Преподобный димитрий прилуцкий

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Дни памяти: 11 февраля, 3 июня (сретение образа)

Прп. Димитрий Прилуцкий

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича.

Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю.

Обратите внимание

Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине.

Обратите внимание

Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

Господь наделил Своего угодника даром прозорливости. Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси.

Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life430.htm

Преподобный Димитрий Прилуцкий вологодский чудотворец

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале XIV века в семье богатых переяславских купцов. Как назвали ребенка при крещении — мы не знаем, но знаем, что отец и мать будущего святого были людьми набожными и рано начали учить своего сына грамоте.

Учение давалось ему легко, и, еще будучи совсем юным отроком, он уже читал Евангелие и Псалтирь. Любовь сына к священным книгам и его отменное послушание радовали родителей. Огорчало же их его полное пренебрежение к торговым делам, для которых они его предназначали.

В конце концов, они, очевидно, смирились с этим, но принять монашеский постриг преподобный Димитрий смог только после их смерти.

Он отказался от своей доли наследства в пользу брата и поступил в Горицкий монастырь, чьи величественные стены по сей день возвышаются над Переславлем-Залесским.

Важно

Спустя некоторое время преподобный Димитрий вышел из Горицкого монастыря и отправился на болотистое место неподалеку от Плещеева озера. Уединиться ему здесь не удалось: вскоре к нему начали приходить те, кто желал его духовного руководства. Так появился Никольский, что «на Болоте», монастырь (ныне —женский). Было это приблизительно в 1350 году.

В 1354 году состоялась первая встреча преподобного Димитрия с преподобным Сергием Радонежским.

До этого момента подвижники много слышали друг о друге, и когда Радонежский игумен пришел в Переяславль по делам своего монастыря, он не преминул посетить преподобного Димитрия.

Знакомство переросло в крепкую дружбу, и не раз преподобный Димитрий отправлялся за шестьдесят верст от Переяславля к Сергию Радонежскому:

Скоро весть о подвижнической жизни преподобного Димитрия Прилуцкого дошла и до Москвы, где княжил в то время Дмитрий Донской. При встрече с князем преподобный Димитрий произвел на него столь сильное впечатление, что тот воздал ему «большие почести», поставив наравне с преподобным Сергием, и упросил его стать крестным отцом своего сына (предположительно, старшего—Василия).

В 1368 году преподобный Димитрий оставил Никольский монастырь (сейчас мы бы назвали его уход «бегством от популярности») и отправился в сторону Вологды, где и основал спустя три года Спасо-Прилуцкий монастырь, установив в нем строгий общежительный устав.

Житие говорит, что преподобный Димитрий Прилуцкий был для братии примером во всем: первым шел на монастырские работы, изнурял свое тело «молитвою, постом (питался лишь просфорой и водой) и худостию ризною (то есть плохой одеждой)» и неустанно заботился как о вверенных ему иноках, так и обо всех, кто приходил в обитель за помощью. Но обильная милостыня, которую он подавал на глазах у братии, представляла собой лишь верхушку айсберга. Большую часть милостыни прп. Димитрий подавал тайно. Дело в том, что насельники монастыря время от времени выказывали недовольство теми толпами нищих, которые стекались к обители. Как и всякие слабые люди, они боялись, что «им самим не хватит». И вот, святой игумен старался творить милостыню тайно, дабы роптанием братия «не погубила мзды своея», то есть не лишилась воздаяния в Царствии Небесном.

За свою святую жизнь преподобный приобрел от Бога дар прозорливости. Так, в 1389 году он, работая вместе с братией над какой-то монастырской постройкой, вдруг остановился и сказал:

а затем, к изумлению присутствующих, стал вслух молиться об упокоении души князя. Через несколько дней из Москвы пришла весть о смерти Дмитрия Донского.

Совет

Сам преподобный Димитрий Прилуцкий окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. В то мгновение, когда душа его оставила тело, вся келья, а потом и весь монастырь наполнились благоуханием. Именно по нему братия узнала о кончине своего наставника.

Мощи преподобного прославились чудотворениями с начала XV века: в 1409 году в Вологде разразилась эпидемия, и многие получали исцеление от гроба прилуцкого игумена. К XVI веку уже вся Русь почитала святого Димитрия как великого чудотворца и святого России.

Димитрий Прилуцкий – выдающаяся личность России.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-dimitrij-priluckij.html

День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, святого собеседника преподобного Сергия Радонежского

Прп. Димитрий Прилуцкий. Житийная икона. Дионисий. Москва. Начало XVI века.

Вологодский областной музей-заповедник

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в первой трети XIV века в Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. Мальчик выделялся среди ровесников умом и смирением, он удалялся от шумных детских игр, избегал почета, каким окружали его домашние слуги.

Торговые дела отца мало его занимали. Не о богатствах скоропреходящих думал Димитрий и не об утехах здешней жизни. По мере возрастания все больше времени посвящал он чтению священных книг и богомыслию, возгревая в сердце любовь к Богу.

Душа его стремилась к небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и близких по крови. Все более и более созревало в нем желание вступить на тесный и скорбный путь иноческого жительства.

Вскоре юноша покинул дом отца и принял монашеский постриг в Переславль-Залесском Горицком монастыре.

Неизвестно, сколько времени преподобный Димитрий подвизался на месте своего пострижения. Желая основать монастырь со строгим общежительным уставом, он переселился из Горицкого монастыря на Болото (так называлась сырая болотистая местность в одной версте от Плещеева озера). Там он поставил храм во имя святителя Николая и устроил при нем общежительный монастырь. 

Слава о подвижнической жизни преподобного дошла до великого князя Димитрия Донского, который неоднократно бывал в Переславле-Залесском, и он пригласил старца в Москву. Игумен Никольского на Болоте монастыря произвел сильное впечатление на великого князя. Димитрий Иоаннович проникся к нему глубоким уважением и попросил быть восприемником при крещении одного из своих детей. 

В 1354 году, когда святитель Алексий пребывал в Константинополе, а делами Русской митрополии управлял епископ Владимиро-Волынский Афанасий, живший в Переславле, пришли к нему из Троицкой обители преподобный Сергий Радонежский с некоторыми из братии просить для обители игумена.

Несмотря на возражения Преподобного, владыка Афанасий распорядился поставить его на эту должность. Преподобному Сергию не оставалось ничего другого, как повиноваться воле архипастыря. 
Клеймо из житийной иконы  преподобного Димитрия Прилуцкого. XVI в.

Когда преподобный Сергий Радонежский находился в Переславле, пришел к нему игумен Димитрий, основатель местного Никольского монастыря. Наслышанный о подвигах аввы Сергия, он желал познакомиться и побеседовать с создателем Троицкой обители.

Обратите внимание

Преподобные встретились как два родных брата, прося друг у друга благословения, молитв, советов и наставлений. Авва Сергий просил преподобного Димитрия навещать его, и с тех пор игумен Никольского монастыря часто приходил в Троицкую обитель для собеседований на духовные темы и совместных молитв. Это была истинная дружба двух единомышленников.

Они вдохновенно совершали богослужения в крошечном храме Святой Троицы при тусклом свете и треске горящей лучины, а после службы садились в тесной келии за скудную трапезу. Для обоих подвижников такие встречи были настоящим праздником, и лица их светились неподдельной радостью. 

Преподобный Димитрий сознавал, что в мирской славе есть соблазн для инока. Взяв с собой только одного любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий покинул Переславль-Залесский и направился в Вологодский край.

Сначала на берегу реки Вологды монахи построили небольшую церковь в честь Воскресения Христова, но, встретив сопротивление местных жителей, были вынуждены удалиться. Тогда в нескольких верстах от Вологды, у речной излучины («на Прилуце»), на земле, которая принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села, преподобный Димитрий решил основать монастырь.

Владельцы выделили ему участок, необходимый для построения обители, и вскоре там были построены церковь, монашеские келии и другие монастырские постройки. Так между 1378 и 1382 годами возникла Спасо-Прилуцкая обитель — первый в Вологодских пределах монастырь со строгим общежительным уставом.

В обитель преподобного Димитрия начали стекаться ищущие монашеского подвига жители Вологды и окрестных селений. Просились в нее и насельники основанного ранее преподобным Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал старцу щедрое пожертвование на нужды новой обители.

 
Преподобный Димитрий Прилуцкий

Преподобный научал братию не столько словами, сколько примером своей жизни, которая была истинным воплощением монашеских обетов. Первый в трудах на пользу братии, преподобный Димитрий был первым и в церкви на молитве. Пост его был столь суров, что он по целым неделям не принимал пищи.

Лишь в праздники преподобный Димитрий несколько ослаблял пост и вкушал малую просфору с теплой водой, которую подавал ему келарь в небольшом глиняном сосуде. Одежду подвижника составлял один только заскорузлый тулуп из жесткой овчины. Преподобный носил его бессменно в течение целого года, зимою страдая от стужи, а летом от зноя. Носил он на себе и тяжелые железные вериги. 

Спасо-Прилуцкая обитель находилась при большой дороге, и многие обращались в монастырь за помощью. В Житии подвижника отмечается, что преподобный Димитрий был «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская».

Важно

Благотворительная деятельность преподобного не ограничивалась пределами монастыря. Нередко он покидал обитель, чтобы ходатайствовать за обиженных. В таких случаях преподобный Димитрий прибегал не только к увещаниям, но, в случае необходимости, и к суровым обличениям.

Близко к сердцу принимал он и духовные нужды богомольцев, стекавшихся в монастырь за советом, утешением и наставлением. 

В конце своей многотрудной подвижнической жизни преподобный Димитрий был удостоен от Господа дара прозорливости. Когда родной брат преподобного впал в неоплатные долги, а с ними и в нищету, он пришел в Спасо-Прилуцкий монастырь и попросил благословения на торговлю в местах, населенных языческими племенами.

Преподобный дал благословение обнищавшему брату. Торговля с язычниками дала ему такой прибыток, что после возвращения он смог погасить все свои долги. На следующий год, также с благословения преподобного, он снова отправился к тем же племенам для торговли и возвратился с еще большей прибылью.

Страсть к наживе разгорелась в купце, и на третий год он опять пришел к преподобному Димитрию за благословением на тот же путь. Однако преподобный сказал ему: «Довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел; не ходи более — не погибнуть бы тебе от звероподобных людей».

Брат не внял увещанию старца и без его благословения предпринял третью поездку, но домой он больше не вернулся, очевидно, быв убит язычниками. 

В мае 1389 года, трудясь вместе с братией, преподобный Димитрий, прослезившись, неожиданно сказал: «Мы строим теперь земные, тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Иоаннович от сего дня уже не печется с нами о суетном сем житии».

Читайте также:  Церковь сергия радонежского в туле, россия, город тула

Вслед за этим подвижник начал вслух молиться об упокоении души новопреставленного. Не было никаких известий о болезни великого князя, и поэтому слова преподобного о его кончине показались братии странными.

Совет

Но спустя несколько дней из Москвы пришла весть, что великий князь скончался, и притом, как оказалось, в тот самый день и час, когда преподобный поведал об этом братии. 

Идя скорбным и узким путем подвижничества, преподобный Димитрий достиг маститой старости.

Почувствовав близость кончины, он собрал братию и сообщил печальную для них весть: «Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом моему брату и сыну духовному Пахомию; повинуйтесь ему во всех добрых делах как отцу своему».

Когда же преподобного спросили, где желает он быть похороненным, смиренный подвижник отвечал; «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами». Это была, по-видимому, последняя беседа преподобного с братией. 

Однажды ночью иноки Спасо-Прилуцкой обители почувствовали, что по всему монастырю распространилось благоухание. Все тотчас же поспешили к жилищу преподобного, но нашли святого старца уже отшедшим. Келия его была исполнена благоухания, а лик преставившегося подвижника был покоен и тих, как у спящего, и сиял неземным светом.

Оплакивая горькими слезами кончину любимого пастыря, с благоговением поклонились братия его честным останкам. Земная жизнь преподобного окончилась, как предполагают, около 1406 года. 
Клеймо из житийной иконы преподобного Димитрия Прилуцкого. XVI в.

Господь прославил Своего угодника, и для всех, с верою призывающих его имя, гроб преподобного Димитрия по милости Божией стал источником многих благодатных чудес и исцелений. 

Местное празднование преподобному Димитрию в Спасо-Прилуцком монастыре было установлено, вероятно, с 1409 года, когда при гробе его начали твориться чудеса. К концу XV века почитание преподобного Димитрия Прилуцкого приобрело не только епархиальный, но и общерусский характер. 

С начала XVI века в Вологде праздновалось Сретение чудотворной иконы преподобного Димитрия, которую великий князь Иоанн IV Васильевич прислал в память о молитвенной помощи преподобного русским войскам и о его явлении великому князю во время похода на Казань. Торжества продолжались три дня. Из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь устраивался крестный ход. Правящий архиерей служил в обители литургию и молебен преподобному Димитрию. Затем крестный ход возвращался в город. 

Обратите внимание

К началу XVII века преподобный Димитрий воспринимался жителями Вологды как небесный покровитель их города. В Смутное время образ преподобного Димитрия был торжественно перенесен из монастыря в Вологду и помещен в Спасской церкви.

Город избежал нападения польско-литовских интервентов. В благодарность за это горожане поставили на площади деревянный храм во имя преподобного Димитрия.

В 1777 году на его месте был воздвигнут Никольский собор с приделом в честь основателя Спасо-Прилуцкого монастыря. 

Память преподобного Димитрия Прилуцкого совершается 11/ 24 февраля и 3/16 июня.  

выше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

выше от Бога преподобне, благодать приял еси, Димитрие преславне,/ и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудовом обрете, всеблаженне, / Егоже моли/ спастися душам нашим.

т юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

риста единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

езлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление.

Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.    

Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. С. 178-184.

24 Февраля 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-dimitriya-prilutskogo-vologodskogo-svyatogo-sobesednika-prepodobnogo-sergiya-rad

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Святой Димитрий родился в городе Переславль-Залесский в богатой купеческой семье. Начальное образование (в то время состоявшее в обучении грамоте и чтении духовных книг) он получил дома.

Родители, конечно, прочили сыну успешную будущность, однако с самого детства мальчик бежал не только роскоши и почестей, но и обычных для своего возраста занятий и игр.

В нем, напротив, открылась глубокая тяга к молитве и уединению.

В юном возрасте Димитрий ушел из отчего дома и отправился в один из Переславских монастырей, где принял монашеский постриг. Юный постриженник вступил на монашеский путь с твердой решимостью. Смирение, целомудрие и прочие его добродетели вызывали удивление. Через несколько лет он был рукоположен в иеромонаха.

Важно

Спустя годы монашеской жизни святой Димитрий получил от Бога благословение основать собственный монастырь со строгим общежительным уставом. С этой целью он удалился на поиски подходящего места на болото, к Плещееву озеру.

Там он воздвиг храм в честь Святителя Николая и устроил обитель. Слава о духовном подвиге настоятеля распространилась далеко, и со всех концов в новый Никольский монастырь потянулись люди, желавшие получить духовное наставление от прп.

Димитрия или же поступить в число братии.

В житии святого Димитрия говорится, что он обладал редкой внешней красотой. Именно поэтому, чтобы никого не смущать, во время встреч с паломниками он всегда прикрывал голову куколем.

Однажды в монастырь пришла из города одна знатная особа, которая, будучи наслышана о мудрости и красоте преподобного, загорелась любопытством и мечтала взглянуть на его лицо.

Поскольку во время обычных встреч это ей не удалось, она тайно подкралась к келье святого, заглянула туда через окно и увидела игумена, готовившегося к литургии. Вдруг взгляд его обратился к ней с выражением невероятного огорчения и укора.

Женщину сковал ужас, она упала на землю совершенно без сил. Увидевшие это люди принесли ее, едва живую, к преподобному и просили простить неразумную. Произнеся укорительное слово, преподобный благословил раскаявшуюся женщину, после чего та сразу же исцелилась.

Преподобный был современником другого великого игумена — Сергия Радонежского, с которым у них завязалась крепкая духовная дружба. Часто святой Димитрий посещал обитель Преподобного Сергия, чтобы вместе помолиться и побеседовать.

Постепенно молва о святом Димитрии дошла и до благоверного князя Димитрия Донского, которому также суждено было стать святым Русской земли. Князь вызвал преподобного в Москву и просил стать крестным одного из своих сыновей.

Предчувствуя, что за таким событием и почестями последует великая людская слава, святой Димитрий пожелал избежать этого тяжкого для монаха бремени и покинуть обитель. Он взял с собой ученика, инока Пахомия, и удалился к северным землям. Недалеко от Вологды, на берегу реки, они построили скромную хижину для жизни и рядом с ней возвели небольшую церковку.

Совет

Однако весть о прибытии старца отнюдь не обрадовала жителей окрестных селений. Они начали рассуждать между собой, что скоро этот человек завладеет их землями и ими. Собравшись большой толпой, они пошли к святому и попросили его уйти. Старец безропотно исполнил просьбу и отправился в Вологду.

В нескольких верстах от города он остановился и решил основать новый монастырь.

Жители Вологды приняли преподобного с радушием. Двое крестьян села Прилуцкое пожертвовали преподобному кусок земли под устроение обители и всячески помогали в его трудах.

Как только весть о святом разнеслась по окрестностям, люди потянулись к старцу, чтобы получить благословение, оказать помощь и принести пожертвования. Вскоре были построены Спасский собор, монашеские кельи и различные подсобные помещения. Так появился Спасо-Прилуцкий монастырь.

Вскоре сюда перешли многие братья из Переславской обители. Князь Димитрий Донской также прислал игумену щедрое вспоможение.

Однако, несмотря на такую известность, братия монастыря жила очень скромно, сама заботилась о своем пропитании. По молитвам преподобного Димитрия небольшое поле давало обильный урожай.

Сам же игумен постился очень строго, послабляя пост только в большие праздники. Одежду он носил старую и грубую, не меняя ее в течение всего года. Все свободное от трудов время преподобный отдавал молитве.

Обитель славилась странноприимством: никому здесь не было отказано в хлебе и ночлеге. Иногда игумен покидал монастырь, чтобы заступиться за обижаемых крестьян или неправедно осужденных, помочь нуждающимся.

За свои великие подвиги в конце жизни преподобный получил от Бога дар прозорливости.

Обратите внимание

В миру у святого остался родной брат, который, продолжая отеческое дело, стал купцом, но после нескольких неудачных сделок совершенно разорился и имел огромный долг.

Он приехал к преподобному с просьбой благословить его на одну поездку для крупной сделки, которая могла быть последней… Получив благословение, брат отправился в поездку и получил огромную прибыль от торговли, так что смог не только выплатить все долги, но и остаться в выигрыше. Во второй год все повторилось. Однако на третий год в купце проснулась страсть к наживе.

Он вновь пришел к преподобному Димитрию за благословением, но прозорливый старец на этот раз стал отговаривать его от задуманного предприятия, ибо оно могло закончиться гибелью. Брат, однако, не послушал святого и из третьей поездки не вернулся.

Святому игумену также был открыт Богом час кончины благоверного князя Димитрия. Вести о смерти князя пришли в обитель лишь спустя несколько дней, как преподобный объявил об этом. И оказалось, что князь преставился именно в тот час, когда святой начал молиться о его душе.

Преподобный Димитрий Прилуцкий дожил до глубокой старости. Предчувствуя приближающуюся кончину, он собрал вокруг себя братию, дал духовное наставление и назначил нового игумена.

В день кончины святого старца (11 февраля 1392 года) по всей обители распространилось дивное благоухание, исходившее от кельи преподобного. Лик почившего игумена светился неземным светом.

После кончины святого были явлены многие чудеса и исцеления от его мощей. Так, в 1409 году в Вологду пришла небывалая болезнь, от которой люди падали с ног и корчились в судорогах. У гроба святого сотни больных получили исцеление.

В 1417 году на монастырь совершили нападение вятские мятежники. Один из грабителей подошел к гробу святого, чтобы снять с него покров. Вдруг неведомой силой его отбросило далеко на каменный пол.

Важно

Товарищи нашли тело святотатца бездыханным. Пораженные таким явным знамением, разбойники отпустили всех монастырских пленных и покинули обитель. По дороге домой многие из них погибли.

Спустя время жители Вятки прислали в монастырь святого Димитрия щедрую милостыню.

Не раз еще являл свою милость святой Димитрий. Он защищал жителей Вологды во время осады города войсками галичского князя Дмитрия Шемяки. Царь Иоанн Грозный в победоносной битве под Казанью имел у себя в войске икону святого, которую по возвращении с войны отослал обратно в монастырь вместе со щедрыми пожертвованиями.

Память святого была установлена еще в начале XV века, когда у его гроба начали происходить многочисленные чудеса и знамения. В XVII веке в центре Вологды в честь преподобного Димитрия Прилуцкого был возведен храм, в котором по сей день находятся мощи святого.

Дни памяти: 24 февраля (11 февраля по старому стилю), 16 июня (3 июня по старому стилю) — сретение образа

Читайте также:  Церковь троицы живоначальной на зелене, россия, вологодская область, город тотьма

Юлия Гойко

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому

О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление.

Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Приобрести икону преподобного Димитрия Прилуцкого (или другие святыни) >>

Заказать икону преподобного Димитрия Прилуцкого в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен преподобному Димитрию Прилуцкому (или другие требы) >>

Паломничество >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/prepodobnyj-dimitrij-prilutskij-vologodskij/

Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Основным источником сведений о преподобном Димитрии Прилуцком является его Житие; некоторые известия о чудесах святого находятся в «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (1-я пол. 70-х гг. XVI в.).

Житие известно в нескольких редакциях. Его автором считается игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий (нач. 70-х гг. XV в.

), который при составлении своего произведения основывался на рассказах игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Пахомия.

По свидетельству одной из редакций Жития, Димитрий происходил из богатого купеческого рода Переяславля-Залесского, принял постриг в Горицком в честь Успения Богородицы монастыре. Затем он основал Переяславль-Залесский-на Болоте Никольский монастырь и стал его игуменом.

Слава о Димитрии настолько распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. В 1354 г. Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переяславль к епископу Афанасию. С тех пор переяславский игумен неоднократно беседовал с преподобным Сергием, посещая Троице-Сергиев монастырь.

В Никольском монастыре Димитрий положил начало книгописанию. Сохранилось несколько рукописей, созданных во время его игуменства. В ОР РНБ хранится так называемое «Переяславское» евангелие, которое, судя по записи в нем, в ХVII в. принадлежало библиотеке этого монастыря: на л. 166 об. – запись почерком ХVII в.

: «Евангилье тетръ Николы Чюдотворца з боло…» (шифр: ОСРК. F.п.I. 21).

Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место и в вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, построил храм Воскресения Христова. Он хотел основать там монастырь, но через некоторое время вынужден был оттуда уйти из-за конфликта с местным населением, опасавшимся лишиться угодий. Димитрий пришел в Вологду.

Недалеко от города, на левом берегу реки Вологды, он выбрал место у ее излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно, между 1378 и 1382 гг., монастырь в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Прилуцкий монастырь).

Среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Димитрием из Переславль-Залесского-на Болоте Никольского монастыря.

Совет

Почитание Димитрия в Спасо-Прилуцком монастыре началось вскоре после кончины преподобного – не позже 1408 г., общерусским почитание Димирия стало к концу XV в.

Как и в Переяславль-Залесском, в Спасо-Прилуцком монастыре Димитрий организовал книгописание. В ОР РНБ, в собрании Санкт-Петербургской Духовной академии, хранится Пролог, происходящий из Спасо-Прилуцкого монастыря. Он создан в конце ХIV – начале ХV в., то есть еще при жизни преподобного Димитрия.

Пролог состоит из двух массивных книг: т. 1 (на сентябрь – февраль), т. 2 (на март – август). То, что эти книги принадлежали Спасо-Прилуцкому монастырю, устанавливается по записи, сделанной скорописью на л. 2 т. 1: «Пролог Прилуцкого монастыря». Оба тома Пролога написаны на пергамене уставом, переходящим в полуустав.

Имя писца – Феодот, как указано в сделанных им киноварью приписках: «Господи, помози рабу божию Феодоту написалъ Прологъ. Где буду описалсь, с другом глаголя или неподобно мысля, и вы, отци, чтите, исправливая, а не мозите кляти Бога диля. А кончанъ месяца октября въ 7 день Сергия и Вахка на память» (т. 1, л. 303 об., в т. 2 на л. 255 об.

находится схожая запись того же Феодота (шифр: СПДА. А.I.264. Т.1, 2).

Пролог – это древнерусский церковно-учительный сборник, в основе которого лежат византийские Синаксари. По сути, Пролог является сводом сокращенных житий святых, расположенных в календарном порядке. Различают две редакции этой книги.

Спасо-Прилуцкий пролог принадлежит ко второй редакции, которая по объему превышает первую в два раза, прежде всего за счет добавления статей назидательного характера. Однако и житийная часть была существенно переработана: в эту редакцию были включены жития некоторых русских святых.

Пергаменных списков этой редакции сохранилось очень мало (около десяти), поэтому Спасо-Прилуцкий пролог имеет огромное значение для истории древнерусской книжности.

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Radonegsky/priluckiy.php

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому

Главная » Все молитвы » Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому

Икона Образ Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому

О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление.

Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Димитрию Прилуцкому

Тропарь, глас 1:
Свыше от Бога, преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси, блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь, глас 4: (Сретение образа преподобного Димитрия)
Возсия днесь, яко солнце, пречестный образ священнолепнаго твоего подобия, паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя, тьму бесовскую без вести творя, егоже радостно сретаху, духовныя лики составльше, непрестанно вопием ти: Димитрие, отче наш, моли Спаса всех сохранити град твой и страну нашу, стаду твоему спасение подавая и велию милость.

Акафист святому преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому чудототворцу …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=prayers/dimitrij-prilyzkij

Преподобный димитрий прилуцкий, вологодский

Святитель Димитрий Ростовский

Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца

Память 11 февраля

Преподобный и богоносный отец наш Димитрий происходил из города Переяславля от благочестивых родителей. С молодых лет он отдан был в книжное научение и навык в чтении божественных книг; многих сверстников он превосходил разумом и выделялся среди них своим смиренномудрием, которое всегда скрывал в сердце своем.

Блаженный любил часто размышлять о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому по делам его, о Царстве Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Изучив Священное Писание Ветхого и Нового Завета, святой познал, что жизнь в этом свете скоропреходяща.

И потому он вскоре оставил этот суетный мир и, с умиленной душой, придя в страх Божий, в том же Переяславле принял иночество в Нагорном Борисоглебском монастыре. Здесь усердно подвизаясь в добродетельной жизни, он упражнялся в духовном трезвении и молитве, отличаясь чистотой, крайним смирением и духовной любовью ко всем.

Обратите внимание

Таким образом, этот трудолюбивый и неустанный богоугодный подвижник, поучаясь в законе Господнем день и ночь, обрел плод спасения, целомудрием и чистым сердцем взыскуя Бога и проводя равноангельное житие. Иноки и простой народ любили святого за его великую добродетель. По прошествии некоторого времени, Бог сподобил преподобного Димитрия принять сан священства.

В то время преподобный Сергий, Радонежский чудотворец устроил близ Радонежа монастырь во имя Святой Троицы и, по изволению Божию, учредил там иноческое общежитие. Преподобный Димитрий часто посещал преподобного Сергия для духовных бесед, о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу.

После Того преподобный Димитрий построил церковь во имя святого Николая Чудотворца и при ней создал монастырь на берегу Переяславского озера, и был при той обители игуменом. К преподобному стало стекаться, ради духовной пользы, много монахов и мирян, желавших жить в его обители, и блаженный принимал их, поучая со смирением и постригая мирян в святой иноческий чин.

Так он собрал у себя большое Божие стадо словесных овец Христовых. Вскоре затем преподобный устроил в своем монастыре общежитие, утвердив его строгими правилами. Братия во всем повиновались святому с любовью и послушанием, как ангелу Божию и истинному наставнику, в особенности же, как ходатаю Царства Небесного.

Потом, бегая славы человеческой, блаженный Димитрий удалился отсюда на Вологду, там, недалеко от города, преподобный полюбил уединенное место при луке, образуемом коленом р. Вологды, создал здесь храм во имя Всемилостивого Спаса и основал общежительный монастырь.

Когда разнеслась молва о водворении преподобного в Прилуках, многие из учеников перешли из Переяславля к любимому наставнику, в Прилуки; приходило к преподобному много ищущих иноческой жизни и из разных других стран. Так составилась общежительная Прилуцкая обитель. И собрал здесь преподобный Димитрий многочисленную братию. Добре упасши Христово стадо вверенных его руководству овец словесных, преподобный преставился ко Господу 11 февраля 1392 года.

Примечание

Слух о высокой жизни преподобного Димитрия дошел до великого князя московского Димитрия Иоанновича Донского, и он пригласил преподобного к себе, чтобы он был восприемником детей его. Преподобный исполнил желание князя, и получил от него щедрые дары для обители. После этого он и решился оставить Переяславский монастырь и удалиться в глухое место.

Преподобный своими подвигами и добродетелями служил высоким примером и образцом для собравшейся в его обитель братии, в то же время непрестанно поучая и наставлял ее. Он отличался нищелюбием и благотворительностью.

Сам, всегда довольствуясь только просфорой с теплой водой, он обходил монастырские угодья и заботился, чтобы для трапезы братии вовремя доставлялось все нужное.

Одежда у него зимой и летом была одна – овчинный заскорузлый тулуп, под которым летом бывал он мокрым от жары, а зимой страдал от морозов. Но для братии он ходил вместе с ними на работы.

Важно

Для того чтобы другие не видали его слезной молитвы, он часто удалялся для молитвы в уединенное место, с левой стороны храма, где для этого была сделана деревянная пристройка. Своими высокими подвигами самоотвержения и самоотречения преподобный достиг высокого духовного совершенства и сподобился дара прозрения.

Тело преп. Димитрия было погребено в созданной им Спасской церкви. У гроба его и его молитвенным предстательством совершались чудеса и различные исцеления. И ныне мощи преп. Димитрия Прилуцкого почивают в том же храме, где находится и чудотворный образ этого святого, бывший с великим князем Иоанном III во время похода его под Казань.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/dimitrij-priluckij-vologodskij-zhitie.html

Димитрий Прилуцкий, Вологодский, преподобный

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Смотреть иконы святого Дмитрия

Молитвы

Тропарь Димитрию Прилуцкому, Вологодскому

Свыше от Бога, преподобне, /
благодать приял еси духовную, /
и от Него убо познался еси, блаженне, /
того ради и ты духом познал еси лучшая Его, /
будущаго века пребывание, /
и постнически испытався во своих обителех. /
И ныне со ангели ликовствуя, /
Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: /
Слава Давшему ти крепость, /
слава Венчавшему тя, /
слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь Сретение образа прп. Димитрия

Возсия днесь, яко солнце, /
пречестный образ священнолепнаго твоего подобия, /
паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя, /
тьму бесовскую без вести творя, /
егоже радостно сретаху, /
духовныя лики составльше, /
непрестанно вопием ти: /
Димитрие, отче наш, моли Спаса всех /
сохранити град твой и страну нашу, /
стаду твоему спасение подавая /
и велию милость.

Читайте также:  Мученик каллиник киликийский

Житие

Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам. Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому.

В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве.

Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой Богородицы в том же городе Переславле.

Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, чистоты, глубокого смирения и любви ко всем людям, и труды его стали приносить спасительные плоды, так как он был занят исполнением заповедей Господних и днем, и ночью. Он был целомудрен и чистым сердцем стремился к Богу, то есть жил подобно ангелу.

Блаженный стремился познать то, что созерцают ангелы, и что доступно только любящим Бога. И его за его добродетели полюбили и иноки, и простые люди. Затем Бог сподобил его принять дар священства и быть наставником и учителем людям, что он исполнял, как исполняет хороший воин, угождающий своему господину.

В то время святой отец наш Сергий устраивал монастырь Святой Троицы вблизи Радонежа и, по воле Божией, ввел там общежительный устав. Святой Димитрий имел обычай часто посещать святого Сергия и беседовать с ним во Христе о том, как управлять монастырем, чтобы привести к Богу Его избранных.

Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудо-творцами, Бог подлинно просветил Русскую землю. Потом блаженный Димитрий поставил церковь во имя святого Николая Чудотворца и монастырь около озера и города Переславля и был в нем игуменом. К нему приходили монахи и не монахи ради исцеления душевного, и чтобы остаться с ним жить.

Совет

Он поучал их со смирением и постригал во святой иноческий чин, собирая таким образом стадо овец Христовых. Блаженный ввел в монастыре общежительный устав, и сам для всех был образцом для подражания. Братия повиновалась ему с любовию, как ангелу Божию, как истинному наставнику чтили как ходатая перед Богом, вымаливавшего для них Небесное Царствие.

Затем блаженный Димитрий отошел оттуда на Вологду. Там он создал церковь Всемило-стивого Спаса на освящение водам (в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста Господня, когда совершается Церковью освящение воды; этот монастырь св. Димитрий поставил в излучине, или луке, реки Вологды Спасский Прилуцкий монастырь). Святой на этом месте собрал большую братию и тоже дал общежитель-ный устав. Хорошо наставив это стадо Христовых овец, преподобный отец наш Димитрий преставился ко Господу в 1392 году 11 февраля (24 февраля по новому стилю).

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича.

Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю.

Обратите внимание

Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине.

Обратите внимание

Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

Господь наделил Своего угодника даром прозорливости. Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси.

Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Dimitrijj_Priluckijj_Vologodskijj_prepodobnyjj.html

24 февраля. Прп. Димитрий Прилуцкий

Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Димитрия, Всеволода, Гавриила, Феодоры.

Церковный календарь

24 февраля 2015 г.

Сегодня именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Димитрия, Всеволода, Феодора.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом!

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца.

Святой Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье в городе Переславле-Залесском. С юности отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из переславских монастырей, Нагорно-Борисоглебском, на берегу Плещеева озера святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

 В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор неоднократно беседовал с и сблизился с ним. Слава о переславском игумене столь распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича.

Под влиянием радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место. Вместе с учеником Пахомием он направился на север и в вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю.

Местные жители боялись лишиться угодий, и тогда пустынники, не желая никому быть в тяжесть, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому.

Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году был воздвигнут Спасский собор, и начала собираться братия.

Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля.

Важно

Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих, голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении.

Преподобный любил молиться наедине, постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники он не принимал разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп и до глубокой старости ходил с братией на общие работы.

Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келья была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии его почитание распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года на основании рассказов ученика Димитрия игумена Пахомия прилуцкий инок Макарий написал его житие.

Как и 600 лет тому назад, весь мир и поныне делится на две категории людей: на тех, кто принимают слово Христа и его учеников, и тех, кто больше беспокоятся о посевах, землях, или, как в евангельской истории, о свиньях.

Когда Господь исцелил гергесинского бесноватого, изгнав из него легион бесов, жители окрестностей, принадлежавшее которым стадо свиней потонуло в озере, пришли ко Христу и просили, чтобы Он отошел от «предел их».

Потому что присутствие Спасителя в их земле оказалось слишком накладным.

Так и в жизни каждый человек выбирает сам. Он может пойти путем комфорта и благополучия, хотя говорить об этом можно лишь условно, потому что человеку, созданному для вечной жизни, невозможно быть благополучным, живя лишь биологической жизнью.

Человек – это чело, устремленное в вечность, и его душа никогда не сможет насытиться лишь земным.

Совет

Душа не может жить даже самыми удивительными произведениями искусства, потому что в человеке есть дух ненасытимый и неутолимый ничем, кроме благодати Божией.

Вторая категория людей весьма немногочисленна – это те, кто ищут единого на потребу, стремятся исполнить заповедь Божию. Господь говорит, что тот, кто сохранит душу в этом прелюбодейном и грешном мире, то потеряет ее в вечности, но если, кто «потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретет ее в вечности».

У святых есть выражение, что если ты умрешь прежде, чем умрешь, то, когда умрешь – не умрешь. Наша душа находится в порабощении у греха и страстей, многие из которых уже стали нашими природными свойствами: привычка – вторая натура. Если человек привык курить, материться или отговариваться, эти привычки стали его природными свойствами.

Для того чтобы освободиться от них, надо вырывать их с кровью. У святых отцов так и говорится: дай кровь и прими дух.

Чтобы обрести свободу, ожить, необходимо умереть для греха. Само священнодействие Крещения – это погружение в смерть Христову, в землю. Образ воды лишь символ: человек умирает для ветхого и, выходя из купели, воскресает для жизни во Христе и со Христом.

Если человек отвечает за свои слова и действия, у него твердые и решительные мотивы, то после Крещения  начинается реально новая жизнь – абсолютно иная по качеству и содержанию, потому что его душа наполнена благодатью Духа Святого. Задача дальнейшей жизни не растерять, сохранить ее, что, к сожалению, бывает непросто.

Большинство из нас крестились неосознанно и после крещения вели себя несохранно – раскололи, повредили душу.

Мы вошли в удивительный период Святой Четередесятницы, время, когда необходимо собирать и исцелять душу, приводить в порядок свою жизнь, возвращаться в норму, в себя. Это время реабилитации души.

Обратите внимание

Наша задача в этот период – выстроить свою жизнь таким образом, чтобы все дни после Пасхи (а в идеале до следующего Великого поста) мы жили в определенном режиме «войск боевой готовности»: все время были готовыми противостоять врагу, не дать греху войти в сердце.

Вычищение этого гноя и скверны из нашей души происходит со слезами покаяния. Люди порой задают вопрос, можно ли креститься второй раз? Можно, но только уже не в Таинстве Крещения, а в Таинстве Покаяния, когда человек слезами сокрушенного сердца омывает всякую нечистоту своей души.

Цель жизни христианина – обожение, то есть достижение подобия Богу по благодати. Это очень серьезная цель, поставленная нам Самим Богом, и чтобы ее достигнуть, необходим целенаправленный и осознанный труд.

Как в любой профессии человек должен знать, что и в какой последовательности делать, знать теорию, все время практиковать свои навыки, тогда он становится профессионалом, так каждый из нас должен стать профессиональным христианином: не только называться, но жить, как жил Христос.

Для этого необходим ежедневный, систематический труд, очень ясный и четкий, и для этого надо знать, что делать. Если цель жизни – обожение, то средство ее достижения – аскетика.

Без нее невозможно достичь очищения души от страстей, поэтому советую всем посвятить время Великого поста изучению труда святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты».

Внимательно, вдумчиво, благоговейно вчитываться  в текст, не глотая по десяткам страниц, но не спеша: в день по беседе, чтобы для начала приобрести устойчивый теоретический опыт. Святых отцов мы читаем при этом самой жизнью: необходимо практически внедрять то, что мы понимаем, усваивать в нашу жизнь. Если добросовестно выполнять этот совет, то в конце Четыредесятницы духовное состояние разительно изменится: появится бодрость духа, желание духовной жизни, что будет хорошим результатом Великого поста. Помогай нам всем Господь!

Расшифровка: Юлия Подзолова

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/24-fevralya-prp-dimitriy-prilutskiy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector