Преподобный иосиф волоцкий

Преподобный Иосиф Волоцкий

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель «иосифлянства»,обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Иосифля́не — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению.

Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году — все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти.

Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Обратите внимание

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий.

Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного.

Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал.

Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоцкий монастырь.

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд.

У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст.

Важно

Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания.

Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию.

Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. На рубеже XV–XVI вв. Иосиф Волоцкий принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Он возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью «жидовствующих», пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Е́ресь жидо́вствующих — православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы.

Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария), прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. «Жидовствующими» называли «субботников», соблюдавших все ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия Мессии.

Этнически субботники были русскими. Сами еретики не признавали себя таковыми. Среди них были и высокопоставленные бояре. Обольщенный жидовствующими, великий князь Иоанн III пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами — одного в Успенском, другого — в Архангельском соборах Кремля.

Совет

Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Фёдора Курицына (дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III), брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь.

Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима.

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Основные принципы борьбы с еретичеством Иосиф Волоцкий изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель». Это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви.

По сути дела, в нем было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. Недаром«Просветитель» был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв.

(известно более 100 списков).

Преподобный Иосиф выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких — заточение в темницу.

Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл «отступниками» — эти заслуживают лишь смерти.

В 1504 году по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью.

Обратите внимание

Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния.

А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви.

Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

В начале 1510-х гг. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и «нестяжателем» Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1592229611751868980/prepodobnyj-iosif-volotskij/

Преподобный Иосиф Волоцкий: утраченная тонкость — Православный журнал «Фома»

Много лет назад один крупный ученый бросил ироничную фразу про эпос древних скандинавов: «О нем написано очень много. Тем не менее, кое-что о нем все еще известно».

К несчастью, о святом Иосифе Волоцком можно сказать ровно то же самое. Для современного образованного человека это странная фигура. О нем написаны горы книг и статей.

В нашей публицистике, особенно политизированной, создан устойчивый образ этого человека, давно затмивший истинные черты его личности. Вокруг фантома без конца полемизирует, не замечая… как далек от предмета споров «оригинал».

Для одной группы спорщиков преподобный Иосиф — зачинатель «садически жестокой» традиции в истории нашей Церкви, русский инквизитор в колпаке с прорезями для глаз, сторонник безудержного обогащения духовной власти и раболепный прислужник власти светской. Иначе говоря, ходячий кошмар.

Для другой — это истинно-русский патриот, верный слуга престола, идейный вдохновитель славной опричнины и суровый борец за чистоту веры. Другими словами, образец нравственного совершенства.

Преподобного Иосифа как будто «растащили на клипы». Упростили. Сделали понятнее…

И убили, таким образом, всю многозначность этой фигуры. А ведь он был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом.

Что же касается отношений этого духовными пастыря со светскими властями, то они никогда не носили признаков раболепия, более того, вообще не были ровными и благополучными.

Ему не раз приходилось испытывать тяжелые удары со стороны светских правителей.

Важно

Наша интеллигенция склонна ставить Иосифу Волоцкому в вину, во-первых, исходящую от него апологию церковного «стяжательства» и, во-вторых, гонения на еретиков-«жидовствующих».

Как понимал «стяжание церковное» сам святой Иосиф? Он вовсе не стремился сделать богатыми иноков, священников и архиереев.

Но большие монастыри, да и Церковь в целом — да, должны обладать значительным доходом, ибо только так у Церкви появляется надежный источник для строительства храмов, для наполнения их богослужебной утварью, для милостыни.

Обобщая — только так можно поддержать их самостоятельность, их независимость от воли «сильных людей».

Перу святого Иосифа принадлежит полемический сборник — «Книга на новгородских еретиков» или, иначе «Просветитель». «Слова» (отдельные поучения), составившие этот сборник, он создавал в то время, когда еретикам покровительствовал сам великий князь московский, они были в силе, их боялись.

И правитель русский склонялся к мысли воспользоваться их помощью, чтобы «разъяснить» Русскую церковь, как Шариков — чучело совы в «Собачьем сердце». Иначе говоря, отобрать земли, уничтожить старинную самостоятельность, упростить и подчинить своему контролю.

Высокопоставленные еретики занимали важные посты в духовной и светской иерархии, пользовались большой властью. Их действия вели к разрушению церковного организма и тотальному искажению веры. Противники «жидовствующих» претерпели немало бед.

Защищая свою Церковь от этого недуга, преподобный Иосиф многим рисковал. Шла борьба, обе стороны дрались отчаянно…

Талант полемиста, коим в полной мере обладал Иосиф Волоцкий, сыграл очень важную роль в победе над ересью. Он требовал самых жестких мер, включая смертную казнь. Здесь преподобный Иосиф следовал древней византийской традиции.

Зададимся вопросом: можно ли было поступить иначе? Виднейшие деятели Церкви колебались на этот счет. Русская политическая культура тогда была более мягкой, чем византийская и западноевропейская. В Московском государстве до Ивана Грозного вообще не устраивали массовых репрессий.

«Огненная казнь» для еретиков выглядела на Руси устрашающей «новиной»… Преподобный Иосиф требовал самого сурового отношения к ним, поскольку нарыв зрел на протяжении многих лет, и прочие, традиционные для нашей Церкви методы, — полемика, увещевания, отправка в дальние обители на покаяние — давно были исчерпаны, не дав результата.

Читайте также:  Преподобный иларион оптинский

Нападки «жидовствующих» на Церковь и веру возобновлялись вновь и вновь. Трудно сказать, удалось бы с ними справиться иным способом.

В 1504 году русская столица озарилась кострами, на которых пылали вожди «жидовствующих». В огонь попало лишь девять человек. Подавляющее большинство избегло костра: их отправили в отдаленные монастыри на покаяние. Стоит ли напоминать, что прими обстоятельства иной оборот, и преподобный Иосиф сам мог оказаться и на костре, и в дальней ссылке?

Совет

Для нашего времени та эпоха не должна служить образцом. Жестокое наказание обрушилось на еретиков лишь тогда, когда Церковь оказалась на краю гибели.

Позднее такое случилось лишь однажды — во времена гонений от соввласти, при «обновленцах»… Сейчас Русская Православная Церковь избавлена от столь мучительных степеней страдания.

Да и мир наш стал мягче, легче в нем следовать заповеди Господней «не убий».

Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника.

Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою, да монашескую братию в своей обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году.

Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца.

Источник: https://foma.ru/prepodobnyij-iosif-voloczkij-utrachennaya-tonkost.html

Преподобный Иосиф Волоцкий

празднование совершается 9/22 сентября

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года.

Его благочестивые родители, Иоанн и Марина, жившие в селе Язвище-Покровское (близ г. Волоколамска), отдали семилетнего отрока в обучение старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года даровитый отрок изучил все Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.

В двадцать лет Иоанн ушел в пустынь близ Тверского Саввина монастыря к старцу Варсонофию, а затем, по его благословению, в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию, который постриг юношу в иночество с именем Иосиф.

Около восемнадцати лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника, с усердием выполняя суровые подвиги монашеских послушаний. По преставлении преподобного Пафнутия (11 мая 1477) игуменом Боровского монастыря был назначен преподобный Иосиф.

Обратите внимание

Движимый ревностью о спасении, преподобный ввел в монастыре общежительный устав. Это вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф, покинув обитель, обошел многие русские монастыри и как простой послушник поступил в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь.

Там он еще более утвердился в желании основать общежительную обитель.

Когда в Кирилло-Белозерском монастыре узнали, что преподобный носит сан игумена, он удалился в Волоколамские пределы, где при слиянии рек Струги и Сестры в глухом лесу, на месте, чудесным образом расчищенном налетевшей бурей, в 1479 году основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.

Свой личный подвиг в строгом воздержании, неослабном труде и неусыпной молитве преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которой написал «Устав».

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие из них вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Другим великим подвигом преподобного Иосифа была его борьба против возникшей в России в XV веке ереси жидовствующих.

Он решительно разоблачал еретиков и написал «Сказание о новоявившейся ереси» и «11 слов», в которых изложил православное учение о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о втором пришествии Спасителя.

Собранные впоследствии вместе и дополненные еще 5-ю «Словами», эти сочинения получили название «Просветитель» и в течение ряда веков служили руководством в Православном Богословии.

Источник: https://akafist.ru/saints/iosif-volockij/

Преставился прп. Иосиф Волоцкий :: Календарь Святая Русь

9.09.1515 (22.09). — Преставился прп. Иосиф Волоцкий, искоренитель ереси жидовствующих

Прп. Иосиф Волоцкий

Прп. Иосиф Волоцкий (12.11.1440–9.9.1515) – выдающийся русский церковный деятель, писатель, в міру Иван Санин. Сын волоколамского боярина, семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к благочестивому старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года Иоанн изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.

В 20 лет постригся в Боровском монастыре с именем Иосифа. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника Пафнутия Боровского. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет.

В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре.

Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие.

В 1479 г. из Кирилло-Белозерского монастыря он вернулся в родные волоколамские земли, где при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем Волоколамском монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из устава прп. Нила Сорского.

Будучи монахом, прп. Иосиф тем не менее живо участвовал в общественно-политической и государственной жизни. Богословски образованный, он вел борьбу с областным сепаратизмом. В споре с прп.

Нилом Сорским защищал имения монастырские, приводя свидетельства основателей русского монашества и настоятелей других обителей, которые владели селами для прокормления и возможности духовно-просветительской деятельности монастырей.

Важно

Он считал, что Церковь не должна отворачиваться от мiра и от государственной жизни, но должна активно влиять на нее ради спасения пасомого народа.

Это влияние прп. Иосиф простирал и до царской власти, внеся большой вклад в ее истинно-православное понимание.

Известно его знаменитое речение: «Если Царь царствует над людьми, но над собою позволяет царствовать скверным страстям и грехам, сребролюбию и гневу, лукавству и неправде, гордости и ярости, злейши же всего — неверию и хуле, то такой царь не Божий слуга, но диавольский, и не царь, но мучитель…

Такого Царя, из-за его лукавства, не называл царем Господь наш Иисус Христос, но лисом… И ты такого царя или князя да не послушаеши, приводящего тебя к нечестию и лукавству, даже если мучит и смертию грозит…».

Величайшим подвигом прп. Иосифа была его борьба против ереси жидовствующих. Ересь появилась в Новгороде после приглашения туда в 1470 г. на кормление киевского князя Олельковича, в свите которого был медик-еврей Схария, насаждавший ересь.

Жидовствующие отрицали догмат о Пресвятой Троице, исповедуя еврейское единобожие; отрицали Божество Иисуса Христа, Его Воскресение и Страшный Суд; хулили Божию Матерь и Голгофский Крест; отрицали таинства и почитание икон, над которыми совершали кощунства, отрицали загробную жизнь и др.

С тех пор как св. Князь Владимір отверг иудейскую веру, принесенную хазарами, и Русь обновилась благодатью Крещения, «великая Русская земля пятьсот лет пребывала… в православной вере христианской», однако «враг человеческого спасения, диавол, привел скверных и помраченных евреев в Великий Новгород». Борьбу с ересью возглавил свт. Геннадий Новгородский.

Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась православная государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает.

Ведь в строгом смысле – и это особенно подчеркивает прп.

Совет

Иосиф – «ересь жидовствующих» была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством – совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему.

Сборник «слов» против жидовствующих, над которым прп. Иосиф работал в 1494-1506 гг., названный впоследствии «Просветителем», состоит из 16 текстов. В них дана общая оценка новгородской ереси и предлагаются меры для ее искоренения.

«Нынешние… отступники гораздо хуже тех [прежних еретиков], сквернее и лукавее, – писал прп. Иосиф в «Просветителе». – Находясь среди православных, они выказывают себя православными, и если кто-либо крепко стоит в вере Христовой и Православии, от того они всячески таятся; если же увидят кого-нибудь из более простодушных, то готовы уловить его.

Чтобы привлекать людей в жидовство, они дерзают даже становиться священниками…

Если же кто-либо из православных захочет восстать на них с обличением, то они отрекаются от жидовской веры, да еще и проклинают ее последователей, и клянутся страшными клятвами, что они православные, – для того, чтобы их не разоблачили и им удобнее было бы тайно прельщать православных».

На церковных Соборах 1490 и 1504 гг. прп. Иосиф был главным их обличителем. Он призывал к строгому наказанию отступников, дабы «мы не погибли, как погибли Армянское, Эфиопское и Римские царства.

Ведь они погибли по небрежению тогдашних православных царей и святителей, а за такое небрежение эти цари и святители будут осуждены на Страшном Суде Христовом».

Собор определил внести анафему жидовствующим в чин Торжества Православия.

Преподобный Иосиф был причислен к лику святых 20 декабря 1578 г., вскоре после своей кончины. Многие из учеников и последователей преподобного Иосифа Волоцкого также вошли в лик российских святых; сам Иосифо-Волоцкий монастырь монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Из виднейших пострижеников Иосифо-Волоколамского монастыря упомянем таких архипастырей, как митрополиты Московские и всея Руси Даниил и свт.

Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.

Церковь наша, тревожимая ныне еретиками и раздираемая раскольниками,  нуждается  в  твердом оружии против них.

Таким оружием и является слово преподобного Иосифа Волоцкого, который не только разоблачил конкретную ересь ХV в.

, но, защищая Православие, дал образец подхода к любому неправославному учению, – будь то латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление «нового религиозного сознания».

Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!

Прп. Иосиф Волоцкий пишет «словеса обличительные» на жидовствующих. Лицевой летописный свод. ХVI в.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Обратите внимание

О современных жидовствующих см:
Ирония судьбы священника-иудеохристианина Александра Меня

+ + +

Во время прп. Иосифа Волоцкого было широко распространено ожидание конца света по истечении седьмой тысячи лет от Сотворения мира (в 1492 г. по современному летосчислению). И когда этого не произошло, сей факт не преминули использовать еретики в целях борьбы с Церковью. Этому вопросу прп. Иосиф также посвятил одно из своих «Слов», уместное и в наши дни.

Отрывки из Слова девятого
против ереси новгородских еретиков, говорящих: “Почему нет второго пришествия Христова, хотя время его уже наступило? Ведь апостолы написали, что Христос родился в последние лета, и уже тысяча пятьсот лет прошло по Рождестве Христовом, а второго пришествия Христова нет, – следовательно, писания апостолов ложны”. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что писания святых апостолов истинны, поскольку внушены Святым Духом.

Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, благо, полезно и спасительно, в особенности же писания святых и божественных апостолов. Ведь Господь сказал им: “Вы друзья Мои…

ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин. 15:14–15). Поэтому то, о чем они говорили, учили и писали – истинно, полезно и спасительно для душ наших.

А те, кто думают не так, обнаруживают свою злобу и непростительное безумие, новейший вид нечестия, признак гордости и неверия.

Если бы они имели веру со смиренномудрием, то согласились бы со сказанным в Священном Писании: “Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта – и кто отвратит ее?” (Ис. 14:27) – и не смели бы особенно допытываться о том, что умалчивается, и расспрашивать о сокрытом….

Апостол сказал: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением”, – то есть: Господь не пришел пока судить не потому, что замедлил, но потому, – говорит он, – что “долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”.

И еще говорит блаженный апостол Петр: “Долготерпение Господа нашего Иисуса Христа почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания” (см. 2 Пет. 3:15–16).

Важно

И святой апостол Павел восклицает: “В последние времена наступят времена тяжкие, ибо люди будут… дерзки, заносчивы… более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся” (см.: 2 Тим. 3:1, 3–5). И еще апостол Петр сказал: “И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси” (2 Пет. 2:1).

Читайте также:  Праведная иулиания ольшанская

И божественный апостол Иуда, брат Иакова, так говорит: “Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели… Это люди, отделяющие себя… душевные, не имеющие духа” (Иуд. 1:17–19).

“Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения” (2 Пет. 3:17).

Вот какое попечение о нашем спасении имеют божественные апостолы! Как же мы, страстные и окаянные, смеем говорить: “Почему Бог не сделал это так, как представляется нам?” Мы настолько помрачены своей злобой, что за великое милосердие Благодетеля предъявляем Ему требования и за великое человеколюбие Владыки досаждаем Ему и говорим: “Почему Он задержался с судом? Отчего долго нет Его второго пришествия?”…

Послушай и о том, почему святые апостолы говорили, что Господь родился в последние времена.

Ведь Он не пришел на землю родиться ни в первую тысячу, ни во вторую, ни тогда не пришел, когда увеличились преступления заповедей Божиих и люди осквернили землю убийствами и кровью, прелюбодеяниями и блудом, отчего Господь навел потоп и погубил всех, и лишь немногие спаслись.

Не пришел Он и тогда, когда люди стали делать идолов и вместо Создателя поклонялись твари. Когда же прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти нас. Потому святые апостолы и сказали, что Господь родился в последние времена.

Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: “Никто не знает, ни Ангелы небесные… но только Отец” (Мк. 13:32). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши.

Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы – и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих. Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию.

Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, – и тот не погиб, но благочестие победило осуждение (Иона 1, 2; 3:1–10). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить (4 Цар.

20), – и он не умер. И об Ахаве сказал: “Наведу на тебя зло”, – и не навел (3 Цар. 21).

Упоминая об этом, мы не говорим, что Господь лжет, но хотим показать, что преблагой Господь покоряется Своему человеколюбию.

Совет

Ведь и ниневитяне, будучи варварами и не зная Священного Писания и страха Божия, не отчаивались о своем спасении и не говорили: “Бог повелел, Царь установил, и как может это быть иначе?” Но все пришли к покаянию и вскоре отвратились каждый от своего греховного пути и от неправды в делах своих, говоря: “Кто знает, может быть, Господь пожалеет, и внемлет мольбам, и отвратит свой гнев и ярость, и мы не погибнем”. И увидел Бог по делам их, что они отвратились от своих греховных путей, и пожалел Господь о напастях, которые обещал им.

Когда же прошли указанные три дня и Ниневия не погибла, они не вопрошали Господа, не стали говорить, что слово Его не сбылось. А мы, названные чадами Божиими, святым народом, нося Христово имя, вопрошаем и допытываемся, говоря: “Почему задерживается второе Христово пришествие, ведь уже пора ему быть?”

О злой и лукавый обычай! За великое человеколюбие Владыки мы оказываемся врагами Его и за неисчислимое Его к нам милосердие убегаем от служения. Да не говорится лишнее в церкви Божией; да прославляется умение принимать на веру; да не выпытывается то, о чем не сказано.

Если мы начнем выведывать неизведанное, то погибнем, как и ниневитяне, которые спустя некоторое время забыли милость Божию и вернулись к прежнему злу. И был послан к ним от Бога пророк Наум, но они не поверили его проповеди, надеясь, что пророчество его не сбудется, как не сбылось Ионино.

Смотри, что говорит о них пророк Божий Наум: погибнет Ниневия водами пресными и огнем подземнымя (ср.: Наум. 1:8–10). Так и случилось: озеро, находящееся в окрестностях города, затопило его, и огонь, пришедший из пустыни, сжег его верхнюю часть.

Поверив проповеди пророка Ионы, они были спасены; когда же проповеди пророка Наума не поверили, тогда погибли окончательно.

И если бы после Христова пришествия минуло пять тысяч пятьсот лет, – столько же, сколько прошло и до пришествия Его, – и тогда не позволено было бы говорить и вопрошать об этом. Ведь ты, будучи человеком, не знаешь своего собственного естества: как ты появился, и сколько лет продлится твоя жизнь, и какой будет кончина. Самого себя не зная, как можешь допытываться о Божественном?..

Как сказал великий Павел об Аврааме и о послушании его: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное” (Рим. 4:20–21).

И еще он говорит: “Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя” (Евр. 10:38). Ведь мы, братия, живем не для сомнения погибельного, но для веры, спасающей душу: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом…

Обратите внимание

Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое… А без веры угодить Богу невозможно” (Евр. 11:1, 3, 6).

И еще говорит апостол: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу” (2 Кор. 10:4–5). Ибо сказано Святым Духом: “Верен Господь во всех словах Своих” (Пс. 144:13), в том, что повелевает, или отвергает, или обещает, или запрещает (ср.: Втор. 7:9; 32:4; 2 Тим. 2:13; Евр. 10:23).

И довольно об этом.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25092201Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25092201

Иосиф Волоцкий, преподобный

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

  • Воскресенье, 22  Сентября
  • Четверг, 31  Октября

Смотреть иконы святого Иосифа

Житие

Святой преподобный Иосиф, в миру — Иоанн Санин, родился в 1440 году в благочестивой дворянской семье от родителей  Иоанна и Марины, живших близ Волоколамска в селе Язвище. Жизнь святого с детства была связана с монастырями. Там он научился грамоте и получил первое образование. Видя, что Иоанн разумен не по летам, люди говорили: Что будет из этого отрока? Благодать Божия на нем.

Видя суету мирской жизни, отрок всей душой стремился к монашеству и молился о даровании ему наставника. Когда Иоанну было 20 лет, Господь привел его в Боровск, к преподобному Пафнутию, который выслушав юношу, дивился его мудрости и принял в обитель. Иоанн был пострижен в иноки с именем Иосиф.

Святой с усердием трудился на кухне и в хлебопекарне, ухаживал за больными и переписывал книги.

Заботясь о своих престарелых родителях, он забрал отца в свой монастырь, где ухаживал за ним 15 лет до самой его кончины, мать же его приняла постриг в женском монастыре.

Иосиф с такой любовью ухаживал за отцом, что все больные, находящиеся на попечении монахов монастыря, просили именно Иосифа ухаживать за ними.

Старец Пафнутий возлюбил Иосифа как сына и рассказывал ему все, что открывал ему Господь.

Постоянное общение со старцем Пафнутием, славившимся своей образованностью, и чтение книг из богатой монастырской библиотеки дали Иосифу глубокие познания в богословии, благодаря которым впоследствии он написал свою знаменитую книгу Просветитель. Перед своей кончиной, старец Пафнутий назначил игуменом Иосифа и мирно отошел ко Господу в 1478 году.

Однако недолго святой пробыл в Пафнутие-Боровском монастыре. Решив ввести там общежительный устав, он не встретил поддержки среди братии и тайно покинул монастырь.

Важно

Святой обошел множество обителей под видом простого неученого монаха, но нигде ему так не понравилось, как в Кирилло-Белозерском монастыре с его богатой библиотекой и строгим общежительным уставом.

Поэтому святой решил уйти в пустынное место и основать там свой монастырь по подобию Кириллова.

Преподобный Иосиф  направился в Волоколамск к брату Ивана III удельному князю Борису Васильевичу, испросил у него землю для нового монастыря и заложил обитель.

Так возник один из самых могущественных монастырей Московии Иосифо-Волоцкий монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда стали приходить князья и бояре для покаяния и многие принимали постриг.

Устав там был самый строгий: ели все один раз в день, не зависимо от тяжести послушания, зимой носили ту же рясу что и летом. Не все любили строгого игумена и многие монахи не выдержав, покидали  монастырь, зато оставались самые верные и сильные духом.

Новая обитель сначала испытывала во всем недостаток, хотя ее и поддерживал Волоцкий князь Борис. Он часто приезжал в обитель и привозил с собой брашна и питие. Благодаря авторитету преподобного Иосифа, от вельмож монастырю переходило в дар все больше и больше земли, и скоро монастырь стал не просто средоточием духовной жизни, но и крупным культурным и экономическим центром.

Тем временем князь Борис  скончался, а его сыновья приняли попечение об обители преподобного Иосифа с еще большим усердием. Вскоре заболел и скоропостижно скончался молодой князь Иоанн Борисович.

Святой Иосиф опечалился его кончиной без покаяния и причастия и, помолившись, воскресил его, говоря, что князь просто задремал.

Совет

Иоанн благодарил святого, за то, что не дал погибнуть его душе, исповедался, причастился и вскоре мирно отошел ко Господу.

Одной из важнейших заслуг преподобного была активная борьба со страшной ересью жидовствующих. На протяжении почти 17 лет она тайно распространялась и дошла до княжеского двора.

Сама невестка Иоанна III, Елена Волошанка, чей сын должен был стать наследником престола, стала покровительницей жидовствующих, к секте примкнул и митрополит Московский Зосима. Ересь отвергала Христа, как Спасителя, признавая в нем просто пророка.

Терялся смысл искупительной жертвы Христа, и Церковь теряла все свое основание. Древнерусские книжники прозвали еретиков «жидовствующими» то есть подражающими иудеям, отвергающим Христа. Священники-еретики продолжали служить, кощунствуя над святыней.

Раскрыть ересь удалось случайно, и сразу началась сложнейшая борьба по ее искоренению, в которой преподобный Иосиф употребил все свое красноречие, ум и духовный опыт.

Стараниями архиепископа Новгородского и преподобного Иосифа были созваны архиерейские соборы в 1490 и 1504 годах, на которых эта ересь была обличена. Святой написал книгу Просветитель для поучения и отвращения людей от лжеучения.

Она актуальна и сейчас и содержит почти все, что христианин должен знать о своей вере. Достаточно прочесть эту книгу внимательно один раз, чтобы дать ответ на любой вопрос, смущающий верующего христианина.

Также святой стал автором  Послания иконописцу  и написал три Слова о почитании икон.

Обратите внимание

В монашестве того времени преобладало нестяжательство монастыри, не имели земель с крестьянами, приносящих доходы и жили в условиях строгой аскезы.

Читайте также:  Молитвы святителю николаю чудотворцу - для путешествующих

Преподобный Иосиф видел в богатствах монастыря возможность помогать бедным и нести служение людям, развить школьную и книжную деятельность, устроить больницы, богадельни, скриптории и иконописные мастерские.

Личная бедность монаха могла прекрасно сочетаться с коллективным богатством монастыря, который лишь распределял свои средства среди нуждающихся.

У Иосифа в монастыре тысячи крестьян кормились в голодные годы. Однажды в Волоколамской области наступил голод, и множество людей пришло к стенам монастыря, надеясь на помощь. Несмотря на нехватку запасов, святой Иосиф велел всех кормить хлебом, занимая деньги на зерно у более состоятельных людей.

Когда же братия начала роптать на своего игумена, он своим красноречивым словом призвал их к совершению доброго дела с верой и любовью. Неожиданно в монастырь приехал великий князь московский Василий  Иоаннович и привез большие запасы продовольствия.

Узнав, что святой кормит народ, занимая при этом деньги, князь повелел привезти большие запасы зерна из своего княжества, и в монастыре вновь настало изобилие.

Зная о своей близкой кончине, преподобный вручил свой монастырь на попечение великого князя Василия Иоанновича, прося его позволить братии самой избирать себе игумена и придерживаться установленных монастырских уставов. Святой преподобный Иосиф Волоцкий скончался в день памяти богоотец  Иоакима и Анны 22 сентября в возрасте 76 лет и был торжественно погребен

В 1591 году произошло общецерковное прославление преподобного Иосифа Волоцкого. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря и доступны для поклонения. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Iosif_Volockijj_prepodobnyjj.html

Читать

Об авторе: преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515).

Дни памяти: 9(22) сентября, 18(31) октября.

В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря.

Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни основал 1479 в районе Волоколамска монастырь, получивший позже его имя (Иосифо-Волоколамский монастырь), где ввел правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.

Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти – в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.

Важно

Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т. ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.

Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения нестяжателей.

На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года – жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).

В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.

В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.

Преставился 9 сентября 1515 года.

Основное его сочинение – «Просветитель» («Книга на новгородских еретиков») в краткой и пространной редакциях.

Его перу принадлежит: краткая и пространная редакции монастырского «Устава», трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обиды творити» (ок. 1507), «Уехав» в краткой редакции (кон. XV в.) и пространной (минейной, ок.

1515); также более 20 посланий к различным лицам: великим кн. Ивану III и Василию III; И. И. Третьякову (1510—11), Б. В. Кутузову (1511) и другим.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту,

милости подателя, разсуждения светильника,

вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя,

премудраго Иосифа, российскую звезду,

молящася Господу помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,

и страстная взыграния в ничтоже вменив,

пустынный гражданин показался еси,

многих быв наставник, Иосифе преподобне,

монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель

моли Христа Бога спастися душам нашим.

Совет

Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV–XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви.

Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы.

Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня.

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины.

Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению.

В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа.

Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован.

Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины.

Обратите внимание

Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария).

Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

Восемнадцать лет провел Иосиф в послушании у преподобного Пафнутия, нес возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице.

По преставлении преподобного Пафнутия в 1478 г. управление обителью перешло к преподобному Иосифу. Желая установить совершенное и полное общежитие братии, преподобный Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни.

Порядок, какой он желал учредить в своем братстве, преподобный нашел в Кирилло-Белозерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом.

Но многие из братии Пафнутьевского монастыря отказывались принять строгий чин общежития, и тогда преподобный Иосиф задумал основать новую обитель в безлюдном, нетронутом месте.

С немногими единомысленными ему братиями он удалился в лесную пустошь близ Волока Ламского и там основал обитель по образу монастыря Кириллова. Первый храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был освящен 15 августа 1479 г.

Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии.

Преподобный устроил строгое и совершенное общежитие. Устав обители, позднее изложенный преподобным Иосифом[1], сохранил для нас монастырские правила.

Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание, непрестанный труд и молитва.

Важно

Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других.

Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день.

К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием.

Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу.

Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие – сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=431227&p=1

Иосиф волоцкий

0 комментариев

Иосиф волоцкий  (Иван Ива­но­вич Са­нин) — церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви.

Про­ис­хо­дил из се­мьи не­бо­га­то­го во­ло­ко­лам­ско­го зем­ле­вла­дель­ца. Сре­ди род­ст­вен­ни­ков Иосифа Волоцкого бы­ло мно­го круп­ных цер­ков­ных дея­те­лей и пи­са­те­лей [ар­хиепископ Рос­тов­ский Вас­си­ан Са­нин (умер в 1515 году), До­си­фей То­пор­ков (умер около 1547 года) и др.].

В 1446 году Иосиф Волоцкий был от­дан «в нау­ки» к стар­цу во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го монастыря Ар­се­нию Ле­жен­ке. В 1460 году при­нял по­стриг в ос­но­ван­ном Паф­ну­ти­ем Бо­ров­ским ка­луж­ском монахом Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (ос­но­ван в 1444 году).

По­сле смер­ти Паф­ну­тия стал на­стоя­те­лем мо­на­сты­ря, од­на­ко в 1479 году, из-за кон­флик­та с великим князем Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем и не­до­воль­ст­ва бра­тии вве­де­ни­ем стро­го­го об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва, ос­та­вил игу­мен­ст­во и по­сле хо­ж­де­ния по русским мона­сты­рям ос­но­вал Иоси­фо-Во­лоц­кий монастырь, став­ший в конце XV — 1-й половине XVI веков круп­ным цер­ков­но-по­ли­тическим и куль­тур­ным цен­тром Ру­си.

Совет

С име­нем Иосифа Волоцкого тра­ди­ци­он­но свя­зы­вают ис­то­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния русской об­щественной мыс­ли — ио­сиф­лян­ст­ва (смотри Иосиф­ля­не). На со­бо­ре 1503 года вы­сту­пил про­тив не­стя­жа­те­лей, обос­но­вав уче­ние о не­от­чу­ж­дае­мо­сти иму­ществ Церк­ви.

В ка­че­ст­ве прак­тического ар­гу­мен­та в поль­зу мо­на­стыр­ской соб­ст­вен­но­сти Иосиф Волоцкий ука­зы­вал на то, что в бо­га­тые мо­на­сты­ри идут лю­ди бла­го­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, спо­соб­ные впо­след­ст­вии за­нять епи­скоп­ские ка­фед­ры.

Дей­ст­ви­тель­но, многие пред­ста­ви­те­ли русского епи­ско­па­та XVI века бы­ли по­стри­же­ны в Ио­си­фо-Во­лоц­ком монастыре. Иосифу Волоцкому уда­лось убе­дить Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча от­ка­зать­ся от се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель.

Иосиф Волоцкий при­нял ак­тив­ное уча­стие в борь­бе с ере­сью «жи­дов­ст­вую­щих», со­ста­вив пер­вое в ис­то­рии русской бо­го­слов­ской мыс­ли апо­ло­ге­тическое и по­ле­мическое со­чи­не­ние, где в яр­кой и ди­на­мич­ной фор­ме из­ло­же­ны ос­но­вы пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния.

В 1507 году из-за кон­флик­та с князем Фё­до­ром Во­лоц­ким (1476-1513 годы), предъ­я­вив­шим мо­на­сты­рю фео­даль­ные пре­тен­зии, об­ра­тил­ся к Ва­си­лию III Ива­но­ви­чу, про­ся из­ба­вить мо­на­стырь от «удель­но­го на­силь­ст­ва» и при­нять в «своё ве­ли­кое го­су­дар­ст­во». Кон­фликт раз­ре­шил­ся в поль­зу Ио­си­фа Во­лоц­ко­го.

Сре­ди со­чи­не­ний Иосифа Волоцкого центральное ме­сто за­ни­ма­ет «Про­све­ти­тель» («Кни­га на ере­ти­ков»).

Основное со­дер­жа­ние кни­ги — оп­ро­вер­же­ние мне­ний «жи­дов­ст­вую­щих» и по­сле­до­ва­тель­ная за­щи­та дог­ма­тов пра­во­слав­ной ве­ры: о Трои­це, о Бо­го­во­пло­ще­нии, о по­чи­та­нии икон, о свя­то­оте­че­ском уче­нии, о сро­ках кон­ца све­та, об ин­сти­ту­те мо­на­ше­ст­ва и т.д.

«Ус­тав» со­дер­жит опи­са­ние ор­га­ни­за­ции стро­го­го мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия. Не­пре­хо­дя­щее зна­че­ние для древнерусской эс­те­ти­ки име­ли ад­ре­со­ван­ные иконописцу Дио­ни­сию три сло­ва об ико­нах, ока­зав­шие влия­ние на фре­ски Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря.

Жи­тия Иосифа Волоцкого бы­ли соз­да­ны епископом Сав­вой Чёр­ным (умер в 1554 году) и сербским ду­хов­ным пи­са­те­лем Львом Фи­ло­ло­гом (умер не ра­нее 1534 года); цен­ные све­де­ния об Иосифе Волоцком со­дер­жат «Над­гроб­ное сло­во» и Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, со­став­лен­ные около 1546-1547 годов пле­мян­ни­ком Иосифа Волоцкого — До­си­фе­ем То­пор­ко­вым.

Дни па­мя­ти — 9(22) сен­тяб­ря и 18(31) ок­тяб­ря.

Сочинения: 

Про­све­ти­тель, или Об­ли­че­ние ере­си жи­дов­ст­вую­щих. Ка­зань, 1857;

[По­сла­ния] // Ка­за­ко­ва Н. А., Лу­рье Я. С. Ан­ти­фео­даль­ные ере­ти­че­ские дви­же­ния на Ру­си XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955;

По­сла­ния. М.; Л., 1959.

Иллюстрация: 

Обратите внимание

Пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий. Ико­на XVII века из быв­ше­го Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря Мо­сков­ско­го Крем­ля. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Бул­га­ков Н.А. Пре­по­доб­ный Ио­сиф Во­ло­ко­лам­ский. СПб., 1865
  • Хру­щов И.П. Ис­сле­до­ва­ние о со­чи­не­ни­ях Ио­си­фа Са­ни­на. СПб., 1868
  • Бу­дов­ниц И.У. Рус­ская пуб­ли­ци­сти­ка XVI в. М.; Л., 1947
  • Лу­рье Я.С. Идео­ло­ги­че­ская борь­ба в рус­ской пуб­ли­ци­сти­ке кон. XV – нач. XVI в. М.; Л.

    , 1960

  • Ере­мин И.П. Ли­те­ра­ту­ра Древ­ней Ру­си: Этю­ды и ха­рак­тери­сти­ки. М.; Л., 1966
  • Зи­мин А.А. Круп­ная фео­даль­ная вот­чи­на и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская борь­ба в Рос­сии (кон. XV – XVI вв.). М., 1977
  • Зо­ло­ту­хи­на Н.М. Ио­сиф Во­лоц­кий. М., 1981
  • Алек­се­ев А.И. Под зна­ком кон­ца вре­мен. СПб.

    , 2002

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/iosif_volotskii_ivan_ivanovich_sanin

Ссылка на основную публикацию