Преподобный иоанн (майсурадзе), архимандрит

«Я 40 лет был духовным чадом отца Иоанна». Архимандрит Антоний (Гулиашвили) об отце Иоанне (Крестьянкине)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

С архимандритом Антонием (Гулиашвили) мы познакомились в «русском» храме святого Александра Невского в Тбилиси, куда приехали поклониться могилам выдающихся Глинских старцев – митрополита Зиновия и схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Неторопливые манеры, приглушенный голос, отменное чувство юмора, самоирония и неотразимое человеческое обаяние пленяют с первой минуты.

Ему не нужно задавать вопросы, он – прекрасный рассказчик.

Огромный духовный опыт, любовь и снисходительность к людям сквозят во всех его изречениях и поступках, а любая тема снабжается комментарием: «А вот батюшка говорил…» Отец Антоний много раз за день обращается к своему духовнику – архимандриту Иоанну (Крестьянкину) – как к живому, во всем ищет его поддержки и благословения.

– Впервые я приехал в Печоры с послушником и со своей мамой, которая когда-то категорически была против моего монашества и священства. Мы хотели попасть в пещеры, но народу было множество – не протолкнуться.

Стоим мы на Успенской площади и думаем: «Кто нас туда пропустит?» Слышим вдруг: «Шу-шу-шу». Смотрим – какого-то старичка ведут. С ним его келейник, сейчас он архимандрит Филарет. И вот батюшка проходит мимо, берет маму за руку и говорит: «Феодосьюшка, пойдем со мной».

Обратите внимание

А сам он ее никогда не видел. Мама говорит потом: «У меня ноги отнялись». С тех пор я стал ездить к батюшке за советом и наставлением. И каждый раз он спрашивал: «Как там мамочка?» И в ответ на мои сетования по поводу ее безбожности отвечал: «Ничего, ничего, она еще иночество примет».

Какое иночество! Она же и слышать о церкви не хотела. Но в итоге батюшка оказался прав.

Путь ее земной жизни подходил к концу, я очень скорбел, что мама далека от Бога. Наступил Великий пост. Поверите или нет, она 48 дней в рот еды ни крошки не брала! 20–70 грамм водички – и всё.

За это время три раза причастилась и за пять дней до смерти приняла постриг. Я сам ее постригал по благословению Святейшего.

И что важно – она попросила у меня прощения! И всё это по батюшкиным молитвам.

У меня была операция на сердце 11 лет назад, но неудачная. Люди после такой операции на десятый день выходят, а я пролежал полгода, 51 день в реанимации. Ко мне приходил один ученый муж и говорил: «Покажите мне человека, который пробыл 51 день в реанимации».

Они сами удивлялись. Профессор, делавший операцию, позвонил отцу Тихону (Шевкунову) и сказал: «Забирайте батюшку, он должен умереть». Отец Тихон позвонил отцу Иоанну, а тот говорит: «Нет, он не умрет». И я был уверен, что не умру, так ведь батюшка сказал.

А потом, в Священном Писании есть слова: «Не хочу смерти грешника», а я себя считаю грешником. Но сколько Он будет ждать – это уже не от меня зависит. Так что вот живем, грешим, каемся. И опять грешим, и опять каемся.

Отец Иоанн в последнее время болел сильно. Я к нему несколько раз приезжал. Келейница его, Татьяна Сергеевна, говорит: «Он совсем плох».

Важно

Отец Филарет меня пускать не хочет, а я стою на своем – что мне надо повидать батюшку, я приехал за «бензином, на заправку», пустым не уеду. Отец Филарет говорит: «Посмотри на него: он ненормальный. Давай пустим его». И меня пустили.

Я был у него за пять дней до его смерти. Мне тогда после операции было запрещено и земным транспортом пользоваться, а я полетел.

Вернулся – а через пять дней сообщение о смерти батюшки. Я снова полетел. То наш самолет задержался, то поезд. Холод, минус 37 градусов мороза. Я прямо расплакался: «Батюшка, ты что, хочешь, чтобы я опоздал?» Но всё успели. Приехали – еще причащение идет. Так что я и послужить успел, и попрощаться.

И сейчас, когда приезжаю туда, всегда уезжаю такой счастливый, такой наполненный. В санаториях такого не получал. Матушка пускает меня в его келью, где мы не один раз сидели на его диванчике. До четырех, до пяти утра. Иногда бывает, что уезжаю более счастливый, чем при его жизни. Я и на крестный ход там хожу. Каждый год думаю: «А вдруг это в последний раз?»

Зазвонили колокола к вечерней службе, мы стали прощаться с отцом Антонием. Он дал нам просфорки, забрал наши записки. На просьбу сфотографироваться у могилы отца Виталия с удовольствием согласился, только попросил подождать и сходил за мантией. Подумалось: вот она, патериковая простота.

У могилы схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

Неисповедимы пути Господни. Меня ожидала еще одна встреча с отцом Антонием – в его доме в центре Тбилиси. Однажды раздался звонок, и келейница батюшки Марина сказала, что он приглашает к себе в гости.

Удивленная и обрадованная, я охотно приняла приглашение, и наш разговор об отце Иоанне и не только о нем продолжился в аскетичной келье грузинского архимандрита.

Добротный стол, простая узкая кушетка, старинные большие часы, множество икон на стенах, перед ними аналой.

– Я каждый день читаю молитву из вечернего правила: «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?». А возле моей кровати – шесть фотографий отца Иоанна. На последней – я у его смертного одра.

Совет

В трудных ситуациях я, обращаясь к нему, говорю: «Батюшка, ну что ты на меня смотришь?! Не видишь, как мне тяжело? Помоги». Прошу как живого. И я просыпаюсь утром с таким умилением, с таким благоговением.

Наверное, только это и помогает выжить сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=bRnDpLdZKOo

Он уже там находится, предстоит пред Богом, и молитва его сильна. Я всегда говорю своим чадам и близким: «Надо стараться, чтобы вот эта тропа, восходящая от земли на небо, не зарастала мхом и бурьяном».

У ворот храма св. Александра Невского

И вот я хочу сказать – не в плане поучения, – что лично мне помогает чтение «Псалтири преподобного Ефрема Сирина». Батюшка каждый день читал. Я вот читаю по три псалма каждый день. И каждый раз не могу не растрогаться. В каждом псалме я вижу себя. Себя, который со скорбью признаёт свои недостатки, но настаивает, чтобы Господь ему помог.

Батюшка любил говорить: «Господи, помилуй, Господи, прости». Так мы «Господи, помилуй» часто говорим, а «Господи прости» – редко. Вот этому надо научиться. Без всякой философии… Чтобы помогать другим, никакая философия не нужна.

Я вспоминаю, как мы с отцом Иоанном возвращались после службы. При виде людей он закрывался мантией и старался быстрее пробежать. Я ему говорил: «Отец Иоанн, смотрите, сколько людей хотят пообщаться с вами». А он: «Как же так, я же причащался. Как же я буду плескать причастием?» Так он берег то, что получал.

Я не особо стремлюсь припасть к мощам или другим святыням, чтобы получить исцеление.

А как же те люди, которые находятся далеко-далеко и у которых нет материальной возможности приехать, к примеру, в Дивеево? Что же, они от Серафима Саровского не получат благодать? Я не люблю, когда люди часами простаивают у иконы.

Подойдет к иконе и стоит около нее: туту-туту. Я хочу приложиться к иконе и не могу. Тогда мягко объясняю: «Миленькая, если ты, находясь за тридевять земель, будешь этот образ умолять, он отсюда поможет тебе и там»…

В келье о.Антония

Обратите внимание

Знаете, как Господь Сам говорит: «Не всякий, говорящий Мне “Господи, Господи”, наследует Царство Небесное, а только творящий волю Мою». Мы никто не можем творить волю Божию так, как необходимо. Но по немощи нашей Господь, наверное, будет прощать нам.

Может, я что-то кощунственное скажу, но, знаете… вот в алтаре батюшки, когда принимают Тело Христово, говорят: «Христос посреди нас», – но если бы это было действительно от сердца, то мало бы кто из нас удостоился этого дара.

Ведь бывает так, что они друг с другом не разговаривают, а говорят: «Христос посреди нас». Это уже вселяет какое-то сомнение в сердца людей, которые только что пришли в Церковь Христову. Господь Сам по Себе – Любовь.

Как такой батюшка может сказать прихожанину: «Как ты исполняешь заповедь о любви?» Прихожанин ответит: «Батюшка, а вы как исполняете эту заповедь?»

Хорошо, если человек глубоко верующий и понимает, что он пришел в церковь к Богу. А человек маловерующий? Он скажет: «Чему меня научит такой батюшка, если он сам заповеди не исполняет?» Надо уметь видеть разницу между храмом и служителем в храме. Но пастырь добрый не может себя так вести. Это наемники так себя ведут.

Я часто думаю: «А если нам придется какое-то испытание понести? Если мы поведем себя как наемники?» Это очень трудно. Всем нашим прихожанам надо хорошо понимать, что приходим в храм не к священнику, а к Богу.

А священник только ходатай перед Богом за нас. Если мы исповедуемся, мы должны верить, что мы исповедуемся не священнику, он только свидетель нашей исповеди, тех слов, которые я во время исповеди произнес.

Под епитрахилью, перед Евангелием и крестом.

Говорю Господу распятому: «Я принимаю участие в Твоем распятии, потому что я нарушил все то, что написано в Евангелии». Мы этого часто не понимаем.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили)

Важно

Отец Иоанн советовал исповедаться два раза в месяц. Я своим прихожанам советую записывать грехи, не откладывая. А перед исповедью перебери все грехи и возьми с собой записочку. И будет у тебя шпаргалка в руках. Если требуется, исповедоваться можно каждую неделю, в некоторых случаях – каждый день.

Было время, когда мне стали задавать вопросы по поводу новых паспортов. Я решил поехать посоветоваться к батюшке. А у нас была договоренность: перед тем, как приехать, я должен был позвонить. Если «аминь» – значит, я еду.

Если «нет», значит, откладываю. А тут я приезжаю без звонка. Рассказываю ему о причине своего визита, а он в ответ: «А я-то думаю, что ты верующий!..» Я, честно говоря, оскорбился немножко.

Как это так: я столько лет к батюшке езжу, и вдруг он мне так отвечает?!

Он говорил: «Эта бумажка только свидетельствует о том, кто ты, сколько тебе лет; ее можно положить и в чемодан, и под подушку. А Бог у тебя – вот здесь, в сердце». И привел пример святого Игнатия Богоносца. Вот так нас батюшка учил.

И мы, все чада его, сейчас переживаем. Но вот мои переживания сразу заканчиваются в пещере. Как я приезжаю туда, иду в пещеру, поплачу у батюшки, и всё. Всё, что я имею, всё, чем я руководствуюсь, – это всё от батюшки.

Своего у меня ничего нет.

Не надо ничего бояться. Я знаю, что я – гражданин этого государства, и моя прямая обязанность выполнять уставы моего государства. До определенного момента. Если мне скажут, что я должен отречься от Бога, тогда уже нет. Так что не надо бояться.

До отца Иоанна у меня был наставник хороший – патриарх Ефрем. У меня перед глазами была его строгость, требовательность, аскетизм. Недавно одна мама приводит мальчика 15 лет и жалуется, что он редко ходит в храм. А он один верующий на весь класс. Один из 35 человек! Исповедуется, причащается. Когда говеет – от компьютера отказывается.

Ведь сейчас компьютер весь мир перевернул. В худшую сторону. Когда отцу Иоанну задавали вопрос насчет компьютера, он говорил: компьютер должен служить тебе, а не ты компьютеру. Через компьютер я могу узнать ценную историческую информацию, а могу получить и грязную информацию. Для того, чтобы выбрать правильную информацию, Господь дал мне свой компьютер – голову.

Вот и подумай: что хорошо, что плохо.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили)

Раньше во время Евхаристического канона категорически не разрешалось фотографировать. Я помню, как патриарх Пимен взял у одного человека фотоаппарат и потоптал ногами.

Совет

Ну, можно сфотографироваться с батюшкой на память, сфотографировать иконочку на память, но не во время Литургии, во время Евхаристического канона, когда люди молятся – а ты ходишь с этим фотоаппаратом. Ты нарушаешь благолепие службы. И молящийся человек не может сосредоточиться.

Я думаю, всё нужно делать в меру. Тогда и грехов будет меньше. Надо этому научиться. Надо стремиться быть хорошим православным человеком. И Господь поможет.

– У вас на столе две книги «Несвятые святые». Одна – с дарственной надписью владыки Тихона (Шевкунова): «Дорогому и любимому отцу Антонию с просьбой о святых молитвах».

Читайте также:  Церковь никиты великомученика в кашире, россия, московская область, город кашира

– Мы давно дружим с владыкой Тихоном, у нас с ним был один духовник, который учил нас ничего не бояться. И сейчас он своей молитвой охраняет и меня, и вас, и всех, кто обращается к нему. Вот это и есть наша духовная жизнь, наше молитвенное общение.

Попрощавшись с отцом Антонием, я спросила его келейницу Марину о его главном качестве. Она, не задумываясь, ответила: «Он очень сострадателен ко всем страждущим.

Я, например, привыкла у себя в семье, что всё про запас должно быть, а он откроет холодильник, увидит лишнее и кричит: “Что вы прячете! Люди вокруг голодные!” Или я расскажу чью-то проблему (подруге моей сделали, например, операцию), он тут же меня снарядит с помощью… И таких примеров можно привести очень много».

С архимандритом Антонием (Гулиашвили)
беседовала Лариса Хрусталева

Православие.Ru

Источник: https://pravlife.org/uk/node/5136

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в воспоминаниях отца Антония (Гулиашвили)

Но особенно оживляется батюшка, когда его расспрашивают об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), духовным чадом которого он является и которого глубоко почитает. Лицо его оживляется, в лазах появляется какое-то особенное тепло, а голос становиться еще более проникновенным.

Батюшку очень приятно слушать. Он нетороплив, сдержан, говорит негромко, но четко, с легким юмором, внимательно выслушивает вопросы, отвечая на них подробно и терпеливо.

Кажется, что отец Иоанн присутствует при общении, — батюшка так часто вспоминает о своем духовнике, что создается устойчивое ощущение его незримого присутствия. Да, очевидно, так и есть: отец Иоанн живет в его благодарной памяти.
Обратимся к его воспоминаниям.

Благодатный старец

«Впервые я приехал в Печоры, — поведал отец Антоний, — со своей мамой и послушником.

Псково-Печерский монастырь тех времен

Мы очень хотели попасть в пещеры, но это было практически невозможным: народу было множество, и мы понимали, что никто нас вперед не пропустит. Вдруг увидели, как ведут какого-то старичка, рядом с которым находится келейник. Как оказалось, это и был отец Иоанн.

Молитва старца

«Феодосьюшка, пойдем со мной»

Люди оживились, стали проталкиваться к нему. Мы же не предпринимали никаких усилий, считая их безнадежными. Однако произошло неожиданное. Проходя мимо нас, он вдруг остановился, подвинул окружавших его людей и взял маму за руку.

«Феодосьюшка, пойдем со мной», — ласково сказал он, назвав ее по имени. Мама впоследствии вспоминала, что у нее буквально ноги отнялись от неожиданности: ведь старец видел ее впервые в жизни.

Позже, когда я уже на правах духовного чада приезжал к нему за советом и наставлением, он всегда спрашивал о ней и в ответ на мои сетования о ее слабой вере неизменно утешал: «Ничего, ничего, она еще иночество примет».

При всем уважении к старцу я не мог в это поверить, зная негативное отношение мамы к церкви и тому, что я принял монашество.

Однако ни одно слово старца не пропало втуне. Предсказание батюшки сбылось незадолго до кончины мамы: по благословению Святейшего Патриарха Илии II я собственноручно постриг ее в иночество.

Удивительно и то, что до этого она 48 дней Великого поста ничего не вкушала, потребляя лишь воду в очень незначительном количестве, зато трижды причастилась, попросила у меня прощения и, наконец, выразила желание стать инокиней. Так батюшка ее вымолил.

Нужно ли говорить, что после этого я доверял ему безгранично?

Исцеление по молитвам старца

Архимандрит Иоанн на молитве

Был еще один случай.

У меня странный организм. Иммунитет ослаблен, и стоит заболеть, как это превращается в колоссальную проблему. То, что у других проходит быстро, затягивается на недели и месяцы.

11 лет назад мне пришлось пережить сложную операцию на сердце. Люди после такой операции выходят на десятый день, а я провел 51 день в реанимации, а потом пролежал еще полгода.

Приходили врачи, профессора и все разводили руками. Профессор, который делал операцию, был уверен, что я не выживу и даже позвонил отцу Тихону (Шевкунову), предложив забрать меня умирать вне стен больницы.

Обратите внимание

Но я был уверен, что выживу, потому что так отцу Тихону сказал мой дорогой духовник. Поэтому я ничего не боялся.

Да и как я мог умереть? В Священном Писании сказано: «Не хочу смерти грешника», а у меня еще столько нераскаянных грехов! Так вот и живу: грешу и снова каюсь, надеясь на милость Божию».

Отец Иоанн (Крестьянкин) и архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов)

В гостях у отца антония

Нужно сказать, что отец Антоний любезно согласился встретиться со мной непосредственно перед тем, как должен был ложиться в больницу, будучи очень нездоровым.

Тем не менее он терпеливо отвечал на мои вопросы, и, к слову, сказал, что не понимает тех священников, которые не открыты для общения с паствой двадцать четыре часа в сутки.

Леван Мамаладзе — частый гость у отца Антония. Он трогательно заботится о его здоровье и всегда готов помочь с медицинским обслуживанием.

Мы достаточно долго говорили о новопреставленном архимандрите Филарете (Кудинове, 2017), которого батюшка считал воплощением смирения, о нестяжательности схиархимандрита Исаии (Коровая, +2011), о схиархимандрите Виталии (Сидоренко).

Батюшка вспоминал о пребывании на Украине, конфликте с властями и тюремном заключении. Но ответ на любой мой вопрос так или иначе сводился к упоминанию об отце Иоанне (Крестьянкине), через восприятие которого он рассматривал любое событие из своей жизни.

Так, когда я задала ему вопрос о том, как батюшка относился к ИНН, отец Антоний вспомнил, как однажды, переживая по этому поводу, приехал к отцу Иоанну без предварительного звонка.

Важно

Всегда ранее, прежде чем отправиться в путь, он испрашивал благословения старца. На этот раз приехал самочинно и при общении отец Иоанн неоднократно косвенно напомнил ему об этом, трижды повторив во время беседы: «А я думал, что ты – верующий».

Так и в вопросе, который волновал отца Антония: все в Боге, и ни к чему нельзя относиться по-фарисейски.

Последние дни земной жизни старца

Когда отец Антоний коснулся последних дней жизни своего старца, лицо его стало печальным.

Он с горечью рассказывал, что последнее время отец Иоанн сильно болел, и приезжал он к нему несколько раз, несмотря на то, что сам еще не оправился после операции и дальние переезды были ему категорически запрещены.

Последняя встреча с духовником состоялась незадолго до его кончины.
«Я был у него за пять дней до смерти. — изменившимся голосом, как-то особенно проникновенно сказал отец Антоний.

— После операции мне было запрещено и земным транспортом пользоваться, и воздушным, но я полетел, не задумываясь над последствиями.

Келейница старца, Татьяна Сергеевна, говорит: «Он совсем плох». Отец Филарет меня пускать не хочет, а я стою на своем: мне надо повидать батюшку, я приехал за «бензином, на заправку», пустым не уеду.

Наконец отец Филарет сдался: «Посмотри на него: он ненормальный. — махнул рукой он. -Давай пустим его».

И меня пустили. Это была прощальная встреча».

Известие о кончине старца

Вскоре после вовращения в Тбилиси из Печор прилетело печальное известие.

«Вернулся – а через пять дней получил сообщение о смерти батюшки. И я полетел снова.

Искушения были невероятные. То самолет задержался, то поезд. В Печорах холодно, минус 37. Чувствуя, что так я могу опоздать на погребение, я слезно взмолился: «Батюшка, неужели ты хочешь, чтобы я опоздал?» И отец Иоанн услышал меня: все устроилось наилучшим образом.

Отец Антоний возле своей келии

Когда я добрался до места, заупокойная литургия еще не завершилась. Так что, слава Богу, и послужить успел, и попрощаться. Так, по молитвам своего дорогого духовника скорбь расставания превратилась в светлую Пасхальную радость. Потому что смерти — нет, и я дерзаю надеяться на встречу с ним в блаженной Вечности.

Отец Антоний с Леваном Мамаладзе, Главой Ассоциации Всемирного паломничества

Всегда, когда имею возможность, стараюсь приехать в Печоры и уезжаю оттуда, исполненный Пасхальной радости. Даже здоровье заметно улучшается. Ни в одном санатории так хорошо себя не чувствовал. Обязательно посещаю его келию, где не единожды сидел с ним на диванчике порой до четырех, до пяти утра. Удивительно, но порой уезжаю даже более счастливым, чем при его жизни».

Фотография на память о встрече

Многая и благая лета!

Наша беседа с батюшкой затянулась, и я испытывала неловкость, что утруждаю отца Антония, и из-за меня он опаздывает в больницу.

Было, конечно, невероятно интересно,  и совершенно не хотелась расставаться, да и батюшка не торопился.

Совет

  Воспоминания согревали ему душу, и он преображался на глазах, лицо становилось моложе, — его оживотворяли красивые, задумчивые глаза, в которых, казалось, отражается Вселенная…

Несколько раз я прощалась с ним, но батюшка был так радушен, так светел, что хотелось продлить радость общения, и Господь, внимающий сокровенным желаниям нашего сердца, продлевал это незабываемое общение.

Когда я попросила благословение сфотографировать его на молитвенную память, отец Антоний безропотно встал, причесал бороду, поправил крест, осмотрел подрясник и предложил выбрать удобное место, а потом еще долго и терпеливо переносил все мои суетливые перемещения, стараясь в точности выполнять просимое. Когда же я, наконец, набралась сил и попрощалась с ним, он ласково приобнял меня и благословил на дорогу. И я знала, — перелет обязательно будет благополучным.

Какое высокое смирение! Какая любовь ко всем нам, суетным, праздным, помышляющим о дне сегодняшнем и так мало думающим о Вечности!

Уходя от старца, я уносила в сердце чувство величайшей благодарности за его терпение и мудрость.  Многая и благая лета Вам, отче Антоние!
Татиана Лазаренко

Благословение на дорогу

Источник: https://pravme.ru/2018-02-05-17785.html

схиархимандрит Иоанн (Мирошников) — ПРАВОСЛАВНОЕ ПЯТИГОРЬЕ

Схиархимандрит Иоанн (в миру-Мирошников Иван Никифорович) родился между 1860 и 1868 годом в слободе Красный Яр Камышинского уезда Саратовской губернии, в крестьянской семье. Был женат, отслужил военную службу, овдовел.

24 июля 1894 года принял монашество в Иоанно-Предтеченской келье Хилендарского монастыря на Афоне, где настоятелем в то время был иеросхимонах Герасим Попов.

В 1896 году отец Иоанн, вместе с отцом Герасимом и частью братии, перешел в пустынь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при том же Хилендарском монастыре. Там он был рукоположен во иеродьякона, а затем и иеромонаха.

Иеромонах Иоанн (Мирошников). Фото нач.ХХ века

В связи с тяжелым положением русских келлиотов на св.Горе Афон, было принято решение об устроении в России подворья Иоанно-Богословской келлии Русского Пантелеимоновского монастыря.

По благословению настоятеля Иоанно-Богословской келлии иеросхимонаха Герасима (Попова), ответственным за устроение подворья был назначен иеромонах Иоанн (Мирошников). 27 июля 1903 года он, вместе с монахом Сергием был командирован в Россию.

Им вменялось в обязанность поиск подходящего места для устройства монастыря, а также изыскание средств на его строительство.

По приезде в Россию монах Сергий отправился в Пятигорск на лечение, а иеромонах Иоанн в Петербург и Саратовскую губернию для сбора пожертвований.

Обратите внимание

В Петербурге отец Иоанн познакомился с помощником управляющего Мариинским дворцом В.Н. Богдановым, обер-прокурором В.С. Саблером и другими высшими чинами Святейшего Синода, которые впоследствии, при ходатайстве батюшки, оказывали деятельное содействие в устройстве Бештаугорского монастыря.

Также в Петербурге отец Иоанн побывал у св.Иоанна Кронштадтского и удостоился чести сослужить ему за Божественной Литургией. Иеромонах Иоанн получил от старца благословение на устроение обители на Кавказе. Также отец Иоанн Кронштадтский преподнес в дар отцу Иоанну свою рясу, которую последний бережно хранил и одевал исключительно по великим праздникам.

Вскоре отец Иоанн (Мирошников) вернулся на Кавказ. Здесь он встретился с монахом Сергием, и, было определено место для будущей обители. Ей стал юго-западный склон г.Бештау. Вскоре отец Иоанн вновь побывал в Петербурге и вновь виделся с отцом Иоанном Кронштадтским.

Он показал ему снимок выбранной местности и благословил начать ходатайствовать о постройке монастыря и молится об успешном исходе благого дела. Отец Иоанн Кронштадтский не только благословил благое дело, но и ознаменовал крестом то место, где он бы желал видеть первый монастырский храм.

И действительно, первый храм был устроен именно на том месте, которое указал праведный старец.

По возвращении на Кавказские Минеральные Воды отец Иоанн и монах Сергий незамедлительно обратились с прошением к директору Минеральных Вод В.В. Хвощинскому о выделении 20 десятин земли в юго-западном квартале №33 г.Бештау  под устройство монастыря.

9 апреля 1903 года разрешение было получено, а затем, после череды ходатайств перед органами государственной власти, 2 мая 1904 год состоялось освящение места храма будущего монастыря.

Читайте также:  Мученик лонгин сотник

Так, усилиями иеромонаха Иоанна (Мирошникова) зародилась монашеская общежительная община на г.Бештау близ Пятигорска.

Важно

В бытность казначеем монастыря с отцом Иоанном приключилась интересная история: Он был командирован в Вятскую губернию за получением леса для монастырских построек. На обратном пути он заехал отдохнуть в г.Казань.

Здесь он познакомился с одной благочестивой старушкой Прасковьей Степановной Локтиной. Войдя в ее комнату, он увидел список Казанской иконы Божией Матери с необычайно светлым и чудным ликом, и захотел ее выпросить у старушки.

Старушка охотно отдала ее объяснив это следующим: «снилось мне, что моя икона поднялась на воздух и ушла от меня. Я спросила: «куда ты, Царица Небесная, идешь?» Но икона тот час скрылась.

Я думаю, что Сама Царица Небесная избрала Ваш монастырь местом пребывания Ея св.Иконы прежде,чем я познакомилась с Вами». Сей рассказ записан со слов самого отца Иоанна.

С 1909 года о.Иоанн исполняет обязанности настоятеля обители, а с 1913-наместника.

После закрытия в 1927 году Второ-Афонского Успенского Бештаугорского монастыря отец Иоанн был переведен в Астрахань, где служил в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Там он познакомился с монахиней Анастасией (Жугаевич Марией Вацлавовной), которая стала его духовной дочерью.

архимандрит Иоанн (Мирошников). 1921 год.

После закрытия в 1929 году Иоанно-Предтеченского женского монастыря о.Иоанн и м.Анастасия возвращаются на КМВ. Матушка Анастасия поселяется в г.Ессентуки, а отец Иоанн совершает свое пастырское служение в различных храмах Кавмингруппы. Перед самым арестом архимандрит Иоанн служил в храме Благовещения Пресвятой Богородицы г.Минеральные Воды.

24 ноября 1931 года батюшка был арестован и осужден на 5 лет по статье «контрреволюционная пропаганда», отбывал срок на Севере. Через год, 6 марта 1932 года, была арестована и его духовная дочь монахиня Анастасия (Жугаевич).

Из протокола допроса монахини Анастасии становится ясно, что несмотря на обстоятельства, духовная связь между ней и о.Иоанном не прерывалась.

Отец Иоанн, чувствуя духовные и физические тяготы своей, как он ее называл, «крестницы», писал ей письма, в которых утешал и ободрял ее.

После освобождения в 1944 году отец Иоанн был назначен окормлять православную паству г.

Махачкалы, однако, вскоре, он был буквально изжит из города из-за происков обновленческого митрополита Северо-Кавказского и Ставропольского Василия (Кожина) и вынужден переехать в г.Хасавюрт. Сам о.

Совет

Иоанн так описывает эти события в письмах к управляющему делами Московской Патриархии протопресвитеру Николаю Колчицкому:

Во время этой ночной поездки произошла встреча батюшки с обновленческим священником протоиереем Феодором Животковым, который предлагал ему остаться в Махачкале с условием перехода в обновленчество. Батюшка категорически отказался.

Уже после переезда в Хасавюрт о.Иоанн писал:

Однако и в Хасавюрте батюшка пробыл не долго. В 1945 году он был, по настоянию органов, переведен из Дагестана “ввиду того, что он там развивал деятельность по открытию ряда общин.

” Указом архиепископа Ставропольского и Пятигорского Антония (Романовского), о.Иоанн был переведен сначала в молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы г.

Железноводска, а затем, в 1948 году , в Покровский храм г.Пятигорска.

Покровский молитвенный дом г.Железноводска, в котором в 1945-48 гг. служил о.Иоанн

Несмотря на преклонный возраст,-на тот момент батюшке было более 80 лет,- отцу Иоанну была присуща живость ума, бодрость духа и не свойственная его годам деятельность. По замечанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Ставропольском крае Н.

Чудина, он был «с неугомонной душой реакционного монаха».

Неоднократно он поднимал вопрос о восстановлении Бештаугорского монастыря, поддерживал тесную связь с пустынниками-монахами, проживавшими в лесу недалеко от Нальчика, организовывал на приходе благотворительные обеды для нуждающихся, помогал им материально и духовно.

Духовный авторитет отца Иоанна был огромен. Современники считали его прозорливцем, имеющим многие духовные дары: ведения сердец людских, слышания воли Божией, целительства и пр.

Так, случай исцеления по молитвам старца произошел с женой духовника Пятигорской Епархии протоиерея Филиппа Устименко матушкой Таисией. В возрасте пяти лет ее поразил ДЦП. Батюшка горячо молился об ее выздоровлении, и благословил ее отца, протоиерея Бориса Шеметилло, греть ноги девочки в песке, в котором отец Иоанн сам лечил свои больные ноги. Вскоре девочка поправилась.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников) и священник Илья Воронин в Покровском храме г.Пятигорска

Обратите внимание

Отец Иоанн был благостным и мягкосердечным, старался с участием относится к каждому человеку. Так, приснопоминаемый протоиерей Илья Воронин вспоминал, что к молодым священникам батюшка относился по-отечески, поддерживая их и иногда журя.

Так, он однажды обличил протодиакона Петра Забару в нетерпеливости и желании оставить приход. Вообще, терпение и смирение батюшка считал основой жизни православного христианина, ибо “жизнь наша земная — скорбная, на пути — беды и напасти, кресты расставлены по всей земле […] В теpпении вашем стяжаете души ваши.

Мы терпим ради Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матеpи! ”.

Своим духовным чадам старец категорически запрещал вступать в пересуды и сплетничать:

В плане богослужений батюшка был строг,-никогда он не позволял их сокращать, но наоборот, всячески старался сделать их пышнее и торжественнее. Зачастую богослужения могли длится по 4-5 часов и заканчивались в третьем часу дня. По монастырскому обычаю дневные службы батюшка начинал с утрени, после которой следовали часы и Божественная Литургия.

схиархимандрит Иоанн (Мирошников) у Покровской церкви г.Пятигорска

Сам батюшка вел аскетический образ жизни, часто нуждался. Духовные чада старца, видя его нужду, пытались в меру своих сил помочь ему, но он, зачастую, отказывался от помощи. Так, служивший в то время в Покровском храме г.

Пятигорска, протодиакон Петр Забара очень любил старца и, несмотря на собственную бедность, однажды захотел вместе с женой немного помочь ему материально. Супруги собрали значительную для семьи сумму в те годы,-двадцать пять рублей, и отец диакон приготовился идти к батюшке Иоанну с подарком.

Не успел выйти из дома, как к нему прибежал старенький настоятель и, весело улыбаясь, протянул отцу Петру двадцать пять рублей со словами: “Возьми, отец Петр, у тебя дети, тебе нужно двадцать пять рублей! ”.

Но несмотря на всю доброту и отзывчивость старца, у него было множество недоброжелателей, а его деятельность раздражала местные партийные органы. Так, партийная организация одного из санаториев г.Пятигорска стала преследовать отца Иоанна (Мирошникова) за «безобразия, творящиеся в храме, нетерпимые в Советском Союзе».

Важно

По мнению чиновников от здравоохранения, они заключались в «лечении бесноватых», а так же в том, что священник в день престольного праздника «собрал обед, предварительно посылал по сбору в приходе, для больных, нищих, странных и всех приходивших к нему на поклонение из разных городов».

Для дискредитации священнослужителя перед благочинным и управляющим епархией представители местной власти не гнушались и разного рода сомнительными слухами.

Так, праздничный обед в день Покрова Пресвятой Богородицы, по их мнению, сопровождался «большой попойкой» в доме священника, а паломники из разных республик Кавказа были «темным сбродом», пожертвованиями которого Мирошников «бесконтрольно распоряжался».

Архиепископ Антоний понимал, что интриги и слухи вокруг личности этого священника могут стать поводом для организации преследования других священнослужителей в крае.

В конце ноября 1954 году он был вынужден уволить схиархимандрита, прослужившего на тот момент 60 лет в священном сане, на покой «во избежание нежелательных последствий» как лично для самого священника, так и для епархиального управления .

 Спустя два года, 29 июня (12 июля) 1956 года, после совершения Божественной Литургии, старец отошел ко Господу, и ныне предстоит перед Ним с молитвенным предстательством о всех, просящих его помощи. Похоронен старец в ограде Покровской церкви г.Пятигорска.

Источник: https://5-blag.ru/shiarhimandrit-ioann-miroshnikov/

Иоанникий (Гомолко) Глинский, схиархимандрит, настоятель, преподобный | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Настоятель Глинской пустыни архимандрит Исайя (впоследствии схиархимандрит Иоанникий, в миру Иоанн Гомолко) родился в 1842 г. в семье обер-офицера. С детства воспитанный в страхе Божием, он отличался сосредоточенностью и самоуглублением. После окончания Гомельского уездного училища в 1865 г. Иоанн поступил в Глинскую пустынь.

В то время в обители ярко сияли иноческими добродетелями старцы: схиархимандрит Илиодор, настоятель обители архимандрит Иннокентий, монах Досифей, которому являлась Божия Матерь, схимники Лаврентий, Евфимий и другие.

Совет

Отсекая во всем свою волю, предав себя в полное послушание старцам, молодой подвижник очищал сердце ежедневным исповеданием всех своих помыслов и поступков, учился смирению, читал творения святых отцов. Отличительными чертами его духовной жизни были внутренняя собранность, внимание к каждому движению души, хранение ума, без которого истинное подвижничество невозможно.

Многими трудами, с болезнью сердечной и при помощи Божией стяжал подвижник собранность помыслов и непрерывный сердечный плач о свои грехах. Даже лицо его носило отпечаток постоянной самособранности.

Внутреннее преуспеяние привело и к внешнему. В 1874 году Иоанн был пострижен в монашество игуменом Иннокентием (Степановым) с именем Исайя; в 1880 г. рукоположен во иеродиакона, в 1884 г. — во иеромонаха. Видя его духовную опытность, настоятель назначил отца Исайю письмоводителем и поверенным по делам монастыря.

В должности письмоводителя о. Исайя должен был отвечать не только на официальные бумаги относительно дел Глинской пустыни, но и на многочисленные письма богомольцев, обращавшихся за советом, духовным наставлением, просивших помощи и поддержки в своем горе.

Ответы его, наполненные благодатью Святого Духа, всегда были душеспасительными.

После кончины архимандрита Иннокентия Богу угодно было вверить о. Исайи управление обителью почти на четверть века — с 1888 по 1912 г. В должности настоятеля много потрудился о. Исайя для благоустройства и процветания обители, как внешнего, так и внутреннего ее облагораживания.

Под его руководством в 1889 г. была перестроены и расширены церкви, а также выстроен каменный корпус для братии и два деревянных корпуса для приема богомольцев, благоустроил о. Исайя и больницу Глинской пустыни, которая в годы его настоятельства стала лучшей в епархии.

Отец Исайя ввел в Глинской пустыни много новых послушаний. Для их исполнения монахами в обители были организованы мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, переплетчиков, токарей, корзинщиков и другие.

При нем в пустыни процветали садоводство, огородничество, пчеловодство и правильное рыбоводство.

С ростом благосостояния Глинской пустыни возросла и ее благотворительность. В годы настоятельства о. Исайи Глинская пустынь ежегодно принимала около 50 тысяч богомольцев, которые размещались в монастырской странноприимнице (на содержание которой обитель выделяла около 6000 руб.

), бесплатно пользовались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь.

Обратите внимание

В случае нужды жители окрестных деревень пользовались безвозмездно от пустыни хлебом, деньгами, а в случае бедствия (пожара, голода, падежа скота) всегда получали от пустыни пособие. К особому виду благотворительности обители можно отнести создание в 1890 г.

при Глинской пустыни «Дома трудолюбия» для обучения в нем разным ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот. Сначала этот дом был рассчитан на 15—20 мальчиков, но позднее в нем обучалось в 1904 году 187 мальчиков.

Но не только благотворительностью славилась при о. Исайи Глинская пустынь. Велика была ее роль и в духовно-просветительной деятельности. Заботясь о просвещении народа, отец Исайя организовал в 1891 г. в Глинской пустыни издание религиозно-нравственных книг и листков.

Литература, издаваемая Глинской пустынью под руководством о. Исайи, имела огромное значение в деле спасения человека. Большой популярностью среди народа пользовались «Глинские листки» и «Глинские Богородицкие книжки».

Они содержали выдержки из творений святых отцов, проповеднических трудов учителей Святой Православной Церкви, житий великих подвижников Божиих. Обитель поставила также своей задачей издание жизнеописаний замечательных подвижников Глинской пустыни и при о.

Исайи было издано 15 таких жизнеописаний.

В 1908 г. в целях борьбы с сектантскими лжеучениями (в частности, со штундо-баптизмом), появившимися в епархии, в Глинской пустыни был открыт миссионерский кружок во имя святого апостола Иоанна Богослова.

В обязанности членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, а также среди народа в гостиницах, столовых, на монастырских дворах. Эта деятельность велась под непосредственным руководством и наблюдением о.

Исайи.

Среди этих многогранных трудов основной заботой настоятеля было созидание правильной духовной жизни братии, и здесь большое внимание он уделял бодрствованию каждого инока над своей душой.

Важно

Настоятель ревностно следил за всем в монастыре и не оставлял без внимания ни малейшей погрешности братии, так как знал, что без контроля как внутреннего, так и внешнего трудно человеку спастись. Некоторые из братии даже роптали на него за строгость, но он заботился только о том, чтобы деятельность свою сделать угодной Богу.

Впоследствии и недовольные были ему благодарны. Старец указывал, что трезвение относится не только к области ума, но вообще ко всему нашему существу.

Если до 1888 г. в Глинской пустыни иноки могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику, то о. Исайя ввел более строгий порядок.

Читайте также:  Правило амвросия оптинского, читаемое во время скорби

При поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избрать), которому ежедневно следовало открывать свои мысли и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.

Именно это делание возводило Глинских подвижников на высоту духовного совершенства, сохраняя преемственность древних иноческих традиций.

Его почитали как высокодуховного, «строгого и умного» старца. Святитель Феофан-Затворник называл о. Исайю «старцем многоопытной мудрости» и просил его молитв. Сам же старец проводил жизнь скромную, смиренную, желая не человеческой славы, а только угождения Господу и единения с Ним.

Постоянная бдительность над собой, непрестанная молитва привели его к подлинному безмолвию и бесстрастию, он как высшего подвига ради любви ко Христу желал схимы, которую удостоился принять в 1906 году с именем «Иоанникий». С этого времени старец усилил свои подвиги, ночи проводил в бодрствовании, ограждая обитель своими святыми молитвами.

Жизнь его поистине стала отшельнической, хотя он и оставался настоятелем большого монастыря.

В последние годы своего настоятельства схиархимандрит Иоанникий служил редко, но служение его имело особую благодатную силу. Нельзя было без глубокого умиления присутствовать при совершаемой им литургии.

Дух молитвы, почивающий на нем, казалось, переливался в сердца предстоящих и все получали великую духовную пользу и особое утешение, когда молились вместе с ним. Имея дар плача, старец всегда служил со слезами.

Видя, сколь великую пользу получает обитель от богомудрого старца, враг усилил борьбу против него. По внушению вражескому на старца восстал отставной генерал П. Митропольский, который арендовал у Глинской пустыни дом. Генерал настроил против схиархимандрита Иоанникия небольшую кучку братии и 1909—1910 гг.

Совет

написал в Святейший Синод 6 обвинительных заявлений, порочащих настоятеля. Впоследствии, когда на Курскую кафедру был назначен архиепископ Стефан (Архангельский), лично не знавший схиархимандрита Иоанникия и поверивший клеветникам. В феврале 1912 г. он направил в Святейший Синод прошение об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля, и 12 марта 1912 г.

последовало соответствующее определение Святейшего Синода об увольнении старца.

Безусловно, Богу было угодно, чтобы старец в довершение всех своих подвигов претерпел еще и неправедное гонение.

Когда архимандрит Иоанникий уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, а старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху, повторив чудо, совершенное некогда преподобным Иоанникием Великим. Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость возведенных на него обвинений.

Источники:

http://glinskaya.orthodoxy.org.ua/ru/node/58

http://drevo-info.ru/articles/13671802.html

Источник: https://stjohndc.org/ru/list-of-relics/ioannikiy-gomolko-glinskiy-shiarhimandrit-nastoyatel-prepodobnyy

Иоанн, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Руденко Владимир Николаевич) / Персоналии / Патриархия.ru

Родился 8 ноября 1966 г. в Новосибирске в семье служащих.

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г.

защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г.

работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

Крещен 20 января 1996 г. в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в г. Новосибирске.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии, в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

Обратите внимание

В 1998-2001 гг. заочно обучался в Московской духовной семинарии, в 2001-2005 гг. — в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. — преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. — первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг.

— директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг.

— в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) избран епископом Воркутинским и Усинским.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита.

https://www.youtube.com/watch?v=RjISbUNAQ20

Наречен во епископа 23 апреля 2016 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 24 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 117) назначен викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» с освобождением от управления Воркутинской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным московским викариатством. Также Патриаршим указом от 9 января назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.

Важно

3 апреля 2018 г. назначен сопредседателем Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 47) назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г.

Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

С 11 октября 2018 г. — председатель Научно-редакционного совета по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4437059.html

Архимандрит Иоанн

Был восьмым и последним ребёнком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. С детства прислуживал в храме, уже в возрасте шести лет был пономарём, затем исполнял обязанности иподиакона. В двенадцать лет впервые высказал желание быть монахом. В жизнеописании старца эта история описана следующим образом:

Позднее это благословение подтвердил орловский архиерей Серафим (Остроумов).

На гражданской работе

В 1929 Иван Крестьянкин окончил среднюю школу, а затем получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах.

Работал по специальности в Орле, однако частая «авральная» сверхурочная работа мешала ему посещать церковь, а когда он воспротивился таким порядкам, то сразу же был уволен.

Некоторое время был безработным, а в 1932 переехал в Москву, где стал главным бухгалтером на небольшом предприятии — эта работа не мешала ему посещать богослужения. Участвовал во встречах православных молодых людей, на которых обсуждались вопросы церковной жизни.

Московский священник

В 1944 стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем). В октябре 1945 экстерном сдал экзамены за курс духовной семинарии и 25 октября 1945 Патриарх Алексий I рукоположил его во иерея. Продолжал служить на приходе в Измайлове.

Много проповедовал, пользовался любовью прихожан, но находился на плохом счету у органов советской власти, в том числе из-за нежелания сотрудничать с ними. В его жизнеописании говорится, что от молодого священника потребовали «уступок невозможных», и «когда обстановка вокруг него накалилась особенно», он обратился за советом к Патриарху Алексию I, который морально его поддержал.

Позднее о. Иоанн вспоминал:

Совет

В 1946 Иоанн был ризничим в возрождённой Троице-Сергиевой лавре, но через полгода продолжил служение в измайловском храме.

Одновременно учился на заочном секторе Московской духовной академии, писал кандидатскую работу на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Однако незадолго до защиты, в апреле 1950 он был арестован.

Тюрьма и лагерь

Четыре месяца находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме, в камере с уголовными преступниками.

8 октября 1950 был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима.

Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг на разъезд Чёрная Речка. По воспоминаниям одного из солагерников, Владимира Кабо,

Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 досрочно освобождён.

Служение в Псковской и Рязанской епархиях

После освобождения служил в Псковской епархии (в Москве ему, как ранее судимому, было жить запрещено), состоял в причте псковского Троицкого собора. Активность недавно вышедшего из заключения священника вызвала недовольство властей, ему вновь угрожало уголовное преследование.

Тогда, в 1957, он бы был вынужден покинуть Псков и продолжить служение на сельском приходе Рязанской епархии. Первоначально был вторым священником в Троицком храме села Троица-Пеленица, с декабря 1959 — церкви Космы и Дамиана в селе Летово, с июня 1962 — настоятелем Воскресенского храма в селе Борец, затем — Никольского храма в селе Некрасовка.

С весны 1966 был настоятелем Никольского храма в городе Касимове. 10 июня 1966 он принял монашество с именем Иоанн.

Обратите внимание

Многочисленные переводы о. Иоанна с одного прихода на другой были связаны с влиянием властей, которым не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся хозяйственным обустройством храмов, в которых он служил.

В 1967 Патриарх Алексий I подписал указ о его переводе на служение в Успенский Псково-Печерский монастырь.

Вернувшись в епархию, он узнал, что пока он был в Москве на приёме у Патриарха, было принято решение перевести его из Касимова на другой приход (уже шестой за десять лет), но оно было отменено из-за его ухода в монастырь.

Старец

С 1967 до своей кончины жил в Псково-Печерском монастыре . С 1970 — игумен, с 1973 — архимандрит. Уже спустя год после того, как о.

Иоанн поселился в обители, к нему стали приезжать верующие со всех концов страны — за советом и благословением. Посещали архимандрита и православные люди из-за границы.

Верующие считали его старцем и почитали за высокую духовность. В его жизнеописании приводится описание типичного дня о. Иоанна:

Уже будучи очень пожилым человеком, архимандрит Иоанн не мог принимать всех верующих, желавших получить духовную помощь от старца, но до самого последнего времени он отвечал на письма множества людей со всех концов мира. Часть из них были опубликованы — вышло несколько изданий «Писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».

Среди православных верующих получили широкую известность публикации его проповедей и другие книги, в том числе «Опыт построения исповеди».

Основой для этого труда послужили беседы архимандрита Иоанна, которые проводились в семидесятые годы XX века в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского.

Сам архимандрит Иоанн очень не любил, когда его называли старцем. Однажды говорил верующим:

Важно

В 2001 выступил против кампании по отказу от принятия ИНН, проходившей в церковных и околоцерковных кругах. Участники кампании обосновывали свою позицию, в частности, тем, что людям вместо их христианского имени присваивается номер. В своём обращении к верующим архимандрит Иоанн писал:

В 2005 к 95-летию со дня рождения архимандрит Иоанн был награждён церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В последние годы жизни тяжело болел, практически не вставал с постели. Скончался в возрасте 96 лет. Похоронен старец, как и другие печерские монахи, в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

Источник: http://people-archive.ru/character/arhimandrit-ioann

Ссылка на основную публикацию