Праведный николай кавасила
Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в сердца людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни.
Ибо поелику в настоящей жизни помрачает плотское, и здешний мрак, и тление, не могущее наследовать нетление, то Павел почитал лучшим разрешиться, дабы со Христом быть: «Разрешиться, — говорит он, — и со Христом быть много паче лучше» (Флп.1:23).
А жизнь будущая, если и приемлет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для жизни оной, то для таковых нисколько не послужит ко благополучию, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном оном и бессмертном мире.
А причина та, что хотя свет сияет и солнце доставляет чистый луч, но не образуется тогда глаза ни у одного человека, и благоухание запаха изливается обильно и распространяется повсюду, но чувства обоняния от сего не получает тот, кто не имеет его.
Посредством таинств возможно в день оный сообщиться с Сыном Божиим друзьям Его и узнать от Него то, что слышал он Отца, но и приходить к Нему нужно, будучи другом Его и имея уши.
Ибо там нельзя составлять дружбу и отверзать уши, и приготовлять брачную одежду, и уготовлять прочее, что нужно в брачном чертоге, но местом для приготовления всего этого служит настоящая жизнь, и у кого не будет сего прежде отшествия, у тех нет ничего общего с оною жизнью.
И свидетели сему пять дев и оный званый на брак, поелику пришли, не имея ни елея и ни одежд брачных (Мф.25), то не могли уже приобрести их. Подлинно внутреннего нового человека, созданного по Богу, чревоносит мир сей, и зачатый уже здесь и совершенно уже образовавшийся рождается он в оном нестареющем мире. Ибо как зародыш пока находится в темной и ночной жизни, в то время природа приготовляет его к жизни в свете и образует как бы по закону той жизни, какую нужно ему восприять — подобным образом случается и со святыми. И сие сказал апостол Павел в Послании к галатам: «Чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас» (Гал.4:19).
Но оные зародыши не доходят никогда до ощущения сей жизни, блаженные же и в настоящей жизни имеют многие ощущения будущего. А причина та, что для первых еще жизнь настоящая не настает, а есть для них в буквальном смысле будущая.
Ибо во вместилище зародышей не бывает ни луча, ни чего-либо иного, что поддерживает сию жизнь; у нас же не так, но оная будущая жизнь как бы вливается и примешивается к сей настоящей, и солнце оное и нам воссиявает человеколюбиво, и пренебесное миро истощено в зловонных местах, и хлеб ангельский дан и людям.
Посему не располагаться только и приготовляться к жизни, но и жить уже оною жизнью и действовать возможно святым даже в настоящей жизни. «Емлися за вечную жизнь (1Тим.6:12), — говорит Павел, — и живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). И божественный Игнатий: «Есть вода живая и говорящая во мне» (послание к Римл.
6), и многим подобным сему наполнено Писание. Кроме всего этого, когда возвещено, что Сама жизнь всегда соприсутствует святым, ибо сказано: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20), зачем думать иначе?
Ибо вверивший земле семена жизни, ввергший на нее огонь и меч, не удалился тотчас, предоставив людям возращать, пытаться сожигать и употреблять меч, но Сам присутствует истинно, действуя в нас и «еже хотети и еже деяти», как говорит блаженный Павел (Флп.2:13), и Огонь Сам возжигает и вносит, и меч держит сам.
И подлинно, не прославится секира без владеющего ей и где не присутствует Благий, там не может быть ничего доброго. И не присутствовать только со святыми обещался Господь, но и пребывать у них и, что лучше сего, обитель в них сотворить.
И что я говорю — когда сказано, что он соединяется с ними так человеколюбиво, что бывает един дух с ними: «прилепляйся Господеви един дух есть» (1Кор.6:17), и еще: «едино тело и един дух, яко же и звани бысте» (Еф.4:4), по слову Павла.
Ибо как неизреченное человеколюбие и любовь Божия к роду нашему превосходит разум человеческий и приличествует одной божественной благости. Ибо это есть «мир Божий, превосходяй всяк ум» (Флп.4:7); подобным же образом следует, что и единение его с возлюбленными выше всякого единения, так что сего никто не может понять и изобразить каким-либо подобием.
Потому и в Писании нужны были многие подобия, дабы можно было обозначить оное соединение, так как одного подобия было недостаточно, и указывает оно то на жителя и дом, то на виноградную лозу и ее ветви, то на брак, то на члены и главу, из коих ничто не равно оному единению, ибо от сих уподоблений нельзя точно дойти до истины.
Ибо весьма нужно, чтобы за дружеством следовало и соединение; что же может быть равно божественной любви? Потом, кажется, что брак и согласие членов с головою лучше всего обозначают связь и единение, но и сие весьма далеко отстоит от истины и нужно еще многое, чтобы объяснить сущность дела.
Ибо брак не так соединяет людей, чтобы соединенные пребывали и жили друг в друге, что случилось со Христом и Церковью. Почему божественный апостол, сказав о браке: «тайна сия велика есть, — прибавил, — аз же глаголю во Христа и во церковь» (Еф.5:32), показывал, что удивляется не сему, а оному браку.
Члены действительно соединены с главою и живут сим соединением и умирают, когда их отделяют; но кажется, что и они соединены со Христом более, нежели со своею главою и Им живут больше, нежели союзом с главою.
И это ясно в блаженных мучениках, которые одно переносили легко, о другом не могли и слышать; голову и члены отлагали с удовольствием, а от Христа не могли отступить даже звуком голоса. И скажу еще нечто новое. Ибо может ли что-нибудь соединиться с другим теснее, нежели как соединяется оно само с собою? Но и такое единение меньше оного союза.
Ибо из блаженных духов каждый есть одно и то же с самим собою, но со Спасителем соединен больше, нежели сам с собою. Ибо любит Спасителя больше, нежели самого себя, и свидетельствует сему слову Павел, молясь быть «отлученным от Христа» (Рим.9:3) ради умудрения иудеев, дабы Ему было приложение славы.
Если такова человеческая любовь, то божественной и понять нельзя. Ибо если лукавые показывают такое благомыслие, что нужно сказать об оной благости? Когда так превышеестественна любовь, нужно, чтобы и союз, в который вовлекает он любящих, превышал помысел человеческий, так что и объяснить его сравнением нет возможности.
«Семь слов о жизни во Христе»
(1322–1397(8))
День памяти: 20 июня (3 июля)
Два солунских святых из XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял Солунской паствой до 1340 года, при Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335 – 1340 гг.
Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимает активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви.
При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, мы встречаем Николая Кавасилу на стороне Палеологов и военачальника Сигриана.
Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола.
Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила.
Может быть, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям.
Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.
Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея.
Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский, император избрал последнего, и он короновал Матфея.
При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином, а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.
Около этого времени Николаю Кавасиле, как приверженцу исихастского учения, пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора (L. XXI. XXII. 4).
На созванном в 1351 г. Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни. Один краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость.
К самым ранним его произведениям относится отрывок из комментарий его на Птоломея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных.
Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на великомученика Димитрия, на св. Феодору Чудотворицу, на трех вселенских святителей. Из богословских произведений его известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма.
Более известным творением Николая Кавасилы служит его «Изъяснение Божественной литургии», которое имел в виду истолкователь литургии Симеон Солунский.
Выдающийся христианский писатель и богослов святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года.
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/pravednyj-nikolaj-kavasila.html
Николай кавасила
/ Ориг.: Νιϰόλαος ὁ Καβάσιλας
Николай кавасила (Νιϰόλαος ὁ Καβάσιλας) – византийский богослов, учёный-энциклопедист, православный святой.
Из аристократической семьи. Имел по отцу фамилию Хамаэт (Χαμαετός), более известен под фамилией матери Кавасила.
Его дядя, брат матери Нил (в миру Николай) Кавасила (около 1300-1363 годов), в конце жизни архиеп. Фессалоникийский (1361-1363 годы), был одним из учителей Николая Кавасилы. Впоследствии самого Николая Кавасилы ошибочно считали архиепископом.
Учился в Фессалоники, затем в Константинополе. Получил энциклопедическое образование. Активно участвовал в политических и церковных конфликтах своего времени (гражданская война 1341-1347 годы, паламитские споры и др.
), но отличался миролюбием, что ценили и его противники. Был близок к свт. Григорию Паламе и исихастским кругам (см. Исихазм), но сохранял дружбу и с перешедшим в католичество Димитрием Кидонисом.
В 1345-1354 годы советник императора Иоанна VI Кантакузина. Будучи безбрачным, по-видимому, до конца жизни оставался мирянином. После низложения патриарха Константинопольского Каллиста I (1353 год) являлся одним из кандидатов на патриарший престол.
После отречения императора Иоанна Кантакузина (1354 год) отошёл от публичной деятельности.
Николай Кавасила – автор св. 30 сочинений по богословию, философии, праву, естествознанию и др.
Самое большое творение Николая Кавасилы – «О жизни во Христе» посвящено трём главным таинствам: крещению, миропомазанию и Евхаристии.
По мысли автора, вся духовная жизнь христианина должна быть вписана в сакраментальную жизнь Церкви, средоточие которой – Евхаристия. Другое значительное сочинение – «Изъяснение Божественной литургии».
Николаю Кавасиле свойствен мистический реализм и отказ от аллегорического символизма.
Согласно Николаю Кавасиле, обрядовый образ – «икона» не только побуждает пережить воспоминаемое событие истории спасения, но и реально приобщает к нему, готовя человека к соединению с Христом в таинстве.
В связи с полемикой латинян против эпиклезы в греческой литургии Николай Кавасила сравнивал западные и восточные литургические чинопоследования. Не ставя под вопрос действительность римской мессы, он находил в ней соответствие греческой эпиклезе.
В трёх Словах на Богородичные праздники Николай Кавасила прославлял Богоматерь как человека совершенно безгрешного, «каким Бог хотел быть человеку в этой жизни». «Слово против пустословия Григоры» написано Николаем Кавасилой в защиту Григория Паламы от нападок Никифора Григоры.
В Предисловии к антилатинскому сочинению Нила Кавасилы Николай Кавасила поддержал его полемику против латинского учения Filioque. Н. К. принадлежат также 2 Слова на Страсти Господни, Слово на Вознесение, 7 похвальных Слов святым, 3 Слова толкований на видения пророка Иезекииля, 18 писем и др.
Тридентский собор Римско-католической церкви, вырабатывая антипротестантские постановления о таинствах, воспользовался учением Николая Кавасилы о Евхаристии. Растущий интерес к Николая Кавасилы определило «Евхаристическое возрождение» XX век.
Канонизирован Константинопольской православной церковью по просьбе Элладской православной церкви (1983 год); день памяти – 20 июня.
Сочинения:
Migne PG. T. 150. Col. 355–772. ’Αθῆναι, 2007;
Λόγοι. Θεσσαλονίϰη, 2006;
Семь слов о жизни во Христе… М., 2007;
Explication de la Divine Liturgie / Éd. S. Salaville. 2 éd. P., 2007;
La vie en Christ. 2 éd. P., 2009. Vol. 1–2;
‘Η Θεομήτωρ. 5 εκδ. ’Αθῆναι, 2010.
Литература
- Νέλλας Π. Νιϰόλαος ὁ Καβάσιλας // Θρησϰευτιϰη ϰαὶ ἠθιϰη ἐγϰυϰλοπαιδεία. ’Αθῆναι, 1968. T. 12. Στ. 830–857
- Spiteris Y., Conticello C.G. Nicola Cabasilas Chamaetos // La Théologie byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. Vol. 2
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nikolai_kavasila
Праведный Николай Кавасила | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Июль 2nd 2011 –
Память 20 июня/ 3 июля
Николай Кавасила родился в 1322, Фессалоники, в аристократической семье. Представители его рода играли видную роль в церковной и политической жизни Византии начиная с XI века.
Его мать была сестрой трех архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, учитель будущего светильника Церкви, архиепископ Фессалоникийский в 1361—1363 годах, автор ряда полемических сочинений против латинян.
В 1335—1340 годах Николай Кавасила обучался в Константинополе. Помимо грамматики, риторики и философии, изучал естественные науки, особый интерес проявил к астрономии.
Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением.
Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита и будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир, которому святой Григорий дал следующий характерный совет: «Жить не в пустынях и не в горах… но в миру, (чтобы окормлять) тех, кто и там живет по-монашески и киновийно».
Эти слова в сопоставлении с некоторыми текстами Кавасилы указывают на традицию лаического исихазма, неразрывно связанного с исихазмом монашеским как на онтологическом уровне — единством аскетического идеала, так и на уровне практического соработничества по претворению в жизнь целей и задач этого духовного движения.
Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни.
На протяжении многих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузина, поддерживал его во время гражданской войны, с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года.
В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавасила направились на Святую Гору, где пробыли год.
Как свидетельствуют источники, Кавасила и его друг Димитрий Кидонис знали от самого императора о его намерении удалиться в монастырь святого Маманта (1349 г.) и собрались последовать за ним.
Кантакузин характеризует их как мужей, получивших высшую мудрость, равно и делами любомудрствующих и ведущих разумную безбрачную жизнь, то есть являющих собой род «мирского аскета», образованного и мудрого мужа, стремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературным, научным и философским творчеством.
Твердой православной позиции придерживался Кавасила во время и после Влахернского Собора 1351 года, осудившего антипаламитов. О его высоком авторитете у современников свидетельствует следующий факт. В 1353 году оказался вдовствующим патриарший престол Константинополя.
Собор в числе трех кандидатов, предложенных императору, назвал и мирянина Кавасилу. Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана.
(Приписывание же ему достоинства Фессалоникийского архиепископа основано на историческом недоразумении.)
О жизни Кавасилы после 1353 года до нас дошли лишь некоторые отрывочные свидетельства. В 1354 году он произносит панегирик при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузина, сына Иоанна. В 1363 году он прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нила, а позже и своего отца.
Свидетельством того, что он жил ещё в первой половине 90-х годов, являются поддающиеся точной датировке письма, направленные ему Мануилом II Палеологом, Димитрием Кидонисом и Иосифом Вриеннием. Вероятной датой кончины Кавасилы является 1397 (1398) год.
Наследие, оставленное Николаем Кавасилой, достаточно велико.
Количество только богословских его трудов превышает полтора десятка. Однако, по справедливому замечанию И. И. Соколова, «слава Николая Кавасилы как богослова-мистика покоится главным образом на его сочинении „О жизни во Христе“».
В семи главах («словах») этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни.
Его богословие есть откровенный и глубокий диалог Православия с нарождающимся возрожденческим мировоззрением, диалог, в котором утопии гуманизма без Христа противопоставляется церковное учение о человеке, созданном по образу и подобию Божиему и призванном к восстановлению помраченного образа, к обожению, жизни во Христе, обретаемой через всецелое приобщение к литургическому и молитвенному опыту Церкви.
3 июня 1982 года Николай Кавасила был прославлен в лике святых Синодом Элладской православной церкви.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyatiteli/pravednyj-nikolaj-kavasila.html
Глава 1. Учение о церковных таинствах св. Николая Кавасилы
Поиск Лекций
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Учение о церковных таинствах св. Николая Кавасилы.. 6
Глава 2. Взаимосвязь таинств и аскетического делания. 9
Заключение. 12
Список использованных источников. 13
Введение
Вопрос о взаимном отношении аскезы и таинств, является основополагающим вопросом духовной жизни православного христианина. Это вопрос синергии (греч. συνεργία – «вместе действующий») – соработничества, совместного усилия Бога и человека в деле спасения[1].
Учение о синергии имеет крайне важное значение для понимания не только православной аскетики, но и богословия вцелом. Понятие о синергии существовало в Церкви всегда, впервые этот термин употребляется в Первом Послании апостола Павела к Коринфянам: «Мы соработники (συνεργοί) Бога» (1 Кор. 3, 9).
Но подробно учение о синергии было сформулировано в традиции исихазма и связано с именем святителя Григория Паламы, учившем о соединении нетварной Божественной энергии и энергии тварной, человеческой.
«Фундаментальной установкой паламитского богословия была следующая идея: благодаря синергии, то есть соединению энергий Бога или Его благодати, и покоряющихся ей энергий человека, в результате длительного и крайне трудного аскетического пути для подвижника становится возможным обожение.
Так в исихазме называется реальная встреча человека с Богом, приобщение к Божественной жизни и созерцанию нетварного Божественного света. Но для этого удивительного результата в равной степени необходимы как действия и стремления самого человека, так и Божия благодать»[2].
Выдающемся представителем паламитского богословия в его лаической интерпретации является св. Николай Кавасила.Как утверждает протоиерей Иоанн Мейендорф, – «В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией»[3].
В шестидесятых гг. XIV в. Николай Кавасила удалился в монастырь, где написал где посвятил себя духовным писаниям. Наиболее полно его богословие раскрывается в трактате «О жизни во Христе» в семи главах (словах), в котором объясняется природа духовной жизни и смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии.
Большую ценность в раскрытии «паламитского богословия» также имеют его работы: «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии»[4].
Святой Николай Кавасила не состоял в священном сане и принадлежал к восточной традиции богословов-мирян, вероятно поэтому, его богословие, в большей степени направлено, на рассмотрение церковного таинства как основного средства ко спасению (обожению) христиан, живущих в миру.
Как он сам отмечает в трактате «Семь слов о жизни во Христе»: «Ибо никто не скажет, что одна и та же добродетель у людей, управляющих общественными делами, и у занимающихся только своими собственными; равно у тех, кои после купели ничего более не обещали Богу, и у тех, кои ведут жизнь отшельническую, кои предположили сохранять девство»[5].
Сегодня, когда в христианстве наблюдается оскудение подвижнического делания, вопросовзаимном отношении аскезы и таинств приобретает особую актуальность. «Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10, 26-27).
Целью данного реферата является раскрытие учения о взаимном отношении аскезы и таинств в деле спасения изложенного в трудах святого праведного Николая Кавасилы.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
— рассмотреть учение о церковных таинствах святого Николая Кавасилы;
— раскрыть взаимосвязь таинств и аскетического делания изложенную святым Николаем Кавасилой.
Структура реферата определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части и заключения. В конце приведен список использованных источников и литературы.
Глава 1. Учение о церковных таинствах св. Николая Кавасилы
Слово «таинство» уже указывает на некоторую непостижимость, невозможность заключить это явление духовной жизни христианской Церкви в четкие определения и формулировки. Господь наш Иисус Христос, открывая апостолам тайны Царства Небесного, облекал их в приточную форму, используя многочисленные образы повседневной жизни.
Так поступали и апостолы, и святые отцы. Этот прием использует и святой праведный Николай Кавасила.
Он сравнивает таинства с окнами, через которые, подобно солнечному свету, в наш мир проникает благодать Божия: «И так посредством сих священных таинств, как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце правды и умерщвляет жизнь, сообразную с миром, и восстановляет жизнь премирную…»[6], а крещальную купель он сравнивает с входной дверью в жизнь будущего века: «Сам Спаситель восхотел креститься Крещением Иоанновым, показывая, что чрез Крещение только мы можем узреть небесные пространства и тем указано было, что нельзя войти в жизнь некрещеному, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь»[7].
Рассуждая о церковных таинствах в «Семи словах о жизни во Христе», именно в них он видит присутствие Царствия Божия на земле: «Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня»[8].
«Согласно учению Николая Кавасилы, церковные таинства являются теми самыми средствами, благодаря которым осуществляется истинная жизнь человека во Христе»[9].
Как отмечает протоиерей Иоанн Мейендорф: «Отправным пунктом для обсуждения таинств Кавасиле служит текст из речи апостола Павла в Деян. 17:28: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем».
Мы получаем жизнь, начинаем ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет
Евхаристия»[10].
Таинство Крещения является начало новой жизни. Умерая в крещальной купели, ветхий человек получает «бытие и всецелое существование о Христе, ибо оно, приняв мертвых и растленных, первое из всех таинств вводит их в жизнь»[11].
Миропомазание даёт вновь рожденному силу действовать в новой жизни, ему преподается Святой Дух, чтобы он мог «благодетельствовать другим» и, в соответствии с апостолом Павлом, либо «назидать церковь, предрекая будущее, или уча таинствам», либо «словом освобождая от болезней», или, чтобы сам сделался лучшим, «сияя благочестием, или преизбытком целомудрия, или любви, или смиренномудрия»[12]. Евхаристия же сохраняет и поддерживает сию новую жизнь: «Ибо принимаем от сей трапезы уже не смерть, и гроб, и общение жизни лучшей, но Самого Воскресшего, и не дары Св. Духа, какие только можем мы получить, но Самого Благодетеля, самый храм, в коем находится вся полнота благодатных даров»[13]. По учению Николая Кавасилы Евхаристия является Таинством Таинств, исполнением и венцом всего в Церкви, окончательным действом и реальным участием в Царстве Божием: «После же Евхаристии нет уже ничего такого, к чему бы нам стремиться, но остановившись здесь должны стараться узнать то, как до конца сохранить сие сокровище»[14]. И как земной хлеб поддерживает телесную жизнь, так Хлеб сошедший с Небес поддерживает духовную жизнь христианина: «Посему сим хлебом живем, движемся миром, получив бытие от купели»[15].
Духовную жизнь христианина заключенную в церковных таинствах святой Николай Кавасила назвает жизнью во Христе, подчеркивая ее христоцентризм.
Как отмечает Неллас Панайотис: «Духовная жизнь для него есть именно жизнь во Христе, или жизнь Христа в нас.
Ее сущность недвусмысленно задана Павловым утверждением “Уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 20), принятым в самом буквальном смысле»[16].
Такой же христоцентризм мы видим и в другом творении святого «Объяснении божественной Литургии». Говоря о святости Церкви, Кавасила пользуется круговой аргументацией: причащаясь Святых Даров, Церковь становится святой; но, лишь достойные, то есть святые, имеют право причащаться таинств.
«Круговое доказательство, возможно, преднамеренно: Кавасила хочет сказать, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова»[17]. Что закономерно ставит перед нами вопрос взаимосвязи аскезы и таинств.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s5076t8.html
3 июля – день памяти святого праведного Николая Кавасилы – Церковь Успения Богородицы
Святой праведный Николай Кавасила – одна из крупнейших фигур православного богословия XIV в.
Он не был монахом, не имел священного сана, современные церковный историки относят его к «славной восточной традиции богословов-мирян», известными представителями которой были византийские императоры Юстиниан, Лев VI Мудрый, Иоанн Кантакузин, историк и богослов Никита Хониат и многие другие.
Своими писаниями, и своей жизнью святой Николай учит, что совершенство во Христе достижимо не только в пустыне, не только в монашестве. Напротив, можно, оставаясь в своем доме и исполняя свой профессиональный долг — и даже, как сам Кавасила, занимаясь политикой — жить то же время полной жизнью во Христе.
Николай Кавасила родился в Фессалониках в начале XIV в.Он принадлежал к знатному роду, представители которого заметны в истории Византии с XI в. Три его дяди были архиереями, наиболее известен среди них Нил Кавасила, архиепископ Фессалоник в 1361—1363 годах, богослов, автор ряда полемических сочинений против католиков-латинян.
Положение позволило Кавасиле получить хорошее образование. Он изучал философию, грамматику, риторику, а также естественные науки, из которых особенно интересовался астрономией.
В 30-хх годах в Византии начинаются споры вокруг учения исихастов, утверждавших реальность богопознания и возможность обожения человека во Христе, в то время как их оппоненты считали, что Бог абсолютно непознаваем и лишь иногда подает некие мистические «озарения», которые, впрочем, недоказуемы и никому не сообщимы.
В этом споре святой Николай Кавасила был на стороне исихастов.
В те годы его духовным руководителем являлся ученик преподобного Григория Синаита Исидор Бухир, будущий Константинопольский Патриарх, которому святой Синаит некогда дал такое наставление: «Жить не в пустынях и не в горах… но в миру, (чтобы окормлять) тех, кто и там живет (стремится к совершенству) подобно монахам». Позднее, уже в начале 1350-х годов Кавасила дискутировал о природе Фаворского света с противником исихастов Никифором Григорой, о чем последний пишет в своей книге.
В последующие годы Николай Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни Византии. Он является секретарем и советником императора Иоанна Кантакузина, занимается дипломатической работой. Во время гражданской войны 1341—1347 гг.
между сторонниками Кантакузина и Палеологами, он поддерживает первых и сам едва спасается от смерти во время резни знати в Фессалониках.
Император Иоанн Кантакузин характеризовал святого Николая, как человека имеющего высокую мудрость, и «любомудрого делом», то есть образованного и мудрого мужа, сочетающего в мирской жизни христианский аскетизм с утонченным образованием и научным творчеством.
В 1347 году по поручению Кантакузина Кавасила сопровождал новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. После того как солуняне не приняли святителя, Палама и Кавасила вместе направились на Святую Гору Афон, где прожили один год.
О выдающихся дарованиях и авторитете Николая Кавасилы свидетельствует тот факт, что в 1353 году, когда пустовал патриарший престол Константинополя, архиерейский собор в числе трех кандидатов в патриархи выдвинул и мирянина Кавасилу.
Сведения о дальнейшей жизни святого скудны. Есть предположение, что он проживал мирянином в каком-то монастыре, где работал над богословскими произведениями. Дату его кончины историки полагают иногда в 1371, иногда в 1397-8 годах.
Святой Николай Кавасила оставил множество богословских сочинений, среди которых комментарии на Птолемея, книга против ростовщиков, множество проповедей и толкование Божественной Литургии. Но, пожалуй, наиболее значительным из них является сочинение «О жизни во Христе». Профессор Московской Духовной академии А. П.
Лебедев так характеризует этот труд: «Николаю принадлежит достойное всякого внимания сочинение под заглавием «Жизнь во Христе». Оно не стоит в связи с тогдашней богословской литературой, оно значительно выше многого такого, что вышло из-под пера даже лучших тогдашних богословов.
Сочинение отличается поразительной свежестью и редкой глубиной мыслей и настолько самостоятельно, что в нем нет ни малейшей компилятивности, какая отличала литературу того времени. Все содержание произведения почерпнуто из глубин души благочестивого автора, проницающей в дух Святого Писания и задачу христианина.
Здесь разрешается вопрос, который всегда должен быть первым вопросом для христианского богослова: в чем состоит жизнь, сообразная с Евангелием».
Главной темой книги святого Николая является соединение со Христом, осуществляющееся через церковные таинства Крещения, Миропомазания и Причащения.
Святой учит, что до пришествия на землю Христа Спасителя, человечество пребывало в безнадежно греховном состоянии, а его история двигалась от плохого к худшему. Люди считали грех своим естественным состоянием и вовсе не помышляли освободиться от его тирании.
Даже ветхозаветные праведники были подвержены закону греха, как и любой другой человек, только в отличии о тех, кто в своем греховном состоянии чувствовали себя удобно и счастливо, праведники воздыхали о нем и желали сбросить с себя греховные узы.
По мысли Кавасилы, эти праведники Ветхого Завета готовили себя к будущей, благодатной, праведности, которая только и является истинной праведностью.
Никакое учение, ничья проповедь не могли повлиять на души грешников в такой степени, чтобы они изменили свою жизнь. Слова по мысли Кавасилы не имеют необходимой для этого силы. Он подтверждает свою мысль ссылкой на апостолов.
Пока апостолы просто слушали Христа, в них ничего не менялось к лучшему, и не приобрели они никаких добродетелей, достойных восхищения.
Апостолы были подобны ветхозаветным праведникам, которым помогало одно слово Божие, но это не могло привести их к истинной праведности.
Только воплощение Христово и установление Им таинств Церкви — Крещения, Миропомазания и Евхаристии — дало человечеству возможность реально измениться и спастись.
Святой Николай учит, что Крещение сообщает человеку новую жизнь, Миропомазание наделяет его новой духовной силой и делает способным подниматься по духовной лествице, Святое причащение есть пища, поддерживающая его в новой жизни во Христе. «Посему живем этим Хлебом, движемся миром (т. е.
благодатными действиями таинства миропомазания), получив бытие от купели», — пишет святой Николай. Благодаря этим трем таинствам происходит полное преображение человеческой личности, фактически рождается новый человек. Новое рождение – исключительно дело Бога.
Конечно, человек взаимодействует со Христом в деле своего спасения, но это взаимодействие становится возможным только после того, как человек принял таинства. Только в таинствах человек получает силу исполнять Христовы заповеди. Победа достигнута Христом, пишет Кавасила, а не нами.
Он выиграл битву, но мы тоже получаем венцы победителей. Наши усилия сводятся только к тому, чтобы не уклониться от венца славы, которым нас венчает Христос. Святой Николай утверждает, что плоды благодати, подаваемой в таинствах, – это несказанная радость, сверхъестественная любовь и поразительные дела.
Тем же, кто возражает и указывает на тех христиан, которые ведут греховную жизнь несмотря на то, что приняли благодать таинства, святой Николай отвечает: это происходит потому, что они на деле сами отвергают эту благодать и сопротивляются ей в своей жизни.
Последняя, седьмая, глава книги «О жизни во Христе» называется «Каков бывает принявший таинства и тщанием к себе сохранивший благодать, полученную от таинств». Чтобы лучше представить свет и красоту христианской жизни, Кавасила изображает радости и печали, присущие грешникам и праведниками и как бы предлагает их сравнить.
В отличие от грешников, пишет святой, у подлинных христиан «сокровище благ неприкосновенно, и удовольствие не смешано с печалью, и нет никакого опасения по причине постоянства и твердости дела…” «Такова жизнь святых и столь блаженна даже ныне, когда они упованием и верой получают блаженство, а когда они разрешатся, – оно будет настолько лучше, насколько действительное совершеннее упования, и чистое созерцание Благого – совершеннее веры, насколько совершеннее сей жизни сущий у Бога дух сыноположения, откуда совершенная любовь, по которой блаженна и жизнь». Эта «жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня».
Элладская Православная Церковь канонизировала Николая Кавасилу 3 июня 1982 года.
Источник
Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/67243/3-iyulya-den-pamyati-svyatogo-pravednogo-nikolaya-kavasilyi/
Николай Кавасила | Авва
июня 21, 2015admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский 31. Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца Но для чего священник к освящению даров призывает не Сына, тогда как Он, как сказано, и Священник, и освящает, а Отца? Чтобы ты знал, что Спаситель освящает не как человек, а как Бог, по Божественному Своему могуществу, которое у […]
мая 29, 2015admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский 26. Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему Потом священник повелевает всем провозгласить, что знают они о Боге и во что веруют,— провозгласить истинную премудрость, о которой говорит Апостол: премудрость же глаголем в совершенных […]
мая 23, 2015admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский 17. Изъяснение первого антифона Первое увещание к славословию прилично начинающим; оно говорит: благо есть исповедатися Господеви. Это — песнь к Богу и Отцу, а вместе и песнь о Единородном. Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний. Она Вышним нарицает Отца, а Единородного — Господом.
января 5, 2015admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский 10.
О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное Между тем священник все еще совершает приношение: отделяя часть от каждого принесенного хлеба, он обращает ее в священный дар, но говорит и делает уже не то, что […]
декабря 26, 2014admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский 2.
Почему честные дары не с самого начала полагаются на престоле Прежде всего рассмотрим то, что совершается и говорится в предложении (святых даров), и самое принесение и предложение даров.
Зачем не вдруг они приносятся для священной жертвы на престол, но сперва предлагаются Богу как дары? Это потому, что древние приносили […]
ноября 13, 2014admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский 1. Приготовление к Литургии В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его — освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное.
октября 30, 2014admin
Праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский Слово седьмое.
Каков бывает принявший таинства и тщанием к себе сохранивший благодать, полученную от таинств После того, как сказано, каким становится принявший таинства и каким шествуя путем может сохранить то, что получил от таинств, нужно рассмотреть, каков будет он, когда сохранит сие, и какой получит нрав, когда к полученному от […]
февраля 22, 2014admin
Святой праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский Слово шестое.
Каким образом сохранить нам жизнь, полученную через таинства О первом блаженстве, что нищета духовная получает преуспеяние посредством сказанного размышления.
И во-первых, нищета духовная, и то, как говорит Павел, чтобы не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовать; но мудрствовати в целомудрии (Рим.12:3), кому может принадлежать, если не тем, кои […]
февраля 21, 2014admin
Святой праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский Слово шестое. Каким образом сохранить нам жизнь, полученную через таинства Таково то, что из жизни во Христе относится к Самому Христу и что приличествует Ему единому.
февраля 6, 2014admin
Святой праведный Николай Кавасила, архиепископ Фесалоникийский Слово пятое.
Какое содействие доставляет ей освящение священного жертвенника Таково значение священных таинств, и такое доставляют они нам приготовление к истинной жизни.
Поелику же жертвенник есть начало всякого таинства, нужно ли принять вечерю или помазание, а также получить освещение, или участвовать в таинстве купели, — посему кроме сказанного, сколько возможно […]
Источник: http://svavva.ru/tag/nikolaj-kavasila