­хо­димо) и не­мед­ленно прог­ло­тить, а ниж­ний край Ча­ши об­ло­бызать как реб­ро Хрис­то­во;

– Нель­зя тро­гать Ча­шу ру­ками и це­ловать ру­ку свя­щен­ни­ка;

– У Ча­ши крес­тить­ся зап­ре­щено! Под­ни­мая ру­ку для крест­но­го зна­мения, мож­но слу­чай­но толк­нуть свя­щен­ни­ка и раз­лить Свя­тые Да­ры;

– Отой­дя к сто­лику с за­пив­кой, на­до съесть ан­ти­дор и вы­пить теп­ло­ту. Толь­ко пос­ле это­го мож­но прик­ла­дывать­ся к ико­нам и раз­го­вари­вать;

– Ес­ли Свя­тые Да­ры пре­пода­ют из нес­коль­ких Чаш, при­нимать Их мож­но толь­ко из од­ной. При­час­тить­ся дваж­ды в день – страш­ный грех;

– В день При­час­тия не при­нято вста­вать на ко­лени, за иск­лю­чени­ем пок­ло­нов пе­ред Пла­щани­цей Хрис­то­вой в Ве­ликую Суб­бо­ту и ко­леноп­реклон­ных мо­литв в день Свя­той Тро­ицы;

– При­дя до­мой, сле­ду­ет преж­де все­го про­читать бла­годарс­твен­ные мо­лит­вы по Свя­том При­чаще­нии, ес­ли их чи­та­ют в хра­ме по окон­ча­нии служ­бы, на­до прос­лу­шать мо­лит­вы там.

Источник: http://pokrov.kz/index.php/azy-pravoslaviya/177-kak-gotovitsya-ko-svyatomu-prichashcheniyu

Ссылка на основную публикацию