Преподобномученица анна (ежова), монахиня

Нижегородская Митрополия

Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижнего Новгорода

Преподобномученица Анна родилась в 1881 году (по другим данным в 1885 году) в деревне Луговое Семеновского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина Ивана Ежова.

В 1900 году она поступила в число насельниц Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, в котором подвизалась под началом игумении Марии (Соболевой).

В монастыре безграмотная Анна безропотно и со смирением исполняла самые тяжелые послушания.

Обратите внимание

В 1921 году Анна Ежова, вместе с другими насельницами, по ходатайству новой настоятельницы игумении Назареты была определена в число указных послушниц Крестовоздвиженской обители, а затем приняла иноческий постриг. После закрытия монастыря безбожниками монахиня Анна первоначально, как и многие сестры, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры.

В 1930-е годы монахиня Анна подвизалась в качестве певчей, псаломщицы и уборщицы при Рождественском храме в поселке Гнилицы Автозаводского района города Горького. 4 августа 1937 года она была арестована вместе со священнослужителями этого храма по обвинению в антисоветской агитации. При аресте у нее изъяли два альбома с фотографиями, личную переписку и небольшую сумму денег.

В период следствия монахиня Анна содержалась в Горьковской тюрьме. При допросе она заявила: «Я никакой контрреволюционной работы не вела, и даже понятия не имею». На вопрос следователя: «Что вы говорили о Конституции?» — ответила: «Мы вообще ничего не говорили. Нам жилось хорошо без конституции, также живем и при ней. А никаких политических разговоров не вела, и говорить больше не хочу».

В обвинительном заключении сказано, что Анна Ежова «вела систематическую контрреволюционную агитацию, являясь членом эсеровской контрреволюционной группы».

Документы из следственного дела монахини Анны (Ежовой)

Добиваясь признаний, 17 августа следователь провел очную ставку монахини Анны с другой арестованной, инокиней Владимировой Марией Григорьевной.

— Обвиняемые Ежова и Владимирова друг друга знают и вражды между собою не имеют.

— Вопрос обвиняемой Владимировой: вы в своих показаниях указали, что вместе с вами в контрреволюционной группе церковников состояла Ежова. Подтверждаете ли вы это?

— Подтверждаю. Ежова Анна также принимала участие в контрреволюционной группе церковников.

— Вопрос обвиняемой Ежовой: подтверждаете ли вы показания Владимировой?

— Нет.

— Вопрос Владимировой: в чем выражалось участие Ежовой в контрреволюционной деятельности группы?

— Как я уже показала, деятельность контрреволюционной группы заключалась в систематической агитации и распространении среди населения враждебности к советской власти.

Для этого мы, монахини, часто собирались как у Виноградова, так и в других местах и при всех удобных случаях проводили контрреволюционную деятельность.

Ежова вместе с остальными участниками группы была также враждебно настроена по отношению к советской власти, разделяла контрреволюционные взгляды группы и принимала в ее работе активное участие.

— Вопрос обвиняемой Ежовой: признаете ли вы себя виновной?

— Нет.

21 августа 1937 года Тройка НКВД приговорила монахиню Анну к расстрелу. Анна Ежова была расстреляна 29 августа 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.

Память прмц. Анны 29 августа.

Важно

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

Источник: http://nne.ru/saints/prepodobnomuchenitsa-monahinya-anna-ezhova/

Русская линия / Библиотека периодической печати: Преподобномученица Анна (Ежова)

Преподобномученица Анна родилась в 1881 году (по другим данным в 1885 году) в деревне Луговое Семеновского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина Ивана Ежова.

В 1900 году она поступила в число насельниц Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, в котором подвизалась под началом игумении Марии (Соболевой).

В монастыре безграмотная Анна безропотно и со смирением исполняла самые тяжелые послушания.

В 1921 году Анна Ежова, вместе с другими насельницами, по ходатайству новой настоятельницы игумении Назареты была определена в число указных послушниц Крестовоздвиженской обители, а затем приняла иноческий постриг. После закрытия монастыря безбожниками монахиня Анна первоначально, как и многие сестры, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры.

В 1930-е годы монахиня Анна подвизалась в качестве певчей, псаломщицы и уборщицы при Рождественском храме в поселке Гнилицы Автозаводского района города Горького.

4 августа 1937 года она была арестована вместе со священнослужителями этого храма и псаломщиком Иаковом Гортинским по обвинению в антисоветской агитации.

При аресте у нее изъяли два альбома с фотографиями, личную переписку и небольшую сумму денег.

В период следствия монахиня Анна содержалась в Горьковской тюрьме. При допросе она заявила:

— Я никакой контрреволюционной работы не вела, и даже понятия не имею”.

На вопрос следователя:

— Что вы говорили о Конституции?

Монахиня ответила:

— Мы вообще ничего не говорили. Нам жилось хорошо без конституции, также живём и при ней. А никаких политических разговоров не вела, и говорить больше не хочу.

В обвинительном заключении сказано, что Анна Ежова «вела систематическую контрреволюционную агитацию, являясь членом эсеровской контрреволюционной группы».

Добиваясь признаний, 17 августа следователь провел очную ставку монахини Анны с другой арестованной, инокиней Марией Григорьевной Владимировой.

— Обвиняемые Ежова и Владимирова друг друга знают и вражды между собою не имеют.

— Вопрос обвиняемой Владимировой: вы в своих показаниях указали, что вместе с вами в контрреволюционной группе церковников состояла Ежова. Подтверждаете ли вы это?

— Подтверждаю. Ежова Анна также принимала участие в контрреволюционной группе церковников.

— Вопрос обвиняемой Ежовой: подтверждаете ли вы показания Владимировой?

— Нет.

— Вопрос Владимировой: в чём выражалось участие Ежовой в контрреволюционной деятельности группы?

— Как я уже показала, деятельность контрреволюционной группы заключалась в систематической агитации и распространении среди населения враждебности к советской власти.

Совет

Для этого мы, монахини, часто собирались как у Виноградова, так и в других местах и при всех удобных случаях проводили контрреволюционную деятельность.

Ежова вместе с остальными участниками группы была также враждебно настроена по отношению к советской власти, разделяла контрреволюционные взгляды группы и принимала в её работе активное участие.

— Вопрос обвиняемой Ежовой: признаете ли вы себя виновной?

— Нет.

21 августа 1937 года Тройка НКВД приговорила монахиню Анну к расстрелу. Анна Ежова была расстреляна 29 августа 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.

Преподобномученица Анна (Ежова) прославлена в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.

«Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=81439

«Проект стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова» | Православный Саров

2 марта 2016 года

Работу выполнил:

ученица 10 класса

Львутина Татьяна Владимировна

НОУ РО «Гнилицкая православная гимназия»

Руководитель:

Корягина Марина Николаевна,

учитель ОПВ, МХК

Введение

Вся моя жизнь связана с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Я даже не помню себя вне этой церкви. Здесь в феврале 1997 года венчались мои родители. Здесь молилась мама о моем благополучном рождении. Здесь в возрасте трех недель меня крестили. Каждое воскресенье привозили меня к причастию.

Здесь у меня появились первые друзья — такие же непоседливые малыши, которых мамы наставляли в вере, приучали молиться, а не шалить в церкви. Время шло, я росла, а наш храм будто открывал для меня новые дороги.

На его территории в 2002 году построили православную гимназию, и моя новая школьная жизнь началась с молебна в родном храме. Мне дорог наш храм тем, что в его стенах я возрастаю не только физически, но и духовно. В возрасте семи лет, как и многие другие, я впервые исповедовалась.

В нашем храме я впервые поднялась на клирос, когда нас – четвероклассников -пригласили петь в составе гимназического хора на “детской” литургии. Наш храм дорог мне своей историей, которая во многом повторяет историю нашей страны. Я очень дорожу тем, что в нашем храме есть свои новомученики.

Задумчиво взирают на нас с икон мученик Иаков и преподобномученицы инокини Анны, которые были прихожанами нашего храма. Мне стало интересно узнать о жизни этих святых, о том, как их судьба связана с историей моего родного храма.

Я поставила перед собой цель: составить жизнеописание мученика Иакова Гортинского и преподобномученицы инокини Анны Ежовой и изготовить эскиз стенда, посвященного новомученикам, чтобы и другие прихожане нашего храма узнали об их жизни.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить историю храма Рождества Пресвятой Богородицы;

  2. проследить жизненный путь мученика Иакова Гортинского и преподобномученицы инокини Анны Ежовой и составить их жизнеописание;

  3. изучить правила составления исторического стенда;

  4. выполнить эскиз стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова».

В работе были использованы следующие методы исследования: интервьюирование, изучение и обобщение литературы по теме, поиск информации в интернет источниках, изучение экспонатов музея Нижегородской Епархии, изучение архива Прихода церкви в честь Рождества Богородицы, анализ полученных данных.

Глава I. История храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Первые сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы доходят до нас из глубины веков. Первые упоминания о поселке Гнилицы относятся к XVI веку, когда царь Иван Грозный жалует Благовещенскому мужскому монастырю деревню Гнилицы из 9 домов. Видимо, по неусыпным молитвам монахов, у жителей Гнилиц возникает желание построить маленькую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы1

В середине XVIII века деревня Гнилицы становится селом. Уже в 1745 году прихожане храма во главе со старостой Михаилом Лукьяновым пишут челобитную Преосвященному Димитрию, епископу Нижегородскому и Алатырскому, в которой просят перестроить обветшавшую церковь.

Владыка Димитрий благословляет перестройку церкви на том же месте в том же именовании, но не с шатровым верхом, а с круглым. О дальнейшей судьбе церкви до 1821года ничего неизвестно. В 1822 году церковь перестраивается и возводится каменная. Отсюда мы можем узнать, что храм древнейший, насчитывает свыше 400 лет.

Обратите внимание

В церкви освящены три престола: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый – во имя Смоленской иконы Божьей Матери, а левый – во имя Святителя и Чудотворца Николая, все пределы тёплые. Разрастается село Гнилицы, а с ним и приход храма.

Из летописи храма мы узнаем, что церковь построена «тщанием прихожан». В 1862 году приход составляет более 2-х тысяч человек, а в 1888 году уже 3,5 тысячи человек.

Снова складывается необходимость в расширении храма, и в 1899 году церковный причт и староста обратились за помощью к астраханскому купцу Егору Зиновьеву Косову (уроженцу села Гнилицы). Он взял на себя все расходы по расширению храма. Архитектором храма стал П.А. Домбровский.2

Читайте также:  Молитвы об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

К 1903 году церковь была перестроена окончательно. Церковь стала крепкой и вместительной. По инициативе отца Иоанна Белякова при храме в 1894 году была открыта библиотека. К 1912 году в ней насчитывалось 210 томов духовного содержания.
 Приход Гнилицкого храма заботился о просвещении крестьян окрестных деревень, занимался благотворительной деятельностью.

Так, в 1910 году были открыты земские школы в деревнях Нагулино и Стригино. В это же время при церкви существовала богадельня для старушек – небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным (занимал должность с 1910 по 1918 год).  Старожилы вспоминают о внутреннем убранстве храма.

Церковь «вся блестела, как жар горела, росписи внутри все как живое».3

Но приближалось страшное время невиданных гонений на церковь. Священнослужители храма (в том числе и заштатные), активные прихожане храма были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. 21 августа они были приговорены к расстрелу, уже 29 августа 1937 года приговор приведён в исполнение.

28 декабря 1937 года президиум Горьковского Облисполкома принял решение о ликвидации церкви в поселке Гнилицы, было принято решение об открытии ДК в здании храма. Святой храм был осквернен и разграблен.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы явила миру истинных светильников веры.

В августе 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских ХХ века соборно прославлены преподобномученица инокиня Анна (Ежова) и мученик Иаков Гортинский, бывший псаломщик.

За стояние в вере были расстреляны:

– священник о. Андрей (Виноградов);

– инокиня Анна (Ежова);

– бывший псаломщик Иаков Гортинский;

– заштатный священник Иоанн Беляков;

– дьякон Иоанн Ганин;

– псаломщик Виктор Зефиров;

– монахиня Мария (Владимирова);

– монахиня Екатерина (Постникова);

– Арефий Гущин;

– Иван Федорович Балакин. 4

Важно

Прошло долгих 55 лет в жизни храма, это время оскудения веры, духовного разрушения, время атеизма. И вот спустя эти долгие годы 25 декабря 1991 года состоялся акт передачи здания храма Нижегородской епархии. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено накануне Родительской субботы в феврале 1992 года.

С этой даты начинается отсчет новейшей истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 
 19 сентября 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (1977 – 2001) совершил чин освящения храма. С ноября 1994 года при храме организована воскресная школа.

В 2002 году на территории храма была открыта Гнилицкая православная гимназия.

Глава II. Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Иаков Иванович Гортинский: Родился 29 января 1899 года в селе Лесуново Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в семье священника.  Жил в по­сёл­ке Гни­ли­цы Ав­то­за­вод­ско­го рай­о­на го­ро­да Горь­ко­го, ра­бо­тал ме­ха­ни­ком при боль­ни­це, а также псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Был женат, являлся отцом троих детей.

В ав­гу­сте 1937 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «уча­стии в цер­ков­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе». Ви­нов­ным се­бя не при­знал. При аресте у задержанного изъяли 17 рублей Николаевских денег, Библию, Святое Евангелие, Церковный служебник, Историю русской церкви. 13.08.1937 года состоялся допрос. На допросе Гортинский себя виновным не признавал.

Показания Виноградова свидетельствовали, что Гортинский высказывал свои недовольства в адрес советской власти, настроен враждебно из – за того, что он бывший псаломщик. 21 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти при­го­во­рен к рас­стре­лу. Расстрелян 29 ав­гу­ста и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.5

Анна Ивановна Ежова родилась в 1885 году в деревне Луговое Семёновского уезда Нижегородской губернии. Время и место пострижения её в монашество неизвестно, но известно, что она подвизалась в Крестовоздвиженском монастыре. К моменту ареста проживала в посёлке Гнилицы Автозаводского района г.Горького при храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Она была арестована 5 августа 1937 года, при аресте у неё изъяли два альбома, разная переписка, 150 рублей. В то время из родственников у неё был только Пётр, проживающий в селе Луговое.

После ареста она содержалась в Горьковской тюрьме. При допросе заявила: «Я никакой контрреволюционной деятельности не вела, и даже понятия не имею». На вопрос следователя –« Что вы говорили о конституции?», ответила: « Мы вообще ничего не говорили.

Нам жилось хорошо без конституции, также живём и при ней. А ни каких политических разговоров не вела и говорить больше не хочу».

Совет

В обвинительном протоколе сказано, что Анна Ежова «Вела систематическую контрреволюционную агитацию, являлась членом эсеровской группы».6

Против Анны Ежовой свидетельствовала Мария Григорьевна Владимирская.

Анна Ежова была расстреляна в Горьком 29 августа 1937 года.

В августе 2000 года Архи­ерейский собор РПЦ просла­вил в числе новомучеников и исповедников Российских XX века инокиню Анну (Ежову), жившую при храме после закрытия монастыря.

Глава III. Правила составления информационного стенда.

Есть несколько базовых принципов, которым необходимо следовать для повышения эффективности информационного стенда. Первое – это четкая структура.

Вся размещенная информация должна быть структурирована, поделена на разделы, в которых будут размещены текст и графические изображения соответствующей тематики.

Таким образом, существенно облегчается использование стенда, поиск нужной информации. Каждый раздел должен иметь лаконичный и хорошо заметный заголовок.

Второе важное правило касается стиля оформления. Стиль стенда должен максимально соответствовать выбранной теме. В оформлении необходимо придерживаться единств:

  • шрифта и размера заголовков;
  • шрифта основного текста;
  • размера изображений;
  • композиционного единства или сходности элементов украшений.

И ещё один важный момент – способ крепления информационных носителей на конструкции. Он должен полностью соответствовать типу и периодичности обновления информации, а также степени презентабельности самого стенда. Так, для сменной информации можно заказать информационный стенд с кармашком нужного размера, например формата А 4.

Есть несколько общих задач, которые необходимо решить при любом конкретном наполнении стенда. Первая из них — привлечение внимания к стенду. Он должен притягивать взгляд, вызывать желание подойти, ознакомиться, рассмотреть, задать вопросы — в общем, вступить в контакт со стендом и стендистами.

 Для того, чтобы стенд справлялся со своей задачей на все 100%, необходимо знать и соблюдать основные правила при его оформлении:

Обратите внимание

 Самый главный атрибут — это название стенда, которое обычно располагается в самом верху по центру стенда;

Заголовок должен коротко и четко отражать расположенную под ним информацию;

Информацию следует преподносить простым и доступным языком. Отдавайте предпочтение более коротким и информативным предложениям;

Необходимо подойти к оформлению не только серьезно, но и творчески. В этом случае стенд будет интересен и познавателен.

Глава IV. Проект стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова» .

  1. Изучив архивные данные, предоставленные Георгием Родионовым, в настоящее время дьяконом Нижегородской Епархии, мы выяснили, что история храма Рождества Богородица начинается в 1554 году, когда Иван Грозный жертвует Благовещенскому монастырю деревню Гнилицы с 9 дворами.

    Вскоре была построена небольшая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы. В 1822 году по благословению епископа Нижегородского и Алатырского Димитрия заканчивается строительство каменной церкви «тщанием прихожан». При церкви открывается библиотека и богадельня для старушек.

    28 декабря 1937 года президиум Горьковского Облисполкома принял решение о ликвидации церкви в поселке Гнилицы и открытие в его здании Дома Культуры. Святой храм был осквернен и разграблен. Спустя долгие годы 25 декабря 1991 года состоялся акт передачи здания храма Нижегородской Епархии.

    Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено в феврале 1992 года.

  2. В августе 1937 года арестованы и расстреляны 4 священослужителей и 8 активных прихожан храма, среди них мученик Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова. Их обвиняли в контрреволюционной деятельности.

  3. Иаков Гортинский родился 29 января 1899 года в селе Лесуново Горбатовского уезда Нижегородской губернии в семье священника.  Жил в по­сёл­ке Гни­ли­цы Ав­то­за­вод­ско­го рай­о­на го­ро­да Горь­ко­го, ра­бо­тал ме­ха­ни­ком при боль­ни­це, а также псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Был женат, являлся отцом троих детей.

    В ав­гу­сте 1937 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «уча­стии в цер­ков­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе». Ви­нов­ным се­бя не при­знал. 21 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти при­го­во­рен к рас­стре­лу. Расстрелян 29 ав­гу­ста и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

    Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ.

  4. Инокиня Анна Ежова ро­ди­лась в 1885 го­ду в Се­ме­нов­ском уез­де Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. При­ня­в мо­на­ше­ский по­стри­г, подвязалась в Крестовоздвиженском монастыре, после его закрытия про­жи­ва­ла в по­сел­ке Гни­ли­цы, на окра­ине Ниж­не­го Нов­го­ро­да, при храме Рождества Пресвятой Богородицы.

    5 августа 1937 года арестована по обвинению в уча­стии в цер­ков­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе. Против нее свидетельствовала Мария Григорьевна Владимирская.Анна Ежова была расстреляна в Горьком 29 августа 1937 года.

    В августе 2000 года Архи­ерейский собор РПЦ просла­вил в числе новомучеников и исповедников Российских XX века инокиню Анну (Ежову).

  5. При составлении эскиза мы учитывали основные принципы оформления информационного стенда: четкая структура, единый стиль оформления, краткость и четкость в изложении информации.

  6. С целью просветительской работы среди прихожан по благословению благочинного Автозаводского округа протоиерея Александра Бухвостова планируется изготовление стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова». Мы выполнили его эскиз. ( Смотреть приложение.)

Список использованной литературы

  1. Архивные данные, предоставленные музеем Нижегородской Епархии по Новомученикам инокине Анне Ежовой и Иакову Гортинскому.

  2. Дамаскин Орлов. Кн. 1. С. 189; За Христа пострадавшие. С. 331-332.

  3. Летопись храма Рождества Богородицы в Гнилицах.

  4. Материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

  5. Церковь Рождества Богородицы в Гнилицах. Буклет к 180-летию основания и 10-летию начала возрождения. Нижний Новгород, 2002г.

Приложение.

Эскиз стенда.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

  • Required fields are marked with *.

Источник: http://pravsarov.su/content/846/1882/5059.html

Память сщмч. Александра Соколова пресвитера, прмц. Анны Ежовой, мч. Иакова Гортинского (1937)

Священномученик Александр родился в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова. В 1915 году он окончил Новгородскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм села Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии.

В 1916 году он был рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год — в сан священника ко храму села Озерова, где прошло его детство, где он воспринял первые навыки церковной жизни и благочестия. В 1924 году о. Александр был переведен в храм села Ершова, где когда-то служил псаломщиком.

Читайте также:  О развитии ума и учении детей

Сразу же по установлении советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Одна из форм, в которую выливались гонения, выражалась в требовании уплаты непомерных налогов и штрафов, которые в случае с о.

Александром были настолько значительны, что, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 году переехать с женой Елизаветой Александровной и тремя маленькими детьми в другое место, в Тверскую область, где он сначала служил в храмах Красно-Холмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района.

Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако он, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. Видя его ревностное служение, паства ответно любила его.

Несмотря на гонения и разрушение храмов, на то, что власти постоянно обирали приход и священника, церковь в селе Поречье ремонтировалась всякий раз, когда в том бывала нужда. Но всякий раз власти незамедлительно преследовали за это и священника, и прихожан.В 1935 году прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе.

Сразу после этого священник и староста были арестованы; священник был обвинен в спекуляции и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.В те годы иногда еще было возможно, если священник не был обвинен в политическом преступлении, доказать свою невиновность. Областной суд, куда дело попало из районного суда, полностью оправдал священника, и о. Александр был освобождён.

В то время, когда все, что имело какое-либо отношение к Церкви, безжалостно разрушалось, прихожане о. Александра выстроили вокруг часовни новую кирпичную ограду.В конце апреля 1937 года председатель сельсовета вызвал в контору о. Александра и потребовал, чтобы он уплатил подоходный налог вперед за следующий квартал, а также аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки.

— Не тратьте зря свои силы, — ответил о. Александр, — платить я не буду, так как не подошел срок платежей.И сказав это, священник сразу же из сельсовета ушел, не желая поддерживать пустой и небезопасный разговор.

Летом 1937 года сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах всего духовенства и стали собирать о них данные.

Чаще всего вызывались люди, готовые говорить и подтверждать что угодно. Один из таких рассказал сотруднику НКВД об о.

Александре, будто тот сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, где обвиняемые чересчур охотно и гладко очерняли себя и других, а также, что священник, отметив, что в районных магазинах не было хлеба, предположил, что хлеба нет потому, что местные власти дали завышенные цифры об урожайности, а центральные власти, взяв в соответствии со своими нуждами хлеб, постановили, что оставленного (в соответствии с цифрами) будет достаточно, и отказали району в снабжении мукой и зерном.

Обвинить священника было не в чем, и осведомитель решил привести некий анекдот, будто бы рассказанный священником: «Из одной захолустной карельской местности крестьяне направили своего односельчанина к председателю ВЦИК товарищу Калинину узнать, почему сейчас берут во всем ускоренные темпы.

Важно

В то время, когда этот мужичок пришел во ВЦИК со своим недоуменным вопросом, Калинин был сильно занят, он подвел мужика к одному окну и, указав на проходящий по улице трамвай, сказал: «Видел, а через пять лет их будут сотни!» Затем подвел мужика к другому окну, где был виден проходивший автомобиль, и сказал: «Видишь, а через пять лет их будут тысячи!» Мужик уехал в деревню, и когда его стали спрашивать о результатах поездки, то он применил точно такой же способ объяснения. Сначала посмотрел в окно, где увидел, что по улице несут покойника, и сказал: «Видите, а через пять лет их будут нести сотни!» Затем, подойдя ко второму окну, увидел — идет нищий, и так же, обращаясь к присутствующим, сказал: „Видите, а через пять лет их будут тысячи!“».Наступил июль 1937 года. Прошел Петровский пост, праздник апостолов Петра и Павла, память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, когда стали доходить сведения об арестах священнослужителей. Отцу Александру становилось ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.27 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через три дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством. Времена настали голодные, и подсобное хозяйство стало подспорьем, тем более что на руках была семья, два сына и дочь, все родились после революции, дочь в 1924 году. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, одна лошадь, две коровы, пять десятин земли. В 1929 году священнику было дано непосильное задание на сдачу сельскохозяйственных продуктов, и за невыполнение его хозяйство было описано и реквизировано.Сельсовет по обыкновению выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в загсе отпевал покойников. «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов»,— писал председатель сельсовета.

10 августа следователь вновь допросил священника.

— Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с процессом над троцкистами во главе с Пятаковым?

— Я этим процессом интересовался и о нем читал, — ответил священник. — Из прочитанного у меня складывалось какое-то неверие в его действительность, меня удивляло то обстоятельство, что все подсудимые как-то даже хвастали своими контрреволюционными действиями, и все это я считал неестественным… Данными взглядами, насколько мне помнится, я ни с кем не делился, за исключением, возможно, своей семьи.— Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом?

— Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывалось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился.

— Расскажите, когда и кому вы рассказывали, как крестьянин посетил председателя ВЦИК товарища Калинина, и в чем заключался их разговор о темпах.

— Году в 1935-м, а может быть, в 1934-м, точно я не помню, я шел по селу Поречье и встретившийся мне около казенки выпивший мужчина стал рассказывать что-то о темпах, но я его слушать не стал и ушел, я лично о разговорах товарища Калинина с крестьянином никому ничего не рассказывал.

— В чем заключалась ваша инициатива в постройке ограды вокруг часовни в деревне Степаньково?— В деревне Степаньково я бывал очень часто, потому что в данной деревне проживает церковная староста, к которой мне по церковным надобностям приходилось часто ходить, но инициативы в постройке ограды у часовни я не проявлял, по чьей инициативе состоялась постройка ограды, мне неизвестно.На этом допрос был окончен. 25 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Дополнение

Двадцать лет спустя супруга о. Александра, Елизавета, написала прошение советским властям: «Мой муж Александр Николаевич Соколов был арестован НКВД. Причина ареста мне была совершенно не ясна. В последующее время мне сообщили, что Александр Николаевич Соколов осужден на десять лет с изоляцией. Его жизнь мне, как жене, была известна.

Он не совершил никаких политических преступлений перед государством, но обжаловать приговор не было возможности, так как обвинительное заключение мне было совершенно неизвестно. В настоящее время прошло уже почти двадцать лет, но от него нет никаких сведений. Детей он воспитал в любви и преданности Родине.

Один сын погиб на фронте Отечественной войны, а второй был три раза ранен и теперь инвалид. Прошу Вас амнистировать это дело, если он, Соколов, жив. Если же он уже не жив, то тоже прошу сообщить об этом» (Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9509-С. Л. 21-22).Тогда же было проведено расследование на предмет реабилитации расстрелянного священника.

Вызвали старосту храма, в котором когда-то служил о. Александр, Елизавету Федоровну Шитову.– Что вы можете сказать о политических настроениях Соколова? – спросил следователь.

– Соколова я во всех отношениях знала как очень хорошего человека. Он очень душевно относился ко всем людям, каждому хотел в чем-либо помочь. С точки зрения политических настроений… я…

никогда от него не слышала каких-либо высказываний, направленных против советского строя (Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9509-С. Л. 23).

В том же 1957 году священник был реабилитирован.

* * *

Преподобномученица монахиня Анна – в миру Анна Ивановна Ежова – родилась в 1885 году в Семеновском уезде Нижегородской губернии. После принятия монашеского пострига она проживала в поселке Гнилицы в Автозаводском районе, на окраине Нижнего Новгорода.

Вместе с православными священнослужителями и мирянами матушка была арестована в конце июля – начале августа 1937 года как участница церковной контрреволюционной группы, якобы действовавшей в Автозаводском районе. Виновной себя она не признала, отказалась давать показания против других арестованных по этому делу.

Читайте также:  Преподобномученица анастасия (камаева), инокиня

21 августа 1937 года монахиня Анна (Ежова) была расстреляна. Впоследствии реабилитирована. Преподобномученица была прославлена Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году.

* * *

Мученик Иаков Иванович Гортинский родился в 1899 году. Жил в посёлке Гнилицы Автозаводского района города Горького, работал механиком при больнице. В августе 1937 года вместе с преподобномученицей Анной (Ежовой) арестован по обвинению в «участии в церковной контрреволюционной группе». Виновным себя не признал. 21 августа 1937 года Особой тройкой УНКВД по Горьковской области приговорен к расстрелу. Казнен 29 августа и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

Составитель игумен Дамаскин (Орловский)

Источник: «Азбука веры» — православный интернет-портал29 Августа 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-sshchmch-aleksandra-sokolova-presvitera-prmts-anny-ezhovoy-mch-iakova-gortinskogo-1937

Читать онлайн Святая Анна страница 42. Большая и бесплатная библиотека

В соответствии с показаниями лжесвидетелей была выписана справка на арест священника, подписанная руководителями Управления НКВД по Московской области Якубовичем, Персицем, Нусиным и Овчаровым. В ней говорилось, что “в селе Чиркино проживает Иван Семенович Покровский, который до, после революции и до настоящего времени работает попом.

В 1937 году возведен в протоиереи и назначен благочинным. Будучи недоволен существующим в нашей стране строем, среди населения ведет антисоветскую агитацию и особенно обнаглел после опубликования конституции и положения о выборах в Верховный Совет СССР. Гнусно клевещет на советское правительство и руководителей ВКП(б), а также на колхозное строительство.

Его дом в селе Чиркино посещают бродячие церковники не только Малинского района, но и Коломенского, Озерского и других. В результате в колхоз занесли заразную болезнь на лошадей и свиней, а также три лошади недавно из конюшни были украдены.

Совет

Поп в разговорах среди колхозников по этому вопросу говорит, что это Божье наказание, нужно ходить всем в церковь и молиться Богу”.

27 января 1938 года власти арестовали протоиерея Иоанна, а 13 февраля – помогавшую ему в церкви послушницу Анну Корнееву, заключив их в тюрьму в городе Кашире.

Преподобномученица Анна родилась в 1880 году в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Корнеева. В 1895 она поступила послушницей в Решемский Макарьевский монастырь в Костромской губернии, где пробыла до 1902 года и вернулась на родину. 13 февраля 1938 года послушница Анна была арестована и сразу же допрошена.

– Следствие располагает материалами о том, что вы среди колхозников выказывали враждебность к советской власти.

– Никакой антисоветской агитации я никогда не вела.

– В мае 1937 года вы колхозникам говорили, что коммунисты загнали крестьян в колхозы и хотят устроить крепостное право.

– Таких разговоров с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что раньше крестьяне жили лучше.

– В начале декабря 1937 года вы говорили колхозникам села Чиркино, что скоро будет война, придет Гитлер и тогда православные крестьяне станут жить лучше.

– Разговоров о войне и о приходе Гитлера с моей стороны не было; был случай, когда во время разговора я сказала колхознику, что раньше крестьяне жили лучше, сейчас советская власть стала преследовать честных людей – расстреливать хороших людей ни за что.

– Что вы говорили весной 1937 года колхозникам о советской власти?

– Во время разговоров с колхозниками села Чиркино я говорила, что всякая власть от Бога. Это мною повторялось часто.

– Вам предъявляется постановление о привлечении вас в качестве обвиняемой в антисоветской агитации среди населения.

– Виновной себя в агитации среди населения не признаю.

21 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна и послушницу Анну к расстрелу. Они были расстреляны 26 февраля 1938 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученица Анна Ефремова

Преподобномученица Анна родилась 25 марта 1882 года в деревне Гнездилово Фатежского уезда Курской губернии в семье крестьянина Афанасия Ефремова. В 1903 году она поступила в Скорбященский монастырь в Москве.

Монастырь был учрежден княжной Голицыной в 1890 году и находился на Долгоруковской улице неподалеку от Бутырской Заставы. В нем послушница Анна подвизалась до разорения обители в 1928 году, после чего поселилась в квартире на Бутырской улице вблизи монастырских стен.

Здесь она жила вместе с другими сестрами закрытой обители, которые во всем продолжали сохранять монастырский устав; зарабатывали они себе на жизнь рукоделием и поддерживали молитвенное и личное общение с такими же монашескими общинами, расселившимися по городу и в деревнях.

Как бывшая послушницей в монастыре, она, в соответствии с распоряжениями власти, подлежала уничтожению – и 17 января 1938 года была арестована и заключена сначала в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве. Состоялся допрос.

– Следствие располагает данными, что вы оказывали помощь монахиням, высланным за контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете? – спросил ее следователь.

– Я действительно оказывала помощь монахиням…

– Ваше отношение к советской власти?

– Мое отношение к советской власти является враждебным, потому что она арестовывает монашествующих, высылает ни в чем не повинное духовенство, закрывает церкви и вообще организовывает гонение на религию.

– За что вы арестованы?

– Я считаю, что я арестована за то, что являюсь монашкой, а их сейчас арестовывают безо всякой вины.

– С кем из высланных за контрреволюционную деятельность вы поддерживаете связь?

– Связи с высланными за контрреволюционную деятельность я ни с кем не поддерживаю.

На этом допросы был закончен, и 14 февраля тройка НКВД приговорила послушницу Анну к расстрелу. Послушница Анна Ефремова была расстреляна 17 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученица Анна Серова

Анна Васильевна Серова родилась в деревне Большие Ламы Ветлужского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала в городе Кинешма на ткацкой фабрике имени Демьяна Бедного; жила в общежитии, устроенном при фабрике.

В феврале 1936 года была арестована вместе со священником Константином Разумовым. Обвинялась в том, что принимала у себя священников, ходила молиться, а также в том, что разорвала портрет одного из советских вождей. На суде Анна Васильевна держалась мужественно и твердо, виновной себя не признала.

15 июля 1937 года приговорена к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Содержалась в тюрьме, устроенной в Успенском монастыре города Кинешмы. Скончалась в заключении. Точная дата смерти неизвестна.

Преподобномученица инокиня Анна Ежова

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских была прославлена преподобномученица инокиня Анна Ежова (1885–1937), которая с 1931 по 1937 год жила при храме Рождества Богородицы в селе Гнилицы после закрытия Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря.

Храм Рождества Богородицы в Гнилицах в его современном виде был выстроен в конце XVIII при епископе Нижегородском и Алатырском Димитрии. Церковь на этом месте стояла “с давних лет”.

Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году.

Обратите внимание

Правый придел был освящен 26 сентября в честь Смоленской иконы Божией Матери, а левый, 28 сентября, – во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

По инициативе отца Иоанна Белякова при храме в 1894 году была открыта библиотека. К 1912 году в ней насчитывалось 210 томов духовного содержания. В 1902 году по инициативе благотворителя купца Егора Косова было начато расширение трапезной храма на тысячу человек, устроено отдельное помещение для библиотеки на 70 человек. В 1903 году была завершена перестройка трапезной.

Приход Гнилицкого храма заботился о просвещении крестьян окрестных деревень, занимался благотворительной деятельностью. Так, в 1910 году были открыты земские школы в деревнях Нагулино и Стригино.

В это же время при церкви существовала богадельня для старушек – небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным (занимал должность с 1910 по 1918 г.).

Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы дал Церкви, а та явила миру светильников веры, принявших мученическую смерть за Христа.

В конце июля – начале августа 1937 года в Автозаводском районе Нижнего Новгорода были произведены аресты среди духовенства и православных мирян. Их обвиняли в участии в церковной контрреволюционной группе.

До конца отрицали свою виновность и отказались давать показания против кого бы то ни было православный мирянин Иаков Иванович Гортинский, механик при больнице, живший в поселке Гнилица на окраине Нижнего Новгорода, и жившая в том же поселке монахиня Анна (Ежова).

Важно

Обвинялись они в “участии в контрреволюционной группе”. 21 августа они были приговорены к расстрелу и расстреляны.

28 декабря того же года постановлением президиума Горьковского облисполкома было принято решение “…церковь в поселке Гнилицы ликвидировать с последующим переоборудованием под клуб”. Храм Рождества Богородицы был осквернен и разграблен.

Мученица Анна Боровская

Анна Степановна Боровская родилась в 1907 году в крестьянской семье в селе Дон-Избище Рязанской губернии.

23 октября 1940 года была арестована по групповому делу “Дело Назина Д.И. и др.”.

Обвинение гласило: “состояла в а/с группе церковников, проводила антисоветскую агитацию”. Осуждена по статье 58–10 ч. 2, 58–11 УК РСФСР. Приговор: 8 лет лишения свободы. Верховным судом СССР 11 января 1941 года приговор был изменен – добавили к сроку еще два года. Итого 10 лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием в Карагандинской области Казахстана в Карлаге НКВД.

11 июля 1941 года была арестована в Карлаге по обвинению в контреволюционной агитации в лагере.

Постоянная сессия Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД 29 сентября 1941 года рассмотрела групповое дело “Дело Сундуковой Н.И. и др. Карлаг, 1941 г.” и вынесла приговор: высшая мера наказания – расстрел.

Анна Степановна виновной себя не признала, протокол допроса подписать отказалась. Была расстреляна 11 января 1942 года в Карлаге. Место погребения неизвестно.

Источник: https://dom-knig.com/read_181201-42

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector