Жития святых. Преподобный Герасим Иорданский
Не каждая история может стать легендой, но те, что становятся, переживают века.
И встают перед нами удивительные образы: ослепительные пески, опаленные солнцем монастырские стены, кувшины с водой, брошенные в пальмовой тени… И гордый лев, склонивший свою огромную голову к старцу, который ласково треплет его гриву. Этого старца звали Герасим, жил он в пятом веке нашей эры на берегу Иордана, и весь христианский мир почитает его как святого.
Преподобный родился в Ликии – древней стране, что располагалась когда-то на территории современной Турции, у побережья Средиземного моря.
Его семья была зажиточной, но мальчик, получивший при рождении имя Григорий, с ранних лет жаждал не материальных, а духовных благ. Мысль о принятии монашества также пришла к нему рано.
Сначала юноша удалился в египетскую пустыню, а позднее отправился на поклонение святым местам в Палестину, где и поселился на берегу Иордана.
К тому моменту подвижник уже давно принял монашество и носил имя Герасим. Как и всякий, кто вступает на путь богоискания, он пережил немало скорбей. Герасим стремился отдаться Богу всем сердцем и разумом, а потому находился в непрерывном духовном напряжении. Пройдя мучительный путь сомнений, испытаний и побед над собой, он основал в пустыне монастырь, который отличала строгость устава.
1-й караванщик:
Знаешь ли ты, что за место мы проезжаем?
2-й караванщик:
Это какой-то монастырь, я слыхал про него. (Со смешком) Говорят, люди там по пять дней сидят взаперти, едят траву да сухой хлеб, молятся и плетут корзины. Не хотел бы я провести здесь хоть день.
1-й караванщик:
Не хотел бы? А зачем, по-твоему, они это делают?
2-й караванщик:
Откуда мне знать… Может, боятся чего-то?
1-й караванщик:
Боятся?.. Поверь, нам и не снились те враги, которых они побеждают каждый миг своей жизни. А ты боишься… смерти?
2-й караванщик :
К чему поминать это здесь?
1-й караванщик:
Даже имя страшно произнести? А они, говорят, побеждают смерть…
Монастырь Герасима действительно требовал от братии непрерывного подвига. Монахи практически не покидали келий, их главными правилами были нищета, нестяжание и самоотвержение. Но те, кто смирялся и с прилежанием нес бремя лишений, открывали в себе неведомую доселе свободу и ясность духа.
Сам Герасим подавал братии пример, даже монахов поражая своей скромностью и подвижничеством. Однажды, когда преподобный уединенно молился в пустыне, к нему подошел хромающий лев. В лапе у животного торчала большая колючка.
Нимало не испугавшись, старец вытащил занозу, промыл рану от гноя и ласково потрепал зверя по гриве. С тех пор лев не уходил далеко от монастыря.
Даже полностью исцелившись, он приближался к монахам, как ручное животное, охотно брал хлеб из рук и ни разу не бросился на людей или скот. Герасим дал зверю имя Иордан.
Старец настолько доверял льву, что позволял ослу, который носил с реки воду для жителей монастыря, беззаботно пастись неподалеку от зверя.
Однажды проходивший мимо с караваном купец увидел оставленного без присмотра осла, решил, что он потерялся в пустыне, и увел с собой.
Герасим, не найдя верного водоноса, подумал, что лев изменил своим привычкам и съел его. Хищник стоял, опустив глаза, а старец строго выговаривал ему…
Герасим:
Ах ты, негодник! Неужели ты заел осла? Кто же будет помогать монахам носить воду?
Герасим:
Тебе стыдно! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл.
После этого старец повелел навьючивать на льва бочонки с водой, которые прежде таскал осел. И лев безропотно выполнял эту работу. Через некоторое время купец, который увел осла, возвращался со своим караваном по той же дороге.
Увидев монастырского ослика, лев радостно помчался к нему. Перепуганный купец убежал, а лев зубами взял осла под уздцы и отвел к Герасиму, доказав тем самым свою невиновность.
Старец много хвалил умного и послушного хищника, а тот, даже освобожденный от своей повинности, продолжал все время приходить к монастырю.
Когда Герасим, прожив многотрудную жизнь, скончался, лев пришел на его могилу и долго лежал на ней, выражая рычанием свою скорбь. Зверь не принимал ни пищу, ни воду и скоро тоже умер.
И по сей день на иконах рядом с великим подвижником, святым Герасимом Иорданским, изображается верный лев.
Та вера и любовь, что когда-то покорила даже звериное сердце, продолжает согревать и поддерживать верующих во все времена.
Источник: https://radiovera.ru/zhitiya-svyatyx-prepodobnyj-gerasim-iordanskij.html
Преподобный герасим иорданский
Святитель Димитрий Ростовский
Житие преподобного отца нашего Герасима, жившего на Иордане
Память 4 марта
Великий постник преподобный Герасим был родом из Ликии. Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню в глубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию.
Затем он пришел в Палестину, в конце царствования Феодосия Младшего, и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель.
Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии, был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество – Божеское, святые отцы осудили их.
После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория. Таков был один инок Феодосий, зараженной нечестием Евтихия. Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме.
С помощью последней и многих, им совращенных палестинских иноков он согнал блаженного Ювеналия, патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий; за ним последовали и другие святые отцы.
В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский в житии. Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим.
Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом, но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами – еретиками и впал в ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго.
Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл. Наконец, святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом, в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.
Обитель преподобного Герасима отстояла от святого града Иерусалима на расстоянии 35 стадий, а от реки Иордана на одну стадию. Сюда он принимал вновь поступающих, а прошедшим искус давал отшельнические келлии в пустыне. Всего у него было не менее 70 пустынножителей, для которых преподобный Герасим установил следующий устав.
Пять дней в неделе каждый проводил в своей уединенной келлии в молчании, за какой-либо работой, вкушал немного сухого хлеба, принесенного из монастыря, воды и кореньев. В эти пять дней не позволялось есть ничего варёного и даже не допускалось разводить огонь, чтобы и мысли не было о варении пищи.
На субботу и воскресенье все приходили в монастырь, собирались в церковь на божественную литургию и причащались пречистых и животворящих Христовых Таин, потом на трапезе вкушали варёной пищи и немного вина во славу Божию и представляли настоятелю работу, исполненную в продолжении пяти дней.
В воскресенье после полудня снова каждый удалялся в свою уединенную келлию в пустыню, взяв с собою немного хлеба, кореньев, сосуд с водой и финиковые ветви для плетения корзин. Нестяжание и нищета была у них таковы, что никто из них ничего не имел кроме одной ветхой одежды, рогожи для спанья и малого сосуда с водой.
Настоятель даже запретил им, выходя из келлии, затворять дверь, чтобы всякий мог войти и невозбранно взять, что хотел, из этих убогих вещей. И вот они жили по апостольскому правилу «единое сердце и едина душа», и никто не называл ничего своим, но всё было общее.
Рассказывают, что некоторые из пустынников просили у преподобного Герасима позволения зажечь иногда ночью свечу для чтения, или развести огонь, чтобы в случае нужды согреть воду. Но святой Герасим говорил им на это:
– Если хотите иметь огонь в пустыне, то приходите жить в монастырь с вновь поступающими: я, пока жив, никогда не попущу, чтобы у пустынножителей был огонь!
Жители города Иерихона, услышав о таком строгом подвижничестве под руководством святого Герасима, приняли за правило каждую субботу и воскресенье приходить в обитель преподобного и приносить в изобилии пищи, вина и всего потребного для монастыря.
Преподобный Герасим так строго соблюдал посты, что в святую и великую четыредесятницу совершенно ничего не вкушал до самого Светлого дня и подкреплял свои телесные и душевные силы только причащением Божественных Таин.
У этого благочестивого наставника подвизался и блаженной Кириак, как о том написано в житии его: «Дружелюбно приняв пришедшего к нему Кириака и провидя в нем Божественную славу, преподобный Евфимий сам облек его в схиму и послал на Иордан к святому Герасиму.
Святой Герасим, видя юность Кириака, приказал ему жить в монастыре и нести послушания. Готовый исполнить всякую работу, Кириак целый день проводил среди монастырских трудов, а всю ночь стоял на молитве, иногда только предаваясь сну на короткое время. Он наложил на себя пост и только через два дня вкушал хлеба и воды.
Видя такое воздержание Кириака, несмотря на юные годы его, преподобный Герасим изумлялся и полюбил его.
Святой Герасим имел обычай на Четыредесятницу уходить в отдаленнейшую часть пустыни, называемую Рува, где некогда жил преподобный Евфимий; любя блаженного Кириака за его великое воздержание, он брал его с собою, и там Кириак каждую неделю причащался Святых Таин из рук святого Герасима, пребывал в безмолвии до Вербного воскресенья и возвращался в обитель, получив великую пользу душевную.
https://www.youtube.com/watch?v=aM6BPnXxS2Y
Через некоторое время преставился преподобный отец наш Евфимий, и об его кончине преподобный Герасим узнал, находясь в своей келлии: он видел, как Ангелы Божии радостно возносили на небо душу преподобного Евфимия. Взяв с собою Кириака, он пошел в обитель Евфимия и нашел его уже умершим. Предав погребению честное его тело, он возвратился вместе с любимым учеником своим Кириаком в свою келлию.
Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесной зверь служил, как разумный человек, как пишут в «Лимонаре» блаженные отцы Евират и Софроний Софист: «пришли мы в обитель отца Герасима, отстоящую на расстоянии одного поприща от Иордана, и жившие там иноки рассказывали нам об отце Герасиме.
Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа. Лев кротко глядел на старца и не умея выразить свою просьбу словами, умолял об исцелении своим смиренным видом. Старец, видя льва в такой беде, сел, взял ногу зверя и вытащил из нее шип.
Когда вытек гной, он хорошо очистил рану и обвязал платком. Исцелённой лев с тех пор не покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что святой Герасим дивился уму и кротости зверя. Старец питал его, давая ему хлеб или иную пищу. У иноков был осёл, на котором они привозили для братии воду из святого Иордана.
Старец поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось однажды, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время шёл мимо с верблюдами один человек из Аравии и, увидев, что осёл пасется один, взял его и увел с собою.
Проснувшись, лев стал искать осла и, не нашедши его, с унылым и печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму. Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:
– Где осёл?
Лев стоял молча, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал:
– Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл.
По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок, мерою в четыре меха, и посылать на Иордан за водой для монастыря.
Однажды пришел к старцу помолиться один воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, он дал инокам три золотые монеты. Осёл для монастырской службы был куплен, а лев освобожден от работы.
Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, пошел в Иерусалим с верблюдами продать пшеницу, с ним был и осёл. Около Иордана с караваном случайно встретился лев, узнав осла, он зарычал и бросился к нему.
Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая рёвом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу.
Преподобный старец тихо улыбнулся и сказал братии:
– Напрасно мы бранили льва, думая, что он заел нашего осла.
Льву дано было имя «Иордан». После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет.
Когда преподобный отец Герасим отошел ко Господу и был погребен братиею, по устроению Божьему, лев тогда не оказался в обители, а пришел через некоторое время и стал искать своего старца.
Отец Савватий и один из учеников отца Герасима, увидев льва, сказали ему:
– Иордан! Старец наш оставил нас сиротами: отошел ко Господу!
Они стали давать ему пищу, но лев пищи не принял, а озирался во все стороны, ища преподобного отца Герасима, и скорбно рычал. Отец Савватий и другие старцы гладили его по спине и повторяли:
– Отошел старец ко Господу, оставил нас!
Ho этими словами они не могли удержать льва от вопля и скорбного рычания, и чем больше они старались утешить его словами, тем печальнее он рычал, и голосом, и лицом, и глазами выражая скорбь, что не видит старца. Тогда отец Савватий сказал:
– Если не веришь нам, то иди с нами, мы покажем тебе место, где покоится старец.
И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал льву:
– Вот здесь погребён наш старец.
И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он умер над гробницей старца. He мог ничего выразить лев словами, но всё-таки, волею Божией, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из рая.
Так повествуют Иоанн и Софроний. Из этого рассказа видно, как преподобный Герасим был угоден Богу, работая во славу Его от юности до старости. Ко Господу он и отошел в жизни вечной, где со святыми славит Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/gerasim-iordanskij-zhitie.html
Канон святому преподобному Герасиму Иорданскому
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Пои́мъ гдⷭ҇еви, прове́дшемꙋ лю́ди своѧ̑ сквозѣ̀ чермно́е мо́ре, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ сла́внѡ просла́висѧ.
Сла́вꙋ безсме́ртїѧ и҆ нетлѣ́нїѧ бж҃е́ственный вѣне́цъ, до́брѣ подви́гшемꙋсѧ, хрⷭ҇то́съ тебѣ̀ подадѐ, гера́сїме.
И҆мѣ́ѧ свѣтода́телѧ, твои́хъ послꙋ́шающа моле́нїй, де́мѡнѡвъ тмꙋ̀ ᲂу҆ма́лилъ є҆сѝ, ѻ҆́ч҃е гера́сїме.
Стрꙋѧ́ми твои́хъ сле́зъ, ꙗ҆́коже дре́во, ѻ҆́ч҃е, тꙋчнѧ́емое, плоды̀ безсме́ртїѧ произне́слъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре гера́сїме.
Бг҃оро́диченъ: Пречⷭ҇таѧ бцⷣе, ᲂу҆ста́ви болѣ̑зни се́рдца моегѡ̀, ꙗ҆́же хрⷭ҇та̀ безболѣ́зненнѡ, па́че ᲂу҆ма́ же и҆ сло́ва ро́ждшаѧ.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Ты̀ є҆сѝ ᲂу҆твержде́нїе притека́ющихъ къ тебѣ̀, гдⷭ҇и, ты̀ є҆сѝ свѣ́тъ ѡ҆мраче́нныхъ, и҆ пое́тъ тѧ̀ дꙋ́хъ мо́й.
Распѧ́тїе во́льное претерпѣ́вшемꙋ, преподо́бне, послѣ́дꙋѧ, ве́сь распѧ́лсѧ є҆сѝ житїю̀ и҆ страсте́мъ.
Возмо́глъ є҆сѝ ᲂу҆крѣплѧ́емь вседѣ́тельнымъ, мꙋ́дре, манове́нїемъ, крѣ́пкагѡ всѧ̑ сѣ̑ти попра́ти, гера́сїме.
Смире́ннымъ мꙋдрова́нїемъ, и҆ смире́ннымъ, мꙋ́дре, дꙋ́хомъ, ты̀ ᲂу҆крѣ́пльсѧ, стра̑сти дꙋшетлѣ̑нныѧ всеконе́чнѡ смири́лъ є҆сѝ.
Ꙗ҆́коже вели́кое сл҃нце, чꙋде́съ твои́хъ сїѧ́ньми просвѣща́еши всѣ́хъ сердца̀, вѣ́рнѡ восхвалѧ́ющихъ тѧ̀.
Бг҃оро́диченъ: Родила̀ є҆сѝ, всенепоро́чнаѧ, ѻ҆ц҃ꙋ̀ сн҃а сопресто́льна и҆ соесте́ственна, всѣ̑мъ вхо́ды жи́знєнныѧ показа́вшаго.
Сѣда́ленъ, гла́съ д҃.
Де́мѡнѡвъ, преподо́бне, кова̑рства крⷭ҇тною благода́тїю и҆ дѣ́йствомъ преше́дъ, положе́нїемъ бо́гъ бы́лъ є҆сѝ. тѣ́мже тѧ̀ вѣ́рнѡ почита́емъ, гера́сїме.
Бг҃оро́диченъ: Пречи̑стыѧ рꙋ́ки твоѧ̑, дв҃о мт҃и, просте́рши, покры́й ᲂу҆пова́ющыѧ на тѧ̀, и҆ сн҃ꙋ твоемꙋ̀ зовꙋ́щыѧ: всѣ̑мъ пода́ждь, хрⷭ҇тѐ, ми́лѡсти твоѧ̑.
Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: На дре́вѣ ви́дѧщи воздви́жена сн҃а твоего̀, пречⷭ҇таѧ, ᲂу҆тро́бою мт҃рнею растерза́ема, жа́лостнѡ взыва́ла є҆сѝ: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ка́кѡ заше́лъ є҆сѝ, свѣ́те мо́й безлѣ́тный;
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Оу҆слы́шахъ, гдⷭ҇и, смотре́нїѧ твоегѡ̀ та́инство, разꙋмѣ́хъ дѣла̀ твоѧ̑ и҆ просла́вихъ твоѐ бжⷭ҇тво̀.
Хра́мъ бы́сть дх҃а, просвѣще́нное, ѻ҆́ч҃е, се́рдце твоѐ: тѣ́мъ то́читъ дарова̑нїѧ, и҆сцѣлѧ́ѧ недꙋ́ги бж҃е́ственною благода́тїю.
Зако́нꙋ бжⷭ҇твенномꙋ повинꙋ́ѧсѧ, ѻ҆́ч҃е, ѿ ю҆́ности послѣ́довалъ є҆сѝ гдⷭ҇ꙋ, ѡ҆блобыза́ѧ безпло́тныхъ житїѐ съ тѣ́ломъ.
Шє́ствїѧ твоѧ̑, преподо́бне, къ спаси́тельнѣй стезѝ и҆спра́вишасѧ, наставле́нїемъ бж҃е́ственнагѡ дх҃а, въ тѧ̀, преподо́бне, все́льшагѡсѧ.
Бг҃оро́диченъ: І҆и҃са чл҃вѣколю́бца, є҆го́же несказа́ннѡ чревоноси́ла є҆сѝ, ᲂу҆молѝ, всенепоро́чнаѧ, спастѝ всѧ̑ пою́щыѧ тѧ̀.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Оу҆́тренююще, вопїе́мъ тѝ, гдⷭ҇и, спаси́ ны: ты́ бо є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, ра́звѣ тебє̀ и҆но́гѡ не вѣ́мы.
Оу҆мо́мъ ѡ҆чище́ннымъ прїе́мъ лꙋчы̀ ст҃а́гѡ дх҃а, свѣ́тъ мона́шествꙋющихъ бы́лъ є҆сѝ.
Житїѐ твоѐ нꙋ́ждею є҆стества̀ сїѧ́ѧ, а҆́гг҃ла земна́го съ пло́тїю тѧ̀ показа̀.
Во́дъ живото́чныхъ дх҃а и҆спо́лненъ, рѣ́ки и҆сточи́лъ є҆сѝ чꙋде́съ, ѻ҆́ч҃е гера́сїме.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ тꙋ́ча на тѧ̀ сни́де, бцⷣе, сло́во воплоща́емое въ просвѣще́нїе дꙋ́шъ на́шихъ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Ѡ҆чи́сти мѧ̀, сп҃се, мнѡ́га бо беззакѡ́нїѧ моѧ̑, и҆ и҆зъ глꙋбины̀ ѕѡ́лъ возведѝ, молю́сѧ: къ тебѣ̀ бо возопи́хъ, и҆ ᲂу҆слы́ши мѧ̀, бж҃е спасе́нїѧ моегѡ̀.
Пло́ти твоеѧ̀ немощно́е, си́лою ᲂу҆крѣплѧ́емо, ѿ дв҃ы на́мъ чⷭ҇тыѧ возсїѧ́вшагѡ, всю̀ смирѝ си́лꙋ, ѻ҆́ч҃е, вражде́бныхъ безпло́тныхъ, преподо́бне.
Сокрꙋши́въ мы́сленныхъ львѡ́въ чє́люсти благода́тїю, покори́лъ є҆сѝ чꙋ́вственныхъ стремлє́нїѧ, преподо́бне: тѣ́мъ повинꙋ́етсѧ тебѣ̀ ле́въ, ꙗ҆́кѡ па́стырю, благопоко́рнѡ слꙋжѧ̀.
Житїѐ а҆́гг҃льское, мꙋдрова́нїе, ѻ҆́ч҃е, смире́нно стѧжа́въ ѡ҆ хрⷭ҇тѣ̀, кро́токъ бы́лъ є҆сѝ: и҆ ны́нѣ всели́лсѧ є҆сѝ въ землѝ кро́ткихъ, ра́дости бж҃е́ственныѧ и҆сполнѧ́емь.
Бг҃оро́диченъ: Всели́сѧ въ тѧ̀ ѻ҆́ч҃ее, чⷭ҇таѧ, ѡ҆заре́нїе, и҆ ро́ждсѧ пло́тїю, мі́ръ просвѣтѝ, и҆ тмы̀ и҆зба́ви многобо́жїѧ: сегѡ̀ ра́ди воспѣва́емъ тѧ̀.
Конда́къ, гла́съ д҃.
Возгорѣ́всѧ раче́нїемъ го́рнимъ, же́стость пꙋсты́ни і҆ѻрда́новы, па́че всѣ́хъ мі́ра сла́дкихъ предпоче́лъ є҆сѝ: ѿѻнꙋ́дꙋже повинꙋ́сѧ тебѣ̀ ѕвѣ́рь да́же до сме́рти, ѻ҆́ч҃е, послꙋ́шнѣ и҆ жа́лостнѣ на гро́бѣ твое́мъ сконча́сѧ, просла́вльшꙋ тѧ̀ та́кѡ бг҃ꙋ: къ немꙋ́же молѧ́сѧ, и҆ ѡ҆ на́съ, ѻ҆́ч҃е гера́сїме, помина́й.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆́троцы є҆вре́йстїи въ пещѝ попра́ша пла́мень дерзнове́ннѡ, и҆ на ро́сꙋ ѻ҆́гнь преложи́ша, вопїю́ще: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е, во вѣ́ки.
Свѣ́тъ возсїѧ̀ тебѣ̀, ѻ҆́ч҃е, и҆ сопрꙋ́гъ сегѡ̀ весе́лїе, въ нб҃сныхъ кро́вѣхъ при́снѡ водворѧ́емꙋ, и҆ пѣснопою́щꙋ: благослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е, во вѣ́ки.
Тꙋ́чами сле́зъ напои́въ твоѐ, бг҃оно́се, се́рдце, добродѣ́тєльныѧ прозѧба́еши плоды̀, и҆́миже сла́дость го́рнюю во вѣ́ки прїѧ́лъ є҆сѝ со всѣ́ми преподо́бными.
Во ᲂу҆стѣ́хъ носѧ̀ пѣ́нїе, въ подража́нїи непреста́ннѡ а҆́гг҃льстѣмъ, бдѣ́ннымъ ᲂу҆мо́мъ, гера́сїме, вопїѧ́лъ є҆сѝ: благослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е, во вѣ́ки.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆́гнь ника́коже тѧ̀, бцⷣе, бж҃ества̀ ѡ҆палѝ, дв҃о: тѧ́ бо кꙋпина̀ и҆ногда̀ ѡ҆бразова́ше въ горѣ̀ ѡ҆палѧ́ема, пречⷭ҇таѧ, и҆ ника́коже сгара́ющи.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Бг҃оглаго́ливїи ѻ҆́троцы, въ пещѝ со ѻ҆гне́мъ пла́мень попира́юще, поѧ́хꙋ: благослови́те, дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Просвѣще́нъ предста́лъ є҆сѝ влⷣцѣ, по́стническими сїѧ́ньми, чꙋдоно́сче гера́сїме, и҆ безпло́тныхъ ликѡ́мъ счи́слилсѧ є҆сѝ.
Въ безѕло́бїи житїѐ проводи́въ, лꙋка́вагѡ сѣда́лище ѿню́дъ ѡ҆хꙋди́лъ є҆сѝ, по́стникѡвъ красото̀, бг҃омꙋ́дре гера́сїме.
Во ѻ҆де́ждꙋ нетлѣ́нїѧ ѡ҆дѣ́ѧлсѧ є҆сѝ, страсте́й совлече́нїемъ, ѻ҆́ч҃е бг҃омꙋ́дре гера́сїме: и҆ черто́гъ бжⷭ҇твенный досто́йнѡ полꙋчи́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ благоꙋха́нный крі́нъ ѡ҆брѣ́тъ тѧ̀ во ᲂу҆до́лїихъ житїѧ̀, пресꙋ́щественный, всечⷭ҇таѧ, тобо́ю благоꙋха́нїе мі́рови вдохнꙋ̀.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Оу҆страши́сѧ всѧ́къ слꙋ́хъ неизрече́нна бж҃їѧ снизхожде́нїѧ, ꙗ҆́кѡ вы́шнїй во́лею сни́де да́же и҆ до пло́ти, ѿ дв҃и́ческагѡ чре́ва бы́въ чл҃вѣ́къ. Тѣ́мже пречи́стꙋю бцⷣꙋ, вѣ́рнїи, велича́емъ.
Стопа́мъ всѣ́хъ, до́брѣ на землѝ ходи́вшихъ, послѣ́дꙋѧ, любо́вь и҆мѣ́лъ є҆сѝ, вѣ́рꙋ, наде́ждꙋ, мѣ́рность, мꙋ́дрость и҆ неѡскꙋ́днꙋю моли́твꙋ, воздержа́нїе неизрече́нное, ѻ҆́ч҃е гера́сїме, наслажда́ѧсѧ чи́стыми восхождє́нїи.
Ѽ чꙋ́до! ка́кѡ ꙗ҆́кѡ слове́сенъ повинова́шесѧ тебѣ̀ ѕвѣ́рь, повелѣ́нїю твоемꙋ̀, гера́сїме, со ᲂу҆се́рдїемъ слꙋжѧ̀, бг҃ꙋ прославлѧ́ющꙋ твоѐ житїѐ равноа́гг҃льное, зна́мєнїи, преподо́бне, и҆ безчи́сленными дивесы̀ и҆ чꙋдесы̀;
Оу҆твержде́нїе ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ мона́шествꙋющихъ и҆ молча́щихъ, бг҃оно́се, наказа́нїе: тѣснѣ́йшꙋю бо воздержа́нїѧ стезю̀ ше́ствовалъ є҆сѝ, бж҃е́ственными наде́ждами дꙋ́шꙋ при́снѡ разширѧ́ѧ. тѣ́мже простра́ннѡ въ се́лѣхъ и҆збра́нныхъ ѡ҆брѣ́лъ є҆сѝ селе́нїе.
Процвѣ́лъ є҆сѝ, ѻ҆́ч҃е, во дво́рѣхъ бг҃а на́шегѡ, ꙗ҆́кѡ фі́нїѯъ высокора́сленный, ꙗ҆́кѡ кѷпарі́съ возвели́чилсѧ є҆сѝ бж҃е́ственными возношє́нїи. Ѿѻнꙋ́дꙋже па́мѧть твою̀ вѣ́рнѡ всѝ пра́зднꙋемъ: въ ню́же мо́лимсѧ, и҆скꙋше́нїй ны̀ всѧ́кихъ спасѝ.
Бг҃оро́диченъ: Носѧ́щи є҆мманꙋ́ила на рꙋкꙋ̀ твоє́ю, чⷭ҇таѧ, ꙗ҆́коже младе́нца, бг҃ора́дованнаѧ, вопїѧ́ла є҆сѝ: ча́до моѐ сладча́йшее, ка́кѡ пода́мъ тебѣ̀ сосе́цъ, пита́ющемꙋ всѧ́чєскаѧ; ка́кѡ повїю́ тѧ пелена́ми, мгло́ю повива́ющаго мо́ре;
Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-gerasimu-iordanskomu/
17 марта День памяти преподобного Герасима Иорданского (День святого Герасима)
Православная церковь почитает множество избранников Божиих. Для каждого из них определена конкретная дата дня памяти. Одни святые изначально появились на свет в благочестивых семьях и были воспитаны подобающим образом своими родителями. Другие пришли к христианству, учась на собственных ошибках, познав добро через пороки.
А третьи на протяжении своей добродетельной от юности жизни иногда сворачивали с истинного пути, поддавшись искушениям дьявольским, но, в конце концов, все равно возвращались к выполнению возложенной на них Господом миссии. Так было и с преподобным Герасимом Иорданским, дань памяти которого празднуется 17 марта (4 марта по с.ст.).
Жизнеописание подвижника Герасима.
Святой Герасим родился на юге Малой Азии, в области под названием Ликия, в семье зажиточных людей. Мать с отцом нарекли его Григорием.
С раннего детства будущий подвижник воспылал искренней любовью к Творцу и прилагал немало усилий для воспитания самого себя в добродетели и страхе Божием.
Еще юношей Григорий постригся в монахи, и, став Герасимом, уединился в Фиваидской пустыне, что в Египте.
Определенное время он посвятил молитвам и культивированию в себе наилучших качеств истого христианина, а после возвратился в родные края.
Но пробыл здесь недолго, отправившись по святым местам Палестины, а затем и вовсе остался в Иорданской пустыне, близ того места, где одноименная река впадает в Мертвое море.
Там он жил отшельником, но около 455-го года основал обитель – Лавру, качественно новый тип монашеской жизни для местных иноков. Монастырь объединил под своим кровом приблизительно 70 пустынножителей.
Обитель, созданная Герасимом Иорданским, функционировала согласно определенному уставу. Большую часть недели, а именно 5 дней, монахи находились каждый в собственной келье, занимаясь работой либо молча, читая «про себя» молитвы.
Еда иноков была очень скудной: немного сухого хлеба, кореньев и вода. О приготовлении пищи путем варения не могло идти даже и речи – это запрещалось уставом. Но в субботу и воскресенье все было иначе: монахи шли в храм, выстаивали богослужение и по окончании его проходили обряд Причащения.
В эти дни разрешалось вкушать вареную пищу и даже вино в разумных количествах. Также иноки отчитывались перед настоятелем обители о проделанной в будни работе, а во второй половине воскресения вновь уединялись в кельях и принимались за плетение корзин из финиковых ветвей.
С собой в пустыню иноки брали все тот же скудный провиант: коренья, воду и хлеб.
У каждого монаха в наличии имелась одна одежда, совершено ветхая. Спали они на грубых рогожах, а уходя из келии, не запирали за собой дверей. Во всем иноки следовали строгим правилам, установленным настоятелем обители – преподобным Герасимом Иорданским.
Святой также не отставал от пустынножителей, подавая братии пример собственным подвигом подвижничества и нестяжания. Например, весь Великий пост он не ел вообще ничего, вплоть до светлой Пасхи Христовой. В этот же день подвижник причащался Святых Тайн.
Несмотря на строгий устав, количество монахов в обители постоянно увеличивалось. В монастыре подвизался даже сам блаженный Кириак, будучи еще совсем юным отроком. Герасим полюбил его всем сердцем за великое воздержание и смирение.
Искушение святого Герасима.
До образования Лавры, во время пребывания подвижника в Палестине в Халкидоне состоялся четвертый Вселенский Собор, в рамках которого отцы церкви судили архимандрита Евтихия и патриарха Александрийского Диоскора.
Причиной тому послужил тот факт, что указанные духовные лица впали в нечестие, отстаивая верность суждения о единственной природе Иисуса Христа – Божественной. Собором патриарх и архимандрит были названы еретиками. Однако этим дело не закончилось.
Через некоторое время взбунтовались некоторые нечестивцы, имевшие аналогичную точку зрения относительно Божественной природы Сына Господня. Главным смутьяном оказался некий Феодосий, инок.
Он стал распространять свое учение среди людей и в итоге сбил с толку не только простолюдинов, но даже царицу Евдокию и подвижников благочестия, среди которых был и Герасим Иорданский. Но вскоре избранник Божий удалился в пустыню, последовав примеру других святых отцов, а в особенности, благочестивого Евфимия.
Герасим обратился непосредственно к указанному подвижнику и после вразумительных речей его осознал свою ошибку, покаялся и вновь стал исповедовать христианство. Постепенно вся Палестина очистилась от ереси, а люди будто очнулись от тяжкого сна и стали вести прежнюю добродетельную жизнь.
Герасим и лев.
Самой известной в жизнеописании преподобного Герасима Иорданского является история со львом. Как-то раз подвижник шел по пустыне и встретился ему лев с израненной и опухшей лапой. Животное безмерно страдало от боли, глаза зверя молили святого о помощи.
Старец, не побоявшись хищника, вытащил из опухшей лапы шип, затем очистил рану от гноя и забинтовал имевшимся при себе платком. С этого момента лев привязался к своему освободителю и ходил с Герасимом повсюду, проявляя поразительную кротость.
Святой же не переставал удивляться уму дикого зверя и делился с ним пищей.
И вот однажды старец поручил своему питомцу работу: охранять осла, принадлежащего обители, на его пути из Иордана в монастырь, когда тот привозил воду для иноков. Кроме того, лев должен был охранять вьючное животное, пока оно паслось у реки.
Дикий зверь исправно выполнял возложенные на него преподобным Герасимом обязанности, пока не произошло непредвиденное. Стоял особенно жаркий день и лев уснул, а в это время проходивший мимо купец с верблюдами увел осла. Проснувшись, лев не нашел подопечного и долго искал его, наконец вернулся в обитель ни с чем, с совершенно понурым видом.
Старец Герасим подумал, что зверь съел осла и, пожурив питомца, велел монахам впредь использовать льва вместо пропавшего животного.
Так бы продолжаюсь долго, если бы не пришел к Герасиму один воин. Этот человек увидел возившего воду льва и, пожалев зверя, пожертвовал монахам немного денег. На данные воином монеты иноки купили нового осла, а льва перестали эксплуатировать. Спустя короткое время нашелся и прежний осел, украденный купцом.
Торговец с караваном и путниками вновь шел мимо реки Иордан, где находился в тот момент и лев старца Герасима. Зверь тотчас узнал пропавшего осла, бросился к животному и распугал людей. С радостным воплем лев привел в обитель найденыша и трех верблюдов в придачу.
Так Герасим и братия узнали, что лев их и не виноват был вовсе в пропаже осла.
Больше пяти лет зверь прожил при монастыре и очень скорбел, когда преподобный Герасим Иорданский скончался. Он не принимал пищу из рук монахов, только лишь озирался вокруг в поисках старца.
Когда же иноки показали льву место погребения святого, а один из них заплакал от горя на могиле подвижника, зверь стал биться головой об землю, издавая при этом страшный рев.
Так продолжалось какое-то время, затем лев испустил дух прямо над гробницей святого и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах у ног преподобного.
Умер Герасим Иорданский от старости в 451 году.
Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками.
Но и сегодня многие верующие обращаются к нему с молитвами.
Частица мощей святого Герасима находится:
– в Успенском храме Николо-Сольбинского женского монастыря.
Тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Герасиме, дух твой.
Кондак, глас 2:
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Герасиме, моли непрестанно о всех нас.
Кондак, глас 4:
Возгоревся рачением горним, жестость пустыни Иордановы, паче всех мира сладких предпочел еси. Отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу: к Немуже моляся, и о нас отче Герасиме поминай.
Моли́тва:
О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Гера́симе! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х.
Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися.
Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый.
А́ще бо и мо́щи твоя́ сокрове́ны бы́ша на земли́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся.
Ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя муки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Герасиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43652119942
Герасим Иорданский, преподобный (475)
Заказать икону святого
Дни празднования в 2019 году:
Иже на Иордане
Молитвы
Кондак преподобного Герасима
глас 4
Возгоревся рачением горним,/ жестость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси;/ отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти, отче,/ послушне и жалостне на гробе твоем скончася,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся, и о нас,// отче Герасиме, поминай.
Житие
Был родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже и юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем, по прошествия многих лет, святой пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне.
Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн. Во время кончины святого Евфимия Великого ( 473 г.
) преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо.
Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г.
Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь.
Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере.
В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой.
В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал.
Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое.
Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Тайн. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака, своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.
Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.
Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах, у ног преподобного.
Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Gerasim_Iordanskijj_prepodobnyjj_475.html
Преподобный Герасим Иорданский
Примерно в миле от святой реки Иордан расположена лавра, зовущаяся лаврой святого аввы Герасима.
Когда мы пришли в эту лавру, живущие там отцы рассказали нам об этом святом, что однажды, когда он шел по берегу святого Иордана, ему повстречался лев, который громко рыкал, из-за того что у него болела лапа. Он занозил лапу, и от этого она у него распухла и гноилась.
Завидев старца, лев подошел и протянул ему больную лапу, в которой был терн; он плакал на свой лад и просил у старца помощи. А старец, увидев льва в такой беде, сел на землю, взял его лапу и, разрезав, вытащил занозу и выдавил много гноя, затем тщательно промыл рану, обвязал ее тряпицей и отпустил зверя.
А исцеленный зверь уже не уходил от старца, но, как верный ученик, сопровождал его всюду, куда бы тот ни шел, так что старец дивился такой признательности его. И с тех пор авва Герасим стал кормить льва, давая ему хлеб и моченые бобы.
В лавре держали осла, чтобы возить на нем воду для братии. Ведь монахи пьют воду из святого Иордана, а от лавры до реки целая миля. Отцы обыкновенно поручали льву пасти осла на берегу святого Иордана. Однажды, когда лев пас его, осел далеко отошел от него. А тут из Аравии приходят погонщики верблюдов; увидев осла, они угоняют его по пути восвояси.
Лев, не уследив за ослом, вернулся в лавру к авве Герасиму очень опечаленным и угрюмым; авва решил, что лев съел осла, и говорит ему: «Где осел?» А тот, как человек, молча стоял, опустив голову. Старец говорит ему: «Ты съел осла? Благословен Господь. Все, что делал осел, отныне будешь делать ты».
И вот с той поры на льва по велению старца навьючивали короб с четырьмя кувшинами, и он возил воду.
Однажды на молитву к старцу пришел воин и, увидев, что лев возит воду, и узнав причину этого, пожалел его. И вот он вынул три номисмы, и отдал старцам, чтобы они купили для этих нужд осла, а льва освободили от его повинности.
Вскоре после того как лев был освобожден от доставки воды, погонщик верблюдов, который увел осла, снова пришел, чтобы в Святом Граде продать хлеб; захватил он с собой и угнанного осла. Переправившись через святой Иордан, он опять повстречал того льва. Увидев его, погонщик оставил своих верблюдов и убежал.
Лев же узнал осла, бросился к нему и, как обычно, взяв в зубы его узду, угнал осла и вместе с ним трех верблюдов; с радостными криками, потому что нашел потерянного осла, лев пришел к старцу. Ведь старец думал, что лев съел осла. Тогда старец Герасим понял, что лев был неправо обвинен.
Он дал льву имя Иордан. Вместе со старцем лев прожил в лавре пять лет, будучи всегда неразлучен с ним.
Когда же авва Герасим отошел к Господу и был схоронен отцами, льва по устроению Божию на тот раз не оказалось в лавре. Вскоре он вернулся и стал искать старца. Ученик старца и авва Савватий, увидев льва, говорят ему: «Иордан, старец наш оставил нас сиротами и отошел к Господу, на вот поешь».
Лев не захотел есть, но непрестанно обращал глаза то в одну то в другую сторону, чтобы найти своего старца, громко кричал и не мог примириться с его кончиной. Авва Савватий и остальные отцы, глядя на льва и трепля его по спине, говорили ему: «Старец отошел к Господу и оставил нас».
Говоря так, они не могли утишить его криков и стенаний, но чем более, как им казалось, они врачевали и ободряли его словами, тем сильнее и сильнее лев продолжал плакать, тем громче становилось его надгробное рыдание, и голосом, обликом и глазами он показывал свою печаль о том, что не видит старца.
Тогда авва Савватий говорит ему: «Ну, пойдем со мной, если не веришь нам, и я покажу тебе, где лежит наш старец». И, взяв льва, он привел его туда, где они похоронили старца. Могила была в полумиле от церкви. Когда они остановились над могилой аввы Герасима, авва Савватий говорит льву: «Вот старец наш».
И авва Савватий преклонил колена. Лев, увидев, как авва высказывает свою печаль, стал, стеная, биться головой оземь и испустил дух тут же, у могилы старца.
Это произошло не потому, что лев был наделен разумной душой, но потому, что Бог пожелал прославить тех, кто прославил Его, не только при жизни, но и после смерти их и показать, каково было повиновение животных Адаму до того, как он преступил заповедь Божию и был лишен райского блаженства.
Иоанн Мосх. Луг духовный
29 января 2013
Источник: https://rusdm.ru/hagiography/188
Преподобный Герасим Иорданский (+475) – Нью-Йоркское благочиние
Преподобный Герасим Иорданский родился в малоазийской провинции Ликия (южный регион современной Турции) и происходил из богатой семьи. Родители дали сыну имя Григорий.
С юных лет он отличался благочестием и, приняв в своем сердце исключительно помысел о Боге и оставив богатую жизнь, ушел в Египет, где в Фиваидской пустыни Герасим стал одним из отцов-подвижников.
Около 450 года святой прибыл в Палестинские земли и поселился около Иордана, где основал монастырь и собрал вокруг себя большое число братии.
Правила в этой обители подвижник установил достаточно строгие. Во время Великого поста монахи питались лишь корнями, добавляя в пищу сухой хлеб и воду.
По пять дней в неделю они проводили в уединении вне монастыря, во время которого пребывали в молитве и занимались ремеслом, а на субботу-воскресенье сходились в обитель, чтобы принять участие в богослужении и причаститься. У монахов не было никакого имущества – лишь старая одежда и рубая подстилка, на которой они спали.
Уходя в пустыню, они никогда не закрывали свои кельи, где оставляли минимальный запас необходимых продуктов, чтобы любой путешествующий в случае необходимости мог отдохнуть. Примером для братии был сам преподобный Герасим.
Другом святого был другой известный подвижник того времени – преподобный Евфимий Великий, который убедил Герасима в ложности монофизитского лжеучения, чьи взгляды он одно время разделял. Некоторое время святые вместе подвижничали в пустыне Рува, неподалеку от Мёртвого моря.
Традиция иконописного изображения преподобного Герасима рассказывает об одном интересном факте его жития. На иконах старца изображают рядом со львом. Дело в том, что преподобный имел большое сочувствие не только к людям, но и к животным.
Когда он однажды увидел пораненного льва, то забыв, что перед ним страшный хищник, извлек из лапы занозу, обработал и перевязал его рану. Лев исцелился, но не захотел возвращаться в пустыню, и с того момента не отходил от старца, который назвал его Иорданом. Хищник сделался смиренным животным, питался хлебом и овощами.
Так и видели их вместе довольно часто. У льва было своего рода монастырское послушание – он пас единственного осла, на котором братия возила для себя воду. Как-то раз, когда хищник заснул, проходившие мимо купцы похитили осла, причем святой Герасим полагал, что лев его съел.
Когда караван шел назад, то лев узнал осла, и выхватив его, возвратил в монастырь. После мирного упокоения святого Герасима в 475 году верный лев умер от тоски на его могиле.
Могила преподобного находилась на некотором расстоянии от монастыря и со временем о ее нахождении позабыли, поэтому и о мощах подвижника ничего не известно.
Основанный святым Герасимом монастырь в Иорданской пустыни спустя 1500 лет действует и сегодня, нося его имя.
Память преподобного Герасима Иорданского отмечается 17 марта.
Преподобный Герасим Иорданский (+475) обновлено: Март 13, 2018 автором: Alexander
Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/prepodobnyj-gerasim-iordanskij-475/
Акафист преподобному Герасиму Иорданскому
Кондак 1
Избранника Божия и чудотворца, Иордана насельника и хранителя, отшельником же образ и миряном, восхваляем тя, чтители твои, богоносе. Но яко имеяй дерзновение ко Господу, от враг, теснящих ны, защити, да зовем ти:
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Икос 1
Ангел от человек был еси, преподобне, притек от земли к небесным. Ныне же со бесплотными радующася тя зря, ужасаюся и страхом зову ти от души сия:
Радуйся, Ликии божественный плоде;
Радуйся, Иордана нетленная славо.
Радуйся, добродетели друже истинный;
Радуйся, Христа моего служителю величайший.
Радуйся, яко вся отдал еси и приобрел Христа;
Радуйся, яко вся в тщету вменил еси Его ради.
Радуйся, яко удивишася ти ангели;
Радуйся, яко тебе и зверие почтоша.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 2
Видя мира сего тщету и житейских треволнений отрешився, богомудре, разумно прежним отцем подражал еси, ихже заповедем последуя, восхождения путь обрел еси, Герасиме. Сего ради и Владыце твоему, блаженне, любовию вопиял еси: Аллилуия.
Икос 2
Разум имый правый, ревностию дыша божественною, яко иный Антоний, святе Герасиме, собрания монашеская созвал еси, яко древле от Египта той. Мы же, к тебе взирающе, взываем от сердца сице:
Радуйся, столпе безмолвия;
Радуйся, чудо воздержания.
Радуйся, в монашеском житии велий;
Радуйся, изрядный сего защитниче.
Радуйся, Богу ничтоже предпочтый;
Радуйся, благочестно во имя Его подвизавыйся.
Радуйся, ангелов купножителю;
Радуйся, сил небесных сликовниче.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 3
Силою свыше оболкийся, блаженне, в пустыню удалился еси, и яко ниву благоплодну и добру сию показал еси, мудре, желающим царство Христово стяжати; темже Христу поем: Аллилуия.
Икос 3
Имый божественную ревность, Герасиме, в сердце твоем, и божественный свет, исполняяй е, восхождения творил еси непрестанно, и добрую куплю талантом содеяв, радовался еси, мы же, чудящеся, вопием ти разумно сицевая:
Радуйся, высото богомыслия;
Радуйся, смирения глубино.
Радуйся, безмолвия пламеню неусыпный;
Радуйся, воздержания правило вернейшее.
Радуйся, украшение монахов трезвящихся;
Радуйся, похвало подвижников добродетельных.
Радуйся, светлая преподобных красото;
Радуйся, славная святых доброто.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 4
Ревности Господни горящей в души твоей, Герасиме, соединился еси ангелом, и себе самаго сокровище священное Троицы показав, преподобне, возглашал еси с ними божественную песнь: Аллилуия.
Икос 4
Слышаша живущии во стране Иорданстей славу твою, и текоша в пустыню видети тя: мы же, славу твою у престола Вседержителева добре ведяще, молитвенно к тебе в пустыни жития нашего притекаем, хваляще тя пении таковыми:
Радуйся, мудрый стадоначальниче;
Радуйся, пастырю наш добрый.
Радуйся, монахов руководителю;
Радуйся, в подвизе сущих предстателю.
Радуйся, светило Иордана яснейшее;
Радуйся, лампадо пустыни пресветлая.
Радуйся, имже прославися Бог;
Радуйся, имже враг посрамися.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 5
Богоносец велий и славный иноков начальник всех приимаше радостно и яко светильник просвещаше поученьми своими, ведый вся, да достигнут Недостижимаго и ликующе возопиют: Аллилуия.
Икос 5
Видеша лицы пустынных отцев Герасима честнаго на Иордане, и яко Павла почитающе его и новаго Антония, тщащагося сих путем следовати, дивящеся вопияху сице:
Радуйся, звездо, божественную светлость являющая;
Радуйся, огню, тьму вражию отгоняющий.
Радуйся, яко попрал еси напасти диавольския;
Радуйся, яко смирил еси демонскую гордыню.
Радуйся, из глубины страстей воззвание;
Радуйся, омраченных злобою исправление.
Радуйся, стада твоего защитителю и избавителю;
Радуйся, ученик твоих наставниче и учителю.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 6
Прибежище божественное пустыню иорданскую ведый, тамо поспешил еси, жестоты ея и зноя никакоже убоявся, всемудре, но радуяся от сердца вопиял еси Спасу, поя: Аллилуия.
Икос 6
Возсия твоея обители слава, юже на Иордане создал и распространил еси, треблаженне, подвизания ради в чистем житии: множества же неисчетная монахов в сей приял еси, иже, видяще подвиги твоя, взываху тебе таковая:
Радуйся, яко земная пременил еси в небесная;
Радуйся, яко от юности последовал еси Христу.
Радуйся, заповедей Христовых проповедниче;
Радуйся, отметающих их секиро преострая.
Радуйся, преданий пустыни сохранение;
Радуйся, всех сопротивных упразднение.
Радуйся, имже иноцы хвалятся;
Радуйся, имже мирстии возвышаются.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 7
Хотя ко источнику воды живыя приникнути, выну поучался еси в законе Господни, и сего ради непоколебим яко камень показался еси, и явился крепок во искушениих, и познался от отцев совершен, иже видяще льва, воду носяща, чудяхуся, вопиюще: Аллилуия.
Икос 7
Новый показал еси град пустыню Иорданскую, Герасиме, всечестный отче, ибо сию яко иную Фиваиду и Нитрию монахов исполнил еси, вопиющих ти ныне во царствии тако:
Радуйся, Евфимию единонравне;
Радуйся, Антонию единоревностне.
Радуйся, Онуфрию равночестне;
Радуйся, Пахомию раностоятельне.
Радуйся, яко Агафону подражал еси честному;
Радуйся, яко Паисию поревновал еси славному.
Радуйся, имый Арсениево горение;
Радуйся, подвизавыйся в Памвовом несмеянии.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 8
Насажденное при исходищих вод древо духа явился еси, богомудре, и сего ради иноцы, плоды неувядаемыя на тебе видяще, дивляхуся, поюще: Аллилуия.
Икос 8
Весь быв в вышних, пречудный, нижних же отдаляяся, отхождаше Герасим божественный, украшен добродетельми, от всех же любим и восхваляем сице:
Радуйся, пустыни дивный цвете;
Радуйся, в безводней источниче чудный.
Радуйся, освящение спасительное;
Радуйся, кадило богоприятное.
Радуйся, велий в подвизании;
Радуйся, болий в мудровании.
Радуйся, имже прелестник посрамися;
Радуйся, имже сатана низвержеся.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 9
Всякое естество человеческое удивися, богомудре, всесовершенно странному и чудесному: льва бо послушлива зряху вси и воду носяща, и всех подвизающа пети: Аллилуия.
Подвизающимся избавитель в пустыни показался еси, Герасиме, и чудес исполнь, сердце бо твое храм Божий бе чист и присносветел, преподобне. Сего убо ради дивящеся, верно вопием ти:
Радуйся, лики иноческия обрадовавый;
Радуйся, на лучшее тех наставивый.
Радуйся, монахов божественное похваление;
Радуйся, верных непрестающее веселие.
Радуйся, яко победил еси диавольская шатания;
Радуйся, яко поразил еси того козни.
Радуйся, чтущих тя присная защито;
Радуйся, поминающим тя помоще известная.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 10
Создателя нашего и Спасителя, со преподобными на небесех пребывая, моли, отче, да милостивно презрит грехи наша: нас бо ради показася по нам человек, да избавит ны будущия геенны. Тем благодарно взываем Ему: Аллилуия.
Икос 10
Стена монашествующим на Иордане показался еси и всем к тебе притекающим, сего ради молися о нас, вельми чтущих тя и любовию воспевающих сице:
Радуйся, святых благоукрашение;
Радуйся, лика преподобных сопричастниче.
Радуйся, Илариона подобниче;
Радуйся, Харитона ревнителю.
Радуйся, Симеона юродиваго славо;
Радуйся, Иоанна постника сило.
Радуйся, божественнаго Кириака управителю;
Радуйся, святаго Никона ликование.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 11
Пению всегда прилежай и бдению непрестанну, ангелом уподобился еси, блаженне: Евфимию бо усопшу, душу его на небеса восходящую зрел еси, Господу же усердне со ангелы пел еси: Аллилуия.
Свет сый в пустыни, просвещал еси ученики твоя во стране Иорданстей: вжигаяй бо огнь невещественный, наставлял еси к разуму божественному вся, мудре просвещая их, иже благодарно вопияху ти сия:
Радуйся, монахов слухи возвеселяяй;
Радуйся, сих множества к Богу приведый.
Радуйся, новоначальных в киновию приимавый;
Радуйся, усовершившихся в пустыню отсылавый.
Радуйся, подвижников священная сладосте;
Радуйся, иноков небесная радосте.
Радуйся, имже похваляются благоговейнии;
Радуйся, имже охраняются целомудрии.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 12
Радуяся, преподобне, подвизался еси во мнозем безмолвии со отцы богоносными, удаляяся в пустыню времене ради поста и вкупе со всеми поя: Аллилуия.
Икос 12
Поеши ныне со ангелы на небеси, яко некогда на земли с человеки, трисвятую песнь Богу, егоже, славне Герасиме, всегда моли о нас, чтущих тя и славящих песньми сицевыми:
Радуйся, ходатаю нашего спасения;
Радуйся, церкве славо и благоухание.
Радуйся, православных стено и ограждение;
Радуйся, христианом великий наставниче.
Радуйся, любве сугубыя сокровище;
Радуйся, теплый наш предстателю.
Радуйся, соблюдаяй ны в час смертный;
Радуйся, непостыдный о нас молитвенниче.
Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.
Кондак 13
О всечестный отче Герасиме, монахов светлосте, Христа моего служителю! Приими моление сие малое и твоими к Богу молитвами от всякия избави напасти всех вопиющих тому: Аллилуия.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1Молитва преподобному Герасиму Иорданскому
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Герасиме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу.
Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши.
Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощи твоя сокровены быша на земли, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.
Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.
Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.
today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!
Источник: https://molitvoslov.today/akafistyi/akafistyi-k-odnomu-svyatomu/akafist-prepodobnomu-gerasimu-iordanskomu.html