Преподобный антоний великий

Преподобный Антоний Великий

День памяти: 17 января

Преподобный Антоний Великий

Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. Антоний с юности был всегда серьезным, сосредоточенным.

Он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними. Святому Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра.

Посещая церковные службы, юноша проникся благоговейным чувством к тем христианам, которые, как повествуется в Деяниях апостольских, продавали свои имения, а цену их полагали к ногам Апостолов.

Обратите внимание

Услышав в церкви Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” (Мф. 19, 21), Антоний воспринял их как сказанные лично ему.

Он продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, роздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным.

Иногда святой юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу. К одному из подвижников он обратился за руководством в духовной жизни. В этот период жизни преподобный Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола.

Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, пытался склонить Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги. Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение.

Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться – это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни.

Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения. Но диавол не оставлял своих ухищрений и, пытаясь устрашить преподобного, являлся под видом чудовищ, но святой с непоколебимой верой ограждал себя Животворящим Крестом.

Наконец враг явился ему в виде страшного черного отрока и лицемерно признал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости. Но преподобный отогнал врага молитвой. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу.

И здесь бесы, напав на подвижника с намерением убить его, нанесли ему тяжкие побои. Однако Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший по обычаю пищу, увидел его замертво лежащим на земле и отнес в селение. Святого сочли умершим и стали готовиться к погребению. Но преподобный глубокой ночью пришел в сознание и умолил своего друга отнести его обратно в гробницу.

Важно

Твердость святого Антония была сильнее ухищрений врага. Приняв вид диких зверей, бесы вновь пытались принудить святого покинуть избранное им место, но он опять отогнал их силой Животворящего Креста. Господь подкрепил силы Своего угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул: “Где был Ты, милосердный Иисусе?..

почему с самого начала не явился исцелить мои раны?” Господь ответил: “Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире”. После этого явления преподобный Антоний встал исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.

Приобретя духовный опыт в борьбе с диаволом, преподобный задумал уйти в глубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой.

Он просил старца-подвижника (к которому обращался в начале своего иноческого пути) удалиться вместе с ним в пустыню, но старец, благословив преподобного на новый, до тех пор неизвестный вид подвига – отшельничество, по старческой немощи, не решился ему сопутствовать. Преподобный Антоний ушел в пустыню один.

Диавол пытался остановить его, бросая перед преподобным драгоценности и золото, но святой, не обращая на них внимания, прошел мимо. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды.

В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. В полном уединении и непрестанной борьбе с бесами преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах. Когда настало время, Господь открыл людям Своего великого подвижника. Преподобному предстояло наставить многих мирян и монахов и руководить иноками.

Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня. В 311 году Церковь постигло испытание – жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! Господу угодно было сохранить его на пользу христианам. По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворений: преподобный изгонял бесов и исцелял больных силой своей молитвы. Множество приходящих к нему людей препятствовало его уединению, и преподобный ушел еще дальше, в так называемую “внутреннюю пустыню”, и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.

Еще раз преподобному Антонию пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя преподобного Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету – якобы он придерживается их еретического учения.

Прибыв в Александрию, преподобный Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников.

К преподобному приходили языческие философы, желая своими умствованиями поколебать его твердую веру, но он простыми, убедительными речами привел их к молчанию.

Совет

Равноапостольный царь Константин Великий (+ 337, память 21 мая) и его сыновья глубоко почитали преподобного Антония и просили его посетить их в столице, но преподобный не пожелал оставить своих братьев-пустынников.

В ответном послании он убеждал императоров не гордиться высоким положением и помнить, что и над ними есть Нелицеприятный Судия – Господь Бог. 85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них.

Еще и еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах.

“Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом, и потом со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых”, – так передано предсмертное слово преподобного в его житии. Преподобный завещал двум из своих учеников, находившимся при нем последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих мантий одну преподобный завещал святителю Афанасию Александрийскому (память 18 января), другую – святителю Серапиону Тмунтскому. Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.

Жизнь прославленного подвижника, преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия – первый памятник православной агиографии – считается одним из лучших его писаний; святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам.

“Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, – пишет святой Афанасий, – однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний.

С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо.

Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души”.

Читайте также:  Святитель алексий, митрополит московский

Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.

В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х – XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке – в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life234.htm

Преподобный Антоний Великий

Память преподобного Антония Великого совершается в Православной Церкви 30 января по новому стилю.

Жизнеописание преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний Великий является святым первых веков христианства и почитается как основатель монашества. Известно, что он был родом из достаточно богатой и знатной семьи коптских христиан и, таким образом, с детских лет воспитывался в духе Христова учения.

Обратите внимание

Когда родители Антония скончались, ему было двадцать лет, и на его попечении осталась младшая сестра, а также большое имение. Житие говорит о том, как будущий преподобный, войдя однажды в храм, услышал Евангельские слова, в которых Христос призывает Своих последователей, стремящихся к совершенству, оставить все житейские попечения и следовать за Ним.

Почувствовав в этом призыв, обращенный лично к нему, преподобный Антоний поспешил раздать бедным принадлежавшую ему часть наследства, передал сестру на попечение знакомым ему благочестивым христианкам, а сам отправился к некому старцу, под руководством которого хотел жить и спасаться.

https://www.youtube.com/watch?v=ghC5yctdFdo

Однако душа преподобного стремилась к большему уединению, и спустя некоторое время святой Антоний Великий покинул своего духовного наставника, чтобы жить в Фиваидской пустыне, которая была недалеко от его родного селения. Позже он перешел к побережью Нила, где прожил в полном уединении около двадцати лет.

Никто не знает, какие подвиги возложил на себя святой, однако житие повествует о том, насколько велики были искушения, которыми дьявол пытался отвлечь угодника Божия от дела спасения. По преданию, однажды святой был уже близок к отчаянию, и тогда удостоился явления Христа, Который утешал и ободрял его.

Слух о подвигах великого святого разнесся по всему Египту, и к нему стали стекаться ученики, желавшие уединенной жизни: святой Антоний вынужден был прервать свое отшельничество для того, чтобы основать монашескую общину. Позже он прожил какое-то время в Александрии, поддерживая христиан во время гонений, начатых императором Максимином.

Из жития известно, что после он ушел к побережью Красного моря, где вновь вернулся к отшельнической жизни в горах, однако иногда он посещал и наставлял учеников в основанной им обители в Фиваиде. В это же время состоялась встреча святого Антония Великого с другим известным монахом-отшельником преподобным Павлом Фивейским.

Известно также, что в 350 году старец принимал участие в споре с арианами, резко осудив эту ересь. Проповедь великого святого и слухи о его подвигах привлекли в Александрию множество верующих, желавших видеть святого Антония. Все это окончательно подорвало здоровье и силы старца, и вскоре по возвращении в место своего уединения он скончался в возрасте ста пяти лет.

Преподобный Антоний Великий просил своих ближайших учеников, чтобы они не открывали никому место его погребения, поскольку по своему великому смирению он опасался почитания. Однако во время правления императора Юстиниана мощи были обретены и с большой торжественностью перенесены вначале в Александрию, а затем в Константинополь. В настоящее время частицы мощей великого святого находятся в некоторых монастырях Франции.

Литературное наследие святого Антония Великого

За время своей долгой жизни преподобный Антоний написал несколько литературных произведений, некоторые из которых дошли до наших дней. В их числе находятся двадцать речей, посвященных прославлению и истолкованию христианских добродетелей.

Важно

Кроме того, преподобный писал послания к насельникам основанной им обители, в которых рассуждал о цели монашеской жизни, а также о духовной борьбе, через которую должен пройти всякий, отрекшийся от мира человек. Им также были составлены правила для монастырей, которые должны были бы помочь инокам вести истинно монашеский образ жизни.

В V веке верующими были собраны изречения о монашеской жизни, которые приписывались перу преподобного Антония Великого.

Тропарь, глас 4:

Ревнителя Илию нравы подражая,/ Крестителю правыми стезями последуя,/ отче Антоние,/ пустыни был еси житель/ и вселенную утвердил еси молитвами твоими./ Темже моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Житейския молвы отринув,/ безмолвно житие скончал еси,/ Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший,/ с ним убо тя почитаем,// отцев начальниче, Антоние.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/929-prepodobnyj-antonij-velikij

Антоний великий – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Антоний Великий, икона 2-й половины XVI века.

Антоний Великий (ок. 251 – 356), отшельник египетской пустыни, основатель отшельнического монашества, преподобный

Память 17 января

Родился в городе Коме (ныне Куманс, Египет) около 251 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом.

Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему.

Совет

Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру.

Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девствен-ницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему.

Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше.

Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу.

Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние.

Читайте также:  Преподобная олимпиада арзамасская и киевская (стригалёва)

Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему.

«Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень.

Обратите внимание

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел.

Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих.

Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни.

Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В верхнюю Фиваиду», — отвечал Антоний.

Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря.

Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию.

Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений.

Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.

Важно

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу.

Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью.

Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами.

Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.

После братского лобзания, Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, — воскликнул Павел. — Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца.

Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю».

На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

«Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться.

Совет

Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия.

Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого. На месте его подвигов был основан монастырь.

В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского упоминается, что мощи преподобного Антония были открыты и перенесены в Александрию в 561 году при императоре Юстиниане, затем около 635 года их перевезли в Константинополь.

В 980 году они были перенесены в город Арль в Галлии (нынешней Франции), в церковь св. Иулиана.

Однако в монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени [1].

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой.

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.

Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Молитвословия

Тропарь

Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель, / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Использованные материалы

[1]  Иван Яковлев. “Монастырь преподобного Антония Великого в Египте” – http://www.pravoslavie.ru/put/060206102806.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2827.html

Преподобный Антоний Великий (ок. 251 – 356): биография кратко, годы жизни, деятельность

30 января Православная церковь чтит память преподобного Антония Великого (ок. 251 – 356) – основателя христианского отшельнического монашества.

Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душатвоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.

прп. Антоний Великий

Божественное призвание

Антоний родился в Египте в семье коптов-христиан, бывших весьма богатыми и благородными по своему происхождению. Лишившись родителей в 20 лет, Антоний стал исполнять Евангельские слова о нестяжании.

Он раздал наследство нищим и местным жителям, вверил малолетнюю сестру добродетельным девам и предался уединению, совершая молитвенные подвиги под руководством одного старца. Вскоре Антоний удалился в пустыню, где продолжал монашеские подвиги в течение 20 лет.

Обратите внимание

Лишь многочисленные просьбы о помощи в организации монашеской жизни других отшельников и начатые императором Максимином гонения на христиан заставили Антония после 305 года возвратиться в мир. Но в 313 году, когда волнения стихли, Антоний снова ушел в пустыню, еще дальше, чем прежде, изредка принимал страждущих.

По настоятельной просьбе архиепископа Александрийского Афанасия Великого Антоний незадолго до кончины принял участие в борьбе против арианской ереси. Великий святой упокоился в возрасте около 105 лет, заранее повелев, чтобы похоронили его тайно, поскольку языческие традиции были еще сильны и его могли обожествить.

Первый монах?

Строго говоря, Антония Великого нельзя считать первым христианином, удалившимся в пустыню. Известно, что в II веке уже были те, кто становился отшельником и вел аскетический образ жизни. Обычно это происходило из-за гонений на христиан или ради духовных подвигов.

Антоний отличился тем, что не основывал монастырей, не мечтал о роли духовного водителя и стал основателем отшельнического монашества, организация которого заключалась в следующем: несколько монахов жили раздельно, трудились раздельно, лишь наставник был общий. Такое объединение называлось лаврой.

А основателем общежительных монастырей (таких, к каким мы привыкли) считается современник Антония Великого, Пахомий Великий.

Искушение святого Антония

Читайте также:  Причастие не помогло

Наследие и память

Во времена правления императора Юстиниана I Великого (527–565 годы) мощи святого Антония всё же были найдены в египетской пустыне и доставлены в Александрию, а затем перенесены в Константинополь. Сейчас они хранятся во Франции. Антоний не был церковным писателем в традиционном смысле. Однако до нас дошли тексты, составленные на основе его бесед.

Среди них трактовки христианских монашеских добродетелей, послания к монастырям, посвященные духовной борьбе, и увещевания к монахам, а также правила монашеской жизни. В конце V века на основе поучений Антония Великого был составлен сборник изречений, отражающих идеал, к которому должны стремиться монахи.

Большая часть наставлений преподобного вошла в известный и важный для христиан сборник «Добротолюбие».

Монастырь святого Антония (Египет)

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 80

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-piervyi-monakh-otshielnik

Антоний Великий – Наставления святого Антония Великого

Антоний Великий

Наставления святого Антония Великого

1. Наставления о жизни во Христе, извлеченные из слов его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов

Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб, начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: – долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою.

Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше – ничто пред жизнью вечною, так что, тогда как в мiре всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, – обетование жизни вечной покупается за малость некую. Ибо написано: «дние лет наших в них же седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет и множае их труд и болезнь» (Пс.

89:10). Итак, если и все восемьдесят, или даже сто лет пребудем мы в подвиге, то не равное ста годам время будем царствовать, но вместо ста лет, будем царствовать во веки веков; притом, подвизавшись на земле, наследие получить не на земле, но на небесах имеем мы обетование; и еще – сложив тело тленным, – мы воспримем его нетленным.

Важно

Не будем же унывать, и не будем думать, будто долго пребыли мы (в подвиге), или сделали что великое; «ибо недостойны страсти нынешняго времене, к хотящей славе явитися в нас» (Римл. 8:18).

Так же, взирая на мiр, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала пред целым небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного царству небесному.

Ибо как тот, кто бросает одну драхму меди, чтоб приобрести сто драхм золота, так и тот, кто, будучи господином всей земли, отрекается от ней, оставляет не много, а получает во сто крат более. Если же вся земля не равноценна небесам, то оставляющий несколько десятин, как бы ничего не оставляет.

Хотя бы оставил он при том и дом и много золота, и тогда не должен хвалиться, или малодушествовать.

С другой стороны надо подумать, что если бы не оставили мы (что имеем) ради добродетели, всячески после, умирая, оставили бы то, как и оставляем часто даже тем, кому не хотели бы, как упомянул о сем еще Екклесиаст (Еккл:4, 8). Почему же не оставить нам сего ради добродетели, чтоб наследовать за то царство (небесное)?

По сей же причине никто из нас не должен питать в себе желание приобретать. Ибо какая выгода приобретать то, чего не возьмем с собою.

Почему не приобретать нам лучше то, что и с собою взять можем, как-то: благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, рассудительность, любовь, нищелюбие, веру во Христа, безгневие, страннолюбие? Приобретши сии (добродетели), мы найдем их впереди себя там, приготовляющими нам пристанище на земле кротких.

Такими-то мыслями да убеждает себя каждый не малодушествовать, наипаче же, если рассудит при том, что он есть раб Господень, и обязан работать своему Владыке.

Совет

Как раб не осмелится сказать: поелику работал я вчера, то ныне не стану работать, – и вычисляя протекшее время (труда) не перестает (он трудиться) в последующие дни, но каждый день, как написано в Евангелии, оказывает ту же ревность, чтоб угодить своему господину и не попасть в беду: так и мы будем каждый день с терпением пребывать в подвиге, зная, что если один день проведем в нерадении, (Господь) не простит нам того, ради (труда) в прошедшее время, но прогневается на нас за сие нерадение, Так и у Иезекииля слышали мы (18, 26): «егда совратится праведник от правды своея, и сотворит грех и умрет, – в преступлети, еже сотвори, в том умрет». Так и Иуда в одну ночь погубил труд всего протекшего времени.

Итак, возьмемся за подвиги, и не будем унывать. Ибо в этом имеем мы содейествователем и Господа, как написано: «всякому избравшему благое, Бог содействует во благое» (Римл. 8:28). Для этого же, т. е. чтоб нам не малодушествовать, хорошо содержать в мысли и следующее изречение Апостола: «по вся дни умираю» (1 Кор.

15:31). Ибо если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим.

Изречение же сие означает вот что, – чтоб мы, каждый день пробуждаясь, думали, что не проживем до вечера, и опять, намереваясь ложиться спать, думали, что не пробудимся; потому что и по естеству не известен предел жизни нашей, не известно и то, какую меру полагает ей каждодневно Провидение.

Так расположившись, и каждый день живя так, мы не будем – ни грешить, ни иметь похоти к чему-либо, ни воспламеняться гневом на кого, ни собирать себе сокровища на земле; но, как ожидающие каждый день смерти, будем нестяжательны и всем все будем прощать; похотения же жены, или другого какого нечистого удовольствия, ни на одно мгновение не будем удерживать в себе, – но тотчас будем отвращаться от него, как от чего-то мимоходящаго, пребывая всегда в (предсмертном) как бы борении и прозревая день суда. Ибо сильный страх и опасение мук уничтожает приятность удовольствия и восстановляет клонящуюся к падению душу.

Итак, начавши (дело спасения) и вступивши уже на путь добродетели, будем наиболее простираться в предняя, так чтобы достигнуть (Фил.

3:14), И никто да не обращается вспять, подобно жене Лотовой, потому особенно, что Господь сказал: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствие небесное» (Лук. 9:62).

Обратиться же вспять, не иное что значит, как раскаяться (что оставили мiр), и начать опять мiрская мудрствовать.

Не устрашайтесь слыша о добродетели и не чудитесь о имени сем. Ибо не далеко от нас, и не вне нас, а в нас есть дело сие; и оно удобно, если только захотим.

Еллины отправляются в чужие края и переплывают море, чтоб изучать науки; а нам нет нужды отправляться в чужие края, царствия ради небесного, ни переплывать моря ради добродетели: ибо Господь предотвратил это, сказав: «царствие небесное внутри вас есть» (Лук. 17:21).

Обратите внимание

Поэтому для добродетели нужно только то, чтоб мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется. Ибо коль скоро душа разумная находится в естественном своем чине, то в то же время в нас есть и добродетель.

(Душа) находится в естественном своем чине, когда пребывает такою, какою сотворена: сотворена же она весьма доброю и правою. Почему Иисус Навин, давая заповеди, и говорил народу: «исправите сердца ваша ко Господу Богу Израилеву» (Иис. Нав. 24:23); а Иоанн: «правы творите стези» (Матф. 3:3).

Правою же душа бывает, когда разумность ея находится в естественном своем чине. Когда же она уклоняется инуды и низвращает чин, требуемый естеством, тогда это называется злом в душе.

Итак, – незатруднительное это дело (добродетели); ибо если мы пребываем так, как созданы, то находимся в добродетельном состоянии; а если замышляем худое, то нас справедливо называют злыми. Если б со вне надлежало заимствовать сие дело (добродетели), то конечно оно было бы затруднительно; но если она в нас есть, то будем только хранить себя от худых помыслов, и соблюдать душу свою Господу, как принятый от Него залог, чтоб Он признал ее творением Своим, увидев, что она такова, какою Он ее создал.

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/598555-antoniy-velikiy-nastavleniya-svyatogo-antoniya-velikogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector