Преподобный андрей критский

Андрей Критский

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов.

Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру.

Обратите внимание

В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста.

Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

Память 17 октября

Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли.

В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным ему лукавством.

С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон.

Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, – потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней.

И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным6735, так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову – своею безбожною ересью.

Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает поклоняться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение его также вредно для души и не должно быть допускаемо.

Важно

Если же предмет в существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и посему почитание их воспрещено. Точно также и изображения их суть дело злое, душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий.

Свят Господь Бог наш Иисус Христос, священны и рабы Его, и весьма много служат нам на пользу душевную, как и Давид сказал: «Мне же зело честни быша друзи твои, Боже» (Пс.138:17). Потому и изображения Господа и честных друзей Его, – которым говорил Господь: «Вы друзья Мои»(Иоан.

15:14) – священны, душеполезны и мы должны почитать их, зная, что честь, воздаваемая иконам, переходит на лице того, кто изображен на них. Беззаконный царь Копроним, не поняв сего, послал по всем странам своего государства повеление, чтобы все иконы были выброшены из домов Господних и чтобы никто не дерзал хранить их в своем доме.

При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим повиноваться его повелению; и была тогда в Церкви Божией великая скорбь, печаль и сетование6736. Многие из верующих, боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению царя и перестали поклоняться иконам, а другие, твердо держась предания святых отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным мукам. Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми.

В то время на острове Крите был один благочестивый и богобоязненный человек, по имени Андрей; он отвергся от мира и славы его и презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни.

Услыхав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического, хульного, иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград.

Здесь он без всякого страха, но с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением; более же твердых в вере Андрей укреплял и возбуждал к истинному исповеданию и терпению в муках.

Когда же Андрей увидал, что иконоборцы, по повелению царя, за почитание святых икон – одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем, некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги – тогда он не мог сего стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика Маманта, где в то время находился царь со множеством своих сановников. Протеснившись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким голосом воскликнул:

– Почему ты, царь, называешься христианином и слугою Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?

Андрей хотел было продолжать свою речь далее, но царь повелел схватить его.

Тотчас же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другие за руки, а некоторые за плечи и одежду; повалив Андрея на землю, они начали его бить, влачить по земле и топтать ногами.

Желая наружно показать свое милосердие, царь велел перестать бить Андрея и, выйдя из церкви, призвал его к себе и начал сам говорить с ним:

– Откуда, – сказал он, – у тебя явилась такая смелость, что ты пришел сюда и в лицо злословишь меня? От безумия ли, или с каким-либо умыслом? Или для того, чтобы быть известным мне?

Андрей отвечал:

– Не от безумия я сие делаю, и без всякого умысла и не потому, чтобы искал суетной славы от тебя, ибо я все, что ты имеешь в мире, презираю как сон и почитаю за дым.

Совет

Но я услыхал о твоем злом учении, по которому ты бесчестишь святые иконы и гонишь святую Церковь Божию. Посему «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс.68:10.), и я пришел сюда издалека, чтобы или убедить тебя, или самому умереть за Христа моего.

Если Он – Господь мой, – умер за меня, то я, как образ Его, не должен ли умереть за Его образ?

Царь сказал на сие Андрею:

– Какое беснование и безумие воздавать славу нетленного Бога – дереву, краскам, камню, и не внимать тому, что Бог повелел Моисею не делать никакого подобия? Откуда у вас растет это безумие, что вы столь очевидной истине сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Поверь мне, что не ради истины, не ради Христа, но за твою бесстыдную дерзость и сопротивление я буду тебя мучить.

Андрей не мог перенести такой хулы и сказал:

– Нечестивец! Разве не за Христа страдает тот, кто страдает за Его иконы? Разве бесчестие, которое ты наносишь иконе, не переходит на Того, Кто изображен на ней? Почему же вы тех, кои бесчестят и опрокидывают ваши изображения и статуи, жестоко казните смертью? Вы, как прах, ныне существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрез свои изображения быть в почтении; насколько же больший грех посягать на Образ Христов, ибо бесчестие, сделанное иконе Христа, есть бесчестие Самому Христу, лик Коего на иконе изображен.

Затем святой Андрей хотел было объяснить, какие Бог заповедал через Моисея иметь изображения вместо богов, но царь не позволил ему продолжать, и сказал:

– Если цари гневаются за свои только изображения, то они гораздо более гневаются, когда их злословят в лицо.

И тотчас же велел обнажить святого и бить его без милосердия. Но святой мужественно претерпел все истязания; тогда царь начал склонять Андрея ласкательством повиноваться своему злочестивому повелению. Святой же Андрей, возведя очи к небу, сказал:

– Сохрани Бог, чтобы я отвергся моего Христа в Его святой иконе; тебе, царь, лучше бы заниматься воинскими делами и управлять народом, чем гнать Христа и преследовать рабов Его.

Тогда царь повелел снова жестоко бить Андрея, так что даже земля обагрилась кровью его. Некоторые же из окружающих, для угождения царю, начали бросать в Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра.

Наконец, после многих мучений святой был заключен в темницу, где пробыв некоторое время, утверждал в благочестии приходивших к нему верующих. После сего царь велел опять вывести Андрея из темницы и снова мучить, возобновляя его прежние раны; во время этих мучений тело святого распадалось и раздроблялось.

Наконец, связав святому ноги, влекли его по земле через город на место, где бывают казнимы злодеи, и там мучитель повелел умертвить святого Андрея.

Когда же его влекли туда чрез торговую площадь, один из еретиков – торговец рыбой, – узнав, по какой причине страждет святой и, будучи научен бесом, схватил нож и рассек мученику ногу: этим он прекратил многострадальный путь Андрея, ибо мученик тотчас же умер от причиненной ему раны6737.

Обратите внимание

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель.

По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление.

Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь.

Источник: http://kritskij.ru/andrej-kritskij/

Костры святого Иоанна. Огонь в культовых практиках византийцев

Святой Андрей Критский является одним из величайших гимнографов Церкви. Он не был жителем острова Лесбос, но был погребен в селении Эресос на Лесбосе и по этой причине почитается наряду с просиявшими на Лесбосе святыми.

Святой Андрей имел дар от Бога сочинения церковных гимнов. Его гимны показывают не только теплоту его веры и любви ко Христу, но и удивительную эрудицию и божественную мудрость. Одно из его творений – «Великий Канон» поется на пятой седмице Великого Поста и представляет собой удивительное поэтическое произведение.

С Крита, где осуществлял свою святительскую деятельность святой Андрей, он отправился в Константинополь по делам своей области, но на обратном пути он заболел на корабле, когда тот находился в море неподалеку от селения Эресо на Лесбосе.

Капитан был вынужден приостановить плавание и пристать в порту Эресо.

Тогда святой спросил где они находятся и когда ему ответили, что это селение Эресо, которое было известно религиозностью своих жителей, то он сказал: «здесь я предам свою душу Богу» и тотчас упокоился о Господе в 740 году.

Однако имеется иное свидетельство в синаксарях о том, что святой Андрей некоторое время оставался в Эресо и здесь написал свой Великий Канон. Его мощи с великими почестями погребли за алтарем большой и прославленной своими мозаиками базилике, которая сегодня известна как «базилика святого Андрея».

Некоторое время спустя прибыли христиане с Крита, которые забрали мощи святого, оставив лишь некоторые части его костей, которые сохраняются ныне в монастырях Ипсилу и Лимонос.

Жители Эресо сохранили гробницу святого и когда он был канонизирован официально святым, они построили над ней небольшой храм в его честь.

Сохранившийся мозаичный пол древней базилики

Трехчастная базилика, развалины которой сохраняются доныне изначально была посвящена святому Андрею или, вероятнее всего, святому Иоанну Предтече.

Дело в том, что на том же месте сохраняются также стены небольшой древней часовни в честь св. Иоанна Предтечи, почитание которого по всей видимости продолжалось до VII века.

Важно

Перемена наименования храма датируется 740 годом и обязана погребению в базилике Критского архиепископа Андрея, который при возвращении из Константинополя скончался на корабле, проплывавшем мимо Эресо.

Базилика была обнаружена во время раскопок, которыми занимались монахи обители Пифариу в 1884-1885 гг.

Надпись на западной стороне мозаичного пола срединной части базилики упоминает епископа Иоанна, который идентифицируется как епископ, представлявший христиан острова Лесбос на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе в 431.

Упоминание конкретного епископа привело к датировке базилики первой половиной V века. Таким образом, речь идет об одной из самых больших по площади базилик Лесбоса прямоугольной формы.

Она имеет трехчастную форму и состоит из нартекса (места, где стояли оглашаемые), из центральной части (место верных) и алтаря. Апсида внутри алтаря имела полукруглую форму, а снаружи представляла собой многогранник. Такая форма имеет происхождение из Сирии, которая распространилась также и в Малой Азии.

Источник: http://ingreece.online/mesto-pogrebeniya-svyatogo-andreya-kritskogo-v-ereso/

Святой андрей, архиепископ критский

Прослушать: «ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН»  

(Читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 1980 г.)

Святитель Дмитрий Ростовский

Житие святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского

Память 4 июля

Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить.

Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием. Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми.

Читайте также:  Положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне, малый/средний

По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов, в царствование императора Константина Брадатого, против злочестивой ереси единовольников (монофелитов), — относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника.

Совет

На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством.

Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь.

Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.

После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу.

После сего в правление императора Юстиниана второго Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков.

Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами.

Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем святым Андреем заперлись христиане.

Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов.

Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие.

Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу.

По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим.

Обратите внимание

Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь.

Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу.

Блаженный Андрей с честью пас вверенное ему стадо словесных овец и сопричислен к лику святых иерархов, предстоящих пред престолом Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Емуже воссылается слава во веки. Аминь.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/andrej-kritskij-zhitie.html

Житие преподобного Андрея Критского

Житие преподобного Андрея Критского

Родиной святого Андрея Критского был древний город Дамаск. Время его рождения определяют около половины VII века и именно незадолго до покорения Дамаска мусульманами, что произошло, как известно, в 633 году по Р. Х., в царствование Византийского императора Константина Пагонато. Сведения о детстве и юности святого, сохраненные нам историей, крайне скудны.

Известно, что Андрей был сын благочестивых родителей и оставался нем в течение семи лет. Чудодейственная сила святого таинства причащения Тела и Крови Христовой разверзли уста семилетнего отрока Андрея, будущего проповедника покаяния, показывая тем, как говорится в Прологе, «сколь велия есть в пречистых тайнах сила».

Благочестиво настроенный с детства, святой Андрей после чудесного исцеления всей душой предался изучению отечественных писаний, чтение которых становилось любимым его занятием. Начитанный в Священном Писании и святоотеческих творениях, святой очень рано почувствовал в себе склонность к уединенной иноческой жизни.

Уже на четырнадцатом году он оставил мир и удалился в иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь Андрей проводил строго подвижническую жизнь, неуклонно исполняя все высокие обеты иночества. По времени святой Андрей занял должность нотария (письмоводителя) Палестинского монастыря.

В то время иерусалимский патриарший престол занимал святой Софроний, под руководством которого будущий пастырь Критской Церкви «столь добродетельное, в целомудрии, воздержании и кротости, прохождаше житие, яко и самому патриарху удивлятися о том, и бысть Богу угоден и всем полезен».

Как известно, во время правления святого Софрония иерусалимским патриаршим престолом город Иерусалим был завоеван мусульманами. После блаженной кончины патриарха Софрония правитель патриархии (патриарха тогда по причине притеснения от магометан не было) Феодор, зная строгую подвижническую жизнь инока Андрея, возложил на него должность синкелла (секретаря).

Вместе с великими печалями и невзгодами, которые должна была испытывать в это время христианская Церковь от врагов внешних — мусульман, не менее огорчений и напастей приходилось ей испытывать от врага внутреннего — ереси монофелитов. Этой ересью заражены были не только народ и духовенство, но даже и сам патриарх Константинопольский Сергий.

Важно

Для умиротворения волнений, произведенных во Вселенской Церкви монофелитами, потребовалось созвание Вселенского Собора.

«В том соборе блаженный Андрей знатен сотворися святым отцом и самому царю, благодати ради Святаго Духа, еяже исполнен бяше, видена бо бысть ими в нем не токмо книжная премудрость и в православных церкве святых догматех искусство, но и богоугоднаго жития святыня: противу же еретиков добр воин Иисус Христов явися и много собору святых отец помогаше, крепко поборая по благочестию» (Пролог). Обнаружив столь славную деятельность на VI Вселенском Соборе (680 г.), признавшем в Господе нашем Иисусе Христе соответственно двум естествам (Божескому и человеческому) равно и две воли, святой Андрей возвратился из Константинополя в Иерусалим, дабы здесь, у Гроба Господня, окончить и самые свои иноческие подвиги. Он по-прежнему продолжал здесь усердно подвизаться в посте и молитве и с большей ревностью изучать Слово Божие и творения святых отцов. Святая жизнь и подвиги иерусалимского подвижника, давшая ему навсегда название иерусалимита, слава подвигов его в борьбе с еретиками, редкое красноречие и горячая любовь к составлению церковных песнопений, получивших всеобщую известность, были причинами того, что Константинопольский патриарх снова вызвал его в Царьград. Здесь благочестивый иерусалимский подвижник инок Андрей вскоре посвящен был в сан диакона великой Софийской церкви с поручением ему Цареградским патриархом новой должности «сиропитателя». Как нельзя более по душе явилась для кроткого и смиренного иерусалимского подвижника эта новая должность, в которой он поистине являлся всем для всех, обнимая всех своей благопечительной любовью. Отец всех угнетаемых, заступник вдов и сирот, кормитель голодных и врачеватель больных, святой Андрей «во всем тако бяше усерден, яко самому Христу работаяй» (Пролог).

Великий подвижник и деятель христианского милосердия, искусный творец церковных поучений и песнопений, муж высокого духовного просвещения и благочестия, деятельный иерусалимит, диакон Андрей вскоре был замечен представителями Церкви Константинопольской, которая единогласно избрала его на архиепископскую кафедру древлехристианского острова Крита.

Общее и единогласное избрание Константинопольской Церкви утверждено было императором Юстинианом II. Слава прежней подвижнической жизни в Иерусалиме осиявала святого Андрея своими лучами и на епископской кафедре Крита. При том же он являлся пред своей паствой во всеоружии духовных дарований.

Святой пастырь Критский своими трудами, поучениями [4] и священными песнопениями, изливавшими истинную мудрость и исполненными возвышенных православно-христианских мыслей, изобильно питал души пасомых, оживляя, назидая и наставляя их в истинах веры и благочестия.

Вместе богомудрый Андрей тщательно охранял свою паству от заразы все еще продолжавшей гнездиться в недрах Вселенской Церкви монофелитской ереси. «Он страшен бяше еретикам, яко непобедимый подвижник» (Пролог).

Усердно оберегая души пасомых, святой пастырь Критской Церкви являлся для нее теплым заступником перед Богом в годину тяжких испытаний, которым она подверглась от врагов внешних.

На остров Крит, как повествуется в том же Прологе, напали сарацины «и град Друмеос нарицаемый, в немже христиане с пастырем своим святым Андреем затворившася, крепко воеваше, ничтоже успеша и со стыдом бежаша, не оружием гонимы, но сильнейшими паче всякаго оружия святителевыми молитвами, яже со слезами к Богу пролия, и теми якоже стрелами врагов уязви; много бо можаху того молитвами, теми и дождь во время бездожия и суши сведеся и напои Критскую землю и плодоносием угобзи оную». «Оставаясь православными, — говорит сам святитель в слове на Обрезание Господне, указывая на счастливое избавление от нашествия варваров острова Крита и окружных с ним островов, — мы избегли страха языков и острова прияли спасение — те острова церковные, которые были в опасности под Агарянами».

Доблестный пастырь Критский, столь много потрудившийся на благо Церкви Христовой, скончался, как о том можно предполагать с наибольшей справедливостью, в 712 г. по Р. Х.

Непродолжительно было столь благоплодное для Критской Церкви время святительского правления преблаженного Андрея. Большая часть его жизни посвящена была Церкви Иерусалимской, где и протекала в великих подвигах инока, а затем в сане диакона великой Софийской Церкви в Константинополе.

Относительно же времени управления святой Критской епископской кафедрой в синаксаре святому читаем:«По мале архиепископ Критский быв, потом ко Господу отъиде».

Незадолго до своей блаженной кончины Критский пастырь по нуждам своей Церкви путешествовал в Константинополь, на обратном пути откуда, неподалеку от острова Митилены, он и восприял блаженную свою кончину. «Пойде в Царьград ради церковных нужд, — читаем в житии о кончине святого Андрея, — и бысть там многим на пользу.

Совет

Стекахуся к нему ищущие спасение душам своим. Имея возвратитися от Царьград восвояси, провидя кончину свою, целовав о Христе другов своих, сказа, что не имать Крита видети.

Доплыв же до острова Митилена, разболеся и на месте некоем, Иерес нарицаемом, святую свою душу предаде в руце Божии, добре упас вверенных ему словесных овец стадо и вчинен есть в лице святых иерархов, предстоящих престолу Святыя Троицы». Святые мощи его видел Стефан Новгородец около 1350 г. в Царьграде в монастыре его имени. Память святого Андрея Критского совершается по Минее 4 июля (21 июля по новому стилю), а по Триоди Постной вместе с Великим каноном.

Источник: https://librolife.ru/g6184430

Андрей критский

[в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει] († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.- вместе со Стефаном, Павлом и Петром). Отличен от Андрея, архиеп. Критского (пам. 4 июля). Сохранились 2 жития святого: одно написано вскоре после его смерти, др.- в кон. X в. Симеоном Метафрастом.

Согласно последнему, А. К. родился в 1-й пол. VIII в. на о-ве Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима, А. К. отправился в К-поль и во дворце св.

Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через нек-рое время А. К.

вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников; на площади некий торговец рассек святому ножом ногу, и тот скончался от боли. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало 3 месяца.

Некие благочестивые люди нашли тело и погребли в месте, называемом Криси, где находился мон-рь, главный храм к-рого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь А. К.

В календарях к-польского происхождения память А. К. указывается 19 или 20 окт.: Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 78-79), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-152), Петровом Синаксаре XI в.

(Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325). Календари иерусалимской традиции относят память А. К. к 17 окт.: Иерусалимский устав (напр., ГИМ. Син. греч. № 272, 1297 г.). Эта дата празднования утвердилась в совр. календарях греч.

Церквей и РПЦ.

В древнейших слав. и рус. рукописях память А. К. встречается редко и указывается 20 окт. (согласно ранним календарям к-польского происхождения) в болг. Слепченском Апостоле кон. XII в. (Л. 100), в рус. Евангелии XIII в. (РНБ. F. п. I. 118. Л. 88), в Евангелии-Апостоле Симеона Гордого 1343-1344 гг. (Л. 230).

В большинстве памятников, отражающих к-польскую традицию, А. К. ошибочно назван Андроником Критским. Празднование А. К. 17 окт. появляется в рус. календарях в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава (РГАДА. Син. тип. № 45. Л. 161). Служба А. К.

Обратите внимание

с каноном Иосифа Песнописца († 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 окт. (ЯМЗ. № 15466. Л. 60 об.- 62 об., нач. XV в.). При переводе в 1-й пол. XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 окт. память А. К. без жития с развернутой формулировкой (РНБ. Соф. № 1324, кон. XII — нач. XIII в.

): «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы» (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162). Краткое житие А. К. под 17 окт. появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В ВМЧ помещены под 17 окт.

Читайте также:  Молитвы о любви и согласии между мужем и женой - о семье и браке

житие из стишного Пролога и под 20 окт. память А. К. без жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 98, 103 (1-я паг.)).

В памятниках Иерусалимского устава, как греч., так и слав., служба А. К. обычно совмещается со службой прор. Осии (напр., Минея. ГИМ. Син. Греч. 446. Л. 127об.- 137, 1-я пол. XIV в.). Употребляемые ныне Типиконы, как рус., так и греч. Церквей, указывают службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова). Канон А. К. (2-го гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ.

̓Ιωσήφ» — С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем. Из греч. рукописей (Sinait. gr. 562. F. 103-104v. XI) известен канон А. К. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Ταμεῖον. Σ. 62. №. 119). По 6-й песни канона на утрене в греч. печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 172).

Изображение А. К. как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 262v, 3-я четв. XI в.); Минология 2-й пол. XI в. (Vind. hist. gr. 6. fol. 2); Минология посл. четв. XI в. (ГИМ. gr.

175. Fol. 114v, 122v) — везде в рост. А. К. также представлен в настенных минологиях: нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Ист.: BHG, N 111-112; ActaSS. Oct. T. 8. P. 135-149; PG. 115. col. 1109-1128 [Житие Симеона Метафраста]; SynCp. p. 151-152; Ильинский Г. А. Слепченский Апостол XII в. М., 1912. С. 95; ЖСв. Окт. С. 403-408.Лит.: Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIII, IX et X siècles // Byz. 1954. N 24. P. 214-216; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 669-670; Janin. Églises et monastères. P. 28-31; idem. Grands centres. Pt. 1. t. 3. P. 28-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 429-430; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 38.Иконогр.: Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовић. Менолог. C. 194, 198, 200, 201, 205, 351, 364.Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученики Русской Православной Церкви Преподобномученики Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Иконография преподобномучеников и преподобномучениц Гимнография преподобномучеников Андрей Критский († 767), преподобномученик (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ИЗ ДИМИЦАНЫ († 22.03.1814), прмч. Афонский (пам. 1 мая, пам. греч. 22 марта)АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.)ГЕДЕОН (1766 — 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.)ЕВГЕНИЯ († ок. III в.), прмц. Римская (пам. 24 дек.)ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. — обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/115284.html

Канон Андрея Критского

Канон Андрея Критского написан от первого лица, что дает верующим представление об описываемых событиях через призму чувств и впечатлений. Он относится к церковной гимнографии и считается удивительным произведением, прославляющим события Ветхого и Нового заветов.

Основная тема канона – душевное раскаяние и путь к небесной жизни. Автор этого текста – святой Андрей, – великий богослов и архидиакон в храме Святой Софии. Преподобный Андрей писал церковную поэму в преклонном возрасте, размышляя о вечной жизни, прощении, о добре и о зле.

Покаянный канон Андрея Критского – читать онлайн

Текст включает в себя двести пятьдесят песен, которые называются тропарями (обычные каноны содержать их не более тридцати), что делает это произведение уникальным.

Читают этот канон частями во время Великого поста: на первой неделе с понедельника по четверг на вечерних службах и на пятой неделе в среду к вечеру. На первой седмице при чтениях в среду и четверг добавляют тропари в честь Марии Египетской.

После каждой песни канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Слова песнопения пронизаны чувством вины за грехи и желанием покаяться в содеянных злодеяниях и получить прощение Небесного Творца. Весь текст разделен на четыре части, которые постепенно настраивают верующих на духовный лад, готовят к сознательным лишениям поста. Канон исполняется хором, и после каждого тропаря прихожане совершают земной поклон.

Читать покаянный канон Андрея Критского.

По церковному уставу весь текст канона читается на первой седмице: по одной части за одно богослужение (по дням недели), так как сразу выдержать чтение полного произведения крайне трудно. На пятой седмице канон зачитывается снова, но уже в полном объёме за одну службу, потому как считается, что к этому времени души прихожан достаточно окрепли, и они готовы к этому испытанию и покаянию.

В наши дни легко найти канон на русском языке, например, приобрести в церковной лавке любого православного храма, что позволит читать его и дома, например, если нет возможности посетить церковь.

Стоит отметить: разрешены чтения этого текста в любое время года, а не только в период Великого поста. Ведь раскаяние и прошение о милости – это потребности, которые следуют за каждым верующим круглый год.

Рожденный в христианской семье в городе Дамаск, Андрей был немым вплоть до возраста семи лет.

В один из дней его семья отправилась на причастие в храм и там, после принятия Святого Христова Таинства, Андрей чудесным образом обрел голос и заговорил. Именно тогда мальчик избрал церковный путь и стал изучать богословие и Святое Писание.

Уже в четырнадцать лет Андрей был пострижен в монахи в монастыре Саввы Освященного, он соблюдал строгий распорядок и вел спокойный целомудренный образ жизни.

Важно

Спустя годы, Святой Андрей был призван служить архидиаконом при церкви Святой Софии в Константинополе, тогда он уже славился как богослов и гимнописец. Более того, он также писал и музыку к церковным молитвам.

Умер Святитель на острове Милитина, а мощи его доставили в Константинополь.

Молитва Андрею Критскому

В Православной церкви существует Святой с именем Андрей Критский, преподобномученик, день памяти которого совершается 30 октября.

Не стоит путать этого Святого преподобномученика с епископом и святителем Андреем Критским, автором Великого Покаянного Канона.

Молитвы святителю Андрею Критскому, а также тропарь, который читается в день памяти Святого — 17 июля.

Акафист Андрею Критскому

Святитель Андрей Критский является автором Великого Покаянного канона, читаемого во время Великого поста, Пасхального канона, читаемого на Светлой Пасхальной неделе, и Канона Святым мученикам 1400 младенцам, убиенных во времена и по приказу царя Ирода.

Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) составил на основе Покаянного канона святителя Андрея Критского — Акафист покаянный.

Скачать текст Акафиста на основе Великого Покаянного канона Андрея Критского.

Текст не применяется для богослужений и предназначен для молитв дома. Данный акафист помогает привести в порядок мысли, молитвенные прошения, образы. Это уже не хвалебная песнь — первоначальное назначение акафиста, а покаяние через молитву.

Заключение

Великий пост – это важное время в жизни всех православных христиан, это период, когда нужно просить о помощи и милости свыше, когда следует прощать своих близких и просить прощения самому.

Святитель Андрей создал произведение, которое сконцентрировало в себе все нужные слова и чувства, испытываемые верующими в момент покаяния. Это великое слово, посредством которого человек касается Божественной благодати.

Источник: https://1001molitva.ru/molitvy/kanon-andreya-kritskogo.html

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

Святой Андрей Критский (в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει; + 767), монах, преподобномученик. Память совершается 17 /30 октября.

Сохранились древнейшие жития святого: одно написано вскоре после его смерти, другое — в конце X в. Симеоном Метафрастом. В России страдания святого Андрея Критского описал в Житиях святой Димитрий Ростовский ( 1651-1709 гг).

В какие времена жил святой андрей критский

Согласно описаниям жития, святой родился в первой половине VIII в. на острове Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. В это время императором в Константинополе был Константин Копроним , который недаром получил свое прозвище (от греч.

слова «копрос» – навоз, нечистоты.) Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741-775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви. Сам император Константин Копроним был крайне яростным иконоборцем. Пример его отца, Льва Исаврянина (716-741 г.

), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Те, кто чтили иконы, даже вынуждены были бежать за границу, – в особенности в Рим, – или скрываться в местах уединения.

Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества.

До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их. Так случалось, по словам церковного историка того времени Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали.

И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также не мало претерпели гонений в царствование Копронима. Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан – Диоклетианово.

Как совершилась казнь преподобномученика Андрея

Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима, Андрей отправился в Константинополь и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами.

Император Константин Копроним , услышав порицания святого его царской персоны за борьбу с иконопочитанием, приказал бросить святого в тюрьму. Через некоторое время его вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников, где он, наконец, умер от потери крови после того, как на площади некий торговец рассек святому ножом ногу.

В житии прпмч. Андрея нет никакого указания о годе смерти, но его традиционно относят к 766/767 годам, периоду усиленного преследования иконоборцев. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало три месяца.

Некие благочестивые люди нашли тело и погребли его в месте, называемом Криси (греч. ἡ Κρίσις (род. п. τῆς Κρίσεως) — «лобное место», место казни и захоронения преступников), где находился монастырь, главный храм которого был посвящен ап. Андрею.

Позднее он стал известен как храм в честь св. Андрея Критского.

Совет

В календарях константинопольского происхождения память прмч. Андрея Критского указывается 19 или 20 октября: Типиконе Великой церкви X в., Синаксаре Константинопольской церкви X в., Петровом Синаксаре XI в..

Календари иерусалимской традиции относят память преподобномученика к 17 октября: Иерусалимский устав. Эта дата празднования утвердилась в современных календарях греческих Церквей и Русской Православной Церкви.

В древнейших славянских и русских рукописях память прмч. Андрея Критского встречается редко и указывается 20 октября.

В большинстве памятников, отражающих продолжает константинопольскую традицию: Андрей Критский ошибочно назван Андроником Критским. Празднование 17 октября появляется в русских календарях в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава.

Служба прмч. Андрею Критскому с каноном Иосифа Песнописца (+ 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 октября.

При переводе в первой половине XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 октября память прмч.

Андрея Критского без жития с развернутой формулировкой: «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы». Краткое житие святого под 17 октября появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в.

(по-видимому, сербами на Афоне). В Великих Минеях четьях помещены под 17 октября житие из стишного Пролога и под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития.

Гимнография

В памятниках Иерусалимского устава, как греческих, так и славянских, служба прмч. Андрею Критскому обычно совмещается со службой прор. Осии . Употребляемые ныне Типиконы, как русской, так и греческой Церквей, указывают службу двух святых без знака.

Канон прмч. Андрею Критскому (второго гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» — С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем.

Обратите внимание

Из греческих рукописей известен канон Андрею Критскому 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны.

По 6-й песни канона на утрене в греческой печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог.

Иконография

Изображение святого Андрея Критского как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия; Минология 2-й пол. XI в.; Минология посл. четв. XI в. — везде в рост.

Читайте также:  Пророк наум

Преподобномученик Андрей Критский также представлен в настенных минологиях: нартекса церкви Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса церкви архиеп.

Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Тропарь, глас 4:

Постнически предподвизався на горе4, / умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. / Паки же ко страдальчеству / мужески облеклся еси, / убив Копронима мечем веры; / и обоих ради венчался еси от Бога, / преподобномучениче Андрее приснопамятне.

Кондак, глас 8:

Мужества тезоименитому5 благодарение, паки благочестия тайноглагольнику похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но паки имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся отче приснопамятне.

Источник: http://www.Konst-Elena.ru/stradanie-svyatogo-prepodobnomuchenika-andreya-kritskogo.157.html

О святом андрее критском и его великом покаянном каноне

Биографические сведения о преподобном Андрее Критском достаточно скудны. Родился около 660 года в Дамаске, скончался 4 июля 740 года на острове Лесбос в Эресосе.

Основным источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 года патрикием и квестором Никитой и переработанный текст жития, которое включил в свои Великие Минеи Четьи архиепископ Новгородский Макарий, впоследствии митрополит Всероссийский.

Пламенно желая служить Богу, святой в 13 лет удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель  Саввы Освященного.

Здесь, отличившись своим умом и благочестием, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.

Святой Андрей, архиепископ Критский. Фреска XVII в. Москва

В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность “питателя сирот”.

При императоре Юстиниане II-м преподобный Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.

Великий канон был написан не ранее 713 года, поскольку в 712 состоялся лжесобор, отрицавший ересь монофелитства, в котором принял участие Святитель. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора. Возможно, создание канона связано с его раскаянием.

Великий канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей и вероятно первоначально не имел типичных ирмосов, не был четко поделен на песни.

Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.

Великий канон святого Андрея Критского, в отличие от других богослужебных канонов имеет девять песней (в других второй песни по обыкновению нет).

Важно

Несмотря на свой объем, Великий канон не является самым длинным каноном преподобного Андрея. Канон на Сретение Господне – больше, а рождественский – почти такой же по объему.

На Руси преподобный Андрей Критский был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею.

За Великий пост канон читается дважды – по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе – Мариино стояние.

Преподобному Андрею Критскому также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея – более семидесяти.

Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и композитором, распевы, на которые исполнялись слова канона, также изначально были придуманы им.

Святого Андрея Критского считают; изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. И, например, только в том же VII веке, когда Святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же, Псалтирь во время службы прочитывался целиком.

До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена Иерусалимским Уставом.

Совет

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, вместе с ним она восприняла и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет еще более позднее происхождение.

Изначально Великий покаянный Канон вообще не был связан со временем и богослужениями дней святой Четыредесятницы.

Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе Ивана Шмелёва «Лето Господне»:  

«Я еду к ефимонам с Горкиным. Отец задержался дома, и Горкин будет за старосту. Ключи от свечного ящика у него в кармане, и он все позванивает ими: должно быть, ему приятно. Это первое мое стояние, и оттого мне немножко страшно. То были службы, а теперь уж пойдут стояния.

Горкин молчит и все тяжело вздыхает, от грехов должно быть. Но какие же у него грехи? Он ведь совсем святой-старенький и сухой, как и все святые. И еще плотник, а из плотников много самых больших святых: и Сергий Преподобный был плотником, и святой Иосиф.

Это самое святое дело…»

«Лето Господне» — читать 

 «Великий покаянный канон преподобного отца нашего Андрея, архиепископа Критского» — читать

Источник: http://www.uspensk.ru/o-svyatom-andree-kritskom-i-ego-velikom-pokayannom-kanone/

Святой Андрей Критский: житие, икона, молитвы

Христианство, как одна из важнейших мировых религий, основано на вере в жизнь и учение Иисуса Христа, являющегося для христиан несомненной исторической личностью. Многим приверженцам самой крупной мировой религии довелось за нее бороться на разных этапах истории, за особые подвиги защитники Христовой веры были причислены к лику святых.

Недавно Всевышний открыл мне житие святого Андрея Критского, его не простой жизненный путь и огромный вклад в прославление Бога, оставленный последующим поколениям, поразил меня. С интересными сведениями о чуде и творчестве святого спешу познакомить и вас, ведь жизнь его можно назвать подвигом.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций.

Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены.

После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь.

Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Обратите внимание

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Кем был святитель Андрей Критский

Путь к служению Богу

По приблизительным данным Андрей, получивший в последствие титул архиепископа Критского, родился в VII веке (660 год) на территории города Дамаск (Сирия) в семье глубоко верующих христиан.

Сын Георгия и Григории был немым до семилетнего возраста, но после обряда причащения в храме мальчик был исцелен от немоты благодаря Божественной силе.

Случившееся чудо поразило ребенка и его родителей, определило курс на христианское житие Андрея, нареченного впоследствии Критским.

Следуя аскетическому образу жизни, изучая Библию и тексты священных трактатов, будущий святой 15 лет от роду становится монахом Святогробского братства при Иорданской лавре на острове Крит. Пройдя послушание в чине чтеца, эконома, а затем нотария, молодой монах прославился как активный борец против еретических течений, за что получил звание Андрея Иерусалимского.

Затем благочестивый священник был направлен особым посланником Патриарха Иерусалимского на заседание шестого Вселенского Собора, чтобы доставить принятые на нем священные акты в Константинополь, где остался на служение.

Богоугодные деяния

На следующем этапе жизненного пути святой Андрей Критский получил чин диакона под покровительством Софийской Церкви, расположенной на территории современного Стамбула.

На службе в Святой церкви пастырь, ведущий праведную жизнь и заботящийся о сиротах, становится архидиаконом церкви города Гортина, а затем архиепископом Критским.

Именно в Гортине у святителя проявляется способность к сочинению православных гимнов, большая часть которых была написана в этот период.

На ниве архипастырской деятельности святой Андрей творит богоугодные дела:

  • содействует возведению новых храмов, организации приютов и богаделен;
  • истовыми молитвами отводит опасность от города Друмеос, осажденного сарацинами;
  • спасает проповедями от голода население провинции, пострадавшей от засухи.

После 20 лет великих трудов в Константинополе, святой Андрей был награжден званием архиепископа и отправлен в далекую обитель на острове Крит. Там он прославился помощью сиротам и престарелым, построением храма к чести иконы Влахернская Божья Матерь.

Святитель часто бывал в Константинополе, а во время последнего своего визита заболел и принял смерть на обратной дороге к критской обители. Это случилось на четвертый день июля (17 июля) 740 года, который стал днем поминовения архиепископа Андрея Критского на службах во всех православных храмах. Согласно преданиям, святой предвидел свою кончину в глубоко почтенном возрасте.

Важно

Мощи святителя, по молитвам которого свершалось множество чудес, были захоронены на территории храма, построенного в честь Святой Анастасии. Позже церковь была переименована во имя святого Андрея Критского, а в 2017 году фрагменты сохранившихся мощей были предоставлены обозрению верующих.

К мощам святителя приходят с мольбами об исцелении, просят об успокоении души просящего. К иконам с изображением Андрея Иерусалимского, которые выставлены в большинстве православных храмов, обращаются за помощью во времена суровых испытаний и бедствий со словами молитвы, текстами тропарей, личного прошения:

Дар песнотворчества и писательства

Кроме таланта творения молитв, святитель имел дар сочинения церковных гимнов и прославляющих песен благодаря великолепно поставленному слогу, замечательным ораторским способностям.

На страницах сборников церковных писаний авторству Андрея Критского принадлежит не менее 60-ти проповедей, читаемых на праздничных богослужениях.

Молитвословия, написанные языком, богатым метафорами, божественной символикой, входят в современные богослужебные книги.

Особо прославил святой свое житие богоугодными канонами собственного авторства, которыми украшают службы во время Великого Поста. Много песнопений, сохранившихся в оригинале до наших дней, посвящено Богородице, Господним праздникам, церковным служителям. Наиболее известным творением преподобного считается Великий Покаянный Канон.

Строки гимнографического произведения, призывающего паству к покаянию, корректировались автором вплоть до его кончины. В составе Великого Канона, называемого умилительным каноном и состоящего из 9 частей, содержится:

  • тексты 250 собственных тропарей;
  • присоединенный канон преподобной Марии Египетской;
  • тропари, посвященные преподобному Андрею Критскому.

Согласно традиции Иерусалимского устава, которого придерживается современная церковь, пение Великого Канона начинается со службы четверга пятой седмицы (недели) Великого Поста. Также отдельные стихословия (их именуют термином «мефимоны») звучат на службах во время первой недели Поста, на вечерних службах первых четырех дней постования.

Покаянные гимны отличаются глубоким ощущением искренности, прочувствованным самим автором. Главная мысль, пронизывающая все части канона, звучит просьбой к Благоутробному (милостивому) Господу о милосердии к согрешившему человеку.

Список трудов архиепископа, изданных на русском языке:

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век).

Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах.

Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Совет

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа.

Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/zhitie-andreya-kritskogo.html

Ссылка на основную публикацию