Акафист святой преподобной Евфросинии Александрийской
Избранная Богом от благочестиваго рода для прославления имени Господнего своим житием непорочным, святая преподобная Евфросиние, к чистым стопам твоим припадаем и умиленно тя просим: простри ко Господу Богу руце своя и умоли за нас Творца всяческих, да помилует нас в сем житии, вопиющих тебе:
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Икос 1
Ангелом святым уподобившися, богобоязненнии родителие твоя, преподобная Евфросиние, печалуяся о безплодии своем, непрестанно Господа моляху, да послет им чадо во утешение.
С высоты небесныя преблагий Господь на милосердие, моления и пощения рабов Своих взирая, благоволи, по молитвам игумена, благословити благочестиваго отца твоего Пафнутия и разрешися неплодие матери твоея.
Мы же, с родителями твоими, прекрасная Евфросиние, рождению твоему радующеся, воспеваем ти:
Радуйся, у Господа родителями твоими со слезами вымоленная;
Радуйся, родителем твоим Господом за милосердие и смирение дарованная.
Радуйся, утешением им неизреченным ставшая;
Радуйся, ими благочестию и праведности наученная.
Радуйся, с младых лет в православной вере воспитанная;
Радуйся, заповеди Божии в сердце своем сохраншая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 2
Видя девственную чистоту жития твоего, преподобная Евфросиние, велие благоразумие твое и красоту лика твоего, многия от благороднейших и знатнейших семейств Александрии желаху имети тя супругою своих сынов. Отец же твой Пафнутий, на волю Божию всецело полагаяся: «Да будет тако, яко же есть угодно Господу!», хвалы Ему пел неустанно: Аллилуиа.
Икос 2
Разуму своему просвещения свыше прося, пришедши Пафнутий со дщерию своею во обитель, рекл игумену о чаде своем: «Аз приведох к тебе, святый отче, дщерь мою, ея же ми Бог даровал есть по молениям твоим; прошу тя, отче, помолися о ней, хощу бо отдати ея в замужество». Ты же, благоразумная Евфросиние, к ногам старца припадая, просила еси его: «Прошу тя, отче, помолися о мне, да спасет Господь душу мою», о замужестве ничуть не помышляя. Научи же и нас о небеснем помышляти паче, нежели о земном, воспевающих ти сице:
Радуйся, благоразумием Господом щедро одаренная;
Радуйся, ликом красивая, душею же прекрасная.
Радуйся, тело и душу добродетельми очистившая;
Радуйся, мудро житие свое устроявшая.
Радуйся, быти одушевленным храмом Божиим свыше благословленная;
Радуйся, гласа Христова, зовуща к безсмертней жизни, послушавшаяся.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 3
Сила Божественныя благодати воистину укрепи тя, мужественная Евфросиние, егда по тайнем пострижении твоем, в мужеския одежды облеклася еси и тайно от всех от дома своего отшла еси, жениха земнаго отрешившися и к Жениху Небесному во сретение устремившися, Ему же сладце пела: Аллилуиа.
Икос 3
Имея велию любовь к возлюбившему тя Господу, богоблаженная Евфросиние, житием иноческим угодити Ему восхотев, за евнуха Измарагда себе выдавая, во обитель мужескую вошла еси и труды иноческия подъяти потщалася еси. Мы же, таковому подвигу твоему удивляяся, воздаем ти хвалы сии:
Радуйся, богодохновенныя мудрости от младых лет исполненная;
Радуйся, девством и целомудрием сияющая.
Радуйся, яко крепость мужескую на труды иноческие дарова ти Христос;
Радуйся, яко Божественною благодатию укрепленная, Жениху Небесному верно служившая.
Радуйся, подвиги иноческия на хрупкия плещи своя небоязненно подъявшая;
Радуйся, теми Господу угодившая и награду нетленную стяжавшая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 4
Бури искушений воздвиже враг рода человеческаго на тя, прекрасная Евфросиние, смущаху бо ся многия из братии нечистыми помыслы, уязвляше бо диавол сердца их красотою лика твоего. Ты же, сего ради, во уединении жити обреченная, скрывая тленную красу свою, душею нетленною в Боге пребывала еси, Ему моляся тепле: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще и видяще блаженный Агапит велии подвиги и труды твоя, преподобная Евфросиние, повествоваше о ня всей братии в назидание. Мы же, купно с ними поучаемся подвигами твоими и прославляем Бога, даровавшаго таковую силу ти, поюще тебе сице:
Радуйся, Креста всеоружием оградившеся, враги побеждавшая;
Радуйся, молитвою пламенною услаждаяся, с Господом непрестанно пребывавшая.
Радуйся, яко светом Христовым просвещенное сердце имела еси;
Радуйся, яко любовию Христовою навечно уязвилася еси.
Радуйся, во Владычни пречистые длани надежды своя возложившая;
Радуйся, сугубый венец от Христа Жизнодавца достойно приявшая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 5
Боготечную звезду в тебе явленную найти тщашеся, искаше тя повсюду благочестивый отец твой и братию моляше да откроет по молитвам я Господь твою участь, Евфросиние святая. Ты же, днем и нощию ко Господу молилася еси, да не откроет Господь никому же о тебе в сем житии, и Бог тя слышаще, ты бо пела еси Ему верно: Аллилуиа.
Икос 5
Видевши игумен обители идеже подвизалася еси ты, мати наша Евфросиние, яко отец твой велиею печалию по тебе истаяваем бысть, посли его к тебе в келию, да утешение от тебе приимет, яко мняше тя исполненною Духа Святаго. Мы же, таковую милость Божию на тебе зряще, восхваляем тя звании сими:
Радуйся, светом Триипостасным еще в земном житии осиянная;
Радуйся, небесный чертог еще на земли себе уготовившая.
Радуйся, разум богоносный денно и нощно стяжавшая;
Радуйся, добротою благочестия чистее злата блистающаяся.
Радуйся, сияния Божественнаго ныне насыщающаяся;
Радуйся, нощь жития всемудро прошедшая, день невечерний постигшая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 6
Проповедницею истиннаго боговедения и велией любви ко Христу явилася еси, премудрая Евфросиние, егда любовь отца своего земнаго не презревая, обаче в печали по тебе с любовию дочернею его тепло утешая, Отцу Небесному взывала еси слезно: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси, блаженная Евфросиние, зельными трудами и воздержанием тело твое удручающи тридесять и восемь лет, в уединенном житии воспевая ко Христу победную песнь над враги видимыми и невидимыми. Всего же величествия деяний твоих изрещи не могуще, малую мзду хвалебную воздаем тебе сице:
Радуйся, нищету Христову вольно возлюбившая;
Радуйся, сего ради богатство исцелений от Бога приявшая.
Радуйся, яко росою воздержания пламень страстей погасила еси;
Радуйся, яко Жениху Слову честное девство в дар принесла еси.
Радуйся, тем же в чертог славы Христом введенная;
Радуйся, со Ангелы и со лики святых веселящаяся.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 7
Хотяй душу твою в селениих райских упокоити, возвести тебе Господь, праведная Евфросиние, день отшествия твоего к Нему. Ты же, отцу своему земному тайну жития своего поведавши, ко Отцу Небесному потекла еси, воспевая Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Дивная тайна о тебе открыта бысть Господем игумену и братии святыя обители, идеже ты подвизалася еси, святая Евфросиние, да прославится Бог, явивший крепкую силу Свою в немощней плоти твоея. Молися о нас, мати преподобная, Господу Иисусу Христу, да сподобит и нас скончавши праведно житие свое, достигнути спасения и водворитися со святыми Его, вопиющих к тебе:
Радуйся, иго легчайшее Христово от юности понесшая;
Радуйся, лучами чудес твоих страстей вещь попалившая.
Радуйся, одеяние иноческое, яко ангельское, носившая;
Радуйся, исткану свыше ризу себе светозарную исходатайствовавшая.
Радуйся, огнем Божественныя любве сердце свое согревавшая;
Радуйся, росою благодати Божественныя душу свою орошавшая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 8
Странное чудо и непостижимое явися от святых мощей твоих, Евфросиние преблагая, егда некоему от братии, иже бе слеп на единый глаз, по лобзании тела честнаго твоего, отверзеся око его. Видя исцеление сие, вся братия величала есть милость Божию, воспевая: Аллилуиа.
Икос 8
Всем была еси в назидание святым житием твоим, мати преподобная, яко в женстем естестве мужескую крепость имела еси и победила еси супостата диавола. Подавай и нам крепость на подвиги и труды во славу Божию, восхваляющим тя:
Радуйся, яко святыя мощи твоя благоухания исполнишася;
Радуйся, яко тех благоуханием мы ныне наслаждаемся.
Радуйся, врачевства струю обильно и богатно источающая;
Радуйся, благородство души своея не уязвленым сохраншая.
Радуйся, на Христа Жениха непрестанно взирающая.
Радуйся, от Него же благодать приснотекущую получающая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 9
Всю себе повинув Богови, воистину светел и тверд ум имела еси, боголюбивая Евфросиние, вся бо красная мира сего, яко во уметы вменила еси и ничтоже возможе поколебати храм души твоея, внегда воспевала еси Христу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не возможе изглаголати любве твоея, невесто Христова Евфросиние, Христов бо храм явилася еси твоею чистотою и целомудрием, темже вместила еси в себе Святаго Духа. Чистотою души твоея восхищаяся и в себе Святаго Духа стяжати хотящии, восклицаем ти словесами хвалебными:
Радуйся, Богу Зиждителю песнопоющи с девами ликуеши;
Радуйся, в Троице святей Господа неустанно прославляеши.
Радуйся, яко лозо богомудрая явилася еси;
Радуйся, яко к тебе приходящих вином благочестия напоила еси.
Радуйся, девства светлостьми и иными добротами блистающая;
Радуйся, сияньми терпения и смирения твоего мир просвещающая.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 10
Спастися всем верным хотящим пример благий житие твое, богомудрая Евфросиние, имже Жениха своего Небеснаго прославляла еси, приимши бо крест последовала еси Христу, темже и со Ангелы ныне срадуешися, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена тверда еси всем верующим в Бога и с молитвами к тебе прибегающим, преподобная наша мати, не отвращаеши бо лица твоего от них: недужным исцеление испрашиваеши, сирым утешение подаеши, обидимым и гонимым защитница еси. Мы же, таковую велию твою помощь и защиту принимая, с благодарностию взываем ти:
Радуйся, монашествующих славо и преподобных украшение;
Радуйся, в болезнях твоих зревшая Господа посещение.
Радуйся, лета младыя не жениху земному, а Жениху Небесному посвятившая;
Радуйся, яко жертва непорочная Христу пожершаяся.
Радуйся, яко на твоя мужеския подвиги со умилением взираем;
Радуйся, яко теми на одоление страстей наших ополчаемся.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 11
Пение еже приносим ти, святая Евфросиние, несть довольно к прославлению преславных подвигов и трудов твоих, обаче, ведуще любовь нашу к тебе, внемли мольбам нашим, да души и сердца наша благодатною силою исполняются, уста же вопиют ангельскую песнь Творцу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарная свеща еси в Церкве Христовой, Богом избранная Евфросиние, во мраце жития сущим неугасимая, у Престола Божия на небесней свещнице поставленная, сего ради воспеваем ти:
Радуйся, богатством твоим и похвалою Христа именовавшая;
Радуйся, темже от Того богатства духовныя непрестанно получавшая.
Радуйся, любовию твоею страждущих объемлющая;
Радуйся, в свои объятия немощных приемлющая.
Радуйся, таинница молитвенныя сладости;
Радуйся, хранительница благодатныя радости.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам у Господа, боголюбивая Евфросиние, да ею очистивши сердца и души наша, укрепляеми будем на делание добрых дел, имиже прославим в Троице славимаго Бога, воспевая Ему присно: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще пресветлую память твою, добропобедная Евфросиние, почитаем великия подвиги и моления твоя, хвалим долготерпение и смирение твое, славим мужество твое в немощнем телеси, ублажаем святую кончину твою. О небесней славе твоей радуяся, со умилением сердечным вопием ти:
Радуйся, яко дело жития твоего земнаго продолжаеши;
Радуйся, яко на страже спасения нашего пребываеши.
Радуйся, лучами Евангельскаго учения в сердца наша проникающая;
Радуйся, силу в молитве от источника премудрости черпати нас научающая.
Радуйся, волю свою воле Божией сочетати нам помагаеши;
Радуйся, в скорби и болезни Небеснаго Врача призывати нас наставляеши.
Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая.
Кондак 13
О святая, всехвальная и многопобедная угоднице Христова Евфросиние! Нынешнее моление наше приемши, предстательством твоим сохрани ны от враг видимых и невидимых и испроси нам у Господа оставление всех наших прегрешений, жития нашего исправление и во Царствие Небесное невозбранное вхождение, да со всеми святыми воспевати непрестанно будем Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва преподобной Евфросинии Александрийской
О, святая преподобная мати наша Евфросиние! Ныне светло память твою празднующе, умиленными сердцами восклицаем ти: ты послушалася еси благаго Учителя Господа нашего Иисуса Христа, глаголющаго в Евангелии: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик, и всем житием своим последовала еси Ему. Испроси нам, мати наша Евфросиние, силы и действа Святаго Духа, во еже искоренити всякий грех в нас живущий и сотворити души наша в храмы Божии; воспламени сердца наша любовию ко Господу да исполним уста наша ко славословию Его и совершим хождение наше пред лицем Божиим во всяком благочестии и чистоте, да небесным предстательством твоим спасаеми узрим славу Божию, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-svyatym/akafist-svyatoj-prepodobnoj-evfrosinii-aleksandrijskoj/
ЕВФРОСИНИЯ
Прп. Евфросиния Александрийская и прмч. Евдокия (?). Фрагмент росписи кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?).
Прп. Евфросиния Александрийская и прмч. Евдокия (?). Фрагмент росписи кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?).Житие Е.
, написанное неизвестным автором на греческом языке вскоре после ее кончины (BHG, N 625), было издано А. Бушри в 1883 г. в Analecta Bollandiana (AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206). Помимо анонимного Жития, др. редакция к-рого содержится в рукописях X в. (Fabricii bibl. gr. 225), XV в. (Athen. 1050. Fol. 31-36) и в др. (Catal. Germ. Fol. 203, 17811), в Patrologia Graeca Ж.
П. Миня находится Житие, составленное прп. Симеоном Метафрастом (X в.) (BHG, N 626; PG. 114. Col. 305-322). В VIII в. появилась латинская версия Жития Е., впервые опубликованная Г. Росвейде в Vitae Patrum (Rosweyde H. Vitae Patrum. Antverpiae, 1628. P. 351-362), затем в Patrologia Latina (PL. 73. Col. 643-652) и в Acta Sanctorum (ActaSS. Febr. T. 2. P. 535-544).
Имеются также 2 неизданные редакции этого Жития (Catal. Paris. II. Fol. 13, 13e; Bibl. Cassin. V. Fol. 211). В XII в. оно было переложено в стихотворной форме на франц. язык (Meyer. 1877. T. 2. P. 338). Также Житие Е. существует на сир. (BHO, N 288-289) и арм. (BHO, N 290-291) языках. По мнению ряда исследователей (Л. С. Тиймон, И. Делеэ), Житие Е.
представляет только лит. интерес.
Сюжеты Жития прп. Евфросинии Александрийской. Роспись юж. стены кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?)
Сюжеты Жития прп. Евфросинии Александрийской. Роспись юж. стены кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?)Согласно Житию, составленному прп.
Симеоном Метафрастом, родители Е. жили в Александрии во времена правления имп. Феодосия II (408-450). Они были богатые и богобоязненные христиане, но долго не имели детей и просили Бога даровать им наследника. Однажды Пафнутий, отец Е., пришел в муж. мон-рь и рассказал настоятелю о своем горе.
По молитве игумена Бог даровал Пафнутию и его жене дочь, к-рую они назвали Евфросиния, что значит «радость». Когда девочке было 12 лет, ее мать умерла. Воспитанная в благочестии, она хотела посвятить себя Господу. Когда Е. исполнилось 18 лет, отец решил выдать ее замуж за сына знатного вельможи. Накануне свадьбы Пафнутий вместе с дочерью пришел в тот же муж.
мон-рь, чтобы просить благословения на брак. Однако девушке так понравилось в обители, что желание служить Богу в ней только возросло. Вернувшись домой, Е. раздала нищим драгоценности и, перестав заботиться о внешности, всецело предалась посту и богомыслию. Однажды, когда Пафнутий был в отъезде, Е.
пригласила старца-монаха, пришедшего в Александрию из Скита (ныне Вади-эн-Натрун, Египет), и приняла от него постриг (согласно др. версии, это был монах из монастыря прп. Феодосия). Тайно покинув дом, Е. пришла в мужской монастырь и назвалась Смарагдом, евнухом имп. двора. Игумен принял Е. и отдал на попечение мон. Агапиту, который наставлял ее в иноческой жизни. Из-за красоты Е.
игумен велел ей поселиться в отдельной келье и ни с кем не общаться, кроме своего духовного наставника, чтобы не вводить монахов в соблазн.
Пафнутий, вернувшись домой и не найдя дочери, разослал гонцов в Ливию, Египет и Палестину, но так и не смог ее отыскать. Наконец, он пришел к игумену мон-ря с просьбой помолиться о ней.
Но даже после недельного поста, наложенного настоятелем на братию, и молитв Господь не открыл местонахождения девушки. От др. монахов Пафнутий узнал о Смарагде, недавно поступившем в обитель, но уже весьма преуспевшем в добродетели, и часто стал посещать его, получая утешение от бесед с ним.
Е. прожила в мон-ре 38 лет. Почувствовав приближение смерти, она позвала к себе отца, открыла ему свою тайну и мирно почила. Только после кончины Е. монахи узнали, что под именем Смарагда подвизалась дева. Пафнутий раздал часть своего богатства нищим, а часть пожертвовал в мон-рь, где, поселившись в келье дочери, прожил 10 лет, скончался и был погребен рядом с Е.
В Минологии имп. Василия II Болгаробойцы (кон. X – нач. XI в.) говорится, что Е. прожила в мон-ре 18 лет, в нестишном Прологе 2-й редакции (ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 1393) – 28 лет, Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, указывает 30 лет. Свт. Филарет (Гумилевский) считает временем кончины Е. 445 г.
Помимо основного дня празднования 25 сент. в греч. церковных календарях (Синаксарь К-польской ц., Минологий имп. Василия II) Е. поминается вместе с Пафнутием 15 февр.
Похвальное слово в честь Е. было написано на греч. языке Константином Акрополитом (XIII-XIV вв.) (BHG, N 626m) и на латыни Петром Наталибусом (XIV в.) (BHL, N 2721).
Впервые имя преподобной упоминается в Лионском Мартирологе (Paris. 3879), составленном ранее Мартиролога Флора (сер. IX в.). В нек-рых зап. календарях имя преподобной передается как Евфросия (Euphrosia) или Евфрасия (Euphrasia), также существует лат. вариант – Кастиссима (Castissima).
По сведениям, собранным в Acta Sanctorum, во 2-й пол. XVII в. часть мощей Е. хранилась в ц. Санто-Стефано в Болонье (Центр. Италия), часть – в Сирк-ле-Бен, на берегу р. Мозель, а глава святой и основная часть мощей – в жен. мон-ре св. Иоанна в Больё в Пикардии (Франция), где еще в XVIII в. широко отмечался день памяти Е.
Ист.: BHG, N 625-626m; BHL, N 1640, 2722-2726; BHO, N 288-291; ActaSS. Febr. T. 2. P. 535-544; Boucherie A. Vita St. Euphrosynae secundum textum graecum primaevum // AnBoll. 1883. T. 2. P. 195-206 [анонимное Житие]; MartHieron. P. 20; MartRom. P. 3; SynCP. Col. 77-80; Vita St. Euphrosynae // PL. 73. Col. 643-652B; Vita S.
Euphrosynes // PG. 114. Col. 305-322 [Житие, составленное Симеоном Метафрастом]; Ibid. 117. Col. 71-74 [Минологий Василия II]; ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 1393; AnBoll. 1933. T. 51. P. 266 [Похвальное слово Константина Акрополита]; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 198-200; ЖСв. Сент. С. 497-510; Святые жены в пустынях Востока.
М., 2004. С. 93-97.Лит.: Meyer P. Recueil d'anciens textes. P., 1877. Vol. 2. P. 338; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 25-20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 298; Т. 3. С. 393-394, 594; Darrouzès J. Euphrosyne // DHGE. T. 15. Col. 1417; Bertocchi P. Eufrosina (Smaragdo) // BiblSS. Vol. 5. Col.
175-176; Εὐφροσύνη (Σμάραγδος) // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1115-1116; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 157; Delehaye H. Légendes hagiographiques. Brux., 1955. P. 59-60, 189; ᾿Αγάπιος Μοναχός. Βίος τῆς ὁσίας Εὐφροσύνης // Βιβλίον καλούμενον Παράδεισος. Θεσσαλονίκη, 1999. Σ. 129-139; Полякова С. В. Византийские легенды. СПб., 2004.
С. 245-273.
Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 44) без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 285-286), представляющем древнейшую редакцию студийского Синаксаря, в службе 25 сент. отмечается пение самогласной стихиры 2-го гласа, др. детали службы не описаны. В слав. Минеях студийской традиции XI-XIII вв. (см., напр.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0192-0198) приводятся последования Е.
и святых мучеников Савиниана, Павла и Татты; последование Е. содержит канон, цикл стихир и седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 284), 25 сент. последования Е., мучеников Павла и Татты соединяются с последованием Октоиха; служба не имеет праздничных черт, на утрене поется «Аллилуия», последование Е.
включает минимальный набор песнопений (канон, стихиры, седален). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 31), 25 сент. поется только последование Е., на «Господи, воззвах» – стихиры Е. и Пресв. Богородицы, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Е. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа: ᾿Εν σο μῆτερ ἀκριβῶς διεσώθη̇ ( :).
Пение самогласнов не отмечается, на литургии – прокимен, аллилуиарий и причастен Е. (в Типиконе не описаны), чтения – только дня.
В различных редакциях Иерусалимского устава происходило постепенное повышение статуса памяти Е. В одной из ранних редакций – Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 172), 25 сент. отмечается память Е. и мучеников Павла и Татты без богослужебного последования. В серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович.
Типикон. С. 46б) приводится тропарь Е. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), почти те же указания даны в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В слав. Минеях XVI в. последование Е.
включало кроме минимального набора песнопений тропарь, кондак и 1-2 самогласна (более праздничный вариант с 2 самогласнами утвердился к нач. XVII в.). В рус. рукописных Типиконах XV-XVI вв. назначается пение стихир на «Господи, воззвах» на 6, хотя канон исполняется на 4, из-за этого в нек-рых рукописях 2-й пол. XVI-XVII в.
память Е. имеет праздничный знак «3 точки в полукруге» (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. эти указания были отредактированы и определено петь 3 стихиры Октоиха и 3 – Е., данный устав службы был повторен в изданиях 1641, 1682 и последующих годов. В связи с совпадением с памятью прп.
Сергия Радонежского в ряде рус. рукописных Типиконов и Миней XVI в. последование Е. или переносится на повечерие, или отсутствует вовсе.
Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, содержит отпустительный тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν σο μῆτερ ἀκριβῶς διεσώθη̇ ( :); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, 1-го плагального (т. е.
5-го) гласа, с акростихом ῞Υμνον σοι μέλπω προφόνως Εὐφροσύνη̇ ῾Ο ᾿Ιωσηφ ( ), ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ ( ), нач.: ῞Υμνοις θεοτερπέσιν ( ); цикл стихир-подобнов, 2 самогласна; седален; светилен. В греч. Минее афинского издания помещен др. канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ ( ), нач.
: ῾Ο τρισαγίαις ἐν φωναῖς ὑμνούμενος (Трисвятыми гласами воспеваемый).
В рукописях содержатся и др. песнопения в честь Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: анонимный канон 2-го гласа, с акростихом Τῆς Εὐφροσύνης τοὺς ἀγῶνας εὖ φράσω (Евфросинии мучения благо изображу), ирмос: Δεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ ( ), нач.: Τὴν ἐν σαρκ ἄγγελον ἀναδειχθεῖσαν ἡμῖν (Ангела во плоти, явленную нам) (Ταμεῖον. Σ. 278); седален (Ягич. Служебные Минеи. С. 0192).
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Святые Римско-католической Церкви Преподобные Римско-Католической Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Гимнография преподобных Святые неразделенной Церкви Монашество Древней Церкви Евфросиния [Смарагд] († ок. 470), преподобная Александрийская (пам. 25 сент.; пам. зап. 1 янв., 11 февр.)АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 354-449), егип. подвижник, прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля)АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)АПОЛЛИНАРИЯ († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.)ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ († сер. VI в.), прп. (пам. 6 февр., пам. зап. 11 апр.)ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ [Бенедикт] Нурсийский (ок. 480 – 547), прп. (пам. 14 мар.; пам. зап. 21 мар., 11 июля)ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ прп. (пам. 20 нояб.)ЕВПРАКСИЯ († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта)ЕЛИСАВЕТА (V в.), чудотворица, прп. (пам. 24 апр.)ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви – суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской – 27 янв.; в Церкви Востока – пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашестваИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канонаАНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский; ок. 251-ок. 356), прп. (пам. 17 янв.), основатель православного монашестваВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ († 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.)
Источник: http://www.pravenc.ru/text/187876.html
Преподобная Евфросиния Александрийская. Православный календарь на 28 февраля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
28 февраля (15 февраля по “старому стилю” — церковному юлианскому календарю). Среда 2-й седмицы Великого поста.
Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение – невареная постная пища без растительного масла (послабления в посте возможны, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником).
В Русской Православной Церкви сегодня совершается память преподобной Евфросинии Александрийской и еще 13 известных по именам святых, а также празднуется день двух почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.
***
Преподобная Евфросиния Александрийская. Святая V столетия от Рождества Христова. Дочь благочестивых родителей-христиан, святая Евфросиния рано осталась без матери, ее воспитанием всецело занимался отец, человек знатный, но кроткий и набожный.
В 18-летнем возрасте ее собирались выдать замуж, но юная подвижница, стремившаяся посвятить жизнь Христу и Его Церкви, тайно приняла монашеский постриг. После этого, переодевшись в мужское платье, святая Евфросиния назвалась евнухом Измарагдом и поступила в мужской монастырь, где 38 лет провела в строжайшем посте и молитвах.
Отец преподобной очень горевал о потере дочери. Посещая обитель, он беседовал с иноком Измарагдом, в котором не узнал Евфросинию. Дочь утешала старика-отца, а перед своей кончиной открылась ему. После погребения святой Евфросинии ее отец также принял монашеский постриг (с именем Пафнутий) и 10 лет, вплоть до своей кончины, совершал монашеские подвиги в келье дочери.
Преподобный Пафнутий Александрийский был также прославлен Церковью Христовой в лике святых угодников Божиих, и его память совершается сегодня вместе с его преподобной дочерью (чей день отдельно празднуется и осенью, 8 октября по новому стилю).
***
Апостол от семидесяти Онисим.
Святой I (апостольского) столетия от Рождества Христова, входящий в число семидесяти апостолов, среди которых – как несколько учеников Самого Спасителя, которых Он избрал вслед за первыми двенадцатью апостолами, так и целый ряд учеников других апостолов. Святой Онисим был беглым рабом, схваченным и заключенным в одну темницу с первоверховным апостолом Павлом, который и обратил своего соузника ко Христу, крестив его.
Источник: https://amp.tsargrad.tv/articles/prepodobnaja-evfrosinija-aleksandrijskaja-pravoslavnyj-kalendar-na-28-fevralja_114373
Преподобной Евфросинии Александрийской
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: прии́мши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо, прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней. Те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бная Евфроси́ние, ду́х тво́й.
Кано́н. Гла́с 5
Пе́снь 1
Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.
Пе́сньми богокра́сными пою́щаго дне́сь святу́ю твою́ па́мять и и́стинно достохва́льную, све́том мя́ озари́ моли́тв твои́х, всечестна́я, весе́лия боже́ственнаго тезоимени́тая.
Еди́ну Боже́ственную добро́ту Христо́ву возлюби́вши и Того́ распа́льшися невеще́ственными красота́ми, добро́тою теле́сною возгнуша́лася еси́, сла́вная, виде́нии Боже́ственными упражня́ющися.
Неве́ста, укра́шеная доброде́телей красота́ми, обручи́лася еси́ и́стинно кра́сному добро́тою Христу́, оста́вивши привре́меннаго, Евфроси́ние, обру́чника и жития́ всю́ красоту́.
Богородичен: Все́ Пожела́ние, и Сла́дость, и Жи́знь из Тебе́ Возсия́вый премно́жеством бла́гости, Де́во Всенепоро́чная, Его́же моли́ спасти́ непреста́нно Тя́ блажа́щия.
Пе́снь 3
Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.
Вели́кия претерпе́вши по́двиги, вра́жия низложи́ла еси́ ухищре́ния, победи́ла еси́ де́монския прило́ги, Ангелом уподо́билася еси́, безсме́ртию поучи́вшися, ма́ти, в ме́ртвеннем твое́м телеси́.
Весели́т мона́шествующих сердца́, житие́ твое́, утвержде́ние су́ще и наказа́ние ко спаси́тельным за́поведем и к стезя́м нетле́ния, к любви́ кра́йнейшему преде́лу, Евфроси́ние, Созда́вшаго.
Просвеща́ет ве́рных боже́ственная собра́ния све́тлая твоя́ па́мять и достосла́вная, услажда́ет преподо́бных ли́ки, Ангелы весели́т, с ни́миже водворя́ешися, я́ко равноа́нгельному житию́, Евфроси́ние, ревнова́вши.
Богородичен: Страсте́й мя́ лю́тое обурева́ет волне́ние, лука́вых духо́в глубина́ одержи́т мя́, грехо́вный ви́хор коле́блет мое́ се́рдце: Богороди́тельнице, Ты́ мя́ утверди́, чи́сте Тя́ восхваля́юща.
Седа́лен, гла́с 5
Же́нскую сла́бость укрепи́вши небе́сными наде́ждами, посреде́ всели́лася еси́, несомне́нною мы́слию, муже́й, богодохнове́нная, Евина льсти́теля покори́вши твои́м гове́нием, о Евфроси́ние, во бде́ниих и поуче́ниих, те́м ве́рою тя́ блажи́м.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Тя́ приста́нище, и сте́ну, и прибе́жище, и наде́жду, и покро́в, и предста́тельницу те́плу обре́тше, ве́рнии, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м приле́жно, и взыва́ем ве́рно: поми́луй, Богоро́дице, на Тя́ упова́ющия и от прегреше́ний изба́ви.
КрестоБогородичен:
На Кресте́ Тя зря́щи, Христе́, Ма́ти Твоя́, во́льно среди́ разбо́йников пове́шена, терза́ющи Ма́терски утро́бу, глаго́лаше: безгре́шне Сы́не, ка́ко непра́ведно, я́ко злоде́й, на Кресте́ пове́сился еси́, ро́д челове́чь оживи́ти хотя́, я́ко Преблаги́й?
Пе́снь 4
Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.
Отцу́ тя́ Небе́сному вне́млющую, ду́ш Невестово́дцу, о́тча любо́вь не возбрани́, ниже́ привре́меннаго жениха́, ше́ствовати пу́ть спаси́тельный.
Яко фи́никс, богому́дренно процвела́ еси́ пра́вды сла́дость и, я́ко ке́др, при вода́х воздержа́ния, богому́драя, плоды́ доброде́тельныя умно́жила еси́.
Огне́м воздержа́ния испепели́ла еси́ хвра́стныя сла́сти и, разгоре́вшися у́глем Госпо́дни любве́, чуде́с лучи́ возсия́ла еси́.
Растерза́н ви́дится и лежа́щь пред кра́сными твои́ми нога́ми пре́жде Евин ра́тник, из Де́вы Ро́ждшагося си́лою, Евфроси́ние, и благода́тию.
Богородичен: Уще́дри, Ще́драя су́щи, преокая́нную мою́ ду́шу, Богороди́тельнице Всенепоро́чная, от страсте́й греха́ лю́те омрачи́вшуюся и стеню́щу.
Пе́снь 5
Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Заре́ю боже́ственных дея́ний, я́ко ка́мень смара́гд, чи́стая, ви́дена была́ еси́ посреде́ муже́й, му́жеская боре́ния показу́ющи и веселя́щи Го́спода.
Точа́щи сле́зы, я́ко арома́ты, облагово́нилася еси́, возвели́чилася еси́, я́ко мѵ́ро многоце́нное, и Бо́гу принесла́ся еси́ де́ва нерастле́нна.
Все́ твое́ жела́ние Бо́гу принесла́ еси́, Того́ жела́ющи, Того́ и́щущи, Того́ после́дствующи законоположе́нию, де́во, спаси́тельному.
Богородичен: Мла́да родила́ еси́, я́ко Младе́нца, Чи́стая, пре́жде ве́к из Отца́ Безнача́льна безле́тно Возсия́вшаго, Его́же о ми́ре моли́, Богоневе́сто.
Пе́снь 6
Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.
Яко чиста́ и непоро́чна, я́ко красна́, я́ко предобра́, Жениху́ Сло́ву ты́ уневе́стилася еси́, во ве́ки соблюда́ющему тя́ нетле́нну.
Стена́ньми и слеза́ми взыску́ющи Соде́теля, Онаго виде́ния сподо́билася еси́, я́ко избра́нная со избра́нными, досточу́дная.
Воздержа́ния о́браз, целому́дрия одушевле́нное подо́бие ве́рным яви́лася еси́, благохва́лящим твою́ свяще́нную, о Евфроси́ние, па́мять.
Богородичен: Па́че ума́, Безле́тнаго, па́че сло́ва, Созда́теля, Всечи́стая, родила́ еси́, избавля́ющаго вся́кия тли́ Богоро́дицу пою́щия Тя́.
Конда́к, гла́с 2
Вы́шнюю жи́знь возжеле́вши получи́ти, до́льнюю сла́дость тща́тельно оста́вила еси́ и саму́ю себе́ смеси́ла еси́ посреде́ муже́й, красне́йшая, Христа́ бо ра́ди, Жениха́ твоего́, о обру́чнице привре́менном небрегла́ еси́.
Икос:
В весе́лии и ра́дости души́ возвесели́вше, воста́нем тща́тельно услы́шати сло́во пресла́вное: прехо́дит бо у́м вся́к пове́дание сие́ и удивля́ет, я́ко жена́, посреде́ муже́й пребыва́ющи, победи́ велиа́ра, и о́гнь попра́ сласте́й, и не опали́ся отню́д: Христа́ бо вожделе́вши, нескве́рная, обру́чника привре́меннаго небрегла́ е́сть.
Пе́снь 7
Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.
Све́т тебе́ возсия́, Того́ сопру́зе, Евфроси́ние сла́вная, пра́вый бо име́ла еси́ ра́зум, песнопою́щи: Бо́же, благослове́н еси́.
Же́зл, укрепля́ющь тя́, Кре́ст иму́щи, де́монская зия́ния прешла́ еси́ невре́дна, преподо́бная, песнопою́щи: Бо́же, благослове́н еси́.
До́м се́рдце твое́ Свята́го Ду́ха, преподо́бная, соверши́ла еси́, тя́ укре́пльшаго и показа́вшаго духо́в лука́вых си́льнейшу.
Богородичен: Те́лом обложе́ннаго Бо́га Безтеле́снаго, Всенепоро́чная, родила́ еси́, на́с избавля́ющаго, стра́хом песнопою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8
Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Ти́ну страсте́й оттрясла́ еси́, отрокови́це, Ангелов невеще́ственному житию́ поревнова́вши, с ни́миже и воспева́еши: Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Дае́т тебе́ жи́знь жи́зни Храни́тель, Того́ бо стопа́м после́довала еси́, Того́ добро́ты вожделе́вши Боже́ственныя, с Ни́мже и весели́шися во вся́ ве́ки.
Вознесла́ся еси́ ко оби́телем присножи́тельным и́стинно, жела́ние получи́вши, его́же возлюби́ла еси́, Дре́ва, де́во, жи́зни наслажда́ющися и превознося́щи Христа́ во ве́ки.
Богородичен: Вся́ избра́нна, укра́шена вся́, Бо́г Юже возлюби́, Юже избра́, яви́лася еси́, Де́во Препросла́вленная, при́сно: те́м Тя́ пое́м всегда́, я́ко Богоро́дицу.
Пе́снь 9
Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
Свяще́нное торжество́ мона́шествующих собо́р хва́лит, па́мять твою́ соверша́я богосве́тлую, ли́к ра́дуется мона́хинь, яви́ся бо чи́стая все́х све́тлость, Евфроси́ние досточу́дная.
Яко че́стно возложе́ние небе́снаго была́ еси́ хра́ма, я́ко кри́н, во дво́рех процвела́ еси́ Бо́жиих, я́ко шипо́к сладково́нный, принесла́ся еси́ Всецарю́, я́ко честно́е мѵ́ро, Евфроси́ние всеблаже́нная.
Тебе́ саму́ю просвети́ла еси́ доброде́телей твои́х украше́нием све́тлым, и привела́ся еси́ к мы́сленному черто́гу, чи́стая, и ны́не недомы́сленную смотря́еши добро́ту Христо́ву, и обоже́ние прие́млеши соверше́ннейшее.
Свята́я твоя́ па́мять освяща́ет дне́сь ве́рныя, точа́щи просвеще́ние и святы́ню, в не́йже тя́ мо́лим, я́ко избра́нную неве́сту Христо́ву: спаси́ моли́твами твои́ми, Евфроси́ние, на́с всегда́.
Богородичен: Све́том лица́ Твоего́ во тме́ лежа́щаго страсте́й озари́, Све́та две́ре мы́сленная, да не но́щь пости́гнет мя́ сме́ртная, Влады́чице Чи́стая, спасе́ния моего́ неча́яние отсека́ющи.
Свети́лен
Кня́зя утаи́вшися студа́, и сего́ в любому́дром о́бразе показа́ла еси́ безу́мна, де́ва су́щи душе́ю и те́лом, была́ еси́ му́ж ра́зумом и ве́рою, Евфроси́ние преподо́бная, де́вственников добро́та и мона́хинь красота́.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Де́нь мне́ возсия́й у́мнаго весе́лия, Ты́ бо еси́, Чи́стая, све́т и жи́знь су́щим во тме́: хоте́нию бо мощна́ еси́ и е́же твори́ти и́маши, я́ко су́щи все́х Влады́чица, изба́ви вся́ от бе́д, и скорбе́й, и собла́зн чужда́го.
Молитва преподобной Евфросинии Александрийской
О, свята́я преподо́бная ма́ти на́ша Евфроси́ние! Ны́не све́тло па́мять твою́ пра́зднующе, умиле́нными сердца́ми восклица́ем ти́: ты́ послу́шалася еси́ блага́го Учи́теля Го́спода на́шего Иису́са Христа́, глаго́лющаго в Ева́нгелии: И́же лю́бит отца́ или́ ма́терь па́че Мене́, не́сть Мене́ досто́ин, и и́же не отрече́тся всего́ своего́ име́ния, не мо́жет бы́ти Мо́й учени́к, и все́м житие́м свои́м после́довала еси́ Ему́. Испроси́ на́м, ма́ти на́ша Евфроси́ние, си́лы и де́йства Свята́го Ду́ха, во е́же искорени́ти вся́кий гре́х в на́с живу́щий и сотвори́ти ду́ши на́ша в хра́мы Бо́жии; воспламени́ сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду да испо́лним уста́ на́ша ко славосло́вию Его́ и соверши́м хожде́ние на́ше пред лице́м Бо́жиим во вся́ком благоче́стии и чистоте́, да небе́сным предста́тельством твои́м спаса́еми у́зрим сла́ву Бо́жию, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_oktabr/kan_8octabr_evfrosinia.html
Евфросиния александрийская
Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.
Евфросиния Александрийская (+ ок. 445 [1] ), преподобная .
Память 15 февраля , 25 сентября .
Родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, прп. Пафнутий (память 15 февраля), который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником.
Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни.
Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом , пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом.
Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной келии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства.
Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение.
Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, прп. Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери.
Кондак, глас 2
Вышнюю жизнь вожделевши получити, дольнюю сладость тщательно оставила еси, и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая: Христа бо ради жениха твоего о обручнице привременнем небрегла еси.
Литература
http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_ (Димитрий_Ростовский)/Сентябрь/25
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1606.htm
[1] Дата по Германовскому календарю (см. _Saint Herman Calendar 2009_, 79.). По http://days.pravoslavie.ru/Life/life1606.htm – в V веке.ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2299928.html
8 октября Православный Церковный праздник
Сегодня 8 октября (25 сентября по старому стилю) праздники:
* Преподобной Евфросинии Александрийской (V), дочери преподобного Пафнутия. Преподобной Евфросинии Суздальской (в миру Феодулии) (1250). *** Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (1392). Святителя Германа, архиепископа Казанского (перенесение мощей, 1595).
Святых Прохора (I-II), ученика апостола Иоанна Богослова; Пафма. Преподобномученика Пафнутия Египтянина и с ним 546-ти мучеников (ок. 284-305). Святителя Феофила Исповедника, епископа Ефесского (IX).
Мучеников Павла, Татты и детей их: Савиниана, Максима, Руфа и Евгения, в Дамаске пострадавших; Романа. Преподобных Евстафия, монаха Римского; Николая Триккокита; Афанасия, Железный посох (1388), и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского.
Святого Николая (Розова) исповедника, протоиерея, Ярославского (1941). Память землетрясения при благоверном царе Феодосии Младшем (ок. 438).
Преподобный Сергий Радонежский
Великий святой Русской земли Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Почитается в лике святых как преподобный, почитается величайшим подвижником земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси.
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного.
Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном можайским. С формальной церковной точки зрения эта санкция культа недостаточна.
Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в церкви во время литургии, славя Святую Троицу.
С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем. Когда ему исполнилось семь лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения.
Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму. Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его.
После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе со старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы.
Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие.
Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным.
Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами.
Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Прп. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского.
Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св.
Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы.
Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова.
От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей.
Многие благочестивые мужи просияли славою в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по сие время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой Лавре.
Особые молитвы преподобному возносятся об упразднении гордыни и самомнения, о даровании способностей детям, о просвещении разума к обучению наукам.
Молитва Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворецу
Преподобная Евфросиния Александрийская
Преподобная Евфросиния жила в V в., происходила от богатых и знатных родителей, живших в Александрии. В возрасте 12 лет лишилась она матери, и отец сам воспитал ее в строго христианском благочестии. Желая получить благословение на брачный союз дочери, отец отправился с ней к одному знакомому настоятелю монастыря. Настоятель в разговоре восхвалял девство, и св.
Евфросиния так полюбила иночество, что однажды тайно от отца постриглась в монахини и, переодевшись в мужское платье, поступила в мужской монастырь с именем Измарагда. Игумен не узнал Евфросинии и, видя ее красивое лицо, отвел для нее уединенную келью, где она и подвизалась. Отец не раз искал утешения у знакомого игумена в скорби об отсутствии дочери.
Однажды игумен советовал ему побеседовать с отличающимся особенной жизнью в его монастыре молодым монахом. Отец беседовал, но не узнал дочери по причине изменившегося цвета лица и низко спущенного клобука. 38 лет подвизалась св. Евфросиния в обители. Перед смертью навестил ее отец; тут она открылась отцу, и он упал в беспамятстве.
Затем отец раздал все свое имение и поселился в той же келье, где спасалась его дочь.
Преподобная Евфросиния Суздальская
Преподобная Евфросиния Суздальская в миру называлась Феодулией и была дочерью святого князя-мученика Михаила Черниговского (память его 20 сентября). Она была испрошена молитвой в обители святых Антония и Феодосия. Образование получила и от самих благочестивых родителей; и от таких же благочестивых воспитателей. Св.
Евфросиния не хотела было идти замуж, но по горячей любви к родителям не решилась противиться их воле. Назначено было бракосочетание, и она уже была на пути к жениху, князю суздальскому, как вдруг пришло известие, что жених ее умер.
Тогда Евфросиния не возвратилась к родителям, а поступила в Суздальский Ризположенский монастырь. Чтобы укротить свои телесные страсти, она только раз в день, а иногда и через день принимала пищу и часто проводила ночи без сна.
Несмотря на это, нередко смущалась искушениями: часто рисовались ей в воображении картины мирских утех и наслаждений, но она усиливала пост, молитву и труды и покоряла плоть духу. «Зачем Господь попускает такие тяжкие искушения?» — спрашивала она однажды игуменью.
«Без нападений врага не было бы твердых царских рабов, – отвечала старица, – так и Господь допускает Своим рабам терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». По смерти игуменьи св. Евфросиния заняла ее место и в этом сане усилила свои подвиги. Предсказала разорение Суздаля Батыем. В 1238 г.
татары сожгли все храмы и монастыри в Суздале, но, по молитвам св. Евфросинии, Ризположенский монастырь Господь чудесно сохранил. В 1250 г. она скончалась. В 1698 г. мощи ее были обретены нетленными и положены в соборном храме обители, где и почивают доселе.
Преподобномученик Пафнутий
Преподобномученик Пафнутий вел жизнь подвижническую в Египте в III в. Когда Диоклетиан объявил гонение на христиан, правитель Адриан схватил Пафнутия в числе прочих и подверг жестоким мучениям. Святой переносил все мучения с необыкновенным мужеством, так что многие из мучителей приняли христианство и сами умерли мучениками. Он скончался распятый на дереве, и с ним убито около 546 христиан.
>
Православные и Церковные праздники в октябре.
Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/10/8