Преподобному ефрему сирину — против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Молитва при гневе сирина

Религиозное чтение: молитва при гневе сирина в помощь нашим читателям.

Преподобному Ефрему Сирину

(Ефрем от природы был вспыльчивого характера, но после продолжительной борьбы с собой усвоил себе с помощью Божией, дар совершенного незлобия.)

О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим, веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние, да не во зло обратим дары Всеблагаго Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякаго зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Ефреме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Ефреме, дух твой.

Обратите внимание

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Ефреме, моли непрестанно о всех нас.

Ублажаем тя, преподобне отче Ефреме, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Как бороться с раздражительностью – молитва от гнева и раздражения

Во многих религиях гнев считается одним из основных пороков человека. Это душевная болезнь, которая требует исцеления. Вспышки гнева приносят страдания как самому человеку, так и окружающим его людям. Как контролировать свой гнев? Один из способов — молитва от гнева и злости.

Святые Отцы также предлагают в момент возникновения раздражения на другого человека вспомнить о собственных недостатках и грехах. Если чаще думать о своем несовершенстве, то недостатки других людей будут меньше вас раздражать.

Рекомендую также прочитать подробную статью «Как справиться с раздражительностью».

Как контролировать свой гнев с помощью христианской молитвы

Попробуйте регулярно читать следующие молитвы. Очень важно читать их искренне и с большим желанием освободиться от раздражения и злости.

Молитва от гнева Преподобному Ефрему Сирину

Ефрем имел вспыльчивый характер, но боролся со своим недостатком. И с Божией помощью обрел дар совершенного незлобия.

Как бороться с раздражительностью начальника

Начальников, к сожалению, не выбирают. Некоторые начальники вспыльчивы и по любому поводу срываются на своих подчиненных. Конечно, это портит настроение. Чтобы вспыльчивость и недовольство начальника обходили вас стороной, попробуйте читать перед выходом на работу специальные молитвы от гнева начальства. Некоторые из них представлены ниже.

Молитва от гнева начальника Господу Богу

Представьте себе смиренного начальника и ваше спокойное с ним взаимодействие. Читайте ее утром, перед работой.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Как бороться с гневом и раздражительностью — православие

Источник: https://xn——6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-pri-gneve-sirina/

При гневливости

Молитвы об исцелении душевных и духовных недуговПреподобному Ефрему Сирину

Тропарь, глас 8-й: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо Крест последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прележати же о души, вещи бессмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобне Ефреме, дух твой

Кондак, глас 2-й: Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель, преподобне. Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Молитва: О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние.

Да не во зло обратим дары Всеблагого Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякого зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков.

Аминь.

Праведному царю Давиду, псалмопевцу

Тропарь, глас 2-й: Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак, глас 3-й: Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва: О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter           ↑

Источник: https://theprayerbook.info/140-pri_gnevlivosti.html

День преподобного Ефрема Сирина: молитвы и обычаи праздника

«Пророк покаяния» — так называли современники Святого Ефрема, который оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди, поучения и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

В своих наставлениях он охватил почти весь круг нравственных предметов и преподал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели.

Житие

Преподобный Ефрем Сирин (сириец) родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии.

Дар красноречия был предсказан Ефрему еще в детстве. Родителям будущего Святого приснился вещий сон: как будто виноградная лоза выросла из уст мальчика и наполнила все небо сладкими и неиссякаемыми гроздьями.

Однако с детства Ефрем был вспыльчивым и раздражительным, часто ссорился и совершал необдуманные, а порой и глупые поступки до тех пор, пока Господь не вразумил его.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу, где он во сне услышал голос, который призвал его к покаянию. Спустя время юношу оправдали и отпустили, и он удалился в горы, где стал отшельником и одним из учеников Святого Иакова, впоследствии святителя Низибийского. 

© photo: Sputnik / Григорий Сысоев

Церковь Святого Иакова на холме Куденберг в Брюсселе

Под духовным руководством Святого Иакова преподобный Ефрем учился кротости и смирению, покорности Промыслу Божию, дающему силу безропотно переносить различные искушения.

Святитель Иаков высоко ценил достоинства своего ученика и употреблял их на благо Церкви, поручая ему читать проповеди и обучать детей.

Господь дал ему дар учительства — люди приходили к преподобному Ефрему, слушали его проповеди, читали его труды и учились покаянию, вере и благочестию. Говорили, что из уст его подобно сладкой реке истекала благодать, наполнявшая души его слушателей то умилением, то страхом Господним. А язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

В конце своей жизни преподобный Ефрем отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников и пообщаться с ними. На обратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого и по его настоянию был посвящен им в сан диакона, в котором Ефрем пребывал до конца жизни.

© photo: Sputnik / Михаил Воскресенский

Древняя Пальмира

Важно

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. В то время, жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода.

Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

Читайте также:  Страшно найти крестик

Дожив до глубокой старости, Ефрем Сирин скончался примерно в 373 году и был погребен в своей обители, в сирийской пустыне.

Творения и книги

Святой Ефрем оставил после себя многочисленные письменные творения: догматические сочинения, толкования Священного Писания, церковные песнопения и молитвы, которые обогатили церковное богослужение.

Литературная слава была предначертана Святому с выше. Один из агиографических памятников рассказывает о видение старца, в котором преподобный Ефрем съел свиток, поданный ангелом. А вскоре после этого, Святой начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего.

Ефрема Сирина называли Святым, который никогда не смеялся, более того из глаз его непрестанно лились слезы. О нем говорили, что плакать для Ефрема было так же естественно, как для других дышать воздухом.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Евангелие 17 века

Толкование Святого о слезах звучат так: «Начало плача — познание самого себя. Плач созидает и охраняет. Плач отирает слезами душу и делает ее чистой. Плач рождает целомудрие, отсекает прихоти, усовершает добродетели».

Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его произведения были переведены и на другие иностранные языки: греческий, армянский, латинский, славянский.

Великопостная молитва

Среди известных трудов Святого: молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божьему, Пресвятой Богородице, песнопения, которые исполняются в церкви на дни великих Господних праздников — Рождества Христова, Крещения, Воскресения.

Его молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом — в дни покаяния и очищения души.

© photo: Sputnik /

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Совет

В кратких строках молитвы преподобного Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Традиции и обычаи

На Руси у Ефрема было множество прозвищ: ветродуй, запечник, прибаутник, сверчковый заступник — соответственно, традиций и примет с этим днем было связано немало.

Для того, чтобы уберечь дом от нечистой силы и злых людей, пол в этот день в избе нужно было подмести веником из полыни. В этот день также категорически запрещалось убивать насекомых, которые жили в доме.

Главным событием этого дня были именины домового — доброго духа, хранителя дома и всего, что в нем находится. Люди, чтобы его задобрить, оставляли кашу на ночь на кухне.

В народе считали, что домовой не любит ссор, сварливых и неаккуратных людей и он их наказывает, пугая по ночам и создавая в доме беспорядок — гасит в печи огонь, опрокидывает лавки, разбрасывает посуду, прячет вещи.

А добрые и старательные люди всегда могли рассчитывать на его помощь.

В старину в каждой крестьянской семье держали кошку не только для охоты на мышей. Поговаривали, что кошка — это хозяйка дома, и она может поладить с домовым.

На Ефрема весь вечер на посиделках посвящали рассказам о домовом, его повадках и проделках. Рассказывали байки, пели частушки и прибаутки.

По приметам этого дня судили и о предстоящем лете — ветер на Ефрема предвещал дожди и сырость.

О чем молятся

Преподобному Ефрему Сирину молятся, если человека одолевают злоба или гнев. Женщины просят святого вразумить сердитых мужей, склонных распускать руки, а также молятся о мире в семье, доме и государстве.

Молитва

О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние.

Да не во зло обратим дары Всеблагого Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякого зла.

Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170209/234822726/Den-prepodobnogo-Efrema-Sirina-molitvy-i-obychai-prazdnika.html

Преподобный Ефрем Сирин – учитель покаяния

Преподобный Ефрем Сирин

Как учитель покаяния — этим именем называет его святая Церковь — Преподобный не столько обличает ближних, сколько стремится тронуть их души, смягчить. Достигает он этой цели весь­ма поучительно: на вид ставит своё недостоинство. «Обещался благоугождать Богу и солгал…

И теперь, когда слышу о суде, не обращаю на сие внимание, как будто стою выше падений и обвинений. Других увещеваю удерживаться от вредного, а сам в двойной мере делаю это» (1, 23-24). «Вы достойны удивления по добродетелям, а я нера­зумный беден ими. Вы, украшаясь воздержанием, благоугождаете Богу, а я беспечный подлежу осуждению.

Вы по добрым своим делам и похвальному целомудрию стали «благоуханием Христовым» (2 Кор. 2, 15), а я по своей изнеженности и лености весь стал злово­нием» (1, 3-4). «Горе мне, возлюбленные мои! Ибо стал я подобен ме­хам у кузнеца, которые наполняются и пустеют, ничем не пользуясь от ветра, а так и я, описывая добродетели стада Христова, сам не имею в них никакой части» (1, 81).

«Горе мне! Потому что грех не ос­тавил у меня ни члена здравого, ни чувства, которого бы не растлил» (1, 27). «Я ничто, а считаю себя за нечто; принадлежу к числу худых людей, а домогаюсь приобрести себе славу святости; живу во грехах, а хочу, чтобы почитали меня праведным.

Обратите внимание

Сам лжец, а на лжецов до­садую; оскверняюсь мыслью, а произношу приговор на блудников; осуждаю воров, а делаю обиды бедным… Пред женщинами хочу казаться любезным, перед богатыми — благочестивым, перед посто­ронними — надменным…» (1, 169-170).

«Кто же вздохнет о мне, прит­ворно носящем имя монаха? Кто будет плакать о мне, утратившем благоговение и терпение? И что буду делать, когда посетит меня Вла­дыка мой Христос? Посему прошу вас, возлюбленные, помолитесь о мне непотребном рабе, да избавлюсь от настоящего лукавого века, и благодать Христова да отверзет уста мои к славословию Святой и Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа» (2, 83).

«Приидите ко мне на помощь, как друзья, и оплачьте меня, как мертвеца, или сжальтесь надо мною, как над живым или полу­умершим. Излейте на меня милосердие свое, как на пленника, и приложите о мне старание, как о покрытом загнившими язвами, потому что весь я в струпах. Превосхожу я иудеев… Они от главы до ног объяты были болезнями, а у меня и все внутренности согнили» (1, 169).

Сурово обличив себя, Святой, как бы невзначай, переходит к слу­шателям и мягко — в форме условий — обращает к ним своё наставле­ние: «Если кто из вас, братия, имеет у себя нечистые и срамные по­мыслы, то да не предается в нерадении отчаянию, но да обратит сердце свое к Богу, и воздыхая, со слезами скажет: «Векую оставил мя еси и презрел? (Пс. 21, 1). «Векую лице Твое отвращаеши» от меня и забываешь смирение мое? (Пс. 43, 25). Да удержит меня рука Твоя, и не погибну. Если так с терпением будешь призывать Его, Человеко­любец вскоре, ниспослав благодать Свою в сердце твое, утешит тебя в мучительной и трудной брани» (1, 81-82).

Преподобный Ефрем Сирин

Покаяние Преподобный называет жертвенником Божиим, ибо «согрешающие при посредстве его умилостивляют Бога» (3, 162). Это трапеза Божия, «потому что чрез него вкушает Бог спасение челове­ческое» (3, 164). Истинное покаяние — это удаление от грехов и даже ненависть к ним (2, 232). Это «переплавка» себя, «воскрешение» себя из мертвых (3, 170).

В покаянии нуждаются все, ибо все грешат. «Кто говорит, что не согрешил, тот слеп, ходит ощупью и злосчастнее всех людей» (1, 39).

Начинается покаяние с устного исповедания своих грехов. Вот как говорит о сем Святой: «Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния» (3, 201). «Покаяние не имеет нужды в шуме и пышности, но нужна ему исповедь» (3, 185).

Итак, припадем к Нему, восплачем пред бла­гостью Его, исповедуясь и говоря: «Ты, Господи, Бог наш, а не кто иной. Пред Тобой согрешили мы и к Тебе припадаем, Господи.

Ибо никто не воспротивится Тебе, когда восхощешь спасти нас; Господи, потому что благ Господь и милосерд» (3, 77-78).

Описывая образ покаяния, Преподобный говорит о том, что не должно иметь места в нём. Прежде всего — это стыд. «Многие из стыда тайные недуги свои делают неисцелимыми, — утверждает он, — но напоследок скорбят, что не открыли их… Ибо лучше подвергнуть­ся нареканию и жить, нежели стыдиться и жалким образом умереть от глада.

Важно

И полезнее поболеть и остаться живым, нежели успокоить­ся на короткое время и впоследствии впасть в неисцельную болезнь» (1, 184-185). Недопустимы также нерадение, лень, холодность, небрежность. «Здесь нерадение — там никому не прощаемые проступ­ки… Здесь холодность — там казнь» (1, 194). «Не будем нерадивы, и не обленимся, имея такого милосердого Владыку.

Ибо, пока мы здесь, Он милосердствует, и спасает, и прощает беззакония наши. Кто не подивится, что за кратковременные слезы, что и в этот единонадесятый час прощает Он тысячи грехопадений и исцеляет тысячи язв на­ших, и, исцелив, еще дает награду за слезы» (1, 82). Можно каяться и после святого Крещения, «но не должно быть небрежными, понаде­явшись на покаяние» (3, 206).

Решительно исключается отчаяние. «Всех, кого печалит совесть о неприличных делах, умоляю: не отчаи­вайтесь в себе, не доставляйте радости своему сопернику. Но без стыда приступите к Богу, плачьте пред Ним и не теряйте в рассуждении себя надежды. Ибо Господь наш весьма; рад кающимся и ждет обращения нашего» (1, 67).

«Покайся, брат, и не приходи в робость! Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеком любие Христа, сказавшего: «Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9, 13)» (1, 38).

А что должно иметь место при покаянии? Искренность, откро­венность, твёрдое намерение исправиться. «Покаяние приносить должно от всего сердца» (3, 184). «Приноси твердое покаяние (не на показ. — К. С.), согрешивший» (3, 175).

«Не будь сегодня кающимся, а на утро грешником, и один день — в числе грешников, а другой — в числе кающихся» (4, 134).

Достигнув трезвости «не погружайся в опьянение, ежедневно греша, то строя, то разоряя, то соплетая, то распуская, подобно детям, которые много раз прилежно строют свои дома и, потом опрокинув, обращают все в кучу» (3, 27).

Кающийся должен быть тверд — «постоянно одним и тем же, а именно, всегда быть тем, чем начал. Если у кого будет в чем недостаток, это уже признак несовершенного обращения. Если он изменится, то сим об­личается, что в рассудке нет твердого основания. Такой человек при­носит покаяние, как обучающееся дитя, и как битый плачет по нуж­де; а не по произволению» (3, 184).

Читайте также:  Молитвы пресвятой богородице о путешествующих - для путешествующих

Определённого времени или предела в земной жизни для покая­ний нет — все оно годно. Как бы часто ни падал человек, ему всегда остаётся возможность встать, если он пожелает (4, 153). Тем не ме­нее, святой Ефрем призывает не отлагать покаяния: «Согрешила ты, душа моя! Покайся. Ибо вот дни наши проходят как тень.

Еще нем­ного, и пойдешь ты отсюда: страшными местами проходить будешь, душа моя, не отлагай день за днем обращения своего ко Господу. Увы мне, душа моя! Нечистыми делами отгнала ты от себя милость Божию. Не давай себе покоя, да не остается в бездействии зеница очей твоих, припадай к Благому и Человеколюбивому, чтобы даны были тебе с высоты благодать и милость» (1, 316-317).

«Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца» (1, 46).

Совет

Сирский Пророк довольно подробно разъясняет, как должен че­ловек каяться и что он тут же должен делать, чтобы, раскаявшись в том или ином грехе, подниматься по ступеням совершенствова­ния. «Приносишь ты покаяние в отравлении других? Истреби вся­кий след сего…

Перестал ты умерщвлять людей — удерживай и язык от клеветы, от злословия, от сплетней. Приносишь ты покаяние в идолослужении? Бегай гаданий, наблюдений полета птиц и дру­гих примет — это части идолослужения… Приносишь ты покаяние в блуде?.. Берегись смеха, шуток, сквернословия, чревоугодия — это пути* к блуду.

Приносишь ты покаяние в сделанной неправде? Отжени от себя всякую неправду… Приносишь ты покаяние в нару­шении клятвы? Совершенно воздержи себя от лжи… Приносишь покаяние в лукавстве? Бегай раздражительности, ненависти, завис­ти… Приносишь покаяние в неправославии? Не сближайся с ерети­ками…

Приносишь покаяние в том, что поссорился? Приучи язык свой отвечать кротко» (3, 169-170).

Плоды истинного покаяния велики — «многообильны», «многооб­разны» (3, 154,165). Истинное покаяние «приносит Богу доблестные дела». Это плодородное поле, ибо «во всякое время» возделывается. Это «древо жизни», ибо воскрешает умерших грехами.

«Покаяние — не ущербающий Божий мешец, потому что человеческие души сбе­регает от погибели. Это обильный прибыток у Бога, потому что при­водит к Нему,.. собирает грешников». Покаяние исторгает пороки и сеет «доблестное житие» (3, 154).

Оно приносит согрешивших в жертву и оживотворяет их, умерщвляет и воскрешает. «Как же это? Слушай: берет оно грешных, и делает их праведными. Вчера были мертвы — сегодня живы они для Бога покаянием. Вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые» (3, 167).

Это «великое горнило», принимающее медь и претворяющее ее в зо­лото, берущее свинец и отдающее серебро. «О сколько прибытков доставляет Богу покаяние!» (3, 168).

Особенно подчёркивает Преподобный спасительную силу пока­янного плача. «Плач созидает и охраняет, плач отирает слезами душу и делает ее чистой.

Обратите внимание

Плач рождает целомудрие, отсекает прихоти, усовершает добродетели» (1, 315-316). И более того, «вселяет в нас Единородного Сына, … привлекает на душу Духа Святого» (1, 65).

Потому Преподобный и призывает плакать пред Богом, чтобы Он избавил нас «от нескончаемого плача» (1:65. Ср.:1, 36; 3, 370).

Познав на своём личном опыте тихую небесную радость от сокру­шения, от покаянного плача, Святой скорбит, что есть такие люди — еретики, которые отвергают покаяние. Их он сравнивает с неверую­щими в Бога. «Горе еретикам, утверждающим, что нет покаяниям. К ним принадлежат и те, которые говорят, что нет Бога.

Ибо если нет покаяния для людей немощных, требующих уврачевания, сие то же значит, что сказать: нет Господа Бога» (3, 201). «Знаю, что ты утверж­даешь, будто бы после крещения нет уже покаяния. Что ты гово­ришь? Бог даровал нам благодать сыноположения в крещении и не даст благодати отпущения грехов? Даровавший великое не будет ми­лостив в малом?..

Не убедишь ты меня, еретик, хотя и желательно те­бе отрицать Божию благость» (3, 203).

Нет покаяния лишь только «для тех, которые торгуют покаяни­ем», которые, в надежде на него, пребывают в грехах. «О таковых сказано, что покаяние не имеет для них силы, потому что думают, будто бы Богу приятны ругатели.

Кто небрежет о Боге, чтобы благоугодить Богу, тому нет покаяния. Кто знает, что злое пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху.

На суде нет покаяния, потому что дело судьи не про­щать» но произносить суд о поступках» (3, 206).

Важно

В суммарном виде вбирает в себя учение об «утешительном покая­нии» глубоко назидательный «диалог» Преподобного с покаянием. «Предстало в духе моем (видел я), — говорит он, — утешительное пока­яние» и как бы на ухо сказало: «Если печалишься ты, как грешник, — бесполезна твоя печаль.

К чему печалиться тебе, грешник?» — «Да, — от­вечал я, — жгут и мучают меня и скорбь, и плач бесполезный; при виде множества грехов моих впадаю в безнадежность». — «Выслушай, греш­ник, — нашептывая в уши, сказало мне покаяние, — выслушай спаси­тельное слово, совет, который подаст тебе жизнь.

Будь внимателен, по­кажу тебе, как должно тебе скорбеть; и скорбь твоя будет полезна тебе, и плач твой сделается спасительным для тебя. Не впадай в отчаяние, не предавайся совершенной недеятельности, не печалься безутешно, смотря на свои вины, и не отлагай попечения о своем спасении.

Гос­подь твой милостив и благосерд, желает тебя видеть у дверей Своих… Если доселе ходил ты во грехах, то удержись от неправд, ударяй в дверь Его, и Он не оставит тебя вне… Если видишь множество тайных грехов своих, — это не должно делать тебя беспечным о своем спасении, пото­му что Господь твой может очистить тебя и убелить твою черноту.

Ес­ли грех и глубоко проник в тебя, как краска в волну, то, по написанно­му у пророка (Ис. 1, 18), Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник, беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, сделанных прежде, и Он примет тебя милостиво…

В этом, — сказало покаяние, — я тебе порукой; поступи по слову моему, грешник и оскверненный, и благий Господь примет и, подобно мне, объимет тебя с любовью… По­этому для твоей же пользы советую тебе, грешник: пока еще ты в этом мире, приходи ко мне, и будешь жив» (5, 51-53).

Преподобный представляет и образ покаяния в лице ниневитян после их обличения пророком Ионой. «Услышали цари, и смути­лись, сложили с себя венцы и уничижились. Услышали знатные, и пришли в ужас, вместо пышных одежд своих облеклись во вретища. Услышали почтенные старцы, и главы свои посыпали пеплом».

Бо­гатые открыли свои сокровищницы для бедных; заимодавцы порва­ли «рукописание» и «расточили»- милостыню; воры отдали даже свое; судьи прекратили свой суд; господа предоставили свободу подвластным; знатные и горделивые смирились. «Всякий, как долж­но, заботился о своем спасении. Нет человека, который бы замыслил другому обиду..

. Всякий осуждает сам себя, и милосерд к ближнему своему». «Истинно было покаяние» ниневитян (5, 55-56). Изображая его, святой Ефрем обращает внимание на одно чрезвычайно важное обстоятельство: «Проповедник не сказал жителям города, чтобы приносили они покаяние.

Совет

Сие давало разуметь, что всякий больной сам должен заботиться о своем уврачевании» (5, 57).

Последнее утверждение святого Ефрема означает лишь то, что он видел большую опасность в беспечности человеческой и потому говорит о необходимости самому больному заботиться о себе. Сам же Преподобный, научая духовному деланию, неоднократно обра­щается с призывами к покаянию и ублажает тех, кто прибегает к покаянию.

Человеколюбивый и Долготерпеливый Бог, по слову Преподобного, всех зовет к Себе, хочет, чтобы все спаслись (1, 37). «Припади и ты к Царю славы, исповедуя грехи свои, у Него множе­ство щедрот» (2, 183). «Множество грехов имеешь на себе? Не убой­ся вопиять к Богу. Приступи, не стыдись. Поприще для подвига близко — восстань, отряси с себя вещественность мира.

Подражай блудному сыну, который, расточив все, не стыдясь пошел к отцу» (3, 412). «Восстань, душа, спавшая доныне в грехе, отряси сон свой, спеши и в покаянии ищи прибежища — и Праведный умилостивит­ся, может быть, слезами твоими. Совлеки с ума своего покрывало скверны, чтобы око твое видело верно» (4, 321).

«Покаемся, братия, чтобы милостив был Бог ко грехам нашим; призовем Его, потому что оскорбили Его, смиримся, чтобы возвысил Он ; нас, будем плакать, чтобы утешил нас, отбросим от себя злой навык и обле­чемся в добродетель, как в одежду» (3, 145). «Поспешим, пока солн­це не достигло запада, пока дверь не затворена. После того, как нас­тупит ночь, никто уже не работает.

После того, как торжище жиз­ни прекратится, никто уже не занимается куплей. После того, как зрелище кончилось, никто уже не увенчивается, никто не начинает борьбы, никто не вступает в сражение» (3, 306).

И сам Преподобный обличает себя и исповедует: «Ударяю в дверь, чтоб отверзлась она для меня, не перестаю просить, чтоб получить просимое… Ты даруешь мне блага, Спаситель, а я воздаю за них лу­кавством. Будь долготерпелив ко мне развращенному…

Пока нб пос­тиг меня конец, освободи меня, Господи, от всякого лукавого дела, чтоб обрести мне благодать пред Тобой в час смертный… Спаси ду­шу мою, Господи, убели оскверненную мою ризу, чтоб я недостой­ный,..

достигнув нечаемой радости, сказал: '»Слава Избавившему сокрушенную душу»» (1, 28-29).

«Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных» (1, 342).

К.Е. Скурат. Наставления великих учителей церкви. — Яхрома, Троицкий собор, 2008.

10 Февраля 2019

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/prepodobnyy-efrem-sirin-uchitel-pokayaniya

Преподобный Ефрем Сирин. Духовные наставления. | Официальный сайт о матушке Алипии

Преподобный Ефрем Сирин – один из великих учителей Церкви.

По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сын языческого жреца, который за обращение сына ко Христу изгнал его из родительского дома.

Сам преподобный Ефрем называет себя человеком «неученым и малоосмысленным», но это сказано им лишь по смирению: его учености «удивлялся», по выражению Феодорита, святитель Василий Великий.

Письма и поучения «Сирского пророка» (название данное ему современниками) и сейчас  являются излюбленным чтением православных христиан.

Преподобный Ефрем оставил Церкви много умилительных молитв и песнопений. Словами преподобного Ефрема Сирина святая Церковь до сих пор молится во дни покаяния: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»

 Как бороться с грехами и помыслами

Знай, чадо, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они-то ведут брань со всяким человеком.

Обратите внимание

Если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий и победишь.

Если же хочешь препобедить блуд, возлюби бдение и жажду,  помышляй всегда о смерти, и никогда не имей бесед с женщиной и победишь.

Читайте также:  Преподобномученик тихон (кречков), архимандрит

Если хочешь препобедить сребролюбие, возлюби нестяжательность и нерасточительность.

Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли, сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и, однако же, Он как человеколюбец Бог, не гневался на них, а, напротив того, молился за них, говоря: Отче, отпусти им грех сей: не ведят бо, что творят (Лк. 23: 34).

Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о чем-либо временном; но если тебя язвят словом, или безпокоят, или безчестят, не печалься, а радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в этом случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть.

Если хочешь препобедить уныние, займись, хотя бы ненадолго, каким-нибудь рукоделием, или читай, или часто молись.

Если хочешь препобедить тщеславие, не люби ни похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни предпочтения. Напротив того, люби чтобы порицали и безчестили, возводя на тебя ложь; укоряй сам себя, что ты грешнее всякого грешника.

Если хочешь препобедить гордость, что ни делаешь, не говори, что делается это собственными твоими трудами или собственными твоими силами. Постишься ли, проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много земных поклонов, говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моей силой и не моим старанием.

Важно

Старайся, чадо, всегда быть простосердечным и искренним и не держи одно на сердце, а другое в устах, потому что это – коварство. Будь правдолюбив и нелжив, потому что ложь от лукавого. Не воздавай злом за зло, но если кто сделает тебе зло, прости его, чтобы и тебя Бог простил.

Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, злопамятство отступит от тебя. Смотри, не допускай в себя страсть зависти, чтобы диавол не поглотил тебя живого, но скорее исповедуйся и моли Бога, чтобы избавил тебя от таковой опасности.

Если видишь согрешающего, не разглашай его греха, не осуждай его, но питай к нему ненависти, чтобы и тебе не впасть в тот же грех, а лучше скажи: «Я хуже его, и сегодня согрешил он, а наутро согрешу я». Знай же и то, что бесы боятся молчания, поста, бдения, воздержания, смирения, молитв, слез и прочих добродетелей монаха.

Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы, сокрушение и безстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой.

Если обольщен будешь диаволом и впадешь в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не доводи себя до погибели, но прибегни к исповеди и к покаянию, и Бог не отвратится от тебя. Ему слава во веки! Аминь.

Тебя приемлет Бог. Не люби ходить в города. Ибо если не будешь видеть лукавого, то останешься чистым.

Не пей вина до опьянения, иначе сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям.

Не ешь по два раза в день, чтобы не огрубело тело твое, а с ним не окрепли и страсти.

Совет

Не запирай двери своей пред странником, потому что в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7: 2).

Посещай больных, да и тебя посетит Бог.

Не спи много, но неотступно проси помощи Божией, да избежищи яко птица от сети (Притч. 6: 5).

Не много говори, чтобы не впасть в ложь.

Ничего не приобретай себе сверх потребности своей, но живи с умеренным достатком.

Безмолвствуй и делай свое дело.

Всей силой держи в узде язык и чрево.

Имей смиренномудрие: будь как незнающий и невежда.

Будь кроток со всеми людьми.

Много вреда от говорливости и смеха, и муж благоразумный соблюдает безмолвие.

Имей всегда пред очами своими скорбь и смерть, и никогда искушение не приведет тебя в отчаяние.

И вечером и утром испытывай сам себя, как провел ты время.

Прочитано: 580 раз.

Источник: http://www.alipiya.com.ua/prepodobnyj-efrem-sirin-duxovnye-nastavleniya/

Канон святому преподобному Ефрему Сирину, Едесскому

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́кѡ по сꙋ́хꙋ пѣшеше́ствовавъ і҆и҃ль, по бе́зднѣ стопа́ми, гони́телѧ фараѡ́на ви́дѧ потоплѧ́ема, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь, пои́мъ, вопїѧ́ше.

Є҆ѵфра́тскимъ ѡ҆дожде́нїемъ твои́хъ моли́твъ дꙋ́шꙋ мою̀ напо́й, и҆зсо́хшꙋю зно́емъ страсте́й, и҆ сло́во мѝ вдохнѝ, тво́й восхвалѧ́ющꙋ пра́здникъ, всебл҃же́нне.

Свѣ́тъ мы́сленный ѡ҆блиста́въ, свѣ́тлое ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ со́лнце, свѣтолꙋ́чными добродѣ́тельми, и҆ ᲂу҆че́нїй добро́тами, є҆фре́ме, ѡ҆зарѧ́ѧ вѣ́рныхъ всѐ и҆сполне́нїе.

Стрꙋѧ́ми сле́зъ пла́мень страсте́й погаси́въ, бы́лъ є҆сѝ сосꙋ́дъ че́стенъ, є҆фре́ме, ст҃а́гѡ дх҃а, и҆сто́чники и҆сточа́ѧ ᲂу҆че́нїй, бг҃облаже́нне.

Бг҃оро́диченъ: Нетлѣ́нно сло́во во ᲂу҆тро́бѣ прїи́мши, родила̀ є҆сѝ и҆збавлѧ́ющаго ѿ тлѝ томꙋ̀ слꙋжа́щыѧ при́снѡ, мт҃и дв҃о чⷭ҇таѧ, две́ре и҆́стиннѡ жи́зни.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Нѣ́сть свѧ́тъ, ꙗ҆́коже ты̀, гдⷭ҇и бж҃е мо́й, вознесы́й ро́гъ вѣ́рныхъ твои́хъ, бл҃же, и҆ ᲂу҆тверди́вый на́съ на ка́мени и҆сповѣ́данїѧ твоегѡ̀.

Ти́ны всѧ́кїѧ страстны́ѧ себѐ ѡ҆чи́стивъ, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ прїѧ́телище добродѣ́телей ꙗ҆́кѡ и҆́стиннѡ, и҆ сосꙋ́дъ вмѣсти́теленъ дарова́нїй ст҃а́гѡ дх҃а.

Ника́коже сна̀ ѻ҆чи́ма да́въ, хра́мъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы, и҆ премꙋ́дрости сокро́вище, мі́ръ ѡ҆богаща́ѧ златоза́рными ᲂу҆чє́нїи, бл҃же́нне.

Познава́етъ дрꙋга́го тѧ̀ хрⷭ҇то́ва чⷭ҇тна́ѧ цр҃ковь златото́чнаго є҆ѵфра́та, наводнѧ́юща мꙋ́дрыхъ ᲂу҆че́нїй пото́ками, и҆ тва́рь всю̀ напоѧ́юща.

Бг҃оро́диченъ: Во двою̀ є҆стєствꙋ̀ є҆ди́ный ѿ ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы, и҆зъ чⷭ҇тыхъ твои́хъ крове́й вопло́щсѧ бг҃олѣ́пнѡ про́йде, сꙋ́щыѧ ѿ а҆да́ма спаса́ѧ, всечⷭ҇таѧ, бл҃года́тїю.

Сѣда́ленъ, гла́съ є.

Сокро́вище премꙋ́дрости та̑инъ хрⷭ҇то́выхъ, ча́шꙋ бж҃е́ственнагѡ ᲂу҆миле́нїѧ, воспои́мъ, вѣ́рнїи, въ па́мѧти є҆гѡ̀, тезоиме́ннѡ бо при́снѡ сердца̀ вѣ́рныхъ весели́тъ, словесы̀ бжⷭ҇твенными є҆фре́мъ, ꙗ҆́кѡ дѣ́латель и҆ таи́нникъ гдⷭ҇нихъ ѿкрове́нїй.

Бг҃оро́диченъ: Те́плаѧ предста́тельнице и҆ непобѣди́маѧ, ᲂу҆пова́нїе и҆звѣ́стное и҆ непосты́дное, стѣно̀ и҆ покро́ве и҆ приста́нище притека́ющихъ къ тебѣ̀, приснодв҃о чⷭ҇таѧ, сн҃а твоего̀ и҆ бг҃а молѝ со а҆́гг҃лы, ми́ръ да́ти мі́рꙋ, и҆ спасе́нїе, и҆ ве́лїю ми́лость.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Кресто́мъ сн҃а твоегѡ̀, бг҃облагода́тнаѧ, і҆́дѡльскаѧ пре́лесть всѧ̀ ᲂу҆праздни́сѧ, и҆ де́мѡнскаѧ крѣ́пость попра́сѧ: сегѡ̀ ра́ди вѣ́рнїи по до́лгꙋ тѧ̀ при́снѡ пое́мъ и҆ бл҃гослови́мъ, и҆ бцⷣꙋ вои́стиннꙋ и҆сповѣ́дающе тѧ̀ велича́емъ.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Хрⷭ҇то́съ, моѧ̀ си́ла, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, честна́ѧ цр҃ковь бг҃олѣ́пнѡ пое́тъ, взыва́ющи, ѿ смы́сла чи́ста, ѡ҆ гдⷭ҇ѣ пра́зднꙋющи.

Обратите внимание

Глаго́лѡвъ си́ла твои́хъ протечѐ ве́сь мі́ръ, высокотво́рнымъ сїѧ́нїемъ смире́нїѧ, слѣпотꙋ̀ дꙋ́шъ ѿгонѧ́щи, блаже́нне.

Непоро́чно соверши́лъ є҆сѝ житїѐ, слеза́ми себѐ ѡ҆мыва́ѧ, и҆ сꙋдїѝ всѣ̑мъ прише́ствїе написꙋ́ѧ словесы̀ мꙋ́дрыми, бг҃оѧвле́нне досточꙋ́дне.

Ви́дѣвъ твоегѡ̀ гдⷭ҇ь смире́нїѧ пресла́внꙋю высотꙋ̀, высокотво́рное сло́во тебѣ̀ да́рꙋетъ, и҆́мже є҆ресе́й лю̑таѧ смири́шасѧ возношє́нїѧ.

Оу҆крѣпи́всѧ благода́тїю вседержи́телѧ, къ нача́лѡмъ ѡ҆полчи́лсѧ є҆сѝ дє́мѡнскимъ, ѻ҆́тче, и҆ побѣди́лъ є҆сѝ, ѡ҆ на́съ молѧ́сѧ те́плѣ, восхвалѧ́ющихъ тѧ̀.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ бж҃е́ственный хра́мъ, ꙗ҆́кѡ го́рꙋ ст҃ꙋ́ю, ꙗ҆́кѡ и҆сто́чникъ нетлѣ́нїѧ, ꙗ҆́кѡ и҆збра́ннꙋ є҆ди́нꙋ бы́вшꙋю зижди́телю на́шемꙋ бг҃ꙋ, дв҃ꙋ ᲂу҆блажи́мъ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Бж҃їимъ свѣ́томъ твои́мъ, бл҃же, ᲂу҆́тренюющихъ тѝ дꙋ́шы любо́вїю ѡ҆зарѝ, молю́сѧ, тѧ̀ вѣ́дѣти, сло́ве бж҃їй, и҆́стиннаго бг҃а, ѿ мра́ка грѣхо́внагѡ взыва́юща.

Сле́зъ пото́ками, сласте́й до конца̀, ѻ҆́тче, и҆зсꙋши́лъ є҆сѝ пꙋчи́нꙋ: и҆ и҆сточє́нїи твои́хъ ᲂу҆че́нїй, є҆ресе́й пото́ки, блаже́нне, потопи́лъ є҆сѝ.

Оу҆́мъ тво́й манове́нїемъ є҆́же къ бг҃ꙋ, ѻ҆́тче, просвѣща́емь, є҆фре́ме, бг҃ови́дѣнъ ве́сь бы́сть, ꙗ҆́коже зерца́ло бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а, невеще́ственнѡ ꙗ҆влє́нїѧ прїе́млѧ.

Хра́мъ бы́лъ є҆сѝ вмѣсти́теленъ, ѻ҆́тче, трⷪ҇цы вои́стиннꙋ, и҆ и҆спещре́нъ, благода́тїю, и҆ ѡ҆заре́нїемъ чи́стыхъ добродѣ́телей, и҆ ᲂу҆че́нїй цѣ́лостїю.

Бг҃оро́диченъ: Ме́ртва мѧ̀ показа̀ во є҆де́мѣ вкꙋше́нїе дре́ва, лꙋка́вымъ навѣ́томъ ѕмі́ѧ: ты́ же жизнода́телѧ хрⷭ҇та̀ ро́ждши, ѡ҆живи́ла мѧ̀ є҆сѝ, є҆ди́на бг҃ора́дованнаѧ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зрѧ̀ напа́стей бꙋ́рею, къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ твоемꙋ̀ прите́къ, вопїю́ ти: возведѝ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й, многоми́лостиве.

Не песо́къ ѡ҆снова́нїе, но вѣ́рꙋ нерасте́рзнꙋ, бг҃оно́се, положи́въ, ѿ вра́жїихъ всѧ́ческихъ навѣ́тѡвъ непрекло́ненъ пребы́лъ є҆сѝ, непобѣди́мою дла́нїю ѡ҆кормлѧ́емь.

Важно

Ѧ҆зы́къ тво́й ꙗ҆́кѡ тро́сть пи́сменника скоропи́сца вои́стиннꙋ бы́сть, повѣствꙋ́ющъ ра́зꙋмъ всеблагочести́въ, на скрижа́лѣхъ начерта́ющь серде́чныхъ, ѻ҆́тче, зако́нъ дх҃а.

Твою̀ пла́вающїи догма́тѡвъ тишинꙋ̀, є҆фре́ме бг҃омꙋ́дре, пꙋчи́ны треволне́нїй и҆збавлѧ́ютсѧ дꙋшевре́дныхъ и҆ бꙋ́ри є҆ресе́й возни́чꙋще вѣ́рою спаса́ютсѧ.

Бг҃оро́диченъ: Всѧ́кїѧ вы́шши разꙋмѣва́емыѧ, ꙗ҆́кѡ бг҃ъ, и҆ ви́димыѧ тва́ри, вопло́щсѧ про́йде и҆зъ твоегѡ̀ чре́ва, соблю́дъ тѧ̀ нетлѣ́ннꙋ ꙗ҆́коже бѣ̀ пре́жде рождества̀, мт҃и дв҃о.

Конда́къ, гла́съ в҃.

Ча́съ при́снѡ прови́дѧ сꙋда̀, рыда́лъ є҆сѝ го́рькѡ, є҆фре́ме, ꙗ҆́кѡ любобезмо́лвный, дѣ́лателенъ же бы́лъ є҆сѝ въ дѣ́лѣхъ ᲂу҆чи́тель, преподо́бне. тѣ́мже, ѻ҆́тче всемі́рный, лѣни̑выѧ воздвиза́еши къ покаѧ́нїю.

І҆́косъ:

Ѿ во́дъ бл҃года́ти твоеѧ̀ и҆ска́пи въ дꙋ́шꙋ мою̀, ѡ҆мыва́ѧ ю҆̀ ѿ всѧ́кїѧ скве́рны нечи́стыѧ: ꙗ҆́кѡ да ѿ си́хъ ѡ҆чи́ститсѧ, и҆ ревни́тельно житїѐ по всемꙋ̀ дх҃о́внѡ, про́чее лѣ́то сконча́вши, сла́дости бжⷭ҇твенныѧ наслади́тсѧ, є҆ѧ́же наслади́лсѧ є҆сѝ, и҆ напои́лъ є҆сѝ всѧ̑ ѿ страсте́й пали̑мыѧ. се́ бо словесы̀ твои́ми лѣни̑выѧ воздвиза́еши къ покаѧ́нїю.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Росода́тельнꙋ ᲂу҆́бѡ пе́щь содѣ́ла а҆́гг҃лъ преподѡ́бнымъ ѻ҆трокѡ́мъ, халдє́и же ѡ҆палѧ́ющее велѣ́нїе бж҃їе, мꙋчи́телѧ ᲂу҆вѣща̀ вопи́ти: благослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Законоположи́тель мона́шествꙋющихъ и҆звѣ́стнѣйшїй ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, прече́стне, и҆з̾има́тель же ѿ вра́жїихъ всѧ́ческихъ сплете́нїй. Тѣ́мже твою̀ почита́ютъ честнꙋ́ю и҆ свѧще́ннꙋю на землѝ, блаже́нне, па́мѧть.

И҆зрѧ́денъ дх҃а, приснопа́мѧтне, ѻ҆рга́нъ бы́лъ є҆сѝ, возглаша́ющїй твои́ми всегда̀ дохнове́ньми, и҆ пѣ́снь спаси́тельнꙋю на́мъ покаѧ́нїѧ пѣснопоѧ̀, воспѣва́ющымъ тѧ̀.

Бг҃оро́диченъ: Па́че сло́ва твоѐ зача́тїе, бг҃оневѣ́сто, бг҃а бо сло́ва родила̀ є҆сѝ и҆зба́вльшаго ѿ безслове́сїѧ всѧ̑ человѣ́ки, и҆ сло́во подаю́ща вопи́ти: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆ц҃ъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: И҆зъ пла́мене преподѡ́бнымъ ро́сꙋ и҆сточи́лъ є҆сѝ, и҆ пра́веднагѡ же́ртвꙋ водо́ю попали́лъ є҆сѝ: всѧ̑ бо твори́ши, хрⷭ҇тѐ, то́кмѡ є҆́же хотѣ́ти. тѧ̀ превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Свѣтоно́сенъ ꙗ҆́кѡ и҆но́е показа́лсѧ є҆сѝ со́лнце, ᲂу҆че́нїй лꙋчѝ и҆спꙋща́ѧ концє́мъ, тмꙋ̀ несвѣ́тлꙋю ѿгна́лъ є҆сѝ, блаже́нне, всѧ́кагѡ грѣха̀, свѣ́томъ покаѧ́нїѧ.

Стрꙋѧ́ми бжⷭ҇твенныхъ догма́тѡвъ ѡ҆крꙋжа́емь, ꙗ҆́коже и҆на́ѧ рѣка̀ и҆з̾ є҆де́ма текꙋ́щи, лицѐ землѝ напаѧ́ѧ, чꙋ́дне, и҆ нече́стїѧ пле́велы подавлѧ́ѧ.

Бг҃оро́диченъ: И҆́стиннꙋю бцⷣꙋ и҆сповѣ́дающе тѧ̀, а҆́гг҃льски є҆́же ра́дꙋйсѧ, вѣ́рою вопїе́мъ тѝ: є҆ди́на бо ра́дость на землѝ родила̀ є҆сѝ, ѡ҆бра́дованнаѧ при́снѡ бл҃гослове́ннаѧ.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Бг҃а человѣ́кѡмъ невозмо́жно ви́дѣти, на него́же не смѣ́ютъ чи́ни а҆́гг҃льстїи взира́ти: тобо́ю бо, всечⷭ҇таѧ, ꙗ҆ви́сѧ человѣ́кѡмъ сло́во воплоще́нно, є҆го́же велича́юще, съ нбⷭ҇ными вѡ́и, тѧ̀ ᲂу҆блажа́емъ.

Совет

Оу҆ѧзви́всѧ любо́вїю вседержи́телѧ, всѐ твоѐ житїѐ рыда́ѧ сконча́лъ є҆сѝ, вопїѧ̀ со ᲂу҆́жасомъ, преподо́бне: ѡ҆сла́би во́лны твоеѧ̀, сп҃се, бл҃года́ти, се́ю мѧ̀ бога́тнѡ соблюда́ѧ въ бꙋ́дꙋщей жи́зни.

Сла́дко сло́во твоѐ, ᲂу҆миле́нїѧ пода́тельно, и҆спо́лнено просвѣще́нїѧ притека́ющымъ, бг҃оно́се є҆фре́ме досточꙋ́дне: непоро́чно же житїѐ, всѣ́ми ᲂу҆краша́емо бг҃осїѧ́нными добродѣ́тельми, и҆ просвѣща́емо.

Хра́мъ дх҃а бы́лъ є҆сѝ, и҆ рѣка̀ во́дъ живото́чныхъ и҆сполнѧ́ема, цр҃кве ѡ҆снова́нїе незы́блемое, ᲂу҆твержде́нїе мона́шествꙋющихъ, стрꙋѧ̀ приснотекꙋ́щаѧ бж҃е́ственнагѡ ᲂу҆миле́нїѧ, є҆фре́ме досточꙋ́дне.

Бг҃оро́диченъ: Разꙋмѣ́ти не мо́жетъ ᲂу҆́мъ человѣ́ческїй, є҆́же па́че ᲂу҆ма̀ ржⷭ҇тва̀ твоегѡ̀, дв҃о, та́инство: бг҃ъ бо всели́всѧ во ᲂу҆тро́бꙋ твою̀, ключа̀ дѣ́вства не поколеба̀, ꙗ҆́коже вѣ́сть є҆ди́нъ са́мъ непостижи́мый.

Свѣти́ленъ.

Ча́ша сокрове́нныхъ хрⷭ҇то́вы мꙋ́дрости сокро́вищъ, є҆фре́ме, твои́мъ ᲂу҆миле́нїемъ, прпⷣбнѣ ѻ҆́тче, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, и҆ ᲂу҆чє́нїи твои́ми бжⷭ҇твенными дꙋ́шы вѣ́рныхъ весели́ши.

Бг҃оро́диченъ: Держа́внымъ твои́мъ кро́вомъ ѿ врагѡ́въ навѣ́та ны̀, чⷭ҇таѧ, твоѧ̑ рабы̑ сохранѝ всѧ̑ невреди̑мы: тѧ́ бо є҆ди́нꙋ и҆́мамы прибѣ́жище въ нꙋ́ждахъ.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-efremu-sirinu-edesskomu/

Ссылка на основную публикацию