11 августа. Преподобномученики Серафим, Феогност, Анатолий и Пахомий
Сегодня Святая Церковь творит память: Новомучеников XX века: прмчч. Серафима (Богословского), Феогноста (Пивоварова), Анатолия (Смирнова) и Пахомия (Русина), иеромонахов, и сщмч. Алексия Красновского, пресвитера.
С целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников святитель Туркестанской кафедры епископ Александр (Кульчицкий) вознамерился зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду.
В 1882 году там был основан мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь.
Первые насельники обители приложили много трудов для возведения монастырских стен и зданий и устроения хозяйства, терпя недоброжелательное отношение кочующих племен, нападения на послушников и монастырские пастбища.
Умножение братии последовало в 1886 году, когда в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с острова Валаам восемь иноков во главе с игуменом Севастианом, неся с собой дух древней обители. Несколько лет спустя, уже в начале ХХ столетия, в монастырь были приглашены несколько иноков из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий, поминаемые сегодня в лике преподобномучеников.
Известно, что это были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием.
Не представляется возможным с точностью установить биографические данные всех Казахстанских подвижников. Иеромонах Серафим (Богословский) родился в городе Глухове в 1870 годы. Мирское имя его Александр. Его отец Евфимий был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семье было двое детей — Саша и его старшая сестра.
Матери было открыто Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Когда Александр был еще мальчиком-гимназистом, она, как-то проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нем плакала, а он очень любил и жалел ее. Как-то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала.
Вдруг он заметил, что она плачет и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в душу мальчика.
Александр рассуждал так: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!» И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.
Достоверно известно, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли свое служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель. В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе города Верного (ныне город Алматы).
После прихода в Верном в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), монахи ушли в горы и в восьми верстах от города в горном урочище Медео создали скит на сопке Мохнатой.
Иеромонах Серафим обустроил в нем церковь, вырытую в склоне горы, и стал духовником. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединенного места. Такое место они нашли на горе Кызылжар.
Там иноками были поставлены кельи и вырыты пещеры. Был сооружен и Престол.
Отец Пахомий до 1916 года был также переведен в город Верный и дальнейший его путь Господь связал с глинскими подвижниками Серафимом и Анатолием.
В 1921 году в Кызылжарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, приставили ружье в спину и выстрелили.
Он успел крикнуть: «Анатолий!» Отец Анатолий, услышавший отца Серафима, убежал на пасеку за помощью и остался жив. Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Возможно, устав от ночной молитвы, он прилег в своей келье отдохнуть.
Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался — красные выстрелили ему в сердце.
На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Позже иеромонах Анатолий отпел своих духовных братьев на Мохнатой сопке.
После всего случившегося отец Пахомий, отец Ираклий и отец Анатолий жить в скиту не остались. Иеромонах Пахомий в 1936 году был расстрелян в тюрьме. Иеромонах Анатолий в середине 20-х годов ушел в Сухуми, где жил в горах, вел переписку с верненскими монахинями.
Вскоре ими была получена весть об аресте и расстреле отца Анатолия. Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими.
В настоящее время на месте Кызылжарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.
Преподобномученики Серафиме, Феогносте, Анатолие и Пахомие, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
ИСТОЧНИК
Источник: https://martyr.ru/1405-11-avgusta-prepodobnomucheniki-serafim-feognost-anatolij-i-pakhomij
Анатолий (Смирнов) (? – конец 1920-х) – иеромонах, регент, композитор, преподобномученик
Память 11 августа (29 июля по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Казахстанских.
Отец Анатолий был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был замечательным певцом и незаурядным регентом, писал духовную музыку.
В начале XX века отец Анатолий в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь Семереченской области Туркестанского края.
В монастырь он прибыл вместе с иноками Серафимом и Феогностом. Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой, в Аксайском ущелье около города Верного (Алма-Аты).
В 1909 году был рукоположен во иеромонаха в городе Верном.
К этому периоду времени относится основание в городе Верном Иверско-Серафимовской женской общины, обращенной в 1910 году в женский общежительный монастырь. Отец Анатолий прилагал к укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц.
В 1913 году в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение. Отец Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место.
В поисках места монахи остановились на ночь неподалеку от города Верного в Аксайском ущелье близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет.
На этом месте они поставили келии на расстоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры – в одной хранили продукты, в двух других молились (пещеры эти существуют поныне). Служили в большой деревянной келии отца Анатолия.
В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики.
В 1916 году отец Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе города Верного.
В августе 1921 году все пятеро монахов Аксайского скита пошли в город Верный в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит.
Утром 11 августа 1921 года иеромонахи Серафим и Феогност были убиты вооруженными красноармейцами-грабителями, а отец Анатолий, предупрежденный отцом Серафимом, убежал на пасеку за помощью и остался жив. Он и отпевал, и хоронил, и служил сорокоуст по убиенным монахам.
После всего случившегося оставшиеся в живых отец Анатолий, отец Пахомий и отец Ираклий жить в скиту не остались.
После закрытия Иверско-Серафимовского женского монастыря еще некоторое время была действующей монастырская Всехсвятская церковь, в которой с 1921 года и служил отец Анатолий. Там же он управлял хором и писал музыку.
В середине 1920-х годов отец Анатолий ушел в Сухуми, где жил также в горах. Он вел переписку с монахинями Иверско-Серафимовского монастыря. Вскоре ими была получена весть с Кавказа об аресте и расстреле отца Анатолия.
11 августа 1993 года иеромонах Анатолий (Смирнов) был канонизирован Синодальной комиссией при Московском Патриархате как местночтимый святой Алма-Атинской епархии.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Источник: https://mitropolia.kz/august/449-anatolij-smirnov.html
Анатолий (Смирнов), иеромонах, преподобномученик (1930-1935)
Заказать икону святого
Дни празднования в 2019 году:
Отец Анатолий был высокообразованным иноком, ведшим подвижническую жизнь. Он был замечательным певцом и незаурядным регентом, писал духовную музыку. В начале XX века о.
Анатолий в числе других монахов Глинской пустыни (преподобномученики иеромонахи Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров)) был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882г.
на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников епископом Александром (Кульчицким).
В Свято-Троицком монастыре Глинские иноки сблизились с монахами Пахомием (Русиным) и Ираклием. Сейчас, когда минуло почти столетие, не представляется возможным с точностью установить биографические данные Казахстанских подвижников и фактическую сторону описываемых событий.
Достоверно известно лишь то, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный (ныне Алма-Ата), где удостоились получить священный сан и несли своё служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, за которое в 1912 году были удостоены права ношения набедренника. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель.
Известно, что в 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском Кафедральном соборе города Верный.
После событий, потрясших Верный прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова, память 3 сентября), монахи ушли в горы и в 8-ми верстах от города, в горном урочище Медео, создали и устроили скит на сопке Мохнатой.
Иеромонах Серафим обустроил в нём церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан монахиням, а братия решила искать большего уединения.
Новое место для скита было найдено на горе Кызыл-Жар и было указано Богом: во время поиска монахи остановились на ночь в Аксайском ущелье близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет.
Поднявшись на гору, осмотрели место, откуда с наступлением сумерек исходило неземное сияние и, вернувшись, говорили: Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!.
Тут они и поставили келии на растоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры одну для хранения продуктов, две другие для молитвы. (Пещеры эти существуют и поныне.) Служили в большой деревянной келии отца Анатолия.
В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики…
Однажды о.Серафим видел в тонком сне следующее: Идут они втроем о.Анатолий, о.Феогност и о.Серафим по ущелью и видят храм стоит, красоты необыкновенной. Зашли в него все втроем, но о.Анатолий вышел из храма и убежал. И висят в этом храме 5 горящих паникадил.
Вот одно из них, центральное паникадило, закачалось, закачалось, оборвалось и упало на пол. Второе паникадило закачалось и упало. Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели неподвижно. Этот сон оказался впоследствии вещим.
Лето 1921г. было очень дождливым и разрешилось сильнейшим наводнением-селем, который прошел в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери. В августе 1921г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в город Верный в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит.
Утром 11 августа 1921г. были убиты вооруженными красноармейцами-грабителями иеромонахи Серафим и Феогност, а о.Анатолий, предупрежденный о.Серафимом, убежал на пасеку за помощью и остался жив. Он и отпевал, и хоронил, и служил сорокоуст по убиенным монахам. После всего случившегося оставшиеся в живых о.Анатолий, о.Пахомий и о.
Ираклий жить в скиту не остались.
Иеромонах Анатолий после 1921 года некоторое время жил в городе Верном, служил во Всехсвятском храме Иверско-Серафимовского монастыря, который после закрытия обители некоторое время был действующим.
Там же он управлял хором и писал музыку. В середине 20-х годов он ушёл в Сухуми, где жил в горах и вёл переписку с Верненскими монахинями.
Вскоре ими была получена весть об аресте и расстреле отца Анатолия.
Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Anatolijj_Smirnov_ieromonakh_prepodobnomuchenik_1930-1935.html
Иеромонахи — Православный календарь
Алексий (Задворнов) – преподобномученик, иеромонахАнатолий (Смирнов) – преподобномученик, иеромонахАнатолий (Ботвинников) – священномученик, иеромонахАнин Халкидонский – иеромонахАнин Халкидонский – иеромонахАнтипа (Кириллов) – преподобномученик, иеромонахАнтоний Сийский – преподобный, иеромонахАнтоний – священномученик, иеромонах Белогорского Св.
-Николаевского монастыряАполлинарий (Мосалитинов) – преподобномученик, иеромонахАполлос (Федосеев) – священномученик, иеромонахАрефа (Митренин) – исповедник, иеромонахАристарх (Заглодин-Кокорев) – священномученик, иеромонахВалентин (Лукьянов) – преподобномученик, иеромонахВарлаам Керетский – Архангельский, иеромонахВарфоломей (Ратных) – священномученик, иеромонахВасилий (Эрекаев) – священномученик, иеромонахВасилий (Мазуренко) – преподобномученик, иеромонахВасилий Печерский – священномученик, иеромонахВладимир (Загреба) – священномученик, иеромонахВячеслав – священномученик, иеромонах Белогорского Св.-Николаевского монастыряГавриил (Владимиров) – священномученик, иеромонахГавриил (Гур) – преподобномученик, иеромонахГалактион (Новиков) – священномученик, иеромонахГеннадий (Летюк) – священномученик, иеромонахГеоргий (Пожаров) – священномученик, иеромонахГерасим (Сухов) – священномученик, иеромонахГерасим (Мочалов) – священномученик, иеромонахГригорий (Воробьев) – священномученик, иеромонахГурий (Самойлов) – преподобномученик, иеромонахДанакт (Калашников) – священномученик, иеромонахДионисий Печерский – Щепа, затворник, иеромонахЕвфимий Великий – иеромонахЕвфимий (Любовичев) – преподобномученик, иеромонахЕвфросин (Антонов) – преподобномученик, иеромонахИгнатий (Даланов) – преподобномученик, иеромонахИерофей (Глазков) – священномученик, иеромонахИларион Требийский – священномученик, иеромонахИларион (Цуриков) – священномученик, иеромонахИларион Грузинский – иеромонахИларион (Громов) – преподобномученик, иеромонахИларион (Писарец) – священномученик, иеромонахИлия – священномученик, иеромонах Белогорского Св.-Николаевского монастыряИлия (Вятлин) – преподобномученик, иеромонахИоанн – священномученик, иеромонах Белогорского Св.-Николаевского монастыряИоанн (Лаба) – священномученик, иеромонахИоанн (Смирнов) – священномученик, иеромонахИоанн Палеолаврит – Ветхопещерник, иеромонахИоасаф (Шахов) – священномученик, иеромонахИоасаф (Боев) – священномученик, иеромонахИоасаф – священномученик, иеромонах Белогорского Св.-Николаевского монастыряИона (Санков) – преподобномученик, иеромонахИона Палестинский – иеромонахКиприан (Нелидов) – преподобномученик, иеромонахКоприй Египетский – иеромонахКосма Этолийский – Афонский, Албанский, равноапостольный, иеромонахКосма Этолийский – Афонский, Албанский, равноапостольный, иеромонахКосма (Магда) – преподобномученик, иеромонахКосма (Вязников) – священномученик, иеромонахКукша Печерский – священномученик, иеромонах (просветитель вятичей)Лаврентий (Никитин) – священномученик, иеромонахЛазарь Галисийский – иеромонах, преподобный, пресвитерЛазарь Константинопольский – исповедник, иеромонахЛеонид Устьнедумский – иеромонахЛонгин Коряжемский – иеромонахЛука Столпник – Халкидонский, иеромонах, столпник, преподобныйМакарий (Смирнов) – священномученик, иеромонахМакарий (Моржов) – священномученик, иеромонахМакарий Александрийский – Новый, Градский, преподобный, иеромонахМакарий (Телегин) – священномученик, иеромонахМакарий (Миронов) – священномученик, иеромонахМаксим (Попов) – священномученик, иеромонахМардарий (Исаев) – священномученик, иеромонахМелетий (Федюнев) – священномученик, иеромонахМелетий (Голоколосов) – преподобномученик, иеромонахМефодий (Иванов) – священномученик, иеромонахМихаил (Кванин) – священномученик, иеромонахМихаил (Жук) – священномученик, иеромонахМоисей Мурин – Эфиопский, священномученик, иеромонахНикандр (Прусак) – священномученик, иеромонахНикифор (Кучин) – священномученик, иеромонахНикодим (Щапков) – преподобномученик, иеромонахНиколай (Салтыков) – священномученик, иеромонахОнисифор Печерский – исповедник, иеромонахПамва Печерский – исповедник, иеромонахПатрикий (Петров) – исповедник, иеромонахПахомий (Русин) – священномученик, иеромонахПахомий (Ионов) – священномученик, иеромонахПетр (Козлов) – священномученик, иеромонах, Ниловой пустыниПетр (Мамонтов) – священномученик, иеромонахПлатон (Колегов) – священномученик, иеромонахРафаил (Шейченко) – исповедник, иеромонахСавва Новый – иеромонахСерафим (Крестьянинов) – преподобномученик, иеромонахСерафим Саровский – преподобный, столпник, иеромонахСерафим (Богословский) – священномученик, иеромонахСерафим (Кузьмин) – священномученик, иеромонахСерафим (Тьевар) – преподобномученик, иеромонахСерафим (Кулаков) – преподобномученик, иеромонахСергий (Букашкин) – преподобномученик, иеромонахСергий – священномученик, иеромонах Белогорского Св.-Николаевского монастыряСергий (Гальковский) – священномученик, иеромонахСергий (Сорокин) – преподобномученик, иеромонахСергий (Сорокин) – преподобномученик, иеромонахСофроний (Несмеянов) – священномученик, иеромонахСтефан (Кусков) – священномученик, иеромонахТит – иеромонахФеогност – священномученик, иеромонахФеодор (Богоявленский) – священномученик, иеромонахФеодул Синайский – иеромонахШио Новый, Гареджийский – преподобномученик, иеромонах
Иеромонах — в православии монах, имеющий сан священника, принадлежащий к церковному священноначалию, являющийся священнослужителем. Иеромонах — священник-монах (первоначально при утверждении монашества в IV веке монахи не принимали сана священства). На Руси иеромонашество возникло в XI веке.
Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.
В поместных церквах русской традиции иеромонахами называются священники-мантийные монахи. Священники-рясофорные монахи могут называться священноиноками или иеромонахами в зависимости от местных обычаев. Иеросхимонахами называются священники-схимонахи.
В старообрядческой традиции монаха, имеющего священный сан, называют священноинок.
Источник: http://zovut.com/ieromonakhi-pravoslavnyy-kalendar/
Именины Анатолия
Полное имя: | Анатолий |
Церковное имя: | Анатолий |
Значение имени: | от древнегреческого имени Анатолиос, происходящее от «анатоле» – «восточный», «восток», «восход солнца», «рассвет»так называли жителя Анатолии древнее название Малой Азии, расположенной на востоке от Греции |
19 февраля | Анатолий Рождественский, мученик |
Святые с именем Анатолий в 2019 году почитаются 16 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Анатолий.
23 января | Анатолий Грисюк, священномученик, митрополит, Одесский |
7 февраля | Анатолий Оптинский I (Зерцалов), преподобный |
19 февраля | Анатолий Рождественский, мученик |
6 мая | Анатолий Никомидийский, мученик |
16 июля | Анатолий, патриарх, Константинопольский |
Анатолий Печерский, затворник | |
19 июля | Анатолий, мученик |
6 августа | Анатолий |
11 августа | Анатолий Смирнов, преподобномученик, иеромонах |
12 августа | Анатолий II Оптинский, Младший (Потапов), преподобный |
15 сентября | Анатолий Барашков, мученик |
3 ноября | Анатолий Левицкий, священномученик, иерей |
13 ноября | Анатолий Ботвинников, священномученик, иером |
19 ноября | Анатолий Бержицкий, священномученик, иерей |
3 декабря | Анатолий Никейский, мученик |
23 декабря | Анатолий Правдолюбов, священномученик, протоиерей |
- Анатолий, с именинами! СчастьеПусть войдет поскорей в твою жизнь.Стороной пусть обходят ненастья.Достигай, развивайся, стремись!
Ждет пусть радостных много моментовИ в сердечных делах, и в карьере.Желаю получать от всех комплименты
И счастливым был на все сто, в полной мере.
Дорогой Анатолий!
Твоя целеустремленность увлекает за собой. Ты заражаешь окружающих своим энтузиазмом. Не боишься строить смелые планы и воплощать их в жизнь. Мы восхищаемся тобой и желаем, чтобы ты всегда был таким же энергичным и деятельным. С именинами тебя, Анатолий!
Читать все поздравления (4)
Ладанка. Ладанка в виде образа святого, мешочка с ладаном или маслом будет служить нательным украшением и оберегом для именинника.
Подвеска в виде буквы. Подвеска в виде первой буквы имени будет служить оригинальным аксессуаром и амулетом для мужчины.
Футляр для купюр. Кожаный или металлический футляр для купюр послужит отличным символическим презентом на именины. На этот предмет можно нанести имя владельца, его прозвище или дату рождения.
Молитва святому, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Анатолий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Именины по именам
Источник: https://my-calend.ru/name-days/anatoliy
Беседа о монашестве (часть вторая), беседа с иеромонахом игнатием (смирновым)
В поселке Палана, где мы провели восемь месяцев, живут современные люди. Это не те коряки, которые были во времена митрополита Нестора — пасли оленей и жили в юртах…
06.09.2017 Трудами братии монастыря 1 306
Многие христиане не ищут Христа.
Да, они исполняют послушание Церкви, какое-то молитвенное правило, участвуют в Таинствах, но Христа не ищут…(часть вторая > начало беседы )
– Когда приходят с вопросом о возможном монашеском пути, как Вы отвечаете на этот вопрос как духовник?
– Мы стараемся разбираться с душой человека… Чтобы человек заглянул в себя, осознал, какие у него внутренние проблемы.
Возможно ли с его проблемами жить в миру? Есть ли у него желание решать эти проблемы в семейной жизни? Потому что жизнь с другим человеком — это тоже борьба, это большая ответственность не только за себя, но и за тех людей, которые рядом с тобой.
Выдержишь ли ты эту? А вдруг что-то случится? Сможешь ли ты, несмотря ни на что, остаться при семье, не развестись? То есть человек внутренне проверяет себя, старается как-то познать себя. Ну, и если есть молитвенное устроение, тяга к молитве, это тоже играет большую роль в выборе, настраивает на монашескую жизнь. Многие христиане не ищут Христа. Да, они исполняют послушание Церкви, какое-то молитвенное правило, участвуют в Таинствах, но Христа не ищут…
– Человек знает, что ему надо спастись, что есть смерть, когда люди умирают, ему Господь дает благодать это осознать. Но чтобы соединиться со Христом, начать жить не собой, а Другой Личностью, нужно все менять: свои желания, интересы отбросить подальше, сосредоточиться не на своих родственниках, не на своих детях, не на работе, а на личности Христа, оставить всех и вся, чтобы как с Женихом с Ним соединиться. Если у человека есть такое внутреннее желание, то это вдохновляет его на монашество. Потому что в семейной жизни — ну как она будет любить одинаково и Христа, и мужа? Такого не бывает. Сердце должно быть сосредоточено на ком-то одном. Если ты мужа перестанешь любить, он начнет ревновать тебя ко Христу, если сам не будет так же гореть, как и ты.
-С какими проблемами, опасностями может столкнуться человек, который только что пришел в монастырь?
– Если монастырь занимается активной внешней деятельностью, то у человека, конечно же, будет большая рассеянность. Он будет большую часть времени уделять послушанию, и от этого можно быстро устать. Но человек должен понимать: если у него есть благословение на приход в такой монастырь, значит, Божия воля исполняется, и надо просто предаться ей. Тогда человек увидит пользу для своей души в пребывании в таком многолюдном, попечительном монастыре. Если же человек приходит в монастырь, который далек от всех внешних попечений, то у него может начаться уныние. Часто это бывает у послушников. Отчего? Оттого, что он не знает, чем себя занять. Исполнил свое послушание — свободное время — что делать дальше? Например, почитать… Почитал, остается еще свободное время. Что с ним делать? Тогда человек может пуститься в поиски каких-то интересов, далеко не монашеских. И здесь важно начинать работать над своим умом, занимать свой ум молитвой — тем, что в монастыре главное. Когда человек занимает свой ум молитвой, он открывает в себе иную жизнь, которая как раз связана не с внешним, а с внутренним миром. Он сосредотачивается на своих страстях, на своих болезнях, и в трезвении, умной молитве решает свои внутренние проблемы. И эта жизнь становится для него интересным и необходимым делом. Почему? Потому что в реальности человек чувствует свои повреждения, свои помыслы, он чувствует бесов, внутреннюю войну, брань, и не может оставаться равнодушным к этому. Эта реальность должна обязательно открыться, потому что если этого не произойдет в первые годы, то монашеская жизнь может пойти неправильным путем: человек будет просто жить здесь с теми же страстями и интересами, которые были у него в миру, но под личиной монашества.
А что касается миссионерских монастырей, как, к примеру, Свято-Елисаветинский, то здесь на что следует обратить внимание?
Если нет возможности умного делания, потому что не хватает либо общения с наставниками, либо сил физических, то остается уповать только на милость Божию, смиряться, слушаться, носить тяготы друг друга. То, что, в принципе, должны делать и христиане в миру, — приносить послушание Богу, людям через сострадание, милосердие.
Но, конечно, не гордиться этим и не думать, что это спасает. Потому что, когда человек занимается умным деланием, он прекрасно понимает: если бы не Христос, то он не спасся бы. Прелесть, брань, помыслы, которые он переживает в себе, легко погубили бы его, если бы не Христос.
А человек, который занимается внешней деятельностью, этого в себе может и не увидеть и свое послушание принять за нечто высокое и важное, что его само по себе спасет, перед Богом оправдает. Ничего подобного. Потому что весь путь христианина должен вести его к осознанию, что он сам без Бога ничего из себя не представляет.
Даже хороший поступок не несет пользы, если человек в нем ищет оправдания себе. И любое доброе дело должно быть сделано с упованием на то, что Господь его примет. Ведь Господь наше доброе дело еще может и не принять, если с ним связано наше тщеславие. Бог принимает человека смиренного.
Занимаясь умным деланием, христианин сохраняет себя в этом смиренном состоянии, потому что чувствует, что бесы его сожрут, если он хоть на минуту потеряет Христа. Если бесы видят, что человек теряет смирение, они сразу получают над ним власть. А у того, кто не занимается внутренним деланием, может и не быть понимания всего этого.
Он может жить в такой прелести и думать, что спасается.
– Если ты видишь своего брата или сестру в таком состоянии, ты должен ему об этом сказать?
– Вообще, духовник должен этим заниматься. Вот очень хорошая проверка: перевести на другое послушание и посмотреть, как человек примет это. Ради чего он живет? Ради того, что он делает, или ради Христа, Которого он слушает во всем. Человек спасается только смирением, не добрыми делами. Он может делать кучу добрых дел, но если у него нет смирения, это его не спасет. Потому что смирение — это единение человека с Богом. Если в душе нет смирения, Господь с ней не соединится. Поэтому опасность в монастыре, где ведется активная деятельность, состоит в том, что сестры могут думать, что они работают на Бога, а на самом деле они работают на себя. И за этим духовники и сами сестры должны следить. Потому что часто мы ставим ремесло, нашу внешнюю деятельность на первое место, а о душе забываем.
– Отец Игнатий, Вы около года провели в составе православной миссии на Камчатке. Расскажите немного об этом опыте…
– Опыт, скорее всего, был личный. Какой-то особой пользы Церкви я не принес там за этот год… Покрестили там человек шестьдесят… Господь как-то устроил, что мне там пришлось пережить какие-то испытания, трудности, во многом самоотвергаться, работать над собой. В этом плане, конечно, была польза для меня лично. Но я бы не сказал, что там велась какая-то насыщенная миссионерская работа. Проповеди как таковой не было. В поселке Палана, где мы провели восемь месяцев, живут современные люди. Это не те коряки, которые были во времена митрополита Нестора — пасли оленей и жили в юртах… Это люди, у которых сердца расположены к деньгам, к разным житейским ценностям, там те же повреждения, что и у нас. Единственное, что там социально тяжело многим людям. Очень многие пьют, но и по всей России существует такая проблема. И таких людей, которые спиваются, зарплату месяцами не получают, привести к Богу бывает очень трудно, они часто озлобляются. Для этого нужна длительная работа. Там есть храм, но нет священников, которые бы регулярно исповедовали, причащали. Поэтому во время нашего пребывания у людей появилась возможность и покреститься, и походить в храм.
-Приходилось ли Вам сталкиваться с открытой неприязнью со стороны людей?
– Да, конечно. И в основном, это происходит именно там, где строится храм, монастырь. Как раз на людей, которые живут поблизости, враг и нападает. Кажется, у них ведь есть возможность ходить в церковь, причащаться, приводить детей, но они этого не делают, а наоборот — озлобляются. Это, конечно же, чисто духовная брань, духовное повреждение. И только терпением, молитвой, смирением это все можно изменить со временем. Человеческим отношением, пониманием того, что это вражеское нападение. Такое происходит везде, в том числе и на Валааме. Но если человек все-таки придет в храм, его отсюда никто не прогонит. И у нас много таких случаев, когда те люди, которые очень плохо относились к монастырю, становились впоследствии его друзьями. Главное — не смущаться.
Источник: https://valaam.ru/publishing/35208/
(no title)
Заглянула тут в святцы на имя Анатолий. Догадывалась, что теперь, с появлением новомучеников, святых с каждым именем стало гораздо больше. И все-таки, такие списки впечатляют.
19 февраля | Анатолий (Рождественский), мученикМученик Анатолий (Анатолий Дмитриевич Рождественский) родился в 1891 году в семье священномученика протоиерея Димитрия Рождественского. По некоторым сведениям был священником, служил в городе Верный (ныне Алма-Ата), преподавал Закон Божий в учительской семинарии. 19 февраля 1921 года расстрелян как «служитель культа» в городе Верный одновременно с отцом, место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. |
Анатолий (Барашков), мученикМученик Анатолий (Анатолий Андреевич Барашков) родился в 1870 году в деревне Гридино Кирилловского уезда Новгородской губернии в крестьянской семье. Был крестьянином. Расстреляли Анатолия 15 сентября 1918 года вместе со священномучеником Варсонофием (Лебедевым), епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. | |
3 ноября | Анатолий (Левицкий), священномученик, иерейСвященномученик Анатолий (Анатолий Афанасьевич Левицкий) родился в 1894 году на Воткинском заводе Вятской губернии в семье священника. Окончил Вятскую духовную семинарию, рукоположен во священника, назначен благочинным. В 1933 году приговорён к пяти годам заключения и сослан в Новоивановское отделение Сиблага. 30 сентября 1937 года отца Анатолия арестовали в лагере вместе со священномучениками архиепископом Павлином (Крошечкиным) и епископом Аркадием (Ершовым), обвинили в контрреволюционной агитации и 28 октября 1937 года приговорили к расстрелу. 3 ноября 1937 года отца Анатолия расстреляли. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. |
19 ноября | Анатолий (Бержицкий), священномученик, иерейСвященномученик Анатолий (Анатолий Ананьевич Бержицкий) родился 3 июля 1873 года в городе Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье священника. Священный сан принял после 1917 года. 20 июля 1921 года отца Анатолия арестовали, но через сорок дней освободили. 20 октября 1930 года его снова арестовали, продержали десять месяцев в тюрьме, после чего освободили и прекратили дело. После освобождения он работал плановиком в облздравотделе в Чимкенте. 10 сентября 1937 года отца Анатолия третий раз арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности и 19 ноября приговорили к расстрелу. В тот же день его расстреляли. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. |
13 ноября | Анатолий (Ботвинников), священномученик, иеромПреподобномученик Анатолий (Анатолий Иванович Ботвинников) родился 15 октября 1881 года в деревне Копань Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда началась Русско-японская война, был призван в армию, был ранен, попал в плен. Будучи в плену Анатолий твёрдо решил для себя, что если останется жив, то станет монахом. После заключения мирного договора с Японией он был отпущен из плена и вернулся домой. В апреле 1906 года он поступил в один из сибирских монастырей. Здесь в течение нескольких лет он выполнял самые различные послушания. В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год он вернулся в Россию и поступил в Николо-Теребенский монастырь Тверской губернии и здесь принял монашеский постриг. В 1920 году монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области. 5 ноября 1930 года Анатолия арестовали, обвинили в распространении «ложных слухов среди крестьянства о якобы производимом гонении советской властью на церковь и служителей культа» и 10 декабря 1930 года приговорили к трём годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. После освобождения в 1934 году он получил приход в селе Дубровском Брусовского района Тверской области. 15 октября 1937 года отец Анатолий снова был арестован и 11 ноября приговорён к расстрелу. 13 ноября 1937 года приговор был приведён в исполнение. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. |
11 августа | Анатолий (Смирнов), преподобномученик, иеромонахИз жизнеописания преподобномученика Анатолия (Смирнова) известно лишь, что был иеромонахом и пострадал во время гонений на церковь советской власти. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. |
23 января | Анатолий (Грисюк), священномученик, митрополит, ОдесскийСвященномученик Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года в городе Ковел Волынской губернии в семье уездного казначея. В 1900 году окончил Волынскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха. В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую Духовную Академию. В 1911 году становится доцентом Академии и возводится в сан архимандрита. В 1913 году состоялась его хиротония во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. В марте 1921 года Святитель был арестован и осуждён на год тюремного заключения. После освобождения в 1922 году он назначается епископом Самарским и Ставропольским. Но уже в феврале 1923 года его вновь арестовали. После выхода из заключения Святителя возводят в сан архиепископа. А через полмесяца за сопротивление обновленческому расколу его вновь арестовали и в 1924 году отправили на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в Красноводск (Туркмения), где он пробыл до 1927 года. После отбывания тюремного срока он поселился в Москве. В 1928 году Владыка назначается архиепископом Одесским, а 21 октября 1932 года он был возведён в сан митрополита. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года Владыку арестовали в Одессе, увезли в Киев и через пол года приговорили к пяти годам лагеря. 23 января 1938 года он умер в больнице Ухто-Печерского концлагеря, скончавшись от пыток. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. |
23 декабря | Анатолий (Правдолюбов), священномученик, протоиерейСвященномученик Анатолий (Анатолий Авдеевич Правдолюбов) родился 6 апреля 1862 года в селе Давыдово Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника. В 1882 году окончил Рязанскую духовную семинарию. 20 февраля 1892 года был рукоположен во священника к церкви села Змиевка Данковского уезда Рязанской губернии. 6 февраля 1894 года отец Анатолий начал служить на приходе в церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Касимов. С 18 ноября 1918 года, после закрытия всех духовных школ, служил в церкви в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Данево Касимовского уезда. С декабря 1921 года отец Анатолий был настоятелем Успенской церкви Касимова до её закрытия в 1933 году. С 1933 года по ноябрь 1937 года служил настоятелем Благовещенской церкви Касимова. 6 ноября 1937 года отца Анатолия арестовали и 6 декабря приговорили к расстрелу. 23 декабря 1937 года приговор был приведён в исполнение. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. |
Источник: https://n-nastusha.livejournal.com/497385.html
Преподобномученик Анатолий (Ботвинников) – МолитвослоВ
МолитвослоВ
Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Октябрь 31
Преподобномученик Анатолий (в миру Анатолий Иванович Ботвинников) родился 15 октября 1881 года в деревне Копани Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, умер отец, и мать с сыном переехали в Тобольскую губернию, им дали землю, они обзавелись хозяйством, и Анатолий стал крестьянствовать, как когда-то его отец.
Началась Русско-японская война, и Анатолий был призван рядовым на действительную военную службу. Во время военных действий он оказался в Порт-Артуре, был ранен; попал в плен, где пробыл около года; последствия ранения остались на всю жизнь — у него была ограничена подвижность руки и спины.
После заключения мирного договора с Японией Анатолий Иванович был отпущен из плена и вернулся домой. Он никогда раньше не помышлял о служении Церкви, но война, близость смерти, ранение, жизнь в плену язычников произвели переворот в душе молодого человека, выделив главное — спасение своей души; и он принял решение — если останется жив, то станет монахом.
В апреле 1906 года он поступил в один из сибирских монастырей. Здесь в течение нескольких лет он выполнял самые различные послушания. В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай.
Через год он вернулся в Россию и поступил в Николо-Теребенский монастырь Тверской губернии и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени. В 1920 году монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через год советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить.
Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области, где его застали гонения начала тридцатых годов.
27 октября 1930 года помощник уполномоченного ОГПУ допросил комсомольцев Сорогожского сельсовета — юношу двадцати четырех лет и девушку двадцати лет, которые дали показания против приходского священника.
«27 октября сего года в разговоре с Зориновым Василием Михайловичем хутора Прибытково Стройковского сельсовета Михайловского района по вопросу о попах, церквах окружающего района и так далее последний заявил мне, что его мать, придя домой из церкви, сказала ему, что 19 октября сего года, в воскресенье, поп сорогожской церкви Ботвинников сказал после службы проповедь, а в проповеди жаловался, что ему стало плохо жить, что советская власть обижает служителей церкви налогами, что ему за то, что он служитель церкви, пришлось уплатить непосильный налог. По словам этой матери, присутствующие в церкви были этим обстоятельством очень расстроены. Его мать, придя из церкви, набросилась на него за то, что он комсомолец и не верует в Бога, ругая всех коммунистов на чем свет стоит за то, что они сживают “со света”, по ее словам, попов и религию. После она просила денег у него для оказания помощи попу. Верующие как будто бы пустили подписной лист по оказанию помощи “пострадавшему батюшке”».
«В феврале месяце я была на почте, куда пришел и Ботвинников, где заявил, что “советская власть при раскулачивании грабит, вот и меня ограбила тоже”».
Сотрудник ОГПУ счел подобного рода «показания» вполне достаточными, и 5 ноября иеромонах Анатолий был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму.
Поскольку никаких других сведений о нем ОГПУ не имело, уполномоченный, не уточняя, за что его арестовали, попросил священника рассказать о себе.
Иеромонах Анатолий сказал, что происходит из крестьян, воевал солдатом в Русско-японскую войну, а все остальное время подвизался в монастыре и священником на приходе.
Отец Анатолий уже был арестован, а следователь еще в течение трех последующих дней собирал доказательства о его антигосударственной деятельности, опрашивая жителей села.
Вот что ему удалось собрать: «В апреле месяце текущего года в религиозный праздник “Пасху” поп сорогожской церкви Ботвинников, будучи в деревне Хальково, среди присутствующих крестьян говорил, что “сорогожская церковь, граждане, старая и скоро развалится, служить в ней нельзя, надо хлопотать об открытии Алексеевской церкви”.
Дальше он, обращаясь к ним, говорил: “Верующие, не бросайте церковь, не верьте басням, что нет Бога. Бог есть, вспомните, будет суд, воскреснут живые и мертвые, и всем грешникам попадет по заслугам, попадут они в геенну огненную”».
«Приблизительно в октябре месяце этого года моя мать, придя из сорогожской церкви, стала рассказывать мне, что поп Ботвинников со слезами на глазах после службы в церкви выступал с проповедью, в которой говорил: “Советская власть обдирает церкви, налагая большие налоги на священство, и стало трудно жить”».
Вызванная на допрос мать свидетельницы, еще нестарая женщина, ответила на вопросы следователя лаконично: «Приблизительно в октябре месяце сего года я, будучи в церкви, слышала, что поп Ботвинников, выступая в проповеди, плакал, говоря, что жить при советской власти стало трудно».
Некоторые же и вообще отказывались что-либо показывать, говоря, что они знают о проповеди о. Анатолия только понаслышке. Собрав все эти сведения, следователь 18 ноября допросил о. Анатолия.
Великая вера, верность Христу и Его Церкви жили в сердце иеромонаха-исповедника, не приемлющего ни лукавых мыслей, ни лукавого жития.
«Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, — ответил о. Анатолий, — и добавить что-либо не имею».
1 декабря помощник уполномоченного составил обвинительное заключение, где священнику вменялось в преступление распространение «ложных слухов среди крестьянства о якобы производимом гонении советской властью на церковь и служителей культа». 10 декабря 1930 года Тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Анатолия к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Таких, как о. Анатолий, никогда не освобождали раньше срока, указанного в приговоре, а только день в день, надеясь, что, попав на каторжные работы, они умрут в лагере. Отец Анатолий, несмотря на болезнь — следствие ранения, выжил и в 1934 году получил приход в селе Дубровском Брусовского района Тверской области.
Ничего не изменилось в его отношении к высокому пастырскому служению — он так же ревностно служил, по-прежнему проповедовал и неутомимо окормлял духовно своих прихожан. И ему все способствовало во благое.
В это время священнослужители прославляли Господа подвигом исповедническим и мученичеством, в них прославлялась златозарная и духоносная святая Русь как неотъемлемая во святых своих часть Царства Небесного.
Иеромонах Анатолий прослужил на своем новом приходе в селе Дубровском три с половиной года.
15 октября 1937 года о. Анатолий был арестован, и на следующий день следователь допросил его.
— Следствию точно известно о проводимой вами контрреволюционной деятельности, расскажите сами об этом подробно.
— Контрреволюционной деятельностью я не занимался и никакой антисоветской агитации не вел и виновным себя в этом не признаю.
При опросе свидетелей следователю почти не удалось собрать показаний против священника. Говорили только, что он сравнивал дореволюционную и новую жизнь и не был сторонником государственных займов.
После ареста и допроса священник был заключен в тюрьму города Бежецка. Спустя немного времени, 11 ноября, Тройка НКВД вынесла постановление о его расстреле. Иеромонах Анатолий был расстрелян 13 ноября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”.
Тверь, Издательство “Булат”, т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/prepodobnomuchenik-anatolij-botvinnikov.html