Преподобный афанасий афонский

Послушник Экономиссы: преподобный Афанасий Афонский

«Молись пред образом Экономиссы – Домостроительницы», – нередко советуют тем, кто хочет учредить нечто во славу Божию, а то и просто устроить свой дом – свою малую церковь – по воле Христовой.

Некогда дан был такой совет и мне одной игуменией, стараниями которой на пустом и диком месте образовалась и возросла обитель. Я держала в руках икону Божией Матери: Небесная Царица на троне и Божественный Сын на Ее пречистых руках благословляли двух предстоящих святых.

Одним из них был Михаил Синадский, чья честная глава сейчас находится в афонской Великой Лавре. Вторым – сам основатель Лавры, преподобный Афанасий Афонский.

В тот день я впервые читала житие святого Афанасия и поражалась, как же актуально оно в наши дни.

Обратите внимание

Не только примером самого святого, который жил в далеком от нас X веке, в раннем детстве оставшегося сиротой и добившегося всего в жизни упорным трудом, а затем оставившего, как сказали бы мы, блестящую карьеру ради того, чтобы остаться только с Возлюбленным Господом.

Преодолел преподобный Афанасий искушения пустынного жительства, претерпел болезни, скитания, напраслину братии и несправедливые обвинения. Житие его словно беседует с нами, привыкшими обсуждать серьезные вопросы «от ветра главы своея», делая выводы, которые подсказывает нам не духовный, а греховный опыт.

Афанасий Афонский

Как часто мы знаем жития лишь в их кратком варианте! Читаем, как некий преподобный отец «подвизался столько-то лет», – и мнится нам этот срок таким же коротким, как строка, сообщившая об этом.

А то, что годы, проведенные в келлии и на послушаниях, нередко суть годы скорбей, болезней, тяжелых душевных метаний, раздумий, сомнений живого человека, который мог бы вслед за апостолами восклицать: «Вот, я оставил всё и пошел за Тобой» (ср. Мк. 10, 28) – всё это остается для нас непонятым.

И мы потом подозрительно морщимся и осуждаем, услышав, что кто-то из наших современников имел сомнения в вере или, не выдержав испытаний, выбрал более, как кажется нам, легкий путь. Особенно проявляется в нас «классовая борьба», если человек тот занимал в миру высокое положение и оставил его.

Совсем не думаем о том, что на стороне вот того брата нашего во Христе, упавшего под тяжестью ноши, сейчас весь сонм преподобных, прошедших искушения (потому как «быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18)), а на стороне осуждающих… кто? Тот, кто подталкивает нас к осуждению?

Кто-то из нас обсуждает болезнь брата, а иной раз и смерть «при странных обстоятельствах» – могло ли, дескать, произойти такое с богоугодным человеком? А когда про кого «всякое говорят» – разве не верим мы, считая, что-де нет дыма без огня? А уж если кто занимается церковным строительством, да еще и замечен в добрых отношениях с власть имущими – то такому человеку досужие языки и вовсе откажут в «духовности» и в соответствии монашескому званию.

… Обласканный константинопольскими вельможами, занявший важный пост в государственном училище, Авраамий – так было имя юноши-сироты, взятого в столицу исключительно за удивительное рвение к образованию и прилежание в молитве – вдруг знакомится с афонским подвижником Михаилом Малеином и после нескольких бесед понимает, что не может продолжать жить как прежде. Он бежит из столицы, уговаривает старца облечь его в иноческий чин и живет в полном послушании. Несколько раз ему приходится скрываться – и потому, что его ищет военачальник Никифор, будущий император, с братом его, желающие, чтобы такой молитвенник и философ жил при них, и потому, что увидев его образ жизни, многие опытные монахи приходят спросить его духовного совета. И однажды он находит некое пустынное место «на краю Афона», устраивает шалаш на холме и начинает там нести свой подвиг. Но как же тяжко приходится ему… День ото дня он всё больше ненавидит это место, сомневается в богоугодности своего выбора. Собирался отсекать свою волю – а вот же, ушел. Хотел держаться советов старцев – а где теперь старцы? Да еще и насельники монастыря, узнав, что он состоит в дружестве с самим Никифором, уж очень надеялись, что уговорит он своего покровителя почаще помогать с строительством новых церквей… В один день Афанасий решает: ровно через год он покинет это страшное, унылое место и вернется в лавру.

Минул год, полный лишений и душевной боли, тяготившей больше, чем холод и голод. В означенный день Афанасий встает на молитву, чтобы после нее покинуть место, где он провел год, – и тут осиял его небесный свет! Именно здесь, на этом холме, слышавшем его неустанные призывания Божией помощи, политом его слезами, благоволил Христос устроить обитель, которую сейчас мы знаем как Великую Лавру.

С Великой Лаврой и связано предание, которое отразилось в образе Божией Матери «Экономисса». Однажды, в самом начале строительства, в новой обители начался голод, и иноки, не выдержав, разошлись по другим монастырям. Наступил день, когда и Афанасий решил покинуть эти стены.

Важно

Некоторые утверждают, что поколебалось его упование на Господа, другие же – что он отправился в Карею спросить совета у прота и старцев. Но не успел он далеко отойти от обители, как явилась ему Сама Всепречистая.

Божия Матерь объявила подвижнику, что отныне Она Сама позаботится о монастыре. В знак верности Своего обещания велела ему извести водный источник, коснувшись посохом скалы.

Этим явила Она игумену и образ смирения: будучи Царицей Неба и земли и Игуменией этого места, не Своею рукою совершает Она чудо, но велит законному игумену коснуться посохом скалы.

Приняв чудесное уверение, Афанасий возвратился обратно, и с этого времени в любые тяжелые времена Господь всегда посылал чудесную помощь насельникам Лавры. Нередко иноки свидетельствовали о том, что своими глазами видели Царицу Небесную молящейся на службе или обходящей монастырь.

«Царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев»

Когда Никифор взошел на императорский трон, Афанасий в скорби еще раз оставил Лавру. Только он и Никифор знали о тайном желании военачальника стать скромным иноком и удалиться в монастырь, которому покровительствовал доныне.

Ждала его уже и келья, выстроенная руками друга-игумена… Афанасий, плача о том, что Никифор предпочел пышность дворца уединенной жизни с Богом, скрылся, оставив лишь письма: одно из них рекомендовало преемника Афанасия во игуменстве, а второе было адресовано новому императору. Много времени прошло, прежде чем царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев. В тот день Никифор издал указ, по которому Лавра отныне подчинялась только императору и имела от него постоянное денежное вспоможение.

Враг не оставлял подвижника без искушений. Однажды упавшее дерево перебило Афанасию ноги, и он лежал на одре около трех лет, даже в этих мучениях продолжая переписывать священные книги и почти круглосуточно молиться.

В это же время некие отшельники, жившие в шалашах, приняли, как сказано в житии, такие помыслы о страдальце и его делах: «Зачем Афанасий причиняет насилие святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мирским поселком».

Осуждение привело их к следующему греху: отправить новому императору (преемнику умершего Никифора) посольство с наветами на игумена Великой Лавры. Однако император решил самолично узнать, кто таков этот знаменитый Афанасий, и велел игумену явиться во дворец.

Афанасий, только начавший вставать на ноги, смиренно отправился к императору. После встречи император не только отверг все наветы на подвижника, но и велел уделить немалые суммы из казны на благоустройство Великой Лавры.

Совет

Игумен Великой Лавры, которому важнее собственной жизни был мир с братиями, молился об умягчении сердец своих противников денно и нощно – и раскаяние и примирение вскоре состоялись.

Сам же Афанасий получил от Бога благодать исцелений, поэтому, встречая на пути больных, с состраданием оставался рядом с ними и молился Господу, возвращая к жизни даже безнадежно больных и умирающих. Были и такие люди, которые покушались на жизнь Афанасия, однако Господь до поры сохранял Своего верного служителя невредимым.

Настали дни, в которые Афанасий, по преданию, предупредил своих ближайших учеников о том, что близка его кончина, и покажется эта кончина некоторым смутительной и даже бесчестной. Ученики не понимали, о чем идет речь.

Однажды игумен должен был осматривать новые строения. Против своего обыкновения, он задержался в келлии и вышел из нее с сияющим ликом, в клобуке своего учителя, приснопамятного Михаила Малеина, который надевал он только на самые большие праздники.

Когда поднялся Афанасий на верх здания со строителем Даниилом и пятерыми братиями, строение обрушилось и погребло под собой людей. Пятеро сразу погибли. Мучения игумена и оставшегося с ним строителя продолжались более трех часов. Однако из уст Афанасия всё это время слышались только слова молитвы.

Наконец братия смогла разобрать камни и вытащить искалеченного, но живого Даниила – и только потом смогли обнаружить своего авву, который уже предал душу Богу. Через три дня,

когда подвижника собрались оплакать и похоронить игумены и братия других обителей, оказалось, что тело Афанасия до сих пор нетленно и он имеет вид «как бы уснувшего человека».

Даниил же прожил еще несколько дней. Однажды он призвал ухаживавших за ним братий и возвестил, что имел видение: Господь позволит ему войти в Его Царствие уже сейчас, «если позволит отец, с которым он пришел». Явившийся в этом видении в великой славе Афанасий в сопровождении пяти погибших монахов взял его за руку и ввел в «царский дворец». Рассказав об этом, Даниил скончался.

Обратите внимание

Так братия узнала об участи своего игумена и других братий, и таково было первое посмертное чудо преподобного Афанасия. С этого дня по молитвам к преподобному игумену Великой Лавры Афанасию произошло много чудес: те люди, что еще вчера могли сомневаться в его праведности, наговаривать на него или слушать наветы, сегодня молились ему – и милостивый Афанасий откликался на их зов.

Шли годы. Один император сменял другого, уходили и приходили военачальники, вельможи, ученики становились учителями, дети – взрослыми, взрослые – стариками, нищали богатые, внезапно возвеличивались безродные. И только таким, как святой Афанасий, каждый человек – и император, и нищий – был братом.

Немало народу во все времена почитало Божиими людьми не тех, кто стяжал дух мирен, а тех, кто ходит в рубище и презирает власть, – но, как известно, и Арий был аскетом, а враг рода человеческого и вовсе не знает, что такое пища и сон… Истинные же подвижники Божии не имеют лицеприятия по-настоящему, они готовы разделить пищу и кров с бродягой – но и преподать духовное наставление «человеку, одетому в мягкие одежды» (ср. Мф. 11, 8), не боясь обвинения в заискивании перед властью. Они не размышляют, что скажут о них современники и потомки: они заботятся только о том, что скажет о них Господь Бог. Даже занимаясь строительством, и, как бы сейчас сказали, «административной работой» – прежде всего радеют они о «строительстве» души, своей и вверенных им братий. И неважно, сколько у таких людей оказывается сторонников на земле. Главное – что помогает им Сама Домостроительница — Экономисса, молящаяся Божественному Сыну о спасении каждого из нас.

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/poslushnik-ekonomissyi-prepodobnyiy-afanasiy-afonskiy/

Преподобный Афанасий Афонский / Патриархия.ru

Преподобный Афанасий Афонский, в святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.

После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества.

Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода.

Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения.

Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия.

Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги Преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря.

Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

Важно

Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы.

С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е.

Читайте также:  Преподобный пимен многоболезненный

построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря.

Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель.

В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки.

В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

Совет

Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти.

Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» — тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», — отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах.

«И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?», — спросил Афанасий.

«Я Матерь Господа твоего», — отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. «Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый». Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного.

Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство.

Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы.

Все слышали, как Преподобный призывал Господа: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся.

Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, Иоасаф. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.
Прп. Афанасий. Икона. Афон. XIV в. Лавра прп. Афанасия.
Преподобный Афанасий Афонский. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.
Прп. Афанасий. Икона. Греция. XVI в. (?) Афон (Лавра).
Прп. Афанасий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Экономисса с прпп. Афанасием Афонским и Михаилом Синаитом, житием прп. Афанасия. Икона. Афон (?). XVIII в. 50.3 х 41.5. Частичные поновления по всей поверхности и русские надписи XIX в. ЦМиАР. Москва.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/910107.html

Молитва афанасия афонского болящего

Данная статья содержит: молитва афанасия афонского болящего — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Великий аскет, образованный христианин, мудрый руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его молитва была сильна и на исцеление людей от болезни, и на изгнания бесов и их влияния на людей.

Положил начало общежительному житию на Афоне, строительству монастырей и храмов, социально-медицинской помощи больным (прокаженным).

Обратите внимание

Преподобному Афанасию Афонскому обращаются за молитвенной помощью за ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии (депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от бесовских нападок. Покровитель монахов, настоятелей монастырей, храмоздателей.

Христиане, занимающие руководящие должности, могут молиться ему о даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы служить по слову Божьему: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12).

Преподобный Афанасий Афонский. Икона, XIV век. Афон, монастырь Пантократор

Тропарь преподобному Афанасию Афонскому, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини: како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонские полки. Отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми, сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак преподобному Афанасию Афонскому, глас 8

Яко невещественных существ зрителя изрядна и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое, Богоглагольниче: не оскудей, моля о рабех твоих, избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти: радуйся, отче Афанасие.

Молитва преподобному Афанасию Афонскому:

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва преподобному Афанасию Афонскому:

  • Молитва преподобному Афанасию Афонскому. Великий аскет, образованный христианин, мудрый руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его молитва была сильна и на исцеление людей от болезни, и на изгнания бесов и их влияния на людей. Положил начало общежительному житию на Афоне, строительству монастырей и храмов, социально-медицинской помощи больным (прокаженным). Преподобному Афанасию Афонскому обращаются за молитвенной помощью за ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии (депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от бесовских нападок. Покровитель монахов, настоятелей монастырей, храмоздателей. Христиане, занимающие руководящие должности, могут молиться ему о даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы служить по слову Божьему: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12).

Акафист преподобному Афанасию Афонскому:

Канон преподобному Афанасию Афонскому:

  • Канон преподобному Афанасию Афонскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Афанасии Афонском:

  • Преподобный Афанасий Афонский – иеромонах Макарий Симонопетрский
  • Полное житие преподобного Афанасия, игумена Афонского – Азбука веры
  • Преподобный Афанасий Афонский – Православная энциклопедия

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn—-9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-afanasiya-afonskogo-bolyashhego/

Преподобный Афанасий Афонский — МолитвослоВ

МолитвослоВ

День памяти:  Июль 5

Афанасий Афонский

Родился в Трапезунде, в благочестивой христианской семье и назван был Авраамием. Рано осиротев, он воспитывался у одной благочестивой монахини, подражая ей в навыках иноческой жизни, посте и молитве. Дальнейшее свое образование святой продолжил в Византии. В совершенстве изучив различные науки, он стал наставником юношества.

После знакомства с преподобным Михаилом Малеином, презрев всю мирскую суету, святой удалился в Киминский монастырь в Малой Азии, где принял иноческий постриг с именем Афанасий. В обители преподобный Афанасий с усердием исполнял монастырские послушания, а в свободное время занимался переписыванием Священных Книг.

Известно, что он переписал Четвероевангелие и Апостол.

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, изнурительными трудами преподобный Афанасий достиг такого совершенства, что в 960 г.

по благословению игумена поселился для пустынножительства на Святой горе Афон. Коварный диавол, желая изгнать его отсюда, борол святого непрестанными помыслами уйти с места подвигов.

Но преподобный Афанасий побеждал козни врага молитвой, во время которой получил дар умилительных слез.

Спустя несколько времени преподобный основал на Афоне общежительный монастырь со строгим уставом, где и был игуменом. Слава об обители и ее игумене-подвижнике распространилась повсюду, так что даже игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в лавре преподобного Афанасия.

За свою святую жизнь преподобный Афанасий удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений: знамением креста он исцелял больных и изгонял нечистых духов. Сама Пречистая Богородица благоволила к святому и несколько раз являлась преподобному, обещая великой лавре свою неоскудевающую помощь и защиту.

Провидя свою кончину, преподобный просил братию не соблазняться о том, что произойдет.

Преподав братии последнее наставление и помолившись, он взошел вместе с другими шестью братиями на верх храма осмотреть строительство.

Важно

Вдруг неведомыми судьбами Божиими верх храма обрушился, и преподобный с братиями были завалены камнями и там предали свои души в руки Божии. Кончина святого последовала в 1000-1001 гг.

Тело преподобного Афанасия, пролежав не погребенным три дня, не изменилось, не отекло и не потемнело. А во время погребальных песнопений из раны, которая была на ноге, вопреки природе, истекла кровь. Некоторые старцы собирали эту кровь в полотенца, и многие через нее получали исцеление от своих болезней.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/prepodobnyj-afanasij-afonskij.html

Завещание преподобного Афанасия Афонского

18 июля — день памяти преподобного Афанасия Афонского, основателя первого монастыря на Афоне, Великой Лавры. Представляем внимаю читателей Завещание1, автором которого является великий афонский святой.

Святой Преподобный Афанасий Афонский. Фреска конца XIII века в монастыре Протат на Афоне

Отцы и братия возлюбленные и честные, чада духовные вожделенные! Так как я, смиренный монах Афанасий, исполненный всякаго греха, попущением же Божиим наставник Лавры вашей, водруженной на горе и называемой Мелана, ежедневно и ежечасно помышляю безвестный час смерти, подстерегаемый ею повсюду, преимущественно же в путешествии морем, ради бывающих частовременно по непостижимым судьбам Божиим кораблекрушений, то и счел справедливым оставить Лавре настоящее письменное припамятование, имеющее вид завещания, или лучше — тайное наставление, мною писанное и подписанное с тем, чтобы оно хранилось монахом и экклесиархом Михаилом на хорах церкви и чтобы по моей кончине его содержание обявлено было всем.

Желаю, как живым голосом, и настоящим писанием открыть всем свою мысль и свою заботу, которою печась постоянно, в скорби чрезмерной провел все дни моей жизни.

Ибо в точности зная непригодность своей немощной души для настоятельства над другими (до того, что даже о собственной душе не мог надлежащим образом позаботиться), я непрестанно молил Бога указать мне человека, который бы, по Его Божественному хотению, мог достойно настоятельствовать, водить и пасти хорошо словесных овец своей паствы — еще при жизни моей, а я бы сам удалился на особь и попекся, и позаботился о своих многих грехах. Но я не достиг предположенной цели, по безумию ли моему и по свойственной мне глупости судить по собственной худости и других или уже так устроил, а лучше сказать: так попустил это Бог за множество моих многих зол.

Хочу и желаю по кончине моей оставить игуменом одного из нашего во Христе сообщества и братства, отличающагося между всеми и словом, и жизнию, и делом, как заповедует и грамота блаженнейшаго и приснопамятнаго царя господина Никифора2, — т. е. чтобы игумен Лавры поставлялся не отинуды, а из живущих в ней братий, отличающихся благоразумием и добродетелию.

При сем завещаваю всем отцам и братиям и моим духовным чадам, всех прошу ради любви во Христе и всех заклинаю именем Бога и Пресвятой нашей Богородицы повиноваться и покоряться игумену, моему преемнику, как и моему смирению, и жить друг с другом в любви и единомыслии — сильным носить тяготы немощных, всеми силами и всем расположением подвизаясь каждый, кто получил Божественную благодать, и делом и словом править душами, утверждая братий и увещаниями, и просьбами, и наставлениями, — соблюдать же и в св. церкви Божией, и в трапезе, и во всех других службах уставы, как письменно изложенные, так и неписанно переданные, которые уложили святые и богоносные отцы, а мы, недостойные, из их писания и предания по частям заимствовали и передали в правило и образец нашей Лавре.

Кроме того, я оставляю после себя блюстителем (епитропом) Лавры господина Иоанна, который много лет трудился, служа мне со всяким снисхождением и смирением.

Хочу, чтобы по кончине моей он, как человек духовный и поистине благоразумный, чрезвычайную любовь и веру имеющий ко мне, недостойному, и ко всему братству, здесь же на Горе обитающий, с нами проведший дни жизни своей и состарившийся, пришел в Лавру и, если возможно, окончательно водворился между братьями — с тем, чтобы внушать им и напоминать о повиновении игумену. Если же это невозможно, то чтобы хотя почаще имел обращение с братиями и направлял их. При кончине же своей чтобы оставил вместо себя блюстителем господина Евфимия, моего сына по духу, а его по плоти и духу. Сей же в свою очередь при кончине оставил бы преемником своим кого-нибудь из своей Лавры или вообще с Горы, если найдется человек словесный и духовный. Подобным же образом поступали бы и следующие за сим.

Я думал было святаго царя оставить блюстителем священной Лавры нашей, но убоялся, найдя это дерзким. Ибо он есть царь и владыка, и господин и отец, и питатель не нас одних последнейших и наших отцев, и братий, а и всех христиан.

Совет

Он более всех, и мирских, и монахов, показал к нам, недостойным и бедным, и к нашей Лавре свою благосклонность. Он сделал ее многолюдною, расширив ее и увеличив своими благочестивыми грамотами, коими подтвердил грамоты других царей: господина Никифора и господина Иоанна3.

Да и кроме них дал свои другия грамоты.

Почему, как сказано, его-то, благаго царя, я не смел оставить в чине блюстителя.

Читайте также:  Церковь воскресения христова у варшавского вокзала, россия, город санкт-петербург

А оставил блюстителем и покровителем, и заступником нашего во Христе общества и нашей Лавры благочестивейшаго господина моего, истиннаго Христолюбца и монахолюбца, Никифора, славнейшаго патриция и приставника Каниклиа4, дабы ради награды от Бога и ради своей души освященной он оказывал защиту, помогал и содействовал господину Иоанну Грузинцу, нашему в духе брату и отцу, и всему во Христе братству во всех приключающихся им в жизни скорбях. Чтобы он таким образом заботился помогать им относительно привременной и тленной стороны жизни, а господин Иоанн Грузинец и все братия подвизались бы о нетленных и вечных благах будущаго века со всякою готовностию, любовию и ревностию, молясь о нем непрестанно. Когда же придет время кончины его, да оставит он вместо себя другого блюстителя означенной св. Лавры5. Так да поступает и всякий другой потом при своей кончине.

Таким образом те да будут покровителями и заступниками Лавры как в богохранимом городе, так и во всех других прилучающихся делах и службах, ради мзды от Бога и своих честных душ.

А эти (блюстители-монахи), как принадлежащие к чину монашескому, живущие на Горе, соседствующие (а еще бы лучше обитающие вместе) с братиями, да тщатся всеми силами со свойственным им благоговением и добродетелию заботиться о них, как о различных членах одного и того же тела, да получат мзду от великодаровитаго Бога в день суда, — за то, что сохранили веру и любовь ко мне, смиренному и недостойному, и всякому греху повинному, не только при жизни моей, но и по смерти. — Кончаю о блюстителях.

Вы же, отцы и братия, и чада духовныя! Если потщитесь со всяким усердием и благим расположением хранить друг с другом мир и единомыслие неразрывное, если не будет между вами ни расколов, ни раздвоений, ни ссор, ни дружб, ни обществ, но будут вера и любовь, и родственное расположение одного к другому и всех к игумену, и тщательное хранение моих заповедей, уставов и правил, переданных вам, верю Богу, что Его благость отверзет сердце не только блюстителей, но и всякаго другаго сильнаго лица к сочувствию с вами, к содействию и к вспомоществованию воле на пользу душ ваших.

И внимайте тщательно, братия, если найдется между вами (чего не желаю), кто-нибудь, пытающийся разсечь тело братства ухищрением, коварством и лукавством, чтобы не мешался с ним никто из вас, но поскорее отдалите его и отгоните его от общества своего, как заразу, как старую закваску, — его самого отселите от части спасаемых.

Ибо покушающемуся на такия вещи уместно пожелать, да истребится память его с земли и да изгладится имя его из книги живых, и с праведными да не пишется. Если бы нашелся кто-нибудь, заступающийся за таковаго, то и он да будет его же части и наследия.

Обратите внимание

Заповедую господину Иоанну, моему блюстителю, и всему братству выгонять таковых немедленно из Лавры.

К Лавре же господина Иоанна6 и к его братиям заповедую иметь то же самое расположение и ту же самую любовь духовную, какия, видите, имею и храню я, смиренный и грешный, и какия и вам внушал часто и в общих наставлениях, и каждому порознь, — и не к одному только господину Иоанну и его братству, но и ко всякому другому, — не только любящему и почитающему вас, но и враждующему против вас и оскорбляющему иногда вас, — причиняющему вам искушения и озлобления. По повелению Божию любить и миловать следует того, кто нападает на вас и делает вам зло, потому что он более самого себя обижает тем, вам же доставляет величайшую пользу. Я знаю, что из многих бывших с нами случаев вы опытно познали и убедились, что желавшие озлобить нас помогли нам весьма и душевно, и телесно. Но и к Проту, и к игуменам, и к братиям Святой горы нашей сохраните любовь, мир, смирение и подобающую честь, как, видите, хранит их мое смирение.

Кто служит хорошо, благочестиво и духовно, на пользу души своей, как в самой Лавре, так и в метохах ея, внешних и внутренних, и на островах, пусть остается на должности своей до глубокой старости, особенно же кто с ревностию к Богу старается хранить безпрекословное повиновение к игумену, преемнику моего смирения, — имеет всю охоту и желание с любовию доставлять Лавре все потребное для своих духовных братий, считая делом спасения души своей такую службу. Пусть таковой служит всю жизнь, действуя всегда с воли игумена и блюстителя, а не по самовластию.
   Блюстителю моему, монаху Иоанну Грузинцу, заповедую и внушаю от имени Господа Бога и Пресвятой нашей Богородицы, чтобы по кончине моей во всем, что касается братства во Христе, и Лавры, и ея принадлежностей, как внутри горы, так и вне, он распорядился так, как требует того заповедь Божия и учение Божественных отцев.

Пусть он пробудет с братиями в Лавре довольно дней, обращаясь с ними со всеми вместе и с каждым порознь, совершая молитвы и эктении и нелицеприятно, и безстрастно, со всякою свободою как бы пред лицем Самого Бога, назирающаго и ведущаго сердечныя тайны каждаго; советуясь со старейшинами, умнейшими и духовнейшими из братий, по долговременном испытании мнений и суждений как их, так и всех прочих, пусть поставит им игумена, кого укажет Бог и выберет он — вместе со старейшими из братий.

Участвующих в совете блюстителя, для выбора игумена, братий должно быть не более 15 человек. А лучше и менее того.

Не потому мы удаляем от совета других, что они недуховны или неумны (благодатию Божией все суть и духовны, и полезны, и благоразумны).

Но так как в большом количестве, по различию свойств и мнений каждаго, одни стали бы выбирать одного, другие другаго, то я и счел справедливым, как выше сказано, чтобы немного было избирателей. Поставление же да бывает следующим образом.

Пусть будет отправлено всенощное бдение с вечера в соборном храме Пресвятыя Богородицы. После заутрени, когда окончена будет Божественная литургия, преподано Божественное освящение и прочтена заамвонная молитва, да будет возглашена ектения, на коей сказано: Господи, помилуй 50 раз.

Потом поставляемый пусть положит пред алтарем поклон предстоятелю и обратится к собранию монахов. Тогда пусть первый поклонится ему блюститель, а за ним и прочие все. И, как сказано выше, пусть блюститель помогает и пособляет ему всеми силами, братия же да оказывают чистое и неложное повиновение.

Важно

С течением же времени господин Иоанн Грузинец, посещая и видя чин и поведение игумена и братий, конечно, заметит либо тщание, прилежание, любовь, расположение и дружество души его к братиям, братий же послушание и веру, и любовь душевную к игумену, либо все противное тому.

Вследствие чего то, что прилично духовному состоянию, он утвердит, а неприличное исправит и наставит на истинный путь, да получит за то мзду от человеколюбца Бога в Царствии небесном.

По избрании же и утверждении игумена хочу и желаю, чтобы он имел всякую власть и господство во всех делах духовных и телесных, не останавливаемый и не препятствуемый никем, хорошо и боголюбезно пас Духом Божиим свое во Христе сотоварищество.

Если же, по грехам моим, время покажет его потом действующим в развращение, заразу и погибель душ братства (чего даже и во сне не желаю увидеть игумену), и обличенный в том, он останется неисправимым, тогда блюститель, с совета старейших братий и по собственному усмотрению и благоразумию, пусть возьмет попечение о братстве и изберет другаго, способнаго управлять Лаврою и всеми братиями, который бы оставался уже в своем звании до конца жизни.

Хочу и заповедую игумену и блюстителю, и всем моим духовным братиям, чтобы господина Антония7 моего покоили до конца жизни его и воздавали ему приличную честь, и братий его призирали, как собственные члены.

Тоже и относительно монаха Иоанна доброписца, какой устав, чин и обычай наблюдали при моем смирении служащие ему, такой же да сохранят и по смерти моей игумен и служащие, и все братия, а лучше, если и более того — самым делом пусть покажут ему должную почесть и любовь.

То же и относительно монаха Георгия Грузинца, и монаха Григория мастера, и монаха Дорофея, и монаха Антония Киминийца, и аввы Сергия. Господину же Феофану, пресвитеру8 послужите и воздайте честь, услугу и покой большия, чем каких был удостоен при моем смирении, поелику уже к старости и немощи склоняется тело его.

Тоже и прочим старцам, как-то: господину Софронию и вообще всем.

Совет

Потщитеся в изобилии доставлять им все обычныя потребности, безропотно и усердно, с духовным расположением, да получите ради их мзду богатую от Бога в день суда.

Более всего прилежите о странноприимстве и не нарушайте устава, который я предал вам, относительно странников, приходящих к вам сушею и морем. Все же вместе, и молодые, и старые, и первые, и последние, старайтесь сохранять неложное повиновение игумену9, покоряясь слову его во всяком деле. Кто противится его повелению, противится повелению Бога и меня, смиреннаго и грешнаго.

Во всех ваших молитвах поминайте меня, да обрящу милость и оставление многих грехов в день судный.

1   Перевод завещания преп. Афанасия заимствуем из книги покойнаго архимандрита Антонина: «Заметки поклонника Святой горы» (Киев. 1864 г.), отдавая должную справедливость высказанным о сем предмете мыслях достопочтеннаго автора ея.

«Ничто так не знакомит нас с человеком, как его собственная речь, и в особенности речь предсмертная. Прочитавши завещание св. Афанасия, мы видели как бы его самого прошедшим мимо нас, хотя и в некотором отдалении от нас.

Очерк его отпечатлелся резко в воображении нашем. Даже черты лица в общности уловлены нами. Конечно, в его завещании виден прежде всего игумен монастыря, но в складе речи многократно отобразился и человек — Афанасий».

Подлинный текст завещания напечатан у Meyerа: Die Haupturkunder für die Geschichte der Athos Klöеster. Leipzig. 1894. 123—130.

2   Никифор II Фока, славный в византийской истории полководец, родившийся в 912 году, возведенный на престол в 963 г. и убитый 1011 декабря 969 г.

3   Т. е. Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Из сего видно, что св. Афанасий «святым и благим» царем называет имп. Василия Багрянороднаго, прозваннаго «болгаробойцем». Видно также, что завещание писано после 975 года, в котором умер Цимисхий. Императоров тогда было двое: Василий и Константин — братья.

Образ выражения св. Афанасия подтверждает слова историков о том, что Константин, хотя носил титул императора, но не царствовал, пока жив был брат его. Факт замечательный: все три императора, столько непохожие друг на друга и столько причин имевшие действовать вопреки один другому, равномерно покровительствовали св.

Афанасию.

Обратите внимание

4    Ὀ ἑπί Κανικλείου придворная должность значения, не совсем теперь яснаго. Дю-Канж не различает ея с должности Логофета.

5   Кто таков был сей патриций Никифор? С вероятностию полагать можно, что это был кто-нибудь из той же фамилии Фока, и именно братний внук императора Никифора (сын Варды († 989), сына Льва, младшаго брата Никифорова, убитый в походе против абхазцев в 1019 или 1020 г.) — От чего сын, а не отец избирается св. Афанасием в блюстительство Лавре, причиною этому могло быть то, что в 987 г. Варда возмутился против Василия и обявил себя императором.

6   Лавра сия есть нынешний Иверский монастырь афонский. Многократно упоминаемый св. Афанасием, Иоанн есть, чествуемый обителию, один из трех ктиторов ея.

7   Антоний сей упоминается нередко в житии преподобнаго. Он был наиболее приближенным учеником его. Св. Афанасий называет его своим.

8   Под актом подписались оба Феофана, — оба пресвитера.

9   Игуменом после св. Афанасия избран некто Евстратий, как свидетельствует о том греческое жизнеописание преподобнаго.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zaveshchanie-prepodobnogo-afanasiya-afonskogo

Афанасий Афонский

Преподобный Афанасий Афонский

Этого небесного человека, земного ангела, безсмертных похвал достойного мужа, в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках возрастил Константинополь, а явили в нем жертву Богу Кимин и Афон.

Родители его славились благородством и богатством и всем известны были своей знатностью и благочестием.

Отец его умер еще до рождения святого, а мать, родив его и освятив крещением, едва успела вскормить его своим молоком, как перешла вслед за мужем из временной жизни в вечную.

Важно

Этому еще в пеленах осиротевшему младенцу дано было при святой купели имя Авраамий. Впрочем, лишившись земных своих родителей, он не остался без попечения и промысла о себе Небесного Отца сирот.

Господь вседетельным Своим манием возбудил к милосердию сердце одной монахини — благородной и богатой девы, знакомой и подруги Авраамиевой матери: она взяла младенца к себе и стала заботиться о нем, как о своем дитяти.

Видя, что монахиня, его воспитательница, постоянно упражняется в молитвах и пребывает в частых постах, Авраамий удивлялся ей и спрашивал ее о причине такого ее поведения. Она, заметив в нем удобоприемлемость для благих назиданий, усердно и всячески старалась на этой благой и плодоносной почве сеять возможно более семян благочестия.

И не напрасно было святое ее старание.

Авраамий с душевной радостью внимал наставлениям своей воспитательницы и с того времени, оставляя детские игры, стал вкоренять в сердце своем страх Божий, который есть начало премудрости, а со страхом — ­и любовь к Богу, и, по степени развития детских своих сил, укрепляемый благодатью Святого Духа, начал упражняться в подвигах добродетели.

Но, когда минуло Авраамию семь лет его возраста, он снова осиротел: духовная мать его, монахиня, из сей юдоли нашей привременной переселилась в Небесную отчизну.

После сего он возымел сильное желание отправиться в Византию, чтобы посвятить себя там высшим наукам.

Господь, пекущийся о сиротах и видящий направление наших желаний, призрел на чистоту сердечного его стремления и потому премудро устроил дело по желанию его сердца.

Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра — древнейшая и самая большая из святогорских обителей

По устроению Божию с Авраамием познакомился один подданный тогдашнего царя Греции Романа Старшего, бывший в то время в Трапезунде таможенным чиновником. Видя целомудрие и ум отрока, он полюбил его, взял с собою в столицу и отдал там в научение одному славному наставнику, по имени Афанасий.

Читайте также:  Саввино-сторожевский монастырь, россия, московская область, город звенигород

Учась у Афанасия, юный Авраамий, при счастливых умственных способностях, быстро шел вперед в своем образовании и в короткое время обладал уже многими сведениями по всем частям преподаваемых ему наук. Но при своем старании об образовании ума Авраамий не оставлял в небрежении и образования нравственного.

Совет

Сколько питал он свой ум уроками философии, столько же умерщвлял плоть свою строгой жизнью и воздержанием, — и вскоре сделался почти тем же, что был и Афанасий.

Так, державно подчиняя плоть и душу свою урокам мудрости и светло просвещаясь ими, Афанасий Афонский   еще прежде облечения в иноческий образ оказывался уже истинным иноком и прежде пастырского совершенства — совершенным пастырем. За такую дивную свою жизнь, за сладость и утешение в беседах, за богатство мудрости он пользовался любовью и уважением всех.

Поэтому самые товарищи Авраамиевы, питая неподдельное к нему расположение, желали видеть и иметь его своим наставником и просили о том царя. Царь, узнав и сам высокую жизнь Авраамия и глубокую его мудрость, с удовольствием согласился исполнить их просьбу и сделал его, по должности наставнической, равным учителю его, Афанасию. Но недолго сидел Авраамий на кафедре наставнической.

Так как учение его стало славиться больше, чем учение Афанасия, его наставника, отчего к нему собиралось больше учеников, чем к последнему, то Афанасий по слабости человеческой стал завидовать бывшему своему ученику Авраамию и даже ненавидеть его.

Узнав об этом и не желая служить камнем преткновения своему наставнику, Авраамий оставил должность учителя и проводил в доме воеводы жизнь частную, упражняясь в обычных подвигах добродетели. Скоро воевода по повелению царя должен был в видах некоторых государственных нужд отправиться на острова Эгейского моря. Питая великое расположение к Авраамию, он взял и его с собою.

Когда они, посетив Авиду, были на острове Лемносе, Авраамий увидел оттуда Афонскую Гору — возлюбил ее и положил в своей мысли намерение вселиться в ней.

Кафоликон Великой Лавры

В те дни, по устроению Божию, прибыл в Византию святейший Михаил Малеин, славный игумен монастыря Киминского, что в Малой Азии.

Слыша о добродетелях его (ибо он был славен и всем известен), Авраамий явился к нему и, рассказав ему подробно всю свою жизнь, открылся и в том, что имеет давнее, сильное и постоянное желание сделаться иноком. Божественный старец тотчас провидел, что он предызбран быть сосудом Святого Духа.

Обратите внимание

Во время духовной их беседы, умыслом Божиим, пришел посетить святого старца племянник его, славный Никифор, который был тогда военачальником всего Востока, а потом сделался самодержцем Греции.

Никифор имел взгляд весьма проницательный: посмотрев на Авраамия и его сложение, нрав и поведение, он распознал в нем человека дивного. Когда Авраамий вышел от старца, Никифор спросил своего дядю, кто это такой и зачем он; преподобный рассказал ему все, и с того времени этот военачальник помнил его до гроба.

Лишь только преподобный Малеин возвратился в Кимин, тотчас явился к нему и Авраамий, сгоравший желанием скорее сделаться иноком. Припав к ногам преподобного, он усердно и смиренно просил у него святой иноческой одежды.

Старец, зная его прошедшее и провидя будущее, не медлил исполнить его просьбу и тотчас же, без обыкновенного искуса, удостоил его ангельского образа, переименовав из Авраамия Афанасием; даже облек его во власяницу, чего у них там в обыкновении не было, и таким образом вооружил его как бы бронею против всех врагов нашего спасения.

Великая Лавра. Тысячелетний кипарис, посаженный преподобным Афанасием Афонским

Сделавшись Афанасием, Авраамий, по ревности своей к подвижнической жизни, хотел вкушать пищу только раз в седмицу, но старец, чтобы отсечь волю его, велел ему принимать пищу однажды в три дня и спать на рогоже, а не на стуле, как спал он прежде.

Зная истинную цену послушания, Афанасий безпрекословно исполнял все ему повелеваемое — не только игуменом, но и другими начальственными в обители лицами. В остающееся же от монастырских послушаний время он по воле старца занимался каллиграфией.

Видя его смирение, вся киминская братия называла его сыном послушания, любила его и дивилась ему.

В четыре года этот новый достохвальный подвижник частыми своими постами, бдениями, коленопреклонениями, всенощными стояниями и другими дневными и ночными трудами и потом восшел на верх подвижнической жизни.

Важно

Посему святой старец, сознавая его приготовленным и способным для Божественных созерцаний, позволил ему вступить на поприще безмолвия и для того назначил ему одно уединенное место, в миле от лавры.

В этом безмолвии старец заповедал ему вкушать хлеба, и то сухого, не в три, а в два дня, и немного воды, а во время Четыредесятницы принимать пищу чрез пять дней, спать — на седалище, как прежде, а во все воскресные дни и господские праздники бдеть в молитвах и славословиях от вечера до третьего часа дня. Блаженный сын послушания свято исполнял волю духовного своего отца.

С течением времени божественный Михаил больше и больше старел и дряхлел, а потому часто и болел. Начальнейшие в обители иноки, надеясь, что по смерти его будет начальствовать в ней Афанасий, часто посещали его в келье и, восхваляя его, оказывали ему разные ласки и услуги, чего прежде не делали.

Удивляясь такому их поведению, Афанасий сначала не постигал причины изменившегося их обращения, но вскоре узнал от одного монаха, что преподобный Михаил наименовал его себе преемником.

Получив такое известие, Афанасий, хотя и жалел о разлуке с возлюбленным отцом, но, избегая начальствования и соединенных с ним забот, а более всего — считая себя недостойным этого сана, оставил Кимин и не взял с собою ничего, кроме двух книг, им же самим написанных, а также четвероевангелия с деяниями святых апостолов и священного кукуля преподобного отца своего, который он всегда хранил, как священное некое сокровище. Оставив Кимин, он удалился на Афон, который, как мы сказали выше, видел и полюбил уже давно.

Великая Лавра

Желая лучше ознакомиться с пустынной жизнью здешних подвижников,Афанасий Афонский   посетил многих отшельников и, при посещении их, видя чрезвычайно строгое их житие, дивился им и вместе веселился духовно, что нашел такое место, какого желал с давнего времени.

Обозревая таким образом Афон, преподобный Афанасий достиг обители Зиг.

Здесь, вне обители, нашел он одного простого, но опытного в духовной жизни старца-безмолвника и остался у него в послушании, назвав ему себя Варнавою и сказавшись потерпевшим кораблекрушение корабельщиком — совершенным невеждою.

Так поступил он с тою целью, чтобы оставаться никому не известным и чтобы не могли отыскать его вельможи — Никифор и Лев, почитавшие его духовным своим отцом и питавшие к нему глубокое благоговение.

В то время магистр Лев, начальник над всем полками на Западе, победив скифов, на обратном пути прибыл на Афон — с одной стороны, для того, чтоб благодарить Пресвятую Богородицу, даровавшую ему славную над варварами победу, а с другой — и за тем, чтоб самому удостовериться, не живет ли здесь Афанасий.

Совет

Так как, по Писанию, не может укрыться град, верху горы стоящий, то скоро явился миру и этот мудрый отшельник. Лев, по тщательном испытании узнав о нем, пришел в безмолвную его келью и, обретя своего отца и досточтимого наставника, от сильной радости плакал, обнимал его и лобызал.

Отцы Афона, видя столь великое расположение могущественного вельможи к преподобному, предложили ему, чтоб он попросил воеводу о деньгах на устроение храма в Карее (то есть протата), большего, чем прежний, ибо старый был мал и не вмещал всей святогорской братии, когда у них бывали собрания, — чем братия очень стеснялись и затруднялись.

Преподобный предложил  это Льву; Лев с радостью дал им тогда же столько денег, сколько им было нужно, и на месте иноческих их собраний скоро стал красоваться храм превосходный.

Богоматерь Экономисса с житием прп. Афанасия Афонского и видом Великой Лавры на Афоне. Икона конца XVIII — начала XIX века

Проведя несколько дней в мудрых и богодухновенных беседах с Афанасием, Лев удалился с Афона. Вслед за тем по всей Святой Горе разнеслась слава об Афанасии, и многие стали каждый день приходить к нему для душевной пользы.

Но он, любя безмолвие и избегая поводов к тщеславию, удалился во внутренние части Горы, чтобы найти там место по своей мысли. Бог же, промышляя не о его только пользе, но и о пользе будущей его паствы, привел его на самый конец Афона — на мыс его.

Там преподобный устроил себе небольшую каливу и в подвигах восходил от силы в силу.

В то время славный и благочестивый Никифор, назначенный от царя верховным вождем всей римской армии, отправился с воинством на остров Крит, где гнездились тогда нечестивые агаряне и много безпокоили римлян.

Обратите внимание

Узнав же от брата своего Льва, что Афанасий находится на Афоне, он послал туда царский корабль с письмом к преподобным отцам Святой Горы, и, прося святых молитв их ко Господу Богу о всесильной Его помощи к побеждению и посрамлению нечестивых, убеждал их послать к нему Афанасия с другими двумя добродетельными старцами. Святогорцы, прочитав письмо полководца, дивились, что он питает такую приязнь к преподобному. С охотой согласились они исполнить просьбу и моление воеводы, но на волю и желание их не вдруг согласился Афанасий, так что они в этом случае принуждены были прибегнуть к сильной против него мере запрещения. Тогда он уже и против воли повиновался им.

Святогорцы дали ему и одного старца в сопутники — но Афанасий начал повиноваться ему, как ученик своему учителю. Отпустив от себя Афанасия, все насельники Святой Горы стали как о нем, так и о Никифоре возносить прилежную ко Господу Богу молитву — и храбрый Никифор славно победил критских агарян. Скоро и благополучно прибыл туда и искренний друг его Афанасий.

С неизреченным весельем встретил его здесь счастливый воевода и много дивился тому, что он с великим смирением и радостью нес долг послушания простому старцу.

Победоносный Никифор, прежде чем стал рассказывать другу своему о мужественных подвигах, совершенных им в настоящей славной войне, напомнил ему о прежних своих обещаниях быть иноком и говорил: «Страх, отче, который вы имели прежде во всей Горе от нечестивых агарян, ныне по святым молитвам вашим кончился.

И я, уже неоднократно пообещав святыне твоей удалиться от мира, теперь к исполнению этого моего обещания не имею никакого препятствия.

Только усердно прошу тебя, отче: прежде создай для нас безмолвное убежище, где бы мы могли уединяться с другими братиями, — потом устрой особо великую церковь для киновии, куда бы можно было нам ходить всякое воскресенье для приобщения Божественных Христовых Таин». Говоря это, Никифор тогда же давал преподобному и достаточное количество денег на нужды и расходы по предполагаемым постройкам. Но Афанасий, избегая забот и попечений житейских, не принял от своего друга ненавистного злата, а заповедал ему всегда хранить страх Божий и внимать своей жизни — так как он находится среди сетей мира.

Явление Божией Матери прп. Афанасию

Воспламенившись сильным и непременным желанием построить монастырь, Никифор скоро послал к Афанасию одного духовного своего друга, именем Мефодия, сделавшегося потом в горе Киминской игуменом, — с письмом и шестью литрами золота и убедительно просил его начинать постройку монастыря.

Преподобный, размышляя о горячем желании и добром намерении благочестивого воеводы, увидел, что есть воля Божия создаться монастырю, и потому, приняв посланное ему золото, в 961г.

Важно

усердно приступил к построению — сперва, как желал Никифор, безмолвного убежища, где и создал храм во имя всеславного Предтечи, а потом, ниже старой своей в Меланах каливы, начал строить превосходную церковь во имя и честь Пресвятой Богородицы для предполагаемой киновии, — чего также хотел Никифор.

Так как слава о великих добродетелях преподобного и слух о Божественном его деле пронеслись везде, то отовсюду собирались к нему многие, желавшие сожительствовать с таким святым человеком и по своим силам подражать высокой подвижнической его жизни.

Преподобный Афанасий, строгий и точный в своих правилах относительно церкви, таков же был и вне ее.

В трапезе беседы были совершенно запрещены; во время стола никто не должен был уделять другому брату из своей части пищи или пития, а кто разбивал даже самый ничтожный сосуд, тот у всех публично просил прощения.

После повечерия не дозволялось никаких бесед и запрещалось посещать келью другого. Празднословие было забыто, общежитие сохранялось строго, никто не дерзал даже произнести холодного слова мое или твое , ибо это отделяет нас от блаженной любви.

Светом великих своих подвигов Афанасий светил всему почти миру и, таким образом, своими добродетелями прославлял Отца Небесного, за что и Бог возвеличил его еще в земной его жизни.

Святой был общий отец и наставник, предстатель о всех пред престолом Всевышнего, ангел-утешитель, посланный свыше. Слава добродетелей его пронеслась звучным эхом не только по всей Святой Горе, но и далеко вне ее пределов.

Поэтому не одни афонские отшельники оставляли свое безмолвие и приходили к нему, чтобы подчиниться его руководству, считая это полезнее своего безмолвия, — к нему являлись странники из Греции и из других различных стран: из древнего Рима, Италии, Калабрии, Амальфии, Грузии и Армении, — являлись иноки и люди мирские, простые и благородные, бедные и богатые, и искали его водительства на пути к небу; являлись даже игумены киновий и епископы, оставляя свои престолы и начальственные жезлы; и подчинялись мудрому его управлению.

Совет

Сподобившись за необыкновенные свои добродетели дара чудес, святой совершал их в неисчислимом множестве.

Часто одним прикосновением своей руки или даже своего жезла, либо одним своим словом или знамением креста исцелял он различные недуги — душевные и телесные.

Сама Пречистая Богородица благоволила к святому и несколько раз являлась преподобному, обещая Великой Лавре свою неоскудевающую помощь и защиту.

Кончина преподобного произошла в 980 г.

Память Св. Афанасия — 5 (18) июля.

Источник: http://blagosloven.ru/svyataya-gora/podvizhnikam/prep-afanasiy-afonskiy.html

Ссылка на основную публикацию