Преподобная олимпиада арзамасская и киевская (стригалёва)

Преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская

Преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская (в миру Ольга Васильевна Стригалева) родилась в 1771 году в Костроме.

Ее семья принадлежала к богатому купеческому роду. Отец и мать будущей святой вели благочестивую жизнь и жертвовали большие суммы на благотворительность.

  Неудивительно, что маленькая Оленька с самого раннего детства мечтала посвятить себя Богу.

Находясь под большим впечатлением от часто читаемых в семье Четьих Миней, она вместе с родной сестрой Феклой тоже пыталась «подвижничать»: молилась по ночам или подолгу стояла босиком на снегу в зимнем саду, «умерщвляя плоть». 

Обратите внимание

В 19 лет Ольга тайно пишет письмо схимонахине Марфе, настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины, с просьбой принять ее в число сестер. Текст послания не дошел до нас, но сохранился ответ Марфы. Хваля желание девицы, она говорит:

«Письмо твое я получила, через которое усматриваю, что совет мой вам приятен, чтоб в девстве жизнь свою провождать… Когда замуж сама не пожелаешь, и родители тебя к тому принудить не могут. Так, конечно, тебе, мой друг, советую не налагать на себя оковы сии нерешимые, а свободной быти идти в путь Божий.

Почитайте Феодосия Печерского, как матушка его вооружалась на него и неоднократно гналась за ним и, бьющи, домой приводила связанного.

В мире столь опасно мешкать, которыя хотят уневеститься Христу, что я Вам и описать не могу, как нечувствительно можем ту искру погасить, которую Бог по своему человеколюбию, возжигает в нас».

Воодушевленная согласием схимонахини, Ольга убегает из дома в Алексеевскую обитель и скрывается там под видом странницы. Но через некоторое время настоятельница убеждает ее вернуться, и сама привозит девицу домой. Однако решение дочери уйти в монастырь было столь непреклонным, что через несколько месяцев родители все же отпускают ее в Алексеевскую общину, дав свое благословение.

В монастыре Ольга показывает такой пример послушания, что уже через два года ее постригают в монашество с именем Олимпиада, а еще через несколько лет посвящают в схиму с тем же именем. Проходят годы духовного труда, и в 1813 году, после смерти настоятельницы Марфы, сестры единогласно выбирают Олимпиаду начальницей.

Она воспринимает это как личную трагедию и умоляет сестер выбрать кого-то иного. С неохотой община ставит настоятельницей другую монахиню, но она умирает через полтора месяца. Казалось бы, сам Господь велел Олимпиаде принять новое назначение. Но – дивен Бог во святых Своих! Логику святости подчас трудно понять. Олимпиада закрывается в кельи и объявляет… голодовку.

До тех пор, пока не будет выбрана другая настоятельница.

С какой же стороны приходит разрешение проблемы? С  той же, с которой она и пришла – со стороны святости. Дело решает другая святая, местная юродивая по имени Елена.

Она пишет Олимпиаде записку следующего содержания: «Иисус Христа Алена (то есть она, блаженная Елена) слова говорит: “Прийдите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и аз упокою вы, возмите иго мое на ся и научитеся от мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Важно

Ибо иго мое благо и бремя мое легкоˮ, – Спасителя моего слова 1813 года 21 апреля писано».
Записка от блаженной меняет ситуацию – Олимпиада соглашается на игуменство.

Настоятельское послушание тяжелым крестом легло на нее, в немногие годы отняв здоровье и силы – но вместе с тем именно с настоятельства Олимпиады началось настоящее преображение обители.

Была воздвигнута новая церковь, построены больничный корпус с храмом, несколько каменных хозяйственных зданий, колодец с водопроводной машиной. У монастыря впервые появились участки земли для огородов. Однако прежде всего матушка занималась духовным устроением общины.

Об этом может свидетельствовать тот факт, что, когда при плохом самочувствии Олимпиада не могла лично наставлять сестер, она писала послания для чтения вслух всему сестричеству. Например, такие строки: «Верьте, любезные мои, что в вас моя радость, в вас мои слёзы, от вас моё спасение, от вас и погибель.

Сознаюсь, что моей отрадой и утешением суть те, которые внимают спасению своему, стараются о соблюдении правил общежития… а о нерадивых одною болезнью снедается сердце». 

Шло время, обитель процветала, но матушка болела все больше и больше.

О том, какие муки терпела святая от болезни, писала она сама в одном из писем: «Я не могу выразить вполне моих чувств по нестерпимой жестокой  болезни, не имея ни одного состава в теле, который не доставлял бы мне сильного страдания, так что по несколько часов крича, жажду смерти, но её нет! Все молятся о мне грешной, прося помощи от Бога; и я несколько недель выдерживаю мучения, прося Бога и Его Пречистую Матерь; но за всем тем, видно, не угодно Его Провидению дать мне отраду: от сильного страдания часто лишаюсь рассудка». 

Здесь самое время сказать об еще одной важной стороне духовной жизни подвижницы. С самого детства она имела особенную любовь к Киево-Печерской Лавре и ее угодникам. Интересно, что еще схимонахиня Марфа в письме к девятнадцатилетней Ольге просила ее держать в памяти житие прп. Феодосия Печерского.

Левый придел новой каменной церкви, выстроенной Олимпиадой, был освящен в честь чудотворцев Киево-Печерских. Преподобные Антоний и Феодосий не раз являлись святой во сне и говорили: «Мы тебя от себя не отпустим».

Совет

Матушка с большим доверием относилась к известной молитве  преподобного Феодосия, в которой он испрашивал у Бога Царствия Небесного для тех, кто будет погребен на территории Киево-Печерской Лавры.  

В год смерти Олимпиаде было особенное видение. Во сне она увидела себя перенесенной в Киево-Печерский храм и поставленной там среди сонма преподобных.

Святые шли в алтарь через отверстые Царские врата, а у самих врат стояли преподобные Антоний и Феодосий.

Олимпиада испугалась вида святых и хотела отойти к западным дверям храма, но стоявшие сзади преподобные подвинули ее к Царским вратам, а затем и к алтарю. Антоний и Феодосий благословили ее и ласково сказали: «Мы ждем тебя сюда к нам».

Поэтому совсем неудивительно, что в 1828 году святая, почувствовав приближающуюся кончину, пожелала ехать в Киев. Она уже настолько ослабела от болезни, что в карету ее заносили на руках.

По приезде в былую столицу древней Руси матушка почувствовала в себе некоторые силы для того, чтобы быть на Всенощной, причаститься утром Святых Христовых Тайн и помолиться в Ближних пещерах. До Дальних пещер она уже не смогла дойти.

Болезнь снова взяла верх, и последние три недели жизни Арзамасская настоятельница провела уже в съемной квартире недалеко от Лавры. 6 августа 1828 года она скончалась, перед этим соборовавшись и причастившись.

Но что же с желанием схимонахини быть похороненной в Лавре? В то время существовало правило, согласно которому на территории Лавры не только не хоронили женщин, но даже саму братию монастыря погребали в Китаевой пустыни.

Обратите внимание

Однако и тут печерские преподобные все устроили: по личному благословению Киевского Митрополита Евгения святая Олимпиада была похоронена возле Дальних пещер, у лаврского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Некий купец Киселев, помогавший Арзамасской настоятельнице строить храм, пожертвовал деньги на чугунную плиту и ограду.

***

Шли годы. Вместе с ними вершилась и беспокойная история Руси. Могилка схимонахини Олимпиады была безмолвным свидетелем многих событий, сотрясших вскоре  Церковь и государство.

   Орошался камень надгробной плиты слезами последних монахинь разрушенного Арзамасского монастыря, приходивших помолиться перед местом упокоения их славной настоятельницы. За эти страшные годы лаврское кладбище возле академического храма обветшало.

Сколько труда нужно было, чтобы определить точные места всех могил, найти в архивах сведения о всех захоронениях, восстановить кресты и надгробия, обновить памятные надписи, вывезти мусор, насадить цветы и превратить кладбище в один из самых живописных уголков монастыря, знают только смиренные иноческие сердца, вложившие столько любви, сил, и молитв в возрождение святого места.

Вместе с другими могилами была восстановлена и могила схимонахини Олимпиады Арзамасской. Одним из монахов, занимавшихся обновлением кладбища, был будущий епископ Фастовский Дамиан, тогда еще игумен.

Прочитав надпись на плите, он заинтересовался житием схимонахини Олимпиады.

Ознакомившись с историей ее жизни, игумен Дамиан был поражен рассказом о видении, в котором киевские преподобные принимали схимонахиню в свой сонм. 

Все это произвело тогда впечатление на о. Дамиана. Прошло некоторое время.

Кропотливые исследования подвига схимонахини Олимпиады, соединенные с постоянным размышлением о ее житии, да и духовное влечение собственного сердца заставили монаха, уже будучи в сане архимандрита и наместника Киевского Свято-Введенского монастыря, подать рапорт Блаженнейшему Владимиру и Синоду УПЦ о канонизации арзамасской праведницы. 

Важно

8 мая 2008 года Священный Синод УПЦ под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира принял постановление о канонизации Олимпиады Арзамасской в лике преподобных. Было решено совершить прославление схимонахини Олимпиады вместе с прославлением другой монахини – Димитры (Егоровой), основательницы Киевского Введенского монастыря, который изначально был женской общиной.

8 ноября 2008 года, в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, в Введенском монастыре состоялся чин канонизации двух подвижниц. Схимонахиня Олимпиада была прославлена как местночтимая святая в лике преподобных. День ее отшествия ко Господу был определен как день ее церковной памяти.

***

Так исполнилась воля преподобных отцов Киево-Печерских, пожелавших иметь среди сонма своего и схимонахиню Олимпиаду. Конечно же, церковная канонизация только подтверждает уже свершившийся факт, ведь святая Олимпиада снискала благоволение Божие еще при жизни и душа ее, несомненно, была принята Антонием и Феодосием в самый час отхода ее из тела.

Сразу после канонизации умножились случаи чудесной помощи страждущим, помолившимся у мощей Олимпиады. Вот лишь один из многих случаев, изложенный самим исцелившимся. Пишет р. Б. Александр:

«Описываю с благодарностью происшедшее со мной. Впоследствии болезни у меня были проблемы с шейными позвонками. В них образовались соли, и я ощущал сильный дискомфорт. Для того чтоб облегчить боль, приходилось каждые несколько минут поворачивать шею. Было неудобно перед людьми. Некоторые делали замечания…

Однажды я посетил Свято-Введенский монастырь. Приложившись к мощам прп. Олимпиады Арзамасской, я услышал хруст в отделении шеи. Только выйдя из монастыря на улицу, осознал, что боли нет.

Вернувшись в монастырь, приложился снова к мощам, уже с благодарностью. Через несколько месяцев болезнь полностью исчезла.

Теперь я постоянно посещаю Свято-Введенский монастырь» (документ из архива Свято-Введенского монастыря от 04.11.2012).

Сотни, а может быть, и тысячи таких случаев известны среди насельников монастыря и постоянных прихожан монастырского храма. Поэтому перед ракой с мощами прп. Олимпиады всегда можно видеть молящихся людей.

Совет

К пустому колодцу, как известно, за водой не ходят.
Впрочем, православный народ любит святых не только за чудеса. Мы любим их за то, что они есть. За их духовную красоту. За их великую любовь к Богу.

За их подвиги, которые вдохновляют и нас жить, работать, молиться.

***

Житие преподобной схимонахини – это история, которую прежде всего необходимо знать каждому киевлянину.

Шутка ли, читатель! Олимпиада, родившаяся и выросшая в Костроме, принявшая монашество в Арзамасе, похоронившая там свою духовную мать и принявшая от нее бремя настоятельства, проведшая всю жизнь в Арзамасской обители, носит в груди такую любовь к Киево-Печерским угодникам, что ей являются сами основатели Киевской Лавры и зовут ее к себе! И она, смертельно больная, оставляет свое земную родину, предпринимает тяжелейшее путешествие, чтобы умереть в Киеве и быть похороненной в Лавре.
Святая преподобная Олимпиада Арзамасская и Киевская, моли Бога о нас!

Сергей Комаров

Источник: https://pravlife.org/ru/content/prepodobnaya-olimpiada-arzamasskaya-i-kievskaya

Нижегородская Митрополия

Главная > Анонсы/Конкурсы > Анонсы > 19-20 августа в Арзамасе состоятся торжества в честь преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской

16:51, 16 августа 2018

19-20 августа в городе Арзамасе пройдут торжества, посвященные принесению иконы преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской с частицей святых мощей. Торжества возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Встреча иконы состоится 19 августа в 17:00 на пересечении улиц Калинина и Карла Маркса, затем крестным ходом святыня будет перенесена в Воскресенский кафедральный собор, где состоится всенощное бдение.

20 августа в 9:00 управляющий Нижегородской епархией совершит Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе. По окончании богослужения икону преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской крестным ходом доставят к месту постоянного пребывания этого образа – храму в честь Святого Духа архиерейского подворья возрождающегося Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, монастыря.

Справка

Схимонахиня Олимпиада (до монашества — Ольга Стригалева) (1771–1828) родилась в Костроме в богатой семье Василия и Параскевы Стригалевых. С юности она желала посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь, но боялась, что родители не одобрят этого решения, и скрывала свою мечту.

О тайне Ольги знала только ее сестра Фекла. Когда сестру выдали замуж, Ольга оставила родительский дом и удалилась в Алексеевскую общину в Арзамасе. Вскоре стало известно, что родители разыскивают Ольгу, и настоятельница схимонахиня Марфа уговорила ее возвратиться домой.

Ольга послушалась, но и дома жила, как в монастыре: отказалась от нарядов, постилась и молилась, посещала церковные службы. Через восемь месяцев Василий и Параскева поняли, что дочь не изменит своего решения, и благословили ее на иночество в Алексеевской общине. При постриге Ольга получила имя Олимпиада.

Обратите внимание

Родители часто навещали дочь и помогали монастырю – дарили церковную утварь, строили здания.

Когда скончалась настоятельница Марфа, сестры стали уговаривать Олимпиаду занять ее место, но та отказалась, слезно прося оставить ее простой монахиней. Избрана была монахиня Матрона, но она вскоре скончалась. Тогда Олимпиада согласилась стать настоятельницей. Она мудро управляла общиной, при ней обитель заметно украсилась.

Преподобная Олимпиада глубоко почитала Киево-Печерских святых и мечтала поклониться их мощам. В последние годы жизни она решила совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру, но тяжело заболела. Сестры со слезами проводили настоятельницу в путь.

Прибыв в лавру 3 (16) мая, она оставалась там до августа. 6 (19) августа матушка скончалась. Перед смертью она соборовалась и причастилась. Похоронили преподобную Олимпиаду в Дальних пещерах.

Святая оставила духовное завещание – письма с наставлениями, адресованные монахиням.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Читайте также:  Собор спаса нерукотворного образа в эрмитаже, россия, город санкт-петербург

Источник: http://nne.ru/announcement/19-20-avgusta-v-arzamase-sostoyatsya-torzhestva-v-chest-prepodobnoj-olimpiady-arzamasskoj/

Храм святителя чудотворца николая на водах – преподобная олимпиада киевская и арзамасская

15 сентября день памяти преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской

7/20 августа — день памяти преподобной Олимпиады Киев. и Арзам.;

2/15 сентября —обретение мощей преподобной Олимпиады Киев. и Арзам.

Житие преподобной Олимпиады (Стригалевой)

Матушка Олимпиада, как и преподобный Сергий Радонежский, явилась благодатным плодом прекрасного корени семьи Стригалевых. Только у таких родителей могла родиться такая прекрасная дочь.

Древний купеческий род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества.

Схимонахиня Олимпиада в своих трудах и подвигах уподобилась древним святым преподобным женам, в соборе которых она наслаждается небесными радостями.

Семья

Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины прп. схимонахиня Олимпиада (Ольга Васильевна Стригалева) родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей – Василия и Параскевы Стригалевых.

Ольга Васильевна Стригалева получила хорошее образование и, как всех представителей рода семьи Стригалевых, ее ожидало светское будущее. Но воспитанная в благочестии и твердой вере, она в своем сердце возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Как и многие подвижники (прп. Феодосий Печерский, прп. Евфросиния Полоцкая и др.

) Ольга Васильевна не могла об этом сказать своим родителям и вынуждена была скрывать от них свое стремление. Тайно от всех домашних она со своей сестрой долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу не только не ослабело, но все больше и больше укрепилось.

Она решила тайно уйти из дома.

Став перед выбором двух заповедей: любви к Богу и к ближнему, она долго колебалась, боясь обидеть родителей. Однако любовь к Богу и желание подвижнической жизни возобладали в ее душе и, уподобясь древним, она уходит из родительского дома в Арзамасскую Алексеевскую женскую общину, которой управляла тогда известная подвижница благочестия схимонахиня Марфа (Протасьева).

Обитель

Знаменитая Алексеевская Арзамасская община пользовалась заслуженной известностью не только в России, но и за границей. Она была известна и по внешнему величию, и по соблюдению в ней правилам монастырского общежития.

Арзамас всегда славился обилием церквей и монастырей, что говорило о христианском благочестии его жителей. Многочисленные монастыри, окружая город со всех сторон, являлись его духовным щитом.

Алексеевская община занимала то же самое место, где ранее находился Новодевичий Алексеевский монастырь, основанный в 1634 г. царем Михаилом Федоровичем, и упраздненный в 1764 г. Только около 1757 г. на его месте была основана община, принявшая название упраздненного монастыря.

Важно

Устроителем Алексеевской общины был знаменитый подвижник отец Феодор (Ушаков), настоятель Санаксарского монастыря. Он основал общину для своих учениц, которые всегда руководствовались в своей жизни его мудрыми советами и духовными наставлениями.

Отец Феодор заповедал сестрам жить в общине без обетов и монашеского пострига, но с соблюдением полного монастырского общежительного устава.

Основатель монастыря

Отец Феодор в Арзамасской общине имел высокий авторитет, его глубоко и благоговейно почитали. Но особой задушевностью, теплотою чувства и искренней преданностью отличалась вторая настоятельница – схимонахиня Марфа. Она всегда руководствовалась советами о.Феодора, ссылалась на слова и мнения старца, как святого отца.

И своей сподвижнице, матушке Олимпиаде (Стригалевой), которая долгое время находилась под духовным руководством и окормлением схимонахини Марфы, еще до поступления в общину в письмах советовала увидеть отца и наставника иеромонаха Феодора, «совершенное житие богоугодное имущего», и наставления своей жизни от него услышать.

Уже будучи настоятельницей, матушка Олимпиада в своем предсмертном духовном завещании сестрам написала: «Святой Алексий, человек Божий, известный хранитель наш, молитвами отца и наставника нашего и основателя сего святого места, отца Феодора, да наставит вас к хранению святых преданий общежительных правил, да славится и в вас имя Божие навсегда».

Поминовение иеромонаха Феодора и прославление его в сонме преподобных совершалось в общине ежедневно за Божественной литургией и при непрерывном чтении Псалтыри. Живописные изображения о.

Феодора находились в келии начальницы, в трапезной и в рукодельных мастерских. Каждая вновь избранная начальница, в том числе и матушка Олимпиада, считала своим долгом после избрания в должность побывать в Санаксарской обители и просить на могиле о.

Феодора его святых молитв в помощь себе, на святое послушание настоятельницы.  

Годы настоятельства

Матушка Олимпиада была четвертой настоятельницей общины, и ее считают главной устроительницей духовной и подвижнической жизни вверенной ей обители.

Дело в том, что на продолжении 36 лет Алексеевская община не имела полной самостоятельности, находясь в зависимости и в подчинении у Арзамасского Николаевского монастыря. И только в 1813 г.

Алексеевское общежитие, по распоряжению Преосвященного Моисея, епископа Нижегородского и Арзамасского, официально приняло название общины и получило самостоятельность. С этого времени начальницы стали утверждаться в этой должности Епархиальным Преосвященным.

Совет

Поэтому матушка Олимпиада была не только единодушно избрана сестрами, но и утверждена начальницей общины резолюцией Преосвященного Моисея. (Указ Нижегородской Консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915) и Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского.

Почти все начальницы общины тайно принимали не только обыкновенное монашеское пострижение (малый образ), но и даже схиму. Так, вторая начальница М.И. Протасьева приняла схиму с именем Марфа.

Ольга Васильевна Стригалева под руководством схимонахини Марфы ревностно проходила разные обительские послушания, а в 1795 г. 17 марта через о. Адриана, «тайно от человек, но явно Богу», приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем.   

Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Пребывая в должности настоятельницы, матушка Олимпиада не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Под ее управлением община не только цвела внутренней духовной жизнью своих обитательниц, но и с внешней стороны благоустраивалась.

Так при ней был перестроен и украшен великолепный Вознесенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, построенный еще в 1777-1787 гг. Матушка Олимпиада не только сама подготовила план перестройки церкви, распорядилась заранее приготовить все необходимые материалы, но и непосредственно руководила работами.

Своим личным примером, несмотря на слабость сил и здоровья, матушка побудила сестер к помощи в строительстве. Пока рабочие отдыхали, сестры носили песок, кирпич, воду, и строители получали уже готовый материал, что значительно ускоряло работу по возведению храма. Получив 6 июня 1821 г.

разрешение на строительство, 9 июня приступили к работам, а уже 28 августа богослужение было перенесено в обширный, новоосвященный Вознесенский храм.

Собор святых Киевских жен (прп.  Олимпиада – первая слева). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в.
(Введенский мон-рь в Киеве)

Храм при обители

В церкви было восемь приделов, из которых главный остался прежним, а другие семь были построены на средства благотворителей. Так, придел во имя Киево-Печерских чудотворцев, с левой стороны от главного алтаря и освященный 28 августа 1823 г., был устроен на средства самого щедрого благотворителя, почитателя матушки Олимпиады купца Киселева в память об умершей в обители его дочери.

Матушка Олимпиада заботилась о благолепии храма Божия – на резном позолоченном иконостасе главного придела были помещены несколько икон в серебряных ризах, подаренных ею.

Перед богато украшенной Афонско-Молдаванской иконой Божией Матери у левого клироса был установлен столик, куда поместили литой серебряный с позолотой ковчег в форме гробницы.

Обратите внимание

В нем хранилась часть Животворящего древа Креста Господня и 35 частиц святых мощей, приобретенные монахиней Олимпиадой для общины.

Усердием матушки в обители были построены три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом настоятельницы Василием Ивановичем Стригалевым.

Она же возвела больничный корпус с церковью, большую часть крепостных стен, деревянную мельницу и колодец с водопроводной машиной, а также приобрела несколько участков земли для огородов.

Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение общинных построек.

Дар слова

Матушка Олимпиада от Бога обладала литературными способностями и даром слова. Она сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам.

У нее была прекрасная память, она знала многие молитвы, читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания, часто обращалась за духовным подкреплением к книгам святителя Дмитрия, Митрополита Ростовского, в память о котором был устроен в Вознесенском храме придел.

Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Памятником ее простого, но трогательного и могучего слова осталось завещание сестрам, которое нашли в ее личных бумагах после кончины.

В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Росийской Церкви, читать Божественное писание, храниться ересей и расколов, соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов.

Сохранился сборник наставлений схимонахини Олимпиады, ее письма к духовным чадам и родственникам.

Духовные чада

Вся жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась ее душа пред Господом, и особенно в годы настоятельства.

К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возростали под руководством опытных наставниц.

Так, наставницей матушки Олимпиады была схимонахиня Марфа (Протасьева), в свою очередь и матушка Олимпиада была духовной матерью еще для двух начальниц Алексеевской общины.

Важно

Так, пятая настоятельница, Марфа Павловна Пирожникова, в схиме Марфа, была привезена в общину еще в детском возрасте, выросла и воспиталась здесь в кругу таких высоких подвижниц, каковы были схимонахиня Марфа и схимонахиня Олимпиада.

Монахиня Олимпиада сыграла значительную роль и в судьбе еще одной настоятельницы Общины – Варвары (Вильронд), которая родилась в семье лютеран, выросла и воспитывалась в этом же вероисповедании и носила имя Терезы.

Однажды побывав в Алексеевской общине, она стала глубокой почитательницей начальницы Общины монахини Олимпиады, подвижническая жизнь которой произвела глубокое впечатление на юную душу Терезы. И вскоре она решилась принять православие и посвятить себя иноческой жизни.

Таинство миропомазания было совершено над ней в Алексеевской общине, причем восприемницей была настоятельница матушка Олимпиада. Под руководством своей восприемной матери Варвара всецело посвятила себя служению Богу.

Имея в лице матушки Олимпиады такую опытную руководительницу в духовной жизни, Варвара стала примером простоты, глубокого смирения и необыкновенного трудолюбия, и всю долгую жизнь отличалась этими высокими качествами, а незадолго до кончины приняла схиму с прежним именем Варвара.

Нельзя не сказать о самом знаменитом и великом чаде схимонахини Олимпиады. Одним из духовных ее сыновей был наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев Андрей Гаврилович 1792-1877 г.г.).

Отец Антоний

Монахиня Олимпиада, обладая светлым, благодатным и просвещенным умом, оказала огромное влияние на выбор жизненного пути Архимандрита Антония, одного из самых замечательныхи известныхпредставителей православного монашества.

Отец Антоний долгое время находился под непосредственным духовным руководством матушки Олимпиады, которая приучала его к иноческим подвигам.

Она помогла ему понять то, к чему стремилась его душа, поддерживала его благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни, во многом способствовала формированию человеческих качеств архимандрита Антония. Монахиня Олимпиада стала для него примером высокой духовной жизни.

Совет

Наглядно видя ее приверженность монашеским правилам жизни, способность отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу, архимандрит Антоний сумел сделать правильный выбор, и стал одним из выдающихся людей своего времени, человеком высокой духовной жизни и великих организаторских способностей.

На протяжении всей своей жизни он пользовался не только мудрыми советами и духовными наставлениями схимонахини Олимпиады, но и святоотеческими книгами, коими она его снабжала.

В течение многих лет матушка Олимпиада была духовной опорой архимандриту Антонию на его нелегком подвижническом пути, а он всегда относился к ней как к своей духовной наставнице и глубоко ее почитал.

Находясь вдали от общины, занимая ответственную должность в управлении монастырем, он никогда не забывал свою духовную мать и обитель, возглавляемую ею. Именно сюда он неоднократно приезжал, получая благодатное утешение от иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этой общине подвизалась его старшая сестра Екатерина.

Архимандрит Антоний стал щедрым благотворителем общины, на его средства была открыта живописная мастерская, построена каменная часовня в честь Божией Матери «Живоносный источник», в которой проводилось ежедневное чтение Псалтыри с поминовением благотворителей обители. 

В киеве

Уподобясь прп. матери Евфросинии Полоцкой, которая имела желание посетить Святые места Востока, так и преподобная мать Олимпиада всю свою жизнь имела благочестивейшее желание посетить и поклониться Преподобным отцам Печерским.

И та, и другая достигли своей цели, прп. Евфросиния посетив Святые места и упокоившись там, была погребена недалеко от Иерусалима.

Так и матушка Олимпиада в тяжелой болезни совершив путешествие в Киев, упокоившись, была погребена на Дальних Пещерах у церкви Рождества Пресвятыя Богородицы.

9/22 июля схимонахиня Олимпиада прибыла в Киев, а 10/23 молилась в Великой Церкви за всенощным бдением, 11/24 в день своего Ангела, также была на службе и причастилась Святых Христовых Тайн, в этот же день посетила Ближние Пещеры и поклонилась Преподобным отцам Печерским. Пребывая в Киеве в тяжелой болезни, она старалась бывать в храме и причащаться Святых Тайн, в чем получала подкрепление и силы. Многие духовные чада, путешествуя по стране и зная, что матушка находится в Киеве, часто посещали ея и оказывали посильную помощь.

Блаженная кончина приснопамятной схимонахини Олимпиады наступила 6 августа 1828 года в 9 часов вечера. По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) отпевание и погребение матушки совершалось в Лавре. Митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних пещерах.

Читайте также:  Церковь покрова пресвятой богородицы покровского монастыря, россия, город москва

Вынос тела и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством по древней киевской традиции в руки почившей вложили кипарисовый крест.

Погребена она была на Дальних пещерах возле церкви Рождества Богородицы, а впоследствии благотворителем на могиле была установлена надгробная плита с надписью, в тексте которой кратко и лаконично отображена вся жизнь матушки.

Обратите внимание

Обретение мощей схимонахини Олимпиады состоялось по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Вышгородского Павла в ночь с 14 на 15 сентября 1999 года.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в лике преподобных, установив память в день преставления.

В настоящее время рака с ее Святыми мощами находится в храме Свято-Введенского мужского монастыря. По свидетельству прихожан и паломников, по молитвам от святых мощей схимонахини Олимпиады получали исцеление люди, страдавшие болезнью ног.

Тропарь, глас 4

Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше, / и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси. / Великою схимою облéкшеся, / к собору отцéв Печéрских сопречтенá была еси. / Моли милостиваго Владыку / преподобная наша мати Олимпиáдо, / да и мы в любви Христовей

ходити будем.

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/zhitiya-svyatykh/319-zhitie-prepodobnoj-olimpiady-strigalevoj

Преподобная Олимпиада Арзамасская / Монастырский вестник

Ольга Васильевна Стригалева /в схиме Олимпиада/. За время ее настоятельства /1813-1828гг./ Алексеевская община стала известна по всей России. Здесь несли равные послушания княжны, дочери генералов, и богатых купцов, неграмотные крестьянки и бедные сироты.

Внутреннему процветанию общины соответствовало ее внешнее благоустройство. На средства Ольги Васильевны возведены больничный корпус с храмом вмч.

Варвары, каменная ограда и ветряная мельница, а скромная соборная церковь по ее собственному проекту перестроена в великолепный храм.

Она мудро управляла обителью, была всеми любима, – не только сестрами, но и мирянами. Если и случалось кому – то из насельниц сделать выговор или наказать за непослушание, то после этого матушка долго переживала, не могла успокоиться и прочитать молитву «Отче наш», пока виновная сестра не получала прощения.

С особым почитанием Ольга Васильевна относилась к Киево – Печерским святым. Ее усердием изготовлен богатый серебряный ковчег с 29 мощами угодников Печерских. От юности желая побывать на святой киевской земле, останавливалась мыслями на молитве пр. Феодосия, в которой он испрашивал у Бога наследование Царствия Небесного тем, кто упокоится в Лавре.

Находясь в болезни, в тонком сне не раз встречали ее пр. Антоний и Феодосий, приглашая к себе. В 1828 году наконец решилась она на далекое путешествие, несмотря на тяжкую болезнь. Сестры вынесли на руках матушку к экипажу. Все плакали, понимая, что уже больше никогда не увидят ее. По прибытии в Киев 19 августа /н. ст.

/ Ольга Васильевна Стригалева /в схиме Олимпиада/ мирно отошла ко Господу от дел праведных на Святой земле киевской. Желание ее сердца было исполнено, и душа праведницы упокоилась в сонме святых. Митрополит Киевский Евгений /Болоховитинов/ благословляет похоронить настоятельницу Арзамасской Алексеевской общины на Дальних пещерах, близ церкви Рождества Богородицы.

Погребение совершалось лаврским духовенством, над ее телом священством читалось Евангелие.

Важно

Память о матушке – настоятельнице  с благоговением хранилась в общине. Воистину, «праведник во веки живет». И это несомненно так, ибо многие из духовных чад схм.

Олимпиады прославились в сонме святых, так например наместник Троице – Сергиевой Лавры архимандрит Антоний /Медведев/ 46 лет управлял лаврой /прославлен в сонме Радонежских святых/ и являлся духовником митрополита Филарета /Дроздова/.

«В своей жизни, – писал он, – я многим обязан матушке и Алексеевская обитель духовная колыбель моя».

В июле 2008 года Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды и подвиги схимонахини Олимпиады /Стригалевой/, принял решение о причислении к лику святых. Память преподобной Олимпиаде Киевской и Арзамасской праздновать в день ее блаженной кончины 6/19 августа.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/svyatie/prepodobnaya-olimpiada-arzamasskaya/?from_monastery=32470

преподобная Олимпиада Арзамасская

День памяти 6 августа

Тропарь, глас 4

Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше, / и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси. / Великою схимою облéкшеся, / к собору отцéв Печéрских сопречтенá была еси. / Моли милостиваго Владыку / преподобная наша мати Олимпиáдо, / да и мы в любви Христовей

ходити будем.

Житие преподобной Олимпиады

Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, Ольга Васильевна родилась 29 июня 1771 года в г. Костроме в семье благочестивых, именитых и богатых родителей – Василия и Параскевы Стригалевых. С молодых лет таилось в сердце Ольги Васильевны намерение посвятить себя Богу.

Но она не только не могла сказать об этом своим родителям, но и вынуждена была скрывать от них свое устремление, зная, что они не одобрят её выбор. Только сестра её Фекла Васильевна была поверенной её сокровенных дум и желаний.

Вместе с ней, в тайне от своих родителей, они проводили бессонные ночи в молитвах.

Вскоре замужество Феклы Васильевны разлучило сестер. Но Ольга Васильевна нисколько не изменила свой образ жизни. Желание посвятить себя Богу и тайно уйти из родительского дома только укрепилось, потому что она знала, что родители никогда не дадут на то своего согласия.

Она обратилась за советом к настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины схимонахине Марфе, которая поддержала и укрепила Ольгу Васильевну.

2 августа 1792 года с помощью знакомых Ольга Васильевна тайно покинула родительский дом, оставив родителям записку, и приехала в Алексеевскую общину.

Настоятельница схимонахиня Марфа с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям.

Совет

Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители. Родители настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что они не могли видеть её в таком рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме.

Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, она никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для неё приятнее пышных светских нарядов.

В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое простое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий.

Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери посвятить себя Господу Богу.

И тогда по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

Родители неоднократно посещали свою дочь и сделали много добрых дел для обители.

Ольга Васильевна, под руководством схимонахини Марфы, ревностно проходила разные обительские послушания, а в 1795 году 17 марта приняла иноческий образ и наречена Олимпиадой.

С этого времени, прилагая усердие к усердию, удручая тело трудами, ум обучая послушанию, любви, смирению, чистоте, воздержанию безмерному, нестяжанию совершенному, терпению, она стала всем примером, всеми была любима и почитаема, приобрела от настоятельницы и от всех сестер особое доверие.

В 1813 году, по кончине настоятельницы схимонахини Марфы, все сестры единогласно избрали матушку Олимпиаду начальницей обители, но она со слезами просила оставить её простой сестрою.

Обратите внимание

Сестры обители пошли ей навстречу и настоятельницей избрали сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и через 6 недель скончалась.

Молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией и 13 августа 1813 года она была утверждена настоятельницей.

Алексеевская община на протяжении ряда лет ( с момента упразднения Алексеевского монастыря в 1764 году и до его официального утверждения в 1813) была не признанной властями, как светскими, так и духовными. Лишь благодаря духовному окормлению преподобного Феодора Санаксарского, Алексеевская сестринская община, соблюдая данный им Устав, росла и укреплялась.

Матушка Олимпиада мудро управляла обителью, была всеми любима, и не только сестрами, но и мирянами. Все, знавшие её лично, питали глубочайшее уважение к ней. Она была для сестер любвеобильной матерью. Матушка Олимпиада обладала от Бога даром слова.

С особым почитанием матушка относилась к Киево-Печерским угодникам, в честь которых был сооружен придел в холодной церкви.

В 1827 году она просила преосвященного Афанасия отпустить ее в Киев. Но в этот год преосвященный просил ее не покидать сестер и обитель. Настоятельница повиновалась воле архипастыря. Между тем, в сонном видении она неоднократно сподобилась видеть преподобных Антония и Феодосия, которые говорили: «Мы тебя от себя не отпустим», «Мы ждем тебя сюда к нам».

В 1828 году она вторично обратилась к преосвященному с просьбой об увольнении. К удивлению, преосвященный на этот раз беспрепятственно уволил её, разрешив осуществить намерение. Однако радость была омрачена внезапной болезнью, которая была настолько сильной, что сестры опасались за жизнь матушки.

Но вскоре болезнь немного отступила, и 14 июня 1828 года матушка поехала в Киев. В течение всего путешествия состояние её здоровья иногда менялось к лучшему, а иногда она настолько плохо себя чувствовала, что сопровождавшие её сестры опасались, что она не доедет до Киева.

Но 3 июля трудный изнурительный путь был завершен.

Важно

По приезде в Киев 10 июля матушка Олимпиада ещё успела побывать в Великой церкви на всенощной и обедне. А 11 июля, в день своего ангела, она была также на службе и причастилась. Затем, почти ослабевшую, её водили в Ближние пещеры, а уже в Дальних побывать в этот день не пришлось, силы совсем оставили матушку. С тех пор она была постоянно больна.

6 августа лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, сам причастил её, соборовал, прочитал отходную для её души молитву. И едва священник, благословив её, вышел за дверь, она испустила дух в мире. Скончалась монахиня Олимпиада на 56 году от рождения, 6 августа в 9 часов вечера 1828 года.

Митрополит благословил похоронить её на Дальних пещерах близ церкви Рождества Богородицы. Вынос тела по кончине её и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством.

Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь, которая находилась в 7 верстах от Киевской. Так сбылась мечта Ольги Васильевны быть погребенной в одной святой земле с преподобным Феодосием Печерским и его учениками.

Впоследствии купцом Киселёвым установлена на могиле матушки Олимпиады чугунная плита с пространной надписью и решетка.

Надпись на надгробной плите:

«На сем месте погребено тело в Бозе почившей Арзамасской Алексеевской женской общины настоятельницы Ольги Васильевны в инокинях Олимпиады, урожденной костромской купецской дочери Стригалевой, родившейся в 1771 году.

От юности лет втайне прияв желание уневестить себя Иисусу Христу и преодолев любовь к родителям любовию ко Господу, на 21-м году от рождения исполнила оное, вступила в Алексеевскую обитель в 1792-м году, пострижена во иноческий образ в 1795-м году. Марта 17 дня, и по воле Божией в 1813-м году избрана и утверждена начальством настоятельницею.

Беспрерывные болезни телесные не ослабили ея духа в руководствовании и назидании во благочестии вверенного ей духовного стада, 29 лет управляла Общиною, в 1828-м году, удовлетворяя влечению благочестивой души своей, в смертельной болезни отправилась в Киев, поклониться мощам святых Угодников Божиих, и здесь после 29-ти дневного страдания предала душу свою Господу, Августа 7-го дня в полном уповании на предстательство Преблагословенныя Девы Марии и Преподобных Отец Печерских. По усердию душевному устроил сие духовный сын ея Шуйский купец Василий Максимович Киселёв, 1830 года.»

В журнале «Сын Отечества» за 1829 год была помещена заметка:

«Настоятельница знаменитой Арзамасской общины Ольга Васильевна Стригалёва принадлежит к малому числу тех умных и необыкновенных особ, кои повсюду оставляют следы добродетели.

Претерпевая несносные страдания от недуга, коего жестокость лишает её малейшего движения, а нередко и самых чувств, Ольга Васильевна управляет сею общиною 25 лет и заслужила уважение от всего города, любовь и неограниченную преданность сестер, все, кто её лично знает, питают глубочайшее уважение к ея особе.

Совет

Надобно быть в Алексеевской общине, чтобы собственными наблюдениями поверить мои беспристрастные замечания, надобно, повторяю, видеть все мудрые распоряжения Ольги Васильевны и нерушимый порядок, постоянно царствующий в обители, иначе все похвалы мои не заслужат полного доверия. Она начертала превосходный план для главной церкви в общине.

Все послушницы участвовали в устроении сего храма. Недавно услыхал я, что почтеннейшая настоятельница Ольга Васильевна скончалась, и всеобщая скорбь жителей Арзамаса ознаменовала смерть её».

(по книге «Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схимонахиня Олимпиада». Свято-Введенский монастырь. Киев. 1998)

Сейчас мощи преподобной Олимпиады Арзамасской находятся в Свято-Введенском монастыре г. Киева.

на страницу МОЩЕВИК

на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Источник: http://troica-vp.zachalo.ru/mwvk/Olimpiada.html

Встреча святыни

19 августа 2018 года в 17.00 состоится торжественная встреча иконы с частицей святых мощей преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской на пересечении улиц Калинина и Карла Маркса.

Далее крестный ход проследует по ул. Карла Маркса через пл.

Соборную в Кафедральный Воскресенский собор, где будет совершено Всенощное бдение с чтением акафиста пред иконой преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской.

Схимонахиня Олимпиада, в миру — Ольга Васильевна Стригалева (в некоторых архивных источниках Стриганова) родилась 29 июня 1771 года в Костроме в семье благочестивых, именитых и богатых родителей Василия и Параскевы, хорошо известных в своем городе. С молодых лет таилось в сердце Ольги Васильевны намерение посвятить себя Богу.

Но она не только не могла сказать об этом своим родителям, но и вынуждена была скрывать от них свое устремление, зная, что они не одобрят ее выбор. Только сестра ее Фекла Васильевна была поверенной ее сокровенных дум и желаний. Вместе с ней, в тайне от своих родителей, они проводили бессонные ночи в молитвах и чтении назидательных книг.

Ревностные молодые труженицы пытались умерщвлять свою плоть, доходя до того, что зимою часами босые стояли на снегу, пока он не таял до самой земли. Вследствие этого Ольга Васильевна всю жизнь страдала болезнью ног, так , что под конец уже не могла передвигаться самостоятельно и сестры обители носили ее на руках.

Зато в болезненном теле молодой подвижницы возрастал воистину несломленный дух истиной рабы Христовой. С любимой сестрой Ольгу разлучило замужество Феклы, состоявшееся по воле родителей.

Читайте также:  Мученик иоанн воин

Не желая себе такой судьбы, Ольга за советом обратилась к настоятельнице Алексеевской общины в городе Арзамасе, схимонахине Марфе (Марии Петровне Протасьевой), которая также происходила из старинного рода костромских дворян и была дочерью бригадира Петра Григорьевича Протасьева. Когда-то схимонахиня Марфа тайно покинула отцовский дом, желая уйти в монастырь.

Посетив однажды в ссылке на Соловках старца Феодора Ушакова, Мария Петровна Протасьева по его благословению вступила в число сестер Арзамасской Алексеевской общины.

Обратите внимание

Отец Феодор очень ценил новую насельницу общины, и так как настоятельница по причине своих престарелых лет уже не могла управлять обителью, то против воли Марии Петровны он назначил ее новой настоятельницей, всего в 25-летнем возрасте. Мария Протасьева укрепила юную Ольгу Стригалеву в намерении принять иноческий образ.

2 августа 1792 года она совершила побег из родительского дома при помощи благочестивой помещицы Наталии Тихменевой и укрылась в Костромском женском монастыре, а затем тайно отправилась в Алексеевскую общину. Настоятельница схимонахиня Марфа с радостью приняла ее и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье.

Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям. Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители.

Они настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что не могли видеть ее в рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме. Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, она никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для нее приятнее пышных светских нарядов.

В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери и по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

Алексеевская община на протяжении ряда лет, с момента упразднения Алексеевского монастыря в 1764 году и до его официального утверждения в 1813, была не признанной властями, как светскими, так и духовными. Лишь благодаря духовному окормлению преподобного Феодора Санаксарского Алексеевская сестринская община, соблюдая данный им Устав, росла и укреплялась.

Родители Ольги -Василий и Параскева Стригалевы — впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители. Они вносили на помин своей души в церковную ризницу обильные пожертвования в виде напрестольного Евангелия, серебряной с позолотой богослужебной утвари, икон с дорогими окладами.

На их средства был также выстроен в монастыре один из каменных келейных корпусов. Наряду с этим различного рода пожертвования делала для монастыря и сама Ольга Васильевна. Под руководством схимонахини Марфы она ревностно проходила разные обительские послушания.

Важно

И хотя отец Феодор заповедал сестрам жить в общине без обетов и монашеского пострига, но с соблюдением полного монастырского общежительного устава, почти все начальницы общины тайно принимали не только обыкновенное монашеское пострижение, но и схиму. Ольга Васильевна Стригалева 17 марта 1795 года через о.

Адриана, «тайно от человек, но явно Богу», приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем. С этого времени, удручая тело трудами, ум обучая послушанию, любви, смирению, чистоте, воздержанию безмерному, нестяжанию совершенному, терпению, она стала всем примером, приобрела от настоятельницы и от всех сестер особое доверие.

Основными послушаниями сестер Алексеевской общины являлись различные рукоделия, прежде всего золотое шитье. Занимались они также и выделыванием и чернением сукна, шитьем иноческих облачений, изготовлением обуви, вязанием чулок и другими ремеслами, что составляло основной доход для совместного общежития.

К так называемой черной работе относились различные труды сестер по хозяйству: при трапезной, в хлебопекарне, квасоварне, на скотном дворе или на огородах. В 1813 году, по кончине настоятельницы схимонахини Марфы, все сестры единогласно избрали матушку Олимпиаду начальницей обители, но она со слезами просила оставить ее простой сестрою.

Сестры обители пошли ей навстречу и настоятельницей избрали сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и скончалась. Молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией и 13 августа 1813 года она была утверждена настоятельницей. Матушка Олимпиада была не только единодушно избрана сестрами, но и утверждена начальницей общины резолюцией Преосвященного Моисея.

(Указ Нижегородской Консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915) и Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского. Дело в том, что почти 36 лет Алексеевская община не имела полной самостоятельности, находясь в зависимости и в подчинении у Арзамасского Николаевского монастыря. И только в 1813 г.

Алексеевское общежитие, по распоряжению Преосвященного Моисея, епископа Нижегородского и Арзамасского, официально приняло название общины и получило самостоятельность. С этого времени начальницы стали утверждаться в этой должности Епархиальным Преосвященным.

Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Благодать, насажденная в Алексеевской общине преподобным Федором, укрепленная Марией Петровной, при схимонахине Олимпиаде расцвела в полном блеске.

По вступлении в должность новая настоятельница не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Схимонахиня Олимпиада мудро, по-хозяйски и с большим терпением управляла своей родной обителью, была любима всеми, не только сестрами, но и мирянами.

Совет

Обладая необыкновенным красноречием и даром убеждения, Ольга Васильевна очень часто в трапезной при общем собрании сестер произносила проникновенные наставления. А в те дни, когда по своей болезненности не могла быть в обществе сестер и устно общаться с ними, лежа на постели, писала им послания.

Именно ее трудами и заботами Алексеевская община развивалась не только во внутренней духовной жизни ее обитательниц, но и благоустраивалась внешне. Так, при ней был значительно расширен и великолепно украшен главный Вознесенский (летний) собор монастыря.

В период ее правления с помощью разных благотворителей построены: больничная церковь с помещениями для больных и престарелых сестер, три каменных корпуса, деревянные на каменном фундаменте мельница и колодец с водоподъемной машиной, приобретено несколько новых участков земли под монастырские огороды.

Вся жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась ее душа пред Господом, и особенно в годы настоятельства. К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возрастали под руководством опытных наставниц.

Как наставницей матушки Олимпиады была схимонахиня Марфа, так, в свою очередь и матушка Олимпиада стала духовной матерью еще для двух начальниц Алексеевской общины. Марфа Павловна Пирожникова, в схиме Марфа, была привезена в общину еще в детском возрасте, выросла и воспиталась здесь в кругу таких высоких подвижниц, каковы были схимонахиня Марфа и схимонахиня Олимпиада.

Значительную роль сыграла матушка Олимпиада и в судьбе еще одной настоятельницы общины — Варвары (Вильронд), которая родилась в семье лютеран, выросла и воспитывалась в этом же вероисповедании и носила имя Терезы. Однажды побывав в Алексеевской общине, она стала глубокой почитательницей начальницы, подвижническая жизнь которой произвела глубокое впечатление на юную душу Терезы.

Вскоре она решилась принять православие и посвятить себя иноческой жизни. Таинство миропомазания было совершено над ней в Алексеевской общине, причем восприемницей была настоятельница матушка Олимпиада. Под руководством своей восприемной матери Варвара всецело посвятила себя служению Богу.

Имея в лице матушки Олимпиады такую опытную руководительницу в духовной жизни, Варвара стала примером простоты, глубокого смирения и необыкновенного трудолюбия, и всю долгую жизнь отличалась этими высокими качествами, а незадолго до кончины приняла схиму с прежним именем Варвара.

Обратите внимание

Однако самым знаменитым и великим чадом схимонахини Олимпиады стал наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). Монахиня Олимпиада, обладая светлым, благодатным и просвещенным умом, оказала огромное влияние на выбор его жизненного пути. Отец Антоний долгое время находился под непосредственным духовным руководством матушки, которая приучала его к иноческим подвигам.

Она помогла ему понять то, к чему стремилась его душа, поддерживала его благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни, во многом способствовала формированию человеческих качеств архимандрита Антония. Монахиня Олимпиада стала для него примером высокой духовной жизни.

Наглядно видя ее приверженность монашеским правилам жизни, способность отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу, архимандрит Антоний сумел сделать правильный выбор и стал одним из выдающихся людей своего времени, человеком высокой духовной жизни и великих организаторских способностей.

На протяжении всей своей жизни он пользовался не только мудрыми советами и духовными наставлениями схимонахини Олимпиады, но и святоотеческими книгами, коими она его снабжала. В течение многих лет матушка Олимпиада была духовной опорой архимандриту Антонию на его нелегком подвижническом пути, а он всегда относился к ней как к своей духовной наставнице и глубоко ее почитал.

Находясь вдали от общины, занимая ответственную должность в управлении монастырем, он никогда не забывал свою духовную мать и обитель, возглавляемую ею. Именно сюда он неоднократно приезжал, получая благодатное утешение от иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этой общине подвизалась его старшая сестра Екатерина.

Архимандрит Антоний стал щедрым благотворителем общины, на его средства была открыта живописная мастерская, построена каменная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в которой проводилось ежедневное чтение Псалтыри с поминовением благотворителей обители.

Еще с молодых лет схимонахиня Олимпиада глубоко почитала святых чудотворцев Киево-Печерских и имела сильное желание поклониться в последние дни своей земной жизни святым мощам этих угодников Божиих.

Часто размышляла она над молитвой преподобного Феодосия, в которой он просил Господа о даровании Царствия Небесного всем, кто будет погребен на месте их обиталища, и с трепетом желала себе этого блаженства.

В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, она стала просить Преосвященного Афанасия (Протопопова), епископа Нижегородского и Арзамасского, отпустить ее в Киев. Однако в этот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины.

Важно

Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили: «Мы тебя от себя не отпустим». Только после нескольких настойчивых просьб владыка в 1828 году уволил ее, разрешив осуществить намерение. Однако радость омрачила болезнь, которая была настолько сильной, что сестры опасались за жизнь матушки.

Тем не менее, 14 июня 1828 года она отправилась в Киев. Горестным было прощание сестер со своей любимой настоятельницей. Больную матушку Олимпиаду после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали» на руках перенесли в дорожный экипаж. В течение всего путешествия состояние ее здоровья иногда менялось к лучшему, а иногда она настолько плохо себя чувствовала, что сопровождавшие ее сестры опасались, что она не доедет до Киева. В Киев Ольга Васильевна прибыла едва живая 3 мая 1828 года. С этого момента она постоянно была больна, но имела великое утешение, что Господь помог ей доехать до Лавры, приобщиться Божественных Тайн Христовых и любоваться на Великую Церковь. В Киево-Печерской Лавре не позволялось монашествующим исправлять какие-либо требы — для этого была устроена приходская церковь. Но, по благословению Его Преосвященства митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) лаврский иеромонах духовник матушки Олимпиады, видя угодницу Божию едва живой, сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. Едва батюшка вышел из покоев больной, она без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя, отошла ко Господу. Так 6 августа 1828 года в 9 часов вечера, на 56 году от рождения скончалась схимонахиня Олимпиада. Архимандрит — наместник Лавры сразу по кончине матушки отправился к митрополиту Евгению, дабы доложить Его Высокопреосвященству, что настоятельница Алексеевской общины умерла. Владыка благословил похоронить схимонахиню Олимпиаду на Дальних пещерах, вблизи церкви Рождества Богородицы. Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь, которая находилась в 7 верстах от Киева. Так сбылась мечта Ольги Васильевны быть погребенной в одной святой земле с преподобным Феодосием Печерским и его учениками. Впоследствии благотворитель Алексеевской общины купец Киселев установил на могиле матушки Олимпиады чугунную плиту с эпитафией и ограду. Обладая, подобно своей старшей наставнице Марии Петровне Протасьевой, необыкновенным даром убеждения и безграничной любовью к сестрам, настоятельница Ольга Васильевна оставила после себя «Духовное завещание», которое было найдено в ее бумагах в особом конверте уже после кончины. Эти бесценные, простые, но трогательные слова, изложенные более чем на 14 листах, свидетельствуют о безграничной любви ее к сестрам: «…Умоляю вас именем Божиим, хранить залог веры христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Российской Церкви, которую премудрость Божья создала себе и утвердила на седми столпах, то есть, на седми вселенских соборах…» Обретение мощей схимонахини Олимпиады состоялось по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Вышгородского Павла в ночь с 14 на 15 сентября 1999 года. 8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил: Благословить для местного прославления и чествования схимонахиню Олимпиаду (Стригалеву). Утвердить иконописное изображение святой. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака преподобной. Службу ей отправлять за чином преподобных. Останки преподобной Олимпиады считать святыми мощами. Память преподобной Олимпиаде Арзамасской и Киевской праздновать в день ее блаженной кончины, 6/19 августа. В настоящее время гробница с ее святыми мощами временно находится в храме Свято-Введенского мужского монастыря. По свидетельству прихожан и паломников, по молитвам пред мощами схимонахини Олимпиады получали исцеление люди, страдавшие болезнью ног.

Текст и фото с сайта благочиния Арзамаса.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния Арзамасского района Нижегородской епархии обязательна.

Источник: http://arzr.blagochin.ru/2018/08/10/vstrecha-svyatyni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector