Преображение господне, двунадесятый

Прот. Артемий Владимиров. Преображение Господне / Православие.Ru

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

Преображение Господне. Икона. Византия. XII в.

СПб, Эрмитаж

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения.

Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Преображение Господне. Фреска. Сербия

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире.

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига.

Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Обратите внимание

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения.

Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя.

Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей – законодатель, Илия – тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель.

Почему, – спросите вы, – именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос – не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними – апостолами, Илией и Моисеем –долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел освободить Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос.

И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Важно

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему».

Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе.

Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии.

Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена.

Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос – не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением.

Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили – вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе.

И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Совет

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника.

И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

Источник: https://pravoslavie.ru/96201.html

Почему Преображение Господне мы совершаем как великий двунадесятый (один из двенадцати самых больших в богослужебном году) праздник?

Господь явил Себя на горе Фавор в Божественной Своей славе перед учениками-апостолами. Но ведь в Священной истории были и другие случаи, когда Он открывал людям Свое Божество.

Например, хождение по воде, или укрощение бури, или чудесное насыщение пятию хлебами, или воскрешение Лазаря, который четыре дня пролежал во гробе. Церковь вспоминает и почитает каждое это евангельское событие, но ни одно из них не является двунадесятым праздником.

 Почему же библейское событие Преображения Господня включено в двенадцать великих годовых праздников Православной Церкви?

Ответ один: из-за нас.

Двунадесятые праздники представляют собой будто бы мозаичные элементы, складывающиеся в одну общую картину, изображающую дело спасения Богом падшего человечества. Или, лучше сказать, эти праздники в совокупности и есть делом спасения Господом нашим Иисусом Христом всех нас.

Господь преобразился не потому, что Ему так захотелось, и не только оттого, чтобы продемонстрировать ученикам Свое Божественное достоинство, но в первую очередь, чтобы показать святым апостолам, а через них и всему человечеству, во что может превратиться-преобразиться человеческое существо, когда оно стремится к Богу, ищет и соединяется с Ним.

Таким преображенным прекрасным сияющим богоподобным существом может стать каждый из нас, если он оторвется от погружения с головой в земное бытие, начнет свое личное путешествие на гору Фавор – свою внутреннюю сердечную «гору Фавор», где, в конце концов, его ищущей душе откроется Бог.

Он войдет в него и преобразит Своею благодатью в радостный блистающий свет.

И это преображение начинается уже здесь, на земле, если человек добровольно по своему желанию устремляется к Господу. Тому реальным физическим подтверждением являются мощи святых.

Человек – двухсоставное существо, состоящее из тела и души. Об этом свидетельствуют Священные тексты Библии. Книга Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни,  и стал человек душею живою» (2:7). Здесь прах земной – это тело, вдохновение дыхания жизни – бессмертная душа.

Вспомним также о том, что Господь наш Иисус Христос вознес человеческую природу во всей ее полноте (душу и тело) на небо и посадил одесную Престола Божия.

Обратите внимание

Потому догмат Православной Церкви говорит нам о том, что во время Второго пришествия Христова и Страшного суда души умерших вновь войдут в тела, и они душевно и телесно, как впрочем и живые, станут на Суд Божий. Тогда каждый из нас спасен или осужден будет также душевно и телесно.

Читайте также:  Последование ко святому причащению - до и после исповеди и причастия

Из этих незыблемых законов мироздания ясно, что если человек всей своей душой, всем разумением, сердцем, телом устремляется к Богу, то его существо (включая и тело (мощи)) начинает преображаться еще при жизни.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»  (Евр.

4:12), благодать Святого Духа глубочайше проникает в человека и изменяет-преображает его.

Она остается в теле человека и по смерти в виде, например, приятного для глаз цвета мощей, аромата, исходящего от него, нетленности и теплоты.

Нужно отметить, что это не личные свойства человека или тела его по смерти. Это благодать Святого Духа, которая пребывает в мощах угодников Божиих.

Это свойство Господа, который почивает в человеке, в том числе и в его теле (мощах), как в храме.

Божественный Павел написал: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего  в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Вспоминаю, как однажды мне довелось держать в руках частички мощей Васильевских новомучеников (местночтимых святых Николаевщины). Я отчетливо помню аромат, исходивший от них, – аромат свежих цветов.

Важно

Позже я натолкнулся на воспоминание священника Павла Флоренского, который  посреди зимы ощутил явственный свежий запах цветущих фиалок после лобызания честной главы святого преподобного Сергия Радонежского.

Вспоминаю также, как прикладывался к открытым мощам святых преподобных Иова Почаевского и Варлаама, игумена Печерского. Они были не ледяными, как полагается трупу, но теплыми. Создавалось ощущение, что прикасаешься к руке живого человека.

Но, дорогие братья и сестры, вы, быть может, скажете: «То ведь – святые, а мы – грешные. И не можем себя сравнивать с преподобными Сергием Радонежским или Иовом Почаевским».

Отчасти это так. Но к тому же труду над преображением собственных тела и души призывает нас Господь. Вспомним великие слова святого апостола Иакова, брата Господня: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

Преображение для нас начинается здесь – в земной жизни. И не только в сторону Божественную, Ангельскую, но и в звероподобную и бесоподобную. О том свидетельствуют нам жития святых.

Вот что повествует житие преподобного Нифонта, епископа Кипрского, в изложении святителя Димитрия Ростовского:

«Был у Нифонта один друг по имени Никодим. Однажды пришел к нему Нифонт, Никодим взглянул на него и ужаснулся, с удивлением, смотря ему в лицо. Нифонт спросил его:

– Что ты на меня так смотришь, словно на незнакомого?

Никодим отвечал:

– Поверь мне, брат, я никогда таким не видал, как теперь: у тебя лицо страшное, как у эфиопа.

При этих словах юноша испугался, а вместе с тем и стыдно стало ему, и, закрыв лицо рукою, он ушел опечаленный».

Нифонт покаялся в своем пьянстве, бесчинстве, сквернословии, драках и нечистых грехах, был прощен Богом и принял епископский сан, став святым Православной Церкви.

Совет

На этом примере мы видим, что лицо человека, который укоренился в грехах, темнеет – «как у эфиопа» (тут, конечно же, мы не должны наводить смысловую тень на негроидную расу, для которой темный цвет кожи естественен, среди ее представителей было немало святых).

Имеется в виду темнота греха, замутняющая человеческое естество и становящаяся даже видимой, будто проступающей сквозь кожу.

Наоборот, лицо человека, который регулярно постится, молится, исповедуется, причащается, светлеет (это уже из личных наблюдений). Оно становится прозрачным и по-своему прекрасным.

Вспоминаю, как однажды женщина в храме мне указала на служащего священника из монашествующих.

Она как-то по особенному на него посмотрела и сказала мне: «Батюшка, у него лицо как будто подсвечено лампочкой изнутри».

Потому у каждого из нас свое личное преображение. Но быть ему Богоподобным или бесоподобным – уже во многом решать нам.

Кстати говоря, наблюдение по поводу этимологии (происхождения) слова «молитва»: корень ее – производный от глагола «молоть». Мне кажется, это не от пустяшно-пренебрежительного  фразеологизма «молоть языком». Нет.

А от действия «молоть», «перемалывать», например, зерно в муку. Превращать одну форму материи в качественно другую. В значении «молиться» слово обретает иной духовный смысл. Об этом свидетельствует нам и священномученик начала II века Игнатий Богоносец, которого везли в Рим на казнь.

Когда его вывели на арену цирка, за несколько минут до казни через растерзание львами, он обратился к народу с последним словом: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь.

Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом».

Церковное Предание повествует нам о том, что сердце его оказалось нетронутым по смерти. Разрезав орган, язычники увидели внутри него золотую надпись «Иисус Христос». Бог принял «муку» святого Игнатия.

Обратите внимание

Это все говорит нам о том, что молитва – не простое сотрясение воздуха, но перемалывание сердечное, душевное, телесное и преображение человеческого существа в нечто обновленное, просветленное, богоподобное.

Потому, дорогие братья и сестры, Православие – это не только стояние в храме и выполнение внешних уставных правил. Православие – это глубинное изменение самого себя: преображение из ветхого человека в нового через молитву, покаяние, смирение, любовь к Богу и ближним, исповедь и причастие Святых Христовых Таин, иные церковные Таинства.

Время поста – это время углубления в себя, чтобы обрести там Бога. И истоки преображения каждого из нас в том, чтобы узреть в глубинах сердца закоренелый грех, мучающий нас, искренне покаяться в нем. И тогда он исчезнет, как темное облако, закрывающее от нас свет Божий. Мы же станем сопричастниками этого света, преображенные подвигом, славою и любовью Господа нашего Иисуса Христа.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: pravlife.org

Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/pro_prazdnik/dvunadesyatie_prazdniki/Preobrajenie/poch.html

Православный праздник Преображение Господне двунадесятый праздник какие молитвы читать

Преображение Господне – следующий после Пятидесятницы двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию Преображения Господа Иисуса Христа. Евангельские чтения на утрене и литургии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28-36) и песнопения службы празднику дают полное представление об этом событии Священной истории.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за кого почитаете Меня?» апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16).

Но, когда Господь сейчас же после этого исповедания начал открывать ученикам тайну ожидающих Его в Иерусалиме многих страданий и смерти, тот же апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16, 22).

Через шесть дней после этого Господь взял с Собой на гору Фавор помолиться верховных учеников – Петра, Иакова и Иоанна, апостолов, которые, как повествуется в одной из стихир празднику, хотели быть с Ним и во время предания Его, чтобы они, видев Его Преображение, не соблазнились и не устрашились, когда наступит час Его страданий.

Когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, и одежды Его стали белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе Моисей и Илия – два ветхозаветных мужа, давно оставившие земное поприще. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающих Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни.

В порыве восторга от Фаворского сияния апостол Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как светлое облако осенило находившихся на горе, и из облака раздался Божественный глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Его послушайте!»

Явившиеся Господу и беседовавшие с Ним «Моисей Боговидец и Илия огнеколесни΄чник – неопальный небошéственник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми».

Важно

Они свидетельствовали, что Он есть «Творец и Исполнитель Закона и пророков». И был к апостолам «глас свыше Отéчь из облак, шумно предсвидéтельствующ и глаголющ: Сей есть, Его же из чрева прежде денни΄цы родих, Сын возлюбленный Мой…

Его же послáх спасти людей, в Троицу крещаемых и исповедающих нераздельную державу Божества».

Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и сами становятся собеседниками Его, говоря с Ним о завершении Его спасительного подвига Крестными страданиями. И потому Преображение Христа «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение» и избавление мира от греха и вечной смерти, возрождение и освящение.

На Фаворской горе Господь Иисус Христос, преобразившись, показал апостолам и всем верным «славу Божественного Своего зрáка» (образа), славу Божества Своего, «являя началообрáзныя добрóты благолепие, и то не всесовершенно».

Удостоверяя их в Своем Божестве и Богочеловечестве, Он вместе щадит их: «Да не како со зраком и еже жи΄ти погубят, но я΄коже можáху вмещáти, телéсныма очи΄ма стерпя΄ще».

Поэтому «Божества Своего мáлу зарю обнажи΄» Спаситель, сокрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественнаго благолепия».

В Преображении уже ясно открывается тайна Домостроительства Божия о нашем спасении.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие», спасая мир, грехом погибающий.

В Преображении ясно показано обожение человеческой природы чрез воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очернившееся Адамово естество, преображься, облистати паки сотвори, претворив в Своего Божества славу же и светлость».

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений того времени. Таковы Слова святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно сокрываться в предшествующих веках христианства.

Совет

От VII века сохранилось Слово на Преображение Господне святого Андрея Критского. В этом слове он рассматривает Преображение не только в догматическом смысле, но и в значении торжественного праздника Церкви.

Святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие Преображения до настоящего времени.

В праздник Преображения Господня совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды древний. Предписания относительно этого обычая изложены уже в 3-м Апостольском правиле.

Основанием приурочения этого освящения именно к 6 августа было то, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград и их приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, мысль о чем выражается в самой молитве, читаемой над гроздием (виноградом). Где виноград не растет или не поспевает к этому времени, там освящаются яблоки. Яблоки, заменяющие виноград, освящаются молитвой на освящение начатков овощей.

Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир чрез человека вошел грех, пришла в расстройство, и она теперь вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

Источник: http://vsemolitva.ru/pravoslavnyj-prazdnik-preobrazhenie-gospodne-dvunadesyatyj-prazdnik-kakie-molitvy-chitat.html

Преображение Господне

Один из самых замечательных праздников Православной Церкви – Преображение Господне.           

В этот день Церковь вспоминает о событии, имевшем великое значение и связанном с земной жизнью Иисуса Христа. Незадолго перед крестными страданиями, Господь, взяв с собой троих из учеников – Петра, Иакова и Иоанна, вышел из города Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им будет открыта какая-то тайна.

Накануне этого дня Учитель  поразил их, обратившись к ним с необыкновенным словом. На этот раз Он говорил о том, что вскоре Ему предстоит много пострадать от первосвященников и старейшин, быть убитым и в третий день воскреснуть.

Обратите внимание

Ему, три года проповедовавшему о любви, о милости и подтверждавшему истину Своих слов множеством исцелений, изгнанием нечистых духов и воскресением умерших от болезней людей! Это последнее Его откровение о Самом Себе не вмещалось в сознание Его учеников.

Возможно ли было принять то, что Он, Спаситель Израиля и искупитель грехов человеческого рода, долгожданный Царь, о котором древние пророки извещали, что «Царствию Его не будет конца», может быть убит руками людей? 

Апостол Петр, самый близкий к Нему из учеников стал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!». Ученики Христа еще не понимали, что значит «воскреснуть».

Они были свидетелями того, как Учитель возвращал к жизни умерших больных, и не понимали, зачем Ему умирать, чтобы снова вернуться к жизни? И вот тогда апостол Петр, знавший об особенной любви Христа к нему, получил от своего Учителя неожиданно резкий ответ: «Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому, что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Христос знал, что диавол, искушавший Его прежде в пустыне за Иорданом, и на этот раз пытался отклонить Его от предназначенного Ему крестного пути через уста Его любимейшего ученика.

  Апостол Петр и другие апостолы, разделявшие с Иисусом Христом тяготы странствий и труд Евангельской проповеди, до Воскресения Господа из мертвых были еще младенцами в вере: они видели великую силу Его слова и творимые Им явные чудеса, но не знали тайн Божиих. Учитель был для них самым дорогим человеком, подобным одному из пророков, хотя и превосходящим их в деле и слове. И вот тогда Иисус отделил троих из них и повелел за Собою на Фавор.           

Читайте также:  Преподобномученица анна (ежова), монахиня

На вершине горы произошло нечто настолько потрясающее, что ученики, не выдержав открытого им явления, в первую минуту упали на землю, закрыв головы одеждами. Господь открылся им таким, каким Он был в Царстве Своего Отца, откуда исшел и куда доложен был вернуться после своего распятия и воскресения.

Нет таких земных понятий, не было в языке таких слов, какие могли бы передать красоту и славу этого явления. Позднее ученики записали свидетельство об этом бедным человеческим языком, прибегая к сравнению с земными вещами. «Просияло лицо Его как солнце», «одежды Его сделались белыми как свет».

Знакомый и новый для них, Он стоял перед ними как источник света, превосходя сиянием земное Солнце, как молния, блистающая среди ясного дня, как истинный Царь мира, излучающий великую неиссякаемую любовь. Тишина поглотила все звуки, и лучи Его света озарили, высветили каждый листок, каждую травинку на вершине Фавора, омытого этим дивным сиянием.

Важно

Когда глаза привыкли к яркому неземному свету, распахнувшемуся неведомо откуда, ученики увидели две фигуры, стоявшие рядом с Ним, и узнали в них пророков Илию и Моисея, с ним беседующих. И тогда из сердца апостола Петра излились слова: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Душа, вкусившая рая, желала только одного, чтобы …было так. Апостолу хотелось побыть здесь как можно дольше, задержать этот миг чуда, продлить это блаженство полноты жизни и общения с Богом. 

Но явление кончилось. В обычной своей одежде, опаленной израильским солнцем, обветренной приморским воздухом, кроткий стоял перед ними Учитель. Впереди был последний отрезок Его земного пути, связанный с его искупительной жертвой.

От Него не было сокрыто и то, что скоро радостное приветствие, которым будет встречать Его Иерусалим, ликование народа, крики «Осанна!» (Спасение) сменятся громовым ответом толпы прокуратору Понтию Пилату: «Распни! Распни Его!», так, что и язычник Пилат, пораженный Его безмолвием, скажет только: «Царя ли вашего распну?»           

Для чего же Христос явил ученикам Свою славу? Слова Его о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх.

Он предвидел, что вид Его, пригвожденного к кресту, мог вызвать у учеников чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла представиться им как поражение, бессилие Учителя перед злом.

В те скорбные часы после Его распятия, часы уныния и сомнений, свидетельство трех апостолов о Его Преображении должно было укрепить в вере остальных…           

Праздник Преображения отмечается у нас в России в конце лета, поскольку реальное событие, положенное в его основу, было связано с порой сбора урожая. Неслучайно апостол Петр на Фаворе говорил Господу о кущах.

Совет

Кущи – это шалашики из ветвей и зелени, которые в древнем Израиле по Закону Моисея полагалось сооружать при начале сбора плодов в память о том, что в шалашах жили предки израильтян, когда Господь вывел их из Египта, где они пребывали под гнетом фараона.

Для Христа это время имело и более глубокий смысл: пора сбора урожая – это пора окончания Его земного служения, Его трудов, пора перехода от сеяния Евангельского Слова к жатве. И вместе с тем, время, когда Он, подобно Моисею, должен вывести народ и за ним человечество на свободу из плена греха и зла.            

Преображение – всегда радостный, мирный праздник. Духовная радость находит продолжение в повседневных событиях.

Щедрые приношения земли, последнее тепло летних месяцев напоминают о том, что Господь печется о своих созданиях и здесь на земле.

Вслед за этим Церковь совершает освящение плодов нового урожая: меда, яблок и винограда с тем, чтобы верующие принимали пищу с благословением от Бога, и она приносила здоровье и радость.           

Праздник – это и напоминание всем верующим о том, что Церковь – носительница Фаворского света. Каждый христианский храм – Фавор, где в церковных таинствах и в молитве душа приближается к своему преображению. В одной из проповедей архимандрита Рафаила (Карелина) есть замечательное слово об этом событии:

«Праздник Преображения – явление будущей славы святых».

Преображение Господне: “Хорошо нам здесь быть!”

В земной жизни Господа Иисуса Христа было очень немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении.

Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом. В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям.

Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17).

Обратите внимание

Другим таким моментом – и именно его мы вспоминаем сегодня – было преображение, когда Господь, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, когда Он молился, “просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.” И голос Отца прозвучал вновь: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте.

” Когда видение еще продолжалось, один из учеников, Петр, сказал: “Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии,” – ибо Моисей и Илия явились Иисусу и беседовали с Ним об исходе Его, т. е. о Его крестной смерти (Мф. 17:1-9).

Слова апостола Петра были естественной реакцией человека на присутствие Божие, на Его внезапное явление, на неожиданное, светоносное посещение свыше. “Хорошо нам здесь быть,” – т. е. хорошо бы, чтобы все это продлилось, чтобы этот момент славы, света никогда не кончался.

Но после восшествия Иисуса на гору было сошествие с нее, были Его встречи с бесноватым отроком и многими другими людьми, нуждавшимися в исцелении. Сойдя с горы, Господь вновь погрузился в нашу человеческую тьму, чтобы разделить ее с нами. А затем был Гефсиманский сад и Голгофа. Каждый из нас проходит через разные состояния. Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе.

Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. Но в такие минуты особенно важно помнить о Его присутствии и о том, что нашу человеческую тьму Он просвещает изнутри божественным светом.

Божественный свет, который был явлен ученикам на Фаворе, – это не какой-то материальный свет, который сияет “как солнце,” но это Свет Нетварный, это Сам Бог, само присутствие Божие, энергия Божия – то божественное действие, посещение свыше, в котором является людям слава Божия.

И этот свет осиял не только учеников на Фаворе, Он являл себя многим людям, многим святым, в том числе святителю Григорию Паламе и преподобному Симеону Новому Богослову. И среди наших современников есть люди, которые созерцают божественный свет.

Блаженной памяти старец архимандрит Софроний неоднократно удостаивался лицезреть божественный свет, который был для него не только явлением славы Божией, преображавшей его изнутри. Но для чего Господь посещает нас Своим божественным светом? Не для того, чтобы, ярко блеснув, быстро исчезнуть и оставить нас во тьме.

Господь посещает нас, чтобы, узрев Его свет, мы сделались пронизаны им и вся наша жизнь изменилась, чтобы с нами происходило то, о чем Сам Господь сказал: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16).

Важно

Божественный свет посещает нас, чтобы преобразить не только все вокруг нас, но и нашу собственную жизнь, дабы мы изменились и свет Божий начал через нас распространяться на других людей.

Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию божественного света, – созерцанию которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди узнавали Христа. Ведь о Христе и христианстве судят прежде всего по нам, верующим, членам Церкви. Вокруг нас живет немало людей, которые, может быть, уже давно пришли бы в Церковь, если бы на жизненном пути не повстречали христианина, который не был достоин этого высокого звания и который, вместо того чтобы излучать свет и сияние Божества, источал смрад греховных страстей. Будем помнить о том, что те минуты просветления, которые мы время от времени испытываем или здесь, в храме, причащаясь Святых Христовых Тайн, или во время молитвы, даются нам, чтобы мы менялись к лучшему, преображались. Будем стремиться к тому, чтобы в нравственном и духовном плане всегда быть на предельной доступной для нас высоте, никогда не опускаясь ниже той очень высокой планки, которую мы видим в Евангелии. Аминь.

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари.

Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А.

Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим.

14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9).

Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в конце литургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» – «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк.

14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

Совет

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   – таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетский говорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно – не телесных, а подобных этим ощущениях.

Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег»

Читайте также:  Мученики сергий и вакх

СОВПАДЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРАЗДНИКОВ

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Обратите внимание

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

Источник: http://www.pravmir.ru/category/cerkov/doroga-k-xramu/prazdniki/preobrazhenie/

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/21-1-0-84

Преображение Господне. Как и когда празднуют?

Часто новообращенные христиане (да и не только «новички» в вере) сталкиваются со сложностями, когда дело касается церковных праздников. У каждого важного для православного человека события есть свои традиции и запреты. Одной из важнейших православных дат является Преображение Господне.

Что это за праздник, когда он отмечается и какие ритуалы нужно соблюдать в этот день, читайте в материале от УзнайВсе.рф. Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В дословном переводе означает: метаморфоза, изменение формы и всего себя, превращение в другой вид; праздник души, обновления, света и любви.

Божественное Преображение Христа – визуальное явление царства Божьего на земле, олицетворение Его величия и славы на горе Фавор перед апостолами – учениками. В этот день люди должны задуматься о духовном изменении.

По легенде, Спаситель по истечению половины Своего земного служения решил показать троим ученикам (Иоанну, Иакову и Петру) славу своего Божества и подготовить их к своей смерти и последующему воскрешению. Для молитвы Христос со своими последователями поднялись для молитвы на гору Фавор – холм, расположенный недалеко от Назарета.

Во всех символах праздника содержится глубокий назидательный смысл. Гора Фавор не исключение. В переводе «фавор» означает «чертог чистоты и света», безмолвное, уединенное место для творения молитв, которое помогает соединить человеческий беспокойный ум с Богом.

Пока Христос проговаривал молитвы, ученики задремали, а проснувшись, увидели, что Иисус преобразился: его лицо просияло подобно Солнцу, а одежда стала белее снега. Рядом стояли пророки Илия и Моисей, ведущие беседу о предстоящем событии. Ученики почувствовали радость и умиротворение.

Рядом показалось облако, из которого молвил Божий голос с наставлением: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Когда видение исчезло, Спаситель поведал ученикам, что Он призван на Землю в качестве жертвы, чтобы умереть за грехи людей, но через три дня после смерти воскреснет и вознесется на небо.

Иисус приказал ученикам держать в тайне то, что поведал до его воскрешения. Это событие подробно описывается в синоптических Евангелиях от Луки, Марка и Матфея.

Когда празднуется Преображение Господне

Преображение Господне (Второй или Яблочный Спас) – один из самых важных христианских праздников. Относится к двунадесятым – 12-ти самым главным после Пасхи православным праздникам, преимущественно с закрепленной датой.

Отмечается каждый год 19 августа в память Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. По старому стилю – 6 августа.Как утверждается в Евангелие, Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но отмечается не в феврале, а в августе, иначе празднование было бы во время Великого поста.

На 40 день после события отмечают Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне – один из самых древних праздников. Первое упоминание о нем датируется IV веком, но, скорее всего, отмечали его и задолго до этого.

Отмечая этот день, когда Бог явился людям в человеческом обличии, православная церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: божественного и человеческого.

В IV веке равноапостольная святая царица Елена возвела храм на месте Преображения Господа, с этого дня были объявлены торжества в честь события. На местах, где спали ученики Спасителя, построили трехпрестольный храм.

Еще три храма возвели в VI веке: во имя пророков Илии, Моисея и самого Спасителя.

В XIX веке Архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор установили на горе Фавор алтарь, служились молебны паломникам, жертвовавшим средства на строительство и поддержку храма. До освещения святыни патриархом Иерусалимским Кириллом II Иринарх не дожил всего год.

Икона Преображения

В Праздничном ряду православного иконостаса есть икона Преображение Господне, сюжет которой уже в VI веке стал каноническим. В центе полотна состоит Иисус Христос в Белых сияющих одеждах, справа и слева от Него стоят ветхозаветные пророки: зрелый Илия и юный Моисей. Внизу – ниц павшие апостолы.

Изображают иконописцы Христа в ореоле овальной или круглой формы. Свет, исходящий от Христа, делит икону на земное и небесное начала, противоположные друг другу.

Это один из самых узнаваемых библейских сюжетов в церковном искусстве. Самая известная в России икона Преображения (нач. XV в.

) принадлежит авторству Феофана Грека и хранится в Третьяковской галерее.

Обычаи и приметы

19 августа – на Яблочный Спас – во всех православных храмах священнослужители облачаются в праздничные белые ризы, олицетворяющие Божественный свет, как тот, что появился на горе Фавор и проводят праздничные службы.

После основной части освящаются фрукты – обычай описан еще в Ветхом Завете, когда люди возносили злаки и гроздья винограда в Иерусалимский Храм в знак благородности Господу. Этот обряд имеет символичное значение – природа вместе с человеком обновляется.

В странах, где виноград не растет, люди святят яблоки. Так и возникло народное название праздника – Яблочный Спас.

По приметам считается, что какая погода будет 19 августа, на Второй Спас, таким будет и весь январь. Ясная погода означает суровую и долгую зиму, дождливая – снежную, пасмурная или сухая погода – к такой же осени.

Как празднуют и что нельзя делать

На Второй Спас всем верующим христианам по традиции необходимо идти в храм, не забыв взять с собой яблоки для освящения.До этого знаменательного дня запрещается есть плоды нового урожая, а вот в этот день христиане впервые пробуют новый урожай.

В современном православном календаре праздник приходится на Успенский пост, по случаю события, согласно церковному уставу, можно кушать рыбу, но запрещается:

  • чревоугодничать;
  • употреблять молочные продукты, мясо;
  • развлекаться.

Считается, что 19 августа яблоки насыщены чудодейственной силой, поэтому необходимо приготовить блюда из них: пироги, кисель, варенье. Больше всего освящения яблок ожидают матери, которые потеряли своих детей, и дочери, потерявшие своих матерей. Для пасечников это тоже особенный день.

Они святят ульи, угощают медом соседей, сирот, обездоленных и немощных. Благодатное, измененное состояния обретает человек и весь мир с Его Воскресением.

Тот, кто осознает свои поступки, кается в них – освобождается от душевных мук, грязи и может принять несозданный Божественный свет или Нетварный Свет, который есть в каждом человеке.

Редакция uznayvse.ru предлагаем вам пройти небольшой тест на знание Библии.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: https://uznayvse.ru/voprosyi/preobrazhenie-gospodne-kak-i-kogda-prazdnuyut.html

Преображение Господне

Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников и отмечается в Православной Церкви 19 августа по новому стилю.

Новый Завет о Преображении

О Преображении Господне повествуют все три евангелиста-синоптика — Матфей, Марк и Лука. Согласно евангельскому рассказу, незадолго до крестных страданий и смерти, Иисус Христос взял Своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору для того, чтобы помолиться. Там апостолы стали свидетелями Его Божественной славы, просиявшей в Его человеческой природе.

Во время Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Господом, а после ученики видели сошедшее с небес облако и слышали голос, говорящий о том, что Христос есть Сын Божий. Апостолы были поражены увиденным, их объял трепет, так что они в страхе упали на землю.

Важно

Когда Иисус и Его ученики спускались с горы, то Господь запретил им рассказывать о Его Преображении до тех пор, пока Он не воскреснет.Преображение, также как и Крещение Господа, являлось откровением всех Лиц Пресвятой Троицы: Петр, Иаков и Иоанн видели Божественную природу Иисуса Христа, а также сошествие Святого Духа в виде облака и исходящий из него голос Бога-Отца.

Важный богословский смысл праздника заключается также в том, что в Преображении Господа было явлено две природы – Божественная и человеческая. Иоанн Златоуст говорил о том, что явление Моисея и Илии во время Преображения весьма символично.

Один из пророков умер, а другой был вознесен на небо живым, и, таким образом, Господь показывает Своим ученикам, что Он имеет власть как над жизнью, так и над смертью.В евангельском рассказе о Преображении не встречается упоминания о том, на какой горе произошло это событие, однако церковное предание указывает на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета.

В настоящее время на этой горе находится два монастыря – православный и католический. Однако некоторые современные ученые и богословы, как, например, епископ Кассиан (Безобразов) говорят о том, что горой Преображения может являться также гора Ермон.

Иконография праздника Преображения

На раннехристианских фресках и мозаиках событие Преображения часто изображалось аллегорически, что было связано с эпохой гонений на христиан, когда даже одно упоминание о Христе могло послужить поводом для казни. Часто на таких изображениях в центре располагался крест, символизирующий Христа, возле которого писали трех ягнят, взирающих на этот крест, которые напоминали об апостолах, ставших свидетелями Преображения. Первое изображение, в котором евангельское событие показывалось не аллегорически, появилось во второй половине VI века, когда по заказу императора Юстиниана Великого в Синайском монастыре была сделана большая мозаика, на которой был изображен Иисус Христос с тремя учениками на горе Фавор. Эта мозаика послужила основой для иконографии праздника. Долгое время существовали различные варианты праздничной иконы, и окончательная композиция сформировалась лишь в IX веке. Обязательным элементом иконографии Преображения являются скалы, которые имеют глубокий духовный смысл, символизируя крепкую веру и духовное восхождение верующего к Царствию Небесному. В центре композиции пишется круг, который является в иконописном искусстве символом вечности. На иконе праздника круг является как бы большим нимбом вокруг фигуры Спасителя, указывая тем самым на ту неземную славу, которая просияла в Нем в момент Преображения. Слева и справа от Христа пишут изображения Моисея и Илии, а внизу иконы – трех апостолов, павших ниц от страха.

Традиции празднования Преображения

Преображение всегда попадает на Успенский пост, однако поскольку это двунадесятый праздник, то есть относящийся к числу двенадцати главных праздников церковного года, то богослужение совершается с особенной торжественностью.

Священнические облачения в этот день имеют белый цвет, напоминая тем самым нетварный свет, просиявший во время Преображения Господня. Поскольку празднование попадает всегда на конец лета, то в храм для освящения приносят плоды.

В Русской Православной Церкви существовала традиция не вкушать яблок до дня Преображения, что дало празднику народное название «Яблочный Спас».

Тропарь, глас 7:

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7:

Совет

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/prazdniki/598-preobrazhenie-gospodne

Ссылка на основную публикацию