Преподобный филипп ирапский

Мощи святых

Преподобный Филипп скончался 14 ноября 1527 года на 45-м году от рождения. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме Ирапской пустыни. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием. Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборовский Филиппов монастырь.

Православные не забыли о святом угоднике Божием, обращались к нему за молитвенной помощью и заступничеством перед Господом и получали их. Поэтому намерение обрести мощи преподобного вызвало огромный интерес.

Поиски мощей начались в 1999 году. Филиппо-Ирапская пустынь, что в 20 км от Кадуя, была передана Воскресенскому собору после того, как отсюда выехал психоневрологический интернат.

Была мысль возродить здесь монашескую жизнь, начали понемногу обустраивать корпус, приводить в порядок храм — но два года назад случился пожар. О восстановлении монастыря в ближайшее время речь уже не идет.

И тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было решено перенести мощи преподобного Филиппа, основателя обители, чтобы не оставлять их в небрежении.

Обратите внимание

Первая экспедиция, однако, закончилась безрезультатно. Летом 2000 года снова начали поиски мощей, нашли надгробную плиту — под ней ничего не оказалось. Храм несколько раз реставрировался, и точное место захоронения уже было неизвестно, что и неудивительно: почти 500 лет все-таки прошло…

А в начале августа 2000 года предприняли очередную попытку. Раскопки вели археологи Череповецкого музейного объединения, специалисты из Генеральной прокуратуры РФ — те самые, что вели поиски мощей епископа Варсонофия Кирилловского и расстрелянных с ним в 1918 году мучеников.

Святые мощи преподобного Филиппа Ирапского были обретены под спудом Троицкого храма бывшего Филиппо-Ирапского монастыря 24 июля 2000 года. Работы сопровождались молебнами, чтением Псалтири. Найденные мощи тщательно исследовали специалисты, они определили, что останки захоронили в XVI в.

, что все они принадлежали одному человеку, а рядом захоронений не было. Никого, кроме преп. Филиппа, на этом месте не хоронили.

Мощи Святого были приведены в надлежащий порядок и поставлены на хранение в алтаре Троицкого собора. А 26 ноября, накануне празднования памяти преподобного Филиппа Ирапского, рака с мощами была выставлена для всенародного поклонения в Воскресенском Соборе Архиерейского подворья Череповца.

Рассмотрев результаты проведенных исследований, епархиальный совет во главе с епископом Максимилианом признал их достаточным доказательством того, что в ходе раскопок обретены мощи преподобного Филиппа Иранского.

Источник: https://tainadiveevo.ru/filipp-irapskiy-moshchi

Преподобный Филипп Ирапский

Вблизи Комельской области, в монастырском селении, появился отрок Феофил и стал жить у боголюбивых людей, питаясь чем Бог пошлет. Каждый день ходил он  в церковь и усердно молился.

Его кротость, любовь к Господу и способность довольствоваться малым изумляли поселян, и они привели его к преподобному Корнилию. Старец спросил, кто он  и откуда.

Мальчик заплакал, упал к ногам преподобного и с трудом проговорил:

— Зовут меня Феофилом, но кто мои родители — не знаю. Я сирота, скитаюсь, а питаюсь тем, что подадут. Смилуйся надо мной, честный отче! Разреши остаться в обители, а я буду делать все, что прикажут.

Преподобный сжалился и поручил его ризничему; Феофилу было тогда 12 лет. Спустя три года кроткий, послушный и усердный к молитве Феофил был пострижен преподобным Корнилием в монашество и назван Филиппом. Наставником юного инока был назначен опытный брат Флавиан.

Филипп трудился то в пекарне, то  в кухне, носил дрова и воду, прислуживал старшим, а ночью молился. Видя примерную жизнь Филиппа, братья обратились к Корнилию с просьбой облечь инока священническим саном, и усердный послушник стал иереем Божьим.

Стремясь к высшим подвигам, блаженный Филипп решил искать себе уединения.

Так, после 15 лет, проведенных в Комельской обители, отправился он странствовать. В Вологде он посетил Спасо-Каменский монастырь, потом отправился в окрестности Белого озера, и здесь, на реке Андоге, забрел он  в дремучий лес, и очень приглянулось ему место под развесистой сосной. У благочестивого князя Андрея Шелешпанского, владельца тех мест, выпросил он себе полюбившееся местечко.

Князь, обрадовавшись, что в его угодьях поселился Божий человек, отвел Филиппу землю между Большим Ирапом и Малым, в 45 верстах от Череповца. Здесь отшельник поставил часовню в честь Святой Троицы, потом и келью. Спустя некоторое время с помощью князя Андрея здесь был воздвигнут храм Святой Троицы. Усердные христиане принесли отшельнику церковную утварь и все нужное для богослужения.

Много тягот вытерпел Филипп, но не скорбел, уповая лишь на Господа. Раз пришел к нему верующий мирянин Мелентий, в беседе время прошло незаметно, и он остался в келье ночевать.

Важно

В полночь, проснувшись, он увидел, что Филиппа нет в келье. Посмотрев в окно, он увидел, что отшельник стоит у церкви с воздетыми к небу руками, которые светятся как свечи.

Мелентий еще долго потом рассказывал об этом.

Преподобный Филипп так и прожил в Ирапской пустыни до конца своих дней. Из-за больных ног он не мог ходить в церковь, и с ним поселился инок Герман, чтобы помогать старцу и тайно записывать его рассказы о прошлой жизни и свои впечатления. Из этих заметок потомки и узнали о жизни Божьего человека.

Преподобный Филипп мирно скончался 14 ноября 1527 года и был погребен у реки на им самим выбранном месте. Вскоре здесь устроилась обитель, которая называлась Красноборской, или Филипповой. Мощи преподобного почивали под спудом в каменном храме Святой Троицы. Над гробницей стояла его икона, точный список с другой, древней, присланной из Москвы княгиней Кривоборской. 

26 ноябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3026-prepodobnyj-filipp-irapskij.html

Преподобный Филипп Ирапский // Русские святые : 1000 лет русской святости. – СПб., 2000. – С. 668-671

Память его празднуется 14 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

В соседней с обителью прп. Корнилия Комельского деревне появился нищий двенадцатилетний мальчик по имени Феофил. Принял его к себе крестьянин Василий. Скоро узнал о кротком богобоязливом мальчике прп. Корнилий (память его 19 мая) и приказал привести его к себе.

Со слезами мальчик упал ему в ноги и сказал: «Прости меня, честный отче, я не помню своих родителей, остался после них в малых летах. Сказывали мне, что они были крестьяне, а имя мне Феофил.

Скитался я, питаясь именем Божиим, не знаю, как пришел сюда, а теперь живу у своего хозяина.

Молю тебя, честный отче, позволь мне потрудиться в твоей обители сколько могу!» Преподобный принял его и поручил ризничему – старцу Флавиану, который прежде всего научил его грамоте и Священному Писанию. Вся братия полюбила его, и через 3 года он был пострижен с наречением ему имени Филипп.

Филипп ревностно подвизался в посте, ночи до утрени проводил в молитве, потом пономарил в церкви, а днем трудился в пекарне. За свою высокую жизнь он был поставлен пресвитером.

Однажды ночью, совершая правило, он услышал голос: «Возлюбленный раб Мой, выйди отсюда и иди, куда Я укажу тебе!» Он увидел в окне свет на южной стороне. «Это и есть место, которое указано мне свыше, – подумал он. – Да будет воля Господня!» Когда он шел к утрене, голос повторился.

Совет

Немедленно-но он пошел к преподобному своему настоятелю, получил от него благословение оставить монастырь для безмолвия ради Бога и в ту же ночь вышел из него.

Он пошел в Белозерский край. Здесь, между рекой Андогой и ручьем Малый Ирап, он нашел тихое прекрасное место. «Се покой мой, зде вселюся!» – подумал он. Ночью явился ему ангел и сказал: «Филипп, здесь Господь уготовал тебе место!»

Правитель этой местности, князь Андрей Васильевич Шелепшанский, разрешил ему поставить себе келью. А потом он дал ему еще другой участок, расположенный между двумя ручьями – Большим и Малым Ирапом, где прп. Филипп и поставил сначала часовню, а потом Свято-Троицкую церковь. Князь и народ чтили его, слушались и охотно помогали.

Возникшую обитель стали называть Красноборской обителью прп. Филиппа. Была она расположена в 45 верстах от города Череповца. Приходивших к нему преподобный учил чтить родителей, любить сродников и ближних, помнить, что нищие и убогие – наши ближние и что Сам Господь любил нищих.

Он учил говорить всегда всем правду и напоминал слова апостольские: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Инокам он говорил о скорбном их пути и о том, как суровым путем и молчанием угождать Богу. Говорил им и о силе духовной древних отцов, и о слабодушии нынешних людей, о терпении мучеников, вечно живущих в памяти людей.

Учил следить за своими мыслями и помнить о будущем, а не о маловременном настоящем.

Сохранилось его изречение: «Кто осуждает других, тот не уразумел себя и не вел борьбы с самим собой!» Рассказывал он и о себе, о своем скорбном детстве, как он навыкал к иноческому житию, как трудился днем, а ночью молился, полагая на каждой из 18 ступеней храма по 100 поклонов, и как поселился на Ирапе. Особенно он советовал всем читать псалмы, говоря: «Ничто так не отгоняет бесов, как пение псалмов Давидовых».

Раз он удивился, услышав трубный звук, и подумал: «Откуда сей трубный глас? Ведь здесь нет брани!» Но бес сказал ему: «Нет, брань есть! Она ведется против тебя! Если ты не хочешь вести сей брани, то ступай спи, и мы не станем воевать против тебя!» Святой перекрестился и стал читать 67-й псалом: «Да воскреснет Бог…», и бесы исчезли, а святой воскликнул: «Крепок и силен Господь!»

Обратите внимание

Бесы вооружали против него злых людей, но преподобный только молился за них, и кончалось тем, что эти люди научались чтить его. Однажды бес принял вид монаха и постучался в его келью. Святой велел ему сотворить молитву. Бес сказал: «Ныне и присно и во веки веков. Аминь!» Это повторялось три раза.

Наконец святой сказал: «Скажи так слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь!» Бес исчез. Тогда на преподобного напало раздумье: не оставить ли это место, но голос сказал ему: «Не смущайся, раб Божий! Пребывай как Я повелел тебе.

Читайте также:  Собор спаса нерукотворного образа в эрмитаже, россия, город санкт-петербург

Тогда сподобишься лицезреть славу Божию и обретешь покой души своей!»

Однажды ночевавший у него крестьянин Мелетий, проснувшись ночью, увидел его молящимся у церкви, с воздетыми руками, которые светились, как огненные свечи.

Преподобный Филипп Ирапский в житии. Икона. Конец ХШ в.

Так прожил он 15 лет, молясь за весь мир и ободряя себя словами: «Терпи, Филипп, мужайся и крепись!» Тогда пришел к нему инок Спасо-Каменного монастыря Герман и просил его позволить ему жить с собой. «Тяжка и прискорбна жизнь здесь, брате!» – ответил ему преподобный.

Герман отвечал: «Терпение, отче, начало спасению, потерплю о Христе сколько возмогу!» Жили они вместе довольно долго, и Герман записывал рассказы прп. Филиппа о себе. Перед кончиной он сказал Герману: «Прошу тебя, брате, не оставляй меня, ибо недолго мне осталось быть с тобой!» Был поздний вечер.

Преподобный лежал в полном изнеможении и шептал молитвы. Герман, стоя перед иконами, совершал правило. Вдруг он услышал голос: «Встань и смотри». Герман подошел к своему наставнику. Чудное благоухание пролилось по келье. Лицо только что усопшего подвижника сияло, как у ангела. Было это 14 ноября 1527 г.

Почившему было 45 лет. На другой день пришел из Александро-Свирского монастыря иеромонах Иов и вместе-те с Германом похоронил его. Герман пробыл 40 дней на его могиле, совершая поминовения, а потом ушел в свой монастырь на Кубенском озере, где и написал житие его. А на месте подвигов прп.

Филиппа возник Свято-Троицкий Ирапский монастырь, где и почивали его святые мощи до нашего времени.

Место для обители было указано на р. Андоге, в 45 верстах от Череповца. Местность эта называлась Красный Бор, обитель — Иранской Филипповой пустынью и также Свято-Троицкой, по престольному празднику. Во время подвижничества преподобного монастырь относился к Новгородской епархии, ныне – к Вологодской (Череповецкий р-н Вологодской обл.).

Источник: https://www.booksite.ru/civk/5_st-279.html

Монастырь преподобного Филиппа Ирапского

Филиппо-Ирапский монастырь, основанный в 1517 году, расположен рядом с селом Зелёный Берег. Это один из самых значимых архитектурных памятников на территории Кадуйского района. Монастырь был действующим до 1927 года. В советское время в здании монастыря располагался психоневрологический интернат. После закрытия интерната эти места пришли в запустение.

Сейчас монастырь – это каменный комплекс, состоящий из местами обвалившихся крепостных стен с бойницами и полуразрушенных хозяйственных построек.

Здания буквально смотрят в воду, находятся на краю обрыва. Природа края удивляет своим спокойствием: здесь словно остановилось время, оно замерло прямо у стен монастыря.

Важно

Водная гладь и зеленеющие берега двух Ирапов вызывают благоговение перед вечностью.

Мощи преподобного Филиппа Ирапского находятся в часовне при подворье Красноборского Свято-Троицкого Филиппова монастыря в Череповце.

На стенах и сводах часовни фресковая роспись в стиле византийской живописи XII века: изображены преподобный Сергий Радонежский и вологодские святые.

Иконы преподобного Филиппа Ирапского с житием, Божией Матери «Всецарица», святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, великомученика и целителя Пантелеимона украшают часовню.

Название монастыря берёт своё начало от двух имён собственных. В первую очередь название связано с именем преподобного Филиппа. В миру Феофил, мальчик появился в Комельском монастыре на р. Нурма недалеко от Грязовца. Его приютили местные крестьяне. Бытует легенда, что мальчик «болел ножками» и практически не передвигался.

Однажды, когда Филипп горячо молился, перед ним явилась Святая Богородица Одигитрия и сказала ему, что он своими ногами пойдёт завтра на службу и отстоит весь день. Он был удивлён, но не ослушался. На следующий день он почувствовал силу в ногах. Богородица его исцелила, а он стал ей молиться ещё усерднее.

Затем свыше ему было указано место между двумя реками – Большим и Малым Ирапом. Ему во сне явился ангел и сказал: «Отче Филиппе! Здесь уготовил тебе Господь место». Именно здесь, в междуречье, и была основана пустынь.

В 80-е годы XVII века Филиппо-Ирапскую пустынь приписали к Воскресенскому монастырю в Череповце, и скромное святое место стала большим монастырём.

Совет

С местечком связано много легенд, в частности, история с князьями Шелешпанскими. В паре шагов от монастырской ограды стоит памятный камень – символ стойкости основателя. Надпись на камне гласит: «Через сей ручей не мог перейти конь князя Иоанна Шелешпанского, когда хотел князь прогнать святого Филиппа Ирапского с места сего».

Местные рассказывают следующую историю. Монах Филипп, придя на указанную землю, отправился к наместнику этой территории – князю Андрею Васильевичу Шелешпанскому. Князь разрешил взять ему земли между Большим и Малым Ирапом, сам очертил на берегу границы разрешенного участка.

По периметру очерченного участка был вырыт глубокий ров, и появилась первая келья, в которой поселился Филипп.

Весть о том, что на землях Шелешпанских поселился монах, дошла до брата князя Андрея – Ивана. Второго князя обидело, что монах ему не доложился, и Иван задумал выпроводить незваного гостя.

Да вот только его конь был против и не повёз его к монашеским землям.

Говорят, что животное против воли хозяина понесло Ивана прочь, ударило его о камень насмерть, а само, проскакав пару вёрст, запуталось в развилке берёзы и умерло.

Филипп остался в междуречье, был наречён Ирапским, стал молиться о благоденствии христиан и принимать паломников из разных мест. Более полутора десятков лет посвятил монах монастырю. Затем он указал место, где его нужно похоронить, и умер. К могиле приходили люди с молитвами об исцелении, а позже здесь поставили церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской.

Во сне пришел Филипп к одному из старцев и велел написать свой образ. Икону написали с образа, присланного из Москвы. Образ положили в Троицкой церкви на святые мощи преподобного отца Филиппа Ирапского чудотворца. После смерти Филиппа пустынь назвали Троицкой Филиппо-Ирапской.

У крепостной ограды, выходящей на реку, в конце XX века нашли мощи преподобного и поставили небольшой крест-памятку на этом месте.

Обратите внимание

После 1917 года в монастыре размещались первый в округе совхоз, детский дом, дом отдыха «Андога», дом инвалидов Великой отечественной войны, психоневрологический интернат. За эти годы монастырь сильно обветшал без ремонта.

С середины 90-х годов прошлого века бывший монастырь передан епархии. Коренных жителей Зелёного Берега сейчас можно пересчитать по пальцам.

Но монастырь, стоящий здесь, привлекает паломников и просто неравнодушных к истории Вологодского края людей.

Источник: http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/monastery/monastery-philip-irapskogo.php

Житие преподобнаго Филиппа Ирапскаго — МолитвослоВ

МолитвослоВ

Память 14 ноября

В княжение великого князя московского и всея России Василия Иоанновича [1] в пределах вологодских, вблизи обители преподобного Корнилия [2], появился некий отрок по имени Феофил. Он поселился у одного человека по имени Василия. Пропитание он снискивал именем Христовым.

У юноши был благочестивый обычай каждый день посещать Божественную службу, каждую ночь проводить в молитве, беспрестанно бодрствуя. Видя смирение Феофила, его кротость и любовь к молитве, все стали дивиться этому юному отроку. Никто никогда не видел, чтобы он принимал участие в детских играх или смеялся.

О нем сказали преподобному Корнилию. Преподобный повелел привести к себе отрока. Корнилий тихо и кротко спросил юношу, кто он и откуда родом, как его зовут, и где живут его родители.

Заплакав, отрок поклонился в ноги святому и сказал: «Прости меня, честный отче, я не помню своих родителей, остался после них в малых летах; сказывали мне, что они были крестьяне, а мне имя Феофил. Скитался я, питаясь именем Божиим, не знаю, как пришел сюда, и теперь живу здесь у своего хозяина.

Молю тебя, честный отче, позволь мне потрудиться в твоей обители, сколько я могу». Светой Корнилий своими прозорливыми очами провидел, что он будет избранным сосудом Божиим. Он повелел принять Феофила в монастырь и поручил его ризничему.

Отроку тогда было всего 12 лет. Со дня поступления в монастырь он начал усердно служить братии, отличался великим послушанием и смирением. Около 3 лет служил он так братии.

Видя его рвение и кротость, ризничий сообщил об этом преподобному Корнилию. Все иноки любили трудолюбивого отрока.

Важно

Когда ему исполнилось 16 лет, преподобный Корнилий призвал его к себе и сказал: «Дорогое мое чадо, ты вполне достоин воспринять иноческое пострижение».

Феофил с радостью ответствовал: «Всего более желает этого душа моя, прошу тебя, святой отче, не медли исполнить это благое и Богоугодное дело».

Сам преподобный Корнилий, наставив блаженного, постриг его в иноки, причем ему дано было имя — Филипп. Для духовного руководства отдали юного инока весьма искусному и благочестивому иноку Флавиану. Прежде всего он научил святого Филиппа грамоте. Господь помог своему верному рабу.

В короткое время Филипп хорошо изучил грамоту и мог быстро читать книги Священного Писания. Много лет подвизался в обители преподобный Филипп, исполняя все послушания. Он то прислуживал в церкви, то работал в пекарне, носил воду и дрова, днем исполнял разные работы для братии, а ночью молился.

Особенно строго он соблюдал пост и подавал пример истинного воздержания. Братия дивились таким подвигам преподобного и стали просить святого Корнилия, чтобы он поставил у них Филиппа пресвитером. Блаженный охотно исполнил их просьбу.

Тогда Филипп усугубил свои подвиги, так что иноки еще более стали удивляться его добродетельной жизни. Заметив это, Филипп смутился духом и стал скорбеть.

«Горе мне, — помышлял он в себе, — я уже получил себе награду от людей. Какой мзды мне еще ожидать от Господа в день судный? Нет, горе приносит мне хвала людская».

Желая избегнуть славы, он вознамерился покинуть обитель и направиться туда, куда ему укажет Господь. Об этом он поведал блаженному Корнилию.

Святой старец, преподав ему душеполезные наставления, дал ему свое благословение и с миром отпустил из своей обители.

Совет

Преподобный Филипп начал молиться Пресвятой Богородице: «Услышь меня, скорая Помощница, избавь меня от скорби, которая смущает сердце мое».

Однажды ночью, когда он, по своему обычаю, стоял в монастыре на молитве и воспевал канон в честь Одигитрии [3], вдруг услышал он голос: «Возлюбленный раб Мой, выйди отсюда и ступай, куда Я укажу тебе».

Читайте также:  Мученики павел и иулиания птолемаидские

Святой посмотрел в оконце своей келии и увидел, что на южной стороне сияет великий свет. Он ужаснулся от этого видения и в страхе выбежал из своей келии.

«Это и есть то место, — подумал он, — которое мне указано свыше. Да будет воля Господня».

Возвратившись в келию, он окончил свою молитву и долго размышлял о бывшем ему видении. Когда он утром направился к церкви, снова сподобился услышать глас: «Выйди из этой обители и ступай, куда Я тебе укажу».

После этого святой Филипп в следующую ночь вышел из монастыря, не имея с собой ничего, кроме одежды, какая была на нем, и отправился в дорогу.

Он пришел на Кубенское озеро [4] в монастырь Всемилостивого Спаса и отсюда продолжал свой путь, отыскивая себе место, удобное для безмолвия и иноческих подвигов.

При этом он питал свою душу такими размышлениями: «Бежим плотской жизни, как некогда народ еврейский бежал от рабства египетского. Уклонимся от сребролюбия, ибо оно корень и начало всякого зла. Да будет Господь моим водителем и наставником!»

Преподобный Филипп пришел на Белоозеро в волость Андогу, стал обходить ту страну и в лесу на берегу реки Андоги [5] нашел одно прекрасное место, тихое и уединенное. «Се покой мой, зде вселюся», — воскликнул он и обратился с благодарственной молитвой к Господу.

Истомленный долгой дорогой, преподобный лег под одной развесистой сосной и уснул. Во сне ему явился ангел Господень и сказал: «Филипп, здесь Господь уготовал тебе место».

Блаженный тотчас же пробудился и стал молиться Пресвятой Троице. Утром на следующий день он отправился к правителю той волости князю Андрею Васильевичу Шелешпанскому. Придя к князю, блаженный стая просить его о том месте, где ему было видение.

Князь вместе с блаженным отправился на то место и своим посохом очертил пространство от реки Андоги до Малого Ирапа и позволил блаженному здесь жить.

Обратите внимание

Преподобный обвел то место рвом, устроил себе на берегу реки келейку, вертепец малый и начал молиться Господу о спасении души своей.

У князя Андрея был брат князь Иоанн.

Когда князь Андрей сказал своему брагу о том, что в их волости поселился блаженный Филипп, князь Иоанн, по наваждению диавольскому, сильно разгневался на своего брата и на блаженного Филиппа.

При народе и священниках он начал укорять своего брата. «Ты пустил сюда этого человека, а у меня он не спрашивался; вот я поеду к нему, прогоню его оттуда и не позволю ему жить там».

Напрасно князь Андрей вместе со священниками и народом уговаривал брата не делать зла святому человеку. Князь Иоанн еще более рассердился, вскочил на коня и поскакал в пустыню, намереваясь изгнать оттуда святого. Когда князь подъехал к Малому Ирапу, конь остановился и не пошел через ручей. Князь ударил его бичом.

Но конь, закусив удила, понесся обратно, примчал князя в село, где он жил, и здесь у церкви Николая Чудотворца сбросил князя, а сам понесся далее и верстах в двух издох. Падая, князь ударился о камень и умер. Князь Андрей похоронил брата и отправился к преподобному Филиппу. Он стал давать пустыннику серебро на помин своего брата.

Преподобный же серебра не принял, но попросил землю между ручьями Большим и Малым Ирапом. Князь Андрей охотно исполняя его просьбу: он закрепил за ним всю ту землю, приказав своим крестьянам слушаться преподобного и всячески помогать ему.

С этого времени князь Андрей и многие другие стали иметь большую веру к преподобному и просить его молитв и наставлений. Блаженный поставил себе часовню и келию, а потом задумал построить храм во имя Пресвятой Троицы. Многие приходили к Филиппу помолиться в его часовне.

Преподобный поучал их о пользе душевной и говорил им: «Послушайте, отцы и чада: исполним дело благое и полезное для душ наших, построим церковь во имя Святой и Живоначальной Троицы».

Важно

Слыша это, народ охотно стал помогать святому. В скором времени, с помощью Божией и по молитвам святого Филиппа, они построили церковь и украсили ее по мере своих сил. Сам князь Андрей Васильевич пожертвовал в церковь книги и утварь.

Наконец, храм этой был освящен и в нем стали возноситься молитвы и славословия Господу. Вновь возникавшую обитель назвали Красноборской пустыней Филиппа Ирапского [6]. Слава о святом подвижнике стала распространяться, и многие приходили к нему, испрашивая его молитв и назидания.

Всех блаженный Филипп поучал, всем давал советы полезные, за всех молился, всех ободрял и утешал.

«Будем жить мирно и кротко, — наставлял святой всех приходивших к нему, — любите родителей своих и почитайте их.

Да сохранит вас Бог мира во всяком мире и тишине; любовь имейте ко всем сродникам вашим, ко всем нищим и убогим, ибо они наши ближние; вспомним, что сам Господь возлюбил нищих.

Братия, не станем возноситься, но будем кротки и смиренны, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).

Поучая так других, святой Филипп усугублял все более и более свои подвиги, все время воспевал Боговдохновенные псалмы Давида, исполняя в точности все правила иноческой жизни. Особенно он советовал всем читать псалмы: «Внимайте, чада, — говорил он, — что ничто так сильно не прогоняет от нас бесов, как пение песней Давидовых».

Однажды, когда блаженный стоял на молитве в своей келие, вдруг он услышал трубный звук и шум, как бы от воинской рати. Блаженный удивился: «Откуда этой трубный глас? Ведь здесь нет брани».

Между тем нечистый дух, который произвел этот шум, приблизился к святому и сказал: «Нет, брань есть; она ведется против тебя. Если ты не хочешь вести этой брани, то ступай, спи, и мы не станем воевать против тебя».

Совет

Святой, сотворив молитву, оградил себя крестным знамением и воскликнул: «Да воскреснет Бог и расточаться враги Его и да бегут от лица Его ненавидящие Его, как исчезнет дым, да исчезнут» (Пс. 67:2-3).

Тотчас вся сила бесовская исчезла. Блаженный Филипп, видя это, воскликнул: «Крепок и силен Господь!»

О тех пор блаженный еще более стал подвизаться в посте и молитвах. Лукавый сам не мог уже более досаждать ему, а начал под учить на него злых людей.

Они вооружились на святого мужа и хотели изгнать его от места, указанного ему Богом.

Видя, что люди делали ему зло по внушению диавола, святой молился за своих досадителей, говоря: «Не вмени им этого в грех, Господи, и прости им все согрешения».

Тогда другие люди, видя его незлобие и терпение, говорили друг другу: «Вот — святой человек: не помнит злобы и досады, а только молится о своих досадителях».

Однажды диавол в образе монаха подошел к келие святого и стал стучаться. Блаженный сказал: «Сотвори молитву».

Диавол же отвечал: «Ныне и присно и во веки веков».

Тогда святой снова потребовал, чтобы монах произнес молитву, но диавол опять повторил свой ответ. Святой в третий раз приказал монаху произнести молитву, но последовал тот же самый ответ. Святой сказал: «Скажи так: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки. Аминь».

Обратите внимание

Бес, услышав это, быстро исчез, как будто его палил огонь. Тогда святого Филиппа объяло раздумье; он даже думал оставить то место, но услышал глас: «Не смущайся, раб Божий. Пребывай здесь, как я повелел тебе. Тогда сподобишься лицезреть славу Божию и обретешь покой душе своей».

Блаженный Филипп жил одиноким отшельником в Красноборской пустыне. Слыша о его подвижнической жизни, многие благочестивые люди, иноки и миряне, с разных сторон приходили к нему ради душеспасительной беседы, прося святого поведать им, как спасти душу от греха.

Обычными посетителями и собеседниками его были крестьяне Андожской волости.

Блаженный с любовью поучал всех простым и кратким, но сильным и задушевным словом, инокам говорил о трех добродетелях, дающих им власть над нечистыми силами, о нестяжании, многом бдении и усиленной молитве, напоминал о том, как жестко и скорбно иго иноческого жития и как жили прежние иноки, навыкшие жестоким житием и молчанием служить Богу; мирским людям внушал любить ближних, особенно помогать нищим и убогим, соблюдать ко всем правду; указывал на силу духа отцов, и на слабодушие нынешних людей, в пример терпения в скорбях ставил святых мучеников и блаженных постников, превзошедших страданиями и лишениями меру естества человеческого и вечно живущих в памяти людей; учил наблюдать за своими мыслями, помышлять о вечном будущем, а не о маловременном настоящем. На вопрос собеседника, почему мы осуждаем других, блаженный отвечал: «Кто осуждает других, тот еще не уразумел себя, не вел борьбы с самим собой». Любопытствовавшим он рассказывал о себе, как он, крестьянский сын, еще в детстве оставшись круглым и беспризорным сиротой, скитался, питаясь Христовым именем, как пришел в обитель к преподобному Корнилию и навыкал иноческому жительству, день проводил на службе монастырской в трудах телесных, а ночью молился до заутрени, кладя по сто поклонов на каждой из 18 ступеней храма, и как поселился на Ирапе.

Однажды некий поселянин по имени Мелетий пришел к блаженному Филиппу, прося у него наставления. Питая глубокую веру к святому, Мелетий часто посещал обитель блаженного. На этой раз он остался ночевать у святого Филиппа. До позднего вечера святой все беседовал с поселянином. Наконец, преподобный стал совершать свои вечерние молитвы, а Мелетий, одержимый дремотой, скоро заснул.

Около полуночи он проснулся и окликнул блаженного; но его не было в келии. Мелетий открыл оконце, посмотрел по направлению к церкви и видит: святой с воздетыми руками стоит на коленах у церкви и молится; руки его светились, как огненные свечи. Мелетий, затворив окно, стал молиться Пресвятой Троице, дивясь этому видению.

Потом он рассказал об этом многим, и слышавшие стали иметь великую веру в блаженного.

Так жил преподобный Филипп 15 лет в своей пустыне, ожидая блаженного покоя и отхода души своей ко Господу, ободряя себя словами: «Терпи, Филипп, мужайся и крепись».

Непрестанно он молился и взывал из глубины своей чистой души: «Боже Вседержителю, умири мир, помилуй и спаси всех православных христиан, подаждь им тишину и благоденствие и очисти их от всех грехов.

Читайте также:  Сентинский храм, россия, карачаево-черкесия, селение нижняя теберда

Милостив и долготерпелив Ты, Господи, ждешь от нас покаяния и не хочешь смерти грешников. Велика Твоя милость и беспредельно Твое милосердие.

И Ты, милостивая Госпоже, Пресвятая Богородица, скорая наша помощница и заступница, моли непрестанно за нас Сына Твоего».

Важно

В это время к преподобному пришел инок из Спасо-Каменного монастыря, что на Кубенском озере. Этого инока звали Германом. Прийдя стал просить преподобного Филиппа, чтобы он позволил ему пожить вместе с ним в пустыне.

— Тяжка и прискорбна здесь жизнь, брат, — ответствовал святой на просьбу Германа.

— Терпение, отче, — начало спасения; потерплю о Христе, сколько возмогу, — отвечал тот.

С того времени они начали вместе подвизаться в трудах в молитвах. Видя, как жил многоподвижный пустынник, Герман начал иметь великую веру в блаженного Филиппа, много с ним беседовал, расспрашивал его о прежней его жизни и все, что рассказывал ему о себе преподобный, записывал на память будущим родам.

Долго еще подвизался блаженный Филипп вместе с Германом. Провидя скорую кончину, преподобный однажды сказал Герману: «Прошу тебя, любимый брате мой, не оставляй меня до моей кончины, ибо недолго мне осталось быть с тобой».

С этого времени преподобный усугубил свои молитвы. Блаженная кончина его последовала в ночь на 14 ноября 1537 г.

В полночь Герман, проснувшись, был удивлен необычайным благоуханием, которое распространялось по всей келие.

Взглянув на ложе преподобного, он увидал, что Филипп уже предал Господу свою душу. Лицо праведника светилось необыкновенным светом. Герман, не имея сана иерейского, не мог сам предать погребению тело святого Филиппа.

По воле Божией утром пришел в ту пустыню священноинок Иов. Вместе с Германом он благоговейно похоронил святого Филиппа.

Таково было житие этого преподобного, богатого своим смирением и великого своими подвигами во славу Пресвятой Троицы. Аминь.

  1. Василий Иоаннович занимал великокняжеский престол от 1505 до 1633 года ^
  2. Память преподобного Корнилия Комельского -19-го мая ^
  3. Наименование «Одигитрии» т. е. «Путеводительницы» было усвоено Смоленской иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это наименование одни объясняют тем, что сия святая икона сопутствовала греческим императорам в походах; другие объясняют это тем, что святая икона Одигитрии первоначально была в монастыре «Путеводителей» на берегу Мраморного моря: отправляющиеся в плавание моряки молились пред сей святой иконой. Существует, еще третье объяснение: два слепца, по указанию самой Богоматери, были приведены к сей иконе и получили исцеление. Память Пресвятой иконы Божией Матери Одигитрии 28 июля ^
  4. Кубенское озеро находится в юго-западной части Вологодской губернии ^
  5. Андога — река в Новгородской губернии ^
  6. Красноборская-Троице-Филиппо-Ирапская пустынь, ныне заштатная, находится в пределах Новгородской епархии в 52 верстах от города Череповца ^

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/zhitie-prepodobnago-filippa-irapskago.html

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Св. апостола Филиппа, свт. Григория Паламы, прп. Филиппа Ирапского

27 ноября (14 ноября по ст. ст.) Православной Церковью отмечается 23 неделя по Пятидесятнице. В этот день совершаются празднования: память апостола Филиппа; святителя Григория Паламы, преподобного Филиппа Ирапского.

Святой Апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды, родины апостолов Петра и Андрея, был глубоким знатоком Священного Писания.

Он правильно разумел смысл пророчеств, ибо ещё в юности изучил Ветхий Завет, и ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя, Филипп стал учеником Господа.

После Христова Вознесения апостол проповедовал Слово Божие в Галилее, где воскресил мёртвого младенца. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев.

Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили стражу. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа, они внезапно ослепли.

По молитве же апостола все прозрели, и через это многие уверовали во Христа. Апостол Филипп проповедовал в Азоте, Иераполе Сирийском, прошёл Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию – всюду проповедуя Евангелие и всюду терпя за это множество невзгод.

Спутницей апостола была его сестра Мариамна.

Когда апостол Филипп прибыл в Иераполь Фригийский, где был храм, посвящённый змеям, с обитавшей там ехидной, то силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцелённых была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав, что супруга стала христианкой, правитель приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея.

Совет

По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину. Видя происходившее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни.

Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу свою душу, и сняли его мёртвым. Апостол Варфоломей совершил над всеми уверовавшими Крещение и поставил им епископа.

Новообращённые с честью похоронили тело апостола Филиппа; а на том месте, где истекла кровь святого апостола, произросла в три дня виноградная лоза — в знамение того, что святой апостол Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством в Царствии Небесном.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунcкий, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии.

Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь инашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328).

Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля) начал путь подвижничества и принял монашеский постриг.

После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Обратите внимание

В 1331 году святой Григорий удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.

Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)…

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными.

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1323–1341). Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина.

Но несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Преподобный Филипп Ирапский, в миру Феофил, был основателем Иранской пустыни. Не помнивший родителей, круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий (память 19 мая) принял благочестивого отрока в обитель и через три года постриг в иночество с именем Филипп.

Важно

Кроткий, смиренный и трудолюбивый, он по ходатайству братии был удостоен священства. Стремление к высшим подвигам побудило его удалиться в Белозерскую округу. Здесь, пользуясь покровительством князя Андрея Шелешпанского, выделившего ему землю близ реки Ирапа, в 45 верстах от Череповца, преподобный поставил часовню во Имя Пресвятой Троицы и соорудил себе келлию.

Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь во Имя Святой Живоначальной Троицы. Преподобный Филипп провел в пустыни 15 лет и скончался в возрасте 45 лет. Мощи его были положены под спудом в Троицком храме. Над его гробницей была икона, написанная по видению иноком Феодосием.

Вскоре после кончины святого Филиппа на месте его подвига возник Красноборский Филиппов монастырь.

Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце XVI века. Рукописная служба ему относится к концу XVI века.

Источник: http://smolenskij-chram.church.ua/stati/nedelya-23-ya-po-pyatidesyatnice-sv-apostola-filippa-svt-grigoriya-palamy-prp-filippa-irapskogo/

Ссылка на основную публикацию