Преподобный алипий печерский

Преподобный Алипий Киево-Печерский – родоначальник русских иконописцев

В Ближних пещерах древней Киево-Печерской лавры покоятся мощи преподобного Алипия (по другому — Алимпия), которого по праву считают родоначальником всех русских иконописцев.

И хотя до настоящего времени не дошла ни одна из икон, о которой с полной достоверностью можно сказать, что она принадлежит кисти преподобного, жизнь и служение Алипия являются образцом для всех пос­ледующих поколений изографов.

Отроком он помогал греческим изогра­фам готовить мозаичные плиточки и расти­рать краски, юношей писал палаты и одеж­ды, а когда стал взрослым — ему доверили писать лики. И он, инок Печерской обите­ли, умудренный опытом мастер, понял, что не это самое главное в его жизни.

Что икон­ное письмо — только послушание, а мо­нашеское делание, молитва за стражду­щих — истинный смысл его земного сущес­твования. Достоверных исторических сведений о жизни преподобного Алипия не сохрани­лось. «Житие преподобного Алипия, ико­нописца печерского, в Ближних пещерах почивающего», со­ставленное святителем Димитрием Ростовским, и «Киево-Печерский патерик» в большинстве основаны на устных источниках о первом русском иконописце.

Обратите внимание

Известно, что отроком он был отдан родителями для «на­учения иконного воображения» к византийским мастерам, которые были приглашены для работ в киевских храмах. Там «учася мастером своим помогаше» Алипий постигал основы иконописного ремесла. Затем, приняв постриг, до конца сво­их дней «писал иконы даром.

Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, пре­подобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью остав­лял себе.

Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и пок­лоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестя­жанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие.

Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божест­венной службы» (из жития преподобного Алипия).

Согласно «Киево-Печерскому патерику», иноческий по­стриг преподобный принял при игумене Никоне, который позднее возвел Алипия в степень иеромонаха. Вся монашеская жизнь иконописца была неразрывно связана с величайшей духовной святыней — Свято-Успенской Киевопечерской лав­рой — первым пещерным монастырем на Руси.

Основание Киево-Печерской лавры связывают с 1054 годом. Именно в этом году преподобный Антоний поселился в Варяжских пещерах, которые впоследствии станут называться Дальними.

К 1057 году вок­руг преподобного собралась община, состоящая из 12 иноков.

Стремясь к полному уединению, преподобный Антоний назначает главой общи­ны преподобного Варлаама (первого игумена Киево-Печерской лавры), а сам удаляется в новую подземную келию, которая дала начало буду­щим Ближним пещерам.

В1060-1062 годах, когда игуменом Дальних пещер был преподобный Феодосий, на поверхности земли был построен деревянный монастырь, куда перешла братия. Тогда же, на основании устава Студийского мо­настыря, создается собственный Печерский устав.

В 70-х годах XI века идет активное строительство наземных сооруже­ний: церквей, келий и хозяйственных корпусов. Пещеры становятся местом уединения отдельных подвижников и местом погребения. Первым погребенным в Ближних пещерах был преподобный Антоний (1073 г.

), а в Дальних — преподобный Феодосий (1074 г.). Лавра домонгольского периода явилась сосредоточением духовных сил Киевской Руси. В монастыре совершали свое служение летописцы, ученые, зодчие и врачи.

Здесь около 1113 года летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник древнерусской письменности — «Повесть временных лет».

 
Свято-Успенская Почаевская Лавра

В1240 году монастырь был разорен ордынцами хана Батыя, но жизнь обители не прервалась. Во второй половине XIV века монастырь попал под власть Литовского княжества, а затем и шляхетской Польши. К сожалению, о длительном периоде истории монастыря (со второй по­ловины XIII века до конца XVI века) почти не сохранилось никаких письменных источников.

В XVII веке в Киево-Печерской лавре основывается собственная типог­рафия, тогда же появляется книга «Тератургима», в которой содержать­ся детальные описания пещер и схематические планы. Именно с этого времени начинается картография пещер Киево-Печерской лавры.

Важно

В XVII— XVIII веках заканчивается формирование архитектурного ансамбля лавры, который сохранился до наших дней. К 1000-летию Крещения Киевской Руси, в 1988 и 1990 гг.

) прави­тельство УССР приняло решение о передаче части территории Киево- Печерского государственного историко-культурного заповедника Ук­раинскому Экзархату Русской Православной Церкви.

За свою монашескую жизнь преподобный Алипий написал достаточно большое количество икон, а по мнению некоторых историков, таких как крупнейший византинист и знаток древнерусского искусства Д.В. Анайлов, первый русский изограф вполне мог принимать участие в живописном убранстве Ми­хайловского монастыря в Киеве (XII в.).

Сегодня нельзя с достоверностью сказать, что иконы, на­писанные преподобным Алипием, дошли до нашего времени. Долгое время считали, что кисти Алипия принадлежит список с иконы Божией Матери Владимирской. Эта икона несколь­ко столетий находилась в Успенском соборе Ростова Велико­го, а в советское время была помещена в экспозицию Ростов­ского музея изобразительных искусств.

Согласно Киево-Печерскому патерику, «взял Владимир одну из икон, святую Богородицу, и послал в город Ростов, в тамошнюю церковь, которую он сам создал. И вот что при произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней».

На самом деле икона, находящийся в Ростове, написана в конце XVII века. Изучив стилистические особенности письма иконы, к такому мнению пришли академик Н. П. Кондаков, известный искусствовед Н.Э. Грабарь и другие специалисты по древнерусской живописи.

Что касается иконы преподобного Алипия, судьба ее неизвестна. Историками, в частности Д.В. Анайловым, было высказано предположение, что упомянутая в Киево-Печерском патерике икона находится в Третьяковской галерее и известна под именем «Великая Панагия» («Ярославская Оранта»).

Эта икона была найдена в 1919 году в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля, куда в 1788 году была переведена Ростовская кафедра. По характеру письма большая (почти 2 метра в высоту) «Великая Панагия» при­надлежит домонгольскому периоду и датируется современ­ными исследователями началом XIII века.

А преподобный Алипий окончил свое земное существование в 1114 году. Сле­довательно, первый русский иконописец не мог быть автором «Великой Панагии».

Так же и Свенская икона Божией Матери не может быть безоговорочно признана вышедшей из-под кисти этого изог­рафа. С именем преподобного Алипия данный образ свя­зывают потому, что на иконе изображены основатели Киево-Печерской лавры: преподобные Антоний и Феодосий.

Датируют же Свенскую икону 1288 годом, когда князем Романом Черниговским был основан Успенский Свенский монастырь под Брянском. По преданию, икона была явлена слепому князю на дубе у берега реки Свены. Прозревший после чудесного явления образа Пречистой князь основы­вает в память об этом событии обитель.

Совет

Однако в «Сказа­ниях о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому» говорится о том, что Свенская икона до ее обретения находилась в Печерском монастыре и была на­писана преподобным Алипием.

В ответ на просьбу потеряв­шего зрение князя печерские монахи отправили в сопровож­дении иноков прославленную чудотворениями икону на лодке по реке к Брянску, где находился в это время князь. В какой-то момент лодка остановилась, и икона перемести­лась на другой берег, где и была обретена Романом Черни­говским. 

 
Икона “Великая Панагия” (“Ярославская Оранта”). 13 в.

Суть этого сказания, носящего скорее всего ле­гендарный характер, за­ключается в том, что иконы преподобного Алипия вы­соко ценились и по прошес­твии большого периода времени после его кончины, а также в том, что многие чудотворные иконы припи­сывали кисти преподобно­го, в виду его высочайшего статуса среди первых рус­ских иконописцев.

Читайте также:  Церковь спаса преображения на ильине улице, россия, город великий новгород

Но если иконы преподобного Али­пия не дошли до наших дней, если он не оставил после себя заметной иконописнои школы, то возникает вопрос: как мы можем составить представление о его творчестве? И, отвечая на этот вопрос, в первую очередь следует заметить, что слово «творчество» мало применимо к иконописанию.

С точки зрения церковного человека, иконопись — не самовы­ражение автора, а служение и аскетическое делание.

 
Икона Божией Матери “Свенская”. 13 в. 

Автор (художник) создает образ, порожденный его творческой фан­тазией и являющийся формой передачи собственного мироощущения.

Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни.

Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Обратите внимание

Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, ко­торое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца-мировоззрение Церкви. Икона-вне времени, она-отоб­ражение инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произве­дение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске.

В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь мес­та.

В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов про­исходят на духовном уровне.

История оставила нам имена многих древнерусских иконо­писцев.

Помимо преподобного Алипия, можно вспомнить его ученика, преподобного Григория. Затем, в XIII веке, появля­ется имя святителя Петра, митрополита Московского, который, по свидетельству современников, был «искусным иконопис­цем».

Далее идут имена Феофана Грека, преподобного Анд­рея Рублева, Даниила Черного, Прохора с Городца, Алексы Петрова. В XVI веке как иконописцы были известны Симон, митрополит Московский, Варлаам, Макарий, Дионисий. Пи­сали иконы преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх, святитель Феодор Ростовский, а также преподобные Игнатий Ломский, Дионисий Плушницкий и Анания.

Но суть их жизни (как мирян, так и монашествующих) зак­лючалась не только в благоукрашении храмов. Иконописание для них было лишь служением, опорой — своеобразным посо­хом на трудном пути духовного становления.

Поэтому не столь важно, что иконы преподобного Алипия недоступны для наших современников. Первый русский изог­раф известен как человек высочайшей духовности, как иеро­монах, цель жизни которого — молитва за людей.

В Киево-Печерском патерике приводится описание следу­ющего события:

«Некто из богатых киевлян был прокаженным. И много лечился он у волхвов и у врачей, и у иноверных людей искал помощи и не получил, но лишь сильнее разболелся.

И один из его друзей уговорил его пойти в Печерский монастырь и упро­сить кого-нибудь из отцов, да помолятся о нем. Когда привели его в монастырь, игумен повелел напоить его из колодца свято­го Феодосия и помочить ему голову и лицо.

Важно

И вдруг покрылся он весь гноем за неверие свое, так что все стали избегать его из-за исходящего от него смрада. Он же возвратился в дом свой плача и сетуя и не выходил оттуда много дней, стыдясь смрада. И говорил он друзьям своим: “Покрыл стыд лицо мое.

Чужим стал я для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей, потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию”. И каждый день ожидал он смерти.

Наконец, со временем, образумился он, размыслил о своих согрешениях и, придя к преподобному Алимпию, покаялся ему. Блаженный же сказал ему: “Чадо, хорошо сделал, испо­ведав богу грехи свои пред моим не достоинством, ведь пророк Давид сказал: “Исповедаюсь в преступлениях моих пред гос­подом, и он простит нечестие сердца моего”.

И много поучив его о спасении души, взял преподобный вапницу и разноцвет­ными красками, которыми писал иконы, раскрасил лицо боль­ного и гнойные струпья замазал, придав прокаженному прежний вид и благообразие.

Потом привел его в божественную церковь Печерскую, дал ему причаститься святых тайн, и велел ему умыться водой, которой умываются священники, и тотчас спали с него струпья, и он исцелился.

…Все удивились такому скорому исцелению. Преподобный же Алимпий сказал им: “Братья! внимайте сказавшему: “Не может раб служить двум господам”. Вот этот прежде служил врагу, пытаясь исцелиться чарованием, а потом пришел к Богу, не веря в душе о спасении своем, и сильнее проказа напала на него за его неверие.

“Просите,— сказал Господь, — и не просто просите, но с верою просите, и получите”. Когда же он покаялся перед Богом, поставив меня свидетелем, тот, скорый на милость, его исцелил”. И отошел исцелившийся в дом свой, славя Бога и родившую его Пречистую Матерь, и преподоб­ных отцов наших, Антония и Феодосия, и блаженного Алимпия.

Это нам новый Елисей, который Неемана Сириянина от проказы исцелил».

Имя иконописца Алипия для нас является полулегендар­ным. Имя же преподобного Алипия Киевопечерского уже несколько столетий ежегодно почитается 30 августа (17 ав­густа по старому стилю) в церковном календаре, и Церковь в этот день возносит преподобному молитвы, прося его хода­тайства за ныне живущих перед Богом.

Источник: С. Алексеев. Иконописцы Святой Руси. Духовные основы древнерусского иконописания. Книга для чтения в семье и школе. – Санкт-Петербург: Ладан: Троицкая школа, 2008 

30 Августа 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/prepodobnyy-alipiy-kievo-pecherskiy

Преподобный Алипий Печерский

  • Главная
  • Мастерская
  • Преподобный Алипий Печерский

Алипий Печерский (конец 11 — начало 12 вв.), преподобный, вошел в традицию как родоначальник русского религиозного искусства. Первый русский иконописец, известный по имени, инок Киево-Печерского монастыря.

Принял монашеский постриг при игумене Никоне, позднее был посвящен в сан пресвитера. Учился художеству у константинопольских мастеров, украшавших мозаиками «Великую печерскую церковь» — Успенский собор (построен в 1073-1078, разрушен в 1941).

Согласно житию Алипия (которое содержится в послании черноризца Поликарпа к Акиндину, вошедшем в состав Киево-Печерского патерика), с иконами, созданными им либо ангелом, ему помогавшим, были связаны многочисленные чудеса.

Совет

Один образ Богородицы, к примеру, несколько раз оставался невредимым: сперва при пожаре на Подоле, затем когда рухнула церковь (в Ростове Великом, куда икону отослал Владимир Мономах) и во время еще одного пожара в том же Ростове.

Алипий был также славен своим нестяжанием (делил все заработанные деньги на три части: на одну покупал материалы, другую отдавал бедным и третью — в монастырь) и даром врачевания (исцелил прокаженного, помазав — буквально «украсив», лицо его красками, «ими же иконы писаше»).

Церковное предание связывает с именем Алипия ряд особо почитаемых икон (в первую очередь, икону «Предста Царица» в Успенском соборе Московского Кремля). Причислен к лику святых, церковь отмечает память преподобного Алипия 17 (30) августа

На иконе Преподобный Алипий изображен как иконописец- целитель и схимник-монах, являя собой целостную полноту христианской жизни. На Преподобном — монашеский куколь глубокого синего цвета, который, подобно шлему, обнимает голову, синяя схима, светло-коричневая мантия и светлая, золотистая ряса.

В правой руке Святой Алипий держит целебную кисть, а в левой — сосудец с краской, получившей в его руках благодатную силу врачевать недуги. Имя Преподобного Алипия и кресты на его схиме написаны тою же красной краской-киноварью.

Вся икона написана на свету, который передан здесь через зеленый- цвет Царствия Небесного, Рая.

Очевидна стилистическая близость этого образа Преподобного к фресковым изображениям некоторых преподобных на алтарной преграде Успенского Собора Московского Кремля (1481 г.

) и, в целом, обращение к художественному языку иконы конца XY — начала XYI веков, когда мысль о духовном единстве Руси имела прочное духовное основание.

Читайте также:  Преподобный нестор летописец

«Когда я писал эту икону,-вспоминает художник-иконописец Михаил Пыжов,- образцом для меня служило прежде всего житие Святого Алипия, вписанное в удивительный ряд житий Печерского патерика: И мне важно было передать соборный дух молитвы, дух единства во Христе…»

Источник: https://www.st-alipy.ru/workshop/alipy/

Преподобный Алипий Печерский

Блаженный Алипий (Алимпий) Печерский учился иконописи у греческих мастеров, в 1083 году украшавших великую Печерскую церковь святыми иконами. После окончания работ Алипий пожелал остаться в монастыре и был пострижен в иночество преподобным Никоном. Игуменом Сергиевой обители. Превосходный мастер, он писал иконы игумену и братии даром, ничего не брал и за обновление старых икон.

Любимому занятию Алипий отдавал все свое время, отвлекаясь лишь для богослужений. Большую часть ночи проводил он  в молитвах и пении псалмов.

Если ему и случалось получать плату за свой труд, то большую ее часть он тратил на покупку материалов для иконописания и милостыню нищим, себе же оставлял самую малость.

Обратите внимание

За великие добродетели и праведную жизнь по одобрению игумена он был возведен в сан священника. Присутствие в нем благодати Божьей обнаружилось даром чудотворений.

Один киевлянин страдал проказой, и ему не помогали никакие лекарства. Ему, уже не верившему ни во что, посоветовали обратиться за помощью в Печерский монастырь. Игумен приказал напоить его водой из колодца святого Феодосия и той же водой голову намочить.

За неверие свое больной покрылся смрадными струпьями.

Когда же он осознал свои грехи и искренно исповедовался перед Алипием, живописец красками, изготовленными для написания святых икон, помазал все его струпья, затем привел в церковь, приобщил к Телу и Крови Спасителя, обмыл святой водой, и больной исцелился.

Как-то один набожный киевлянин, построив храм, захотел для его украшения приобрести икону-деисус (композицию, включающую изображения Христа (посередине) и обращенных  к Нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя) и несколько других. Он поручил двум печерским инокам заказать Алипию иконы, какой бы тот цены ни потребовал, дал им доски и задаток.

Иноки еще дважды брали  у него деньги, но Алипию об этом не говорили. Киевлянин настойчиво требовал иконы у иноков, но те отвечали, что Алипий деньги взял, но  к работе не приступал. Заказчик явился с жалобой к игумену. Призвали Алипия, но тот отвечал, что никаких денег не получал. Послали за иноками и досками.

И оказалось, что на досках написаны превосходные лики святых. Игумен Никон выгнал лживых иноков из монастыря. Иконы, отмеченные Божественной благодатью, поставили в церковь, которая впоследствии сгорела, но иконы были найдены совершенно невредимыми. Князь Владимир Мономах сам прибыл на место и видел чудо Божье.

Он благоговейно взял к себе икону Богоматери им отослал в Ростов, для построенного им Успенского собора.

Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения. Иконописец согласился, но внезапно заболел и не мог взяться за кисть. Заказчик не раз приходил за иконой, но Алипий его успокаивал:

– Положись на Бога, Он все выполнит.

Время шло, до праздника оставалось совсем немного, а икона не была еще готова.

– Почему ты не сказал мне о своей болезни? – возмущался заказчик. – Я обратился бы к другому иконописцу. А теперь уже поздно – скоро Успение.

Преподобный отвечал:

– Не гневайся, брат! Случилось это не от небрежности моей. Но для Бога достаточно одного слова, и икона Пресвятой Девы будет написана. Я же отхожу из этого мира, – так открыл мне Господь, – но Он утешит тебя.  

Важно

Когда расстроенный заказчик ушел, к Алипию в келью вошел прекрасный юноша и начал писать икону. Преподобный подумал было, что разгневанный господин прислал другого иконописца, но спустя три часа икона была готова и юноша спросил:

– Не допущено ли какой ошибки?

Алипий сказал:

– Хорошо написано, Бог помог тебе.

Молодой живописец ушел, забрав к себе икону.

Заказчик всю ночь не спал, горюя о том, что праздничная икона к Успению не готова. Утром он первым пришел в храм и увидел, что дорогая ему икона стоит на само видном месте. Боголюбивый муж пришел к игумену и рассказал о случившемся. Вместе они отправились к живописцу и застали его уже умирающим.

– Был у меня юноша, – сказал им Алипий, – но думаю, что это был ангел: так скоро написал и исчез; впрочем, вот он опять предо мною.

И с этими словами предал дух свой Богу. 

29 август 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/2600-prepodobnyj-alipij-pecherskij.html

Алипий иконописец Печерский, преподобный – Святцы

Преподобный Алипий, один из первых и лучших русских иконописцев, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Святой Алипий был очевидцем предивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы.

При этом икона просветилась и блистала ярче солнца; потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви.

Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело украшения иконами святой церкви, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном (память 23 марта/5 апреля) чудным образом святого ангельского иноческого чина.

Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе.

Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы.

Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа – Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнице (Мф.

Совет

5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние.

Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо.

И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного.

Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения.

Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свидетельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5)».

Читайте также:  Рыльский монастырь, россия, курская область, рыльский район, село пригородная слободка

Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию.

Обратите внимание

Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики.

Все пришли в ужас и с трепетом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам – Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.

Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сгорела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми.

Князь Владимир Мономах (1113–1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия.

Князь, взяв одну из тех икон – икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло – икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела.

Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.

При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празднику Успения.

Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной.

Важно

Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Господа печаль твою и Той сотворит, якоже хощет – икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь.

И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немощи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня».

Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп.

Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону.

А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику.

Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вследствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение.

Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего.

Совет

Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году.

Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония.

У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони – в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо – тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же – своим пречистым телом.

Одна из икон преподобного Алипия – Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими – хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

Источник: https://svyatsy.org/zhitiya-svyatyh/avgust/avgust_17/alipiy_ikonopisec_pecherskiy__prepodobnyy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector