Преподобномученица анастасия римляныня

Великомученица Анастасия Римляныня

Во дни царя Декия и соправителя его Валериана при военачальнике Прове, недалеко от города Рима, в уединенном и малоизвестном месте, находился один небольшой женский монастырь.

В нем подвизалось несколько добродетельных постниц, в числе коих находилась, престарелая летами и совершенная в добродетелях, игумения София. В монастыре том проживала блаженная дева Анастасия, родом из Рима, оставшаяся трех лет по смерти своих родителей.

София воспитала ее в своем монастыре и научила всем добродетелям, так что в посте, подвигах и во всяких трудах она превосходила всех прочих.

Обратите внимание

Достигнув двадцатилетнего возраста, Анастасия стала чрезвычайно красивой, так что некоторые из знатных римских граждан, прослышав о ее красоте, страстно желали взять ее в жены. Но святая дева, вменив все в ничто, соделалась Христовою невестою и, для Него соблюдая свое девство, день и ночь проводила в молитвах.

Диавол не один раз покушался отвести Христову невесту от ее равноангельской жизни и склонить ее к жизни в миру, желая смутить ее нечестивыми мыслями, соблазнами лукавых уст и различными иными своими ухищрениями.

Но он нисколько не успевал в своей брани против той, в немощном естестве которой вселилась сила Христова, попирающая проклятую главу змия девическими ногами.

Не имея возможности этим способом одержать победу над непобедимой Христовой невестой, диавол явно восстал на нее, воздвигнув лютых мучителей.

В то время было сильное гонение на христиан, и диавол научил некоторых из неверующих, враждующих против христиан, чтобы они оклеветали Анастасию пред военачальником Провом.

Придя к нечестивому сему человеку, язычники стали говорить ему, что в одном уединенном месте между бедными и живущими без мужей женщинами проживает некая девица Анастасия, подобной коей по красоте нет во всем Риме.

— Эта девица — говорили они — не только не хочет иметь мужа, но над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого.

Услышав о красоте Анастасии, военачальник немедленно послал своих слуг привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидав сие, сильно убоялись, и, отворив другие двери с противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:

— Дитя мое, Анастасия! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Жених твой Иисус Христос хочет увенчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убегала из монастыря, не желаю лишить мученического венца тебя, мою жемчужину, которую я, взявши трех лет, воспитала и до настоящего времени охраняла, как зеницу ока.

Когда воины ворвались в монастырь, к ним вышла София со словами:

— Кого вы ищете и чего требуете?

Они ответили:

— Старица! выдай нам девицу Анастасию, которую ты держишь при себе, так как военачальник Пров требует ее.

— Да, я с радостью отдам вам ее, — отвечала София, — только умоляю вас, господа, подождите часа два, пока я ее наряжу, чтобы она сделалась угодною глазам господина вашего.

Слуги, предполагая, что София желает украсить ее обычными мирскими одеждами и украшениями, согласились подождать. Мать же духовная, София, желая украсить свою дочь душевными красотами, дабы она соделалась угодною Жениху Небесному, взяла и ввела ее в церковь. Поставив ее пред алтарем, София с плачем стала говорить ей:

— Дитя мое, Анастасия, теперь предстоит самим делом показать тебе усердную любовь к Господу. В настоящее время тебе надлежит стоять за своего возлюбленного Жениха-Христа до крови и доказать, что ты истинная Его невеста.

Важно

Возлюбленная моя дочь! Я умоляю тебя: не допусти обольстить тебя языку, изощренному наподобие бритвы, не обольщайся славою и подарками суетного мира и не страшись временных мук, которые исходатайствуют тебе вечную жизнь.

Вот открыт пред тобою чертог Жениха; вот уготованный тебе одр покоя вечного; вот и сплетенный для тебя венец; вот уже тебя призывает на брак Жениха: иди же к Нему с веселием, иди обагренная кровью, как бы одетая в брачную одежду.

Умоляю тебя, дитя мое, внимай словам моим и припомни мои труды и хлопоты о тебе, как я воспитала тебя, взявши тебя с детства и все старания прилагала к тому, чтобы представить тебя чистой невестой Царю славы. Об этом я заботилась, об этом молилась, этому обучала тебя день и ночь, именно, чтобы ты навсегда соединилась с Господом всем сердцем и душою.

Итак, дочь моя, не посрами меня — твою мать — ныне пред Господом и не сведи преждевременно во гроб моей старости. Если я услышу что-либо о тебе такое, что противно Христовой любви, то я внезапно умру.

А если услышу, что ты за любовь ко Христу стоишь крепко и за Него не щадишь своей жизни, тогда я буду матерью веселящеюся о своей дочери [1]; «мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем» (Пс.91:11). Итак, дочь моя, не пощади твоей телесной красоты и не полюби временной жизни.

Когда же тебя будут обольщать коварными словами, ты «не дай уклониться сердцу к словам лукавым» (Пс.140:4); когда же станут устрашать мучениями — ты говори: «страха вашего не убоюся, ниже возмятуся, яко со мною Бог мой» (ср. Ис.

8:12); когда станут немилосердно бить тебя, ты «не бойся убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Станут ли терзать и строгать твою плоть, ты, в твоих страданиях, радуйся, потому что в своей плоти восполняешь лишение скорбей Христовых (Кол.1:24). Станут ли рассекать тебя на части, ты вспомни, что и волосы на голове твоей сочтены от Господа (Мф.

10:30), Который сохранит все твои кости и ни одна из них не погибнет (Пс.33:21). Захотят ли отсечь тебе голову, ты смотри на главу всей Церкви — Христа, Который есть слава твоя и возносить голову твою (Пс.3:4). Не бойся, дитя мое, жестокого страдания. Жених твой невидимо предстанет пред тобою, облегчит твои болезни и избавить тебя от тяжких мучений. И когда ты застонешь, Он даст тебе отраду; когда изнеможешь, Он укрепит тебя; когда падешь от ран, Он поднимет; когда наполнишься горестей по причине лютых язв, Он усладит твое сердце, прохладит твою душу и не отступит от тебя до тех пор, пока, исторгши тебя из рук мучителей, не введет тебя в небесный Свой чертог и, созвав все силы ангельские и лики всех святых, дарует тебе блаженство и увенчает тебя, как Свою невесту, нетленным венцом и ты станешь соцарствовать с Ним в вечной славе.

Анастасия отвечала:

— Готово сердце мое пострадать за Христа, готова душа моя умереть за сладчайшего для меня Иисуса, так как все желания мои и воздыхания направлялись к тому, чтобы иметь возможность во свидетельство любви моей к дорогому для меня Господу, положить за него мою душу.

Теперь же, так как наступило время исполнения моего желания, то я с радостью предстану перед моим мучителем и стану исповедовать всесвятое имя Бога моего. Ты, мать и госпожа моя, не бойся за меня, не сомневайся о моей юности: я верую Господу моему Иисусу Христу и Он укрепит меня, Свою рабу.

Возлюбленная моя мать, моли и ты Его, чтобы Он не оставил меня и не отступил от меня до тех пор, пока я не окончу за имя Его подвиг мучения и не посрамлю восстающего на нас врага.

Беседа их продолжалась долее двух часов, так что посланные военачальником слуги, не дождавшись их, сами отправились за ними в церковь. Здесь они застали святых жен, которые занимались не телесным украшением, но умиленно беседовали и взаимно утешали и утверждали себя в Господе.

Совет

Разгневавшись, они схватили Анастасию, как волки овцу, наложили железные цепи на ее шею, и потащили в город, где и привели ее к военачальнику. Она же, стоя перед ним, свои духовные очи обратила к своему Жениху, Христу. Все видевшие Анастасию удивлялись ее красоте, смиренному взору и кроткому лицу ее.

Военачальник обратился к ней со словами:

— Какого ты рода, какой веры и как тебя зовут?

Потупив взор, святая тихим голосом отвечала:

— Я дочь одного из граждан города Рима, воспитана я в христианском благочестии, а имя мое — Анастасия.

Военачальник сказал:

— Сие имя у римлян необычное, и я не знаю, что значит Анастасия?

— Анастасия — отвечала святая, — значит «возстание», так как Бог восстановил меня говорить против тебя до тех пор, пока я не одолею отца твоего — сатану.

Военачальник продолжал:

— Девица, отвечай мне кротко, чтобы не возбудить во мне гнева: ведь, я щажу твою молодость и не хочу погубить твоей красоты; послушай же меня как отца, желающего разумно тебе посоветовать.

Зачем ты прельстилась вредным учением христианским и понапрасну губишь свои годы, лишаясь хорошей жизни и наслаждений, которые боги дали людям для веселья? Что за утешение избегать общества людей и проводить жизнь в уединении? Что за прибыль самовольно отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Не лучше ли поклониться нашим бессмертным богам, взять честного, благородного мужа, веселиться среди наслаждений, радоваться детьми, жить посреди добрых людей в славе и почете, владеть многим имением, золотом и серебром и не губить в крайней бедности и нищете своей жизни, дарованной богами для благополучного существования. Итак, я советую тебе, подойди и поклонись богам и немедленно будешь иметь мужа высокородного, почетного, славного и богатого, близкого к царскому престолу и имеющего большую силу. Вместе с ним и ты будешь пользоваться большим почетом и во все дни твоей жизни будешь наслаждаться всеми благами.

Святая Анастасия, подняв опущенные вниз свои глаза и взглянув на военачальника, на сии слова отвечала:

— Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие — есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, как Еву змий, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхом мучений не отлучишь меня от моего Господа, за Которого, если бы было возможно, я готова претерпеть мучение сто раз.

Военачальник приказал предстоявшим бить ее в лицо, приговаривая: так ли ты должна отвечать светлейшему властелину? Затем, желая посрамить ее, он приказал разодрать на ней одежду и ногою выставить ее пред всеми и спросил ее:

— Приятно ли тебе, девица, обнаженной стоять перед глазами всех?

— Безумный, бесстыдный и исполненный всяческой нечистоты, — отвечала святая.

— Это не мой стыд, но твой, так как Господь мой знает, что солнце никогда не видело моей наготы, а ты меня выставил ногою на глаза столь многих людей; знай, что ты посрамил себя больше, нежели меня.

Ведь меня, ради сего стыда, Жених мой покроет одеждою славы, а тебя на веки покроет стыд лица твоего и всякий разумный человек теперь скажет: если бы военачальник не был бесстыжим и исполненным нечистой похоти, он не обнажал бы для зрелища всех девического тела.

И, обратившись к обнажившим ее, она произнесла:

— Если вы обнажили мое тело, если приготовили для меня и орудия различных мучений, то зачем же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тело, покрывайте кровью открытый стыд; вот, вы видите меня приготовленную к мукам и не надейтесь что либо другое услыхать от меня, как только то, что я желаю умереть за моего Христа.

Тогда, по повелению военачальника, она была растянута и привязана к четырем столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками.

Святая же Анастасия, страдая от ударов, задыхаясь в дыму и опаляемая огнем, терпела и, вместо стона, произносила до конца Давидов псалом: «Помилуй мя, Боже…» Она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи.

После сего, отвязав ее от столбов и сняв с костра, привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу:

Читайте также:  Преподобный савватий соловецкий

— Прибежище мое и Защитник мой, не отступай от меня, так как душа моя изнемогает в болезни и кости мои сокрушены. После этой молитвы колесо вдруг остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою.

Обратите внимание

Все бывшие здесь были страшно изумлены при виде такового чуда. Военачальник же не только не образумился, так как злоба ослепила его, но с большею свирепостью снова стал мучить святую иными муками: он приказал, повесивши, строгать ребра и терзать тело ее.

Она же претерпевала все сие мужественно и к одному только Богу возводила свои очи, говоря:

— Жених мой, взгляни на мою болезнь, которую я переношу ради Тебя и благоволи ко мне, непотребной Твоей рабе, чтобы сделалось для Тебя приятным пролитие моей крови, и чтобы я не была отвержена от лика святых мучениц.

После сего она была снята с дерева, и военачальник спросил ее:

— Анастасия! Хорошо ли тебе ныне?

— Весьма хорошо, — отвечала святая, — потому что, какое мучение за Того, кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошим и приятным?

Военачальник продолжал:

— Если тебе мучения за Распятого доставляют удовольствие, то я увеличу их. Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровью, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Один из стоящих там близко, по имени Кирилл, принес и подал ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему:

— Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: «кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мрк.9:41).

Военачальник сказал ей:

— Довольно ли для тебя мучений, или желаешь еще подвергнуться мучениям?

— Делай, что хочешь, — отвечала святая, — мой Бог силен и укрепит мою изнемогающую силу на большие мучения, и низложит твою гордыню.

Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы.

Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а из уст ее изливалась река крови. Кирилл снова немного напоил ее.

Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу и подумав, что он христианин (что и было в действительности), приказал немедленно убить его мечем.

Будучи усечен, блаженный Кирилл отошел ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которую он, во имя Христа, напоил Христову мученицу. Освежившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря:

— Боже, Спасителю мой, не оставь меня!

Когда же военачальник приказал отрезать ей язык, святая говорила:

— Беззаконный кровопийца! Если ты отрежешь мне и язык, то сердце мое не перестанет взывать к Господу. Господь же послушает молящихся ему и в молчании.

Слуга, взяв клещи, вложил их в уста святой, сильно вытянул ими язык ее и отрезал. Народ стал возмущаться, укоряя и ругая военачальника за таковое лютое и бесчеловечное мучение. Военачальник же, разгневавшись на народ, приказал вывести святую за город и отсечь мечем честную ее голову.

Таким образом, святая и достохвальная великомученица Христова Анастасия совершила подвиг мучения. Святое тело ее было брошено без погребения на съедение птицам и зверям, но, по Божественному покровительству, оно сохранилось неприкосновенным.

С наступлением ночи, блаженной старице Софии явился ангел и повелел ей взять лежавшее за городом на поле тело святой Анастасии. София, взяв чистое полотно, вышла из монастыря и не знала, куда идти.

Важно

Усердно помолившись Богу, она пошла и, руководимая Самим Богом, дошла до места, где находилось святое тело духовной ее дочери, которое она стала лобызать и омывать, как бы водою, обильными слезами, с такими словами:

— Дочь моя возлюбленная, которую я воспитала в трудах и безмолвии, в посте и молитвах, сохраняла в девстве и целомудрии, поучала страху Божию и Его святой любви, сладчайшая дочь моя, о которой я всегда соболезновала, до тех пор, пока до конца не пребыла ты верной Христу! Благодарю тебя, что ты послушала меня, убогой своей матери, и исполнила мое желание.

Не понапрасну я трудилась для тебя, потому что ты предстала пред своим Женихом в брачном одеянии твоего непорочного девства, изукрасившись твоею кровью. Итак, умоляю тебя теперь не как дочь, но как мать и госпожу мою, будь твоими к Богу молитвами утверждением в моей старости и, блаженствуя с Господом, поминай меня.

Когда же Он повелит мне отойти от моего бренного тела, умоли благость Его, чтобы Он был милостив к моим грехам.

Плача так, она помышляла о том, что станет делать: она была одна, и притом весьма слаба: едва-едва ходила она с палкою и не имела возможности ни взять и понести то святое тело, ни там на месте похоронить его, и потому скорбела, недоумевая, что будет делать.

И вот, по Божию усмотрению, какие-то два неизвестных ей мужа, почтенные на взгляд, добрые по словам, по вере христиане, застав старицу плачущею над телом, помогли ей и, собрав отсеченные части тела, руки и ноги (так как они туда же были выброшены из города) и святую главу, все сие приложили к телу, каждый член к своему месту, и, обвив полотном, понесли в некое почетное место, где, при пении надгробных песнопений, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, похоронили сие многоценное сокровище.

Кондак, глас 3:

Девства водами очищена преподобная, мученичества кровьми Анастасие венчавшися, подаеши сущым в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающым от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую.

Примечание:

[1] Выражение заимствовано из 112 псалма, стих 9.

 Житие в изложении святителя Димитрия Ростовского

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/velikomuchenitsa-anastasiya-rimlyanynya.html

Преподобномученица Анастасия Римляныня. Православный календарь на 11 ноября

11 Ноября 2018 00:10 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

11 ноября (29 октября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 24-я по Пятидесятнице (двадцать четвертый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, а также память 26 поименно известных угодников Божиих.

Далее коротко расскажем о них.

***

Преподобномученица Анастасия Римляныня. Одна из самых почитаемых святых страдалиц III столетия, принявшая мученический венец за верность Христу и Его Церкви в период антицерковных гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова.

Святая Анастасия рано осиротела и воспитывалась в христианском монастыре близ Рима, где, несмотря на свою красоту и многочисленные предложения выйти замуж, приняла обет девства, а затем и иноческий постриг.

Узнав о том, что эта дева отвергает богатых и знатных женихов, считая себя Невестой Христовой, язычники схватили святую Анастасию и привели к римскому военачальнику Прову. Тот попытался заставить мученицу принести жертву идолам, но она была непреклонна. Преподобномученицу Анастасию подвергли самым страшным пыткам, а затем, истерзанную, усекли мечом.

***

Духовник Великого Ростова: 11 ноября – память преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского

Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария.

Совет

Эти святые IV века были соотечественниками и современниками преподобного Ефрема Сирина, который знал их лично и написал о них.

Старец Аврамий около пятидесяти лет совершал монашеские духовные подвиги, получив от Бога помощь в борьбе с самыми тяжелыми дьявольскими искушениями.

Племянница старца Мария не смогла взять пример с отца Аврамия и, несмотря на избранный еще в юности иноческий путь, на 27 году ушла в мир, где начала распутную жизнь. Старец Аврамий, оставив затворничество, разыскал племянницу и привел к покаянию. После этого святая Мария провела остаток жизни в слезных молитвах и получила от Господа не только прощение, но и дар исцеления.

Преподобный Аврамий отошел ко Господу около 360 года от Рождества Христова, а его племянница, блаженная Мария, скончалась спустя пять лет.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/prepodobnomuchenica-anastasija-rimljanynja-pravoslavnyj-kalendar-na-11-nojabrja_168150

Преподобномученица Анастасия Римляныня — Лампада

Во дни царя Декия и соправителя его Валериана при военачальнике Прове, недалеко от города Рима, в уединенном и малоизвестном месте, находился один небольшой женский монастырь.

В нем подвизалось несколько добродетельных постниц, в числе коих находилась, престарелая летами и совершенная в добродетелях, игумения София. В монастыре том проживала блаженная дева Анастасия, родом из Рима, оставшаяся трех лет по смерти своих родителей.

София воспитала ее в своем монастыре и научила всем добродетелям, так что в посте, подвигах и во всяких трудах она превосходила всех прочих.

Достигнув двадцатилетнего возраста, Анастасия стала чрезвычайно красивой, так что некоторые из знатных римских граждан, прослышав о ее красоте, страстно желали взять ее в жены.

Но святая дева, вменив все в ничто, соделалась Христовою невестою и, для Него соблюдая свое девство, день и ночь проводила в молитвах.

Диавол не один раз покушался отвести Христову невесту от ее равноангельской жизни и склонить ее к жизни в миру, желая смутить ее нечестивыми мыслями, соблазнами лукавых уст и различными иными своими ухищрениями.

Но он нисколько не успевал в своей брани против той, в немощном естестве которой вселилась сила Христова, попирающая проклятую главу змия девическими ногами. Не имея возможности этим способом одержать победу над непобедимой Христовой невестой, диавол явно восстал на нее, воздвигнув лютых мучителей.

Обратите внимание

В то время было сильное гонение на христиан, и диавол научил некоторых из неверующих, враждующих против христиан, чтобы они оклеветали Анастасию пред военачальником Провом. Придя к нечестивому сему человеку, язычники стали говорить ему, что в одном уединенном месте между бедными и живущими без мужей женщинами проживает некая девица Анастасия, подобной коей по красоте нет во всем Риме.

— Эта девица — говорили они — не только не хочет иметь мужа, но над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого.

Услышав о красоте Анастасии, военачальник немедленно послал своих слуг привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидав сие, сильно убоялись, и, отворив другие двери с противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:

— Дитя мое, Анастасия! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Жених твой Иисус Христос хочет увенчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убегала из монастыря, не желаю лишить мученического венца тебя, мою жемчужину, которую я, взявши трех лет, воспитала и до настоящего времени охраняла, как зеницу ока.

Когда воины ворвались в монастырь, к ним вышла София со словами:

— Кого вы ищете и чего требуете?

Они ответили:

— Старица! выдай нам девицу Анастасию, которую ты держишь при себе, так как военачальник Пров требует ее.

— Да, я с радостью отдам вам ее, — отвечала София, — только умоляю вас, господа, подождите часа два, пока я ее наряжу, чтобы она сделалась угодною глазам господина вашего.

Слуги, предполагая, что София желает украсить ее обычными мирскими одеждами и украшениями, согласились подождать. Мать же духовная, София, желая украсить свою дочь душевными красотами, дабы она соделалась угодною Жениху Небесному, взяла и ввела ее в церковь. Поставив ее пред алтарем, София с плачем стала говорить ей:

— Дитя мое, Анастасия, теперь предстоит самим делом показать тебе усердную любовь к Господу. В настоящее время тебе надлежит стоять за своего возлюбленного Жениха-Христа до крови и доказать, что ты истинная Его невеста.

Возлюбленная моя дочь! я умоляю тебя: не допусти обольстить тебя языку, изощренному наподобие бритвы, не обольщайся славою и подарками суетного мира и не страшись временных мук, которые исходатайствуют тебе вечную жизнь.

Вот открыт пред тобою чертог Жениха; вот уготованный тебе одр покоя вечного; вот и сплетенный для тебя венец; вот уже тебя призывает на брак Жениха: иди же к Нему с веселием, иди обагренная кровью, как бы одетая в брачную одежду.

Умоляю тебя, дитя мое, внимай словам моим и припомни мои труды и хлопоты о тебе, как я воспитала тебя, взявши тебя с детства и все старания прилагала к тому, чтобы представить тебя чистой невестой Царю славы. Об этом я заботилась, об этом молилась, этому обучала тебя день и ночь, именно, чтобы ты навсегда соединилась с Господом всем сердцем и душою.

Читайте также:  Мученик косма и дамиан аравийские, сирийские

Итак, дочь моя, не посрами меня — твою мать — ныне пред Господом и не сведи преждевременно во гроб моей старости. Если я услышу что-либо о тебе такое, что противно Христовой любви, то я внезапно умру.

А если услышу, что ты за любовь ко Христу стоишь крепко и за Него не щадишь своей жизни, тогда я буду матерью веселящеюся о своей дочери(1); «мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем» (Пс.91:11). Итак, дочь моя, не пощади твоей телесной красоты и не полюби временной жизни.

Важно

Когда же тебя будут обольщать коварными словами, ты «не дай уклониться сердцу к словам лукавым» (Пс.140:4); когда же станут устрашать мучениями — ты говори: «страха вашего не убоюся, ниже возмятуся, яко со мною Бог мой» (ср. Ис.8:12); когда станут немилосердно бить тебя, ты «не бойся убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).

Станут ли терзать и строгать твою плоть, ты, в твоих страданиях, радуйся, потому что в своей плоти восполняешь лишение скорбей Христовых (Кол.1:24). Станут ли рассекать тебя на части, ты вспомни, что и волосы на голове твоей сочтены от Господа (Мф.10:30), Который сохранит все твои кости и ни одна из них не погибнет (Пс.33:21).

Захотят ли отсечь тебе голову, ты смотри на главу всей Церкви — Христа, Который есть слава твоя и возносить голову твою (Пс.3:4). Не бойся, дитя мое, жестокого страдания. Жених твой невидимо предстанет пред тобою, облегчит твои болезни и избавить тебя от тяжких мучений. И когда ты застонешь, Он даст тебе отраду; когда изнеможешь, Он укрепит тебя; когда падешь от ран, Он поднимет; когда наполнишься горестей по причине лютых язв, Он усладит твое сердце, прохладит твою душу и не отступит от тебя до тех пор, пока, исторгши тебя из рук мучителей, не введет тебя в небесный Свой чертог и, созвав все силы ангельские и лики всех святых, дарует тебе блаженство и увенчает тебя, как Свою невесту, нетленным венцом и ты станешь соцарствовать с Ним в вечной славе.

Источник: http://lampada.in.ua/2014/11/anastasiya-rimlyanyinya/

Преподобномученица анастасия римляныня

Дни памяти: 29 октября (11 ноября), 30 октября(12 ноября)

Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София.

В середине ІІІ в. император Декий поднимает новую волну гонений на христиан. Римский градоначальник Пров по повелению кесаря приказывает привести на суд юную христианку Анастасию.

Рано потерявшая родителей и воспитанная при монастыре игуменьей Софией, Анастасия с удивительным спокойствием и мужеством предстает перед мучителем. Всесильная римская государственная система снова сталкивается с силой, источник и природу которой понять не могла.

Правители привыкли видеть в глазах осужденных страх, стенание о пощаде, привыкли силой мучений заставлять молчать даже самых дерзновенных бунтовщиков. Однако в глазах святой Анастасии было нечто иное.

Ни непоколебимости жизненного опыта, ни уверенности в силе единомышленников, ни внешней силы убеждений – ничего этого в ее юных глазах не было. Лишь чистота мыслей и отсутствие озлобленности на жестокий мир свидетельствовали о мужестве юной христианки.

Она, вопреки ожиданиям Прова, говорила не о необходимости борьбы с несправедливым правительством, не сыпала проклятиями в адрес гонителей, не плакала о рано оборвавшейся жизни, но свидетельствовала о верности Тому, Кого признавала единственной целью своей жизни. И это еще больше досаждало мучителям, так что, наконец, в ярости они отсекли ей язык…

Мужество юной мученицы Анастасии не может не удивлять. Однако это не героизм, на который человеческая душа в определенных обстоятельствах оказывается способной даже вопреки собственному рассудку.

Это нечто иное. Ее сила имела несвойственную для мирского понимания окраску чистоты, кротости, целомудрия, смирения. Она намного ближе к нашей жизни, чем героизм.

Это сила маленьких шагов, по меткому выражению Экзюпери.

Здесь мы встречаемся с евангельской силой, о которой не раз свидетельствуется в апостольском благовестии. В Евангелии от Марка мы видим, как иудеи дивились словам Спасителя, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк.1:22).

Видя же, с какой силой Господь повелевает духам нечистым, как одним лишь словом исцеляет неизлечимо больных, жители Палестины спрашивали друг друга: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк.1:27).

Все это явление той силы, которую Господь обещал и верным ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12).

Совет

Вот в чем смысл мужества мучеников – в познании истинной цели жизни через причастность Христу.

Таким образом, терпение, чистота, кротость юной девы Анастасии должны вдохновлять и нас. Это не чрезвычайное явление необычных обстоятельств, но сила христианской жизни. Ее смысл определяется целью. Все зависит именно от этого – насколько Христос, Его Благовестие войдут в нашу жизнь как первая и самая главная цель.

Вот в чем заключается победа христианина над миром, над его неблагоприятными обстоятельствами, а самое главное – над угнетающей обыденностью. Именно здесь совершается самая главная борьба за сердце человека.

И если душа христианина сможет в однообразии будней сохранить стремление жить по Евангелию, если в этих обстоятельствах она образует в себе единый центр сознания, укорененный во Христе, тогда сила Спасителя, побеждающая злобу мучителей, откроется сердцу христианина.

Без этой первой победы, победы над собой в самых привычных обстоятельствах будней, второй победы – над дьяволом – достичь невозможно. Таков закон духовной жизни: здесь есть Христос и ноль, и чем больше что-то другое, помимо Христа, приобретает для нас значение, тем меньше места в нашей жизни остается для самого важного – для Евангелия.

Христианин не борется за блага завтрашнего дня. Его победа над собой совершается здесь и сейчас. Для него не уверенность в будущем имеет значение, но искренность стремления быть со Христом в конкретный момент настоящего.

Остальное – политические обстоятельства, гражданские преобразования, судьба истинных ценностей в обществе – все это для христиан определяется мерой их участия в победе над собой, над своими греховными устремлениями, мерой их приближения ко Христу.

Вот где начинается сила, дающая мужество юным, вдохновляющая труды целеустремленных, укрепляющая в терпении страждущих, дарующая надежду немощным.

Источник: http://hram-linevo.ru/blog/203-2018-11-11-13-09-57

Преподобномученица Анастасия Римляныня

Духовное развитие 21 января 2017

Во времена гонений на христиан много пострадало истинно верующих в Иисуса. Язычники пытали и казнили учеников Христа, его последователей.

Не обошла эта мученическая участь и невест Христовых. Причисляла к ним себя и Анастасия Римляныня. Верой и правдой служила она Господу и не отказалась от него даже при самых страшных пытках.

Погибла в муках и была причислена к лику святых.

Анастасия Римляныня. Житие в монастыре

Во времена правления царя Декия в 249-251 годах, когда военным начальником был Пров, неподалеку от Рима существовал малоизвестный уединенный женский монастырь. Подвизалось в нем несколько постниц, в числе которых оказалась добродетельная игуменья София.

В свое время приветила она блаженную деву Анастасию из города Рима, которая трех лет отроду осталась без отца и матери. София сама воспитывала девушку, учила ее всем добродетелям. В трудах, подвигах, посте была Анастасия самая праведная, лучшая в монастыре. В возрасте двадцати лет стала она настоящей красавицей.

Слава о красоте ее дошла до Рима, многие граждане знатного рода желали взять Анастасию в жены. Но святая дева чтила Христа, соделалась его невестою. День и ночь проводила она в молитвах и никому не желала дарить свое девство.

Обратите внимание

Не раз покушался диавол отвести деву от ее равноангельской жизни, склонял к утехам в миру, смущал нечестивыми мыслями, лукавствами, другими своими ухищрениями. Но нисколько не удавалось змию совратить Анастасию, сила веры Христовой оберегала ее.

Не имея никакой власти над девой, диавол наслал на нее земных лютых мучителей. В те времена начались сильные гонения на христиан.

Враждующие, неверующие язычники оклеветали добродетельную деву перед военачальником Провом.

Придя к этому нечестивому человеку, они рассказали, что живет в монастыре Анастасия Римляныня — красавица, коих нет на свете, но насмехается и отвергает она всех честных мужей, считает себя невестой распятого Христа.

Наставления матушки Софии

Услышав рассказы о красоте девицы, Пров послал воинов в монастырь, чтобы те привели ее. Немедленно отправились они туда, топорами взломали двери.

Испуганные послушницы разбежались, но Анастасию не выпустила матушка София. Сказала она деве, что пришел ее час, должна она принять мученический венец за жениха своего Христа.

Берегла она ее и воспитывала с трех лет только для венчания с Господом.

Вышла София к ворвавшимся воинам, спросила, кого те ищут. На что те ответили, что нужна им Анастасия Римляныня, ждет ее военачальник Пров. Игуменья попросила время, чтобы собрать девушку, нарядить, дабы понравилась она господину. Слуги поверили им.

София тем временем украшала Анастасию не мирскими одеждами, а снаряжала ее духовными красотами. Ввела ее в церковь, поставила перед алтарем и с плачем стала внушать ей, что предстоит деве показать свою настоящую веру и любовь к Господу, стать верной Христовой невестою.

Предстояло Анастасии не допустить обольщения славою и подарками. Не должна страшиться она временных телесных мук, которые приведут ее к вечному миру.

Открылся перед Анастасией чертог жениха ее, сплетен для нее венец, и пусть она, обагренная кровью, испытавшая все муки телесные, предстанет перед Господом своим. Крепко стоять за веру завещала София ученице своей, не щадить жизни, тогда вознесется душа ее.

Видео по теме

Крепкая вера Анастасии

На все наставления игуменьи Софии Анастасия Римляныня Солунская отвечала, что готова она идти до конца, чтобы доказать любовь свою к Христу. Готова выдержать все испытания и муки телесные, дабы воссоединиться с женихом своим небесным.

Больше двух часов слуги ждали Анастасию. Не дождавшись, ворвались в церковь и увидели, что не в наряды обряжается дева, а умиленно беседует с матушкой. Схватили они ее тогда, заковали в цепи и повели в город к военачальнику. Стояла она перед ним и взор свой направляла при этом в небо, губы шептали молитву. Все удивлялись красоте ее.

Пров предложил Анастасии отречься от распятого, принять мирскую жизнь. Сразу же ей обещали найти достойного мужа, чтобы жила она в богатстве и славе, рожала детей, радовалась благам земным.

Важно

На что дева твердо заверила, что не прельщает ее это предложение, ни за что не отречется она от своей веры, небесного жениха своего Иисуса Христа.

И если было бы возможно, испытала бы она ради него мучения сто раз.

Пытки и гибель великомученицы

Приказал военачальник бить Анастасию в лицо, приговаривая, так ли она должна отвечать властелину светлейшему. После побоев, дабы посрамить деву, сорвали с нее все одежды. На срам этот святая Анастасия Римляныня с гордым видом ответила, что пусть покроют мучители тело ее одеждой из крови, она готова выдержать любые испытания за веру свою.

По приказу Прова ее распяли между столбами и привязали вниз лицом. По спине ее били палками, а снизу жгли огнем. Анастасия под пытками, задыхаясь от пламени, только произносила: «Помилуй мя, Господи…

» Палачи устали от этих пыток, дева же продолжала молиться.

Тогда, сняв ее со столбов, привязали к колесу, вращая его, переломали все кости и вырвали жилы, все время Анастасия поднимала очи свои к небу и просила Господа, чтобы не оставил он ее, видя пытки, причислил к святым мученицам.

Долго истязали тело девы. Отрезали ей руки и ноги. Истекавшая кровью, она продолжала возносить славу Господу, тогда вырвали ей язык. Даже собравшиеся горожане были поражены жестокости, стали роптать. Приказал тогда военачальник вывезти Анастасию за город и отсечь ей голову, оставить непогребенную на растерзание животным.

Читайте также:  Усекновение главы иоанна предтечи, великий

Промыслом Божьим нетронуто было тело святой. Утром нашла его немощная София. Долго рыдала она над телом, не знала, как донести его до места и захоронить. Чудом были посланы ей в помощь два добродетельных мужа, которые собрали тело по кускам, замотали в саван, отнесли в почетное место и, прославляя Господа, захоронили Анастасию.

Почитание

Во времена царствования Диоклетиана пострадала и великомученица Анастасия Узорешительница. Древние агиографические произведения не разделяют четко сведения о двух девах — Анастасии Римляныни и об Узорешительнице.

Соответственно, называют их в церкви Старшая и Младшая Анастасия. До сих пор не могут с точностью определиться в принадлежности изображений, мощей, посвященных храмов. По ряду источников Константинопольских, День Анастасии Римляныни отмечают 12 октября.

Но в то же время византийские календари указывают День памяти святой 29 октября.

На Руси самое раннее упоминание почитания девы Анастасии Римляныни относится к 29 октября, исходя из данных месяцеслова Архангельского Евангелия (1092), а также Мстиславова Евангелия (конец XI века). В начале XII в. на Руси осуществили перевод нестишного Пролога, краткое житие святой здесь упоминает дату рождения 12 октября. День памяти указывается 29 октября.

Вторая редакция этого же Пролога уже в XIII веке содержит вместо жития Анастасии Римляныни описание Анастасии Узорешительницы. Здесь под 30 октября описано житие Анастасии Солунской. Великие Минеи Четьи описывают подробное житие Анастасии Римляныни, озаглавлено оно «Житие Анастасии Солунской».

Мощи

Благовещенский собор Московского Кремля в своей описи в 1680 году упоминает ковчег с содержанием частиц мощей Анастасии Римляныни.

В 1860 году архиепископ Волынский доставил в Житомир дар от Антиохийского Патриарха Иерофея — это была глава святой девы Анастасии. Завещана она Житомиру. Глава Анастасии была доступна для всех верующих, об этом позаботился архиепископ Антоний.

Совет

В 1903 году по распоряжению Святого Синода главу Анастасии Римляныни перенесли в Житомирский Преображенский собор. В соборе, в цокольной его части, был открыт Свято-Анастасиевский храм. Именно здесь до поры до времени хранились мощи святой девы в шикарной кипарисовой раке.

Преподобномученица Анастасия Римляныня оберегала народ во время Великой Отечественной войны. Только в 1999 году в Житомире открылся монастырь Анастасии Римляныни.

Гимнография

В разных редакциях Студийского Устава указаны разные службы: 29 октября совершают службу Анастасии Римляныни и Аврааму Затворнику.

Причем в Евергетидском Типиконе указывается служба с «Аллилуйя», в Мессинском — обоим святым отпустительные общие тропари, то есть служба сразу двоим без знака.

Типикон 1610 года и тот, который употребляется сейчас в Русской Православной Церкви, также предписывает службу 29 октября без знака двум святым.

Молитва Анастасии Римляныни, произнесенная в крепкой вере, помогает и оберегает молящихся.

В славянских и греческих богослужебных Минеях, которые употребляются и в наши дни, служба Анастасии помещена с каноном Иосифа, указан который в Евергетидском Типиконе.

В этом же Типиконе указывается корпус стихир, размещен он и в греческой Минее, немного отличной от славянской. Общий тропарь «Агница твоя, Иисусе» находится в славянской Минее, указанный в Мессинском Типиконе.

Иконография

В древнерусском и византийском искусстве изображается Анастасия Римляныня подобно преподобномученице Анастасии Узорешительнице. Иконы имеют общую традицию создания. В ряде источников сохраняется наименование ее Римляныней.

В схиме ли, мантии, или монашеском облачении запечатлена Анастасия Римляныня, икона почитается всеми верующими христианами. Гравированные святцы Тепчегорского представляют деву с пальмовой ветвью и крестом в руках.

В Строгановском подлиннике держит Анастасия сосуд.

Интересные факты

С 1903 года в Житомирском Преображенском соборе хранилась глава Анастасии.

В 1935 году, в смутные времена гонений на верующих, церковь была осквернена и закрыта, мощи исчезли таинственным образом. В 1941 году храм каким-то чудом был открыт, и возвратились сюда мощи святой.

Анастасия Римляныня словно стала защитницей верующих. После войны собор закрыли еще раз, и мощи снова были утрачены.

Часто Анастасию Римляныню путают со святой девой Анастасией Узорешительницей, а также с Анастасией Римской. С этим и связаны неточности при изображении преподобномученицы на некоторых иконах.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/46900/

Анастасия Римляныня, Солунская, Старшая

АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ

Прпмц. Анастасия Римляныня, икона

Анастасия Римляныня, Солунская, Старшая (+ 250/256), преподобномученица.

Память 29 октября или 30 октября [1]

Родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима, София. В этом монастыре она и приняла иночество. Анастасии было 20 лет.

Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову.

Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой.

Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой.

Пытки продолжили — Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога.

Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.

Обратите внимание

Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Время мучения святой относят к 250 или 256 году [2].

Почитание

Так-как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница, и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.

В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [3], но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [4].

На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни — упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года[5] и Мстиславова Евангелия конца XI — начала XII века [6].

Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года[7], она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [8]. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века[9].

В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [10]. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт.

вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [11].

В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [12], озаглавленное как «Житие Анастасии Солунской» [13]. На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.

Мощи

В описи 1680-1681 года Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.

В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу св. Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Св.

Синода глава св. преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона.

Важно

Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, оббитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах.

Весной 1999 года в Житомире был открыт женский монастырь Анастасии Римляныни [14].

Гимнография

Согласно разным редакциям Студийского устава [15] 29 октября совершается служба преподобному Авраамию Затворнику и Анастасии Римляныни, причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский — отпустительные общие тропари обоим святым, то есть службу 2 святым без знака. Первопечатный славянский Типикон 1610 года и Типикон, употребляемый ныне в Русской Православной Церкви [16], также предписывают совершение 29 октября службы 2 святым без знака.

В печатных богослужебных греческих и славянских Минеях, употребляемых в настоящее время, помещена служба Анастасии Римляныни с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе.

В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греческой печатной Минее и отличный от стихир в славянской печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в славянской, но отсутствующий в греческой печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе.

В греческой печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анастасии Римляныни под 12 и 29 октября [17].

Иконография

В византийском и древнерусском искусстве преподобномученица Анастасия Римляныня и великомученица Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в ряде источников [18]. Преподобномученица Анастасия Римляныня могла изображаться в монашеском облачении:мантии и схиме [19].

В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века под 29 октяюбя рядом с образом Анастасии Римляныни, держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 годов, святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Использованные материалы

  • П. Б. М., Лосева, О. В., Венцель, О. В., Герасименко, Н. В., Я. Э. З., «Анастасия Римляныня» (исправленая статья от 1 апреля 2009 г.), Православная энциклопедия, т. 2, 257-258:
    • http://www.pravenc.ru/text/114936.html — исправленая версия от 1 апреля 2009
  • http://www.days.ru/Life/life4611.htm
  • http://www.days.ru/Life/life6413.htm
  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_9098
[1]  В греческих Церквах также 12 октября. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_9098 также указывает память в Субботу сырную, но статья Православной энциклопедии об этой памяти не упоминает.

[2]  Пространные греческие жития святой Анастасии, одно из которых написано Симеоном Метафрастом, относят ее мученическую кончину ко времени императораДиоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви X века говорят о том, что это произошло в правление императоров Декия и Валериана.

[3]  Так в Типиконе Великой церкви X века (Mateos, Typicon, 68-69); Минологии Василия II (PG, 117, Col. 105-106); Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 133-134).

[4]  Так в поздних списках Типикона Великой церкви 1063 и 1329 годов (Mateos, Typicon, 83); в разных редакциях Студийского устава — Мессинском Типиконе 1131 года (Arranz, Typicon, 45) и Евергетидском Типиконе 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302); в Иерусалимском уставе, начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII века (Дмитриевский, т. 3, ч.

2, 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 года (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); в Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 171-173); Петровом Прологе XI века (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т.

2, 335); Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI века (Cristoforo Mitileneo, Calendari, 341, 350) и Феодора Продрома начала XII века (Teodoro Prodromo, Calendario, 110).

[5]  Л. 137.

[6]  Апракос Мстислава Великого, 233.

[7]  РНБ. Соф. 1136. и ГИМ. Син. 330, XII в.

[8]  РГАДA. Тип. 144. Л. 38.

[9]  ЯМЗ. № 154466. Л. 105.

[10]  РНБ. Соф. 1324, кон. XII — нач. XIII в. — Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 160, 165.

[11]  ГИМ. Син. 244, Син. 247, кон. XIV в.

[12]  BHG, N 76z.

[13]  Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120 (1-я паг.).

[14]  История Анастасиевского монастыря на официальном сайте Житомирской епархии — http://zhytomyr-eparchy.org/svyato-anastasievskiy-stavropigi…tml

[15]  Евергетидскому Типикону 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302) и Мессинскому Типикону 1131 года (Arranz, Typicon, 45).

[16]  Типикон, т. 1, 233.

[17]  Μηναῖον, ̓Οκτώβριος, 127, 298.

[18]  В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четверти XI века (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й половины XI века (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии последней четверти XI века (ГИМ. Греч. 175. Fol.

226v); в церкви Архангелов в Вуларионе, Греция, XII век; в церкви Святой Софии в Охриде,Македония, 1040-е годы; в церкви Созонта в Еракии, Греция, XIII век; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», начала XVII века (ПИАМ).

[19]  Например в греко-грузинской рукописи XV века (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», середины XVII века (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII век (ЦМиАР) — хотя в последнем случае возможно представлена прп. Анастасия Патрикия.

Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/2934621/

Ссылка на основную публикацию