Преподобный иоанн прозорливый, ликопольский

Жития святых. Преподобный Иоанн Прозорливый

В четвертом веке от Рождества Христова в египетской пустыне, на самой вершине одной горы, которую называли Волчья, поселился молодой подвижник. Там он построил себе келью, состоящую из трех небольших комнат. В одной комнате молился, в другой занимался рукоделием, третья служила ему для сна. В этой келье он оставался безвыходно.

В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из нее, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми через небольшое оконце. Когда истекло тридцать лет пребывания святого в этом затворе, он сподобился от Господа получить дар пророчества. Звали этого подвижника Иоанн Прозорливый.

Приходившим к нему людям Иоанн предрекал будущее, возвещал об угрожавшем кому-либо наказании Божием, и обличал виновных. Пришел к нему однажды один монах Палладий, который впоследствии описал его подвиги и передал наставления.

Фиваида. У кельи старца.

Обратите внимание

Палладий (негромко ропщет):
Я так долго шел к обители преподобного Иоанна, дожидался своей очереди! И вот когда он уже начал говорить со мной, появился какой-то воевода, и старец отвернулся от меня! Стал беседовать с богачом! Как же так?! Почему знатным преподобный оказывает предпочтение?

Когда монах Палладий так сидел и роптал про себя, дойдя до крайней степени нетерпения, что уже собирался, не простившись, уйти, святой послал к нему одного из своих учеников, сказав ему: «Пойди и скажи брату тому, чтобы он не гневался, потому что я сейчас отпущу воеводу и буду с ним беседовать».

Иоанн:
Для чего ты разгневался на меня, брат? Разве ты нашел во мне что-либо оскорбительное для тебя? Для чего ты подумал обо мне то, чего и в помысле не должно иметь ни мне, ни тебе? Разве ты не читал, что сказано в святом Писании: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

Палладий:
Но я столько ждал, чтобы поговорить с тобой, отче.

Иоанн:
Тебя я могу найти всегда, когда захочу; и ты меня найдешь всегда, когда захочешь; да если бы я тебя и не утешил, то тебя утешили бы другие братия и отцы.

Военачальник же, отдавшись мирским заботам только на небольшое время пришел в познание истины и пришел ко мне, дабы получить от меня пользу для души своей.

С моей стороны было бы несправедливо, не обратив внимания на него, продолжать беседовать с тобою, так как ты всегда сам заботишься о спасении своем.

Так Палладий убедился в прозорливости старца и получил духовную пользу и урок никого не осуждать. Еще святой Иоанн учил приходящих к нему: «Чада, любите безмолвие, пребывая всегда в богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов.

Достоин похвалы и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или бывает постоянно без гнева; такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел».

Важно

Угодив Богу своею святою жизнью, преподобный Иоанн приблизился к кончине своей. На девяностом году жизни он повелел ученикам не приходить к нему в течение трех дней. Когда же братия пришли к преподобному через три дня, то нашли его стоящим на коленях как бы на молитве, душою же отошедшим ко Господу.

(8

Источник: https://dev.radiovera.ru/zhitiya-svyatyx-prepodobnyj-ioann-prozorlivyj.html

Житие Прп. Иоанна Прозорливого, Египетского

Память 27 марта/9 апреля

В египетском городе Ликополе жил некоторый муж, по имени Иоанн, с юных лет занимавшийся плотничеством. Когда Иоанну исполнилось 25 лет, он отрекся от мира и 15 лет подвизался в иноческих трудах в различных монастырях. Потом для подвигов пустынного жития он ушел на гору, находившуюся недалеко от Ликополя.

Здесь он выстроил себе три келии под одной кровлей и затворился в них. В одной келии он молился, в другой занимался рукоделием, третья же служила ему для пищи и для сна.

В таком уединении святой пробыл 50 лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из келий, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми чрез оконце.

Когда истекло 30 лет пребывания святого Иоанна в этом затворе, он сподобился от Господа получить пророческий дар. Святой предсказал очень многое императору Феодосию Великому (царств.

с 379 по 395), в том числе что он победит гонителя христиан Максима и завладеет Галлией, что победит также гонителя христиан Евгения и потом окончит жизнь свою и передаст царствование своим сыновьям.

Благодаря такой прозорливости святого, о нем всюду распространялась слава как о святом муже.

Совет

Однажды к Иоанну Прозорливому пришел один воевода и спросил, победит ли он эфиопов, пришедших к городу Сиене (ныне Асуан). Преподобный Иоанн сказал, что победит и будет награжден за это почестями от царя. Все случилось так, как предсказал святой Иоанн. После этого царь узнал о святом и всегда, когда отправлялся в поход на врагов, просил у святого молитв и предсказания об успехе похода.

Отцы, подвизавшиеся вместе с преподобным Иоанном (и, в частности, Палладий, описатель жития его), тоже свидетельствовали, что святой имел великую благодать прорицания. Преисполненная добродетелей жизнь этих отцов уверяет нас в истине слов их. Вот несколько примеров дивной прозорливости святого.

Один трибун просил у преподобного позволения прийти к нему жене его, очень хотевшей его видеть. Святой же Иоанн не давал ему согласия на это, не желая ни видеть женщин, ни быть видимым женщинами, так как и с мужчинами беседовал лишь через оконце.

Но после многих просьб он обещал явить себя ей в сонном видении, и действительно, жена трибуна увидела ночью во сне святого, который подошел к ней и сказал: “Что мне и тебе, жено? (Ин.2:4).

Для чего ты хотела видеть лицо мое? Разве я пророк? Разве я святой человек? Я человек грешный, подобострастный всем прочим людям. Но я умолил Бога, чтобы было по вере твоей и по вере твоего мужа”. Сказав это, святой отошел от женщины той.

Она же, проснувшись, описала мужу явившегося ей святого и попросила поблагодарить его, а супруг узнал его описанию. Сам же святой Иоанн при их встрече, предваряя его, сообщил, что являлся во сне его жене.

В другой раз один военачальник пришел к святому Иоанну и просил его помолиться о нем и о беременной жене его. Преподобный же Иоанн велел человеку тому прославить Бога за уже рожденного сына, а дитя благословил назвать Иоанном и, когда тому исполнится семь лет, послать в пустыню к монахам для подвигов. О матери ребенка преподобный сказал, что она уже отошла ко Господу. Так все и было.

Множество разных предсказаний давал святой Иоанн Прозорливый людям, приходившим к нему из города Ликополя и из далеких мест.

Он открывал им и то, что должно было совершиться в будущем, и то, что было кем-либо сделано тайно от других. Преподобный предсказывал, например, о разливе Нила, о годах плодородных или о казнях Божиих.

Также он обличал тех, кто навлекали на страну своими грехами гнев Божий.

Обратите внимание

Хотя святой Иоанн и не творил сам лично исцелений, но подавал больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от недугов своих.

Многие пустынножители, узнав о святой жизни и чудотворениях преподобного Иоанна, шли к нему за наставлениями. Палладий написал о том, как посещал преподобного и тот прозревал его помыслы и учил внутренней жизни.

Святой предрек ему: “Многие скорби ожидают тебя впереди и трудную брань уже ты перенес, борясь со своим желанием оставить пустыню; ты не исполнил этого желания, несмотря на то, что диавол выставлял тебе благовидный предлог для оставления пустыни, напоминая тебе о любви к тебе отца и брата. Я тебе возвещу радостную весть: и отец и брат твой, оба здравствуют и отреклись от мира; отец твой проживет еще семь лет. И ты, вооружившись мужеством, продолжай подвизаться в пустыне и не думай возвращаться отсюда в свое отечество, так как написано: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62)”.

Слушая слова святого и укрепившись ими к подвигам, Палладий возблагодарил Бога за то, что Он при посредстве святого мужа раскрыл козни диавола и помог победить их.

Еще преподобный сказал Палладию: “Сорок лет я пребываю в этой келии и за все это время не видел ни лица женского, ни какой-либо монеты, ни кого-либо ядущим или пьющим; равным образом и меня никто не видал ядущим или пьющим”.

В другой раз преподобный дал проречение, что если Палладий покинет по какой-нибудь причине пустыню, то станет епископом. Палладий желал остаться иноком, но забыл об этом условии, и Промыслом Божиим действительно был поставлен во епископа.

Палладий рассказал братии Нитрийской пустыни о своем посещении преподобного Иоанна, и вскоре с шестью иноками опять пошел к святому. Среди иноков был диакон, который по смирению скрывал свой сан, однако преподобный Иоанн сразу распознал его.

Тот начал отказываться, но святой взял его за правую руку, облобызал ее и сказал: “Не отвергай благодати Божией. Не лги, брат, сокрыв дар Божий, потому что ложь должна быть чужда христианам; нельзя похвалить ее и в тебе, велика ли она будет или мала, потому что, как говорит Спаситель, ложь от диавола: диавол ложь есть и отец лжи (Ин.

Важно

8:44)”. Диакон, обличенный преподобным, молчал, слушая со вниманием наставления святого.

Был среди пришедших брат, страдавший лихорадкой. Он просил преподобного Иоанна исцелить его. Но тот сказал, что болезнь эта полезна для души. Однако все-таки повелел помазать того брата освященным елеем, желая уврачевать не столько болезнь его, сколько маловерие. Вскоре после этого брат тот стал совершенно здоровым.

Палладий пишет еще: “Сподобились мы видеть преподобного Иоанна и тогда, когда ему исполнилось 90 лет; тело его было столь истощено подвигами поста, что у него не росла даже борода.

Он ничего не вкушал, кроме плодов древесных, и то по захождении солнца; от юных лет привыкнув к постничеству, он в старости никогда не вкушал ни хлеба, ни какой другой приготовленной на огне пищи.

Когда он предложил нам сесть, мы возблагодарили Бога, сподобившего нас видеть преподобного и беседовать с ним.

Он же, приняв нас как возлюбленных чад своих, сказал нам, с улыбкою на лице: “Откуда вы пришли, чада? Из какой страны вы пришли ко мне, человеку грешному и смиренному?” Мы же, назвав место нашей родины и указав постоянное наше местопребывание в Нитрийской пустыне, сказали, что пришли из Иерусалима именно для того, чтобы видеть ради душевной пользы святого, о котором много слыхали от других.

Читайте также:  Преображение господне, двунадесятый

Блаженный же Иоанн сказал нам: “Любезные чада! Что чудесного надеялись вы видеть, когда предпринимали столь трудный путь? Какая вам польза будет от того, что вы увидите человека грешного, смиренного, который не имеет ничего достойного удивления.

Есть достойные удивления и восхваления святые пророки и апостолы, писания которых читаются в церквах, – им удивляться и им подражать следует, но не мне. Я весьма удивился, видя ваше усердие, которое побудило вас прийти к нам ради душевной пользы издалека, пренебрегая опасностями столь трудного пути.

Мы же, по своей лености, не выходим даже и из келий своих. Однако же помните, что, если бы дело ваше и было достойно похвалы и одобрения, вы сами не должны считать себя людьми, сделавшими что-либо благое и достохвальное.

Совет

Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни отцов, и если исполните все (что, впрочем, едва ли часто бывает), то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть.

Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы, не нарушена ли чистота сердца вашего, не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы; наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира, не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями, заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям; смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом; смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном; но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными очами своими видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем мирском и суетном, согласно тому, как написано в святом Писании: Остановитесь и познайте, что Я Бог (Псал. 45:11). Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божии, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей все, чего ни попросит от Бога”.

Это и многое другое говорил преподобный Иоанн пришедшим к нему братьям, утешая и наставляя их, как отец детей. Потом он предложил им рассказы о людях, возгордившихся и возмечтавших о себе; о том, как покаянием можно победить бесовские козни; а также о высокомудрствовании, низводящем человека в бездну погибели и лишающем его благодати Божией, и о смиренномудрии, возносящем человека к Богу.

По окончании рассказов Иоанн Прозорливый сказал братиям: “Будьте всегда смиренными, чада, как в великих, так и в малых вещах, потому что это первая заповедь Спасителя, говорящего: блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное (Мф.5:3); быть “нищим духом” и значит быть смиренным… Если кто-либо будет хвалить вас, демон или человек, не слушайте того и не превозноситесь умом своим.

.. Любите безмолвие, пребывая всегда в богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов.

Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство, или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева; такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел.

Но лучше этого и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же стремясь к небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном: такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях своих. Я знаю одного человека, подвизавшегося в пустыне, который в течение десяти лет совершенно не вкушал пищи земной, но Ангел Божий через два дня на третий приносил ему небесную пищу, и это было ему и пищею, и питием (преподобный Иоанн, возможно, говорил о самом себе)”.

Такими и подобными этим наставлениями и рассказами преподобный Иоанн поучал всех, являя образец равноангельской жизни собственным примером. Посему Иоанн Прозорливый весьма много способствовал душевному спасению многих людей.

Угодив Богу своею святою жизнью, преподобный Иоанн приблизился к кончине своей. На 90-м году жизни своей он повелел ученикам не приходить к нему в течение трех дней.

Обратите внимание

Когда же братия пришли к преподобному по истечении этого срока, то нашли его коленопреклоненным, стоящим как бы на молитве, душою же отошедшим ко Господу, чтобы предстать вместе с прочими святыми Престолу Бога Отца, и Сына, и Святого Духа.

Блаженная кончина преподобного Иоанна последовала в конце IV века.

Источник: http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/64-98.html

1) Житие преподобного отца нашего Иоанна Прозорливого,

пустынника и затворника Египетского,
Память 27 марта

В египетском городе Ликополе1 жил некоторый муж, по имени Иоанн, с юных лет занимавшийся плотничеством.

Когда Иоанну исполнилось двадцать пять лет, он решил отречься от мира; после этого пятнадцать лет он подвизался в иноческих трудах в различных монастырях; потом, ища уединенного места для подвигов пустынного жития, он ушел на гору, называвшуюся Волчею и находившуюся недалеко от Ликополя. Здесь он выстроил себе три келии с одною кровлею, расположенных одна около другой, и затворился в них для подвигов поста и молитвы, причем в одной келии он молился, в другой занимался рукоделием, третья же служила ему для пищи и для сна. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из келии, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми чрез оконце.

Когда истекло тридцать лет пребывания святого Иоанна в этом затворе, он сподобился от Господа получить дар пророческий.

Святой предсказал очень многое императору Феодосию2 — именно, что он победит гонителя христиан Максима и завладеет Галлиею3, что он победит также гонителя христиан Евгения и потом окончит жизнь свою и передаст царствование своим сыновьям.

Благодаря такой прозорливости святого, о нем всюду распространялась слава, как о святом муже, и сам император Феодосий почитал его за пророка.

При начале пустыннических подвигов Иоанна, пришел к нему некоторый воевода, который спросил святого, победит ли он эфиопов, пришедших к городу Сиене4.

Преподобный Иоанн повелел ему небоязненно идти на эфиопов и сказал, что он победит их и будет награжден за это почестями от царя. Все случилось так, как предсказал святой Иоанн.

Важно

После этого происшествия царь узнал о святом и всегда, когда отправлялся в поход на врагов, просил у святого молитв и предсказания об успехе похода.

Святой Иоанн имел великую благодать прорицания, как это сообщали отцы, подвизавшиеся вместе с ним (замечает Палладий5, описатель жития преподобного); святая, преисполненная добродетелей жизнь этих отцов уверяет нас в истине слов их. Вот несколько примеров дивной прозорливости святого.

Один трибун6, придя ко святому, просил у него позволения прийти к нему жене его, очень хотевшей его видеть.

Святой же Иоанн не давал ему согласия на это, не желая ни видеть женщин, ни быть видимым женщинами, так как и с мужчинами беседовал лишь через оконце.

Но когда трибун долго и неотступно просил святого об этом, то святой, видя веру его жены, обещая явить себя ей в сонном видении и сказал трибуну:

— В эту же ночь я явлюсь ей, чтобы она не упрашивала меня более показаться ее телесным очам.

Трибун передал жене своей слова преподобного.

Действительно жена трибуна увидела ночью во сне святого, который подошел к ней и сказал:

— «Что мне и тебе, жено?» (Ин.2:4). Для чего ты хотела видеть лицо мое? Разве я пророк? Разве я святой человек? Я человек грешный, подобострастный всем прочим людям. Но я умолил Бога, чтобы было по вере твоей и по вере твоего мужа.

Сказав это, святой отошел от женщины той.

Когда жена трибуна проснулась, то передала мужу слова, которые сказал ей во сне святой и описала мужу лицо святого и его одежду и потом просила мужа поблагодарить святого за милость, оказанную ей. Когда же муж той женщины пришел к келии преподобного, то не успел он еще сказать святому и одного слова, как сей последний сказал ему:

— Вот я исполнил твою просьбу и явился во сне жене твоей, дабы она не упрашивала меня более показаться ее телесным очам.

В другой раз некоторый военачальник, имевший жену беременную, которой приближалось время родить, пришел к святому Иоанну и просил его помолиться о нем и жене его. Случилось, что в то самое время, когда военачальник пришел к святому, жена его была в больших муках по случаю родов и уже приближалась к смерти. Преподобный же Иоанн сказал человеку тому:

— Если бы ты знал милость Бога, дарующего тебе сына, то ты прославил бы Бога, но мать младенца находится недалеко от смерти. Отойдя от меня, ты найдешь младенца уже семидневного7. Назови его Иоанном и когда ему исполнится семь лет, пошли его в пустыню к монахам для подвигов.

Такие и подобные предсказания давал святой Иоанн многим людям, приходившим к нему из далеких мест. Точно также преподобный предсказывал многое, имеющее совершиться в будущем, и своим согражданам, жителям города Ликополя, постоянно приходившим к нему ради душевной пользы своей.

Совет

Он открывал им как то, что должно было совершиться в будущем, так и то, что было кем-либо сделано тайно от других.

Преподобный Иоанн предсказывал, например, о разливе реки Нила8, о годах плодородных; точно также святой предсказывал и имеющие совершиться казни Божии и обличал тех, которые навлекали на страну своими грехами гнев Божий.

Хотя святой Иоанн и не творил сам лично исцелений, но подавал больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от болезней своих. Так, например, жена одного римского сенатора, потерявшая зрение и имевшая бельмы на глазах своих, просила мужа своего, чтобы он привел ее к преподобному для исцеления.

Но муж сказал ей, что к святому Иоанну не приходила еще ни одна женщина и что женщины вообще не могут видеть святого Иоанна. Однако женщина та упрашивала мужа хотя бы только передать святому ее просьбу помолиться о ней Богу. Муж исполнил просьбу жены своей. После этого святой Иоанн послал к женщине той немного елея освященного, которым три раза в день она помазывала глаза свои.

Читайте также:  Праведный иов многострадальный

На третий день после этого женщина та прозрела и прославила Бога.

https://www.youtube.com/watch?v=RjISbUNAQ20

В Нитрийской пустыне9 было семь пустынножителей; я (повествует описатель жития святого Иоанна — Палладий) и ученики Евагрия, Алвиана и Аммона10. Все они пожелали узнать подробнее о добродетельной жизни святого Иоанна, причем Евагрий сказал:

— Я пойду первый и узнаю от кого-либо о жизни святого Иоанна. Но если и ничего не узнаю о нем, то не пойду далее горы Ликопольской.

Услышав это, — повествует Палладий, — я отдохнул один день, а на другой, ничего никому не сказав, положившись на Бога, пошел в Фиваиду11.

Когда я дошел до горы и келии Иоанновой, то ученики его сказали мне, что от воскресенья и до субботы преподобный не принимает для беседы никого из приходящих. Поэтому мне пришлось дожидаться субботы.

В субботу же во втором часу дня я отправился к келии святого и нашел его сидящим у окна и беседующим с приходившими к нему людьми. Сказав мне приветствие, преподобный спросил меня через одного из своих учеников:

— Откуда и зачем ты пришел? Мне кажется, что ты из монастыря Евагрия.

Во время нашей беседы пришел к преподобному военачальник той страны, по имени Алимпий; Иоанн прервал беседу со мною, и я отошел несколько от него, чтобы не препятствовать беседе его с военачальником.

Вследствие того, что преподобный беседовал с военачальником довольно продолжительное время, я оскорбился и стал в мыслях осуждать честного старца, который, презрев меня, оказывал честь военачальнику. Дойдя до крайней степени нетерпения, я уже собирался, не простившись, отойти от преподобного.

Но святой Иоанн, уразумев помышления мои, подозвал к себе своего ученика, по имени Феодора, и сказал ему:

— Поди и скажи брату тому, чтобы он не гневался, потому что я сейчас отпущу воеводу и буду с ним беседовать.

Обратите внимание

Когда эти слова были переданы мне, я весьма удивился тому, что преподобный Иоанн узнал мои мысли и убедился в том, что это был муж святой и прозорливый.

Когда военачальник отошел от Иоанна, святой позвал меня и сказал мне:

— Для чего ты разгневался на меня? Разве ты нашел во мне что-либо оскорбительное для тебя? Для чего ты подумал обо мне то, чего и в помысле не должно иметь ни мне, ни тебе? Разве ты не читал, что сказано в святом Писании: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12).

Тебя я могу найти всегда, когда захочу; и ты меня найдешь всегда, когда захочешь; да если бы я тебя и не утешил, то тебя утешили бы другие братия и отцы: военачальник же, отдавшись мирским заботам и находясь во власти диавола, только на небольшое время пришел в познание истины и подобно рабу, спасающемуся от жестокого господина, пришел ко мне, спасаясь от диавола, дабы получить от меня пользу для души своей. С моей стороны было бы несправедливо, не обратив внимания на него, продолжать беседовать с тобою, так как ты всегда сам заботишься о спасении своем.

Выслушав это, я (повествует Палладий) окончательно убедился, что это был муж святой и начал просить его помолиться обо мне. Он же, ласково беседуя со мною и своею правою рукою касаясь слегка моей левой щеки, сказал мне:

— Многие скорби ожидают тебя впереди и трудную брань уже ты перенес, борясь с своим желанием оставить пустыню; ты ни исполнил этого желания, несмотря на то, что диавол выставлял тебе благовидный предлог для оставления пустыни, напоминая тебе о любви к тебе отца и брата.

Я тебе возвещу радостную весть: и отец и брат твой оба здравствуют и отреклись от мира; отец твой проживет еще семь лет.

И ты, вооружившись мужеством, продолжай подвизаться в пустыне и не думай возвращаться отсюда в свое отечество, так как написано: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).

Слушая слова святого и укрепившись ими к подвигам, я (говорит Палладий) возблагодарил Бога за то, что Он при посредстве святого мужа этого раскрыл мне козни диавола и помог мне победить их. В другой раз преподобный, ласково беседуя со мною, спросил меня:

— Хочешь быть епископом?

Я же отвечал ему:

— Нет, потому что я уже епископ.

Святой же спросил меня:

— В каком же городе ты епископ?

Я отвечал ему:

— Я надзираю12 за кухней, трапезой, палатками, кадками; пробую, например, вино, и если оно кислое, то прохожу мимо него, если же сладкое, то пью его; смотрю также в котлы с пищею, и если где недостает соли или других приправ, то я добавляю к пище эти приправы и потом поедаю пищу, сделавшуюся от приправы вкусною. Так же поступаю и в других случаях, везде выбирая для себя самое лучшее. Вот это мое епископство, на которое поставило меня сластолюбие.

Преподобный, улыбнувшись, сказал мне:

— Перестань шутить, потому что ты действительно будешь епископом и должен будешь перенести многие труды и скорби; если ты хочешь избежать этих трудов и скорбей, то ты не уходи из пустыни, потому что здесь, в пустыне, тебя никто не может поставить епископом.

Оставив преподобного, я (повествует Палладий) отправился в свою пустыню на место своего постоянного жительства и рассказал всей братии о честном и святом муже, преподобном Иоанне.

Но я, грешный, потом забыл слова, сказанные святым Иоанном относительно меня: спустя три года после этого я заболел желудком и отправился, по совету братии, в Александрию13, ко врачам.

Важно

Но так как болезнь моя не проходила, а развивалась все более, то александрийские врачи советовали мне идти в Палестину, так как там теплый и здоровый климат.

Отправившись в Палестину я пробыл там немного и, несколько поправившись от болезни своей, пошел оттуда в Вифинию14 и здесь, уже не помню каким образом — человеческою ли волею, или Божьим изволением, — Бог знает как, был сподоблен сана епископского. После этого я впал в печаль, так как сан сей был сверх моей силы. Тогда я вспомнил пророчество преподобного Иоанна о мне, но в это время преподобный уже скончался. Я вспомнил тогда, что сказал мне преподобный, увещевая меня остаться в пустыне:

— Сорок лет я пребываю в этой келии и за все это время я не видел ни лица женского, ни какой-либо монеты, ни кого-либо ядущим или пьющим; равным образом и меня никто не видал ядущим или пьющим.

После той беседы со святым Иоанном, когда я возвратился (повествует Палладий) на свое обычное место, и когда я рассказал братиям и отцам все, что видел и слышал у святого, все мы, числом семь, спустя два месяца после того отправились к преподобному.

Когда мы пришли к обители преподобного Иоанна, он принял нас ласково, приветствуя с улыбкою на лице каждого из нас в отдельности. Тотчас же как пришли, мы начали упрашивать святого помолиться о нас, как это в обычае у подвижников египетских. Но он спросил нас:

— Нет ли среди вас клирика?

Мы все сказали ему:

— Нет никого.

Посмотрев внимательно на каждого из нас, святой узнал среди нас одного утаившегося клирика, так как один из нас был диаконом, и никто из нас не знал, что он был диаконом, кроме одного брата; но тот клирик, из смирения утаивший свой сан, и знавшему его сан брату запретил говорить об нем, что он диакон, потому что, стремясь уподобиться святым подвижникам, брат тот считал себя недостойным носить и имя христианина. Преподобный Иоанн, указав рукою этого брата, сказал:

— Этот диакон.

Но когда этот брат отрицался от того, что он имеет сан диакона, святой Иоанн, простерши руку свою из оконца, через которого беседовал с нами, взял брата диакона за правую руку, облобызал ее и сказал ему:

— Не отвергай благодати Божьей. Не лги, брат, сокрыв дар Божий, потому что ложь должна быть чужда христианам; нельзя похвалить ее и в тебе, — велика ли она будет или мала, потому что, как говорит Спаситель, ложь от диавола: диавол ложь есть и отец лжи (Ин.8:44).

Диакон, обличенный преподобным, молчал, слушая со вниманием наставления святого.

Когда же мы все совершили молитву (рассказывает Палладий), один из братьев, страдавший лихорадкою, просил преподобного Иоанна исцелить его. Преподобный сказал брату тому, что болезнь эта полезна для души его, но все-таки повелел помазать того брата освященным елеем, желая уврачевать не столько болезнь его, сколько маловерие. Вскоре после этого брат тот стал совершенно здоровым.

Сподобились мы видеть преподобного Иоанна (повествует Палладий) и тогда, когда ему исполнилось девяносто лет; тело его было столь истощено подвигами поста, что у него не росла даже борода, он ничего не вкушал, кроме плодов древесных, и то по захождении солнца; от юных лет привыкши к постничеству, он в старости никогда не вкушал ни хлеба, ни какой другой приготовленной на огне пищи.

Когда он предложил нам сесть, мы возблагодарили Бога, сподобившего нас видеть преподобного и беседовать с ним. Он же, приняв нас как возлюбленных чад своих, сказал нам, с улыбкою на лице:

Совет

— Откуда вы пришли, чада? Из какой страны вы пришли ко мне, человеку грешному и смиренному?

Мы же, назвав место нашей родины и указав постоянное наше местопребывание в Нитрийской пустыне, сказали, что пришли из Иерусалима именно для того, чтобы видеть ради душевной пользы святого, о котором много слыхали от других.

Блаженный же Иоанн сказал нам:

— Любезные чада! Что чудесное надеялись вы видеть, когда предпринимали столь трудный путь! Какая вам польза будет от того, что вы увидите человека грешного, смиренного, который не имеет ничего достойного удивления. Есть достойные удивления и восхваления святые пророки и апостолы, писания которых читаются в церквах; им удивляться и им подражать следует, но не мне.

Я весьма удивился, видя ваше усердие, которое побудило вас прийти к нам ради душевной пользы издалека, пренебрегая опасностями столь трудного пути. Мы же, по своей лености, не выходим даже и из келий своих.

Однако же помните, что, если бы дело ваше и было достойно похвалы и одобрения, вы сами не должны считать себя людьми, сделавшими что-либо благое и достохвальное; подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни отцов, и если исполните все (что, впрочем, едва ли часто бывает), то на себя не уповайте и собою не хвалитесь.

Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть.

Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы, не нарушена ли чистота сердца вашего, не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы; наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира, не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями, заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям; смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом; смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном; но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными очами своими видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем мирском и суетном, согласно тому, как написано в святом Писании: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс.45:11). Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божии, и он видит будущее, как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей все, чего ни попросит от Бога.

Читайте также:  Сентинский храм, россия, карачаево-черкесия, селение нижняя теберда

Это и многое другое говорил преподобный Иоанн пришедшим к нему братьям, утешая и наставляя их, как отец детей. Потом он предложил им несколько рассказов о людях, возгордившихся и возмечтавших о себе; между прочим он предложил им следующую повесть:

Первоисточник:

www.vidania.ru/saints/zitiya_svyatyh_dimitriya_rosrovskogo/zitie_ioanna_prozorlivogo.html

Источник: https://elitsy.ru/communities/83529/250131/

9 апреля. Преподобный Иоанн Прозорливый

Церковный календарь. 9 апреля (27 марта ст. стиль).

Сегодня суббота Крестопоклонной недели Великого поста и сегодня последняя в этом Посту родительская суббота, или день особого поминовения усопших. Совершается литургия святителя Иоанна Златоуста.

Сегодня Святая Церковь творит память: мц. Матроны Солунской (Фессалоникийской), мчч. Мануила и Феодосия и прп. Иоанна Прозорливого, Египетского (III–IV).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти преподобного Иоанна Прозорливого. Родился он в начале IV века и жил в городе Ликополе (ныне город Асью́т)  в Среднем Египте и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг.

Обратите внимание

В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов.

С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через него принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости.

Так, императору Феодосию Великому он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим навещавшим его он предсказывал события их жизни и давал наставления.

Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов. Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии.

В своих наставлениях преподобный Иоанн заповедовал прежде всего иметь смирение: «Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь.

Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть.

Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него».

Подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям. Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году в возрасте девяноста лет.

Важно

Братья и сестры, хотелось бы также уделить некоторое время разговору о памяти наших почивших сродников.

Сегодня последняя в этом Великом посту родительская суббота, следующий день особого поминовения усопших будет уже только после Пасхи, на Радоницу. Вообще говоря, в нашем богослужебном уставе каждая суббота носит характер заупокойной службы.

Но как праздники в Типиконе имеют градацию на двунадесятые, великие, полиелейные и шестиричные, так же и дни поминовения усопших имеют свое деление.

Установлены две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, называемому также праздником Пресвятой Троицы).

Основной смысл этих Вселенских (то есть общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих.

Основное внимание в эти дни всем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Собственно родительскими субботами являются субботы 2-я, 3-я и 4-я (то есть сегодняшняя) Великого поста. В эти дни Церковь призывает нас компенсировать своей молитвой ту лень и нерадение о молитве за наших почивших сродников, что мы проявляли весь год, а особенно в Великом посту. К тому же в этот период литургия служится не каждый день, а значит и поминовение на проскомидии не совершается.

https://www.youtube.com/watch?v=9qZFJYMCn-M

Но с течением времени в уставе Русской Православной Церкви возникло еще несколько дней особого поминовения усопших. Димитриевская родительская суббота в ноябре связывается с победой благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. В День победы 9 мая поминаются почившие наши сродники, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

И, конечно же, Радоница – во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице), когда мы идем на кладбище, для того чтобы навестить могилы своих родных и близких и прославить Бога за его славное и всехвальное Воскресение.

Необходимо еще раз отметить, что праздник Радоница отмечается только русскими православными христианами, у православных Греции и Ближнего Востока такого праздника не установлено.

Совет

Причиной возникновения Радоницы в первую очередь стало то, что это первый день после Пасхи, в который совершается поминовение усопших. Церковь в этот день как бы делится пасхальной радостью с умершими.

По обычаю после богослужения в храме благочестивые христиане идут на кладбище, где делятся пасхальной радостью с усопшими родными.

Но до Пасхи еще далеко, братья и сестры, и сегодня не забудем усердно помолиться за наших почивших сродников.

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-9-aprelya-2016g

Преподобный Иоанн Ликопольский / +7 920-581-94-31

Аудио

Память 27 марта/09 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобные Варсонофий и Иоанн

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:07 мин. Размер 2 Mb) Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Иоанн родился около 305 года в египетском городе Ликополе близ Фив и с детства выучился ремеслу плотника. В 20 лет он отрекся от мира и собственной жизни и вверил себя духовному руководству святого старца. Он умерщвлял свои желания таким смирением, что вызывал удивление духовного отца, который, желая испытать Иоанна, поручал ему делать вещи невозможные или нелепые.

Однажды старец взял наполовину сгнившую палку, приказал посадить ее в землю и поливать дважды в день, пока она не пустит корни.

В течение всего следующего года Иоанн без ропота и возражений в точности выполнял порученное, причем источник воды находился примерно в трех километрах от кельи.

Таким безоговорочным послушанием он подготовил сердце к принятию благодати Святого Духа и пророческого дара.

Спустя 12 лет его старец умер. Иоанн провел некоторое время в различных общежительных монастырях, а затем вернулся на родину и поселился в пещере, труднодоступной и расположенной на горе неподалеку от города.

Он заложил вход в нее, дабы ничто не причиняло беспокойства его созерцательной жизни.

В пещере отшельник устроил три кельи: одну для телесных нужд, вторую – для работы и для приема скудной пищи, состоявшей из дикорастущих плодов, которые он ел вечером, а третью – для молитвы.

Так он прожил 48 лет, не видя ни одной женщины, не прикоснувшись ни к одной монете. Никто и никогда не видел, как он ест или пьет. Удалившись от земных забот, он занимал освобожденный, чистый ум внутренней молитвой все дни недели, никого к себе не принимая.

Обратите внимание

По субботам и воскресеньям он лишь открывал маленькое окошко и разговаривал с посетителями любого звания, приходившими издалека ради его наставлений.

Он убеждал их как можно тщательнее хранить смирение – венец добродетелей, дабы восторжествовать над наваждениями, которые насылают демоны полагающимся на свои собственные подвижнические труды.

Однажды к нему в Фиваиду пришел из Нитрии великий Евагрий Понтийский вместе с аввой Аммонием (память 10 января).

Подвижники спросили святого Иоанна, откуда исходит тот свет, который ум созерцает в состоянии чистой молитвы, – из него самого или же откуда-то извне.

Он ответил им, что это знание о свете может прийти лишь по благодати Божией в том случае, если дух освободился от многочисленных врагов.

Укрепленный многими годами упорной брани против демонов и пребыванием в молитве, Иоанн получил изобильные дары от Бога, в том числе дар пророчества.

Святой проникал в тайные мысли своих посетителей, заранее оповещал о том, насколько поднимется вода в Ниле – а от этого зависели урожаи.

Он также предсказал поражение эфиопов, которые угрожали римской провинции Египет, известил заранее императора Феодосия о его победе над тираном Максимом (388) и о мятеже, поднятом Евгением (394).

Важно

Святой Иоанн получил дар исцеления, однако, дабы избежать суетной славы, никогда не исцелял страждущих непосредственным образом, но посылал больным сосудик с маслом, которое он благословил, или являлся им во время сна.

В возрасте 90 лет (394), достигший высшего совершенства в подвижнической жизни и созерцании, святой прекратил принимать кого бы то ни было, предался коленопреклоненной молитве, и через три дня его душа переселилась на небо, дабы там насладиться в полной мере лицезрением Господа.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

9 апреля 2012 года

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс
Печать

Источник: http://feofania.okis.ru/news/297083

Ссылка на основную публикацию