Варвара (яковлева) – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Прпмц. Варвара (Яковлева). Фотография. 1913 г. |
Варвара Алексеевна Яковлева, (ок. 1850 – 1918), инокиня, келейница великой княгини Елизаветы Феодоровны, преподобномученица
Память 5 июля, в Соборах Московских святых и Российских новомучеников
Время рождения прмц. Варвары определяется исходя из единственной прижизненной ее фотографии 1913 г. [1] – на фотографии представлена женщина в возрасте около 60 лет. По-видимому, в 1880-90-х гг. В.А. Яковлева была супругой Д. В.
Яковлева, происходившего из семьи, близкой к имп. двору. Первые документально подтвержденные сведения о Яковлевой относятся к 1906 г., когда она была награждена медалью Красного Креста, следовательно, в 1904-1908 гг.
Яковлева ухаживала за ранеными.
В 1910 г. одной из первых Яковлева была посвящена в сестры Марфо-Мариинской обители. А. Г. Сенаторова писала о том, что Варвара пришла в обитель с великой княгиней Елисаветой Феодоровной из дворца и была всегда при вел. княгине [2].
В 1912 г. Варвара пожертвовала на нужды обители 420 рублей.
7 мая 1918 г. прмц. Елисавета Феодоровна была арестована в обители, представители ВЧК разрешили Е. П. Янышевой и Варваре (Яковлевой) сопровождать вел. княгиню в ссылку. 20 мая Елисавета Феодоровна вместе с князьями имп.
крови и 2 сестрами обители была привезена в Алапаевск, узников разместили в здании Напольной школы.
21 июня для узников был введен тюремный режим (без права посещения церкви), прислуга и сестры Марфо-Мариинской обители были переведены в Екатеринбург, где Варвара добилась разрешения остаться с арестованными, Янышева же уехала в Москву; 26 июня Варвара вернулась в Алапаевск.
17 июля в 11 часов вечера из здания Напольной школы арестованные были вывезены к заброшенной шахте Н. Селимская. Связанных пленников выстроили у шахты. Вел. кн.
Сергей Михайлович, оказавший сопротивление охранникам, был убит выстрелом в голову. Ударами ружейных прикладов остальные пленники были сброшены живыми в шахту глубиной ок. 60 м, сверху убийцы набросали землю и старые бревна.
В 3 часа ночи 18 июля алапаевские большевики телеграфировали в Екатеринбург о совершившейся казни.
Рака с мощами прмц. Варвары (Яковлевой). Церковь во имя равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. Фотография. 2003 г. |
Почитание
В начале октября 1918 г., после захвата Алапаевска войсками адмирала А. В. Колчака, по его распоряжению приступили к раскопке шахты. 8 октября было найдено тело Ф. М. Ремеза, на следующий день – тела Варвары и кн. В. П. Палея, 10 окт.
– князей Константина Константиновича и Игоря Константиновича, 11 октября – великой княгини Елисаветы Феодоровны и кн. Иоанна Константиновича. На телах Елисаветы Феодоровны и Варвары было много образков, крестов. Гробы с телами алапаевских мучеников были поставлены в кладбищенской церкви св. Екатерины, где совершались панихиды.
Утром 19 октября гробы пронесли в Троицкий собор, была отслужена заупокойная литургия, останки находились в соборе до 1 июля 1919 г.
В связи с наступлением Красной Армии в июне 1919 г. Колчак поручил игумену Белогорского монастыря Серафиму (Кузнецову) перевезти 8 гробов алапаевских мучеников в Иркутск, затем в Читу; до начала 1920 г. гробы находились в Читинском Покровском женском монастыре. Затем, опасаясь приближения красных, останки были перевезены в Пекин, в храм прп.
Серафима Саровского на кладбище при Русской Духовной миссии. 17 ноября 1920 г. сестра вел. княгини Елисаветы Феодоровны Виктория Баттенбергская доверила игум. Серафиму (Кузнецову) доставить тело ее сестры и прмц. Варвары в Иерусалим. 13 января 1921 г.
на пароходе останки преподобномучениц были им доставлены в Порт-Саид, 15 января гробы были перевезены в Иерусалим, где их встретило русское, греческое, арабское духовенство, сразу же была отслужена панихида, гробы привезли в Гефсиманию, в храм Марии Магдалины.
17 января иерусалимский патриарх Дамиан за литургией прочитал разрешительную молитву над почившими, после литургии отслужил панихиду, затем гробы перенесли в склеп, где патриарх служил литию.
Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила святую Варвару как преподобномученицу в лике святых новомучеников Российских.
1 и 2 мая 1982 года, в праздник святых жен-мироносиц, состоялось перенесение мощей преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и Варвары из крипты в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Весной 1992 года святая Варвара была также прославлена Архиерейским Собором Московского Патриархата. В 1995 году на месте гибели преподобномучениц был основан Алапаевский мужской монастырь во имя новомучеников российских.
На начало XXI века мощи святой почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы; две гробницы из белого мрамора с иконами преподобномучениц находятся у алтаря храма.
Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю их общего прославления в 2000 году, на шестом клейме было изображено убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с ней, включая её келейницу Варвару.
Тропарь, глас 4
Страстотерпица преподобная Варваре, в напастех с наставницей своею даже до смерти пребывшая, Христово бо Евангелие исполнив, положила еси душу свою за други своя. Ныне же предстоя с собором святых жен российских, моли оставление грехов даровати чтущим любовию святую память твою.
Литература
- Яковлева А. И. Восп. бывшей камер-юнгеферы имп. Марии Александровны // ИВ. 1888. Т. 31. Янв. С. 147-174; Февр. С. 393-413; март. С. 593-606;
- Отчет состоявшей при особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны исполнительной комиссии по бесплатному размещению больных и раненых воинов, эвакуированных с Д. Востока в русско-японскую войну 14 июня 1904 г.- 1 апр. 1906 г. М., 1907. Прил. № 19. С. 59;
- Отчет Марфо-Мариинской обители милосердия за 1912 г. М., 1913. С. 42;
- Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 318-329;
- «Я знаю, на что они способны»: (Новое свидетельство о судьбе царственных мучеников: Письмо вел. кнг. Елены Сербской) / Пер. с франц., публ. Л. Б. Максимовой // Домострой. 1993. № 26. С. 13;
- Воспоминания о диакониссах Москвы: (Сенаторова А. Г. Восп. сестры Марфо-Мариинской обители) / Сост., коммент., публ. Л. Б. Максимовой) // Мера. 1995. № 4. С. 137-142.
- Серафим [Кузнецов], игум. Мученики христианского дома. Пекин, 1920;
- Послушница Елеонского мон-ря: Перенесение мощей св. новомучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и ее преданной келейницы инокини Варвары // Рус. возрождение. 1982. № 19. С. 13-37;
- Миллер Л. Св. мученица Российская вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 241, 256, 257, 293-303;
- Максимова Л. Б. Благотворительная деятельность вел. кнг. Елизаветы Федоровны во время рус.-японской и первой мировой войн // Рус. возрождение. 1998. № 73. С. 35-59
Использованные материалы
[1] впервые изд.: Ferrand J. Il est toujours des Romanov! (Les Romanov en 1995). P., 1995. P. 106 [2] Воспоминания о диакониссах Москвы. С. 137Источник: https://drevo-info.ru/articles/24035.html
Святой: Варвара (Яковлева)
Преподобномученица Варвара (в миру — Варвара Алексеевна Яковлева; ок. 1850 — 5 (18) июля 1918, Алапаевск) — одна из первых сестёр Марфо-Мариинской обители, келейница её основательницы великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Канонизирована в лике преподобномучениц (в 1981 году в РЦПЗ и в 1992 году в РПЦ), память совершается (по юлианскому календарю): 5 июля (день смерти), 29 января (Собор святых новомучеников и исповедников Российских) и 2 августа (Собор Московских святых).
Содержание |
Биография
О происхождении Варвары неизвестно. Дата рождения определена примерно на основании единственной сохранившейся её фотографии 1913 года. Предполагают, что она была супругой Д. В. Яковлева, принадлежащего к семье, близкой к императорскому двору. Первые сведения о Варваре относятся к 1906 году — она была награждена медалью Красного Креста (вероятно ухаживала за раненными).
Она приняла монашеские обеты 15 апреля 1910 года вместе с большинством первых насельниц Марфо-Мариинской обители. По воспоминаниям пришла в обитель из дворца великой княгини Елизаветы. Стала келейницей Елизаветы Фёдоровны и всегда была при ней.
После ареста великой княгини 7 мая 1918 года Варвара вместе сестрой Екатериной (Янышевой) последовала за ней в ссылку в Пермь.
После перевода великой княгини в Екатеринбург, несмотря на уговоры и угрозы властей, не захотела оставить свою настоятельницу.
Варвара была убита вместе с другими Алапаевскими мучениками в ночь на 5 (18) июля 1918 года. Её живую сбросили в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская в окрестностях Алапаевска, которую закидали гранатами. Варвара скончалась через несколько дней от голода и полученных ран.
Почитание
Тело Варвары было найдено 22 октября 1918 года администрацией адмирала А. В. Колчака. Вместе с останками великих князей его перевозили по России, укрывая от большевиков.
В Чите в Богородицком монастыре тело Варвары одели в монашеское облачение и в 1920 году оно было привезено в Пекин.
Вскоре, исполняя желание Елизаветы Фёдоровны быть похороненной на Святой земле, тело Варвары и великой княгини было перевезено в Иерусалим, где 28 января 1921 года тела мучениц были торжественно встречены греческим и русским духовенством, принцессой Викторией и русскими эмигрантами.
30 января Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил панихиду и погребение останков Елизаветы Фёдоровны и монахини Варвары в крипте храма Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
После прославления РЦПЗ княгини и инокини в лике святых 1 мая 1982 года, в день празднования Недели святых жен-мироносиц, их мощи были перенесены из крипты в храм где их положили в раках у иконостаса.
4 ноября 1992 года Варвара вместе с великой княгиней Елизаветой на Архиерейском соборе Русской православной церкви таже были прославлены в лике святых.
8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно вместе с другими алапаевскими мучениками реабилитировала инокиню Варвару.
Примечания
Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=393
18 июля 2016 года — Прмцц. вел. кн. Елисавета и инокиня Варвара
18 июля 2016 года. Седмица 5-я по Пятидесятнице.
Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422).
Святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Великомученика и Целителя Пантелеимона (г.Черноголовка).
18 июля 2016 года за божественной Литургией читалось:
— Евангелие от Матфея (глава 12, стихи 9 — 13);
— Евангелие от Луки (глава 6, стихи 17 — 23);
— Евангелие от Матфея (глава 15, стихи 21 — 28);
— Послание к Римлянам святого апостола Павла (глава 12, стихи 4 — 5, 15 — 21).
— Послание к Галатам святого апостола Павла (глава 5, стих 22 — глава 6, стих 2).
— Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла (глава 6, стихи 1 — 10).
Тропарь преподобного Сергия, глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси.
Тем, быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, и исцеления всем подая обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежского, глас 4
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется.
Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.
Кондак преподобного Сергия, глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.
Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежского, глас 8
Взирающе на предлежащий честный твой гроб, в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты, мы, чада твоя суще жалостная, в удивлении един со единем вещающе, вопием: отче наш Сергие, моли Святую Троицу и нам спастися, твоим чадом.
— «Обретение честных мощей Преподобного Сергия» на days.pravoslavie.ru/Life/
Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 1
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси.
Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 2
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 5
От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.
Молитва святой преподобномученице великой княгине Елисавете
О святыя новомученицы Российския, великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во Обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем, Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
— «Преподобномученица Варвара (Яковлева), Алапаевская, инокиня» на www.azbyka.ru/days/
Источник: https://hram-chg.ru/propoved-2016-07-18/
Елисавета великая княгиня и инокиня Варвара, преподобномученики
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ
ЕЛИСАВЕТЫ И ИНОКИНИ ВАРВАРЫ
(память 5/18 июля)
Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года
в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответа на вопрос: какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович.
Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение.
Молча, без крика и слез, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого еще несколько минут назад живого мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Таин в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга.
На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении.
Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом.
В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, впоследствии считавшаяся лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа.
Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве.
На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир..
, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир —
в мир бедных и страдающих».
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты;
в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление? Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность».
Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни и других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят.
Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет.
Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: “Да будет воля Твоя”».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день Святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года.
Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей.
Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.
5/18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь, — это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.
В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск.
В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее.
Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35-ти лет.
Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5/18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Источник: http://www.saints.ru/e/18_prpmuch_vel_knElisaveta.html
Преподобномученицы княгиня Елизавета и инокиня Варвара
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович.
Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение.
Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга.
На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении.
Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом.
В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа.
Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве.
На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир…
но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят.
Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы…
должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года.
Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей.
Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.
В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра — Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее.
Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Источник: http://www.hrampoyarkovo.ru/prepodobnomuchenicy-knyaginya-elizaveta-i-inokinya-varvara