Преподобномученик михаил (жук), иеромонах

Преподобномученик Михаил (Жук)

Родился 18 сентября 1872 г. в с. Монастырск, Равва-Русского уезда Львовской губернии, Австро-Венгрии (ныне – в составе Украины).

Отец вел крестьянское хозяйство. С детства у Михаила проявилась тяга к знанию.

В 1887 году окончил гимназию, но постоянно продолжал работать над своим образованием, читал книги научного и религиозного содержания.

С 16 лет служил псаломщиком при церкви деревни Смолино Равво-Русского уезда Львовской губернии. Несколько позже у него появился свой дом, и Михаилу пришлось заниматься ещё и работами на земле. Рано овдовел.

Обратите внимание

Во время 1-ой мировой войны с осени 1914 г. по лето 1915 г. населенные пункты Львовской губернии были заняты русскими войсками. В 1915 году в числе группы беженцев Михаил Жук попал в Россию, в том же году стал жителем Мордовского края. Сначала попал в г. Краснослободск, затем переехал в с. Аксел Темниковского района.

Он подал заявление Архиерею с просьбой определить его в какой-либо монастырь. Учитывая то, что прежде на своей родине Михаил был псаломщиком, его направили в Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь, где он прожил до 1924 года. В 1926 году его постригли во иеромонаха.

С 1926 по 1932 годы он служил в селах Сивинь, Новое Синдрово, Новое Девичье, Старое Зубарево.

В 1930 году отца Михаила (Жука) арестовали, как он сам рассказывал, за то, что «оставил в церкви на ночь огонь».

Как любой живой человек отец Михаил стремился к общению с людьми, но словно кто-то невидимый подстерегал его и сдерживал. В феврале 1932 года органы ОГПУ вновь его арестовали. По этому поводу он на одном из допросов сказал: «и за что арестовали, не знаю». Еще более удивительным ему показалось, что отпустили без объяснений в марте того же года.

Он присматривался к жизни тех, кто чувствовал себя строителем «нового колхозного строя», и тех, кто не находил себе места в этом «строительстве».

Отец Михаил верил, что никто не обладает монополией на доброту, щедрость, справедливость, помилование или наказание … Одному Богу все подвластно.

Когда полуголодным колхозникам обещали «светлое будущее», он чувствовал, что, как в любом расплывчатом обещании, и в этом – была доля лжи. И ложь эта кровоточила…

Важно

Шли годы, а монахи закрытых большевиками монастырей и священники, потерявшие приходы, по-прежнему встречались. Нетрудно предположить, о чем они могли говорить между собой. Конечно, о том, что тревожило, волновало…

Однажды в 1933 году в г. Краснослободске на квартире священника Соколова отец Михаил (Жук) обратился к собравшимся: «Все священники и иеромонахи боятся, что советская власть будет расстреливать нас как классовых врагов.

Что мы от этого теряем?» Когда же стали говорить о том, что ждет всех впереди, отец Михаил высказал свое мнение: «Если дело советской власти правое, то оно расцветет, а если оно будет не право, оно, как здание на песке, при первой буре рассыпится».

23 июля 1937 года в Краснослободском РО НКВД было принято постановление «привлечь Жука Михаила Григорьевича в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК РСФСР».

В обвинительном заключении встречи и разговоры в доме священника Соколова были названы «систематическими собраниями группы служителей религиозного культа», на которых «прорабатывали методы агитации среди верующих против советской власти, всячески делали попытки к дискредитации вождей коммунистической партии».

На допросах он отрицал свою принадлежность к какой-либо группе, от веры не отрекся.

На заседании «тройки» при НКВД МАССР от 11 августа 1937 года постановили: «Жука Михаила Григорьевича – расстрелять». Приговор привели в исполнение 17 августа 1937 года в 24 часа.

Реабилитирован 23 ноября 1989 года.

Преподобномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

Источник: http://www.sarep.ru/prepodobnomuchenik-mihail-zhuk.html

Тверская епархия

ПодробностиКатегория: Новомученики и исповедникиСоздано 17 Август 2016(Жук Михаил Григорьевич, +17.08.1937) 

Собор_Новомученников_мордовских

Память 4(17)  августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Преподобномученик Михаил – в миру Михаил Григорьевич Жук – родился в 1872 году в селе Монастырек Равва-Русского уезда Львовской губернии (в то время Австро-Венгрия, ныне Украина, Львовская область, Жовкивский район), происходил из крестьянской семьи. В 1887 году он окончил гимназию. Известно, что даже после ее окончания будущий преподобномученик всю жизнь продолжал работать над своим образованием, читал книги научного и религиозного содержания. 

Проживая в селе Смолино, Михаил с 16 лет служил псаломщиком в храме, занимался крестьянским трудом. Женился, но рано овдовел. Во время Первой мировой войны Львовские земли были заняты русскими войсками.

В 1915 году в числе беженцев Михаил Жук попал в Россию и тогда же стал жителем Мордовского края, поселившись сначала в городе Краснослободске, а затем переехав в село Аксел Темниковского уезда Тамбовской губернии. 

Совет

Сердцем уже давно склоняясь к жизни монашеской, Михаил Григорьевич подает прошение архиерею определить его в какой-нибудь монастырь и в 1924 году становится послушником Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в Крснослободском уезде Пензенской губернии. В 1926 году послушника Михаила рукополагают во иеромонахи. После закрытия монастыря он служит на приходах в ряде сел Мордовии: Сивинь, Новое Синдрово, Новое Девичье, Старое Зубарево. 

Первый раз отца Михаила арестовали в 1930 году за то, что он «оставил в церкви на ночь огонь». Второй арест состоялся в феврале 1932 года. Отпустили в марте без каких-либо объяснений. Третий и последний арест состоялся в июне 1937 года.

Было предъявлено обвинение: «участник систематических собраний группы служителей религиозного культа, на которых прорабатывали методы агитации среди верующих против советской власти, всячески делали попытки к дискредитации вождей компартии».

Виновным себя отец Михаил не признал, от веры своей не отрекался. 

11 июля 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила иеромонаха Михаила (Жука) к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение, и отец Михаил принял мученическую кончину 17 июля 1937 года. 

Преподобномученик Михаил был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. 

Источник: https://tvereparhia.ru/publikaczii/novomucheniki-i-ispovedniki/16767-prepodobnomuchenik-mikhail-zhuk-ieromonakh

17 августа Православный Церковный праздник

Сегодня 17 августа (4 августа по старому стилю) праздники:

Успенский пост с 14 по 27 августа.

* Святых семи отроков, в Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408-450).
Мучеников Елевферия (ок. 305-311); Фафуила; Ирины. Святых Андрея; Дарии. Преподобномученицы Евдокии (ок. 362-364).

Святителей Иоанна монаха и Иоанна Нового, архиепископов Ефесских. Равноапостольного Космы Албанского (1779). Преподобномученика Михаила (Жука) иеромонаха, Саранского (1937); мучеников Симеона (Воробьева) и Димитрия (Воробьева), Тверских (1937).

Иконы Божией Матери Казанской-Пензенской (1717).

Семь отроков ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Екзакустодиан (Константин) и Антонин

Семь отроков ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Екзакустодиан (Константин) и Антонин прославились в V в. при императоре Феодосии Младшем. Жили они во время Декиева гонения на христиан в 11 в., были сыновьями начальников в Ефесе и служили в военной службе. Хотя и не были родными братьями, они были единодушны в вере и благочестии.

Прибыв в Ефес, Декий требовал, чтобы все христиане приносили жертву идолам, и многие малодушные, боясь мучений, покорялись царю; но святые отроки удалились в храм и пламенно молились Богу. Отроков представили царю, и царь, видя их молодость и красоту, дал им время на размышление. Но юноши ушли из города, поселились в пещере и молились, чтобы Господь укрепил их на мученический подвиг.

Обратите внимание

Декий, узнав, где скрылись юноши, велел заложить камнями вход в пещеру, чтобы погубить их там голодом и жаждой; но Бог навел на них чудный сон. Когда же закладывали пещеру, то двое царских вельмож — тайные христиане — написали страдание и имена семи отроков на оловянной дощечке и положили ее между камнями во входе.

Гонения на христиан кончились, и Константин Великий сделал христианскую веру господствующей; но в V веке явились лжеучителя, одни из которых говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожаются?» А другие говорили; «Только души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам ожить и восстать после тысяч лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через семь святых отроков ефесских. Владелец горы, где была пещера с отроками, приказал брать из нее камни для постройки, и таким образом сделано было отверстие во входе пещеры. В это время Господь оживил святых отроков. Они воскресли, как будто пробудившись от вчерашнего сна. Не только тела их не изменились, но даже их одежды были целы, и сами они оставались такими же юными, какими уснули. Отроки стали беседовать о гонении на христиан и о том, что ищет их Декий, и готовы были выйти из пещеры, чтобы положить жизнь свою за Христа. Один из них, Иамвлих, пошел в город за пищей. Подойдя к городским воротам, он увидел на стене крест и изумился. Увидев же здания, дома и стены не такие, какие видел прежде, еще более удивился. «Этот ли город Ефес?» — спросил он одного человека. Ему отвечали: «Да». Купив хлеба, он подал торговцу бывшую у него монету. Хлебник, взяв монету, удивился, откуда отрок взял такую древнюю монету. Собрался народ, но Иамвлих не видел тут никого, знакомого себе. Его представили городскому начальнику и епископу. «Чей ты сын, и знает ли тебя кто?» — спросили отрока. Святой отрок указал своих знакомых, но никто не знал таких жителей. Иамвлих спросил: «Жив ли царь Декий?» — «Декий царствовал в древние времена, а теперь царствует благочестивый Феодосии», — отвечали ему. Тогда святой отрок рассказал о себе и о братьях, как они скрылись от Декия в пещере, и просил дойти с собой до пещеры. Когда же подошли к пещере, то тут во входе нашли дощечку о святых отроках. Войдя в пещеру, увидели отроков, сияющих благодатью Божией. Сам император пришел в пещеру и поклонился отрокам, обнимал и целовал их, говоря: «Сам Господь показал нам в лице вашем образ будущего воскресения». После этого святые отроки много беседовали с царем и епископом, затем преклонили головы и уснули уже сном смерти. Император хотел было положить их святые мощи в раки, но они явились ему во сне и повелели оставить их почивать на земле, как почивали прежде. Мощи творили чудеса. С XII в. о сих мощах ничего не известно.

Мученик Елевферий

Мученик Елевферий служил постельничим у гонителя христиан императора Максимиана. Сделавшись христианином, он построил церковь в своем имении в Вифинии, на реке Сангаре, и прожил там довольно долгое время.

Возвратившись к императору, он назвал причиной своего долгого отсутствия болезнь, которая требовала чистого воздуха. Но один из царских слуг открыл царю, что Елевферий принял христианскую веру и даже устроил у себя в имении церковь. Царь тотчас же потребовал, чтобы Елевферий отрекся от Христа.

Святой не послушался царя и был усечен мечом. Тело его погребено в имении при церкви.

Преподобномученица Евдокия

Преподобномученица Евдокия жила в IV в., была знатной римлянкой. Ее взял в плен персидский царь Сапор в Визаде с 9 тысячами христиан, и она обратила ко Христу многих персидских женщин. За это предали Евдокию мучению.

Сначала били святую воловьими жилами и затем посадили в темницу; через два месяца снова били суковатыми палками, так что палачи обливались кровью, и после заперли в темницу.

Потом мучители обложили святую сделанными из тростника во весь ее рост лучинами, стянули веревками, так что лучины вошли в ее тело, и потом вытаскивали лучины из тела; потом отсекли ей голову.

>

Православные и Церковные праздники в августе.

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/8/17

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов)

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов)

Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера. Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве.

21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему.

3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий.

Важно

Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию.

«Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом.

Почти тридцать лет служил верой и правдой отец Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой». Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость.

Для своего келейника старец стал примером любовного обращения с ближними. С отцом Макарием он был всегда предупредителен, будто тот только что поступил к нему на послушание: постоянно благодарил его за любую услугу, ежедневно просил прощения — и таким своим поведением мог растрогать своего помощника до слез.

Между двумя подвижниками иногда возникали незначительные разногласия, которые неизменно покрывала взаимная любовь. «Однажды старец Алексий беседовал со студентом Духовной Академии. Отец Макарий только что вычистил самовар, наполнил его, разжег и сказал: «Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел».

Читайте также:  Церковь покрова на нерли, россия, владимирская область, суздальский район, поселок боголюбово

Отец Алексий во время разговора забыл про самовар и тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором произнес: «Батюшка, и это Вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!»

Старец упал в ноги отцу Макарию и стал просить прощения: «Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал».

В 1923 году Зосимова пустынь была разорена.

Старец Алексий нашел приют в Загорске у своей духовной дочери Веры Верховцевой, уехавшей из города и оставившей ему свой небольшой домик, очень похожий на тот, что был у него в пустыни.

Преданный Макарий поселился вместе с ним. До 1927 года старец еще немного ходил, но потом только лежал, с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Отец Макарий все время был рядом.

Старец Алексий говорил Макарию, чтобы тот никому не отказывал и от всех просящих помолиться принимал записки — передавал ему. Таким образом, число поминаний постоянно росло.

Совет

До болезни на проскомидии он около двух часов вынимал частицы по своему поминовению.

Но в последние годы отец Алексий благословил вести поминание отцу Макарию: тот читал вслух и не все сразу, а частями, чтобы не утомлять болящего.

2 октября 1928 года преподобный старец преставился. При одевании и положении во гроб присутствовали три ученика: игумен Владимир, игумен Никодим и монах, Макарий, который очень горевал, постоянно плакал и целовал усопшего друга. На панихиде стоял растерянный и расстроенный: он острее всех присутствовавших сознавал эту потерю.

Сразу после кончины преподобного Алексия, 7 октября 1928 года, епископ Варфоломей рукоположил отца Макария в Высоко-Петровском монастыре во диакона, а на следующий день — во иеромонаха.

5 апреля 1931 года отца Макария арестовали. Допросы следовали один за другим: ведь перед следователями был келейник старца Алексия, которого ОГПУ решило сделать главным заговорщиком и руководидителем подпольной антисоветской организации.

Отец Макарий достойно и смиренно вел себя в заключении, он никого не назвал из множества близких ему единоверцев, ежедневно посещавших отца Алексия.

Он называл ничего не значащие имена, ссылаясь на незнание или плохую память, не желая никому навредить.

Из показания иеромонаха Макария на допросах.

«В Москву я езжу, правда, редко, но у кого я останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквах, но в каких, не помню.

В городе Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома. Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и других.

Обратите внимание

Остальное время я занимаюсь черной работой по городу Загорску, очищаю дворы от снега, колю дрова и другое.

К старцу Алексию приезжали за советами духовенство, из которых помню: московских — Четверухин Илия, Зверев Александр, Лагов Петр, остальных на память не помню; приезжал доктор Таганской тюрьмы Жижиленко, впоследствии епископ Максим; из Твери приезжал Левковский Александр.

Вообще еще к нему приезжали, но кто и откуда, я не знаю. Из ближнего духовенства приходил священник Инюшин Иван Иванович (раза три), Ржепик Мирон и другие (не помню). О чем говорили они со старцем Алексеем, я не помню, благодаря слабой памяти.

Из всех вышеуказанных лиц я близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».

На вопросы о том, как он относится к советской власти, отец Макарий отвечал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти. При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь.

Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благодетели Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе, сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы.

До этого еще должен появиться антихрист, но, когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии и прочее, причем считают, что пятиугольная советская звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано.

Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия…

Все мы имеем одинаковые политические убеждения и считаем, что советская власть является попущением Божиим, так как мы недостойны лучшей власти. Эти наши взгляды мы (и я в том числе) высказывали также и верующим, когда они обращались к нам с подобными вопросами.

Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать в колхозы, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански».

Движимый неизбывной верой Христовой, он не боялся прямо высказывать свои взгляды, понимая, что жизнь его висит на волоске: «За каждой службой на проскомидии я поминаю по Служебнику русских царей общей формулой: «Помяни, Господи, благочестивейших государей императоров», а после этого — не по Служебнику, а по собственному желанию я поминаю персонально благочестивейших государей императоров Александра II, Александра III и Николая II и прочих царственных лиц. Поминаю также императрицу Елизавету Петровну и великую княжну Наталию Алексеевну. Последних двух я поминаю потому, что по преданию они посещали наш монастырь, а царей Александра II, Александра III и Николая II потому, что они были православными и нашими правителями, при которых верующим было свободно и хорошо жить. Советскую власть я поминаю дома и молюсь, чтобы Бог направил ее на истинный путь. О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись — если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно».

Важно

28 апреля 1931 года отцу Макарию было предъявлено обвинение в том, что «он, являясь членом контрреволюционной организации, занимался агитацией, направленной к подрыву и ослаблению советской власти». В этом виновным он себя не признал и заявил, «что в организацию вступил потому, что только эта организация могла обеспечить сохранение православной веры и восстановить старый порядок»

20 мая 1931 года тройка ОГПУ МО приговорила иеромонаха Макария к расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 июня 1931 года и среди прочих тайно захоронили на Ваганьковском кладбище. Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001 года иеромонах Макарий канонизирован как преподобномученик. День памяти преподобномученика Макария 28 мая / 10 июня.

Источник: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Novomucheniki/prepodobnomuchenik-ieromonah-makariy-morzhov.html

Преподобномученик Сергий (Чернухин): отказался подписаться на заем – погиб в лагере

9 ноября (27 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память преподобномученика Сергия (Чернухина).

Отца Сергия, настоятеля Ильинской церкви села Ильинское-Головинское Шаховского уезда (Московская область), арестовали в 1937-м по доносу председателя сельсовета.

Свидетель показал, что священник отказался приобретать облигации государственного займа. От тяжелых работ в исправительно-трудовых лагерях 1942 году отец Сергий скончался.

Занять у голодных

1 декабря 1937 года в селе Никольское-Головинское Шаховского уезда был арестован священник Никольской церкви игумен Сергий (Чернухин). Отец Сергий был заключен в волоколамскую тюрьму и на следующий день допрошен. Следователь заявил, будто следствию известно, что священник вел среди населения контрреволюционную агитацию.

В основу дела легли «свидетельские показания» против отца Сергия от 24-го и 25 ноября 1937 года. Показания дали бывший и занявший эту должность вслед за ним председатели Никольского сельсовета.

Они утверждали, что игумен Сергий отказался подписываться на заем и при этом говорил: «Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки.

Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел»…

Государственный заем укрепления обороны СССР, облигация стоимостью 25 рублей, 1937 год. Источник: hdoc.ru

«Отказался подписываться на заем»… Каким бы странным не казалось в наши дни обвинение, но для советской России 1937 года оно было типичным.

В 1937 году советским правительством был выпущен «Заем укрепления обороны СССР» — облигации на сумму 4 миллиарда рублей. Советская Россия готовилась к войне, но на модернизацию военной промышленности средств у власти было явно недостаточно. Тогда советские руководители в очередной раз принимают решение добыть деньги непосредственно у граждан…

Товарищ! Ты подписался на заем укрепления обороны нашей Родины? 1937 год

В отличие от прежних «грубых» методов отъема средств у населения, — таких как продразверстка первых постреволюционных лет, — заем был более изощренным способом давления на людей.

Облигации распространялись по подписке, заем пропагандировался через партийные ячейки на производствах и сельсоветы.

Совет

Газеты пестрили оптимистичными заголовками — «Мы с радостью отдаем свои сбережения!», «Заем встречен с воодушевлением», «Подпишемся все как один!»…

Успех идеи для советской власти был безусловным. За короткий срок сумма подписки на заем намного перекрыла указанную цифру в 4 миллиарда, что сыграло важную роль в финансировании военных расходов советского государства. Если в 1927 году в СССР было 6 миллионов подписчиков на займы, то в начале 1941 года — уже 60 миллионов, то есть практически все взрослое население страны.

Официально провозглашалось, что участие в заеме — дело сугубо добровольное. В то же время, в реальности давление на потенциальных подписчиков было колоссальным.

Парторги, комсорги, председатели сельсоветов на деле угрожали неподписавшимся и увольнением с работы, и конфискацией имущества, и жалобой в вышестоящие инстанции.

Особенно опасной была неподписка для так называемых «чуждых элементов» — «нацменов», «ЧСВНов», «церковников»… А для священнослужителей нежелание заплатить за облигацию повсеместно становилось основанием для «расстрельного» дела.

«Неподписавшиеся»

Отказ подписаться на заем — тема, постоянно звучащая в житиях новомучеников. В 1937 году десятки и сотни священников были расстреляны в разных частях страны как «неподписавшиеся».

Священномученик Михаил (Люберцев). Источник: сlir.ru

Один из первых священнослужителей, ставших жертвами «подписки», стал священномученик Михаил (Люберцев). 22 июля о. Михаила вызвали в правление колхоза, где председатель сельсовета в присутствии колхозников стал предлагать священнику подписаться на заём.

— Подписаться на заём — это дело хорошее, — ответил священник. — Но вот мне хлеба в кооперативном магазине не продают. Мне не разрешают ходить по приходу с молебнами. А кроме того, я и так плачу очень большой налог… Но все же, я подпишусь на заём, но с условием, если вы мне разрешите совершать богослужения в домах. Например, 2 августа, на Ильин день, в деревне Лукьянове.

— Хорошо, — ответил председатель сельсовета, — пусть желающие граждане подадут по этому вопросу заявление, и сельсовет его разберет.

В тот же вечер о. Михаил позвал к себе одного из членов двадцатки и сказал:

— Представляется возможность снова просить о разрешении служить молебны по домам и о крестном ходе с иконами на Ильин день, но для этого нужно, чтобы верующие подали заявление в сельсовет. Когда придешь в сельсовет, то скажи, что если они разрешат служение молебнов, то все верующие подпишутся на заём.

Заявление было написано, подписи собраны, и все документы поданы уже на следующий день, 23 июля, но сельсовет в просьбе отказал. На другой день сотрудник НКВД подал документы на арест священника.

В них он писал: «Являясь контрреволюционно настроенным, Люберцев проводил контрреволюционную агитацию, направленную к срыву проводимых мероприятий в деревне, выступил с агитацией против займа, агитируя колхозников подписываться на заём в том случае, если сельский совет разрешит совершать богослужение с хождением с иконами по деревням».

31 августа Тройка НКВД приговорила о. Михаила к расстрелу. Священник Михаил Люберцев был расстрелян 4 сентября 1937 года.

Портрет священномученика Николая Васюковича. Источник: sobor.by

В том же сентябре 1937-го был расстрелян и отказавшийся от займа священномученик Николай Васюкович. Отец Николай был диаконом в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Литвяны Игуменского уезда (Белоруссия).

Когда в 1936 году народ заставляли подписываться на займ, отец Николай отказался от приобретения никчемных билетов, сказав: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть…». Его арестовали 6 августа 1937 года, требовали в обмен на свободу отречься от сана.

Обратите внимание

Не добившись результата, приговорили его к расстрелу. Он был убит в Минске 26 сентября 1937 года.

Священномученик Петр Соловьев. Источник: drevo-info.ru

Похожая судьба и у священномученика Петра Соловьева. Отец Петр, пожилой настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Астанкино Рязанской губернии, был арестован по доносу председателя колхоза.

По словам председателя, он пришел в дом к отцу Петру, чтобы просить священника подписаться на государственный заем, но священник отказался подписываться и сказал, что «он советской власти помогать не будет, так как она преследует священнослужителей и отняла у них все гражданские права».

По словам председателя, отец Петр стал «дерзить»: «Вы вот пришли просить меня подписаться на заём, а где же я деньги возьму, когда нас советская власть ограбила и до сих пор это продолжается? Нам не дают возможности зарабатывать своими трудами, запрещая ходить с молебнами по приходу»… 10 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Он был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Икона священномученика Сергия Смирнова. Источник: bezhverh.ru

Священномученик Сергий Смирнов, настоятель храма Рождества Христова села Теблеши (Ярославская губерния) был приговорен Тройкой НКВД к расстрелу на схожих основаниях.

Так, поскольку свидетели показали, что отец Сергий «выступал против займа, говорил, что большевики не хуже капиталистов обирают рабочих и крестьян под видом займов и что СССР готовится к войне».

3 ноября 1937 года отец Сергий был расстрелян, а его жена с четырьмя детьми были выгнаны из дома.

Игумен Сергий

В 1937 году, на момент ареста, игумену Сергию (Чернухину) было 58 лет. Он родился в Самарской губернии в крестьянской семье, в крещении был наречен Симеоном.

В возрасте 21 года, в 1900 году, поступил послушником в Свято-Данилов монастырь в Москве. Спустя 10 лет он принял монашеский постриг под именем Сергий.

В 1911 году стал иеродиаконом, в 1915-м — иеромонахом, уже после революции, в 1923-м — игуменом.

Даниловский монастырь, фото 1883 года. Источник: moskvaweb.ru

Вплоть до закрытия Данилова монастыря большевиками, он служил в монастырском Троицком соборе. Когда власти закрыли монастырь, перешел служить в храм Воскресения Словущего в Даниловой слободе, по соседству с обителью.

Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnomuchenik-sergij-chernuxin-otkazalsya-podpisatsya-na-zaem-pogib-v-lagere-2/

Серафим (Богословский) (1881 — 1921) – иеромонах, преподобномученик

Память 11 августа (29 июля по ст. ст.) , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.

В миру Богословский Александр Ефимович, родился в 1881 году в Глухове Черниговской губернии. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей — Саша и его старшая сестра.

Читайте также:  Ферапонтов монастырь, россия, вологодская область, кирилловский район, село ферапонтово

Матери отца Серафима, когда он был еще мальчиком-гимназистом, было открыто во сне Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру?».

И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

В 1907 году пострижен в монашество преосвященным Димитрием.

Важно

Отец Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Духовником его был иеромонах Домн (Аггеев), духовная связь с которым не прекращалась и после кончины последнего в 1908 году. В Глинской пустыни он нес послушание в иконописной, но кроме того был прекрасным чтецом.

В начале XX века отец Серафим в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882 года епископом Александром (Кульчицким) на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников.

В 1909 году в городе Верном (ныне Алма-Ата) преосвященным Димитрием отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха к Успенскому храму Туркестанского архиерейского дома.

Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой.

В скиту были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Отец Серафим сделал всю утварь и написал все иконы для церкви.

К этому периоду времени относится основание в городе Верном Иверско-Серафимовской женской общины, обращенной в 1910 году в женский общежительный монастырь.

Отец Серафим прилагал к укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц.

В 1911 году иеромонах Серафим был отпущен в горы для пустынного жития преосвященным Димитрием. Через год к нему присоединился и другой монах — Анатолий (Смирнов), постриженный тем же преосвященным Димитрием.

Совет

В 1913 году число пустынников увеличилось еще двумя иеромонахами: Антонием, бежавшим из Иссык-Кульского монастыря и Иезекиилем, прибывшим с Афона. Наконец, к ним присоединились несколько мирян, носивших длинные волосы, подрясники и пояса: Михаил, Илья, Фирс и другие.

Сначала они собирались для богослужения в архиерейскую дачную церковь, а потом выкопали особую пещеру, обставили ее необходимыми вещами для богослужения и просили дать им антиминс. Таким образом возник небольшой скит, члены которого питались травами, овощами и сухарями и жили в небольших избушках.

Место это находилось в 15 верстах от города и в 6 — от Архиерейской дачи.

В 1913 году в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение. Отец Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место.

Место для скита было указано Богом: в поисках места монахи остановились на ночь в Аксайском ущельи близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет.

Поднявшись на гору, осмотрели место, откуда с наступлением сумерек исходило неземное сияние и вернувшись, говорили: «Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!».

На этом месте они поставили келии на растоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры — в одной хранили продукты, в двух других молились. (Пещеры эти существуют поныне.) Служили в большой деревянной келии отца Анатолия.

Однажды отец Серафим видел в тонком сне следующее: «Идут они втроем — отец Анатолий, отец Феогност и отец Серафим по ущелью и видят — храм стоит, красоты необыкновенной. Зашли в него все втроем, но отец Анатолий вышел из храма и убежал.

И висят в этом храме 5 горящих паникадил. Вот одно из них, центральное паникадило, закачалось, закачалось, оборвалось и упало на пол. Второе паникадило закачалось и упало. Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели неподвижно».

Этот сон оказался впоследствии вещим.

Каждое воскресенье отец Серафим служил в скиту на Мохнатой сопке, у своих духовных дочерей.

По воспоминаниям монахини Магдалины: «Когда служил отец Серафим Литургию, в алтарь невозможно было смотреть, сияние было какое-то необыкновенное. …

на отца Серафима тоже невозможно было смотреть, он в каком-то сиянии весь стоял, что и объяснить не могу. И трепет такой одолевал, что я от алтаря сразу отходила, как что-то меня отталкивало. Такая, видимо, благодать была».

Обратите внимание

Отец Серафим имел кроткий нрав, и старался быть незаметным, даже юродствовал иногда: неряшливо ел, был растрепан. Однако, перед службой всегда тщательно приводил себя в порядок.

В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики…

Лето 1921 года было очень дождливым и разрешилось сильнейшим наводнением-селем, который прошел в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

В августе 1921 года все пятеро монахов Аксайского скита пошли в город Верный (Алма-Ата) в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит.

10 августа 1921 года, вечером, приехали в скит трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем с медом, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к отцу Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колена с четками, стал читать правило.

Под утро 11 августа красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал: «Анатолий!». Закричал, а они в это время выстрелили. Отец Анатолий понял, что отца Серафима убили, и побежал на пасеку за помощью. Потом бандиты убили спящего отца Феогноста, обыскали келии, надеясь найти деньги, но не найдя ничего, уехали.

На другой день приехали милиционеры, посмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув монахов в мантии, похоронили. Отец Анатолий (Смирнов) отпевал их в скиту на Мохнатой сопке. Сорокоуст служили во всех церквах города Верного, потому что их очень чтили в городе. Убийц нашли, но военный трибунал судить их отказался.

Предвидя свою кончину, отец Серафим говорил двоим духовным дочерям: «Меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу». Монахини, инокини и прихожане выполняли это послушание.

Несмотря на государственный атеизм, все эти годы из заупокойных синодиков прихожан Свято-Никольского кафедрального собора Алма-Аты не исчезают имена убиенных монахов и совершаются паломнические восхождения к могиле в Аксайском ущелье.

Важно

В 1991 году к 70-летию трагедии на месте убиения иеромонахов был водружен поклонный крест, в 1992 году была поставлена часовенная сень.

По благословению патриарха Алексия II, 11 августа 1993 году установлено местное чтимое почитание новомучеников — иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахстанской земле пострадавших.

Оба мученика, Серафим и Феогност, были прославлены для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Источник: https://mitropolia.kz/august/458-serafim-bogoslovskij.html

Преподобномученик Макарий (Моржов) — Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе.

Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера.
Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве.

 21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему.

3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию.

«Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом.

Почти тридцать лет служил верой и правдой отец
Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой».

Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость. Для своего келейника старец стал примером любовного обращения с ближними.

С отцом Макарием он был всегда предупредителен, будто тот только что поступил к нему на послушание: постоянно благодарил его за любую услугу, ежедневно просил прощения — и таким своим поведением мог растрогать своего помощника до слез.

Совет

 Между двумя подвижниками иногда возникали незначительные разногласия, которые неизменно покрывала взаимная любовь. «Однажды старец Алексий беседовал со студентом Духовной Академии. Отец Макарий только что вычистил самовар, наполнил его, разжег и сказал: ”Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел”.

 Отец Алексий во время разговора забыл про самовар и тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором

произнес: ”Батюшка, и это Вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!”. 

Старец упал в ноги отцу Макарию и стал просить прощения: ”Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал”. В 1923 году Зосимова пустынь была разорена.

Старец Алексий нашел приют в Загорске у своей духовной дочери Веры Верховцевой, уехавшей из города и оставившей ему свой небольшой домик, очень похожий на тот, что был у него в пустыни. Преданный Макарий поселился вместе с ним.

До 1927 года старец еще немного ходил, но потом только лежал, с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Отец Макарий все время был рядом. 

Старец Алексий говорил Макарию, чтобы тот никому не отказывал и от всех просящих помолиться принимал записки — передавал ему. Таким образом, число поминаний постоянно росло.

До болезни на проскомидии он около двух часов вынимал частицы по своему поминовению.

Обратите внимание

Но в последние годы отец Алексий благословил вести поминание отцу Макарию: тот читал
вслух и не все сразу, а частями, чтобы не утомлять болящего. 

2 октября 1928 года преподобный старец преставился. При одевании и положении во гроб присутствовали три ученика: игумен Владимир, игумен Никодим и монах, Макарий, который очень горевал, постоянно плакал и целовал усопшего друга. На панихиде стоял растерянный и расстроенный: он острее всех присутствовавших сознавал эту потерю. 

Сразу после кончины преподобного Алексия, 7 октября 1928 года, епископ Варфоломей рукоположил отца Макария в Высоко-Петровском монастыре во диакона, а на следующий день — во иеромонаха. 5 апреля 1931 года отца Макария арестовали.

Допросы следовали один за другим: ведь перед следователями был келейник старца Алексия, которого ОГПУ решило сделать главным заговорщиком и руководидителем подпольной антисоветской организации.

Отец Макарий достойно и смиренно вел себя в заключении,он никого не назвал из множества близких ему единоверцев, ежедневно посещавших отца Алексия.

Он называл ничего не значащие имена, ссылаясь на незнание или плохую память, не желая никому навредить. 

Из показания иеромонаха Макария на допросах: «В Москву я езжу, правда, редко, но у кого я останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквах, но каких, не помню. В городе Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома.

Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и других. Остальное время я занимаюсь черной работой по городу Загорску, очищаю дворы от снега, колю дрова и другое.

 К старцу Алексию приезжали за советами духовенство, из которых помню: московских — Четверухин Илия, Зверев Александр, Лагов Петр, остальных на память не помню; приезжал доктор Таганской тюрьмы Жижиленко, впоследствии епископ Максим; из Твери приезжал Левковский Александр. Вообще еще к нему приезжали, но кто и откуда, я не знаю.

Из ближнего духовенства приходил священник Инюшин Иван Иванович (раза три), Ржепик Мирон и другие (не помню). О чем говорили они со старцем Алексеем, я не помню, благодаря слабой памяти. Из всех вышеуказанных лиц я близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».

Важно

На вопросы о том, как он относится к советской власти, отец Макарий отвечал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти.

При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь, а духовенство жило в лучших условиях и спокойней, но как только народ стал отходить от веры, и грехов накопилось много, тогда Бог и сделал попущение, послав советскую власть.

Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благодетели Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе, сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы.

До этого еще должен появиться антихрист, но, когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии и прочее, причем считают, что пятиугольная советская звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано.

 Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия… Все мы имеем одинаковые политические убеждения и считаем, что советская власть является попущением Божиим, так как мы недостойны лучшей власти.

Эти наши взгляды мы (и я в том числе) высказывали также и верующим, когда они обращались к нам с подобными вопросами. Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать в колхозы, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански». 

Читайте также:  Церковь троицы живоначальной на зелене, россия, вологодская область, город тотьма

Движимый неизбывной верой Христовой, он не боялся прямо высказывать свои взгляды, понимая, что жизнь его висит на волоске: «За каждой службой на проскомидии я поминаю по Служебнику русских царей общей формулой: ”Помяни, Господи, благочестивейших государей императоров”, а после этого — не по Служебнику, а по собственному желанию я поминаю персонально благочестивейших государей императоров Александра II, Александра III и Николая II и прочих царственных лиц. Поминаю также императрицу Елизавету Петровну и великую княжну Наталию Алексеевну. Последних двух я поминаю потому, что по преданию они посещали наш монастырь, а царей Александра II, Александра III и Николая II потому, что они были православными и нашими правителями, при которых верующим было свободно и хорошо жить. Советскую власть я поминаю дома и молюсь, чтобы Бог направил ее на истинный путь. О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись — если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно». 

28 апреля 1931 года отцу Макарию было предъявлено обвинение в том, что «он, являясь членом контрреволюционной организации, занимался агитацией, направленной к подрыву и ослаблению советской власти». В этом виновным он себя не признал и заявил, «что в организацию вступил потому, что только эта организация могла обеспечить сохранение православной веры и восстановить старый порядок». 

Совет

20 мая 1931 года тройка ОГПУ МО приговорила иеромонаха Макария к расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 июня 1931 года и среди прочих тайно захоронили на Ваганьковском кладбище. Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001 года иеромонах Макарий канонизирован как преподобномученик. День памяти преподобномученика Макария 28 мая / 10 июня. 

Преподобный отче Макарие моли Бога о нас!

Тропарь Преподобномученику  Макарию Зосимовскому, глас 1

Преподобия ризами блистая,и венцем свидетельства сияя, Макарие богомудре,доблий оружниче христов, не престай молитися о нас: чтущих днесь святую память твою. Кондак преподобномученику иеромонаху Макарию.

Кондак, глас 2
Послушанием непрелестным, служением любовию растворенным, степению молитвы высокою, исповеданием веры твердым, украси тя Христос Бог, отче наш претихий Макарие.

Источник: http://zosymova-pustin.ru/pages/prepodobnomuchenik_ieromonah_makariy.html

Белогорские преподобномученики

Белогорские преподобномученики

Белогорские преподобномученики

Память 12/25 августа

Преподобномученик ВАРЛААМ (КОНОПЛЕВ),  архимандрит, настоятель Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 18 апреля 1858 г. в семье горнозаводских крестьян Юго — Кнауфского завода Осинского уезда Пермской губернии, принадлежавших к старообрядцам беспоповского толка.

В 1880 году принял участие в сооружении первых построек будущего Белогорского монастыря.

17 октября 1893 года торжественно присоединен  к Православию в Пермском кафедральном соборе Преосвященным Петром, епископом Пермским и Соликамским, через таинство миропомазания.

6 ноября 1893 года посвящен в рясофор, поселился на Белой Горе в новоустроенной часовне.

1 февраля 1894 года в Крестовой церкви архиерейского дома пострижен в монашество с именем Варлаам, Преосвященным Петром рукоположен в сан иеродиакона.

22 февраля в день освящения престола Никольского храма на Белой Горе рукоположен в сан иеромонаха.

24 июня 1902 года посвящен в сан игумена, 8 мая 1910 года — в архимандрита, стал первым настоятелем Белогорского монастыря.

В 1905-1907 годах активно сотрудничал с «Союзом Русского Народа».

8 декабря 1910 года встречался с Императором Николаем II и имел с ним беседу об укреплении патриотизма.

Обратите внимание

С 10 июня 1917 года участвовал во Всероссийском монашеском съезде в Троице- Сергиевой Лавре.

В 1917-1918 годах был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви в г. Москве по избранию от монашествующих.

В октябре 1917 года вернулся в Белогорскую обитель, сложив полномочия члена Собора.

24 августа 1918 года приглашен на собрание в Юго-Осокинский завод и арестован.

Расстрелян красноармейцами по дороге из монастыря в г. Осу и брошен в р. Каму.

Преподобномученик АНТОНИЙ (АРАПОВ), игумен, казначей Белогорского Свято- Николаевского мужского монастыря

Родился в 1880 году.

В 1897 году поступил в Белогорский монастырь.

22 июня 1905 года в скитской Серафимовской церкви (в день ее освящения)  рукоположен в сан иеродиакона.

Не позднее 1909 года посвящен в сан  иеромонаха.

В отчете монастыря за 1909 год значился благочинным,исполнял обязанности ключаря,в течение многих лет был казначеем.

С 1915 года дополнительно трудился скитоначальником, пока игумен Серафим (Кузнецов) находился на полях Первой мировой войны.

29 июня 1917 года посвящен в сан игумена.

В марте 1919 года при наступлении красных с частью других насельников монастыря отступал с Белой армией.

В 1919  году в г. Иркутске  был арестован большевиками и расстрелян.

Преподобномученик ВЯЧЕСЛАВ (КОСОЖИЛИН), иеромонах Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 18 августа 1879 года в семье крестьян Осинского уезда.

27 июня 1901 года поступил в Белогорский монастырь.

5 января 1904 года облачен в рясофор.

5 июня 1905 года принял монашеский постриг.

Преосвященным Никанором, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в сан иеродиакона и перемещен в число братии Пермского Архиерейского дома на вакансию ризничного.

Позднее рукоположен в сан иеромонаха.

11 ноября 1911 года утвержден в должности братского духовника.

3 мая 1914 года Св.Синодом награжден наперсным крестом.

11 августа 1918 года арестован и замучен большевиками.

Преподобномученик ИЛЬЯ (ПОПОВ), иеромонах Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 1 ноября 1887 года в семье крестьян Юго-Камского завода Пермской губернии.

Окончил Пермское городское четырехклассное училище.

14 июня 1902 года поступил в канцелярию Белогорского монастыря на послушание.

В июне 1913 года принял монашеский постриг.

8 ноября 1913 года утвержден в должности делопроизводителя монастыря.

Весной 1917 года награжден набедренником.

17 октября 1918 года  увезен в г. Осу, где зверски замучен.

Преподобномученик ИОАНН (НОВОСЕЛОВ), иеромонах Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 19 марта 1879 г. в с. Новоселово Котельнического уезда Вятской губернии.

1 апреля 1913 года принял монашеский постриг.

В 1915 году переведен в число братии Архиерейского дома.

В июне 1917 года вернулся в Белогорский монастырь.

Важно

24 сентября 1917 года Преосвященным Феофаном, епископом Соликамским рукоположен в иеромонаха.

14 октября 1918 года арестован и отправлен в г. Пермь на принудительные работы.

Зимой 1918 года утоплен в проруби на р. Каме за отказ от принудительных работ.

Преподобномученик ИОАСАФ (САБИНЦЕВ), иеромонах Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 2 января 1880 года в семье крестьян Уфимской губернии Стерлитомакского уезда.

17 октября 1908 года  поступил в Белогорский монастырь.

26 декабря 1912 года принял монашеский постриг.

16 апреля 1913 года Преосвященным Палладием, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в сан иеродиакона, а 29 июня в сан иеромонаха.

Летом 1913 года утвержден в звании соборного старца.

4 октября 1918 года арестован и увезен в г. Осу, где скончался в больнице.

Преподобномученик СЕРГИЙ (ВЕРШИНИН),  иеромонах Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 6 марта 1881 году в семье крестьян Верхотурского уезда.

Окончил Пермское Духовное училище.

25 августа 1904 года поступил в Белогорский монастырь.

14 августа 1909 года принят послушником в Крестовую церковь при Архиерейском доме.

14 сентября 1909 года принял монашеский постриг, 25 сентября рукоположен в иеродиакона.

27 ноября 1909 года рукоположен в иеромонаха.

27 мая 1910 года переведен в Белогорский монастырь.

В 1913 году  награжден набедренником.

18 февраля 1913 года на основании Высочайшего повеления награжден крестом на Владимирской ленте в память 300-летия Царствования Дома Романовых и бронзовой медалью.

16 июля 1914 года назначен исполняющим обязанности заведующего Успенским мужским общежитием на Иосифовой горе.

4 января 1916 года переведен в число братии Архиерейского дома.

25 октября того же года перемещен в Белогорскую обитель.

27 апреля 1917 года уволен в распоряжение военного и морского протопресвитера, в сентябре возвратился в монастырь.

Указом Временного Пермского Епархиального Совета от 28 августа 1918 г. № 1663 назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Белогорского монастыря.

9 октября 1918 года увезен большевиками в г. Осу, где был зверски замучен.

Преподобномученик ВИССАРИОН (ОКУЛОВ), иеродиакон Белогорского Свято-Николаевского монастыря.

Родился 26 февраля 1880 г. в крестьянской семье с. Никитино Осинского уезда.

Был женат, супруга приняла постриг в Бахаревском Богородице-Казанском женском монастыре 1 мая 1916 года.

14 сентября 1909 года поступил в Белогорскую обитель.

25 апреля 1916 года принят в число послушников.

1 мая 1916 года принял монашеский постриг.

8 октября 1917 года Преосвященным Феофаном Соликамским рукоположен в иеродиакона.

14 ноября 1917 года назначен исполняющим обязанности казначея Пермского Архиерейского дома, указ Пермской Духовной Консистории за № 19659.

14 октября 1918 года  утоплен в р. Каме.

Преподобномученик ЕВФИМИЙ (КОРОТКОВ), иеродиакон Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 27 июля 1882 года в семье крестьян Осинского уезда.

Образование получил домашнее.

4 декабря 1903 года поступил в Белогорский монастырь.

7 ноября 1905 года принят в качестве послушника.

5 декабря этого же года облачен в рясофор.

14 октября 1912 года принял монашеский постриг.

Совет

29 марта 1913 года Преосвященным Палладием, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в иеродиакона.

17 февраля 1918 года замучен красноармейцами в г. Перми на берегу р. Камы вместе с родным братом Алексием, послушником Белогорского монастыря.

Преподобномученик МАТФЕЙ (БАННИКОВ), иеродиакон Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 8 ноября 1881 г. в семье крестьян Осинского уезда Ординской волости. Был женат, овдовел.

7 апреля 1914 года поступил в Белогорский монастырь.

В ноябре 1915 года принял монашеский постриг.

24 июня 1918 года Преосвященным Феофаном, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в иеродиакона. 

21 октября 1918 года замучен и брошен живым в р. Каму в г. Перми за отказ от принудительных работ.

Преподобномученик МИХЕЙ (ПОДКОРЫТОВ),  иеродиакон Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 17 января 1876 г. в семье крестьян Шадринского уезда Песчанской волости.

Окончил церковно-приходскую школу.

20 июня 1903 года поступил в Белогорский монастырь.

14 августа 1905 года принял монашеский постриг.

27 января 1908 года Преосвященным Никанором, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в иеродиакона.

В ноябре 1918 года арестован в Ново-Иверской обители и расстрелян в г. Перми.

Преподобномученик АРКАДИЙ (НОСКОВ), инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 28 сентября 1889 года.

22 апреля 1913 года поступил в Белогорский монастырь.

11 октября 1915 года принял монашеский постриг.

14 октября 1918 года арестован и отправлен в г. Пермь, где за отказ от принудительных работ расстрелян.

Преподобномученик ГЕРМОГЕН (БОЯРЫШНЕВ), инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в 1888 года в семье крестьян Осинского уезда.

5 августа 1907 года поступил в Серафимо-Алексеевский скит Белогорского монастыря.

В августе 1914 года перешел в Белогорский монастырь.

3 февраля 1916 года принял монашеский постриг.

5 октября 1918 года вызван в пункт мобилизации в с. Ашап и расстрелян за отказ от вступления в ряды Красной армии.

Преподобномученик ВАРНАВА (НАДЕЖДИН), инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 1 марта 1873 года.

Заштатный псаломщик Красноуфимского уезда.

10 мая 1910 года поступил в Белогорский монастырь.

14 ноября 1916 года принял монашеский постриг.

В январе 1919 года убит красноармейцами в Осинском уезде.

Преподобномученик ЕВФИМИЙ (ШЕРШИЛОВ),  инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в семье крестьян Бугурусланского уезда Самарской губернии.

7 августа 1911 года поступил в Белогорский монастырь.

8 ноября 1916 года принял монашеский постриг.

Обратите внимание

16 октября 1918 года вызван в пункт мобилизации в с. Ашап и зверски замучен за отказ от вступления в ряды Красной армии.

Преподобномученик ИОАНН (РОТНОВ), инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 2 августа 1885 года в семье есаула казачьего войска.

3 сентября 1908 года поступил в Белогорский монастырь.

В сентябре 1915 года принял монашеский постриг.

17 октября 1918 года убит большевиками за отказ от вступления в ряды Красной армии.

Преподобномученик МАРКЕЛЛ (ШАВРИН), инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в 1871 году в семье крестьян Глазовского уезда Вятской губернии. Был женат, овдовел. Грамоте не обучался.

3 октября 1913 года  поступил в Белогорский монастырь.

26 декабря 1916 года принял монашеский постриг.

14 октября 1918 года зверски замучен в г. Перми за отказ от принудительных работ.

Преподобномученик СЕРГИЙ (САМАТОВ), инок Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился 3 января 1884 года в семье крестьян Вятской губернии Яранского уезда.

1 ноября 1913 года поступил в Белогорский монастырь.

В сентябре 1915 года принял монашеский постриг.

В 1918 года арестован и зверски убит в г. Осе.

Преподобномученик ДИМИТРИЙ (СОЗИНОВ), рясофорный послушник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в семье крестьян Уфимской губернии. Обучался грамоте.

1 мая 1918 года поступил в монастырь.

11 октября 1918 года арестован большевиками за отказ от мобилизации в ряды Красной армии и расстрелян.

Преподобномученик ИАКОВ (СТАРЦЕВ), рясофорный послушник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в с. Орда Осинского уезда. Обучался грамоте.

В 1905 году поступил в Белогорский монастырь.

11 октября 1918 года вызван в пункт мобилизации в с. Ашап и расстрелян за отказ от вступления в ряды Красной армии.

Преподобномученик АЛЕКСАНДР (АРАПОВ), послушник Белогорского Свято- Николаевского мужского монастыря.

В октябре 1918 года расстрелян за отказ от мобилизации в ряды Красной армии.

Преподобномученик АЛЕКСИЙ (КОРОТКОВ), послушник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в семье крестьян Осинского уезда. Образование получил домашнее.

7 декабря 1903 года поступил в Белогорский монастырь.

17  февраля 1918 года после долгих мучений убит вместе с родным братом Евфимием, иеродиаконом Белогорского монастыря. 

Преподобномученик ИАКОВ (ДАНИЛОВ), послушник Белогорского Свято- Николаевского мужского монастыря.

В октябре 1918 года расстрелян за отказ от мобилизации в ряды Красной армии.

Преподобномученик ПЕТР (РОЧЕВ), послушник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

В октябре 1918 года расстрелян за отказ от мобилизации в ряды Красной армии.

Преподобномученик САВВА (КОЛМАГОРОВ), послушник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Родился в 1894 году в семье крестьян Екатеринбургского уезда.

Обучался грамоте.

27 декабря 1912 года поступил в Белогорский монастырь.

5 июля 1918 года принят в число послушников.

14 октября 1918 года увезен в г. Пермь на принудительные работы, в ноябре живым брошен в прорубь на р. Каме.

Преподобномученик ФЕОДОР (БЕЛКИН), послушник Белогорского Свято- Николаевского мужского монастыря.

В октябре 1918 года расстрелян за отказ от мобилизации в ряды Красной армии.

Источник: http://PravPerm.ru/home/svyatye_i_svyatyni/svyatye/belogorskie_prepodobnomucheniki/

Ссылка на основную публикацию