День памяти преподобного Андрея Рублева, ученика преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Андрей Рублев. Житийная икона
Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев родился, как принято считать в современной искусствоведческой науке, около 1360 года. Сведения о его родителях и месте рождения отсутствуют.
Некоторое представление о происхождении иконописца дает прозвище «Рублев», сохранившееся за ним в монашестве. Судя по всему, это не что иное, как фамильное прозвище. Не исключено, что Андрей происходил из семьи московских землевладельцев, которым принадлежало село Рублево.
Неизвестно даже имя художника, так как Андрей – его второе, монашеское имя.
Точно определить время монашеского пострига Андрея Рублева не представляется возможным. Предполагается, что он принял монашество перед 1405 годом. Место пострижения Андрея Рублева неизвестно.
Его иноческая жизнь связана с Троицким на Маковце и московским Спасо-Андрониковым монастырями, насельники которых находились в тесном духовном общении.
Преподобный Иосиф Волоцкий в 10-й главе своего «Духовного завещания» («Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих») со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона сообщает, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и его сопостник Даниил Черный «толику добродетель имуще и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественный благодати сподобитися и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных вапов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественный иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняхуся; и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху». Преподобный Андрей Рублев находился в тесном духовном общении с учениками преподобного Сергия Радонежского – преподобными Никоном Радонежским, Андроником Московским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким Старшим. По духу Андрей Рублев несомненно является учеником преподобного Сергия.
Пребывая в высокой духовной среде, преподобный Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живыми образцами подвижничества, которые являли окружавшие его иноки. Андрей Рублев глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал их наставлениям, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.
Преподобный Андрей Рублев хорошо знал образованных людей своего времени и, по-видимому, был знаком с высокохудожественными образцами византийского искусства. Среди его возможных собеседников, в первую очередь, следует назвать митрополита Киприана. Иноку Андрею был близок его духовный мир. Известно, что святитель Киприан прошел школу афонского монашества.
Через это общение преподобный Андрей воспринимал духовное влияние двух самых ярких представителей афонского исихазма. Митрополит Киприан был учеником святого Патриарха Филофея Коккина, ученика святителя Григория Паламы.
Возношение «ума и мысли» к «невещественному и Божественному свету» от созерцания святых икон («возведение чувственного ока») – эта совершенно исихастская характеристика неслучайно дана преподобным Иосифом Волоцким Андрею Рублеву и Даниилу Черному.
Основные творения Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора Московского Кремля; росписи и иконостас Успенского собора Владимира; Владимирская икона Божией Матери для Успенского собора во Владимире; росписи и иконостас Успенского собора Звенигорода; Деисусный чин из собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря; росписи и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Но самым знаменитым его произведением, безусловно, является икона Пресвятой Троицы, написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой обители «в похвалу преподобному Сергию».
«Всех превосходящий в премудрости зельне», по словам преподобного Иосифа Волоцкого, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения священномученика Дионисия Ареопагита, переведенные в XIV веке афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи со спорами об исихазме. Преподобный Андрей знакомился и с творениями святого Григория Синаита. В круг чтения иконописца, несомненно, входили «Богословие» преподобного Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и многие другие творения.В 1408 году инок Андрей впервые упоминается вместе со своим сопостником Даниилом Черным. Тесная духовная связь двух знаменитых иконописцев продолжалась около двадцати лет. Предание об их общении бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано преподобным Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Это предание доносит до нас светлый образ двух подвижников, истинных монахов и аскетов. Преподобный Иосиф кратко изложил суть их отношения к иконописи. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью».
Преподобный Андрей Рублев умер между 1427–1430 годами «в старости велицей». В житии преподобного Сергия Радонежского говорится, что Андрей Рублев преставился в Спасо-Андрониковом монастыре. Это подтверждается и более поздними источниками.
Преподобный Иосиф Волоцкий в своем «Отвещании» пишет, что сопостник Андрея Рублева Даниил Черный, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «Виде… Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».
Аналогичное свидетельство приводится и в житии преподобного Никона Радонежского, составленном Пахомием Логофетом: «Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андреа, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим поведа им сопостника своего пришествие и абие предаси дух».
Преподобный Андрей как бы принял душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом упокоения двух подвижников стал Андроников монастырь.
Вскоре после кончины Андрея Рублева началось почитание его как преподобного. В XVI веке на миниатюрах рукописей появились изображения Андрея Рублева в нимбе. Стоглавый Собор, состоявшийся в середине XVI века, возвел его «Святую Троицу» во всеобщий образец.
«Сказание о святых иконописцах» сообщает о нем и о Данииле Черном как о преподобных.
Строгановский иконописный лицевой подлинник конца XVI века характеризует иконы Андрея Рублева как особенно благодатные и указывает на принадлежность его к духовной традиции преподобных Сергия и Никона Радонежских.
В числе святых иноков Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный названы в месяцеслове Симона (Азарьина), относящемся к середине 50-х годов XVII века. В Троице-Сергиевом монастыре Андрей Рублев всегда почитался как местночтимый святой, его память совершалась в один день с памятью преподобного Андрея Критского.
В XVIII–XIX веках творчество Андрея Рублева пребывало в забвении. Но в начале XX века интерес к нему пробудился вновь. Получило оно и международное признание. Сегодня имя преподобного Андрея является бесспорным символом благодатных традиций древнего русского иконописания.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева к лику святых для общецерковного почитания. «О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним, – говорится в Деяниях Собора.
– Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ „Святой Троицы“, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».
Богословский смысл подвижнического служения преподобного иконописца раскрывается в словах канона Андрею Рублеву, составленного после его канонизации: «Верою Христа в сердце вселив, блаженне Андрее, со всеми святыми постигл еси, что есть широта и долгота, глубина и высота Святыя Церкве, и иконами показуеши тайны Царствия Небеснаго, глаголя: слава силе Твоей, Господи!»
Память преподобного Андрея Рублева совершается 13/26 июня и 4/17 июля.
17 Июля 2018
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-prepodobnogo-andreya-rubleva
Андрей Рублев
Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.
Иконописец Андрей Рублев
Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.
Детство и юность
Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.
Памятник Андрею Рублеву
Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».
Иконопись
Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве.
В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле.
Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.
Икона Андрея Рублева
Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе.
Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией.
Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.
Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»
Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.
Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы.
Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.
Икона Андрея Рублева
В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского.
В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева.
К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».
Андрей Рублев и Сергий Радонежский
В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея.
Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя.
Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»
Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды.
Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.
Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»
Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать.
Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве.
Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.
Андрей Рублев расписывает Спасский собор
Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году.
К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева.
Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.
Икона Андрея Рублева «Троица»
Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов.
Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.
Смерть и память
Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы.
Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг.
По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.
Памятник Андрею Рублеву
Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д.
Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили.
На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.
В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка.
В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья.
Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.
Иконы и фрески
- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- Вознесение Господне, 1408
- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
- Спас в силах, 1408
- Спас, 1410-е
- Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
- Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
- Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Предтеча, 1408
- Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Благовещение, 1405
- Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
- Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/4847-andrei-rublev.html
Преподобный Андрей Рублев
Память преподобного Андрея Рублева совершается в Православной Церкви 17 июля по новому стилю.
Жизнь преподобного Андрея Рублева
О жизненном пути святого иконописца сохранилось очень мало сведений. Известно, что он родился около 1370 года в Московском княжестве в семье ремесленника, о чем говорит данное ему прозвище «Рублев», которое происходит от слова «рубель» – инструмент, использовавшийся кожевенниками.
Предполагают, что преподобный Андрей обучался иконописи в Византии и Болгарии, что было обычным в то время, поскольку русская иконописная школа еще не сформировалась и некоторые монахи отправлялись в православные страны, чтобы обучаться этому искусству у православных мастеров.
Косвенным свидетельством того, что Андрей Рублев совершал путешествие в дальние страны, является изображение греческого корабля, написанное им на фреске Владимирского Успенского собора. На этой росписи морское судно выполнено с точностью и большим количеством деталей, какие мог написать только человек, воочию видевший корабли.
Однако есть другая гипотеза, по которой преподобный Андрей никогда не покидал пределов Руси, а сведения о дальних странах получил от своего учителя, святого Феофана Грека.Известно также, что преподобный Андрей отличался большой образованностью, мудростью и духовностью, о чем красноречиво говорят его иконописные изображения.
Святой Андрей Рублев был современником многих святых. Работая в различных монастырях, он имел возможность познакомиться с такими великими подвижниками как святые Савва Сторожевский, Епифаний Премудрый и святитель Киприан, митрополит Московский. Последний оказал особенно большое влияние на мировоззрение иконописца.
Этот святой, подвизавшийся некоторое время на Афоне, был знаком со многими известными монахами-исихастами и принес на русскую землю их учение об умном делании и вознесении ума к Божественному свету, благодаря святым иконам. Преподобный Андрей Рублев глубоко проникся этим возвышенным учением, и оно оказало несомненное влияние на его творчество.
О времени принятия преподобным Андреем монашеского пострига ничего не известно, а первое упоминание о нем встречается лишь в летописях 1405 года, в которых говориться о его совместной работе со святым Феофаном Греком в Московском Кремле, где иконописцы делали росписи Благовещенского собора.
Такая ответственная работа говорит о том, что к этому времени святой Андрей Рублев стал уже известным иконописцем, не уступавшим в мастерстве византийскому изографу святому Феофану Греку. Второе упоминание о преподобном Андрее Рублеве встречается в летописях 1408 году в связи с его работой в Успенском Владимирском соборе.
К этому времени у него уже выработался собственный иконописный стиль и появились первые ученики. Святой Андрей Рублев также работал вместе с другим известным иконописцем, Даниилом Черным, делая росписи в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный скончался в 1428 году от чумы и был похоронен в Андрониковом монастыре в Москве, где работал над своими последними фресками.
Почитание святого иконописца началось вскоре после его смерти. В 1551 году Стоглавый Собор постановил писать изображение Святой Троицы как святой Андрей Рублев, возведя, таким образом, его творчество в иконописный канон.В XVIII-XIX веках русская церковная живопись отошла от православных традиций, однако в начале XX века появился интерес к древней иконописи, и многие открыли для себя творчество Андрея Рублева, однако канонизация святого состоялась лишь в 1988 году.
Иконописное наследие святого Андрея Рублева
Преподобный Андрей Рублев часто работал как художник-монументалист, создавая фрески во многих крупных соборах и монастырях. К самым известным его работам относятся росписи Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконостас Успенского собора во Владимире, а также росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, которые не дошли до наших дней.
Однако вершиной творчества преподобного Андрея являются отдельные иконы, в первую очередь образ Пресвятой Троицы, созданный изографом для Троицкого собора Троицкого монастыря. В основу иконы легла ветхозаветная история о явлении Аврааму трех Ангелов, которых он встретил под Мамврийским дубом.
Этот эпизод издавна объяснялся как явление праотцу Аврааму Самого Бога в Трех Лицах, поэтому подобная иконография получила название «Троицы Ветхозаветной». В христианской иконописи это было единственное канонически допустимое изображение Пресвятой Троицы.
Часто в изображении сюжета иконописцы писали множество бытовых деталей, указывающих на гостеприимство Авраама. В образе, написанном преподобным Андреем Рублевым, нет ничего лишнего, все внимание молящегося обращено на Святую Троицу.
Композиция иконы имеет глубокую символику: в расположении фигур Ангелов угадывается круг, являющийся образом вечности, а центром иконы является сосуд, напоминающий о Евахристической Чаше.
Преподобный Андрей Рублев часто работал вместе с другими известными иконописцами, поэтому точное авторство той или иной росписи или иконы невозможно установить, так как не было традиции подписывать своим именем иконописное изображение. Однако авторство «Троицы» никогда не подвергалось сомнению. Эта икона, выражающая образно основные христианские вероучительные истины, своей высокой духовностью и возвышенностью свидетельствует о святости ее создателя.
Тропарь, глас 3:
Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.
Кондак, глас 8:
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.
Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Андрее, образ Пресвятыя Троицы нам даровавый, и тем лучами Триипостаснаго Божества всех нас просветивый.
О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/729-prepodobnyj-andrej-rublev
Преподобный Андрей Рублев
31 мая 2012 947 просмотров
Андрей Рублев (1365-1430) ныне является одним из наиболее известных древнерусских иконописцев. О жизни его сохранилось крайне мало сведений.
Наиболее вероятной датой рождения называют середину шестидесятых годов.
Вероятно, при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392), Андрей подвизался в Троицкой лавре, где, скорее всего, он и был пострижен в иночество.
Первое летописное упоминание о “чернеце Андрее Рублеве” относится к 1405 г.; сообщается, что в это время он “подписывает” (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца.
Из летописи 1408 года узнаем, что Андрей был учеником своего «сопостника» Даниила Черного: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церковь Володимирская, повелением великого князя Василия Дмитриевич: а мастеры Данила иконник да Ондрей Рублев».
Первое упоминание о преп. Андрее Рублеве как об «иконописце преизрядном, всех превосходящем» и о подписании им Спасского собора Андроникова монастыря было помещено в III редакции Жития преп. Сергия Радонежского, выполненной афонским иеромонахом Пахомием Сербом ок. 1442 г., одновременно с указанием на особые заслуги в построении Троицкого собора.
Летописные источники свидетельствуют, что в 1425–1427 преподобные Андрей и Даниил расписывал храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Пригласил их туда ученик Сергия Радонежского – преп. Никон.
По свидетельству Макариевской Четьи-Минеи одна из последних работ Андрея и Даниила была сделана в московском Андрониковом монастыре, где ок. 1428 был расписана церковь во имя Всемилостивого Спаса. Преп.
Андрей cкончался в Андрониковом монастыре, а по другим данным – в Троице-Сергиевой лавре 29 января 1430. Он оказал решающее воздействие на многих иконописцев, включая знаменитого Дионисия.
К сожалению, большинство из указанных произведений Рублева было утрачено в период с конца XVII до начала XIX веков.
В эту новую культурную эпоху произведения древнерусской иконописи были признаны примитивными и «безыискусными». На место иконам Рублева пришли произведения художников пишущих в стиле итальянской живописи.
Многие древние фрески были закрашены или срублены, а старинные иконостасы переданы в деревенские храмы.
Только в начале XX века стараниями комиссии под руководством знатока древнерусской иконописи И. Э. Грабаря икона Рублева, да и само его имя, было вновь открыто для российского общества. Были расчищены фрески владимирского Успенского собора.
С большим трудом удалось найти иконы из Рублевского иконостаса в селе Васильевском, где они «долгое время оставались под открытым небом, заливаемые дождем, засыпаемые снегом». В Звенигороде под грудою дров были найдены три доски «случайно неипользованные для топки печей». Так миру стали известен Звенигородский Спас, Архангел Михаил и апостол Павел.
«Рядом с ними тускнеют и мельчают даже наиболее сильные и известнейшие из памятников древней живописи», – писал впоследствии И. Э. Грабарь.
В искусстве Рублева органически соединились две традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Известный старообрядческий исследователь И. Н.
Заволоко отмечает, что от Византии преп. Андрей принял «изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков. Содержание же было вложено подлинно русское самобытное.
Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода».
Князь С. Щербатов, рассуждая о рублевской «Троице», отмечает: «Более духовной красоты, более совершенно стиля, музыки и ритма, большей певучести линий, более мистической глубины и изысканной гармонии красок иконопись не знает».
Важно свидетельство о почитании иконописца оставил преподобный Иосиф Волоцкий (+1515; память 15/28 сентября).
В «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях, кото¬рые в Русской земле» он писал со слов старца Спиридона, что преподобные Даниил и Андрей были так добродетельны и ревностны в постниче¬стве и иноческой жизни, что сподобились Божественной благодати.
Они были так исполнены Божественной любви, что никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводили к написанным вещественными красками образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых.
В самый праздник Светлого Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и Божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости и светлости. И не только в этот день так творили, но в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный.
Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство. Имеется еще одно важное свидетельство об преп. Андрее Рублеве, оно находится в деяниях Стоглавого собора 1551 года.
В результате Собором было принято решение в виду надвигающейся угрозы западно-европейских безрелигиозных веяний писать иконы: «как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы… а от своего замышления ничтоже претворяти». Андрей (Рублевым) и Даниил Черный были причислены народным почитанием к числу «чудотворцев Радонежских».
Посему почитание в Древней Руси было усвоено им двоим совместное. Уже до церковного раскола появляются первые иконописные изображения преп. Андрея, известен также и ряд старообрядческих икон, где изображен святой.
Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2009 года установил празднование преп. иконописцам в день преставления Андрея – 29 января по ст. ст.
Источник: Русская Православная Старообрядческая Церковь
Источник: http://ruvera.ru/articles/prepodobnyiy_andreiy_rublev
Преподобный Андрей Рублев
В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА.
Счастливая судьба
Можно сказать, что судьба Андрея Рублева сложилась счастливо: он был знаменит уже при жизни, о нем упоминают летописи и жития святых, ему заказывали иконы князья и монастыри, он работал в Москве, Владимире, Звенигороде. Не был забыт он и после смерти, слава Рублева как первого иконописца на Руси сохранялась веками. Стоглавый собор (1551 г.
) признал работы Рублева образцом для подражания.
Иосиф Волоцкий в своем «Послании к иконописцу» также приводит в пример Андрея Рублева и его сподвижников, которые «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный».
В рукописи XVII века «Сказание о святых иконописцах» Андрей Рублев именуется святым подвижником и боговидцем.
Очень ценили Рублева старообрядцы, коллекционеры стремились приобрести его произведения, в их глазах он был воплощением канонического иконописания и древнего благочестия.
Благодаря этому и в XIX веке, когда, казалось бы, иконопись была предана забвению, имя иконописца-подвижника сохранялось как эталон церковного искусства.
Не забывали Андрея Рублева и в советское время, несмотря на богоборческий и иконоборческий пафос советской науки, имя его было символом древнерусской культуры.
Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея Рублева. В Москве был открыт музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
А его произведения, собранные в основном в Третьяковской галерее, стали объектом пристального внимания ученых.
Житие, собранное по крупицам
О Рублеве написано множество книг и статей, его творчество досконально изучено. Но, если задуматься, что мы знаем о жизни иконописца как святого подвижника? Биографические сведения об Андрее Рублеве крайне скудны, его житие приходится собирать буквально по крупицам.
Родился он в 1360-х гг. Более точно дату его рождения определить трудно. Но известна дата смерти: 29 января 1430 года. Эту дату установил известный реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII в.
с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря. Сама плита была утрачена в 1930-е гг., когда уничтожили монастырское кладбище.
Известно, что Рублев умер в преклонном возрасте, ему было около 70 лет, а значит, появился на свет он между 1360 и 1370 гг.
Время это было страшным: на Руси хозяйничали татары, они разоряли города, грабили храмы и монастыри, уводили в плен людей.
При этом шла постоянная междоусобная борьба князей, особенно кровавой она была между Москвой и Тверью, претендовавшими на великокняжеский ярлык. Дважды — в 1364 и 1366 гг. — по Москве и Нижнему Новгороду прошлась чума.
В 1365 году Москва горела, в 1368-м — пережила нашествие литовского князя Ольгерда, в 1371-м – голод.
Среди этого хаоса и смятений рос и воспитывался будущий создатель образов небесной гармонии. Нам, к сожалению, ничего не известно ни о его родителях, ни о той среде, из которой он происходил. Правда, его фамилия может подсказать кое-что.
Во-первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Во-вторых, она может указать на потомственное ремесло, которым занимался его отец или более дальний предок.
Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек, инструмент для выделки кож.
Ничего не известно о том, как рано занялся Андрей Рублев иконописным ремеслом, где и у кого учился. Мы ничего не знаем и про его ранние работы. Первое упоминание о нем содержится в Летописи под 1405 г.
, где сообщается, что по заказу великого князя Василия Дмитриевича был расписан Благовещенский собор Московского Кремля артелью, во главе которой стояли три мастера: Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев.
То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев.
Рублев был чернецом, то есть, монахом. И имя Андрей, по всей видимости,— не родовое или крестильное, а монашеское. Скорей всего, монашеский постриг он принял в Троицком монастыре, при Никоне Радонежском, ученике и преемнике преп. Сергия Радонежского.
Об этом имеются записи в рукописях XVIII века. Возможно, он застал и самого Сергия, скончавшегося в 1392 году. С Троицким монастырем будут связаны и многие работы мастера. Последние годы Андрей жил в Спасо-Андрониковом монастыре, основанном также учеником Сергия, преп. Андроником.
В этой обители он и закончил свой земной путь.
Эталон церковного искусства
Андрей Рублев был причастен к кругу преподобного Сергия Радонежского, великого учителя монашества, который сыграл огромную роль в духовном пробуждении Руси.
Сергий или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием».
Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония.
Второй раз имя Рублева упоминается в Летописи под 1408 г. в связи с росписью Успенского собора во Владимире. Эту работу он осуществлял вместе с иконником Даниилом Черным, который назван его «другом и сопостником».
Даниил также был монахом, возможно, греком или сербом, о чем говорит прозвище — Черный. Летописец называет его первым, значит, Даниил был старшим: по возрасту или по чину.
С этим человеком будет связана вся дальнейшая судьба Андрея Рублева, вплоть до его кончины.
Успенский собор во Владимире считался кафедральным собором Русской Церкви, и его роспись была делом ответственным. Собор был построен в XII в., при Андрее Боголюбском, но его росписи погибли в 1238 году, во время татаро-монгольского нашествия. По заказу великого князя Василия Дмитриевича храм расписывают заново.
Был также поставлен иконостас и создан список древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери.
Оба мастера — и Андрей, и Даниил — выступают здесь не только как иконописцы, но и как подлинные богословы: сохранившаяся композиция «Страшный Суд» говорит о глубоком мистическом опыте и удивительно светлом понимании эсхатологии, как устремленности Церкви навстречу грядущему Спасителю.
В середине 1420-х гг. Андрей Рублев и Даниил Черный руководят работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Росписи храма до нас не дошли, но иконостас остался. Для этого же храма преп. Андрей пишет свою знаменитую икону «Троица», в которой тринитарный догмат находит свое самое высокое живописное воплощение.
Согласно Летописи, образ Троицы заказал Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия», мощи которого покоятся в Троицком храме. В этой иконе воплощена чистая молитва инока Андрея, которой научил его духовный учитель — Сергий, завещавший «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего».
В образе трех ангелов предстает перед нами Триипостасный Бог: Отец, Сын и Дух Святой, и в их молчаливом собеседовании открывается тайна жертвы Христа, приносимой во спасение человечества.
Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви.
Универсальный мастер
Мастеру приписываются также и книжные миниатюры. Например, листы и заставки «Евангелия Хитрово». Древнерусские художники очень часто иллюминировали книги. Переписывание и украшение книг было одним из распространенных монашеских послушаний.
Вообще книжная культура древнерусских монастырей была чрезвычайно высока, круг чтения монахов был весьма разнообразен. Андрей Рублев также был человеком книжным, много читавшим и весьма образованным по тем времена.
Во всяком случае, видно, что миниатюры «Евангелия Хитрово» делал мастер, тонко чувствующий красоту и глубоко понимающий смысл изображаемого.
Андрей Рублев был универсальным мастером: он писал иконы и фрески, занимался книжной миниатюрой. Вполне вероятно, что вместе с митрополитом Киприаном и Феофаном Греком он был причастен к разработке высокого русского иконостаса, который в русле литургической реформы Киприана представлял собой стройную, глубоко продуманную богословскую систему, создающую образ Небесной Церкви.
Последние годы жизни Андрея Рублева были связаны со Спасо-Андрониковым монастырем. К сожалению, росписи Спасского собора, выполненные им, не сохранились. Но жизнь иконока-иконописца и в этой обители была подвигом и служением, молитвой и творчеством, ибо так он жил всегда.
Рублев — признанный иконописец, но, прежде всего, он был монахом, его жизнь была полностью отдана служению Церкви. Его святость была очевидна уже для его современников.
Сразу после его смерти, в XV веке устанавливается местное почитание преподобного Андрея-иконника в Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях, насельником которых он был.
Общецерковно причислен к лику святых преподобный Андрей Рублев только в 1988 г. Церковь празднует его память 17 (4) июля.
Ирина ЯЗЫКОВА
Нескучный сад
Оставить комментарий
Поделиться в:
Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/142
Андрей Рублев, преподобный (ХV)
Заказать икону святого
Дни празднования в 2019 году:
Андрей Рублев, преподобный (ХV) — Смотреть иконы
Житие
Преподобный Андрей иконописец преизрядный, великий церковный художник, иконы которого знает весь мир. Стоглавый собор Русской Православной Церкви 1551 года указывает на него, как на мастера, которому другие художники должны подражать в работе.
Святому удалось в красках выразить то, что Писание выражает словом. Образы, написанные преподобным Андреем, прославлены многими чудесами и доныне просвещают мир светом дарованной им благодати.
Преподобный Андрей почитается как покровитель иконописцев и всех церковных художников.
Несмотря на крайне скудные сведения о святом, по благословению отца Всеволода Шпиллера настоятеля Николо-Кузнецкого храма в 1980-ых годах было составлено житие преподобного Андрея и написан его первый образ.
Отец Всеволод, который говорил, что наступит время прославления святого Андрея и что почитать его будет весь православный мир, не дожил до этого события, состоявшегося в 1988 году, но его предсказания сбылись.
Слава преподобного Андрея как великого святого продолжает шириться: воздвигаются храмы, освящаются престолы в его честь, а верующие люди, особенно художники, ощущают его помощь.
После закрытия Спасо-Андрониковой обители в 1918 году первое богослужение здесь состоялось в день светлой памяти преподобного Андрея Рублева 17 июля 1989 года, на том месте, где и был погребен святой иконописец вместе со своим другом и сопостником Даниилом Черным. В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определенной вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублеву.
В 2001 году Священный Синод РПЦ утвердил орден преподобного Андрея Рублева, присуждаемый за заслуги в области церковного искусства.
Преподобный Андрей просиял в Русской земле в дни благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Святой родился около 1370 года от благочестивых родителей, имена которых неизвестны. Из-за прозвища Рублёв (от слова рубель инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.
В тяжелое время татаро – монгольского ига, благодаря примеру преподобного Сергия Радонежского Русская земля расцвела множеством святых, как райский сад.
Увидев, как ничтожно все земное, вдохновленный живым образцом окружавших его подвижников, будущий известный живописец, чье мирское имя не дошло до нас, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Андрей.
Здесь в обители преподобного Сергия с юных лет святой Андрей возрастал в Духе Божием.
В 1390 году близ Москвы на реке Яузе преподобным Андроником, по благословению Сергия Радонежского был возведен монастырь во имя образа Спаса Нерукотворенного (Спасо-Андроников монастырь).
Туда же преподобный Сергий направил и своего ученика Андрея, так как ему было открыто, что в Москве и иных городах, близ палат княжеских, святому Андрею дано прославить Имя Божие и утверждать святую веру Христову.
Вся его жизнь была связана с этими двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковским монастырем. Там около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим сопостником Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Преподобный Андрей обладал даром от Бога к написанию святых образов.
Доподлинно неизвестно где учился преподобный: у приезжих греческих мастеров, которых приглашали в Москву русские князья, или же в Болгарском княжестве, так как в то время многие русские живописцы учились в балканских и греческих странах, но талант его был замечен и ценился очень высоко. По молитвам духовного отца своего Сергия преподобный Андрей преуспел во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских, – повествует нам житие.
Первое упоминание об Андрее в летописи, свидетельствующее о том, что чернец Андрей вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем расписали Благовещенский собор Московского кремля, появилось только в 1405 году.
Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Черным в Успенском соборе во Владимире.
Прошло всего 3 года, а у Андрея уже сформировался свой, настоящий русский стиль письма и появились помощники и ученики.
Святые живописцы жили в непрестанной молитве и посте, тщательно скрывая свои подвиги, о которых говорят написанные ими иконы. Именно поэтому Церковь постановила почитать иконописцев паче простых человек.
Каждый день Андрей и Даниил писали святые образы, а в праздники занимались непрестанным созерцанием святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и святых, и ум возносили к невидимому и невещественному Свету.
Есть мнение, что преподобный Андрей был одним из последователей исихазма учения о Фаворском свете, как раз получившим распространение на Афоне в то время. Монахи через молитву достигали созерцания нетварного Божественного света, который явился ученикам Иисуса Христа на Фаворе во время Преображения.
Именно светоностность и мягкость ликов поражают нас в иконах преподобного Андрея Рублева. Они свидетельствуют не только о глубине духовной жизни преподобного, но и о его исключительной образованности.
Известно, что с преподобным Андреем любил беседовать о духовном делании святитель Киприан, митрополит Московский, который долгие годы жил на Афоне, а так же немало внес в творчество Андрея Феофан Грек, писавший в очень своеобразной манере
Об иконах Андрея услышал и князь Юрий Звенигородский, который пригласил преподобного в Звенигород украсить росписями Успенский собор.
По благословению святого Саввы игумена Сторожевского, был написан Деисус для соборной церкви и многие другие иконы. Несколько образов из Звенигородского деисусного чина в настоящее время находятся в собрании Третьяковской галереи.
Их отличает тихость и молчание и доброе воление и красота совершенная, – повествует нам житие.
В 1408 году татарский хан Едигей снова совершил поход на Русскую землю и пожег многие окрестные города. К тому времени преподобный Сергий уже почил.
Явившись во сне своему ученику игумену Никону, он предупредил его о нашествии и повелел братии уйти в безопасное место. После этого святой Никон воздвиг в монастыре каменный Троицкий собор, на месте сожженного деревянного.
В 1420-х годах Андрей с Даниилом Черным руководил работами в новом Троицком соборе, но эти росписи не сохранились.
В 1411 или 142527 годах Андрей Рублев создал свой непревзойденный шедевр чудотворную икону Святой Троицы, которая была написана в похвалу преподобному Сергию.
Преподобный Сергий, видевший в Святой Троице образ совершенной Любви, посвятил свой монастырь именно Ей: дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего и эту идею своего наставника удивительно точно передал в красках преподобный Андрей.
Икона преподобного являет собой не только плод художественного совершенства и духовности, но и глубокой философии.
Убрав из традиционного сюжета Троицы всех персонажей, кроме трех Ангелов, художник изображает между ними безмолвную беседу предвечного совета, где Бог Отец благословляет Сына на крестный подвиг, а Он, смиренно склонив голову, принимает это благословение. Всеведущий и Безграничный Святой Дух скрепляет и благословляет этот выбор.
После написания этого образа Андрей вернулся в Спасо-Андрониковский монастырь, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Спустя некоторое время, около 1430 года он заболел и был призван в небесные обители.
Уже после смерти Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в своем сердце, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.
Вскоре преставился и преподобный Даниил, так как великая между ними была любовь, и смерть не могла разлучить их надолго.
Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Andrejj_Rublev_prepodobnyjj_KhV.html
Андрей рублев – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Преп. Андрей Рублев, икона. |
Андрей Рублёв (+ ок. 1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный
Память 4 июля, 13 июня (вместе с его сподвижниками прпп. Андроником, Саввой и Александром, игум. Московскими, и иконописцем Даниилом Чёрным), 29 января (в предполагаемый день преставления; Греч. [1]), в Соборах Московских и Радонежских святых
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а затем иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.
В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.
Скончался, согласно одному из предположений, 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».
Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX веке, привела и к образованию романтической “рублевской легенды”, извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.
Местночтимый святой с XVI века, был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году.
Творчество
Троица, А. Рублёв, 1425 – 1427.
Государственная Третьяковская галерея |
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Святой Руси.
Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все – рубеж XIV-XV веков), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
В конце XIV – начале XV века Рублев создал свой шедевр – икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее на сюжет “Гостеприимство Авраама”. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.
Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.
Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью.
Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. “Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” – самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.
В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и другими мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева во Владимирском Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425 – 1427 годах Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева.
Колорит поздних икон более сумрачен; в части из них усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева.
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (конец XIV – начало XV века), иконы – “Владимирская Богоматерь” (ок.
1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” – все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.
С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.
Искусствовед М. В. Алпатов писал: “Искусство Рублева – это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания”; “Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию”.
Использованные материалы
[1] Частный греческий сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/3559/saint.aspx ; Orthodox Calendar (Православный календарь) в англоязычном разделе портала Православие.Ru, http://orthochristian.com/calendar/20150129.htmlИсточник: https://drevo-info.ru/articles/2086.html