Преподобномученица мария (цейтлина)

Преподобномученица Мария

(1874-1932 гг.)

Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в семье купца Александра Ивановича Лелянова в Санкт-Петербурге. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте в доме № 101. Здесь прошло беззаботное детство и молодость Лидии.

Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение — болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом.

Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей.

Обратите внимание

Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной.

В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе посвящённой матушке Марие отмечено: «…

Оказавшись полным физическим инвалидом, (она) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир. (он был владельцем Елизаветинской аптеки.

) По свидетельству профессора М. И.

Андреевского, брат матушки Марии — слабенький, маленький благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.

В 1912 году Лидия потеряла способность двигаться, ей было тяжело говорить – «говорила она с полузакрытым ртом, медленно и монотонно скандируя». В 1921 году вокруг подвижницы возник молитвенный кружок. Он назывался Иоанновским по имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Постоянная совместная молитва братьев и сестер объединила их в духовную семью, готовую послужить ближнему своими делами милосердия. По свидетельству духовной дочери матушки Марии О. Э. Вейерт целью кружка было поддержание духовно-нравственного общения с больной, а также проведение в квартире болящей панихид, молебнов, молитвенных собраний.

В него входили женщины разного возраста и сословий, чуткие сердцем, сострадательные и воспитанные родителями в православной вере. Некоторые позднее и пострадали за свою веру.

Важно

В 1922 году в Подворье Пятигорского Богородицкого монастыря (в Гатчине) Лидию постригли в монашество с именем Мария, постриг совершил архимандрит лаврский Макарий (Воскресенский) по благословению митрополита Петроградского Вениамина*.

Иоанновская община сначала духовно окормлялась у протоиерея Иоанна Смолина, а после его кончины в 1927 году — у отца Петра Белавского. Вскоре отца Петра арестовали и сослали в Соловецкий Лагерь. Страдалица Мария в письмах утешала отца Петра: «…

Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются.

В природе темно, у всего живого мира делается тревожное состояние — туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось и человек воспрянул духом…

Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение.

Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко, легко? О, как много милости у Всемогущего. Счастье и вас не оставило и на севере. Счастье в том, что вы живете среди природы. Природа — это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспомнили тебя…»

Матушка Мария была знакома со многими священнослужителями. В 1928-1929 гг. матушку Марию посещал архиепископ Димитрий (Любимов).

Митрополиты Вениамин (Казанский) и Иосиф (Петровых) подарили ей свои фотографии с надписями.

Священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной матушке фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».

Совет

К монахине в миру приходили многие верующие, к её советам прислушивались, многие просили молитвенной помощи.

Свидетельство Анны Андреевны Фёдоровой: «Матушка Мария сказала мне посещать только церковь «Воскресения на крови», как Истинно-Православную Церковь, имеющую благодать Божию, в других же церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти».

Из воспоминаний профессора М.И. Андреевского, посетившего монахиню Марию в 1927 году: «В ответ на жалобу о мучительной и безысходной тоске, старица мудро ответила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т.е.

после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание.

Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния…

А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…»

Профессору довелось стать свидетелем чудесной помощи подвижницы и другим людям: «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона.

Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный.

Обратите внимание

Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая».

В феврале 1932 года схимонахиню вместе с братом арестовали. Причиной ареста было огромное духовное влияние старицы Марии… Чекисты волокли беспомощную подвижницу по полу, по земле за вывернутые руки, затем бесцеремонно закинули в кузов грузовика и отвезли в дом предварительного заключения.

По приговору Тройки НКВД монахиня Мария должна была быть выслана на 3 года высылке из Ленинградской области, однако из тюрьмы страдалицу перевели в тюремное отделение бывшей Александровской больницы на Фонтанке.

(Брат монахини Марии, Владимир, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири, сестра Иулия, также проходила по « делу Иоанновской общины, Санкт-Петербург, 1932г.

», её приговорили к трем год заключения в концлагере, различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку)

4/17 апреля апреля 1932 года матушка Мария скончалась в тюремной больнице. (Её подвергли мучительным операциям: подрезали сухожилия…). Тело выдали двоюродной сестре страдалицы для погребения на Смоленском кладбище. Могила подвижницы, находящаяся недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской, стала местом паломничества православных людей.

По свидетельству Зинаиды Пугачевой её мама Ольга Николаевна в детстве была у подвижницы, она и рассказала ей о прозорливой матушке: «Однажды бабушка взяла с собой в Гатчину мою маму, тогда еще 9-летнюю девочку. Бабушка хотела спросить у матушки Марии совета, как ей быть. Ходили слухи, что будут раскулачивать крепких крестьян.

А мои родные были довольно зажиточными, потому что работали много. Мария встретила гостей очень приветливо. Особенно моей маме запомнилось ее лицо необыкновенной красоты, словно высеченное из мрамора. Матушка сказала: «Твою семью ожидает трагедия. Хозяина посадят в тюрьму, где он и сгинет.

Семья распадется, а ты вот с этой девочкой поедешь через всю страну в ссылку».

Через пять лет все случилось, как сказала святая: ночью в дом ворвались какие-то люди. Дедушку арестовали и увезли в тюрьму. Бабушке разрешили взять маленький узелок с вещами, погрузили на подводу и повезли на станцию Александровскую.

Там был целый эшелон раскулаченных крестьян, их отправили в ссылку в Красноярский край. Вместе с бабушкой поехала и моя мама, четырнадцатилетняя девочка. Долгих пять лет они проработали на лесоповале. Когда им удалось вернуться домой, им сказали, что дедушка умер в тюрьме.

Где его могилка, мы так и не знаем. Так сбылось предсказание матушки Марии».

Рассказывает Анна Павловская: «В народе матушку Марию давно святой считают, потому что она до сих пор чудеса творит. Я сама могу свидетельствовать. В 2005 году было мне очень тяжко, болел ребенок, я ночи не спала.

Важно

Одна знакомая женщина посоветовала сходить на могилку матери Марии и помолиться. Я пошла. Молилась долго, но ничего не произошло. Я уже было отчаялась, а ночью вижу сон — женщина с очень белым лицом говорит, а губы у нее не шевелятся.

Кое-как разобрала слова: «Дом сгорит, уноси ребенка!»

Утром Анна Васильевна стала думать, куда можно увезти дочь. Родственников и знакомых, у которых можно пожить, у нее нет. Но и не последовать совету она не могла. В конце концов вызвала «скорую».

Сказала, что дочке стало хуже, и упросила принять их в больницу. А через два дня муж позвонил — был пожар! Квартира этажом ниже вся выгорела.

Анна Васильевна уверена, что точно сама задохнулась бы в дыму и не успела бы ребенка вынести…

Летом 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века и имя монахини Марии (Леляновой) (1874 –1932гг.). День памяти — 4/17 апреля (день мученической кончины).

В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.

Тропарь Новомученикам и Исповедникам Российским

Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

* Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский)— новомученик и исповедник, родился 17 апреля 1873 года в селе Нименский Погост Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника Павла Ивановича Казанского. Согласно родословной священство в роду будущего митрополита было потомственным — девять священников, один диакон, два пономаря и два дьячка, а также несколько преподавателей духовных училищ…

Василию Казанцеву было двадцать лет, когда он закончил Олонецкую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Совет

В двадцать два года, будучи студентом третьего курса Санкт-Петербургской духовной академии, он принял монашеский постриг. Через месяц был рукоположен во иеродиакона, а 19 мая 1896 года — во иеромонаха…

В тридцать лет, когда иеромонах Вениамин был уже инспектором семинарии в Санкт-Петербурге, его возвели 18 февраля 1902 года в сан архимандрита и через несколько месяцев назначили ректором Самарской духовной семинарии.

Еще через три года его назначили ректором Санкт-Петербургской семинарии, а 24 января 1910 года он хиротонисан в епископы Гдовские и назначен четвертым викарием Санкт-Петербургской епархии. 22 ноября 1911 года он становится третьим викарием, 30 мая 1913-го — вторым, 20 марта 1914-го — первым.

25 мая 1917 года епископ Вениамин был утвержден архиепископом Петроградским и Ладожским… 14 августа 1917 года Вениамин был возведен в сан митрополита Петроградского и Гдовского, 7 декабря 1917 года избран заместителем члена Священного Синода, а 25 сентября 1918 года вошел в его состав.

Митрополит Вениамин пользовался глубоким почитанием как у своей паствы, так и даже у иноверцев и инородцев. Он был оклеветан и осуждён — суд вынес смертный приговор ( в ночь с 12 на 13 августа 1922 года он был расстрелян в окрестностях Петрограда).

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/26706.html

Утешающая. Памяти преподобномученицы Марии (Леляновой) | НЕ ИНВАЛИД.RU

Бывает, что люди имеют здоровье, достаток и даже изобилие, однако не только сами не могут привести свою жизнь в порядок и добиться мира в душе, но и расстраивают жизнь окружающих. Имеют всё — и несут бедствия и смятение для других.

И умирают они часто неожиданно и неутешительно, ибо жизнь человеческая воистину не зависит от имения, которым человек владеет. А бывает, что человек ничего не имеет, даже здоровья, — и может благотворить многим. Такой была преподобномученица Мария (Лелянова).

Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова, и в крещении была наречена Лидией.

Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте.

Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии — полтора, и они остались на попечении матери и старших братьев.

Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра.

Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске.

Родные предприняли много усилий, чтобы вылечить Лидию, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь.

В 1912 году болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и на следующий год по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль.

Обратите внимание

Но она не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне покорилась. Благодаря этим страданиям она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную.

Читайте также:  Праведная иулиания лазаревская

После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах.

При полной неподвижности тела и даже лица речь у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники и архиереи.

Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь подвижницу в монашество.

В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.

Каждый день ее посещало множество народа, люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые по ее просьбе раздавались нуждающимся.

По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ: «… Юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона.

Важно

Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая».

Посетивший монахиню Марию в марте 1927 года профессор Иван Андреев пожаловался ей на одолевавшую его тоску, которая длилась иногда до нескольких недель и от которой он не знал средства избавиться.

«Тоска есть крест духовный, — ответила ему монахиня Мария, — посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния впадают в прежние грехи.

А потому только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое душевное страдание: надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния.

А ведь какое это великое утешение — сознавать, что тоска твоя есть подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов! От мысли этой в умиление прийти надо, а тогда тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся». «От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто операцию сделал и удалил опухоль духовную. И вышел я другим человеком», — вспоминал профессор.

Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который подарил ей свою фотографию с надписью: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».

В начале 1932 года безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей.

«Несмотря на то, что монастыри в разное время были официально закрыты, — сообщали сотрудники Ленинградского ОГПУ, — монахини этих монастырей поддерживали их в скрытом виде… Общежития монахинь скрытых монастырей посещались в большом количестве как местным населением, так и приезжими из других районов.

Среди этих посетителей… монахини вели антисоветскую агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные против советской власти и мероприятий таковой. В целях предотвращения дальнейшей антисоветской работы контрреволюционных групп монашествующих Ленинградским оперсектором ОГПУ в феврале… 1932 года была проведена операция, в результате которой арестованы семьдесят шесть человек.

Закрывшееся в 1922 году… Покровское подворье Пятигорского женского монастыря фактически продолжало существовать до последнего времени, причем монахини указанного подворья, продолжавшие проживать в домах подворья, своею жизнью, как духовной, так и бытовой, ни в чем не изменились.

Духовно монахини ликвидированного подворья… группировались около так называемой матери Марии, болеющей ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет в настолько сильной форме, что больная находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни… Ее посещают в большом количестве посетители не только из городского населения, но и крестьяне и приезжие из разных мест с целью получить от нее совета, как поступать в тех или иных постигших их неудачах…»

Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из-за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу.

Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости.

Совет

22 марта 1932 года Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию, не способную не только передвигаться, но и пошевелиться, к лишению «права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства». Этим местом, не ею избранным, а назначенным властями, стала ленинградская тюремная больница, где она и скончалась 17 апреля 1932 года и была погребена на Смоленском кладбище.

Определением Священного Синода от 17 июня 2006 года имя преподобномученицы Марии было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. В апреле 2007 года были обретены мощи преподобномученицы и перенесены в Петропавловский собор в городе Гатчине. И после смерти она продолжает утешать всех обращающихся к ней за помощью.

Русская Православная Церковь празднует память преподобномученицы Марии (Леляновой) 17 апреля.

Источник

Теги

Преподобномученица Мария (Лелянова)

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/uteshayushhaya-pamyati-prepodobnomuchenicy-marii-lelyanovoj/

Имя Мария в православном календаре (Святцах)

     Имя Мария образовано от древнееврейского имени Мариам, что в свою очередь, имеет несколько вариантов перевода. Один из них означает «отвергнутая», другой «печальная». Но в православной традиции имя Мария переводят, как «госпожа».

     Нарекая во Святом Крещении девочек этим именем, родителям следует знать о том, что Пресвятая Богородица, Дева Мария не может быть выбрана небесной покровительницей из благочестивого и благоговейного отношения к Величию Божьей Матери, ведь Она Своим Покровом окормляет все человечество.

Правильнее будет определить святую — покровительницу по Святцам.

Она родилась в большом городе Магдала, именно по названию этого местечка святую Марию и будут называть Магдалиной. Ее жизнь в дальнейшем, наверное, как и у всех христиан разделится на две половины: до встречи со Христом и после. О детстве Марии нам ничего неизвестно, из Евангелия мы знаем лишь то, что в молодости она вела очень грешную жизнь, Господь при встрече с ней изгнал из нее семь бесов, после этого она стала одной из самых верных Его учениц.      Мария Магдалина всегда была рядом с Ним: и когда Христос ходил по селениям и городам Галилеи и Иудеи чтобы проповедовать о Божием Царстве, и когда Спаситель шел на Галгофу, неся тяжелый Крест, Мария вместе другими женами шла рядом. В тот момент, когда все ученики Христа разбежались, рядом с Ним остались Пресвятая Богородица, апостол Иоанн и Мария Магдалина, присутствовала святая Мария и на погребении Христа.      Вместе с другими женами, Мария Магдалина в первую неделю отправились ко Гробу Господа, чтобы помазать погребальными ароматами тело Спасителя. Придя самой первой из жен, она увидела отваленный камень от пещеры, где покоилось Тело Спасителя. Она поспешила зайти внутрь и услышала от апостолов Петра и Иоанна, что Господа унесли из гроба. Апостолы затем ушли, а Мария все это время стояла у входа в пещеру и горько плакала. Она все никак не могла поверить, что совсем недавно Тело Господа находилось здесь, теперь его уже нет. Святая Мария еще раз решила войти в пещеру, как только она это сделала, ей предстали два Ангела. Они спросили, почему Мария плачет. Святая Магдалина ответила, что опечалена тем, что не знает, где же Тело ее Спасителя. В тот же миг она увидела Христа, Стоящего рядом с гробом, но это было видение. Мария Магдалина припала к Его ногам, Спаситель сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».     Святая Мария так и сделала, она рассказала апостолам, что видела Христа. Это была первая проповедь о Воскресении Христа. Святая Мария вместе с апостолами стала проповедовать во всех концах земли, святая решила отправиться для этого в Рим. Там она предстала перед императором Тиверием и подарила ему красное яйцо, которое символизировало Воскресение Христа. Она рассказывала о том, что значит для уверовавших спасение, также просила помочь невинно осужденному Иисусу Галилеянину. С тех пор благочестивый обычай дарить друг другу крашенные яйца в Пасхальные дни стал неотъемлемым спутником Великого Праздника. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес , где в это время проповедовал апостол Иоанн, с ее слов он записал 20-ю главу Евангелия. Здесь же окончилась и земная жизнь святой Марии Магдалины. Ее мощи были перевезены в Константинополь. Икона святой равноапостольной Марии Магдалины
До Крещения ее звали Голиндухой. Она жила в Персии, в то время, когда на престоле царствовал Хозрой Первый Старший. Святая Мария была женой одного из языческих жрецов. Несмотря на это, женщина искала Истинную религию, в которой есть Свет всему миру. Долгое время она никак не могла узнать, о чем же свидетельствует христианство. По милости Божьей, Голиндухе приснился сон, где ей явился Божий Ангел и показал места мучения всех грешников, а затем райские селения.      Когда женщина проснулась, она стала молиться Богу, чтобы он научил ее, как же стать христианкой. В скором времени, ей было указано на священника, который помог ей принять Святое Крещение. После этого важного духовного шага, она не могла более оставаться рядом с мужем-язычником и оставила его. Волхв пожаловался на это царю Хозрою. Многие пытались переубедить святую Марию, вернуться обратно, но она отвечала отказом, за что была приговорена к пожизненному заключению в тюрьме. 18 лет отбывала она наказание, до того момента, как в Персию приехал император Маврикий Аристовул. Он узнал, что в темнице почти два десятилетия находится христианка Мария. Аристовул выпросил у царя возможности навещать ее. Во время встреч византийский правитель научил ее молиться и петь псалмы.     Но после того, как он уехал, персидский правитель повелел истязать святую. Ей удалось скрыться от преследователей язычников у тайных христиан, и после смерти царя-язычника святая Мария стала открыто проповедовать христианство, ведь на престол взошел Хозрой Второй, запретивший гонения на верующих. В 591 году святая Мария совершила паломничество на Святую Землю, после чего мирно отошла ко Господу. Икона святой мученицы Марии (Голиндухи)

Православные святые жены с именем Мария

Даты указаны по новому стилю.Мария, мц. 15 июня Мария (Романова), страстотерпица, великая княжна 8 февраля, 17 июля Мария (Журавлева), прмц. 8 февраля, 16 мая, 15 декабря Мария (Цейтлин), прмц. 8 февраля, 15 декабря Мария, мц. 2 апреля Мария 2 июля (матерь Иосиева)Мария (Лактионова), прмц. 8 февраля, 8 января Мария (Дмитриевская), мц.

8 февраля, 15 декабря Мария (Стефани), мц. 8 февраля Мария (Данилова), мц. 8 февраля, 12 января Мария (Мамонтова-Шашина), прмц. 8 февраля, 2 октября Мария, дева 11 июня Мария (Волнухина), мц. 8 февраля, 21 октября Мария, мц. 8 февраля, 18 августа Мария (Грошева), прмц., инокиня 8 февраля, 20 марта Мария (Рыкова), прмц.

, инокиня 8 февраля, 28 сентября Мария (Портнова), прмц., инокиня 8 февраляМария (Лелянова), прмц., инокиня 8 февраля,17 апреля Мария (Корепова), исп., инокиня 8 февраля Мария (Носова), прмц., послушница 8 февраля, 10 мая Мария Азийская, мц., дева 19 февраля Мария Вифанская 3 мая, 25 апреля, 17 июня (сестра Лазаря Четверодневного)Мария Вифинская, прп.

25 февраля ((преподобная, подвизавшаяся в мужском образе))Мария Египетская, прп. 5 апреля, 14 апреля Мария Егисская, прп. 28 сентября Мария Кесарийская (Палестинская), мц. 20 июня Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева 3 мая, 5 июня (мироносица)Мария Константинопольская, мц., патрицианка 22 августа Мария Константинопольская, Палестинская, прп.

8 февраля Мария Магдалина, равноапостольная 3 мая, 4 августа, 17 мая (мироносица)Мария Пергамская, мц. 24 июня Мария Персидская, мц. 22 июня Мария Персидская см.: Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница 25 июля Мария Радонежская, схимонахиня 11 октября, 31 января (мать прп. Сергия Радонежского)Мария сестра ап. Филиппа см.

: Мариамна (Мария) 2 марта Мария синклитикия 24 августа Мария Устюжская 11 июня

Читайте также:  Шамординский монастырь, россия, калужская область, козельский район, п/о каменка

Мария Хиданская, прп. 11 ноября

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-zhenskie/mariya/

Преподобномученицы Мария (Лактионова), Анфиса (Сысоева), Макария (Сапрыкина), мученица Агриппина Лесина — ОЛЕНЬКОВО.РФ

Лактионова Мария Максимовна, +08.01.1938

Лактионова Мария Максимовна родилась 26 января 1884 года в селе Гнездилово Фатежского района Курской области. Известно, что с 1914 по 1918 год она состояла послушницей в Казанской Амвросиевой пустыни (село Шамордино Перемышльского уезда Калужской губернии), а с 1934 года проживала в городе Белеве Тульской области.

16 декабря 1937 года Мария Максимовна была арестована Белевским отделением НКВД по делу епископа Никиты (Прибыткова) и обвинена в том, что «состояла в подпольном монастыре». На допросе, состоявшемся в тот же день, послушница Мария сказала следователю: – Ни о каком монастыре я не знаю. Против власти никогда не шла.

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила Марию Максимовну Лактионову к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года. Местом захоронения для мученицы стала братская могила на 162-ом км. Симферопольского шоссе в Тесницком лесу.

Канонизирована  определением Священного Синода от от 26 декабря 2001г. 

Обратите внимание

 Преподобномученица Анфиса (в миру Сысоева Александра Матвеевна) родилась 17 апреля 1868  года в 

селе Ивановское Тульской губернии. С 1878 года подвизалась в Крестовоздвиженском монастыре города Белева. В 1921 году 

монастырь был закрыт, и монахиня Анфиса стала жить в городе и трудиться лампадницей и уборщицей в Стефановской церкви (при бывшем монастыре).

1 июня 1931 года мать Анфиса была арестована за то, что «принимала участие в организации нелегального монастыря при Стефановской церкви г. Белева». 18 июня она была осуждена по ст.58-10,58-11 УК РСФСР и приговорена к ссылке в Казахстан.

Монахиня Анфиса была освобождена в 1934 году и вернулась в Белев Тульской области, где 16 декабря 1937 года снова была арестована Белевским 

отделением НКВД по «групповому делу епископа Никиты (Прибыткова)». 30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила мать Анфису к высшей мере наказания (обвинение: «состояла в подпольном монастыре, к.-р.

деятельность»).  8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы, преподобномученица Анфиса была расстреляна и захоронена вместе с другими мучениками в братской могиле на 162-м км. Симферопольского шоссе в Тесницком лесу.

Канонизирована определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. 

 Преподобномученица монахиня Макария

(Сапрыкина Прасковья Афанасьевна, +08.01.1938)Табличка на месте расстрела в Тесницком лесу

Преподобномученица Макария     (в миру Сапрыкина Прасковья Афанасьевна) родилась 28 октября 1867 года в селе Теляжье Мало-Архангельского уезда Орловской губернии. Окончила сельскую школу. В 1887 году поступила послушницей в Крестовоздвиженский женский монастырь города Белева Тульской губернии.

Важно

В 1921 году монастырь был закрыт. До 1930 года монахиня Макария, лишенная гражданских прав, проживала на территории бывшего монастыря и трудилась при еще действовавшей Стефановской церкви (до 1931 года).

1 июня 1931 года мать Макария была арестована за «участие в организации нелегального монастыря при Стефановской церкви г. Белева» и 18 июня 1931 года приговорена к 5 годам концлагерей с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Освободившись в 1936 году, монахиня вернулась в Белев и после закрытия церкви работала в артели «Красный производственник».

16 декабря 1937 года монахиня Макария была арестована. Она проходила по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) и обвинялась в контрреволюционной деятельности и в том, что «состояла в подпольном монастыре». 30 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Тульской области матушка была осуждена и приговорена к расстрелу.

Расстреляна преподобномученица Макария (Сапрыкина) в день Собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1938 года. Захоронена вместе с другими мучениками в братской могиле на 162-м км Симферопольского шоссе.

Канонизирована определением Священного Синода от  17 июля 2002 г.

 Мученица Агриппина

(Лесина Агриппина Ивановна, +08.01.1938)

Агриппина Ивановна Лесина родилась 6 июля 1897 года в селе Беляево Белевского района Тульской области. Известно, что в 1913 году она стала послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белеве Калужской губернии. После закрытия монастыря в годы советской власти матушка работала в артели «Красный производственник» швеей, в то же время не оставляя молитвенного подвига.

16 декабря 1937 года Агриппина Лесина была арестована Белевским отделением НКВД. Она обвинялась в том, что «состояла в подпольном монастыре» и в том, что вела «контрреволюционную деятельность». На угрозы следователя, который требовал дать признательные показания, она твердо ответила: — Никакой антисоветской деятельностью я не занималась.

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила Лесину Агриппину Ивановну к высшей мере наказания. 8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы, мученица Агриппина была расстреляна вместе с другими мучениками. Местом захоронения ее стала братская могила на 162 километре Симферопольского шоссе.

Канонизирована определением Священного Синода от  26 декабря 2001г. 

 pstgu.ru

Источник: http://xn--b1afpcldeb6j.xn--p1ai/novosti/prepodobnomuchenicy-mariya-laktionova-anfisa-sysoeva-makariya-saprykina-muchenica-agrippina-lesina/

От поэтессы до преподобномученицы. Мать Мария (Скобцова)

Сейчас еще Елизавета, А завтра буду имярек.

Мать Мария

У каждого из нас в голове живут свои образы. Кто-то при слове «монахиня» представляет толстую добрую тётеньку с улыбкой, кто-то — изможденную сухую суровую старуху. Термин «поэтесса Серебряного века» вызывает в памяти Ахматову, дым «Бродячей собаки», холодный Петербург (а то и Петроград!).

И, кажется, что нет никакой силы, способной все эти возникающие истории примирить и свести в одной точке (да и не надо). Однако сила такая есть, и у нее есть конкретное имя.

Точнее даже несколько имен: мать Мария (Скобцова). Она же Елизавета Кузьмина-Караваева, она же Лиза Пиленко. Она же святая Константинопольской церкви преподобномученица Мария.

Практически современная нам святая. Целая вселенная.

***

Лиза Пиленко родилась 8 декабря 1891 года в Риге. Ее отцом был юрист Юрий Дмитриевич Пиленко, человек удивительной судьбы. Выйдя в отставку, он с семьей уехал в Анапу, где обосновался в наследственном имении Джемете, главной гордостью которого были виноградники, выращенные дедом Лизы.

Мемориальная доска. На доме, где родилась Елизавета Пиленко. Рига, улица Элизабетес, 21

Всего через 10 лет отставной юрист достиг в деле виноградарства таких успехов, что был назначен директором Никитского ботанического сада. Семья снова сменила место жительства — на этот раз домом им стала Ялта.

Через год Юрий Дмитриевич получил новое назначение и должен был уехать в столицу, в Санкт-Петербург, но внезапно скончался в Анапе.

Совет

Эта первая и такая страшная трагедия настолько потрясла обожавшую отца Лизу, что, по ее собственным словам, она просто потеряла веру в Бога.

Семья — овдовевшая мать Софья Борисовна, Лиза и ее младший брат Дмитрий — всё же переезжает в Петербург. В 1909 году будущая мать Мария выпускается из гимназии с серебряной медалью и поступает на Высшие Бестужевские курсы. К этому моменту она уже знакома со многими интересными людьми столицы, в частности — у нее тянутся сложные отношения и волнующая переписка с Александром Блоком.

В 1910 году 19-летняя Лиза выходит замуж. Ее избранником становится помощник присяжного поверенного Дмитрий Кузьмин-Караваев, который окончательно вводит ее в круг поэтов Серебряного века, сам являясь их знакомцем и завсегдатаем вечеров «На башне» у Вячеслава Иванова, например.

Все это окончательно определяет вектор жизни будущей подвижницы на ближайшие несколько лет: она выпускает сборник стихов «Скифские черепки» (критика встретила его довольно тепло), а потом уезжает сначала на немецкий курорт, а затем в Крым, где продолжает «богемные знакомства»: естественно, Максимилиан Волошин и другие.

Спустя три года после свадьбы Елизавета уходит от мужа. В том же году у нее рождается дочь Гаяна. Молодая мать составляет новый сборник стихов «Дорога», но он так и не увидел свет.

Постепенно богемный период заканчивается, на смену ему приходят усталость и душевный разлад.

Возвращаются утраченные когда-то мысли о Боге, появляются философские размышления, например — создается повесть «Юрали», которая являет собой неприкрытую стилизацию под Евангелие.

И вот на страну обрушивается революция. Кузьмина-Караваева в этот момент в Анапе. Она встречает переворот с необычайным воодушевлением, которое несколько спадает к октябрю, но, оказавшись во многом идейной противницей большевиков, Елизавета становится городским комиссаром по здравоохранению и народному образованию.

Обратите внимание

За это она чуть не поплатилась жизнью, когда попала в руки деникинцев. Краевой военный суд не стал приговаривать ее к расстрелу, а один из окружающих казачьих деятелей, военный судья Данила Скобцов, стал ее вторым мужем.

В этом браке родилось двое детей: Юрий и Анастасия. Семья натерпелась в эмиграции: Сербия, Константинополь, затем Париж.

Елизавета Юрьевна публикует в эмигрантских журналах очерки, статьи и автобиографические заметки: например, «Как я была городским головой», «Последние римляне», «Равнина русская».

1926 год приносит Елизавете Скобцовой новое испытание: от менингита умирает ее младшая дочь. В отличие от той первой, страшной трагедии — смерти отца, на этот раз женщина не отстраняется от Бога, а сильнее прилепляется к Нему, в Нем черпает силы справиться со своим горем.

«Сколько лет — всегда — я не знала, что такое раскаянье, а сейчас ужасаюсь ничтожеству своему… Рядом с Настей я чувствую, как всю жизнь душа по переулочкам бродила, и сейчас хочу настоящего и очищенного пути не во имя веры в жизнь, а чтобы оправдать, понять и принять смерть.

О чем и как ни думай, — больше не создать, чем три слова: «любите друг друга», только до конца и без исключения, и тогда все оправдано и вся жизнь освещена, а иначе мерзость и тяжесть», — напишет она спустя почти 10 лет после случившегося.

Вектор жизни Елизаветы Юрьевны снова меняется, чтобы уже совсем скоро выйти на сияющую и ровную дорогу, ставшую также и финишной прямой.

Женщина всем сердцем принимает идею активного служения ближним: становится активным деятелем РСХД (Русское студенческое христианское движение, — прим. ред.

) в качестве разъездного секретаря, выступает с лекциями и докладами, публикует заметки о тяжелой эмигрантской судьбе. Параллельно с этим будущая монахиня учится в богословском институте в Париже.

Примечательна и крайне показательна одна из историй, случившаяся за время службы Елизаветы разъездным секретарем. Она приехала в Пиренейские горы, где должна была встретиться с местными шахтерами.

Важно

Те приняли ее не просто прохладно — они будто дышали ненавистью в адрес этой миловидной полноватой женщины с уютными ямочками на щеках.

Когда гостья заикнулась о цели своего визита — докладе — аудитория взорвалась возгласами порядка: «Лучше полы нам помойте, да грязь уберите, чем лекции свои нудеть!»

Она смиренно принимается мыть полы и убирать грязь, царившую в доме. В процессе уборки она вся облилась водой, и именно тот, кто больше всего возмущался ее приездом, дал ей куртку и отправил обсохнуть. Потом принесли обед, за которым все чувствовали себя уже своими и буквально родными людьми.

И так происходило везде — удивительным образом эта женщина могла растопить любой лед, преодолеть любое непринятие. Она спасает наркоманов по всем уголкам Франции: кого-то отвозит в деревню, кого-то отдает на поруки. Вникает в судьбу соотечественников-эмигрантов. Активно помогает женщинам, здоровым, больным, падшим, одиноким, семейным.

Понятно, что просто так это дальше продолжаться не могло и постепенно пришло к своему логическому завершению. Получив согласие супруга и церковный развод, 16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института Елизавета Пиленко-Кузьмина-Караваева-Скобцова приняла монашеский постриг с именем Мария. Начинается новая эра в ее жизни.

Интересно, что внешне изменений произошло мало, разве что светское платье сменилось иноческим одеянием.

Ни о какой спокойной жизни в монастыре не было и речи, мать Мария продолжала все также носиться по стране (и за ее пределами!), посещая обиженных, обездоленных и просто нуждающихся в помощи.

Впрочем, новый «статус» позволял активнее сотрудничать с женскими обителями, то принимая помощь, то отдавая ее.

Крайне быстро, в том же 1932 году, мать Мария открывает «Общежитие для одиноких женщин» в Париже, сняв для него дом, на аренду которого, на самом деле, совсем не было средств.

Деньги были взяты в долг — и постепенно из тех, кто искал помощи, кто оказывал ее, возвращал старые долги или ссужал новыми деньгами, возникло движение «Православное дело», несомненным лидером которого была мать Мария.

Совет

Надо сказать, что не было не только денег — в самом арендованном для «Общежития одиноких женщин» доме не было хороших условий. Своими силами был сделан ремонт, а также открыта домовая церковь.

Слава о новой организации довольно быстро разлетелась широко по стране, и через пару лет в «Общежитии» уже не было места для всех желающих туда попасть и вести жизнь, близкую к монастырской, в которую входили помощь ближним, молитва, вышивание, роспись, шитье. Через несколько лет «Общежитие» стало расширяться.

Сама мать Мария не ограничивалась только своим парижским «детищем», она продолжала ездить по Франции, читать лекции, организовала Комитет помощи русским душевнобольным. Россия вообще ни на минуту не покидала ее мыслей, особенно с 1935 года, когда ее старшая дочь Гаяна уехала обратно на родную землю.

Читайте также:  Об избавлении от мыслей о самоубийстве - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Гаяна

В 1937 году в жизни матери Марии произойдет еще одна страшная беда: Гаяна умрет в Москве от дизентерии. В память о дочери монахиня еще больше углубится к помощь ближним, хотя, как говорят современники, больше было уже некуда, и без того каждая секунда времени этой женщины была расписана, чтобы помогать окружающим, выслушивать страждущих, утешать обиженных.

1940 год принес с собой оккупацию Парижа. Мать Мария развивает бурнейшую деятельность: вывозит еврейских детей, в «Общежитии» находят приют евреи и остальные граждане «группы риска», которым достают поддельные документы и помогают уехать из страны.

Вскоре эта деятельность вскрывается, мать Марию и нескольких ее сподвижников (включая сына Юрия) арестовывают и отправляют в разные концентрационные лагеря. Юрий попадает в Дору, где погибает 6 февраля 1943 года, а его мать — в Равенсбрюк.

Еще в январе 1944 года она пишет оттуда своей матери, старенькой, пережившей детей и внуков Софье Борисовне, что здорова и полна сил и бодрости, но март 1945 года оказывается последним месяцем земной жизни монахини.

Слева направо стоят мать матери Марии С.Д. Пиленко, Юрий Скобцов, мать Мария, о. Дмитрий Клипенин — участники парижского подполья Источник: https://www.matrony.ru/otdam-moyu-dushu-ya-kazhdomu-mat-mariya/#ixzz3Vwa1k4a6

За неделю до освобождения концлагеря РККА, 31 марта 1945 года, мать Марию казнят в газовой камере — и одна из версий истории гласит, что она пошла туда вместо другой женщины. Даже если эта подробность выдумана, она совершенно не противоречит тому образу жизни, какой вела монахиня Мария, и тому принципу, который она соблюдала свято: всю себя, без остатка, отдавать людям.

Обратите внимание

В 1985 году мать Мария получила звание «праведник мира», а в 2004-м была канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.

Споры об этом не утихают до сих пор, есть множество и сторонников ее скорейшей канонизации в РПЦ и противников ее канонизации в принципе.

Однако сложно поспорить с тем, что эта женщина действительно была праведником мира, пусть даже у нее, как у всякого человека, были свои ошибки, сомнения и провалы.

***

Какой образ из всех, что были свойственны этой женщине, ближе и важнее именно вам? Многодетная мать, лиричная поэтесса, энергичная монахиня, борец с фашизмом, помощница эмигрантам? Каждый решит сам.

Лично мне более всего интересна девочка 10 лет, на полном серьезе ведущая переписку с обер-прокурором Священного Синода Константином Петровичем Победоносцевым, — был в жизни матери Марии и такой эпизод, оставшийся в далеком детстве, но, несомненно, повлиявший на всю ее дальнейшую судьбу.

Источник: https://www.matrony.ru/ot-poetessyi-do-prepodobnomuchenitsyi-mat-mariya-skobtsova/

Мария Скобцова: грешница и святая

Мария Скобцова, она же Елизавета Кузьмина-Караваева (в девичестве – Пиленко) – одна из самых неоднозначных фигур в истории русского монашества.

 Судите сами: была близка к петербургской богеме, которая, как известно, никогда не отличалась аскетизмом, затем и вовсе примкнула к партии эсеров,  дважды состояла в браке, а перед эмиграцией успела побыть градоночальницей.

К тому же Скобцова курила –  привычное дело для поэтессы серебряного века, но небывалый случай для религиозного деятеля. Её имя окружено ореолом всевозможных слухов; о матери Марии и по сей день спорят до хрипоты: одни клеймят её мнимую святость, другие – восхищаются отвагой.

Говорят, что она перешила номер с робы советской военнопленной и пошла на смерть в газовую камеру вместо неё. Исследователи, правда, сходятся на том, что вероятнее всего это – легенда; впрочем, она характерна  для жизненного пути Скобцовой в целом.

На берегах Невы она была поэтессой, влюблённой в Блока.

Важно

История не нова: Александр Александрович был этакой рок-звездой своего времени: толпы восторженных полуобморочных барышень,  готовых кинуться на шею своему кумиру, пухлые связки надушенных писем с объяснениями в любви и, конечно же, своими стихами.

Тем не менее, Блок педантично отвечал на каждое послание, делая соответствующие пометки в специальной книге. Среди таких вот восторженных барышень, начинающих поэтесс, была и Лиза Пиленко, всё-таки добившаяся аудиенции Александра Александровича после нескольких неудачных попыток.

 Она и потом отправляла ему свои рукописи: Блок читал, делал пометки,  но все эти литературные изыскания оставались в стороне от бурлящей богемной жизни Петербурга. Стихи Елизаветы были не самыми яркими: никаких тебе эффектных метафор и сложной строфики.

Да и облик у неё был не самый подходящий для светской львицы: крепко сложенная, круглолицая… Тогда (как, впрочем, и сейчас) были в моде совсем другие типажи.

  «Она была худа, как смертный грех, и так несбыточно миниатюрна», — так, например, писал Игорь Северянин о Палладе Богдановой-Бельской – ещё одной богемной звездочке с петербургского небосклона наряду с Ольгой Глебовой-Судейкиной и Саломеей Андрониковой.

Елизавета же подобных комплиментов никогда не удостаивалась; более того, Алексей Толстой в романе «Хождение по мукам» иронически изобразил её внешность и манеры: «Елизавета Киевна была красивая, рослая и румяная девушка, с близорукими, точно нарисованными глазами и одевавшаяся с таким безвкусием, что её ругали за это даже телегинские жильцы». Разумеется, Елизавета Киевна – это литературный персонаж, но за ним чётко стоит реальный прототип.

Да, Елизавета Кузьмина-Караваева не была первой салонной красавицей и великой поэтессой, и тем не менее оставила свой след как в искусстве, так и в религиозной деятельности, что уже немало.

Детство и становление

Елизавета Юрьевна Пиленко родилась 8 декабря 1891 — в один год с Мандельштамом, Булгаковым и Лилей Брик. Её отец  — Юрий Дмитриевич – был юристом.

Семья Пиленко до 1895 года жила в Риге (этот дом на улице Элизабетес, в самом сердеце латвийской столицы, сохранился и по сей день), а потом переехала в южные края: сначала в Анапу, где отец Лизы получил в наследство имение с виноградниками, а потом в Ялту.

Но на этом их перемещения не закончились: Юрия Дмитриевича перевели по службе в Петербург, но до Северной Пальмиры он так и не доехал, скоропостижно скончавшись 17 июля 1906 года. Это событие стало первым настоящим потрясением для юной Лизы.

Тем не менее семья Пиленко всё-таки перебралась в Санкт-Петербург, который девочка невзлюбила (в отличие, кстати, от южанки Ахматовой, для которой «город парков и зал» быстро стал своим).

Совет

Там Лиза продолжила своё образование: закончила  с серебряной медалью стоюининскую гимназию,  проучилась год на юридическом, но потом решила не идти по стопам отца и, выбрав свой путь, поступила на философский факультет, став одной из любимых учениц Николая Лосского.

Впрочем, диплом Пиленко так и не получила, всецело поддавшись влиянию богемы и стихотворному творчеству.

Богемная жизнь

В 1908 году Елизавета познакомилась с Блоком – своим кумиром и идейным вдохновителем.

Он, кстати, дал девушке неплохой совет: «Я желал бы, чтобы вы влюбились в простого человека, который любит землю и небо больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе».

Лиза в каком-то смысле послушалась своего кумира и вышла замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева – помощника присяжного поверенного.

Но, несмотря на своё небогемное занятие,  её супруг был близок к кругам искусства: именно через него молодая женщина познакомилась с Вячеславом Ивановым, Осипом Мандельштамом, Николаем Гумилёвым, Михаилом Лозинским, Анной Ахматовой и другими представителями литературного бомонда.  В 1912 году вышел её стихотворный сборник «Скифские черепки», который, как ни странно, был положительно принят критиками.

Однако Елизавете быстро приелась душная салонная атмосфера Петербурга и эпатажные выходки распалённых алкоголем и наркотиками поэтов.

Поэтесса решила подышать вольным воздухом и отправилась на знаменитый курорт Бад-Наухайм (кстати, в 1897 году его посещал столь любимый Кузьминой-Караваевой Блок), а затем в Крым.

Правда, на черноморском побережье без литераторов не обошлось: там Елизавета общалась с Максимилианом Волошиным и Алексеем Толстым.

Обратите внимание

Отъезд  негативно сказался на браке Кузьминой-Караваевой: поэтому уже в 1913 году она оставила мужа на болотах Невы, а сама вернулась  в любимую с детства Анапу.

Там она родила дочь, назвав её красивым греческим именем Гаяна, написала новый стихотворный сборник «Дорога», который, конечно же, первым делом отправила Блоку, но её уже не столько волновали поэтические изыскания, сколько религиозные проблемы.

Отъезд на юг и эмиграция

Как это ни парадоксально, Кузьмина-Караваева приняла февральскую революцию с энтузиазмом. Она вступила в партию эсеров, а в феврале 1918 года даже была избрана городским главой Анапы. Говорят, Елизавета Юрьевна отважно отстаивала культурные ценности у матросов-красноармейцев и всегда трезво действовала в той постреволюционной кутерьме.

Когда город был захвачен белыми, её арестовали и только чудом не расстреляли: во многом благодаря заступничеству Даниила Скобцова – известного кубанского казачьего деятеля, в скором времени ставшего её вторым мужем.

В 1920 году Елизавета с матерью Софьей Борисовной и дочкой эвакуировалась в Грузию, и уже в Тифлисе у Скобцовой родился сын Юрий.

Затем всё семейство отправилось в Константинополь – знаменитое временное пристанище многих эмигрантов первой волны (среди которых, например, были Аркадий Аверченко и Тэффи).

После Скобцовы жили в Сербии, где у них родилась дочка Анастасия; а с 1924 года перебрались в Париж – крупнейший центр русской эмиграции.

Однако им не суждено было стать счастливыми на блистательной родине Гюго, Рембо и импрессионистов;  сначала супруги вынуждены были добывать средства на пропитание тяжёлым трудом: Даниил Ермолаевич день и ночь работал таксистом, а Елизавета Юрьевна дезинфицировала стены, выводила клопов и тараканов.

Важно

Впрочем, этот горький хлеб изнанничества вкусили почти все российские эмигранты (петербургская модница и всеобщая любимица Ольга Глебова-Судейкина, к примеру, подбирала в Париже окурки).

Но в марте 1926 года произошла  настоящая трагедия: от менингита скончалась их младшая дочка – 4-х-летняя Настенька. Это событие стало поворотным в судьбе Елизаветы Юрьевны.

Она с головой ушла в религиозно-проповедническую деятельность, стала принимать активное участие в жизни Русского студенческого христианского движения, заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт и, в конце концов, приняла монашеский постриг.

Елизавета Скобцова навсегда оставила свою прошлую жизнь на черноморских и северных берегах и получила новое имя – Мария – в честь святой Марии Египетской. На монашеское служение её благословил духовный отец – Сергей Булгаков.

Религиозный путь

Мария была деятельной, энергичной и независимой от традиционных форм монашества: она считала их безнадёжно устаревшими и попросту невозможными в новых исторических условиях.

Скобцова создала приют для одиноких женщин и дом отдыха для больных туберкулёзом,  где не гнушалась никакой работы: она самостоятельно убиралась, покупала продукты (шла пешком через весь Париж с огромной тележкой!), готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала иконы… Никакого комфорта: только непрерывный труд.

Так вспоминали о ней друзья: «Она любит физический труд и презирает белоручек. Ещё одна черта: она не признает законов природы, не понимает, что такое холод, по суткам может не есть, не спать, отрицает болезнь и усталость, любит опасность, не знает страха…»

Несмотря на свой плотный рабочий график, мать Мария находила время на написание стихов, пьес-мистерий и активное участие в религиозно-философских  дискуссиях.

Совет

Казалось бы, вот её призвание и всё бы хорошо, но судьба нанесла женщине новый сокрушительный удар.

Её дочь  и верная помощница Гаяна в 1935 году вернулась на родину, где её ждали короткое замужество и внезапная кончина… По некоторым данным, девушка умерла от неудачного аборта. По другим – от брюшного тифа.

По трагическому стечению обстоятельств, мать Мария пережила всех своих детей: во время войны её сын Юрий погиб в концлагере Дора. Впрочем, и саму нашу героиню ждала страшная смерть…

Сопротивление и смерть

Во время нацистской оккупации мать Мария стала активной участницей французского Сопротивления, она укрывала евреев и вместе с отцом Дмитрием выдавала фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали потенциальным смертникам избежать лагерей. От неминуемой гибели она спасла 4 детей, укрыв их в мусорных баках.

…Мать Марию арестовали 9 февраля 1943 года, на день позже, чем её сына Юрия. Она провела 2 года в лагерях и умерла в женском лагере Равенсбрюк.

По одной из версий, мать Мария была казнена в газовой камере за неделю до освобождения Красной армией.  По другой – умерла от дизентерии. Как было на самом деле – не знает никто.

Впрочем, шансов умереть в этом страшном месте было гораздо больше, чем выжить: по некоторым данным, в Равенсбрюке были замучены от 50 до 92 тысяч человек.

Так закончилась жизнь одной из самых неоднозначных русских монахинь.

Конечно, её деятельность сложно назвать канонической с точки зрения православной догматики («Кто я, Господи? Лишь самозванка, расточающая благодать…», — писала мать Мария о себе).

Но мы, разумеется, не будем выносить никаких суждений насчёт её религиозной деятельности: достаточно того, что наша героиня была яркой, трудолюбивой и отважной женщиной, вошедшей в историю…

Валерия Мухоедова

Источник: http://www.womanontop.ru/2013/07/mariya-skobtsova-greshnitsa-i-svyataya/

Ссылка на основную публикацию