Праведный артемий веркольский

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Свя­той пра­вед­ный Ар­те­мий, Вер­коль­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в 1532 го­ду в се­ле Вер­ко­ле, в Двин­ском краю, по ре­ке Пи­не­ге, вер­сты на две вверх по те­че­нию от Кев­ро­лы[2]. Ро­ди­те­ли его, – отец Кос­ма, по про­зви­щу Ма­лый, и мать Апол­ли­на­рия – бы­ли кре­стьяне то­го се­ла.

Они вос­пи­та­ли сы­на сво­е­го в стра­хе Бо­жи­ем и бла­го­че­стии хри­сти­ан­ском.

С пя­ти лет уже он на­чал чуж­дать­ся свой­ствен­ных де­тям при­вы­чек, не лю­бил дет­ских игр, был тих, кро­ток, бо­го­бо­яз­лив, по­слу­шен к ро­ди­те­лям, при­леж­но по­мо­гал сво­е­му от­цу в его кре­стьян­ских ра­бо­тах, сколь­ко мог по сво­е­му воз­рас­ту.

Обратите внимание

Од­на­жды, бу­дучи 12 лет, он ра­бо­тал с от­цом сво­им в по­ле, бо­ро­нил зем­лю. Неожи­дан­но на­дви­ну­лась гроз­ная ту­ча, ста­ло тем­но как но­чью, под­ня­лась бу­ря с лив­нем, над го­ло­вой ис­пу­ган­но­го Ар­те­мия раз­ра­зил­ся страш­ный удар гро­ма – и бла­жен­ный от­рок пал мерт­вый[3].

Так ми­ло­серд­ный и пре­муд­рый Гос­подь Бог бла­го­во­лил вос­при­ять в Свои небес­ные оби­те­ли ду­шу пра­вед­но­го ра­ба Сво­е­го.

Од­но­сель­чане Ар­те­мия не по­ня­ли, по сво­е­му нера­зу­мию, се­го по­се­ще­ния Бо­жия и со­чли, по суе­ве­рию, неожи­дан­ную кон­чи­ну бла­жен­но­го от­ро­ка пра­вед­ным су­дом Бо­жи­им, на­ка­зу­ю­щим Ар­те­мия за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи его.

Те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, оста­лось не от­пе­тым и не по­гре­бен­ным; его по­ло­жи­ли на пу­стом ме­сте в сос­но­вом ле­су, по­верх зем­ли, при­кры­ли хво­ро­стом и бе­ре­стою и ого­ро­ди­ли де­ре­вян­ной из­го­ро­дью.

Так про­ле­жа­ло оно 32 го­да, все­ми за­бы­тое.

Од­на­жды ле­том Ага­фо­ник, дья­чок церк­ви Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Вер­ко­ле, хо­дил по то­му ле­су, со­би­рая гри­бы, уви­дел свет над ме­стом, где по­ко­ил­ся бла­жен­ный от­рок, по­до­шел и об­рел его нетлен­ное те­ло.

Он тот­час по­ве­дал о том вер­коль­ским кре­стья­нам.

Но те, по нера­зу­мию сво­е­му, взя­ли про­сто те­ло Ар­те­мия, безо вся­ких по­че­стей при­вез­ли его к сво­ей при­ход­ской церк­ви и по­ло­жи­ли на па­пер­ти, при­крыв гроб бе­ре­стою, по­кры­вав­шей в ле­су пра­вед­но­го от­ро­ка[4].

Но Гос­подь бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го в стране Кев­роль­ской: от мо­щей его на­ча­ли ис­то­чать­ся неоскуд­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щим. В том го­ду, по­пуще­ни­ем Бо­жи­им, в Двин­ском краю рас­про­стра­ни­лась зло­ка­че­ствен­ная ли­хо­рад­ка. Мно­гие уми­ра­ли от этой тяж­кой бо­лез­ни, осо­бен­но жен­щи­ны и де­ти.

За­бо­лел неду­гом этим и сын Вер­коль­ско­го се­ля­ни­на Кал­ли­ни­ка. В силь­ной скор­би Кал­ли­ник мо­лил­ся об ис­це­ле­нии сы­на, по­том по­шел в цер­ковь, при­ло­жил­ся ко гро­бу пра­вед­но­го Ар­те­мия и, взяв бе­ре­сты, по­кры­вав­шей нетлен­ные мо­щи его, с ве­рою при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на.

Важно

Боль­ной вы­здо­ро­вел. Об­ра­до­ван­ный Кал­ли­ник рас­ска­зал о том всем сво­им од­но­сель­ча­нам, ко­то­рые с ра­до­стью со­бра­лись в церк­ви Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и на­ча­ли петь мо­леб­ны и тво­рить па­мять по пра­вед­ном от­ро­ке Ар­те­мии.

И уми­ло­сер­дил­ся Гос­подь над ра­ба­ми Сво­и­ми: ли­хо­рад­ка в той стране ско­ро пре­кра­ти­лась.

С то­го вре­ме­ни чу­де­са свя­то­го Ар­те­мия ста­ли умно­жать­ся. У неко­е­го че­ло­ве­ка, по име­ни Пав­ла, от тяж­ко­го неду­га, так скри­ви­ло шею, что го­ло­ва по­вер­ну­лась ли­цом на­зад и гла­за за­кры­лись.

В та­кой бе­де Па­вел об­ра­тил­ся с го­ря­чею мо­лит­вою к Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию, – и го­ло­ва боль­но­го вы­пря­ми­лась, гла­за от­кры­лись. Ис­це­лен­ный по­спе­шил рас­ска­зать всем в сво­ем се­ле о слу­чив­шем­ся. По­сле то­го при церк­ви Св.

Ни­ко­лая вер­коль­цы устро­и­ли осо­бый при­дел, ку­да пе­ре­нес­ли из па­пер­ти мо­щи Ар­те­мия, по­ло­жив их в но­вый гроб. Это бы­ло в 1584 го­ду.

Ко­гда при­нес­ли в при­дел мо­щи бла­жен­но­го от­ро­ка, при­шла ту­да жен­щи­на с рас­слаб­лен­ным мла­ден­цем, по­про­си­ла от­слу­жить мо­ле­бен, при­ло­жи­ла сво­е­го от­ро­ка ко гро­бу Ар­те­мия, – и боль­ная ру­ка от­ро­ка ис­це­ле­ла.

Око­ло то­го же вре­ме­ни один кре­стья­нин Ан­дрей и кре­стьян­ка Ири­на, стра­дав­шие гла­за­ми, по­лу­чи­ли здра­вие и яс­ное зре­ние от при­кос­но­ве­ния к свя­щен­ной ра­ке но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца.

Од­на жен­щи­на, по име­ни Ма­рия, стра­дав­шая со­рок лет бо­лез­нью же­луд­ка, столь тяж­кою, что она от чрез­мер­ных стра­да­ний ча­сто об­ми­ра­ла ча­са на два или на три, услы­хав о чу­де­сах, ис­те­кав­ших от мо­щей Ар­те­мия, об­ра­ти­лась к нему с мо­лит­вой и по­лу­чи­ла ско­рое ис­це­ле­ние.

Совет

Ви­дя умно­жа­ю­щи­е­ся от мо­щей ис­це­ле­ния, два свя­щен­ни­ка, Иоанн и Фо­ма, ве­ле­ли на­пи­сать на дос­ках ста­рой гроб­ни­цы несколь­ко икон пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок тех оста­лись струж­ки.

Иерей Иоанн тща­тель­но со­брал эти струж­ки и по­ло­жил на хра­не­ние при церк­ви. Бла­го­че­сти­вые чти­те­ли пра­вед­но­го Ар­те­мия, с ве­рою брав­шие те струж­ки, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сво­их неду­гов.

Один че­ло­век с Пи­не­ги, по име­ни Пан­кра­тий, быв­ший про­ез­дом в Вер­ко­ле, в 1601 г. при­вез в Ве­ли­кий Устюг од­ну из та­ко­вых икон Ар­те­мия, и от то­го об­ра­за мно­гие по­лу­чи­ли то­гда ис­це­ле­ние.

В 1619-м го­ду Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий сви­де­тель­ство­вал мо­щи пра­вед­ни­ка и бла­го­сло­вил пе­ре­не­сти их в са­мый храм в день па­мя­ти Свя­ти­те­ля и Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, 6-го де­каб­ря[5].

Несколь­ко вре­ме­ни спу­стя, при­шел в Вер­ко­лу Ила­ри­он Ар­те­ми­ев, жи­тель го­ро­да Хол­мо­гор, и по­ве­дал, что он дол­го был бо­лен гла­за­ми, ни­че­го не ви­дел и же­сто­ко стра­дал, так что пы­тал­ся в от­ча­я­нии уда­вить­ся, и толь­ко по­до­спев­шие со­се­ди по­ме­ша­ли это­му.

Про­слы­шав о чу­де­сах, ис­те­ка­ю­щих от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия, он об­ра­тил­ся к нему с усерд­ною мо­лит­вою о сво­ем ис­це­ле­нии.

«В тот же час, – рас­ска­зы­вал ис­це­лен­ный, – я про­зрел, и уви­дел в ви­де­нии свя­то­го Ар­те­мия в бе­лых ри­зах с неболь­шим по­сош­ком в ле­вой ру­ке и со кре­стом – в пра­вой. Он осе­нил ме­ня кре­стом и ска­зал:

– Че­ло­ве­че! что ты стра­да­ешь? Вос­стань: Хри­стос чрез ме­ня, ра­ба Сво­е­го, ис­це­ля­ет те­бя. Иди в Вер­ко­лу, при­ло­жись ко гро­бу мо­е­му и по­ве­дай о сем свя­щен­ни­ку и всем кре­стья­нам.

При сих сло­вах, пра­вед­ный от­рок, взяв ме­ня за ру­ку, как бы по­нуж­дал к это­му и по­том стал неви­дим. Я же, про­бу­див­шись, по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым, как буд­то ни­ко­гда и не бо­лел. И вот я при­шел сю­да по­кло­нить­ся свя­тым мо­щам его».

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но бы­ло чу­до с од­ним кре­стья­ни­ном из се­ла Ки­во­ку­рья, Устюж­ско­го уез­да, Пат­ри­ки­ем Иг­на­тье­вым. Он с дет­ства тяж­ко стра­дал от гры­жи. Услы­хав о чу­де­сах пра­вед­но­го Ар­те­мия, он с ве­рою по­мо­лил­ся ему, по­ло­жил обет при­ло­жить­ся к его гро­бу и вы­здо­ро­вел, но по­том за­был о дан­ном им обе­те.

Обратите внимание

Спу­стя несколь­ко лет он сно­ва по­чув­ство­вал при­сту­пы гры­жи, ко­то­рая ста­ла его му­чить еще силь­нее преж­не­го. Пат­ри­кий об­ра­тил­ся опять с мо­лит­вою к пра­вед­но­му Ар­те­мию и вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те. Мо­лит­ва бо­ля­ще­го бы­ла услы­ша­на, но Пат­ри­кий опять за­был о дан­ном им обе­те.

То­гда на­па­ла на него тос­ка и непро­ни­ца­е­мая тьма по­кры­ла его гла­за. Несчаст­ный опять вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те, горь­ко рас­ка­ял­ся и обе­щал неот­лож­но ис­пол­нить долг свой.

Пра­вед­ный Ар­те­мий сно­ва из­ба­вил Пат­ри­кия от неду­га, и ис­це­лен­ный с ра­до­стью по­спе­шил в Вер­ко­лу ко гро­бу Ар­те­мия, за­ка­зал от­слу­жить мо­ле­бен ему, со сле­за­ми об­ло­бы­зал мно­го­це­леб­ный гроб его и ис­по­ве­дал пред все­ми о про­ис­шед­шем чу­де и сво­ем гре­хов­ном за­бве­нии.

В 1636 го­ду в мар­те ме­ся­це ехал в Кев­ро­лу и на Ме­зень на­зна­чен­ный ту­да во­е­во­дою Афа­на­сий Паш­ков. По до­ро­ге он оста­но­вил­ся в Вер­ко­ле, но у ра­ки мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия не был и бла­годар­ствен­но­го мо­леб­на ему не слу­жил.

В Кев­ро­ле сын его, от­рок Иере­мия, тяж­ко за­бо­лел ли­хо­рад­кою и го­то­вил­ся уже к смер­ти. То­гда отец вспом­нил, что не от­слу­жил мо­леб­на пра­вед­но­му Ар­те­мию, и дал обет от­пра­вить­ся на бо­го­мо­лье в Вер­ко­лу.

И вот вне­зап­но ле­жав­ший в тя­же­лом за­бы­тьи сын Паш­ко­ва сам под­нял­ся с по­сте­ли и, дер­жась за окон­це, стал спра­ши­вать сво­е­го от­ца, ка­ким пу­тем ехать им к пра­вед­но­му Ар­те­мию. Ди­вясь то­му, отец при­вез сы­на в Вер­ко­лу.

Здесь от­слу­жи­ли по обе­ту мо­ле­бен, взя­ли бе­ре­сты с гро­ба чЧудотворца, чтобы боль­ной но­сил ее на гру­ди вме­сте с кре­стом, и от­рок вы­здо­ро­вел. Бла­го­дар­ный отец со­здал в Вер­ко­ле, на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей Ар­те­мия, храм в честь со­имен­но­го пра­вед­но­му от­ро­ку му­че­ни­ка Ар­те­мия.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, храм в Вер­ко­ле сго­рел, – об­го­ре­ли и мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия. Мест­ный свя­щен­ник Лав­рен­тий и при­хо­жане Вер­коль­ско­го се­ла для ограж­де­ния мо­щей Ар­те­мия от та­ких несчаст­ных слу­ча­ев устро­и­ли над ни­ми осо­бую ча­сов­ню, по­ло­жи­ли их в но­вую ра­ку и по­кры­ли но­вым по­кро­вом.

Важно

По­сле то­го от гро­ба чу­до­твор­ца ста­ли ис­те­кать но­вые чу­до­тво­ре­ния. Так, неко­е­го Си­мео­на Ка­за­ри­но­ва пра­вед­ный Ар­те­мий спас от по­топ­ле­ния.

По­сле Ильи­на дня он плыл на судне вме­сте с сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну из Ман­га­зеи[6] в Ар­хан­гельск. Вдруг на­сту­пи­ла же­сто­кая бу­ря, и суд­ну ста­ло угро­жать ско­рое кру­ше­ние. Плыв­шие при­шли в ужас и от­ча­я­ние.

Не ви­дя се­бе ни­от­ку­да ни­ка­кой на­деж­ды на спа­се­ние, они ста­ли го­то­вить­ся к смер­ти и в ожи­да­нии ее про­щать­ся друг с дру­гом.

По­том они опом­ни­лись и ста­ли со сле­за­ми мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию о сво­ем спа­се­нии, обе­ща­ясь от­слу­жить бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен угод­ни­ку Бо­жию. И по мо­лит­ве их мо­ре утих­ло, и уто­пав­шие из­бег­ли неми­ну­е­мой по­ги­бе­ли.

Сла­ва ис­це­ле­ний от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко. Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ки­при­ан по­слал сно­ва осви­де­тель­ство­вать его нетлен­ные мо­щи, сво­ей под­пи­сью под­твер­дил до­став­лен­ную ему рос­пись ис­це­ле­ний и при­слал в цер­ковь се­ла Вер­ко­лы вновь со­став­лен­ную служ­бу чу­до­твор­цу.

В 1648 го­ду в Кев­ро­лу бы­ла при­сла­на гра­мо­та ца­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча на имя та­мош­не­го во­е­во­ды Анич­ко­ва: по­ве­ле­но бы­ло по­ло­жить мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия в но­вую ра­ку и доз­во­ле­но по­стро­ить мо­на­стырь на том ме­сте, где бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи, ко­то­рые, со­глас­но цар­ской гра­мо­те, и бы­ли на сле­ду­ю­щий год пе­ре­не­се­ны ту­да и по­ло­же­ны в по­стро­ен­ной еще во­е­во­дой Паш­ко­вым церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Ар­те­мия. При сем от свя­тых мо­щей ис­те­ка­ли мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ния всем, с ве­рою при­те­кав­шим к ним. Со­брав­ший­ся во мно­же­стве на­род воз­нес теп­лые мо­ле­ния Хри­сту Бо­гу и Его свя­то­му угод­ни­ку пра­вед­но­му Ар­те­мию, Вер­коль­ско­му чу­до­твор­цу, про­слав­ляя бла­го­дать Бо­жию, в нем яв­лен­ную на уте­ше­ние всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. Впо­след­ствии мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия по слу­чаю по­жа­ров три­жды вы­но­си­ли из хра­ма оби­те­ли, по­ка, на­ко­нец, не был по­стро­ен в 1793 го­ду в мо­на­сты­ре ка­мен­ный храм, освя­щен­ный в честь пра­вед­но­го Ар­те­мия, в ко­то­ром мо­щи его и бы­ли по­ло­же­ны[7].

При­ме­ча­ния

[1] Со­став­ле­но по раз­ным спис­кам древ­не­го жи­тия.

[2] Пи­не­га – ре­ка Во­ло­год­ской и Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии, Соль­вы­че­год­ско­го и Пи­неж­ско­го уез­дов, пра­вый (су­до­ход­ный) при­ток Се­вер­ной Дви­ны.

Кев­ро­ла, или Кев­роль – глав­ное се­ле­ние во­ло­сти, по­лу­чив­шей от нее свое имя, те­перь – се­ло Вос­кре­сен­ское, от­ку­да впо­след­ствии уезд­ное управ­ле­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но в по­гост Во­лок-Пи­неж­ский, пе­ре­име­но­ван­ный по­том в го­род Пи­не­гу.

[3] Кон­чи­на прав. Ар­те­мия по­сле­до­ва­ла 23 июня 1545 го­да.

[4] Мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия бы­ли об­ре­те­ны в 1577 го­ду.

[5] Ма­ка­рий был мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским с 1619 по 1626 год. По его же бла­го­сло­ве­нию и рас­по­ря­же­нию со­став­ле­но бы­ло жи­тие Ар­те­мия с ска­за­ни­ем о по­смерт­ных чу­де­сах его, ко­то­рые с 1605 г. за­пи­сы­ва­лись со слов са­мих ис­це­лен­ных.

[6] Ман­га­зея – уро­чи­ще Ени­сей­ской гу­бер­нии в Ту­ру­хан­ском крае, на пра­вом бе­ре­гу р. Та­за, где ныне сто­ит ча­сов­ня св. му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. Ман­га­зея – пер­вый рус­ский го­род в Во­сточ­ной Си­би­ри, ос­но­ван в 1601 го­ду, но через 60 лет со­вер­шен­но за­пу­стел; те­перь от него со­хра­ни­лись лишь од­ни сле­ды.

[7] Па­мять пра­вед­но­го Ар­те­мия, Вер­коль­ско­го чу­до­твор­ца, со­вер­ша­ет­ся 23 июня и 20 ок­тяб­ря.

В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 20 ок­тяб­ря зна­чит­ся: «иже со от­цом сво­им Козь­мою зем­ле­дель­цем из­шед на по­ле, ум­ре от гро­ма ве­ли­ка, млад от­рок 12 лет, в ру­баш­ке, в ру­ке ло­за, ко­ле­ни го­лы».

– В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи св. Ар­те­мия по­чи­ва­ют под спу­дом в упразд­нен­ном Вер­коль­ском мо­на­сты­ре.

Источник: http://hram-anevskogo.prihod.ru/main-page/svyatoj-pravednyj-otrok-artemij-verkolskij/

Икона Артемия Веркольского: значение

Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.

Великомученик Артемий Антиохийский

Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.

Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.

Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры.

В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу.

Совет

Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.

На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».

Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.

О чем молятся иконе «артемий антиохийский»

Великомученик Артемий Антиохийский явил беспримерную твердость духа в отстаивании своей веры в Бога Истинного, поэтому часто перед иконой Артемия Антиохийского молятся о воинах, солдатах и офицерах, о том, чтобы укрепить веру, исцелиться от телесных и духовных недугов, устроить по справедливости свои земные дела.

Читайте также:  Святитель иов московский, патриарх

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.

Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.

Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса.

Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением.

Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.

Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль.

Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края.

Обратите внимание

Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.

В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.

О чем молятся праведному отроку артемию веркольскому

В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.

Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:

Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-artemiya-verkolskogo/

Праведный Артемий Веркольский

Память святого праведного Артемия Веркольского празднуется в Русской Православной Церкви 6 июля и 2 ноября по новому стилю.

Житие Артемия Веркольского

В числе людей, угодивших Богу своей верой и благочестием и прославленных в лике святых, есть не только зрелые люди, прожившие долгую жизнь, но также и отроки и даже дети.

Примером того, что духовное развитие не зависит от обычного человеческого возраста, является праведный Артемий Веркольский, сумевший за тринадцать лет своей жизни достичь того высокого духовного уровня, которого не достигают многие, прожив долгие годы.

Первое житие праведного Артемия Веркольского было составлено в XVII веке, и из него мы узнаем, что святой родился на севере Руси около 1532 года. Его родителями были благочестивые крестьяне Косьма и Аполлинария, проживавшие в селе Веркола недалеко от Архангельска.

С ранних лет Артемий отличался особой кротостью характера, незлобивостью и послушанием.

Родители сумели привить сыну глубокую веру, и его любовь к Богу отразилась в том, что мальчик уже с пяти лет охотнее проводил время в молитве, чем в играх со сверстниками, а также стремился помогать родителям в их нелегком крестьянском труде.

Согласно житию, отрок Артемий трудился однажды с отцом в поле, когда неожиданно разразилась гроза и молния убила мальчика, которому в ту пору было всего тринадцать лет. Жители селения посчитали, что в этой страшной смерти проявилась кара Божия отроку за какие-то тайные грехи, и решили не погребать Артемия. Возможно, в этом сказались языческие пережитки, поскольку по верованию древних славян, убитый молнией человек являлся страшным преступником и грешником. Таким образом, тело отрока осталось лежать в лесу без погребения и отпевания.

Обретение мощей праведного Артемия и его прославление

Спустя двадцать восемь лет после трагической гибели отрока Артемия, один из церковнослужителей сельского храма, нашел в лесу тело мальчика, которое было полностью нетленным. Пораженный увиденным, человек сообщил об этом односельчанам, после чего мощи Артемия были привезены в церковь для отпевания.

Однако и это явное свидетельство святости отрока не вразумило жителей селения, и он был погребен без почести, а его могила оставалась еще какое-то время в небрежении.Но Господь не попустил того, чтобы Его угодник был забыт людьми.

В том же году в тех краях возникла эпидемия лихорадки и жители окрестных земель, вспомнив об отроке Артемии и осознав его святость, поспешили к могиле, чтобы просить у праведного его молитв перед Богом и исцеления от болезни. Вскоре после этого многие заболевшие лихорадкой получили выздоровление, а сама эпидемия прекратилась.

Важно

Вначале праведный Артемий Веркольский считался местночтимым святым, однако со временем слава о чудесах, совершавшихся у мощей отрока, разошлась далеко за пределы северной Руси. Его нетленные останки были перенесены в специальную раку, а в 1619 году народное почитание святого получило благословение новгородского митрополита Макария.

Во время правления царя Алексея Михайловича в селении Веркола был основан Свято-Артемьев монастырь, который со временем разросся, и из небольшой обители стал достаточно крупным северорусским монастырем. Поток паломников и богомольцев не прекращался, и на средства верующих для мощей отрока Артемия была сделана серебряная рака.

Позже праведный Иоанн Кронштадский пожертвовал деньги для устроения позолоченного балдахина над ракой. Ежегодно возле обители устраивался крестный ход с мощами святого Артемия, которые выносили из храма и обносили возле стен обители.

Вскоре после революции 1917 года Свято-Артемьев Веркольский монастырь был закрыт, а мощи праведного отрока утеряны. Существует предположение, что братия монастыря успела спрятать святыню, однако в настоящее время местонахождение мощей неизвестно.

Тропарь, глас 1:

Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8:

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия; Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я и взывающе: радуйся, Артемие Богомудре.

Величание:

Величаем тя, /страстотерпче Христов, Артемие, /и чтим святую память твою, /ты бо молиши за нас /Христа Бога нашего.

Молитва:

Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/994-pravednyj-artemij-verkolskij

Святой праведный отрок Артемий и Веркольский монастырь

2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.
Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет.

Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: “Будьте как дети”.

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола — на окраине Архангельской области.Ныне  Веркола является деревней. Население деревни, по данным на 1 января 2012 года, составляет 446 человек, из них 65 детей (от 0 до 18 лет) и 167 пенсионеров.

Рельеф местности разнообразен — сама деревня располагается на крутом угоре, имеются холмы, низменности. Вдоль реки Пинеги между деревней и рекой по всей протяженности села тянутся травяные луга, которые придают пейзажу деревни особый колорит. С Абрамовского угора открывается хороший обзор на луга и Артемиево-Веркольский мужской монастырь. Название Веркола в переводе с финно-угорского означет “место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей”. Это вполне объяснимо, так как в этой местности по обеим сторонам реки Пинеги тянутся высокие берега, хорошо обдуваемые ветрами.
Веркола известна не только монастырём, но и родившимся здесь в 1920 году Советским писателем и публицистом Фёдором Абрамовым.
А в 50 км. от Верколы в селении Сура родился Святой Иоанн Кронштадский.
Иоанн Кронштадский ещё отроком часто посещал Веркольский монастырь, когда отправлялся каждый год из дому в Архангельское духовное училище. Иоанн Кронштадтский будучи уже уважаемым святителем ежегодно при посещении родной Суры (обычно на пароходе) останавливался в монастыре на ночлег.

15 июня протоиереем Иоанном Кронштадтским в служении с прочим духовенством был освящен нижний храм Успенского Собора в честь Рождества Христова. Он немало способствовал украшению обители, ежегодно жертвуя на это суммы денег, часто посылал в дар церковную утварь.

В 1892 году на его средства в храме св. праведного Артемия над мощами отрока был устроен вызолоченный балдахин

Родители Артемия  — Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.

6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво... О происшествии много судачили, в итоге решили, что это — наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым — его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым — пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году   собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае. Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали — в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И — тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось, так как в село потянулись паломники.

Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись… Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму.

Совет

После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.

Два священника — Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную).

А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов.

Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.

До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три)

В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.

Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

Читайте также:  Церковь воскресения христова в кадашах, россия, город москва

Анна Алексеевна Орлова-Чесменскаяграфиня, камер-фрейлина, единственная дочь Алексея Орлова, сподвижника императрицы Екатерины II, и наследница его многомиллионного состояния.

Родилась в Москве 13 мая 1885года.

После смерти отца отказалась вступать в брак, начала испытывать тягу к духовной жизни, но не оставила императорский двор.

Обратите внимание

Анна была духовной дочерью архимандрита Фотия (Спасского), что породило ряд слухов об их взаимоотношениях.

В 1917 году   перед  закрытием  монастыря  братство обители составляло 185 человек.

В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.

Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.

В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь.

В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

. Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком.

Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: “Путь к Веркольской обители крайне затруднителен”.

В последние годы монастырь возрождается.

Устав, как и в прежние времена, строг: “Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров не полезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…” Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции. Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители — монахи молятся об их обретении. 

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/83132.html

Святой отрок Артемий

Богомудрый и праведный отрок, блаженный Артемий, родился в 1532 году (от сотворения мира в 7040 году) от кротких и благочестивых родителей.

Отца его звали Космою, по прозванью – малый, а мать – Аполлинариею; оба они были благочестивы и добродетельны и жили на севере России близ моря, неподалеку от страны Кеврольской при реке так называемой Пинеге, в селении по названию Веркола, занимавшихся земледелием.

Важно

От этих-то супругов и родился, как пресветлая звезда, Артемий; воспитанный в истинной вере и нравственности, он с детства возлюбил Бога и почитал своих родителей.

На пятом году своей жизни он, приняв (в свое сердце) страх Божий, начал удаляться от детских привычек, возненавидел детские игры и всякие забавы; стал прилежным к Церкви Божией и был во всем послушен своим родителям; начал оказывать прилежание и привыкать к земледельческому труду, внимая слову Самого Господа к Адаму: “в поте лица твоего снеси хлеб твой” и словам апостола Павла, который говорит: “подобает убо делателю прежде от плода вкусити”, и еще: “нетрудивыйся ниже да яст”. Артемий своим благоразумием и смирением, превышавшими его малолетний возраст, удивлял всех своих соседей: он почитал своих родителей, был беспрекословно послушен им во всем: любил Господа Бога, совершал продолжительные молитвы, прося у Господа милости. И вот однажды он, будучи двенадцати лет, во время обработки земли пошел, по обычаю, с отцом своим в поле работать, именно бороновать землю. Когда оба они таким образом трудились в поле, вдруг, по Божию усмотрению, подул сильный ветер, небо покрылось облаками, стало темно как ночью, поднялась страшная гроза и полил большой дождь. В то же мгновение разразился с необыкновенным треском и шумом громовой удар над местом, где находился праведный Артемий; этот удар привел в ужас праведного отрока Артемия, и он от ужаса скончался, предав дух свой в руки Господу. Это было 1544 (7052) года, месяца июня 23 дня. Тело св. Артемия свезено было с поля и положено в лесу на пустом месте сверх земли непогребенным, а только поставлен был над телом его деревянный срубец; обгорожено деревьями и покрыто; место это было вдали от церкви. Но Господь сказал: прославляющия Мя прославлю, и еще: не может град укрытися верху горы стоя; и вот Богу угодно было прославить угодника своего следующим образом: один из клириков, дьячок церкви св. Николая, человек благоговейный и религиозный по имени Агафоник, ходивши в лесу и собиравши земные плоды, увидел сияющий свет на том месте, где лежало тело святого (Артемия). Это было в 1577 году. Клирик, подошедши к означенному месту, увидел тело блаженного совершенно целым и невредимым, несмотря на то, что после смерти блаженного Артемия прошло 33 года; кроме этого, тело святого казалось клирику сияющим. Клирик пошел в селение и рассказал обо всем, что он видел, священнику и крестьянам, жившим в том селении. Сии последние, отправившись на место, где лежало тело св. Артемия, и нашедши все в таком точно виде, как о том поведал им клирик, прославили Бога, прославляющего святых своих и, взявши тело святого, принесли его в селение и положили в паперти у церкви св. Николая чудотворца. В тот год, по Божию попущению за грехи людей, свирепствовала страшная и тяжкая трясучая болезнь (род лихорадки), от которой иные приближались к смерти, а иные умирали. Но Владыка Господь наказывает нас многими скорбями и болезнями для того, чтобы мы обратились к нему и покаялись во грехах своих; мы же беспрестанно грешим и прогневляем Бога злыми делами. Несмотря на это, милосердый Господь Бог, желая спасения своему созданию – человеческому роду – от мучительства диавольского и прославляя угодника своего, святого, богомудрого и праведного Артемия, поставляет его в родной ему Кеврольской стране – как светильник, сияющий дивными и преславными чудесами.

В то время заболел свирепствовавшею тогда трясучею болезнью сын одного жителя селения Кеврольского по имени Каллиник. Каллиник весьма скорбел о сыне своем и молил Всещедрого Бога, призывал на помощь Пречистую Его Матерь, святого чудотворца Николая и праведного Артемия, прося их молитв к Богу об избавлении его сына от тяжкой трясучей болезни.

Затем Каллиник пошел к мощам святого Артемия, приложился ко гробу его и, взявши часть гробового покрова, состоявшего из бересты, пришел в свой дом и положил ее на грудь болящему своему сыну; больной вдруг выздоровел.

Отец, обрадованный чудесным исцелением своего сына, воздал благодарение Господу Богу и святому угоднику Его Артемию, пошел и рассказал христианам о

чуде, совершившемся над его сыном. Услышавшие об этом все вскоре с радостью притекли ко гробу св. Артемия; каждый брал с собою бересту с гроба,

полагал ее на грудь больных, которые чрез то освобождались от своего недуга и становились здоровыми, – и затем с радостью спешили к церкви св. Николая, воздавали Богу усердное благодарение, совершали молебное пение и прославляли угодника Божия св. Артемия чудотворца.

Господь Бог, по молитвам святого Николая чудотворца и святого праведного Артемия, призрел на рабов своих: с того времени болезнь прекратилась в той стране.

От мощей же святого Артемия совершалось множество чудес: слепые прозревали, хромые начинали ходить, глухие получали слух, исцелялись одержимые всякими недугами – и мужчины, и женщины, чудес было так много, что нельзя было написать их все. Упомянем здесь об одном чуде, особенно замечательном и дивном, бывшем в 1583 (7091) году.

Совет

Был один человек по имени Павел, у которого лицо обратилось назад и закрылись глаза, так что он ничего не видел. В таком ужасном положении он пробыл немалое время. Молясь Богу, этот человек призывал на помощь чудотворца Николая; вспомнивши о святом новоявленном Артемии, больной со слезами просил его помощи – и тотчас стал здоров.

Пришедши в прежнее здоровое состояние, он обрадовался, пошел и рассказал всем христианам о дивном чуде.

Христиане, видевшие и слышавшие о чуде, прославили Бога и святого Артемия, сотворившего такое преславное чудо, устроили придел к церкви святого Николая, с верою перенесли из паперти в придел и с честью положили в оном чудотворные мощи праведного, – с любовью лобызая руку его и усердно молясь ему. Затем, после общего совета, описаны были явление мощей святого и чудеса, и дано было знать обо всем этом управлявшему тогда престолом св. Софии преосвященному Макарию, митрополиту Великого Новгорода. Этот иерарх, раньше слышавший все и прочитавший написанное (о св. Артемии), послал от себя сына боярского Малгина с товарищами, повелев им взять с собою еще игумена Красногорского монастыря (Холмогорского

уезда) Макария, для освидетельствования установленным порядком мощей новоявленного чудотворца Артемия. Посланные, приехав в Верколу, поступили по святительскому указу и обо всем подробно и верно донесли преосвященному митрополиту.

Святитель Макарий, тщательно исследовав показания о святом, повелел написать ему службу, описать его жизнь и чудеса, устроить во имя его храм и в нем положить с подобающей честью святое тело его.

По благословению святительскому тело святого Артемия перенесено было из придела в церковь святого Николая в 1610(7118) году, декабря 6-го дня. В то время, молитвами чудотворца Артемия, Бог даровал исцеление многим людям, страдавшим от разных недугов.

Имена их обозначены в чудесах по порядку с самого начала. Прежнюю же гробницу священники повелели переделать на иконные доски и писать на них образ чудотворца праведного Артемия, и об этом сказано в чудесах.

Источник: http://www.verkola.ru/st-otrok-artemij/

Праведный Артемий Веркольский

Тропарь, кондак и величание

Святой Артемий родился в Архангельской губернии, в селении Верколе, что на реке Пинеге. Уже лет с пяти родители его, Козьма и Аполлинария, заметили, что он не похож на остальных сельских ребятишек – был необыкновенно тих и кроток, с любовью послушлив родителям. Но, как и все деревенские дети, он рано начал по силам разделять заботы и труды взрослых.

Раз, когда ему шел 13-й год, Артемий был с отцом в поле. Неожиданно нашла туча, грянул гром с молнией, и мальчик пал на землю мертвым.

По суеверию, издавна бытовавшем в народе, его, как убитого молнией, сельские жители посчитали осужденным Богом (впрочем, потом выяснилось, что молния не коснулась Артемия).

Обратите внимание

Тело его положили вдали от церкви, в сосновом лесу, в пустынном месте и непогребенным. Это случилось в 1545 году.

Прошло 28 лет. Сельский клирик Агафон шел лесом, мимо того места, где лежало всеми уже позабытое тело отрока. Заметив необычный свет над неким местом, он подошел ближе и увидел нетленное тело Артемия.

Он поспешил поведать землякам о своей удивительной находке. В селе сразу вспомнили таинственную смерть Артемия. Собравшиеся крестьяне перенесли нетронутое тлением тело в свою церковь и положили его на паперти, прикрыв берестою.

И Господь тут же прославил мощи праведника чудесами.

В тот год свирепствовала в округе злокачественная лихорадка, и особенно много умирало от нее детей. У селянина Каллиника тоже заболел сын, и, видя его неминуемую смерть, отчаявшийся отец, после многих молитв, как по вдохновению Божию, пошел в церковь и взял лоскут бересты из кучи, покрывавшей св. Артемия. Он положил этот лоскут на грудь умирающего сына, и тот на глазах начал выздоравливать.

С этого дня люди потекли со своими мольбами к праведному отроку, и он продолжал благотворить. Мощи его перенесли с паперти в придел, положив в простую раку. Новгородский митрополит Макарий освидетельствовал мощи праведника в 1610 году и благословил перенести их из предела в самый храм. Тогда же была составлена и служба св. Артемию.

В 17 веке сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова тоже получил исцеление от святого отрока, и признательный отец построил в Верколе храм в честь мученика, соименного праведному Артемию.

А когда оба сельских храма сгорели, царь Алексей Михайлович повелел построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 году они были перенесены в новосозданную обитель.

И уже в 1793 году был построен каменный храм, освященный в честь праведного Артемия Веркольского.

Святой Праведный Иоанн Крондштадский всю жизнь особо чтил св. отрока Артемия. Родное село отца Иоанна – Сура, что находится в 50 км от Верколы. Батюшка часто ходил в Свято-Артемиевский монастырь пешком. Иоанн Кронштадтский – автор Акафиста Святому Отроку Артемию, на его деньги также был воздвигнут Успенский Собор, который поражал своим величием, масштабом и красотой.

После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла ранее в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги.

Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. В 1919 г. Веркольский монастырь был закрыт, в 1920 г.

Важно

мощи Артемия были спрятаны братией; по некоторым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории монастыря.

Читайте также:  Сретенский монастырь (москва), россия, город москва

С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады, в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.

Но Бог не мог оставить это место на погибель, и в 90-е годы началось восстановление монастыря. Богослужения в церкви во имя Артемия возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого, в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

Интересно, что каждый год 6 июля, в день памяти Артемия, небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце.

Святый праведный отрок Артемие, моли Бога о нас!

Источник: https://happy-school.ru/publ/50-1-0-371

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

«Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чудотворца»  (1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) – 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции.

 
1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария, содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам  к  Святому праведному  отроку  Артемию  Веркольскому  , последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского, лежит первоначальный рассказ об Св.

отроке  Артемии , возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г.

, 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г.

Св. отрок Артемий родился в крестьянской семье. Родители – Косма по прозвищу Малый и Аполлинария – воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у Св. отрока Артемия была сестра – прав.

отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния,  и   Святой праведный отрок Артемий Веркольский  ( далее  А . В . )  упал замертво .

Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки

А. В. , и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе.

В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын. Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу

А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В.  (РГБ. Унд. № 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба  А. В. исцелился др. житель Верколы – Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В., к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В. , к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощейА. В.  продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет.

В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц.

в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В. , а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А. В.

(освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г.

царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон, имевший в своей библиотеке житие А. В.

 
Св. прав. Артемий Веркольский. 
Икона. XVIII в. (АМИИ)

Совет

21 апр. 1695 г. во время пожара церкви во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч.

Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч.

Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне – часовня). С 1888 г.

ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св.

Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Св. Иоанн 

Кронштадтский  является автором акафиста А. В.

             Веркольский монастырь. Конец  XIX  века
 
В 1919 г. Веркольский мон-рь был закрыт, в 1920 г. мощи А. В. были спрятаны братией; по нек-рым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории мон-ря. Богослужения в ц. во имя А. В. возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого (в 20-80-х гг. XX в. рака находилась в часовне, построенной на месте гибели А. В.), в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

История канонизации А. В. излагается в источниках противоречиво. В одном из поздних списков жития сказано, что веркольцы, видя множество чудес, совершавшихся по молитвам к праведному отроку, собрались на совет и написали письмо Новгородскому митр. Макарию, к-рый повелел боярскому сыну Дружине Малгину, игум.

Красногорского мон-ря Макарию и кеврольским священникам освидетельствовать мощи А. В.; после чего митр. Макарий повелел написать житие и службу святого, создать в честь него храм и там положить его мощи. 6 дек. 1610 г. мощи А. В. по указу митрополита были перенесены из придела в Никольскую ц. (РНБ. Q. I. 990, кон. XVIII – нач.

XIX в.). Однако в 1610 г. Новгородскую кафедру занимал митр. Исидор, красногорский же игум. Макарий действительно подвизался при митр. Макарии. Источник, известный Н. П. Барсукову, сообщает, что в 1639 г. Новгородский митр. Киприан († 17 дек.

1634) послал в Верколу повеление освидетельствовать мощи «тутошними и окольными игумены, и попы, и диаконы». Получив роспись исцелений, митрополит в 1640 г. установил местное празднование памяти А. В.

, тогда же составили службу – «полный праздник: стихиры, и славники, и литею, и стиховны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен, и хвалитны, и розпев под знаменем». Поскольку и это сообщение содержит хронологическое противоречие, можно предположить, что канонизация святого совершилась тогда же, когда было составлено житие,- ок.

1619 г. Память «святаго и преподобного Артемия Веркополского, иж в Кевроле» (без указания дня) внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В., память А. В.

отмечена также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В., здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого.

Обратите внимание

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см.Знаки праздников месяцеслова), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому.

Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами.

Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др.

деревянные постройки; рядом или вдали – пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII – нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем (Маркелов. Т. 1. С.

133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) – без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В., на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр.

на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми[й] громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны (Маркелов. Т. 1. С. 131).

Сохранился ряд житийных икон А. В.: кон. XVII в. (ГРМ); кон. XVII – нач. XVIII в. (СГИАПМЗ) – в среднике праведный отрок изображен вместе со свт. Николаем Чудотворцем, вокруг 2 ряда клейм жития А. В.; XVIII в. (АМИИ); сер. XIX в. (ЦМиАР).

В составе клейм последней иконы: рождество и убиение громом святого, 10 посмертных чудес, в т. ч.

Важно

исцеление сухорукого младенца, Андрея от «болезни очес», Авраама от зубной болезни, чудо о Ермолае, «одержимом духом нечистым», об Иоанне, «иже посмеялся чюдесем с[вя]таго и ослепе и бысть здрав по молитве», а также перенесение мощей А. В. в церковь, ему посвященную. Деяния А. В. представлены также на гравюре М.

Нехорошевского 1-й пол. XVIII в. (РНБ), на ксилографии 1882 г. (РГБ). Образ А. В. входил в состав композиции Собора Новгородских святых и помещался вверху, как на прориси с иконы XVIII в.; также в состав Собора Карельских святых, как на иконе 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио, Финляндия); в число 189 рус.

святых – на прориси с иконы 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 399, 461). Изображение праведного отрока нач. XX в. помещено на юго-зап. столпе в храме апостолов Петра и Павла в Петергофе (1895-1905), вероятно, потому , что император Александр III Александрович скончался в день памяти  Святого праведного  отрока Артемия  Веркольского .

Источник: https://orthodoxpantry.blogspot.com/2010/11/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector